Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОСА"-"ОЧК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОСА"-"ОЧК")

Осадное положение

1941-42 годов во время Великой Отечественной войны было введено в Москве и в прилегающих к городу районах с 20 октября 1941 постановлением ГКО от 19 октября 1941. Было объявлено, что «... оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100-120 км западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии Г.К. Жукову, а на начальника гарнизона г. Москвы генерала-лейтенанта Артемьева возложена оборона Москвы на её подступах». Было запрещено всякое уличное движение с 12 часов ночи до 5 часов утра. Для охраны порядка в распоряжение коменданта Москвы генерал-майора К.Р. Синилова предоставлены войска внутренней охраны НКВД, милиция и рабочие отряды.

Осадное положение 1941—42 годов

Конный патруль на улице Горького. Зима 1941.

Конный патруль на улице Горького.

Зима 1941.

Москва.

Оса́дное положе́ние 1941—42 годо́в во время Великой Отечественной войны было введено в Москве и в прилегающих к городу районах с 20 октября 1941 постановлением ГКО от 19 октября 1941. Было объявлено, что «... оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100—120 км западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии Г.К. Жукову, а на начальника гарнизона г. Москвы генерала-лейтенанта Артемьева возложена оборона Москвы на её подступах». Было запрещено всякое уличное движение с 12 часов ночи до 5 часов утра. Для охраны порядка в распоряжение коменданта Москвы генерал-майора К.Р. Синилова предоставлены войска внутренней охраны НКВД, милиция и рабочие отряды.

Осетров Евгений Иванович

Осетро́в Евгений Иванович (1923, Кострома — 1993, Москва), писатель, литературный критик. В 1953 заочно закончил Литературный институт имени М. Горького. В Москве с 1956, работал в газетах «Литература и жизнь», «Правда», журналах «Дружба народов», «Вопросы литературы» (в 1963—93 заместитель главного редактора). С 1973 главный редактор основанного им «Альманаха библиофила». Истории столицы, памятникам её истории и культуры посвящены изданные в Москве книги Осетрова «Живая древняя Русь» (4 издания с 1970), «Твой Кремль» (1974), «Дума о Кремле» (1982), «Картины исторического и современного Кремля» (1982), «Мое открытие Москвы. Рассказы о столице» (1985) и др. Похоронен на родине.

Осипенко Полина Денисовна

Осипе́нко Полина Денисовна (1907, село Новоспасовка, ныне Запорожская область, Украина, - 1939), лётчица, Герой Советского Союза (1938), майор (1939). Окончила военную авиационную школу (1932), служила в истребительной авиации. Установила 5 женских международных рекордов в авиации. В 1938 вместе с В.С. Гризодубовой и М.М. Расковой совершила беспосадочный перелёт Москва - район г. Комсомольска-на-Амуре. Погибла при исполнении служебных обязанностей. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Имя Осипенко в 1939-93 носила Садовническая улица.

Осипов Николай Петрович

О́сипов Николай Петрович (1901, Петербург — 1945, Москва), исполнитель на балалайке, дирижёр, педагог, заслуженный артист РСФСР (1940). Начинал как скрипач. Первым учителем Осипова на балалайке стал дворник С.Г. Соколов (бывший солдат, ученик В.В. Андреева). С 8-летнего возраста Осипов начал выступать, в том числе с Великорусским оркестром Андреева. С 1922 в Москве. Вместе с братом выступал на заводах, фабриках, в воинских частях. Дружеские отношения связывали Осипова с М.М. Ипполитовым-Ивановым, Р.М. Глиэром, С.Н. Василенко. Концертировал вместе с В.И. Качаловым, Н.П. Смирновым-Сокольским. Благодаря мастерству и виртуозности Осипова называли «Паганини балалайки». С 1928 солист Московской филармонии. В 1929 состоялась премьера Концерта для балалайки с симфоническим оркестром Василенко, посвящённого Осипову (дирижировал Н.С. Голованов). В 1930—40 возглавлял класс балалайки в Московском музыкально-педагогическом училище имени Октябрьской революции. С 1940 художественный руководитель и дирижёр Государственного русского народного оркестра (ввёл духовые и баяны), привлёк в оркестр Н.П. Будашкина. В 1942 добился возвращения с фронта в Москву музыкантов оркестра; проводил концерты в госпиталях, осуществлял записи на Московского радио. Жил в Подсосенском переулке, 15. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Бекназаров Н., Лачинов А., Краткая биография Н.П. Осипова, в книге: Осипов Н., Обработки и переложения для балалайки с фортепьяно, в. 1, М., 1959.

О.С. Лебедева.

Осмёркин Александр Александрович

Осмёркин Александр Александрович (1892, Елисаветград Херсонской губернии — 1953, Плесково, близ Москвы), живописец, сценограф. Из семьи землемера. Учился в Киевском художественном училище (1911—13); не закончив его, продолжил обучение в Москве в студии И.И. Машкова (до весны 1915). Традиции русского «сезаннизма» (чёткое построение формы в пространстве посредством цвета) определили всё дальнейшее творчество Осмёркина, включая его тяготение к жанрам пейзажа, натюрморта, портрета («Натюрморт с иконой», «Портрет отца», оба — 1912, РГАЛИ). В 1914 участвовал в выставке общества «Бубновый валет», с его же членами в 1924 вошёл в общество «Московские живописцы». В 1927 стал одним из учредителей Общества московских художников. С осени 1918 начал преподавание как ассистент П.П. Кончаловского в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (с 1920 Вхутемас, с 1927 Вхутеин). С конца 1932 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде (до 1947), с 1937 также в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (до 1948). С 1919 работал также в качестве сценографа («Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги в Вольном театре, в 1936 — «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в Камерном театре А.Я. Таирова). В 1920-х гг. активно выступил как мастер тематической картины («Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928—29, ГТГ). Продолжал интенсивно работать в пейзаже, выполнив с середины 1930-х гг. особенно много пейзажей Подмосковья и Крыма. С 1941 работал в мастерской плаката «Окна ТАСС», написал картину «Зенитчики Москвы. Москва. 1941» и пейзаж «Кремль. 1942» (оба произведения — 1942, ГТГ). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Усольцева Л.И., А. Осмеркин, Л., 1978; Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников, М., 1981.

Т.М. Котельникова.

Особняк Рекк

Особняк М. И. Рекк.

Особняк М. И. Рекк.

Москва.

Особня́к Рекк (Пятницкая улица, 64). Выстроен для М.И. Рекк в 1897 по проекту С.В. Шервуда. Эклектическая постройка, сочетающая несколько чопорную импозантность и вычурную роскошь. Примечательна рациональным и компактным способом организации внутреннего пространства, с выделением в центре большого вестибюля и лестницы и группировкой вокруг них крупных парадных помещений, объёмы которых на главном, обращённом к улице фасаде образуют эффектную уступчатую композицию. В ней доминирует высокий, сильно вынесенный вперёд объём северного, углового зала, оформленного снаружи пышным порталом с двумя парами колонн коринфского ордера; с ним контрастирует трёхгранный, прихотливо и вычурно декорированный объём на южном углу здания, завершённый куполом со сложным силуэтом. Фасад покрывает сочная, пластически проработанная лепнина, обильно используется скульптура, на выносах цоколя установлены две каменные скульптуры львов. Парадные помещения, вестибюль и широкая трёхмаршевая лестница сохранили обильный лепной декор.

Особняк Шехтеля

Особня́к Ше́хтеля (Большая Садовая улица, 4), один из лучших московских памятников неоклассицизма; выстроен архитектором Ф.О. Шехтелем в 1909 на участке, приобретённом им до 1900. Отличается рациональностью и свободой внутренней планировки, геометрической строгостью и чёткостью наружных объёмов, монументальностью форм при небольших размерах и гармоничных пропорциях здания. В оформлении парадного фасада доминирует массивный кубический объём в центре, выделенный пластичными дорическими полуколоннами с антаблементом и карнизом. Боковые части фасада поставлены с небольшим отступом и решены более камерно; в левой части располагаются парадный подъезд и монументальная проездная арка, поверх которой плоскость стены занимает классический скульптурный барельеф; правая часть, с более мелкими и дробными членениями, украшена балконом с кованой решёткой. Композиция, которая лишена строгой симметрии и в различных своих частях по-разному пластически акцентирована, отличается уравновешенностью, согласованной чёткостью горизонтальных членений. В интерьере центральное место занимает огромная гостиная-холл (площадь более 100 м2, высота 7 м), к которой примыкают просторная передняя и столовая. За вестибюлем — кабинет и чертёжная с входом со двора, где располагалась двухэтажная студия с залом-мастерской.

Литература: Кириченко Е.И., Большая Садовая улица, 4, М., 1989.

Особо охраняемые природные и историко-культурные территории Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Особо охраняемые природные территории

Москвы

составляют основу природного комплекса города. На этих территориях установлен особый правовой режим градостроительного, хозяйственного, рекреационного и иного использования. Всего в Москве 111 таких территорий площадью 7300 га. Среди них: заповедник Лесная опытная дача, национальный парк Лосиный Остров, природный парк Битцевский лес, ботанические сады, памятники природы - крупные комплексы в долине Москвы-реки (Серебряный бор, Щукинский полуостров, Воробьёвы горы), участки долин 19 малых рек (Яузы, Сетуни, Химки, Чермянки и др.), наиболее сохранившиеся старовозрастные лесные сообщества в Лосином Острове, Битцевском и Измайловском лесах, Кузьминском и Филёвско-Кунцевском лесопарках, отдельные вековые деревья (вяз на Поварской улице, дуб и лиственница в Кузьминках) и многие другие. В 1995 правительством Москвы принято решение о создании в столице природных парков: Москворецкий, Тушино, Измайлово, Кузьминки, заказников Тёплый Стан, Покровское-Стрешнево, Долина Сетуни и др.

Статус особо охраняемых имеют также более 50 озеленённых и природных территорий, признанных объектами садово-паркового искусства и являющихся памятниками истории и культуры. В их числе: усадьбы Кусково, Останкино, Кузьминки, Петровско-Разумовское, Братцево, Узкое, Знаменское-Садки и др., Лефортовский парк, Петровский парк, Александровский сад, сад «Эрмитаж», Нескучный сад и др., многие скверы и бульвары. Коломенское и Царицыно с их архитектурными ансамблями и природным окружением объявлены историко-архитектурными, художественными и ландшафтными музеями-заповедниками.

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

особо охраняемые природные территории Москвы

Осо́бо охраня́емые приро́дные террито́рии Москвы составляют основу природного комплекса города. На этих территориях установлен особый правовой режим градостроительного, хозяйственного, рекреационного и иного использования. Всего в Москве 111 таких территорий площадью 7300 га. Среди них: заповедник Лесная опытная дача, национальный парк Лосиный Остров, природный парк Битцевский лес, ботанические сады, памятники природы — крупные комплексы в долине Москвы-реки (Серебряный бор, Щукинский полуостров, Воробьёвы горы), участки долин 19 малых рек (Яузы, Сетуни, Химки, Чермянки и др.), наиболее сохранившиеся старовозрастные лесные сообщества в Лосином Острове, Битцевском и Измайловском лесах, Кузьминском и Филёвско-Кунцевском лесопарках, отдельные вековые деревья (вяз на Поварской улице, дуб и лиственница в Кузьминках) и многие другие. В 1995 правительством Москвы принято решение о создании в столице природных парков: Москворецкий, Тушино, Измайлово, Кузьминки, заказников Тёплый Стан, Покровское-Стрешнево, Долина Сетуни и др.

Статус особо охраняемых имеют также более 50 озеленённых и природных территорий, признанных объектами садово-паркового искусства и являющихся памятниками истории и культуры. В их числе: усадьбы Кусково, Останкино, Кузьминки, Петровско-Разумовское, Братцево, Узкое, Знаменское-Садки и др., Лефортовский парк, Петровский парк, Александровский сад, сад «Эрмитаж», Нескучный сад и др., многие скверы и бульвары. Коломенское и Царицыно с их архитектурными ансамблями и природным окружением объявлены историко-архитектурными, художественными и ландшафтными музеями-заповедниками.

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Осоргин Михаил Андреевич

Осорги́н Михаил Андреевич (настоящая фамилия Ильин) (1878, Пермь — 1942, Шабри, Франция), писатель. Сын юриста, в 1902 окончил юридический факультет Московского университета. В студенческие годы жил в общежитии на Малой Бронной улице. В 1905 арестован как член партии эсеров, в 1906—16 жил в эмиграции в Италии; печатался в московских «Русских ведомостях» и других изданиях. С 1916, вернувшись в Москву, активно участвовал в литературно-общественной жизни. В 1918—21 основал совместно с Н.А. Бердяевым, Б.К. Зайцевым, П.П. Муратовым, А.М. Ремизовым, В.Ф. Ходасевичем, А.К. Дживелеговым и др. Книжную лавку писателей в Леонтьевском переулке, 16, затем переведённую на Большую Никитскую, 22; был одним из организаторов Московского отделения Всероссийского союза писателей (председатель) и Всероссийского союза журналистов. Участник Помгола (организации помощи голодающим из-за рубежа) и редактор издаваемого им бюллетеня «Помощь»; в 1921 арестован, сослан в Казань, вскоре после возвращения в Москву выслан в 1922 из России на «философском пароходе». Живя в Германии, Италии, с 1923 в Париже, занимался журналистикой, редактировал серию книг «Новые писатели». Широкую известность приобрёл роман Осоргина «Сивцев Вражек» (Париж, 1928, М., 1990), посвящённый судьбе московской интеллигенции в эпоху революции. Автор воспоминаний «Повесть о сестре» (1931), романов «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Времена» (1955) и др., воссоздающих атмосферу дореволюционной Москвы. Принадлежал к кругам московских, затем зарубежных масонов, что нашло отражение в романе «Вольный каменщик» (1938). В 1966 вдова писателя Т.А. Бакунина-Осоргина передала его архив в ЦГАЛИ.

Литература: Марченко Т.В., Осоргин, в книге: Литература русского зарубежья: 1920—1940, М., 1993.

В.Г. Крижевский.

Останкино

Оста́нкино местность на севере Москвы. Название — от бывшего села и усадьбы; известны с 1558. В XVII — начале XVIII вв. владение князей Черкасских, с 1743 — графов Шереметевых. С конца XIX в. в черте Москвы. В 1939 близ Останкина открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (затем ВДНХ, ныне ВВЦ), в 1945 — Главный ботанический сад АН СССР. После Великой Отечественной войны улицы реконструированы, построены современные жилые дома, на территории зоны отдыха ВДНХ воссоздана реликтовая Останкинская дубрава. В 1958 сооружён Останкинский путепровод. В 1967 вступили в строй Телевизионный технический центр, телевизионная башня. В 1975 в доме, где в 1959—66 жил академик С.П. Королёв (6-й Останкинский переулок, 2/28), открыт дом-музей. Основные улицы: 1-я и 2-я Останкинские, 2—4-я Новоостанкинские, Академика Королёва, Ботаническая, Новомосковская. Станции метро «ВДНХ», «Ботанический сад».

«Останкино»

Усадьба Останкино в начале XX в.

Усадьба Останкино в начале XX в.

Москва.

«Оста́нкино» (1-я Останкинская улица, 7), парк в северной части Москвы, в Останкине. Площадь 60 га. Создан в 1793 по проекту архитекторов А.Ф. Миронова и П.И. Аргунова как усадебный парк графов Шереметевых. С 1932 ПКиО имени Ф.Э. Дзержинского; в 1976 включён в состав ВДНХ как парковая зона. Основу зелёных насаждений составляет 200-летняя дубрава, часть которой относится к Главному ботаническому саду РАН. Распространены липа, вяз, клён, среди которых нередки столетние экземпляры. На территории парка сохранились курганы славянских поселений XI—XIII вв. Регулярная часть парка (11 га) с прудом примыкает к Останкинскому дворцу-музею; включает сохранившийся фрагмент регулярного сада с партером и геометрически правильно проложенными аллеями и большой пейзажный парк. В пейзажном парке построены эстрада, танцевальная веранда, читальня, бильярдный зал; имеются спортивные площадки и лыжная база. Парк используется также для прогулок и отдыха.

Усадьба Останкино.

Усадьба Останкино.

Москва.

Останкинская телевизионная башня

Оста́нкинская телевизио́нная ба́шня (улица Академика Королёва, 12). Выстроена в 1960—67 по проекту инженера Н.В. Никитина (Ленинская премия, 1970), архитекторы Л.И. Баталова и Д.И. Бурдина. Одна из самых высоких в мире (высота 533 м). Отличается совершенством строительных конструкций, использовано опорное кольцо 3-метровой толщины, выдерживающее всю тяжесть сооружения. По проекту высота башни с антенной и флагом около 539 м; объём конструкции составляет 70000 м3, масса (вместе с фундаментом) 51400 т, общая полезная площадь помещений 14850 м2. Нижняя конусообразная часть башни до отметки 63 м выполнена из обычного бетона с жёсткой арматурой, от 63 до 384 м — из напряжённого железобетона; верхняя часть (выше 384 м) — из цилиндрических металлических уменьшающихся в диаметре звеньев. В Останкинской телебашне расположены: телевизионная станция, радиостанция для вещания на УКВ, станция радиотелефонной связи с подвижными объектами, радиорелейная станция, обеспечивающая передачу телевизионных программ из Москвы на территории Российской Федерации и зарубежных стран; центральная высотная метеорологическая станция и лаборатория по изучению грозовых явлений. Два скоростных лифта поднимают посетителей в трёхэтажный ресторан «Седьмое небо». Кольцеобразное помещение ресторана вращается вокруг оси, совершая полный оборот за 40 минут. На высоте 337 м — смотровая площадка.

Работа по сооружению башни отмечена Государственная премия СССР (1969). Разработан проект «наращивания» Останкинской телевизионной башни до 557 м; осуществляется монтаж антенн пейджинговой и сотовой связи.

Литература: Останкинская телевизионная башня, под редакцией Н.В. Никитина, М., 1972.

В.Г.

Останкинский дворец-музей

Интерьер Останкинского дворца.

Интерьер Останкинского дворца.

Москва.

Оста́нкинский дворе́ц-музе́й (1-я Останкинская улица, 7). Создан в 1918 в усадьбе Останкино. Первоначально Останкино было вотчиной дьяка Посольского приказа В.Я. Щелкалова, при котором были посажены рощи, вырыт пруд и возведены постройки, уничтоженные в начале XVII в., в эпоху Смуты. В XVII — начале XVIII вв. им владели князья Черкасские, при которых была построена церковь Троицы в Останкине (1678—92). В 1743—1917 усадьба графов Шереметевых. Дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма был создан в 1790-х гг. Главное двухэтажное здание дворца выстроено в 1791—98 крепостными зодчими П.И. Аргуновым, А.Ф. Мироновым и Г.Е. Дикушиным с использованием проектов Ф. Кампорези, К.И. Бланка и Е.С. Назарова. Первоначально был возведён театральный зал, к которому позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихся для размещения коллекции картин. Деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественный и величественный облик; монументальный фасад главного корпуса украшен по центру шестиколонным коринфским портиком, а по сторонам — четырёхколонными ионическими. Более камерные и лаконичные фасады боковых флигелей также получили трёхчастное членение. Строгость форм и ясность объёмов, гладь чётко организованных поверхностей оттеняют тонкий и изящный скульптурный декор, лепные фризы, композиция в тимпане фронтона, а также тщательно проработанные архитектурные детали, профили, карнизы, лёгкая балюстрада, идущая по краю нижнего цокольного этажа, на который поставлены портики главного корпуса. Дворец увенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, со стороны парка его фасад оформляют 10-колонная лоджия и тройные венецианские окна. Проходные галереи на фасадах украшены нишами со скульптурой, вазами, орнаментальными барельефными вставками, пластически разнообразящими монолитную гладь стен. Примыкающие к главному корпусу дворца «Египетский» и «Итальянский» павильоны (по проекту В.А. Бренны) отличаются компактностью и чёткостью объёмов, изяществом скульптурного и архитектурного декора, связаны с пространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф.Г. Гордеевым и Г.Т. Замараевым.

В интерьере центральное место занимает большой театральный зал, бывший одновременно банкетным и бальным залом. Он отличается благородной простотой пропорций, величественностью и нарядностью отделки, в прямоугольной своей части окружён по сторонам колоннадами, в полукруглой имеет бельэтаж с колоннами (хитроумные технические приспособления для сцены, позволявшие быстро оборудовать зал для спектаклей, выполнены Ф.И. Пряхиным). Интерьеры дворца украшены декоративными расписными плафонами, белой лепниной потолков и карнизов, скульптурными барельефами. Стены обиты тканями, широко использованы золочёная деревянная резьба (мастер И. Мочалин, мастерская П.П. Споля), наборные паркеты из дорогих пород дерева (мастер Ф.И. Пряхин); мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также канделябры, фарфор, часы и вазы из бронзы, стекла и мрамора (все — конец XVIII в.). Парадная анфилада эффектно замыкается просторными залами боковых павильонов — просто и изящно оформленным концертным залом в «Египетском» павильоне, пышным и роскошным помещением банкетного зала в «Итальянском». В Картинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописи XVII—XVIII вв., а также портреты работы И.П., Н.И. и Я.И. Аргуновых. Во дворце находятся копии с античных статуй работы итальянских мастеров XVIII в., а также скульптурные произведения А. Кановы, Ф.Г. Гордеева и Э. Фальконе.

В труппе Останкинского театра играли крепостные актрисы П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова и др. (в статье крепостные театры).

Литература: Михайлов Б., Останкино. Путеводитель, М., 1976.

Останкинский пруд

Оста́нкинский пруд Дворцовый пруд, на севере Москвы, в Останкине, перед Останкинским дворцом. Сооружён в начале XVII в. в пойме Останкинского ручья. Площадь 5,2 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Берега укреплены гранитными плитами.

Остерман Натан Абрамович

Остерма́н Натан Абрамович (1916, Харьков — 1969, Москва), архитектор. В 1940 окончил Московский архитектурный институт, во время учёбы работал в Институте жилища Академии архитектуры СССР под руководством А.К. Бурова. С 1953 руководил мастерской в Специальном архитектурном конструкторском бюро (впоследствии Московский научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования). Один из ведущих специалистов в области индустриального домостроения, автор проектов экономичных жилых квартир для посемейного заселения, 16-этажных каркасно-панельных домов, 26-этажных домов-трилистников каркасной конструкции с применением монолитных железобетонных ядер-сердечников. Основные работы: один из первых бескаркасных крупнопанельных жилых домов на Октябрьском поле (1953—55, с соавторами), экспериментальные жилые кварталы в Новых Черёмушках — № 9 (1956—57, с соавторами) и № 10 с комплексом домов гостиничного типа (1962—65, с соавторами), первый крупноблочный дом в 113-м квартале Новых Кузьминок (1961, с соавторами), так называемый Дом нового быта на улице Шверника, 19 (1968—69, с соавторами).

Литература: Журавлёв А.М., Н. Остерман, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Остоженка

Улица Остоженка в начале XX в.

Улица Остоженка в начале XX в.

Москва.

Осто́женка улица (в 1935—86 Метростроевская улица — в честь создания первой очереди метрополитена), между площадью Пречистенские ворота и Крымской площадью, на юго-западе центра Москвы. В XIV в. в районе улицы были дворцовое село Семьчинское и женский Алексеевский монастырь. Территория у Москвы-реки была занята покосами — «остожьем» (отсюда название). В середине XVI в. эта местность была взята в опричнину. В 1584 основан Зачатьевский монастырь. В 1612 на Остоженке находился стан Д.М. Пожарского. В XVII в. построены каменные палаты (д. 2). В XVII—XVIII вв. часть участков близ Остоженки перешла в руки дворян, с фамилиями которых связаны наименования некоторых примыкающих к Остоженке переулков (Всеволжский, Еропкинский, Лопухинский, Хилков). В конце XVIII в. построен д. 38 П.Д. Еропкина (дом Еропкина); с начала XIX в. до 1917 в нём размещалось Коммерческое училище, в котором учился И.А. Гончаров (мемориальная доска). В этом доме родился С.М. Соловьёв (мемориальная доска). Ныне в нём расположен Московский линвистический университет. В начале XIX в. построен д. 49 — городская усадьба Лошаковского-Всеволжского, где жили М.А. Бакунин, братья Киреевские и др. В д. 37 (1819) в 40—50-х гг. останавливался И.С. Тургенев (мемориальная доска). В д. 53 во второй половине XIX в. — 1917 был Катковский лицей (ныне Университет международных отношений, МГИМО). Лицейский сад в 1936 был отделён от здания проездом, проложенным к старому Крымскому мосту. Рядом со зданием лицея в 1935 сооружён павильон станции метро «Парк культуры». В конце XIX — начале XX вв. на Остоженке появились особняки и доходные дома: д. 5 (1915, архитектор В.В. Воейков), д. 7 (1898—1903), д. 40 (1914, архитектор Н.И. Жерихов) и др. В 1901—02 построен д. 21 (архитектор Л.Н. Кекушев). Дом 36, орнаментированный в псевдорусском стиле, построен в 1890 (архитектор Я.И. Антонов) для Совета детских приютов, в начале XX в. в нём помещалась бесплатная детская больница, в которой работали врачи Н.Ф. Филатов, П.И. Дьяконов, Л.Л. Лёвшин. В 1933—35 на улице открытым способом шло строительство первой линии метро. В д. 1 (1929, архитектор Н.М. Попов) в 1930-х гг. находились редакции Большой Советской, медицинской и технической энциклопедий. В 1960 Остоженка соединена Комсомольским проспектом (эстакада через Садовое кольцо) с юго-западом города.

Литература: Шмидт О., Пречистенка. Остоженка, М., 1994.

Островский Александр Николаевич

Памятник А. Н. Островскому.

Памятник А. Н. Островскому.

Москва.

Остро́вский Александр Николаевич (1823, Москва — 1886, село Щелыково Костромской губернии), драматург, театральный деятель. Родился в д. 9 по Малой Ордынке (мемориальная доска; Дом-музей Островского; во дворе — бюст Островского работы скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л.М. Полякова, 1954), где семья снимала квартиру у дьякона церкви Покрова что на Голиках. Затем семья переехала в Монетчиков переулок (дом не сохранился); в 1834 отец купил два дома на Житной улице (№ 8). В 1835—40 Островский учился в 1-й московской гимназии (улица Волхонка, 16), затем на юридическом факультете Московского университета (1840—43). В начале 1840-х гг. семья Островских поселилась в Николоворобинском переулке (ныне д. 3—9 по Серебряническому перелку), где Островский написал своё первое литературное произведение. В 1843—51 служил в московских Совестном, Коммерческом и других судах, что дало ему богатые наблюдения над бытом московских купцов, чиновников, актёров, воплотившиеся в его пьесах. В 1847 опубликовал в «Московском городском листке» очерк «Записки замоскворецкого жителя» и наброски к комедии «Свои люди — сочтёмся!». В начале 50-х гг. активно сотрудничал в журнале «Москвитянин», вошёл в его «молодую редакцию» (вместе с А.А. Григорьевым и др.). Постановка комедии «Не в свои сани не садись» (1853, Московская драматическая труппа на сцене Большого театра) положила начало «театру Островского». В доме писателя бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина. Приобрели известность его бытовые и исторические пьесы, в том числе с московской тематикой: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С.А. Гедеоновым). В октябре 1877 поселился с семьёй в доме С.М. Голицына (улица Волхонка, 14); здесь были написаны пьесы «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень», закончена «Последняя жертва». В новой квартире Островского бывали старые и новые друзья: Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. Особенно прочными были многолетние связи Островского с Малым театром, который называли «Домом Островского». Островский создал Московский артистический кружок (1865), основал и возглавил Общество русских драматических писателей (1870). С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. Перед зданием Малого театра 27 мая 1929 открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков). Имя Островского в 1948—93 носила улица Малая Ордынка.

Литература: Лобанов М.П., А. Островский, 2 изд., М., 1989; Шефов А.Н., Памятник А.Н. Островскому, М., 1985; Македонская Е.И., Улица Волхонка, 14, М., 1985.

К.В. Стародуб.

Дом-музей А. Н. Островского.

Дом-музей А. Н. Островского.

Москва.

Островский Николай Алексеевич

Остро́вский Николай Алексеевич (1904, село Вилея Волынской губернии — 1936, Москва), писатель. Сын рабочего. В период Гражданской войны служил в бригаде Г.И. Котовского и в 1-й Конной армии. Учился в московском заочном Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова. Потеряв после тяжёлого ранения зрение и постепенно утрачивая физическую подвижность, Островский в апреле 1930 поселился в Москве (Кропоткинский переулок, 12; мемориальная доска), где написал первую часть автобиографического романа «Как закалялась сталь» (издан в Москве в 1932). После лечения в Сочи (1932 — декабрь 1935) Островский вернулся в Москву и поселился в д. 14 по Тверской улице, где работал над автобиографическим романом «Рождённые бурей». В 1940 здесь открыт Музей-квартира писателя, ныне преобразованный в Центр «Преодоление», занимающийся проблемами инвалидов. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1966 во дворе московской спецшколы-интерната № 5 (2-й Сельскохозяйственный проезд, 2/11) установлен памятник-бюст Островского (скульптор А.В. Рыбкин, архитектор Н.В. Боярский). Имя Островского присвоено библиотеке № 18, детским библиотекам № 86 и № 136; имя главного героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина носит улица в районе проспекта Мира (бывший Мазутный проезд).

Литература: Венгров Н., Н. Островский, 2 изд., М., 1956; Трегуб С., Жизнь и творчество Н. Островского, 3 изд., М., 1984.

К.В. Стародуб.

Острогино

Местность на северо-западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки, в её излучине. Соседствует на юге с Троице-Лыковом. Название - от бывшей деревни; известно с начала XVII в. как владение бояр Романовых, затем - Нарышкиных. С 1960 в черте Москвы; место летнего отдыха, песчаные пляжи. С 1970-х гг. на территории Строгина началось массовое жилищное строительство (авторы проекта: архитекторы А.М. Половников, Б.В. Боде, Ю.В. Громченко и др.). Основная улица - Строгинский бульвар.

Остроумов Алексей Александрович

Остроу́мов Алексей Александрович (1844, Москва — 1908, там же), терапевт, основатель клинической школы. Из семьи священника. Окончил Московскую духовную семинарию и медицинский факультет Московского университета (1871); среди его учителей — Г.А. Захарьин и А.И. Бабухин. В 1873 защитил диссертацию «О происхождении первого тона сердца», которая сыграла важную роль в истории отечественной кардиологии, затем стажировался за границей, в том числе у выдающегося патолога Ю. Конгейма. С 1879 профессор госпитальной терапевтической клиники Московского университета, которая в 1890-х гг. была ведущей терапевтической клиникой страны. Ввёл в клиническую медицину клинико-биологический подход. Основные труды по физиологии и патологии кровообращения. Организовал и на личные средства оборудовал при клинике университета научную лабораторию (1884). Отличался демократическими взглядами, выступал в защиту студенчества; при выходе его в отставку студенты преподнесли ему адрес со словами «Другу учащейся молодёжи». Председатель Московского медицинского общества (1879—89), один из организаторов Пироговских съездов врачей России. Жил на улице Ленивке, 1. С 1901 по состоянию здоровья не преподавал, жил в собственном имении в Сухуми. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. В 1922 именем Остроумова названы Большая и Малая Бахрушинские улицы и Бахрушинский тупик; его имя присвоено 33-й городской клинической больнице и госпитальной терапевтической клинике 1-го Московского медицинского института (1944, мемориальная доска).

Литература: Гукасян А.Г., А.А. Остроумов и его клинико-теоретические взгляды, М., 1950.

В.И. Бородулин.

Остроухов Илья Семёнович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Остряков Николай Алексеевич

Остряко́в Николай Алексеевич (1911, Москва — 1942), генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1942, посмертно). Работал слесарем на заводе «Красный металлист», закончил московскую школу лётчиков гражданской авиации (1932). Участник гражданской войны в Испании. В Великую Отечественную войну с октября 1941 командовал авиацией Черноморского флота, участник обороны Одессы и Севастополя. Произвёл 100 успешных боевых вылетов. Погиб при бомбёжке около Севастополя. Именем Острякова в 1965 названа улица (бывший 2-й проезд Аэропорта).

Остужев Александр Алексеевич

Осту́жев Александр Алексеевич (настоящая фамилия Пожаров) (1874, Воронеж — 1953, Москва), актёр, народный артист СССР (1937). В 1896 поступил на драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 в Малом театре. Среди ролей: Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1901), Незнамов («Без вины виноватые» А.Н. Островского, 1908). Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 Остужев потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приёмов, которые давали ему возможность работать в театре. Вершина творчества Остужева — Отелло («Отелло» Шекспира, 1935) и Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова, 1940). Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения; страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с глубокой искренностью в передаче чувств. Характер героев Остужева находил выражение и в пластическом решении роли, и в приподнятости интонационного звучания удивительно красивого голоса. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1905—53 жил Остужев (Большой Козихинский переулок, в 1959—93 улица Остужева, 2/12), — мемориальная доска.

Литература: Филиппов В.А., А.А. Остужев, М.-Л., 1945; Айхенвальд Ю., Остужев, М., 1977.

Отдельный показательный оркестр Министерства обороны

Российской Федерации

ведущий штатный музыкальный коллектив Вооружённых Сил Российской Федерации (свыше 150 человек). Создан в 1935 как Отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны СССР. В состав оркестра входит группа струнных смычковых инструментов, а также группа певцов. Обеспечивает воинские ритуалы, общественно-политические и культурно-массовые мероприятия; с 1936 участвует в военных парадах в Москве. В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах, а также в залах и госпиталях Москвы. В репертуаре, помимо военной, симфоническая и эстрадно-танцевальная музыка. С оркестром выступали И.С. Козловский, Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. Гилельс, А.И. Хачатурян, Е.Ф. Светланов, И.К. Архипова и др. В разные годы оркестром руководили: генерал-майор С.А. Чернецкий (организатор оркестра), генерал-майор И.В. Петров, генерал-майор Н.М. Назаров, полковник Н.П. Сергеев, генерал-майор Н.М. Михайлов, полковник А.В. Мальцев; с 1993 начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны Российской Федерации полковник В.В. Афанасьев.

Х.М. Хаханян.

Отдельный показательный оркестр Министерства обороны Российской Федерации

Отде́льный показа́тельный орке́стр Министе́рства оборо́ны Росси́йской Федера́ции ведущий штатный музыкальный коллектив Вооружённых Сил Российской Федерации (свыше 150 человек). Создан в 1935 как Отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны СССР. В состав оркестра входит группа струнных смычковых инструментов, а также группа певцов. Обеспечивает воинские ритуалы, общественно-политические и культурно-массовые мероприятия; с 1936 участвует в военных парадах в Москве. В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах, а также в залах и госпиталях Москвы. В репертуаре, помимо военной, симфоническая и эстрадно-танцевальная музыка. С оркестром выступали И.С. Козловский, Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. Гилельс, А.И. Хачатурян, Е.Ф. Светланов, И.К. Архипова и др. В разные годы оркестром руководили: генерал-майор С.А. Чернецкий (организатор оркестра), генерал-майор И.В. Петров, генерал-майор Н.М. Назаров, полковник Н.П. Сергеев, генерал-майор Н.М. Михайлов, полковник А.В. Мальцев; с 1993 начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны Российской Федерации полковник В.В. Афанасьев.

Х.М. Хаханян.

Отечественная война 1812

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отрадное

Отра́дное местность на севере Москвы, между реками Лихоборкой и Яузой, близ одноименной платформы железнодорожной ветки Лосиноостровская — Бескудниково. Соседствует на севере с Медведковом, на западе с Владыкином, на востоке со Свибловом, на юге с Главным ботаническим садом РАН. В конце XIX в. дачный посёлок. С конца 40-х гг. XX в. в черте Москвы, с 60-х гг. район массового жилищного строительства (проект застройки — архитекторы И.И. Ловейко, М.П. Кривоносов, Г.А. Гафт). В Отрадном находится учебно-опытное хозяйство Сельскохозяйственной академии «Отрадное» (Сигнальный проезд, 37). В связи со 150-летием восстания декабристов ряд улиц Отрадного назван их именами (улицы Пестеля, Бестужевых, Декабристов). Название сохранилось в наименовании Отрадного проезда. Станция метро «Отрадное».

«Отрадное»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Отра́дное» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии, расположена вблизи бывшего села Отрадное. Открыта в 1991. Архитекторы Л.Н. Попов, В.С. Волович. Выходы со станции — по подземным переходам на улицы Декабристов и Хачатуряна, к Северному бульвару и улице Санникова. В отделке белых путевых стен использован для цоколей тёмный мрамор. Станционный зал односводчатый. Свод разделён перегородками, на которых выполнены мозаичные панно на тему восстания декабристов 1825, портреты участников восстания на Сенатской площади, их жён, русских мыслителей и писателей XIX в. (авторы И.В. Николаев, Л. Анненкова). Пол выложен тёмным гранитом.

Офросимов Михаил Александрович

Офро́симов Михаил Александрович (1797, по другим сведениям, 1796—1868, Петербург), московский военный генерал-губернатор в январе 1864 — августе 1865, генерал от инфантерии (1856), член Государственного совета (с 1865). Из дворян Тульской губернии. Учился в Московском университетском Благородном пансионе. Военную службу начал в 1814 подпрапорщиком в лейб-гвардейском Измайловском полку. В 1825 переведён в лейб-гвардейский Егерский (Гатчинский), в 1826 — в Финляндский полк (с 1833 его командующий, с 1834 полковой командир). Участник русско-турецкой войны 1828—29. Командир 4-й гвардейской пехотной бригады (с 1839), 1-й гвардейской пехотной дивизии (с 1842). С 1845 состоял при главном начальнике военно-учебных заведений великом князе Михаиле Павловиче. С 1847 на различных командных должностях: начальник 2-й гвардейской пехотной дивизии, 2-го армейского корпуса и др. Находясь на посту московского военного генерал-губернатора, уделял внимание вопросам городского хозяйства (улучшение водоснабжения, воспрещение строительства деревянных бань в целях пожарной безопасности), рассматривал вопрос о возможности освещения Москвы «текучим газом» и др. Содействовал созданию Художественно-промышленного музея. При Офросимове в сентябре 1864 открылись Всероссийские выставки произведений сельского хозяйства и сельской промышленности, 3 июня 1865 — Мануфактурная выставка. В литературно-музыкальных кругах Офросимов получил известность как автор стихов (некоторые положены на музыку), переводов пьес для театра (одна из них — «Мальтийский кавалер» — имела шумный успех).

О.В. Кузовлева.

Охлопков Николай Павлович

Охлопков Николай Павлович (1900, Иркутск - 1967, Москва), режиссёр, актёр, народный артист СССР (1948). С 1923 в Театре имени Вс. Мейерхольда. В 1930-37 художественный руководитель Реалистического театра (поставил пьесу «Аристократы» Н.Ф. Погодина, 1935). В 1939-43 актёр и режиссёр Театра имени Евг. Вахтангова (постановки: «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва, 1940, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1942). С 1943 главный режиссёр Московского театра драмы (с 1954 Театр имени Вл. Маяковского); поставил спектакли: «Молодая гвардия» по А.А. Фадееву (1947), «Гамлет» У. Шекспира (1954), «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1960). Образность и условность театральных средств, которыми пользовался режиссёр, определяли яркую театральность его постановок. Огромное значение Охлопков придавал синтетической выразительности театрального искусства: музыка, пластичность мизансцен, принцип пространственной выразительности усиливали эмоциональное воздействие постановок Охлопкова. В «Медее» Еврипида (1961) игра актёров, хор, симфонический оркестр создавали целостное трагедийно напряжённое действие. Снимался в кино: Василий («Ленин в Октябре», 1937; «Ленин в 1918 году», 1939), Василий Буслаев («Александр Невский», 1938), комиссар Воробьёв («Повесть о настоящем человеке», 1948) и др. Руководил в ГИТИСе курсом мастерства режиссуры. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1949 - дважды, 1951 - дважды). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании Театра имени Маяковского - мемориальная доска.

Литература: Н.П. Охлопков. Статьи и воспоминания, М., 1986.

Охотничий клуб

Охо́тничий клуб Создан во второй половине XIX в., первоначально объединял любителей охоты, к концу XIX в. стал одним из культурных центров Москвы. Неоднократно менял адреса, с 1892 помещался в доме графов Шереметевых на Воздвиженке (д. 6, во дворе). В 1890-х гг. в помещении клуба шли спектакли Общества искусства и литературы под руководством К.С. Станиславского. Нравы членов Охотничьего клуба описал В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». После Октябрьской революции Охотничий клуб прекратил деятельность, в его здании размещалась Академия Генштаба РККА.

Охотный ряд

Охотный ряд в конце XIX в.

Охотный ряд в конце XIX в.

Москва.

Охо́тный ряд (бывшая Охотнорядская площадь, в 1933—55 площадь Охотного ряда, в 1961—90 часть проспекта Маркса), улица между Манежной площадью и Театральной площадью. Продолжение Моховой улицы, переходит в Театральный проезд. Была заселена уже в XV в.; в 1406 упоминается церковь Параскевы Пятницы, в 1458 — церковь Анастасии (напротив улицы Большая Дмитровка). В конце XV в. улицу пересекла дорога в Новгород, проходившая от Красной площади по Тверской улице, что привело к возникновению здесь постоялых дворов и кузниц. С 1565 в связи с близостью Опричного двора на северной стороне улицы (теперь чётной) стали селиться вельможи. В XVII в. здесь находились дворы князя Долгорукова, бояр Волынских, В.В. Голицына с каменными палатами дворцового типа; на средства Голицына была выстроена церковь Параскевы Пятницы (XVII в.). Другую сторону занимали торговые ряды, располагавшиеся вдоль улицы параллельно руслу р. Неглинной: Солодовенный, Житный и Мучной. В 1737 ряды сгорели и часть освободившейся территории отвели для размещения здесь Охотного ряда (лавок, где торговали битой птицей), ранее находившегося близ Моховой улицы, на современной Манежной площади. На участке напротив Тверской улицы был построен казённый новый Монетный двор (с 1742 в его здании размещалась Берг-коллегия). По плану 1775 в Охотном ряду должна была образоваться площадь, для создания которой в 1793 снесены церковь Анастасии и ряд других строений; лавки перенесены на южную сторону площади. На северной стороне, на углу Большой Дмитровки, в 1784—87 перестроили для Благородного собрания дом князя В.М. Долгорукова-Крымского (д. 2, архитектор М.Ф. Казаков). В 1812 деревянные лавки сгорели и были заменены каменными торговыми рядами. В XIX в. район Охотного ряда приобрёл исключительно торговый характер: там располагались лавки, склады, гостиницы, трактиры и т.п. В 1930 Охотный ряд реконструирован, почти вся старая застройка, в том числе палаты Голицына и церковь Параскевы, снесена, на этом месте — гостиница «Москва» (д. 7; 1935, архитекторы О.А. Стапран, А.В. Щусев и др.; вторая очередь — 1977, архитекторы А.Б. Борецкий, Д.С. Солопов, И.Н. Рожин) и Здание Совета труда и обороны (д. 12, 1933—36, архитектор А.Я. Лангман, ныне здание Государственной думы). Часть Охотного ряда исчезла в связи с образованием Манежной площади. С северной стороны на улицу выходят улицы Тверская и Большая Дмитровка.

Нумерация домов начинается со стороны Театрального проезда; на нечётной стороне стоит единственный д. 7 (гостиница «Москва»), на чётной — дома 10—12.

И.Л. Давыдова.

Охотный ряд в начале XX в.

Охотный ряд в начале XX в.

Москва.

«Охотный ряд»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Охо́тный ряд» (в 1955—65 имени Л.М. Кагановича, в 1965—90 «Проспект Маркса»), станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1935. Архитекторы Ю.А. Ревковский, Н.Г. Боров, Г.С. Замской. В оформлении вестибюлей и станционного зала участвовали А.В. Щусев, Д.Н. Чечулин, Л.И. Савельев, О.А. Стапран. Один вестибюль расположен в здании гостиницы «Москва» с выходами на улицу Охотный ряд, Манежную площадь и Тверскую улицу, другой выход — на Пушкинскую улицу и Театральную площадь через общий со станцией «Театральная» вестибюль. Пилоны станционного зала облицованы белым и серым мрамором. Стены покрыты белой керамической плиткой, пол выложен серым мрамором. В 1945 в центре зала сооружены лестницы в подземный переход на станцию «Театральная».

Охранное отделение

Охра́нное отделе́ние (в 1881 — 1903 Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в Москве), орган политического розыска в Москве и Московской губернии. Создан в 1880 как Секретно-розыскное отделение при Канцелярии московского обер-полицмейстера. Являлось органом Департамента полиции при Министерстве внутренних дел, но подчинялось непосредственно московскому градоначальнику. Деятельность Охранного отделения часто выходила за пределы Московской губернии, выполняя роль общероссийского центра политического сыска. В 1894 по инициативе и под руководством С.В. Зубатова при Охранном отделении создан «Летучий отряд филёров» (агенты наружного наблюдения) во главе с Е.П. Медниковым (в 1902 отряд переведён в Петербург и передан в ведение Департамента полиции). В 1903 Охранное отделение получило право просмотра почтово-телеграфной корреспонденции, на Московском почтамте создан «Чёрный кабинет», занимавшийся перлюстрацией писем. Аппарат Охранного отделения состоял из Канцелярии (5 отделов), где велось делопроизводство наблюдательной и розыскной деятельности, по исполнению запросов Губернского жандармского управления, наведению справок о месте жительства и политической благонадёжности, ведению протоколов обысков, задержания и др.; Особого отдела (с 1902; позднее Отдела наружного наблюдения, который руководил деятельностью «филёров»); Агентурного отдела (с 1910), ведавшего секретной агентурой; архива и регистратуры. Помимо официальных сотрудников в распоряжении Охранного отделения имелись секретные агенты. В 1909—13 при Охранном отделении существовало Временное регистрационное бюро, в обязанности которого входила проверка всех жителей и приезжих граждан, а также построек во время приездов в Москву императора Николая II (в 1909, 1912, 1913). Охранное отделение размещалось в Гнездниковских переулках (дом не сохранился). Ликвидировано в марте 1917; во время пожара погибла часть архива.

Литература: Цявловский М.А., Секретные сотрудники московской охранки 1880-х гг., «Голос минувшего», 1917, № 7—8; Членов С.Б., Московская охранка и ее секретные сотрудники, М., 1919; Ерошкин Н.П., История государственных учреждений дореволюционной России, 4 изд., М., 1997.

Е.Б. Тимофеева.

Очаковка

Река на юго-западе Москвы, правый приток р. Раменки. Длина около 10 км, в том числе 7,4 км в открытом русле (из них 1,2 км под водоёмами). Площадь бассейна 29,3 км2. Берёт начало из Ляхвинского оврага на склоне Теплостанской возвышенности, вблизи станции метро «Тёплый Стан». Пересекает проспекты Ленинский, Вернадского, Мичуринский, Боровское и Аминьевское шоссе. Принимает слева Воронинский овраг, справа Кукринский ручей, Бреховский овраг и р. Самородинку. В среднем и нижнем течении долина Очаковка сильно сужена. В пойме два пруда (общая площадь 7,6 га), в одном из которых водятся окунь, плотва, пескарь и ротан. Устье - у Мичуринского проспекта. Очаковка мощнее Раменки; в прошлом считалась главной рекой по отношению к ней, то есть правым притоком р. Сетуни (под названием Тропарёвка). Очаковка сильно загрязнена нефтепродуктами и солями тяжёлых металлов. Река придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. Истоки и долина реки (в Тропарёве) объявлены памятником природы. На берегах Очаковки находились деревни Брехово и Никулино, сёла Воронино, Богородское и Тропарёво.

Очаково

Оча́ково местность на западе Москвы, на левом берегу р. Очаковки, близ одноименной станции Киевского направления Московской железной дороги. Соседствует на северо-западе с Троекуровом, на северо-востоке с Матвеевским, на востоке с Никольским, на западе примыкает к МКАД. Название — от бывшего села; известно с XVI в. В конце XVIII — начале XIX вв. владение поэта М.М. Хераскова, в имении которого бывали многие деятели русской культуры XVIII в. Сохранилась церковь Димитрия Ростовского в Очакове (1757). После постройки в конце XIX в. линии железной дороги Очаково — дачная местность. С 1960 в черте Москвы, с начала 70-х гг. район массового жилищного и промышленного строительства. Название сохранилось в наименовании Очаковского шоссе, Большой Очаковской улицы, проездов.

Очистка сточных вод

Проводится в Москве для поддержания необходимого уровня благоустройства города и состояния воды в Москве-реке. Очистка сточных вод затруднена в Москве относительно малым дебитом приёмника сточных вод - Москвы-реки по сравнению с объёмом сточных вод, поступающих от населения, промышленных предприятий и транспорта. В XIX в. соотношение этих объёмов было благоприятным и в Москве-реке происходило самоочищение воды. В начале XX в. применение естественных методов биологической очистки (на полях орошения и полях фильтрации) обеспечивало удовлетворительные результаты. Интенсификация биологических методов очистки сточных вод на аэрационных станциях позволяла экономить на размерах площадей, отведённых под очистные сооружения. В 30-х гг. осуществлено увеличение водоносности Москвы-реки и повышение в её воде содержания кислорода, необходимого для процесса самоочищения реки от поступающих сбросов: в Москву-реку 11 м3/с, в р. Яузу с р. Лихоборкой 2 м3/с; после 1964 эти расходы увеличились соответственно до 30 м3/с и 5 м3/с.

Первоначально станции аэрации имели 2-ступенчатую систему - механическую и биологическую очистку. С целью углубления степени очистки сточных вод начиная с 50-х гг. разрабатываются и внедряются методы доочистки - третья ступень очистки, введённая на Зеленоградской станции аэрации с 1965 и на Курьяновской станции в 70-х гг. С 1988 очищенные на московских станциях аэрации сточные воды по вновь утверждённым нормативам считаются «недостаточно очищенными». В целом на московских станциях задерживается до 94% поступающих взвешенных веществ; на Зеленоградской станции после доочистки на песчаных фильтрах - до 99%. В 1993 расход сточных вод составлял 6 млн. м3 в сутки.

В.Г. Гейнц.

Очкин Алексей Дмитриевич

О́чкин Алексей Дмитриевич (1886, Москва — 1952, там же), хирург. Ученик В.Н. Розанова. Сын железнодорожного служащего. Окончил 2-ю Московскую гимназию (1905) и поступил на медицинский факультет Московского университета. Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 примкнул к эсеровской дружине, был арестован. После непродолжительного заключения в Таганской тюрьме освобождён и выехал в Германию. Осенью 1906 продолжил обучение в университете, окончил его в 1910, работал в Солдатёнковской больнице. В годы первой мировой войны по совместительству заведующий хирургическим госпиталем при Университете Шанявского и старший врач хирургического отделения в госпитале для увечных. В 1919 призван в действующую армию, попал в плен; после освобождения из плена — в 1-й Конной армии, главный врач 1-го хирургического госпиталя имени С.М. Будённого. С 1921 в Боткинской больнице (перед её хирургическим корпусом в 1955 установлен бюст Очкина, скульптор З.И. Азгур). В 1922 включён в кадровый состав Лечебно-санитарного управления Кремля. В 1925 во время операции М.В. Фрунзе давал наркоз, который и оказался наиболее вероятной причиной его смерти. С 1928 заведующий хирургическим отделением Кремлёвской больницы. В 1936 утверждён доктором медицинских наук без защиты диссертации; с 1938 профессор кафедры хирургии ЦИУ врачей. Депутат Моссовета с 1939. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Предыдущая страница Следующая страница