Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕТ"-"СКР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕТ"-"СКР")

Сетунь

Се́тунь местность на западе Москвы, на берегах р. Сетуни, в районе пересечения Можайского шоссе и Дорогобужской улицы. Соседствует на юго-западе с Троекуровом, на юго-востоке с Аминьевом, на востоке с Давыдковом и Волынским, на северо-востоке и севере с Кунцевом. В XVII в. известна деревня Манухино, которая после постройки церкви Спаса (XVII в., Дорогобужская улица, 42) называлась село Спасское на Сетуни или Спасское-Манухино; к северу от него находилось село Сетунь. В XIX в. оба села — дачная местность. В конце XIX — начале XX вв. были построены Спас-Сетуньская фабрика ковровых изделий, ряд ткацких фабрик, фабрика Товарищества Реддавей и др. Сёла фактически превратились в рабочие посёлки и в 1925 вошли в состав г. Кунцево. С 1960 в черте Москвы. Название сохранилось в наименовании 1—4-го Сетуньских проездов и платформы Сетунь Белорусского направления Московской железной дороги.

Сетуньский мост

Се́туньский мост через реку Сетунь, в юго-западной части Москвы, соединяет Бережковскую набережную с Воробьёвским шоссе. Построен в 1953 (инженер О.В. Сосонко, архитектор К.П. Савельев). Полная длина моста 52,2 м, ширина - 38 м. Пролётные строения моста металлические. По мосту осуществляется движение транспорта и пешеходов.

Сеченов Иван Михайлович

Памятник И. М. Сеченову.

Памятник И. М. Сеченову.

Москва.

Се́ченов Иван Михайлович (1829, село Тёплый Стан, ныне село Сеченово Ульяновской области, — 1905, Москва), физиолог, основоположник отечественной физиологической школы, член-корреспондент (1869) и почётный член (1904) Петербургской Академии наук. Родился в дворянской семье. Окончил Главное военно-инженерное училище в Петербурге (1848), служил в сапёрном батальоне в Киеве. После выхода в отставку (1850) поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого продолжил образование за границей в крупнейших зарубежных физиологических лабораториях. В 1860—70 профессор Медико-хирургической академии (Петербург), в 1870—76 — Новороссийского университета (Одесса), в 1876—88 — Петербургского университета. С 1889 в Московском университете (с 1891 заведовал кафедрой физиологии). В 1901 вышел в отставку, сохранив за собой право работать в лаборатории при кафедре. В 1903—04 читал лекции по анатомии и физиологии на Пречистенских курсах для рабочих. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Заложил основы психофизиологии, физиологии труда, возрастной физиологии. Научный путь Сеченова — учёного, экспериментатора, мыслителя, лектора, общественного деятеля — изложен в его «Автобиографических записках» (1907). Похоронен на Ваганьковском кладбище, в 1940 прах был перенесён на Новодевичье кладбище. В 1955 имя Сеченова присвоено 1-му Московскому медицинскому институту (ныне Московская медицинская академия); перед зданием ректората (Большая Пироговская улица, 2/6) установлен памятник Сеченову (скульптор Л.Е. Кербель). В 1925 в комнатах университетской лаборатории Сеченова организован мемориальный музей (ныне здание Института общей физиологии РАМН, Большая Никитская улица, 6). На этом здании и на доме, где в 1903—05 жил Сеченов (Полуэктов переулок, с 1955 Сеченовский переулок, 6), — мемориальные доски. В 1956 учреждена премия Академии медицинских наук СССР (ныне — РАМН) имени Сеченова за выдающиеся экспериментальные и теоретические исследования в области общей физиологии.

Литература: И.М. Сеченов. К 150-летию со дня рождения. Сборник статей, М., 1980.

Сивцев Вражек

Переулок Сивцев Вражек.

Переулок Сивцев Вражек.

Москва.

Си́вцев Вра́жек переулок между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название (XVII в.) от овражка, по которому протекала р. Сивка. Как и другие переулки этой части города, Сивцев Вражек был застроен после пожара 1812; от застройки той поры сохранились: д. 24 — Т.Н. Вердеревского (1822, фасад — 1875, архитектор Д.Н. Чичагов; в 1831—32 в этом доме жили Тургеневы); д. 25/9 — Е.П. Ростопчиной, затем И.А. Яковлева, у которого жил его сын А.И. Герцен, впоследствии в доме размещалась женская гимназия В.В. Ломоносовой; д. 27 — П. и А. Тучковых, также купленный Яковлевым, в 1843—46 здесь жил А.И. Герцен (ныне — Государственный литературный музей А.И. Герцена; мемориальная доска из чёрного гранита с портретом писателя, 1957, скульптор П.В. Данилов); д. 30 — С.Т. Аксакова (1822, на фундаменте палат И. Батурина, конец XVIII в.; на фасаде — мемориальная доска с барельефным портретом писателя, 1959, скульпторы М.Т. Климушина, В.М. Шишков, архитектор И.Н. Андрианов); д. 34 — Е.А. Ивановой, в 1850—1851 в нём жил Л.Н. Толстой; д. 38 (перестроен; в доме в разное время жили историк Д.Н. Бантыш-Каменский, физик Н.А. Умов, филолог Д.Н. Ушаков, пианист К.Н. Игумнов). Из особняков второй половины XIX в. сохранился д. 3/18 — Шервуд-Верной (1898, архитектор И.С. Кузнецов). Облик переулка с несомасштабной его ширине застройкой в основном определяют здания советского периода и отчасти громоздкие доходные дома конца XIX — начала XX вв.: д. 4 — кооператива «Научные работники» (1928—30, архитектор А.В. Самойлов; памятные доски в честь академика А.А. Богомольца и композитора Н.Я. Мясковского); д. 9 (1972, доска из чёрного гранита с барельефным портретом Е.В. Вучетича, 1977, скульптор В.Е. Матросова и архитектор В.А. Климова); д. 7 (1933—37, архитекторы В.А. Симков, С.В. Князев); д. 8 — дом причта церкви Святых Кирилла и Афанасия (1914, архитектор Холмогоров); д. 14 — богадельня (1910, архитектор А.Ф. Мейснер, перестройка 1930-х гг., архитектор И.О. Гохблит); д. 15 (1920-е гг., архитектор Д.С. Лебедев); д. 19 (1911, архитектор Н.И. Жерихов; в этом доме жила М.И. Цветаева); д. 26—28 (1937 — 1950, архитекторы Н.В. Гофман-Пылаев, А.П. Голубев); д. 29 — дом начсостава Наркомата морфлота (1929—30, архитектор П.А. Голосов); д. 33 и 37 (1963; в д. 33 жил М.А. Шолохов); д. 35 (1913); д. 41 — мужская гимназия З.И. Шамониной (левая часть) (1884, архитектор К.И. Андреев, перестройка — 1936—37, архитектор Н.И. Транквиллицкий); д. 43 (1906—07, архитектор В.К. Олтаржевский; в 1962 на доме открыта доска серого гранита в виде палитры с барельефным портретом М.В. Нестерова работы скульптора В.М. Кураева и архитектора Л.П. Шатиловой); д. 44 (1911, надстройка — 1940).

И.Л. Давыдова.

Сидоров Иван Иванович

Си́доров Иван Иванович (1897, село Парфентьево Коломенского уезда Московской губернии — 1938, Москва), государственный деятель. Из крестьянской семьи. Работал токарем на Коломенском машиностроительном заводе. Участник Гражданской войны. С начала 30-х гг. в Москве. Работал начальником отдела отвода земельных участков, начальником Управления жилищного строительства Моссовета. В 1937—38 председатель Моссовета. По инициативе Сидорова были усовершенствованы структуры управления столицы. В ноябре 1938 обвинён в политической слепоте и сознательном срыве дела снабжения населения, снят с должности председателя Моссовета, арестован и расстрелян.

Н.В. Тепцов.

Силантьев Юрий Васильевич

Сила́нтьев Юрий Васильевич (1919, Краснодар — 1983, Москва), дирижёр, композитор, народный артист СССР (1975). Родился в семье служащего. С 1935 в Москве; в 1940 окончил консерваторию по классу скрипки А.И. Ямпольского. В 1940—47, будучи солдатом, работал в оркестре Ансамбля песни и пляски НКВД. С 1948 скрипач-концертмейстер и ассистент дирижёра Московского симфонического оркестра (Всесоюзного радио под управлением С.А. Самосуда). С 1958 художественный руководитель и главный дирижёр созданного им первого Эстрадно-симфонического оркестра Центрального ТВ и радиовещания. Оркестр Силантьева принимал участие во многих концертах и конкурсах песни. Автор рапсодии «Адыгейский зафак» (1973), «Комсомольской симфонии» (1976), балета «Юность» (1976—77) и др. Похоронен на Кунцевском кладбище. На доме, где в 1973—83 жил Силантьев (проспект Мира, 91), — мемориальная доска.

О.С. Лебедева.

Сильвестр

Сильве́стр (в иноках Спиридон) (умер до 1577), политический деятель, писатель. С 1540-х гг. священник Благовещенского собора Кремля. Во время восстания 1547 года в Москве произнёс обличительную речь против молодого царя Ивана IV, что способствовало росту его влияния на царя и придворные круги. Сильвестр стал (наряду с А.Ф. Адашевым) руководителем Избранной рады, осуществлявшей правительственные функции. Сильвестр — идейный руководитель росписи царских палат и украшения храмов после пожара 1547. С падением Избранной рады удалился от двора, заочно осуждён (в нарушение правил) собором 1560 по обвинению в том, что вместе с Адашевым «счаровал» умершую царицу Анастасию. Постригся в монахи и в дальнейшем пребывал в северных монастырях. Автор посланий, в которых трактует вопросы о правах и обязанностях государя, правительства и церковных деятелей и др. Вероятный автор и составитель «Домостроя». Обучал молодых людей грамоте, пению, церковному обиходу, иконописи. Собиратель книг, организатор изготовления книг и икон.

Симбирцев Василий Николаевич

Симби́рцев Василий Николаевич (1901, Петербург — 1982, Москва), архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1945), народный архитектор СССР (1975). В 1921 поступил на живописный факультет Вхутемаса, в 1922—28 учился во Вхутеине, сначала у Н.А. Ладовского, В.Ф. Кринского, Н.В. Докучаева, затем у А.А. Веснина. С 1929 преподавал в Московском архитектурном институте, в 1929 стал одним из организаторов ВОПРА. В 1933—34 — в мастерской И.В. Жолтовского. Работал совместно с К.С. Алабяном (проект Дворца Советов, 1931—33, первая премия; здание Центрального театра Красной Армии, ныне Театр Российской Армии, 1934—40), Г.Б. Бархиным (павильон Белорусской ССР на ВСХВ, 1938). В конце 1930-х гг. по проектам Симбирцева выстроены жилые дома на Красносельской улице, Ленинградском шоссе, Промбанк на Тверском бульваре. В 1941 главный архитектор и инженер оборонительного строительства в Москве и Подмосковье. С 1959 занимался экспериментальным проектированием и научно-исследовательской работой, в 1969 возглавил реконструкцию жилого массива в Тимирязевском районе. Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Журавлёв А.М., Косенкова Ю.Л., В. Симбирцев, М., 1986.

Символисты

Символи́сты приверженцы литературного направления, признающего символ основой художественного творчества, должного выявить связь частного и случайного с Вечностью, «вселенским мировым процессом» (Ф.К. Сологуб). Одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся в первое десятилетие XX в. (К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, Вяч.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Эллис и др.), отличалась динамично-ярким мироощущением, ритмической энергией письма, охотно оперировала знаками-символами светлых предзнаменований («солнце», «зори» и т.п.) и ожидания благих исторических перемен. Символисты основали ряд издательств («Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет»), выпускали журналы «Весы» (1904—09), «Золотое руно» (1906—09; обильно иллюстрирован, выходил параллельно на русском и французском языках; в 1907, после конфликта с редактором-издателем П.П. Рябушинским, Брюсов, Белый и другие порвали с журналом, и ведущие позиции в нём заняли Вяч. Иванов, Блок, Г.И. Чулков). Московские символисты встречались на квартирах: А. Белого (улица Арбат, 55, где собирался руководимый им кружок младосимволистов «Аргонавты»), Блока (улица Спиридоновка, 6), Брюсова (Цветной бульвар, 22), Вяч. Иванова (Зубовский бульвар, 25) и близкой ему М.К. Морозовой на Смоленском бульваре.

Симеон Полоцкий

Симео́н По́лоцкий [в миру Самуил Емельянович (Гаврилович?) Петровский-Ситнианович] (1629, Полоцк — 1680, Москва), белорусский и русский церковный деятель, писатель, просветитель. Окончив Киево-Могилянскую академию, принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре (1656). С 1667 в Москве, учитель царевича Алексея, а после его смерти — царевича Фёдора и царевны Софьи. Боролся с патриархом Никоном и раскольниками (богословский трактат «Жезл правления»). В 1678 или 1679 организовал в Кремле так называемую Верхнюю типографию. Собрал одну из богатейших в Москве библиотек. В 1680 участвовал в работе над проектом создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Яркий проповедник и деятельный организатор, немало способствовавший превращению Москвы в один из главных очагов культуры Древней Руси, один из зачинателей русской силлабической поэзии и драматургии, светской вокальной музыки в России (стихотворный перевод Псалтыри — «Псалтырь рифмотворная», напечатанная в Москве в 1680, музыка дьяка В. Титова, была популярна вплоть до середины XVIII в.), Симеон Полоцкий оставил также опубликованные лишь в извлечениях сборники стихов («Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов», содержащие панегирики московским царям и их близким, восславление могущества Руси, сатирические наблюдения над жизнью московского люда), сборники проповедей («Обед душевный», «Вечеря душевная»), «Комедию притчи о блудном сыне» и трагедию «О Навуходоносоре царе, о теле, злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», восхваляющую царя-христианина Алексея Михайловича.

Литература: Татарский И., Симеон Полоцкий, его жизнь и деятельность, М., 1886; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность, М., 1982.

Симон

Си́мон (?—1512), митрополит Московский в 1495—1511. Рукоположен из игуменов Троице-Сергиева монастыря. С деятельностью Симона связан созыв церковных соборов в 1503 и 1504. Собор 1504 осудил новгородско-московскую ересь «жидовствующих», отрицавших ряд догматов и обрядов православия; предводители еретиков были казнены, отправлены в заточение. Симон освятил несколько монастырей, в том числе Новоспасский мужской, Георгиевский женский на Большой Дмитровке, Заяузский мужской на Вражках.

Е.К.

Симонов Евгений Рубенович

Си́монов Евгений Рубенович (1925, Москва — 1994, там же), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1975). Окончил актёрское отделение Театрального училища имени Б.В. Щукина. В 1948—54 художественный руководитель Рабочего театра клуба завода «Каучук». С 1958 режиссёр, в 1968—87 главный режиссёр Театра имени Евг. Вахтангова. В 1962 — 1969 главный режиссёр Малого театра. Ученик своего отца, Р.Н. Симонова, последователь вахтанговского направления, Симонов в своих лучших работах стремился к сочетанию театральной условности и жизненной достоверности, психологизма и яркой театральности: «Филумена Мартурано» Э.Де Филиппо (1956), «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1959); возобновил вахтанговскую постановку «Принцессы Турандот» (1963); «Коронация» Л.Г. Зорина (1969), «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1971), «Фронт» А.Е. Корнейчука (1975), «Старинные русские водевили» (1980), «Три возраста Казановы» М.И. Цветаевой (1985). С 1987 художественный руководитель Театра Дружбы народов (с 1993 Театр Наций). В 1988 организовал Московский театр-студию имени Р.Н. Симонова (с 1995 Московский драматический театр имени Р.Н. Симонова). Преподавал в Театральном училище имени Щукина (с 1976 профессор). Государственная премия СССР (1981). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович

Си́монов Константин (Кирилл) Михайлович (1915, Петроград — 1979, Москва), писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Учился в Московском институте философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем в Литературном институте имени А.М. Горького (окончил в 1938). С первых дней Великой Отечественной войны в действующей армии; был собственным корреспондентом газет «Правда», «Комсомольская правда», «Красная Звезда» и др. Военная лирика Симонова (ставшее народной песней стихотворение «Жди меня», «Родина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и др.), его пьесы, в 1940-х гг. не сходившие со сцены московских театров («Парень из нашего города», 1941; «Русские люди», 1942), были насыщены реалиями и атмосферой московского быта. Московские улицы и переулки военных лет изображены в романе Симонова «Товарищи по оружию» (1952), в его трилогии «Живые и мёртвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1963—64), «Последнее лето» (книги 1—2, 1970—71), в цикле повестей «Из записок Лопатина». Литературная и художественная жизнь Москвы нашла отражение в мемуарах Симонова «Глазами человека моего поколения» (опубликованы в 1988). Симонов был секретарем правления Союза писателей СССР (1954—59, 1967 — 1979), главным редактором журнала «Новый мир» (1946—50, 1954—58), «Литературной газеты» (1938, 1950—54). Избирался членом ЦРК и кандидатом в члены ЦК КПСС. Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). В последние годы писатель жил на улице Черняховского, 4 (мемориальная доска). Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Литература: Караганов А.В., Константин Симонов — вблизи и на расстоянии, М., 1987.

К.В. Стародуб.

Симонов монастырь

Симонов монастырь в конце XIX в.

Симонов монастырь в конце XIX в.

Москва.

Си́монов монасты́рь Симонов Успенский (Восточная улица, 4), мужской монастырь в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С.В. Ховрина (инока Симона — отсюда название), в 1379 перенесён на нынешнее место; на прежнем месте, в том числе Старом Симонове, — церковь Рождества Богородицы. В 1405 возведён белокаменный Успенский собор. Являлся важным звеном южного оборонительного пояса. В XVI в. в Симоновом монастыре жили и писали свои сочинения Вассиан Патрикеев и Максим Грек. В 40-х гг. XVII в. обнесён каменной стеной; сохранилась южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатёр, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Упразднён в 1923, в 1929—30 большинство построек было снесено, территория занята Дворцом культуры ЗИЛ. Сохранились «Новая» трапезная с церковью Сергия Радонежского (1677—83; архитекторы И.Потапов, О.Д. Старцев), братский корпус XVII в.

Литература: Кацнельсон Р., Ансамбль Симонова монастыря в Москве, в сборнике: Архитектурное наследство, [в.] 6, М., 1956.

Башня

Башня "Дуло" Симонова монастыря.

Москва.

Симонов Рубен Николаевич

Си́монов Рубен Николаевич (1899, Москва — 1968, там же), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1946). Отец Е.Р. Симонова. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1919 поступил в Студию имени Ф.И. Шаляпина. С 1920 в 3-й Студии МХТ (с 1926 Театр имени Евг. Вахтангова). Сыграл в постановках Е.Б. Вахтангова: Дымба («Свадьба» А.П. Чехова, 1920), Жозеф («Чудо Святого Антония» М. Метерлинка, 1921), Труффальдино («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922). Был одним из наиболее последовательных учеников Вахтангова, развивавших его наследие. С 1924 режиссёр, с 1939 главный режиссёр Театра имени Вахтангова. Режиссёрским работам Симонова присущи острота, изящество и выразительность сценической формы, своеобразный элегический юмор, музыкальность. Среди постановок: «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского (1924), «Соломенная шляпка» Э. Лабиша (1939), «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве (1944), «Живой труп» Л.Н. Толстого (1962), «Конармия» по И.Э. Бабелю (1966), «Варшавская мелодия» (1967) Л.Г. Зорина. Как актёр обладал даром импровизации, музыкальностью; создал разные по характеру, полные артистизма и изящества образы: Аметистов («Зойкина квартира» М.А. Булгакова, 1926), Бенедикт («Много шума из ничего» У. Шекспира, 1936), Костя-капитан («Аристократы» Н.Ф. Погодина, 1935), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1939), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1942) и др. Преподавал в Театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1946 профессор). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950). На доме, где в 1928—68 жил Симонов (Лёвшинский переулок, в 1939—93 улица Щукина, 8а), — мемориальная доска. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Рубен Симонов. Сборник, М., 1981.

Симоново

Си́моново Симоновская слобода, местность на юге Москвы, на высоком левом берегу Москвы-реки. Соседствует на севере с Крутицами, на юго-востоке с Кожуховом; на юго-западе находилась Тюфелева роща. Известна с XVI в. как слобода Симонова монастыря (отсюда название). В конце XIX — начале XX вв. в Симонове велось строительство крупных промышленных предприятий (завод «Динамо» и завод Бари), складов (в том числе Восточного акционерного общества — отсюда названиях современных Восточной улицы и 1—3-го Восточных проездов). В 1919 Симоново переименовано в Ленинскую слободу. Название сохранилось в наименовании улицы Симоновский вал, Симоновской набережной, Симоновских проезда и тупика.

Симоновская слобода

Местность на юге Москвы, на высоком левом берегу Москвы-реки. Соседствует на севере с Крутицами, на юго-востоке с Кожуховом; на юго-западе находилась Тюфелева роща. Известна с XVI в. как слобода Симонова монастыря (отсюда название). В конце XIX - начале XX вв. в Симонове велось строительство крупных промышленных предприятий (завод «Динамо» и завод Бари), складов (в том числе Восточного акционерного общества - отсюда названиях современных Восточной улицы и 1-3-го Восточных проездов). В 1919 Симоново переименовано в Ленинскую слободу. Название сохранилось в наименовании улицы Симоновский вал, Симоновской набережной, Симоновских проезда и тупика.

Синичка

Сини́чка река на востоке Москвы, левый приток р. Яузы. Длина около 4 км (заключена в трубу). Площадь бассейна 4 км2. Брала начало в районе пересечения шоссе Энтузиастов с улицей Буракова. Пересекала Казанское направление Московской железной дороги, протекала по 2-й и 1-й Синичкиным улицам и впадала в р. Яузу на Госпитальной набережной, вблизи улицы Новая дорога. В среднем течении был Синичкин пруд. на правом берегу Синички находилась Александровская слобода с усадьбой Крюково, на левом — Синичкина (Солдатская) слобода в Лефортове.

Синичкина слобода

Церковь Петра и Павла в Солдатской (Синичкиной) слободе.

Церковь Петра и Павла в Солдатской (Синичкиной) слободе.

Москва.

Сини́чкина слобода́ Солдатская слобода, находилась в северо-восточной части Москвы, на левом берегу р. Синички (отсюда название), близ её впадения в р. Яузу. Возникла в 90-х гг. XVII в., заселена офицерами и солдатами полка Ф.Я. Лефорта. В 1696—1711 построена церковь Петра и Павла в Солдатской слободе (Солдатская улица, 4) — пятиглавый храм с трёхчастной апсидой и шатровой колокольней, в декоре которого традиционные элементы церковного зодчества XVII в. (кокошники в завершении фасадов, килевидные наличники, арочные перспективные порталы) соединяются с новшествами в духе московского барокко (белокаменные резные раковины). В начале XVIII в. в Синичкиной слободе поселён персонал «военной гошпитали» (ныне Главный клинический военный госпиталь). С середины XVIII в. на всю прилегающую местность распространяется наименование Лефортово.

Синодальная типография

Московская синодальная типографическая контора

(Никольская улица, 15), крупнейшая московская типография, издававшая книги главным образом церковного содержания. Основана в 1727 после передачи (1721) Печатного двора в ведение Духовной коллегии. Подчинялась непосредственно Синоду. В 1811-15 для Синодальной типографии было построено специальное здание (архитектор И.Л. Мироновский). В «готическом» фасаде использованы декоративные мотивы древних зданий Печатного двора: изображения льва и единорога, увитые виноградной лозой колонны, белокаменная резьба. Деятельность Синодальной типографии развернулась во второй половине XIX в. (особенно с 1858 при её секретаре П.А. Бессонове и с 1863 при управляющем Н.П. Гилярове-Платонове). Расцвет Синодальной типографии связан с деятельностью обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, разработавшего внутреннее устройство типографии и оказавшего ей серьёзную финансовую поддержку. В начале XX в. в состав Синодальной типографии входили управление, 12 отделений типографии, книжные магазины, лавки, штат книгонош и типографических комиссионеров при 600 волостных правлениях России. В типографии работали 347 мастеров (в том числе 70 учеников). Здания Синодальной типографии с двух сторон были ограничены владениями Николо-Греческого монастыря и ресторана «Славянский базар». Словолитня, пуансонное и гравёрное отделения размещались в Спасской и Казанской палатах нижнего этажа надворного корпуса, примыкавшего к владениям монастыря. Они занимались отливкой древних славянских, гражданских и иностранных шрифтов. В подвале главного корпуса размещались стереотипное (занималось литьём прямых и круглых стереотипов) и штамповальное (штамповало металлические крестики, образки, оклады на Евангелие и Апостол) отделения. Наборное отделение (изготовляло до 12000 гранок и 3000 листов различной величины в год) занимало Николаевскую и Сретенскую палаты нижнего этажа. В Благовещенской, Воскресенской и Ивановской палатах (второй этаж главного здания, надворный корпус) находилось печатное отделение, которое выпускало в год по 30 тыс. печатных листов. Литографическое отделение (занимало Ивановскую и Воскресенскую палаты) выпускало многокрасочные издания, в том числе картины из Священной истории. Изготовлением рисунков к книгам и переводом их на камень для штамповки занималось художественное отделение (в Скорбященской палате), переплётными работами - переплётное отделение (в Введенской и Сергиевской палатах). Работы по выработке программы изданий были сосредоточены в Правильной палате Печатного двора, ведавшей редакционными работами. В 1903 в Синодальной типографии были открыты брошюровочная палата, подземные склады книг и каменная одноэтажная палата во дворе для ротационной машины. В типографии было 150 различных машин. При типографии действовала книжная лавка для оптовой и розничной торговли; книгами Синодальной типографии торговали лавки в Кремле, на Сухаревском и Смоленском рынках, в Сокольниках, на Пресне. Синодальная типография владела богатейшими в Москве библиотекой и архивом, в которых находились Краковский триодь (1491), Апостол (1564), степенные книги царского родословия (XVI - XVII вв.), Евангелие (XII в.), Хронограф (1703), сочинения Симеона Полоцкого, братьев Лихудов, Сильвестра Медведева; справщики Синодальной типографии занимались изучением и описанием рукописей. В 1896 при Синодальной типографии была открыта двухгодичная школа. В конце XIX - начале XX вв. наиболее яркими изданиями Синодальной типографии были Библия гражданской (1896) и церковной (1900) печати, Евангелие напрестольное (1899) и гражданской печати (1902), Минеи-Четьи (1900), Молитвослов (1896, выдержал 17 изданий). Синодальная типография с успехом экспонировала свои издания на Нижегородской выставке 1896, на Всемирной выставке в Париже в 1900.

После 1917 Синодальная типография была ликвидирована. В 1918 в её помещениях разместилась 7-я типография Гознака, с 1930 - Историко-архивный институт (с 1991 Российский государственный гуманитарный университет).

Литература: Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве, М., 1903; Первая русская книгопечатня. Историческая записка о Московской Синодальной типографии, М., 1903; Соловьев А.Н., Московский печатный двор, М., 1917; Лабынцев Ю.А., Улица 25 Октября, 15, М., 1986.

А.Н. Ерошкина.

Синодальное училище церковного пения

Здание Синодального училища церковного пения.

Здание Синодального училища церковного пения.

Москва.

Синода́льное учи́лище церко́вного пе́ния с конца XIX в. центральное духовно-музыкальное учебное заведение России, находившееся в управлении Святейшего Синода (непосредственно прокурора Синодальной конторы в Москве). В основном сформировалось лишь в 1860-х гг., получив статус низшего четырёхклассного учебного заведения. С 1886 началось реформирование Синодального училища: оно стало давать мальчикам, поступавшим в хор в 7—8-летнем возрасте, образование по общим предметам, близкое гимназическому, по некоторым музыкальным предметам — к консерваторскому курсу; специальный цикл составляло изучение церковного пения и регентского дела. Ученики жили в Синодальном училище на полном пансионе, пели в хоре до «спадения с голоса», а закончив училище, становились профессиональными музыкантами; наиболее способные оставались при училище и хоре в качестве педагогов и регентов, некоторые получали консерваторский диплом. В этот период директорами Синодального училища были исследователь русского церковного пения С.В. Смоленский, музыкальный критик С.Н. Кругликов, хоровой дирижёр В.С. Орлов, композитор А.Д. Кастальский (двое последних были также регентами Синодального хора), выпускники и педагоги Синодального училища Н.М. Данилин, Н.С. Голованов. В Наблюдательный совет Синодального училища входили в разное время П.И. Чайковский, А.С. Аренский, С.И. Танеев, В.И. Сафонов и др. Среди педагогов Синодального училища — крупные специалисты по истории и теории русского церковного пения: протоиерей В.М. Металлов, А.В. Преображенский, композиторы и регенты П.Г. Чесноков, Д.В. Аллеманов, Викт.С. Калинников, Н.Н. Толстяков. В конце XIX — начале XX вв. в Синодальном училище обучалось одновременно около 70 человек. Здание Синодального училища на Большой Никитской улице (д. 11) было значительно перестроено и расширено; его большой зал служил не только для выступлений Синодального хора, но считался одним из самых совершенных по акустике концертных залов Москвы. При Синодальном училище была создана Научная библиотека русских церковно-певческих рукописей, которые присылались сюда со всей страны (впоследствии библиотека носила имя её основателя — Смоленского; после 1917 собрание в основном перешло в Исторический музей). В марте 1918 Синодальное училище было преобразовано в высшее учебное заведение с переименованием в Государственную народную хоровую академию (с изменённым учебным курсом), её директором оставался Кастальский; академия насчитывала 148 учащихся, 30 преподавателей, имела постоянный хор (65 человек). В 1923 академия влилась в Московскую консерваторию как хоровой отдел; здание было отдано юридическому факультету МГУ, в 1970-х гг. присоединено к консерватории (окончательно — в 1983). Зал Синодального училища открыт вновь как концертный в 1979, с середины 1980-х гг. носит название Рахманиновского зала.

М.П. Рахманова.

Синодальный хор

Синода́льный хор один из старейших профессиональных хоров в России. Создан в Москве в 1721 (по другим данным, в 1710). Основой Синодального хора послужил хор патриарших певчих дьяков и поддьяков, возникший в конце XVI в. Первоначально в состав патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания (44 человека в 1721), но сохранились косвенные сведения о подключении к ним по праздничным дням мальчиков. На протяжении XVII—XVIII вв. патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведённую в Петербург. Неоднократно они объединялись на торжественных богослужениях в кремлёвских соборах и на придворных церемониях. В первой половине XVIII в. в истории Синодального хора наступил период упадка — лучшие певчие переводились в Придворную капеллу, к 1763 количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек. В 1767 в Синодальный хор были официально введены детские голоса, состав увеличился до 38 человек.

Систематическое профессиональное обучение малолетних певчих началось лишь в XIX в. В 1830 при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище церковного пения, самостоятельный статус получившее в 1860-х гг. Первым регентом Синодального хора с высшим образованием был Д.Г. Вигилев (в 1874—86). Переломным годом для Синодального хора стал 1886, когда к руководству пришли выдающиеся деятели хорового искусства В.С. Орлов, А.Д. Кастальский, С.В. Смоленский, обеспечившие расцвет деятельности хора (в его составе в 1890 были 25 мужчин и 45 мальчиков). В 1895 Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов (от В.П. Титова до П.И. Чайковского). На рубеже XIX—XX вв. репертуар хора значительно расширился за счёт привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Были исполнены произведения многих западноевропейских и русских композиторов. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора (в том числе С.И. Танеев, Викт.С. Калинников, П.Г. Чесноков). В 1919 Синодальный хор прекратил существование.

А.В. Лебедева-Емелина.

Синявский Вадим Святославович

Синя́вский Вадим Святославович (1906, Смоленск — 1972, Москва), спортивный радиокомментатор, журналист. Воспитывался мачехой, М.П. Третьяковой, племянницей П.М. Третьякова. Обладал абсолютным слухом, в молодости работал тапёром в московских кинотеатрах. «Пионер» отечественного спортивного радиорепортажа: 16 июля 1929 провёл первый репортаж с футбольного матча сборных команд Москвы и Украины. Квалифицированно и остроумно вёл репортажи с соревнований по боксу, конькобежному спорту, лёгкой атлетике, плаванию, футболу, шахматам. Во время Великой Отечественной войны — военный корреспондент Всесоюзного радио; в боях под Севастополем ранен, потерял глаз. Сопровождал московскую футбольную команду «Динамо» в турне по Великобритании (1945). Жил на Беговой улице, затем на Верхней Масловке. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В.И. Линдер.

Система городского самоуправления и государственной власти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скверы

Скве́ры наиболее многочисленная категория городских зелёных территорий, используемых для прогулок и отдыха. Известны в Москве с XIX в. Одним из первых в 1887 был создан Ильинский сквер (площадь около 2 га) вокруг памятника-часовни «Гренадерам — героям Плевны». В 1910-х гг. был разбит сквер на Театральной площади, который состоит из двух участков (общая площадь более 1 га), разделённых улицей Охотный ряд. Один из них — сквер у Большого театра с живописными цветниками и фонтаном — традиционное место встречи ветеранов Великой Отечественной войны. Наиболее популярны также скверы в центральной части города: на Пушкинской площади (1,4 га), на Патриарших прудах (3 га) и созданный в честь 800-летия Москвы в 1947 сквер на Болотной площади, вдоль Болотной набережной Москвы-реки (около 3 га) со светомузыкальным фонтаном. Скверы нередко украшены скульптурами и памятниками, отличаются различными элементами благоустройства (светильники, скамьи, детские игровые площадки и др.). В скверах произрастает более 50 видов деревьев, многочисленны декоративные кустарники и цветники. Большая часть московских скверов разбита в 1960-х гг. на месте снесённых домов и административных зданий. В 1995 в Москве насчитывалось более 700 скверов.

Скворцов Николай Алексеевич

Скворцо́в Николай Алексеевич (1861, Москва — 1917, там же), церковный историк, священник. Окончил Московскую духовную академию и Московский археологический институт (1887). Служил в церкви Тихвинской Богоматери в Лужниках, затем в церкви Георгия на Красной Горке. В 1892—98 сотрудничал в Комитете по составлению историко-статистических описаний церквей Московской епархии. Опубликовал серию статей с описанием московских церквей (в том числе впоследствии уничтоженных) в журнале «Русский архив» (1893—95) и «Московских церковных ведомостях». С 1892 член Общества любителей духовного просвещения, с 1909 председатель Церковно-археологического отдела общества. В 1902—11 участвовал в описании Синодальной (Патриаршей) ризницы. С 1909 сотрудничал в Комиссии по изучению старой Москвы. С 1912 читал курс лекций «Археология и топография Москвы» в Московском археологическом институте (опубликован в 1913). Убит грабителем. Похоронен на Лазаревском кладбище.

Литература: Авшаров Е.Г., Материалы по истории Москвы и Московской области в личных фондах Н.А. Скворцова и М.И. Александровского, в книге: Археографический ежегодник за 1975 г., М., 1976.

Склифосовский Николай Васильевич

Н. В. Склифосовский.

Н. В. Склифосовский.

Склифосо́вский Николай Васильевич (1836, близ г. Дубоссары — 1904, село Яковцы Полтавской губернии), хирург, общественный деятель, педагог; гласный Московской городской думы. Окончил Московский университет (1859); в 1880—93 профессор и декан медицинского факультета университета. С 1893 в Петербурге. Одним из первых в России начал проводить полостные операции; внёс большой вклад в развитие антисептики и асептики, военно-полевой хирургии. Один из руководителей создания университетских клиник на Девичьем поле. С 1891 соредактор журнала «Хирургическая летопись». Председатель XII международного конгресса врачей в Москве (1897). Имя Склифосовского присвоено НИИ скорой помощи (1923, статью Институт Склифосовского).

Литература: Кованов В.В., Н.В. Склифосовский, М., 1993.

М.Я. Яровинский.

«Скоморох»

«Скоморо́х» театр, созданный в Москве антрепренёром и режиссёром М.В. Лентовским как театр для народа. Открыт в 1881 в помещении бывшего цирка Гинне на Воздвиженке спектаклем «Фрол Скобеев» Д.В. Аверкиева. В 1883 Лентовский вынужден был из-за материальных затруднений закрыть его, но в 1886 открыл снова (на Сретенском бульваре, в помещении бывшей панорамы «Константинополь») пьесой А.Н. Островского «Бедность не порок». В репертуар театра наряду с произведениями А.Ф. Писемского, Островского, А.К. Толстого входили пьесы Н.В. Кукольника, С.А. Гедеонова, а также феерии и мелодрамы. Спектакли театра (режиссёры Лентовский и М.В. Аграмов, художник-декоратор К.Ф. Вальц) были пышно и красочно оформлены, большое внимание в них уделялось светотехническим эффектам, музыке. В театре играли Н.Н. Кудрина, П.К. Красовский, М.Т. Иванов-Козельский, В.Н. Андреев-Бурлак и др. В 1888 из-за дешевизны билетов и отсутствия помощи со стороны городских властей Лентовский вынужден был прекратить спектакли.

Ю.А. Дмитриев.

Скопины-Шуйские

Ско́пины-Шу́йские княжеский род. Родоначальник - И.В. Шуйский-Скопа, воевода Ивана III, боярин (с 1519). Его сын Фёдор был воеводой в Вязьме, в 1544 получил боярство. Во время правления Глинских был сослан, но вскоре возвращён ко двору. В 1546 воевода и приближённый князя Юрия Васильевича (брата великого князя). Во время московского пожара 1547 обвинял Глинских в поджоге Москвы. В 1551 воевода сторожевого полка в Коломне. Сын Фёдора - Василий во время Ливонской войны в 1577 был воеводой сторожевого полка. Будучи в 1584 наместником новгородским, жил в Москве; с 1587 наместник в Каргополе, с 1591 - новгородский. В 1593 управлял Владимирским судным приказом. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610), князь, военный деятель. В 1604 пожалован в стольники, в 1605 в «великие мечники». Ему было поручено сопровождать в Москву Марию Нагую, мать царевича Дмитрия. С восшествием на престол Василия Шуйского был близок к престолу (как родственник царя), назначен воеводой царских войск. Один из руководителей подавления восстания И.И. Болотникова, задержал движение отрядов Болотникова к Москве. В 1608 послан в Новгород на переговоры со шведским королём Карлом IX о помощи в борьбе с Лжедмитрием II и поляками. В мае 1609 выступил из Новгорода, под Торжком, Тверью и Дмитровом разбил войска Лжедмитрия II. Освобождение Москвы от осады и торжественное вступление в столицу в марте 1610 вызвали рост его популярности среди москвичей. В связи с этим в окружении царя Василия Шуйского возникли серьёзные опасения за судьбу престола, но вскоре Скопин-Шуйский умер. Распространение получила версия, что во время пира у князя И.М. Воротынского дочь Малюты Скуратова Екатерина, жена Д. Шуйского (брата царя), поднесла Скопину-Шуйскому чашу с «зельем». Похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Скорая помощь

Ско́рая по́мощь Первые станции скорой помощи в Москве открылись в 1898 при Сущёвском и Сретенском полицейских участках. Средства для приобретения карет скорой помощи и их оборудования пожертвовала А.И. Кузнецова, деятельница Дамского благотворительного общества княгини Ольги. В 1908 по инициативе профессора Московского университета П.И. Дьяконова было создано Добровольное общество скорой помощи, которое приобрело санитарный автомобиль и открыло станцию на Долгоруковской улице. В 1912 врач Московского почтамта В.П. Поморцов разработал модель кареты скорой помощи, положившую начало созданию отечественного санитарного транспорта. Московская городская станция скорой помощи начала работать в 1919 при Шереметевской больнице (также Институт Склифосовского). В 1923—52 её возглавлял А.С. Пучков, имя которого с 1995 носит Центральная станция скорой помощи. В 1930—33 были открыты подстанции скорой помощи при 1-й Градской, Боткинской и 1-й Таганской больницах. В годы Великой Отечественной войны Московская городская станция скорой помощи была единственной в стране, не прерывавшей работу. В начале 1960-х гг. в Москве были созданы специализированные бригады по оказанию помощи при инфарктах миокарда, инсультах, острой педиатрической патологии, а также специальные больницы скорой помощи. К 1995 служба скорой помощи включала 60 подстанций, имевших свыше 600 специализированных машин.

Литература: Пучков А.С., Организация скорой медицинской помощи в Москве, 2 изд., М., 1959; Вахрамеев А.В., 75 лет Московской станции скорой и неотложной медицинской помощи, М., 1994.

М.Я.

Скотобойни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скрябин Александр Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница