Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАП")

Павел I

Павел I (1754, Петербург - 1801, там же), император (1796-1801). Сын Петра III и Екатерины II. Воспитывался при дворе своей бабки Елизаветы Петровны. С 1783 жил в Гатчине, где имел свой двор. Прибыл в Москву на коронацию в 1797; 15 марта остановился в Петровском дворце, торжественный въезд в Москву состоялся 28 марта. Коронация проходила 5 апреля 1797; Павел I первым из русских императоров короновался вместе с императрицей. После коронации огласил акт о престолонаследии: наследование престола по праву первородства в мужском колене (женщины получают эти права только по пресечении всех мужских представителей династии). Сам Павел I видел себя продолжателем дела Петра I - своего прадеда, на которого желал походить. Конкретная же деятельность Павла I отличалась импульсивностью и непредсказуемостью. Вводя в стране прусские порядки, Павел I демонстрировал, что намерен положить конец заигрыванию с либералами. Игре в «просвещённый абсолютизм» он, по собственному признанию, противопоставил политику «железной лозы». Павел I ввёл строгую цензуру, закрыл частные типографии (1797), запретил ввоз иностранных книг (1800), полицейскими мерами преследовал оппозицию своему режиму, насаждал централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата. Указ Павла I от 12 июня 1797 разрешил сбор средств среди москвичей на постройку казарм, чтобы освободить жителей от военного постоя. В 1798 в Москве были построены Покровские казармы, перед которыми был устроен обширный плац. В 1797 начались работы по возобновлению Земляного вала вокруг Кремля и Китай-города. В Лефортове велось строительство Главного военного госпиталя. В январе 1799 «Указ столичного города Москвы» упразднял Думу, главным городским начальством стал «Департамент комиссии о снабжении города Москвы припасами» (император Александр I восстановил прежний порядок управления).

«Павелецкая»

1) станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1943. Архитекторы С.В. Лященко, Е.С. Демченко (реконструкция 1953). Вестибюль (архитектор А.Н. Душкин, соавтор Н.С. Князев) находится ныне под крышей реконструированного Павелецкого вокзала. Тема художественного оформления станции - «Страна - фронту». Белый мрамор колонн сочетается с красным мрамором стен и серо-красным гранитом пола. Украшенные горельефами аркады сообщают пространству подземных залов богатую архитектурную пластику.

2) Станция метро Кольцевой линии. Открыта в 1950. Архитекторы Н.Д. Колли, И.Н. Кастель. Вестибюль с выходами на Новокузнецкую улицу и улицу Зацепский вал. Обе станции соединены подземным переходом. Над эскалатором - панно «Красная площадь». Эскалаторный зал облицован светлым мрамором, украшен мозаичным фризом. Стены декорированы пилонами, решётками и колоннами, облицованы светлым и орнаментированы красным мрамором. В облицовке использованы мраморные плитки различных расцветок. Пол выложен чёрным и серым гранитом.

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал (бывший Саратовский). Построен в 1900 (архитектор Ю.Ф. Дидерикс) для обслуживания Павелецкой железной дороги, проложенной в 1898-99 в районе Кожевнической и Коломенской-Ямской (ныне Дубининской) улиц (первоначально до станции Павелец, затем до Саратова). Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем; с вокзала идут пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово». В сутки вокзал принимает и отправляет 18 пар поездов дальнего следования и 149 пар пригородных электропоездов.

Павелецкий вокзал является важным элементом городской архитектуры: формирует облик привокзальной Павелецкой площади (первоначально называлась Саратовской, в 1924-92 - Ленинской площадью, после прибытия на вокзал 23 января 1924 поезда, доставившего в столицу гроб с телом В.И. Ленина). В 1982-87 Павелецкий вокзал реконструирован (архитекторы А.Б. Гурков, С.Д. Кузнецов, А.Р. Воронцов и др.); пойдя по пути стилизации архитектурных форм старого здания вокзала, сохранив его привычные формы (трёхчастное построение объёма, купольное завершение, характер декора), авторы в несколько раз увеличили площадь здания.

Павлов Алексей Петрович

Па́влов Алексей Петрович (1854, Москва — 1929, Бад-Тёльц, Германия), геолог, палеонтолог, академик Петербургской Академии наук (1916). Из семьи отставного подпоручика. Окончил естественное отделение Московского университета (1879), оставлен в университете в качестве хранителя геологического кабинета. С 1884 приват-доцент, с 1886 профессор университета. Преподавал также на Лубянских женских курсах, в Петровской сельскохозяйственной академии, Московском археологическом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского, Горной академии. Основатель школы московской геологии. В 1914—17 под руководством Павлова был организован музей при геологическом факультете Московского университета. Работой палеонтологического отдела музея руководила жена Павлова — Мария Васильевна (1854—1938); в 1926 музею присвоено имя А.П. и М.В. Павловых. С 1924 Павлов возглавлял Московский геологический институт. Основные труды Павлова посвящены различным проблемам стратиграфии, палеонтологии, тектоники, геоморфологии, инженерной геологии Восточно-Европейской платформы. На протяжении всей жизни занимался геологией Москвы и Подмосковья. В 1896 опубликовал работу «О геологическом характере окрестностей Москвы» («Естествознание и география», № 5). В 1907 издал пособие для проведения экскурсий «Геологический очерк окрестностей Москвы» (до 1947 пособие выдержало пять изданий). С 1883 Павлов — член Московского общества испытателей природы (с 1888 его секретарь, с 1917 вице-президент). Первоначально жил в д. 9 по Малому Козихинскому переулку, затем — в д. 13 по Богословскому переулку, с конца 1880-х гг. — в д. 2 по Шереметьевскому переулку (ныне Романов переулок). Похоронен в Москве.

Литература: Варсанофьева В.А., А.П. Павлов и его роль в развитии геологии, 2 изд., М., 1947.

Павлов Георгий Павлович

Павлов Георгий Павлович (1915, Одесса - 1976, Москва), архитектор. Окончил архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института, занимался в аспирантуре Московского архитектурного института (1939-41). С середины 40-х гг. работал в мастерской З.М. Розенфельда над проектированием Песчаных улиц. В 1952-53 участвовал в проектировании комплексной серии секций кирпичных жилых домов с внутренним железобетонным каркасом, возглавлял бригаду Специального архитектурного конструкторского бюро, разработавшую серию восьмиэтажных домов такого типа. С 1964 руководил мастерской № 1 Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования. По проектам Павлова застраивались многочисленные жилые районы Москвы, в том числе в Новых Черёмушках (кварталы № 9, 1956-58; № 10, 1961 - 1963), возведены 16-этажный жилой дом в Ленино-Дачном (1970), многоэтажные каркасно-панельные, крупнопанельные, крупноблочные дома в Новых Кузьминках, Тёплом Стане, Измайлове, Орехово-Борисове, Бибиреве и других районах Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Меерсон Д.С., Г. Павлов, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Т.А. Гатова.

Павлов Иван Николаевич

Па́влов Иван Николаевич (1872, деревня Поповка Тульской губернии — 1951, Москва), гравёр, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). В Москву приехал в конце 1870-х гг. с отцом, устроившимся сторожем на строительстве храма Христа Спасителя; жил на казённой квартире на Колымажном дворе. С 1883 учился в гравёрной мастерской Рихау (Большая Никитская улица, 17), через несколько лет открыл собственную мастерскую во дворе д. 1/3 в 3-м Обыденском переулке, гравировал репродукции картин В.Е. Маковского, А.Е. Архипова и др. В 1891 уехал в Петербург, учился в Центральном училище технического рисования, Рисовальной школе Общества поощрения художеств, работал в петербургских журналах. В 1903 вернулся в Москву, жил на улице Кузнецкий мост, 21 (дом не сохранился), на Малой Сухаревской площади, 6, позже — на улице Большая Якиманка, 54. Сотрудничал с И.Д. Сытиным, преподавал в его Образцовой школе печатного дела, в Строгановском училище, но главным делом своей жизни считал воссоздание облика старой Москвы — её архитектурных памятников, тихих улиц и переулков, живописных уголков города. Тоновые и цветные ксилографии и линогравюры Павлова выпускались отдельными листами и в виде альбомов, часто составлявших тематические серии: «Уходящая Москва» (1915, 1919, 1921), «Останкино» (1917), «Старая Москва» (1918, 1919, 1947), «Московские дворики» (1918, 1925), «Уголки Москвы» (1919, 1921), «Уголки старой Москвы» (1945). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Жизнь русского гравера, М., 1963.

Павлова (Павлова-Яниш) Каролина Карловна

Па́влова (Павлова-Яниш) Каролина Карловна (1807, Ярославль — 1893, Дрезден), поэтесса. Из семьи профессора Медико-хирургической академии; в 1820-х гг. была невестой польского поэта А. Мицкевича, находившегося в ссылке в России. В московских литературных салонах встречалась с Е.А. Баратынским, Д.В. Веневитиновым, А.С. Пушкиным. В 1837 вышла замуж за писателя Н.Ф. Павлова; в доме супругов (Рождественский бульвар, 14) по вторникам, а затем по четвергам проходили литературные вечера, сделавшие имя Павловой более известным, чем её поэзия. Писала главным образом на немецком и французском языках, занималась также переводами, печаталась в «Москвитянине» и других журналах. Литературный салон Павловой в разное время посещали П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, А.И. Тургенев, И.В. Киреевский, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, Ю.Ф. Самарин. В 1840, задержавшись в Москве по дороге на Кавказ, салон посетил М.Ю. Лермонтов. В 1853 после разрыва с мужем Павлова уехала за границу, где написала патриотическую поэму «Разговор в Кремле» (1854).

Литература: Гроссман Л., Вторник у К. Павловой, 2 изд., М., 1922.

К.В. Стародуб.

Павловская больница

См. Четвёртая городская клиническая больница

Пазовский Арий Моисеевич

Пазо́вский Арий Моисеевич (1887, Пермь — 1953, Москва), дирижёр, народный артист СССР (1940). Из семьи ремесленника. В детстве играл на скрипке. С 1897 обучался в Петербургской консерватории (класс скрипки Л.С. Ауэра). С 1905 начал деятельность оперного дирижёра, много гастролировал. В Москве впервые в 1908—10, работал по контракту в «Опере С.И. Зимина». Здесь познакомился с С.И. Танеевым, В.И. Суком, С.В. Рахманиновым. Выступал как дирижер в операх «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Вертер» Ж. Массне, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. После первого московского периода жил в различных городах (в том числе в Петрограде), гастролировал в Москве с исполнением оперы «Кармен» Ж. Бизе. В 1923—24 и 1925—28 дирижёр, с 1943 главный дирижёр Большого театра; среди спектаклей — «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» А.П. Бородина. В 1948 в связи с болезнью оставил дирижёрскую деятельность. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943). Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения: Записки дирижера, 2 изд., М., 1968.

О.С. Лебедева.

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова.

Палаты Аверкия Кириллова.

Москва.

Пала́ты Аве́ркия Кири́ллова (Берсеневская набережная, 20). Уникальный образец крупной городской усадьбы XVII в. с двухэтажным жилым зданием и церковью (см. Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке), соединённой некогда с домом крытым переходом на столбах. Белокаменное основание палат относится к XV—XVI вв. Основная часть построек возникла в 1656—57, когда усадьба принадлежала думному дьяку Аверкию Кириллову, ведавшему царскими садами (убит во время восстания 1682 года, похоронен при церкви). Тогда был возведён основной объём здания с осевой, хотя и не вполне симметричной планировкой, вытянутыми в глубину сенями и помещениями по их сторонам, перекрытыми коробовыми сводами с распалубками и хорошо освещёнными многочисленными окнами. В 1690-х гг. появились пристройки с востока и запада (с восточной стороны сохранились редкие образцы декора в виде балясин, вставленных в треугольные фронтоны окон), богато декорированное красное крыльцо с кувшинообразными колонками и пластичным венчающим карнизом. В 1703—11 к зданию пристроен выступ с мезонином в центре северного парадного фасада, с живописными декоративными деталями, характерными для московской архитектуры начала XVIII в.; выступ мезонина обрамляют изящные волюты и плоские пилястры, несущие изогнутый карниз. Особую прихотливость главному фасаду придают белокаменный растительный орнамент, сандрики с заполнением в виде раковин в окнах второго этажа, своеобразное арочное крыльцо-навес на тяжёлых консолях. Проект парадного фасада приписывается М.И. Чоглокову или И.П. Зарудному. В XVIII в. в здании разместили сенатский архив, затем в нём жили сенатские курьеры (отсюда его второе название— «Курьерский дом»).

И.Л. Давыдова.

«Палаты в Зарядье»

Музей («Дом бояр Романовых») (улица Варварка, 10), один из первых музеев Москвы. Открыт в 1859 как «Дом бояр Романовых» в палатах конца XV в., с середины XVI в. входивших в состав усадьбы Н.Р. Захарьина-Юрьева - деда царя Михаила Фёдоровича Романова. В 1631 палаты были переданы в собственность Знаменского монастыря, в 1668 сильно пострадали от пожара, после возобновления в 1674 использовались монастырём как келейный корпус и неоднократно перестраивались. В 1856-59 по указу императора Александра II архитектор Ф.Ф. Рихтер провёл реставрацию палат, восстановив древние части и реконструировав третий этаж - деревянный «терем». В 1917 музей был закрыт. В 1923, после передачи здания Оружейной палате, переименован в «Дом боярина XVII века» и вновь открыт. В 1932 передан Государственному историческому музею на правах филиала. Название музея неоднократно менялось («Боярский быт XVII века», «Фондовые выставки ГИМ», «Палаты XVI-XVII вв.», с 1992 современное название).

Последняя научная реставрация здания проведена в 1984-92, когда были обнаружены его древние части конца XV-XVII вв. и полностью восстановлены интерьеры. В 1983-85 во дворе музея проведены археологические раскопки, результаты которых позволили отнести освоение территории будущей усадьбы и Зарядья к XIII в.; частично выявлена планировка усадьбы Романовых, обнаружен некрополь XV-XVI вв., гончарная мастерская конца XV-XVI вв. Экспозиция демонстрирует типичный интерьер богатого московского патриархального дома: предметы быта, оружие XVII в. Воссозданы кабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклета. Производственный комплекс музея и другие археологические памятники - в подземном археологическом музее на глубине культурного слоя.

Литература: Янбых Л.Е., Из истории филиала ГИМ «Палаты XVI-XVII веков в Зарядье», в сборнике: Труды ГИМ, в. 65, М., 1987; Шуцкая Г., Дом бояр Романовых, «Советский музей», 1992, № 5.

Г.К. Щуцкая.

Палаты Волковых

Палаты Волковых.

Палаты Волковых.

Москва.

Пала́ты Во́лковых палаты Волковых — Юсуповых (Большой Харитоньевский переулок, 21). В основе — два здания, объединённые в конце XVIII в. в одно сооружение. Восточный корпус отличается более пышным декором; при реставрации конца XIX в. дополнен стилизованными кровлями с флюгерами, оконницами и другими элементами (архитектор Н.В. Султанов); в пристройке корпуса, Столовой палате, в 1920—40-х гг. заложена проездная арка и изменены наличники. Западный корпус, более скромный по своему облику, в конце XIX в. был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев). В интерьерах сохранились изразцовые печи начала XVIII в.; стилизованные росписи выполнены в конце XIX в. по эскизам Ф.Г. Солнцева. Постройки заднего двора — 1895, стилизованная чугунная ограда — 1913. Во флигеле Палат в 1802—03 жил с родителями А.С. Пушкин.

М.В. Нащокина.

палаты Волковых-Юсуповых

палаты Волковых-Юсуповых (Большой Харитоньевский переулок, 21). В основе - два здания, объединённые в конце XVIII в. в одно сооружение. Восточный корпус отличается более пышным декором; при реставрации конца XIX в. дополнен стилизованными кровлями с флюгерами, оконницами и другими элементами (архитектор Н.В. Султанов); в пристройке корпуса, Столовой палате, в 1920-40-х гг. заложена проездная арка и изменены наличники. Западный корпус, более скромный по своему облику, в конце XIX в. был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев). В интерьерах сохранились изразцовые печи начала XVIII в.; стилизованные росписи выполнены в конце XIX в. по эскизам Ф.Г. Солнцева. Постройки заднего двора - 1895, стилизованная чугунная ограда - 1913. Во флигеле Палат в 1802-03 жил с родителями А.С. Пушкин.

М.В. Нащокина.

Палаты Голицыных

Пала́ты Голи́цыных (Кривоколенный переулок, 10). Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора, в его первом этаже сохранилась палата конца XVII в., во флигелях — сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид.

Палаты конца XVII — начала XVIII веков

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке.

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке.

Москва.

Пала́ты конца́ XVII - нача́ла XVIII веков (Средний Овчинниковский переулок, 10). Располагаясь в глубине владения между Большим и Средним Овчинниковскими переулками, были обращены к последнему парадным двором и главным фасадом. Двухэтажное каменное кубическое здание отличается компактностью и простотой внутренней планировки с 4 сводчатыми помещениями в первом и втором этаже, где, кроме того, по центру проходит Г-образный коридор, а в юго-восточном углу находится внутренняя лестница. Снаружи здание оформлено членящими поверхность массивных стен плоскими широкими лопатками, чёткими горизонтальными линиями профилированных карнизов; простые прямоугольные окна без наличников помещены в заглублённые ниши. Восстановлены высокие 4-скатные крыши и дымники. Строгий «деловой» облик здания, практически лишённого декора и поэтому нетипичного для жилых построек XVII в., был, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось как рабочее помещение для овчинного производства.

Палаты конца XVII - начала XVIII веков

Палаты конца XVII - начала XVIII веков (Средний Овчинниковский переулок, 10). Располагаясь в глубине владения между Большим и Средним Овчинниковскими переулками, были обращены к последнему парадным двором и главным фасадом. Двухэтажное каменное кубическое здание отличается компактностью и простотой внутренней планировки с 4 сводчатыми помещениями в первом и втором этаже, где, кроме того, по центру проходит Г-образный коридор, а в юго-восточном углу находится внутренняя лестница. Снаружи здание оформлено членящими поверхность массивных стен плоскими широкими лопатками, чёткими горизонтальными линиями профилированных карнизов; простые прямоугольные окна без наличников помещены в заглублённые ниши. Восстановлены высокие 4-скатные крыши и дымники. Строгий «деловой» облик здания, практически лишённого декора и поэтому нетипичного для жилых построек XVII в., был, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось как рабочее помещение для овчинного производства.

Палаты конца XVII века

Палаты конца XVII века (Староваганьковский переулок, 23), двухэтажное небольшое каменное здание, которое было выстроено на территории, с 1678 отведённой для подворья Успенского монастыря Александровской слободы. Имеет характерную для жилых построек конца XVII в. планировку с двумя большими палатами, разделёнными проходящими по центру сенями. В помещениях первого этажа, так же, как и в глубоком подвале, сохранились сводчатые перекрытия. Со стороны двора парадный вход оформляло красное крыльцо, ныне утраченное. На фасадах восстановлены кирпичные профилированные междуэтажные тяги и карнизы, здание покрывает высокая 4-скатная кровля с выступами чердачных окон.

«Палаты Мазепы»

Так называемые

Так называемые

"палаты гетмана Мазепы".

Москва.

«Пала́ты Мазе́пы» (Колпачный переулок, 10), жилые палаты XVI—XVII вв., долгое время ошибочно считавшиеся домом гетмана Ивана Мазепы, один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Имеют Г-образный план с корпусом по Колпачному переулку и крылом, уходящим в глубь двора. Нижний этаж, возведённый в середине 1670-х гг. и предназначавшийся для хозяйственных помещений, включал белокаменную палату XVI в., перекрытую коробовым сводом. Верхний этаж выстроен в конце XVII в.; его корпус по Колпачному переулку был занят парадными комнатами и большими сенями, в дворовом крыле, имевшем отдельный вход и внутристенную лестницу, находились небольшие жилые помещения. Второй этаж со стороны двора богато украшен характерным для московского барокко декором из тёсаного кирпича — сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами, оформленными поребриком. В здании сохранились части старинной отопительной системы — отверстия печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха.

Палаты Сверчкова

Палаты Сверчкова.

Палаты Сверчкова.

Москва.

Пала́ты Сверчко́ва (Сверчков переулок, 8). Выстроены купцом И.М. Сверчковым в последней четверти XVII в. на основе палат на белокаменном подклете рубежа XVI—XVII вв. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки. В XVIII в. усадьбой владели И.Д. Алмазов, камергер и сенатор А.Г. Жеребцов, в 1778 палаты перестроены для Каменного приказа, с 1813 в них находилась Комиссия для строений в Москве. Палаты реставрированы в конце 1970-х гг. с восстановлением облика XVII в. Прямоугольный объём имеет шатровую кровлю над парадным входом с лестницей. Декор фасадов в формах «узорочья» XVII в. включает карнизы с поребриком, угловые лопатки и пучки колонок, наличники с колонками и килевидными кокошниками, киоты над входами. Большинство помещений имеет сводчатые перекрытия. В залах второго этажа сохранилась лепнина XIX в.

Палаты Троекуровых

Палаты Троекуровых.

Палаты Троекуровых.

Москва.

Пала́ты Троеку́ровых (Георгиевский переулок, 4). В середине XVII в. выстроены для бояр Троекуровых на более древнем (XVI в.) белокаменном подклете, в котором размещались хозяйственные и конторские помещения. Второй этаж предназначался для жилья, а третий, первоначально деревянный, был парадным. После пожара 1680 он был в 1691—96 заменён каменным, над которым возвели открытую террасу — гульбище, ограждённую парапетами. Здание, размещённое «глаголем», имело в северо-восточном углу наружные лестницы и крытую деревянную галерею на каменных столбах, над которой на уровне третьго этажа размещался балкон (галерея перестроена в XX в.). При сохранении многих традиционных черт архитектуру палат Троекуровых отличают бо́льшая регулярность плана и членений, компактная и рациональная организация объёмов. В интерьерах большие сводчатые помещения соединены в анфилады, во втором этаже использованы своды со сложной системой распалубок, воспринимающейся как часть декоративного убранства. В первом и втором этажах на фасадах сохранились профилированные междуэтажные тяги и пластичные килевидные наличники из тёсаного кирпича. В третьем этаже на южном и западном фасадах помещены пышные белокаменные наличники в стиле московского барокко.

Палаты Украинцева

Палаты Украинцева (Хохловский переулок, 7), главный дом некогда обширной усадьбы дипломата и государственного деятеля дьяка Е.И. Украинцева; возведён во второй половине XVII в.; образован двумя корпусами, соединёнными под прямым углом: один расположен по красной линии улицы, второй развёрнут в глубь двора. Нижний этаж имел служебное и хозяйственное назначение, второй был парадным и состоял из больших помещений, сгруппированных вокруг нескольких сеней; богатый декор фасадов из тёсаного кирпича ныне скрыт под поздней штукатуркой. В 1768-1870-х гг. в здании размещался архив Коллегии иностранных дел; в нём над материалами по русской истории работал А.С. Пушкин; переводчиками здесь состояли Д.В. Веневитинов, С.А. Соболевский, братья И.В. и П.В. Киреевские.

Палаты Ушакова

Палаты Ушакова (Ипатьевский переулок, 12), памятник светской архитектуры конца XVII в. (датируется приблизительно 1650-70). Двухэтажный, на подклете, каменный дом прямоугольной формы был размещён по красной линии улицы, куда выходил также торец одноэтажного флигеля, первоначально соединённого с главным зданием монументальными арочными воротами. Фасады, особенно со стороны двора, украшены нарядным декором в духе московского барокко, выполненным из тёсаного кирпича и покрывающим значительную часть поверхности стен, большие окна обрамлены пышными наличниками на колонках, с килевидными завершениями, углы выделены лопатками, между этажами используются широкие сильно профилированные тяги, благодаря чему декор фасадов становится пластичным и живописным. В интерьере сохранилась первоначальная планировка с разделяющими помещения широкими сенями посередине, в подклете и ряде помещений второго этажа существуют первоначальные своды. Дом был выстроен в усадьбе, принадлежавшей с середины XVII в. купцу Ивану Чулкову; в 1673 дом был передан С.Ф. Ушакову для иконописной мастерской.

Палеонтологический институт РАН

Палеонтологический институт РАН (Профсоюзная улица, 123). Создан в 1930 на базе ряда отделов Геологического музея АН СССР. При институте - Палеонтологический музей. Исследования по морфологии, филогении, систематике основных групп животного мира, палеонтологии докембрия, эволюции экосистем и биосферы, бактериальной палеонтологии, биостратиграфии и палеогеографии.

Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова

Палеонтологи́ческий музе́й и́мени Ю.А. Орло́ва (Профсоюзная улица, 123). Исторически связан с Петровскими Кунсткамерой и Минеральным кабинетом (с 1836 Минералогический музей) Петербургской Академии наук, куда с начала XIX в. стали поступать находки ископаемых животных и растений. В 1925 значительная часть палеонтологического материала перешла из Минералогического в Геологический музей, а оттуда в Палеозоологический институт, который в 1934 переехал в Москву и стал называться Палеонтологическим институтом. В 1937 в нём был организован Палеонтологический музей, который вошёл в структуру института как отдел. Ядром музея в те годы была знаменитая коллекция северодвинской фауны, состоящая из серии скелетов пресмыкающихся пермского периода, открытых и раскопанных геологом и палеонтологом В.П. Амалицким в 1896. Активное участие в работе музея принимали академик А.А. Борисяк, академик Ю.А. Орлов (с 1966 музей носит его имя), академик Л.П. Татаринов, палеонтолог и художник-анималист К.К. Флёров, палеонтолог и писатель И.А. Ефремов и др. Первоначально музей располагался в небольшом помещении (Ленинский проспект, 16); с 1987 находится в специально построенном здании (архитектор Ю.П. Платонов) в Тёплом Стане. Фонды Палеонтологического института и музея насчитывают около 800 тыс. единиц хранения, среди которых множество уникальных образцов, входящих в мировой научный фонд. В экспозиционных залах музея размещено более 5 тыс. экспонатов, которые демонстрируют разнообразие растений и животных, существовавших в разных регионах Земли на протяжении всей её геологической истории. Особое внимание привлекают огромные скелеты динозавров (диплодок, тиранозавр и др.), млекопитающих (индрикотерий, мамонт и др.), птиц (моа и др.). Широко представлены графические реконструкции вымерших растений и животных. Музей организует палеонтологические выставки в различных странах мира. Кроме обзорных и тематических экскурсий, в музее проводятся лекции и конференции для учителей, готовятся учебные пособия для школьников и студентов, работает палеонтологический кружок. Ежегодно музей посещает более 120 тыс. человек.

Н.П. Счастливцева.

Памятники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Памятники архитектуры Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Памятник-часовня гренадерам — героям Плевны

Памятник-часовня гренадёрам — героям Плевны.

Памятник-часовня гренадёрам — героям Плевны.

Москва.

Па́мятник-часо́вня гренаде́рам - геро́ям Пле́вны (Ильинский проезд). Памятник сооружён в 1887 (архитекторы В.О. Шервуд, инженер-полковник А.И. Ляшкин) по инициативе Русского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве, и собравших на его постройку около 50 тыс. рублей. Чугунная восьмигранная часовня завершена шатром с православным крестом, попирающим мусульманский полумесяц. Её боковые грани украшены 4 горельефами: русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом; янычар, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; русский воин, срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений - »Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали». Перед памятником - чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований). В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, бронзовые плиты с именами погибших гренадеров - 18 офицеров и 542 солдат. Торжественное открытие памятника 28 ноября 1887, в день 10-летия взятия Плевны, было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем Старшим; городскому голове Н.А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве. После 1917 большая часть внутреннего убранства была утрачена. В 1990 возобновлена традиция отмечать 3 ноября (день освобождения Болгарии от турецкого владычества) панихидой у стен часовни.

Литература: Аникин В.В., Памятник гренадерам, павшим под Плевной, М., 1986.

М.А.

Панина Варвара Васильевна

Панина Варвара Васильевна (Варя) (урождённая Васильева)

(1872, Москва - 1911, там же), цыганская певица, унаследовавшая традиции лучших мастеров русско-цыганской эстрады начала и середины XIX в. (С.С. Солдатовой, Т.Д. Демьяновой и др.). С 14-летнего возраста пела в цыганском хоре А.И. Паниной в ресторане «Стрельна». Выйдя замуж за хориста, перешла в «Яр», где позднее организовала собственный хор. За низкий, басовитый (Панина много курила), сильный голос в среде цыган получила прозвище «Иерихонская труба». В её репертуаре - городские романсы «Хризантемы», «Утро туманное», «Белая акация», «Очи чёрные» и др. Пела под аккомпанемент двух гитар, иногда и цитры. Пользовалась огромной популярностью в Москве. Бывала на артистических вечерах в доме А.А. Бахрушина на Зацепе. Её пением восхищались Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.А. Блок. Сохранилось около 40 грамзаписей Паниной; в 1974 фирмой «Мелодия» выпущена грампластинка Паниной. Жила в Зыковском проезде (Петровский парк), в районе поселения московских цыган-музыкантов. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Литература: Кугель А.Р., Театральные портреты, Л., 1967; Нестьев И.В., Звезды русской эстрады, 2 изд., М., 1974.

М.В. Есипова.

Панфилов Иван Васильевич

Панфи́лов Иван Васильевич (1893, г. Петровск Саратовской губернии — 1941), генерал-майор (1940), Герой Советского Союза (1942, посмертно). В Красной Армии с 1918, участник Гражданской войны. Окончил Киевскую объединённую военную школу (1923). Во время Великой Отечественной войны командир 316-й стрелковой дивизии (с 18 ноября 1941 — 8-я гвардейская стрелковая дивизия, с 23 ноября 1941 — имени Панфилова), которая в ходе Московской битвы стойко оборонялась на волоколамском направлении. Погиб в бою у деревни Гусенёво Волоколамского района. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Панфилова в 1966 названа улица (бывшая 2-я улица Левитана) в районе Волоколамского шоссе. Бюст Панфилова (1964, скульптор И.С. Исайкин) — перед зданием школы (Лосиноостровская улица, 24/28).

Панфиловцы

Мемориальный ансамбль в Дубосекове.

Мемориальный ансамбль в Дубосекове.

панфи́ловцы личный состав 316-й стрелковой дивизии (с 18 ноября 1941 — 8-я гвардейская, с 23 ноября — имени её погибшего командира генерал-майора И.В. Панфилова), проявивший в октябре — ноябре 1941 во время Московской битвы массовый героизм в оборонительных боях на волоколамском направлении. Выдающийся подвиг 16 ноября совершили 28 бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с политруком В.Г. Клочковым, которые занимали оборону в 7 км юго-восточнее Волоколамска, в районе разъезда Дубосеково (ныне на 117-м км Рижского направления Московской железной дороги). Панфиловцы в четырёхчасовом бою подбили 18 вражеских танков и почти все погибли, в том числе Клочков, но не пропустили немецкие танки. Всем участникам этого боя было присвоено (1942) звание Героя Советского Союза. Именем панфиловцев в 1966 в Москве названа улица (улица Героев-панфиловцев) в Тушине. В честь панфиловцев сооружены мемориал в Дубосекове и памятник в деревне Нелидово (в 1,5 км от разъезда Дубосеково), где открыт Музей героев-панфиловцев.

Папанин Иван Дмитриевич

Папа́нин Иван Дмитриевич (1894, Севастополь - 1986, Москва), исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), Герой Советского Союза (1937, 1940). С 14 лет работал учеником токаря. С 1915 служил на флоте. Участник Гражданской войны (в Крыму). В 1923-32 работал в Наркомате связи. В 1932-33 возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в 1934-35 - полярную станцию на мысе Челюскина, в 1937-38 - первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (вместе с П.П. Ширшовым, Е.К. Фёдоровым и Э.Т. Кренкелем), где на протяжении 274 дней велись научные исследования. В 1939-46 начальник Главсевморпути, в 1941-45 одновременно уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-51 заместитель директора Института океанологии АН СССР, с 1951 начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, в 1952-72 одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР. С 1946 председатель Московского филиала Географического общества СССР. Автор научно-популярных книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лёд и пламень» (1977). Именем Папанина в 1938 названа улица в Лианозове. На доме, где жил Папанин (улица Арбат, 45), установлена мемориальная доска.

Предыдущая страница Следующая страница