Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕР"-"ПЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕР"-"ПЕТ")

Первый симфонический ансамбль Моссовета

Первый симфонический ансамбль Моссовета

симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л.М. Цейтлина. В состав Персимфанса вошли оркестранты Большого театра, профессора и студенты консерватории. Работу Персимфанса возглавлял художественный совет из состава его участников. С 1925 Персимфанс давал еженедельные абонементные концерты. С Персимфансом сотрудничали пианисты К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Софроницкий, вокалисты А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, а также зарубежные исполнители. Персимфанс выступал в крупнейших московских концертных залах, в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках. Правление в 1926-29 издавало журнал «Персимфанс» тиражом 1,7 тыс. экземпляров. Прекратил существование в 1932.

Литература: Цуккер А., Пять лет Персимфанса, М., 1927.

«Перевал»

«Перева́л» литературная группа. Возникла в конце 1923 при первом советском «толстом» литературно-художественном и научно-публицистическом журнале «Красная новь» (выходил в Москве в 1921—42); ответственный редактор (до 1927) А.К. Воронский, первый редактор литературно-художественного отдела М. Горький; вокруг журнала группировались так называемые попутчики («сочувствующие» советской власти). Название, вероятно, связано со статьёй Воронского «На перевале», опубликованной в журнале «Красная новь» (1923, № 6). Первоначально немногочисленная группа «Перевал» объединяла молодых писателей из литературных групп «Октябрь» и «Молодая гвардия». В сборниках «Перевал» (№ 1—6, 1924—28) участвовали А. Весёлый, М. Голодный, М.А. Светлов, А. Ясный и др. Когда группа разрослась, в «Красной нови» (1927, № 2) был опубликован манифест «Перевала», подписанный 56 писателями (в том числе М.М. Пришвиным, Э.Г. Багрицким, Н. Огневым, И.И. Катаевым, А.А. Караваевой, Д. Кедриным, А.Г. Малышкиным, Дж. Алтаузеном и др.), выступившими против «бескрылого бытовизма» в литературе, за сохранение «преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы». Эстетическая платформа «Перевала» выдвигала, в противовес рационализму ЛЕФа и конструктивистов, принципы «искренности» и интуитивизма — «моцартианства» творчества. В конце 20-х — начале 30-х гг. из «Перевала» вышли Багрицкий, Пришвин и др. РАППовская критика рассматривала «Перевал» как враждебную советской литературе группировку. «Перевал» прекратил существование в 1932.

Переговорные пункты

Перегово́рные пу́нкты переговорные пункты междугородной телефонной связи существуют в Москве с 1914. Первый переговорный пункт имел две кабины для междугородных переговоров на Мясницкой улице, 26. К середине 1990-х гг. насчитывалось более 500 переговорных пунктов с числом переговорных кабин более 2 тыс. в большинстве отделений связи, на вокзалах, в аэропортах, гостиницах и т.п. Наиболее крупные переговорные пункты размещены в специальных помещениях, например, на Тверской улице, 7, Мясницкой улице, 24 и 26, в Газетном переулке, 13, на улице Новый Арбат, 22.

В.Г.

Передвижники

Передви́жники см. Товарищество передвижных художественных выставок

Перерва

Пере́рва местность на юго-востоке Москвы, на левом берегу Москвы-реки, к западу от одноименной станции Курского направления Московской железной дороги. Соседствует на юго-востоке с Батюнином и Курьяновским посёлком, на юге с Марьином. Известна с XVI в. как слобода Николо-Перервинского монастыря. После постройки железной дороги дачная местность. В 1881 на даче в Перерве жил В.И. Суриков. С 1960 в черте Москвы. Название сохранилось в наименовании монастыря, гидроузла, улицы Перерва.

Перервинский гидроузел

Перервинский гидроузел.

Перервинский гидроузел.

Москва.

Пере́рвинский гидроу́зел на Москве-реке, в юго-восточной части города. Первая Перервинская плотина со шлюзом была построена в 70-х гг. XIX в. в системе шлюзования Москвы-реки (на участке от Москвы до г. Коломны) с выходом на р. Оку. В 1935 старая плотина была разобрана и был введён в эксплуатацию Перервинский гидроузел, существенно увеличивший подпор воды, что позволило открыть (по гор. участку Москвы-реки) сквозной путь для судов. В состав Перервинского гидроузла входят: водоподъёмная плотина с 7 пролётами, перекрытыми стальными затворами, ГЭС, шлюз с большой камерой для пропуска крупных судов и шлюз с малой камерой для судов местного сообщения и прогулочных.

Перервинский монастырь

Пере́рвинский монасты́рь см. Николо-Перервинский монастырь

Переулки

Переу́лки Сложились в результате исторического развития радиально-кольцевой планировки Москвы, связывали соседние улицы. Переулки получали названия по роду занятий жителей (Калашный, Колпачный, Оружейный, Хлебный и т.д.), по ближайшим учреждениям (Аптекарский, Банковский, Госпитальный, Комиссариатский и т.п.), по особенностям местности (Косой, Крутоярские и др.), по соседним церквам (Петропавловский, Успенский и т.п.), от соседних улиц (Смоленский, Донской и др.), по фамилиям домовладельцев (Волконские, Дашков, Козицкий, Шебашевский и т.д.). В XVIII — начале XX вв. переулки составляли основную часть уличной сети: в начале XIX в. в Москве было 142 улицы и 518 переулков, в начале XX в. — 404 улицы и 936 переулков и проездов. С расширением территории Москвы в 1960 до МКАД число переулков по отношению к улицам резко уменьшилось.

Перловы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перов Василий Григорьевич

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского.

В. Г. Перов.

Портрет А. Н. Островского.

Перо́в Василий Григорьевич (1833 или 1834, Тобольск — 1882, село Кузьминки, ныне территория Москвы), живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846—49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853—61). Пенсионер петербургской Академии художеств (1862—69, до 1864 — в Париже). Член Московского общества любителей художеств (с 1862). С 1864 постоянно жил в Москве. С 1871 профессор МУЖВЗ. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, его представитель в Москве, член правления и казначей (до 1877). Обратившись к бытовому жанру, Перов внёс в него принципиально новые темы и образы, сосредоточив внимание на многих уродливых и трагических сторонах жизни крестоварищества и городской бедноты, характерных для 1860-х гг. («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861, «Проводы покойника», 1865, обе — в Государственной Третьяковской галерее). Перов неоднократно вводил в композицию приметы московской городской среды (например, Рождественский монастырь на заднем плане картины «Тройка», 1866, ГТГ), но не стремился к их конкретизации («Последний кабак у заставы», 1868, ГТГ); в картине «Утопленница» (1867, ГТГ) действие происходит на берегу Москвы-реки, на фоне туманного силуэта Кремля и московских церквей. В начале 1870-х гг. Перов исполнил яркие, психологически точные портреты многих представителей московской интеллигенции, раскрывая духовные особенности каждого в органическом единстве позы, движения, мимики («В.В. Бессонов», 1868, «А.Н. Островский», 1871, «В.И. Даль», «М.П. Погодин», оба — 1872, все — в ГТГ). В 1860-х — начале 1870-х гг. Перова связывали особенно тесные отношения с П.М. Третьяковым, который приобретал его произведения; Перов был также дружен с А.К. Саврасовым. С 1864 жил на Тверской улице, 30, с 1871 — при МУЖВЗ. Похоронен на Донском кладбище.

Литература: Лапунова Н.Ф., В.Г. Перов, М., 1968; Лясковская О.А., В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника, М., 1979.

Е.М. Ивановская.

Перово

Перо́во местность на востоке Москвы; в 1925—60 город Московской области, близ одноименной станции Рязанского направления Московской железной дороги. Название — от бывшего села, известного с XVI в. В конце XVII — начале XVIII вв. владение князей Голицыных (сохранились церковь Знамения в Перове, 1690 — около 1708, и парк с прудом, ныне Перовский парк культуры и отдыха). Во второй половине XIX в. Перово — дачный посёлок, с конца XIX в. крупный железнодорожный узел. В 1900 построены Перовские железнодорожные мастерские. В 30-х гг. в состав Перова вошли Кусково, Чухлинка, Новогиреево, Плющево, Карачарово. С 1960 в черте Москвы. С середины 60-х гг. район массового жилищного строительства. Название сохранилось в наименовании Перовских улицы, проезда и шоссе, 1—3-го проездов Перова поля, станции метро «Перово».

Литература: Молева Н.М., Перово, «Вопросы истории», 1978, № 12.

«Перово»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Перо́во» станция метро Калининской линии. Открыта в 1979. Архитекторы Н.А. Алёшина, В.С. Волович, соавторы Н.К. Самойлова, Р.П. Ткачёва. Выходы — по подземным переходам на Зелёный проспект и 2-ю Владимирскую улицу. Станция выполнена по односводчатой схеме, без наземных вестибюлей. В облицовке стен станционного зала использованы светлый мрамор и чёрный габбро. Полы выложены чёрным и коричневым гранитом. В основе художественного оформления сюжеты, посвящённые народному творчеству (художники Л.А. Новикова, В.И. Филатов).

Перовский парк культуры и отдыха

Перо́вский парк культу́ры и о́тдыха в восточной части Москвы, в Перове. Площадь 22 га. Основан в начале XVIII в. на территории усадьбы князей Голицыных. В проектировании парка участвовал архитектор Д.И. Жилярди. На большей части территории сохранилась регулярная планировка; есть аллея и два пруда. Среди зелёных насаждений — сосна, клён, дуб, липа, тополь, каштан, берёза, встречаются столетние экземпляры. Парк — памятник садово-паркового искусства. В начале 1920-х гг. место народных гуляний. С 1938 парк Перовского вагоноремонтного завода.

В парке действуют стадион «Локомотив», эстрада, аттракционы, детский городок, лодочная станция.

Персимфанс

Концерт Персимфанса в Большом зале консерватории.

Концерт Персимфанса в Большом зале консерватории.

Москва.

Персимфа́нс Первый симфонический ансамбль Моссовета, симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л.М. Цейтлина. В состав Персимфанса вошли оркестранты Большого театра, профессора и студенты консерватории. Работу Персимфанса возглавлял художественный совет из состава его участников. С 1925 Персимфанс давал еженедельные абонементные концерты. С Персимфансом сотрудничали пианисты К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Софроницкий, вокалисты А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, а также зарубежные исполнители. Персимфанс выступал в крупнейших московских концертных залах, в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках. Правление в 1926—29 издавало журнал «Персимфанс» тиражом 1,7 тыс. экземпляров. Прекратил существование в 1932.

Литература: Цуккер А., Пять лет Персимфанса, М., 1927.

Пестов Николай Евграфович

Пе́стов Николай Евграфович (1892, Нижний Новгород — 1982, Москва), историк церкви, богослов; доктор химических наук (1941). С 1910 учился в МВТУ, с 1914 — в Алексеевском военном училище. В 1916—17 в действующей армии, с 1918 в Красной Армии. В 1919—21 начальник управления Всевобуча Приуральского военного округа. В 1921—24 член Христианского студенческого кружка, после закрытия которого был подвергнут аресту. Преподавал в МВТУ, Московском химико-технологическом институте, Институте по удобрениям, Военной академии химической защиты. В 1930-х гг. в квартире Пестова (флигель д. 20 по Старой Басманной улице; не сохранился) был освящён «катакомбный» домовый храм, в котором совершались тайные богослужения закрытых московских церквей. Собрал уникальную библиотеку по богословию, истории церкви и философии. В конце 1930—40-х гг. написал ряд работ по философии и богословию («Жизнь для вечности», «Над Апокалипсисом», «Пути к совершенной радости» и др.). В 1943—60 заведующий кафедрой, декан и заместитель директора Инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. С 1943 работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)» (т. 1—4, опубликованы в 1995—96). Похоронен на кладбище села Гребнево Московской области.

В.А. Любартович.

Пестовское водохранилище

Пе́стовское водохрани́лище одно из крупных в системе Канала имени Москвы, в Мытищинском районе Московской области. Заполнено в 1937 в результате строительства на р. Вязь комплексного гидроузла, который состоит из земляной плотины (длина 707 м), донного водоспуска и водосброса. Максимальный объём 54,3 млн. м3, полезный объём 20,2 млн. м3. Площадь акватории 11,6 км2. Длина Пестовского водохранилища до 6,1 км; наибольшая ширина 2 км; максимальная и средняя глубина 14 м и 4,7 м соответственно. Пестовское водохранилище сезонного регулирования стока. Зимой уровень воды снижается на 1,5 м. Поступающая самотёком по соединительному каналу из Икшинского водохранилища волжская вода перетекает далее в Пяловское водохранилище (около 1,65 км3 в год) и в Учинское водохранилище (около 0,65 км3 в год). Ледостав с начала ноября до середины апреля. Широко используется для водоснабжения Москвы, судоходства и отдыха. Наиболее живописны пристани: Пестово, Лесное, Хвойный бор, Тишково и др.

Песчаные улицы

На северо-западе Москвы, между Ленинградским проспектом, Чапаевским проездом и улицей Алабяна, на землях бывшего села Всехсвятское. Название - от почвы этой местности. Застройка началась в 1930-х гг. С 1948 Песчаные улицы - один из первых районов массового жилищного строительства (проект застройки - бригада архитекторов под руководством З.М. Розенфельда, генеральный план - архитектор П.В. Помазанов). Основная магистраль - Новопесчаная улица (в 1973-93 улица Вальтера Ульбрихта, в память бывшего руководителя ГДР), строительство завершено к 1955. На 2-й Песчаной улице (в 1965-93 улица Георгиу-Дежа, в память бывшего коммунистического лидера Румынии) разбит бульвар. В 1973 7-я Песчаная улица переименована в улицу Сальвадора Альенде (в память президента Чили, погибшего во время военного путча). Вблизи - станция метро «Сокол».

Петкер Борис Яковлевич

Петкер Борис Яковлевич (1902, Харьков - 1983, Москва), актёр, народный артист СССР (1963). С 1922 в труппе театра Корша, с 1933 во МХАТе. Актёр острой и яркой характерности, блестяще владел искусством эпизодической роли, мастер перевоплощения. Классикой сцены стали его роли Плюшкина («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932) и Часовщика («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина, 1942). Едкость сатиры соседствовала в его исполнении с мягкой комедийностью, грустной иронией. Среди других ролей: Бридуазон («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927), Адвокат («Анна Каренина» по Л.Н. Толстому, 1937), Гросман («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, 1951), Франтишек Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника, 1973), Доктор («Всё кончено» Э. Олби, 1979).

Ю.М. Виноградов.

Пётр

Пётр (в миру Пётр Фёдорович Полянский) (1862, Воронежская губерния - 1937, Верхнеуральск Челябинской области), местоблюститель Патриаршего престола. Из духовенства. Окончил Московскую духовную академию (1892) и оставлен при ней помощником инспектора. С ноября 1896 преподаватель греческого языка в Звенигородском духовном училище Московской епархии. С декабря 1896 смотритель Жировицкого духовного училища. В 1897 защитил магистерскую диссертацию «Первое послание Святого апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования» (Сергиев Посад, 1897). С июля 1906 служил в Учебном комитете при Синоде: с июля 1909 член комитета, с 1914 ревизор духовных учебных заведений. Участник Поместного собора Русской православной церкви 1917-18. С 1918 управляющий делами московской фабрики «Богатырь». В 1920 принял монашеский постриг. С 25 сентября 1920 епископ Подольский, викарий Московской епархии. Один из помощников патриарха Тихона по управлению Русской православной церковью. Жил в Армянском переулке в доме брата - отца Василия. Вскоре арестован и сослан в Великий Устюг. В 1923, после возвращения из ссылки, возведён в сан архиепископа. С 1924 митрополит Крутицкий. В начале 1925 патриарх Тихон назначил его кандидатом в местоблюстители Патриаршего престола после митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) и митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). 12 апреля 1925, после смерти патриарха Тихона, в связи с тем, что митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, приступил к обязанностям местоблюстителя Патриаршего престола; утверждён в должности Архиерейским собором. 10 декабря 1925 арестован и содержался в заключении в Москве, затем отправлен в Суздальский политизолятор (Спасо-Евфимиевский монастырь). С 1926 в ссылках и тюрьмах. 2 октября 1937 приговорён к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность», расстрелян.

Литература: Дамаскин (Орловский) иеромонах, Жизнеописание Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого (Полянского) (1862-1937), «Вестник русского христианского движения», 1992, № 166.

В.И. Теньтюков.

Пётр I

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пётр II

Пётр II (1715, Петербург — 1730, Москва), император (с 1727). Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича. Фактически не принимал участия в управлении государством; выработка правительственного курса осуществлялась Верховным тайным советом. Первоначально (до сентября 1727) наибольшим влиянием при Петре II обладал А.Д. Меншиков, затем князья А.Г. и И.А. Долгорукие. В связи с коронационными торжествами в Москве генерал-губернатору Ф.Ю. Ромодановскому повелевалось построить и украсить трое ворот по Тверской улице: в Земляном городе — за счёт казны, в Белом городе — за счёт купечества, в Китай-городе — от Синода. 25 февраля 1728 Пётр II был коронован в Успенском соборе Кремля. Коронационные торжества продолжались до 28 февраля и происходили в Грановитой палате и Кремлёвском дворце. С весны 1728 резиденцией Петра II стал Лефортовский дворец; в Москву переехали двор, важнейшие государственные учреждения. Пётр II часто оставлял город, уезжая на охоту в подмосковные вотчины. 30 ноября 1729 в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра II с княжной Е.А. Долгорукой. Во время болезни Петра 18 января 1730 в Головинском дворце, где жил А.Г. Долгорукий с дочерью, обсуждался вопрос о возможности (в случае смерти Петра II) возведения на престол Е.А. Долгорукой. Пётр II похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.

А.Б. Плотников.

«Петра Боткина Сыновья»

«Петра́ Бо́ткина Сыновья́» Товарищество чайной торговли «Сыновья Петра Боткина», фирма, которой принадлежало одно из старейших и наиболее крупных чаеторговых предприятий в России. Товарищество учреждено в 1893. Правление в Москве, в Средних торговых рядах на Варварке. В правлении в разное время: члены семьи Боткиных, Н.И. Гучков, И.С. Остроухов и др. Основной капитал 1,2 млн. руб. (1893), 1,8 млн. руб. (1903). Предприятие товарищества основано в начале XIX в. как единоличное владение кяхтинским чаеторговцем, московским купцом 1-й гильдии П.К. Боткиным (1781—1853). Первоначально чай для последующей перепродажи средним и мелким оптовым торговцам закупался в Кяхте, затем (через посредников) в Китае, на острове Цейлон и в Лондоне. В 1854 фирма из единоличного владения преобразована в торговый дом «Петра Боткина сыновья» (до 1893). В 1869 с переходом к торговле развесным чаем собственного приготовления (в 1914 на чаеразвесочном предприятии в Дурном переулке, 4 занято 200 рабочих) торговый дом открыл несколько магазинов для мелкооптовой и розничной продажи чая в Петербурге и Москве. Кроме чая фирма торговала кофе, сахарным песком и рафинадом. В Москве она содержала магазины в собственном доме (Раушская набережная, 22), в доме Купеческого общества на Кузнецком мосту (ныне Неглинная улица, 8), в Средних торговых рядах, а также склад в доме, принадлежавшем П.П. Боткину в Николо-Заяицком переулке, 4. В последней трети XIX в. товарищество участвовало в учреждении ряда крупных торгово-промышленных и кредитных предприятий, в том числе Московского учётного банка, товариществ Московского сахарорафинадного завода, Новотиволжанского свеклосахарного завода Боткиных и др. Во второй половине 1900-х гг. его дела пришли в упадок, владельцы ликвидировали предприятия.

С.В. Ильин.

Петров Борис Николаевич

Петро́в Борис Николаевич (1913, Смоленск - 1980, Москва), учёный в области автоматического управления, академик (1960), вице-президент (с 1979) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1969). После окончания Московского энергетического института (1939) работал в Институте проблем управления АН СССР (в 1947-51 директор, с 1951 заведующий отделом). С 1950 заведующий кафедрой Московского авиационного института (с 1948 профессор). Академик-секретарь Отделения механики и процессов управления АН СССР (с 1963), председатель Совета по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос») с 1966. Основные труды по теории автоматического регулирования, системам автоматического управления, самонастраивающимся системам, информационным проблемам теории управления. Действительный член Международной академии астронавтики (1971). Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1972). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Петрова названа площадь (площадь Академика Петрова) в Кунцеве.

Петров Евгений

См. в статье И. Ильф и Е. Петров.

Петров Иван Васильевич

Петро́в Иван Васильевич (1906, станица Абрамовка Новохопёрского уезда Воронежской губернии - 1975, г. Иваново), военный дирижёр, педагог, композитор, трубач, генерал-майор (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). В 1934 окончил Воронежский музыкальный техникум, в 1936 - военно-дирижёрский факультет Московской консерватории. В 1936-41 дирижёр Образцового военного оркестра кавалерийской бригады НКО СССР, в 1941-44 - Образцового военного оркестра Военно-политической академии имени В.И. Ленина, в 1944-50 начальник Высшего училища военных дирижёров Советской Армии, в 1954-58 начальник военно-оркестровой службы МО СССР - главный дирижёр оркестров Советской Армии и художественный руководитель Отдельного показательного оркестра МО СССР, в 1948-58 главный дирижёр Сводного («тысячетрубного») военного оркестра Московского гарнизона. В 1970-74 организатор, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного духового оркестра РСФСР. С 1944 преподавал на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории (с 1957 профессор). Автор свыше 20 маршей, инструментовок для духового оркестра, в числе которых первая часть 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича, 18-я симфония Н.Я. Мясковского. Инициатор создания первого образца жанра симфонии для духового оркестра - 19-й симфонии Мясковского. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Петроверигский переулок

Петровери́гский переу́лок между Маросейкой и Старосадским переулком. Назван по церкви Положения честных вериг Апостола Петра (на месте д. 6; сильно пострадала во время пожара Москвы в 1812, разобрана в 1844). В XVIII — начале XIX вв. вся чётная сторона Петроверигского переулка (до излома переулка) была занята усадьбой, спускавшейся вниз до Большого Спасоглинищевского переулка (д. 4). В 1803—07 здесь жила семья директора Московского университета И.П. Тургенева, в 1832 усадьбу приобрёл купец-чаеторговец П.Н. Боткин; в доме бывали Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой; в 1850—51 в доме жил историк Т.Н. Грановский. Дом 6 построен в 1923—31 (архитектор Г.М. Дакман) для Коммунистического университета нацменьшинств Запада. На месте д. 10 (1912—16, архитектор О.В. Дессин) с 1865 располагалось Петропавловское училище, где учились П.Н. Лебедев, В.В. Воровский. Ныне здание занимает Московский институт профилактической кардиологии РАМН. В 1973 перед ним установлен бронзовый бюст академика А.Л. Мясникова (скульптор М.П. Оленин). На нечётной стороне Петроверигского переулка — многоэтажные жилые дома 3 и 5.

И.Л. Давыдова.

Петровка

Улица между Театральной площадью и Средним Каретным переулком. Сформировалась как дорога в село Высокое, близ которого в XIV в. был основан Высокопетровский монастырь, и далее в село Сущёво. Участок улицы близ Кремля был занят стрелецкой слободой Стремянного полка (таким образом, Петровка начиналась не от Троицких ворот, а от современной трассы Тверской улицы - напротив угловой Водовзводной башни). В 1793 часть Петровки превратилась в площадь Охотный ряд, в 1817 следующий участок улицы был преобразован в Петровскую (Театральную) площадь. В первой половине XIX в. часть Петровки, прилежащая к воротам Земляного города, получила название Каретного ряда.

Основным сооружением на Петровке изначально был Высокопетровский монастырь. Напротив монастыря в XVII в. находилась его работная слобода. Ближе к центру селились столешники (ткачи); на углу Петровки и Столешникова переулка в 1620 была возведена церковь Рождества Богородицы в Столешниках (снесена в 1927). На противоположной стороне улицы жили кузнецы и конюхи Пушечного двора; там стояла церковь Воскресения Словущего. До середины XVIII в. Петровка из-за разливов р. Неглинной имела сплошную застройку только по западной стороне. Во второй половине XVIII в. здесь находились крупные владения знати: князя Лобанова-Ростовского (на месте его дома, сгоревшего в 1773, в 1780 построен Петровский театр, архитектор Х.Х. Розберг; в 1824 его сменило здание Большого театра); двор князя В.Ф. Сибирского (напротив театра); усадьба Воронцовых, позднее Раевских (владения 12-16); усадьба князя Щербатова за Петровскими воротами Белого города (д. 38, 1800, архитектор О.И. Бове; в 1816 дом приобретён военным ведомством и переоборудован под Петровские казармы, после 1917 Управление милиции г. Москвы, в 1952-58 здание реконструировано, архитектор Б.С. Мезенцев - здание часто называют именно «Петровка, 38»). На углу Петровки и Кузнецкого переулка (ныне западная часть улицы Кузнецкий мост) в 1787 построен дом А.Н. Анненкова (возможно, архитектор В.И. Баженов; снесён в 1948). В 1790 архитектор М.Ф. Казаков капитально перестроил для купца М.П. Губина дом середины XVIII в. (д. 25; перестройки - вторая половина XIX - начало XX вв.; усадьба Губина); в конце XIX в. в доме размещалась гимназия, где учился В.Я. Брюсов. Казаков перестраивал и усадебный д. 23. В XIX в. на Петровке появились магазины, в том числе: в доме Елагина, который приобрёл дом Анненкова и построил двухэтажный корпус с магазинами до Дмитровского переулка; пассаж (дом генерала Д.П. Татищева, затем Солодовникова) на углу Петровки и Кузнецкого моста (1820-е гг.; снесён в 1945); галерея князя М.М. Голицына (Голофтеевский пассаж, 1840, снесён в 1974). Застройка Петровки уплотнялась за счёт уничтожения усадебных садов, остатком которых была «Хомяковская роща» - небольшой озеленённый участок бывшей усадьбы Хомяковых на углу Кузнецкого переулка, напротив дома Анненкова. В начале XX в. торговая функция Петровки стала преобладающей: здесь построены дом с магазином виноторговой фирмы Депре (д. 8, 1898, архитектор Р.И. Клейн), Петровский пассаж (д. 13/10, 1903-06, архитекторы С.М. Калугин, Б.В. Фрейденберг; барельеф «Рабочий» скульптора М.Г. Манизера установлен в 1921 по плану монументальной пропаганды), магазин «Мюр и Мерилиз» (д. 2, 1906-08, архитектор Р.И. Клейн, позже ЦУМ); на участке 16 находились оранжереи и магазин Ф. Ноева. Тогда же построены доходные дома: д. 15/13 (1901-03, архитектор Э.М. Розен), д. 17 (1911-14, архитектор Г.А. Гельрих), д. 19 (1897-99, архитектор И.Г. Кондратенко). К д. 3/6 (начало XIX в.), принадлежавшему А.С. Хомякову, пристроено правое крыло (1898-1900, архитектор И.А. Иванов-Шиц; надстройка - 1931). После 1917 на Петровке построено несколько административных и жилых зданий (дома 16, 22, 25а, 27, 29); в 1974 - новое здание ЦУМа (архитекторы С.И. Никулин, Ю.В. Омельченко, А.А. Казаков). В конце 1940-х гг. в связи с намечавшимся строительством снесены дома между Кузнецким мостом и Столешниковым переулком.

Петровку пересекает улица Кузнецкий мост; слева на неё выходят Дмитровский, Столешников и Петровский переулки, справа - улица Петровские линии, Рахмановский и Крапивенский переулки; за Бульварным кольцом - 1-й Колобовский переулок.

И.Л. Давыдова.

Петровские ворота

Площадь между Петровкой, Страстным бульваром и Петровским бульваром; фактически является частью улицы Петровки; ограничивающие её дома не имеют самостоятельной нумерации (дома 27 и 29, 28/2, 30/7, 32 по улице Петровке).

Петровские Выселки

Петро́вские Вы́селки местность на севере Москвы. Соседствует с Нижними Лихоборами. Название от бывшего селения, возникшего в 1860-е гг. на месте пустоши Меленки. Территория вдоль дороги на деревню Коптево заселялась крестьянами села Петровско-Разумовское, которые выселялись в связи со строительством Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. С 1870-х гг. крестьяне Петровских Выселков начали сдавать свои дома под дачи. В 1890-е гг. на даче в Петровских Выселках жил поэт В.Я. Брюсов. После переезда в Москву из Тбилиси здесь жил В.В. Маяковский. В 1903—08 к северо-западу от Петровских Выселков прошла линия Московской окружной железной дороги, поблизости была построена станция Лихоборы. С конца 1920-х гг. большая часть территории Петровских Выселков — в черте Москвы. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. здесь построены здания Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения, Реактивного научно-исследовательского института, созданного по инициативе М.Н. Тухачевского, Научного автомоторного института. Начиная с 1960-х гг. в ходе массового жилищного строительства исчезла старая планировка Петровских Выселков и прилегающих территорий.

Петровские казармы

Петро́вские каза́рмы (улица Петровка, 38). Название — от находившихся поблизости Петровских ворот Белого города. В 1800 архитектор О.И. Бове выстроил для князя Щербатова дом, приобретённый военным ведомством для учреждённых в 1816 военно-рабочих батальонов. В 1834 здесь содержался под арестом Н.П. Огарёв, с 1842 размещались Управление 2-го округа корпуса жандармов и жандармский дивизион. После 1917 в Петровских казармах разместилось Управление московской милиции (ныне здание известно за пределами Москвы как «Петровка, 38»). Перестроены в 1952—58 (архитектор Б.С. Мезенцев).

Петровские линии

Улица между Петровкой и Неглинной улицей. Возникла в 1876, когда «Товарищество Петровских линий» приобрело участок земли между улицами Петровкой и Неглинной для устройства проезда и строительства. Фактически улицу образуют два почти одинаковых дома (дома 1 и 2, архитектор Б.В. Фрейденберг). В д. 1 размещались книжный магазин «Знание» и издательство И.Н. Кнебеля. В д. 2 находилась гостиница «Россия», к которой в начале XX в. был пристроен ресторан «Ампир» (ныне ресторан «Будапешт»).

И.Д.

Петровский бульвар

Петровский бульвар в начале XX в.

Петровский бульвар в начале XX в.

Москва.

Петро́вский бульва́р между Петровскими воротами и Трубной площадью, часть Бульварного кольца, на севере центра Москвы. Назван по Высокопетровскому монастырю (улица Петровка, 28/2), занимавшему весь квартал до Крапивенского переулка. В XVII в. близ Трубной площади размещался «лубяной торг». В XVIII в. с внутренней стороны вала Белого города находились монастырские владения и дворы церкви Сергия в Крапивках. Постепенно дворы на земле Высокопетровского монастыря перешли в руки частных лиц. Петровский бульвар проложен в начале XIX в. В конце XVIII — начале XIX вв. построено здание гостиницы (улица Петровка, 30/7, перестройка — начало XX в., архитектор А.Е. Вебер). По внутренней стороне вала Белого города располагались крупные владения: д. 8 — усадьба Р.Е. Татищева, позднее князей Вяземских, затем купцов Катуар (1786, перестройка — 1869, архитектор А.С. Каминский; в 1897—1904 в доме находилась редакция газеты «Курьер»); д. 18/16 — усадьба Ф.А. Толстого (конец XVIII в., перестройки — XIX в.). По описи 1818 на внутренней стороне имелось 7 домов, на внешней — 16, в том числе мещан и ремесленников. Мелкомасштабная застройка нечётной стороны в основном относится к последней четверти XIX в. (кроме д. 19 — начало XIX в., 1833; перестройки — 1891, 1913); среди неё выделяется д. 17 (с винными складами фирмы Депре; 1902, архитектор Р.И. Клейн). Дом 2 — доходный дом Высокопетровского монастыря (1901—03, архитектор П.П. Розанов). Дом 14/29 (начало XIX в.) перестроен для ресторана «Эрмитаж» (1864, 1885—86, архитектор М.Н. Чичагов). В 1926 построен дом кооператива «Жилище — трудящемуся» (д. 4). В 1947 вход на бульвар со стороны Трубной площади оформили чугунными вазонами и светильниками. Озеленение Петровского бульвара представлено рядовыми посадками липы и клёна ясенелистного, есть кустарники — кизильник, спирея, чубушник. На бульвар выходят Крапивенский и 3-й Колобовский переулки.

И.Л. Давыдова.

Петровский бульвар.

Петровский бульвар.

Москва.

Предыдущая страница Следующая страница