Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕЛ"-"БИБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕЛ"-"БИБ")

Белопольский Яков Борисович

Белопо́льский Яков Борисович (1916, Киев — 1993, Москва), архитектор, градостроитель, заслуженный строитель РСФСР (1966), действительный член Академии художеств СССР (с 1983), народный архитектор СССР (1988). Окончил Московский архитектурный институт (1937), преподавал там же (с 1955 профессор). Участвовал в проектировании Дворца Советов (1937—41) под руководством Б.М. Иофана, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха. Один из ведущих авторов комплексной застройки Москвы: Юго-Западного района (1952—66), Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта (1948—50, 1953—56, 1956—67, 1960—70), Ленинского проспекта (1969—79), Беляева-Богородского, Конькова-Деревлёва, Тёплого Стана, Ясенева (1960—80-е гг.). Один из авторов здания Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского (1964—71), Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1965—82), библиотеки РАМН (1977), административных зданий на Октябрьской площади (с 1974), Дворца молодёжи на Комсомольском проспекте (1972—87). В 1976—86 по проекту Белопольского выстроен комплекс жилых домов на пересечении улиц Новочерёмушкинской и Гарибальди, в 1989—92 — многофункциональный комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1950).

«Белорусская»

Станция метро Замоскворецкой линии (радиальная) и Кольцевой линии. 1) Станция Замоскворецкой линии (архитекторы Н.Н. Андриканис, Н.А. Быкова) открыта в 1938. Вестибюль - в здании Белорусского вокзала. Пилоны станционного зала отделаны тёмно-розовым и чёрным мрамором. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой (верх) и чёрным гранитом. Мраморный пол орнаментирован ковровым рисунком. 2) Станция Кольцевой линии (архитекторы И.Г. Таранов, З.Ф. Абрамова, А.А. Маркова, Я.В. Татаржинская) открыта в 1952. Вход на станцию расположен в павильоне на углу улицы Грузинский вал и площади Белорусского вокзала. Цоколи пилонов станционного зала облицованы светлым мрамором. Своды потолка декорированы рельефным орнаментом, на центральном своде 12 мозаичных панно на темы из жизни белорусского народа (эскизы художника Г.И. Опрышко). На пилонах вазы-светильники из мрамора и стекла. Стены вдоль пути покрыты белой керамической плиткой; пол, выложенный керамической плиткой, имитирует ковёр с белорусском национальным орнаментом. В торце зала - скульптурная группа «Советская Белоруссия». В подземном переходе (1952), соединяющем станции, - монументальная композиция «Белорусские партизаны» (скульпторы С.М. Орлов, С.М. Рабинович, И.А. Слоним).

Е.Н. Боровик.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал (бывший Смоленский, Александровский, Брестский, Белорусско-Балтийский). Открыт в 1870; в 1909 перестроен (инженер И.И. Струков). Расположен на площади между Тверской улицей и Ленинградским проспектом. Обслуживает Белорусскую железную дорогу, связывающую Москву с западными регионами Российской Федерации, Белоруссией, Литвой и государствами Центральной и Восточной Европы. Движение по одной из основных линий дороги Москва - Брест открыто в 1871. Для снабжения дороги в Москве был построен газовый завод, в ведении дороги находились железнодорожные мастерские в Москве и Минске. В 1870-96 гг. дорога принадлежала АО Московско-Брестской железной дороги (образовано при слиянии Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской железной дороги). После выкупа в казну дорога находилась в ведении МПС.

В первую мировую войну по дороге перевозились и поступали на Белорусский вокзал боеприпасы, продовольственные грузы, воинские эшелоны, беженцы; велись работы по прокладке запасных путей на участке Москва - Минск; построены дополнительные ветки в Москве к эвакуационным пунктам у николаевских казарм на Хорошевском шоссе и к авиационным мастерским на Ходынском поле; уложены дополнительные обгонные пути на 29 промежуточных станциях.

Белорусский вокзал и железная дорога связаны с историко-культурными событиями в жизни страны и Москвы. Здесь весной 1928 москвичи встречали М. Горького, в 1937 - лётчиков В.П. Чкалова и М.М. Громова, в 1938 - исследователей Северного полюса во главе с И.Д. Папаниным. В 1941 на привокзальной площади проходили проводы на фронт частей народного ополчения (см. народное ополчение (в Великой Отечественной войне)), в 1945 на Белорусский вокзал прибыли первые эшелоны солдат, возвратившихся из Берлина.

Белорусский вокзал отличается сложной, но рациональной схемой планировочной организации внутреннего пространства вокзального здания; в декоре фасадов эклектично соединены элементы многих «исторических» стилей.

В правом крыле вокзала в 1938 начала действовать станция метро «Белорусская» (Замоскворецкой линии, радиальная). В 1976 построено новое здание вокзала (в дополнение к существующему) и произведена частичная реконструкция старого вокзала. Ежедневно Белорусский вокзал принимает 30 тыс. пассажиров: прибывает и отправляется 27 пар поездов (1995).

Е.Н. Боровик.

Белые палаты

На Пречистенке (улица Пречистенка, 3). Выстроены как главный дом усадьбы управляющего Оружейным приказом князя Б.И. Прозоровского в два этапа - в 1685-88 и 1712-13. Двухэтажный «на погребах» Г-образный корпус с проездной аркой, выводящей на парадный двор, поставлен не в глубине усадьбы, а вдоль улицы, что является редкостью для московской архитектуры конца XVII - начала XVIII вв. Высокий, с самостоятельной крутой кровлей угловой объём обращён к центру города. Фасады завершены тяжёлым многорядным карнизом, окна парадного второго этажа украшены уникальными по рисунку наличниками с разрывными завершениями. Все помещения имеют сводчатые перекрытия. Анфилада верхнего этажа включает огромный столовый покой, куда ведёт снизу внутристенная лестница. Реставрация здания закончена в 1995.

О. Замжицкая.

Белый Андрей

Андрей Белый.

Андрей Белый.

Бе́лый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора Московского университета. Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в доме на углу улицы Арбат и Денежного переулка (Арбат, 55; здание построено в 1878 архитектором М.А. Арсеньевым на основе городской усадьбы XVIII—XIX вв.; перестроено в 1880). В 1891—99 учился в частной гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенка, 32), известной своим прекрасно поставленным образованием. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. Осенью 1904 вторично поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но в 1905 прекратил посещение лекций. На квартире Андрея Белого собирался кружок младосимволистов «Аргонавты», которым руководил сам молодой поэт. В кружок входили племянник Вл.С. Соловьёва — С.М. Соловьёв (с его семьёй, проживавшей в этом же доме, Андрей Белый сблизился в конце 1895 — начале 1896), Эллис (Л.Л. Кобылинский), А.С. Петровский, М.И. Сизов и др. На этой квартире 10 января 1904 произошла первая встреча писателя с А.А. Блоком. Ей предшествовала переписка, продолжавшаяся впоследствии всю жизнь. 1906 — 1909, несмотря на частые отлучки из Москвы, — время наибольшей консолидации Андрея Белого с московскими символистами в их споре с петербургскими по поводу «мистического анархизма», где писатель вполне проявил свойственные ему резкость и запальчивость. Писатель сближается также с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым, Вяч. Ивановым, юной М.С. Шагинян, активно участвует в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок, «Дом песни»). В 1910 Андрей Белый совместно с братом композитора Н.К. Метнера — Э.К. Метнером и Эллисом основал в Москве издательство «Мусагет». Андрей Белый был связан тесными и сложными отношениями с В.Я. Брюсовым, знакомство с которым началось ещё в 1901—02, а своеобразная «умственная дуэль» (с 1904) отражена во многих стихах Брюсова и его романе «Огненный ангел», где прототипами главных героев стали Андрей Белый, сам автор и Н.И. Петровская — объект «мистериальной» любви Андрея Белого. Писатель сотрудничал в руководимых им символистских книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы», располагавшихся в здании гостиницы «Метрополь» (Театральная площадь, 1). В 1910—16 и 1921—23 Андрей Белый жил в основном за границей, а также в Петербурге. В Москве периода Гражданской войны неоднократно выступал во «Дворце искусств» (Поварская улица, 52; см. Дом литераторов). Андрей Белый, автор многочисленных сборников стихов, романов («Котик Летаев», «Петербург» и др.), философских и художественно-критических трудов, в том числе посвящённых И.В. Гёте и современным толкователям его натурфилософского наследия, был также создателем своеобразного автобиографического, историко-социологического и нравоописательного романа «Москва» (ч. 1 — «Московский чудак», 1926; ч. 2 — «Москва под ударом», 1926; ч. 3 — «Маски», 1932), поэмы «Первое свидание» (1921), мемуаров «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), в которых показана бурная и разноликая жизнь интеллигенции начала XX в. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Орлов Вл., История одной «дружбы-вражды», в его книге: Пути и судьбы, Л., 1971; Воронин С., Из истории несостоявшейся постановки драмы Андрея Белого «Москва», «Театр», 1984, № 2; Цветаева М.И., Об искусстве, М., 1991.

К.В. Стародуб.

Белый город

Бе́лый го́род исторический район в центре Москвы, на левом берегу Москвы-реки, в пределах современного Бульварного кольца. Охватывал значительную часть Занеглименья, Кучково поле, Кулишки и другие местности. Застройка территории Белого города началась в XIV в.; в конце XIV в. был окружён валом и рвом. В XV в. на его территории находились сады (отсюда название Старосадского переулка), великокняжеский загородный двор, усадьбы бояр, монастыри (Рождественский, Высокопетровский, Сретенский и др.), которые дали название ряду улиц и площадей Белого города. В конце XV в. в Белом городе, на левом берегу р. Неглинной, сооружён Пушечный двор,в XVI в. — Опричный двор,западная часть Белого города заселена опричниками. В 1585—93 под руководством зодчего Ф.С. Коня была построена стена Белого города. Начиналась от Водовзводной башни Кремля, шла вдоль современной Пречистенской набережной, по линии Бульварного кольца до Москвы-реки, затем по Москворецкой набережной до стены Китай-города. Была сложена из белого камня (в основании) и большемерного кирпича (с внутренней забутовкой); по одной из версий, название Белого города связано со строительным материалом стены, по другой — оно происходит от «белых земель», то есть территорий, свободных от земских податей. Протяжённость стены была свыше 9,5 км, высота около 10 м, толщина 4,5—6 м. Насчитывала 27 башен, в том числе 10 с воротами. Большинство башен — прямоугольные в плане, высотой 13—20 м; имели несколько боевых ярусов и шатровые завершения. Вдоль стен проходил ров, заполнявшийся водой. Река Неглинная протекала под стеной через «трубу» (отсюда название Трубной площади и Трубной улицы). В XVII в. на территории Белого города велось интенсивное каменное строительство (сохранились многочисленные палаты, ряд церквей). В XVIII в. в Белом городе строились городские усадьбы (сохранился дом Пашкова), улицы были вымощены булыжником. К середине XVIII в. стена Белого города потеряла оборонительное значение и во второй половине XVIII в. разобрана. В конце XVIII — начале XIX вв. на её месте разбиты бульвары. Белый город сильно пострадал от пожара 1812. Застройка и перепланировка велись под руководством Комиссии для строения Москвы. В XIX в. название исчезает из московской лексики и сохраняется ныне в наименовании Белгородского проезда.

Литература: Сытин П.В., История планировки и застройки Москвы, т. 1, М., 1950; Рабинович М.Г., О древней Москве, М., 1964; Памятники архитектуры Москвы. Белый город, М., 1989.

«Белый дом»

Неофициальное, но ставшее традиционным с начала 1990-х гг. наименование крупного административного здания на Краснопресненской набережной, 12. Построен для размещения высших органов РСФСР в 1965-79 в формах «модернизированной неоклассики» (архитекторы Д.Н. Чечулин, П.П. Штеллер с коллективом авторов); в 1990-93 здесь находился ВС РСФСР, затем - Российской Федерации, с 1994 Дом Правительства Российской Федерации. Масштабная композиция строго симметрична, пирамидальна, составлена из трёх чётко выделенных частей: на мощное, тяжеловесное основание с гранитной облицовкой, широко расходящимися пандусами и парадной лестницей, ведущей от набережной Москвы-реки к главному входу, поставлены широкий, горизонтально ориентированный семиэтажный корпус с боковыми крыльями и башня в 20 этажей со скруглёнными углами и верхним техническим этажом, имеющим узкие окошки. Вертикальную ось подчёркивает венчающая часовая башенка с бронзовым позолоченным гербом России и флагштоком с государственным флагом. Наружная облицовка стен - из белого мрамора. В интерьерах используются разноцветные мраморы и другие отделочные камни. Главный актовый зал занимает центр семиэтажного корпуса, все парадные помещения обращены в сторону реки. От набережной «Белого дома», расположенный на обширном свободном участке, отделён кованой оградой. В 1994 восстановлен после обстрела снарядами и пожара (во время сентябрьских-октябрьских событий 1993). Чёткий замкнутый силуэт сооружения, расположенного в излучине Москвы-реки, замыкает на большом отрезке перспективу набережных.

М.И. Астафьева-Длугач.

Белый камень

Бе́лый ка́мень название известняка из московского яруса каменноугольной системы, распространённого в окрестностях Москвы. Горизонт с преобладанием белого камня был выделен геологом А.П. Ивановым в 1926 и получил название мячковского горизонта (по названию села Мячкова на р. Пахре). Мячковский известняк имеет белый цвет, ровную, без раковин, поверхность; главное декоративное достоинство — наличие собственного оттенка у отдельных блоков: палевого, жёлтого, розового (в связи с этим кладка из мячковского известняка отличалась особой игрой поверхности). Для предохранения мягкой поверхности белого камня от воздействия осадков шлифованную облицовку покрывали защитным лаком — фирнисом, который, проникая внутрь камня, укреплял его и сохранял декоративные свойства в течение десятков и сотен лет. Интенсивные разработки белого камня начались в XII в. в каменоломнях по берегам Москвы-реки, у устья р. Пахры и вверх по Пахре. Для строительства Кремля в XIV в. белый камень, очевидно, добывался в районах современных Домодедова, Сьянова и Подольска. Белый камень стал основным строительным материалом при сооружении в конце XVI в. стен и башен Белого города. Его применяли также и для отделки соборов и церквей (например, портал Спасского собора Андроникова монастыря, резной декор памятников московского барокко). Большое применение в московском строительстве белый камень имел в XVIII—XIX вв., когда основная добыча производилась из карьеров у села Нижнее Мячково. Белый камень использовали архитекторы В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Д.И. Жилярди и др. Им облицованы цокольный этаж главного фасада и пилоны ворот старого здания Московского университета на Моховой улице, а также портик здания Опекунского совета (улица Солянка, 14). Белый камень был применён также при отделке дома Пашкова, здания Странноприимного дома и около 100 других зданий и сооружений в Москве. Широкое использование белого камня придало Москве облик «белокаменной».

Литература: Викторов А.М., Звягинцев Л.И., Белый камень, М., 1981.

Бельские

Бе́льские княжеский и боярский род. Родоначальник - внук великого князя литовского Ольгерда Иван Владимирович. С конца XV в. Бельские состояли на службе у великих князей московских. Первым «отъехал» в Москву в 1482 князь Фёдор Иванович (?-около 1507). В 1498 женился на племяннице великого князя Ивана III рязанской княжне Анне Васильевне, его двор в Москве находился в Китай-городе, рядом с двором князей Патрикеевых. Сыновья Фёдора Ивановича (Дмитрий, Семён и Иван) играли значительную роль в истории Московского государства первой половины XVI в. Дмитрий Фёдорович (1499-1551) летом 1521 возглавлял войско, выступившее против отрядов Мухаммед-Гирея. В 1522 первый воевода в Коломне. В 1526 «дружка» на свадьбе великого князя Василия III, около 1528 получил чин боярина. Был с великим князем во время его болезни и при составлении духовной грамоты (завещания), объявлен (с князем М.Л. Глинским) опекуном малолетнего великого князя Ивана IV. В 1535 главный воевода в полках, в 1536 в Муроме, летом 1537 наместник во Владимире. К 1551 старейший член Боярской думы. Семён Фёдорович в 1534 бежал в Литву, участвовал в военных действиях против Московского государства. Иван Фёдорович (?-1542) возглавлял русские войска во время походов на Казань в 1524 и 1530. Долгое время находился в опале, освобождён в 1538. Возглавлял борьбу против князей Шуйских. С лета 1540 «первосоветник» великого князя Ивана IV, фактический глава правительства. Схвачен в Москве на своём дворе в ночь со 2 на 3 января 1542 по приказу Шуйских и отправлен на Белоозеро, где был умерщвлён по их же приказу. Сын Дмитрия Фёдоровича - Иван (?-1571), боярин (1560), в 1560 - 1562 находился в опале. В период опричнины возглавлял вместе с князем И.Ф. Мстиславским Земщину. Участник Земского собора в Москве в 1566. Погиб вместе с семьёй в 1571 во время набега крымских татар на Москву. На этом род Бельских пресёкся. Бельские делали вклады в московские Новоспасский и Троице-Сергиев монастыри. Родовая усыпальница - в Тихоновой пустыни (основана в конце XV в.), близ Калуги.

О.Г. Тимофеева.

Белявский Михаил Тимофеевич

Белявский Михаил Тимофеевич (1913, Москва - 1989, там же), историк, краевед, доктор исторических наук (1963), профессор МГУ. Окончил Московский педагогический институт, работал учителем географии, директором школы в Краснопресненском районе Москвы. Участник Великой Отечественной войны. С 1948 преподаватель исторического факультета МГУ. В 1953 защитил кандидатскую диссертацию по истории Московского университета, один из руководителей авторского коллектива издания «История Московского университета. 1755-1955» (1955). В 1970 опубликовал (в соавторстве с В.В. Сорокиным) книгу «Наш первый, наш Московский, наш Российский» - исторический путеводитель по университету на Моховой улице, в 1980 - книгу «Их имена увековечены в Москве. Учёные и питомцы Московского университета». Белявский - один из инициаторов изучения памятных мест и топонимов Москвы, связанных с увековечением памяти героев Великой Отечественной войны. Был руководителем секции памятников советского периода при Центральном совете ВООПИК. Вёл большую работу по сбору материалов об истории московских некрополей, исследовал, в частности, Ваганьковское, Новодевичье (совместно с О.А. Омельченко), Преображенское кладбища.

Литература: Омельченко О.А., Не должно быть забыто, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

Ю.Н. Александров.

Беляево

Местность на юго-западе Москвы. Соседствует на западе с Богородским, на севере с Воронцовом, на юго-западе с Тёплым Станом. Название - от бывшего села, известного с XVII в. В середине XVIII в. владение Д.Н. Салтыковой («Салтычихи»), известной жестоким обращением с крепостными и приговорённой в 1767 к пожизненному заключению в тюрьме Ивановского монастыря. В 1777 куплено И.Н. Тютчевым, отцом поэта Ф.И. Тютчева, который бывал в юности в Беляеве. С 1960 в черте Москвы. С 1965 часть района массовой жилой застройки Беляево-Богородское. Основные улицы: Профсоюзная, Миклухо-Маклая, Островитянова, Волгина. Станция метро «Беляево».

«Беляево»

станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1974. Архитекторы В.Г. Поликарпова, В.И. Клоков, Л.Н. Попов. Выходы со станции (по подземным переходам) находятся на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Миклухо-Маклая. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Путевые стены облицованы светло-кремовой керамической плиткой, декорированы вставками из чеканного алюминия и кованой стали с сюжетами по мотивам русских сказок. Пол выложен тёмным гранитом.

«Беляево»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Беля́ево» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1974. Архитекторы В.Г. Поликарпова, В.И. Клоков, Л.Н. Попов. Выходы со станции (по подземным переходам) находятся на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Миклухо-Маклая. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Путевые стены облицованы светло-кремовой керамической плиткой, декорированы вставками из чеканного алюминия и кованой стали с сюжетами по мотивам русских сказок. Пол выложен тёмным гранитом.

Беляево-Богородское

Район массовой жилой застройки (с 1960-х гг.; руководитель проекта - архитектор Я.Б. Белопольский) на юго-западе Москвы, между Ленинским проспектом и Профсоюзной улицей. Соседствует на юго-западе с Тёплым Станом, на юге с Узким, на востоке с Зюзином, на севере с Новыми Черёмушками. Название - от бывших сёл Беляево и Богородское. Основные улицы: Миклухо-Маклая, Волгина, Островитянова, Бутлерова. Станция метро «Беляево».

Литература: Долинин Л., Крайняя Н., Ораевская С., Беляево-Коньковский жилой массив, «Строительство и архитектура Москвы», 1966, № 9.

Беляков Александр Васильевич

Беляко́в Александр Васильевич (1897, деревня Беззубово Московской губернии - 1982, Москва), генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (1936). С 1919 в Красной Армии. Участник Гражданской войны. Преподавал в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Был штурманом экипажа во главе с В.П. Чкаловым во время беспосадочных перелётов из Москвы на Дальний Восток (остров Удд) (1936) и через Северный полюс в США (1937). В 1936-40 флаг-штурман ВВС и флаг-штурман РККА. В 1940-45 начальник высшей авиационной школы штурманов, в 1945 главный штурман воздушной армии. В 1945-60 начальник факультета и профессор Военно-воздушной академии. Именем Белякова в 1938 названа улица в Лианозове.

Берг Аксель Иванович

Берг Аксель Иванович (1893, Оренбург - 1979, Москва), радиотехник, инженер-адмирал, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1963). В 1925 окончил Военно-морскую академию в Ленинграде. С 1943 в Москве, в 1943-44 заместитель наркома электропромышленности СССР, в 1943-47 заместитель председателя Совета по радиолокации, в 1953-57 заместитель министра обороны СССР. С 1959 председатель Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика». Основные труды по радиотехнике, радиоэлектронике и др.

Бердяев Николай Александрович

Бердя́ев Николай Александрович (1874, Киев — 1948, Кламар, близ Парижа), философ, публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, вскоре перевёлся на юридический факультет. В 1897 арестован за участие в социал-демократическом кружке, исключён из университета, в 1900 сослан на 3 года в Вологду, затем в Житомир. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (М., 1902) и «Вехи» (М., 1909).

В Москве поселился в 1908, жил сначала в меблированной квартире Тимофеевой в доходном доме Микини на углу Армянского и Кривоколенного переулков. Сблизился с философами, объединёнными вокруг издательства «Путь», участвовал в деятельности «Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва»; посещал Литературно-художественный кружок в доме Востряковых на улице Большая Дмитровка, дом А.Н. Скрябина (Большой Николо-Песковский переулок, 11), читал лекции в Народном университете имени А.Л. Шанявского. Через С.Н. Булгакова Бердяев познакомился с М.А. Новосёловым и «Кружком ищущих христианского просвещения», ездил с ними в Зосимову пустынь под Москвой. Бывал иногда в трактире «Яма», около церкви Флора и Лавра недалеко от Мясницкой улицы, где «происходили по воскресеньям народные религиозные собеседования разного рода сектантов» («Самопознание», Л., 1991, с. 194), с которыми вёл разговоры о вере. Зимой 1912—13 Бердяев жил в созданной В.С. Гриневич Школе имени Вл.С. Соловьёва на Остоженке. В 1913 был привлечён к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья «Гасители духа» в газете «Русская молва»). Отложенное из-за начала войны дело в 1917 было прекращено. В конце 1914 останавливался у сестры своей приятельницы Е.К. Герцык в Кречетниковском переулке, 13. 10 сентября 1915 поселился в доме Великовского в Большом Власьевском переулке (д. 4, кв. 3), где прожил до высылки из России. Во время Февральской революции Бердяев оказался в эпицентре событий на Манежной площади; он убеждал офицера не стрелять в народ (войска так и не открыли стрельбу). Бердяев участвовал в учреждении «Лиги русской культуры», был членом Совета и председателем Временного комитета в Москве; печатался в еженедельниках «Народоправство» и «Русская свобода». 27 января 1918 принял участие в крестном ходе, организованном патриархом Тихоном («Эта церковная демонстрация приняла грандиозный характер. Люди шли на неё, не уверенные, что останутся в живых»).

В 1918 Бердяев сотрудничал в сборнике «Из глубины». У себя на квартире организовал «Вольную Академию духовной культуры», которой в конце 1918 удалось получить официальный статус и возможность проводить заседания в аудиториях Высших женских курсов (д. 8 по Поварской улице и д. 1 по Мерзляковскому переулку, соединявшиеся ротондой); Бердяев читал лекции по философии истории и философии религии, вёл семинар о Ф.М. Достоевском. Из этих чтений впоследствии родились книги «Смысл истории» (Берлин, 1923) и «Миросозерцание Достоевского» (Прага, 1923). В 1918 написана книга «Философия неравенства» (издана в Берлине, 1923). Бердяев — один из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодёжи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом вместе с Б.К. Зайцевым, М.А. Осоргиным, А.К. Дживелеговым (размещалась сначала в Леонтьевском переулке, 16, затем на Большой Никитской улице, 22). Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 — начале 1919 работал в Главархиве в хранилище частных архивов (размещалось в особняке на углу Воздвиженки и Шереметьевского переулка, затем в здании МГАМИД). В феврале 1920 Бердяев привлекался к принудительным работам; был арестован ВЧК по делу так называемого Тактического центра, но затем освобождён. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 Бердяев жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию. Перед отъездом Бердяев получил благословение у отца Алексея Мечева в церкви Николая Чудотворца в Блинниках (улица Маросейка).

Я.Г. Кротов, Е.Н. Кутьина.

Бережки

Бережки́ название в XVI — начале XX вв. местности на правом берегу Москвы-реки, в районе современного Бородинского моста. На западе соседствовала с Дорогомиловом. Название — от патриаршей Бережковской рыбачьей слободы (известна с XVI в.). К середине XVIII в. слободской уклад исчезает; местность застраивалась домами мелких торговцев и мещан. В XIX в. возникали небольшие промышленные предприятия. Название сохранилось в наименовании Бережковской набережной.

«Берёзка»

«Берёзка» хореографический ансамбль (с 1973 академический). Создан в Москве в 1948. Организатор, руководитель (до 1979) и постановщик всех программ ансамбля Н.С. Надеждина. В ансамбль вошли лучшие участницы художественной самодеятельности и выпускницы Московского хореографического училища. Название коллектива - от первой постановки (1948) - девичьего хоровода «Берёзка», исполняемого с ветвями берёзы в руках. Первоначально ансамбль был женским, его программу составляли плавные хороводы («Лебёдушка», «Прялица»), шуточные танцы, жанровые сценки, построенные на русских народных танцах и песнях. В 1959 в ансамбль была введена мужская группа. Смешанный состав исполняет танцы «Топотуха», «Холостяк», «Балагуры», «Ямщики», хоровод «Узоры», «Большой казачий пляс», «Сибирская сюита», «Цветы полевые», «Праздничная плясовая», «Северный хоровод» и др. Музыка танцев строится на старинных и современных русских мелодиях. Танцы сопровождаются оркестром народных инструментов, некоторые и пением («Девичья лирическая», вальс «Берёзка»). С 1980 художественный руководитель ансамбля М.М. Кольцова.

«Берёзовая роща»

«Берёзовая ро́ща» парк в северной части Москвы, вытянутый вдоль улицы Куусинена. Общая площадь 31 га, из них 27 га занимают газоны и цветники. Среди зелёных насаждений преобладает берёза. На широких полянах - живописно цветущие кустарники: жасмин, миндаль, спирея, калина, сирень и др. В центральной части парка созданы альпинарий и цветник; имеется участок с вертикальным озеленением.

Бернгард и Ко

«Э.О. Бернгард и Ко, Преемники И.И. Шенбрунера»

Торговый дом, фирма, владевшая одним из крупнейших оружейных магазинов в Москве. Основатель - оружейный мастер И.И. Шенбрунер, уроженец Баварии. В 1855 он переселился в Россию, в 1860 открыл на Покровке оружейную мастерскую, позднее - магазин в Старогазетном переулке, в доме Толмачёва. С 1883 во главе магазина и оружейной мастерской стал Э.О. Бернгард, знаток охотничьего оружия, зять Шенбрунера. Он перевёл магазин в дом Сан-Галли на улице Кузнецкий мост (д. 5). В начале 1900-х гг. фирма преобразована в Торговый дом «Э.О. Бернгард и Ко, преемники И.И. Шенбрунера». Он специализировался на продаже ружей английских и бельгийских фирм. Накануне первой мировой войны ассортимент товаров магазина составлял около 500 наименований. Ведущие западноевропейские фирмы изготовляли по заказу фирмы специальные охотничьи ружья, наиболее полно отвечавшие специфике российского рынка и условиям русской охоты. Фирма была экспертом Оружейной палаты, официальным поставщиком Императорского общества правильной охоты и его 64 отделов, Московского общества охоты имени императора Александра II и др. Существовала до 1918.

И.Н. Палтусова.

Бернес Марк Наумович

Берне́с Марк Наумович (1911, Нежин — 1969, Москва), эстрадный певец, актёр кино, народный артист РСФСР (1965). Родился в семье старьёвщика. В 17 лет ушёл из дома, собираясь стать актёром. В Харькове поступил в театр Н.Н. Синельникова статистом (там же начинали К.И. Шульженко и И.О. Дунаевский), затем уехал в Москву, работал в Театре Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского), статистом в Малом и Большом театрах, в 1930—33 — в Московском драматическом театре (бывший театр Корша, ныне филиал МХАТа в Петровском переулке). В 1935 познакомился с Н.Ф. Погодиным и стал его секретарём, с этого же времени начал сниматься в кино. Популярность Бернесу принесла роль солдата Аркадия Дзюбина в кинофильме «Два бойца» (1943, режиссёр Л.Д. Луков); песня «Тёмная ночь», исполненная Бернесом в этой картине, стала классическим образцом отечественной песенной лирики. Снимался в фильмах: «Шахтёры», «Человек с ружьём», «Истребители», «Большая жизнь», «Великий перелом», «Третий удар», «Ночной патруль», «Тарас Шевченко», «Школа мужества», «Они были первыми» и др. С 1936 поселился в Петровском переулке, где у него бывали писатель И.Э. Бабель, лётчик В.П. Чкалов. С 1950 выступал на эстраде как исполнитель песен. В 1956 познакомился с К.Я. Ваншенкиным и И.А. Гофф, в 1957 — с Э.С. Колмановским, в содружестве с которым родилась самая известная песня репертуара Бернеса — «Я люблю тебя, жизнь». Популярность также приобрела в исполнении Бернеса песня «Журавли» (музыка Я.А. Френкеля, слова Р.Г. Гамзатова). Последние годы жил на Садовой-Сухаревской улице, 19/23. Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Рыбак Л.А., Марк Бернес, М., 1976; Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М.Н. Бернесе, М., 1980.

О.С. Лебедева.

Бернштейн Александр Николаевич

Бернште́йн Александр Николаевич (1870, Одесса — 1922, Москва), психиатр. Из семьи врача. В Москве с 1888. Окончил медицинский факультет Московского университета (1893). Ординатор (1893—96), ассистент (1896—1902), приват-доцент (1902—18) психиатрической клиники университета, одновременно заведовал созданным по его инициативе Центральным полицейским приёмным покоем для душевнобольных (1899—1918, ныне Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского), который стал учебной базой Московского университета (с 1903) и Курсов усовершенствования психиатров (с 1907). С 1919 заместитель заведующего Главным управлением научных учреждений академического центра Наркомпроса РСФСР. Соучредитель (1920) и директор (1921) Московского психоневрологического института, где в 1921 организовал Детский дом-лабораторию. Труды по вопросам клинической и экспериментальной психопатологии, методологии, диагностики и нозологии в психиатрии, организации психиатрической помощи. Именем Бернштейна названы разновидность олигофрении и один из признаков кататонии (1912).

Литература: Овчаренко В.И., А.Н. Бернштейн, ж. «Архетип», 1996, № 1.

А.Г. Гериш.

Бернштейн Николай Александрович

Бернште́йн Николай Александрович (1896, Москва — 1966, там же), физиолог, создатель нового направления в науке — физиологии активности, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (1946). Сын А.Н. Бернштейна. По окончании медицинского факультета Московского университета (1919) служил врачом в Красной Армии. В 1922 был приглашён А.К. Гастевым в Центральный институт труда, где организовал Лабораторию биомеханики. В 20—40-х гг. организатор и руководитель ряда лабораторий в московских институтах (Государственный институт психологии, Государственный институт охраны труда, Центральный НИИ физкультуры и др.). Получив в 1948 Государственная премия СССР за монографию «О построении движений» (1947), Бернштейн вскоре, в обстановке «борьбы с космополитизмом», оказался отстранённым от экспериментальной работы и сосредоточился на теоретических исследованиях. Его фундаментальные концепции в области биомеханики, регуляции движений и деятельности нервной системы внесли существенный вклад в нейрофизиологию и психологию, предвосхитили многие положения современной биокибернетики и бионики. В доме, где жил Бернштейн (улица Щукина, ныне Большой Лёвшинский переулок, 10), до последних дней его жизни собирались его ученики. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Физиология движений и активность, М., 1990 (библ.).

Берсенев Иван Николаевич

Берсе́нев Иван Николаевич (настоящая фамилия Павлищев) (1889, Москва — 1951, там же), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1948). Учился на юридическом факультете Киевского университета. С 1907, оставив учёбу, работал в театрах Киева, Одессы, выступал в амплуа героя-любовника. В 1911 был принят в МХТ, где исполнил роли характерного актёра: Следователь («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1911), Верховенский («Николай Ставрогин», по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», 1913), Загорецкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1914), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1918) и др. С 1922 помимо МХАТа работал в 1-й Студии МХТ, в 1924, при её реорганизации во 2-й МХАТ, перешёл в этот театр, где сыграл Николая Аблеухова («Петербург» А. Белого, 1925), Порфирия Головлёва («Тень освободителя» по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1931) и другие роли. С 1925 занимался также режиссурой, среди постановок: «Чудак» А.Н. Афиногенова (с А.И. Чебаном, 1929, Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (с Б.Н. Нордом, 1935, Берсенев в роли Пьера Массубра). В 1936—38 в Театре имени МОСПС, с 1938 художественный руководитель и ведущий актёр Московского театра имени Ленинского комсомола. Среди ролей: Дон Гуан («Каменный гость» А.С. Пушкина, 1937), Фёдор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943) — все три поставила С.Г. Бирман, с которой (как и с С.В. Гиацинтовой, ставшей его женой) Берсенев постоянно сотрудничал со времён 1-й Студии МХТ. Созданные им образы отличались остротой характеристик, чётким и выразительным рисунком, разнообразием сценических красок. Среди режиссёрских работ Берсенева — «Нора» Г. Ибсена (1939), «Парень из нашего города» К.М. Симонова (1941), «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942). Снимался в кино («Великий гражданин», 1938—39, и др.). Занимался педагогической работой (профессор ГИТИСа с 1939). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1928 жил Берсенев (Брюсов переулок, 12), — мемориальная доска.

Литература: Вендровская Л., И.Н. Берсенев, М., 1950; И.Н. Берсенев. Сборник статей, М., 1961.

Берсеневская набережная

Берсе́невская на́бережная набережная на правом берегу Москвы-реки, от Большого Каменного моста до стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала. Названа в XIX в. по местности Берсеневка. На противоположном берегу — Пречистенская набережная. В первой половине XVIII в. была укреплена деревом, в 1836 в районе Берсеневской набережной через Москву-реку была сооружена Бабьегородская плотина (в статье Бабий городок; разобрана в 1937). В конце XIX в. набережная облицована камнем. В октябре 1917 с Берсеневской набережной красные обстреливали Кремль. Реконструирована в конце 30-х гг., построен так называемый Дом правительства (см. «Дом на набережной»). На набережной находятся Театр эстрады, архитектурные памятники XVII в. — церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке и палаты Аверкия Кириллова; кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

Бесединский мост

Бесединский мост.

Бесединский мост.

Москва.

Бесе́динский мост через Москву-реку, на МКАД, в юго-восточной части Москвы. Построен в 1960 (инженер Р.М. Гальперин, архитектор Г.И. Корнеева; автор судоходного пролётного строения — инженер Г.Д. Попов) около села Беседы (отсюда название). Общая длина моста 301,4 м, ширина 24 м. По Бесединскому мосту осуществляется автомобильное движение, вдоль проезжей части проложены тротуары. Судоходный пролёт перекрыт стальными арками сквозной клёпаной конструкции, боковые пролёты выполнены из железобетонных арок.

Бескудниково

Беску́дниково местность на севере Москвы. Соседствует на севере с Лианозовом, на западе с Ховрином, на юго-западе с Дегунином, на востоке с Медведковом. Название — от бывшей деревни, известной с XVI в. С 1960 в черте Москвы. С конца 60-х гг. район массовой жилой застройки. Основная улица — Дмитровское шоссе. Название сохранилось в наименовании Бескудниковских бульвара и переулка, улицы Бескудниковская ветка и железнодорожной станции Бескудниково.

Биберово

Местность на севере Москвы, на правом берегу р. Ольшанки. Соседствует на западе с Бескудниковом, на юго-востоке с Медведковом, на севере с Подушкином. Название - от бывшей деревни, известной с XVI в. До 1764 владение Вознесенского монастыря. С 1960 в черте Москвы. С конца 60-х гг. район массового жилищного строительства. Основные улицы: Алтуфьевское шоссе, Лескова, Плещеева, Конёнкова, Мурановская. Станция метро «Бибирево».

«Бибирево»

станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1992. Архитекторы В.А. Черемин, Л.Л. Борзенков. Выходы со станции - по подземным переходам на улицы Плещеева, Бибиревская, Костромская. В отделке путевых стен и станционного зала использован белый и серый мрамор (художник В. Латур). Пол выложен красным и серым гранитом.

Бибирево

Би́бирево Биберово, местность на севере Москвы, на правом берегу р. Ольшанки. Соседствует на западе с Бескудниковом, на юго-востоке с Медведковом, на севере с Подушкином. Название — от бывшей деревни, известной с XVI в. До 1764 владение Вознесенского монастыря. С 1960 в черте Москвы. С конца 60-х гг. район массового жилищного строительства. Основные улицы: Алтуфьевское шоссе, Лескова, Плещеева, Конёнкова, Мурановская. Станция метро «Бибирево».

«Бибирево»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Би́бирево» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1992. Архитекторы В.А. Черемин, Л.Л. Борзенков. Выходы со станции - по подземным переходам на улицы Плещеева, Бибиревская, Костромская. В отделке путевых стен и станционного зала использован белый и серый мрамор (художник В. Латур). Пол выложен красным и серым гранитом.

«Библиотека имени Ленина»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Библиоте́ка и́мени Ле́нина» станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1935. Архитекторы А.И. Гонцкевич, С. Сулин. Вестибюль (архитекторы С. Кравец, А. Соколов, В. Костенко, П. Капланский) расположен в начале Моховой улицы, рядом с домом Пашкова - старым зданием Российской государственной библиотеки. В оформлении станционного зала использованы жёлтая керамическая плитка и жёлтый мрамор; пол покрыт серым гранитом. В 1958 станция соединена переходами со станциями «Арбатская» и «Александровский сад», в 1990 - со станцией «Боровицкая».

Библиотека иностранной литературы

Библиоте́ка иностра́нной литерату́ры см. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино.

Библиотека по естественным наукам Российской Академии наук

БЕН

(улица Знаменка, 11), координационный научно-методический центр для библиотек РАН. Основана в 1934 как временный пост Библиотеки АН СССР (в связи с переводом Президиума АН из Ленинграда в Москву), в 1936-38 её московское отделение, в 1938-73 сектор сети специальных библиотек АН СССР, с 1973 БЕН АН СССР (с 1991 РАН). Централизованная библиотечная система БЕН объединяет свыше 220 библиотек (в том числе в Москве центральную БЕН и 57 библиотек) и обслуживает около 300 научно-исследовательских учреждений РАН. В фондах (1995) около 12,5 млн. единиц хранения (в том числе 5 млн. - иностранная литература): собрание трудов М.В. Ломоносова, коллекции Б.Б. Голицына, В.И. Вернадского и др. Ежегодно обслуживает свыше 82 тыс. читателей. Имеет систему каталогов (в том числе сводный, организованный по инициативе академика С.И. Вавилова) и картотек, комплексную автоматизированную систему «Наука» и др. Издаёт библиографические указатели.

Д.Н. Бакун.

Библиотеки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница