Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БОЛ"-"БОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БОЛ"-"БОР")

Большой Гнездниковский переулок

Большо́й Гнезднико́вский переу́лок отходит влево от Тверской улицы, пересекает Малый Гнездниковский переулок и выходит в Леонтьевский переулок. Прежнее название — по фамилии домовладельца (Шереметевский переулок). На месте д. 4 стояла церковь Николы в Гнездниках, известная с XVII в. Застройка переулка сложилась в основном на рубеже XIX и XX вв. Десятиэтажный дом 10 (1912, архитектор Э.К. Нирнзее) считался первым московским «небоскрёбом». В 1915 в подвале дома открылось кабаре «Летучая мышь» (ныне помещение учебного театра «ГИТИС»). В 1920-х гг. дом стал называться 4-м домом Моссовета. Кроме высокопоставленных государственных чиновников в нём жили писатели Д.Д. Бурлюк, К.И. Чуковский, архитектор Г.Б. Бархин. На первом этаже размещалось товарищество (затем издательство) «Советский писатель». также Гнездниковские переулки.

Большой зал Консерватории

Большой зал консерватории.

Большой зал консерватории.

Москва.

Большо́й зал Консервато́рии (Большая Никитская улица, 13), концертный зал, построен вместе с новым зданием Московской консерватории в 1895—1901 по проекту архитектора В.П. Загорского. Вместимость около 1800 мест (партер, ложи и два амфитеатра). На эстраде установлен один из крупнейших в мире органов (фирма «А. Кавайе-Колль в Париже»). На сцене могут одновременно разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200—250 человек. Открыт 7(20) апреля 1901. На концерте в честь этого события оркестр под управлением В.И. Сафонова исполнил произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, А.Г. Рубинштейна и Л. ван Бетховена. Стены Большого зала Консерватории украшают 14 портретов-медальонов классиков русской и западноевропейской музыки (работы скульпторов Н.К. Бондаревского, М.А. Суздальского и Н.П. Мещанинова). Над сценой — медальон-барельеф Н.Г. Рубинштейна, основателя Московской консерватории. Большой зал Консерватории предназначен в основном для проведения симфонических концертов, а также хоровых, органных и камерных вечеров. С 1990-х гг. зал находится в ведении консерватории, от имени которой концерты здесь проводят АО «Большой зал» и Московская государственная филармония.

В.А. Лихт.

Большой Златоустинский переулок

Большо́й Златоу́стинский переу́лок (в 1923—93 Большой Комсомольский переулок), между Мясницкой улицей и Маросейкой. Назван по располагавшемуся в нём Златоустовскому монастырю. При монастыре в XVII в. имелась слободка работных людей. В начале XIX в. ансамбль монастыря был перестроен М.Ф. Казаковым, владевшим соседним участком (на месте домов 9—11). После 1812 усадьба Казакова была разделена на три участка. Собственный дом Казакова (д. 11) сильно перестроен в 1875 (архитектор М.Д. Быковский). На участке № 9 в середине XIX в. стоял двухэтажный каменный дом, принадлежавший деду композитора А.Н. Скрябина. На его месте в 1913 построено здание обувной фирмы «И.Д. Баев» (архитектор И.С. Кузнецов). В конце XIX — начале XX вв. в переулке появились доходные дома: торговый дом Товарищества М.С. Кузнецова (д. 2, 1899—1903, архитектор Ф.О. Шехтель), гостиница с магазинами (д. 6, 1900, архитектор М.Ф. Бугровский) и др.

И.Л. Давыдова.

Большой Знаменский переулок

Большо́й Зна́менский переу́лок (в 1939—92 улица Грицевец, по имени лётчика, дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца), между Волхонкой и Знаменкой. Изгиб переулка объясняется тем, что его первоначальная трасса следовала стене Белого города и изгибу ручья Черторый. Ранее в переулке стояли 4 церкви: Ржевской Богоматери (у поворота переулка, на месте д. 9; снесена в 1929), Николая Чудотворца в Турыгине (на месте д. 2), Параскевы Пятницы (на месте д. 15; обе снесены в конце XVIII — начале XIX вв.) и Знамения Богоматери (на углу переулка и улицы Знаменки; снесена в 1931). Сохранившаяся малоэтажная застройка относится в основном к XIX в. Дома 1 и 2 занимала 1-я городская гимназия, д. 5 (1854) — богадельня при церкви Ржевской Богоматери; д. 8 (первая половина XVIII в., перестроен во второй половине XIX в.) перешёл от князей Шаховских к А.Е. Столыпину, прадеду М.Ю. Лермонтова, затем к Хованским, Трубецким и к купцам Щукиным (1882). Коллекционер и меценат С.И. Щукин разместил здесь своё собрание французской живописи конца XIX — начала XX вв. Дома 13 и 15 появились после пожара 1812; правая часть д. 13 построена в 1852 (здесь в 1926—38 жил композитор В.Я. Шебалин, у которого останавливался Д.Д. Шостакович). Фасад д. 15 оформлен в 1886; в 1845 в доме жил И.В. Киреевский. Дом 17 в 1826—30 принадлежал Д.В. Давыдову. В доходном доме (д. 4; 1908, архитектор А.Ф. Мейснер) жили историк Ю.В. Готье и аккомпаниатор Ф.И. Шаляпина композитор Ф.Ф. Кенеман.

Большой Знаменский переулок пересекает Колымажная улица.

И.Л. Давыдова.

Большой Каменный мост

Большой Каменный мост в конце XIX в.

Большой Каменный мост в конце XIX в.

Москва.

Большо́й Ка́менный мост через Москву-реку, расположен около Боровицких ворот Кремля и соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку с улицей Большая Полянка, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту. На месте современного Большого Каменного моста в XV в. существовал наплавной «живой» мост. В 1643 по указанию царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого каменного моста через Москву-реку. После смерти царя и Кристлера постройка была приостановлена, продолжена в 1682 и завершена в 1687 неизвестным русским монахом. Окончательно мост, названный Всехсвятским, был достроен в 1692. Позже мост получил название Большого Каменного, в отличие от малых каменных мостов на р. Неглинной и на рву, у восточной стены Кремля.

Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Проезжая часть выполнена со значительным подъёмом к середине, длина моста была 170 м, ширина 22 м. Въезд с левого берега осуществлялся сквозь Всехсвятские ворота стены Белого города (отсюда первое официальное название моста). Первоначально на другом конце моста была построена башня с 2-шатровым верхом. Из-за ветхости разобран и в 1858 заменён первым в Москве металлическим мостом, который имел три пролёта; речной пролёт перекрывали арки. В 1938 примерно на том же месте был построен современный Большой Каменный мост (инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус). Длина моста с подходами 487 м (речной пролёт 105 м, береговые — по 42,5 м), ширина 40 м. Проезжую часть моста ограждают мощные чугунные перила с чётким рисунком. С моста открываются панорама Кремля, вид на храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Большой Кисельный переулок

Между Рождественкой и Большой Лубянкой. Назван по жившим здесь «кисельникам», варившим кисель для поминок (рядом находились Рождественский, Сретенский и Варсонофьевский монастыри). В XVIII-XIX вв. на углу с Малым Кисельным переулком (между Большим Кисельным переулком и Рождественским бульваром) находилась усадьба князей Голицыных; на её территории в 1904 построен единственный в переулке многоэтажный дом (д. 11, архитектор А.В. Иванов). Остальные дома по нечётной стороне относятся к XIX в., а половина чётной стороны занята современным административным зданием (д. 1).

И.Д.

Большой Кисловский переулок

Большой Кисловский переулок (в 1949-92 улица Семашко), один из Кисловских переулков, между Воздвиженкой и Большой Никитской улицей. Его архитектурный облик в основном сложился к концу XIX в. Наиболее ранние здания - в начале переулка, в бывшей усадьбе прокурора М.В. Зиновьева (XVIII в.); д. 3/2 на углу с Нижним Кисловским переулком - особняк (построен после пожара 1812), где в 1830-40-х гг. жил А.Ф. Вельтман; д. 13 (левое здание - 1821). Дом 4 (первая четверть XIX в.), где жил драматург А.В. Сухово-Кобылин, перестроен в 1884 для женской гимназии, в которой учились М.И. Цветаева и В.В. Холодная. В меблированных комнатах Азанчевского (д. 1, 1887) жил Д.Н. Мамин-Сибиряк, в доходном доме (д. 4, рядом с гимназией) - А.В. Нежданова. Дом 10 принадлежал Никитскому монастырю. Дом 5 построен в 1928-30; в 1956-59 на нём установили памятные доски с барельефными портретами живших в этом доме писателя А.С. Новикова-Прибоя, невропатолога М.С. Маргулиса, наркома здравоохранения Н.А. Семашко, партийного и государственного деятеля В.Д. Бонч-Бруевича.

И.Л. Давыдова.

Большой Козловский переулок

Большо́й Козло́вский переу́лок между Мясницкой улицей и Большим Харитоньевским переулком. Назван по фамилии домовладельца середины XVIII в. Застройка относится к последней трети XIX—XX вв., в том числе два особняка (д. 4, 1874, архитектор П.С. Кампиони; перестроен в 1890, архитектор П.А. Дриттенпрейс; д. 5, 1888, инженер Б.В. Ростковский) и несколько доходных домов. В д. 2/46 (1874, архитектор И.П. Херодинов) жил художник К.Ф. Юон.

Большой Краснохолмский мост

Большой Краснохолмский мост.

Большой Краснохолмский мост.

Москва.

Большо́й Краснохо́лмский мост через Москву-реку, расположен на трассе Садового кольца, соединяет Таганскую площадь с улицей Зацепский вал, пересекающей Водоотводный канал по Малому Краснохолмскому мосту; отрезок между мостами проходит по Нижней Краснохолмской улице. Название моста связано с Таганским холмом, который прежде назывался Красным. Прежний 2-пролётный мост шириной 16 м, построенный в 1871—73, пересекал реку строго под прямым углом, нарушая направление магистрали, вследствие чего трасса Садового кольца в районе мостового перехода была сильно изломана. Новый мост, построенный в 1938 (инженер В.М. Вахуркин, архитектор В.Д. Кокорин), в соответствии с направлением Садового кольца, пересекает реку под углом 55°. Большой Краснохолмский мост — самый большой по длине пролёта среди арочных мостов Москвы. Общая длина с подходами 725,5 м (речной пролёт 160 м, береговые — по 40 м), ширина 40 м. Речной пролёт выполнен в виде стальной арки сплошного сечения; береговые пролёты — балочные из монолитного железобетона. От главного пролёта береговые отделяются промежуточными опорами в виде вытянутого 8-угольника, выступающего на фасад крупными объёмами, облицованными серым гранитом. Подходы моста устроены по железобетонным эстакадам, фасады которых закрыты вертикальными стенками. Внутренние помещения эстакад использованы для гаражей и авторемонтных мастерских. Мост производит внушительное впечатление своими размерами, мощными арками, крутым подъёмом проезжей части. Перила чугунные, литые, украшены орнаментом. Благодаря пересечению мостом Москвы-реки под углом участок Садового кольца от Павелецкого вокзала до Таганской площади превратился в первоклассную транспортную магистраль. В профиле трассы Садового кольца мост удачно использован для смягчения подъёма от уровня Садовнической улицы к высоким отметкам Таганской площади. После постройки в 1962 транспортного тоннеля на Таганской площади крутизна продольного профиля несколько уменьшилась.

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец.

Большой Кремлёвский дворец.

Москва.

Большо́й Кремлёвский дворе́ц в юго-западной части Кремля. На западе соседствует с Оружейной палатой, на севере к нему примыкают Теремной дворец и Грановитая палата. Фасад выходит на Москву-реку. Построен на месте княжеского дворца XV—XVI вв., включает церковь Рождества Богоматери XIV в., сохранившую после многочисленных перестроек белокаменное основание с перспективным порталом и изящным окном-розеткой. Строительство Большого Кремлёвского дворца начато по инициативе Николая I, осуществлялось в 1838—50 по проекту К.А. Тона группой архитекторов (Н.И. Чичаговым, В.А. Бакаревым, Ф.Ф. Рихтером). Возникшее в результате обширное и монументальное сооружение в виде каре с большим внутренним прямоугольным двором отличается суховатой рациональностью и жёстким геометризмом плана и объёмного решения, характерными для позднего классицизма. Вместе с тем по замыслу своих создателей он должен был воплощать в своих архитектурных формах подлинно национальный стиль и художественно быть связанным с древними постройками Кремля. Стал своего рода образцом официального русско-византийского стиля. Отличается ступенчатым построением объёмов: при высоте в два этажа главный корпус имеет верхний этаж в два яруса, окружённый открытой террасой, боковые корпуса выстроены в один этаж. Корпус великих князей поставлен отдельно и связан с основным зданием «висячим» арочным переходом. Живописный силуэт дворцу придаёт монументальный аттик с фигурной крышей и высоким флагштоком. Нарядные резные наличники, выполненные по образцам XVII в., украшают многочисленные окна, идущие протяжёнными, торжественными и несколько монотонными рядами по фасадам здания. Длина главного фасада 125 м, 700 отдельных помещений общей площадью около 20 тыс. м2. При строительстве, наряду с традиционными известняком и кирпичом, экзотическими породами дерева, уральскими отделочными камнями, применялись новые конструкции и материалы — металлические стропила, цемент, бетон. Дворец служил московской резиденцией императорской семьи, местом парадных приёмов. На первом этаже главного корпуса кроме служебных помещений находятся личные царские покои (так называемая собственная половина) — анфилада комнат, отделанных мрамором, малахитом, роскошно и эклектически украшенных скульптурой, лепниной, росписью, изделиями из бронзы, фарфора, резной позолоченной мебелью, декоративными тканями ярких цветов. На втором этаже расположены парадные покои и цепь парадных двухсветных залов, посвящённых русским военным орденам, в том числе Георгиевский зал (длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м). Перекрывающий его колоссальный кессонированный свод с белой лепниной и золочёным декором опирается на 18 мощных пилонов с приставными витыми полыми цинковыми колоннами; интерьер украшают монументальные статуи И.П. Витали, барельефы П.К. Клодта. Сохранилась отделка 8-гранного купольного Владимирского зала и камерного Екатерининского зала, в котором малахитовые пилястры с бронзовыми капителями эффектно сочетаются с серебристым муаром обивки стен и красным тоном драпировок. Андреевский (тронный) и Александровский залы полностью перестроены в 1933—34 И.А. Ивановым-Шицем в Зал заседаний Верховного совета. В настоящее время ведутся работы по воссозданию первоначальной планировки и декоративной отделки дворца.

М.В. Нащокина.

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Андреевский зал

Большого Кремлёвского дворца.

Москва.

Большой Москворецкий мост

Большо́й Москворе́цкий мост через Москву-реку, расположен недалеко от Спасских ворот Кремля, соединяет Красную площадь и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка, пересекающей Водоотводный канал по Малому Москворецкому мосту. На месте современного Большого Москворецкого моста с 1498 существовал наплавной «живой» мост на пути, соединяющем Тверскую дорогу с Серпуховской. В 1789 наплавной мост был заменён деревянным свайным, перестроенным в 1829: возведены каменные быки для 3 деревянных арочных пролётных строений по 28 м. В 1870 пролётные строения моста сгорели, вместо них в 1872 были сооружены металлические. Название получил по близлежащей Москворецкой улице, которую мост соединял с улицей Балчуг.

Современный Большой Москворецкий мост построен в 1938 (инженер В.С. Кириллов при консультации А.В. Щусева, архитекторы Щусев и И.Г. Сардарьян). Длина с подходами 554 м, ширина 40 м. Мост 3-пролётный, выполнен из монолитного железобетона, высоко поднят над водой для пропуска речных судов. Пандус левого берега опускает проезжую часть до уровня спуска с Красной площади; на правом берегу пандус заканчивается перед Чугунным мостом через Водоотводный канал.

Большой Москворецкий мост решён в крупных лаконичных формах. Фасады облицованы розовым гранитом, что гармонирует с цветом стен Кремля. Над выступами устоев на мосту — балконы, с которых открывается панорама набережных Москвы-реки, Васильевского спуска, Кремля и Красной площади. Вся проезжая часть моста и балконы ограждены каменным парапетом.

Большой Московский Государственный цирк

На проспекте Вернадского (проспект Вернадского, д. 7) крупнейший в мире стационарный цирк (3300 мест). построен по проекту коллектива архитекторов под руководством Я.Б. Белопольского. Открыт в 1971. Имеет быстро сменяющиеся манежи - универсальный конный, иллюзионный, для водяных пантомим и феерий и др., системы радио-, кино-, звуко-, свето- и других устройств. Среди постановок: «Огни нового цирка» (1971), «Москва встречает друзей» (1973), «Сегодня в цирке фестиваль» (1974), «Баллада о смелых» (1975), «Русская зима» (1976), «Звёзды олимпийской арены» (1980), «Космический взлёт» (1982), «Цирковое рандеву» (1994), «Цирковая круговерть на льду и на манеже» (1995). С 1993 проводится один раз в два года Открытый конкурс клоунады и эксцентрики имени Л. Енгибарова совместно с государственной компанией «Российский цирк» и Училищем циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша). См. также Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

Большой посад

Название части территории Москвы, заселённой торговцами и ремесленниками. Возник в XII в. на берегу Москвы-реки, под Боровицким холмом, и в Зарядье. В XII-XIII вв. большая часть Посада располагалась на территории современного Кремля. В XIII в. на Посаде построен один из первых московских монастырей - Богоявленский. К концу XIV в. Посад простирался до современного Китайгородского проезда. В конце XV в. посадское население было вытеснено с территории Кремля. В XV-XVI вв. на Посаде возникли дворы бояр и духовенства, многочисленные подворья. Ремесленники были оттеснены в Зарядье, торговцы - в Замоскворечье. После постройки вокруг Посада Китайгородской стены стал называться Китай-городом.

Большой Садовый пруд

Большо́й Садо́вый пруд Академический пруд, на севере Москвы, расположен на территории парка Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Сооружён в середине XVIII в. на территории усадьбы Петровско-Разумовское, в пойме р. Жабенки. Площадь 19,0 га. Средняя глубина 2,0 м. Питание главным образом из Химкинского водохранилища. Берега укреплены железобетонными плитами. Имеются песчаный пляж и лодочная станция. Пруд используется для купания и прогулок на лодках. Близ пруда — стадион «Наука».

Большой симфонический оркестр

Большо́й симфони́ческий орке́стр см. Академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского Министерства культуры Российской Федерации (БСО).

Большой Спасоглинищевский переулок

Большо́й Спасоглини́щевский переу́лок (в XVII в. Горшечный, в 1962—93 улица Архипова), между улицами Маросейкой и Солянкой. Назван по церкви Спаса Преображения в Глинищах, стоявшей в Малом Спасоглинищевском переулке (упоминается в 1460, снесена в 1931). К концу XVIII в. в переулке было несколько каменных зданий: дом виноторговца А.Я. Уварова, где жил художник А.Е. Архипов (д. 4; в 1966 на фасаде установлена мемориальная доска); дом капитана А.И. Алабова (д. 9/1). После расчистки от ветхих строений на нечётной стороне остался только д. 3; красная линия переулка до углового д. 9/1 не застроена, что является редким исключением для переуплотнённых переулков центральной части города. В 1906—11 построена Московская Хоральная синагога (д. 10; архитектор Р.И. Клейн, по проекту архитектора С.С. Эйбушитца).

И.Д.

Большой театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Большой Устьинский мост

Большо́й У́стьинский мост мост через Москву-реку, расположен на пересечении Москвы-реки с Бульварным кольцом, у устья р. Яузы, над которой находится Малый Устьинский мост. Мост соединяет Яузский бульвар с Садовническим проездом, пересекающим Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту. Построен в 1938 (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц и Д.М. Соболев). Сохранил название арочного моста, построенного в 1881. Длина моста с подходами 478 м, ширина — 40 м. Речной пролёт длиной 134 м состоит из шести металлических арок сплошного сечения; береговые пролёты по 50,5 м перекрыты железобетонными балками. Набережный проезд, проходящий под береговым пролётом моста, выходит на Малый Устьинский мост. На правом берегу Москвы-реки мост вдаётся в Бульварное кольцо в Замоскворечье; на левом берегу — выходит к площади Яузские ворота. Мост входит в транспортную развязку у Яузских ворот. Взаимное расположение двух мостов — Большого через Москву-реку и Малого через р. Яузу — на разных уровнях соответствует выразительному рельефу местности и образует своеобразную ярусную мостовую композицию.

Большой Харитоньевский переулок

Большо́й Харито́ньевский переу́лок между Чистопрудным бульваром и Садовой-Черногрязской улицей. Назван по церкви Харитония в Огородниках (д. 11, 1654, снесена в 1935; на её месте - школа и памятник Н.А. Некрасову, 1960, скульптор И.М. Чайков). Проходил по территории царской Огородной слободы. В XVIII в. название Харитоньевского переулка носила часть переулка от бульвара до церкви Харитония; второй отрезок назывался Хомутовкой (по фамилии дворовладельца). Уже в XVII в. на землях слободы стали селиться состоятельные владельцы. На углу Большого Харитоньевского переулка и Большого Козловского переулка, за д. 15, - палаты дьяка А. Ратманова (конец XVII в.), в конце XVIII в. перешли к князю И.П. Козловскому. Дом 21 - палаты конца XVII в. (реставрированы в конце XIX в. архитектором Н.В. Султановым), в начале XVIII в. принадлежали вице-канцлеру П.П. Шафирову, позже секретарю А.Д. Меншикова - А. Волкову, с 1727 - князьям Юсуповым (ныне в здании - Президиум РАСХН). Участки 21 и 22-24 также принадлежали Юсуповым (в д. 21, левая часть, в 1801-03 жила семья Пушкиных); на участке 22-24 располагались знаменитый юсуповский сад (в 1895 на его территории построен «Городской дом трудолюбия имени М.А. и С.Н. Горбовых», д. 24а, архитектор И.П. Машков) и комплекс зданий с театром (д. 24, средняя часть - 1794, боковые части - 1825-26, архитекторы В.Г. Дрегалов, Е.Д. Тюрин; с 1836 - Работный дом). В начале XIX в. участком 8 владел граф А.Л. Санти, в 1803-05 сюда из юсуповского дома переехала семья Пушкиных (в 1891 архитектор Н.В. Карнеев построил на его месте здание бесплатной лечебницы Общества военных врачей). Участок 12 принадлежал Е.П. Херасковой (застроен доходными домами, 1911, архитектор Г.А. Гельрих, и домом кооператива «Научные работники», 1927). В доме советника М.В. Мясоедова на участке 3-5 жил Е.А. Баратынский; участок застроен домами 3 (архитектор О.Г. Пиотрович) и 5-7 (1976, архитектор Л.С. Аранаускас и др.). Дом 17 принадлежал отцу драматурга А.В. Сухово-Кобылина. На углу с Малым Харитоньевским переулком до 1930-х гг. стоял деревянный дом (начало XIX в.), известный как «дом Татьяны Лариной» (ныне сквер с памятником академику С.А. Чаплыгину, 1960, скульптор З.М. Виленский). В д. 1/5 (1830-е гг.) находилась редакция газеты «Листок». В 1900 построен д. 10 - особняк фабриканта Н.С. Грибова, в 1927 - жилой д. 9 (архитектор В.Е. Дубовской).

И.Л. Давыдова.

Бон

См. Фрязин.

Бон Фрязин

Бон Фря́зин итальянский архитектор, работал в Москве в начале XVI в. В 1505—08, основываясь на опыте северо-итальянского крепостного строительства, возвёл столпообразную 8-гранную 3-ярусную церковь-колокольню Иоанна Лествичника, известную как «Иван Великий», — основную вертикальную доминанту Кремлёвского ансамбля, а длительное время и всей Москвы, впечатляющий памятник-монумент эпохи становления русского централизованного государства. Бон Фрязин, предположительно, идентифицируется с Мастробаном, посланным в 1508—09 вместе с мастером Бартоломеем строить крепость Дорогобуж.

Бондаренко Илья Евграфович

Бондаре́нко Илья Евграфович (1870, Уфа — 1947, Москва), архитектор, историк архитектуры. Из семьи ремесленника, владельца скобяной лавки. Учился в МУЖВЗ (1887—90), одновременно работал в мастерской А.С. Каминского; в 1891—1894 завершил архитектурное образование в Цюрихском политехническом институте. После возвращения в Москву в 1895—96 сотрудничал с Ф.О. Шехтелем, затем открыл собственное архитектурное бюро. Сблизившись с С.И. Мамонтовым, тесно общался с членами его кружка — К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, В.А. Серовым; за Бутырской заставой построил для Мамонтова керамическую мастерскую «Абрамцево». В 1904—05 опубликовал альбом (в 3 выпусках) «Архитектурные памятники Москвы». Во второй половине 1900-х гг. Бондаренко выступил как один из пионеров и наиболее ярких представителей неорусского стиля. Благодаря близкому знакомству с Морозовыми, Щукиными и другими выходцами из богатых старообрядческих семейств он получил возможность спроектировать и построить несколько старообрядческих храмов, среди которых особой оригинальностью форм, романтичностью архитектурного образа выделяются церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке (д. 17; 1907—08) и церковь Покрова (Покровско-Успенской общины) в Гавриковом переулке (д. 29; 1908—11). Тонкий знаток архитектуры московского классицизма, Бондаренко в 1912 опубликовал монографию «Архитектор Матвей Федорович Казаков», в которой практически первым определил место этого мастера в истории русской культуры. После 1917 отошёл от архитектурной практики, но деятельно занимался проблемами охраны памятников архитектуры, исследованиями творчества московских зодчих, участвовал в создании Музея русской архитектуры. Урна с прахом в колумбарии Донского кладбища.

Литература: Овсянникова Е.Б., «Архитектор-художник», в сборнике: Краеведы Москвы, вып. 3, М., 1997.

Бондарчук Сергей Фёдорович

Бондарчу́к Сергей Фёдорович (1920, село Белозёрка Одесской области — 1994, Москва), актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980). В 1948 окончил ВГИК (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Дебютировал как актёр в фильме «Молодая гвардия» (1948). Психологической тонкостью и лиризмом отмечены его чеховские роли: доктор Дымов («Попрыгунья», 1955) и Астров («Дядя Ваня», 1971). Среди лучших работ — образы современников в фильмах «Серёжа» (1960) и «Судьба человека» (1959, по М.А. Шолохову), который стал также и его режиссёрским дебютом. В дальнейшем Бондарчук совмещал работу актёра и режиссёра: сыграл Пьера Безухова в своей экранизации «Войны и мира» Л.Н. Толстого (4 серии, 1966—67), Емельяна в экранизации «Степи» А.П. Чехова (1977) и др. Среди других постановок Бондарчука: масштабно-эпические картины «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Красные колокола» (1984) и др. С 1971 преподавал во ВГИКе (с 1974 профессор), руководил режиссёрской и актёрской мастерской (совместно со своей женой, актрисой И.К. Скобцевой). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1952, 1984). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Ханютин Ю., С. Бондарчук, М., 1962; Высторобец А.И., С. Бондарчук, М., 1991.

Борзов Александр Александрович

Бо́рзов Александр Александрович (1874, Воронеж - 1939, Москва), физикогеограф и геоморфолог, создатель школы исследователей рельефа и ландшафта Русской равнины, профессор (1918), заслуженный деятель науки РСФСР (1935). Окончил Московский университет (1899). Ученик Д.Н. Анучина. В 1900-35 работал в Румянцевской библиотеке (ныне РГБ). Одновременно преподавал географию в средних учебных заведениях, с 1913 - в Московском университете (с 1926 заведующий кафедрой физической географии, директор НИИ географии). Исследовал рельеф Москвы и Подмосковья. Автор путеводителя (совместно с Л.И. Семихатовой) «Географические экскурсии под Москвой» (2 изд., 1933) и первого свода по геоморфологии Европейской части СССР (1934); определил закономерности развития асимметрии долин и междуречий (правило Борзова). В 1927-38 главный редактор журнала «Землеведение». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Борис Годунов

Бори́с Годуно́в (около 1552—1605, Москва), царь (избран Земским собором 17 февраля 1598). Сын боярина Фёдора Годунова. Возвышению Бориса Годунова способствовали женитьба на дочери Малюты Скуратова Марии (около 1570) и брак царевича Фёдора Ивановича с сестрой Бориса Годунова — Ириной (около 1574). С 1577 кравчий, с осени 1580 боярин. В 1587—98 при царе Фёдоре Ивановиче фактический правитель государства. Стремился преодолеть хозяйственную разруху в стране. В городах проводилось «посадское строение», распространившее крепостнические порядки на город и увеличившее налоги. В 1589 Борис Годунов добился учреждения патриархии в Москве. Уделял большое внимание каменному строительству в Москве. В 1585—93 московские посады были защищены второй линией укреплений — стеной Белого города. В 1591—92 возведён Земляной вал (протяжённость 15 км), за быстроту постройки прозванный Скородомом. Подошедшие в июле 1591 к Москве войска хана Казы-Гирея (заняли позиции у Котлов и Воробьёвых гор) отступили, не пытаясь атаковать русские войска, стоявшие около Донского монастыря.

Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Кремля 3 сентября 1599. В 1600 по указу Бориса Годунова была надстроена колокольня «Иван Великий» (высота 81 м), получившая в московском разговорном обиходе название «Годунов столб», поставлен «храм каменный Николы Чудотворца в Стрелецкой слободе, за Арбатскими воротами, в Деревянном городе» (Николая Явленного церковь). При Борисе Годунове в Москве появились первые богадельни («у Моисея пророка на Тверской улице, напротив Пушечного двора» и «богадельня на Кулишках»), для устройства которых из Пскова были взяты три старицы-мирянки. В 1601 сооружён первый водопровод, подававший воду из Москвы-реки на Конюшенный двор. Перестроен и расширен каменный Воскресенский мост через р. Неглинную. Голод 1601—03, вызванный неурожаем, охватил и Москву, где были организованы раздача денег голодающим, общественные работы по строительству каменных палат «на взрубе, где были царя Ивана хоромы», продавалось зерно из царских житниц. Хлынувший в Москву народ ещё более усугубил положение в столице. 14 мая 1603 в Москве был установлен особый порядок управления, чтобы «на Москве по всем улицам и по переулкам и по полым местам и подле городов боев и грабежов, и убийства и татбы и пожаров, и всякого воровства не было...». Москва была разделена на 11 округов (Кремль, 2 округа в Китай-городе, 8 округов в Белом и Деревянном городах), во главе которых стояли видные бояре и окольничие. Переулки и «полые места» патрулировали отряды стрельцов. Несмотря на усиление мер безопасности, в Москве и окрестностях появились шайки «разбоев». Недовольству различных слоёв населения политикой Бориса Годунова способствовало его поражение в борьбе с Лжедмитрием I. В разгар борьбы с самозванцем Борис Годунов внезапно умер. Первоначально похоронен в Архангельском соборе Кремля, перезахоронен в Варсонофьевском монастыре (могила не сохранилась), затем в Троице-Сергиевом монастыре.

Литература: Скрынников Р.Г., Борис Годунов, М., 1983; его же, Россия накануне «смутного времени», 2 изд., М., 1985.

Е. Куксина.

Борисов Олег (Альберт) Иванович

Бори́сов Олег (Альберт) Иванович (1929, Киев — 1994, Москва), актёр, народный артист СССР (1978). В 1951 закончил в Москве Школу-студию МХАТ, работал в Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки, в лениградском Большом драматическом театре имени М. Горького (1964—83). С 1983 жил в Москве, играл во МХАТе (с 1987 МХАТ имени А.П. Чехова), с 1989 — в Центральном академическом театре Советской Армии (с 1993 Центральный академический театр Российской Армии). С 1961 снимался в кино. Начав и в театре и в кино с ролей ярко комедийного плана (фильм «За двумя зайцами», 1961), с конца 1960-х гг. перешёл к воплощению сложных драматических и трагических образов. Борисову были свойственны парадоксальность актёрского видения, неожиданное сочетание эмоциональности и аналитичности, ироничности и душевности, склонность к гротесковой остроте. Среди ролей во МХАТе: Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова, 1985), Он («Кроткая» по Ф.М. Достоевскому, 1985). Вершиной театрального творчества Борисова стал психологически сложный образ Павла I (одноименная пьеса Д.С. Мережковского, 1989, ЦАТСА). Искренность интонации, своеобразие актёрской пластики сделали Олега Борисова одним из популярнейших киноартистов 1960 — 1990-х гг. (роли в фильмах: «Дайте жалобную книгу», 1965, «Рабочий посёлок», 1966, «На войне, как на войне», 1969, «Женитьба», 1978, «Остановился поезд», 1982, «Парад планет», 1984, «Слуга», 1989, «Армавир!», 1991; телефильм «Крах инженера Гарина», 1973, «Рафферти», 1980, «Подросток», 1983). Государственная премия СССР (1978, 1991).

Литература: Кинкулькина Н., О. Борисов, Л., 1973.

Борисово

Бори́сово местность на юго-востоке Москвы. Соседствует на востоке с Братеевом и Зябликовом, на северо-западе с Сабуровом, на западе с Царицыном, на юге с МКАД. Название — от бывшего села, известного с XVI в. как вотчина Бориса Годунова. Близ Борисова — самый большой в Москве Борисовский пруд. С 1960 в черте Москвы, часть района массового жилищного строительства Орехово-Борисово. Название сохранилось в наименовании улицы Борисовские пруды.

Борисовские мосты

Бори́совские мосты́ через Борисовский пруд, на трассе Каширского шоссе, в юго-восточной части Москвы. Расположенные параллельно Верхний и Нижний Борисовские мосты построены в 1972 (инженер О.В. Сосонко, архитектор К.П. Савельев). По мостам осуществляется раздельное движение транспорта в противоположных направлениях. Насыпной остров в центре пруда делит каждый мост на два участка длиной по 102 м (284 м с подходами), ширина каждого моста по 21 м. Пролётные строения (длиной 31 и 39 м) выполнены из предварительно напряжённого железобетона.

Борисовский Вадим Васильевич

Борисо́вский Вадим Васильевич (1900, Москва — 1972, там же), альтист, педагог, народный артист РСФСР (1965). Из богатой семьи, давшей ему широкое образование. Одновременно поступил в Московский университет и в консерваторию (класс скрипки М.И. Пресса; на альте занимался у В.Р. Бакалейникова). В 1922 впервые выступил как альтист в концерте с К.Н. Игумновым. Работал как скрипач и как альтист в оркестрах, в том числе Большого театра. В 1923—66 участник (альт) квартета имени Л. ван Бетховена. Выступал в ансамбле с Л.Н. Обориным, А.Б. Гольденвейзером. Искусство Борисовского высоко ценил Н.Я. Мясковский. Борисовский — глава современной альтовой школы. С 1925 преподавал в Московской консерватории (с 1935 профессор, в 1950 — 1972 заведующий кафедрой альта). Среди его учеников Р.Б. Баршай, Ф.С. Дружинин, Г.И. Матросова, Д.В. Шебалин, Ю.А. Башмет. Борисовский первым в России начал активно концертировать как исполнитель на виоль д'амур. В содружестве с ним скрипичный мастер Т.Ф. Подгорный создал концертный тип альта, обладающий прекрасными звуковыми качествами (до 1936 Борисовский играл на инструменте Подгорного, затем приобрёл альт работы Гаспаро да Сало). Борисовский — автор редакций сочинений для альта, транскрипций и переложений. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Юзефович В., В. Борисовский — основатель советской альтовой школы, М., 1977.

В.Ю. Григорьев.

Борисовский пруд

См. Царёвоборисовский пруд.

Боровицкая башня

Боровицкая башня Кремля.

Боровицкая башня Кремля.

Москва.

Борови́цкая ба́шня западная угловая проездная башня Кремля. Выходит в Александровский сад близ Большого Каменного моста. Построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари на месте древнейшего въезда в Кремль. Название — от Боровицкого холма. В XVII—XIX вв. официально называлась Предтеченской — от церкви Иоанна Предтечи в Кремле (разобрана при строительстве Оружейной палаты). Квадратная в плане башня имела пять боевых ярусов, на верхней площадке — бойницы навесного боя. Прикрывавшая ворота отводная стрельница пристроена сбоку с учётом поворота стены. Сооружённый в начале XVI в. каменный арочный мост через р. Неглинную был снесён в 1821 при разбивке Александровского сада. В конце XVII в. Боровицкая башня увенчана шатром (в отличие от других башен имеет ярусное пирамидальное основание). В 1812 башня пострадала от взрыва, устроенного отступавшими французскими войсками; восстановлена в 1817—19 архитектором О.И. Бове. В 1935 на башне установлена звезда. Высота её до звезды 50,7 м, со звездой 54,05 м. В ходе реставрационных работ в 1970-х гг. восстановлены белокаменные украшения, в том числе щит с гербом Москвы над воротами, а также подвальные палаты.

Боровицкая площадь

Борови́цкая пло́щадь, площадь между Большим Каменным мостом, улицами Манежной, Моховой, Знаменкой, Волхонкой; прилегает к Боровицким воротам Кремля. От Боровицких ворот через р. Неглинку был перекинут деревянный Боровицкий мост, от которого в XIV-XV вв. начиналась Знаменка, где стоял загородный двор князя И.Ю. Патрикеева (в 1493 двор снесён по указу великого князя Ивана III о расчистке 110-саженной полосы под кремлёвскими стенами в противопожарных целях). В XVI в. по повелению царя Ивана IV Грозного между Троицкими и Боровицкими воротами был разбит Аптекарский сад, близ которого, вероятно, уже в XVI в. находилась стрелецкая слобода. Со стороны Троицких ворот лежало незастроенное пространство, где в XVIII в. хранились строительные материалы для Большого Кремлёвского дворца. После упразднения слободы в 1699 её земли перешли в частные руки. Вблизи Боровицких ворот дворы были пожалованы Никите Зотову и Афанасию Вяземскому. В последней четверти XVIII в. Боровицкую площадь занимали немногочисленные лавки и частные дворы, главным образом служителей кремлёвских церквей (в том числе отца архитектора В.И. Баженова). Фактически площадь образовалась после строительства нового Большого Каменного моста и сноса первых домов по Знаменке (1938); в 1972 снесены последние дома по Моховой улице. Ныне оформленная архитектурно-градостроительно Боровицкая площадь представляет собой транспортную развязку у Большого Каменного моста.

И.Л. Давыдова.

«Боровицкая»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Борови́цкая» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1986. Архитекторы Л.Н. Попов, В.С. Волович. Выходы со станции находятся на Боровицкой площади. В оформлении станционного зала использованы светлый мрамор и красный кирпич, которым выложены ниши станционного зала и стены переходов и лестниц. Торцевая стена украшена керамическим панно с рельефным изображением Кремля и стилизованной кроной могучего дерева, в которой выполнены портреты представителей народов, живущих в России (художник И. Николаев). Станция связана переходами со станциями «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад». Пол выложен тёмным гранитом и мрамором.

Боровицкий мыс

См. Кремлёвский холм.

Предыдущая страница Следующая страница