Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 5, "СКР"-"СОБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СКР"-"СОБ")

Скрябин Константин Иванович

Скря́бин Константин Иванович (1878, Петербург — 1972, Москва), биолог, основатель отечественной гельминтологической науки, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), Академии медицинских наук СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Окончил Юрьевский (Тартуский) ветеринарный институт (1905). Работал ветеринарным врачом в Средней Азии (до 1911), затем в Петербурге (до 1917). В 1917—20 профессор Донского ветеринарного института (в Новочеркасске). С 1920 в Москве. В 1920—31 работал в Государственном институте экспериментальной ветеринарии (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии РАСХН), где руководил созданным им гельминтологическим отделом. В 1931 отдел был преобразован во Всесоюзный институт гельминтологии (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии, с 1972 имени Скрябина), до 1957 Скрябин был его директором. Одновременно (с 1920) заведовал кафедрой паразитологии в Московском ветеринарном институте (ныне Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии, с 1973 — имени Скрябина), в 1921—49 — гельминтологическим отделом Тропического института (ныне Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского). В 1940 Скрябин возглавил организованное по его инициативе Всесоюзное (ныне Всероссийское) общество гельминтологов, с 1942 стал директором Лаборатории гельминтологии АН СССР (ныне Институт паразитологии РАН). В 1956—61 вице-президент ВАСХНИЛ. Основные исследования Скрябина и его школы посвящены общей и частной гельминтологии. Под руководством Скрябина разработаны комплексы мероприятий по борьбе с гельминтозами человека и хозяйственно полезных животных. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1941, 1950). На доме, где Скрябин жил (Тверская улица, 9), и на зданиях, где он работал (Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии в Старых Кузьминках и Институт паразитологии на Ленинском проспекте, 33), — мемориальные доски. Его именем названа улица (улица Академика Скрябина) в Кузьминках.

Литература: К.И. Скрябин. Жизнь и деятельность. Сборник, М., 1976.

Славяно-греко-латинская академия

Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия первое высшее учебное заведение в Москве. Устав («привилей»), подготовленный Сильвестром Медведевым, подписан царём Фёдором Алексеевичем в 1682; учебное заведение организовано в 1687 под руководством учёных греков Иоаникия и Софрония Лихудов в Заиконоспасском монастыре (свыше 70 учащихся). Оно находилось в ведении Патриаршего приказа. Обучение делилось на ступени («школы»): словенского и греческого письма; семи свободных искусств; богословия. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами». После отстранения братьев Лихудов от школьных дел (1694) преподавателями стали их ученики Ф. Поликарпов-Орлов и Н. Семёнов (Головин). Число учащихся достигало 200 и более. Пётр I придал школе статус государственной академии (1701). Её ректор иеромонах Палладий (Роговский) пригласил преподавателями выпускников Львовской и Киевской братских школ, знакомых с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. Курс делился на два крупных этапа: начальный (классы: фара, инфима, грамматика, синтаксима; кроме языков и предметов христианской догматики изучались арифметика, география, история) и высший (классы: пиитика, риторика, философия, богословие). Обучение продолжалось до 12—15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам. Она выпускала не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков. С созданием при Петре I светских профессиональных учебных заведений академия стала приобретать характер высшего богословского учебного заведения, а с утверждением духовного регламента (1721) перешла в ведение Святейшего Синода. В течение первой половины XVIII в. оставалась центром русской культуры и просвещения. Её студенты оказались наиболее подготовленными для продолжения образования в Академическом университете при Петербургской Академии наук (основан в 1725) и в университетах зарубежных стран, а также для педагогической деятельности. Среди них были первые русские академики М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский, поэт А.Д. Кантемир, архитектор В.И. Баженов, географ С.П. Крашенинников, историк Н.Н. Бантыш-Каменский. При митрополите Московском (с 1775) Платоне (Левшине) в учебные планы академии введены церковная история и право, медицина, расширено изучение древних и новых европейских языков; оживилась издательская деятельность — появились популярные православные издания, в том числе для детей. С 1775 академия именовалась Славяно-греко-латинской; в комплексе с ней работала Троицкая духовная семинария в Троице-Сергиевой лавре. В 1814 преобразована в Духовную академию, которая переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Здания академии в Москве сохранились частично в глубине застройки левой стороны Никольской улицы (мемориальная доска на д. 9): Спасский собор (перестроен во второй половине XVIII в.) и фрагменты братского и других домов (перестроены в XVIII—XIX вв.).

Славянофилы

Славянофи́лы представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Идеализировали Древнюю Русь, противопоставляли «московский период» русской истории «петербургскому», начавшемуся с реформ Петра I. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали Славянские комитеты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русской культуры и языка. К славянофилам принадлежали И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский; к ним были близки В.И. Даль, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, О.М. Бодянский, Ф.И. Буслаев и др. К славянофилам примыкал также кружок молодых писателей начала 1850-х гг. (А.Н. Островский, А.А. Григорьев и др.), группировавшийся вокруг журнала «Москвитянин». Средоточием славянофилов была Москва, литературные салоны С.Т. Аксакова, А.П. Елагиной, К.К. Павловой, Д.Н. Свербеева и др., где велись их идейно-теоретические споры с западниками. Славянофилы издавали журналы «Русская беседа» (1856—60), «Сельское благоустройство» (1858—59), газеты «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—65), «Москва» (1867—68) и «Русь» (1880—86). Выпустили три «Московских литературных и учёных сборника».

Славянская площадь

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Москва.

Славя́нская пло́щадь, площадь в центре Москвы, между площадью Варварские ворота, Китайгородским и Лубянским проездами. До 1924 часть Варварской площади (по Варварским воротам Китай-города, сооружённым в 1630-х гг. и снесённым в 1934). В конце XIV в. в районе современной площади была построена деревянная церковь Всех Святых на Кулишках (в память воинов, погибших в Куликовской битве 1380); каменная церковь сооружена в XVI-XVII вв. Площадь оформилась в 1820-х гг. В XIX в. на ней действовал водоразборный фонтан. В 1913 построен «Деловой двор» (д. 2/5; архитектор И.С. Кузнецов), в котором после 1917 размещались ВСНХ и другие административно-хозяйственные учреждения. В 1924 Варварская площадь была переименована в площадь Ногина. В 1971 на площади открыта станция метро «Площадь Ногина» (с 1993 «Китай-город»). В 1992 в северной части площади, в начале Ильинского сквера, открыт памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию (скульптор В.В. Клыков); площадь Ногина была разделена на две площади - восточная часть получила наименование Славянская площадь, западная часть - площадь Варварские ворота.

«Славянский базар»

«Славя́нский база́р» гостиница, открытая в 1872 А.А. Пороховщиковым на Никольской улице, 17. В 1873 во дворе построено здание ресторана с тем же названием (архитектор А.Е. Вебер). В «Славянском базаре» останавливались В.В. Стасов, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Г.И. Успенский, Ф. Нансен и др. В ресторане «Славянский базар» 21 июня 1898 произошла встреча К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, положившая начало МХТ. После 1917 гостиница закрыта.

Слепнёв Маврикий Трофимович

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896, деревня Ямсковичи Олонецкой губернии - 1965, Москва), лётчик, один из первых семи Героев Советского Союза (1934), полковник. В 1920-х гг. инструктор Московской лётной школы. С 1925 в ГВФ, полярный лётчик. В 1934 участвовал в спасении челюскинцев. С 1939 начальник Академии ГВФ. В Великую Отечественную войну командовал авиационной бригадой, затем работал в Главном штабе ВМФ. С 1946 в отставке. Именем Слепнёва в 1936 названа улица в Лианозове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

слобода Кукуй

Слобода́ Куку́й см. Немецкая слобода

Слободской дворец

Слободской дворец (2-я Бауманская улица, 5). В своей основе здание восходит к усадебному дому канцлера А.П. Бестужева-Рюмина (1749- 1750-е гг.). В 1790-94 по поручению канцлера императрицы Екатерины II А.А. Безбородко оно было полностью перестроено по проекту Дж. Кваренги в формах зрелого классицизма и отделано с исключительной роскошью. В 1796-97 Павлом I М.Ф. Казакову была поручена его переделка; в комплекс также входила деревянная церковь, выполненная Е.С. Назаровым по проекту В.И. Баженова. Нынешний ампирный облик крупного трехэтажного сооружения определили его перестройка и повторная отделка, проведённая в 1827-32 архитектором Воспитательного дома Д.И. Жилярди при участии А.Г. Григорьева и А.О. Жилярди (скульптуры аттика выполнены И.П. Витали). Здание отличают гармоничные пропорции, лаконичный декор с сочетанием дорического ордера на уличном фасаде и ионического в колоннаде полуротонды, которая отмечает центр садового фасада и служит осью для нисходящих величественных лестниц. К первой трети XIX в. относится окружающая дворец кованая ограда с воротами. С конца 1820-х гг. в Слободском дворце располагалось Ремесленное заведение Воспитательного дома, позже преобразованное в Высшее техническое училище (с 1868; ныне Российский технический университет).

Слободы

Сло́боды в XIV — начале XVIII вв. территориально обособленные поселения свободных людей, близких друг другу по роду занятий (иногда по происхождению). Пользовались определенными льготами, получаемыми от князя (царя). В XVII в. в Москве было около 150 слобод, расположенных в различных районах города, кроме Кремля, в том числе: в Китай-городе — Патриаршая певчая слобода, в Белом городе — 21 слобода, остальные — в Земляном городе и за его пределами. Слободы занимали всю территорию Замоскворечья (в пределах Земляного вала). Существовали слободы служилых людей (стрелецкие и др.), дворцовые и казённые (Кадашевская, Конюшенная, Хамовная и др.), монастырские, патриаршие, митрополичьи, слободы иностранцев (Немецкая, Панская и др.). Жители этих слобод освобождались («обелялись» — отсюда название «белые» слободы) от городских и государственных повинностей. В отличие от них, жители «чёрных» слобод несли многочисленные повинности в пользу города и государства. «Чёрные» слободы были подчинены Земскому приказу. Слобожане должны были содержать в порядке бревенчатые мостовые, выполнять пожарную повинность (устройство и содержание в каждой слободе пожарного обоза и городской пожарной команды). На средства слобожан при Земском приказе несли службу 75 «ярыжных» (полицейских), на приказном дворе дежурили 6 извозчиков, в различных приказах несли службу целовальники, исполнявшие различные финансовые и судебные обязанности (всего слобожане содержали на разных службах 260 человек, платя им «подможные деньги»). Слободы представляли собой самоуправляющиеся поселения, жители которых выбирали старост, «окладчиков» (ведали «раскладкой» повинностей), десятников и других должностных лиц. Центр слободы — съезжая изба, в которой располагались канцелярия и тюрьма. Слободская администрация находилась под надзором «объезжего головы» — дворянина, назначавшегося Разрядным приказом. Слободские дела решались общим сходом на братском дворе. Все слободы города объединяло общее собрание старост. В 1649 было установлено, что «впредь опричь государевых слобод ничьим слободам на Москве не быть». С переводом в начале XVIII в. столицы из Москвы в Петербург дворцовые слободы запустели. В 20-х гг. XVIII в. в московских слободах насчитывалось свыше 13600 душ мужского пола. С введением для ремесленников цехового устройства (1722) и всеобщего подушного обложения горожан (1724) жители слобод слились с городским купечеством и мещанством; слободское самоуправление исчезло. Названия многих слобод сохранились в наименованиях московских местностей, улиц, переулков.

Литература: Снегирев В.Л., Московские слободы, М., 1956; Тихомиров М.Н., Древняя Москва, XII—XV вв., М., 1992.

М.С.

Слуцкий Борис Абрамович

Слу́цкий Борис Абрамович (1919, Славянск, Донбасс — 1986, Тула), поэт. Из семьи служащих. В 1937—41 учился в Московском юридическом институте (в общежитии которого в Козицком переулке, 5, жил до ухода на фронт) и одновременно в Литературном институте. После тяжёлого ранения перевёлся в органы военной прокуратуры. Начала публиковаться в 1941. Главные темы лирики Слуцкого (сборники «Память», «Время», «Сегодня и вчера», «Работа», «Годовая стрелка», «Продлённый полдень» и др.) — война и размышления о судьбах своего поколения, позднее дополненные критикой различных аспектов советской системы. Регулярно выступал в московской периодике с публицистическими и литературными критическими статьями. Живя после войны в Москве, снимал комнаты в разных районах города (по его собственному утверждению, сменил 22 адреса), лишь в начале 1960-х гг. получил комнату в коммунальной квартире (Ломоносовский проспект, д. 15), затем жил в д. 6 кор. 1 на 3-м Балтийском переулке. Человек замкнутый, малообщительный, Слуцкий поддерживал дружеские отношения с Е.А. Евтушенко (жил у него на даче в Переделкине) и — некоторое время — с Д.С. Самойловым.

Л.Б. Либединская.

Смидович Пётр Гермогенович

Смидо́вич Пётр Гермогенович (1874, Рогачёв Могилёвской губернии — 1935, Москва), политический деятель. Из дворянской семьи. Учился в Московском университете, из которого за участие в революционном движении был исключён и отправлен под надзор полиции в Тулу. В 1895 уехал за границу. В 1898 возвратился в Россию, работал на заводах Брянска, Екатеринослава, Петербурга. С этого же времени член РСДРП, входил в состав Петербургского комитета РСДРП. С 1903 большевик. Участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905 в Москве. В 1906—08 член Московского окружного и Московского комитетов РСДРП. В 1908—10 отбывал ссылку в Вологде. Позднее работал на электростанциях в Калуге и Москве. После Февральской революции член МК РСДРП и Президиума Моссовета. Участвовал в установлении советской власти в Москве. В марте—октябре 1918 председатель Моссовета; организовывал продотряды, «лесные дружины» по заготовке топлива для столицы. Было введено принудительное всеобщее военное обучение, формировались и отправлялись на фронт воинские части. В 1918—19 начальник снабжения 5-й армии, председатель Ревтрибунала Южного фронта; председатель Московского губернского совнархоза. С 1920 работал в Президиуме ВЦИК. В 1921—22 член ЦКК РКП(б). Урна с прахом в Кремлёвской стене. На доме, где в 1928—35 жил Смидович (Романов переулок, 3), — мемориальная доска. Имя Смидовича было присвоено МОГЭС-1.

Н.В. Тепцов.

Смирдин Александр Филиппович

Смирди́н Александр Филиппович (1795, Москва - 1857, Петербург), издатель и книгопродавец. В 13 лет поступил мальчиком в книжную торговлю комиссионера Московского университета А.С. Ширяева. В 1817 по его ходатайству перевёлся к книготорговцу В.А. Плавильщикову в Петербург, где сосредоточил свою основную издательскую и книготорговую деятельность. Оказал значительное влияние на культурную жизнь Москвы, сохранив связи с московскими книжниками. В 1824-29 комиссионер Московского университета. Имел в Москве книжную лавку (в 1859 её приобрела фирма «Черенин и Ко»). Во время регулярных визитов в Москву устраивал своеобразные книжные ярмарки для московской общественности, консультировал литераторов и книгопродавцев, помогал им в сложных ситуациях (например, пригласил к себе на работу Н.А. Полевого после закрытия в 1834 журнала «Московский телеграф», а также Ф.В. Базунова, сына издателя и книгопродавца В.И. Базунова, в связи с банкротством их фирмы) и др.

Литература: Муратов М.В., Книжное дело в России в XIX и XX вв., М.-Л., 1931; Клейменова Р.Н., Книжная Москва первой половины XIX в., М., 1991.

Р.Н. Клейменова.

Смирнов Владимир Иванович

Смирно́в Владимир Иванович (1910, Москва — 1988, там же), геолог, академик АН СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1980). Родился в семье рабочего. Окончил Московский геолого-разведочный институт (1934), затем работал в нём; с 1946 профессор этого института. В 1946—49 председатель Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых и одновременно заместитель министра геологии СССР (до 1951). С 1951 в МГУ (с 1952 заведующий кафедрой полезных ископаемых). В 1969—75 академик-секретарь Отделения геологии, геофизики и геохимии, член Президиума АН СССР. Большая часть научных работ посвящена геологии и генезису эндогенных рудных месторождений, геологическим основам и методам поисков и оценки месторождений, проблемам металлогении. Автор работ по истории науки. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1986). Похоронен на Кунцевском кладбище.

Смирнов-Сокольский Николай Павлович

Смирнов-Сокольский Николай Павлович (настоящая фамилия Смирнов) (1898, Москва - 1962, там же), артист эстрады, фельетонист, библиофил, народный артист РСФСР (1957). Из семьи типографского наборщика. Учился в Александровском коммерческом училище (1910-14). С 1914 как репортёр сотрудничал в вечерних московских газетах, с 1915 в качестве «комика-куплетиста» выступал в театре «Одеон» на Сретенке, в Учительском доме на улице Большая Ордынка, в кинотеатрах. На центральных эстрадных площадках Москвы появился в 1920 (сад «Аквариум»), с 1921 постоянно выступал в саду «Эрмитаж» с острозлободневными монологами и куплетами собственного сочинения (в том числе «Ночная Москва», «Тверской бульвар» и др.); большой популярностью у москвичей пользовался созданный им образ-маска «братишки» Бывалого. С 30-х гг. выступления Смирнова-Сокольского носили форму прямого диалога со зрителем. Один из основателей и художественный руководитель (с 1954) Московского театра эстрады. Смирнов-Сокольский собрал уникальную коллекцию первых и прижизненных изданий классиков русской литературы XVIII-XX вв., литературных альманахов и сборников, книг, запрещённых цензурой (свыше 10 тыс. изданий; с 1957 в Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, ныне РГБ). Автор трудов, посвященных А.Н. Радищеву, А.С. Пушкину, А.Ф. Смирдину и др., библиографического описания русских альманахов и литературных сборников XVIII-XIX вв. (изданы в 1965), ряда статей для Краткой литературной энциклопедии. Член Учёного совета ГБЛ (с 1960).

Сочинения: Моя библиотека, т. 1-2, М., 1969; Сорок пять лет на эстраде, М., 1976.

Смирновы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Смоктуно́вский Иннокентий Михайлович (1925, деревня Татьяновка Томской области — 1994, Москва), актёр, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1990). В 1945—46 учился в студии Красноярского театра. Работал в театрах Норильска, Махачкалы, Волгограда, в Центральной студии киноактёра при «Мосфильме». В 1957—60 в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького; исполнил роль князя Мышкина («Идиот» по Ф.М. Достоевскому, 1957), ставшую театральной легендой. С 1971 в Москве, в Малом театре, с 1976 во МХАТе. Среди его крупнейших театральных работ: Царь Фёдор Иоаннович (одноименная пьеса А.К. Толстого, в Малом театре, 1971); Иванов (одноименная пьеса А.П. Чехова, 1976), Дорн («Чайка» Чехова, 1980), Иудушка Головлёв («Господа Головлёвы» по М.Е. Салтыкову-Щедрину, 1984), И.С. Бах («Возможная встреча» П. Барца, 1992) — все во МХАТе. В кино начал сниматься в 1956; уже в 1957 роль Фарбера в фильме «Солдаты» привлекла к нему всеобщее внимание. Почти каждая его работа становилась событием: Пал Палыч («Ночной гость», 1959), Куликов («Девять дней одного года», 1962), Гамлет («Гамлет», 1964; Ленинская премия, 1965), Деточкин («Берегись автомобиля», 1966), Войницкий («Дядя Ваня», 1971), Моисей Моисеевич («Степь», 1977), Сальери и Барон («Маленькие трагедии», 1980), Плюшкин (телефильм «Мёртвые души», 1983), портной Исаак («Дамский портной», 1989) и др. В творчестве Смоктуновского доминировала тема ранимого, внутренне не защищённого героя, способного тем не менее на непроизвольное, инстинктивное сопротивление жестокости и насилию. Актёрская манера Смоктуновского сочетала утончённый интеллектуализм с психологической сложностью и повышенной нервной возбудимостью.

В 1993 Смоктуновский стал президентом Московского благотворительного актёрского фонда, которому в 1995 было присвоено его имя. В марте 1995 состоялся организованный фондом Московский театральный фестиваль имени Смоктуновского. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Горфункель Е.И., Смоктуновский, М., 1990.

Смоленская улица

Смоле́нская у́лица между Смоленской площадью и Бородинским мостом, на западе центра Москвы. Возникла в XVI в. как часть дороги на Смоленск (отсюда название). Современная застройка 1950—70-х гг. (архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, Л.В. Варзар и др.). В 1961 построен д. 3, в 1960 — д. 4; в середине 1970-х гг. — гостиница «Белград» (корпуса I и II, д. 5 и 8, ныне один из корпусов — гостиница Swiss Diamond).

«Смоленская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Смоле́нская» 1) станция метро Филёвской линии. Открыта 15 мая 1935. Архитекторы С.Г. Андриевский, Т.Н. Макарычев. Вестибюль (архитекторы В.Г. Поликарпова, А.А. Марова) встроен в многоэтажный жилой дом (д. 13) на Смоленской площади (1935-51, архитектор И.В. Жолтовский). В отделке колонн станционного зала использован серый мрамор, стены выложены метлахской плиткой. Колонны и стены лестниц облицованы красным мрамором. Пол выложен розовыми гранитными плитами.

2) Станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1953. Архитекторы И.Е. Рожин, Г.П. Яковлев. Вестибюль (архитекторы О.А. Великорецкий, А.Ф. Стрелков) расположен у Смоленской площади, вблизи улицы Арбат. Стены вестибюля украшены медальонами на военно-исторические темы (скульпторы О.А. Иконников, Ю.Г. Ушаков), эскалаторный зал - фризом с орденом «Победы» (художник П.Д. Корин). В станционном зале два ряда пилонов облицованы белым мрамором, украшены колоннами с резными карнизами. На торцевой стене выполнен барельеф на сюжет, посвящённый защитникам Родины (скульптор Г.И. Мотовилов). Путевые стены облицованы белой глазурованной плиткой, цоколь - чёрным мрамором. Пол выложен чёрным гранитом. Станции не связаны переходным тоннелем.

Смоленская-Сенная площадь

Смоленская-Сенная площадь в 1920-х гг.

Смоленская-Сенная площадь в 1920-х гг.

Москва.

Смоле́нская-Сенна́я пло́щадь часть Садового кольца, между Смоленским бульваром и Смоленской площадью, на западе центра Москвы. Возникла в 20-х гг. XIX в. в районе бывших Смоленских ворот Земляного вала. В XVII—XIX вв. здесь был сенной рынок (отсюда название), в XIX в. площадь была частично занята Смоленским рынком. В 1948—53 построено высотное здание МИД, которое стало композиционным центром Смоленской-Сенной площади (архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, инженер Г.М. Лимановский), в 1950-х гг. — д. 23/25 (архитекторы В.А. Сергеев, С.Д. Юон). В 1960-х гг. под частью Смоленской-Сенной площади сооружён пешеходный тоннель.

Смоленский бульвар

Смоле́нский бульва́р часть Садового кольца, между Зубовской и Смоленской-Сенной площадями, на западе центра Москвы. Назван по дороге на Смоленск, проходившей в этом районе. В XVII в. здесь находилась Ружейная, или Станочная, слобода. В XVIII в. территория заселялась дворянской знатью. Смоленский бульвар возник в 1820-х гг., после сноса Земляного вала. В конце XVIII в. построена городская усадьба Несвицкой (д. 30), в которой с 1864 размещался Рукавишниковский приют для малолетних. В первой половине XIX в. построен д. 19, в 1869—76 — д. 26/9 (особняк К.С. Поповой; архитектор А.И. Резанов; с конца XIX в. принадлежал М.К. Морозовой). В д. 21 в 1880-х гг. жил художник В.М. Васнецов. В 1938—40 построены дома 3—5 (архитекторы В.Г. Альтшулер, Н.П. Барсуков), в 1940 — дома 14—22 (архитектор В.Д. Кокорин). В д. 15 в 1923—41 жил генерал-лейтенант Д.М. Карбышев (мемориальная доска).

Смоленский рынок

Смоле́нский ры́нок занимал часть Садового кольца (Смоленская площадь — Проточный переулок). Известен с XVII в. Во второй половине XVIII в. окружающая его территория застроена каменными домами с лавками (главным образом мясными и рыбными), трактирами и кабаками. В 1820-х гг. на образовавшейся Смоленской площади возник толкучий рынок (в том числе с книжными развалами). В середине 1920-х гг. Смоленский рынок ликвидирован, его территория реконструирована.

Смоленский Степан Васильевич

Смоле́нский Степан Васильевич (1848, Казань — 1909, Васильсурск), исследователь древнерусской музыки, палеограф, педагог, регент. Из семьи государственного служащего. В 1872 окончил юридический и историко-филологический факультеты Казанского университета. Преподавал в казанской Учительской русско-инородческой семинарии, составлял переложения церковно-певческого обихода для богослужения на национальных языках. С 1889 профессор Московской консерватории (кафедра церковной музыки) и директор Синодального училища церковного пения, где в течение 12 лет проводил коренную реформу самого училища и Синодального хора, создавал ценную научно-музыкальную библиотеку русских певческих рукописей. Смоленский — автор духовных композиций (Панихида для мужского хора, Стихиры Пасхи и др.), идеолог «нового направления» в духовной музыке; Смоленскому посвящено Всенощное бдение С.В. Рахманинова. С 1901 в Петербурге. Смоленский оставил воспоминания и многотомные дневники (не опубликованы). Кабинету древнерусского музыкального искусства Московской консерватории в 1995 присвоено имя Смоленского.

Литература: Финдейзен Н., С.В. Смоленский. Биографический очерк, в сборнике: Музыкальная старина, в. 5, СПб., 1911; Указатель литературно-музыкальных трудов С.В. Смоленского, там же.

М.П. Рахманова.

Смута

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смутное время

Статья большая, находится на отдельной странице.

Снегирёв Владимир Фёдорович

В. Ф. Снегирёв.

В. Ф. Снегирёв.

Снегирёв Владимир Фёдорович (1847, Москва — 1916, там же), врач, один из основоположников гинекологии в России. После окончания медицинского факультета Московского университета (1870) работал в Яузской больнице (см. Двадцать третья городская больница) и в родовспомогательном заведении при Воспитательном доме. С 1875 в Московском университете. В 1886 по его инициативе было открыто гинекологическое отделение в Басманной больнице. В 1889 основал гинекологическую клинику Московского университета, которой руководил до 1900. Организатор (1896) и директор Гинекологического института усовершенствования врачей при Московском университете, где работал до конца жизни. Основные труды по оперативной гинекологии (предложил ряд хирургических операций, носящих его имя). Автор классического труда «Маточные кровотечения» (1884). Описал один из вероятных признаков беременности (носит его имя). Один из организаторов (1887) и председатель Московского акушерско-гинекологического общества. Похоронен на территории Данилова монастыря. В 1947 имя Снегирёва присвоено акушерско-гинекологической клинике 1-го Московского медицинского института, у здания которой установлен памятник Снегирёву (скульпторы С.Т. Конёнков и А.Д. Казачок). На доме, где жил Снегирёв (Плющиха, 62), — мемориальная доска.

Литература: Сердюков М.Г., В.Ф. Снегирёв, М., 1950.

Е.И. Данилишина.

Памятник В. Ф. Снегирёву.

Памятник В. Ф. Снегирёву.

Москва.

Снегирёв Иван Михайлович

Снегирёв Иван Михайлович (1793, Москва — 1868, Петербург), историк, этнограф, археолог, искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854). Из семьи профессора Московского университета. В 1814 окончил словесное отделение университета. Преподаватель (с 1818) и профессор латинского языка и римских древностей Московского университета (1826—36). В 1828 — 1855 служил одновременно цензором. Участник кружка Н.П. Румянцева, член Общества любителей российской словесности (1820), Общества истории и древностей российских (1828). Жил на Троицкой улице. В своих трудах исследовал зодчество Москвы и Подмосковья. Работа Снегирёва «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» (т. 1—2, 1865—73) была высоко оценена современниками. Ф.И. Буслаев писал о нём: «Это был самый опытный, самый бывалый путеводитель по Москве». Основные труды Снегирёва о Москве посвящены описаниям церквей и монастырей, гражданских зданий, истории быта. В 1846—53 участвовал в подготовке «Древностей российского государства». Руководил работами по восстановлению палат бояр Романовых в Зарядье, памятников Кремля. Одним из первых начал изучение русских пословиц, поговорок, народного быта, обрядов, праздников. О жизни и быте Москвы в XIX в., встречах с русскими писателями, историками Снегирёв рассказал в своём «Дневнике» (т. 1—2, 1904—05).

Сочинения: Воспоминания о подмосковном селе Измайлове, старинной вотчине Романовых, М., 1837; Памятники московской древности с присовокуплением очерков монументальной истории Москвы..., [в. 1—11], М., 1842—45; Новоспасский монастырь, М., 1843; Московские урочища, древние и новые, М., 1852; Никольская улица в Китай-городе, М., 1853; Новодевичий монастырь в Москве, М., 1857; Знаменский монастырь и палаты бояр Романовых, М., 1858; Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, [в.] 1—18, М., 1846—59; О звериной и птичьей охоте и зверинцах в Москве до XVIII в., М., 1861; Каменный мост в Москве, М., 1862.

Литература: Буслаев Ф.И., И.М. Снегирев (1793—1868), М., 1868; Шаповалова Г.Г., И.М. Снегирев, в книге: Славяноведение в дореволюционной России, М., 1979; Формозов А., Об историке России и Москвы, «Московский журнал», 1992, № 1; И.М. Снегирев. Биобиблиографический указатель, М., 1994.

Л.И. Демина.

Собачья площадка

Фонтан на Собачьей площадке.

Фонтан на Собачьей площадке.

Москва.

Соба́чья площа́дка бывшая небольшая площадь в районе улиц Арбат и Большая Молчановка. Возникла, по преданию, на месте Псарного, или Собачьего, двора для царской охоты, известна с XVII в. В 1952 Собачья площадка вошла в состав Композиторской улицы, в 1960-х гг. уничтожена при прокладке улицы Новый Арбат.

Собинов Леонид Витальевич

Со́бинов Леонид Витальевич (1872, Ярославль — 1934, Рига), певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1890—94 учился на юридическом факультете Московского университета, по окончании которого до 1899 работал помощником присяжного поверенного при адвокате Ф.Н. Плевако. Пел в университетском хоре, выступал как хорист в украинской труппе М.К. Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. В 1892, не прекращая занятий в университете, поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С 1896 пел в концертах московского «Кружка любителей русской музыки», организуемых А.М. и М.С. Керзиными. В 1897—1933 ведущий солист Большого театра, дебютировал в партии Синодала («Демон» А.Г. Рубинштейна); создал новые трактовки партий Ленского («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Лоэнгрина (одноименная опера Р. Вагнера), Вертера (одноименная опера Ж. Массне) и др. Известен как крупнейший камерный исполнитель. В 1903—17 выступал с концертами в пользу общества помощи нуждающимся студентам Московского университета. В 1917—18 и 1921 возглавлял Большой театр. В 1934 заместитель руководителя художественной частью Оперной студии К.С. Станиславского.

На доме, где в 1921—34 жил Собинов (Камергерский переулок, 5/7), — мемориальная доска. Именем Собинова в 1937—93 назывался Малый Кисловский переулок. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Л.В. Собинов, т. 1—2, М., 1970; Владыкина-Бачинская Н.М., Л.В. Собинов, 3 изд., М., 1972.

А.С. Яковлева.

Собор Богоявления в Елохове

Собо́р Богоявле́ния в Ело́хове (Спартаковская улица, 15). Построен в конце XVIII — первой половине XIX вв. на месте древнего подмосковного села Елохово, в котором, по преданию, в 1488 родился московский юродивый Василий Блаженный. Композиция складывается из собственно храма с 2-придельной трапезной (престолы Благовещения и Николая Чудотворца) и колокольни. Храм сооружён в 1835—45 по проекту архитектора Е.Д. Тюрина, а трапезная и нижний ярус колокольни более ранние (1792—93) и принадлежат предшествующей церкви, сооружённой в 1722—31 на средства царевны Прасковьи Ивановны (в этой церкви в 1799 крестили А.С. Пушкина). Собственно храм — крестово-купольного типа, в стиле позднего ампира, тяготеет к группе больших городских соборов, появившихся в России в эпоху императора Николая I. Его двухсветный 4-столпный кубический четверик завершён пятиглавием с массивной купольной световой ротондой в центре и небольшими по объёму глухими цилиндрическими барабанами на углах. С севера и юга четверик уравновешен плоскими ризалитами, которым на восточном фасаде соответствует такая же по размерам апсида. Монументальные пропорции объёма в сочетании с укрупнёнными ордерными формами фасадного декора создают торжественный, внушительный архитектурный образ. В оформлении боковых ризалитов и апсиды использована широко распространённая в ампире композиция с высокой полуциркульной аркой, в которую вписан колонный портик. В оконных простенках купольной ротонды помещены парные ионические колонны, поддерживающие широкий, энергично раскрепованный антаблемент. Первоначальная, в стиле классицизма, обработка фасадов трапезной была дополнена в первой половине XIX в. лепными деталями, трактованными в ампирных формах: пилястры, расчленяющие фасады, были украшены коринфскими капителями; окна обрамлены наличниками с треугольными навершиями и растительными орнаментами над перемычками; круглые ниши на фланговых частях стен заполнены фигурными розетками. Большой гранёный тамбур над трапезной и ступенчатые аттики на её боковых фасадах надстроены по проекту архитектора П.П. Зыкова в 1889. Высокая 4-ярусная колокольня с динамично уменьшающимися кверху прямоугольными в плане ярусами, оформленными колонными портиками, по пропорциям объёмов и трактовке фасадного декора соответствует традициям зрелого классицизма. В храме находится великолепный иконостас, украшенный пышной и разнообразной резьбой, сочетающей формы классицизма с барочными мотивами. Лепная отделка интерьера, настенные росписи и позолота иконостаса выполнены в 1912. Церковь, расположенная между Спартаковской улицей и Елоховским переулком, подавляет своим монументальным объёмом даже современную многоэтажную застройку прилегающих кварталов. Стройная вертикаль её колокольни, обращённая к площади Разгуляй, служит важнейшим ориентиром при движении по нескольким сходящимся здесь улицам. Ограда церковного участка, богадельня и дом причта, сохранившиеся с северной стороны храма, построены в XIX в. С середины 1930-х гг. патриарший кафедральный собор. В церкви хранятся святыни: чудотворная икона Казанской Божией Матери и мощи митрополита Алексия. Здесь же похоронен патриарх Сергий.

П.Н. Шармин.

Собор Василия Блаженного

Собо́р Васи́лия Блаже́нного см. Храм Василия Блаженного

Собор Двенадцати Апостолов

Собор Двенадцати Апостолов в Кремле.

Собор Двенадцати Апостолов в Кремле.

Москва.

Собо́р Двена́дцати Апо́столов собор в Кремле (до 1681 церковь Апостола Филиппа), памятник архитектуры, домовая церковь московских патриархов. Построен в 1653—56 (архитекторы Д. Охлебинин, А. Константинов, А. Макеев; перестраивался в 1680—81, в XVIII—XIX вв.). Пятиглавый храм на высоком подклете, прорезанном 2 арками для проезда с Соборной площади на Патриарший двор, с северной стороны галереей соединён с покоями Патриаршего двора. Стройность барабанов пятиглавия, обработка барабанов южного и северного фасадов колончато-аркатурными поясами свидетельствуют об ориентации зодчих на образцы владимиро-суздальского зодчества XII в. Резной деревянный иконостас XVII в. с иконами XVII—XVIII вв. в 1929 перенесён из разрушенного собора Вознесенского монастыря в Кремле. Фрагменты росписей конца XVII в. Собор, как и весь комплекс Патриаршего двора, сильно пострадал при обстреле Кремля красногвардейцами в октябре — ноябре 1917. Реставрировался в 1920-х гг. Ныне в соборе Музей прикладного искусства и быта XVII в.

Собор Казанской Богоматери

Собор Казанской Богоматери (Никольская улица, 1). Храм, построенный на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612, был освящён в 1636 (ранее на этом месте стоял деревянный храм, построенный на вклад князя Д.М. Пожарского; сгорел в 1632). Небольшой, квадратный в плане храм с трёх сторон охватывала галерея, у северо-западного угла заканчивавшаяся шатровой колокольней, а у северо-восточного - придельным храмом Святого Аверкия Иерапольского. Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект. Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции. В XVIII-XIX вв. собор неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1923-33 здание реставрировал П.Д. Барановский, но в 1936 храм был снесён. В 1990 началось воссоздание памятника в древних формах по сохранившимся обмерам, завершившееся в 1993 (архитекторы О.И. Журин, Г.Я. Мокеев). Это первый пример полного восстановления старого храма, до основания разобранного в советский период.

И.Л. Давыдова.

Предыдущая страница Следующая страница