Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 8, "КРЕ"-"КУЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КРЕ"-"КУЗ")

Кремлёвский холм

В центральной части города; один из «семи холмов» Москвы. Расположен на «стрелке» у слияния рек Москвы и Неглинной. Представляет собой участок высокой (до 145 м) надпойменной террасы на левом берегу Москвы-реки, в древности покрытой хвойным лесом (сосновым или сухим еловым бором - отсюда название). Участок водораздельной поверхности, защищённой естественными береговыми откосами и водными артериями, как нельзя лучше подходил для строительства городища. В XI в. здесь возникло поселение, ставшее ядром Москвы. В 1156 на вершине Боровицкого холма был сооружён первый кремль, и холм стал называться Кремлёвским. На склонах холма были разбиты сады: до XIV в. - монастырские сады митрополита Алексия, в XIV-XVI вв. - городские сады, в конце XVI в. - аптекарские огороды (или сады) Ивана IV Грозного. На Боровицком холме находится Красная площадь, а также нагорная часть Китай-города между Никольской улицей и Варваркой, которая проходит по самой бровке террасы, так называемой Псковской горке. Название сохранилось в наименованиях Боровицкой башни, Боровицкой площади, Боровицких ворот Кремля и станции метро «Боровицкая».

Литература: Лихачева Э.А., О семи холмах Москвы, М., 1990.

Кремль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кренкель Эрнст Теодорович

Кре́нкель Эрнст Теодорович (1903, Тарту — 1971, Москва), полярник, исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), Герой Советского Союза (1938). В Москве с 1910. В 1924—25 и 1927—38 радист на полярных станциях. Участник экспедиций на судах «Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933—34), дрейфа первой станции «СП» («Северный полюс», 1937—38). С 1938 в Главсевморпути, с 1948 в радиопромышленности, с 1951 в НИИ гидрометеорологического приборостроения (с 1969 директор). Автор мемуаров «Мои позывные — RAEM» (1972), в которых многие главы посвящены Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем в 1938 названа улица в Лианозове. На доме, где в 1930—71 жил Кренкель (улица Чаплыгина, 1), — мемориальная доска.

Крепостные театры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крестовоздвиженский переулок

Крестовоздвиженский переулок (в 1957-92 переулок Янышева, по имени рабочего-большевика М.П. Янышева), соединяет улицы Знаменку и Воздвиженку. Получил название по Крестовоздвиженскому монастырю «на острову», то есть у островка леса (улица Воздвиженка, 7), основанному в XV в. Нечётную сторону переулка в XVII - первой половине XVIII вв. занимала усадьба князя Р. Горчакова. В домах, построенных на территории усадьбы в XVII-XIX вв., жили актёр П.С. Мочалов, композитор П.И. Чайковский, художник Н.П. Ульянов, в мастерской которого скульптор А.С. Голубкина работала над барельефом для фасада Художественного театра. В 1980-х гг. на месте этих домов построено здание Министерства обороны. На углу чётной стороны переулка и улицы Знаменки в XVIII в. стояла усадьба Апраксиных; в переулок выходит торец главного дома и флигель (д. 2). За флигелем в глубине участка располагается бывший доходный дом (1911), по линии переулка к флигелю примыкает ещё один бывший доходный дом (1899; оба архитектор С.К. Родионов). На углу Крестовоздвиженского переулка и Воздвиженки находится сильно перестроенный дом XVIII в.; угловая часть дома пристроена в 1907 (архитектор П. Заруцкий).

И.Л. Давыдова.

Крестовские водонапорные башни

Крестовские водонапорные башни в начале XX в.

Крестовские водонапорные башни в начале XX в.

Москва.

Кресто́вские водонапо́рные ба́шни две круглые в плане кирпичные башни высотой около 40 м и диаметром 20 м, связанные между собой ажурным мостиком. Сооружены в 1892 (архитектор М.К. Геппенер) у Крестовской заставы (ныне Рижская площадь) при реконструкции Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе башен размещались резервуары весом в 78,5 т и ёмкостью 1850 м3 каждый. На пяти нижних этажах находились жилые и служебные помещения, Контрольная станция водомеров. Крестовские водонапорные башни получали воду с Алексеевской насосной станции и направляли её самотёком в водопроводные магистрали, питавшие центральные районы города. В 1920-х гг. в одной из башен размещался Музей московского городского хозяйства. После пуска Восточной водопроводной станции в 1937 напоры в водопроводных сетях возросли и надобность в напорных баках Крестовских водонапорных башен отпала.

При реконструкции Ярославского шоссе в 1940 были разобраны.

А.В. Рогачёв.

Крестьянская застава

Крестьянская застава (площадь) (до 1922 площадь Спасской заставы), на пересечении Воронцовской и Абельмановской улиц, улицы Крутицкий вал и Волгоградского проспекта, на юго-востоке Москвы. Возникла на месте Спасской заставы Камер-Коллежского вала (отсюда прежнее название). В 20-х гг. на площади разбит сквер, где в 1925 установлена скульптура «Рабочий» (скульптор Н.А. Андреев), в конце 20-х гг. построено здание универмага в формах конструктивизма (Воронцовская улица, 49/28). На площади - станции метро «Пролетарская», «Крестьянская застава».

«Крестьянская застава»

станция метро Люблинской линии. Открыта в 1995. Архитекторы Н.И. Шумаков, Н.В. Шурыгина. Выходы на площадь Крестьянская застава. Станция новой конструкции: без подплатформенных помещений в среднем зале, со сплошной монолитной железобетонной плитой, на которую опираются колонны и стены. В отделке станции использован мрамор различных пород, алюминиевый профиль. Декоративное оформление на тему «Крестьянский труд»; панно, выполненные в технике римской мозаики (художники Н.И. Андронов, Ю.А. Шишков), располагаются на торцах колонн. Станция образует пересадочный узел со станции «Пролетарская» (с 1997).

Кржижановский Глеб Максимилианович

Кржижано́вский Глеб Максимилианович (1872, Самара -1959, Москва), политический и государственный деятель, учёный-энергетик, академик (1929), вице-президент (1929-39) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Петербургский технологический институт (1894). Участник революционного движения, один из организаторов Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1910-12 главный инженер Московской кабельной электросети. Участвовал в проектировании и строительстве (1912-14) первой в России электростанции «Электропередача» (ныне имени Р.Э. Классона), работающей на торфе. В 1917 депутат Московского совета. С 1919 председатель Главэлектро ВСНХ. В 1920 назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). В 1921-25 председатель Госплана РСФСР, в 1923-25 первый заместитель председателя, в 1925-30 председатель Госплана СССР. В 1932-36 председатель Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР и заместитель наркома просвещения РСФСР. Основатель (1930) и руководитель Энергетического института (с 1932 имени Кржижановского). Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Кржижановского в 1963 названа улица (бывшая 5-я Черёмушкинская). На доме, где в 1932-36 работал Кржижановский (Колпачный переулок, 5), - мемориальная доска.

Кривоарбатский переулок

Кривоарба́тский переу́лок между улицей Арбат и Плотниковым переулком. Название (XIX в.) связано с конфигурацией переулка и его расположением по соседству с Арбатом. Прежнее название — Кривой переулок. В Кривоарбатском переулке — собственный дом (д. 10, 1927 — 1929) архитектора К.С. Мельникова.

Кривоколенный переулок

Кривоколе́нный переу́лок проходит между Мясницкой улицей и Архангельским переулком, изгибаясь дважды под прямым углом (отсюда название; также назывался переулок Кривое Колено). До улицы Покровки трассу Кривоколенного переулка продолжает Потаповский переулок. На Сигизмундовом плане Москвы 1610 в начале переулка обозначена тюрьма. Сейчас Кривоколенный переулок у Мясницкой улицы открывают два дома, связанные с Д.В. Веневитиновым: д. 3 (1796, перестроен в XIX в.) и д. 4, приобретённый отцом поэта в 1803 (в основе — палаты генерал-адмирала Ф.М. Апраксина конца XVII — начала XVIII вв. с надстройкой второй половины XVIII в.). На д. 4 установлены две мемориальные доски из красного гранита с бронзовыми барельефными портретами Д.В. Веневитинова (1957, скульптор П.В. Данилов) и А.С. Пушкина (в этом доме поэт в 1826 читал поэму «Борис Годунов»). Дом 3а принадлежал князьям Кольцовым-Мосальским (перестроен в 1924). Усадьбой на другой стороне Кривоколенного переулка (д. 10) в 1760-е гг. владели князья Голицыны (строения 1, 2, 5, первая половина XVIII в.). Конец переулка в конце XIX — начале XX вв. застроен многоэтажными домами: д. 9 — доходный дом М.А. Лунц (1910, архитекторы Б.М. Великовский, А.Н. Милюков), д. 12 — фабрика фирмы «В.К. Феррейн» (1895, архитектор А.Э. Эрихсон), д. 14 — доходный дом (1912, архитектор И.Г. Кондратенко). В доме, стоявшем на месте д. 12, в 1780-х гг. находилась так называемая «Переводческая семинария», учреждённая для подготовки работников по распространению образования в России под покровительством «Дружеского общества», деятелями которого были Н.И. Новиков, И.Г. Шварц. В д. 14 в 1920-х гг. размещались редакция журнала «Красная новь» и издательство «Круг».

И.Л. Давыдова.

Кринский Владимир Фёдорович

Кри́нский Владимир Фёдорович (1890, Рязань — 1971, Москва), архитектор, теоретик архитектуры, педагог. В 1910—17 учился в петербургской Академии художеств. В 1919 работал под руководством И.В. Жолтовского в архитектурной мастерской Моссовета. Один из учредителей группы АСНОВА (1922), идеолог и творческий лидер рационализма. В 1920—30 преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (один из руководителей Объединённых мастерских), с 1930 — в Московском архитектурном институте. В 1920—23 создал экспериментально-методические проекты «Цвет и форма», «Цвет и пространственная композиция», «Цвет и графическая композиция», оказавшие значительное влияние на популярные в те годы типы домов-коммун, небоскрёбов, общественных зданий. Основные работы — проекты крематория (1919, с В.И. Фридманом), небоскрёба на Лубянской площади (1920—23), Дворца Труда (1922—23), дома акционерного общества Аркос (1923—24), Дворца Советов (1931—32); среди осуществленных работ: жилой дом кооператива «Ударник» на улице Серафимовича (1932, с А.М. Рухлядевым), городок художников на Верхней Масловке (1934—35), башни управления шлюзов № 7 и 8; автор архитектурного оформления тоннеля Волоколамского шоссе и железнодорожного моста через Канал имени Москвы (все — 1936—37).

Литература: Хан-Магомедов С.О., В. Кринский, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Кровянка

Кровя́нка река на юго-западе Москвы, левый приток р. Чуры. Длина 4,4 км (большая часть заключена в коллектор). Площадь бассейна около 5 км2. Берёт начало на склоне Воробьёвых гор, вблизи МГУ. Долина Кровянки отделяет Воробьёвы горы от остальной части Теплостанской возвышенности. Кровянка протекает между проспектом Вернадского и Ленинским проспектом, пересекает Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Малое кольцо Московской железной дороги. Впадает в р. Чуру, выходя на поверхность, в районе Даниловского кладбища.

«Кропоткинская»

Станция метро

Станция метро "Кропоткинская".

Москва.

«Кропо́ткинская» (до 1957 «Дворец Советов»), станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1935. Архитекторы А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Вестибюль (архитектор С.М. Кравец) расположен в начале Гоголевского бульвара. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор; пол выложен серым и розовым гранитом; своды зала освещены скрытыми в верхней части пилонов светильниками. Со станции есть также выход (архитектор А.К. Рыжков) на Волхонку. На Международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен Гран-при; присуждена также Государственная премия СССР (1941) за архитектуру и строительство.

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

Круглый пруд

Кру́глый пруд на востоке Москвы, в Измайлове, на территории ПКиО «Измайлово», близ аллеи Большого Круга. Пруд полукруглой формы, занимает площадь 5,1 га. Средняя глубина 2 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Берега укреплены железобетонной стенкой. В центральной части пруда — искусственный остров.

Кружок Герцена—Огарёва

Кружо́к Ге́рцена—Огарёва демократический кружок студентов Московского университета. Сложился осенью 1831 вокруг А.И. Герцена и Н.П. Огарёва; входили Н.Х. Кетчер, А.К. Лахтин, М.П. Носков, И.А. Оболенский, В.В. Пассек, А.Н. Савич, Н.И. Сазонов, Н.М. Сатин и др. Собирался в доме Огарёва на Большой Никитской улице (ныне д. 23/9); здесь обсуждали общественно-политические и философские вопросы, провели сбор средств в помощь студентам, осуждённым по так называемому Сунгуровскому делу. Члены кружка под влиянием Французской революции конца XVIII в. и движения декабристов проповедовали идеи свободы, равенства и братства, конституции и республиканского строя, ненависть ко всякому насилию, необходимость революционного переустройства общества в соответствии с теорией утопического социализма Сен-Симона. Летом 1834 члены кружка были арестованы; Герцен, Лахтин, Оболенский, Огарёв, Сатин высланы из Москвы.

Кружок Герцена-Огарёва

Демократический кружок студентов Московского университета. Сложился осенью 1831 вокруг А.И. Герцена и Н.П. Огарёва; входили Н.Х. Кетчер, А.К. Лахтин, М.П. Носков, И.А. Оболенский, В.В. Пассек, А.Н. Савич, Н.И. Сазонов, Н.М. Сатин и др. Собирался в доме Огарёва на Большой Никитской улице (ныне д. 23/9); здесь обсуждали общественно-политические и философские вопросы, провели сбор средств в помощь студентам, осуждённым по так называемому Сунгуровскому делу. Члены кружка под влиянием Французской революции конца XVIII в. и движения декабристов проповедовали идеи свободы, равенства и братства, конституции и республиканского строя, ненависть ко всякому насилию, необходимость революционного переустройства общества в соответствии с теорией утопического социализма Сен-Симона. Летом 1834 члены кружка были арестованы; Герцен, Лахтин, Оболенский, Огарёв, Сатин высланы из Москвы.

Кружок Станкевича

Кружо́к Станке́вича литературно-философское объединение, сложившееся вокруг Н.В. Станкевича в конце 1831. До 1834 в кружок входили студенты Московского университета Я.М. Неверов (будущий деятель народного просвещения), С.М. Строев (впоследствии историк), поэты В.И. Красов, И.П. Клюшников, А.А. Беер (будущий известный академик-славист), филолог и историк О.М. Бодянский, с 1832 — К.С. Аксаков. В «послеуниверситетский», наиболее активный период в деятельности кружка Станкевича участвовали В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, П.Я. Петров (впоследствии учёный-востоковед), В.П. Боткин, М.Н. Катков, Ю.М. Самарин; близок к Кружку был Т.Н. Грановский. Объединённые интересом к философии, истории и литературе (мировой и отечественной), неприятием крепостничества и самодержавия, кружковцы, собираясь в доме Станкевича, занимались главным образом изучением трудов Ф. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля и немало способствовали распространению в России идей классической немецкой философии, гуманистического просветительства, а также развитию русской, и в частности московской, журналистики 1830-х гг. («Телескоп», «Московский наблюдатель»). В связи с отъездом Станкевича за границу кружок к 1839 распался.

Литература: Поэты кружка Н.В. Станкевича, М.-Л., 1964; Манн Ю., В кружке Станкевича, М., 1983.

К.В. Стародуб.

Крутицкие казармы

Крутицкие казармы.

Крутицкие казармы.

Москва.

Крути́цкие каза́рмы с 1922 Алёшинские казармы (1-й Крутицкий переулок, 4а), названы по соседнему Крутицкому подворью, здания которого в 1798 были частично переданы под казармы частям жандармского корпуса; использовались также в качестве политической тюрьмы (в 1834—35 здесь в течение семи месяцев отбывал заключение А.И. Герцен). В 1842 в казармах размещался Московский внутренний гарнизонный батальон, с 1904 — батальон 12-го гренадерского Астраханского полка. С начала первой мировой войны в Крутицких казармах находилась 6-я школа прапорщиков, которую 31 октября 1917 заняли красногвардейцы. В 1922 названы по имени участника Октябрьской революции А.А. Алёшина. В Крутицких казармах размещались различные воинские части, гауптвахта Московского гарнизона.

Крутицкий архиерейский дом

Крутицкий архиерейский дом (1-й Крутицкий переулок, 4). Находится на юго-востоке Москвы, на левом, крутом (отсюда название) берегу Москвы-реки. Основан в XIII в. как монастырь, был резиденцией епископов сарских и подонских, с середины XV в. епископов (с 1589 митрополитов) Крутицких. Наивысшего расцвета подворье достигло в XVII в., ему принадлежали соседние деревни Дубровка, Кожухово и др. Во второй половине XVII в. возведены: двухэтажные митрополичьи палаты (1665-70-е гг.; южное крыльцо в формах барокко - середина XVIII в.); подклет старого Успенского собора XV в., представляющий собой четырёхстолпный храм с притвором, трёхчастной апсидой и приделом (сохранился от перестройки 1516), стал нижним ярусом возведённых в 1672-75 помещений Крестовой палаты (приёмная митрополита, в 1760-х гг. перестроена в церковь Воскресения Словущего) и примыкавшей к ней домовой церкви Святого Николая Чудотворца (над приделом старого собора). Новый Успенский собор (1682-89) с нижней церковью Петра и Павла (усыпальница митрополитов) получил 4-скатное покрытие и ярус декоративных кокошников; его кубический объём дополняют колокольня с шатровым завершением, западный притвор с двумя шатровыми крыльцами и боковые галереи, в 1693-94 протянутые к митрополичьему дворцу (переходами он соединялся также и с Крестовой палатой). Уникальным архитектурным памятником является двухарочный парадный вход - Святые ворота с надвратным «теремком», вся поверхность которых, включая архитектурные детали (сложно раскрепованные карнизы, фронтоны, декоративные колонки, увитые виноградной лозой), выполнена из поливной многоцветной керамики (1693-94, архитекторы Л. Ковалёв, О. Старцев). Резиденцию дополняли палаты Крутицкого казённого приказа (XVII-XVIII вв.), Набережные палаты (архиерейские покои с кухней; первая четверть XVIII в.), большой сад, разбитый в XVII в. на месте старого Крутицкого подворья). В середине XVII в. Крутицкое подворье стало одним из центров русской культуры, здесь во главе группы переводчиков работал киевский учёный-просветитель Епифаний Славинецкий. В 1788 монастырь был упразднён, постройки частично вошли в комплекс Крутицких казарм. В 1960-80-х гг. осуществлена широкомасштабная комплексная реставрация ансамбля (архитектор-реставратор П.Д. Барановский). В 1992-93 возобновлены богослужения в церквах Воскресения Словущего и Петра и Павла.

И.Л. Давыдова.

Крутицкое подворье

Крутицкое подворье.

Крутицкое подворье.

Москва.

Крути́цкое подво́рье Крутицкий архиерейский дом (1-й Крутицкий переулок, 4). Находится на юго-востоке Москвы, на левом, крутом (отсюда название) берегу Москвы-реки. Основан в XIII в. как монастырь, был резиденцией епископов сарских и подонских, с середины XV в. епископов (с 1589 митрополитов) Крутицких. Наивысшего расцвета подворье достигло в XVII в., ему принадлежали соседние деревни Дубровка, Кожухово и др. Во второй половине XVII в. возведены: двухэтажные митрополичьи палаты (1665—70-е гг.; южное крыльцо в формах барокко — середина XVIII в.); подклет старого Успенского собора XV в., представляющий собой четырёхстолпный храм с притвором, трёхчастной апсидой и приделом (сохранился от перестройки 1516), стал нижним ярусом возведённых в 1672—75 помещений Крестовой палаты (приёмная митрополита, в 1760-х гг. перестроена в церковь Воскресения Словущего) и примыкавшей к ней домовой церкви Святого Николая Чудотворца (над приделом старого собора). Новый Успенский собор (1682—89) с нижней церковью Петра и Павла (усыпальница митрополитов) получил 4-скатное покрытие и ярус декоративных кокошников; его кубический объём дополняют колокольня с шатровым завершением, западный притвор с двумя шатровыми крыльцами и боковые галереи, в 1693—94 протянутые к митрополичьему дворцу (переходами он соединялся также и с Крестовой палатой). Уникальным архитектурным памятником является двухарочный парадный вход — Святые ворота с надвратным «теремком», вся поверхность которых, включая архитектурные детали (сложно раскрепованные карнизы, фронтоны, декоративные колонки, увитые виноградной лозой), выполнена из поливной многоцветной керамики (1693—94, архитекторы Л. Ковалёв, О. Старцев). Резиденцию дополняли палаты Крутицкого казённого приказа (XVII—XVIII вв.), Набережные палаты (архиерейские покои с кухней; первая четверть XVIII в.), большой сад, разбитый в XVII в. на месте старого Крутицкого подворья). В середине XVII в. Крутицкое подворье стало одним из центров русской культуры, здесь во главе группы переводчиков работал киевский учёный-просветитель Епифаний Славинецкий. В 1788 монастырь был упразднён, постройки частично вошли в комплекс Крутицких казарм. В 1960—80-х гг. осуществлена широкомасштабная комплексная реставрация ансамбля (архитектор-реставратор П.Д. Барановский). В 1992—93 возобновлены богослужения в церквах Воскресения Словущего и Петра и Павла.

И.Л. Давыдова.

Святые ворота Крутицкого подворья.

Святые ворота Крутицкого подворья.

Москва.

Крылатские холмы

Крыла́тские холмы́ проектируемый ландшафтный заказник на западе Москвы, между Крылатской улицей и улицей Крылатские холмы. Площадь около 175 га. Уникальны своеобразным рельефом и чрезвычайно живописным открытым ландшафтом. Находятся на северо-западном выступе Теплостанской возвышенности, на склонах правого берега Москвы-реки, прорезанных тремя крупными овражно-балочными системами — Каменной Клетвой (памятник природы с 1987), Каменными Заразами и Татаровским оврагом, по которым протекают постоянные или временные ручьи. Большой популярностью у москвичей пользуются два родника, один из которых известен как чудотворный; в начале XIX в. здесь была обретена икона Божией Матери «Рудненская» (объявлен памятником природы в 1987). Вблизи родника на высоком склоне находится церковь Рождества Богородицы (вторая половина XIX в.).

Главная природная достопримечательность Крылатских холмов — суходольные луга со своеобразным растительным и животным миром, являющиеся памятником природы (1991). Здесь встречаются травы, характерные для остепнённых лугов: тимофеевка степная, земляника зелёная, клевер горный, астрагал датский, вязель разноцветный, синеголовник плосколистный и др. Обитают крот, заяц-русак, чёрный хорёк, ласка, множество птиц (коростель, полевой жаворонок, жёлтая трясогузка, луговой чекан и др.). Разнообразны насекомые, среди которых есть виды шмелей, занесённые в Красную книгу. Леса на Крылатских холмах занимают незначительные площади; приурочены в основном к склонам и представлены дубняками, липняками, березняками, черноольшаниками и ивняками, где произрастают лесные виды трав, в том числе особо охраняемые в Москве. Всего же на Крылатских холмах встречается более 360 видов сосудистых растений и 17 видов лишайников, обитает более 60 видов наземных позвоночных животных.

Крылатские холмы — известное место отдыха, особенно для любителей спорта (здесь находятся горнолыжный комплекс и велотрасса, а также спортивная школа). Ближайшие станции метро — «Крылатское» и «Молодёжная».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Крылатский мост

Крыла́тский мост через Москву-реку, связывает жилой район Крылатское и улицу Нижние Мневники. Построен в 1983 (главный инженер проекта Б.А. Горожанин, главный архитектор Г.И. Копнас). Мост металлический, балочный, трёхпролётный (боковые пролёты по 52,2 м, речной — 96 м). Общая длина моста с подходами 228,15, ширина 24,56 м (ездовое полотно 18 м, два тротуара по 3 м, борта по 0,28 м).

Крылатское

Крыла́тское местность на западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки, между Кунцевом и Татаровом. Название — от бывшего села; известна с начала XV в., в конце XVI — начале XVII вв. владение бояр Романовых. В 1862—77 построена церковь Рождества Богоматери. С 1960 в черте Москвы. В районе Крылатского проводятся соревнования дельтапланеристов, мотоциклистов, автомобилистов, лыжников. В 70-х гг. близ Крылатского создан спортивный комплекс «Крылатское». От Рублёвского шоссе проложена автодорога, благоустроены набережные. Основные улицы: 1-я — 6-я Крылатские. Вблизи — станции метро «Крылатское», «Молодёжная».

«Крылатское» (спортивный комплекс)

Крытый велотрек в Крылатском.

Крытый велотрек в Крылатском.

Москва.

«Крыла́тское» спортивный комплекс, расположенный в излучине Москвы-реки, в западной части города. Общая площадь 957 га. Основные сооружения — гребной канал (построен в 1972—73 к чемпионату Европы по академической гребле) и крытый велотрек (построен к Олимпийским играм 1980).

Трибуны со служебным корпусом, эллинги и спортивные строения расположены в финишной зоне канала, со стороны Рублёвского шоссе. Комплекс гребного канала органично вписывается в широкую пойму Москвы-реки. Для канала создано искусственное русло, что позволило рационально оборудовать дистанции и удобно разместить трибуны. Отличительная особенность канала — второе (возвратное) русло, обеспечивающее возможность проводить соревнования не только по академической гребле и гребле на байдарках и каноэ, но и кольцевые эстафеты на дистанцию до 10 км. Ширина основного русла канала 125 м, возвратного — 75 м, глубина 3—3,5 м. В основном русле можно разместить 6 дорожек для академической гребли и 9 — для соревнований на байдарках и каноэ.

Крытый велотрек размещается на одном из наиболее приближённых к пойменной части участков Татаровских высот. Это уникальное сооружение имеет в плане форму эллипса с размерами осей 168 и 138 м. Покрытие выполнено в виде мембраны из рулонной стали толщиной 4 мм. Протяжённость трековой дорожки 333,3 м, ширина 10 м. Её прямые участки, имеющие наклон 11°, не превышают 37 м. Виражи радиусом 33 м подняты под углом 42°. Материал покрытия трекового полотна — древесина сибирской лиственницы. Во время олимпийских соревнований полотно трека зарекомендовало себя как одно из самых быстрых в мире (зафиксировано 13 мировых рекордов). Внутри трека уложено синтетическое покрытие. На этой арене можно также проводить соревнования по мини-футболу, гандболу, лёгкой атлетике и др. Две трибуны для зрителей (по 3000 мест каждая) расположены параллельно прямым участкам дорожки трека. Кольцевая велотрасса (13,5 км) начинается у крытого велотрека затяжным подъёмом, ведущим на Татаровские высоты в сторону Рублёвского шоссе, а затем огибает систему оврагов, следуя их живописным очертаниям, с подъёмами и спусками. Покрытие велотрассы — асфальтовое (ширина 7 м).

Рядом с велотреком расположены также поля для стрельбы из лука (220x90 м). В их комплекс входят: линия огня, линия для установки мишеней на дистанции от 30 до 70 м для женщин и от 30 до 90 м для мужчин.

«Крылатское» (станция метро)

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Крыла́тское» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1989. Архитекторы Н.И. Шумаков, Г.С. Мун, А.М. Мосийчук. Выходы со станции по подземным переходам на Осенний бульвар. Станция односводчатая. Впервые в практике строительства метрополитена в Москве применена как основная несущая конструкция «стена в грунте». Облицовка путевых стен выполнена белым мрамором с серыми полосами, пол выложен чёрным и серым гранитом. Свод станции асимметричной формы, в виде крыла (только одна путевая стена), свет падает с одной стороны, станционное пространство как бы делится на светлую часть (откуда уходят поезда) и тёмную (куда приходят поезда). В глубоких нишах, на своде-крыле расположены 25 светильников. Тема архитектурно-художественного оформления — «Физкультура и спорт». Скульптурные бронзовые композиции (художник А.М. Мосийчук) изображают спортсменов. В отделке использованы декоративные панели.

Крылов Иван Андреевич

Памятник И. А. Крылову.

Памятник И. А. Крылову.

Москва.

Крыло́в Иван Андреевич (1769, по другим данным, 1766 или 1768, Москва? — 1844, Петербург), баснописец, драматург, журналист. Сын офицера, Крылов впервые посетил Москву в 1793 (останавливался у актёров Сандуновых). С 1794 до осени 1795 жил в Москве, был принят во многих известных домах (И.И. Бенкендорфа, В.Е. Татищева и др.), приобрёл литературные знакомства. Его имя, однако, попало в полицейский реестр заядлых карточных игроков, из-за чего, по некоторым свидетельствам, Крылов был вынужден покинуть Москву. В 1797 вновь посетил Москву, в 1804—06 жил здесь; в 1805 — в доме Е.И. Бенкендорф (Страстной бульвар, 6; перестроен), где написал первые из своих басен — «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», одобренные одним из литературных авторитетов начала XIX в. поэтом И.И. Дмитриевым, которого Крылов часто навещал в его доме в Большом Козловском переулке, 12 (не сохранился); в 1806 опубликованы в журнале «Московский зритель». Впервые на московской сцене (Петровский театр) в начале 1804 увидела свет комедия Крылова «Пирог». В сквере у Патриарших прудов в 1976 поставлен памятник Крылову (скульпторы А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский, архитектор А.Г. Чалтыкьян).

Литература: Гордин А.М., И.А. Крылов в портретах, иллюстрациях, документах, М.-Л., 1966; Гордин М.А., Жизнь И. Крылова, М., 1985.

К.В. Стародуб.

Крылов Николай Иванович

Крыло́в Николай Иванович (1903, село Галяевка Пензенской губернии — 1972, Москва), Маршал Советского Союза (1962), дважды Герой Советского Союза (1945). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1928). Во время Великой Отечественной войны начальник штаба и командующий рядом армий. После войны командовал войсками ряда военных округов, в том числе Московским (1960—63). В 1963 — 1972 главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения и заместитель министра обороны. Автор работ о Великой Отечественной войне. Урна с прахом в Кремлёвской стене. На доме 24—26 по Космодамианской набережной — мемориальная доска.

Крымов Николай Петрович

Кры́мов Николай Петрович (1884, Москва — 1958, там же), живописец, пейзажист, народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Сын художника П.А. Крымова. Учился в МУЖВЗ (1904—11) у В.А. Серова. Преподавал в Пречистенском практическом институте, во Вхутемасе (1920—22) и Художественном училище памяти 1905 года (1934—39). Был дружен с К.А. Коровиным, И.С. Остроуховым, Н.Н. Сапуновым, актёрами М.М. Тархановым, И.М. Москвиным. Участник выставки «Голубая роза», выполнял графические работы для журнала «Золотое руно» (1907). Член Союза русских художников (с 1910). В 1910-х гг., разрабатывая особый романтически-обобщённый и декоративно выразительный тип пейзажа, Крымов неоднократно обращался к видам Москвы, стремился передать их неповторимый цветовой строй. В серии этюдов («Крыши под снегом», «Солнечный день», оба — 1906) и в созданной на их основе картине «К весне» (1907; все — в ГТГ) запечатлел камерный поэтический образ уютных московских двориков, тонко подмеченные и переданные характерные приметы ранней московской весны; используя приёмы лубка и прибегая к некоторой грубоватой геометрической упрощённости форм, яркости цвета, «наивной» повествовательности, Крымов придавал облику города несколько сказочный, «игрушечный» характер, усиливая ощущение ясности, нетрадиционности восприятия («Московский пейзаж. Радуга», 1908, ГТГ). С 1914 систематически работал на натуре («Весна. Задворки», конец 1920-х гг., ГТГ), сочетал свежесть и остроту непосредственного видения с законченной художественной цельностью; с конца 1920-х гг. особенно тяготел к созданию широко расстилающихся перед зрителем видов («Утро в Центральном парке имени Максима Горького», 1937, ГТГ). Работал как театральный декоратор, выполнил для театра Незлобина в красочно-лубочном стиле декорации пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского (1910), для МХАТа — декорации пьес «Горячее сердце» (1926), «Таланты и поклонники» (1933) Островского, «Унтиловск» Л.М. Леонова (1928). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1916—58 жил Крымов (Сеченовский переулок, 8), — мемориальная доска.

Литература: [Синитина М.К.], Н.П. Крымов. [Альбом], М., 1970; [Порто И.В.], Н. Крымов. [Альбом], М., 1984; Н.П. Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания, 2 изд., М., 1989.

Крымская набережная

Кры́мская на́бережная на правом берегу Москвы-реки, от Крымского моста до 3-го Голутвинского переулка. Названа в XIX в. по улице Крымский вал. На противоположном берегу — Пречистенская набережная. В 1930-х гг. построена гранитная набережная, в 1940-х гг. реконструирована проезжая часть. В 70-х гг. на набережной сооружено здание Государственной картинной галереи СССР (ныне выставочные залы Государственной Третьяковской галереи и Дом художника; архитекторы Н.П. Сукоян, Ю.Н. Шевердяев и др.).

Крымская площадь

Кры́мская пло́щадь, площадь на Садовом кольце, между Зубовским бульваром, Остоженкой и Комсомольским проспектом, на юго-западе центра Москвы. Возникла в 20-х гг. XIX в. на месте Крымского вала Земляного города. В 1820-30-х гг. сооружены Провиантские склады, в 70-х гг. XIX в. возведено здание Катковского лицея (в 1918-19 в нём помещался Наркомпрос, позднее - Институт красной профессуры, МГИМО, ныне Дипломатическая академия). В октябре 1917 красногвардейцы вели бои за здания складов (мемориальная доска). В 1935 и 1949 сооружены вестибюли станции метро «Парк культуры». В 1960 построена Крымская эстакада, соединившая Остоженку и Комсомольский проспект поверх Садового кольца; реконструирована в 1995-96.

Крымский вал

Кры́мский вал улица (часть Садового кольца) между Калужской площадью и Крымским мостом, на юге центра Москвы, в Замоскворечье. Названа по двору (в районе современной улицы), где в XVII—XVIII вв. останавливались посольства крымского хана. Возникла в 1820-х гг. после сноса Земляного вала. В XVIII в. в районе Крымского вала стояли бойни, Крымские бани, деревянные дома. В 1923 у Крымского моста на месте прежних свалок была устроена Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. С 1928 на её месте — ЦПКиО имени Горького. В 1936 построен жилой д. 8 (архитектор С. Власьев), в 1941 — д. 4 (архитекторы А.Сергеев, Н. Кузнецов, фасад 1950). В 1960 сооружена гостиница «Варшава». На Крымском валу — корпус Академии стали и сплавов.

Крымский мост

Крымский мост в начале XX в.

Крымский мост в начале XX в.

Москва.

Кры́мский мост через Москву-реку, расположен на трассе Садового кольца, соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский вал. Единственный в Москве мост висячей конструкции. Построен в 1938 (инженер Б.П. Константинов, архитектор А.В. Власов). На месте современного моста находился Никольский деревянный мост, построенный в 1789 по проекту А. Герарда. В 1870-е гг. обветшавший мост был заменён металлическим с двумя решётчатыми балочными пролётными строениями (автор проекта В.К. Шпейер); в 1936 мост был передвинут на 50 м вниз по течению Москвы-реки, в 1938 разобран. Название - от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.

Современный Крымский мост имеет 3 пролёта; общая длина с подходами 688 м, ширина 38,5 м. На каждом из берегов установлена промежуточная опора в виде пары раздельных металлических пилонов высотой 28,7 м, через верх которых проходят цепи, заанкеренные в устоях на концах моста. Полная длина каждой цепи 297 м. Проезды вдоль набережных проходят под мостом в береговых пролётах между пилонами и анкерными устоями на концах цепей. Пандусы подходов устроены по железобетонным эстакадам, фасадные стороны которых закрыты стенками, облицованными гранитом. Под эстакадами размещены гаражи. Для спуска с тротуаров моста вдоль стенок подходов устроены лестницы.

Предмостной площадью западного конца моста является Крымская площадь, на которой сооружена эстакада для развязки движения транспорта по Садовому кольцу и Комсомольскому проспекту на разных уровнях (реконструирована в конце 90-х гг.). Восточный конец моста вливается в улицу Крымский вал, выходящую на Калужскую площадь.

В 2001 начались работы по генеральной реконструкции Крымского моста.

Крымский мост.

Крымский мост.

Москва.

Кторов Анатолий Петрович

Кто́ров Анатолий Петрович (1898, Москва — 1980, там же), актёр, народный артист СССР (1963). В 1917 играл в театре В.Ф. Комиссаржевской. В 1919 окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского. В 1920—33 работал в бывшем театре Корша, с 1933 — во МХАТе. Прекрасные внешние данные, элегантность сценической манеры, мастерство диалога уже в начале актёрской деятельности привлекли к нему внимание. Блестящий комедийный и острохарактерный актёр, он исполнял также сложные драматические роли, требующие глубокого психологического анализа, мастерства внутреннего перевоплощения. Среди ролей: Люцио («Мера за меру» У. Шекспира, 1922), Карандышев («Бесприданница» А.Н. Островского, 1932), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1935), Шервинский («Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1936), Джозеф («Школа злословия» Р. Шеридана, 1940), Дульчин («Последняя жертва» Островского, 1948), Коко («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, 1952), Кроссман («Осенний сад» Л. Хелман, 1956). В 1962 сыграл одну из своих лучших ролей — Бернарда Шоу («Милый лжец» Дж. Килти), тонко и убедительно раскрыв сложный внутренний мир художника и человека.

С 1925 снимался в кино: Микаэль Коркис («Праздник святого Йоргена», 1930), Паратов («Бесприданница», 1937) и др. С большой драматической силой исполнил роль старого князя Болконского в фильме «Война и мир» (1966—67). Государственная премия СССР (1952). Похоронен на Введенском кладбище.

Кудрино

Кудринская площадь в 1920-х гг.

Кудринская площадь в 1920-х гг.

Москва.

Ку́дрино название в XIV — начале XIX вв. местности на западе Москвы, между современным Садовым кольцом, Баррикадной улицей и Большим Девятинским переулком. Происходит от древнего села, известного с XIV в. В XVII в. принадлежало московскому патриарху; в Кудрине находился патриарший Конюшенный двор (отсюда название Конюшковской улицы, Большого и Малого Конюшковских переулков). В начале XVIII в. — владение бояр Нарышкиных, к концу XVIII в. вошло в состав Пресни. До 1919 название сохранялось в наименовании Кудринской улицы (современная Баррикадная улица), ныне — в наименовании Кудринской площади (в 1919—93 площадь Восстания), Кудринского переулка и Садовой-Кудринской улицы.

Кузнецкий мост

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Кузнецкий мост»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Кузне́цкий мост» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1975. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлова. Наземный вестибюль находится на Рождественке, вблизи улицы Кузнецкий мост. Станция соединена переходом со станцией «Лубянка». В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Путевые стены украшены декоративно-художественными вставками из кованого алюминия (по эскизам художника М.Н. Алексеева). Пол выложен тёмным гранитом.

Кузнецов Александр Васильевич

Кузнецо́в Александр Васильевич (1874, Петербург — 1954, Москва), архитектор, инженер-конструктор, педагог. Окончил петербургский Институт гражданских инженеров (1896) и Берлинский политехникум (1898). С 1899 работал в Москве помощником Ф.О. Шехтеля. Преподавал в МВТУ (с 1907 профессор), при котором совместно с В.А. Весниным основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. Основатель отечественной школы промышленной архитектуры. По проектам Кузнецова возведены здание мастерских Строгановского училища на Рождественке, 11 (1912), ряд корпусов завода АМО (ныне АМО ЗИЛ, 1915—16), Дом политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке (1912—14). В 1923—24 главный конструктор I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1926—28 возглавлял строительство комплексов ЦАГИ на улице Радио, Московского энергетического института на Красноказарменной улице, Московского текстильного института на Малой Калужской улице. Жил в собственном доме в Мансуровском переулке, 11.

Сочинения: Своды и их декор, М., 1938; Архитектурные конструкции, М., 1940 (сост., ред.); Тектоника и конструкция центрических зданий, М., 1951.

Кузнецов Николай Иванович

Кузнецо́в Николай Иванович (1911, деревня Зырянка Екатеринбургской губернии - 1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), разведчик. В 1941-42 работал инженером в Москве. Во время войны в партизанском отряде Д.Н. Медведева на Украине. Действуя в г. Ровно под видом немецкого офицера, добывал ценную развединформацию. Уничтожил ряд видных гитлеровцев. Погиб в бою. На доме, где жил Кузнецов в 1940-42 (улица Карла Маркса, ныне Старая Басманная улица, 20), - мемориальная доска.

Предыдущая страница Следующая страница