Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАТ")

Табаков Михаил Иннокентьевич

Табако́в Михаил Иннокентьевич (1877, Одесса — 1956, Москва), трубач, педагог, один из основателей отечественной школы исполнительства на духовых инструментах, заслуженный артист РСФСР (1924), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). В 1892 окончил Одесское музыкальное училище. В 1898—1938 (с перерывом) солист оркестра Большого театра, в 1910—17 — симфонического оркестра С.А. Кусевицкого, в 1922—32 — Персимфанса (один из его организаторов), в 1920 солист Образцового военного оркестра Реввоенсовета. С 1902 одновременно преподаватель; в 1919—49 — в Московской консерватории (с 1923 профессор), с 1928 вёл также военно-капельмейстерский класс, с 1950 — в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а также в Институте военных дирижёров. По красоте, силе и певучести звука, технике владения инструментом и высокой степени выразительности исполнительское искусство Табакова остаётся непревзойдённым. Первый и лучший исполнитель партии трубы в операх Р. Вагнера и в «Поэме экстаза» А.Н. Скрябина. На Всесоюзных конкурсах музыкантов-духовиков в 1935 и 1941 и последующих исполнительских состязаниях все призовые места занимали ученики Табакова. Автор многих переложений классических и современных произведений для трубы. В Москве жил в Южинском переулке, 1/14. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Таганка

Тага́нка местность в юго-восточной части центра Москвы, между р. Яузой и Москвой-рекой. Название — от дворцовой Таганской слободы; возникла в XVI в., находилась в Земляном городе, в районе современной Верхней Радищевской улицы, была заселена ремесленниками, изготовлявшими таганы (подставки для котлов). Центр слободы составляла церковь Николая Чудотворца на Болвановке (начало XVIII в., архитектор О.Д. Старцев; Верхняя Радищевская улица, 20). Соседняя территория была занята Гончарной слободой, Котельной (в районе современной Котельнической набережной), Тетеринской (в районе современного Тетеринского переулка) и другими слободами. К середине XVIII в. название «Таганка» распространилось на территории за современным Садовым кольцом, где в XVII — начале XVIII вв. находилась слобода каменщиков; Верхняя и Нижняя Таганские площади становятся одним из торговых центров Москвы. В 1804 на улице Малые Каменщики построена Таганская тюрьма (снесена в середине 1950-х гг.). Часть территории Таганки в пределах Садового кольца сохранила планировку и застройку конца XVIII — начала XX вв. и в 1973 вошла в заповедную зону Заяузье. Основные архитектурные памятники: церковь Мартина Исповедника, дом Баташова, церковь Успения в Гончарах и др. Главные улицы: Яузская, Верхняя и Нижняя Радищевские, Гончарная, Марксистская, Народная. Станции метро «Таганская», «Марксистская».

Таганская площадь

Таганская площадь в конце XIX в.

Таганская площадь в конце XIX в.

Москва.

Тага́нская пло́щадь (до 1963 Верхняя и Нижняя Таганские площади), часть Садового кольца между улицами Земляной вал, Народной, Большой Коммунистической, Верхней Радищевской и Гончарной, на юго-востоке центра Москвы. Название — по стоявшим здесь с конца XVI в. Таганским воротам Земляного вала. В 1919—22 — Верхняя и Нижняя Октябрьские площади. Старый ремесленный и торговый район Москвы. С XVII в. за воротами существовал привозной рынок. В конце XVIII в. и после пожара 1812 Таганская площадь реконструировалась. С конца XVIII в. застраивалась каменными лавками. В 1813 здесь были возведены торговые ряды (архитектор О.И. Бове). В начале 1960-х гг. под Таганской площадью проложен транспортный тоннель. В 1970-х гг. реконструирована, разобраны торговые ряды. Вблизи Таганской площади Театр драмы и комедии на Таганке. Станции метро «Таганская», «Марксистская».

Таганская площадь.

Таганская площадь.

Москва.

Таганская улица

Таганская улица.

Таганская улица.

Москва.

Тага́нская у́лица (до 1919 Семёновская улица, до 1922 Советская улица), между Таганской площадью и площадью Абельмановская застава, за Садовым кольцом, на юго-востоке Москвы. Название от бывших Верхней и Нижней Таганских площадей. Возникла в XVII в. В середине XVII в. основан Покровский монастырь (д. 58), во второй половине XVII в. построена церковь Николая Чудотворца в Студенцах (д. 20). В XVIII - XIX вв. улица застраивалась каменными и деревянными домами. В июле-августе 1941 в д. 34 формировались подразделения 14-й дивизии народного ополчения Первомайского и Таганского районов Москвы (мемориальная доска). В 1950-90-х гг. Таганская улица реконструирована и застроена многоэтажными домами.

«Таганская»

1) станция метро Кольцевой линии. Открыта в 1950. Архитекторы К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Вестибюль имеет выход на Таганскую площадь. Эскалаторные туннели разделены промежуточным залом, купол которого украшен панно «Салют Победы» (художник А.К. Ширяева). Пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором и украшены майоликовыми скульптурами, отражающими эпизоды Великой Отечественной войны.

2) Станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966. Архитекторы Н.А. Алёшина, Ю.В. Вдовин. Сооружена по типовому проекту. Остеклённый павильон находится вблизи Таганской площади. Пилоны станционного зала облицованы розовым и красным мрамором, стены - белой и чёрной глазурованной плиткой. В оформлении зала использованы чеканные панно на тему покорения космоса - «Икар», «Космонавт» и др. (художник Э.М. Ладыгин). Пол выложен серым и красным гранитом. Станции связаны подземными переходами со станцией «Марксистская».

Таганский холм

Старинное название возвышенной местности в Земляном городе, в Заяузье, близ станций метро «Таганская» и «Марксистская»; один из «семи холмов» Москвы. Расположена на левобережье р. Яузы, в пределах бровки и склона высокой (до 145 м) третьей надпойменной террасы. На плане Москвы 1739 обозначена «улица на Вшивой горке». Своё название Швивая горка («деликатно» изменённое слово «вшивая») получила, возможно, от заселявших её швецов, небогатых и нередко нечистоплотных горожан. По другой версии, слово «швивая» объясняется как искажение от «ушивая», то есть горка, покрытая ушем - колючей травой. На Швивой горке - Гончарная улица.

Таганское

Тага́нское район в Центральном административном округе. Площадь района 913,5 га, в том числе селитебная 801,1 га. Население 110,0 тыс. человек (1995).

Отличительная особенность района — преобладание научных учреждений (крупнейшие: Научно-исследовательский институт мозга, Институт питания, Государственная академия прикладной биотехнологии, Физико-химический институт имени Л.Я. Карпова, Академия медицинских наук, Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского, НИИ радиосвязи, НИИ гигиены и организации здоровья и др.) и административно-управленческих организаций.

На территории Таганского находится около 30 крупных промышленных предприятий (заводы: 1-й Московский часовой, «ЭМА», «Красный путь», «Полимерпласт»; АП «Электропровод», АО «Нефтекип» и др.).

Основные транспортные магистрали: Волгоградский проспект; улицы — Таганская, Марксистская, Нижегородская, Большие Каменщики и др.

Экологическая ситуация в районе находится под воздействием загрязняющих выбросов вредных производств и автотранспортных потоков.

Общая площадь жилого фонда 1939,7 тыс. м2. Преобладают постройки 1950—60-х гг. Ведутся реконструкция старого жилого фонда на улицах Солянка и Воронцово поле, новое жилищное строительство на улице Малые Каменщики и Абельмановской улице.

Сферу торговли представляют более 230 предприятий всех видов собственности, в том числе два городских рынка (Рогожский и Калитниковский). В районе находится единственный в Москве так называемый Птичий рынок. Коммунальное и бытовое обслуживание населения осуществляют более 150 предприятий общественного питания и около 90 предприятий службы быта.

В районе 8 поликлиник (в том числе 3 детские), 4 больницы (в том числе Двадцать третья городская клиническая больница имени Медсантруда), детский санаторий, Институт акушерства и гинекологии, родильный дом.

В 1995 в системе народного образования насчитывалось 25 дошкольных учреждений, 17 общеобразовательных школ, 3 детских музыкальных школы, 2 школы-интерната, 6 ПТУ, 4 средних специальных учебных заведения, 4 вуза (в том числе Академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Открытый педагогический университет, Государственный музыкальный педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова).

В сеть учреждений культуры входят: 9 библиотек (среди них — Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино); Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, Центральный музей В.С. Высоцкого, выставочный зал «Творчество», галерея керамики и фарфора «Славянский дом»; кинотеатры «Зенит», «Победа» и «Иллюзион»; 7 театров (Театр на Таганке, театр «Содружество актёров Таганки», Еврейский музыкальный театр, московский муниципальный театр «Новая опера», фольклорный театр кукол «Сказка», драматический театр «Камерная сцена» и др.), Дворец культуры «Метрострой».

На территории Таганского сохранились многочисленные историко-культурные и архитектурные памятники: монастыри (Андроников, Новоспасский, Покровский), Крутицкое подворье; усадьба Усачёвых—Найдёновых, усадьба Тутомлина и др., а также около 20 церквей.

Среди спортивных сооружений — Дворец детского спорта и ФОК «Атлант».

Таиров Александр Яковлевич

Таи́ров Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит) (1885, Ровно — 1950, Москва), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сначала выступал как актёр; режиссёрскую деятельность начал в Первом Передвижном общедоступном драматическом театре П.П. Гайдебурова; постановки: «Гамлет» У. Шекспира (1907), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1908), «Эрос и Психея» Ю. Жулавского (1908). Работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. В 1913 принял приглашение К.А. Марджанова и поставил в московском «Свободном театре» пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера—Э. Донаньи, а также «Жёлтую кофту» Г. Бенримо и Д. Хазлтона. В 1914 Таиров вместе со своей женой, главной актрисой театра А.Г. Коонен, а также группой молодых актёров создал Камерный театр. Уже ранние спектакли («Сакунтала» Калидасы, 1914; «Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского, 1916; «Саломея» О. Уайльда, 1917) обнаружили масштаб его полемики с традиционным театром. Таиров стремился к обобщённому выражению эмоции, без её психологической конкретизации. «Федра» Ж. Расина в постановке Таирова (1922) стала одним из главных событий театрального искусства начала 1920-х гг.; режиссёр проникал в архаичный инцестуальный миф и воплощал страсть-стихию в её трагической противоречивости. Эта тема развивалась и в последующих постановках: «Гроза» А.Н. Островского (1924); «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929) — все Ю. О'Нила; «Машиналь» С. Тредуэлл (1933). Таиров утверждал идею «синтетического» мастерства, позволяющего актёрам разыгрывать как трагедию, так и оперетту, равно владеть приёмами музыкального и пантомимического искусства; важной для него была линия арлекинады, восходящей к традиции итальянской комедии масок: «Принцесса Брамбилла» Э.Т.А. Гофмана (1920), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922, текст А.М. Арго и И.А. Адуева). В спектаклях «Человек, который был Четвергом» по Г. Честертону (1923), «Кукироль» П.Г. Антокольского, В.З. Масса, А.П. Глобы и В.Г. Зака (1925), «День и ночь» Лекока (1926) арлекинада трансформировалась в жанр политического ревю, который также был использован в постановке «Оперы нищих» («Трёхгрошовая опера») Б. Брехта (1930).

В 1930—40-х гг. Таирову становилось всё труднее вписываться в идеологический регламент. Свой режиссёрский темперамент он направил на осмысление классики: «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940), «Чайка» Чехова (1944), «Без вины виноватые» Островского (1944), «Старик» М. Горького (1946). В сентябре 1949 Таирова освободили от обязанностей художественного руководителя Камерного театра, а в августе 1950 театр был закрыт. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мемориальная доска Таирова и Коонен установлена в фойе Театра имени А.С. Пушкина (помещение бывшего Камерного театра).

Сочинения: Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.

В.В. Иванов.

Тайницкая башня

Тайницкая башня Кремля.

Тайницкая башня Кремля.

Москва.

Тайни́цкая ба́шня башня Кремля, бывшая проездная, средняя на южной стене. Построена в 1485 итальянским архитектором Антоном Фрязиным на месте Чешковых ворот белокаменного Кремля Дмитрия Донского (называлась также Водяной). Имела два боевых яруса, на верхней площадке — бойницы навесного боя (машикули). Со стороны реки ворота прикрывала вторая башня, соединённая с Тайницкой башней каменным арочным мостом. В Тайницкой башне были устроены тайник-колодец и подземный ход к реке (отсюда название). В конце XVII в. Тайницкая башня увенчана шатром. В 1770 разобрана в связи со строительством Кремлёвского дворца по проекту В.И. Баженова. Восстановлена в 1770-х гг. В 1862 к Тайницкой башне пристроена отводная стрельница, на верхней площадке которой были установлены орудия салютационной батареи. В 1930—33 стрельница разобрана, ворота заложены, тайник засыпан. Современная высота башни 38,4 м.

Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич (1918, село Тепловка Саратовской губернии - 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант. С 1933 в Москве, работал на Московском мясокомбинате. Окончил военную авиационную школу (1938). В ночь на 7 августа 1941 совершил первый в истории войны ночной таран и сбил фашистский бомбардировщик. 27 октября погиб в бою около Подольска. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Талалихина в 1952 названа улица (бывшая Мясная-Бульварная) в районе Волгоградского проспекта. Мемориальные доски - на зданиях управления мясокомбината (Михайловский проезд, 3) и Профессионально-технического училища № 100 (Михайловский проезд, 3), в котором в 1934-37 учился Талалихин и в котором создан музей Талалихина и установлен его бюст. На территории мясокомбината памятник Талалихина.

Тальков Игорь Владимирович

Талько́в Игорь Владимирович (1956, г. Щёкино Тульской области — 1991, Петербург), рок-певец, поэт, композитор. Профессионального музыкального образования не имел. С 14 лет начал писать песни. С середины 1970-х гг. в Москве; работал в музыкальных группах Л. Сенчиной, Д.Ф. Тухманова («Электроклуб»). Карьера сольного певца началась после выхода песни «Чистые пруды» (1986). Песни и стихи Талькова имеют злободневное гражданственное звучание («Россия», «Я вернусь»). Исполнительская манера отличалась яркой индивидуальностью. Снимался в кино («Царь Иван Грозный», «За последней чертой», оба — 1990). О нём снят фильм «Сны Игоря Талькова» (1991). В Москве жил на Пролетарском проспекте, 3, корп. 1. Был убит во время концерта в Петербурге (при невыясненных обстоятельствах). Похоронен на Ваганьковском кладбище. В Москве открыт Музей Игоря Талькова (проспект Мира, 14).

Сочинения: Монолог, М., 1992.

О.В. Русанова.

Таманян (Таманов) Александр Иванович

Таманя́н (Таманов) Александр Иванович (1878, Екатеринодар — 1936, Ереван), архитектор, народный архитектор Армянской ССР (1924). Учился в петербургской Академии художеств (1898—1904), академик (1914). В Москве с начала 1910-х гг. Используя традиции московской классицистической усадебной архитектуры, создал тип монументальной композиции большого доходного дома в духе неоклассицизма (доходный дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре, 1911—13). В 1915 перестроил усадьбу Охотниковых. Участвовал в градостроительных работах В.И. Семёнова по созданию прилегающих к Москве «городов-садов», осуществил строительство комплекса туберкулёзного санатория в Кратове (1913—23). С 1923 работал в Ереване. Государственная премия СССР (1942, посмертно).

Тамесов дом

Тамесов дом (Комсомольский проспект, 13). В основе здания - палаты, выстроенные в начале XVIII в. в усадьбе А.Ф. Лопухина. В 1718 усадьбу, включавшую фабричные постройки и сад со скульптурой и прудами, приобрёл голландец И.П. (Джон) Тамес, директор располагавшейся напротив государственной Хамовнической полотняной мануфактуры. В 1770-80-х гг. «на погребах» первоначального здания был возведён новый жилой дом, доныне имеющий облик, характерный для раннего московского классицизма. Монументальный объём украшен глубоким четырёхколонным портиком с двумя пандусами-въездами по его сторонам. В декоре окрашенного в три (белый, жёлтый, красно-охристый) цвета фасада широко использованы стройные лопатки и вертикальные ниши. В начале XIX в. дом был приписан к комплексу Хамовнических казарм, в нём разместились квартиры офицеров и шефа полка, что закрепилось в названии здания. В 1817-18 у жившего здесь декабриста А.Н. Муравьёва собирались члены «Союза благоденствия».

О.М. Замжицкая.

Тамм Игорь Евгеньевич

Тамм Игорь Евгеньевич (1895, Владивосток — 1971, Москва), физик-теоретик, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1953). Из семьи служащих. В 1913—14 учился в Эдинбургском университете, в 1918 окончил физико-математический факультет Московского университета. В 1919—22 на преподавательской работе в Симферополе, Одессе. С 1922 в Москве. В 1924—41 и 1954—57 преподавал в МГУ (с 1930 профессор, заведующий кафедрой теоретической физики). В 1934 по приглашению С.И. Вавилова организовал в Физическом институте имени П.Н. Лебедева теоретический отдел, который возглавлял до конца жизни (ныне — отдел теоретической физики имени Тамма). Один из организаторов Московского физического института (МИФИ). Труды посвящены классической электродинамике, квантовой механике, теории твёрдого тела, физической оптике, ядерной физике, теории элементарных частиц и др. Совместно с И.М. Франком разработал теорию излучения быстро движущегося в среде электрона (эффект Черенкова — Вавилова). Широкий резонанс получила борьба Тамма против лженаучных воззрений в физике и биологии. Большой популярностью пользовались публичные лекции Тамма в Политехническом музее. Среди московских адресов Тамма: Скатертный переулок, 6, улица Чкалова (Земляной вал), 2/1, набережная Горького (Гончарная набережная), 4/22. Государственная премия СССР (1946, 1953). Нобелевская премия (1958). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании Физического института имени П.Н. Лебедева (Ленинский проспект, 53), где работал Тамм, — мемориальная доска. Имя Тамма носит площадь (площадь Академика Тамма) между домами 44 и 52 по Ленинскому проспекту.

Литература: Академик И.Е. Тамм, М., 1973; Воспоминания о И.Е. Тамме, М., 1981.

Танеев Владимир Иванович

Тане́ев Владимир Иванович (1840, Владимир — 1921, имение Демьяново близ г. Клин Московской губернии), общественный деятель, юрист, социолог. Брат С.И. Танеева. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1861), с 1866 выступал защитником в политических процессах. Корреспондент К. Маркса, убеждённый позитивист и социалист-утопист, Танеев стал центром притяжения для либеральной московской профессуры: в его доме в Обуховом (Чистом) переулке (д. 7; мемориальная доска), а с 1900 в купленном им имении Демьяново собирались А.Г. Столетов, В.В. Марковников, М.М. Ковалевский, К.А. Тимирязев и др. В конце 1870-х гг. учредил для друзей «академические обеды» в первое воскресенье каждого месяца в ресторане Л. Оливье «Эрмитаж».

Танеев Сергей Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таракановка

Тарака́новка река на западе Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина 7,8 км (большая часть заключена в коллектор). Площадь бассейна 18,3 км2. Берёт начало в районе улицы Зои и Александра Космодемьянских, пересекает полотно Московской железной дороги Рижского направления, Ленинградский проспект, Песчаный переулок, Хорошёвское шоссе и впадает в Москву-реку в районе 2-го Силикатного проезда. Левый приток Таракановки — р. Ходынка (часто, наоборот, Таракановка рассматривается как приток Ходынки). На берегах Таракановки находились деревня Коптево и село Всехсвятское, позднее — дачная местность.

Тарасевич Лев Александрович

Тарасе́вич Лев Александрович (1868, Тирасполь — 1927, близ Дрездена), микробиолог, патолог, иммунолог, эпидемиолог. Из дворян. Окончил естественный факультет Новороссийского университета в Одессе (1891); затем получил медицинское образование в Военно-медицинской академии в Петербурге и в Париже (1897). В 1900—02 работал в Пастеровском институте в Париже у И.И. Мечникова. В 1902—07 приват-доцент Новороссийского университета. В Москве с 1907 (жил: в Большом Афанасьевском переулке, 41; на Пречистенке, 38; в переулке Сивцев Вражек, 41). В 1907—11 приват-доцент, с 1917 профессор Московского университета и одновременно (1908—24) заведующий кафедрой микробиологии Высших женских курсов, преподавал в Народном университете имени А.Л. Шанявского. В 1911 вместе с другими преподавателями покинул Московский университет в знак протеста против политики министра народного просвещения Л.А. Кассо. В годы первой мировой войны главный военно-полевой санитарный инспектор армии. В 1918 основал и возглавил первую в стране станцию контроля сывороток и вакцин (ныне НИИ стандартизации и контроля медицинских и биологических препаратов; с 1927 имени Тарасевича); председатель Учёного медицинского совета Наркомздрава; с 1920 директор Государственного института народного здравоохранения (ГИНЗ); редактор несколько медицинских журналов. Научные труды Тарасевича посвящены проблемам иммунологии, вакцинации, эпидемиологии и профилактике туберкулёза и др. Член Литературно-художественного кружка. Умер в санатории; урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Жена Тарасевича, Анна Васильевна, урождённая графиня Стенбок-Фермор (1872—1921), — профессиональная певица, вместе с М.А. Олениной-д’Альгейм основала в Москве «Дом песни». В доме Тарасевича постоянно собиралась московская интеллигенция (А. Белый, братья Н.К. Метнер и Э.К. Метнер, Ф.А. Степун и др.).

В.Д. Тополянский.

Тарасов Анатолий Владимирович

Тара́сов Анатолий Владимирович (1918, Москва - 1995, там же), спортсмен и тренер, один из основателей отечественной школы хоккея с шайбой, заслуженный мастер спорта (1949), заслуженный тренер СССР (1957). В 1946 дебютировал в команде Военно-воздушных сил Московского военного округа, с 1947 - в ЦДКА (ЦСКА). Несколько лет выступал в роли «играющего тренера», забил 106 голов в 100 матчах. Под руководством Тарасова команда ЦСКА 18 раз становилась чемпионом СССР (1945-73). В 1958-60 и 1962-72 тренер сборной СССР (вместе с А.М. Чернышёвым), ставшей в эти годы восьмикратным чемпионом мира и трёхкратным победителем Олимпийских игр. Тарасов - популяризатор хоккея с шайбой, один из организаторов детских турниров «Золотая шайба», автор книг, посвященных тактике игры, лучшим хоккеистам, будущему хоккея. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Тарасова Алла Константиновна

Тара́сова Алла Константиновна (1898, Киев — 1973, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). В 1914 поступила в Школу драматического искусства при МХТ (с 1916 — 2-я Студия МХТ). В 1916 впервые выступила в МХТ, в труппе театра с 1924. Игре актрисы, наделённой сценическим обаянием, были свойственны огромный темперамент, эмоциональная заразительность. Страстные жизнелюбивые героини Тарасовой воплощали представление 1930—40-х гг. об идеальном женском типе; именно в эти годы она создала свои самые значительные работы: Негина («Таланты и поклонники» А.Н. Островского, 1933), Татьяна («Враги» М. Горького, 1935), Анна (по «Анне Карениной» Л.Н. Толстого, 1937), Маша («Три сестры» А.П. Чехова, 1940), Юлия Тугина («Последняя жертва» Островского, 1944). Среди поздних работ: Раневская («Вишнёвый сад», 1958), Аркадина («Чайка», 1960; обе — Чехова), Полина («Враги» Горького, 1968), Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1945, 1963 и 1968). Снималась в фильмах: «Гроза» (1934), «Пётр I» (1937—39) и др. С 1967 преподавала в Школе-студии МХАТ (с 1968 профессор). В 1951—55 директор МХАТа, с 1970 до конца жизни председатель Совета старейшин театра. Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1947, 1949). Похоронена на Введенском кладбище. На д. 5/7 по улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок), где в 1938—73 жила Тарасова, — мемориальная доска.

Литература: А.К. Тарасова. Документы и воспоминания, М., 1978.

Тареев Евгений Михайлович

Таре́ев Евгений Михайлович (1895, Псков — 1986, Москва), терапевт, академик Академии медицинских наук СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1965). В Москве с 1913. Окончил медицинский факультет Московского университета (1917). В 1917—18 участковый врач Хамовнического комиссариата, в 1918—19 ординатор госпитальной терапевтической клиники 1-го МГУ. В 1924—36 ассистент факультетской терапевтической клиники 1-го Медицинского института и одновременно (1929—51) заведующий клиническим отделом в Институте малярии. В 1936—50 заведующий кафедрой факультетской терапии 3-го Медицинского института и Московского медицинского института Министерства здравоохранения РСФСР (впоследствии Рязанский медицинский институт) и одновременно (1945—51) директор 1-й терапевтической клиники МОНИКИ. С 1950 заведующий кафедрой терапии и профзаболеваний санитарно-гигиенического факультета 1-го Медицинского института (сначала на базе Двадцать четвёртой городской клинической больницы, затем в новой клинике на улице Россолимо, 11а; ныне носит имя Тареева; на здании в 1993 установлена мемориальная доска; в клинике — мемориальный кабинет). Основные научные труды по проблемам патологии печени, почек, ревматических заболеваний, гипертонической болезни, малярии, так называемых лекарственных болезней. Среди друзей Тареева — математики П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, художник Ю.И. Пименов, историк М.В. Нечкина. Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1946, 1983). С 1927 жил в Обыденском переулке, с 1936 — на 2-й Извозной улице (ныне Студенческая улица), последние годы — на Кутузовском проспекте (д. 24 и д. 30/32). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

И.Е. Тареева.

Таривердиев Микаэл Леонович

Тариверди́ев Микаэл Леонович (1931, Тбилиси — 1996, Сочи), композитор, народный артист РСФСР (1986). В 1957 закончил московский Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс композиции А.И. Хачатуряна). В творческом наследии Таривердиева — оперы («Граф Калиостро», 1983, «Ожидание», 1985), балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1975), симфония для органа «Чернобыль» (1988), вокальные циклы на стихи Л.Н. Мартынова, А.А. Вознесенского, Б.А. Ахмадулиной, М.И. Цветаевой и др. Широкую популярность приобрела его музыка и песни для кино- и телефильмов «Мой младший брат» (1962), «Король-олень» (1970), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976), «Старомодная комедия» (1979) и др.; в 1994 получил кинематографическую премию «Ника» за музыку к фильму «Русский рэгтайм». Государственная премия СССР (1977).

Тарковский Андрей Арсеньевич

Тарковский Андрей Арсеньевич (1932, г. Юрьевец Ивановской области - 1986, Париж), режиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1980). Сын А.А. Тарковского. В 1961 окончил ВГИК (мастерская М.И. Ромма). После дипломного короткометражного фильма «Каток и скрипка» поставил фильм «Иваново детство» (1962, премия «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции, 1972), где дал трагическое противопоставление жестокой реальности войны и поэтических снов героя фильма, мальчика Ивана. «Андрей Рублёв» (1966, вышел на экран в 1971) был посвящён прошлому России и утверждал бессмертие творений человеческого духа. В метафорическом плане ставили вопросы о цели и смысле человеческой жизни фильмы «Солярис» (1972, специальная премия на Международном кинофестивале в Канне, 1972) и «Сталкер» (1980). Фильм «Зеркало» (1975) имел автобиографическую основу и строился как цепь воспоминаний главного героя. С 1982 вынужден был работать за рубежом. «Ностальгию» (1983, Большой приз за творчество на кинофестивале в Канне, 1983) и «Жертвоприношение» (1986, Большой специальный приз на кинофестивале в Канне, 1986) Тарковский снял соответственно в Италии и Швеции. Тарковский поставил два спектакля: «Гамлет» (1977, в Театре имени Ленинского комсомола, Москва) и «Борис Годунов» (1983, по М.П. Мусоргскому, в театре «Ковент-Гарден», Лондон). Центральной для творчества Тарковского является тема обретения человеком духовной цельности через веру, любовь и покаяние; ему были свойственны широта и поэтичность художественного мышления, высокая изобразительная культура, соединение реалистической точности и метафорической образности. Ленинская премия (1990, посмертно).

В 1989 организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского.

Литература: О Тарковском. Сборник, М., 1989; Мир и фильмы А. Тарковского. Сборник, М., 1991; Туровская М., 71/2, или Фильмы А. Тарковского, М., 1991; Суркова О., Книга сопоставлений, М., 1991.

Тарковский Арсений Александрович

Тарко́вский Арсений Александрович (1907, Елизаветград — 1989, Москва), поэт. Отец режиссёра А.А. Тарковского. Родился в семье народовольца, в 1925—29 учился на Высших литературных курсах в Москве (первые стихи опубликованы в студенческом сборнике); в 1924—26 сотрудник газеты «Гудок», где писал стихотворные фельетоны. В 1941 ушёл на фронт, работал в армейской газете «Боевая тревога»; в 1943 был тяжело ранен, потерял ногу. В 1946 подготовил к печати сборник стихов, выпуск которого после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» был приостановлен. Сборники Тарковского стали выходить в свет с начала 60-х гг. («Перед снегом», 1962; «Земле — земное», 1966; «Вестник», 1969; «Волшебные горы», 1978; «Зимний день», 1980; «От юности до старости», 1987, и др.). В творчестве Тарковского традиции Ф.И. Тютчева и А.А. Фета сочетались с близостью к акмеизму. С 1932 занимался переводами (с армянского, грузинского, туркменского, каракалпакского, арабского и других языков); выступал также с литературно-критическими статьями и рецензиями. Далёкий от литературной суеты, жил уединённо, был близок главным образом с поэтами и переводчиками (в том числе С.И. Липкиным, В.В. Левиком, Э.Г. Ананиашвили, И.Л. Лиснянской). В молодые годы дружил с М.И. Цветаевой. В предвоенные и первые послевоенные годы жил по адресу: Коровий вал, 22; в 60-х гг. — улица Черняховского, 4; в 70-х гг. — Садовая-Триумфальная улица, д. 4/10. Государственная премия СССР (1989, посмертно).

Похоронен на кладбище в Переделкине.

Л.Б. Либединская.

Тарханов Михаил Михайлович

Тарха́нов Михаил Михайлович (настоящая фамилия Москвин) (1877, Москва — 1948, там же), актёр, педагог, режиссёр, народный артист СССР (1937), доктор искусствоведения (1939). Брат И.М. Москвина. На сцене с 1898. С 1922 во МХАТе, куда он пришёл уже сложившимся мастером, следовавшим традициям русской сцены, с глубокой артистической культурой. Искусство Тарханова отличалось богатством комедийно-сатирических красок, смелой выразительностью актёрских приёмов при тонком проникновении в сущность образа. Среди лучших ролей: Градобоев («Горячее сердце» А.Н. Островского, 1926), Собакевич («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932), булочник Семёнов («В людях» по М. Горькому, 1933), Дикой («Гроза» Островского, 1934), Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1938), Фурначёв («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1939). Во МХАТе участвовал (совместно с И.Я. Судаковым) в постановке К.С. Станиславским «Горячего сердца» Островского (1926); в 1925—27 был художественным руководителем Четвёртой студии МХАТа, поставил «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского, «Тартюф» Мольера и др. С 1929 снимался в кино: Дикой («Гроза», 1934), Дерунов («Иудушка Головлёв», 1934), фельдмаршал Шереметев («Пётр I», 1937—39) и др.

В 1942—48 был художественным руководителем ГИТИСа (ныне РАТИ), преподавал мастерство актёра (с 1939 профессор). Государственная премия СССР (1943). Жил на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок), 5-7. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Загорский М., М.М. Тарханов, М.-Л., 1946.

Татарово

Тата́рово местность на западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки, близ Крылатского. Название — от бывшего села; известно с 1417. Близ Татарова добывался песчаник (так называемый татаровский камень) для облицовки в Москве набережных, мостов, тротуаров; его запасы в основном истощились к 1880. С 1960 в черте Москвы. Ныне окрестности Татарова — место зимнего отдыха. Основные улицы: 1—5-я Новотатаровские. Название сохранилось в наименовании поймы Москвы-реки и Татаровских высот.

Татаровские высоты

Татаровские высоты.

Татаровские высоты.

Москва.

Тата́ровские высо́ты живописная холмистая возвышенность на западе Москвы, на правобережье Москвы-реки. Высота до 183 м в Крылатском; относительная высота над урезом реки 60—70 м. Представляет собой северо-западный край Теплостанской возвышенности, который занимает междуречье Москвы и Сетуни. На склонах, прорезанных долиной р. Фильки, — глубокие овраги с участками сосновых лесов; заметны оползни. Сохранились массивы хвойно-широколиственных лесов; в Фили-Кунцевском лесопарке — старовозрастные липняки, ивняки и др. До 1880 на Татаровских высотах добывали песчаник для облицовки московских тротуаров и набережных. У подножия Татаровских высот встречаются обнажения юрских глин; близ села Троице-Лыково в 1940-х гг. был найден полный скелет мамонта. Татаровские высоты — место проведения учебных экскурсий. По Татаровским высотам проходит олимпийская велотрасса. В районе Татаровских высот расположены Татарово, Троице-Лыково, Крылатское (Крылатские холмы) и др.

Литература: Павлов А.П., Геологический очерк окрестностей Москвы. Пособие для экскурсий и для краеведов, 5 изд., М., 1946; Борзов А.А., Географические экскурсии в окрестностях Москвы, М., 1925.

Татищев Василий Никитич

Тати́щев Василий Никитич (1686, Псков? — 1750, Болдино, ныне Московской области), историк, географ, экономист, государственный деятель. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700—21, выполнял различные военные и дипломатические поручения Петра I. В 1720—22, 1734—37 управлял казёнными заводами на Урале, основал г. Екатеринбург. В 1727—1733 член, затем глава Монетной конторы, содействовал производству полноценной монеты. Видный участник борьбы с «верховниками». Отстранённый от должности астраханского губернатора, которую он занимал в 1741—45, жил в подмосковном имении Болдино Дмитровского уезда. Московский дом Татищева находился в Ваганьковском переулке (возможно, там хранилась часть его библиотеки и рукописного собрания). Разрабатывал проекты экономического развития России, создания широкой системы образования, организации академий для «исправления» русского языка и двух «академий ремёсел» для подготовки специалистов в области промышленности. Подготовил первую публикацию источников по истории Древней Руси и Московского государства, первый в России энциклопедический словарь «Лексикон Российский» (ч. 1—3, 1793). Его перу принадлежит первая многотомная «История Российская с самых древнейших времён», в которой особо выделена историческая роль Москвы. Первые две части первого тома «Истории» были изданы в Москве в 1773 Г.Ф. Миллером, последний, пятый, том был найден М.П. Погодиным и издан в 1848.

Литература: Валк С.Н., В.Н. Татищев в своем болдинском уединении, в книге: Проблемы истории феодальной России, Л., 1971; Юхт А.И., Поборник новой России: В.Н. Татищев, в книге: Историки России. XVIII — начало XIX века, М., 1996; Шмидт С.О., Зодчий наук, в его книге: «Путь историка», М., 1997.

Предыдущая страница Следующая страница