Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕТ"-"МИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕТ"-"МИН")

Метеорологические наблюдения

Метеорологи́ческие наблюде́ния измерение и качественная оценка характеристик состояния атмосферы (условий погоды), производимые на метеорологических станциях и постах. Простейшие сведения о погоде эпизодически фиксировались в Москве уже в XV—XVI вв. Регулярная запись явлений погоды начата в середине XVII в. по приказу царя Алексея Михайловича, в царствование которого наблюдения велись караульными стрельцами Московского Кремля. Первые записи инструментальных метеорологических наблюдений сделаны военным врачом Лерхе в 1731—32; аналогичные записи производились в 1756, 1779—92, 1810—12. В 1820—53 и 1879—1941 регулярные метеорологические наблюдения велись при Московском университете, а в 1853—1932 — при Межевом институте. В 1879 при Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева) открыта метеорологическая обсерватория. С 1954 метеорологическая обсерватория функционирует при МГУ на Воробьёвых горах.

Метнер

Ме́тнер (Medtner, Metner), деятели художественной культуры, братья (см. Метнер А.К., Метнер Н.К., Метнер Э.К.). Их предки со стороны матери Александры Карловны (урождённой Гедике; умерла в 1918 в Москве) - представители старинных немецких родов Гебхард и Гедике - эмигрировали в Россию в конце XVIII - начале XIX вв. В Москве жили: члены семьи Гебхард - бабушка Полина Фёдоровна (по мужу Гедике), певица (колоратурное сопрано), которая пела во французской католической церкви Людовика вместе с матерью (меццо-сопрано) и преподавала пение (до открытия Московской консерватории), двоюродная бабушка - художница-миниатюристка Минна Фёдоровна, двоюродный дед - военный врач и музыкант Фёдор Фёдорович; члены семьи Гедике, потомственные органисты, несколько десятилетий служившие в церкви Людовика, - дед Карл Андреевич, известный в Москве музыкант, педагог, дядя Фёдор Карлович (1839 - 1916) - профессор консерватории, двоюродный брат Александр Фёдорович Гедике - композитор, пианист, педагог, а также двоюродная сестра - певица Ольга Фёдоровна и др. Карл Петрович, входивший в московскую купеческую гильдию, выходец из г. Пернавы (ныне Пярну, Эстония), потомок немецкой фермерской семьи. Бабушка со стороны отца Мария Петровна (урождённая Мориан) - представительница дворянской фамилии, объединившей предков испанского («маврского») и немецкого происхождения; её отцу, виноторговцу и виноделу, принадлежал дом на Тверской улице с магазином (впоследствии так называемый магазин Арабажи).

Метнер Александр Карлович

Ме́тнер Александр Карлович (Medtner, Metner), (1877, Москва — 1961, там же), альтист, скрипач, дирижёр, композитор, педагог, заслуженный артист РСФСР (1935). Брат Н.К. Метнера и Э.К. Метнера. В 1892—98 учился в Московской консерватории по классу скрипки у И.В. Гржимали. В 1902 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (см. Москлвская государственная филармония), занимался у В.С. Калинникова и др. (композиция), В. Кеса (скрипка, дирижирование), преподавал там же до 1907. По окончании училища получил большую известность как альтист. В 1896—1902 играл в различных симфонических и театральных оркестрах, в 1902—11 концертмейстер Симфонической капеллы. В 1903—14 вёл классы скрипки и альта в Синодальном училище церковного пения. Один из основателей и преподавателей Народной консерватории. С 1908 выступал как дирижёр в концертах Кусевицкого, летних Общедоступных концертах в Сокольниках и др. В 1924—31 преподавал в Музыкальном техникуме при Московской консерватории (ныне Музыкальное училище при Московской консерватории), в 1931—35 руководил оркестром учащихся. В 1932—55 руководитель оркестрового класса Московской консерватории, дирижировал симфоническими концертами оркестра Всесоюзного Радио, Большого театра. Многие годы был связан с деятельностью Камерного театра: с 1919 дирижёр, в 1920—30 главный дирижёр и заведующий музыкальной частью, автор музыки более чем к 20 спектаклям. Жил в Малом Гнездниковском переулке, 12/37. Похоронен на Введенском кладбище. также Метнер.

О.В. Фраёнова.

Метнер Николай Карлович

Ме́тнер Николай Карлович (Medtner, Metner), (1879, Москва — 1951, Лондон), композитор, пианист, один из главных создателей русской фортепианной музыки первой половины XX в. (наряду с С.В. Рахманиновым и А.Н. Скрябиным). Брат Н.К. Метнера и Э.К. Метнера. Автор трёх концертов для фортепьяно с оркестром, фортепьянного квинтета, многих сонат, пьес (в том числе знаменитых «сказок»), свыше 100 романсов и песен на слова русских и немецких поэтов. В детстве занимался музыкой с матерью, затем с дядей Ф.К. Гедике, музицировал вместе с братьями — А.К. Метнером и А.Ф. Гедике, в том числе играл на скрипке в детском оркестре А.А. Эрарского, созданном в 1888. В Московской консерватории учился как пианист у А.И. Галли, П.А. Пабста, окончил её по классу В.И. Сафонова (1900). Имел блестящий успех как пианист, концертировал в России (с 1904 также за рубежом), исполняя произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П.И. Чайковского и свои сочинения. Первое публичное выступление со своими сочинениями (4 «Картины-настроения») состоялось 26 марта 1903 в Малом зале консерватории; с 1906 давал ежегодные авторские концерты. Доводя исполнение до совершенства, выступал в Москве один—два раза в сезон. В 1900-х гг. работал в частной музыкальной школе Л.Э. Конюса, в Елизаветинском институте. Один из основателей Народной консерватории (1906). Член совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 С.А. Кусевицким. Был связан с деятельностью «Дома песни». В 1909—10, 1915—19 профессор класса фортепьяно Московской консерватории, среди учеников — его племянник Н.В. Штемберг, Н.И. Сизов, П.И. Васильев, А.В. Шацкес, Л.Г. Лукомский. Около 1909 познакомился с Рахманиновым, который ценил его как музыканта и поддерживал в годы эмиграции (посвятил ему свой 4-й концерт для фортепьяно с оркестром). Среди последних выступлений в Москве — авторский концерт 28 января 1921 в Малом зале консерватории, в котором он впервые исполнил три цикла своих сочинений «Забытые мотивы», и концерты 10 и 15 марта в Колонном зале (бывшем Большом зале Благородного собрания), в которых сыграл 4-й концерт Бетховена, свой 1-й концерт с оркестром под управлением брата — А.К. Метнера и несколько своих пьес. В конце 1921 уехал за границу, с 1936 жил в Великобритании. В феврале 1927 приезжал на трёхмесячные гастроли в СССР; с почестями встреченный московской публикой, дал семь авторских концертов. 13 апреля в Большом зале консерватории впервые в Москве исполнил свой 2-й концерт (посвящён Рахманинову) с оркестром Большого театра под управлением А.К. Метнера.

В начале 1900-х гг. жил в Большом Чернышёвском переулке (Вознесенский переулок, 20), затем — в Малом Гнездниковском переулке, в доме Спиридонова (д. 10), в 1913—19 — в Саввинском переулке в районе Девичьего поля, незадолго до отъезда из СССР — в Скатертном переулке у родственников. также Метнер.

О.В. Фраёнова.

Метнер Эмилий Карлович

Ме́тнер Эмилий Карлович (Medtner, Metner), (литературный псевдоним Вольфинг и др.) (1872, Москва — 1936, Теплиц, близ Дрездена), философ, искусствовед, публицист, близкий символистским кругам. Брат А.К. Метнера и Н.К. Метнера. Окончил юридический факультет Московского университета (1898). В 1900-х гг. заведующий музыкального отдела журнала «Золотое руно». В 1910 организовал (при участии Андрея Белого) издательство «Мусагет» (находилось на Пречистенском бульваре), редактор издававшегося там журнала «Труды и дни» (его статьи 1907—11 собраны в книге «Модернизм и музыка», М., 1912). С 1914 в Цюрихе. В Москве жил в Малом Гнездниковском и Саввинском переулках вместе с семьёй. также Метнер.

Литература: Долинская Е.Б., Н. Метнер, М., 1966; Н.К. Метнер. Воспоминания, статьи, материалы, М., 1981.

О.В. Фраёнова.

Метро

Метро́ см. метрополитен, схема линий московского метрополитена.

Метромост

Метромост.

Метромост.

Москва.

Метромо́ст через Москву-реку, в Лужниках, соединяет Комсомольский проспект с проспектом Вернадского, на пересечении Москвы-реки линией метро Сокольнического радиуса. Построен в 1958. Авторы проекта: инженеры В.Г. Андреев, Н.Н. Рудомазин; архитектурное оформление моста и станции метро архитекторов К.Н. Яковлева, А.И. Сусорова, Н.И. Демчинского, М.А. Бубнова, А.С. Маркелова, М.Ф. Марковского, А.К. Рыжкова, Б.И. Тхора. Метромост — единственный в Москве двухъярусный мост: в нижнем ярусе проходят пути метрополитена, на промежуточном строении моста в застеклённом закрытом помещении находится станция метро «Ленинские горы». Проезжая часть верхнего яруса проходит по верху большой арки и эстакадам, опирающимся на пролётное строение и продолженным на берегах. Метромост — одно из первых крупных сооружений из сборного железобетона. Длина Метромоста с эстакадами 1179 м, полная длина 2030 м. Речная часть (с пролётами 45, 108, 45 м) перекрыта трёхпролётной комбинированной системой, состоящей из балки и 3 арок, перекрытых эстакадой, по которой проложен проезд для автотранспорта.

Метромост определил значительный подъём продольного профиля Комсомольского проспекта — от уровня пойменной равнины до верхних отметок Воробьёвых гор. На правом берегу линия метро проходит по эстакаде и заглубляется в туннель в крутом склоне высокого берега реки. Проложенная по верхнему ярусу эстакады автомобильная дорога продолжается в выемке и, пройдя под Воробьёвским шоссе в пролётах путепровода, вливается в проспект Вернадского. С 1989 Метромост находится на реконструкции; сооружены обходные пути для движения метропоездов; станция метро «Ленинские горы» закрыта.

Метрополитен

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Метрополь»

«Метрополь» (гостиница) (улица Охотный ряд, 1), памятник архитектуры стиля модерн. Масштабное здание, в значительной мере определившее градостроительную ситуацию в районе центральных площадей Москвы, построено в 1899-1905 по проекту архитектора В.Ф. Валькота, но первоначальная идея создания здесь многофункционального культурного и гостиничного центра принадлежала архитекторам Л.Н. Кекушеву и С.И. Морозову, который как руководитель домостроительного товарищества сумел привлечь для декоративного оформления гостиницы лучшие художественные силы столицы. В верхней части протяжённых фасадов помещены сюжетные майоликовые панно («Принцесса Грёза» М.А. Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. по эскизам А.Я. Головина и С.В. Чехонина), ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А. Андреева. Здание опоясывает также выполненная из майолики цитата из Ф. Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Неоготические пинакли, островыразительные обрамления панно создают запоминающийся ритм, подхваченный в среднем ярусе фасадов лаконичными, упруго очерченными эркерами. В отделке внутренних помещений в «русском», неоклассическом, неорусском стилях участвовали архитекторы А.Э. Эрихсон, И.В. Жолтовский и др. В 1906 в гостинице был открыт первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн». В 1918 в здании разместился так называемый второй Дом Советов; здесь находились правительственные учреждения, жили партийные и государственные деятели, до 1919 заседал ВЦИК. С конца 20-х гг. зданию вернули гостиничные функции. В 1990-х гг. гостиница реконструирована.

Мечев Алексей Алексеевич

Ме́чев Алексей Алексеевич (1859 - 1923, Москва), православный священник. Был настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери в Кленниках, на улице Маросейка. Основой богослужебной жизни своего храма отец Алексей сделал частое причащение (в то время причащались, как правило, раз в год, в Великий пост). Множество людей искало у него совета и помощи. Постепенно маленькая церковь, стоящая на бойком перекрёстке московских улиц, стала наполняться богомольцами; начала складываться одна из самых значительных церковных общин в Москве; молитвенное общение прихожан не прекратилось и после смерти отца Алексея, а также после закрытия храма в 1932. В разное время у Мечева бывали священник Павел Флоренский, философ Н.А. Бердяев, скульптор А.С. Голубкина, художники М.В. Нестеров и Л.А. Бруни и др. С 1901, после смерти жены и встречи с Иоанном Кронштадтским, устраивал беседы и чтения на Хитровом рынке.

Перед своей кончиной отец Алексей стал передавать попечение над паствой и церковью сыну - священнику Сергию Мечеву (1872 - после 1941), продолжавшему дело отца вплоть до ареста (1929; погиб в заключении).

Мечеть

Мечеть

"Историческая" мечеть на Большой Татарской улице.

Москва.

Мече́ть Историческая мечеть, Первая суннитская мечеть (Большая Татарская улица, 26, строение 2). Участок был подарен московским татарам в знак признательности за подвиги татарского полка в период Отечественной войны 1812. Построена в 1816 в формах, стилизующих декоративные и конструктивные приёмы мусульманского зодчества. Основание минарета на северо-восточном фасаде опоясано 3-лопастными арочками, консоли под карнизом имеют вычурную, «восточно-экзотичную» форму. Богато украшен обращённый к улице фасад: мощные лопатки-контрфорсы, полуколонки с клиновидными капителями придают сравнительно небольшой постройке монументальный характер. Закрыта в 1937, в 1967 сломаны завершения самой Мечети и минарета. Службы возобновлены в 1993.

М.В. Нащокина.

Мещанская слобода

Меща́нская слобода́ находилась в северной части Москвы (в начале современного проспекта Мира), за стенами Земляного города, близ его Сретенских (позднее Сухаревских) ворот. Возникла в начале 70-х гг. XVII в., заселена выходцами из белорусских городов — мещанами (от белорусского «место» — город, отсюда название). Мещанская слобода занимала земли к югу от Напрудной слободы. Жители Мещанской слободы подчинялись Посольскому приказу, имели выборное самоуправление во главе с наместником и ряд налоговых привилегий; основное занятие — ремёсла и торговля. Мещанская слобода получила линейную планировку (1—4-я параллельные Мещанские улицы — ныне проспект Мира, улица Гиляровского, улица Щепкина, Мещанская улица). Сохранился дом Я.В. Брюса (проспект Мира, 12, перестроен). В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами купцов, дворян, ремесленников.

Мещанское

Район в Центральном административном округе. Площадь 398 га. Население 50,8 тыс. человек (1995).

В районе преобладают административно-управленческие организации и учреждения (Парламентский центр, МВД РФ, ФСБ, Прокуратура РФ), банки (Центральный банк России, Банк внешней торговли и др.), а также расположены Российский комитет защиты Мира, Комитет РФ по рыболовству, около 30 научных центров и институтов, проектных организаций и КБ, издательство «Музыка».

Основные транспортные магистрали: проспект Мира, Садовое кольцо, Олимпийский проспект, улица Сретенка. Экологическая ситуация в районе - одна из неблагоприятных в Москве - находится под воздействием загрязняющих выбросов автотранспорта.

Общая площадь жилого фонда 1456,5 тыс. м2, обеспеченность населения жильём 23,2 м2 на 1 жителя. Застройка XIX - начала XX вв. сохранилась в районе улицы Большая Лубянка, Садового кольца и проспекта Мира: палаты XVIII в., усадьбы, доходные дома и особняки, большая часть из которых ветхие. По Генеральному плану развития Москвы реконструированы Мещанские улицы и Самотёчная площадь. В 1930-50-х гг. на проспекте Мира развернулось массовое жилищное строительство. Капитальный ремонт жилого фонда осуществляется (1995) в пределах Садового кольца и вдоль проспекта Мира. Территория Мещанского находится в границах зоны регулирования застройки строгого режима.

Сферу торговли представляют 190 предприятий всех видов собственности (крупнейшие: торговый дом «Детский мир», торговые дома «Крестовский», «Садовое кольцо», «Светлана», «Книжная лавка писателя», «Ноты», «Лавка архитектора» и др.); рынок (Рижский). Бытовое и коммунальное обслуживание населения осуществляют около 70 предприятий службы быта (в том числе «Дом высокой моды Славы Зайцева», Дом моделей одежды «Кузнецкий мост»; Сандуновские, Астраханские и Ржевские бани) и более 50 предприятий общественного питания. В районе 8 поликлиник (в том числе 2 детские), больница № 63, детская туберкулёзная больница № 2 (бывшая Ольгинская больница), НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ). В системе народного образования работают 11 общеобразовательных школ, колледж, ПТУ, две музыкальных и одна художественная школа, три вуза (в том числе Архитектурный институт, Театральное училище имени М.С. Щепкина). В сеть учреждений культуры Мещанского входят три библиотеки (городская публичная научно-техническая библиотека и др.), Дом художника, Выставочный центр «Московская галерея» (на Кузнецком мосту), Выставочный зал Союза художников, 4 театра (в том числе Центральный театр Российской Армии, театр «Страна чудес дедушки Дурова», театр «Алла»), а также Центральный дом работников искусств, Дом учителя, Центральный дом Российской Армии, Музей-усадьба В.М. Васнецова, Дом-музей В.Я. Брюсова, Дом-музей М.С. Щепкина. Здесь расположены Центральный музей вооружённых сил, Музей детских театров и др. Сохранились также многочисленные историко-архитектурные памятники: Сретенский монастырь, Рождественский монастырь, церковь Трифона в Напрудном, церковь Троицы в Листах, церковь Успения в Печатниках, Московская соборная мечеть и др.

Крупнейшее спортивное сооружение - спорткомплекс Олимпийский. Гостиницы: «Олимпик-Пента», «Савой». К наиболее популярным местам рекреации и отдыха относятся: старейший в Москве ботанический сад (филиал Ботанического сада МГУ), Детский парк и Парк Центрального дома Российской Армии (с прудами), а также Сретенский бульвар и Цветной бульвар.

Мещёра

Низменная равнина в междуречье Клязьмы, Москвы и Оки, в Московской, Владимирской и Рязанской областях. На территории города (от долины р. Яузы на севере до долины Москвы-реки на юге) заходит наиболее высокая (до 160 м) западная окраина Мещёрской низменности со слабо врезанными плоскими долинами рек (Серебрянка, Ичка с притоком Лось, Пономарка и др.), с многочисленными озёрами, прудами (Измайловские, Борисовские, Кузьминские пруды и др.) и болотами (в том числе Сукино болото). Сложена водно-ледниковыми и аллювиальными песками. Сохранились большие лесные, в том числе сосновые, массивы и парки. В пределах Мещёрской низменности расположены Медведково, Останкино, Сокольники, Измайлово, Кузьминки, Нагатино и др.

Мещёрская низменность

См. Мещёра.

Мещёрский посёлок

Примыкающий к МКАД в районе платформы Востряково Киевского направления Московской железной дороги. Возник в 1905 как дачный посёлок Княж-Мещёрский. Основные магистрали: Мещёрский проспект, 6-й Дачно-Мещёрский проезд, Очаковская и Московская улицы.

Микоян Анастас Иванович

Микоян Анастас Иванович (1895, село Санаин Тифлисской губернии - 1978, Москва), государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Брат Артёма И. Микояна. Из рабочей семьи. С 1915 член РСДРП(б). В 1916 окончил Тифлисскую духовную семинарию. С 1917 на партийной работе. Член ВЦИК (1919-27) и ЦИК СССР (с 1922). С 1922 кандидат, в 1923-76 член ЦК компартии. С 1926 в Москве. С 1926 кандидат, в 1935-66 член Политбюро (Президиума) ЦК. В 1926-38 нарком торговли, снабжения, пищевой промышленности СССР. В 1938-49 нарком (министр) внешней торговли, в 1937-58 заместитель председателя СНК (СМ) СССР. Входя в ближайшее окружение И.В. Сталина, активно участвовал в проведении массовых репрессий. В годы Великой Отечественной войны член ГКО (1942-45), председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии (с 1941), член Комитета по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецко-фашистской оккупации (1943-46). После смерти Сталина один из наиболее приближённых к Н.С. Хрущёву деятелей. В 1953-55 министр торговли СССР. В 1964-65 председатель, в 1965-74 член Президиума ВС СССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В.В. Юрченко.

Микоян Артём Иванович

Микоя́н Артём Иванович (1905, село Санаин Тифлисской губернии - 1970, Москва), авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), Герой Социалистического Труда (1956, 1957). Брат Анастаса И. Микояна. Окончил (1937) Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). С 1937 работал на авиационном заводе № 1 имени Авиахима в Москве, в 1939-41 начальник опытного конструкторского отдела, с 1941 главный конструктор. С 1942 директор и главный конструктор вновь созданного опытного завода № 155 (с 1978 Московский машиностроительный завод). С 1956 генеральный конструктор. В 1940 под руководством Микояна созданы (совместно с М.И. Гуревичем) истребители МиГ-1 и МиГ-3, в 1941-45 - ряд других истребителей, отличающихся высокими лётно-техническими характеристиками. Под руководством Микояна созданы первые отечественные реактивные самолёты МиГ-9 (1945), МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1949), сверхзвуковые истребители МиГ-19 (1954), МиГ-21 (1958), а также МиГ-23 (самолёт с изменяющейся в полёте стреловидностью крыла) и МиГ-25 (истребитель-перехватчик со скоростью полёта, в три раза превышающей скорость звука). На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Микояна присвоено (1971) Московскому машиностроительному заводу. На доме, где жил Микоян (улица Серафимовича, 2), - мемориальная доска.

«Микрохирургия глаза»

«Микрохирурги́я гла́за» Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» (Бескудниковский бульвар, 59а). Создан в 1980 как Институт микрохирургии глаза на базе Лаборатории экспериментальной и клинической хирургии глаза, основанной в 1967 С.Н. Фёдоровым. В 1986 реорганизован в Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза», имеющий 11 филиалов в городах страны. Широкую известность получили разработанные здесь новаторские операции.

Милашенков Сергей Васильевич

Милаше́нков Сергей Васильевич (1921, деревня Лесовая Смоленской губернии - 1944), Герой Советского Союза (1945, посмертно), лётчик, капитан. Жил в Москве. В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир звена, заместитель и командир эскадрильи. 90 боевых вылетов. Погиб в бою, направив горящий самолёт на танковую колонну противника. Именем Милашенкова в 1964 названа улица в районе Дмитровского шоссе.

Милинис Игнатий Франциевич

Мили́нис Игнатий Франциевич (1899, Томская губерния — 1974, Москва), архитектор. Окончил Киевский архитектурный институт (1927). Работал в Москве. В конце 20-х — начале 30-х гг., руководствуясь принципами конструктивизма, строил общественные здания, отличавшиеся подчёркнутой ясностью, геометричностью, рациональностью архитектурных форм (клуб завода «Серп и молот», 1929—33). Разрабатывал новый тип жилого дома, объединившего в единый комплекс зону индивидуальных квартир и крупную общественную зону коммунального и бытового обслуживания (жилой дом Наркомфина на Новинском бульваре, 8, 1928—33, с М.Я. Гинзбургом). Внедрял формы и методы индустриального домостроения. В 1959—64 один из авторов жилой застройки Новых Кузьминок, развивал чёткую планировочную структуру с использованием крупных блоков — микрорайонов, внедрял типовые проекты экономичных крупносборных пятиэтажных домов.

Миллер Герард Фридрих

Ми́ллер Герард Фридрих (1705, Герфорд, Германия — 1783, Москва), историк, археограф, академик Петербургской Академии наук (1725). Учился в Лейпцигском университете. С 1725 в России. В 1730—31 в научной командировке за границей. С 1732 издавал на немецком языке «Собрание российской истории» («Sammlung Russischer Geschichte»). В 1733—43 участвовал во 2-й Камчатской экспедиции, организованной АН, результатом которой стали многочисленные труды Миллера по истории, этнографии, археологии, географии, языкознанию. В 1748 принял русское подданство. С 1754 конференц-секретарь АН, редактор «Ежемесячных сочинений...» — первого научно-литературного периодического издания на русском языке. С 1764 жил в Москве, был главным надзирателем Воспитательного дома. С 1766 работал в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Основные труды Миллера посвящены истории и географии России. В 1773 издал «Географический лексикон Российского государства», в котором помещена статья о Москве — первое сочинение об истории города. В 1778—79 совершил путешествие по Московской провинции, в результате которого составил описание многих подмосковных городов, монастырей, усадеб, сёл и деревень (опубликовано в 1789—90 в «Новых ежемесячных сочинениях»). Жил, по собственному свидетельству, в Заяузье. Похоронен в лютеранской кирхе Петра и Павла.

Литература: Академик Г.Ф. Миллер — первый исследователь Москвы и Московской провинции, М., 1996.

И.Р. Гринина, С.С. Илизаров.

Миллер Пётр Николаевич

Ми́ллер Пётр Николаевич (1867, Саратов - 1943, Москва), историк, археолог. Окончил Александровское военное училище в Москве (1888). Участник революционных событий 1905. В 1919-26 хранитель музея «Старая Москва», в 1926-30 возглавлял секцию «Старая Москва» в Обществе изучения Московской губернии, заместитель председателя Общества. Организовал систематические археологические наблюдения в городе, в том числе при строительстве метрополитена. С 1939 учёный секретарь Комиссии истории Москвы Института истории АН СССР. В годы Великой Отечественной войны работал над составлением летописи Москвы. Автор многочисленных статей о Москве. Жил в д. 6 по Хоромному переулку близ Красных ворот, затем в Котовском переулке у Преображенской площади. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Рабинович М.Г., Неутомимый москвовед, в сборнике: Краеведы Москвы, вып. 2, М., 1995; Богоявленский С.К., Памяти П.Н. Миллера, там же; Шмидт С.О., Послесловие, там же.

Миллионный мост

Миллио́нный мост то же, что Ростокинский акведук.

Миллионщиков Михаил Дмитриевич

Миллио́нщиков Михаил Дмитриевич (1913-1973, Москва), учёный в области аэрогидродинамики, прикладной физики и энергетики, академик АН СССР (1962), вице-президент АН СССР (1962-73), Герой Социалистического Труда (1967). Окончил Грозненский нефтяной институт (1932). Преподавал в Московском авиационном институте (1934-43), затем в Московском инженерно-физическом институте (с 1949 профессор). В 1944-49 работал в Институте механики АН СССР, затем в Институте атомной энергии (с 1960 заместитель директора). Основные труды по теории турбулентности, фильтрации, прикладной газовой динамике, ядерной энергетике. Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1951, 1954). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Миллионщикова названа улица (улица Академика Миллионщикова) в Садовниках.

Милославские

Дворянский род литовского происхождения. Родоначальник - Вячеслав Сигизмундович, прибывший в Москву в 1390 в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. Его внук Терентий Фёдорович принял фамилию Милославский. Род Милославских возвысился благодаря браку Марии Ильиничны (дочери боярина Ильи Даниловича) с царём Алексеем Михайловичем (Мария Ильинична - мать будущих царей Фёдора Алексеевича и Ивана V, а также царевны Софьи); её сестра Анна Ильинична стала женой воспитателя царя боярина Б.И. Морозова. Отец Марии Ильиничны боярин Илья Данилович (ум. 1668) после московского восстания 1648 («Соляной бунт») фактически возглавлял правительство, занимался предпринимательской деятельностью. Во время «Медного бунта» 1662 Милославские были объявлены «изменниками», их дома разгромлены. Боярин Иван Михайлович (ум. 1685) играл важную роль в правление царя Фёдора Алексеевича. После смерти Фёдора (1682) с воцарением Петра I (сына Алексея Михайловича от второго брака с Н.К. Нарышкиной) Милославские на короткое время были устранены от дел, но после московского восстания 1682 («Хованщина») и избрания Ивана V (сына Алексея Михайловича и Марии Ильиничны) «первым» царём их влияние было восстановлено; царевна Софья Алексеевна стала фактической правительницей государства. После падения Софьи (1689) Милославские окончательно отстранены от власти. Род Милославских пресёкся в конце XVIII в.

Миль Михаил Леонтьевич

Миль Михаил Леонтьевич (1909, Иркутск — 1970, Москва), конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал в ЦАГИ и опытном КБ по винтокрылым аппаратам. С 1947 главный конструктор, с 1964 генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Под руководством Миля в 1948 создан первый серийный трёхместный вертолёт Ми-1, получивший широкое практич. применение. На вертолётах Миля (Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10К и др.) установлено свыше 60 мировых рекордов. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1968). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Миля присвоено Московскому вертолётному заводу (1970). На доме, где жил Миль (Староконюшенный переулок, 21), — мемориальная доска.

Милюков Павел Николаевич

Милюко́в Павел Николаевич (1859, Москва — 1943, Экс-ле-Бен, Франция), историк, политический деятель. До середины 1895 жил в основном в Москве. Окончил 1-ю гимназию, в 1882 — историко-филологический факультет Московского университета. Оставленный при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию, Милюков преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С 1886 приват-доцент Московского университета. В 1892 защитил магистерскую диссертацию. Приступил к работе над «Очерками по истории русской культуры» (ч. 1—3, 1896—1903; до 1917 вышло семь изданий; последнее, переработанное издание — в 1930-х гг. в Париже). Начало национального самосознания, а по существу и культурной истории России Милюков связывал с историей Московского государства XV—XVI вв. В 1880-х гг. сблизился с московской либеральной профессурой, активно сотрудничал в либеральных журналах и газетах. Один из идеологов российского либерализма. Постоянно выступал с публичными лекциями в провинциальных городах; за лекции «Об общественных движениях в России» уволен из Московского университета и выслан в Рязань. После возвращения из ссылки жил за границей или в Петербурге. В 1905 один из организаторов партии кадетов, с 1907 председатель партии. После февраля 1917 министр иностранных дел в первом составе Временного правительства (до 2 мая). Летом и осенью 1917 в Москве, один из организаторов сопротивления большевистскому перевороту. После октября 1917 на Юге России, с 1920 в эмиграции, с 1921 жил в Париже. Автор «Воспоминаний» (опубликованы в 1955 в Нью-Йорке, в 1991 — в Москве), в которых значительное место уделено Москве.

Литература: Думова Н.Г., Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н. Милюкова, М., 1993.

Милютинский переулок

Милю́тинский переу́лок (в конце XVII — начале XVIII вв. Казённый переулок; назван по складу Семёновского полка — «казённому двору»; в 1927—93 улица Мархлевского, по имени польского коммуниста Ю. Мархлевского), между Мясницкой улицей и Сретенским бульваром. Вероятно, по Милютинскому переулку первоначально проходила трасса дороги на Владимир, в XII в. переместившаяся на улицу Большая Лубянка. С постройкой стены Белого города выход из переулка в сторону Сретенки был закрыт и переулок стал непроезжим. Своё название получил по фамилии А.Я. Милютина, владельца шёлковой фабрики — самой большой мануфактуры в Москве в XVIII в. (д. 14—16). В д. 14 (собственный дом Милютина) в 1873 родился В.Я. Брюсов, жил П.И. Бартенев, издатель журнала «Русский архив». В д. 16 после его переделки в 1912 обосновался театр Н. Балиева «Летучая мышь». Переулок застраивался жилыми домами (д. 8 — собственный дом архитектора А.Г. Григорьева, 1842 — 1843), в конце XIX в. — доходными домами (д. 3, 1897, архитектор Н.Г. Фалеев; д. 11/4, 1904—05, архитектор В.В. Шауб и, возможно, А.В. Петров; д. 13, 1899—1900, архитектор С.В. Шервуд; д. 20, 1915—17, архитектор В.Е. Дубовской). В Милютинском переулке находятся костёл Людовика (д. 7, 1827—30, архитекторы Д.И. Жилярди и А.О. Жилярди) с училищами Святого Филиппа Нерийского и Святой Екатерины и костёл Петра и Павла (д. 18, 1838, архитектор А.О. Жилярди). В начале переулка возведено здание станции Датско-шведско-русского телефонного общества — самое высокое здание в Москве в начале XX в. (д. 5, 1902—03, архитектор А.Э. Эрихсон; 1907—09, архитектор О.В. Дессин).

И.Л. Давыдова.

Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана

Минералоги́ческий музе́й имени А.Е. Ферсмана (с 1955) РАН (Ленинский проспект, 18), один из старейших русских музеев. Основан в 1716 как Минералогический кабинет при Кунсткамере в Петербурге, с 1836 — музей. В 1930-х гг. переведён в Москву. Коллекция содержит свыше 130 тыс. образцов минералов, встречающихся на территории России, в ближнем и дальнем зарубежье. Музей организует тематические выставки, экскурсии, лекции. С 1949 издаёт «Труды» (с 16-го выпуска называются «Новые данные о минералах...»). Здание построено в 1830-х гг. (архитектор Е.Д. Тюрин), входило в комплекс усадьбы Нескучное.

Минин Кузьма Минич

Минин Кузьма Минич (?-1616), один из организаторов и руководителей второго ополчения 1611-12. Нижегородский посадский. Служил в ополчении Алябьева и Репнина. Избранный в сентябре 1611 земским старостой, возглавил движение по организации ополчения и сбору для него денежных средств. По совету Минина к военному руководству ополчением был приглашён князь Д.М. Пожарский; хозяйственная часть была поручена Минину. До созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав «Совета всея Земли», созданного в Ярославле. При освобождении Москвы 24 августа 1612 отряд под командованием Минина, переправившись через Москву-реку из стана Пожарского на Остоженке, нанёс фланговый удар по противнику (в районе современного Крымского моста), в результате которого начался разгром войск гетмана Я. Ходкевича. На следующий день после своего венчания на царство (12 июля 1613) царь Михаил Фёдорович пожаловал Минину звание думного дворянина и вотчины. Минин пользовался большим доверием царя, жил в царском дворце. В 1615, во время поездки царя в Троице-Сергиеву лавру, Минину вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву». Похоронен в нижегородском Преображенском соборе. В 1818 на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос).

Ю. Лубченков.

Минкус Михаил Адольфович

Минкус Михаил Адольфович (1905, Одесса - 1963, Турку, Финляндия), архитектор, график, архитектуровед. Сын архитектора А.Б. Минкуса. Учился на архитектурном факультете Одесского института изобразительных искусств (1923-25), затем в Академии художеств в Ленинграде (1925-30). С 1930 работал в Москве, сначала в мастерской В.А. Щуко и И.А. Фомина, затем П.А. Голосова. Во время Великой Отечественной войны занимался строительством оборонительных сооружений под Москвой. Наиболее значительные постройки: Большой Каменный мост, шестиэтажный гараж на улице Пресненский вал (1936-41), станция метрополитена «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира»), высотное здание на Смоленской площади (1953, с В.Г. Гельфрейхом); участвовал в реконструкции Пушкинской площади (1947), планировке и застройке Смоленских площади, улицы и набережной (1953-63). Среди графических работ выделяются зарисовки архитектуры старой Москвы (1934-41, в основном в ГНИМА и частных собраниях). Государственная премия (1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Варзар Л.В., Яралов Ю.С., М.А. Минкус, М., 1982.

Минор Лазарь Соломонович

Ми́нор Лазарь Соломонович (1855, Вильно — 1942, Ташкент), врач, создатель научной школы невропатологов. После окончания медицинского факультета Московского университета (1879) работал в Москве: приват-доцент Клиники нервных болезней Московского университета (1884), ученик А.Я. Кожевникова; консультант Яузской больницы; профессор Клиники нервных болезней Московских Высших женских курсов (1910—32; впоследствии 2-й Медицинский институт). Впервые описал центральную гематомиелию — кровоизлияние в спинной мозг (1892; синдром Минора — Оппенгейма) и так называемое наследственное дрожание (1936; болезнь Минора). Один из основателей и председатель Московского общества невропатологов и психиатров (1927) и один из организаторов Московского общества по борьбе с алкоголизмом (1927). В Музее истории Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова устроена мемориальная экспозиция, посвящённая Минору.

Х.И. Идельчик.

Предыдущая страница Следующая страница