Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛЕФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛЕФ")

Ленинградский мост

Через канал имени Москвы, на Ленинградском шоссе. Построен в 1937 (инженер Е.С. Уланов), реконструирован (старый мост перенесён на другие опоры) в 1970 (инженер Н.Н. Рудомазин, архитектор К.Н. Яковлев). При реконструкции увеличена ширина мостового полотна, заменено пролётное строение неразрезными стальными цельносварными пролётами, усилены опоры. Полная длина моста 248 м, ширина 30,1 м. По мосту организовано движение автотранспорта.

Л.Ч.

Ленинградский проспект

Ленинградский проспект (до 1957 часть Ленинградского шоссе), между площадью Белорусского вокзала и Ленинградским и Волоколамским шоссе, на северо-западе Москвы. Возник как часть Тверской дороги. В 1775-82 сооружён Петровский подъездной дворец (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). В 1827 образовался Петровский парк. Во второй половине XIX - начале XX вв. за Тверской заставой Камер-Коллежского вала построены рестораны, гостиницы, трактиры «Яр» (ныне «Отель Советский»), «Стрельна», «Мавритания», «Эльдорадо», табачная фабрика С.С. Габая (ныне «Ява»), кондитерская фабрика братьев Сиу (ныне кондитерская фабрика «Большевик», д. 15), завод «Изолятор» (ныне д. 72) и др. В 1882 в районе шоссе, на Ходынском поле, была открыта Всероссийская художественно-промышленная выставка.

В 1920-х гг. возник жилищно-строительный кооператив «Сокол» во Всехсвятском. В 1926 построен д. 14 (архитектор Н.Д. Колли), в 1929 - фабрика-кухня (д. 7), в 1930 - 2-й часовой завод (д. 8, новый корпус - 1967), в 1931 - здание аэровокзала у входа на Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе. В 1928 сооружён стадион «Динамо», в 1934 - стадион «Юные пионеры». В 1938 построены д. 60 (архитектор Б.В. Ефимович), д. 62 (архитектор С.М. Кравец), в 1939 - д. 56 (архитектор З.М. Розенфельд), в 1940 - д. 27 (так называемый дом Бурова; архитекторы А.К. Буров, Б.Н. Блохин) и др. В середине 30-х гг. Ленинградское шоссе расширено, часть его озеленена. В июле 1941 в здании, где ныне располагается «Отель Советский», сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района (мемориальная доска). С конца 40-х гг. продолжалась застройка Ленинградского проспекта и прилегающего к нему района Песчаных улиц. В 1951 построены д. 9а (архитектор А.Г. Рочегов), д. 48 (архитектор А.В. Мезьер) и др. В 1956-58 проведена комплексная реконструкция Ленинградского проспекта. В 1957 построен д. 9 (архитектор А.В. Курносов), в 1958-59 - д. 33 (архитекторы Л.Б. Карлик, Н.А. Джеванширова). В 1962 сооружён Дворец спорта ЦСКА (д. 39), в 1965 - Центральный городской аэровокзал, в 1967 - д. 33а (архитектор Карлик) и др. На Ленинградском проспекте: станции метро «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол».

Ленинградское шоссе

Ленингра́дское шоссе́ (в 1915 — 1924 Петроградское шоссе), между Ленинградским проспектом и МКАД, на севере Москвы. Возникло как часть Тверской дороги, с 1713 часть Петербургского тракта, с 1817 шоссе. Ленинградское шоссе — основная магистраль, связывающая центр Москвы с районом Химок, где в 1930-х гг. сооружено Химкинское водохранилище и строился Канал имени Москвы. В 1937 сооружены Северный речной вокзал, Северный порт, в 1938 — Водный стадион. В 1942—43 в д. 10 размещался госпиталь для партизан (мемориальная доска). В 60—70-х гг. развернулось массовое жилищное строительство в прилегающем к Ленинградскому шоссе районе Химки-Ховрино. На берегу Химкинского водохранилища возник жилой микрорайон «Лебедь». В 1957 заложен Парк Дружбы. В 1962 построена водная станция ДСО «Спартак». В ходе реконструкции Ленинградского шоссе в 1960—61 сооружены первый и второй Ленинградские путепроводы. На Ленинградском шоссе: Чугунолитейный завод имени П.Л. Войкова, Центральный архив литературы и искусства (д. 50), кинотеатр «Варшава» (д. 10а), станция метро «Войковская».

Ленино

Ле́нино парк; в статье Царицыно.

Ленино парк

См. в статье Царицыно.

Ленино-Дачное

См. Ленино.

«Ленинские горы»

Станция метро на Сокольнической линии. Открыта в 1959. Архитекторы М.П. Бубнов, А.С. Маркелов, М.Ф. Марковский, А.К. Рыжков, Б.И. Тхор. Станция расположена в нижнем ярусе метромоста. Вестибюли (архитекторы Н.И. Демчинский, В.И. Алёшина) имеют выходы на обоих берегах Москвы-реки; на Воробьёвы горы - подъём на эскалаторах. Зал остеклён, каркас сооружён из дюралюминиевых элементов, пол выложен метлахской плиткой. В связи с реконструкцией метромоста с 1989 закрыта, поезда остановок не делают.

Ленинский проспект

Ленинский проспект (до 1957 Большая Калужская улица, часть Калужского шоссе и автострады Москва-Киев), между Октябрьской площадью и МКАД, на юго-западе Москвы. Основная магистраль, связывающая юго-западную часть Москвы с центром. Застройка современного Ленинского проспекта осуществлялась в три этапа: в XVIII в. - 1940-х гг. - территория до современной площади Гагарина (бывшая площадь Калужской заставы); в 50-60-х гг. - до улицы Кравченко; с 60-х гг. - до МКАД.

С XIV в. часть дороги на Калугу и Боровск. В XVIII в. на Большой Калужской улице были дачи П.А. Демидова, князей Голицыных, князя Н.Ю. Трубецкого. В 20-40-х гг. XIX в. эти земли куплены в казну, образовалось имение «Нескучное». В 1790-х гг. - 1801 возведено здание Голицынской больницы (архитектор М.Ф. Казаков), в 1828-32 - 1-й Градской больницы (архитектор О.И. Бове). Ныне оба здания в составе 1-й Городской клинической больницы имени Н.И. Пирогова (д. 8). В конце XVIII в. построен д. 6 (ныне Горная академия, здание перестроено в 1947-50). В середине XIX в. здания суконной фабрики Титова были перестроены для больницы (с 1878 2-я Градская, ныне в составе 1-й Городской клинической больницы). В 1900 построен д. 27 (архитектор С.У. Соловьёв, ныне 5-я клиническая больница), в 1912 - 13 - д. 17 (ныне Клиника кожных болезней).

В 1926-27 сооружены здания для ряда научных институтов АН СССР (дома 29-33, архитектор В.Д. Кокорин). В 1937 построены д. 42 - здание ВЦСПС (архитектор А.В. Власов), д. 55 (архитектор А.В. Щусев). В 1939-40 сооружены дома 18, 20-21, 23-26, 28 и др. (архитектор А.Г. Мордвинов), 12, 16 (архитектор Д.Н. Чечулин), 13 (архитектор Щусев) и др. В 40-х гг. началось строительство площади Калужской заставы (современная площадь Гагарина). В июле 1941 в д. 6 формировалась 1-я дивизия народного ополчения Ленинского района (мемориальная доска). В 1949 построен д. 11 (архитектор И.В. Жолтовский). С 1957 началось строительство Ленинского проспекта в районе Юго-Запада. Авторы проектов - архитекторы Г.Я. Чалтыкян, Е.Н. Стамо и др. В 1963 сооружён универмаг «Москва» (д. 54). В 1967 построены дома 92-97 (архитектор Стамо), гостиница «Спутник» (архитекторы И.А. Катков, О. Афанасьев и др.), здание Государственного комитета по стандартам (д. 9, архитекторы Я.Б. Белопольский, Е.В. Козлов и Ю.А. Тихонов). С 70-х гг. ведётся строительство в районе Богородского и Тропарёва.

На Ленинском проспекте: Физический институт РАН (д. 53), Институт металлургии имени А.А. Байкова (д. 49), Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского (д. 47), Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева (ИНХС) (д. 29), Институт нефтехимической и газовой промышленности (д. 65); станции метро «Октябрьская», «Ленинский проспект».

«Ленинский проспект»

станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1962. Архитекторы А.Ф. Стрелков, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, Н.А. Алёшина, А.А. Марова. Вестибюли, выполненные из железобетонных элементов и стекла, находятся по обе стороны Окружной железной дороги в районе площади Гагарина, между улицей Вавилова и Ленинским проспектом. В отделке станционного зала использованы светлый мрамор, белая керамическая плитка. Пол выложен плитами из серого и красного гранита.

«Ленинский проспект»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ле́нинский проспе́кт» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1962. Архитекторы А.Ф. Стрелков, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, Н.А. Алёшина, А.А. Марова. Вестибюли, выполненные из железобетонных элементов и стекла, находятся по обе стороны Окружной железной дороги в районе площади Гагарина, между улицей Вавилова и Ленинским проспектом. В отделке станционного зала использованы светлый мрамор, белая керамическая плитка. Пол выложен плитами из серого и красного гранита.

«Ленком»

«Ленком» (улица Малая Дмитровка, 6), драматический театр. Основан в 1927 как Центральный театр рабочей молодёжи (ТРАМ), с 1938 имени Ленинского комсомола, с 1990 современное название. В 1933-37 театр возглавлял режиссёр И.Я. Судаков, в 1938-51 художественным руководителем театра был И.Н. Берсенев. С ним вместе пришли в театр актёры С.Г. Бирман, Д.Г. Вовси, С.В. Гиацинтова, Б.Ю. Оленин, Р.Я. Плятт. Спектакли: «Нора» Г. Ибсена (1939), «Валенсианская вдова» Лопе де Веги (1940), «Парень из нашего города» К.М. Симонова (1941), «Живой труп» Л.Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1944) и др. После смерти Берсенева театр в 1952 возглавляла Гиацинтова, в 1957 художественным руководителем стал С.А. Майоров, в 1960 - Б.Н. Толмазов. В 1963 в театр пришёл А.В. Эфрос. Его спектакли «В день свадьбы» В.С. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э.С. Радзинского, «Мой бедный Марат» А.Н. Арбузова (1965), «Чайка» А.П. Чехова (1966), «Мольер» М.А. Булгакова (1966) становились событиями в театральной жизни Москвы. В работах Эфроса раскрылись актёрские дарования А.И. Дмитриевой, Л.К. Дурова, А.В. Збруева, О.М. Яковлевой. Однако в 1967 Эфрос был отстранён от руководства театром; вместе с ним из театра ушли многие актёры.

С 1973 театр возглавляет М.А. Захаров. Характерные для него широта жанрового и стилистического диапазона (от психологической драмы до мюзикла и от трагедии до сценической публицистики), энергия режиссёрской мысли вдохнули в театр новую жизнь. Спектакли Захарова вызывают неизменный интерес у московской публики: «Тиль» Г.И. Горина (по Ш.де Костеру, 1974), «Иванов» Чехова (1975), «Революционный этюд» М.Ф. Шатрова (1979), «"Юнона" и "Авось"» (музыка А.Л. Рыбникова на стихи А.А. Вознесенского, 1981), «Мудрец» по А.Н. Островскому, «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему (оба - 1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1992), «Чайка» Чехова (1994) и др. В спектаклях Захарова заявили о себе актёры А.Г. Абдулов, А.М. Захарова, Н.П. Караченцов, И.М. Чурикова, Е.Ю. Шанина, О.И. Янковский; по-новому раскрылись такие опытные мастера, как Л.С. Броневой, В.Л. Ларионов, Е.П. Леонов, Т.И. Пельтцер, Е.А. Фадеева. Театр работает в здании бывшего Купеческого собрания.

Ленский Александр Павлович

Ленский Александр Павлович (до 1897 Вервициотти) (1847, Кишинёв - 1908, Москва), актёр, режиссёр, театральный педагог. Внебрачный сын князя П.И. Гагарина и итальянской певицы О. Вервициотти, гастролировавшей в России. В июле 1872 впервые выступил в Москве в Народном театре на Политехнической выставке. Летом 1873 гастролировал в Москве в Общедоступном театре. С 1876 работал в московском Малом театре (в 1882-84 - в Александринском театре в Петербурге).

Дебюты Ленского в 1876 в ролях Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) сделали его кумиром московской публики. Слава о его дуэтах с Г.Н. Федотовой в шекспировских комедиях (Бенедикт и Беатриче в «Много шума из ничего», 1877; Петруччио и Катарина в «Укрощении строптивой», 1876) гремела по всей театральной России. Сыграл в произведениях Островского около 30 ролей (Великатов в «Талантах и поклонниках», 1881; Дульчин в «Последней жертве», 1877; Паратов в «Бесприданнице», 1878, и др.). С именем Ленского связано утверждение в репертуаре Малого театра высокой комедии, героической и романтической драмы. Горячий пропагандист Шекспира, Ленский поставил в свои бенефисы «Ричарда III» (1878), «Ромео и Джульетту» (1881), «Отелло» (1888); выдающаяся роль в этом ряду - Гамлет (1877). С середины 1880-х гг. Ленский перешёл на характерные роли, вершиной которых стала роль Фамусова («Горе от ума», 1887), играл его на протяжении двух десятилетий.

В 1898-1903 Ленский возглавлял драматическую труппу молодых актёров Малого театра (в основном собственных учеников) в Новом театре (филиал Большого и Малого театров). Лучшие его спектакли в Новом театре: «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1899), «Снегурочка» Островского (1900). На сцене Малого театра Ленский поставил «Ромео и Джульетту» (1900) и «Бурю» (1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). Его выдающаяся режиссёрская работа - «Кориолан» Шекспира (1902).

В качестве главного режиссёра (с 1907) Малого театра Ленский пытался преодолеть рутину чиновно-бюрократического управления театральным делом, косность в репертуарной политике, стремился ставить современную драматургию. Однако травля со стороны дирекции и цензурные ограничения привели его незадолго до смерти к решению оставить Малый театр.

В 1858-65 жил в семье актёра Малого театра К.Н. Полтавцева (Большой Палашевский переулок, 11-13), с 1884 - на улице Волхонке, 9, с 1887 - в Коробейниковом переулке, 22, в 1890-95 - в Большом Афанасьевском переулке, 25, затем в Большом Палашевском переулке, 1-3 (здесь у него бывали Вл.И. Немирович-Данченко, А.И. Южин, А.П. Чехов).

Литература: Пажитнов Л.Н., А.П. Ленский, М., 1988.

Л.Н. Пажитнов.

Лентовский Михаил Валентинович

Лентовский Михаил Валентинович (1843, Саратов - 1906, Москва), актёр, режиссёр, театральный деятель. Ученик М.С. Щепкина. С 1863 актёр Малого театра, с 1865 в провинции, с 1873 вновь в Малом театре. В 1876, оставаясь в Малом театре, вступил в Артистический кружок, ставил оперетты. Главным делом Лентовского стал сад «Эрмитаж», который он возглавил в 1880. Наряду с опереттами Лентовский постоянно ставил здесь драматические спектакли, 5 ноября 1881 спектаклем «Фрол Скобеев» Д.В. Аверкиева Лентовский открыл сезон в новом эрмитажном театре «Скоморох», выступив в главной роли. Основу репертуара составляли произведения на темы русской истории (инсценировка «Князя Серебряного» А.К. Толстого, «Смерть Ляпунова» С.А. Годунова и др.), а также пьесы «из простонародной жизни», как их определял Лентовский («Чужое добро впрок не идёт» А.А. Потехина и др.). В постановках участвовали В.Н. Андреев-Бурлак, М.И. Писарев, в феериях выступала знаменитая балерина В. Цукки. Из-за материальных трудностей через неполных два сезона Лентовский закрыл театр, но в ноябре 1886 открыл вновь спектаклем «Бедность не порок» А.Н. Островского. В 1888 из-за дешевизны билетов и отсутствия помощи со стороны городских властей Лентовский вынужден был закрыть театр. В 1882 Лентовский закончил строительство на Театральной площади капитального театрального здания и открыл в нём сезон. Здесь шли оперетты и драматические спектакли, а также феерии, которым Лентовский по-прежнему уделял большое внимание. Был организатором народных гуляний в Манеже, на Ходынском поле; его называли магом и волшебником Москвы. Непомерные расходы разорили Лентовского - он отказался от «Эрмитажа», построенный им театр за долги был передан казне, в нём стал работать филиал Малого театра (ныне в этом здании Российский академический молодёжный театр). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Ю.А. Дмитриев.

Лентулов Аристарх Васильевич

Лентулов Аристарх Васильевич (1882, Пензенская губерния - 1943, Москва), живописец. Из семьи сельского священника. Учился в Пензенском и Киевском художественных училищах, частной студии в Петербурге. В Москве с 1910. Один из организаторов объединения «Бубновый валет». Писал крупномасштабные декоративные панно с видами Москвы («Василий Блаженный», «Звон», «Москва», все - 1913; «У Иверской», 1916; все - в ГТГ), в которых сочетание кубистического сдвига форм, своеобразной красочной динамики в духе цветомузыкальных идей А.Н. Скрябина с идущей от русской иконописи и лубка яркой фольклорной образностью воссоздаёт фантасмагорически-праздничный, пронизанный токами ярмарочного веселья облик города. Выступал также как театральный художник, оформлял спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» У. Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и др. С 1928 член Общества московских художников. В более традиционной манере живописи писал камерные, мажорные по настроению московские пейзажи («Ночь на Патриарших прудах», 1928, «Строительство метро на Лубянской площади», 1936, оба - в ГТГ; «Страстная площадь ночью», 1928, Русский музей). С 1919 профессор Вхутемаса - Вхутеина, с 1937 - Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Лентулова М., Художник А. Лентулов. Воспоминания, [М., 1969].

Леонидов Иван Ильич

Леони́дов Иван Ильич (1902, село Бабино Тверской губернии — 1959, Москва), архитектор, теоретик архитектуры. Окончил Вхутеин (1927), учился у А.А. Веснина; преподавал там же (1928—30). Один из руководителей ОСА. Оказал значительное влияние на развитие конструктивизма; в своих проектах использовал выразительные возможности простых геометрических фигур, соединённых в смелые пространственные композиции [неосуществлённые проекты Института библиотековедения имени В.И. Ленина на Ленинских (Воробьёвых) горах, 1927, Дома Центросоюза, 1928, Дома промышленности, 1929—30, Института статистики, 1929, и др.]. Разрабатывал новые градостроительные принципы — отделение производственной зоны от жилой, свободная планировка, максимальное использование природных условий, варьирование малоэтажной и многоэтажной застройки. Создал проекты планировки и застройки площади Серпуховской заставы (1931—33), перепланировки сада «Эрмитаж» и Тверского бульвара (оба — 1933—36). По эскизам Леонидова выполнены ныне утраченные интерьеры Дома инженеров (1931—33), Московского дома пионеров и октябрят (1934—36), партийного кабинета Коммунистической академии (1934—36).

Литература: Александров П.А., Хан-Магомедов С.О., И. Леонидов, М., 1971.

Леонидов Леонид Миронович

Леони́дов Леонид Миронович (настоящая фамилия Вольфензон) (1873, Одесса — 1941, Москва), актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1936), доктор искусстведения (1939). В 1895—96 учился в Московском театральном училище. В 1901—03 играл в театре Корша, с 1903 — в МХТ. Актёр трагедийного дарования, огромного темперамента, яркой бытовой характерности; среди лучших ролей: Васька Пепел, Вагин, Егор Булычов («На дне», 1903, «Дети солнца», 1905, «Егор Булычов и другие», 1934, все — М. Горького), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1904), Человек («Жизнь Человека» Л. Андреева, 1907), Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1910), Плюшкин («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932) и др. По признанию К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Леонидов был единственным трагическим актёром во МХАТе; при этом образы Леонидова имели яркую бытовую характерность, отличались бытовой и психологической достоверностью. Во многих ролях он выступал острым сатириком: Скалозуб («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1906), Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1908), Тропачёв («Нахлебник» И.С. Тургенева, 1912), Пазухин («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1914). Снимался в фильмах «Крылья холопа» (1926, Иван Грозный), «Гобсек» (1937, заглавная роль) и др. С 1935 преподавал актёрское мастерство, был деканом актёрского факультета, в 1939—41 художественный руководитель ГИТИСа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1928 жил Леонидов (Брюсов переулок, 17), — мемориальная доска.

Леонов Евгений Павлович

Леонов Евгений Павлович (1926, село Давыдково Московской области - 1994, Москва), актёр, народный артист СССР (1978). В 1947 окончил Московскую драматическую студию. С 1948 актёр Театра имени К.С. Станиславского, с 1968 - Театра имени Вл. Маяковского, с 1972 - Театра имени Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). Среди ролей: Лариосик («Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1954), Кристи («Ученик дьявола» Б. Шоу, 1957), Пичем («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, 1963), Креон («Антигона» Ж. Ануя, 1966), Санчо Панса («Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, 1972), Иванов («Иванов» А.П. Чехова, 1975), Тевье («Поминальная молитва» Г.И. Горина, по Шолом-Алейхему, 1989). Роли в кино и на телевидении: Шулейкин («Полосатый рейс», 1961), Шибалок («Донская повесть» по М.А. Шолохову, 1965), Травкин («Тридцать три», 1966), Приходько («Белорусский вокзал»), Трошкин («Джентльмены удачи», обе - 1971), Потапов («Премия», 1975), Сарафанов («Старший сын», телефильм, 1975), Король («Обыкновенное чудо», телефильм, 1978), Василий Игнатьевич («Осенний марафон», 1981) и др.

Характерные черты таланта, личности, актёрской манеры Леонова - естественность, подкупающее обаяние, доступность его искусства - сделали его популярным у самой широкой аудитории. Щедрая мера комического и сердечность, черты русской актёрской школы позволяли ему создавать колоритные народные типы; многие его работы отмечены явным фольклорным началом. Государственная премия СССР (1976). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Письма сыну, М., 1992.

Литература: Исмаилова Н., Е. Леонов, М., 1979; Е. Леонов. Жизнь и роли, М., 1995.

Т.К. Шах-Азизова.

Леонов Леонид Максимович

Лео́нов Леонид Максимович (1899, Москва — 1994, там же), писатель, академик АН СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1967). Сын поэта и журналиста М.Л. Леонова, выступавшего под псевдонимом Максим Горемыка. Воспитывался в религиозно-патриархальной московской семье деда. В 1920 фронтовой корреспондент в Красной Армии. Вернувшись в столицу, сотрудничал в газете «Красный воин» (под псевдонимами Лаптев, Лапоть и др.), журнале «Красная нива», альманахе «Шиповник» и др. С 1922 профессиональный литератор; заявил о себе как о самобытном художнике, мастере русского слова и изображения национального характера. 26 августа 1932 Леонов участвовал в совещании, предшествовавшем созданию Союза советских писателей, на квартире М. Горького (Малая Никитская улица, 6/2). Преподавал в Литературном институте. Наиболее известные произведения Леонова: «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Русский лес» (Ленинская премия, 1957), последний роман «Пирамида»; пьесы «Нашествие» (Государственная премия СССР, 1943), «Золотая карета», киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (Государственная премия СССР, 1977). Многие московские впечатления Леонова нашли отражение в его мемуарно-публицистическом сборнике «Литература и время».

К.В. Стародуб.

Леоново

Лео́ново местность на севере Москвы, на левом берегу р. Яузы, к югу от линии Окружной железной дороги. Соседствует на юго-востоке с Ростокином, на северо-западе со Свибловом. Название — от бывшего села, известного с XVII в. как владение князей Хованских. Сохранилась церковь Ризоположения (1722; 1-я улица Леонова, 10). С начала XX в. Леоново в черте Москвы, с 60-х гг. район массового жилищного строительства. Название сохранилось в наименовании 1-й улицы Леонова и 1—3-го проездов Леонова.

Леонтьев Константин Николаевич

Леонтьев Константин Николаевич (1831, село Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии - 1891, Сергиев Посад), писатель, публицист, политический и религиозный мыслитель. Из небогатой дворянской семьи. Окончив Калужскую гимназию (1849) и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета (1849-54). Весной 1851 Леонтьев отправился к И.С. Тургеневу (Остоженка, 38) со своей первой комедией «Женитьба по любви». Тургенев стал критиком и наставником Леонтьева, ввёл его в литературный салон графини Е.В. Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н. Грановским, М.Н. Катковым, поэтами Е.П. Ростопчиной, Н.Ф. Щербиной. С 1854, не окончив курса, Леонтьев принимал участие в Крымской кампании в качестве военного врача. Уволившись в 1857, служил домашним врачом в нижегородском имении барона Розена. В 1863 поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. Пережив летом 1871 душевный кризис, Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне. В 1873 под влиянием концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского Леонтьев написал работу «Византизм и славянство» (опубликована в 1875), в которой идее славянского единства противопоставил идею национальной самобытности русского этноса. Вернувшись в Россию весной 1874, в сентябре этого года Леонтьев приехал в Москву в поисках литературного заработка. Он поселился в Лоскутной гостинице на Тверской улице у Вознесенской площади, где находилась Иверская часовня, затем переехал в гостиницу «Мир» (также на Тверской улице). Леонтьев посещал Каткова в Михайловском дворце на Остоженке, где он жил, и в редакции «Русского вестника» (Страстной бульвар, 10). Однако Катков отказался печатать «Византизм и славянство». Леонтьев встречался с М.П. Погодиным в его избе на Девичьем поле («Погодинская изба», Погодинская улица, 12). В ноябре 1874 Леонтьев поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, прожил в нём зиму и, не выдержав тягот монастырской жизни, уехал в своё имение Кудиново. Периодически наезжал в Москву. В январе - апреле 1880 служил заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник». В декабре 1880 получил место члена Московского цензурного комитета. Снимал квартиры возле Новинского бульвара, в 1882 - в Малом Песковском переулке на Арбате, в середине 1880-х гг. в Денежном переулке (дом Авдеевой). Леонтьев часто бывал в доме А.А. Фета на Плющихе, в квартире преподавателя Катковского лицея и коллеги по цензурному комитету П.Е. Астафьева (улица Остоженка, 55), где на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями, а также бывал в квартире П.В. Соловьёвой в доме Лихутина на улице Пречистенке (д. 39). Леонтьев печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1-2, 1885-86), цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887-91), «Национальная политика, как орудие всемирной революции» (1889). В 1887 вышел в отставку и переехал в Оптину пустынь. В последнее пребывание в Москву (18 августа - 14 сентября 1890) Леонтьев жил в гостинице «Виктория» на Страстном бульваре, встречался с Вл.С. Соловьёвым. 18 августа 1891 Леонтьев принял тайный монашеский постриг, переехал в Троице-Сергиеву лавру и поселился в Новой лаврской гостинице. В начале ноября 1891 Леонтьев заболел пневмонией и вскоре умер. Похоронен Леонтьев на кладбище Гефсиманского скита, разорённом после Октябрьской революции. В 1991 могила Леонтьева восстановлена по описанию С.Н. Дурылина.

А.П. Козырев.

Леонтьевский переулок

Лео́нтьевский переу́лок (в 1938—93 улица Станиславского), между Большой Никитской и Тверской улицами. Назван по имени владельца участка № 10—12 генерал-аншефа М.И. Леонтьева (назывался также Шереметевским — по владению стольника В.П. Шереметева). В 1618—1874 на пересечении Леонтьевского переулка с Елисеевским переулком и Шведским тупиком находился участок Шведского подворья; построенный на его месте д. 19 — городское училище (1892, архитектор Д.Н. Чичагов, здание надстроено и перестроено в 1952), в 1917 здесь помещалась редакция большевистской газеты «Социал-демократ» (мемориальная доска). В XVIII в. в переулке находились усадьбы стольника А. Головина (дома 5—7), князей Мещерских (д. 4, середина XVIII в., перестроен после 1812), капитан-поручика П.С. Хлопова (д. 6, XVII—XVIII вв., ныне Дом-музей К.С. Станиславского, который жил здесь в 1920—38), князя П.И. Горчакова (дома 11 и 13, после 1812). Дом 13 принадлежал родителям Н.С. Мартынова, дуэльного противника М.Ю. Лермонтова, который бывал здесь в 1837. В д. 18 (построен в XVIII в.) жил в 1824—25 композитор А.А. Алябьев; в 1881 дом приобрёл граф А.С. Уваров, а с 1909, по инициативе графини П.С. Уваровой, в особняке работала комиссия московского Императорского археологического общества «Старая Москва». В 1919 здесь размещался Московский комитет РКП(б); в память о погибших 25 сентября 1919 в результате террористического акта в 1922 на доме была установлена чёрная гранитная доска с урной (архитектор В.М. Маят). Во второй половине XIX — начале XX вв. появился ряд доходных домов и общественных зданий, в том числе Кустарный музей, перестроенный из старых палат на средства С.Т. Морозова (д. 7, 1902—03, архитектор С.У. Соловьёв). В д. 21 помещались редакции газеты «Русская мысль» и журнала «Будильник», где сотрудничали Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов, В.О. Ключевский, А.П. Чехов. До 1917 в переулке находилось несколько антикварных магазинов. В 1976 построено здание ТАСС (д. 1, архитектор В.С. Егерев и др.). На д. 15 (1964, архитекторы М.Н. Круглов, В.П. Гуторкин) — мемориальная доска в память о проживавшем здесь Д.Ф. Устинове.

Лепёшкины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814, Москва - 1841, Пятигорск), поэт. Родился в доме генерал-майора Ф.Н. Толя, стоявшем на месте нынешнего высотного здания у Красных ворот (мемориальная доска), который снимала бабушка поэта Е.А. Арсеньева. Грудным ребёнком был увезён в родовое поместье Тарханы в Пензенской губернии. Вновь в Москве с 1827; в 1828-30 учился в московском Благородном университетском пансионе, тогда же создал поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В альманахах и ежемесячных журналах литературного Общества пансионеров помещал свои ранние произведения. В 1830-32 учился в Московском университете; вокруг Лермонтова образовался кружок «Лермонтовская пятёрка». В 1830-32 с бабушкой жил на улице Малая Молчановка, 2 (ныне Дом-музей Лермонтова; мемориальная доска); здесь были написаны около 100 стихотворений (в том числе «Исповедь»), трагедии «Люди и страсти», «Испанцы», драма «Странный человек», романтические поэмы «Джюлио», «Последний сын вольности», начата работа над поэмой «Демон». Здесь же в ноябре 1831 Лермонтов познакомился с В.А. Лопухиной, к этому времени относится и увлечение поэта Н.Ф. Ивановой, нашедшее отражение в его лирике. Из этого дома, оставив университет, Лермонтов уехал в Петербург. В очерке «Панорама Москвы» он дал блистательную характеристику исторических памятников в центре города. Впоследствии во время кратковременных приездов в Москву в 1835-38 и в 1840 Лермонтов посещал салон К.К. Павловой (Рождественский бульвар, 14), встречался с московскими литераторами; 9 мая 1840 на именинах Н.В. Гоголя читал ему в саду дома М.П. Погодина поэму «Мцыри». В 1841 Лермонтов последний раз был в Москве проездом из Петербурга на Кавказ, жил в Петровском путевом дворце на квартире Д.Г. Розена - сына героя Отечественной войны 1812. Московские впечатления отразились в романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», ряде юношеских стихотворений и в знаменитом стихотворении «Бородино». Поэтические картины русской столицы времён Ивана Грозного запечатлены в поэме «Песня про... купца Калашникова». Крылатыми стали лермонтовские строки из поэмы «Сашка»: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын,/ Как русский, - сильно, пламенно и нежно!».

Имя поэта в Москве присвоено площади (Лермонтовская, часть площади Красные ворота; памятник Лермонтову, 1965, скульптор И.Д. Бродский), улице в Черкизове, библиотеке № 102 (Краснопрудная улица, 7/9).

Литература: Лермонтовская энциклопедия, М., 1981; Мануйлов В.А., М.Ю. Лермонтов. Биография, 2 изд., Л., 1976; Иванова Т.А., Лермонтов в Москве, М., 1979; Иванова И.В., Памятник М.Ю. Лермонтову, М., 1987; По лермонтовским местам, 2 изд., М., 1989.

К.В. Стародуб.

Лермонтовская площадь

Ле́рмонтовская пло́щадь, площадь на северо-востоке центра Москвы, на стрелке Новой Басманной и Каланчёвской улиц. Названа в 1941 (до этого - площадь Красных ворот) в память М.Ю. Лермонтова, который родился в доме № 1 по Каланчёвской улице (дом снесён в конце 1940-х гг.); до 1993 название Лермонтовская площадь распространялось также и на современную площадь Красные ворота. В 1965 в сквере между Каланчёвской и Новой Басманной улицами, который с 1914 носит название Лермонтовского, открыт памятник М.Ю. Лермонтову (скульптор И.Д. Бродский). В сквере - скульптура «Сезонник» (скульптор И.Д. Шадр). На углу площади и Садовой-Спасской улицы - административное и жилое высотное здание (1953; архитекторы А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев), в котором размещён второй вестибюль станции метро «Красные ворота» (первый - на площади Красные ворота); в доме жили кинооператор А.Д. Головня, актёр Б.П. Чирков (мемориальные доски). На углу с Садовой-Черногрязской улицей - здание Наркомата путей сообщения СССР (1933-36; архитектор И.А. Фомин; ныне Министерство путей сообщения Российской Федерации).

Лесная опытная дача

На северо-западе Москвы, между бывшей усадьбой Петровско-Разумовское, Тимирязевской улицей, улицей Вучетича, Рижским направлением Московской железной дороги и Большой Академической улицей. Находится в ведении Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Площадь 248 га. Старейшее в России научное учреждение в области лесоводства. Первые исследования насаждений в Лесной опытной даче были проведены А.Р. Варгасом де Бедемаром в 1862. В последующие годы в Лесной опытной даче работали лесоводы В.Е. Графф, М.К. Турский, Н.С. Нестеров, Г.Р. Эйтинген, В.Г. Нестеров, В.П. Тимофеев и другие ученые, усилиями которых сформированы насаждения лиственницы и сосны, признанные эталонами отечественного лесокультурного дела. Здесь имеются также березняки, сохранились 200-летние дубняки. По северной окраине массива протекает р. Жабенка, есть небольшие лесные болотца. В травяном покрове встречаются папоротники, бор развесистый, осоки волосистая и лесная, другие лесные растения. В Лесной опытной даче обитает более 60 видов позвоночных животных, в том числе крот, землеройки, полёвки, лесная и полевая мыши, белка; гнездятся большой пёстрый дятел, сойка, певчий дрозд, малая мухоловка и др. Из Дендрологического сада имени Р.И. Шредера, соседствующего с Лесной опытной дачей, сюда проникла виноградная улитка, естественный ареал которой находится далеко на юге.

Лесная опытная дача имеет статус заповедника, но открыта для свободного посещения и является популярным местом отдыха москвичей. Ближайшая станция метро - «Тимирязевская».

Лесная улица

Лесна́я у́лица проходит от площади Тверская застава до Новослободской улицы, в северо-западной части Москвы, за Садовым кольцом. Название — от лесных складов и рынка. Возникла в начале XIX в. В начале XX в. построен Миусский трамвайный парк (д. 20). В декабре 1905 дружинники парка вели на Лесной улице бои с войсками и полицией (баррикады находились у домов 10, 20 и 28). В д. 55 (мемориальная доска) в 1905—06 действовала под вывеской фруктового магазина подпольная большевистская типография ЦК РСДРП, где печатались газета «Рабочий» и листовки. На Лесной улице находится Клуб имени С.М. Зуева (д. 18).

Лесной рынок

Лесно́й ры́нок В XVII в. существовал в районе современных Петровского бульвара и Трубной площади; назывался также Лубяным торгом. Другой Лесной рынок («Лесные ряды»; XVII—XVIII вв.) размещался между современной улицей Макаренко и площадью Покровские ворота. Кроме леса здесь торговали также кирпичом и известью. В конце XVIII в. Лесной рынок был переведён в район к югу от Сокольников (отсюда название современных Леснорядской улицы, 2-й Леснорядской улицы и Леснорядского переулка, где находится Леснорядский рынок). В XIX в. крупнейший московский Лесной рынок с обширными складами находился в районе Миус (отсюда название Лесной улицы и 1—4-го Лесных переулков), ликвидирован с началом застройки Миусской площади и прилегающей территории.

Лесопарковый защитный пояс

Предназначен для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан. Выделен в 1935 на площади 35 тыс. га в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, современные границы установлены в 1960. На западе он простирается до нижнего течения р. Истры, на юге - до рек Пахры и Десны, на востоке - до р. Пехорки. На севере защитный пояс имеет максимальную ширину (до 15 км): здесь находятся водохранилища Канала имени Москвы, являющиеся источником питьевого водоснабжения, и зоны их охраны. Общая площадь пояса 162,5 тыс. га, из них леса занимают немногим более 70 тыс. га. В составе Лесопаркового защитного пояса 28 лесопарков (лесничеств), расположенных в пределах Верейско-Звенигородской равнины, Клинско-Дмитровской возвышенности, Подмосковной равнины и Теплостанской возвышенности, существенно различающихся по условиям произрастания лесных пород. В лесопарках представлены практически все типы леса, свойственные Подмосковью, но почти повсеместно преобладают березняки, которые постепенно сменяются на еловые или липовые леса. На северо-западе и севере широко распространены ельники, на северо-востоке и востоке, а также по долине Москвы-реки - сосняки. На юге и юго-западе значительные площади занимают дубравы. Липняки сохранились главным образом в Лосином Острове. Небольшие площади в самых разных частях Лесопаркового защитного пояса занимают осинники, ольшаники, а также культуры лиственницы, клёна, вяза, ясеня и др. Более 1 тыс. га в лесах занимают болота, имеющие важнейшее водоохранное значение и являющиеся местом обитания большого числа редких для Подмосковья видов растений и животных.

В Лесопарковом защитном поясе встречаются практически все представители флоры Московской области, в том числе подлежащие особой охране хохлатка полая, шпажник черепитчатый, орхидеи (башмачок настоящий, дремлик болотный, гудайера ползучая, офрис муховидный) и др. Здесь обычны лось и кабан, нередки куница, норка, горностай, орешниковая соня, летучие мыши (несколько видов), есть поселения бобров. Наряду с широко распространёнными видами птиц гнездятся перепел, рябчик, козодой, зимородок, лесной голубь клинтух, коршун и кобчик, большая и малая выпи, бекас, многие годы существует колония серых цапель. Здесь обитают гадюка, безногая ящерица веретеница, гребенчатый тритон, жерлянки и другие представители земноводных и пресмыкающихся.

В защитном поясе находится большая часть национального парка Лосиный Остров. Памятниками природы объявлены Куровское болото в Пушкинском районе, ключевое болото «Кольчиха» в Красногорском районе, Лохин остров на Москве-реке в Одинцовском районе и др. (всего 10).

В пределах Лесопаркового защитного пояса расположены города Мытищи, Балашиха, Реутов, Люберцы, Лыткарино, Видное, Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный и Лобня, многочисленные пансионаты, дома отдыха, турбазы. Развитие Москвы (в 1984 около 10 тыс. га земель Лесопаркового защитного пояса включены в её границы), интенсивное дачное и коттеджное строительство, под которое иногда отводятся ценные природные территории защитного пояса, постепенно снижают его природоохранную роль.

Летников Алексей Васильевич

Ле́тников Алексей Васильевич (1837, Москва — 1888, там же), математик, педагог, организатор коммерческого образования в Москве, действительный статский советник (1880), член-корреспондент Петербургской Академии наук (1884). Из дворян. В 1856 окончил курс Константиновского межевого института. Слушал лекции на физико-математическом факультете Московского университета (1856—58). Командирован за казённый счёт для стажировки в учебных заведениях Германии и Франции (1858—60). С 1861 преподаватель математики офицерского класса Межевого института, в 1867 получил степень доктора философии Лейпцигского университета. Московским университетом удостоен степеней магистра (1868) и доктора чистой математики (1874). С 1869 профессор Императорского Технического училища. Летников — активный сторонник развития среднего специального (реального) образования в сфере коммерции, банковского дела и товароведения. В 1880 привлечён своим близким другом и единомышленником Н.А. Найдёновым к организации в Москве общедоступного Александровского коммерческого училища, основанного на частные пожертвования Московским биржевым обществом. Был первым директором училища (с 1884), основал при нём пансион для иногородних учеников, библиотеку, физическую и химическую лаборатории. Жил в Бабушкином переулке, 14 (дом не сохранился) и на Старой Басманной улице, 18. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря. В 1888—1918 в училище назначались стипендии имени Летникова.

Сочинения: Александровское коммерческое училище, основанное Московским биржевым обществом. Его учебные и воспитательные задачи, М., 1885.

Литература: Слудский Ф.А., Жизнь и труды А.В. Летникова, М., 1889.

В.А. Любартович.

«Летучая мышь»

Театр-кабаре. Возник в 1908 из «капустников» МХТ, первоначально существовал как клуб актёров этого театра. Организаторы - Н.Ф. Балиев и Н.А. Тарасов (совместно с О. Л. Книппер, В.И. Качаловым, И.М. Москвиным и др.). «Исполнительские вечера» клуба носили импровизационный характер, были рассчитаны на «свою» публику, включали шуточные выступления К.С. Станиславского, Книппер, Качалова и др., пародии на спектакли МХТ. С 1910 клуб стал давать платные представления, что повлияло на состав публики и репертуар; в 1912 был преобразован в самостоятельный коммерческий театр-кабаре, ориентированный на состоятельную и образованную публику. Директором, художественным руководителем и конферансье был Балиев. Постоянные авторы - Б.А. Садовской и Т.Л. Щепкина-Куперник. Активно использовались жанры любительских вечеров - бытовые танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, интимные песенки. В театре формировался тип синтетического актёра, способного совмещать в себе чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В труппу входили В.А. Подгорный, Я.М. Волков, В.Я. Хенкин, К.Э. Гибшман, Е.А. Маршева, А.Ф. Гейнц, Е.А. Хованская и др. Режиссировали В.В. Лужский, Москвин, Балиев, Е.Б. Вахтангов и др. С 1914 театр «Летучая мышь», не изменяя своего названия, постепенно приближался по типу к театру миниатюр. Столики были заменены рядами кресел, ведущим жанром стала сценическая миниатюра, построенная на основе классической оперетты, водевиля («Шесть невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе, «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха), инсценировки произведений классиков («Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Казначейша» М.Ю. Лермонтова, «Нос», «Шинель» и «Коляска» Н.В. Гоголя, «Жалобная книга», «Хамелеон» А.П. Чехова и др.). С 1908 клуб располагался в подвале дома Перцова; после наводнения переехал в Милютинский переулок. С 1915 в подвале дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). В 1920 часть труппы театра во главе с Балиевым эмигрировала; оставшаяся часть труппы вошла в состав Сатир-агиттеатра.

Прямым наследником «Летучей мыши» Балиева стал одноименный театр-кабаре, основанный в Москве в 1989 режиссёром Г.Е. Гурвичем; работает в том же помещении в Большом Гнездниковском переулке. Театр был открыт посвящённым Балиеву спектаклем «Чтенiе старой пьесы», который играется ежегодно 13 марта в день рождения обоих театров. Спектакли «Летучей мыши» строятся по принципу «монтажа аттракционов»: средствами драматического театра, балета, оперы, джаза, стэпа, цирковых реприз рассказываются грустные и весёлые истории, объединённые в единое театральное зрелище, главенствует импровизация и ироничный, изящный диалог с публикой. В репертуаре театра - «Я стэпую по Москве» (1990), «100 лет кабаре» (1994).

Литература: Эфрос Н.Е., Театр «Летучая мышь», М., 1918; Тихвинская Л., «Летучая мышь», «Театр», 1982, № 3.

Р.М. Доктор, Н.Н. Суслович.

Леф

Леф (Левый фронт искусств) литературно-художественное объединение, оформившееся в Москве в конце 1922. Вело начало от манифеста русских футуристов «Пощёчина общественному вкусу», изданного в Москве в 1913. В состав ЛЕФа входили В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, Б.И. Арватов, О.М. Брик, Б.А. Кушнер, С.М. Третьяков, Н.Ф. Чужак, С.И. Кирсанов и др. В 1918 группа начала издавать газету «Искусство коммуны», затем журнал «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28; редактор обоих - Маяковский); редакция, помещавшаяся на Никитском бульваре, 8, стала одним из центров русского футуризма. В середине 1928 Маяковский вышел из ЛЕФа, преобразовав его в начале 1929 в РЕФ (Революционный фронт искусств); после вступления Маяковского в РАПП (начало 1930) РЕФ перестал существовать.

Литература: Крученых А., 15 лет русского футуризма, М., 1928; Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа, под ред. Н.Чужака, М., 1929; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х гг., Л., 1963.

Н.М. Молева.

Лефорт Франц Яковлевич

Лефорт Франц Яковлевич (1656, Женева - 1699, Москва), военный деятель, адмирал (1695), сподвижник Петра I. Участвовал в войне Голландии против Франции. С отрядом голландского полковника фан Фростена отправился на службу в Россию. В Москву прибыл в феврале 1676, но на службу принят не был; в Посольском приказе был внесён в книгу заезжих иностранцев. Остался в Москве и поселился в Немецкой слободе, где пользовался уважением среди именитых иноземцев. В июле 1678 подал челобитную в Иноземный приказ с просьбой о принятии его на царскую службу; был назначен командиром роты. В начале 1679 направлен в Киевский гарнизон под командование князя В.В. Голицына и генерала П.Л. Гордона. Вернувшись в Москву в 1683 (после кратковременной поездки в Женеву), Лефорт до осени 1685 выполнял различные дипломатические поручения. Его дом постепенно превратился в центр Немецкой слободы, в котором собирались не только её жители, но и представители русской знати, в том числе В.В. Голицын и Б.А. Голицын. Вероятно, пользуясь покровительством князей Голицыных, получил быстрое повышение по службе. Участвовал в двух неудачных Крымских походах 1687 и 1689. С осени 1690 Пётр I часто бывал в Немецкой слободе в доме Лефорта, который стал одним из главных организаторов и участников военных «потех» Петра; в 1691 Лефорт произведён в генерал-лейтенанты, в 1693 - в полные генералы. В 1692 на деньги Петра I к дому Лефорта была пристроена большая зала для приёмов (на 1500 человек), в которой проходили деловые встречи и увеселения Петра I. С 1691 Лефорт командовал полком, для учения и манёвров которого получил от Петра I плац на левом берегу р. Яузы, напротив своего дома, и выстроил слободу для его размещения, получившую название Лефортовской. В 1693 и 1694 Лефорт сопровождал Петра I в его поездках в Архангельск. В 1694 участвовал в «потешном» Кожуховском походе (в деревне Кожухово, между Москвой и Коломенским). Во время Азовских походов 1695-96 Лефорт командовал русским флотом. Возвращение из Азовского похода было отмечено шествием через всю Москву до Немецкой слободы и празднеством. За этот поход Лефорт получил титул новгородского наместника и вотчины в Епифанском и Рязанском уездах. В 1696 Лефорт возглавил Великое посольство 1697-99. По возвращении в Москву в 1698 участвовал в суде над стрельцами (см. статью Стрелецкое восстание 1698 года). В 1698 поселился в отстроенном для него дворце на Яузе (Лефортовский дворец; 1697-98, архитектор Д.В. Аксамитов), ставшим своеобразным центром русской политической и придворной жизни 1698-99; здесь проходили все важные встречи Петра I и многочисленные придворные праздники. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Виноградов И.И., Житие Ф.Я. Лефорта, российского генерала..., СПб., 1799; Голиков И.И., Историческое изображение жизни и всех дел славного женевца Ф.Я. Лефорта..., М., 1800; Поссельт М.К., Адмирал русского флота Ф.Я. Лефорт..., СПб., 1863.

Ю.Н. Лубченков.

Лефортово

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница