Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЛЕ"-"ПОК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЛЕ"-"ПОК")

Плевако Фёдор Никифорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плевицкая Надежда Васильевна

Плеви́цкая Надежда Васильевна (урождённая Винникова) (1884, село Винниково, близ Курска, — 1940, Эльзас), эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен. Из многодетной крестьянской семьи. Начала петь в монастырском хоре, затем гастролировала с эстрадными хорами. При содействии Л.В. Собинова получила доступ на столичную эстраду. В Москве сначала пела в «Яре», выступала в театре «Буфф», позднее в Большом зале консерватории, в театре «Эрмитаж», на Сокольническом кругу. Популярность Плевицкой во всех слоях российского общества была огромной; император Николай II называл её «курским соловьём». Плевицкая бывала в доме К.С. Станиславского, дружила с Ф.И. Шаляпиным. Круг её общения был чрезвычайно широк (актёры В.И. Качалов и И.М. Москвин, литераторы А.М. Ремизов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа). Снималась в кино как драматическая актриса («Власть тьмы», «Крик жизни»). В разные годы жила в Москве в меблированных комнатах И. Морозова на улице Большая Дмитровка, в собственных квартирах в Дегтярном и Настасьевском переулках, на Тверской улице. После 1920 эмигрировала. Выступала в городах Европы, США (ей аккомпанировал С.В. Рахманинов); жила во Франции, где была арестована по обвинению в сотрудничестве с органами ОГПУ-НКВД; скончалась в тюрьме.

Сочинения: Дежкин карагод. Воспоминания, СПб., 1994.

Литература: Нестьев И., Н. Плевицкая, в его книге: Звезды русской эстрады, 2 изд., М., 1974.

М.В. Есипова.

Плетнёв Дмитрий Дмитриевич

Плетнёв Дмитрий Дмитриевич (1871, село Бобрик-Московский Лебединского уезда Харьковской губернии — 1941), терапевт, один из основоположников отечественной кардиологии. Из дворян. Окончил медицинский факультет Московского университета (1895); прошёл там же путь от сверхштатного ординатора Новоекатерининской больницы (1896) до приват-доцента (1907). Состоял в партии кадетов. В 1911 вместе с группой профессоров и преподавателей уволился из университета в знак протеста против действий министра народного просвещения Л.А. Кассо. С 1911 профессор Высших женских курсов. В 1917—29 профессор 1-го МГУ, затем Центрального института усовершенствования врачей; одновременно (с 1929) заведующий терапевтической клиникой Московского областного клинического института; в 1932 терапевтическому 9-му корпусу института присвоено имя Плетнёва. Организатор (1932) и директор (до 1937) Института функциональной диагностики и экспериментальной терапии. Председатель Московского терапевтического общества (с 1933). Автор классических трудов по инфекционным болезням, проблемам психосоматики, истории и методологии медицины. Жил в Большом Лёвшинском переулке, 10. Дружеские отношения связывали Плетнёва с Ю. Балтрушайтисом, Н.Н. Баженовым, А. Белым, П.Б. Ганнушкиным, Н.К. Кольцовым, В.А. Серовым. Участник Литературно-художественного кружка.

В газете «Правда» 8 июня 1937 была опубликована статья о Плетнёве (который якобы укусил пациентку за грудь, что привело к её заболеванию) под названием «Профессорайонасильник, садист»; по сфабрикованному НКВД обвинению приговорён к 2 годам лишения свободы условно; на многочисленных собраниях медицинская общественность Москвы клеймила его позором. В декабре 1937 арестован, в 1938 осуждён по сфабрикованному делу антисоветского правотроцкистского (бухаринского) блока. Расстрелян в Медведевском лесу (близ Орла) накануне вступления в город немецких войск.

Сочинения: Избранное, М., 1989.

Литература: Бородулин В.И., Тополянский В.Д., Д.Д. Плетнёв, «Вопросы истории», 1989, № 9.

В.И. Бородулин.

Плещеев Алексей Николаевич

Плеще́ев Алексей Николаевич (1825, Кострома — 1893, Париж), поэт. Выходец из обедневшей дворянской семьи. Выпускник школы гвардейских подпрапорщиков, учился в Петербургском университете. Участник кружка М.В. Петрашевского. В 1849 приехал в Москву, жил в д. 44 по 3-й Мещанской улице (ныне улица Щепкина), откуда послал Ф.М. Достоевскому копию письма В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. В этом же доме был арестован, переправлен в Петербург, заключён в Петропавловскую крепость и приговорён к расстрелу, заменённому службой рядовым в Оренбургском крае. В 1857—58 ему были возвращены права потомственного дворянина и разрешено жить в обеих столицах, из которых Плещеев выбрал Москву. Живя здесь в 1859—72 (в том числе в Нащокинском переулке, 10, дом не сохранился; в Трубниковском переулке; на Пречистенке, 35; на Арбате, 36; в Ружейном переулке, 3), Плещеев свёл знакомство с М.Е. Салтыковым-Щедриным, И.З. Суриковым, был дружен с А.Н. Островским. Оказывал содействие начинающему поэту А.Н. Апухтину. В 1859—60 редактировал газету «Московский вестник», с 1865 служил на Московском почтамте. На московский период жизни Плетнёва приходится создание его наиболее значительных произведений: стихов, в том числе положенных на музыку П.И. Чайковским («Ни слова, о друг мой...») и Н.А. Римским-Корсаковым («Ночь пролетала над миром»); повестей и рассказов, пьес, литературных и театрально-критических статей, переводов. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Имя Плещеева присвоено улице в Бибиреве и детской библиотеке № 9 (улица Большая Якиманка, 6).

Литература: Пустильник Л.С., Жизнь и творчество А.Н. Плещеева, 2 изд., М., 1988.

К.В. Стародуб.

Площади

Пло́щади Возникли первоначально как свободное пространство, используемое для торга, перед проездными воротами оборонительных сооружений. Старейшая московская площадь — Красная площадь. С ликвидацией стены Белого города в конце XVIII — начале XIX вв. возник ряд площадей по современному Бульварному кольцу, названных воротами (Никитские ворота и др.). В начале XIX в. после уничтожения Земляного вала и с образованием Садового кольца оформились Калужская, Крымская, Кудринская, Серпуховская и другие площади. К концу XIX в. сложились площади по линии Камер-Коллежского вала, получившие названия застав (площадь Спасской заставы, ныне площадь Крестьянская застава, и т.д.). Площади возникли также на пересечениях крупных улиц, около вокзалов и т.д.

После 1917 ряд площадей был переименован (Александровская площадь — в площадь Борьбы, Театральная — в площадь Свердлова, Екатерининская — в площадь Коммуны, Саратовская — в Ленинскую площадь и т.д.; в 1989—1993 большинству площадей были возвращены исторические названия). Многие площади были реконструированы, некоторые упразднены, образован ряд новых. Вокруг Кремля расположено так называемое центральное полукольцо, состоящее в основном из площадей. Полукольцо начинается от Боровицкой площади и через Моховую улицу и Манежную улицу выходит на Манежную площадь, затем следуют площадь Революции и Театральная площадь. Улица Охотный ряд соединяет его с Лубянской площадью; оттуда по Новой и Старой площадям оно спускается к площадям Варварские ворота и Славянской. На некоторых московских площадях установлены памятники, устроены скверы (на Суворовской, Революции, Театральной площадях), сооружены фонтаны (на Болотной, Пушкинской, Театральной и других площадях), построены транспортные тоннели и эстакады (на Крымской площади, Самотёчной площади [Самотёчная эстакада]). На ряде площадей находятся вокзалы (так, на Комсомольской площади расположены три вокзала — Ленинградский, Ярославский и Казанский; иногда ее называют «Площадь Трёх вокзалов»).

Площадь Воровского

Пло́щадь Воро́вского, площадь образовалась в 1924 после сноса церкви Введения Богоматери на Лубянке. Фактически представляет собой «карман» в застройке улицы на углу с Кузнецким мостом. С двух сторон её ограничивает Доходный дом Первого Российского страхового общества (1905-06, архитектор А.И. Гунст), с 1918 принадлежавший Наркомату, затем Министерству иностранных дел. В 1924 во дворике между корпусами был открыт памятник советскому политическому деятелю и дипломату В.В. Воровскому (скульптор М.И. Кац; мрамор постамента - дар итальянских рабочих).

И.Л. Давыдова.

Площадь Гагарина

Площадь Гагарина.

Площадь Гагарина.

Москва.

Пло́щадь Гага́рина (до 1968 площадь Калужской заставы), площадь между Ленинским проспектом, Профсоюзной улицей и Воробьёвским шоссе, на юго-западе Москвы. Названа в честь Ю.А. Гагарина. В XVIII в. здесь была Калужская застава Камер-Коллежского вала, через которую в 1812 отступала армия Наполеона. В начале XX в. проложена Окружная железная дорога. Современная застройка площади началась в 40-х гг. В 1950 были построены два 8-этажных дома (с 11-этажными башнями, Ленинский проспект, 30 и 37, архитектор Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, А.Е. Аркин); их вогнутые крылья (в 1/4 окружности) создавали своего рода торжественный въезд в центральную часть города. В 1957 сооружён новый путепровод через Окружную железную дорогу. В 50-60-х гг. построены многоэтажные жилые дома, в нижних этажах которых магазины: «Тысяча мелочей», «Дом ткани», «Дом обуви» и др. На площади Гагарина - транспортная развязка в двух уровнях.

«Площадь Ильича»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Пло́щадь Ильича́» станция метро Калининской линии. Открыта в 1979. Архитекторы Л.Н. Попов, В.И. Клоков. На станции сооружены подземные вестибюли (архитектор И.Г. Петухов), переходы ведут к выходам на шоссе Энтузиастов, к площади Рогожская застава. Стены станционного зала облицованы красным, цоколи путевых стен — светлым мрамором; пол выложен серым, чёрным, красным гранитом. На станции установлен барельефный портрет В.И. Ленина (скульптор Н.В. Томский). Со станции переход ведёт на станцию «Римская» Люблинской линии.

Площадь Киевского вокзала

Пло́щадь Ки́евского вокза́ла (до 1934 площадь Брянского вокзала), площадь между Бережковской набережной, Большой Дорогомиловской улицей, 1-м и 2-м Брянскими переулками. Возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с постройкой вокзала. В 1954 открыт вестибюль станции метро «Киевская-кольцевая». В 50-80-х гг. площадь реконструирована, снесены ветхие постройки, сооружены подземные переходы, разбиты скверы у Большой Дорогомиловской улицы и Бережковской набережной.

Площадь Курского вокзала

Пло́щадь Ку́рского вокза́ла, площадь между Садовым кольцом (улица Земляной вал) и Курским вокзалом. Возникла в 60-х гг. XIX в. с постройкой Курского вокзала. Застраивалась трактирами, лавками. В 1960-х гг. площадь реконструирована, в 1972 завершено строительство нового здания Курского вокзала. На площади Курского вокзала - станции метро «Курская» (радиальная и кольцевая).

Площадь Победы

Пло́щадь Побе́ды, площадь на пересечении Кутузовского проспекта и улиц 1812 года, Генерала Ермолова, Барклая, на западе Москвы. Названа в 1975 в ознаменование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. В центре площади в 1968 открыта Триумфальная арка (реконструкция; до 1936 находилась на площади Белорусского вокзала). Площадь Победы украшают цветники, декоративные кустарники, многолетние деревья. Вблизи - Музей-панорама «Бородинская битва», на Поклонной горе - Парк Победы и Мемориал Великой Отечественной войны.

Площадь Разгуляй

Между Старой Басманной, Новой Басманной и Спартаковской улицами, на востоке от Садового кольца. Названа в XVII в. по кабаку за Земляным валом (предположительно, на площади Разгуляй). Площадь возникла в конце XVII в. (на перекрёстке дорог в село Рубцово-Покровское, село Измайлово и в Немецкую слободу). В XVIII в. на углу Старой Басманной и Новой Басманной улиц находились Медицинская контора и аптека. В конце XVIII - начале XIX вв. на площади Разгуляй сооружена усадьба Мусина-Пушкина; его каменный дом (архитектор М. Ф. Казаков) пострадал при пожаре 1812, сгорела библиотека, в которой хранился список «Слова о полку Игореве».

Площадь Революции

Пло́щадь Револю́ции (до 1918 Воскресенская площадь), площадь между Манежной площадью и Театральной площадью. Одна из центральных площадей Москвы. По её территории протекала р. Неглинная, в 1516 запруженная в этом месте плотиной. У плотины стояла мельница, а на правом берегу реки - мучные лавки. В 1534-38 по левому берегу прошли земляной вал и стена Китай-города. От Неглиненских (Воскресенских) ворот в 1595 через реку был переброшен каменный мост, близ которого разместились торговые строения. В XVII в. в этой местности находились Яблочный, Дынный, Огуречный, Ягодный, Капустный, Курятный, Харчевой и Крупяной ряды. В 1707-08 между Китайгородской стеной и рекой Неглинной насыпаны земляные бастионы (см. Бастионы XVIII века). Современная площадь образовалась только после заключения реки Неглинной в трубу (1817-19) и сноса бастионов XVIII в. (1819-23); называлась по выходящим на неё Воскресенским воротам Китай-города; при воротах с 1782 стояла часовня Иверской Богоматери (известна с XVII в., до 1782 располагалась с другой стороны стены, то есть была обращена к Красной площади). Северную сторону площади занимали лавки и обнесённый забором Монетный двор, а южную - здание Присутственных мест (первоначально Монетного двора; реконструировано в 1732-40, архитектор П. И. Гейден, перестроено Е. Паскалем). Перспективу в сторону нынешней Манежной площади замыкали главные ворота и решётка Александровского сада (архитектор Паскаль). Недалеко от них, под стеной Китай-города, был устроен водоразборный фонтан, существовавший до 1880. В 1874 часть стены снесена для строительства здания Исторического музея (Красная площадь, 1/2, 1875-83, архитектор В. О. Шервуд, инженер А. А. Семёнов). В 1889 снесено здание Присутственных мест и возведено здание Городской думы (д. 2, 1890-92, архитектор Д.Н. Чичагов; в 1936-93 Музей В.И. Ленина). На северной стороне в 1879 построен дом купца И. И. Карзинкина, вскоре занятый Большой московской гостиницей (позднее «Гранд-отель»); снесён в 1976 при строительстве 2-й очереди гостиницы «Москва». В 1934 разобраны Воскресенские (Иверские) ворота. Новый корпус гостиницы «Москва» и сквер между Театральной площадью и площадью Революции определяют границу южной стороны площади; противоположная сторона сформирована зданиями Исторического музея и Городской думы, а также остатками Китайгородской стены. В 1994-96 восстановлены Воскресенские ворота; в 1995 перед Историческим музеем установлена конная статуя маршала Г.К. Жукова (скульптор В.Н. Клыков, архитектор Ю.А. Смирнов).

И. Л. Давыдова.

«Площадь Революции»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Пло́щадь Револю́ции» станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта 13 марта 1938. Архитектор А.Н. Душкин. Вестибюль расположен на площади Революции (совмещён с входом на станцию метро «Театральная»); в 1947 сооружён выход в Богоявленский переулок и на Никольскую улицу (архитекторы Ю.П. Зенкевич, А.Н. Душкин, Н.И. Демчинский, художник В.Ф. Бородиченко). В отделке стен и колонн станционного зала использован красный, чёрный, светло-золотистый мрамор. В нишах зала установлено 76 скульптурных групп (автор М.Г. Манизер).

Плющиха

Плющи́ха улица между Смоленской улицей и улицей Еланского. Названа (XVIII в.) по кабаку «Плющиха». Прежние названия — Саввинская (по бывшему Саввину монастырю) и Смоленская (по дороге на г. Смоленск). В д. 11 в 1837—38 жил Л.Н. Толстой. В 1840-х гг. в этом доме в квартире профессора А.О. Армфельда бывали С.Т. Аксаков, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин. В д. 13 жил маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко. На Плющихе — Клуб завода «Каучук» (д. 64).

Плятт Ростислав Янович

Плятт Ростислав Янович (1908, Ростов-на-Дону — 1989, Москва), актёр, народный артист СССР (1961). Учился на драматических курсах под руководством Ю.А. Завадского, с 1927 работал в его Театре-студии. В 1936 вместе с театром переехал в Ростов-на-Дону. В 1938—41, вернувшись в Москву, стал артистом Театра имени Ленинского комсомола, в 1941—43 — Московского театра драмы, с 1943 в Театре имени Моссовета. Обладал блестящим ироническим даром, склонностью к парадоксу. Для него характерны человечность комедийных ролей и комедийный оттенок драматических, сложных образов. Среди ролей на сцене: Крогстад («Нора» Г. Ибсена, 1939 и 1959), Шоу («Милый лжец» Дж. Килти, 1963), Цезарь («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, 1964), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы», по Ф.М. Достоевскому, 1980). Среди ролей в кино и на ТВ: Холостяк («Подкидыш», 1940), Янек («Мечта», 1943), Сосед («Слон и верёвочка», 1946), Бубенцов («Весна», 1947), пастор Шлаг (телефильм «Семнадцать мгновений весны», 1973), Тесть («Послесловие», 1984). Огромная популярность Плятта была основана не только на ряде сценических и экранных работ, но и на человеческих качествах артиста, ставшего воплощением интеллигентности. Государственная премия СССР (1982). Жил на Малой Бронной улице, 2/6 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Без эпилога, М., 1991.

Литература: Зоркий А., Р. Плятт, М., 1970; Р.Я. Плятт. Воспоминания друзей и коллег, М., 1994.

Т.К. Шах-Азизова.

Поварская улица

Поварская улица в начале XX в.

Поварская улица в начале XX в.

Москва.

Поварска́я у́лица (в 1923—91 улица Воровского, по имени политического деятеля и дипломата В.В. Воровского), между улицей Новый Арбат и Кудринской площадью. В XII—XIV вв. в районе современной Поварской улицы проходила дорога на Новгород. Название получила от слободы царских поваров, существовавшей здесь в XVI—XVII вв. (с этой слободой связаны и названия близлежащих переулков — Скатертный, Столовый, Хлебный). В 1676—79 построена церковь Симеона Столпника (д. 5; в начале XIX в. граф Н.П. Шереметев тайно венчался здесь с крепостной актрисой П.И. Жемчуговой). С XVIII в. Поварская заселялась высшей московской аристократией. В начале XVIII в. на Поварской улице стояли дворы сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, князей Волконских, Голицыных, Шаховских и др. В д. 31/29 на углу Трубниковского переулка, построенном в XVIII в., у откупщика А.И. Кошелева в 1850-х гг. собирались московские славянофилы. В конце XVIII — начале XIX вв. построена усадьба князя А.Н. Долгорукова (д. 52, известный как «дом Ростовых»; во дворе — открытый в 1958 памятник Л.Н. Толстому, скульптор Г.Н. Новокрещенова); ныне в усадьбе размещены различные писательские организации. В 1820-х гг. построен особняк князя С.С. Гагарина (д. 25а, архитектор Д.И. Жилярди, ныне Институт мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) РАН, Литературный музей А.М. Горького; во дворе — памятник Горькому, скульптор В.И. Мухина). В д. 27, представляющем собой образец типичной застройки послепожарной Москвы, у своего приятеля С.Д. Киселёва бывал А.С. Пушкин. В д. 11, перестроенном в 1870-х гг. из старинной усадьбы (правый корпус пристроен в 1901), в разное время жили писатели П.И. Мельников (Печерский), И.И. Лажечников, композитор М.М. Ипполитов-Иванов (у которого часто бывал Н.А. Римский-Корсаков), а после 1917 советские государственные и партийные деятели, в числе которых Л.Б. Красин и Н. Нариманов (мемориальные доски). Дом 13 был также перестроен в начале 1890-х гг. для полковника В.Б. Казакова, организовавшего здесь богадельню для разорившихся дворян. В конце XIX — начале XX вв. на улице начали селиться крупные московские предприниматели. Характерные образцы купеческих зданий — д. 21 и 23. Для крупнейших представителей делового мира выстроены в стиле модерн особняки М.Г. Понизовского (д. 42) и И.А. Миндовского (д. 44; оба — 1900-е гг., архитектор Л.Н. Кекушев), неоренессансный особняк Я.М. Шлоссберга (д. 46; 1911, архитектор А.Н. Зелигсон). В 1899 улица обсажена липами. В начале XX в. построены также д. 10 (архитектор О.Г. Пиотровский; позднее в доме жили академик К.И. Скрябин, артист и режиссёр А.Д. Попов, географ Н.Н. Баранский), д. 22, 24, 26 (в доме у родителей жены останавливался И.А. Бунин, в 20-х гг. жил Б.А. Пильняк), 42, 44. В 1931—34 по проекту архитекторов братьев Весниных сооружён в духе конструктивизма д. 33 для клуба политкаторжан (позднее — Дом кино, Театр-студия киноактёра). В 1954 сооружено здание Верховного суда (д. 16, архитектор Б.П. Лейбо). В сквере между Большим Ржевским и Борисоглебским переулками сохранился двухсотлетний вяз, объявленный памятником природы. Прежнее начало улицы исчезло в начале 1960-х гг., после прокладки улицы Новый Арбат. На Поварской улице размещается комплекс зданий Музыкально-педагогической академии имени Гнесиных (д. 30).

Поварская улица в начале XX в.

Поварская улица в начале XX в.

Москва.

«Повести о начале Москвы»

«По́вести о нача́ле Москвы́» название в исторической литературе цикла литературных произведений XVI—XVII вв., содержащих легендарные и полулегендарные сведения об основании Москвы («Повесть о зачале Москвы», «Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы», «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии», «Предание об основании Москвы Олегом»). Центральное место в первой и второй повестях отводится возникновению Москвы на месте селения полулегендарного боярина Кучки. Основателем Москвы в первой из них назван князь Юрий Долгорукий, во второй — князь Андрей Александрович Владимирский, в третьей — Даниил Иванович (Даниил Александрович) Московский, в «Предании» — киевский князь Олег. В повестях использованы сведения из летописей о разорении Москвы ордынцами (1238), о князьях Иване Калите, Дмитрии Донском и др.

Публикации: Повести о начале Москвы, М.-Л., 1964.

Поганый пруд

См. Чистые пруды

Погодин Михаил Петрович

Пого́дин Михаил Петрович (1800, Москва — 1875, там же), историк, писатель, коллекционер, академик Петербургской Академии наук (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1814 принят в гимназию. В 1821 окончил Московский университет, начал читать в университете лекции по всеобщей, а затем по русской истории. В 1825 защитил диссертацию «О происхождении Руси». В 1826—44 Погодин — профессор Московского университета. В 1827—30 издавал журнал «Московский вестник». В 1841—56 совместно с С.П. Шевырёвым издавал журнал «Москвитянин». Главная сфера интересов Погодина — древняя история Руси и славян. Москве посвящены работы «О Москве» (в его книге: «Историко-критические отрывки», 1846), «Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого. 1672—1689», 1875). Издал большое число исторических источников, собрал большую коллекцию письменных и вещественных памятников русской истории («Древлехранилище»). В собирании древностей ему помогали многочисленные агенты и комиссионеры (среди них — антиквар Т.Ф. Большаков, книжник А.Г. Головастиков, мещанин А.Е. Сорокин, художник К.Я. Тромонин, купцы Н.П. Филатов, В.Я. Лопухин). В «Древлехранилище» было 17 разделов. Первый — составляли рукописи (включал около 2 тыс. единиц хранения), второй — 800 старопечатных книг, третий — составляли книги, напечатанные при Петре I; в отдельную группу были выделены древние грамоты и старинные судебные акты (около 5 тыс.). Один из самых обширных разделов включал бумаги и письма, принадлежавшие учёным, писателям, государственным сановникам. Отдельную подборку составляли письма и бумаги императоров начиная с Петра I, автографы российских и зарубежных государственных, военных, политических, церковных деятелей, а также деятелей науки, литературы, искусства.

Вещественные памятники были представлены монетами и медалями (минц-кабинет включал до 2 тыс. предметов), серебряными и медными крестами (около 600), литыми образами (около 400), древними вислыми печатями (около 30), окладами, оружием, предметами из курганов, ювелирными украшениями, посудой.

Художественная часть собрания включала картины, иконы (около 200) и обширные коллекции графики (лубочные картины, портреты русских деятелей, ранние образцы отечественных гравюр). В 1852 большая часть коллекций приобретена казной для Публичной библиотеки и Эрмитажа в Петербурге (церковные древности поступили в Оружейную палату).

Жил в Дегтярном переулке и на Мясницкой улице. В 1856 по проекту архитектора Н.В. Никитина на территории усадьбы Погодина на Девичьем поле (ныне Погодинская улица, 10—12; усадьба сгорела в 1941 во время налёта немецкой авиации) для Погодина построен дом (так называемая «Погодинская изба»). Был дружен с А.С. Пушкиным, С.Т. Аксаковым, Д.В. Веневитиновым (присутствовал на чтении Пушкиным в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке, 4, трагедии «Борис Годунов»), А.С. Хомяковым. Посещал салон К.К. Павловой. Был членом и секретарем ОЛРС. После смерти Погодина его вдова Софья Ивановна передала так называемую «кабинетную библиотеку» и личный архив Московскому публичному и Румянцевскому музеям. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Литература: Барсуков Н.П., Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1—22, СПб., 1888—1910; Козьменко И.В., Архив М.П. Погодина, «Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина», 1950, в. 11; Дворецкая Н.А., Каталог собрания автографов М.П. Погодина, Л., 1960; Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Каталог, в. 1—2, Л. — СПб., 1988—92; Каталог библиотеки М.П. Погодина, М., 1993.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов.

«Погодинская изба»

«Погодинская изба»

"Погодинская изба".

Москва.

«Пого́динская изба́» (Погодинская улица, 10). Здание, выстроенное в 1856 для историка М.П. Погодина по проекту архитектора Н.В. Никитина, было задумано как программное произведение «русского стиля» и выстроено в формах народного деревянного зодчества. Высокий сруб со светёлкой второго этажа украшен узорной пропильной резьбой (ставни, «полотенца», «подзоры» и другие детали), выполненной, предположительно, по рисункам князя Г.Г. Гагарина. Здесь у Погодина собирались писатели и актёры — Н.В. Гоголь, К.С. Аксаков, С.Т. Аксаков, М.Н. Загоскин, А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, М.С. Щепкин и др.

Литература: Арензон Е.Р., Погодинская изба, «Памятники Отечества», 1983, № 2.

Подворья

Подворье Соловецкого монастыря.

Подворье Соловецкого монастыря.

Москва.

подво́рья постоялые дворы для приезжавших в Москву монахов и посольств. В XVI—XVII вв. большинство подворьев было сосредоточено в Китай-городе, крупнейшие находились на улице Ильинке — Новгородское, Троицкое (Троице-Сергиева монастыря), Иосифовское (Иосифо-Волоколамского монастыря) и др. В Белом городе подворья занимали ряд домов по Мясницкой улице — Рязанское (в 1725 передано грузинскому царю Вахтангу Левановичу), Вятское, Псковское и Коломенское. На углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка находилось Малороссийское подворье. В Замоскворечье было Подворье Голутвинского монастыря (отсюда названия современных 1—4-го Голутвинских переулков). На окраине тогдашней Москвы находилось Крутицкое подворье. В XIX в. многие подворья преобразованы в гостиницы или торговые помещения, сохранившие традиционные названия подворьев. Некоторые гостиницы, сооружённые во второй половине XIX в., также носили названия подворьев («Кокоревское подворье», «Чижовское подворье» и др.). В 1892 построен комплекс Константинопольского подворья (Крапивенский переулок, 4). После 1917 помещения подворьев переданы различным учреждениям. С конца 1980-х гг. деятельность монастырских подворьев возобновилась; в 1995 в Москве функционировало 11 подворьев монастырей и православных патриархатов.

Подгорный Николай Викторович

Подго́рный Николай Викторович (1903, г. Карловка Полтавской губернии — 1983, Москва), государственный и политический деятель. Герой Социалистического Труда (1963, 1973). Из семьи рабочего-литейщика. С 1917 ученик, затем слесарь механических мастерских. С 1921 на комсомольской работе. С 1931, после окончания Киевского технологического института пищевой промышленности, на инженерно-технических должностях. В 1939—40 и 1944—46 заместитель наркома пищевой промышленности УССР. В 1940—50 и с 1963 в Москве. В 1940—42 заместитель наркома пищевой промышленности СССР; в 1942—44 директор Московского технологического института пищевой промышленности. В 1946—50 постоянный представитель СМ УССР при СМ СССР. С 1950 на партийной работе в Харькове. В 1952—56 член Центральной ревизионной комиссии, в 1956—81 член ЦК КПСС; в 1958—60 кандидат, в 1960—77 член Президиума (Политбюро) ЦК. В 1957—63 первый секретарь ЦК КП Украины. В 1963—65 секретарь ЦК КПСС. Активный участник смещения Н.С. Хрущёва (1964). В 1965—77 председатель Президиума ВС СССР. В 1977 отстранён с этого поста, который занял Л.И. Брежнев. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В.В. Юрченко.

Подключников Николай Иванович

Подклю́чников Николай Иванович (1813, село Останкино, ныне в Москве, — 1877, Москва), живописец, реставратор. Происходил из семьи потомственных художников и иконописцев, крепостных графа Д.Н. Шереметева. Учился сначала в мастерской отца и дяди, в 1833 начал посещать в качестве вольноопределяющегося «натурный класс» при Московском обществе любителей художеств. Был отпущен на волю и получил звание свободного художника в 1839. Специализировался в жанре перспективной живописи, писал архитектурные виды (в том числе «Вид церкви Василия Блаженного в Москве», ГИМ), интерьеры дворянских домов («Перспектива кабинета графа Зубова»), пейзажи, запечатлевшие подмосковные дворцово-парковые ансамбли («Вид Кускова», ГИМ; «Вид Останкина», Останкинский дворец-музей). Приобрёл известность как реставратор иконописи и живописи: расчищал картины в московских галереях Шереметевых, Голохвостовых, Закревских. В 1850—60-х гг. занимался реставрацией икон в Кремле, в том числе в Успенском соборе расчистил около 100 икон. Подключников заложил основы научной реставрации иконописи, высоко оценивал художественные качества древнерусской живописи, противопоставляя её современному иконописанию. Подключников был знаком с И.М. Снегирёвым, занимался собиранием старинных утвари, посуды, оружия; прославился своей коллекцией древнерусских нательных крестов. Собрал значительную коллекцию русской и западноевропейской живописи (около 200 картин, в том числе произведения Я. Тинторетто, А. ван Дейка, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского). Часто приобретал картины в лавках антикваров, старьёвщиков и сам их реставрировал. Похоронен в Алексеевском монастыре.

Литература: Башилова М.П., Крепостной художник и реставратор Н.И. Подключников, М., 1951.

Подколокольный переулок

Подколоко́льный переу́лок от улицы Солянки под острым углом поднимается вверх к Яузскому бульвару и Покровскому бульвару. Назван по колокольне церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. Бывшая дорога в царское село Воронцово. В начале Подколокольного переулка — колокольня церкви Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке: улица Солянка, 5/2), на углу с Подкопаевским переулком — церковь Николая Чудотворца в Подкопаях (известна с 1494, современное здание — 1856 — 1858, архитектор Н.И. Козловский, часовня — 1885—87). В XVII—XVIII вв. в районе Подколокольного переулка находились усадьбы Бутурлиных, затем Н.Н. Демидова (владение 1), Лопухиных, впоследствии Волконских (Хитров переулок, 1/3), Ф.А. Головина, впоследствии Н.С. Щербатовой, с 1889 — Орловская богадельня (д. 16а; 1757, перестройки — XIX в.). В 1824—25 генерал-майор Н.З. Хитрово устроил в центре переулка, на своём участке, площадь для крытого рынка, однако торг здесь оживлялся только перед Рождеством. Во второй половине XIX в. на Хитровке образовалась стихийная биржа труда, а рядом открылись трактиры и ночлежные дома (д. 11 — ночлежный дом Ярошенко; д. 12/1 — трактиры «Пересыльный» и «Сибирь»). С 1935 до начала 1990-х гг. Хитров переулок именовался переулком Максима Горького; на углу Подколокольного и Хитрова переулков был построен жилой дом 13/2 (архитектор М.В. Крюков), площадь Хитрова рынка (с 1935 — площадь Максима Горького) фактически исчезла после сооружения на ней здания Электромеханического техникума (д. 11а).

И.Л. Давыдова.

Подновинское гулянье

Подновинское гулянье в XVIII в.

Подновинское гулянье в XVIII в.

Москва.

Поднови́нское гуля́нье весеннее народное гулянье близ Новинского монастыря в XVIII — первой половине XIX вв. На обширном поле сооружались временные «ресторации», трактиры, чайные, балаганы, кукольные театры, цирки, качели, карусели, выступали цыганские хоры. Дворяне и зажиточные купцы устраивали по краю поля «катанья» в богато украшенных каретах и колясках — своеобразную «ярмарку невест». На Подновинском гулянье бывали А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Ф.М. Достоевский и др. В 1862 в связи с устройством Новинского бульвара гулянье было перенесено на Красную площадь и частично на Девичье поле, у стен Новодевичьего монастыря.

Подновинское гулянье на Девичем поле.

Подновинское гулянье на Девичем поле.

Москва.

Подушкино

Поду́шкино местность на севере Москвы, близ пересечения Алтуфьевского шоссе и МКАД. На юго-западе соседствует с Лианозовом, на юго-востоке — с Бибиревом. Название — от бывшей деревни Подушкина, известной с XV в. как владение гостя-сурожанина И.В. Подушки (отсюда название). С 1960 в черте Москвы, с конца 60-х — начала 70-х гг. район массового жилищного строительства.

Пожар 1812 года

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пожарная охрана

Пожарный обоз в начале XX в.

Пожарный обоз в начале XX в.

Москва.

пожа́рная охра́на В древней Москве, когда жилой фонд города состоял в основном из деревянных зданий, существовала «пожарная повинность», которую исполняли горожане, назначавшиеся по одному человеку от 10 дворов. Ночные дежурные в случае пожара были обязаны являться на тушение со своим инвентарём (баграми, топорами, вёдрами и т.п.). С XVI в. за ликвидацию пожаров отвечал Земский приказ, при котором были организованы пожарные команды из низших служителей (ярыжек); в тушении пожаров принимали участие стрельцы. На Кремлёвской стене дежурили сторожа, извещавшие о пожаре звоном колокола. В распоряжении пожарной дружины были водовозные бочки, насосы («заливные трубы»), лестницы, багры и другой инвентарь. Принимались и профилактические меры: не разрешалось летом топить печи, выносились за город, в специальные слободы на берега рек и озёр производства, связанные с использованием огня, и т.д. Пётр I пытался ограничить строительство деревянных домов в центре Москвы. В 1736 на больших улицах Москвы появились водозаборные колодцы с насосами, позже, с развитием водопроводной сети, стали строить пожарные колонки.

В 1792 при московском обер-полицмейстере была основана пожарная экспедиция, которую возглавил брандмайор. В 1804 создана профессиональная городская пожарная команда, состоявшая из местных пожарных частей; «пожарная повинность» с обывателей была снята. Пожарной частью руководил брандмейстер. Для размещения частей организовали специальные съезжие дворы, где стояли пожарные обозы, хранился инвентарь. На зданиях пожарных частей сооружались каланчи, с которых велись круглосуточные наблюдения. При замеченном пожаре часовые давали сигнал колоколом, вывешивали флаг, шар или фонарь (с 1808). На готовность обоза предписывалось 2,5 минут, после чего он должен был следовать к месту бедствия. Команды имели багры, лестницы, пожарные рукава, топоры, а с начала XIX в. были снабжены насосами (к 1812 в распоряжении городской пожарной команды было 96 насосов). С 1896 в Москве производились паровые насосы, которыми оснащались пожарные части.

В апреле 1918 создано Управление пожарной охраны Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома, разместившееся в здании бывшей Пречистенской пожарной части. В 20-х гг. все пожарные части были укомплектованы средствами тушения пожара, а к 1926 все конные обозы заменены специальными автомобилями с лестницами, насосами, цистернами, подъёмниками и другими устройствами и оборудованием. В 30-х гг. развернулось строительство пожарных депо для содержания и обслуживания пожарной техники; были проведены работы по расширению водопроводной сети, устройству уличных гидрантов; разработаны профилактические противопожарные средства. Эти мероприятия обеспечили защиту города от пожаров во время налётов немецкой авиации на Москву в первые месяцы Великой Отечественной войны. Все очаги пожаров от зажигательных бомб быстро ликвидировались силами пожарных и формированиями местной противопожарной обороны.

Современной пожарной техникой оснащены все пожарные части города. На их вооружении — высокопроизводительные автонасосы, автоцистерны производительностью до 3,5 тыс. л воды в 1 с. Созданы специальные машины и устройства для тушения пожаров в высотных зданиях, на химических предприятиях, в местах переработки и хранения горючих продуктов. При борьбе с пожарами применяются воздушно-механическая пена, огнегасящие порошки, инертные газы. Пожарные располагают теплоотражательными костюмами и кислородно-изолирующими противогазами, что позволяет им действовать вблизи пламени, в загазованной среде, задымлённых помещениях. В борьбе с пожаром используются вертолёты со специальным оборудованием.

В ноябре 1995 в Москве открылся единый диспетчерский пункт, на который по телефону 01 могут поступать сигналы о пожаре. Пункт оборудован системой телесигнализации и управления, позволяющей управлять тушением пожара.

Литература: Противопожарный щит Москвы, М., 1984.

Л.П. Чарноцкая.

Московские пожарные в начале XX в.

Московские пожарные в начале XX в.

Пожарский Дмитрий Михайлович

Пожа́рский Дмитрий Михайлович (1578-1642, Москва), князь, один из руководителей Второго ополчения против польских интервентов. Из рода князей Стародубских. С 1602 стольник при дворе царя Бориса Годунова, с 1613 боярин. В 1609 во время «московского осадного сиденья» оставался при царе Василии Шуйском. В 1610 назначен воеводой в Зарайск, где возглавил отпор войскам Лжедмитрия II. В начале 1611 участвовал в организации первого ополчения П.П. Ляпунова. Во время восстания москвичей против поляков 19-20 марта 1611 был ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в родовую вотчину в Суздальском уезде. В конце 1611 совместно с К. Мининым возглавил Второе народное ополчение. В конце февраля 1612 Пожарский во главе ополчения выступил из Ярославля, 14 августа был встречен воеводами и духовенством в Троице-Сергиевом монастыре, 18 августа ополчение двинулось к Москве и остановилось в 5 верстах от столицы, 19 августа стало у Арбатских ворот, откуда ожидали нападения Я. Ходкевича. 21-24 августа произошло сражение Пожарского с польско-литовским войском под командованием гетмана Ходкевича, пытавшимся прорваться извне в Кремль на помощь находившимся там полякам. Победа в сражении 21-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Китай-городе и Кремле, которые капитулировали 22-26 октября 1612. После взятия Кремля Пожарский возобновил (или выстроил заново) церковь Введения Пречистой Богородицы на Лубянке, в которой была установлена икона Казанской Богоматери, сопровождавшая русские войска во время похода к Москве и боёв в столице. В конце 1612 - начале 1613 Пожарский (вместе с Д.Т. Трубецким) возглавлял временное правительство в Москве. В 1615 Пожарский руководил военными действиями против польских отрядов А.И. Лисовского на юго-западе страны, в 1618 участвовал в отражении похода польских войск во главе с Владиславом IV. С 1619 ведал Ямским, в 1621-28 - Разбойным, в 1636-37 и 1640-42 - Судным приказами. В 1628 - 1630 воевода в Новгороде. Во время русско-польских войн 1632-34 был воеводой армии прикрытия, сформированной в районе Можайска. В 1637 наблюдал за работами (в районе Яузы) по возведению земляного вала в Москве в связи с угрозой нападения крымского хана. На средства Пожарского строился Казанский собор в Москве, куда, по преданию, он сам перенёс икону Казанской Богоматери. Двор Пожарского находился в Москве на Лубянке (на углу с современным Фуркасовским переулком, владения 12-14). Владел также селом Медведковом. В 1804 - 1818 К. Минину и Пожарскому сооружён памятник на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос).

Литература: Забелин И.Е., Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время, 4 изд., М., 1901; Березов П.И., Д. Пожарский, М., 1954.

Поклонная гора

Мемориал Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе.

Мемориал Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе.

Москва.

Покло́нная гора́ пологий двухвершинный холм в междуречье Сетуни и Фильки, на западе Москвы, вытянут вдоль Кутузовского проспекта. Восточная вершина (высота до 166,6 м), отделённая от западной (171,5 м) глубоко врезанной долиной р. Сетуни, исторически являлась стратегической высотой, точкой наилучшего обзора окружающей местности. 2 сентября 1812 Наполеон тщетно ждал здесь депутацию с ключами от Кремля. В память событий 1812 близ Поклонной горы открыты Музей-панорама «Бородинская битва» и его филиал «Кутузовская изба», в 1968 воссоздана Триумфальная арка, ранее находившаяся (до 1936) на площади Белорусского вокзала. С 1936 Поклонная гора в черте города. В 1940-х гг. название Поклонная гора на картах было перенесено с исторической восточной вершины на западную; в 1987 восточная вершина была срезана и в 300 м к югу от неё был насыпан холм.

На Поклонной горе созданы Парк Победы, в 1983—95 — Мемориал Победы в Великой Отечественной войне. В комплексе Мемориала доминирует здание Центрального музея Великой Отечественной войны (архитектор А.Т. Полянский), к которому от Кутузовского проспекта ведёт центральная аллея «Годы войны», заканчивающаяся перед фасадом музея на круглой площади Победителей. В центре площади — Обелиск (архитектор Л.В. Вавакин и др.; высота 140 м), завершённый фигурой богини Победы — Нике (скульптор З.К. Церетели). Слева от площади — церковь Георгия Победоносца (1993—95, архитектор Полянский), стилизующая формы древнерусской архитектуры, но имеющая новые для отечественного храмового зодчества черты — гигантские бронзовые барельефы на фасадах и в интерьере, большие остеклённые поверхности стен, заливающие светом внутреннее пространство. В комплекс Мемориала входят также скульптурные композиции (в том числе «Святой Георгий, поражающий дракона», скульптор Церетели), образцы военной техники периода Великой Отечественной войны. В 1997 комплекс Мемориала был дополнен зданием мечети; запланировано строительство синагоги.

Церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Москва.

Покрассы

Композиторы, братья. Из семьи служащего. Дмитрий Яковлевич (1899, Киев - 1978, Москва), народный артист СССР (1975). В 1913-17 учился в Петроградской консерватории. Как композитор проявил себя в рядах 1-й Конной армии. В Москве с 1923; работал в области эстрадной музыки как пианист и композитор, был заведующим музыкальной частью и главным дирижёром ряда московских театров. В 1936-72 руководил эстрадным оркестром Центрального Дома культуры железнодорожников. Автор песен (около 300, многие совместно с братом), в том числе посвящённых Москве: «Москва майская» (1937), «Песня о столице» (1938), «Москва, Москва» (1942) (все - на слова В.И. Лебедева-Кумача), «Красная площадь» (слова А.В. Софронова, 1946), «Огни Москвы» (слова А. Дорожкина, 1957), «Московские вокзалы» (слова М. Андронова, 1959). Писал также музыку к спектаклям московских театров: «Красные дьяволята» (Театр имени Н.В. Гоголя, 1950), «Конармия» (Театр имени Евг. Вахтангова, 1950). Государственная премия СССР (1941). Жил на Хорошёвском шоссе, 1, затем на Краснопрудной улице, 26. Даниил Яковлевич (1905, Киев - 1954, Москва), пианист, дирижёр. В 1917-21 учился в Киевской консерватории. В Москве с 1921. С 1932 сотрудничал с братом. В 1936-51 - один из руководителей оркестра Центрального Дома культуры железнодорожников.

Похоронены на Новодевичьем кладбище.

Литература: Леонова М.Ф., Дм. Покрасс, М., 1981.

О.С. Лебедева.

Предыдущая страница Следующая страница