Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 8, "СТА"-"СТР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СТА"-"СТР")

Станиславский Константин Сергеевич

К. С. Станиславский.

К. С. Станиславский.

Станисла́вский Константин Сергеевич (настоящая фамилия Алексеев) (1863, Москва — 1938, там же), актёр, режиссёр, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик Петербургской Академии наук (1917), народный артист СССР (1936). Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу русских промышленников; Алексеевы были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. В 1881 окончил Лазаревский институт. Стал одним из основателей Общества искусства и литературы (1888), где руководил драматическим кружком. Вместе с Вл.И. Немировичем-Данченко создал в 1898 Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский художественный академический театр). Ставя здесь пьесы А.П. Чехова и М. Горького, Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые средства сценической выразительности, добились единства всех элементов спектакля. В МХТ наиболее полно раскрылся разносторонний актёрский талант Станиславского. Среди ролей: Астров и Вершинин («Дядя Ваня» и «Три сестры» Чехова), Сатин («На дне» Горького), Штокман («Доктор Штокман» Г. Ибсена), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера). С 1900-х гг. Станиславский начал работать над системой, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене. Испытанием новых способов артистической работы стал спектакль «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909). Дальнейшие свои испытания в области театральных теории и педагогики Станиславский перенёс в Первую студию (публичные показы спектаклей с 1913).

После 1917, когда искусство МХАТ было резко атаковано «слева», Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять решающее участие в обновлении труппы и репертуара. Не поставив своего имени ни на афишу «Дней Турбиных» М.А. Булгакова (1926), ни на афишу «Бронепоезда 14-69» Вс.В. Иванова (1927), Станиславский тем не менее своим художественным участием поддержал новое направление, открывавшееся этими спектаклями. Сочной комедийностью, богатством и смелостью фантазии отличались его спектакли «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927). Под руководством Станиславского поставлены «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Станиславского в 1938—93 назывался Леонтьевский переулок (в районе Тверской улицы), в котором в д. 6 в 1920—38 он жил и где в 1948 открыт музей-квартира Станиславского (филиал Музея МХАТ; в этой квартире Станиславский готовил с артистами спектакли, вёл занятия с молодёжью Оперно-драматической студии). На Пушечной улице, 9, и в Леонтьевском переулке, 6, установлены мемориальные доски. Имя Станиславского присвоено в Москве Драматическому театру и Музыкальному театру (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).

Литература: Эфрос Н.Е., К.С. Станиславский, П., 1918; Горчаков Н.М., Режиссёрские уроки К.С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Виноградская И.Н., Жизнь и творчество К.С. Станиславского. Летопись, т. 1—4, М., 1971—76; Соловьева И.Н., Шитова В.В., К.С. Станиславский, 2 изд., М., 1986.

Станкевич Николай Владимирович

Станке́вич Николай Владимирович (1813, село Удереква Острожского уезда Воронежской губернии — 1840, Нуова Лигуре, Италия), философ, поэт. Из дворянской семьи. В 1834 окончил Московский университет, где испытал влияние профессора М.Т. Каченовского и сторонников так называемой «скептической школы» в историографии (статья Станкевича «О причинах возвышения Москвы в XIV—XV вв.»). В конце 1831 сложился литературно-философский кружок Станкевича, собрания которого проходили в его доме по Большому Афанасьевскому переулку, 8, и в других местах. С 1833 находился под полицейским надзором за связь с оппозиционной группой студентов Московского университета во главе с Я.И. Костенецким. В 1837 Станкевич, больной туберкулёзом, уехал на лечение за границу. Литературные и эстетические взгляды Станкевича, формировавшиеся во многом в русле идей Н.И. Надеждина, предполагали основной задачей русской интеллигенции гуманистическое просветительство. Станкевич оказал существенное влияние на умонастроения и духовное состояние русской, и в частности московской, интеллигенции первой половины XIX в., оставив особенно глубокий след в сердцах и творчестве близко знавших его В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева. Среди немногочисленных литературных произведений Станкевича (главным образом поэтических) — несколько стихотворений о Москве («Кремль», «Бой часов на Спасской башне» и др.), а также связанная с темой Москвы историческая трагедия в стихах «Василий Шуйский». Именем Станкевича в 1922—92 назывался Вознесенский переулок в районе Большой Никитской улицы.

Г.В. Якушева.

Старая Басманная улица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старая площадь

Старая площадь.

Старая площадь.

Москва.

Ста́рая пло́щадь, площадь между площадью Ильинские ворота и площадью Варварские ворота, непосредственное продолжение Новой площади. Старая площадь названа в конце XVIII в., в отличие от Новой площади (названия неоднократно менялись). Возникла в XVII-XVIII вв. как часть свободного пространства у Китайгородской стены. В 1783-1899 на площади располагался толкучий рынок, переведённый сюда из Ветошных рядов близ Охотного ряда. В конце XIX в. в районе площади строились доходные дома. Дом 2 принадлежал Московскому купеческому обществу (перестроен в 1884-94, архитектор Б.В. Фрейденберг); рядом находились торговые дома Титова и Арманд (дома 4, 6, 1913-14, архитектор В.В. Шервуд) и гостиница «Боярский двор» (д. 8, 1901-02, архитектор Ф.О. Шехтель). После 1917 в этих зданиях размещались наркоматы и руководящие органы КПСС, ныне - администрация президента Российской Федерации. В 1934, после сноса Китайгородской стены, Старая площадь слилась с Китайгородским проездом и приобрела современный вид.

И.Д.

Староваганьковский переулок

Старовага́ньковский переу́лок (до 1922 Ваганьковский, в 1926—92 часть улицы Маркса и Энгельса), связывает улицы Знаменку и Воздвиженку. Получил название от села Старое Ваганьково. Некогда назывался Шуйским (по двору князей Шуйских) и Благовещенским (по церкви Благовещения на Старом Ваганькове, 1514—17, на месте современного дома 21, снесена в XVIII в.). В XVI—XVII вв. в переулке на углу с Воздвиженкой стояли усадьбы боярина И.М. Милославского (на месте д. 25), Стрешневых (с церковью Ирины, 1620—30-е гг.; в конце XVII в. усадьба перешла к Нарышкиным, в 1870-х гг. здесь разместился Московский главный архив Министерства иностранных дел), на углу с улицей Знаменкой была усадьба князей Щербатовых (до середины XVII в. — Шуйских, в конце XVII в. — думного дьяка Артамона Иванова), сменившая загородный двор княгини Софьи Витовтовны (упоминается в 1446). В 1782 этот участок приобрёл откупщик П.Е. Пашков; в переулок выходят торец южного корпуса парадного двора дома Пашкова (угловая часть пристроена между 1788 и 1802), ограда с воротами, церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове (д. 14; XVII—XVIII вв., подклет — XVI в., звонница — конец XIX — начало XX вв.). Рядом с усадьбой Милославского находились подворья Успенского монастыря Александровой слободы и Флорищевой пустыни (д. 23; конец XVII в.); в 1676 на месте усадьбы разместился новый Аптекарский двор (д. 25 — трапезная палата Аптекарского двора), затем — Новый денежный двор. В XVIII—XIX вв. на нечётной стороне, на углу со Знаменкой, размещалась усадьба московского губернатора В.Я. Левашова (д. 15; 1877, архитектор Н.И. Поздеев): в основе — здание первой половины XVIII в.; во дворе — палаты начала XVIII в. (пристройка — вторая половина XVIII в., верхний этаж — 1877). Участок д. 17 — усадьба Голицыных; главный дом и флигеля построены во второй половине XVIII в., в 1876 флигеля надстроены и соединены с домом (архитектор М.А. Зыков). В начале XIX в. здесь жил декабрист В.М. Голицын, в начале XX в. — артист И.М. Москвин. Дом 19 построен после пожара 1812 в усадьбе Трубецких; в этом доме жил артист П.С. Мочалов. В д. 21 жил художник В.А. Серов (мемориальная доска). В 1909 на углу Староваганьковского переулка и Знаменки, на участке бывшей усадьбы Левашова, сооружён доходный дом А.И. Шамшина (архитектор Ф.О. Шехтель). Место сада Архива Министерства иностранных дел занимает 19-этажный корпус хранилища РГБ.

И.Л. Давыдова.

Староекатерининская больница

Староекатери́нинская больни́ца существовала с 1883 в зданиях, где с 1833 размещалась Екатерининская больница. Ныне — Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ).

Старопанский переулок

Старопа́нский переу́лок (до 1922 Космодамианский, по церкви Косьмы и Дамиана в Старых Панех), соединяет Богоявленский и Большой Черкасский (статью Черкасские переулки) переулки. Урочище Старые Паны, вероятно, было местом поселения поляков в XVI—XVII вв. Церковь Косьмы и Дамиана стояла между домами 2 и 4 (XVI—XVII вв.; отреставрирована в 1926—27, в 1930-х гг. полностью обезличена). С XIX в. в переулке преобладали торговые и конторские здания (банк Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями, д. 2, 1903—04; торговый дом В.Ф. Аршинова, д. 5, 1899—1900, оба — архитектор Ф.О. Шехтель), характерные для всей застройки Китай-города. Дом 6/8 — бывшая гостиница «Старо-Ивановская» (1874, архитектор Н.В. Никитин).

Старопименовский переулок

Старопи́меновский переу́лок (в XIX в. Пименовский, переименован в 1922), между Тверской улицей и Малой Дмитровкой. В 1956—93 — улица Медведева, по имени деятеля партизанского движения Д.Н. Медведева, жившего в д. 16 (1929—31, архитектор И.О. Гохблит). В том же доме жил Л.О. Утёсов. В XVIII — начале XIX вв. по переулку располагались усадьбы князя И.С. Барятинского и княгини В.А. Шаховской; у пересечения с Воротниковским переулком стояла церковь Пимена Старого, известная с 1493 (на месте д. 7/9; перестраивалась в середине XIX в., архитектор А.Г. Григорьев, снесена в 1932). Во дворе д. 11 сохранились палаты XVII—XVIII вв., где в XIX в. находился литературный салон Н.В. Сушкова. В конце XIX — начале XX вв. здесь построены доходные дома.

И.Д.

Старосадский переулок

Староса́дский переу́лок (до 1922 Космодамианский), между Маросейкой и улицей Забелина. Назван по находившимся в этом районе великокняжеским садам, память о которых сохранилась в названии церкви Владимира в Старых Садех (д. 9, 1660—80-е гг., на месте церкви, построенной Алевизом Фрязиным Новым в 1514—17). Владения на месте современных домов 5—7 в XVII в. принадлежали Лопухиным; д. 5 (1817—19) построен для последующего владельца участка — купца Е.Ф. Киппена. Участок 7 в 1817 был приобретён для лютеранской церкви Петра и Павла, существующее здание построено в 1903—13. Дом 8, некогда принадлежавший И.Е. Салтыкову (брату М.Е. Салтыкова-Щедрина), включил перестроенные после пожара 1812 палаты конца XVII в.; слева к дому пристроен купеческий особняк (д. 10; правая часть — 1878, архитектор К.В. Терский). Углы Петроверигского переулка отмечают два доходных дома (д. 4 — 1878, 1904; д. 6 — 1913—16, архитектор И.Т. Барютин). Дом 9 (1901, архитектор Б.Н. Кожевников), включивший палаты XVIII в., строился для мужской и женской школ общества приказчиков; в 1938 в нём разместилась Государственная публичная историческая библиотека. В 1980-х гг. рядом построен новый корпус библиотеки.

И.Л. Давыдова.

Старостины

Ста́ростины спортсмены, организаторы и зачинатели московского клубного футбола, братья. Выступали за московские команды РГО (Русское гимнастическое общество), МКС (Московский клуб спорта), «Красная Пресня», «Пищевик», «Дукат», «Мукомолы», «Промкооперация», «Спартак», неоднократно - за сборные команды Москвы, России, СССР. В юности жили на Пресненском валу в доме, который Общество охотников имени императора Александра II подарило их отцу - Петру Ивановичу и дяде - Дмитрию Ивановичу за особые заслуги династии Старостиных в егерстве; с середины 1920-х гг. жили на улице Спиридоновка. В 1943-55 репрессированы за «пропаганду нравов буржуазного спорта».

Николай Петрович (1902, Москва - 1986, там же), заслуженный мастер спорта (1934), Герой Социалистического Труда (1990), нападающий. Дебютировал в команде РГО в 1918. Пятикратный чемпион СССР в составе команды Москвы (1922-32). Быстрый, выносливый, техничный игрок. В 1956-64 и с 1967 начальник команды «Спартак» (Москва). Автор книг «Звёзды большого футбола», «Футбол сквозь годы». На стадионе в Лужниках ему в 1997 установлен памятник.

Александр Петрович (1903, Москва - 1981, там же), заслуженный мастер спорта (1936), правый защитник, дебютировал в 1918 в РГО. Пятикратный чемпион СССР (1928-36) в составе «Спартака» и сборной команды Москвы. Отличался игровой интуицией, быстротой, бойцовским характером.

Андрей Петрович (1906, Москва - 1987, там же), заслуженный мастер спорта (1940), полузащитник и защитник, капитан команды «Спартак». С 14 лет был известным игроком на одном из первых московских футбольных полей в районе Пресни (на так называемой «Горючке», бывший пустырь за нынешним Зоопарком). Четырёхкратный чемпион СССР (1935-39), обладатель кубка СССР (1938, 1939). Отличался мастерством паса. С 1971 председатель федерации футбола Москвы. Автор книги «Большой футбол».

Пётр Петрович (1909, Москва - 1993, там же), правый полузащитник, чемпион СССР (1936, осень). Рано закончил выступления из-за травмы.

Похоронены на Ваганьковском кладбище.

В.И. Линдер.

Старцевы

Ста́рцевы архитекторы второй половины XVII в., подмастерья Приказа каменных дел, отец и сын. Дмитрий Михайлович (годы рождения и смерти неизвестны) в 1683 составил смету на постройку часового яруса Троицкой башни Московского Кремля. Осип Дмитриевич (год рождения неизвестен - умер после 1714) учился у отца. Один из ведущих мастеров последнего этапа развития древнерусского зодчества, Старцев в традиционные архитектурные формы вводил богатый декор, тяготеющий к цветовому и резному узорочью. В 1677-80 достраивал трапезную Симонова монастыря, в 1681-82 перестраивал церкви при Теремном дворце в Кремле, объединив Верхоспасский собор (Спас за Золотой решёткой), церковь Воскресения Словущего и церковь Распятия общим карнизом и кровлей с 11 главами. В 1682 при переделке окон Грановитой палаты в Кремле использовал ордерные формы. В 1693-94 совместно с Л. Ковалёвым возвёл «Теремок» Крутицкого подворья, для украшения которого поставлял изразцы из собственной мастерской. Одна из последних построек - церковь Николая Чудотворца на Болвановке.

Старые Кузьминки

Кузьминки

усадьба на юго-востоке Москвы. Основана А.Г. Строгановым в начале XVIII в., с 1820 принадлежала Голицыным. Планировка в своих главных чертах сложилась в середине XVIII в., когда было выделено пространство парадного двора, окружённого с востока и юга регулярным садом, с прямой подъездной аллеей, со служебными строениями по сторонам от неё. В конце XVIII в. заложен пейзажный парк, центром ансамбля стал Верхний пруд, вдоль которого расположились все основные постройки: усадебный дом, так называемая Померанцевая оранжерея, церковь Влахернской Богоматери, Египетский павильон.

Старый Головинский дворец

Старый Головинский дворец (1-й Краснокурсантский проезд, 3/5). Единственная сохранившаяся в Москве императорская усадьба, по масштабу и архитектурной значимости аналогичная пригородам Петербурга. Формировалась в течение всего XVIII в. В 1722 Пётр I приобрёл у генерал-адмирала Ф.А. Головина (отсюда первоначальное название) усадьбу с дворцом, прудами, каналами и партерами, в 1727 её увеличили, присоединив часть усадьбы тогда уже опального светлейшего князя А.Д. Меншикова. В 1730-х гг. после разборки старого дворца по проекту архитектора В.В. Растрелли в парке был выстроен ансамбль Анненгофа. Существующий дворец сооружался для императрицы Екатерины II с 1773 по проекту архитектора П.В. Макулова на фундаментах «Летнего Анненгофа». В 1778 недостроенное здание было разобрано, к 1781 выстроено заново под руководством К.И. Бланка, в 1782-83 частично переделано по проекту Дж. Кваренги (при участии архитекторов Ф. Кампорези и А.Ринальди). В 1796 дворец был отдан императором Павлом I под казармы (перед которыми устроили плац), в 1825 в нём разместился Кадетский корпус, здание было заново отделано внутри О.И. Бове. В 1828 увеличено к северу пристройкой (с 1849 2-й Кадетский корпус). Комплекс с несколькими внутренними дворами, грандиозными по протяжённости фасадами, масштабом «большого ордера» - одно из наиболее значительных сооружений русского классицизма. Крупная лоджия уличного фасада с её портиком из 16 необычно тёмных колонн «дикого камня», насыщенный красный цвет фасадов придают зданию особое великолепие. С 1937 здесь размещается Военная академия бронетанковых войск. К западу от дворца в 1770-х - начале 80-х гг. выстроены два комплекса двухэтажных служб, с начала XIX в. разделённые 1-м Краснокурсантским проездом. В западном комплексе впоследствии размещалось Алексеевское военное училище, в восточном, сохранившем декор в стиле раннего классицизма, - Красные казармы. Парк в целом сохранил регулярную планировку петровского времени, главные аллеи, старый Головинский пруд и Крестовый пруд, у которого находится «Грот» конца XVIII в. - полукруглая каменная подпорная стенка, оформленная колоннами и нишами. Вблизи расположена беседка, выстроенная в классицистических формах в начале XX в.

Е.Е. Андреева.

Старый Рублёвский мост

Ста́рый Рублёвский мост пешеходный мост через реку Сетунь, в юго-западной части Москвы, соединяет Университетский проспект с Минской улицей (бывшее Рублёвское шоссе). Построен в 1912 (название Рублёвский мост - от Рублёвского шоссе, в 1961 в связи с сооружением Нового Рублёвского моста - современное название). Длина моста 60,6 м, ширина 8,1 м. Пролётные строения железобетонные.

Стасов Василий Петрович

Ста́сов Василий Петрович (1769, Москва — 1848, Петербург), архитектор, академик петербургской Академии художеств (1811). Обучался в гимназии при Московском университете, в 1783 зачислен учеником в «Управу благочиния» при Экспедиции архитектурных дел, руководимой С.А. Кариным, где работал до 1794, сформировавшись как первоклассный архитектор-практик и основательно изучив архитектуру московского классицизма. В 1791 предложил новый проект застройки на пересечении улицы Ильинки с Рыбным и Введенским переулками (реализован Дж. Кваренги как Гостиный двор). После прохождения воинской службы в 1794 в Петербурге вернулся в Москву, выполнял частные и государственные заказы (проект 11 парных двухэтажных гостиниц по радиальным улицам в центральной части Москвы). Для коронационных торжеств осенью 1801 оформил Сокольническое поле, затем был отправлен императором Александром I в заграничную командировку (конец 1802 — начало 1808). По возвращении в Россию преподавал в Экспедиции Кремлёвского строения, в 1810 переведён в Петербург. В 1810-х гг., выдвинувшись в первый ряд русских архитекторов, Стасов построил много общественных зданий в разных городах, прежде всего в Петербурге, показав себя мастером градостроительных ансамблей. С осени 1816 привлечён в Москву для восстановления Кремлёвского дворца, где надстроил третий этаж и изменил планировку помещений. В 1816—21 Стасов выполнил несколько проектов Провиантских магазинов (складов); последний из них (1821) был использован для строительства Провиантских складов в Москве (1830—35).

Литература: Яковлев С.П., В. Стасов, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Стеллецкий Игнатий Яковлевич

Стелле́цкий Игнатий Яковлевич (1878, село Григорьевка Александровского уезда Екатеринославской губернии — 1949, Москва), археолог, историк, исследователь подземной Москвы. Из семьи сельского учителя. Окончил Киевскую духовную академию (1905), преподавал в русско-арабской школе в Палестине. С 1907 в Москве, где поступил в Археологический институт; одновременно работал в Московском архиве Министерства юстиции, в Церковно-археологическом отделе при Обществе любителей духовного просвещения, в Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. Действительный член Русского военно-исторического общества (1907), Московского археологического общества (1909). Один из учредителей Комиссии по изучению старой Москвы (1909) и Общества по исследованию памятников древности (1912; председатель его Комиссии по изучению подземной старины). Был убеждён в существовании библиотеки Ивана IV Грозного и в том, что она спрятана в подземном хранилище. Стеллецкий обследовал подземные ходы в Донском и Новодевичьем монастырях, в зданиях XVI—XVII вв. и др. На основе архивных, археологических и спелеологических данных составил «План подземной Москвы», согласно которому подземные сооружения под зданиями XVI—XVII вв. в пределах Садового кольца связаны между собой и с Кремлём сетью лабиринтов. Стеллецкий утверждал, что подземный и наземный Кремль был построен по плану Аристотеля Фьорованти. После 1917 жил на Украине; в Москве квартира Стеллецкого была реквизирована, архив и библиотека погибли. В Москву вернулся в 1923, работал в Историческом музее, Российском обществе туристов, выступал с лекциями, в том числе о библиотеке Ивана IV Грозного, поиски которой возобновил сразу после возвращения в Москву. Проводил археологические и спелеологические исследования во время земляных работ в связи со строительством Московского метрополитена. Выступил с идеей создания музея «Подземная Москва». В 1933—35 с разрешения И.В. Сталина проводил раскопки в подземелье Арсенальной Угловой башни Кремля. С конца 1930-х гг. консультант по спелеологии в Наркомате обороны. В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве, в 1944—48 работал над книгой о библиотеке Ивана Грозного. Похоронен на Ваганьковском кладбище (могила не сохранилась).

Сочинения: Мертвые книги в московском тайнике, М., 1993.

О.В. Старкова.

Степанов Алексей Степанович

Степа́нов Алексей Степанович (1858, Симферополь — 1923, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1880—84), преподавал там же в 1899—1918. Член Товарищества передвижных художественных выставок, член-учредитель Союза русских художников. Пейзажист, мастер бытового жанра, анималист. Среди произведений — «Лоси» (1899), «Журавли летят» (1891) — оба в Государственной Третьяковской галерее. Похоронен на Ваганьковском кладбище. На доме, где с 1909 находилась мастерская Степанова (Покровский бульвар, 8), — мемориальная доска.

Степун Фёдор Августович

Степу́н Фёдор Августович (1884, Москва — 1965, Штутгарт, ФРГ), философ, писатель, историк культуры, публицист. Отец Степуна — выходец из Восточной Пруссии, мать — из обрусевшего шведско-финского рода. В 1900 окончил московское Михайловское реальное училище. С 1903 изучал философию (под руководством В. Виндельбанда), историю, право, искусство и литературу в Гейдельбергском университете в Германии; в 1909 защитил докторскую диссертацию по философии Вл.С. Соловьёва. В 1910 вернулся в Москву (жил возле Москворецкого моста). Издавал международный философский журнал «Логос» (1910—14), в котором опубликовал свои первые и наиболее важные философские работы («Трагедия творчества», 1910; «Жизнь и творчество», 1913). Был близок к кругу московских символистов, сотрудничал в журнале «Труды и дни» и издательстве «Мусагет». Особую известность Степуну принесли лекции на философские и литературные темы, с которыми он объехал Россию. В 1914 в чине прапорщика воевал в Галиции, в 1915 был тяжело ранен. После Февральской революции 1917 был начальником политического управления в военном министерстве. В октябре 1917 арестован, но вскоре освобождён. В конце 1917 вернулся в Москву (жил на Тверской улице). С 1919 литературный и художественный руководитель «Показательного театра Революции». Участвовал в постановках «Царя Эдипа» и «Меры за меру» У. Шекспира. В 1920 уволен из театра «за непонимание сущности пролетарской культуры». За участие в сборнике «О. Шпенглер и закат Европы» в 1922 был выслан из России. В эмиграции жил в Германии. В мемуарах «Бывшее и несбывшееся» (т. 1—2, Нью-Йорк, 1956) Степун воссоздал картины московского детства и юности, описал Москву накануне первой мировой войны, быт и культурную жизнь столицы после 1917.

Столетов Александр Григорьевич

Столе́тов Александр Григорьевич (1839, Владимир — 1896, Москва), физик. Из купеческой семьи. Окончил Московский университет (1860). В 1862—66 стажировался в Германии. С 1866 преподавал в Московском университете, с 1873 профессор. Столетову принадлежат работы по электричеству и магнетизму. Исследовал явление внешнего фотоэффекта и открыл его законы. Преподавательская и научно-популяризаторская деятельность Столетова сыграла важную роль в становлении московской школы физиков и способствовала распространению физических знаний. Председатель физического отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1881—89), директор отдела прикладной физики Политехнического музея. Квартира Столетова при университете была своеобразным научным и культурным центром: здесь собирались и выступали с докладами Ф.А. Бредихин, Н.Е. Жуковский, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, Н.А. Умов, давал концерты С.И. Танеев. Именем Столетова в 1961 названа улица в районе Мичуринского проспекта. Перед зданием физического факультета МГУ на Воробьёвых горах установлен памятник Столетову (1953, скульптор С.И. Селиханов).

Столешников переулок

Столешников переулок.

Столешников переулок.

Москва.

Столе́шников переу́лок между Тверской площадью и улицей Петровкой, пересекает улицу Большая Дмитровка. До 1922 название «Столешников переулок» принадлежало только участку между Большой Дмитровкой и Петровкой. Назван по слободе ткачей, изготовлявших скатерти — «столешники». Назывался также Рождественским (по церкви, стоявшей на небольшой площади у Петровки, ныне на этом месте возведена часовня), Мамоновым и Вагиным (по фамилиям домовладельцев), часть современного Столешникова переулка между Большой Дмитровкой и Тверской улицей называлась Космодамианским переулком (по церкви Косьмы и Дамиана в Шубине). В слободе столешников с XVII в. стояла церковь Рождества Богородицы в Столешниках (на месте д. 20; снесена в 1927), на углу с Большой Дмитровкой — церковь Воскресения в Скоморошках (разобрана в 1807). В XVIII в. чётная сторона переулка от Тверской улицы была занята мелкими дворами, принадлежавшими в основном служителям церквей, нечётная — усадьбами. В 1792 часть переулка, прилежащая к Тверской улице, была поглощена Тверской площадью, при реконструкции которой в 1920-х гг. на нечётной стороне до пересечения с Большой Дмитровкой остались лишь здание Института Ленина (1925—27, архитектор С.Е. Чернышёв) и сквер перед ним. Чётная сторона частично входит в застройку Тверской площади, частично — Большой Дмитровки. Между Большой Дмитровкой и Петровкой переулок застроен бывшими доходными домами с магазинами в нижних этажах. Дома 10 и 12 построены в XVIII в. В 20—30-х гг. XIX в. дом 12 принадлежал купцу Д. Вагину, который сдавал его под Канцелярию московского обер-полицмейстера; сюда в январе 1827 вызывали А.С. Пушкина для дачи показаний по делу о «возмутительных стихах на 14 декабря 1825 года». Самое старое здание Столешникова переулка — во дворе д. 9. Оно стояло на участке, принадлежавшем в начале XIX в. Ж. Ламиралю. В 1873 участок Ламираля был разделён на две части: левая принадлежала семье виноторговцев Леве, которые построили д. 7 (1903, архитектор А.Э. Эрихсон) с известным в Москве винным магазином. В правой части в 1874 построен существующий ныне д. 9 (архитектор А.Н. Карнеев), который принадлежал Д.И. Никифорову, автору нескольких книг о Москве. В этом доме в 1886—1935 жил писатель В.А. Гиляровский. Для купцов Карзинкиных построен д. 11 (1883, архитектор И.С. Богомолов). Дом 14 появился в 1900 (архитектор В.В. Барков) на месте старых зданий; в 1930-х гг. в нём находилось литературное кафе «Сбитые сливки».

И.Л. Давыдова.

Странноприимный дом

Странноприимный дом.

Странноприимный дом.

Москва.

Странноприи́мный дом (Сухаревская площадь, 3), приют и больница для калек и нищих. Создан на средства графа Н.П. Шереметева (отсюда обиходное название — Шереметевская больница). Здание с полукруглым парадным двором, с далеко вынесенными крыльями строилось в 1792—1807 первоначально крепостными архитекторами П.И. Аргуновым, А.Ф. Мироновым, Г.Е. Дикушиным под руководством Е.С. Назарова; в 1803 Дж. Кваренги внёс изменения в проект, связанные с мемориальной задачей превратить Странноприимный дом в памятник умершей жене графа — актрисе П.И. Жемчуговой: портик перед церковью Троицы в центре здания заменила торжественная полудуга открытой двойной колоннады (помещённая в ней аллегорическая статуя «Милосердие» не сохранилась). Помимо этого монументального акцента крылья и боковые фасады получили мощные портики тосканского ордера, запроектирована решётка с воротами, фланкированными четырёхколонными дорическими бельведерами, выстроены флигеля со стороны двора, введена скульптура, в том числе и на садовом фасаде. В декоративном оформлении интерьеров, для отделки которых использовались белый мрамор и светло-зелёный уральский камень, принимали участие Г.Т. Замараев и Т. Тимофеев (рельефы и скульптуры), Дж. Скотти (живопись в куполе церкви).

Учреждение Странноприимного дома в Москве и его штат, составленный А.Ф. Малиновским, были утверждены императором Александром I 21 апреля 1803. Торжественно открыт 28 июня 1810. В Странноприимном доме принимались «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные» (за исключением крепостных). Странноприимный дом был рассчитан приблизительно на 100 человек (50 человек в богадельне и 50 человек в больнице). Первыми призреваемыми были отставные офицеры, мелкие чиновники, священники, мещане старше 50 лет. Во время Отечественной войны 1812 французы устроили в Странноприимном доме госпиталь. К 1838 в Странноприимном доме было 140 призреваемых; в «холерные годы» (1830, 1847) число больных резко увеличивалось, для них строили специальные деревянные корпуса. В 1876 при Странноприимном доме было открыто отделение для приходящих больных. В годы русско-японской и первой мировой войн здесь находился лазарет. До 1917 Странноприимный дом содержался на доходы с имений графов Шереметевых. В 1919 при Шереметевской больнице была создана скорая городская помощь. В настоящее время в здании размещаются НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского (с 1923) и Медицинский музей.

Страстной бульвар

Страстной бульвар.

Страстной бульвар.

Москва.

Страстно́й бульва́р между Пушкинской площадью и улицей Петровкой, часть Бульварного кольца. Проложен в 1820-х гг. на месте стены Белого города. Назван по Страстному монастырю. Первоначально шёл от Тверской улицы вдоль юго-восточной монастырской стены до Петровки; с севера к бульвару примыкали Сенная площадь и сад дворца Гагариных (д. 15, первая половина XVIII в., 1786—90, в начале XIX в. — Английский клуб; перестроен в 1825—28, архитектор О.И. Бове), с 1833 — Новоекатерининская больница (отсюда название внешнего проезда бульвара до 1917 — Больничный). В д. 9 (1820-е гг.; перестроен во второй половине XIX в.; снесён в 1997) с 1849 жил А.В. Сухово-Кобылин. Характер застройки первой четверти XIX в. можно представить по д. 10 — усадьба Власовых, затем редакторский корпус Университетской типографии (1760-е гг., перестроен в 1816—17, архитектор Н.П. Соболевский при участии Ф.О. Бужинского), здесь находилась редакция газеты «Московские ведомости» с книжной лавкой А.С. Ширяева (ныне здание принадлежит Союзу театральных деятелей); д. 12, строение 2, — дом купца Ф. Пика (1812—16); д. 13 — дом Н.В. Давыдова (1830-е гг.; перед домом в 1977 установлен бюст дважды Героя Социалистического Труда Ф.Н. Петрова). Тот же масштаб сохраняет особняк С.И. Елагина (д. 11, 1898, архитектор А.А. Драницкий; в 1972 открыта мемориальная доска в память М.Е. Кольцова, работавшего здесь в редакции журнала «Огонёк» и объединении «Жургаз» в 1927—38; скульптор А.Д. Казачок, архитекторы Г.Н. Миронов, Н.В. Пелевина). В 1872 на средства Е.А. Нарышкиной на месте Сенной площади был разбит сквер. В 1874 юго-западная часть Нарышкинского сквера отошла под проезд с Большой Дмитровки в Большой Путинковский переулок (Нарышкинский проезд) и здание 1-й женской гимназии В.В. Потоцкой (Нарышкинский проезд, 2; 1879, архитектор Н.А. Тютюнов), впоследствии — Коммунистический университет трудящихся Востока Академии педагогических наук (ныне Госкомпечать Российской Федерации). В 1905—17 здесь жил С.В. Рахманинов (мемориальная доска; скульптор Н.И. Нисс-Гольдман, архитектор В.С. Уляшов). В начале XX в. построено здание монастырской гостиницы, отделённое от здания женской гимназии узким проездом. Отрезок внешнего проезда бульвара от Малой Дмитровки до Нарышкинского проезда сохранил название Большого Путинковского переулка (в 1928—93 проезд Скворцова-Степанова), хотя нумерация домов по переулку и по нечётной стороне Страстного бульвара является общей: д. 1 (1911); д. 3 — типография газеты «Утро России» (1907 — 1909, архитектор Ф.О. Шехтель; 1913—14, архитектор П.А. Заруцкий), д. 5 — доходный дом (1903, архитектор К.Ф. Буров, надстройка 1949). В д. 8 (1880-е гг., архитектор Р.И. Клейн, надстроен в 1930-х гг.) в 1919—38 находились клуб латышских политэмигрантов и театр «Скатуве». Благодаря малочисленности высоких доходных домов и построек советского периода (д. 14—16; 1928—31, архитектор В. Фомин; ныне МАТИ) облик Страстного бульвара изменился мало. В 1995 на бульваре установлен памятник В.С. Высоцкому (скульптор Г. Распопов). Страстной бульвар — самый широкий (до 80 м) в составе Бульварного кольца. В посадках много клёна ясенелистного, сохранились старые дубы.

И.Л. Давыдова.

Страстной монастырь

Страстной монастырь в начале XX в.

Страстной монастырь в начале XX в.

Москва.

Страстно́й монасты́рь женский монастырь, основанный в 1654 царём Алексеем Михайловичем на месте встречи москвичами у ворот Белого города иконы Богоматери Страстной. Пятиглавый монастырский собор был построен в 1646 (то есть ещё до основания Страстного монастыря) и был перестроен в 1692. В 1778 монастырь сгорел; перестроен в 1779. В 1849—55 построена надвратная столпообразная, увенчанная шатром колокольня с церковью Алексия Человека Божия (архитектор М.Д. Быковский). Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым откликался на благовест Большого Успенского колокола колокольни «Иван Великий», тем самым давая сигнал к началу праздничного звона всех московских колоколен. В 1898—99 сооружена трапезная с церковью Антония и Феодосия Печерских. Страстной монастырь упразднён в 1928. В 20—30-х гг. в нём находился Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. В 30-х гг. в ходе реконструкции улицы Горького (ныне Тверская улица) и Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были разобраны. Ныне на месте монастыря — памятник А.С. Пушкину, сквер и кинотеатр «Россия». От названия Страстного монастыря происходят наименование Страстного бульвара и прежнее название Пушкинской площади — Страстная площадь.

А.Ф. Бондаренко.

Стрелецкие слободы

Стреле́цкие сло́боды поселения стрелецких полков. Возникли с образованием стрелецкого войска в середине XVI в. Обычно в слободе жил один полк. К середине XVII в. в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города. Значительное число стрелецких слобод находилось в южной части Замоскворечья. Стрелецкими слободами ведал Стрелецкий приказ. Центрами стрелецких слобод были съезжие избы, в них велось делопроизводство, хранились полковая казна, знамёна и т.д. Стрелецкие слободы назывались по именам полковников — Зубова, Пыжова, Вишнякова и др. (отсюда названия современных Зубовских улицы, площади, бульвара, Пыжевского, Вишняковского переулка и др.). После Стрелецкого восстания 1698 года стрелецкие слободы ликвидированы, их территория заселена главным образом ремесленниками и торговцами.

Стрелецкое восстание 1698 года

В. И. Суриков.

В. И. Суриков.

"Утро стрелецкой казни".

Стреле́цкое восста́ние 1698 го́да восстание московских стрелецких полков, вызванное тяготами службы в пограничных городах, изнурительными походами, притеснениями со стороны полковников. В марте 1698 в Москве появились 175 стрельцов, дезертировавших из 4 стрелецких полков, участвовавших в Азовских походах Петра I 1695—96. Оставленные в Азове в качестве гарнизона стрельцы вместо ожидаемого возвращения в Москву в 1697 были направлены в Великие Луки. Попытка московских властей арестовать в Москве их челобитчиков на полковое начальство не удалась. Стрельцы укрылись в слободах и установили связь с царевной Софьей Алексеевной, находившейся в заточении в Новодевичьем монастыре; 4 апреля 1698 против стрельцов были посланы солдаты Семёновского полка, которые при содействии посадских людей «выбили» мятежных стрельцов из столицы. Стрельцы вернулись в свои полки, в которых началось брожение. 6 июня они сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (около 4 тыс. человек) намеревались возвести на престол царевну Софью, или, в случае её отказа, В.В. Голицына, находившегося в ссылке. Правительство выслало против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортов и Гордонов полки (всего 2300 человек) и дворянскую конницу под командованием А.С. Шеина и П. Гордона. 14 июня, после смотра на р. Ходынке, полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, войска Шеина заняли Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты. 22 и 28 июня по приказу Шеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июля — ещё 74 «беглеца» в Москву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям. Срочно возвратившийся из-за границы 25 августа 1698 Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»). С сентября 1698 по февраль 1699 были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно малолетние). По приказу царя в казнях участвовали бояре и «все палатные люди»; дворовые места стрельцов в Москве были розданы, строения проданы. В феврале 1700 Боярская дума приговорила к казни 42 человек, следствие и казни продолжались до 1707. В конце XVII — начале XVIII вв. были расформированы 16 стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Стрельцы с семьями были высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.

Литература: Буганов В.И., Московские восстания конца XVII в., М., 1969.

Е.И. Куксина.

Стрельцов Эдуард Анатольевич

Стрельцо́в Эдуард Анатольевич (1937, Москва - 1990, там же), спортсмен, заслуженный мастер спорта (1967). Один из лучших нападающих в истории отечественного футбола. В 14 лет дебютировал в команде московского завода «Фрезер». В 1953-58, 1965-70 играл в составе московской команды «Торпедо» (всего в 222 матчах первенства СССР забил 100 голов). В 1958 на показательном процессе под лозунгом «За чистоту морального облика советского спортсмена» был осуждён на 7 лет по обвинению в изнасиловании. Чемпион СССР (1965), обладатель Кубка СССР (1968). Дважды признавался лучшим футболистом сезона (1967 и 1968), был кумиром московских болельщиков. Обладал сильнейшим ударом, взрывным рывком с места, был искусным мастером паса (например, неожиданный пас «пяткой» и в 1990-х гг. назывался «стрельцовским»). В составе сборной СССР - чемпион Олимпийских игр (1956); всего в составе сборной провёл 39 матчей и забил 25 голов. С 1971 работал тренером. Жил на Автозаводской улице. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1997 именем Стрельцова назван стадион «Торпедо» на Восточной улице.

Стрельцы

Стрельцы́ русское войско XVI — начала XVIII вв., вооружённое огнестрельным оружием. Образовано в 1550 как специальный отряд «стрельцов из пищалей» (отсюда название) в 3 тыс. человек, набранных из свободного посадского населения. К концу XVII в. численность московских стрельцов составила 22,5 тыс. человек, их служба была пожизненной и наследственной. Московские стрельцы охраняли Кремль, несли караульную и полицейскую службу в городе, участвовали в походах. Стрельцы подчинялись Стрелецкому приказу и делились на полки (500 — 1000 человек), во главе которых стояли полковники («головы») из дворян. Стрельцы получали жалованье и довольствие от казны, жили в стрелецких слободах. В мирное время стрельцы занимались ремёслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Тяжёлая служба, задержки жалованья, злоупотребления начальства приводили к восстаниям стрельцов. После Стрелецкого восстания 1698 года стрельцы с семьями были выселены из Москвы, войско расформировано. Память о московских стрельцах сохранилась в названиях Стрелецких улицы и переулков.

Стрешнев Тихон Никитич

Стре́шнев Тихон Никитич (1649, Москва - 1719, Петербург), московский губернатор (1709-11). Из семьи родственников жены царя Михаила Фёдоровича царицы Евдокии Лукьяновны. В 1666 стряпчий, в 1668 произведён в стольники. После рождения царевича Петра Алексеевича (будущего Петра I) на правах дальнего родственника был приставлен к нему дядькой. После венчания Петра на царство (1682) пожалован в окольничие. С 1690 заведовал Разрядным приказом, что ставило его во главе всего военного управления в государстве. В 1697, во время путешествия Петра I по Европе, Стрешнев вместе с Ф.Ю. Ромодановским управлял страной. С 1697 управлял Приказом Большого дворца. При введении губернской системы (1709) назначен московским губернатором. Наряду с созданием губернского аппарата управления Стрешнев выполнял многочисленные личные поручения царя, в частности собирал полки, решал вопросы снабжения армии. В 1711 Стрешнев стал одним из первых сенаторов.

М.И. Осекина.

Строганов Сергей Григорьевич

С. Г. Строганов.

С. Г. Строганов.

Стро́ганов Сергей Григорьевич (1794, Москва — 1882, Петербург), граф, государственный деятель, коллекционер, меценат; почётный член Петербургской Академии наук (1827), генерал-адъютант, генерал-лейтенант (1837). В наследство от отца получил около 100 тыс. крепостных и 1,5 млн. десятин земли. В 1810 поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения; в 1811 произведён в офицеры. Во время Отечественной войны 1812 участвовал в сражениях под Смоленском, при Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, а также в заграничных походах русской армии 1813 и 1814. С 1815 поручик лейб-гвардии Литовского полка, затем служил в лейб-гвардии Гусарском полку. Участник русско-турецкой войны 1828—29. С 1815 жил в Москве на улице Знаменке (д. 12). В 1825 на собственные средства открыл в Москве школу технического рисования (в 1843 принята на казённый счёт и перешла в ведение Московского отделения Мануфактурного и Коммерческого советов; известна как Строгановское училище). В 1831—34 исполнял обязанности военного губернатора в Риге и Минске. В 1835—47 попечитель Московского учебного округа. Уделял значительное внимание улучшению преподавания в гимназиях, участвовал в разработке университетского устава 1835 и устава низших и средних учебных заведений. В 1837 вошёл в состав Комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя. Почётный член Московского университета (1848). В 1837—74 бессменный председатель ОИДР при Московском университете (Строганову удалось добиться постоянных субсидий на различные издания общества, значительно расширить его деятельность), один из основателей Археологической комиссии (1859). В апреле—сентябре 1859 московский военный губернатор. В 1860 приглашён к Высочайшему двору в качестве главного руководителя воспитания наследника цесаревича Николая Александровича и переехал в Петербург. Получив в наследство от отца богатое художественное собрание, Строганов значительно пополнил и расширил его. Крупную коллекцию Строганов получил и после женитьбы на своей дальней родственнице, внучке коллекционера А.С. Строганова. Собрание Строганова включало картины, скульптуры, рисунки, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства. С 1840-х гг. собирал иконы; в его собрании были представлены иконы мастеров конца XVI — начала XVII вв. (И. Соболя, С. Бороздина, И. Савина, Н. Савина, П. Чирина), работавших для Н.Г. и М.Я. Строгановых (в том числе икона «Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-Град» работы И. Соболя, 1598), а также царских изографов второй половины XVII в. (Н. Истомина, Г. Зиновьева, Н. Павловца). Благодаря Строганову в Москве были сохранены десятки старообрядческих икон, предназначенных к уничтожению: по указу императора Николая I иконы из домашних молелен и скитов были собраны в одном из московских монастырей, и Строганов добился разрешения митрополита Филарета забрать эти иконы. Строганов составил крупную коллекцию монет и медалей. После смерти академика Г.К. Келлера Строганов приобрёл его собрание серных оттисков с греческих и римских монет (10111 штук). Эту коллекцию Строганов подарил минц-кабинету Московского университета. В последние годы жизни собирал мексиканские древности.

Литература: Собрание Строгановых, в сборнике: Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 3, М., 1982; Колмаков Н., Дом и фамилия графов Строгановых. 1752—1887, «Русская старина», 1887, № 3,4.

О.В. Кузовлева, Н.М. Полунина.

Строгино

Строгино.

Строгино.

Москва.

Строгино́ Острогино, местность на северо-западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки, в её излучине. Соседствует на юге с Троице-Лыковом. Название — от бывшей деревни; известно с начала XVII в. как владение бояр Романовых, затем — Нарышкиных. С 1960 в черте Москвы; место летнего отдыха, песчаные пляжи. С 1970-х гг. на территории Строгина началось массовое жилищное строительство (авторы проекта: архитекторы А.М. Половников, Б.В. Боде, Ю.В. Громченко и др.). Основная улица — Строгинский бульвар.

Строгинская пойма

Строги́нская по́йма пойма Москвы-реки, на правом её берегу, между Строгином (отсюда название) и Троице-Лыковом. Площадь около 350 га. До постройки Канала имени Москвы территория Строгинской поймы при сильных паводках затоплялась. Ныне в средней части Строгинской поймы создан водоём (площадь около 150 га), на берегах которого сооружаются базы водного спорта и пляжи.

Строгинский мост

Строги́нский мост через Москву-реку, соединяет Строгино с Щукином (Новощукинская улица). Построен в 1981 (инженер А.Б. Друганова, архитектор К.Н. Яковлев и др.). Выполнен из предварительно напряжённого железобетона способом навесного монтажа. Мост железобетонный, коробчатый, пятипролётный; длина пролётов 32,89 м, 80,96 м, 128,5 м (речной пролёт), 80,97 м и 34,34 м. Строгинский подход выполнен в виде шестипролётной эстакады; между ней и мостом имеются лестничные сходы к реке. Общая длина моста с подходами 570,225 м, ширина 34,9 м (проезжая часть 22,5 м, разделительная полоса 4 м, две полосы безопасности по 1 м, два тротуара по 3,2 м).

Предыдущая страница Следующая страница