Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФЬО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФЬО")

Фили-Кунцевский лесопарк

Расположен на западе Москвы, между Москвой-рекой, улицами Новозаводской и Большой Филёвской, Рублёвским шоссе и Крылатской улицей. Находится в пределах Теплостанской возвышенности, на крутом оползневом склоне вдоль правого берега Москвы-реки, прорезанном глубокими оврагами и балками. Площадь 280 га. Создан на основе бывшей усадьбы Нарышкиных и прилегающих к ней лесов. В 1978 объявлен памятником садово-паркового искусства. Восточную часть Фили-Кунцевского лесопарка занимает Филёвский парк культуры и отдыха (1947).

Фили-Кунцевский лесопарк - самый крупный в западной части города массив широколиственного леса. Здесь преобладают 90-100-летние липняки. Имеются дубняки (большая часть старше 140 лет), березняки, кленовые насаждения. От бывших сосновых лесов сохранились 120-130-летние сосны. Переувлажнённые участки заняты черноольшаниками, есть даже редкий для Москвы 130-летний вязовник. В Фили-Кунцевском лесопарке сохранился старый яблоневый сад; в парковых насаждениях большое число чужеземных декоративных видов деревьев и кустарников. По богатству флоры и числу редких видов растений Фили-Кунцевский лесопарк занимает в Москве одно из первых мест. Он уникален по разнообразию мхов (около 125 видов). Среди травянистых растений широко представлены не только характерные для липняков и дубняков осока волосистая, пролесник, купена многоцветковая, медуница, звездчатка жестколистная и др., но и свойственные бывшим здесь ранее сосновым лесам голокучник обыкновенный, ожика волосистая, майник двулистный, а также черника и брусника. Около 20 видов растений Фили-Кунцевского лесопарка являются редкими для Москвы.

Фауна насчитывает более 90 видов позвоночных животных. Здесь обитают крот, белка, заяц-русак, ласка и др., гнездятся сова неясыть, большой и малый пёстрые дятлы, поползень, зелёная пеночка, соловей и др.; сохранились обыкновенный тритон и травяная лягушка; в прилегающем к лесопарку участке Москвы-реки водятся щука, плотва, язь, окунь, судак и др. По территории Фили-Кунцевского лесопарка протекает около 70 водотоков, некоторые из которых питаются от родников (9); имеются три небольших пруда.

Особо ценные природные объекты Фили-Кунцевского лесопарка: старые липняки, дубняк и черноольшаник, участки оползневого склона, в том числе с обнажениями чёрных юрских глин, в которых встречаются окаменевшие остатки морских организмов юрского периода; объявлены памятниками природы (всего из 9). Есть и археологические памятники: Кунцевское городище (так называемое «Проклятое место»), существовавшее уже в начале 1-го тысячелетия новой эры; группа древних курганов вятичей.

Фили-Кунцевский лесопарк - место отдыха москвичей. Ближайшие станции метро «Багратионовская», «Филёвский парк», «Кунцевская».

Фили-Мазилово

Фили́-Мази́лово район жилой застройки на западе Москвы. На севере примыкает к Фили-Кунцевскому лесопарку, на западе ограничена Рублёвским шоссе, на юге — линией Белорусского направления Московской железной дороги, на северо-востоке — Москвой-рекой. Название — от бывших деревень Фили и Мазилово. Застройка начата в 1927, к 1939 построены комплекс жилых зданий в районе Новозаводской улицы и Клуб имени С.П. Горбунова. С 1958 началась массовая застройка Фили-Мазилова индустриальным способом (авторы проекта — архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.В. Адрианов, А.В. Афанасьев, З.О. Брод, Т.В. Борзункова). Основные улицы: Большая и Малая Филёвские, Кастанаевская, Барклая, Минская. Станции метро «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская».

Литература: Пекарева Н.А., Фили-Мазилово, в книге: Новые районы Москвы, М., 1960.

Филипп

Фили́пп (в миру боярин Фёдор Степанович Колычев) (1507—69), церковный деятель, митрополит. Начал службу при дворе княгини Е.В. Глинской. В 1537 после подавления мятежа князя А. Старицкого, который поддержали в числе других бояр и Колычевы, бежал в Соловецкий монастырь, где принял постриг. С 1548 игумен Соловецкого монастыря. Церковным собором поставлен в 1566 на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение Филиппа к учреждённой Иваном IV Грозным опричнине. В марте 1568 Филипп публично обратился к царю в Успенском соборе с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед Судом Божьим за кровопролития и беззакония. Раздражённый этим обличением, царь потребовал от Филиппа не прекословить его воле. По свидетельству летописца, митрополит в тот же день «вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого». Публичные осуждения жестокостей и кровопролитий опричнины Ивана IV и столкновения с царём привели к низложению Филиппа в ноябре 1568 и заточению его сначала в Богоявленском монастыре, затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где он был задушен Малютой Скуратовым по приказу Ивана IV. Одновременно шла расправа над близкими к Филиппу людьми. В 1652 Канонизирован Русской православной церковью.

Филька

Фи́лька Хвилка, Хилка, река на западе Москвы, правый приток Москвы-реки. Длина около 10 км (заключена в трубу). Берёт начало в небольшом болотце у МКАД в районе Черепкова, протекает в хорошо выраженной долине между улицами Партизанская и Оршинская, далее — параллельно открытой Филёвской линии метрополитена (этот участок долины Фильки — интересный ботанический объект), впадает близ Западного речного порта. Значительных притоков нет. В пойме, у станции метро «Пионерская», — Мазиловский пруд (4 га). Долина Фильки прорезает Татаровские высоты, отделяя Поклонную гору от Фили-Кунцевского лесопарка. На устьевом участке вода сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, хлоридами и др.

На берегах Фильки находились село Кунцево, деревни Мазилово и Новые Фили, село Фили (Покровское).

Фишер Карл Андреевич

Фи́шер Карл Андреевич (1850 — после 1920, Москва), фотограф, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве. Прусский подданный. Профессиональную деятельность начал в 1878 в Оренбурге. В 1887 приобрёл московскую фотографию И. Дьяговченко (улица Кузнецкий мост, д. 11, позже в д. 21/5). С 1892 фотограф императорских театров. При фотографии Фишера существовали заведение по изготовлению фотоцинковых клише и фототипная мастерская для издания открыток и альбомов. В ателье работали фотографы М.А. Сахаров, В.И. Улитин, Д.Р. Вассерман, М.А. Бартошевич, ретушёры К.К. Краузе, А.Т. Трофимов и др. В 1910-х гг. Фишер имел филиал фотографии в Мариинском театре в Петербурге. Ателье Фишера занималось портретной, театральной, хроникальной и архитектурной съёмкой. В 1890—1910-х гг. в журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», в фотоальбомах публиковались снимки московских событий, выполненные фотографами ателье Фишера, в том числе ежегодные войсковые парады, открытие памятника императору Александру III и др. Фишером была создана портретная галерея писателей (Л.Н. Толстой, Л.Н. Андреев, А.П. Чехов и др.), художников (И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.А. Врубель), композиторов (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), артистов (М.Н. Ермолова, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд) и др. Фотографы ателье Фишера добились значительных успехов в съёмке сцен из спектаклей Большого, Московского художественного, Малого театров, Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова и «Оперы С.И. Зимина». Фишер сотрудничал с Третьяковской галереей; по договорённости с дирекцией он имел комнату-магазин для продажи по контракту фотографий с картин Третьяковской галереи (в 1898—1913 Фишер пользовался преимущественным правом на изготовление фотографий), к 1900 фотоателье Фишера осуществило съёмку экспозиции всех залов галереи. Фототипия Фишера выпускала каталоги периодических художественных выставок, в том числе альбом «25-летие Товарищества передвижников. 1872 — 1897» (1899; статью Товарищество передвижных художественных выставок), музеев («Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», 1899; «Иллюстрированный каталог картинной галереи Московского публичного и музея">Румянцевского музея»). В 1900-х гг. Фишер начал массовое издание открыток с видами московских улиц, центральной части города, храмов и соборов. Фишер — один из основателей Русского фотографического общества в Москве (его председатель в 1898—1907; почётный член с 1907). Член Московского общества любителей художеств (с 1893), член Совета Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела (1905—08). Ателье Фишера прекратило деятельность в 1915.

И.А. Семакова.

Флиер Яков Владимирович

Флие́р Яков Владимирович (1912, Орехово-Зуево Московской губернии — 1977, Москва), пианист, педагог, народный артист СССР (1966). Из семьи часовщика. С 1923 жил в Москве. Обучался в Московской консерватории (на детском отделении — у Г.П. Прокофьева, затем у С.П. Козловского, в 1930—37 — в классе К.Н. Игумнова и у него же в аспирантуре). Первым успехом молодого пианиста стало исполнение дипломной программы, включавшей 3-й концерт С.В. Рахманинова (его интерпретация оставалась и впоследствии в числе высших творческих достижений артиста). Затем последовали успешные выступления на музыкальных конкурсах — 2-м Всесоюзном (1935, первая премия), в Вене (1936, первая премия) и Брюсселе (1938, третья премия). Интенсивная концертная деятельность Флиера, не прекращавшаяся и в годы Великой Отечественной войны, была прервана в 1949 из-за серьёзного заболевания руки. Лишь спустя 10 лет пианист вернулся на большую эстраду, регулярно выступал в Москве и других городах страны, совершил ряд больших зарубежных турне. С 1936 Флиер преподавал в Московской консерватории (с 1945 профессор, с 1965 заведующий кафедрой). Флиер воспитал множество учеников, в их числе Л.Н. Власенко, Р.К. Щедрин, В.В. Постникова, М.В. Плетнёв. Творчество Флиера лежит в русле романтической традиции фортепьянного исполнительства. Его трактовки отличались захватывающей эмоциональной силой, высоким пафосом. Жил на улице Горького (ныне Тверская улица), 15.

Литература: Цыпин Г.М., Я.В. Флиер, М., 1972; Я. Флиер. Статьи. Воспоминания. Интервью, М., 1983.

С.В. Грохотов.

Фомин Иван Александрович

Фоми́н Иван Александрович (1872, Орёл — 1936, Москва), архитектор, историк архитектуры. Учился в петербургской Академии художеств (1894—97, 1905—09) у Л.Н. Бенуа, преподавал там же. В 1905 работал в Москве помощником архитектора Л.Н. Кекушева, затем Ф.О. Шехтеля, испытал влияние стиля модерн. В 1900—1910-х гг. выступал как исследователь архитектуры русского классицизма (написал соответствующие разделы в «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря), один из создателей стиля неоклассицизм. С 1915 академик архитектуры. С 1929 в Москве, преподавал в школе-мастерской при Моссовете, в 1933 возглавил там же архитектурно-проектную мастерскую, среди учеников — А.И. Гегелло, Е.А. Левинсон, М.А. Минкус, В.О. Мунц, Л.М. Поляков, И.Е. Рожин. В 1920-х гг. разрабатывал архитектурную концепцию «пролетарской классики», стремился преобразовать ордерный декор в предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. В соответствии с их укрупнённым масштабом создал систему гигантских членений, восходящих к традиционной тектонике классического ордера: жилой дом общества «Динамо», здание Министерства путей сообщения у Красных ворот (1933 — 1936). Лаконичный стиль Фомина нашёл наиболее органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота», «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Лисовский В.Г., И.А. Фомин, Л., 1979.

Фонвизин Денис Иванович

Фонви́зин Денис Иванович (1744, Москва — 1792, Петербург), писатель, драматург, публицист. Брат П.И. Фонвизина. Детство Фонвизина прошло в д. 15 по Рождественскому бульвару. Первоначальное образование получил под руководством отца — Ивана Андреевича в духе уважения к старине и христианским обычаям. Многие черты отца Фонвизин воплотил в своём любимом герое Стародуме. В 1755—62 учился в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета. В Москве у него зародился интерес к театру. В 1756—59 Фонвизин играл в любительском университетском театре, созданном по инициативе М.М. Хераскова (с 1759 театр находился в здании у Красного пруда, в районе современной Комсомольской площади), и в публичном театре. В 1761 в типографии Московского университета появилась и имела успех первая публикация Фонвизина — перевод с немецкого языка басен Л. Гольберга, позже — другие переводы. Одновременно Фонвизиным созданы самостоятельные сатирические произведения — басня «Лисица-Кознодей», эпиграмма «О, Клим, дела твои велики!». В 1763 Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. В Москве бывал наездами, останавливался у отца на Большой Никитской улице (дом куплен в 1762; не сохранился), бывал в доме старшей сестры Ф.И. Аргамаковой (Малая Дмитровка, 18; не сохранился), в доме поэта Хераскова (Малая Дмитровка, 10). Во время одного из первых приездов в Москву в 1765 работал над стихотворением «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В 1769 в Москве опубликована переведённая с французского языка поэма Ж.Б.Л. Грессе «Корион», в которой место действия Фонвизин перенёс в подмосковную деревню, изобразил характерные приметы московского быта, дал героям русские имена. В конце 1768 — начале 1769 в Москве занимался переводом поэмы Битобе «Иосиф», закончил начатую в Петербурге комедию «Бригадир». В 1774 вновь был в Москву, в 1775 избран членом Вольного российского собрания при Московском университете. В 1777 уехал за границу, откуда вёл активную переписку с московскими родными и друзьями. В 1782 Фонвизин приехал в Москву вместе с И.А. Дмитриевским; в доме почт-директора читал комедию «Недоросль». Премьера комедии состоялась в Москве на сцене театра Медокса 14 мая 1783 и имела большой успех. В конце 1782 — начале 1783 Фонвизин вместе с Н.И. Паниным написал памфлет «Рассуждение о непременных государственных законах», содержащий по сути проект конституционного переустройства общественного строя (после смерти Фонвизина экземпляр этого документа хранился у младшего брата Павла, а затем у племянников — декабристов Михаила и Ивана Фонвизиных). В 1784 Фонвизин приезжал в Москву в связи с работой по составлению словаря русского языка. В 1785 поселился в Москве, недалеко от Горохового поля, в Денисовском переулке, однако в августе 1785 уехал для лечения за границу. По возвращении в 1787 жил в Петербурге, готовил материалы для предполагаемого журнала «Друг честных людей, или Стародум», где, по замыслу Фонвизина, должны помещаться статьи-письма из Москвы от лица Стародума, выдержанные в сатирических тонах. По распоряжению Екатерины II этот журнал, как и «Московские сочинения», был запрещён. Именем Фонвизина в 1958 названа улица в районе Дмитровского шоссе.

Литература: Благой Д.Д., Д.И. Фонвизин, М., 1945; Макогоненко Г.П., Д. Фонвизин, М.-Л., 1961.

Л.Л. Бойчук.

Фонвизин Иван Александрович

Фонви́зин Иван Александрович (1789, Москва - 1853, там же), декабрист, полковник. Брат М.А. Фонвизина, племянник Д.И. Фонвизина и П.И. Фонвизина. Детство провёл в Москве в Староконюшенном переулке, 16. Участник русско-французской войны (1805-07), Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-14. Член «Союза благоденствия» в Москве. В своём подмосковном имении Марьино Бронницкого уезда организовал школу взаимного обучения. Вместе с братом распространял копии «Рассуждения о непременных государственных законах» Д.И. Фонвизина. Один из организаторов и участников Московского съезда декабристов 1821, проходившего в доме отца Фонвизина (Рождественский бульвар, 12). Арестован в Москве 16 января 1826, доставлен в Петербург. В марте 1826 освобождён из Петропавловской крепости под надзор полиции. Жил в своём имении Марьино. После отправки в Сибирь брата и отъезда туда же его жены, М.А. Фонвизиной, взял на себя обязанность по воспитанию их детей Дмитрия и Михаила. В 1837 купил дом в Москве на улице Малая Дмитровка (д. 23; не сохранился). В 1846 освобождён от полицейского надзора, служил в Московском тюремном комитете. Был близко знаком с Н.В. Гоголем, у которого бывал в д. 7а на Суворовском бульваре. В 1851 в «Московских ведомостях» были напечатаны анонимно критические замечания Фонвизина на работу П.А. Вяземского «Фонвизин».

Л.Л. Бойчук.

Фонвизин Михаил Александрович

Фонви́зин Михаил Александрович (1787, Москва — 1854, Марьино Бронницкого уезда Московской губернии), декабрист, генерал-майор. Брат И.А. Фонвизина, племянник Д.И. Фонвизина и П.И. Фонвизина. Детство провёл в доме отца — Александра Ивановича (1749—1819), в приходе церкви Иоанна Предтечи (Староконюшенный переулок, 18, ныне д. 2). Учился в Университетском пансионе и Московском университете. Участник войн с Францией (1805—07), русско-шведской войны 1808—10, Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813—14. Член «Союза спасения» (1817), участник его собраний в Шефском доме в Хамовниках. Убеждённый сторонник конституционных идей. Фактический руководитель Московской управы «Союза благоденствия». Его квартира в д. 12 на Рождественском бульваре — один из центров встреч членов тайного общества. В этом же доме собиралось Военное общество (сентябрь 1817 — январь 1818), созданное Фонвизиным и А.Н. Муравьёвым. В 1817 Фонвизин вступил в Московскую масонскую ложу «Александра Тройственного спасения». В начале 1818 принял под своё начало 38-й егерский полк, расквартированный в Подмосковье, где в соответствии с задачами «Союза благоденствия» развернул широкую просветительскую работу. Учредил в своём полку школу для подпрапорщиков. Владея после смерти Д.И. Фонвизина его архивом, вместе с братом И.А. Фонвизиным познакомил членов тайного общества с «Введением» к конституционному проекту. В целях распространения идей «Союза благоденствия» вместе с Ф.П. Шаховским посещал собрания членов студенческого «Общества громкого смеха» при Московском университете, принял в члены тайного общества С.Е. Раича и М.А. Волкова. В 1819 переведён в Тульчин. В 1810 возвратился в Москву. Один из инициаторов и организаторов Московского съезда декабристов в 1821, проходившего в его доме на Рождественском бульваре. В 1822 вышел в отставку, отошёл от практического участия в делах тайных обществ. С осени 1825 постоянный участник встреч декабристов в Москве, вместе с И.Д. Якушкиным, М.Ф. Митьковым, Ал.В. Шереметевым разрабатывал план выступления войск в Москве. Часто бывал в д. 11 в Армянском переулке, где жила Н.Н. Шереметева, тёща И.Д. Якушкина, симпатизировавшая Фонвизину и его друзьям. Фонвизин арестован 9 января 1826 в подмосковном имении Крюково, доставлен в Петербург, осуждён и в январе 1827 сослан в Сибирь. В 1853 получил разрешение вернуться в Европейскую Россию, жил в подмосковном имении Марьино.

Сочинения: Сочинения и письма, т. 1—2, Иркутск, 1979—82.

Литература: Замалеев А.Ф., М.А. Фонвизин, М., 1976.

Л.Л. Бойчук.

Фонвизин Павел Иванович

Фонви́зин Павел Иванович (1745, Москва — 1803, там же), поэт, переводчик, общественный деятель. Брат Д.И. Фонвизина. Родился в д. 15 по Рождественскому бульвару. С 1755 учился вместе с братом в университетской гимназии, затем в Московском университете. Литературной деятельностью начал заниматься в студенческие годы, печатал переводы в журналах «Полезное увеселение» (1760—62) и «Доброе намерение» (1764), в «Собрании лучших сочинений к распространению знания» (1762). В эти же годы в типографии Московского университета вышли переводы с французского языка: «Сила родства» М. Сервантеса, «Нравоучительные сказки» Мармонтеля и др. После окончания университета командирован в распоряжение Коллегии иностранных дел. С 1781 снова в Москве; товарищ московского губернатора (1781), председатель Московской палаты уголовного суда (1782). В 1784—96 директор Московского университета; при Фонвизине 23 августа 1786 состоялась закладка нового здания университета на Моховой улице. В годы директорства входил в круг писателей, переводчиков, профессоров, в сотрудничестве с которыми Н.И. Новиков вёл широкую издательскую деятельность. Был лоялен к масонам. В 1792 над Фонвизиным нависла угроза ареста. Хранившийся у него экземпляр «Рассуждения о непременных государственных законах» Д.И. Фонвизина спас младший брат Александр. В 1799 написал «Назидательные правила» — напутствие своей дочери в семейной жизни. В последние годы служил во 2-м департаменте Сената, затем — в 6-м московском департаменте. В 1801 уволен со службы по болезни. Похоронен в Донском монастыре.

Л.Л. Бойчук.

Фонвизины

Фонви́зины старинный дворянский род немецкого происхождения. Во время Ливонской войны 1558-83 Пётр фон Висин с сыном был взят в плен и перешёл на русскую службу; был пожалован землями в Москве и других местах России. В 1653 правнук Петра Юрий Денисович принял православие. Внук Юрия - Иван Андреевич - был первым писателем в семье Фонвизиных. Его дети: Денис, Павел, Александр, Пётр, Феодосия, Марфа, Катерина. Из рода Фонвизиных - декабристы Михаил Александрович и Иван Александрович. Фонвизины владели усадьбой в приходе церкви Успения в Печатниках и несколькими домами в Москве.

Фонтаны

Никольский фонтан на Лубянской площади в конце XIX в.

Никольский фонтан на Лубянской площади в конце XIX в.

Москва.

фонта́ны В начале XIX в. сооружались в Москве как водоразборные системы Мытищинского водопровода. Первый фонтан в виде ротонды был устроен на Трубной площади близ Рождественского монастыря; ряд фонтанов располагался вдоль р. Неглинной на участке до улицы Кузнецкий мост. При переустройстве водопровода в 1830—35 были сооружены пять фонтанов: Шереметевский близ Сухаревой башни, Никольский на Лубянской площади, Петровский на Театральной площади, Воскресенский близ входа в Александровский сад, Варварский на Кулишках (в районе Варварской и Славянской площадей). Судьбы этих фонтанов различны: Шереметевский и Никольский разрушены; Варварский разобран и перенесён в 1932 на Ленинский проспект к зданию Академии наук; от Воскресенского в Александровском саду осталась часть, закрытая металлическим чехлом; Петровский, составлявший в прошлом единый ансамбль с Большим театром, отделён от него памятником К. Марксу. В 1850—53 при сооружении участка водопровода у Бабьегородской плотины и Краснохолмского моста инженер Максимов построил фонтаны-водоразборы на Арбатской, Тверской (ныне Пушкинская) площадях, у дома Пашкова, на Зацепе, Серпуховской и Калужской площадях, на Пятницкой улице и Полянке. Эти фонтаны стали важными элементами городских ансамблей. Николаевский и Петровский фонтаны, построенные в 1835, были украшены бронзовыми скульптурами театральных муз работы И.П. Витали. Из бассейнов фонтанов водовозы и водоносы брали питьевую воду; фонтан на Театральной площади имел ещё две чаши для водопоя лошадей. На Собачьей площадке, углу Моховой улицы и Знаменки и в других местах существовали декоративные фонтаны (они также не сохранились либо бездействуют из-за разрушения подвода воды). К концу 1930-х гг. из старых московских фонтанов сохранился лишь фонтан в сквере перед Большим театром на Театральной площади. В 1941 был пущен фонтан (архитектор В.А. Власов) на Советской площади (ныне Тверская площадь). В 1940—50-х гг. сооружены фонтаны на Арбатской площади, площади Пушкина, площади Репина (ныне Болотная площадь), на 2-й Песчаной улице, в парке «Сокольники»; действует фонтан на Калужской площади. На территории ВДНХ (ВВЦ) был создан в 1954 комплекс фонтанов: «Колос», «Каменный цветок», «Дружба народов» (архитекторы К.Г. Топуридзе, Г.Д. Константиновский, скульпторы П.М. Чайков, З.В. Баженова, П.И. Добрынин и др.), площадь бассейна комплекса 3700 м2, объём 4000 м3; вода подаётся в 800 насадок, высота струи достигает 24 м; для подсветки используются 4525 ламп и прожекторов. Ряд фонтанов оснащён цветовой подсветкой (на площади Пушкина три цвета, на Тверской площади — шесть). В 1975 фонтан на Болотной площади был превращён в светомузыкальный, с изменяющейся в такт музыке высотой струй и подсветкой. В 1995, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, сооружены фонтаны в мемориальном комплексе на Поклонной горе.

К 850-летию Москвы фонтанное хозяйство реконструировано. Наиболее существенные работы проведены на Пушкинской площади (перенос насосной станции, капитальный ремонт ваз), основательно подновлены фонтаны «Театральный», «Петровский», «Колос» на ВВЦ. Оригинальные фонтаны установлены в русле Водоотводного канала в районе так называемого Лужкова моста (от Болотной площади к Лаврушинскому переулку). В 1996 в Москве было 12 фонтанов, действующих весь тёплый сезон (обычно с 1 мая до 1 ноября).

Л.П. Чарноцкая.

Формозов Александр Николаевич

Формо́зов Александр Николаевич (1899, Нижний Новгород — 1973, Москва), зоолог, один из основоположников отечественной экологии и зоогеографии, художник-анималист, популяризатор науки. В 1917 поступил на химическое отделение Нижегородского политехнического института, в 1922 перевёлся на естественное отделение (с 1923 биологическое) Московского университета и закончил его в 1925. Ученик С.И. Огнёва и М.А. Мензбира. Учёбу совмещал с работой в качестве художника и таксидермиста в Дарвиновском музее, где сохранились его акварели и сделанные им тушки и чучела. В 1930—60-х гг. участвовал во многих экспедициях, преподавал в ряде институтов: с 1930 — на кафедре зоологии позвоночных биологического факультета Московского университета (с 1935 профессор), в 1930—34 — на организованной им кафедре зоологии в Институте пушно-мехового и охотничьего хозяйства. В 1945—62 заведовал созданным им отделом биогеографии в Институте географии АН СССР. Основные труды по изучению роли снежного покрова в эволюции и экологии млекопитающих и птиц, динамики численности промысловых животных, исследованию воздействия антропогенных факторов на животный мир. Автор книг о природе («Шесть дней в лесах», «Спутник следопыта» и др.), статей и очерков, талантливый иллюстратор многих детских и научных изданий. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Формозов А.А., А.Н. Формозов, М., 1980.

Фортепьянный квартет Московской консерватории

Квартет пианисток (на 2 фортепьяно в 8 рук). В его составе: Е.В. Гладилина, Н.Д. Юрыгина, Е.С. Карпинская, Е.М. Соколова. Образован в 1991; является единственным в Москве и в России стабильным концертирующим восьмиручным ансамблем. В репертуаре оригинальные сочинения (И. Мошелеса, Б. Сметаны, А. Дворжака, Ф. Листа), переложения и транскрипции (преимущественно сделанные самими участниками ансамбля и В.В. Рыжковым), а также произведения, специально написанные для квартета современными московскими композиторами - Т.А. Чудовой («Концерт-триптих») и Д.И. Кривицким («Прощальный вальс»).

Л.А. Осипова.

Фортунатов Филипп Фёдорович

Фортуна́тов Филипп Фёдорович (1848, Вологда — 1914, деревня Косалма, близ Петрозаводска, ныне Прионежского района Карельской Автономной области), языковед, академик Петербургской Академии наук (1902). Из семьи директора гимназии. В 1864 окончил 2-ю мужскую гимназию в Москве, в 1868 — историко-филологический факультет Московского университета; оставлен при кафедре сравнительного языкознания для подготовки к профессорскому званию. Ученик Ф.И. Буслаева. В магистерской диссертации, защищённой в Москве в 1875, выдвинул фундаментальные положения компаративистики, в том числе о связи языка с мышлением и состоянием общества. По ходатайству Киевского и Московского университетов в 1884 Фортунатову присуждена докторская степень без защиты диссертации; с 1876 Фортунатов возглавлял кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков Московского университета (с 1884 профессор), ввёл в практику лингвистического образования курсы общего и сравнительного языкознания, санскрита, старославянского, готского и литовского языков. Опубликовавший 35 работ («Состав Остромирова Евангелия», 1908; «О происхождении глаголицы», 1913; «Лекции по фонетике старославянского языка», 1919; «Краткий очерк сравнительной фонетики индоевропейских языков», 1922, и др.), Фортунатов щедро делился идеями со своими учениками, в числе которых были А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, Д.Н. Ушаков и другие представители созданной им Московской лингвистической школы. В 1902 переехал в Петербург.

Литература: Петерсон М.Н., Фортунатов и Московская лингвистическая школа, «Ученые записки МГУ», 1946, в. 107.

В.К. Журавлёв.

Фотография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фохт Александр Богданович

А. Б. Фохт.

А. Б. Фохт.

Фохт Александр Богданович (1848, Москва — 1930, там же), врач, один из основоположников общей и экспериментальной патологии, создатель научной школы. Окончил медицинский факультет Московского университета (1870), затем работал в нём на кафедре патологической анатомии, с 1880 профессор кафедры общей патологии. В 1890 создал и возглавил первый в России Институт общей и экспериментальной патологии при университете (в так называемом Клиническом городке на Девичьем поле; см. Университетские клиники на Девичьем поле). С 1906 профессор общей патологии Московских Высших женских курсов. В 1911 вместе с группой профессоров в знак протеста против политики министра народного просвещения Л.А. Кассо покинул Московский университет. В 1912 основал и возглавил (до 1925) Институт экспериментальной патологии при 2-й Градской больнице (с 1930 кафедра патологической физиологии 2-го Медицинского института), одновременно (1917—26) преподавал в 1-м МГУ. Фохт и его сотрудники (Ф.А. Андреев, В.Г. Коренчевский, В.К. Линдеман, Г.П. Сахаров, А.И. Тальянцев и др.) исследовали так называемую скрытую запасную энергию сердца, защитные, приспособительные и компенсаторные реакции организма; заложили основы клинико-экспериментального направления в патологии и кардиологии в России. Одновременно Фохт занимался врачебной практикой; был консультантом по внутренним болезням в поликлинике Комиссии по улучшению быта учёных.

Со студенческих лет Фохт был тесно связан с Малым театром, поддерживая дружественные отношения с А.И. Южиным, М.Ф. Лениным, Г.Н. Федотовой, М.Н. Ермоловой, А.А. Яблочкиной, С.Л. Кузнецовым, О.А. Правдиным и др.; был известен как первоклассный чтец-декламатор рассказов В.А. Слепцова, Н.В. Успенского, А.П. Чехова и др., выступал на популярных «Фохтовских субботах», которые устраивал у себя дома (Большой Власьевский переулок, 14), а также на вечерах у судебного и общественного деятеля Н.В. Давыдова (был председателем Литературно-театрального комитета Малого театра) и в литературно-художественном кружке своего друга Г.И. Россолимо. Участниками этих вечеров были: историк В.О. Ключевский, философы В.С. Соловьёв, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой, юристы А.Ф. Кони, С.А. Муромцев, литературовед Н.И. Стороженко, экономист А.А. Мануйлов, артисты А.П. Ленский, Е.М. Садовская, поэты К.Д. Бальмонт, А. Белый и др. Фохт был знаком с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым и другими писателями. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ю.А. Шилинис.

Франк Глеб Михайлович

Франк Глеб Михайлович (1904, Нижний Новгород - 1976, Москва), биофизик, академик АН СССР (1966). Брат И.М. Франка. Окончил биологический факультет Крымского университета (1925). С 1935 в Москве. В 1933-46 заведующий отделом Всесоюзного института экспериментальной медицины. В 1946-48 возглавлял Радиационную лабораторию, в 1948-51 директор Института биофизики Академии медицинских наук СССР. В 1943-52 заведующий Лабораторией биофизики изотопов и излучений АН СССР, с 1952 в Институте биологической физики АН СССР, который был переведён в 1965-66 в г. Пущино Московской области (в 1957-76 директор). Создатель отечественной биофизической школы. Участвовал в создании ряда биофизических методов и приборов. Государственная премия СССР (1949, 1951, 1978).

Франк Илья Михайлович

Франк Илья Михайлович (1908, Петербург - 1990, Москва), физик, академик АН СССР (1968). Брат Г.М. Франка. Окончил МГУ (1930); профессор там же (с 1940). С 1934 в Москве: в 1934-70 в Физическом институте АН СССР, с 1971 в Институте ядерных исследований АН СССР. Директор Лаборатории нейтронной физики Объединённого института ядерных исследований (с 1957). Основные труды по оптике и ядерной физике. В 1937 совместно с И.Е. Таммом разработал классическую теорию эффекта Черенкова-Вавилова. Предсказал (совместно с В.Л. Гинзбургом) переходное излучение. Труды по нейтронной физике. Государственная премия СССР (1946, 1954, 1971), Нобелевская премия (1958). Похоронен на Введенском кладбище.

Фрейденберг Борис Викторович

Фре́йденберг Борис Викторович (около 1850 — после 1897), архитектор. Осуществлял застройку Москвы крупными импозантными зданиями, отличающимися подчёркнутой тяжеловесной пластикой форм, пышностью эклектического декора, эффектностью силуэта, в котором часто доминируют высокие купола. По его проектам выстроены два больших здания на улице Петровке, дома 18 и 20 (1874), Бахрушинская больница с церковью на Стромынке (1885—86), Александровское коммерческое училище (1887—88), Волжско-Камский коммерческий банк на Ильинке, 8 (1889—90), Сандуновские бани на Неглинной улице (1894), новый корпус Сандуновских бань с мавританским двориком (1895). В 1878—80 вёл застройку участка на углу Ильинки и Старой площади доходными домами Московского купеческого банка, в 1890-х гг. — 4- и 5-этажными домами Московского купеческого общества по северной стороне Ильинки, к востоку от Биржевой площади, создав тем самым внутри Китай-города крупные массивы монументальных однотипных зданий. В 1892—95 выстроил первый корпус Музея русских древностей П.И. Щукина с живописной «хоромной» композицией объёмов и сочетанием разновысоких помещений; в этой постройке воспроизвёл характерные детали ярославской архитектуры XVII в., которую специально изучал. В 1902—06 по проекту Фрейденберга выстроено здание Петровского пассажа.

«Фридрих Байер и Ко»

Акционерное общество химической фабрики, владело одним из крупнейших химических предприятий в Москве. Учреждено в 1912. Основной капитал - 3 млн. рублей. Правление (председатель - германский подданный К. Дюсберг) и магазин в доме наследников М.Ф. Арманд на Старой площади (д. 6; другой адрес: Ипатьевский переулок, 7). Первоначально производство анилиновых и ализариновых красок начато в 1883 в доме В.В. Столярова на пересечении Хамовнического Камер-Коллежского вала и Лужнецкой набережной Москвы-реки. В 1893 владение Столярова приобретено германским подданным Г. Беттингером. В 1898 он учредил торговый дом «Ф. Байер и Г. Беттингер» совместно с Ф. Байером, германским подданным, временно московским купцом 1-й гильдии, основателем германского концерна «Bayer AG». На производстве было занято около 160 рабочих, имелись три паровые машины. В 1898 торговым домом построены новый фабричный корпус (Лужнецкая набережная, 2/4, ныне НПО «Контэкс»), трёхэтажная казарма для рабочих, другие помещения (архитектор А.А. Остроградский). В 1899 в России разрешено использовать товарные знаки фирмы. Расширяя производство, торговый дом приобретал и соседние владения. К 1908 ему принадлежала территория в 30 тыс. кв. саженей. В 1909 на фабрике 350 рабочих (400 в 1912); объём годового производства составил свыше 2,2 млн. рублей. Фирма продавала до 1,7 тыс. видов красителей собственного производства и изготовленных на предприятиях Байера в Германии, 750 наименований других химических продуктов, в том числе свыше 20 фармацевтических препаратов, известных в аптеках как «байеровские лекарства» (аспирин и пр.). Имела отделения в других городах. Издавала в Петербурге «Терапевтические известия» (1906 - 1914), брошюры и рекламные листки с обзорами фармацевтического производства, описанием препаратов, сведениями о производстве в Германии. В первую мировую войну фабрика произвела пигменты для окраски 250 млн. аршин ткани в защитный цвет, с 1915 изготовляла взрывчатые вещества. Из состава правления вышли германские подданные. В 1916 часть оборудования фабрики реквизирована и передана другим предприятиям для производства оборонной продукции, в частности Акционерному обществу Баденской анилиновой и содовой фабрики (Вятская улица, 45), товариществу «Ралле А. и Ко». В июне 1917 фабрика перешла в ведение Особого правительственного правления по делам акционерного общества «Фридрих Байер». После Октябрьской революции перешла в ведение Государственного анилинового треста.

А.С. Вальдин.

Фронштейн Рихард Михайлович

Фронште́йн Рихард Михайлович (1882, Москва — 1949, там же), хирург, уролог, академик Академии медицинских наук СССР (1946). Окончил Московский университет (1906). С 1923 заведующий кафедрой урологии 1-го Московского медицинского института. Организатор (1923) и председатель Московского общества урологов. Основные труды по вопросам оперативной урологии, гонореи и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Фронштейна носит (с 1949) урологическая клиника 1-го Московского медицинского института.

Фрумкин Александр Наумович

Фру́мкин Александр Наумович (1895, Кишинёв — 1976, Тула), физикохимик, академик АН СССР (1932), Герой Социалистического Труда (1965). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1915). Работал в Москве с 1922 в Физико-химическом институте (до 1946), одновременно в МГУ (с 1930 заведующий кафедрой) и в Институте физической химии АН СССР (в 1939—49 директор). Директор Института электрохимии АН СССР (с 1958). Основные труды в области поверхностных явлений и теории электрохимических процессов. Премия имени В.И. Ленина (1931), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фрунзе Тимур Михайлович

Фру́нзе Тимур Михайлович (1923, Харьков - 1942), Герой Советского Союза (1942, посмертно), лётчик, лейтенант. Сын политического деятеля и военачальника М.В. Фрунзе. Окончил военное авиационное училище (1941). В Великую Отечественную войну лётчик-истребитель. Погиб в бою с 8 истребителями (2 из них он сбил) около Старой Руссы. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Фрунзе в 1965 названа улица (улица Тимура Фрунзе, бывший Тёплый переулок) в районе Комсомольского проспекта.

Фрунзенская набережная

Фру́нзенская на́бережная (до 1926 Хамовническая), на левом берегу Москвы-реки, от Крымского моста до улицы Хамовнический вал. Названа в честь политического деятеля и военачальника М.В. Фрунзе. На противоположном берегу, на Пушкинской набережной, — ЦПКиО имени М. Горького. Прежнее название — от Хамовной слободы. Расположена в низменной местности, в половодье заливалась. На береговой полосе луга и огороды были до конца XIX в., когда началась подсыпка набережной и создан проезд вдоль реки. В 20-х гг. началась жилая застройка набережной. Первым был сооружён д. 10 для работников 1-й Образцовой типографии (на нём сохранилась надпись: «Дом для рабочих. Построен Моссоветом в 1923 году»). В 30-х гг. сооружена гранитная набережная, построен комплекс жилых домов (архитектор В.А. Щуко). В 50—60-х гг. Фрунзенская набережная реконструирована по проекту архитекторов Я.Б. Белопольского, Е.Н. Стамо, Н.Н. Улласа. Снесены все дореволюционные постройки, возведены многоэтажные здания, созданы газоны и бульвар, проезжая часть расширена до 50—80 м. На д. 22 (архитекторы Л.В. Руднев, В.О. Мунц) установлена мемориальная доска в память о том, что в этом здании в 1941—48 работал маршал артиллерии Н.Д. Яковлев. Вблизи — станция метро «Парк культуры».

«Фрунзенская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Фру́нзенская» станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1957. Архитекторы Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной. Павильон (архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Таранов, И.Г. Гохарь-Хармандарян, Ю.А. Черепанов) — на пересечении Комсомольского проспекта с переулком Хользунова. В отделке станционного зала использованы светлая керамическая плитка, красный и серый мрамор, металлические декоративные щиты; пол выложен красным и чёрным гранитом. У торцевой стены — бюст М.В. Фрунзе (скульптор Е.В. Вучетич).

Фрязин

Итальянский архитектор, работал в Москве в начале XVI в. В 1505-08, основываясь на опыте северо-итальянского крепостного строительства, возвёл столпообразную 8-гранную 3-ярусную церковь-колокольню Иоанна Лествичника, известную как «Иван Великий», - основную вертикальную доминанту Кремлёвского ансамбля, а длительное время и всей Москвы, впечатляющий памятник-монумент эпохи становления русского централизованного государства. Бон Фрязин, предположительно, идентифицируется с Мастробаном, посланным в 1508-09 вместе с мастером Бартоломеем строить крепость Дорогобуж.

Фурцева Екатерина Алексеевна

Фу́рцева Екатерина Алексеевна (1910, Вышний Волочёк Тверской губернии — 1974, Москва), политический и государственный деятель. Из семьи рабочего-текстильщика. После окончания школы ФЗУ ткачиха на московской фабрике «Большевичка». С 1930 член Коммунистической партии. В 1930—37 на комсомольской работе. В 1937—41 училась в Московском институте тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (ныне Академия тонкой химической технологии). После окончания института в 1942—50 секретарь Фрунзенского райкома партии Москвы. В 1950—54 второй секретарь МГК партии. В 1952—56 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1954—57 первый секретарь МГК КПСС. С 1956 член ЦК, в 1956—60 секретарь ЦК, в 1956—57 кандидат в члены Президиума, в 1957—61 член Президиума ЦК КПСС. В 1960—74 министр культуры СССР.

Фьораванти Аристотель

Фьорава́нти Аристотель (Fioravanti), Фиораванти, Фиеравенти, Фиораванте (около 1415, Болонья — около 1486, Москва), итальянский архитектор, инженер. До 1473 в основном работал в Болонье и Милане. В 1475 приглашён великим князем Иваном III в Москву, где ему было доверено возведение в Кремле нового Успенского собора — главной государственной и национальной святыни, задуманной как воплощение идеального типа шестистолпного пятиглавого храма, восходящего к традициям владимиро-суздальской архитектуры. Присущее Фьораванти совершенное знание строительной техники, рационализм его инженерного планировочно-пространственного и пропорционального мышления наложили специфический отпечаток на облик Успенского собора, формы которого воспроизводились в большинстве значительных церковных построек XVI — начала XVII вв. Фьораванти оказал большое влияние на развитие русской строительной техники. Вероятным является его участие в реконструкции Московского Кремля конца XV в. Как военный инженер и начальник артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород (1477—78), Казань (1482), Тверь (1485).

Литература: Земцов С.М., Глазычев В.Л., А. Фьораванти, М., 1985; Подъяпольский С.С., Итальянские строительные мастера в России в конце XV — начале XVI века по данным письменных источников (опыт составления словаря), в сборнике: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования, М., 1991.

Предыдущая страница Следующая страница