Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАН"-"ЦЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАН"-"ЦЕН")

Цандер Фридрих Артурович

Цандер Фридрих Артурович (1887, Рига-1933, Кисловодск), учёный и изобретатель в области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей летательных аппаратов. Окончил Рижский политехнический институт (1914). С 1917 вёл систематические исследования проблем ракетно-космической науки и техники, с 20-х гг. занимался разработкой теории и расчётом двигателей космических аппаратов. В 1929-32 построил и испытал реактивный двигатель на сжатом воздухе с бензином (ОР-1), в 1933 - реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином (ОР-2); разрабатывал проект ракеты «ГИРД-10». В 1931-32 председатель Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в 1930-31 преподавал в Московском авиационном институте. Именем Цандера в 1964 названа улица в районе проспекта Мира. На доме, где жил Цандер (Медовый переулок, 12), и здании, где размещался ГИРД (Садовая-Спасская улица, 19), - мемориальные доски.

Царёв Михаил Иванович

Царёв Михаил Иванович (1903, Тверь - 1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 - 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924-26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950-67 и 1970-85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы - А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935-37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 - в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964-86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения: Неповторимые мгновенья, М., 1975; Малый театр, М., 1976.

Литература: Коржевич Л., Путь актера, М., 1981; М. Царев. Сборник, М., 1983.

Царёвоборисовский пруд

Самый большой в Москве, в Орехово-Борисове и Сабурове, на р. Городне. Известен с XVI в. Площадь 86 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Через пруд по Борисовским мостам проходит Каширское шоссе, севернее - улица Борисовские пруды; между ними расположен одноименный пейзажный парк (площадь 237 га), который является продолжением парка в Царицыне. На северном берегу оборудован пляж. В 1983-84 проведена работа по очистке пруда и укреплению берегов. Борисовский пруд используется для отдыха, купания и прогулок на лодках.

Царицын Луг

Название в XVIII - начале XIX вв. местности на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, в районе современной Болотной площади; бытовало наряду с наименованием Болото. Предположительно, связано с торжествами в 1724 по случаю коронации императрицы Екатерины I, когда на лугу были устроены народные гулянья.

Царицыно

Церковь Троицы в Царицыне.

Церковь Троицы в Царицыне.

Москва.

Цари́цыно местность на юго-востоке Москвы. Соседствует на северо-западе с Ленино-Дачным, на востоке с Орехово-Борисовом, на юго-западе с Бирюлёвом. Известно с конца XVI в. как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. В XVII в. владение бояр Стрешневых, затем — князей Голицыных. В 1712 названо селом Чёрная грязь и подарено Петром I молдавскому князю Д.К. Кантемиру. Здесь провёл детские годы поэт А.Д. Кантемир. В начале XVIII в. заложен парк, сооружена церковь Троицы (1722; перестроена в 1765, трапезная и колокольня в 1883). В 1775 село куплено Екатериной II и названо Царицыно село (в статье об усадьбе Царицыно). С постройкой Московско-Курской железной дороги (1868) Царицыно — дачная местность. В 1939 территория Царицыно вошла в рабочий посёлок Ленино. С 1960 в черте Москвы.

«Царицыно»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Цари́цыно» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1984. Архитекторы В.А. Черемин, А.Л. Вигдоров. Выходы — по подземным переходам на Солнечную и Луганскую улицы. Станция колонного типа. В облицовке путевых стен использован красный и жёлтый мрамор, колонны отделаны белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Стены украшены мозаичными вставками, изображениями знамён, пронизанных прожекторными лучами. Над лестничными маршами, ведущими в вестибюли, — панно из флорентийской мозаики, посвящённые Москве (силуэты башен Кремля, Шуховской башни, заводских цехов и труб; художник А.Н. Кузнецов).

Царицынские пруды

Царицынские пруды в начале XX в.

Царицынские пруды в начале XX в.

Москва.

Цари́цынские пруды́ на юго-востоке Москвы, в Царицыне. Представляют собой систему прудов, сооружённых в XVIII в. на территории усадьбы Царицыно. Верхнецарицынский пруд на р. Язвенке, притоке р. Городни, занимает площадь 17 га; средняя глубина 3 м. На обрывистом берегу три разрушенных грота, связанных, по преданию, между собой подземным ходом. Нижнецарицынский пруд, расположенный в пойме р. Городни, занимает площадь 53 га; средняя глубина 2,5 м. Известен серповидным островом (диаметром около 100 м), который держится на сваях и был создан как «увеселительный лабиринт» для катающихся на лодках; использовался также как бивак, где конногвардейцы Екатерины II могли привести себя в порядок. Пруды отличались чистой, очень прозрачной водой; питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Используются как места отдыха и купания. Шипиловский проезд отделяет Царицынские пруды от Борисовского пруда. Царицынские пруды описаны И.С. Тургеневым в романе «Накануне».

Царицынские пруды в начале XX в.

Царицынские пруды в начале XX в.

Москва.

Царицынский ручей

Цари́цынский руче́й см. Язвенка

Царская ветка

Железнодорожная линия, построенная в 1890-х гг. для передачи царских поездов с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги на ближайший к царскому Петровскому дворцу Смоленский (ныне Белорусский) вокзал. Ответвляется от Октябрьской железной дороги между платформами Рижская и Останкино и в районе Шереметьевской улицы сливается с линией, соединяющей Курский и Белорусский вокзалы (в начале XX в. Царской веткой иногда называлась вся эта соединительная линия). Используется для передачи грузовых вагонов и в качестве подъездных путей предприятий, расположенных вдоль железнодорожных путей. Название сохранялось в старом (Царская ветка) и современным (Веткина улица) наименованиях. Иногда название Царская ветка, или Царская дорога, использовалось для временной железнодорожной линии, сооружённой в 1870-х гг. от Николаевской железной дороги к Ходынскому полю.

А.В. Рогачёв.

Царь-колокол

Царь-колокол.

Царь-колокол.

Москва.

Царь-ко́локол (первоначальное название Успенский большой колокол), уникальное произведение художественного литья, самый большой колокол в мире. Отлит в 1735 И.Ф. и М.И. Моториными. Обеспечение работы и надзор за её ходом осуществляла Главная контора артиллерии и фортификации (непосредственно капитан И. Глебов и инженер-капитан А. Рух). Высота 6 м 14 диаметр 6 м 60 см, весит свыше 12 тыс. пудов.

Указ императрицы Анны Ивановны об отливке был подписан 26 июля 1730. Предполагалось перелить повреждённый при пожаре в 1701 колокол работы А. Григорьева (1654; вес 8 тыс. пудов) с добавлением металла до 10 тыс. пудов. Вблизи колокольни «Иван Великий» на Ивановской площади Кремля в яме десятиметровой глубины проводилось сооружение формы. С января 1732 работали скульптор Ф. Медведев, пьедестальные мастера П.Ф. Кохтев, П.С. Галкин, П.Я. Серебряков, В. Кобылев (Кобелев) и формовщик П. Луковников. 26—29 ноября 1734 была произведена первая попытка отливки колокола, окончившаяся неудачей. На следующий день И.Ф. Моторин дал письменное объяснение случившемуся. Смерть не позволила мастеру осуществить вторую попытку, его дело завершил сын Михаил. Ему помогали крепостной отца Г.Л. Смирной и посадский Огородной слободы А.Ф. Моляров. В ночь на 25 ноября 1735 колокол был отлит. Вскоре после отливки началась чеканная отделка рельефов, однако она не была завершена из-за пожара 29 мая 1737, во время которого на колокол рухнула горящая кровля литейного амбара. Видимо, при тушении пожара водой из-за неравномерного охлаждения колокол получил 10 сквозных трещин, от него откололся кусок весом около 700 пудов. В литейной яме колокол оставался до 1836, когда был поднят и водружён на постамент, сооружённый по проекту А.А. Монферрана. По его же проекту была сделана и укреплена на ушах колокола медная держава с золочёным крестом.

Декор Царь-колокола рельефный, с ощутимыми чертами стиля барокко. Главное место отведено выполненным в рост портретам царя Алексея Михайловича (при котором отливался предшественник Царь-колокола) и императрицы Анны Ивановны. Над ними в овальных медальонах, скомпонованных по три, — погрудные изображения Иисуса Христа (дважды), Богоматери, Иоанна Предтечи, Святой Анны, апостола Петра. В двух картушах с изображениями ангелов размещена пространная надпись с изложением истории создания Царь-колокола. С 1978 за состоянием сохранности Царь-колокола ведут наблюдение специалисты-металловеды Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского.

Литература: Снегирев И.М., Мартынов А.А., Московский Царь-колокол, в книге: Русские достопамятности, т. 3, М., 1880; Богуславский Г.А., Царь-колокол, М., 1958; Костина И.Д., Царь-колокол и его создатели, «Вопросы истории», 1982, № 5; её же, К истории создания Царь-колокола, в сборнике: Колокола. История и современность. 1990, М., 1993; Дружинин О.Н., Дубровин Н.М., Логовинюк П.И., Сельгеев В.Н., Исследование и реставрация «Царь-колокола», в сборнике: Колокола. История и современность, М., 1985; Портнов М.Э., Царь-пушка и Царь-колокол, М., 1990.

И.Д. Костина.

Царь-пушка

Царь-пушка.

Царь-пушка.

Москва.

Царь-пу́шка памятник древнерусской артиллерии и литейного искусства. Ствол весит 40 т, его длина 5,34 м, калибр 890 мм, наружный диаметр 1200 мм. Царь-пушка отлита из бронзы в 1586 на Пушечном дворе мастером А. Чоховым. Предназначалась для стрельбы каменным «дробом» (картечью), в XVI—XVII вв. установлена в Китай-городе для обороны переправы через Москву-реку. В начале XVIII в. переведена во двор кремлёвского Арсенала, в начале XIX в. поднята на деревянный лафет, сгоревший в 1812. Существующие декоративные лафет и чугунные ядра отлиты в 1835. В 1843 Царь-пушка была перемещена к зданию Оружейной палаты, с начала 1960-х гг. помещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле. Реставрировалась в 1980.

Литература: Портнов М., Царь-пушка и Царь-колокол, М., 1990.

Цветаев Иван Владимирович

Цвета́ев Иван Владимирович (1847, село Дроздово Владимирской губернии — 1913, Москва), историк, филолог, искусствовед, академик петербургской Академии художеств (1903), член-корреспондент Петербургской Академии наук (1904). Родился в семье сельского священника. Отец поэтессы М.И. Цветаевой. В 1870 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в 3-й петербургской гимназии, затем профессор Варшавского (1872—73), Киевского (1876—77) университетов. С 1877 в Москве. Профессор Московского университета (с 1877), заведующий кафедрой теории и истории изящных искусств; одновременно хранитель отделения изящных искусств (с 1882), затем директор (с 1900) Румянцевского музея. Инициатор создания Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Организовал конкурс на разработку проекта здания музея, с конца 1890-х гг. совершал регулярные поездки в европейские страны для заказов слепков наиболее выдающихся скульптурных памятников мировой культуры. Получил на хранение в музее коллекцию древнеегипетских памятников В.С. Голенищева и собрание произведений итальянской живописи дипломата М.С. Щекина. Цветаев стал первым директором музея, открытого в 1912 (на здании музея — мемориальная доска). Жил в Трёхпрудном переулке, 8. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. История создания музея в переписке профессора И.В. Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах (1896—1912), т. 1—2, М., 1977; Каган Ю., И.В. Цветаев, М., 1987.

Цветаева Марина Ивановна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветков Иван Евменьевич

И. Е. Цветков с супругой.

И. Е. Цветков с супругой.

Цветко́в Иван Евменьевич (1845, село Астрадамовка Алатырского уезда Симбирской губернии - 1917, Москва), банковский служащий, коллекционер, основатель частной картинной галереи, действительный член петербургской Академии художеств (1903). Из семьи священника. Окончил математический факультет Московского университета (1873). С 1874 служил в Московском земельном банке. С 1881 коллекционировал произведения русских художников. Среди них - «Золотошвейка» В.А. Тропинина; портреты Г.Р. Державина, Е.Г. Тёмкиной работы В.Л. Боровиковского; портрет А.Д. Громовой работы И.Н. Крамского. Особенно богатой в собрании Цветкова была коллекция рисунков и акварелей. Среди них - работы К.П. Брюллова, В.М. Васнецова, М.Н. Воробьёва, А.П. Лосенко, В.Е. Маковского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, П.А. Федотова. В его собрание входили также скульптуры. Собрание Цветкова первоначально размещалось в его особняке в Кривоарбатском переулке, 5. В 1899-1903 по проекту В.М. Васнецова Цветков построил для коллекции двухэтажный каменный особняк (Пречистенская набережная, 29; ныне здание отдела Посольства Франции, в 1995 на нём установлена мемориальная доска в честь Цветкова). В декорации фасадов использованы типичные для «русского стиля» мотивы московского зодчества второй половины XVII в. Сложная бочкообразная кровля оживляет силуэт здания, придавая ему сходство с древнерусским теремом. Цветков подготовил и издал каталоги своей коллекции («Перечень картин и рисунков собрания И.Е. Цветкова», М., 1904; «Перечень художественных произведений Цветковской галереи», М., 1915). В 1909 Цветков передал особняк вместе с коллекцией в дар Москве; до конца жизни оставался хранителем галереи. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

После его смерти в феврале 1917 составлена опись собрания, поступившего по дарственному завещанию Цветкова. Оно включало 1966 произведений искусства, в том числе 429 картин, 1499 рисунков и 38 скульптур. В 1917-25 Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей, затем присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 в Государственную Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова; коллекция рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) остались в ГТГ, свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России.

Литература: Бакушинский А.В., Живопись и рисунки XVIII-XIX столетий в Цветковской галерее, М.-Л., 1925; Ненарокомова И., И.Е. Цветков и его галерея, в сборнике: Панорама искусств, в. 11, М., 1988.

Н.М. Полунина.

Здание Цветковской галереи.

Здание Цветковской галереи.

Москва.

Цветной бульвар

Цветной бульвар.

Цветной бульвар.

Москва.

Цветно́й бульва́р (до 1851 Трубный бульвар), между Трубной площадью на Бульварном кольце и Самотёчной площадью на Садовом кольце. Название — от находившегося здесь в XIX в. цветочного рынка. Возник в 1830-х гг. после заключения в трубу протекавшей здесь р. Неглинной. В XVII — XVIII вв. на месте современного бульвара был пруд, обсаженный деревьями. Бульвар застраивался домами купцов и мещан. В д. 22 жил В.Я. Брюсов, у которого часто бывали К.Д. Бальмонт, А. Белый, А.А. Блок, М.А. Волошин. С 1909 на Цветном бульваре размещался базар (д. 15), ныне — Центральный рынок (новые корпуса построены в 1956, в настоящее время идёт реконструкция рынка). В д. 9 (1906, архитектор И. Струков) в 1910-х гг. жил скульптор С.Д. Меркуров. В 1919 в д. 13 (здание бывшего цирка Саламонского) открыт Государственный цирк; в конце 1980-х — начале 90-х гг. построено новое здание цирка (современное название — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). В 1947 создана входная площадка со стороны Трубной площади (архитекторы Г.И. Луцкий, Н.Г. Минаев); в 1994 перед ней установлен памятник «солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». В 1948 открыт Дворец тяжёлой атлетики спортивного общества «Труд» (архитектор В.А. Бутузов и др.), в 1958 — первый в стране панорамный кинотеатр «Мир» (оба здания — под № 11). В 1980 выстроено административное здание (д. 2, архитекторы В.С. Андреев, К.Д. Кислова), в котором ныне размещается Общественно-политический центр. На Цветной бульвар выходит 1-й Колобовский переулок, от него отходят Малый Сергиевский и Малый Сухаревский переулки. Станция метро «Цветной бульвар».

«Цветной бульвар»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Цветно́й бульва́р» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1987. Архитекторы Р.И. Погребной, В.З. Филиппов. Вестибюль выхода (Ю. Шевердяев, М. Фельдман) находится на Цветном бульваре, вблизи Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и Центрального рынка. В отделке станции использован светлый мрамор. Фризы украшены медальонами с витражными вставками (автор В.Д. Каленский). Пол выложен тёмным гранитом и мрамором.

Цдри

ЦДРИ см. Центральный дом работников искусств

Центральная городская публичная библиотека имени Н.А. Некрасова

Центральная городская публичная библиотека имени Н. А. Некрасова.

Центральная городская публичная библиотека имени Н. А. Некрасова.

Москва.

Центра́льная городска́я публи́чная библиоте́ка и́мени Н.А. Некра́сова (с 1946) (Большая Бронная улица, 20/1). Основана в 1919 по инициативе библиотековеда А.А. Покровского (до 1972 её дир.). При библиотеке был образован «кабинет московского библиотекаря» - один из первых методических кабинетов в стране. В 1972 создан отдел литературы на национальных языках. В фондах (1995) свыше 1,5 млн. единиц хранения: издания гражданской печати XVII в., изоматериалы, книжные знаки из собраний Б.А. Вилинбахова, В.В. Величко, промышленная графика краеведческого характера К.И. Жевержеева и др. Ежегодно обслуживает около 50 тыс. читателей. Ведёт работу по москвоведению, собирает литературу о Москве, имеет сводный каталог и электронные базы данных литературы о Москве. В 1968-87 издавала библиографический указатель «Новая литература о Москве».

Литература: Центральная городская публичная библиотека имени Н.А. Некрасова, 1919-1989. Указатель литературы, М., 1988.

Д.Н. Бакун.

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького

Центра́льная киносту́дия де́тских и ю́ношеских фи́льмов и́мени М. Го́рького (улица Эйзенштейна, 8). Основана в 1915 купцом М.С. Трофимовым и называлась «Художественный коллектив "Русь"». С 1924 кинофабрика «Межрабпом-Русь», с 1928 «Межрабпомфильм», с 1936 на его базе создана киностудия детских художественных фильмов «Союздетфильм». В период Великой Отечественной войны работала на базе киностудии «Таджикфильм». С 1948 Киностудия имени М. Горького, с 1963 современное название. Среди фильмов: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Путёвка в жизнь» (1931), «Детство Горького» (1938), «Сельская учительница» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Живёт такой парень» (1964), «Мне двадцать лет» (1965), «А зори здесь тихие...» (1972), «Белый Бим Чёрное Ухо» (1977), «Через тернии к звёздам» (1981), «Маленькая Вера» (1988), «Мальчики» (1990), «Незабудки» (1994).

Центральная клиническая больница Московского патриархата

Центральная клиническая больница Московского патриархата.

Центральная клиническая больница Московского патриархата.

Центра́льная клини́ческая больни́ца Моско́вского патриарха́та Святителя Алексия митрополита Московского (Ленинский проспект, 27). Открыта в 1903 как больница для неизлечимых больных и богадельня имени Ивана и Александры Медведниковых, пожертвовавших в 1899 2 млн. рублей на строительство больницы «для неизлечимых лиц христианского вероисповедания и устройство приюта для идиотов и эпилептиков». Построена по проекту архитектора С.У. Соловьёва, использовавшего в духе неорусского стиля широкий набор декоративных элементов, почерпнутых из псково-новгородского зодчества XII—XVI вв. В дальнейшем — клиническая больница № 5; современное название с 1992. В 1995 имела 260 коек для оказания скорой помощи хирургическим, терапевтическим и неврологическим больным. На базе больницы работает городской Неврологический центр. Клиническая база Медицинского университета. При больнице — церковь Святителя Алексия.

М.Я.

Центральная клиническая больница Московского патриархата Святителя Алексия митрополита Московского

Центральная клиническая больница Московского патриархата Святителя Алексия митрополита Московского (Ленинский проспект, 27). Открыта в 1903 как больница для неизлечимых больных и богадельня имени Ивана и Александры Медведниковых, пожертвовавших в 1899 2 млн. рублей на строительство больницы «для неизлечимых лиц христианского вероисповедания и устройство приюта для идиотов и эпилептиков». Построена по проекту архитектора С.У. Соловьёва, использовавшего в духе неорусского стиля широкий набор декоративных элементов, почерпнутых из псково-новгородского зодчества XII-XVI вв. В дальнейшем - клиническая больница № 5; современное название с 1992. В 1995 имела 260 коек для оказания скорой помощи хирургическим, терапевтическим и неврологическим больным. На базе больницы работает городской Неврологический центр. Клиническая база Медицинского университета. При больнице - церковь Святителя Алексия.

М.Я.

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ) РАСХН

Центра́льная нау́чная сельскохозя́йственная библиоте́ка (ЦНСХБ) РАСХН (Орликов переулок, 3), координационный научно-методический и информационный центр по работе с сельскохозяйственной литературой для библиотек Российской Федерации. Основана в 1929 (открыта в 1930) на базе библиотеки Московского общества сельского хозяйства и Наркомзема РСФСР как Всесоюзная сельскохозяйственная библиотека, с 1934 в ведении ВАСХНИЛ, с 1991 - РАСХН. В фондах (1995) около 3,2 млн. единиц хранения (около 40% - иностранная литература): редкие отечественные издания, дореволюционная периодика, личный архив И.В. Мичурина и др. Ежегодно обслуживает свыше 30 тыс. читателей. Имеет систему каталогов (сводный иностранных книг, комплексно-системный и др.) и картотек. Издаёт библиографические указатели, централизованную информацию на карточках (свыше 50 серий). Член Международной ассоциации специалистов по сельскохозяйственной информации.

Д.Н. Бакун.

Центральная политехническая библиотека

ЦПБ

(Политехнический проезд, 2), центр библиографии по истории техники. Основана в 1864 как библиотека Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете; в 1923 преобразована в библиотеку Политехнического музея, в 1934 - в Государственную научно-техническую библиотеку Наркомпроса РСФСР, в 1940 - в Государственную политехническую библиотеку; в 1947 - в ЦПБ Всесоюзного общества «Знание»; с 1991 входит в комплекс Политехнического музея. В фондах (1995) свыше 3 млн. единиц хранения: литература по всем отраслям техники, промышленности, естественным наукам и др.; отечественные и зарубежные издания XVI-XX вв. Ежегодно обслуживает около 200 тыс. читателей. Имеет систему каталогов (в том числе по ГОСТам) и картотек («Репертуар русской технической книги за 1703-1926 гг.», «История фабрик и заводов» и др.). Издаёт библиографические указатели. Размещается в здании Политехнического музея.

Д.Н. Бакун.

Центральная средняя специальная музыкальная школа

ЦССМШ

при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (известна также как ЦМШ - Центральная музыкальная школа) (Малый Кисловский переулок, 4; бульвар Генерала Карбышева, 15). Организована в 1935 на базе Детской группы (основана в 1932) при Московской консерватории по инициативе А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, К.Н. Игумнова, К.Г.Мостраса, Л.М. Цейтлина и др. Первоначально были открыты отделы специальных фортепьяно и струнных смычковых инструментов, с начала 60-х гг. функционирует также отдел духовых и ударных инструментов (в 1952-58 существовал и хоровой отдел). Предметы общеобразовательного цикла учащиеся изучают в объёме средней школы. До 1957 курс обучения в ЦССМШ составлял 10 лет, затем - 11 лет. Среди окончивших ЦССМШ много музыкантов с мировым именем, в том числе А.Н. Пахмутова, Г.Н. Рождественский, В.Д. Ашкенази, Р.В. Тамаркина, Т.П. Николаева, Н.А. Петров, В.В. Крайнев, Л.Б. Коган, О.М. Каган, В.В. Третьяков, В.Т. Спиваков, Н.Г. Гутман, М.В. Плетнёв. В школе в разные годы преподавали: пианисты А.Д. Артоболевская, Е.П. Ховен, А.С. Сумбатян, Т.А. Бобович, Е.М. Тимакин; скрипачи А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич, Б.О. Сибор, Б.В. Беленький; виолончелисты Г.С. Козолупова, С.Н. Кнушевицкий; альтисты М.Н. Тэриан, Ф.С. Дружинин. При ЦССМШ - интернат для иногородних детей (Большой Кисловский переулок, 4).

Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов

Центра́льная сту́дия нау́чно-популя́рных и уче́бных фи́льмов см. Центрнаучфильм

Предыдущая страница Следующая страница