Наши партнеры

Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПЕР")

Папанов Анатолий Дмитриевич

Папа́нов Анатолий Дмитриевич (1922, Вязьма — 1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1973). В 1946 окончил ГИТИС. В 1947—49 работал в Клайпедском театре, с 1949 — в московском Театре сатиры. Начинал как острохарактерный актёр: Шафер («Клоп», 1955), Англичанин и Вельзевул («Мистерия-Буфф», 1957, обе пьесы В.В. Маяковского), Корейко («Золотой телёнок», 1958), Воробьянинов («Двенадцать стульев», 1960, обе постановки по И.А. Ильфу и Е.П. Петрову), Почесухин («Памятник себе» С.В. Михалкова, 1959). Разоблачительные портреты приспособленцев, бюрократов, обывателей создал также в кино, где снимался с 1952: Крохалев («Человек ниоткуда», 1961), Сокол-Кружкин («Берегись автомобиля», 1966), Васисуалий Лоханкин («Золотой телёнок», 1968) и др. Обращением к трагической психологической сатире стали роли Юсова («Доходное место» А.Н. Островского, 1967), Городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1972), Фамусова («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1976), сыгранные в темпераментной манере, с использованием приёмов трагикомического гротеска. Драматическая сторона дарования Папанова раскрылась в театре в ролях Тёркина («Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского, 1966), Хлудова («Бег» М.А. Булгакова, 1977), Гаева («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1983) и особенно в кино: генерал Серпилин («Живые и мёртвые», 1964), Дубинский («Белорусский вокзал», 1971), Владимир Дмитриевич («Время желаний», 1984), Копалыч («Холодное лето пятьдесят третьего...», 1988, последняя роль Папанова) и др. Озвучивал мультфильмы (Волк в сериале «Ну, погоди!», 1969—81, и др.). Государственная премия РСФСР (1966).

Литература: Линецкая М., А. Папанов, М., 1972.

Паперник Лазарь Хаимович

Папе́рник Лазарь Хаимович (1918, г. Славута, Украина - 1942), Герой Советского Союза (1942, посмертно). Токарь, затем начальник цеха на 1-м Часовом заводе (мемориальная доска). Во время Великой Отечественной войны снайпер Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Вёл бой в тылу противника в районе г. Сухиничи, подорвал себя и окруживших его фашистов гранатой. Именем Паперника в 1966 названа улица в Вешняках.

Парад 7 ноября 1941 года

Парад 7 ноября 1941.

Парад 7 ноября 1941.

Москва.

Пара́д 7 ноября́ 1941 го́да в ознаменование 24-й годовщины Октябрьской революции. Состоялся на Красной площади в условиях, когда Красная Армия вела тяжёлые оборонительные бои с немецко-фашистскими войсками, находившимися в 70—100 км от столицы. Готовился парад в обстановке строгой секретности, и сам факт парада был полной неожиданностью для германского командования. Парад принимал заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза С.М. Будённый, командовал парадом командующий войсками МВО и Московской зоны обороны генерал-лейтенант П.А. Артемьев. С речью выступил председатель Государственного комитета обороны и Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. В параде участвовали курсанты 1-го миномётно-артиллерийского училища имени Л.Б. Красина, Московского пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР и Окружного военно-политического училища, полки 2-й Московской и 332-й Ивановской имени М.В. Фрунзе стрелковых дивизий, 1-й полк отдельной мотострелковой бригады особого назначения, истребительный мотострелковый полк, полк дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, Московский флотский экипаж, особый батальон МВО и Московской зоны обороны, батальон бывших красногвардейцев-ветеранов и два батальона Всевобуча, кавалерийская и артиллерийская части Московской зоны обороны, зенитный полк ПВО, танковые батальоны резерва Ставки (свыше 200 машин). Часть войск с парада направлялась прямо на фронт.

Литература: Телегин К.Ф., Не отдали Москвы!, 2 изд., М., 1975; Сто военных парадов, М., 1974.

Парад Победы

Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на параде Победы.

Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на параде Победы.

Москва.

Пара́д Побе́ды Состоялся на Красной площади 24 июня 1945 в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Парад принимал первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного главнокомандующего командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Командовал парадом командующий войсками 2-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. На параде торжественным маршем прошли сводные полки Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусского, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинского фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди сводных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений. Марш сводных полков завершала колонна солдат, нёсших 200 опущенных знамён разгромленных немецко-фашистских войск. Эти знамёна были брошены к подножию Мавзолея В.И. Ленина. Затем торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения.

Литература: Сто военных парадов, М., 1974.

«Парадиз»

«Паради́з» Никитский театр, театральное здание в Москве. Построено в 1885 на Большой Никитской улице антрепренёром и актёром Г. Парадизом (архитектор К.В. Терской при участии Ф.О. Шехтеля; «русский стиль»). В «Парадизе» выступали русские и иностранные гастролёры, театр назывался также Интернациональным. Здесь играли мейнингенская труппа, актёры Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Росси, Б.К. Коклен, Г. Режан, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар, Э. Дузе и др., труппа Мюнхенского королевского театра, украинские труппы Н.К. Садовского и М.К. Заньковецкой, Венская оперетта, Московская комическая опера, Теревсат (Театр революционной сатиры) и др. В 1922 здание было передано Московскому театру Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского).

И.М. Райгородская.

«Парадиз» Никитский театр

Театральное здание в Москве. Построено в 1885 на Большой Никитской улице антрепренёром и актёром Г. Парадизом (архитектор К.В. Терской при участии Ф.О. Шехтеля; «русский стиль»). В «Парадизе» выступали русские и иностранные гастролёры, театр назывался также Интернациональным. Здесь играли мейнингенская труппа, актёры Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Росси, Б.К. Коклен, Г. Режан, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар, Э. Дузе и др., труппа Мюнхенского королевского театра, украинские труппы Н.К. Садовского и М.К. Заньковецкой, Венская оперетта, Московская комическая опера, Теревсат (Театр революционной сатиры) и др. В 1922 здание было передано Московскому театру Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского).

И.М. Райгородская.

Парк «Лефортово»

См. Лефортовский парк

Парк дружбы

Памятник М. Сервантесу в парке Дружбы.

Памятник М. Сервантесу в парке Дружбы.

Москва.

Парк дру́жбы (Ленинградское шоссе, 90), в северо-западной части Москвы, вблизи станции метро «Речной вокзал». Площадь 51 га. Заложен в 1957 делегатами VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве. Территория парка отличается регулярной планировкой, открытыми пространствами газонов и цветников в сочетании с групповыми, рядовыми и одиночными посадками деревьев, живописными прудами. В парке установлен монумент памяти воинов, погибших в Афганистане, размещены скульптурные композиции: «Хлеб и плодородие» (по эскизу В.И. Мухиной), пространственная композиция «Фестивальный цветок», монумент венгеро-советской дружбы (скульпторы Е.В. Вучетич, Ж.К. Штробль), памятник испанскому писателю М. Сервантесу (копия мадридского оригинала работы скульптора А. Сола) и др.

Парк имени 50-летия Октября

Парк и́мени 50-ле́тия Октября́ в западной части Москвы, ограничен проспектом Вернадского, улицей Удальцова и долиной р. Раменки. Общая площадь 80 га. Основан в 1967. Пейзажный парк сохраняет выразительный рельеф территории с общим уклоном от улицы Удальцова в сторону оврага, где имеются декоративные кулисы, созданные различными породами деревьев. Много аллейных и куртинных посадок, в том числе из цветущих кустарников. Как памятник природы охраняется долина р. Раменки (участок от улицы Раменки до парка площадью 10,3 га). Парк круглогодично используется для отдыха (зимой — для лыжных прогулок и катания на санях). В памятные дни здесь проходят встречи ветеранов; сооружены мемориальные стелы в честь партизан Подмосковья периода Великой Отечественной войны и участников войны в Афганистане.

Парк имени А.И. Герцена

Парк и́мени А.И. Ге́рцена Герценовский парк, в южной части Москвы, на территории усадьбы Загорье. Площадь 24,5 га. На юге граничит с Видновским лесопарком. Планировочная и функциональная структура парка сложилась к середине 1980-х гг., когда завершилась застройка микрорайона Загорье. Более половины площади парка занимают зелёные насаждения (лиственница, сосна, кедр, липа, берёза; возраст отдельных экземпляров до 150 лет). Восточная часть парка, преимущественно с регулярной планировкой, используется для занятий спортом; имеются спортивные площадки для волейбола и баскетбола, два футбольных поля и др.

«Парк культуры»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Парк культу́ры» 1) станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1935. Архитекторы Г.Т. Крутиков, В.С. Попов. Вестибюли у улицы Остоженки (в 1935-94 Метростроевская улица) и на углу Комсомольского проспекта и Зубовского бульвара (используется также для пересадки на станцию «Парк культуры» Кольцевой линии), недалеко от ЦПКиО имени М. Горького. Колонны (два ряда) станционного зала отделаны жёлтым мрамором, стены покрыты белой плиткой, пол выложен гранитом. В отделке станции использованы белый и серый мрамор, красная метлахская плитка и другие материалы.

2) Станция метро Кольцевой линии. Открыта 1 января 1950. Архитекторы И.Е. Рожин, Е.М. Маркова. Стены и пилоны станционного зала облицованы серым мрамором. В нишах над пилонами барельефы из белого мрамора на тему отдыха трудящихся (скульптор С.М. Рабинович). Мраморные плитки, выстилающие пол, имитируют ковёр.

Парк Победы

Парк Побе́ды мемориальный парк в западной части Москвы, между Кутузовским проспектом и Минской улицей. Площадь 98 га. Заложен в 1961 на Поклонной горе, ныне входит в состав Мемориала Великой Отечественной войны 1941—45. Среди зелёных насаждений — липа, клён, дуб, берёза, ель, сосна, рябина. также Поклонная гора.

Парк Центрального дома

Российской Армии

(Суворовская площадь, 2), в северной части Москвы. Площадь 27 га. Состоит из сада ЦДРА имени М.В. Фрунзе (площадь 18,5 га), территории, прилегающей к Центральному музею Вооруженных Сил, и пейзажного парка. Наибольшей благоустроенностью выделяется сад ЦДРА, разбитый в 1818 на месте общественного Екатерининского парка (при Екатерининском институте), у слияния рек Неглинной и Напрудной. Сохранились старые липовые аллеи, беседки, скульптуры, пруд. Среди новых зелёных насаждений - берёза, вяз, клён, из кустарниковых - акация, калина, жасмин, сирень. Имеются Зелёный театр, музыкальная эстрада, танцевальная веранда, теннисные корты, лодочная станция.

Парк Центрального дома Российской Армии

Парк Центра́льного до́ма Росси́йской А́рмии (Суворовская площадь, 2), в северной части Москвы. Площадь 27 га. Состоит из сада ЦДРА имени М.В. Фрунзе (площадь 18,5 га), территории, прилегающей к Центральному музею Вооруженных Сил, и пейзажного парка. Наибольшей благоустроенностью выделяется сад ЦДРА, разбитый в 1818 на месте общественного Екатерининского парка (при Екатерининском институте), у слияния рек Неглинной и Напрудной. Сохранились старые липовые аллеи, беседки, скульптуры, пруд. Среди новых зелёных насаждений — берёза, вяз, клён, из кустарниковых — акация, калина, жасмин, сирень. Имеются Зелёный театр, музыкальная эстрада, танцевальная веранда, теннисные корты, лодочная станция.

Парки

Па́рки с XVIII в. традиционные места прогулок и отдыха населения Москвы. При Петре I широкое распространение получила пришедшая из Франции классическая регулярная планировка парковых ансамблей, где главное место занимал дворец; перед ним на открытой и ровной местности простирался обширный партер с трёхлучевой радиальной системой аллей из подстриженных деревьев и кустарников; творчески использовались рельеф местности, а также геометрические по форме водоёмы, окружённые скульптурой (парк в Кускове). В конце XVIII в. большой популярностью стали пользоваться пейзажные «английские» парки, имитирующие естественную природу, с прихотливой планировкой дорожек, с группами свободно посаженных и одиноко стоящих деревьев, лужайками, каскадами прудов, дополненные искусственными островами, гротами, ажурными мостиками, беседками, органично входящими в природный ландшафт (парк усадьбы Кузьминки). Во многих московских парках гармонично сочетаются на разных участках пейзажный и регулярный стили (в Останкине и др.). В XIX в. были открыты для общего пользования некоторые частные сады и парки, разбиты бульвары и скверы, благоустроены склоны Воробьёвых гор, набережные прудов и рек. Излюбленным местом народных гуляний и праздников были Петровский парк, Лефортовский парк, Екатерининский парк (ныне Парк Центрального дома Российской Армии), Марьина роща и др. Многие парки являются памятниками садово-паркового искусства XVIII—XIX вв. и взяты под охрану государства.

По назначению различают парки универсальные (например, парки культуры и отдыха; ПКиО) и специализированные. Первый ПКиО открыт в Москве в 1928 (ныне Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького). Среди ПКиО выделяют общегородские — «Измайлово», «Сокольники» и др., а также районные — «Красная Пресня», Перовский ПКиО, Люблинский ПКиО и др. Большая часть ПКиО образована на месте старых усадебных садов и парков, в той или иной степени сохранивших прежний планировочный стиль и историко-культурные памятники. Территория ПКиО состоит обычно из зоны активного отдыха, где находятся Зелёный театр, эстрада, танцевальная веранда, спортивные площадки, аттракционы, выставочные залы и пр., а также зоны тихого отдыха с зелёными насаждениями и элементами благоустройства (скамьи, светильники и др.). Во многих ПКиО имеются детские городки или детские игровые площадки. Среди специализированных парков выделяют лесопарки, парки исторические (Останкино, Кусково и др.), мемориальные (Парк Победы), ландшафтные (Воробьёвы горы, Серебряный бор), зоологические (Зоопарк), дендрологические (Бирюлёвский дендропарк), спортивные (Крылатское) и др. Большинство парков находится в живописных местностях, на высоких берегах Москвы-реки, Яузы и др. В парках произрастает свыше 200 видов деревьев и декоративных кустарников; большие площади занимают цветники и газоны.

Паршин Георгий Михайлович

Па́ршин Георгий Михайлович (1916, село Сетуха Орловской губернии - 1956), лётчик, Герой Советского Союза (1944, 1945), майор (1944). Окончил школу инструкторов Гражданского воздушного флота (1936). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, прошёл путь от пилота до командира полка, совершил 253 боевых вылета, сбил 10 самолётов, уничтожил большое количество боевой техники. После войны - в гражданской авиации, лётчик-испытатель на Московском авиационном заводе. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Именем Паршина в 1967 названа улица в районе Октябрьского поля.

Пассажи

Пасса́жи тип торговых помещений; крытая галерея между двумя улицами. Первый московский пассаж построен генералом Татищевым в 1820-х гг. на улице Кузнецкий мост, позднее он перешёл к купцу Солодовникову и назывался «Солодовниковский пассаж» (разобран в 1945, на его месте сквер перед новым зданием ЦУМа). В 1840-х гг. князь М.М. Голицын устроил пассаж («Голицынскую галерею») между улицей Петровкой и Неглинной улицей, за зданием Малого театра; затем им владел купец Голофтеев. В начале XX в. «Голофтеевский пассаж» и соседний «Александровский пассаж» частично вошли в состав здания торгового дома «Мюр и Мерилиз», ныне на их месте новый корпус ЦУМа. В конце XIX в. были сооружены Лубянский пассаж (в 1954—57 на его месте построен универмаг «Детский мир»), «Джамгаровский пассаж» (назван по фамилии владельцев, Пушечная улица, 3) и Петровский пассаж. Типологически близко к пассажам здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади.

Пассек Вадим Васильевич

Па́ссек Вадим Васильевич (1808, Тобольск — 1842, Москва), историк, археолог, этнограф, краевед. Родился в семье ссыльного дворянина. В 1822 семья Пассеков возвратилась в Москву. В 1830 Пассек окончил этико-политическое (юридическое) отделение Московского университета. В 1830 участвовал в борьбе с эпидемией холеры (в 1831 опубликовал статью «Три дня в Москве во время холеры»). В 1830—34 входил в кружок Герцена — Огарёва. С 1833 жил на Харьковщине, занимался археологическими и этнографическими исследованиями. С 1839 снова в Москве. Стал издателем периодического сборника «Очерки России». С 1841 редактор еженедельных «Прибавлений» к «Московским губернским ведомостям», в которых публиковались материалы по истории и архитектуре Москвы и Подмосковья, разнообразные статистические сведения, статьи А.Ф. Вельтмана, И.Е. Забелина, И.М. Снегирёва, самого Пассека. На основе «Прибавлений» в 1842 издана первая «Московская справочная книжка». С 1839 Пассек — действительный член ОИДР. Похоронен на кладбище Симонова монастыря.

Литература: Новохатский К.Е., «...Прошедшее в настоящем...», в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

Пастернак Борис Леонидович

Б. Л. Пастернак с С. М. Эйзенштейном, В. В. Маяковским, Л. Ю. Брик.

Б. Л. Пастернак с С. М. Эйзенштейном, В. В. Маяковским, Л. Ю. Брик.

Пастерна́к Борис Леонидович (1890, Москва — 1960, посёлок Переделкино, близ Москвы), поэт. Родился в д. 2/3 по 2-й Тверской-Ямской улице. Отец — художник Л.О. Пастернак, был близок к Л.Н. Толстому, мать — Р.И. Кауфман-Пастернак, известная в своё время московская пианистка. Гимназические годы поэта связаны с Поварской улицей, где находилась 5-я гимназия, в которой Пастернак учился в 1901 — 08, окончив её с золотой медалью (дом не сохранился). На Мясницкой улице (д. 21) Пастернак жил в юные годы в ведомственной квартире МУЖВЗ, где преподавал его отец. Тогда же музыкальные занятия привели Пастернака к композитору А.Н. Скрябину в Глазовский переулок (д. 8). Позже семья переехала в д. 14 на улице Волхонке. Пастернак жил здесь до окончания университета (поступил в августе 1908 на юридический факультет, затем перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета). С 25 апреля по август 1912 обучался в университете г. Марбурга (Германия). По возвращении в Москву снимал комнату в д. 1 в Лебяжьем переулке. Летом 1913, после сдачи университетских экзаменов, Пастернак завершил свою первую книгу «Близнец в тучах». В предреволюционные годы Пастернак входил в футуристическую группу «Центрифуга», в 20-х гг. некоторое время входил в ЛЕФ. В 30-х гг. Пастернак жил у брата Александра Леонидовича (Гоголевский, ныне Никитский, бульвар, 52), у Б.А. Пильняка (2-я улица Ямского поля, 1а); бывал в Трубниковском переулке (д. 38) у Г.Г. Нейгауза, с конца 1937 жил в д. 17 в Лаврушинском переулке. Здесь был в основном создан поэтический цикл «На ранних поездах» и написан роман «Доктор Живаго», послуживший (как и присуждённая Пастернаку в 1958 Нобелевская премия, от которой поэт был вынужден отказаться под угрозой выдворения из СССР) причиной исключения Пастернака из СП СССР на общем собрании московских писателей 31 октября 1958 в Доме кино (улица Воровского, ныне Поварская, 33). Умер на даче в Переделкине, где обычно проводил летние месяцы (улица Павленко, 3), похоронен на местном кладбище.

Литература: Пастернак Е., Б. Пастернак. Материалы для биографии, М., 1989; Ивинская О.В., Годы с Б. Пастернаком. В плену времени, М., 1992.

К.В. Стародуб.

Патриаршие певчие дьяки и поддьяки

Патриа́ршие пе́вчие дья́ки и поддья́ки профессиональный мужской церковный хор XVI—XVIII вв. Был образован одновременно с учреждением патриаршества на Руси в 1589. Вероятно, в его первоначальный состав вошли певчие московского митрополита, хора государевых певчих дьяков и клирики кремлёвских и других московских соборов. Носили домашнюю одежду той же формы, что дьяконы (рясы и подрясники), а для богослужений облачались в стихари «золотые», «серебряные» или чёрные парчовые. При патриархе Филарете в 1626—27 число певчих доходило до 30, в конце XVII в. — до 50. Хор разделялся на «станицы», по 5 человек в каждой; в первую станицу зачислялись опытные певчие, получавшие наивысшее жалованье, далее расположение певцов в станицах и их оплата шли по нисходящей. Кроме того, имелись иподьяконы, занимавшие наиболее почётное положение. Весь хор получал содержание — частью деньгами, частью съестными припасами, а также подарки и деньги от царя и членов царской семьи (в тех случаях, когда они присутствовали на богослужениях с участием хора), от новопоставленных епископов, священников, дьяконов и т.д. Певчие до середины XVII в. жили в патриарших московских слободах, затем для их дворов были приобретены специальные участки в Китай-городе. До середины XVII в. пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 они были переведены в его ведомство и стали называться «синодальными». В начале XVIII в. значительная часть лучших певчих была вызвана в Петербург для пополнения хора государевых певчих — впоследствии Придворной певческой капеллы (в 1720 из 44 певчих в Петербург уехали 32). В 1726 патриарший хор был восстановлен приблизительно в прежнем составе. В царствование Анны Ивановны и последующую эпоху Синодальный хор оставался хранителем традиционного православного пения.

М.П. Рахманова.

Патриаршие пруды

Патриарший пруд.

Патриарший пруд.

Москва.

Патриа́ршие пруды́ три пруда в центральной части Москвы, существовавшие в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте (в районе Малой Бронной улицы и Малого Козихинского переулка). В начале XIX в. два пруда были засыпаны. Память о Патриарших прудах сохранилась в названии Трёхпрудного переулка. Уцелевший третий пруд, который в 1932—92 назывался Пионерским, имеет площадь 0,99 га. Средняя глубина 2 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод, а также из водопровода. Берега укреплены железобетонными плитами. Используется как место отдыха; зимой — каток. Патриаршие пруды известны как место действия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В сквере на Патриарших прудах (площадь около 3 га) в 1976 сооружён памятник И.А. Крылову (скульпторы А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский, архитектор А.Г. Чалтыкьян).

Патриарший двор

Патриа́рший двор в Кремле, резиденция патриархов Московских и Всея Руси; после учреждения Святейшего Синода (1721) — Синодальный дом. Комплекс зданий Патриаршего двора, расположенный к северу от Успенского собора, сложился на основе усадьбы московских митрополитов, возникшей здесь в начале XIV в. В XV в. на её территории строились белокаменные и кирпичные палаты, кельи, хозяйственные сооружения; в комплекс Митрополичьего двора в этот период входила и церковь Ризоположения, соединённая с ним переходами. В 1597 при первом русском патриархе Иове комплекс был значительно обновлён, в это время сложилось ядро существующего ансамбля — две парадные палаты с сенями между ними и верхние жилые палаты с «патриаршей келейною казной». Парадные палаты получили названия Крестовая (к востоку от сеней) и Столовая (к западу). Коренная перестройка Патриаршего двора проведена в 1652—56, при патриархе Никоне. К Патриаршему двору был «прирезан» располагавшийся с востока бывший двор Бориса Годунова, на месте которого была построена церковь Апостола Филиппа (в 1681 переосвящена в церковь Двенадцати Апостолов), сменившая построенную в 1566—68 небольшую церковь Соловецких Чудотворцев. В 1655 закончено расширение Крестовой палаты, превратившейся в огромный бесстолпный зал (14 x 20 м), перекрытый сомкнутым сводом (перестроен в 1790—96, архитектор М.Ф. Казаков). Между Крестовой палатой и папертью церкви Апостола Филиппа появились новые широкие сени; в 1656 над сенями и папертью возвели ещё один ярус палат, в 1691 эта часть Патриаршего двора получила надстройку — Теремок. В 1763 в Крестовой палате была установлена печь для варки церковного мира, и палата стала называться Мироваренной. В лаконичном убранстве палат Патриаршего двора выделяются характерные для московской архитектуры середины XVII в. простые наличники с колонками и треугольными фронтончиками. В палатах Патриаршего двора ныне размещается входящая в комплекс музеев Кремля Выставка прикладного искусства и быта XVII в.

М.А.

Паустовский Константин Георгиевич

Паусто́вский Константин Георгиевич (1892, Москва — 1968, там же; похоронен в г. Таруса Калужской области), писатель. Из семьи железнодорожного служащего. Детские годы Паустовского прошли в Вильно, Пскове, Киеве. Учился в Киевском университете, в 1913 перевёлся на юридический факультет Московского университета (не окончил). В начале первой мировой войны работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, затем санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. В 1917 журналист московских газет. Во время октябрьских боёв 1917 (описаны в «Повести о жизни») жил у Никитских ворот в доме, на месте которого ныне площадка перед зданием ИТАР—ТАСС. В 1923 Паустовский после нескольких лет скитаний по Югу вернулся в Москву, был редактором РОСТа, начал публиковать художественные произведения, тесно общался с московскими писателями И.А. Ильфом, И.Э. Бабелем, Вс. Багрицким, Л.И. Славиным и др., особенно дружил с А.П. Гайдаром и Р.И. Фраерманом, часто бывал на квартире последнего (улица Большая Дмитровка, 20). Из Москвы во время Великой Отечественной войны ушёл военным корреспондентом на Южный фронт. С 1953 жил в д. 1/15 (высотное здание) на Котельнической набережной (мемориальная доска), периодически надолго уезжая в Тарусу. Однако именно с Москвой связаны создание и первая публикация многих его сочинений (повести «Кара-Бугаз», «Чёрное море», «Золотая роза», «Повесть о жизни» и др.). В ПКиО «Кузьминки» (Яснополянская улица, 3) в 1970-х гг. основан Музей К.Г. Паустовского. Имя Паустовского носит улица в Ясеневе.

К.В. Стародуб.

Пахомова Людмила Алексеевна

Пахо́мова Людмила Алексеевна (1946, Москва - 1986, там же), спортсменка, в 70-х гг. одна из сильнейших в мире фигуристок (спортивные танцы), тренер, заслуженный мастер спорта (1970), заслуженный тренер РСФСР (1984). В 1970 окончила ГИТИС. В 18 лет стала чемпионкой СССР в паре с В.И. Рыжкиным. С 1969 выступала с А.Г. Горшковым (тренер Е.А. Чайковская). С 1970 Пахомова и Горшков выиграли 6 чемпионатов мира, Олимпиаду 1976, другие крупные соревнования. Классическое танго «Кумпарсита» в их исполнении стало эталоном показательного танца. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Пашенная Вера Николаевна

Паше́нная Вера Николаевна (1887, Москва — 1962, там же), актриса, народная артистка СССР (1937). Дочь актёра Н.П. Рощина-Инсарова. Ученица А.П. Ленского. С 1907 в Малом театре. Начала с ролей, перешедших к ней от М.Н. Ермоловой: Мария Стюарт (одноименная пьеса Ф. Шиллера, 1910), Катерина («Гроза» А.Н. Островского, 1910), Лариса («Бесприданница» Островского, 1911). Актрисе ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии. Среди наиболее удачных работ этого периода: Евгения («На бойком месте» Островского, 1915); Анна Павловна («Шутники» Островского) и Лиза («Горе от ума» А.С. Грибоедова) — обе в 1917. В 1921—28 Пашенная сыграла более 50 ролей вне Малого театра: в Музыкальной студии МХАТа, в театре Корша и др. В сезон 1922/23 по приглашению К.С. Станиславского участвовала в заграничных гастролях МХАТа. В 1924 вернулась в Малый театр, где в 1926 сыграла роль Любови Яровой в одноименной пьесе К.А. Тренёва, ставшей этапной для отечественного театра. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при психологически-бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Лучшие сценические работы 50-х гг.: Васса Железнова (одноименная пьеса М. Горького, 1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза» Островского, также режиссёр совместно с М.Н. Гладковым, 1962). С 1914 вела педагогическую работу. С 1941 профессор Театрального училища имени М.С. Щепкина. Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1924—62 жила Пашенная (Газетный переулок, в 1920—93 улица Огарёва, 1/12), — мемориальная доска.

Сочинения: Ступени творчества, М., 1964.

Литература: Дурылин С., В.Н. Пашенная, М.-Л., 1946; В.Н. Пашенная. Статьи, воспоминания, М., 1971; Толченова Н.П., Живая Пашенная, 2 изд., М., 1987.

Певческий переулок

Пе́вческий переу́лок (до 1922 Свиньинский; в 1922—93 Астаховский, по имени рабочего-большевика И.Т. Астахова), между Подколокольным переулком и улицей Солянкой. Назван в память о бывшей на Солянке слободке патриарших певчих. Первоначальное название получил по большой усадьбе Свиньиных (владение 1), занимавшей северную часть квартала между Певческим и Петропавловским переулками. После образования Хитровки на территории бывшей усадьбы разместились корпуса ночлежки, прозванные «Свиным домом».

Пельтцер Татьяна Ивановна

Пе́льтцер Татьяна Ивановна (1904, Москва — 1992, там же), актриса, народная артистка СССР (1972). На сцене с 1920. С 1925 работала в Театре имени МГСПС (ныне Театр Моссовета), с 1940 актриса Театра миниатюр, с 1947 в Театре сатиры, с 1977 в Театре имени Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). Школу сценического мастерства Пельтцер прошла в работе над классической драматургией: Анна Ильинична Каурова («Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева, 1953), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», 1958) и Фелисата Герасимовна Кукушкина («Доходное место», 1967, обе пьесы А.Н. Островского), няня Гинесс («Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, 1962), Марселина («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1969), Мамаша Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта, 1972). Острая комедийность при необычайной убедительности сценического рисунка, склонность к крупно очерченному характеру, к использованию гротесковых приёмов сочетались у актрисы с психологической достоверностью, предельной искренностью и душевностью исполнения. Среди других ролей: мадам Ксидиас («Интервенция» Л.И. Славина, 1967), фрёкен Бок («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен, 1968), тётя Тони («Проснись и пой!» М. Дьярфаша, 1970), Марья Ивановна («Маленькие комедии большого дома» А.М. Арканова и Г.И. Горина, 1974), Фёдоровна («Три девушки в голубом» Л.С. Петрушевской, 1985). С 1945 снималась в кино (фильмы: »Свадьба с приданым», 1953; «Солдат Иван Бровкин», 1955; «Вам и не снилось», 1981; «Карантин», 1983, и др.). Государственная премия СССР (1951). Похоронена на Ваганьковском кладбище.

В.П. Горшкова.

Первая городская клиническая больница имени Н.И. Пирогова

Здание Первой городской больницы.

Здание Первой городской больницы.

Москва.

Пе́рвая городска́я клини́ческая больни́ца и́мени Н.И. Пирого́ва (Ленинский проспект, 8). Построена «по соображению лейб-медика Лодера и по планам архитектора Иосифа Бове». Величественное крупномасштабное здание в стиле ампир возведено в 1828—32. Включает главный корпус, расположенный в глубине парадного двора, и боковые флигеля, выходящие на линию улицы; отличается строгостью и лаконичностью форм. Наиболее торжественно оформлен фасад главного корпуса с монументальным восьмиколонным белокаменным портиком, который вместе с венчающим здание куполом церкви Марии Магдалины чётко выделяет центр ансамбля. Церковь украшена в интерьере росписями, лепниной, облицовкой из искусственного мрамора, а также шестиколонным иконостасом работы скульптора И.П. Витали.

Открылась в 1833 как 1-я Градская больница, то есть была первой в Москве больницей, построенной на средства городского управления. Являлась самой крупной в городе по числу коек для «гражданского населения» (400). Среди первых руководителей больницы — профессора Московского университета А.Е. Эвениус, А.И. Овер, В.А. Басов. К 1912 на территории больницы построены корпуса для родильного дома и гинекологического отделения, терапевтического отделения с амбулаторией, в 1914 — отделение для кожных больных (архитектор А.Ф. Меснер). С 1909 клиническая база Московских Высших женских курсов. В 1919 объединена с Голицынской больницей, в 1959 — со 2-й Градской больницей (см. Щербатовская больница). Здесь работали профессора Э.В. Готье (аудитория терапевтической клиники носит его имя), Ф.А. Рейн, С.И. Спасокукоцкий, А.И. Нестеров (в 1947 установлен памятник) и др. На корпусах — мемориальные доски профессорам М.И. Авербаху, Б.С. Вейсброду, Л.И. Свержевскому, Б.С. Преображенскому, мемориальная доска в память о размещавшемся здесь во время Великой Отечественной войны военном госпитале. Является крупнейшей в Москве многопрофильной клинической больницей, в 40 отделениях которой 1700 коек; имеет консультативно-психиатрический центр, загородное реабилитационное отделение. На её базе работают 10 кафедр Российского государственного медицинского университета (см. Медицинский университет).

Литература: Ураноссов Г.А., Первая городская больница в Москве, М., 1882.

М.В. Нащокина, М.Я. Яровинский.

Первомайская улица

Первома́йская у́лица между Главной аллеей и 16-й Парковой улицей, на востоке Москвы, в Измайлове. Возникла в 1930-х гг. До начала 1940-х гг. застраивалась в основном деревянными зданиями, с 1946 — каменными домами в 3—5 этажей, с 50-х гг. — многоэтажными домами (проект застройки под руководством архитектора З.М. Розенфельда). Станция метро «Первомайская».

«Первомайская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Первома́йская» станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1961. Архитекторы М.Ф. Марковский, Я.В. Татаржинская. Станция расположена вблизи пересечения 9-й Парковой улицы с Первомайской улицей и Измайловским бульваром. Сооружена по типовой конструктивной схеме, без наземных вестибюлей, с выходом по подземному переходу. В облицовке колонн станционного зала использованы красный мрамор, чёрная и белая керамическая плитка. Пол выложен серым и красным гранитом.

Первый Московский хоспис Департамента здравоохранения

Пе́рвый Моско́вский хо́спис Департа́мента здравоохране́ния (улица Доватора, 10), учреждение для оказания паллиативной (симптоматической) медицинской и медико-социальной помощи неизлечимым онкологическим больным. Открыт в 1994. Имеет выездное отделение для оказания помощи на дому и дневной стационар. Основной станционар открыт в 1997.

Первый рабочий театр Пролеткульта

Создан на базе Центральной театральной студии Пролеткульта в 1921. С 1921 работал в помещении театра сада «Эрмитаж», в 1924-32 - в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. Среди постановок: «Лена» А.П. Платонова (1921), «Мудрец» С.М. Третьякова (по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») и «Слышишь, Москва?!» Третьякова (обе - 1923), «Ватага» Ф.В. Гладкова (1925), «Власть» А.Г. Глебова (1927). Для Театра Пролеткульта создал свои первые пьесы А.Н. Афиногенов: здесь были поставлены «По ту сторону щели» (1926), «Гляди в оба» (1927), «Малиновое варенье» (1928). В театре работали: актёры Г.В. Александров, Э.П. Гарин, Ю.С. Глизер, И.А. Пырьев, А.А. Ханов, М.М. Штраух; режиссёры С.М. Эйзенштейн (был также художником), В.С. Смышляев, Н.Б. Лойтер; художники А.К. Буров, Л.А. Никулин; композитор А.А. Голубенцев и др. В 1932 в связи с ликвидацией РАППа театр перестал существовать.

Предыдущая страница Следующая страница