Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТВА"-"ТЕА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТВА"-"ТЕА")

Твардовский Александр Трифонович

Твардо́вский Александр Трифонович (1910, деревня Загорье, ныне Починковского района Смоленской губернии, — 1971, Москва), поэт и общественный деятель. В Москве с 1936. Окончил Московский институт истории, философии и литературы (1939). Из Москвы в июле 1941 был командирован на фронт, сначала в редакцию газеты «Красная Армия», затем «Красноармейская правда». В 1950—61 жил в д. 1/7 по Кутузовскому проспекту (мемориальная доска), где создал широко известные поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью—даль» (Ленинская премия, 1961). Годы, проведённые в этом доме, совпали с напряжённым духовным подъёмом отечественной интеллигенции — периодом так называемой «оттепели», начиная с которого Твардовский, бескомпромиссный противник конформизма и официального диктата, стал играть одну из ведущих ролей в литературной жизни страны. В 1950—54 и 1958—70 был главным редактором журнала «Новый мир» (Малый Путинковский переулок, 1/2), во многом способствуя укреплению авторитета этого издания как свободомыслящего и новаторского печатного органа. Избирался членом ЦРК КПСС (1952—56), кандидатом в члены ЦК КПСС (1961—66). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1971). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Твардовского носят школа № 279 в Москве (здесь в 1975 открыт музей поэта), улица в Строгине (с 1979).

Литература: Воспоминания об А. Твардовском, 2 изд., М., 1982.

К.В. Стародуб.

Тверская площадь

Тверска́я пло́щадь (в 1912-18 Скобелевская площадь, в память о герое русско-турецкой войны 1877-78 генерал-адъютанте М.Д. Скобелеве, в 1918-93 Советская площадь), площадь между Тверской улицей и Столешниковым переулком. Образована в 1792 перед домом московского главнокомандующего (Тверская улица, 13) как плац для развода караула. В начале 1820-х гг. на месте нынешнего сквера построен «Тверской частный дом» - полицейская часть с пожарной каланчой и гауптвахтой (снесён в 1923). Левое крыло д. 2/6 (1930-е гг.) включило в себя часть здания гостиницы «Север» (позднее «Дрезден»), построенного в 1830 (в гостинице останавливались А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.И. Суриков, И.С. Тургенев, А.П. Чехов и другие деятели культуры). В 1878 на площади прошли грандиозные торжества по случаю победы в русско-турецкой войне, во время которых были впервые использованы для освещения «электрические свечи Яблочкова». В XX в. площадь стала местом проведения митингов и демонстраций. В 1912 на площади был установлен памятник Скобелеву (скульптор П.А. Самонов); в 1918 памятник был уничтожен, на его месте открыт обелиск Советской Конституции (архитектор Д.П. Осипов), в 1919 перед обелиском установлена статуя Свободы (скульптор Н.А. Андреев), после чего вся композиция стала именоваться монументом Свободы (с 1924 до начала 1940-х гг. его изображение было официальным символом Москвы). В 1925-27 на площади построено здание Центрального партийного архива Института Маркса-Энгельса-Ленина (архитектор С.Е. Чернышёв; ныне Российский центр хранения и использования документов новейшей истории), в конце 1930-х - начале 1940-х гг. перед зданием установлен памятник В.И. Ленину (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз). В 1930-х гг. площадь, как и улица Горького (Тверская улица), была реконструирована, разбит сквер с фонтаном. В 1941 был снесён монумент Свободы как «не соответствующий архитектурному облику площади». В 1954 на площади открыт памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому (скульпторы С.М. Орлов и др., архитектор В.С. Андреев), сооружённый в связи с 800-летием Москвы; в 1962 было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР о воссоздании к 1964 монумента Свободы и переносе памятника Юрию Долгорукому к Новодевичьему монастырю (проект не осуществлён).

Тверская улица

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Тверская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Тверска́я» (до 1990 «Горьковская»), станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1979. Архитекторы Р.И. Семирджиев, Б.И. Тхор, Н.Е. Шретер, В.А. Черемин. В облицовке стен использован светлый мрамор; пол выложен красным гранитом. Художественное оформление станционного зала выполнено по мотивам произведений М. Горького (автор В.М. Клыков). В торце зала расположена скульптурная группа с Горьким в центре. Выход — по общему со станцией «Пушкинская» вестибюлю в здании издательства «Известия» и по подземному переходу на Тверскую улицу. В центре зала — две лестницы, ведущие в переходы на станции «Пушкинская» и «Чеховская».

Тверские-Ямские улицы

1-я Тверская-Ямская улица в начале XX в.

1-я Тверская-Ямская улица в начале XX в.

Москва.

Тверски́е-Ямски́е у́лицы (1—4-я). Расположены на севере центра Москвы, за пределами Садового кольца. Проходят параллельно друг другу: 1-я Тверская-Ямская улица (в 1932—90 — часть улицы Горького) — между Триумфальной площадью и площадью Тверская застава, 2-я и 3-я — между Оружейным переулком и Лесной улицей, 4-я — между Оружейным переулком и улицей Чаянова. Название 3-й Тверской-Ямской улицы до 1967 носила современная улица Фадеева (между Оружейным переулком и Миусской площадью). Названы в XIX в. по сложившейся в этом районе (XVII в.) вдоль дороги на Тверь Тверской ямской слободе. Кварталы Тверских-Ямских улиц имеют чёткую регулярную планировку. 1-я Тверская-Ямская улица, являющаяся продолжением Тверской улицы и переходящая в Ленинградский проспект, в ходе реконструкции в 1930—80-х гг. застроена многоэтажными домами, нижние этажи которых занимают офисы различных организаций и фирм, магазины, рестораны, кафе и т.п. С 1970-х гг. развернулось интенсивное строительство и в районе 2—4-й Тверских-Ямских улиц, а также в прилегающих к ним кварталах.

1-я Тверская-Ямская улица.

1-я Тверская-Ямская улица.

Москва.

Тверское

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тверской бульвар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тверской казённый дом

Тверско́й казённый дом см. дом Московских генерал-губернаторов

Театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театр «У Никитских ворот»

Теа́тр «У Ники́тских воро́т» см. «У Никитских ворот»

«Театр близ памятника Пушкину»

Русский частный театр А.А. Бренко. Возник в Москве в обход монополии императорских театров. В 1879 режиссёр и антрепренёр Бренко, выхлопотав разрешение на публичное чтение сцен из пьес в гримах и костюмах, полулегально приступила к организации театра. В январе - апреле 1880 Бренко снимала Солодовниковский театр на Театральной площади, с 9 сентября 1880 спектакли шли в приспособленном М.Н. Чичаговым под театр доме С.М. Малкиеля на Тверской улице, близ памятника Пушкину. Собрав известных актёров (П.А. Стрепетова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.И. Писарев, В.П. Далматов, А.Я. Глама-Мещерская, М.Т. Иванов-Козельский, П.М. Свободин, А.И. Южин и др.) и ориентируясь на серьёзный современный и классический репертуар, «Пушкинский театр» продемонстрировал художественные и организационные принципы, во имя которых театральная общественность 1870-х гг. вела борьбу с рутинными порядками казённых театров. Позиции «Пушкинского театра» защищали в печати А.И. Урусов, П.Д. Боборыкин, Вл.И. Немирович-Данченко. При участии А.Н. Островского «Пушкинский театр» поставил без цензурных искажений его пьесу «Свои люди - сочтёмся». «Пушкинский театр» ликвидирован из-за финансовых затруднений 7 февраля 1882; на его основе возник коммерческий театр Ф.Е. Корша.

О. Фельдман.

Театр Воспитательного дома

Теа́тр Воспита́тельного до́ма театр в Москве при Воспитательном доме (1772—84). В 1772 были открыты классы «изящных искусств», в конце 1773 начал функционировать созданный из питомцев домашний театр. К 1778 в репертуаре домашнего Театра Воспитательного дома насчитывалось 12 комедий, 2 оперы и несколько балетов. Сценическое искусство преподавали крупные актёры — И.И. Калиграф, В.П. Померанцев, И.Ф. Лапин. В октябре 1783 музыкант и знаток сцены барон А.Ф. Ванжура составил специальный проект организации публичного театра при Воспитательном доме, а в ноябре 1783 Екатерина II подарила под Театр Воспитательного дома «старый придворный деревянный» театр, то есть Головинский оперный дом на Яузе. Представления в нём начались 9 февраля 1784 пантомимой «Морские разбойники» и балетом «Венера и Адонис». Открытие публичного Театра Воспитательного дома возмутило антрепренёра М. Медокса, имевшего привилегию на содержание в Москве всех публичных зрелищ, и он подал жалобу императрице. В ноябре 1784 по соглашению Опекунского совета Воспитательного дома с Медоксом труппа из воспитанников вошла в состав труппы Петровского театра.

Л.М. Старикова.

Театр зверей имени В.Л. Дурова

Теа́тр звере́й и́мени В.Л. Ду́рова (улица Дурова, 4). Создан в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им научных методов дрессировки на основе теории условных рефлексов И.П. Павлова. Разместился в доме, где в 1908—34 жил сам Дуров (мемориальная доска). До 1982 назывался Уголок имени Дурова. Имеет зверинец (свыше 200 животных), музей Дурова, зоодендрологический сад. С 1938 работает Театр зверей — своеобразный лекторий с театрализованным показом дрессированных животных. В 1934—78 театром руководила А.В. Дурова, с 1978 его возглавляет Н.Ю. Дурова. В 1980 было построено новое здание театра (архитекторы Г.Е. Сеявич, Л.И. Горбунова, Т.Т. Лазаренко), связавшее в едином комплексе старые постройки конца XIX — начала XX вв. с современным театральным помещением, зимним зверинцем и открытыми павильонами. Здание украшено скульптурами зверей (из листовой меди).

Литература: Двинский Э.Я., Уголок имени В.Л. Дурова, 3 изд., М., 1970.

Театр имени А.С. Пушкина

Теа́тр и́мени А.С. Пу́шкина (Тверской бульвар, 23), драматический. Создан в 1950 после закрытия Камерного театра; работает в том же здании. Первый художественный руководитель- В.В. Ванин (до 1951). Главными режиссёрами в разные годы работали Б.А. Бабочкин, И.М. Туманов, А.Д. Дикий, М.О. Кнебель, Б.Н. Толмазов и др. Этапным для театра было руководство Б.И. Равенских (1960-71). Режиссёр сильного темперамента, склонный к импровизации, фантазии, он признавал ведущую роль актёра в спектакле и придавал огромное значение художественному оформлению спектакля. Среди его постановок: «День рождения Терезы» Г.Д. Мдивани (1961), «Метель» Л.М. Леонова (1967), «Драматическая песня» по роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1971). В 1983 - 1987 театром руководил Б.А. Морозов («Луна в форточке» по рассказам М.А. Булгакова; «День победы во время войны» И. Кудрявцева). С 1987 главный режиссёр - Ю.И. Ерёмин; постановки: «Одержимые» А. Камю (по роману «Бесы» Ф.М. Достоевского, 1988), «Палата № 6» (1987) и «Чёрный монах» (1991) по А.П. Чехову, «Ревизор» Н.В. Гоголя (1995) и др.

В состав труппы в разные годы входили Ф.Г. Раневская, Б.А. Смирнов, Л.А. Скопина, М.М. Названов, Л.С. Антонюк, А.И. Кочетков, О.А. Викландт, Л.О. Гриценко, С.Н. Мизери, А.М. Гомиашвили, В.В. Алентова, Г.И. Бурков, Ю.В. Горобец, Т.И. Лякина, А.Ш. Пороховщиков и др.

В основе театрального здания - классицистический особняк полковника Кологривова (построен до 1802, неоднократно перестраивался в XIX в.). В 1914 был реконструирован с целью приспособления под небольшой театр (на 500 зрителей; архитектор П.П. Киселёв). В 1925 и 1930 здание радикально перестраивалось по проекту архитектора В.А. Веснина.

Театр имени Вл. Маяковского

Театр имени Вл. Маяковского (Большая Никитская улица, 19), драматический. Открылся в октябре 1922. Создан на основе расформированного Теревсата (Театра революционной сатиры), часть труппы которого, пополненная артистами других московских театров, составила актёрский коллектив нового театра. С 1922 назывался Театром Революции, с 1943 - Московским театром драмы, с 1954 современное название. В 1922-24 театр возглавлял В.Э. Мейерхольд. Поставленные им в 1923 «Доходное место» А.Н. Островского и «Озеро Люль» А.М. Файко стали образцами новаторского раскрытия классической пьесы. В 1924 главным режиссёром стал А.Л. Грипич. С середины 1920-х гг. театр ориентировался на современную советскую драматургию: «Эхо» В.Н. Билль-Белоцерковского (1924), «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» (1926) Б.С. Ромашова и др. Среди ведущих актёров театра: Д.Н. Орлов, М.И. Бабанова, К.А. Зубов, О.И. Пыжова, С.А. Мартинсон, Ю.С. Глизер, М.М. Штраух, М.Ф. Астангов. Спектакли ставились режиссёрами разных школ; наиболее значительный след в истории театра тех лет оставил А.Д. Дикий («Человек с портфелем» Файко, 1928, и др.).

В 1930-35 Театр Революции возглавлял А.Д. Попов; ставя современные пьесы, прежде всего Н.Ф. Погодина («Поэма о топоре», 1931; «Мой друг», 1932; «После бала», 1934), он создал спектакли, которые знаменовали собой освоение нового жизненного материала. В его спектакле «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1935, сорежиссёр И.Ю. Шлепянов) динамичный рисунок мизансцены, яркая конкретность быта, колорит эпохи сочетались с глубокой человечностью актёрских образов в блестящем исполнении Бабановой и Астангова. После ухода Попова спектакли в театре в 1936-41 ставили разные режиссёры. Среди наиболее интересных постановок: «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, режиссёр В.Н. Власов), «Таня» А.Н. Арбузова (1939, режиссёр А.М. Лобанов), «Павел Греков» Б. Войтехова и Л.С. Ленча (1939, режиссёры Астангов и М.Е. Лишин), «Бесприданница» Островского (1940, режиссёр Ю.А. Завадский).

В 1943-67 театром руководил Н.П. Охлопков (мемориальная доска), определивший принципы дальнейшего творческого развития театра: стремление к гражданственной тематике, монументальным образам. Особое внимание он уделял жанру современной героической драмы. Одна из значительных работ театра в 40-х гг. - «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, 1947). Среди других спектаклей - «Мать» (по М. Горькому, 1948), «Садовник и тень» Л.М. Леонова (1957), «Гостиница "Астория"» (1956) и «Океан» (1961) А.П. Штейна. Одновременно ставилась и классика: «Гроза» Островского (1953) и «Гамлет» Шекспира (1954), «Медея» Еврипида (1961).

С 1967 главный режиссёр - А.А. Гончаров, постановкам которого свойственны яркая театральная форма, общественно-публицистический пафос. Среди спектаклей: «Дядюшкин сон» (по Ф.М. Достоевскому, 1971, режиссёр М.О. Кнебель), «Смотрите, кто пришёл!» В.К. Арро (1982, режиссёр Б.А. Морозов), «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1984, режиссёр П.Н. Фоменко); «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (1969), «Мария» А.Д. Салынского (1970), «Характеры» (по Н.С. Лескову, 1979), «Завтра была война» Б.Л. Васильева (1985), «Жертва века» по Островскому (1994), все - режиссёр Гончаров. В состав труппы в разные годы входили: Б.М. Тенин, Л.П. Сухаревская, В.Я. Самойлов, А.Б. Джигарханян, Н.Г. Гундарева, Т.М. Карпова, А.С. Лазарев, С.В. Немоляева, Т.Г. Васильева, И.М. Костолевский, И.Л. Охлупин, Н.И. Русланова, Е.П. Симонова, Т.В. Доронина, А.В. Парра, А.К. Фатюшин, М.И. Филиппов, Э.Т. Виторган и др.

Филиал театра (в зале 450 мест) находится по адресу: Пушкарёв переулок, 21.

Театр имени Вс. Мейерхольда

Теа́тр и́мени Вс. Мейерхо́льда работал в 1920—38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. В 1920—21 назывался Театр РСФСР 1-й, в 1922 — Театр актёра и Театр ГИТИСа, с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТИМ), с 1926 — Государственный театр имени Мейерхольда (ГОСТИМ). При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923 Государственные экспериментальные театральные мастерские — ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе — 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Рычи, Китай» С.М. Третьякова (1926), «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937—38 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Первоначально театр работал в помещении бывшего Театра Зона на Большой Садовой улице, 20 (ныне здесь Концертный зал имени П.И. Чайковского; здание перестроено), в 1933—38 — на улице Горького (Тверская улица), 5 (ныне здесь Театр и Театральный центр имени М.Н. Ермоловой).

Театр имени В.Ф. Комиссаржевской

Теа́тр и́мени В.Ф. Комиссарже́вской драматический театр. Работал в 1914—19 и 1924—25; создан Ф.Ф. Комиссаржевским, В.Г. Сахновским при участии ряда бывших сотрудников «Свободного театра» на основе Школы-студии, организованной в 1910 Комиссаржевским, В.В. Бравичем, П.М. Ярцевым. Режиссёрами театра были Комиссаржевский, Сахновский и А.П. Зонов, художниками — Ю.П. Анненков, И.А. Малютин, И.С. Федотов. В театре в разное время работали актёры М.А. Терешкович, И.А. Залесский, С.П. Алексеев, И.В. Ильинский, А.П. Кторов, Г.И. Серов и др. Ставились пьесы В.А. Озерова, Ф.К. Сологуба, Э.Т.А. Гофмана, О. де Бальзака, Аристофана, Ф. Ведекинда. Наиболее интересные постановки: «Гимн Рождеству» (по Ч. Диккенсу), «Каждый человек» (моралите XV в.), «Скверный анекдот» (по Ф.М. Достоевскому, 1914—15). В работах театра ощущалось стремление к романтически-философскому осмыслению жизни. В 1918 из театра ушёл Комиссаржевский, в 1919 театр закрылся; в 1924—25 работал вновь, возобновлённый Сахновским. Постановки: «Отжитое время» («Свадьба Кречинского» и «Дело» А.В. Сухово-Кобылина, режиссёр Н.О. Волконский), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (режиссёр Сахновский) и др.

Р.М. Доктор.

Театр имени Евг. Вахтангова

Театр имени Евг. Вахтангова (улица Арбат, 26). Ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась). В 1917-20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название; с 1956 академический. Дата основания театра - 13 ноября 1921, когда состоялась премьера спектакля «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка. В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени - Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту. После смерти Вахтангова в 1922-39 управление театром осуществлялось художественным активом, куда входили ученики и последователи режиссёра. С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина. К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор - Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт - Р.Н. Симонов, Беатриче - Мансурова). В 1939 главным режиссёром стал Р.Н. Симонов. В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50-70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968-87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов. В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

В репертуаре театра: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

Большой вклад в становление и развитие искусства театра внесли актёры: Р.Н. Симонов, Мансурова, Захава, Щукин, Завадский, А.Д. Попов, А.Д. Дикий, Н.П. Охлопков, М.Ф. Астангов, Н.О. Гриценко, А.Л. Абрикосов, Ю.П. Любимов, Л.В. Целиковская, Ю.К. Борисова, М.А. Вертинская, Ю.В. Волынцев, И.П. Купченко, В.С. Лановой, С.В. Маковецкий, Л.В. Максакова, Ульянов, В.А. Этуш, В.А. Шалевич, Ю.В. Яковлев, Е.В. Князев, Ю.И. Рутберг, В.А. Симонов и др. При театре работает Театральное училище имени Щукина. С 1931 существует музей, основателем которого была жена Вахтангова - Н.М. Вахтангова.

Современное здание театра построено в 1946-47 (архитектор П.В. Абросимов). Ранее здесь был жилой особняк конца XIX - начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. В начале Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно оказалось почти полностью разрушенным.

Театр имени М.Н. Ермоловой

Театр имени М.Н. Ермоловой (Тверская улица, 5), драматический. Организован в 1925 как Театр-студия имени Ермоловой, в 1937 слился с Театром-студией под руководством Н.П. Хмелёва и получил современное название. В 1937-45 художественным руководителем был Хмелёв. Воспитывая труппу в традициях МХАТа, он совмещал в поставленных им спектаклях глубокий психологизм с острой театральной формой («Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, 1939; «Как вам это понравится» У. Шекспира, 1940, совместно с М.О. Кнебель; «Русские люди» К.М. Симонова, 1942). В 1945-56 главным режиссёром был А.М. Лобанов, при котором театр стал одним из самых популярных в Москве. Его постановки современных пьес отличались бытовой и психологической точностью, сдержанностью общего тона, а трактовки классических пьес - остротой, яркой театральностью. Среди спектаклей: «Бешеные деньги» А.Н. Островского (1945), «Спутники» по повести В.Ф. Пановой (1947), «Дачники» (1949) и «Достигаев и другие» (1952) М. Горького. Среди других постановок этих лет: «Пушкин» А.П. Глобы (1949) и «Чудак» Н. Хикмета (1956; режиссёр обоих спектаклей В.Г. Комиссаржевский), «Европейская хроника» А.Н. Арбузова (1953, режиссёр А.А. Гончаров).

Главными режиссёрами театра были Л.В. Варпаховский, А.Б. Шатрин, Комиссаржевский. В 1970-85 театром руководил В.А. Андреев, ученик Лобанова. Среди постановок: «Старший сын» (1972) и «Прошлым летом в Чулимске» (1974) А.В. Вампилова, «Деньги для Марии» по В.Г. Распутину (1978). В 1985 главным режиссёром театра стал В.В. Фокин. Его первый спектакль в театре - «Говори» А.М. Буравского (по произведениям В.В. Овечкина, 1985), открыто публицистический, стал общественным событием сезона. Другие спектакли: «Спортивные сцены 1981 года» Э.С. Радзинского (1986), «Приглашение на казнь» по В.В. Набокову (1989). В составе труппы в разные годы: В.С. Якут, И.И. Соловьёв, Л.П. Галлис, В.П. Лекарев, А.Д. Жарков, Ю.Н. Медведев, С.А. Павлова, В.П. Павлов, Т.А. Догилева, А.С. Пашутин, С.А. Любшин, Е.П. Кононенко, О.В. Николаева и др.

В 1990 театр разделился на две труппы: Театр имени Ермоловой (художественный руководитель Андреев) и Московский международный театральный центр имени Ермоловой (художественный руководитель Фокин), который с 1994 назывался Театральный центр имени Ермоловой (художественный руководитель А.А. Левинский). Среди спектаклей Театра имени Ермоловой в 1990-х гг.: «Пропавший сюжет» (1992) и «Союз одиноких сердец» (1993) Л.Г. Зорина, «Пат, или Игра королей» П. Когоута (1994), «Нахлебник» И.С. Тургенева (1995).

В разное время театр размещался на улице Большая Дмитровка, 8/13, Новослободской улице, 37, Спартаковской улице, 26. С 1938 - в нынешнем здании.

Театр имени Моссовета

Теа́тр и́мени Моссове́та (Большая Садовая улица, 16), драматический. Создан в 1923 под названием Театр имени МГСПС, с 1930 Театр имени МОСПС, с 1938 современное название; с 1964 академический. С первых дней создания стал лабораторией новой советской драматургии. Е.О. Любимов-Ланской, возглавлявший театр в 1925—40, поставил здесь «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского (1925), «Цемент» по Ф.В. Гладкову (1926), «Город ветров» В.М. Киршона. В 1940—77 главным режиссёром театра был Ю.А. Завадский. В спектаклях, поставленных в эти годы, условная форма режиссёрского решения, театральность сочетались с психологической нюансировкой, обстоятельностью анализа драматических характеров. Неизменно помещая в центр спектакля актёра, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановок, среди которых: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Нашествие» Л.М. Леонова (1943), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1952, 1963), «Василий Тёркин» по А.Т. Твардовскому (1961, 1972), «Глазами клоуна» по Г. Бёллю (1968). Важной вехой в овладении моссоветовцами русским классическим наследием стал спектакль «Петербургские сновидения» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 1969). Работа над освоением творчества Достоевского была продолжена в постановке «Братья Карамазовы» (1982) режиссёра П.О. Хомского, с 1985 ставшего главным режиссёром театра. Среди спектаклей 80-х — начала 90-х гг.: «Цитата» Л.Г. Зорина (1986), «Торможение в небесах» Р. Солнцева (1988), «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Уэббера и Т. Райса (1990), «У врат царства» К. Гамсуна (1991), «На Золотом озере» Э. Томпсона (1992), «Белая гвардия» по М.А. Булгакову (1993), «Ошибки одной ночи» О. Голдсмита (1994), «Фома Опискин» (по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», 1995).

В составе труппы в разные годы: В.П. Марецкая, Н.Д. Мордвинов, Л.П. Орлова, Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, Г.Л. Бортников, Н.И. Дробышева, Г.С. Жжёнов, Е.К. Стеблов, В.И. Талызина, Г.Г. Тараторкин, М.Б. Терехова, С.Ю. Юрский и др.

Первоначально работал в здании театра «Эрмитаж» (улица Каретный ряд, 3), в 1947—59 — в здании бывшего Введенского народного дома (площадь Журавлёва, 1). С 1959 в новом здании (архитектор М.С. Жиров) на территории сада «Аквариум».

Театр имени Н.В. Гоголя

Теа́тр и́мени Н.В. Го́голя (улица Казакова, 8а), драматический. Создан в 1925 культотделом ЦК профсоюза железнодорожников как Московский театр драмы и комедии. С 1929 передвижной Театр транспорта, спектакли часто игрались прямо в рабочих цехах паровозных депо. С 1934 Московский театр транспорта; художественное руководство над театром приняла группа творческих работников МХАТ 2-го во главе с И.Н. Берсеневым, В.В. Готовцевым и С.Г. Бирман. В 1939 Центральный театр транспорта из передвижного становится стационарным. В 1945 получил здание на улице Казакова. В 1959 театру было присвоено имя Н.В. Гоголя. Театром в разные годы руководили: Н.В. Петров, И.Я. Судаков, А.Л. Дунаев и др. В 1965—87 главным режиссёром был Б.Г. Голубовский, с 1987 — С.И. Яшин. С 1979 в театре существует Малая сцена, ставшая творческой лабораторией и привлёкшая внимание зрителей и прессы: «Смерть Ивана Ильича» по Л.Н. Толстому (1979), «Дуэль» А.П. Чехова (1981), «Плюшевая обезьяна в детской кроватке» М. Яблонской (1985), «Спокойной ночи, мама» М. Норман (1995), «Вернись, малышка Шеба» У. Индса (1995). Среди спектаклей театра в 80-х — начала 90-х гг.: «Дом» по Ф.А. Абрамову (1981), «А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана (1983), «Верховный суд» А.И. Ваксберга (1985), «Наци» А.Н. Мишарина (1987), «Трамвай "Аннушка"» А.С. Родионовой (1988), «После грехопадения» А. Миллера (1990), «Комический театр» К. Гольдони (1993), «Костюм для летнего отеля» Т. Уильямса (1994).

В составе труппы в разные годы: В.М. Зельдин, М.В. Миронова, Л.А. Скопина, А.Н. Толбузин, Л.О. Утёсов, В.И. Хохряков, Б.П. Чирков, Л.Н. Кулагин, П.В. Крылов, С.М. Брагарник, В.Я. Самойлов и др.

Театр киноактёра

Театр киноактёра (Поварская улица, 33). В 1940 при киностудии «Мосфильм» была создана постоянная труппа (художественный руководитель Г.Л. Рошаль); с 1945 - Театр-студия киноактёра. Открылся в 1946 спектаклем «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (режиссёр Б.А. Бабочкин). Театром руководили Г.В. Александров, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, Б.П. Чирков. Ставили спектакли А.Д. Дикий, Э.П. Гарин, В.П. Строева, А.В. Эфрос, В.С. Спесивцев и др. Здесь была поставлена «Молодая гвардия» (1947, режиссёр Герасимов; на основе спектакля создан одноименный фильм). Среди других спектаклей театра: «Нахлебник» и «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева (1949), «Бедность не порок» (1952) и «Бесприданница» (1953) А.Н. ъ-ххого, «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1956), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1957), «Иван Васильевич» М.А. Булгакова (1966), «Таня» А.Н. Арбузова (1969), «Дурочка» Лопе де Веги (1971), «Бабий бунт» (1981, по «Донским рассказам» М.А. Шолохова), «Бесы» по Ф.М. Достоевскому (1988), «За мёртвыми душами» по Н.В. Гоголю (1990, пантомима), «Улица Мандельштама» по произведениям О.Э. Мандельштама и Н.Я. Мандельштама (1991), «На дне» М. Горького (1996, режиссёр Э.Е. Марцевич) и др. Театр располагается в бывшем Доме Общества политкаторжан (конструктивизм, 1931-34, архитекторы братья Веснины).

Театр Корша

Теа́тр Ко́рша московский частный театр. Возник в 1882 после ликвидации театра А.А. Бренко (так называемого Пушкинского театра), ведущие актёры которого во главе с М.И. Писаревым и В.Н. Андреевым-Бурлаком создали Русский драматический театр, пригласив распорядителем Ф.А. Корша, племянника Е.Ф. Корша. В 1883 Корш «вытеснил» Писарева и Андреева-Бурлака и стал хозяином дела. В 1885 он получил помещение, выстроенное В.А. и А.А. Бахрушиными в Богословском переулке; режиссёры М.В. Аграмов (в 1885-87 и 1889-91) и Н.Н. Соловцов (в 1887-89) пытались решать серьёзные художественные задачи. Среди постановок были «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1886), «Иванов» А.П. Чехова (1887), написавшего пьесу специально для Театра Корша. В разные годы в Театре Корша играли Н.П. Рощин-Инсаров, А.А. Яблочкина, П.Н. Орленев, М.И. Москвин, Л.М. Леонидов, А.А. Остужев, М.М. Блюменталь-Тамарина и др., но устойчивой труппы театр не имел. Ориентировался он преимущественно на лёгкую фарсовую комедию; каждую неделю демонстрировалась очередная новинка. Лицо его не меняли постановки пьес Г. Ибсена («Кукольный дом», 1891; «Враг народа», 1892), Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», 1894; «Власть тьмы», 1895) и др. С появлением МХТ Корш почувствовал непрочность позиций своего театра. В 1900 он пригласил режиссёра Н.Н. Синельникова, который осуществил несколько значительных работ («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова, 1901, и др.). Но закрепить достигнутое не удалось; репертуар Театра Корша носил прежний смешанный характер с уклоном в поверхностную комедийность. В 1918 театр купил М.Н. Шлуглейт, пригласив художественным руководителем Н.М. Радина; в труппе были В.Н. Попова, А.П. Кторов, Е.М. Шатрова и др. В сезон 1920-21 Театр Корша получил название «3-й театр РСФСР. Комедия», в сезон 1925-26 включён в сеть государственных театров Моссовета; носил название «Комедия» (бывший Корш); Московский драматический театр. Закрыт в 1932.

Театр Кукол

Теа́тр Ку́кол (Спартаковская улица, 26). Создан в 1929 в системе Госиздата и назывался Театром детской книги, в 1937 получил название 1-й Московский кукольный театр, с 1954 носит современное название. Основатели театра — педагог А.М. Витман, режиссёр В.А. Швембергер (в 1929—33 главный режиссёр). Первый спектакль «Ёж и Петрушка» (1930) — агитобозрение по страницам детского журнала «Ёж», затем «Петрушка-путешественник» А.П. Глобы (1932) и др. Театр сотрудничал с С.Я. Маршаком, А.Я. Бруштейн, Е.Л. Шварцем. В 1945 театр, вернувшись из эвакуации в Москву, получил помещение на улице 25-го Октября (Никольской улице), 17, а в 1965 труппа переехала в здание, которое занимает и ныне. Среди спектаклей: «Мистер-Твистер» (1934) и «Гуси-лебеди» (1939) Маршака, «Снежная королева» Шварца (1941), «Старик Хоттабыч» по Л.И. Лагину (1954), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1956), «Тимур и его команда» по А.П. Гайдару (1957), «Проделки Скапена» Мольера (1972), «Щелкунчик» по Э.Т.А. Гофману (1979), «Руслан и Людмила» по А.С. Пушкину (1980), «Синьор рыцарь» по М. де Сервантесу (1984), «Каштанка и Слон» Л.А. Хаита и З. Сагалова (1987), «Кот в сапогах» Д.С. Самойлова (1991), «Сказы Палеха» (театральная инсценировка А.И. Вещикова, 1994), «Кошкин дом» по Маршаку (1995). В разные годы театром руководили: Е.С. Деммени, Н.М. Савин, В.А. Громов, Б.И. Аблынин, А.А. Гамсахурдия, Ю.А. Набоков. В 1986 в театр влилась группа актёров ансамбля «Люди и куклы» Хаита. С 1993 главный режиссёр В.С. Крючков. Здание театра построено в 1868; в 1912 его второй этаж был переоборудован под кинотеатр («Большой Елоховский электротеатр», затем «Синематограф Е.М. Каплан»). С 1933 здесь размещалась Театральная студия имени М.Н. Ермоловой, с 1946 — Московский драматический театр.

Театр Медокса

Теа́тр Ме́докса см. Петровский театр.

Театр мимики и жеста

Теа́тр ми́мики и же́ста (Измайловский бульвар, 39/41). Первый стационарный театр глухонемых в истории мирового театрального искусства. В 1957 П.А. Савельев организовал студию, куда пригласил одарённую молодёжь. Театральное училище имени Б.В. Щукина взяло шефство над этой студией, которая была преобразована в театр в 1963. Театр открылся сразу несколькими спектаклями: «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «В дороге» В.С. Розова, «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского. Сценические средства выразительности в этом театре основаны на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Жест, доведённый до совершенства, делает спектакль доступным глухонемому зрителю. При этом действие сопровождается речью диктора, который синхронно озвучивает спектакль. В 1963—78 художественным руководителем коллектива был В.С. Знамеровский. В театре в разное время работали режиссёры Л.В. Калиновский, Г.Е. Якерсон, А.М. Поламишев, А.Г. Щекочихин и др. Среди постановок: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Недоросль» Д.И. Фонвизина (1965), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1965), «Васса Железнова» М. Горького (1974), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1979), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1984), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1985), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (1986), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1992), «Газелла об отчаявшейся любви» (по «Дому Бернарды Альбы» Ф. Гарсия Лорки, 1994). Главный режиссёр театра З.Р. Паронян (с 1994).

Театр на Девичьем поле

Сезонный (летний) театр в Москве в 1765-71. Готовясь отметить трёхлетнюю годовщину вступления на престол, императрица Екатерина II указала соорудить в обеих столицах открытые театры для «всенародного увеселения»: в Москве - на Девичьем поле. Театр имел сцену и скамьи для зрителей, обнесённые барьером «для защищения от конных или приезжающих в каретах», смотревших представление не покидая их. Труппа театра состояла из «охотников» (то есть полупрофессиональных актёров). В представлении участвовало от 11 до 15 актёров и до 8 музыкантов, получавших за каждое представление плату от московской Полицмейстерской канцелярии (в ведении которой находился этот театр); зрители смотрели представления бесплатно. В репертуар входили «разные комедии с пристойною музыкою» и «куриозные шпрингмейстерские действа». Первое представление состоялось 13 мая 1765, затем сезон открывался в апреле и продолжался до октября; спектакли давались «в воскресные, праздничные и викториальные дни». Закрыт во время «моровой язвы» 1771.

Л.М. Старикова.

Театр на Красной Пресне

«Около Дома Станиславского»

(Вознесенский переулок, 9а). Возник в 1970 как любительская драматическая Студия под руководством В.С. Спесивцева. В 1975 театр с окраины Москвы переехал в Вознесенский переулок, в особняк середины XIX в. В 1987, после ухода Спесивцева, художественным руководителем театра стал Ю.Н. Погребничко. Его режиссёрская индивидуальность определила новое направление театра. Спектакли Погребничко объединяются способностью режиссёра любую, даже классическую пьесу сыграть как будто впервые, облекая каждое авторское слово и актёрское действие в зримый и неожиданный сценический трюк. Среди постановок: «Нужна трагическая актриса» (по пьесе А.Н. Островского «Лес», 1988), «Я играю на танцах и похоронах» (по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын», 1988), «Три сестры» А.П. Чехова (1990), «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина» (по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба», 1992), «Вот тебе и театр... и дальше пустое пространство» (по пьесе Чехова «Чайка», 1993), «Три мушкетёра» (по мотивам одноименного романа А. Дюма, 1994).

В труппе театра: Н.В. Алексеев, А.Б. Зотов, Л.Е. Загорская, Н.Ю. Крупинова, А.А. Никульников, В.В. Прохоров, Н.В. Рожкова, Е.А. Слюсарева и др. В 1992 театр получил статус государственного.

Н.Н. Суслович.

Предыдущая страница Следующая страница