Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 9, "СТР"-"СЫТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 9, "СТР"-"СЫТ")

Строев Павел Михайлович

Стро́ев Павел Михайлович (1796, Москва — 1876, там же), историк, археограф, коллекционер, академик Петербургской Академии наук (1849; член-корреспондент с 1826). Из дворян. Учился в Московском университете (1812—15). В 1814 опубликовал свой учебник «Краткая российская история в пользу российского юношества». В 1815 издавал журнал «Современный наблюдатель российской словесности». По приглашению Н.П. Румянцева занял должность смотрителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров при Московском архиве Коллегии иностранных дел, участвовал в издании 2—3-й частей Собрания государственных грамот и договоров (1819, 1822). В 1817—18 вместе с К.Ф. Калайдовичем обследовал хранилища монастырей Московской епархии — Волоколамского, Новоиерусалимского, Воскресенского, Саввино-Сторожевского и др. Во время поездки были обнаружены «Изборник Святослава» (1073), «Всемирный хронограф» и др. Член ОИДР (с 1823). По инициативе Строева в 1828 началась деятельность Археографических экспедиций, с 1834 — Археографической комиссии (см. Археографическая комиссия при Отделении истории РАН). В 1829—34 Строев объехал 14 губерний России, обследовал около 200 библиотек и архивов, собрал свыше 3000 документальных памятников XIV—XVIII вв., в том числе Софийскую летопись, Судебник 1497 и др. Подготовил и издал в 1818—41 собрание рукописей и старопечатных книг Ф.А. Толстого (совместно с Калайдовичем, 1829), библиотекарем которого он состоял с 1825. С 1830-х гг. занимался обследованием и описанием рукописных собраний Москвы и Московской губернии. В архиве Оружейной палаты Строев исследовал выходные и расходные книги, результатом этой работы стала книга «Выходы государей, царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича...» (1844). Составил географический и именной указатель «Ключ к "Истории государства Российского"» Н.М. Карамзина. Похоронен на Пятницком кладбище.

Литература: Барсуков Н.П., Жизнь и труды П.М. Строева, СПб., 1878.

Строительный университет

Строи́тельный университе́т (Ярославское шоссе, 26). Основан в 1920 как Институт инженеров строительства. С 1936 носил название Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). В создании научных школ и учебно-методической системы вуза участвовали: члены АН СССР — В.Н. Образцов, И.Г. Александров, Н.А. Цитович, Н.С. Стрелецкий, В.З. Власов; архитекторы — И.И. Рерберг, Л.А. и В.А. Веснины; деятели высшей школы — П.Л. Пастернак, Б.С. Ухов, И.И. Костин и др. Вуз стал крупным учебным и исследовательским центром в области строительства. В 1992 преобразован в технический университет с современным названием. В 1996 объединял 11 факультетов (по 12 специальностям и 29 специализациям училось около 10 тыс. студентов). В составе университета: филиал в Мытищах, подготовительные курсы, физико-математическая школа и другие учебные подразделения, свыше 60 кафедр, 2 НИИ, исследовательские и экспериментальные подразделения, ВЦ, библиотека (свыше 1 млн. единиц хранения), музей. В университете свыше 1,3 тыс. преподавателей, в том числе свыше 130 докторов и свыше 730 кандидатов наук. К 1997 вуз подготовил свыше 85 тыс. специалистов. Первоначально занимал здание усадьбы Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2), впоследствии — здания на Шлюзовой набережной (д. 8). В начале 1980-х гг. возведены высотные корпуса на Ярославском шоссе.

«Строительство и архитектура Москвы»

«Строи́тельство и архитекту́ра Москвы́» см. «Архитектура и строительство Москвы»

Стромынка

Стромы́нка улица между Стромынской площадью и Матросским мостом, на востоке Москвы, в Сокольниках. Возникла в XIV в. как дорога в село Стромынь (отсюда название). В XVII в. дорога связывала Сокольники, Преображенское, Черкизово. В XVIII в. называлась Матросской улицей — от Матросской слободы на правом берегу р. Яузы. С конца XVIII в. Стромынка и её окрестности стали районом больниц и богаделен. Со второй половины XIX в. здесь строились фабрики и заводы. В 1893 по обеим сторонам улицы устроены бульвары, а в 1911—13 на Стромынской площади созданы скверы. На Стромынке расположены клиническая больница № 33 имени А.А. Остроумова (д. 1), Центральная клиническая туберкулёзная больница (д. 4), Клуб имени И.В. Русакова.

Струнные квартеты

Струнные кварте́ты камерно-инструментальные ансамбли (две скрипки, альт, виолончель). В Москве любительское квартетное музицирование было популярно с конца XVIII в. После организации Московского отделения Русского музыкального общества в Москве в 1866 был создан первый профессиональный постоянный квартет под руководством Ф. Лауба (с 1876 — И.В. Гржимали). В 1872 был основан «Русский квартет» (под руководством Д.А. Панова) — гастрольный коллектив, выступавший в Москве и других городах. С 1906 Московское филармоническое общество устраивало квартетные концерты.

В 1918 создан квартет имени В.И. Ленина во главе с Л.М. Цейтлиным, затем — квартет имени А. Страдивариуса (официально — в 1920 в связи с выдачей участникам квартета инструментов работы А. Страдивари из фондов Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов), однако сформировался этот квартет ещё в 1912 (состав: А.Я. Могилевский, В.И. Пакельман, В.В. Эмме, В.Л. Кубацкий) и периодически выступал, в том числе в собраниях Кружка любителей русской музыки; в Москве выступал преимущественно в Бетховенском зале (бывшее фойе царской ложи в Большом театре), открывшемся 21 февраля 1921. Состав участников квартета в 1920-х гг. часто менялся, бессменным исполнителем партии виолончели был Кубацкий. Распался в 1930.

Квартет имени Комитаса был организован в Москве в конце 1924 студентами Московской консерватории А.К. Габриэляном, Л.М. Оганджаняном, М.Н. Тэрианом и С.З. Асламазяном и получил название «Квартет выдвиженцев консерватории»; в 1932 постановлением правительства Армении квартету присвоено имя классика армянской музыки Комитаса.

В 1923 основан квартет имени Бетховена; в его состав вошли Д.М. Цыганов (1-я скрипка), В.П. Ширинский (2-я скрипка), В.В. Борисовский (альт), С.П. Ширинский (виолончель). С 1925 коллектив назывался квартетом имени Московской консерватории, в 1931 ему было присвоено имя Л. ван Бетховена, в 1933 квартет удостоен звания заслуженного коллектива Республики. В годы Великой Отечественной войны квартет оставался в столице, выступая по радио (иногда по несколько раз в день), в 1943 выезжал на фронт. Квартету посвятили свои произведения Д.Д. Шостакович, А.В. Александров, Р.М. Глиэр, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. Шостакович, связанный с участниками квартета тесной дружбой, посвятил каждому из них свои поздние квартеты: 11-й — В. Ширинскому, 12-й — Цыганову, 13-й — Борисовскому, 14-й — С. Ширинскому. Смена участников квартета произошла в 1964; свыше 20 лет в нём играли Н.Н. Забавников (2-я скрипка) и Ф.С. Дружинин (альт). Распался в 1988.

В число ведущих московских ансамблей вошёл созданный в декабре 1931 квартет имени Большого театра (И.А. Жук, Б.Я. Вельтман, М.Ж. Гурвич, С.Н. Кнушевицкий; с 1935 И.Б. Буравский). Квартет выступал в Бетховенском зале Большого театра, в Малом зале Московской консерватории. С 1957 партия альта в квартете перешла к Г.И. Матросовой. Квартет распался в 1968.

Наиболее значительным из выступающих в 1990-х гг. является квартет имени А.П. Бородина, созданный в 1945 как студенческий квартет Московской консерватории в классе профессора М.Н. Тэриана; в 1955 квартету присвоено имя Бородина. Состав: Р.Д. Дубинский, Я.П. Александров, Д.В. Шебалин, В.А. Берлинский. В 1974 состав частично сменился, в квартет вошли М.С. Копельман (1-я скрипка) и А.М. Абраменков (2-я скрипка). С квартетом сотрудничали и посвятили ему ряд сочинений Шостакович, Ан.А. Александров, Шебалин, М.С. Вайнберг, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке. В течение многих лет квартет сотрудничал с С.Т. Рихтером. Ансамбль записал полный цикл квартетов Шостаковича на фирме «Мелодия».

Литература: Ямпольский И., Квартет имени Большого театра Союза ССР, М., 1957; его же, Квартет имени Бетховена, М., 1963; Раабен Л., Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964; Давидян Р.Р., Квартетное искусство, 2 изд., М., 1994.

Р.Р. Давидян.

Студенец

Студене́ц Ваганьковский ручей, ручей в центре Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина около 5 км (заключён в коллектор). Площадь бассейна 4 км2. Берёт начало в районе Хорошёвского шоссе (где в прошлом был сток воды с Ходынской водокачки), протекает под территорией Ваганьковского кладбища, пересекая Звенигородское шоссе, Шмитовский проезд, территорию ПКиО «Красная Пресня», Краснопресненскую набережную, впадает в Москву-реку неподалёку от Ермаковского ручья. Постоянное течение было только в низовье. Сохранились пруды на Красногвардейском бульваре и Мантулинской улице.

«Студенческая»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Студе́нческая» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1959. Архитекторы Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной. Станция наземного типа, сооружена из унифицированных конструкций. Вестибюль находится на Киевской улице, выполнен в виде лёгкого остеклённого павильона с лестничными спусками на 2 платформы, расположенные по обе стороны путей и защищённые навесами.

Студии Московского художественного театра

Сту́дии Моско́вского худо́жественного теа́тра театральные коллективы, в разные годы возникавшие вокруг театра. К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко видели в студиях место воспитания молодой смены, лабораторию, которая помогла бы развить новую актёрскую технику. Термин «студия» был перенесён из мира изобразительных искусств по инициативе В.Э. Мейерхольда. МХАТ создал за своё существование 8 драматических студий.

Студия на Поварской улице под руководством Мейерхольда в 1905 осуществляла поиски новых театральных форм для решения задач современной драматургии. Опыт её, несмотря на краткость существования, был плодотворен не только для МХТ, но и всего русского театра начала XX в.

1-я Студия МХТ возникла осенью 1912 как «собрание верующих в религию Станиславского» (по выражению М.А. Чехова). Её задачами были проверка и развитие системы актёрского мастерства. Под руководством Л.А. Сулержицкого студия воспитала Е.Б. Вахтангова и М.А. Чехова. Богатая актёрскими индивидуальностями, студия выросла в МХАТ 2-й (1924).

2-я Студия МХТ возникла в 1916. Среди её учеников — А.К. Тарасова, В.А. Вербицкий, А.П. Зуева, Н.П. Баталов и др. В 1924 студия влилась в состав МХАТа, став его «вторым поколением».

3-я Студия МХАТ возникла в 1920—21. По просьбе смертельно больного Вахтангова это название было дано его студии, созданной ещё в 1913. После смерти Вахтангова (1922) студия сохранила своё единство и в 1926 преобразовалась в Театр имени Евг. Вахтангова.

4-я Студия МХАТ была организована в 1922 для обслуживания районных клубов, в 1924 стала театром «Четвёртая студия», в 1927 получила название Реалистический театр.

На базе оперно-драматической студии (1935) был создан Оперно-драматический театр имени К.С. Станиславского (1948).

В 1956 на основе курса Школы-студии МХАТ возникла «студия молодых актёров» под руководством О.Н. Ефремова, вскоре получившая название театр-студия «Современник», а с 1964 — театр «Современник».

В 1975 на базе курса В.К. Монюкова в Школе-студии МХАТ возник театр-студия «Новый драматический театр».

М.С. Иванова.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова

Сту́дия вое́нных худо́жников имени М.Б. Гре́кова (улица Советской Армии, 4), творческий коллектив художников-баталистов. Создана в 1934—35, состояла при особой отдельной кавалерийской бригаде, затем при Политическом управлении Московского военного округа, в 1943—91 — при Главном политическом управлении Советской Армии и ВМФ; названа в память художника-баталиста М.Б. Грекова. Сначала объединяла самодеятельных армейских художников и имела учебный характер, с 1940 — организация профессиональных художников. Среди ведущих мастеров студии — скульптор Е.В. Вучетич, живописцы П.А. Кривоногов, П.Т. Мальцев, Б.М. Неменский, Н.В. Овечкин, М.И. Самсонов.

Суворов Александр Васильевич

Суво́ров Александр Васильевич (1720 или 1730, Москва — 1800, Петербург), полководец, военный теоретик, граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), генералиссимус (1799). Сын генерала В.И. Суворова (1705—75), сподвижника Петра I. Участвовал в Семилетней войне 1756—63, русско-турецких войнах 1768—74 и 1787—91 (в 1789 нанёс поражение турецким войскам у Фокшан и при Рымнике; в 1790 войска под его командованием штурмом взяли турецкую крепость Измаил), в подавлении восстания Е.И. Пугачёва (в 1774). Руководил подавлением Польского восстания 1794. В 1799 возглавлял Итальянский поход русско-австрийских войск и Швейцарский поход русских войск против войск Наполеона Бонапарта. Не проиграл ни одного сражения. Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск. Суворову принадлежал д. 42 на Большой Никитской улице (мемориальная доска), который был приобретён его отцом в 1760-х гг. В церкви Феодора Студита (Никитский бульвар, 25) в 1774 Суворов венчался с В.И. Прозоровской. Имя Суворова носят площадь между улицами Дурова, Достоевского, Самотёчной и Селезнёвской (Суворовская площадь, бывшая Екатерининская, в 1918—92 площадь Коммуны), улица, выходящая на Преображенскую площадь, и переулок (1-й Суворовский переулок), парк в районе Звенигородской улицы и Рублёвского шоссе. В 1950—92 имя Суворова носил Никитский бульвар. На Суворовской площади сооружён памятник Суворову (1982, скульптор О.К. Комов, архитектор В.А. Нестеров). С 1956 работает Московское суворовское военное училище.

Литература: Генералиссимус Суворов. Сборник документов и материалов, М., 1947; Лебедянский М.С., Памятник А.В. Суворову, М., 1989.

В.К.

Суворовская площадь

Суво́ровская пло́щадь (до 1919 Екатерининская площадь, до 1993 площадь Коммуны), площадь на пересечении улиц Дурова, Достоевского, Самотёчной и Селезнёвской, за Садовым кольцом, на севере Москвы. Возникла во второй половине XVIII в. Территория современной площади входила в состав Сущёва. В середине XVIII в. здесь (на загородном дворе графа А.В. Салтыкова) были построены палаты (возможно, архитектором Д.В. Ухтомским), позднее купленные императрицей Екатериной II для устройства офицерского Инвалидного дома; в начале XIX в. здание (д. 2) было перестроено для Екатерининского института (ныне Дом Российской Армии), в 1818 у института был разбит парк. В 1911 площадь замощена брусчаткой и освещена электричеством. В 1940 построено здание Театра Красной Армии (д. 1, ныне Центральный академический театр Российской Армии). В 1982 в центре площади установлен памятник А.В. Суворову (скульптор О.К. Комов, архитектор В.А. Нестеров).

Судаков Михаил Павлович

Судако́в Михаил Павлович (1920, деревня Глазуны Тверской губернии - 1943), танкист, Герой Советского Союза (1944, посмертно), старший лейтенант. Рабочий Люблинского литейно-механического завода (мемориальная доска). В Великую Отечественную войну командовал танковым взводом, участвовал в боях под Москвой. Погиб в бою. Именем Судакова в 1966 названа улица (бывшая улица Кирова) в Люблине.

Сук Вячеслав Иванович

Сук Вячеслав Иванович (1861, местечко Кладно близ Праги — 1933, Москва), дирижёр, композитор, народный артист Республики (1925). В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки. С 1880 в России, в 1882—85 в Москве (скрипач оркестра Большого театра); в 1885—96 в различных городах России выступал как оперный дирижёр. В 1896 вернулся в Москву, дирижировал спектаклями итальянского оперного товарищества. В 1906 дебютировал в Большом театре (опера «Аида» Дж. Верди), с этого же времени дирижировал оркестром Московской консерватории. Среди спектаклей в Большом театре: «Садко» (1906), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1908), «Золотой петушок» (1909), «Снегурочка» (1911) Н.А. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1906), «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1907), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1907), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1908), «Кармен» Ж. Бизе (1922). В 1915—25 также дирижировал симфоническими концертами в Сокольниках. В 1924—25 руководитель музыкальной части, с 1927 главный дирижёр Оперной студии имени К.С. Станиславского (с 1928 Оперного театра имени Станиславского), где поставил оперу «Майская ночь» Римского-Корсакова (1928). В 1924—25 профессор оркестрового класса Московской консерватории. В 1926—29 дирижёр Московской филармонии. В Большом театре на концерте памяти Сука (12 марта 1933) была исполнена его симфоническая поэма «Ян Гус». Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Ремезов И., В.И. Сук, М.-Л., 1951; Руденко В.И., В.И. Сук, М., 1984.

О.С. Лебедева.

Сукачёв Владимир Николаевич

Сукачёв Владимир Николаевич (1880, село Александровка Харьковской губернии — 1967, Москва), ботаник, географ и лесовод, создатель отечественной геоботанической школы, один из основоположников биогеоценологии, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1965). Окончил в 1902 Лесной институт в Петербурге, где был оставлен на кафедре ботаники. С 1944 в Москве. В 1944—48 профессор Московского лесотехнического института, в 1946—53 профессор МГУ, заведующий кафедрой ботанической географии. Один из учредителей Всероссийского ботанического общества; в 1946—63 его президент (с 1964 почётный президент). В 1955—67 президент Московского общества испытателей природы. Основные труды по геоботанике, болотоведению (разработал теорию образования болот), истории растительности СССР, лесоведению и т.д. АН СССР учредила (1967) Золотую медаль имени Сукачёва.

Сулержицкий Леопольд (Лев Леопольд Мария) Антонович

Сулержи́цкий Леопольд (Лев Леопольд Мария) Антонович (1872, Житомир — 1916, Москва), режиссёр и театральный деятель. Его отец, выходец из Польши, владел переплётной мастерской. С 1889 Сулержицкий в Москве. В 1890—94 учился в МУЖВЗ, с 5-го курса исключён «за противоначальственные выступления». Долгие годы скитался, перепробовал множество занятий и профессий, освоил быт и говор улицы, ночлежки, казармы; незаурядный жизненный опыт сделал Сулержицкого легендарной личностью. Был близким человеком в семье Л.Н. Толстого, тесная дружба связывала его с А.П. Чеховым, М. Горьким. Сулержицкий пришёл в МХТ режиссёром и помощником К.С. Станиславского в 1907, в содружестве с ним ставил «Драму жизни» К. Гамсуна, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева; вместе со Станиславским и И.М. Москвиным работал над «Синей птицей» М. Метерлинка, с Г. Крэгом и Станиславским осуществил постановку «Гамлета» У. Шекспира. В наибольшей степени режиссёрский и педагогический талант Сулержицкого раскрылся в 1-й Студии МХТ. Она создавалась Сулержицким как община единомышленников, призванных нести со сцены начала добра, любви, братства, чтобы сделать жизнь людей разумнее, человечнее. Порядки, установленные Сулержицким, вскоре стали нормой для множества студий, появившихся в Москве в этот период. Поставленные в 1-й Студии разными режиссёрами под руководством Сулержицкого «Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса (1913), «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу (1914), «Потоп» Ю.Х. Бергера (1915) и другие не уступали по резонансу премьерам МХТ того времени. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания, М., 1970.

Л.П. Пожитнов.

Сумароков Александр Петрович

Сумаро́ков Александр Петрович (1717, Москва — 1777, там же), поэт и драматург, один из ведущих представителей русского классицизма, действительный статский советник. Родился в принадлежавшем деду особняке в Большом Чернышёвском переулке, д. 6 (ныне Вознесенский переулок). В 1732—40 учился в Сухопутном шляхетном корпусе в Петербурге. Бывал в Москве осенью 1762 — зимой 1763 (участвовал в торжествах по случаю коронации императрицы Екатерины II) и весной 1767 (работал в Комиссии по составлению нового Уложения). После окончательного переезда в Москву (1769) купил дом на Новинском валу (на месте современного дома № 27/29 по Новинскому бульвару). В Москве Сумароков вёл переговоры о постановке своих пьес с театром полковника Н.С. Титова (спектакли шли в казённой постройке на поле перед Головинским дворцом в Лефортове). После ухода Титова от дел отношения Сумарокова с новыми содержателями театра, итальянцами Д. Бельмонти и Д. Чинти, не сложились в связи с постановкой, вопреки протестам автора, недоработанной (и потому провалившейся) исторической трагедии «Синав и Трувор» (1750). Пьеса «Дмитрий Самозванец» (1771) имела в Москве (в отличие от Петербурга) огромный успех. Трагедия «Мстислав» (1774), комедии «Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери» и «Вздорщица» (все — 1772) связаны по месту действия с Москвой и Подмосковьем, живо передают отдельные черты московского быта, нравов и обычаев московских дворян. Свои пьесы Сумароков опробовал на сцене студенческого театра Московского университета, с которым, вероятно, был связан через М.М. Хераскова. Несколько раз навещал графа П.И. Панина в его подмосковном селе Михалково (ныне в черте Москвы, усадьба Панина — Михалковская улица, 66). Последние годы жизни Сумарокова прошли в нищете. Дом Сумарокова (вместе с книгами, мебелью, гравюрами и рукописями) был описан за долги. Содержатель московского театра князь Урусов отнял у Сумарокова его постоянную ложу, и автор пьес, дававших огромные сборы, должен был покупать билеты на представления собственных пьес. Драматургу помогал лишь Н.И. Новиков, регулярно печатавший его произведения. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Г.В. Якушева.

Супрун Степан Павлович

Супру́н Степан Павлович (1907, село Речки, ныне в Сумской области, Украина, - 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1940, 1941), подполковник (1940). Окончил военную школу лётчиков (1931), был лётчиком-испытателем. В 1939-40 участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. В начале Великой Отечественной войны командир истребительного авиационного полка. Погиб в бою в Белоруссии. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Супруна в 1965 названа улица (улица Степана Супруна, бывший 1-й Красноармейский переулок) в районе Ленинградского проспекта.

Суриков Василий Иванович

В. И. Суриков.

В. И. Суриков.

"Боярыня Морозова".

Су́риков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в Москве, до 1878 выполнял монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Жизнь в Москве сыграла определяющую роль в работе Сурикова над его наиболее значительными историческими картинами «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ) и «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ). Исторические места Москвы, прежде всего Красная площадь с собором Василия Блаженного и стенами Кремля, где «вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ярко, что сердце забилось», в творческих замыслах Сурикова органично соединились с теми народными образами и типами, которые он наблюдал в Сибири, сохранявшей сильные традиции старого русского уклада. Воспринимая архитектурные памятники как живых свидетелей минувшего, Суриков раскрывает их тесную связь с судьбами народа. Собор Василия Блаженного, особенно впечатливший Сурикова, в «Утре стрелецкой казни» предстаёт в своей самобытной живописной красоте и превращается в образную метафору всей допетровской Руси; он противопоставлен неприступной мощи Кремлёвских стен, олицетворяющих новое государственное начало; в их изображении Суриков намеренно усиливает черты регулярности, дважды повторив строгий силуэт Сенатской башни, реконструирует с помощью гравюр их облик до уничтожения рвов у Кремля в конце XVIII в. Стремясь к исторической убедительности, Суриков много работал над эскизами костюмов в Оружейной палате. Одним из наиболее крупных художественных завоеваний Сурикова стало введение в исторические картины 1880-х гг. городского пейзажа, передающего характерные приметы и реальное ощущение московской поздней осени (в «Утре стрелецкой казни») или холодного зимнего дня (в «Боярыне Морозовой»), позволяющего лучше понять настроения изображённых на картинах людей. Суриков писал многочисленные подготовительные этюды на открытом воздухе, изучал живописные эффекты освещения («Московский дом с фонарём и деревьями», 1880, собрание семьи художника; «Московский дворик», ГТГ; «Зубовский бульвар зимой», ГТГ, — вид из квартиры художника на Зубовском бульваре; «Зима в Москве», 1884—85, ГТГ, — вид из квартиры художника на Долгоруковской улице, и др.). Помещая в предварительных композиционных вариантах «Боярыни Морозовой» действие внутри Кремля, у Чудова монастыря, Суриков впоследствии отказывается от его конкретной локализации, создаёт поразительный, пластически осязательный, обобщённый и очень типичный облик заснеженной улицы с церковью Николы на Долгоруковской улице. Суриков возвращается к исторической теме в начале 1890-х гг., пережив тяжёлый душевный кризис, связанный со смертью жены («Покорение Сибири Ермаком», 1895, «Переход Суворова через Альпы», 1899, «Степан Разин», начата в 1910, все — в ГРМ). В ходе работы над картиной «Утро стрелецкой казни» Суриков сблизился с И.Е. Забелиным, Л.Н. Толстым, И.Е. Репиным, поддерживал тесные дружеские отношения с членами художественного кружка С.И. Мамонтова, особенно с В.Д. Поленовым и Е.Д. Поленовой. Художественные и особенно колористические достижения Сурикова, его новаторский подход к решению исторической картины составили целый этап в развитии московской школы живописи. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Сурикова носят улица в посёлке Сокол (с 1928) и Московский художественный институт. На доме, где жил и работал Суриков (Малый Знаменский переулок, 1), — мемориальная доска.

Литература: В.И. Суриков. [Альбом, вступительная статья Д.В. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963; В.И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике, Л., 1977; Машковцев Н.Г., В.И. Суриков, М., 1994.

Е.М. Ивановская.

Суриков Иван Захарович

Су́риков Иван Захарович (1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии — 1880, Москва), поэт. Сын крепостного крестьянина. С 1849 в Москве торговал с отцом, потом в собственной мелочной лавке. Самостоятельно выучился грамоте; в 1862 познакомился с А.Н. Плещеевым, который способствовал развитию поэтического дара Сурикова. Начал печататься в Москве в 1864; в 1871, 1875 и 1877 выпустил 3 сборника стихов, насыщенных фольклорными традициями, в том числе стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной...») и др.; некоторые стихи стали популярными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом...»), «Я ли в поле да не травушка была». Писал также пьесы и поэмы на сюжеты из русской истории: «Садко», на основе которой создана одноименная опера Н.А. Римского-Корсакова; «Казнь Стеньки Разина», запечатлевшая образ древней русской столицы. По инициативе Сурикова в Москве в 1872 был выпущен коллективный сборник произведений писателей-самоучек «Рассвет», положивший начало Суриковскому литературно-музыкальному кружку.

Г.Я.

Суриковский литературно-музыкальный кружок

Су́риковский литерату́рно-музыка́льный кружо́к объединение литераторов-самоучек из крестьянской и рабочей среды. Инициатором его создания был поэт И.З. Суриков, составивший сборник произведений самодеятельных писателей «Рассвет» (1872). В начале 1900-х гг. возник «Московский товарищеский кружок писателей из народа»; с 1903 разрозненные кружки такого рода стали объединяться в Суриковский литературно-музыкальный кружок (устав утверждён в 1905). В него вошли писатели С.Д. Дрожжин, М.Е. Захаров, М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, М.В. Праскунин, П.А. Травин, Ф.С. Шкулев и др. (в 1900-х гг. среди его участников — С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, С.А. Обрадович, П.В. Орешин, А.П. Чапыгин). Кружок располагался в д. 9 по Садовнической улице. Здесь находилась и редакция журнала «Млечный путь», редактором и издателем которого был А.М. Чернышёв; в журнале сотрудничал Есенин, в литературном отделе работали Дрожжин, Шкулев, И. Северянин, А.С. Новиков-Прибой, Н.Н. Ляшко и другие «суриковцы», многие из которых испытали влияние народнических идей и толстовства, издавали газеты («Доля бедняка», 1909—14, и др.), журналы, выпустили около 40 литературных сборников, имели в 1915—16 своё издательство «Друг народа». В 1921 большая часть членов кружка влилась во Всероссийский союз крестьянских писателей (с 1925 Всероссийское общество крестьянских писателей). Кружок функционировал до 1933.

К.В. Стародуб.

Сухарева башня

Крупнейшая светская постройка Москвы в XVII в.; находилась на Садовом кольце, при пересечении его с улицей Сретенкой, являлась Сретенскими воротами Земляного города. Сооружена по инициативе Петра I (архитектор М.И. Чоглоков) в 1692-95 близ Стрелецкой слободы полка Л.П. Сухарева (отсюда название). В нижней части Сухаревой башни были ворота и караульни, над которыми находились палаты, окружённые открытой галереей. В 1698-1701 над палатами надстроены ещё один этаж и четырёхъярусная башня, в третьем ярусе которой были установлены часы. Богатый резной каменный декор Сухаревой башни был выдержан в формах московского барокко. В палатах Сухаревой башни помещалась созданная Петром I Школа математических и навигацких наук, позднее переведённая в Петербург. До 1806 в Сухаревой башне размещалась Московская контора Адмиралтейской коллегии. В начале XVIII в. в верхнем ярусе Сухаревой башни была оборудована астрономическая обсерватория, в которой вёл наблюдения Я.В. Брюс. В конце XVIII в. вокруг Сухаревой башни возник рынок. При постройке Мытищинского водопровода во втором ярусе Сухаревой башни был сооружён чугунный резервуар на 7 тыс. вёдер, откуда вода поступала в центр города. В 1925-34 в Сухаревой башне помещался Московский коммунальный музей (ныне Музей истории Москвы). В 1934 разобрана.

Сухаревка

Находился на Большой Сухаревской площади. Возник в конце XVIII в. как место торговли съестными припасами. На Сухаревке торговали также картинами, скульптурами, изделиями прикладного искусства. Сухаревский рынок и прилегающие переулки к концу XIX в. были одним из центров букинистической торговли. В годы Гражданской войны и НЭПа Сухаревский рынок превратился в «барахолку»; в 1925 рынок был переведён в один из дворов на Садовой-Сухаревской улице (близ кинотеатра «Форум»), в 1930 закрыт.

Сухаревская Лидия Петровна

Сухаре́вская Лидия Петровна (1909, село Поповкино Вологодской губернии — 1991, Москва), актриса, народная артистка РСФСР (1967). В 1931 окончила 1-ю Художественную студию в Ленинграде. В 1933—44 актриса ленинградского Театра комедии. С 1944 в Москве. В 1946—63 в Театре-студии киноактёра, где сыграла Гедду Габлер (одноименная пьеса Г. Ибсена), Ольгу Ивановну («Попрыгунья» А.П. Чехова), Антонину («Несущий в себе», автор — Сухаревская; пьеса переработана затем в сценарий телефильма «Жизнь сначала», 1963) и др. Одновременно Сухаревская выступала на сцене Театра сатиры (Хизиона в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу и др.). В этих ролях Сухаревская проявила себя как трагическая актриса, склонная обнаруживать в характерах своих героинь всякого рода сдвиги, проникать в психологические подтексты поступков, тонко высвечивать логику странного, подчас больного человеческого сознания. В 1963—76 Сухаревская играла в Театре на Малой Бронной; роли: Мать (одноименная пьеса К. Чапека), Клер Цеханасьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта), Эдит Пиаф («На балу удачи», авторы Е.Л. Якушкина и Сухаревская). В этих ролях Сухаревская утвердилась как актриса, которой в равной степени подвластны гротеск, ирония, драматизм и тонкая лирика. В 1947—52 и с 1974 работала в Театре имени Вл. Маяковского, где сыграла одну из лучших ролей — Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А.Н. Арбузова «Старомодная комедия» (1976). Партнёром Сухаревской в спектакле был её муж, артист Б.М. Тенин. Сухаревская много снималась в кино (фильмы: «Мусоргский», 1950; «Поединок», 1957; «Анна Каренина», 1968, и др.). Государственная премия СССР (1951). Похоронена на Ваганьковском кладбище. По завещанию Сухаревской и Тенина в их квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

Литература: Владимирова З.В., Л. Сухаревская, М., 1977.

Н.Н. Суслович.

«Сухаревская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Су́харевская» (до 1990 «Колхозная»), станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1972. Архитектор Р.И. Погребной. Выходы выполнены без наземных павильонов, расположены на Садовом кольце, в районе Большой и Малой Сухаревских площадей. В отделке станционного зала использован светло-розовый мрамор, колонны стилизованы под снопы, стены украшены чеканкой (авторы Погребной, Е.П. Колюпанова, С.Т. Колюпанов). Пол выложен тёмным гранитом.

Сухаревские площади

Сухаревская площадь.

Сухаревская площадь.

Москва.

Су́харевские пло́щади Большая и Малая (в 1934—90 Большая и Малая Колхозные площади), между Садовой-Сухаревской и Садовой-Спасской улицами, часть Садового кольца, на севере центра Москвы. Название — от Сухаревой башни, возведённой в конце XVII — начале XVIII вв. В XVII в. в районе современных Сухаревских площадей находилась одна из Стрелецких слобод; в конце XVII в. в ней стоял полк Л.П. Сухарева, который нёс охрану ворот Земляного города. С XVIII в. здесь и в близлежащих переулках размещался Сухаревский рынок (Сухаревка) — один из самых многолюдных в Москве; на нём торговали не только продовольственными товарами, но и старыми и антикварными вещами — рукописями, книгами, картинами. В 1792—1807 на средства графа Н.П. Шереметева на площади сооружён Странноприимный дом (Шереметевская больница); в 1923 на базе больницы организован Институт имени Н.В. Склифосовского. В начале XIX в. на Малой Сухаревской площади построены трёхэтажные дома 5 и 7, на Большой Сухаревской площади — нижние этажи домов 5 и 7 (надстроены в конце XIX — начале XX вв.). В основе д. 9, сохраняющего приметы конца XVIII в., — постройка XVII в. В д. 8 на Малой Сухаревской площади в XIX — начале XX вв. размещалось так называемое Гефсиманское подворье, принадлежавшее Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. В 1880-х, 1930-х и 1970-х гг. проводилась реконструкция Сухаревских площадей. В 1934 под предлогом необходимости расширения Садового кольца была снесена Сухарева башня. В 1970-х гг. на пересечении Сухаревских площадей и улицы Сретенки на месте старых домов разбиты два сквера; в одном из них в 1996 установлен памятный знак в честь 300-летия российского флота. В 1972 открыта станция метро «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Доходный дом М. Н. Миансаровой на Сухаревской площади.

Доходный дом М. Н. Миансаровой на Сухаревской площади.

Москва.

Сухаревский рынок

Сухаревский рынок в начале XX в.

Сухаревский рынок в начале XX в.

Москва.

Су́харевский ры́нок Сухаревка. Находился на Большой Сухаревской площади. Возник в конце XVIII в. как место торговли съестными припасами. На Сухаревке торговали также картинами, скульптурами, изделиями прикладного искусства. Сухаревский рынок и прилегающие переулки к концу XIX в. были одним из центров букинистической торговли. В годы Гражданской войны и НЭПа Сухаревский рынок превратился в «барахолку»; в 1925 рынок был переведён в один из дворов на Садовой-Сухаревской улице (близ кинотеатра «Форум»), в 1930 закрыт.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

Сухово́-Кобы́лин Александр Васильевич (1817, Москва — 1903, Болье, Франция), писатель, математик; автор драматической трилогии, первое издание которой под заглавием «Картины прошедшего» (М., 1869) объединило три пьесы: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». О месте своего рождения Сухово-Кобылин давал разноречивые сведения; при поступлении в университет он писал в прошении: «Родом я Московской губернии, Подольского уезда...»; в автобиографии (1898) указывал, что «родился... в московском доме Сухово-Кобылиных, состоящем в приходе Харитония в Огородниках» (Большой Харитоньевский переулок, 17) и «воспитывался дома». В доме бывали А.И. Герцен и Н.П. Огарёв, с которыми Сухово-Кобылин был дружен. С 1834 Сухово-Кобылин — студент физико-математического отделения философского факультета Московского университета. К этому же времени относится переезд семьи в «Корсаков дом» — дом Римских-Корсаковых у Тверских ворот (Пушкинская площадь, 3; не сохранился), известный москвичам как «Дом Фамусова». Традиции дома как одного из культурных центров Москвы поддерживались салоном матери Сухово-Кобылина Марии Ивановны (урождённой Шепелевой). После окончания университета (1838) Сухово-Кобылин в 1839—42 изучал философию в Германии (в Гейдельбергском и Берлинском университетах), путешествовал по Западной Европе. В 1838—47 его семья снимала дом графа Сухтелена (дом в Огородниках был продан в 1838) в Большом Кисловском переулке, 4 (перестроен): второй этаж занимали сестра Сухово-Кобылина, известная московская писательница Е.В. Салиас де Турнемир (Е. Тур; 1815—92) с мужем; сам Сухово-Кобылин жил на первом этаже.

В 1842 в Москву из Франции приехала девица Луиза Симон-Деманш, для которой Сухово-Кобылин сначала снял квартиру в доме Засецкого на Рождественке (д. 8, перестроен), а позже поселил её во флигеле дома А.И. Гудовича (Брюсов переулок, 21; здание перестроено и передвинуто при реконструкции Тверской улицы), затем в Брюсовом переулке, 27 (флигель не сохранился), сам снимал квартиру в этом же доме. Летом 1849 Сухово-Кобылин купил особняк на Сенной площади (Страстной бульвар, 9; снесён в 1997). 7 ноября 1850 Симон-Деманш была убита. Против Сухово-Кобылина по подозрению в убийстве было возбуждено уголовное дело, закончившееся 25 октября 1857 приговором к церковному покаянию за любовную связь.

Место действия первой пьесы Сухово-Кобылина — Москва, что закреплено авторской ремаркой. Пьеса несёт характерные черты московского быта. Печатная и сценическая история драматической трилогии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» также связана с Москвой. 31 августа 1855 автор передал «Свадьбу...» в Московскую контору Императорских театров; 28 ноября в Малом театре в бенефис С.В. Шумского состоялась премьера спектакля. В 1869 в университетской типографии («Катков и Ко») на Страстном бульваре (д. 10) печаталось первое издание трилогии под наблюдением автора, исправлявшего и дописывавшего текст. 4 апреля 1882 в Малом театре после долгих цензурных мытарств состоялась премьера «Отжитого времени» (сокращённый вариант «Дела»). Эта же редакция пьесы вышла отдельным изданием в 1887 в типографии Л. и А. Снегирёвых на Остоженке и продавалась «в пользу недостаточных студентов» Московского университета. 6—8 июля 1901 трилогия целиком была впервые сыграна в Москве на сцене театра «Аквариум». После продажи дома на Сенной Сухово-Кобылин значительную часть времени проводил в родовом тульском поместье Кобылинке. В Москве бывал наездами.

Сочинения: Картины прошедшего, Л., 1989.

Литература: Волкова Н.Б., «Странная судьба» (Из дневников А.В. Сухово-Кобылина), в сборнике: Встречи с прошлым, в. 3, М., 1978; Бессараб М.Я., Сухово-Кобылин, М., 1981.

Т.В. Соколова.

Суходня

См. Всходня.

Сухой Павел Осипович

Сухо́й Павел Осипович (1895, село Глубокое Витебской губернии - 1975, Москва), авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1957, 1965). В Москве с 1914. По окончании МВТУ (1925) работал в ЦАГИ. С 1956 генеральный конструктор. Создатель рекордных самолётов РД (АНТ-25) и «Родина» (АНТ-37). В 1937 - 1939 сконструировал многоцелевой бомбардировщик Су-2, в 1942-43 - бронированный штурмовик Су-6. Один из создателей отечественной реактивной авиации (Су-9, Су-15 и др.). В 1959-62 на самолётах Сухого с треугольным крылом установлено 4 мировых рекорда высоты и скорости полёта. Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1943, 1975). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сущёво

Сущёво местность в XV — начале XX вв. на севере центральной части Москвы, в районе современной Сущёвской улицы. Название — от бывшего села, известного с начала XV в. В XVII в. — Сущёвская слобода (Старое Сущёво). В конце XVII в. в районе современной Тихвинской улицы возникла Новая Сущёвская слобода (Новое Сущёво). После прокладки в 1740-х гг. Камер-Коллежского вала слободы вошли в черту Москвы. В начале XX в. на месте заключённой в трубу р. Неглинной проложена Новосущёвская улица. Название Сущёво сохранилось в наименованиях Сущёвской улицы, улицы Сущёвский вал, Сущёвского тупика.

«Сфера»

«Сфе́ра» (Каретный ряд, 3, сад «Эрмитаж»), драматический театр. Создан в 1981. Первоначально был организован при Москонцерте как коллектив под руководством Е.И. Еланской; с 1989 получил статус самостоятельного драматического театра. Идея создания театра заключена в самом названии — «Сфера», то есть объединение актёров и зрителей в единой сфере общения. Зрительный зал «Сферы» — это круговой амфитеатр с центральной и ещё рядом игровых площадок внутри него. Практически действие идёт во всём зале. Первые спектакли: «Там, вдали» В.М. Шукшина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Письма к незнакомке» А. Моруа и А. Моравиа, «Нездешний вечер» (поэтическая композиция по произведениям М.И. Цветаевой, А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака и др.), все — 1981. Ведущие роли играли приглашённые актёры: Г.Л. Бортников, Е.С. Васильева, Е.Я. Весник, К.Н. Головко, Т.В. Доронина, Е.А. Киндинов, Т.И. Ленникова и др.

В первые годы театр выступал на разных сценических площадках, имеющих как бы «полусферу» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, концертный зал Дома туриста, Дом культуры «Каучук» на Плющихе). К концу 1984 была закончена реконструкция зрительного зала театра «Сфера» в саду «Эрмитаж». Большинство постановок в театре принадлежит главному режиссёру Еланской и главному художнику В.А. Солдатову: «Театральный роман» (1985) и «Багровый остров» (1988) М.А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака (1989), «Остров Крым» В.П. Аксёнова (1990), «Море любви» по пьесе «Гондла» Н.С. Гумилёва (1993), «Пианино в траве» Ф. Саган (1994), «Причуды соловья» по Т. Уильямсу (1994), «Король, дама, валет» (1995) и «Лолита» (1996) В.В. Набокова, «Король-Олень» по сказке К. Гоцци (1996). С театром в последние годы своей жизни сотрудничал композитор М.Л. Таривердиев.

А.В. Мартынова.

Схема линий московского метрополитена

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сходненская (Тушинская) «чаша»

Схо́дненская (Ту́шинская) «ча́ша» памятник природы на северо-западе Москвы, между бульваром Яна Райниса, проездом Данелайтиса, Фабричным и Светлогорским проездами. Площадь около 75 га. Рельеф «Чаши» уникален для Москвы: долина р. Сходни с извилистым руслом и широкой поймой с трёх сторон ограничена высокими крутыми коренными берегами. Диаметр «Чаши» по бровке склонов до 1 км, глубина около 40 м. На некоторых участках небольшие лески: старые пойменные ракитники вдоль русла, смешанные насаждения из берёзы, ясеня, клёна, тополя по склону; есть осина, дуб, вяз, рябина и др. В пойме сохранились обширное осоково-рогозовое болото с вахтой трёхлистной, «пятнами» хвоща и обилием пушицы многоколосковой и сырые луга с зарослями мелких ив и небольшими болотинами. Гнездятся камышница, камышевки-барсучки и соловьи, варакушка, обыкновенная овсянка и др. Ближайшая станция метро - «Сходненская».

Б.С., Г.М.

«Сходненская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Схо́дненская» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1975. Архитекторы Л.Н. Попов, А.Ф. Фокина. Выходы со станции — по подземным переходам на Химкинский бульвар и улицу Героев-панфиловцев. В отделке односводчатого станционного зала использован мрамор красных тонов, стены декорированы геометрическим рисунком из алюминиевого литья. Пол выложен разноцветными гранитом и мрамором.

Сходня

Схо́дня Суходня, Входня, Выходня, Всходня, река на северо-западе Москвы, крупный (второй после р. Яузы) левый приток Москвы-реки. Длина 47 км. Протекает в открытом русле (в черте Москвы более 5 км). Площадь бассейна в городе 17,2 км2. Средний расход воды 1,8 м3/с. Берёт начало у деревни Алабушево Московской области; пересекает МКАД близ усадьбы Братцево. С двух сторон обходит улицу Василия Петушкова и Походный проезд. Далее пересекает Рижское направление Московской железной дороги и Волоколамское шоссе, впадая в Москву-реку близ Тушинского аэродрома. Принимает слева р. Братовку и деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища (через Сходненскую ГЭС) в Сходню поступает волжская вода для санитарного обводнения Москвы-реки. На этом участке Сходня особенно широка и многоводна. В долине Сходни сохранились ценные природные объекты. Особенно живописны высокий участок долины в Братцеве и так называемая Сходненская (Тушинская) «чаша» — болотистая пойма с зарослями ивняка и огородами, объявленная в 1991 памятником природы. В прошлом мелкие суда «всходили» по Сходне из Москвы-реки к Черкизовскому волоку на р. Клязьму. На берегах Сходни находились село и усадьба Братцево, а также деревня Тушино. Река имела большое транспортное значение. По Сходне названы Сходненские улица, тупик и переулок.

Сыромятники

Сыромя́тники местность в XVI — начале XX вв. к востоку от Садового кольца, на правом берегу р. Яузы, в районе современных Верхней и Нижней Сыромятнических улиц. Название — от дворцовой Сыромятнической конюшенной слободы; возникла в XVI в., заселена ремесленниками, изготовлявшими конскую сбрую. В 1626 в Сыромятниках на р. Яузе устроена одна из крупнейших мануфактур — Пороховая мельница. Со второй половины XIX в. Сыромятники становятся промышленным районом; крупнейшие предприятия — Газовый завод, завод Гакенталя (ныне «Манометр»), фабрика товарищества «Мандль и Райц» и др. Название сохранилось в наименовании Сыромятнической набережной, Верхней и Нижней Сыромятнических улиц, 1—4-го Сыромятнических переулков и Сыромятнического проезда.

Сысин Алексей Николаевич

Сы́син Алексей Николаевич (1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил медицинский факультет Московского университета (1908). Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18). В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей. В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Основы коммунальной гигиены, т. 1—2, М.-Л., 1936—38 (соавт.).

Литература: Васильев К.Г., Васильев К.К., А.Н. Сысин, М., 1981.

М.П.

Сытин Иван Дмитриевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сытин Пётр Васильевич

Сы́тин Пётр Васильевич (1885, Одесса — 1968, Москва), историк, краевед. В 1902 окончил учительский институт в Феодосии. В 1910—14 учился в Московском коммерческом институте. С 1913 заведующий Музеем городского хозяйства Москвы (Леонтьевский переулок, 13; после 1917 — Музей коммунального хозяйства, Театральный проезд, 3). Один из инициаторов издания журнала «Коммунальное хозяйство». С 1920 возглавлял Комиссию по переименованию улиц Москвы Занялся изучением истории московских улиц и площадей. В 1926 организовал выставку, посвящённую истории Москвы, разместившуюся в Сухаревой башне, вынашивал идею создания вокруг башни историко-архитектурной зоны. В 1929—39 работал в научно-исследовательском отделе Метростроя. В 1930-х гг. участвовал в работе комиссии «Старая Москва» и возглавлял комиссию «Новая Москва». С 1939 в Музее истории и реконструкции Москвы, созданном на базе Музея коммунального хозяйства. Вёл педагогическую деятельность, читал курс москвоведения в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина. Сытину принадлежит более 20 книг и 300 статей, посвящённых истории московских улиц и площадей, происхождению их названий и др. Участвовал в работе над «Историей Москвы» (т. 1—6).

Похоронен на новом кладбище Донского монастыря.

Сочинения: История планировки и застройки Москвы, т. 1—3, М., 1950—72; Из истории московских улиц, 3 изд., М., 1958; Откуда произошли названия улиц Москвы, М., 1959.

Литература: Николаев П.Ф., Историк Москвы П.В. Сытин, «Вопросы истории», 1986, № 3; Романюк С., Историк Москвы, в сборнике: Куранты, в. 2, М., 1987; его же, Верность теме, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991 (библ.).

Предыдущая страница Следующая страница