Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САМ")

Сабанеев Леонид Павлович

Сабане́ев Леонид Павлович (1844 — 1898, Ялта), зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела. Выходец из старинного дворянского рода. В 1870 закончил естественное отделение Московского университета. Изучал фауну Урала. С 1873 приступил к изданию на собственные средства (при поддержке писателя А.М. Ломовского) научно-популярного журнала «Природа», где печатались статьи А.Г. Столетова, И.В. Сеченова и других учёных; отдельными выпусками выходили работы самого Сабанеева («Стерлядь», «Рябчик», «Волк»). В 1878 основал журнал «Природа и охота» — один из лучших в истории российской охоты и любительского рыболовства. По инициативе Сабанеева впервые были собраны сведения о состоянии охотничьего дела на территории России. Член многих научных обществ, учредитель и активный член нескольких обществ и клубов охотников и рыболовов-любителей, а также инициатор организации первых в Москве выставок собак, рыболовных и других выставок. Среди книг Сабанеева — «Охотничий календарь», «Рыбы России», «Собаки легавые»; написанные превосходным языком, они и ныне привлекают любителей природы. В 1880—90-х гг. Сабанеев был популярен в Москве; о нём неоднократно упоминал в своих книгах В.А. Гиляровский.

Сабашниковы

Саба́шниковы издатели-просветители, братья. Из семьи предпринимателя. Михаил Васильевич (1871, Москва - 1943, там же) и Сергей Васильевич (1873, Москва - 1909, там же) окончили физико-математический факультет Московского университета (соответственно в 1896 и 1898). В 1891 создали издательскую фирму «М. и С. Сабашниковы» (Никитский бульвар, 8, затем Тверской бульвар, 6, после пожара 1917 - Калашный переулок), первоначально выпускавшую естественнонаучную литературу (труды К.А. Тимирязева, М.А. Мензбира, П.Ф. Маевского и др.). С конца XIX в. Сабашниковы принимали активное участие в общественном движении, в том числе в создании Народного университета имени А.Л. Шанявского (1908). Сергей Васильевич избирался гласным Московской городской думы. После его кончины дела фирмы вёл Михаил Васильевич. С начала XX в. издательство Сабашниковых стало выпускать и гуманитарную литературу: серии - «История» (1912 - 1927), «Памятники мировой литературы» (1913-25; под общей редакцией Ф.Ф. Зелинского), «Страны, века и народы» (1913-24), «Русские Пропилеи» (1915 - 1919; под редакцией М.О. Гершензона); сочинения В.Г. Белинского, Н.П. Огарёва и др. После 1917 издательство Сабашниковых сохранило статус частной фирмы; под её маркой вышли серии: «Пушкинская библиотека» (1917-22); «Ломоносовская библиотека» (1919-26); «Руководства по физике...» (1919-24), «Богатства России» (1920-29); «Записи прошлого» (1925 - 1934, под редакцией С.В. Бахрушина и М.А. Цявловского; наиболее популярная серия, включавшая дневники писателей, воспоминания и др.). За время существования издательство Сабашниковых выпустило свыше 600 названий книг тиражом 1,5 млн. экземпляров. Издания Сабашниковых отличались высоким уровнем издательской культуры, тщательностью подготовки текстов, научных комментариев, художественного оформления. В 1930 на базе издательства Сабашниковых создано кооперативное издательство «Север». Михаил Васильевич работал в нём ответственным редактором и заведующим редакционной частью, в 1935 - 1941 редактор кооперативной артели «Сотрудник» по производству наглядных пособий и общеобразовательных игр. Сергей Васильевич похоронен в Сетуни (ныне в черте Москвы), на могиле - памятник (скульптор Н.А. Андреев); Михаил Васильевич похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Сабашников М.В., Записки, М., 1995.

Литература: Белов С.В., Книгоиздатели Сабашниковы, М., 1974.

С.В. Белов.

Саблин Михаил Алексеевич

Са́блин Михаил Алексеевич (1842, Вологодская губерния — 1898, Москва), статистик и общественный деятель. Из дворян. После окончания Петербургского университета преподавал географию в гимназиях и других учебных заведениях Москвы. С 1868 секретарь Московского губернского, с 1869 одновременно и Московского городского статистических комитетов. По плану Саблина и под его руководством было проведено подворное описание селений Московской губернии (с учётом волостных правлений, мировых посредников и духовенства), материалы исследований вошли в книгу «Сведения о селениях и жителях Московской губернии: 1. Богородский уезд», М., 1873. В 1871 под руководством Саблина проведена первая однодневная перепись в Москве («Статистические сведения о жителях г. Москвы по переписи 12 декабря 1871», М., 1874). В 1872 подготовил статистические данные о кустарных промыслах для Политехнической выставки в Москве; при его содействии был организован Кустарный отдел на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882. В 1876 председатель Комиссии по осмотру фабрик и заводов Москвы; часть трудов этой комиссии выполнена самим Саблиным. Труды комиссии легли в основу ряда научных исследований и «Сборника русских фабричных законов». В 1882 издана работа Саблина о пожарах в Москве за 1870—79. Вместе с земским статистиком В.И. Орловым Саблин способствовал учреждению статистического отделения при Московском юридическом обществе. В течение многих лет состоял гласным Московской городской думы. С 1870-х гг. сотрудничал в газете «Русские ведомости» (с 1883 входил в состав издававшего газету товарищества).

Ю.Н. Александров.

Сабурово

Сабу́рово местность на юге Москвы, близ платформы Москворечье Курского направления Московской железной дороги, на правом берегу Москвы-реки. Соседствует на западе с Хохловкой, на юге с Ленино-Дачным, на востоке с Борисовом. Название — от бывшей деревни, известной с XVII в. Сохранилась церковь Николая Чудотворца (конец XVI в., перестраивалась в XVII и XIX вв.). С 1938 рабочий посёлок, с 1960 в черте Москвы. С начала 70-х гг. часть района массовой жилой застройки Орехово-Борисово. Основная улица — Борисовские пруды. Название сохраняется в наименовании Сабуровской улицы.

Савёловская эстакада

Савёловская эстака́да комплекс сооружений на площади Савёловского вокзала, обеспечивающих транспортную развязку с пересечением магистралей городского и железнодорожного транспорта в трёх уровнях (ярусах). Первый ярус — железнодорожные пути Савёловского направления Московской железной дороги и привокзальная площадь; второй ярус — Большой и Малый Савёловские путепроводы, соединяющие улицу Бутырский вал и Новослободскую улицу; третий ярус — участок внутригородской кольцевой магистрали между улицами Нижняя Масловка и Сущёвский вал. В комплекс входят также два транспортных тоннеля под Новослободской улицей в местах пересечения её с улицами Бутырский вал и Сущёвский вал. Савеловская эстакада сооружена в 1965—66 (инженер В.Н. Константинов, архитектор К.Н. Яковлев). Длина Большого и Малого Савёловских путепроводов (из сборного железобетона) 64 и 35 м, длина эстакады (из предварительно напряжённого железобетона) между улицами Нижняя Масловка и Сущёвский вал 512 м, ширина 31 м.

«Савёловская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Савёловская» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1988. Архитекторы Н.И. Шумаков, Н.В. Шурыгина. Выходы со станции — по подземным переходам на площади Савёловского вокзала и к платформе железнодорожной станции Савёловская. В отделке станционного зала использован светлый и серый мрамор. На путевых стенах выполнены мозаичные картины в стиле русского лубка на тему освоения железных дорог в России в начале XX в. (авторы Н.И. Андропов, Ю.А. Шишков, Ю.Л. Родин, В.Л. Родин). Пол выложен серым гранитом.

Савёловский вокзал

Савёловский вокзал.

Савёловский вокзал.

Москва.

Савёловский вокза́л служит для перевозки пассажиров в районы северной части Московской области (Дмитров, Дубна), а также в Рыбинск, Углич, Петербург (по дальнему кружному пути). Построен в 1897—99 для Савёловской железной дороги, проложенной к верхней Волге (станция Савёлово). Савёловский вокзал расположен на пересечении улиц Бутырский вал, Сущёвский вал, Бутырская и Новослободская (у бывшей Бутырской заставы). В 1987—92 была проведена реконструкция вокзала, в результате которой в 2,5 раза увеличились площади вокзальных помещений, обновлён фасад здания, который украсили часы с оригинальным циферблатом и изящные чугунные фонари, появился центральный вход в дополнение к двум существовавшим в торце здания. Реконструкция способствовала улучшению обслуживания пассажиров — на первом этаже расположены пригородные кассы, на втором — билетные кассы для пассажиров дальнего следования всех направлений, залы ожидания, один из которых работает круглосуточно. Имеются гостиница, оздоровительный центр, комната матери и ребёнка. Рядом с вокзалом находится наружный выход станции метро «Савёловская». Ежесуточно Савёловский вокзал принимает и отправляет 120 пар пригородных электропоездов, пять пар поездов дальнего следования, в том числе с 1994 три дополнительных поезда с Ярославского вокзала (в Кострому, Череповец, Весьегонск).

Л.П. Чарноцкая.

Саврасов Алексей Кондратьевич

Савра́сов Алексей Кондратьевич (1830, Москва — 1897, там же), живописец. Учился в МУЖВЗ в перспективном и пейзажном классе К.И. Рабуса (1844 — 1854), руководил им же в 1857—82. С 1854 академик, постоянный участник ученических выставок МУЖВЗ, затем — выставок Московского общества любителей художеств, членом которого стал в 1860. Поддерживал тесные творческие и дружеские связи с В.Г. Перовым. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Основоположник московской школы пейзажной живописи (среди учеников — И.И. Левитан, К.А. Коровин и др.). Уже в ранних произведениях, отличавшихся романтической напряжённостью цветового строя, стремился к реальной передаче конкретных мотивов и состояний природы («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, ГТГ). В 1850—60-х гг. много работал на натуре в Москве и её окрестностях, с большой достоверностью запечатлев их характерные черты («Вид Москвы с Воробьёвых гор», рисунок, 1850-е гг., «Вид села Кунцево под Москвой», рисунок, 1855, «Вид на Москву от Мазилова», 1861, все — ГТГ; «Лесистый берег реки Москвы», этюд, частное собрание). Саврасов особенно привлекали простые пейзажные мотивы, в которых он находил созвучие природы с повседневной человеческой жизнью; уголки Подмосковья приобретали в его картинах образную значительность и возвышенность («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, ГТГ). В московских пейзажах начала 1870-х гг., близких по настроению к его главному произведению «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), изображение города сливается с поэзией природы («Сухарева башня», 1872, ГИМ; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, ГРМ). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Саврасова с 1956 носит улица в посёлке Сокол.

Литература: Федоров-Давыдов А.А., Саврасов, М., 1957; Новоуспенский Н.Н., А.К. Саврасов, Л., 1981; Мальцева Ф., А.К. Саврасов, 2 изд., Л., 1989.

Е.М. Ивановская.

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» (улица Каретный ряд, 3), один из первых увеселительных садов Москвы. Площадь 4,8 га. Название получил от упразднённого популярного сада «Эрмитаж», находившегося в районе Селезнёвской улицы и принадлежавшего театральному деятелю М.В. Лентовскому. В 1894 сад арендовал Я.В. Щукин, который перестроил существовавшее здесь фабричное здание под театр, где выступали его опереточная труппа, известные артисты, а также гастролирующие в Москве провинциальные труппы. В 1895 появляются две музыкальные эстрады и навесы для буфета. В 1896 в саду прошёл первый в Москве киносеанс. В 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» состоялось официальное открытие Художественного общедоступного театра (МХТ) под руководством К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко; здесь театр постоянно давал спектакли до 1901. В 1909-12 в саду выстроено здание летнего Зеркального театра (архитектор А.Н. Новиков). В 1913-14 в «Эрмитаже» работал «Свободный театр» под руководством К.А. Марджанова. В 1920-х гг. выступали Театр Пролеткульта и Театр имени Моссовета. Свободная территория, регулярно распланированная и засаженная кустарниками, цветами, а также аллеями деревьев (липа, клён, дуб, вяз, берёза), служит нарядным зелёным фойе для посетителей сада. На территории сада находятся Московский театр «Эрмитаж», театр-студия «Сфера», театр «Новая опера», Малый концертный зал и летняя эстрада. «Эрмитаж» - центр летней гастрольной и эстрадной жизни Москвы, а также место отдыха.

Сад имени Н.Э. Баумана

Сад и́мени Н.Э. Ба́умана (Старая Басманная улица, 15), в центре Москвы, между улицами Старая и Новая Басманная. Создан в 1920 на месте нескольких усадебных садов XVIII—XIX вв. Площадь 3,5 га. Живописны старые лиственные аллеи (липа, тополь, клён). На территории сада сохранилась городская усадьба XVII—XVIII вв. — главный дом, дом с антресолями, корпуса служб, сад с гротом. Здесь жил П.Я. Чаадаев, которого посещали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, И.С. Тургенев и др. В саду имеются киноконцертный зал, эстрада, читальня, спортивные площадки и т.п.

Садовая-Каретная улица

Садо́вая-Каре́тная у́лица между Долгоруковской улицей, улицей Малая Дмитровка и Лиховым переулком, часть Садового кольца, на севере центра Москвы (вторая часть названия — по выходящей на неё улицей Каретный ряд). Возникла в 1816—20. На северной стороне улицы находились Большой и Малый Угольные площади, на которых до начала XIX в. торговали древесным углем и дровами. От застройки конца XVIII — начала XIX вв. сохранились дома 18 и 20; в д. 18 в 1900-х гг. размещалась редакция ежегодника «Вся Москва». В д. 8 (1914, архитектор И.А. Герман) жил художник К.Ф. Юон. В 1938 Садовая-Каретная улица расширена и заасфальтирована. В 1948 выстроен жилой д. 2—4 (архитектор И.Л. Маркузе). В 1977 улица значительно расширена за счёт сноса домов между ней и Оружейным переулком. Левую сторону улицы занял сквер.

Садовая-Кудринская улица

Садо́вая-Ку́дринская у́лица между Кудринской площадью и Малой Бронной улицей, часть Садового кольца, на северо-западе центра Москвы (вторая часть названия — от местности Кудрино). Возникла в 1816—20. В XVI—XVII вв. территория северной части современной улицы была занята пашнями ямщиков Тверской слободы (Ямское поле). В XVIII в. с внешней стороны Земляного вала начали строиться загородные дворы московской знати. После пожара 1812 велась интенсивная застройка Садовой-Кудринской улицы. Во второй половине XIX в. на улице возводились дома купечества и чиновников, здания учебных заведений. В д. 3 (1887, архитектор М.К. Геппенер) размещалась 4-я женская гимназия, в которой училась М.И. Цветаева. Во дворе многоэтажного жилого комплекса (д. 7, 1947, архитектор К.К. Орлов) сохранилась усадьба княгини Мещерской (главный дом построен в последней четверти XVIII в., флигеля — в начале XIX в.); в корпусе 3 в 1904—18 жил художник В.Д. Поленов. В 1809 построен особняк, известный как дом Протковой (д. 15); принадлежал вначале сыну московского главнокомандующего А.Ф. Ростопчину (в доме размещались салон его жены — поэтессы Е.П. Ростопчиной и картинная галерея), затем генерал-губернатору Москвы князю А.Г. Щербатову; в 1896 в доме открылась Софийская (ныне Филатовская) больница. В д. 2 (правый корпус) в 1880-х гг. жил основатель отечественной педиатрии Н.Ф. Филатов; два левых корпуса перестроены в начале 1900-х гг. по проекту Ф.О. Шехтеля, обработавшего фасады в стиле модерн. В «доме-комоде» (д. 6, 1873, архитектор В.А. Афанасьев) в 1886—90 жил А.П. Чехов (мемориальная доска; ныне Дом-музей Чехова). В 1-м Реальном училище, открывшемся в д. 9 (1901, архитектор А.А. Никифоров), учились актёры И.В. Ильинский и Б.Н. Ливанов. В 1901 архитектор А.Л. Чижиков выстроил д. 23, использовав в проекте некоторые элементы стиля модерн. В 1912 построены особняки для предпринимателя А.В. Демидова (д. 17, архитектор К.С. Разумов) и для купчихи Капканщиковой (д. 18, архитектор Н.Г. Лазарев). Комплекс разнородных зданий (дома 19 — 21а) сложился в 1913—46. В 1928 построено здание Планетария (архитекторы М.О. Барщ и М.И. Синявский). В 1938 Садовая-Кудринская улица расширена и заасфальтирована, продолжалась застройка улицы многоэтажными домами: д. 8 (1939, архитектор А.В. Варшавер), д. 28—30 (1947, архитекторы Л.В. Руднев, В.О. Мунц, В.Е. Асс); в этом доме жили архитектор Руднев, маршалы Советского Союза А.А. Гречко, А.И. Ерёменко, М.В. Захаров, генерал армии С.М. Штеменко, академик А.А. Благонравов, хирург Н.Н. Еланский.

Садовая-Самотёчная улица

Садо́вая-Самотёчная у́лица между Лиховым переулком и Самотёчной площадью, часть Садового кольца, на севере центра Москвы (вторая часть названия — от бывшего Самотёчного пруда). Является продолжением Садовой-Каретной улицы, переходит в Садовую-Сухаревскую улицу. Возникла в 1816—20. В XVIII в. в районе современной улицы находились владения князей Волконских, Щербатовых, других московских аристократов. От этого времени сохранилось, в частности, правое строение владения 8, выдержанное в стиле ампир. Большинство строений погибло во время пожара 1812. Памятником послепожарной Москвы является деревянный дом (владение 20). Во второй половине XIX — начале XX вв. улица застроена каменными доходными домами, среди которых д. 2 — доходный дом А.В. Шугаевой (1913, архитектор В.Н. Волокитин). Нижние этажи д. 10 возведены в начале XX в. для женской гимназии Калайдович; в 1930-х гг. здание надстроено двумя этажами и получило новое оформление. В 1915 завершено строительство жилого дома 15 (архитектор С.Ф. Воскресенский). В 1938 улица была расширена и реконструирована. В 1953 построен многоэтажный жилой дом 5 (архитектор М.С. Жиров). В 1971 в д. 3а (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, А.П. Мелихов, В.И. Уткин) открыл сезон Центральный театр кукол. В 1967 завершено строительство Самотёчной эстакады (от Лихова переулка до кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской улице).

Садовая-Спасская улица

Садовая-Спасская улица в конце XIX в.

Садовая-Спасская улица в конце XIX в.

Москва.

Садо́вая-Спа́сская у́лица между Большой Спасской улицей, площадью Красные ворота и Лермонтовской площадью, часть Садового кольца, на северо-востоке центра Москвы (вторая часть названия — от бывшей Спасской слободы XVII—XVIII вв.). Является продолжением Сухаревской площади, переходит в Садовую-Черногрязскую улицу. С XVII в. на внешней стороне современной Садовой-Спасской улицы селились ремесленники и торговцы. В XVIII в. здесь строились дворы московской знати. Участок между Большой Спасской улицей и современным проспектом Академика Сахарова принадлежал графу И.С. Гендрикову; в д. 1 (1760-е гг.) с 1785 собиралась «Типографическая компания», которую возглавлял Н.И. Новиков, разместивший здесь свою типографию. В царствование императора Павла I дом был перестроен под Спасские казармы. В 1830—40-х гг. построены два двухэтажных корпуса (д. 20). В начале XX в. Садовая-Спасская улица застраивалась каменными домами. В 1904 был построен восьмиэтажный доходный дом Афремова (д. 19; архитектор О.О. Шишковский) — одно из самых высоких московских зданий начала XX в.; в 1932—33 в этом доме работала Группа по изучению реактивного движения (ГИРД), которую возглавлял Ф.А. Цандер (мемориальная доска). В 1915 для торговцев молочными продуктами (семья Олик) построен более высокий д. 17 (архитектор И.И. Флоринский). На средства чаеторговца Перлова в 1908 выстроен дом 2 (архитектор А.А. Остроградский). В 1912 по проекту архитектора А.Н. Зелигсона возведено здание гимназии Страхова; слева за домом сохранился двухэтажный флигель — часть усадьбы С.И. Мамонтова, в салоне которого в 1870—90-х гг. бывали А.С. Аренский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин, В.А. Серов. В д. 8 с конца 80-х до середины 90-х гг. жил Врубель. В д. 12 (1871), который занимала гостиница «Восточные номера», в начале 1880-х гг. жили художник И.И. Левитан и Н.П. Чехов (брат А.П. Чехова). В 1928—33 на углу Орликова переулка построено здание Наркомзема (д. 11/1; архитектор А.В. Щусев). На месте конюшен Спасских казарм в 1970 построены два четырёхэтажных здания (д. 3), соединённые двухэтажным корпусом «Дома военной книги». В 1980-х гг. Садовую-Спасскую улицу пересёк проспект Академика Сахарова, проложенный от Тургеневской площади к Комсомольской площади; в 1981—82 здесь построен подземный переход — один из самых протяжённых в Москве (236 м). На внутренней стороне Садового кольца улицу завершает участок № 28, на котором в начале XX в. размещалось владение заводчиков-мукомолов Эрлангеров, а после 1917 — трест Мельстрой; на внешней — высотное здание у Красных ворот.

Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица.

Садовая-Сухаревская улица.

Москва.

Садо́вая-Су́харевская у́лица между Самотёчной площадью и Сухаревской площадью, часть Садового кольца, на севере центра Москвы (вторая часть названия — от Сухаревой башни). Является продолжением Садовой-Самотёчной улицы, переходит в Сухаревскую площадь. Возникла в 1820-х гг. В XVII в. в районе современной Садовой-Сухаревской улицы находились Мещанская, Панкратьевская и другие слободы. С XIX в. улица застраивалась каменными домами. Одним из самых старых домов является д. 2, нижние этажи которого построены до 1812. Левая сторона улицы, отмеченная подъёмом (здесь находился крутой берег р. Неглинной), начинается двухэтажным особняком (д. 5), построенным в 1909 в стиле модерн коммерсантом и архитектором А.В. Правдиным. В 1875 архитектор Н.П. Ларионов построил на Садовой-Сухаревской улице один из первых многоэтажных домов Москвы (д. 17). В 1904 возведено здание для уездной земской управы (архитектор А.Д. Станчик). В 1914 открыт кинотеатр «Форум» (архитектор Ф.Н. Кольбе), построенный на средства московской мещанки М. Степановой. В 1925—30 на Садовой-Сухаревской улице действовал Сухаревский рынок. В 1936 началась реконструкция улицы. Построены многоэтажные дома, в частности д. 3 (1951, архитектор К.И. Джус-Даниленко), д. 19—23 (1954, архитектор И.А. Федосеев), в котором жил артист М.Н. Бернес, д. 13—15 (1958, архитекторы В.В. Карпов, А.А. Шайхет). В 1967 сооружена Самотёчная эстакада (от Лихова переулка в районе Садовой-Самотёчной улицы до кинотеатра «Форум»).

Садовая-Триумфальная улица

Садо́вая-Триумфа́льная у́лица между Триумфальной площадью, Долгоруковской улицей и Малой Дмитровкой, часть Садового кольца, на севере центра Москвы (вторая часть названия — по Триумфальной площади). Возникла в 1816—26. В XVII в. здесь находились поля ямщиков Тверской слободы, позднее появились дворы мастеров Оружейной палаты (отсюда название идущего параллельно переулка); вправо отходит Воротниковский переулок, заселявшийся в XV—XVI вв. стражниками городских ворот — воротниками (в д. 12 по этому переулку в мае 1836, во время своего последнего приезда в Москву, останавливался у П.В. Нащокина А.С. Пушкин; в 1847—58 в этом доме жил М.С. Щепкин, у которого бывали Н.В. Гоголь, Т.Н. Грановский, А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, И.С. Тургенев, Т.Г. Шевченко). С конца XVII — начала XVIII вв. в районе современной улицы строились дворы московской знати. В 1860—70-х гг. построен д. 13 — владение чаеторговцев Боткиных. В 1880 сооружён д. 1. В д. 10 (1897, архитектор Б.Н. Шнауберг) размещалась губернская земская управа; 2 ноября 1917 был подписан акт, зафиксировавший капитуляцию сил Комитета общественной безопасности и переход власти в городе к ВРК. В д. 3 в 1890 родился Б.Л. Пастернак. В 1934—36 построен д. 5 в стиле позднего конструктивизма (архитектор И.А. Голосов). В духе «официальной» архитектуры 40-х гг. сооружён д. 4—8 (1949, архитекторы З.М. Розенфельд, А.Д. Сурис). На правой стороне выделяется д. 12—14 — три 17-этажные башни, объединённые двухэтажными торговыми помещениями (1969 — 1972, архитектор А.Е. Аркин и др.). В 1980 были снесены дома между Садовой-Триумфальной улицей и Оружейным переулком, на месте которых разбит сквер.

Садовая-Черногрязская улица

Садо́вая-Черногря́зская у́лица между Лермонтовской площадью и площадью Красные ворота, с одной стороны, и площадью Цезаря Куникова и площадью Земляной вал — с другой, часть Садового кольца, на северо-востоке центра Москвы (вторая часть названия — по пересекавшей её р. Черногрязке; в XIX в. заключена в трубу). Возникла в 1820-х гг. В XVI—XVII вв. в районе современной улицы находились Огородная слобода и Басманная слобода. В 1750 был сооружён Запасный дворец для хранения запасов продовольствия и фуража для двора; нижние этажи дворца сохранены в д. 1, перестроенном в 1906 (архитекторы Н.В. Никитин и А.Ф. Мейснер) и 1930—34 (архитектор И.А. Фомин); в 1930-х гг. здесь разместился Наркомат путей сообщения. В стиле ампир в 1822 построен д. 22. На углу с Большим Харитоньевским переулком — дом, сооружённый в начале XIX в., первоначально принадлежавший обер-полицмейстеру Бегичеву. Квартал между Большим Харитоньевским и Фурманным переулками в XIX в. занимали пожарная часть — Фурманный двор и Яузская полицейская часть, при которой в начале XIX в. была организована больница. В левой части квартала в 1900 открыта глазная больница (с 1935 Институт глазных болезней имени Г. Гельмгольца). На месте современного д. 8 находилось владение Алексеевых (в 1863 — 1903 здесь жил К.С. Станиславский). Частью владения Алексеевых является двухэтажный флигель (1880, архитектор А.А. Никифоров), в котором в 1890-х гг. шли спектакли «Алексеевского кружка»; с 1982 здесь размещается ресторан «Дубровник». В 1886 по проекту Н.М. Вишневецкого построен Дом Дервиза (д. 6); на улицу выходят два флигеля (1911, архитектор Н.Н. Чернецов). Современный облик улицы в значительной степени определяет застройка 1930—50-х гг. В ней выделяется квартал, примыкающий к Старой Басманной улицей (д. 11—13, архитектор В.Д. Кокорин), застроенный в конце 1930-х гг.

Садовники

Садо́вники местность в Замоскворечье, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, к востоку от Балчуга. Название — от дворцовой Садовой слободы. На главной улице Садовников — Садовнической сохранились церковь Георгия в Ендове (1653, колокольня 1806; д. 6) и палаты XVII в. (там же, д. 55, во дворе). В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами купцов. В конце XVIII в. в Садовниках сооружено здание Кригскомиссариата. С начала XIX в. Садовники становятся промышленным районом. В конце XIX в. в Садовниках построена Центральная электрическая станция «Общества 1886 года» (ныне МОГЭС-1 имени П.Г. Смидовича). В 1926 на базе старых текстильных фабрик создан Краснохолмский камвольный комбинат. Название Садовники сохранилось в наименовании Садовнической набережной и Садовнического переулка. Садовниками называлась также местность в районе Коломенского, где в XVIII в. также существовала Садовая слобода (см. Садовые слободы).

Садовое кольцо

Улица Земляной вал в начале XX в.

Улица Земляной вал в начале XX в.

Москва.

Садо́вое кольцо́ кольцевая магистраль (кольцо «Б») в центре Москвы. Оформилось после пожара 1812 на месте срытого Земляного вала и засыпанного рва. Включает 17 улиц (Зубовский бульвар, Смоленский бульвар, Новинский бульвар, Садовая-Кудринская, Большая Садовая, Садовая-Триумфальная, Садовая-Каретная, Садовая-Самотёчная, Садовая-Сухаревская, Садовая-Спасская, Садовая-Черногрязская, Земляной вал, Зацепский вал, Валовая улица, Коровий брод, Житная улица, Крымский вал) и 15 площадей (Крымская, Смоленская-Сенная, Смоленская, Кудринская, Триумфальная, Самотёчная, Сухаревская, Лермонтовская, Красные ворота, Земляной вал, Цезаря Куникова, Таганская, Павелецкая, Серпуховская, Калужская). Мостовые и тротуары первоначально занимали по ширине не более 25 м, остальное пространство, образовавшееся на месте вала и рва, отводилось под сады, палисадники и бульвары (отсюда присутствие в названиях улиц и площадей слов «садовая», «вал», «бульвар»). До начала XX в. Садовое кольцо сохраняло, по выражению писателя П.Д. Боборыкина, «помещичье-обывательский характер». В 1870-х гг. по кольцу был проложен однорельсовый путь конно-железной дороги (конки), с 1908 конка заменялась трамваем (маршрут «Б», в просторечии — «букашка»). В конце XIX — начале XX вв. началась застройка Садового кольца многоэтажными доходными, торгово-административными и жилыми домами. В 1905 и 1917 многие улицы и площади Садового кольца стали местом ожесточённых боёв. В 1930-х гг. началась реконструкция кольца с целью его расширения за счёт сноса садов и палисадников. Развернулась массовая застройка улиц и площадей кольца. В 1936—37 с Садового кольца сняты трамвайные линии; заменены троллейбусом (маршрут «Б»; первоначально от Крымской площади до Курского вокзала, в 1939 продлён до Таганской площади, с 1963 — по всему кольцу). В 1941 на Садовом кольце во время Московской битвы возводились мощные оборонительные укрепления. В 1948—54 на Садовом кольце возведены три из семи высотных зданий. В начале 1950-х гг. вступила в строй Кольцевая линия метрополитена, значительная часть станций которой расположена на Садовом кольце. На всём протяжении кольца, в местах его пересечения с радиальными магистралями, в 1960—80-х гг. сооружены транспортные тоннели, надземные эстакады и подземные переходы.

Литература: Черепанов В.А., Садовое кольцо, М., 1963; Федосюк Ю.А., Москва в кольце Садовых, 2 изд., М., 1991.

Садовские

Садо́вские семья актёров. Пров Михайлович (настоящая фамилия Ермилов) (1818, Ливны — 1872, Москва), родоначальник семьи. Воспитывался братьями матери, актёрами провинциальной сцены Г.В. и Д.В. Садовскими (отсюда псевдоним). В 1839 дебютировал в Малом театре. В первых постановках пьес А.Н. Островского исполнил 29 ролей (Русаков в пьесе «Не в свои сани не садись» и др.; вершина его творчества — роль Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок»). Садовского связывали тесные дружеские отношения с Островским и А.А. Григорьевым. Похоронен на Пятницком кладбище. Его сын Михаил Провович (1847, Москва — 1910, там же). В 1867—69 играл в Артистическом кружке. В труппе Малого театра с 1870. Сыграл свыше 60 ролей в пьесах Островского, в том числе в первых постановках (Мелузов в пьесе «Таланты и поклонники» и др.). Знаток быта старой Москвы, автор очерков из жизни московских мещан и купцов; большой популярностью в Москве пользовались его басни и эпиграммы (часто под псевдонимом «Принц Тосканский»). Был дружен с В.О. Ключевским и И.Е. Забелиным. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и на Драматических курсах Московского театрального училища. Похоронен на Пятницком кладбище. Ольга Осиповна (урождённая Лазарева) (1849, Москва — 1919, там же), жена Михаила Прововича. Играла в Артистическом кружке (1867). В труппе Малого театра с 1881. Славилась исполнением ролей старух (купчих, мещанок, крестьянок) в пьесах Островского, в том числе в первых постановках (Домна Пантелевна в пьесе «Таланты и поклонники» и др.). Похоронена на Пятницком кладбище. Дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича — Елизавета Михайловна (1872, Москва — 1934, там же). Окончила Московское театральное училище. В труппе Малого театра с 1894. Играла в пьесах Островского и др. Похоронена на Пятницком кладбище. Сын Ольги Осиповны и Михаила Прововича — Пров Михайлович (1874, Москва — 1947, там же), народный артист СССР (1937). Окончил Московское театральное училище. С 1895 в Малом театре (в 1944—47 его художественный руководитель). Исполнял роли в классическом (Чацкий и Фамусов в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.) и современном (комиссар Кошкин — «Любовь Яровая» К.А. Тренёва) репертуаре. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где он жил (Спиридоньевский переулок, 8), — мемориальная доска.

На сцене Малого театра играл в 1911—18 брат Елизаветы Михайловны и Прова Михайловича — Михаил Михайлович (1878—1962), с 1937 — его сын Михаил Михайлович (1909—77), заслуженный артист РСФСР (1949). Похоронены на Пятницком кладбище.

Именем Садовских в 1939—93 назывался переулок (ныне Мамоновский), в котором с середины 1850-х гг. стоял дом семьи Садовских (сгорел в конце 1890-х гг., был восстановлен; не сохранился).

Садовые слободы

Возникли в XVI в., заселялись дворцовыми садовниками, которые обрабатывали царские сады. В XV в. большие «государевы сады» располагались в районе современного Старосадского переулка (отсюда название церкви Владимира в Старых Садех, XVI-XVII вв.; Старосадский переулок, 9). В XVI в. «старые сады» погибли во время пожара. Новый «государев сад» был разбит в Замоскворечье, между Москвой-рекой и её старицей (ныне Водоотводный канал). Вблизи сада возникли три Садовые слободы. Верхняя садовая слобода находилась к западу от современной улицы Серафимовича, в районе Берсеневской набережной. На её территории сохранились палаты Аверкия Кириллова, который ведал царскими садами, и церкви Николая Чудотворца в Берсеневе. Средняя садовая слобода находилась в районе Болота и Балчуга. Нижняя садовая слобода протягивалась от Балчуга до Земляного вала. От этой слободы происходит наименование местности Садовники. Небольшая садовая слобода располагалась в районе улицы Воронцово поле. Ныне название замоскворецких садовых слобод сохранилось в наименовании Садовнической набережной и Садовнического переулка. В XVIII в. существовала садовая слобода близ Коломенского, где были обширные сады, что отразилось в наименовании улиц Садовая слобода и Садовники.

Сады

Сады́ Первые сведения о московских садах относятся к XIV в., когда на южном склоне Боровицкого холма, у Москвы-реки, были разбиты монастырские сады, в том числе Святителев сад митрополита Алексия. Монастырские сады назывались «раями», отличались отборными плодовыми деревьями. Так называемые старые государевы сады XIV—XV вв., в том числе сады, разбитые Иваном III и Василием III в районе современного Старосадского переулка, носили исключительно утилитарный хозяйственный характер, в них преобладали плодово-ягодные деревья и кустарники (яблоня, слива, смородина, вишня и др.), были широко распространены огородные культуры. На правом берегу Москвы-реки был заложен Берсеневский сад, который славился крыжовником (его называли «берсень»; отсюда — Берсеневская набережная). В начале XVI в. особенно много новых «государевых садов» было в Замоскворечье, а также в Коломенском; возникли Садовые слободы (отсюда название современной улицы), где для посадок использовались рябина, липа и др. Согласно «Переписи дворцовых садов 1701 года» здесь выращивались яблоки, груши, вишня, малина, чёрная смородина, а также редкие растения — пихта, кедр, грецкий орех. Сады обслуживал большой штат садовников и крестьян из дворцовых сёл. В конце XVI в. появились Аптекарские огороды (или сады), где выращивались различные лекарственные травы (мята, цикорий, латук, мак, тмин, укроп и др.) и коренья. Известны Аптекарский сад Ивана IV Грозного, разбитый у стен Кремля, между Боровицкими и Троицкими воротами (позднее перенесён по указу Петра I на 1-ю Мещанскую улицу, ныне проспект Мира; в статье ботанические сады), а также Аптекарские огороды у Мясницких ворот и в Немецкой слободе. Снаружи сады были огорожены, отчего носили название «вертоград» (верт, вертище — сад, град — ограда).

В XVII в. существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (Сады Кремлёвского дворца). Наряду с ними были созданы декоративные сады, например, Измайловский сад с лабиринтом, зверинцем, деревянными павильонами и плодовыми садами (Виноградным и Аптекарским). В начале XVIII в., после сноса Земляного вала, большое распространение имели частновладельческие сады и палисадники, опоясавшие город кольцом (см. Садовое кольцо). Для улучшения условий городской среды в XVIII—XIX вв. открылись некоторые частные сады, ставшие излюбленным местом народных гуляний и праздников. Особенно славились Нескучный и Александровский сады.

Во второй половине XIX в. заслуженной популярностью пользовались первые «увеселительные» сады, предназначавшиеся для развлечений и отдыха средних слоёв населения. Наряду со зрелищами и всякого рода забавами посетители находили здесь иллюзию общения с живой природой. Широкую известность приобрели сады «Эрмитаж», «Аквариум»; электрифицированный сад Дипмана, где устраивались балы под духовой оркестр, был центром культурной жизни в Царицыне.

Ныне некоторые сады объявлены памятниками садово-паркового искусства и находятся под охраной государства. В 1995 в Москве насчитывалось 15 садов общей площадью 1487 га.

Саладин Алексей Тимофеевич

Сала́дин Алексей Тимофеевич (1876, Москва — 1918, г. Раменское Московской губернии), очеркист, художник, фотограф. Окончил Новиковско-Ямское начальное училище, работал в типографии, преподавал в сельской школе, служил на Московско-Казанской железной дороге, с 1909 — на станции Раменское. Возникшее ещё в юности увлечение краеведением привело Саладина к систематическому изучению истории Москвы и Подмосковья. Его краеведческие статьи и очерки публиковались в журнале «Юная Россия». Выпустил фотоальбомы «По пригородам Москвы» (1902), «По Москве» (1910), «Некрополи Москвы» (1915—18). В 1914 опубликовал «Путеводитель по пригородным и дачным местностям до станции Раменское Московско-Казанской железной дороги», в которую вошли выполненные им фотографии и очерки об Измайлове, Кускове, Кузьминках, Симоновом и Николо-Угрешском монастырях. Подготовил книгу «Прогулки по кладбищам Москвы» (опубликована в 1997).

Литература: Иванкив А., А.Т. Саладин и его рукописная книга «Прогулки по кладбищам Москвы», в сборнике: Краеведение Москвы, М., 1990; его же, «Свою любовь к Москве отдаю юному поколению», в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

Салтыков Иван Петрович

И. П. Салтыков.

И. П. Салтыков.

Салтыко́в Иван Петрович (1730 — 1805), генерал-фельдмаршал (1795). Сын московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала П.С. Салтыкова. Получил домашнее образование. В пятнадцатилетнем возрасте зачислен в гвардию, затем к Высочайшему двору. Участвовал в Семилетней войне 1756—63 и русско-турецкой войне 1768—74. В 1784—88 генерал-губернатор Владимирского и Костромского наместничеств. Во время русско-турецкой войны 1787—91 командовал дивизией, участвовал во взятии Хотина (1789). В 1790 назначен главнокомандующим финляндской армией, одержавшей ряд побед над шведскими войсками во время русско-шведской войны 1788—90. В 1796 киевский военный губернатор и инспектор кавалерии. С 1797 московский первый военный губернатор, президент Департамента Комиссии о снабжении столичного города Москвы припасами, начальствующий в Москве и Московской губернии по гражданской части. В конце 1797 в Москве начались работы по возобновлению Земляного вала вокруг Кремля и Китай-города, велось строительство «главной гошпитали» в Лефортове. В 1802 продолжилась прерванная в 1787 во время русско-турецкой войны прокладка Водоотводного канала, по предложению Салтыкова началось сооружение каменного моста через Яузу. В 1802—03 в Москве открыты Екатерининский институт благородных девиц, Вдовий дом.

Свою подмосковную усадьбу Марфино Салтыков превратил в парадную резиденцию, славившуюся театральными представлениями и праздниками. При Салтыкове в Марфине были возведены новые постройки, в том числе зимняя церковь (1777), конный двор, театр, каменный мост (1780-е гг.). В спектаклях марфинских театров участвовали не только крепостные актёры и любители, но и известные литераторы, в том числе И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин, Н.М. Карамзин. В 1804 Салтыков вышел в отставку по состоянию здоровья.

О.В. Кузовлева.

Салтыков Пётр Семёнович

Салтыко́в Пётр Семёнович (1697 - 1772, Марфино Московской губернии), граф (1733), генерал-адъютант (1762). Сын С.А. Салтыкова. В 1714 отправлен Петром I во Францию для обучения мореходству и пробыл там около 20 лет. В 1759, во время Семилетней войны 1756-63, назначен главнокомандующим русской армией; войска под командованием Салтыкова одержали победу под Пальцигом и Кунерсдорфом. В 1763 определён московским главнокомандующим и сенатором Московской сенатской конторы. При Салтыкове в Москве учреждены почтовые учреждения, осуществлён ремонт Головинского и Коломенского дворцов, Никольских, Воскресенских и Тверских ворот, а также пришедших в негодность мостов через Москву-реку, шла разборка стены Белого города, материал которой, по распоряжению императрицы Екатерины II, пошёл на строительство Воспитательного дома и «исправление» Арсенала. В апреле 1764 Салтыков сообщил в столицу об открытии в Москве Воспитательного дома. В целях обеспечения москвичей провизией Салтыков запретил вывозить из города привозной хлеб и принял меры по закупке хлеба у помещиков; при нём была обеспечена также регулярная поставка в Москву вина, потребность в котором, согласно ведомости, составляла 575 тыс. вёдер. Салтыков вёл борьбу с карточной игрой. По указу императрицы от 1765 участвовал в сожжении «вредных обществу книг». Во время вспышки чумы (1771), вызвавшей массовый отъезд из города помещиков, чиновников, богатых купцов, Салтыков обратился к Екатерине II с прошением о разрешении уехать из города и, не дожидаясь ответа, выехал в подмосковное имение Марфино. После начала в Москве «Чумного бунта» (16 сентября) вернулся в Москву. Несмотря на это, Екатерина рескриптом от 13 ноября 1771 отстранила Салтыкова от должности главнокомандующего.

С.Р. Долгова.

Салтыков Семён Андреевич

Салтыко́в Семён Андреевич (1672 — 1742, Москва), граф (1733), генерал-майор (1722). Сын стольника А.И. Салтыкова. В 1697 отправлен Петром I в Англию и Голландию для обучения морскому делу. Военную службу начал в Преображенском полку. В 1726 назначен присутствующим в Сенате. В 1727 Салтыков — в числе главных участников свержения А.Д. Меншикова. С 1732, после переезда царского двора в Петербург, оставлен главнокомандующим в Москве на полном «дворцовом содержании». Пользовался особым покровительством императрицы Анны Ивановны. В 1732 Салтыков в соответствии с указом императрицы была составлена ведомость суконных и шёлковых фабрик Москвы с указанием выпускаемой ими продукции. Особое внимание Салтыков уделял борьбе с пожарами (только с февраля по июнь 1732 их было не менее 5; наиболее сильные пожары отмечены 29 мая и 4 июня 1737). Под надзором Салтыкова в Петербург были переправлены многочисленные церковные реликвии и книги из московских дворцов и монастырей. Салтыков руководил подготовкой к коронации императрицы Елизаветы Петровны, лично осматривал пришедшие в ветхость здания и разрабатывал планы их «починки», доносил в Петербург о приведении в порядок городских дорог и возведении моста через Яузу. К приезду императрицы были построены Триумфальные ворота. Салтыков был похоронен на кладбище Никитского женского монастыря.

С.Р. Долгова.

Салтыковский лесопарк

Салтыко́вский лесопа́рк расположен в восточной части Лесопаркового защитного пояса. Общая площадь 1031 га, из них 24 га — в Москве, в Вешняках и Косине. Создан в 1976. Лесной фонд Салтыковского лесопарка, представленного пятью участками, непосредственно примыкающими к жилой застройке, отличается исключительной ценностью видов. Много старовозрастных (более 80 лет) деревьев (дуб, липа, клён, вяз); имеются смешанные массивы (с сосной, елью, берёзой). На полянах сохранилась лугово-разнотравно-злаковая растительность. Обнаружены редкие и исчезающие виды бабочек. На Салтыковском ручье, впадающем в р. Пехорку, сооружён ряд плотин, образующих живописные пруды, два из которых находятся в лесопарке; на берегах прудов — пляжи. Памятником природы объявлен участок Салтыковского лесопарка (площадь 22 га) в посёлке Салтыковка.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Салтыко́в-Щедри́н Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826, село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии — 1889, Петербург), писатель. Начиная с 1831 часто бывал в Москве с родителями, снимавшими квартиры в арбатских переулках и навещавшими деда Салтыкова-Щедрина по материнской линии купца М.И. Забелина (Большой Афанасьевский переулок, 30). В 1836 поступил в Московский дворянский институт (Тверская улица, 7), откуда в мае 1838 переведён в Царскосельский лицей. Салтыкову-Щедрину удавалось бывать в Москве даже во время вятской ссылки (1848—55). В Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке в июне 1856 писатель венчался с Е.А. Болтиной. В московском журнале «Русский вестник» под редакцией М.Н. Каткова опубликованы многие произведения Салтыкова-Щедрина; отдельными томами изданы его «Губернские очерки». Салтыков-Щедрин часто навещал А.Н. Островского (Большой Николоворобинский переулок, 3—9), С.Т. Аксакова (Тверской бульвар, 24). Близкая дружба связывала его с А.Н. Плещеевым, у которого он часто бывал (Трубниковский переулок, не сохранился; Нащокинский переулок, 10; Ружейный переулок, 3, и др.). В 1862 приобрёл подмосковное имение Витенёво; в Москве останавливался в гостиницах «Франция» (Петровка, 3), «Англия» (Глинищевский переулок, 6), «Россия» (Кузнецкий мост, 7), снимал квартиру на 3-й Мещанской улице, 51. На даче Плещеева в Покровском-Стрешневе Салтыков-Щедрин встречался с Л.Н. Толстым и Н.А. Некрасовым, вместе с которым нередко посещал Островского. Дружба связывала его с переводчиком У. Шекспира, театральным и журнальным деятелем С.А. Юрьевым (Мещанская улица, 2), черты которого отражены в Лузгине («Губернские очерки»), Семёне Семёновиче («Пёстрые письма»), Бурмакине («Пошехонская старина»). Закрытие в 1884 журнала «Отечественные записки» побудило Салтыкова-Щедрина к сотрудничеству с московской газетой «Русские ведомости», где напечатаны 15 его сказок и рассказы из цикла «Мелочи жизни».

Литература: Макашин С.А., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850 — 1860-х гг., М., 1972; его же, Салтыков-Щедрин. Середина жизни, 1860—1870-е гг., М., 1984.

Н.М. Молева.

Самарин Иван Васильевич

Сама́рин Иван Васильевич (1817, Петербург — 1885, Москва), актёр. Сын крепостного. Учился у М.С. Щепкина в Московском театральном училище. После окончания училища (1837) занял в Малом театре амплуа первого драматического любовника, хотя в ряде ранних ролей (Молчалин в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1837; Хлестаков в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, 1838) сказывалась склонность Самарина к комической характерности. Большим успехом Самарина была роль Чацкого («Горе от ума», 1839). Принципиальное значение для Малого театра 1860-х гг. имела работа Самарина над комедиями У. Шекспира; в ролях Петруччо и Бенедикта («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», обе — 1865) Самарин соединял лирику с комедийной характерностью и смелой разработкой психологического рисунка. Переход Самарина на амплуа благородных отцов начался с Фамусова (1864), которого Самарин играл барином-сибаритом, иронизирующим над вскормившей его Москвой. Самарин не сразу принял творчество А.Н. Островского, но в его поздних пьесах актёр с лёгкостью рисовал комедийные типы пореформенной России: Городулин («На всякого мудреца довольно простоты», 1867), Телятев («Бешеные деньги», 1870), Кнуров («Бесприданница», 1878). Среди поздних ролей Самарина выделялся Посадник в одноименной пьесе А.К. Толстого (1877), сыгранный с неожиданной для Самарина величавой суровостью. В 1882 в приподнятом трагикомическом тоне Самарин сыграл наивного и искреннего Муромского в «Отжитом времени» («Деле») А.В. Сухово-Кобылина, раскрыв с непредвиденной остротой социальный смысл пьесы. С 1862 Самарин преподавал в Московском театральном училище, с 1874 руководил драматическим отделением при Московской консерватории. Автор пьес «Утро вечера мудренее» (1864), «Перемелется — мука будет» (1865), «Самозванец Луба» (1868). Среди московских адресов — Козицкий переулок, 5 (1872—73), Тверская улица, 28 (с 1872). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

И.В. Родионова.

Самойлов Давид Самуилович (Самойлович)

Само́йлов Давид Самуилович (Самойлович) (настоящая фамилия Кауфман) (1920, Москва — 1990, Таллин), поэт. Родился в семье врача. В 1938—41 учился в ИФЛИ. В 1941 добровольцем ушёл на фронт, был рядовым бойцом, разведчиком, получил тяжёлое ранение. Печататься начал с 1941; вернувшись с фронта, много переводил (с польского, чешского, венгерского и других языков). В 60-х гг. поселился в писательском кооперативном доме (Красноармейская улица, 21), затем жил на Пролетарском проспекте, 77, в Астраханском переулке, 5. Среди московских друзей и знакомых Самойлова были Б.А. Слуцкий, Л.З. Копелев, К.И. Чуковский, многие другие литераторы военного поколения. Самойлов — автор многочисл. сборников стихов («Ближние страны», «Второй перевал», «Дни», «Равноденствие», «Волна и камень», «Весть» и др.). Многие его стихи посвящены сверстникам-поэтам, погибшим на фронте («Сороковые, роковые...» и др.). Самойлов проявил себя поэтом классически ясного стиля, проникновенным лириком и философом (которому при этом никогда не изменяло тончайшее чувство юмора — поэмы «Струфиан», «Канделябры» и др.). Часто обращался к историческим сюжетам (драматические сцены «Сухое пламя» — о суде над А.Д. Меншиковым, «Стихи о царе Иване»), к теме столицы (стихи о детстве, поэма «Снегопад», воспоминания). Последние годы жизни Самойлова прошли в основном в г. Пярну (Эстония).

Л.Б. Либединская.

Самоквасов Дмитрий Яковлевич

Самоква́сов Дмитрий Яковлевич (1843, село Стаховщина Черниговской губернии — 1911, Москва), историк права, археолог, архивист; тайный советник. Из дворян. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1868), оставлен стипендиатом при университете. В 1873 защитил магистерскую диссертацию «Древние города России», в 1878 — в Варшавском университете докторскую диссертацию «История русского права». В 1873—92 приват-доцент, экстраординарный, затем ординарный профессор, декан юридического факультета, исполняющий обязанности ректора (1891) Варшавского университета. С 1894 профессор Московского университета. Участвовал в создании Московского археологического института (1907). С 1892 управляющий Московским архивом Министерства юстиции (МАМЮ). Возглавил работу по описанию материалов архива («Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции»). В 1898 по поручению Московского археологического общества проводил анкетирование центральных и местных архивов, в 1899 изучал опыт европейских архивов. Проекты архивной реформы Самоквасова рассматривались на 11-м (1899) и 12-м (1902) археологических съездах и нашли отражение в работе «Архивное дело в России» (т. 1—2, М., 1902). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Щавелев С.П., Д.Я. Самоквасов — историк, археолог, архивист, «Вопросы истории», 1993, № 3.

Л.И. Демина.

Самородинка

Саморо́динка река на юго-западе Москвы, крупный правый приток р. Очаковки. Длина 7 км (в том числе 3,3 км в открытом русле). Площадь бассейна 11 км2. Брала начало вблизи станции метро «Беляево», пересекала современные улицу Волгина и Ленинский проспект возле улицы Обручева. Протекает на поверхности почти параллельно улице Лобачевского. В низовьях — каскад из пяти декоративных прудов (общая площадь 6,1 га). Вода сильно загрязнена. Долина Самородинки объявлена в 1991 памятником природы. На берегах Самородинки находились деревни Беляево и Никольское.

Предыдущая страница Следующая страница