Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕТ"-"ПЛА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕТ"-"ПЛА")

Петровский Иван Георгиевич

Петро́вский Иван Георгиевич (1901, г. Севск, ныне Брянской области, — 1973, Москва), математик, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Окончил МГУ (1927), работал там же (с 1933 профессор, с 1953 ректор). Основные труды по дифференциальным уравнениям с частными производными, математической физике. Государственная премия СССР (1946, 1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В МГУ открыт мемориальный кабинет-библиотека Петровского. На здании МГУ на Воробьёвых горах — мемориальная доска. Именем Петровского названа улица (улица Академика Петровского, бывший Выставочный переулок) в районе Ленинского проспекта.

Петровский парк

Петровский парк в начале XX в.

Петровский парк в начале XX в.

Москва.

Петро́вский парк (Ленинградский проспект, 40), в северо-западной части Москвы, близ станции метро «Динамо». Площадь 22 га. Создан в 1827 при Петровском подъездном дворце по проекту архитектора А.А. Менеласа; руководил строительством генерал А.А. Башилов (его именем названы улицы Старая и Новая Башиловка). В парке, занимавшем площадь более 65 га, размещались большой летний Петровский театр (отсюда название одной из аллей — Театральная), деревянное здание «воксала» для концертов и танцев, качели «для народа», беседки для отдыха, тенистые аллеи и куртины. С 1830-х гг. парк стал местом народных гуляний и соперничал по популярности с Нескучным садом. Во второй половине XIX — начале XX вв. в парке размещались модные московские рестораны, в том числе «Яр» и «Стрельна». Петровский парк сохраняет пейзажную планировку. Среди зелёных насаждений преобладают липа, лиственница, тополь, дуб, клён; имеются уникальные старовозрастные экземпляры. Реконструирован в 1985—86. Охраняется как памятник садово-паркового искусства XIX в. На территории парка построен стадион «Динамо». В дворцовой части парка установлены памятники К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз) и Н.Е. Жуковскому (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз).

Петровский пассаж

Петро́вский пасса́ж (Петровка, 10; Неглинная улица, 13). Торговое здание Петровского пассажа построено в 1903—06 (архитекторы С.М. Калугин, Б.В. Фрейденберг, инженер В.Г. Шухов). Торговые помещения располагаются по сторонам двух широких 3-ярусных торговых галерей, перекрытых высокими стеклянными полуцилиндрическими сводами. На уровне второго яруса противоположные стены галерей соединены лёгкими железобетонными мостиками с ажурными металлическими решётками. Входы со стороны улиц имеют вид заглублённых арок, декорированных скульптурными деталями. В 1921 у входа в Петровский пассаж установлен барельеф «Рабочий» (скульптор М.Г. Манизер). Реконструирован в 1990-х гг. — современный торговый центр, где представлена продукция многих ведущих фирм мира.

М.Н.

Петровский переулок

Петро́вский переу́лок (в 1946—92 улица Москвина), выходит на Петровку. В XVIII—XIX вв. назывался Богословским — по церкви Григория Богослова; в 1922 переименован в Петровский из-за совпадения названия с Богословским переулком у Тверского бульвара. Уже в XVII в. здесь появились каменные палаты (д. 6, перестроен в XVIII—XIX вв.), принадлежавшие, вероятно, патриарху Адриану или семье Нарышкиных. В 1738 участок перешёл к князьям Трубецким, в 1816 — к архитектору О.И. Бове как приданое жены. Почти всю нечётную сторону переулка занимала в середине XVIII в. усадьба купца С. Тетюшенинова. В конце XIX в. на её территории появился театр Корша (д. 3, 1885, архитектор М.Н. Чичагов), а усадебный сад был застроен доходными домами (д. 5, 1896, архитектор А.Л. Обер). В одном из них у своего друга, поэта А.Б. Мариенгофа, жил С.А. Есенин (на фасаде установлена бронзовая мемориальная доска с барельефом, скульптор А.М. Белашов, архитекторы М.М. Андреев, С.И. Смирнов). Участок по чётной стороне на углу с Петровкой в конце XVIII в. был усадьбой купца Г.А. Кирьякова (д. 10/23, конец XVIII в.).

И.Л. Давыдова.

Петровский подъездной дворец

Петровский подъездной дворец.

Петровский подъездной дворец.

Москва.

Петро́вский подъездно́й дворе́ц (Ленинградский проспект, 40). Выстроен М.Ф. Казаковым в 1775—83 для императрицы Екатерины II. Комплекс усадебных зданий отличается чёткой симметрией планировки, включает два замкнутых двора — парадный и внутренний, между которыми размещён занимающий центральное место в ансамбле трёхэтажный дворец, кубический по своему объёмному решению и увенчанный большим куполом на высоком световом барабане. Служебные корпуса и ограда с высокими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых) делают дворец похожим на крепость. Здания в изобилии украшены белокаменным резным декором и полихромными керамическими деталями. В архитектуре дворца присутствует характерная для классицизма рациональная ясность композиционного решения, необычный, живописный облик он приобрёл благодаря своему пышному декоративному убранству, в котором причудливо соединились формы неоготики и московского зодчества XVII в. В сентябре 1812 во дворце размещался штаб Наполеона, бежавшего во время пожара из Кремля. В 1826—36 под руководством архитектора И.Т. Таманского был проведён ремонт, тогда же выполненная Казаковым классицистическая внутренняя отделка здания в целом ряде помещений была заменена убранством в стиле ампир. Вокруг дворца — Петровский парк.

М.В. Нащокина.

Петровский театр

Петро́вский теа́тр театр Медокса, публичный театр, содержавшийся частным антрепренёром М.Е. Медоксом с 1776. Постоянно действующая антреприза началась в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра, который возглавил полковник Н.С. Титов. Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом. С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж. Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р.И. Воронцова на улице Знаменке (так называемый Знаменский театр). Во время чумы 1771 Бельмонти умер, а Чинти исчез, и одним из владельцев московской антрепризы стал князь П.В. Урусов, принявший к себе в товарищество в августе 1776 англичанина Медокса. В феврале 1780 Знаменский театр сгорел, и вскоре Урусов вышел из антрепризы, содержателем которой остался один Медокс. В декабре 1780 Медокс открыл собственный театр (первое представление состоялось 30 декабря 1780), построенный архитектором Х.Х. Розбергом и получивший название Петровского, так как главный фасад его выходил на Петровку. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду». В Петровском театре шли драматические спектакли, оперы и балеты, в частности первые русские комические оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» А.О. Аблесимова — М.М. Соколовского, «Санктпетербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты», «Скупой» В.А. Пашкевича и др. Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных; иногда помещики отдавали в наём или продавали целые труппы. Балетную труппу Петровского театра составляли в основном питомцы Воспитательного дома, где ещё в 1772 была основана специальная театрально-балетная школа, а также крепостные танцоры. В театре давали представления французские, итальянские, немецкие труппы; спектакли на русском языке посещались москвичами из всех слоёв общества. В труппу Петровского театра входили И.И. и Н.В. Калиграф, В.П. и А.А. Померанцевы, Я.Е. Шушерин, сёстры А.С., М.С. и У.С. Синявские, Е.И. Залышкин, А.Г. Ожогин и др.; позже перешли из Петербурга И.Ф. Ланин, Н.А. Плавильщиков, С.Н. и Е.С. Сандуновы. В декабре 1789 Медокс из-за материальных затруднений вынужден был передать свои заведения в управление Опекунскому совету Воспитательного дома. В 1801 Петровский театр со всем принадлежавшим имуществом поступил в собственность Воспитательного дома, а Медоксу назначили «пенсион». 22 октября 1805 Петровский театр сгорел. Его место занял Большой театр.

Л.М. Старикова, М.П. Рахманова.

«Петровско-Разумовская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Петро́вско-Разумо́вская» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1991. Архитекторы В.З. Филиппов, С. Севастьянов. Наземный вестибюль находится на Дмитровском шоссе, вблизи Локомотивного проезда. Над эскалаторным тоннелем и в окнах наружного вестибюля выполнены витражи (автор З.К. Церетели). Стены вестибюля выложены красным кирпичом. В отделке станционного зала использованы белый и серый мрамор, белая керамическая плитка. В торце зала — декоративные вазы с цветами из гипса. Пол выложен тёмным гранитом.

Петровско-Разумовское

Петровско-Разумовское в середине XIX в.

Петровско-Разумовское в середине XIX в.

Москва.

Петро́вско-Разумо́вское местность на севере Москвы, к западу от линии Октябрьской железной дороги, близ одноименной платформы. Название — от бывшего села и усадьбы, известных с XVI в. как село Семчино на р. Жабне. В 1676 куплено К.П. Нарышкиным — дедом Петра I. После постройки в конце XVII в. церкви Петра и Павла (снесена в 1938) названо Петровским. В середине XVIII—XIX вв. владение графов Разумовских (отсюда второе название). В 1860 Петровско-Разумовское перешло в казну, в нём в 1865 открыта Петровская земледельческая и лесная академия.

В 1862—65 на месте снесённого деревянного дворца Г.К. Разумовского (середина XVIII в.) архитектор П.С. Кампиони по проектам Н.Л. Бенуа выстроил главное здание академии (аудиторный корпус) в формах, повторяющих композицию барочных дворцов середины XVIII в.; главный фасад трактован достаточно сдержанно и аскетично, парковый — отличается живописностью и пышностью. Служебные постройки, образующие перед главным фасадом многоугольную площадь, перестроены из боковых флигелей усадьбы 1750—60-х гг., повышенных на один этаж. В комплекс академии также вошли усадебные постройки в стиле раннего классицизма, сохранившие, несмотря на проводившуюся в 1860-х гг. реконструкцию, строгость пропорций и благородство архитектурного облика: оранжерея (1786), перестроенная в 1862—65 для Сельскохозяйственного музеума; ферма в виде замкнутого каре с угловыми башнями (1770—80-е гг.); манеж (середина XVIII в.), отличающийся эффектной пластикой фасадов и масштабностью архитектурных деталей. В регулярной части парка между домом и прудом сохранились липовые аллеи, проложенные тремя лучами навстречу друг другу, в пейзажной — ампирный грот с белокаменными колоннами. В 1980 в парке были установлены 4 чугунные скульптуры XVIII в. — аллегории времён года. В Петровско-Разумовском жили и бывали В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. С 1917 в черте Москвы. С 1954 район массовой жилой застройки. Основные улицы: Большая Академическая, Тимирязевская, Прянишникова, Вучетича. Название сохранилось в наименовании Старого Петровско-Разумовского проезда, Петровско-Разумовских проезда и аллеи. Станция метро «Петровско-Разумовская».

Литература: Токмаков И.Ф., Историко-статистическое и археологическое описание Петровско-Разумовского, М., 1902; Кузнецов А.И., Литературное Петровско-Разумовское, М., 1963.

М.В. Нащокина.

Петровско-Разумовское в начале XX в.

Петровско-Разумовское в начале XX в.

Москва.

Петрографический музей Института рудных месторождений

, петрографии, минералогии и геохимии РАН

(Старомонетный переулок, 35). Собрание Петрографического музея ведёт начало от Минерального кабинета петербургской Кунсткамеры, преобразованного в Минеральный музей АН. В 1929-30, когда на базе Минерального музея в Ленинграде были созданы Геологический, Палеозоологический, Минералогический, Геохимический и Петрографический (ПЕТРИН) институты, коллекционная часть ПЕТРИНа выделилась в Петрографический музей; в 1934 ПЕТРИН и Петрографический музей вместе с другими учреждениями АН СССР перебазировались в Москву. В 1955 музей вошёл в состав Института геохимии и минералогии (ИГЕМ). В фондах музея более 80 тыс. образцов горных пород, руд и минералов, в том числе единственное в России и странах СНГ систематическое собрание всех известных видов магматических горных пород, включающее шлифотеку, каталог химических и спектральных анализов, региональные коллекции магматических пород России и многих стран мира. В музее сохраняются коллекции, собранные В.И. Вернадским, В.А. Обручевым, Ф.О. Левинсоном-Лессингом, Д.С. Белянкиным, А.Н. Заварицким, А.Е. Ферсманом и др.; старейшие образцы в собрании Петрографического музея относятся к 1817.

Е.Д. Андреева.

Петрографический музей Института рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН

Петрографи́ческий музе́й Институ́та ру́дных месторожде́ний, петрогра́фии, минерало́гии и геохи́мии РАН (Старомонетный переулок, 35). Собрание Петрографического музея ведёт начало от Минерального кабинета петербургской Кунсткамеры, преобразованного в Минеральный музей АН. В 1929—30, когда на базе Минерального музея в Ленинграде были созданы Геологический, Палеозоологический, Минералогический, Геохимический и Петрографический (ПЕТРИН) институты, коллекционная часть ПЕТРИНа выделилась в Петрографический музей; в 1934 ПЕТРИН и Петрографический музей вместе с другими учреждениями АН СССР перебазировались в Москву. В 1955 музей вошёл в состав Института геохимии и минералогии (ИГЕМ). В фондах музея более 80 тыс. образцов горных пород, руд и минералов, в том числе единственное в России и странах СНГ систематическое собрание всех известных видов магматических горных пород, включающее шлифотеку, каталог химических и спектральных анализов, региональные коллекции магматических пород России и многих стран мира. В музее сохраняются коллекции, собранные В.И. Вернадским, В.А. Обручевым, Ф.О. Левинсоном-Лессингом, Д.С. Белянкиным, А.Н. Заварицким, А.Е. Ферсманом и др.; старейшие образцы в собрании Петрографического музея относятся к 1817.

Е.Д. Андреева.

Петропавловский переулок

Петропа́вловский переу́лок между Яузским бульваром и Подколокольным переулком. Назван по церкви Петра и Павла (д. 4, 1700—02; колокольня — 1771), известной с 1629. Дом 5 построен для священника церкви (начало XIX в.). Вследствие близости к Хитрову рынку оба угла с Подколокольным переулком занимали ночлежки (д. 2/1) и трактиры (д. 1/12).

И.Д.

Петросян Тигран Вартанович

Петрося́н Тигран Вартанович (1929, Тбилиси — 1984, Москва), чемпион мира по шахматам (1963—69), шахматный журналист, международный гроссмейстер (1952), заслуженный мастер спорта (1960). В Москве с 1950, в этом же году дебютировал в чемпионате столицы и занял третье место. В 1951 и 1956 чемпион Москвы. В составе команды Москвы чемпион Спартакиад народов СССР 1959, 1967 и 1972. На сцене Московского театра эстрады (Берсеневская набережная) сыграл 3 матча на первенство мира по шахматам: в 1963 выиграл у М.М. Ботвинника (121/2: 91/2), в 1966 — у Б.В. Спасского (121/2: 111/2), в 1969 проиграл Спасскому (101/2: 121/2). Четырёхкратный чемпион СССР (1959, 1961, 1969, 1975); чемпионаты 1961 и 1969 состоялись в Москве. В составе команды СССР многократный победитель всемирных Олимпиад (1958—74) и чемпионатов Европы (1957—83, в том числе проходившего в Москве в 1977). Редактор ежемесячника «Шахматная Москва» (1963—66) и главный редактор еженедельника «64» (1968—77). Похоронен на Армянском кладбище. Именем Петросяна назван шахматный клуб профсоюзов в Рахмановском переулке, его памяти посвящены юношеские турниры в Москве (с 1987).

Литература: Васильев В.Л., Загадка Таля. Второе «я» Петросяна, М., 1973.

Печатники

Печа́тники местность на юго-востоке Москвы, на левом берегу Москвы-реки, в Нагатинской пойме. Название — от бывшей деревни, известной с XV в. как владение бояр Кутузовых (отсюда старое название Кутузово). В 1930-х гг. Печатники вошли в состав г. Люблино, с 1960 в черте Москвы. С середины 60-х гг. район массового жилищного строительства (архитекторы Д.Л. Ильиш, Ю.С. Бочков, инженеры О.С. Селях, Е.М. Рессельс, Н.Д. Борунова). Основная улица — Шоссейная. Станция метро «Печатники».

«Печатники»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Печа́тники» станция метро Люблинской линии. Открыта в 1995. Архитекторы А.Ю. Орлов, А.В. Некрасов. Выходы — по подземным переходам в наземный вестибюль, который как бы включает тротуар подходящих к метро улиц Гурьянова и Шоссейной. Станция колонного типа, зал разделён на пешеходную зону, выполненную в светлых тонах (белые стены, светильники), и поездную, решённую в тёмных тонах. В подшивной потолок вестибюля вделаны осветительные приборы новой конструкции; станционный зал украшают оригинальные торшеры. В вестибюле — большое панно, изготовленное в технике росписи по металлу на тему «Труд и отдых москвичей» (художник В.А. Бубнов).

Печатный двор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пивченков Владимир Тимофеевич

Пивченко́в Владимир Тимофеевич (1919, деревня Брахилово Рязанской губернии - 1944), Герой Советского Союза (1945, посмертно), капитан. С 1932 в Москве. Работал конструктором на машиностроительном заводе. В Великую Отечественную войну был командиром стрелкового взвода, роты и батальона. Геройски погиб в бою. Именем Пивченкова в 1961 названа улица в Филях.

Пилюгин Николай Алексеевич

Пилю́гин Николай Алексеевич (1908, Красное Село, близ Петербурга, - 1982, Москва), учёный в области автоматики и телемеханики, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Окончил МВТУ (1935). Работал в ЦАГИ (1934 - 1941), руководителем ряда научно-исследовательских организаций, с 1948 главный конструктор систем управления. С 1969 заведующий кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики (профессор с 1970). Под руководством Пилюгина разработаны системы управления многих ракет-носителей, космических кораблей и автоматических межпланетных станций, создана теория проектирования прецизионных систем управления летательных аппаратов; разработаны методы анализа и синтеза сложных динамических систем; созданы основы проектирования систем управления с ЭВМ. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Пилюгина названа улица (улица Академика Пилюгина) в районе Воронцова.

Пимен

Пи́мен (в миру Сергей Михайлович Извеков) (1910, г. Богородск Московской губернии — 1990, Москва), патриарх Московский и Всея Руси, почётный член Ленинградской (1962) и Московской (1963) духовных академий, доктор богословия. Из семьи механика. После окончания Богородской средней школы (1925) переехал в Москву и принял постриг в рясофор в Сретенском монастыре (улица Большая Лубянка, 19/21). В октябре 1927 принял постриг в мантию в Троице-Сергиевой лавре. В 1928—29 руководил приходским хором в церкви Пимена в Новых Воротниках в Сущёве (Нововоротниковский переулок, 3). В 1931 сдал экзамены за курс духовной школы и рукоположен в иеродьяконы церкви Богоявления в Дорогомилове (Большая Дорогомиловская улица, 21). С января 1932 иеромонах; регент церковного хора. В 1932—34 проходил действительную военную службу в Белоруссии. С 1934 жил в Ногинске (бывшем Богородске). За активную религиозную деятельность обвинён в нарушении Закона об отделении церкви от государства и осуждён на 3 года лишения свободы, которые отбывал санинструктором на строительстве канала Москва—Волга (г. Химки Московской области), затем был выслан в г. Андижан Узбекской ССР, где до 1941 заведовал Домом санпросвещения. С 1941 в действующей армии, в 1944—45 работал санинструктором на комбинате «Воркута-уголь». В 1945 вернулся в Москву, но не смог найти работу. Служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 переведён в Одессу. В том же году удостоен сана игумена и переведён в Ростовскую епархию, с конца 1949 наместник Псково-Печерского монастыря, с 1950 архимандрит. С января 1954 наместник Троице-Сергиевой лавры; занимался организацией восстановления церкви Покрова Богородицы Московской духовной академии. С ноября 1957 епископ Балтский, с декабря 1957 епископ Дмитровский — викарий Московской епархии. В 1960—61 управляющий делами патриархии. В ноябре 1960 возведён в сан архиепископа, с марта 1961 архиепископ Тульский и Белевский и одновременно председатель Хозяйственного управления патриархии и настоятель патриаршего Собора Богоявления в Елохове. С ноября 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский, с октября 1963 митрополит Крутицкий и Коломенский. С мая 1970 местоблюститель Московского патриаршего престола. 30 мая 1971 на Поместном соборе Русской православной церкви избран патриархом Московским и Всея Руси. В 1983—88 под руководством Пимена проведены восстановительные работы в Даниловом монастыре (Даниловский вал, 22), где создан духовно-административный центр Русской православной церкви. Руководил организацией и проведением мероприятий по празднованию 1000-летия принятия христианства на Руси (1988) и 400-летия патриаршества на Руси (1989). Похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сочинения: Слова, речи, послания, обращения, т. 1—2, М., 1977—85.

Литература: Голубцов С., Пименовский храм в Москве, «Журнал Московской патриархии», 1981, № 11; Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх, «Отечественные архивы», 1995, № 1.

М.В. Никулин.

Пименов Юрий Иванович

Ю. И. Пименов.

Ю. И. Пименов.

"Новая Москва".

1937.

Пи́менов Юрий Иванович (1903, Москва — 1977, там же), живописец, академик Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1970). Учился во Вхутемасе (1920—25). Преподавал во ВГИКе (1945—72, профессор). Член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ). В большинстве работ зрелого периода Пименов с живой непосредственностью и тонким пониманием красоты и поэзии повседневности раскрывал особенности облика и быта Москвы, показывая жизнь обычных москвичей. Создав обобщённый, возвышенно-идеальный и в то же время совершенно конкретный образ города («Новая Москва», 1937), продолжал развивать эту тему в её более частных, индивидуальных вариациях, отражая в своих произведениях движение времени, определявшего судьбы Москвы и её жителей. Картины московской жизни 30-х гг. полны оптимизма, ощущения полноты бытия (триптих «Москва», 1938; иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Хороший день», 1941). В годы Великой Отечественной войны преобладали суровая лаконичность и обобщённость образов, запечатлевших город военного времени («Ночная улица», 1942; «Следы шин», 1944; «Снег идёт», 1945). В послевоенные годы городской пейзаж, насыщенный настроениями мирной жизни, органично соединился с полными обаяния женскими образами («Весеннее окно», 1949; «В весеннем парке», акварель, 1955). Москва в произведениях Пименова предстаёт деловой, исполненной движения и красочно-шумной («Конечная станция», 1955; «В центре Москвы», «Центральный рынок», «Проливной дождь», «Обыкновенное утро», все — 1957). Особой темой в 60-х гг. стала жизнь новостроек, московских окраин: серия «Новые кварталы» («Первые модницы нового квартала», 1961, ГРМ; «Свадьба на завтрашней улице», 1962, «Ливень», 1963, обе — в ГТГ). Тонко и образно Пименову удалось раскрыть тесное соприкосновение старого города и заполнившего его нового молодого бытия («Кусок стекла», 1966, ГТГ). В многочисленных натюрмортах Пименова предметы красочно и достоверно передают атмосферу московского быта («Актриса», 1935, «Старые и новые вещи», 1967, оба — в ГТГ); фрагменты городского пейзажа нередко вплетаются в замкнутый мир вещей, составляя его индивидуальный лирический тон, то спокойно-умиротворённый («Окно», 1935), то напряжённо-эмоциональный («Ожидание», из серии «Вещи людей», ГТГ). С 30-х гг. Пименов работал как театральный художник, стремился к праздничной зрелищности и достоверности воссоздания на сцене места действия («Сирано де Бержерак», 1941, Театр имени Ленинского комсомола; «За тех, кто в море», 1947, Малый театр; «Степь широкая», 1949, ЦТСА; «На белом свете», 1947, «Наш современник», 1949, оба спектакля — Малый театр). Выполнил эскизы к кинофильму «Кубанские казаки» (1949). Писал портреты людей, связанных с театральным миром (З. Райх в роли Маргариты Готье, 1934, акварель, гуашь, ГТГ; Т.Е. Самойлова в роли Анны Карениной, 1966, собственность семьи), делал театральные и киноафиши. Среди монументальных произведений Пименова — панно «Россия — Красная площадь» (1950). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1947, 1950).

Сочинения: Искусство жизни или «искусство ничего», 2 изд., М., 1964: Необыкновенность обыкновенного, М., 1964, Таинственный мир зрелищ, М., 1974.

Литература: Логинова Е., Ю. Пименов, М., 1970; Кириллова Г.С., Ю. Пименов, Л., 1980.

Е.М. Ивановская.

«Пионерская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Пионе́рская» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1961. Архитекторы Р.И. Погребной, В.А. Черемин. Наземная, сооружена из унифицированных конструкций. Лёгкие остеклённые вестибюли расположены на Малой Филёвской улице. Цоколи двух павильонов и колонны на платформе облицованы белым мрамором.

Пионерский пруд

Пионе́рский пруд в статье Патриаршие пруды.

Пирогов Александр Степанович

Пирого́в Александр Степанович (1899, Рязань — 1964, село Медвежья Голова на р. Оке), певец (бас), народный артист СССР (1937). Из крестьянской семьи, брат Г.С. Пирогова. По окончании рязанской гимназии поступил одновременно на историко-филологический факультет Московского университета и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества. В 1919—22 артист хора Передвижного театра Реввоенсовета Республики, в 1922—24 солист «Свободной оперы» (ранее «Опера С.И. Зимина»). Дебютировал в партии Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера). В 1924—54 ведущий артист Большого театра, за это время выступил 1100 раз, сыграл несколько десятков ролей. Был выдающимся интерпретатором камерной вокальной музыки. Участвовал в экранизации оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (партия Бориса). Государственная премия СССР (1943, 1949).

Братья жили в Москве на улице Неждановой (Брюсов переулок), д. 7. Похоронены на Новодевичьем кладбище.

Литература: Ремезов И., Г. Пирогов, М.-Л., 1951; А.С. Пирогов, М., 1953; Иванов А., Чудо на Оке, М., 1984.

А.С. Яковлева.

Пирогов Григорий Степанович

Пирого́в Григорий Степанович (1885, село Новосёлки Рязанской губернии — 1931, Ленинград), певец (бас). Из крестьянской семьи, брат А.С. Пирогова. В 1903—08 обучался пению в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (у М.Е. Медведева и Л.Д. Донского), одновременно работал в чаеразвесочной московского купца В.Д. Перлова, пел в церковном хоре. В 1910—20 солист Большого театра, дебютировал в партии Нилаканты («Лакме» Л. Делиба). В 1920 выступал на сцене «Свободной оперы», затем гастролировал. В 1930 пел в Московском 2-м государственном академическом театре оперы и балета. Вёл большую концертную деятельность, известен как виднейший камерный исполнитель. В числе первых советских певцов гастролировал за рубежом (с 1923).

Литература: Ремезов И., Г. Пирогов, М.-Л., 1951; А.С. Пирогов, М., 1953; Иванов А., Чудо на Оке, М., 1984.

А.С. Яковлева.

Пирогов Николай Иванович

Памятник Н. И. Пирогову.

Памятник Н. И. Пирогову.

Москва.

Пирого́в Николай Иванович (1810, Москва — 1881, село Вишня, ныне в г. Винница), врач, естествоиспытатель и педагог, один из основоположников научной хирургии, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1847), тайный советник (1859). Родился в семье казначея провиантского склада. Окончил Московский университет (1828); среди его учителей были Х.И. Лодер, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин. В студенческие годы жил в приходе церкви Покрова в Кудрине (Конюшковский переулок, 14). В 1841—56 профессор петербургской Медико-хирургической академии, затем попечитель Одесского, Киевского учебных округов. Классические труды по топографической анатомии, проблемам костной пластики и др.; один из создателей военно-полевой хирургии; заложил основы анатомо-экспериментального направления в отечественной хирургии. Был инициатором реформы высшей медицинской школы в 1840-х гг. (создание госпитальных хирургических и терапевтических клиник для студентов 5-го курса). Выступал против сословно-национальных ограничений, за автономию университетов и всеобщее начальное образование. Неоднократно бывал в Москве: жил у матери, в доме Гущина на Шаболовке, у Калужских ворот; в гостинице Торлецкого у Красных ворот и др. В 1847—49 проводил в московских больницах (Новоекатерининской больнице, Мариинской больнице, военном госпитале и др.) показательные операции, обучал московских врачей применению эфирного и хлороформного наркоза. Почётный гражданин Москвы (1881, в связи с празднованием в Москве его юбилея — 50-летия врачебной, научной и педагогической деятельности). В 1883 создано Московско-Петербургское (с 1892 Всероссийское) общество русских врачей в память Пирогова (Пироговское общество), проводившее Пироговские съезды (из них 9 — в Москве, 1887 — 1919). В 1897 перед зданием хирургической клиники Московского университета на Большой Царицынской (ныне Большая Пироговская улица) улице открыт памятник Пирогову (скульптор В.О. Шервуд) — первый памятник врачу в Москве. Именем Пирогова названы Малая и Большая Царицынские улицы (1919, 1924), Российский государственный медицинский университет (в 1960 перед зданием установлен памятник Пирогову) и Первая городская клиническая больница. На бывшем доме Грязнова в Сыромятниках, в Кривоярославском переулке, где родился Пирогов (ныне Мельницкий переулок, 12), в 1910 установлена мемориальная доска; на здании бывшего частного пансиона В.С. Кряжева, где Пирогов учился в 1822—24 (Верхняя Сыромятническая улица, 7), — мемориальная доска (1960). Портрет Пирогова кисти И.Е. Репина (1881) — в Третьяковской галерее.

Сочинения: Собрание сочинений, т. 1—8, М., 1957—62.

Литература: Геселевич А.М., Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810—1881), М., 1976.

В.И. Бородулин.

Пироговское общество

Пирого́вское о́бщество Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова, учреждено в Москве 25 мая 1881 во время 50-летнего юбилея научной и общественной деятельности Н.И. Пирогова. Среди членов-учредителей — А.Я. Кожевников, А.А. Остроумов, Н.В. Склифосовский (председатель), А.Б. Фохт, В.Д. Шервинский, Ф.Ф. Эрисман. Оформилось как Московско-Петербургское общество русских врачей в 1883. С 1885 по 1913 Пироговское общество созвало 12 Пироговских съездов, в том числе 4 в Москве. В 1905 в Москве состоялся внеочередной съезд по борьбе с холерой, принявший также политическую резолюцию, призывавшую врачей «сорганизоваться для... борьбы... против бюрократического строя до полного его устранения и за созыв Учредительного собрания». В 1914—19 Пироговское общество провело 5 чрезвычайных Пироговских съездов (4 в Москве) и 7 Пироговских совещаний в Москве, которые носили острый политический характер. На 5-м Пироговском съезде (1893—94) учреждён постоянный исполнительный орган Общества — правление с местопребыванием в Москве. При нём работали комиссии: по школьной гигиене; врачебно-продовольственная; по общественной медицине, санитарии и борьбе с эпидемиями; санитарной статистике; по изучению малярии, самоубийств, туберкулёза и др. Регулярно издавались доклады правления и комиссий, дневники и труды съездов и совещаний. Периодическим органом в 1895—1908 был «Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова» (впоследствии, с перерывами, журнал «Общественный врач»). На заседании чрезвычайного Пироговского съезда 22 ноября 1917 большинство членов правления Пироговского общества приняли политическую резолюцию, осуждавшую октябрьский переворот. В связи с декретом СНК РСФСР от 15 февраля 1918 «Об упразднении Центрального врачебно-санитарного совета» чрезвычайное Пироговское совещание по вопросам врачебно-санитарного дела (13—15 марта 1918 в Москве) признало его актом, «крайне вредно отражающимся на работе общественной медицины», и приняло резко оппозиционную политическую резолюцию. 16—17 мая 1918 состоялся Пироговский съезд по вопросам профессионального объединения врачей. В апреле 1919 чрезвычайный Пироговский съезд в Москве обсудил проблемы врачебно-санитарного дела на местах и борьбы с эпидемиями. 9 мая 1922 на Пироговском совещании в Москве председатель Учёного медицинского совета Л.А. Тарасевич отметил, что деятельность Пироговского общества всё более восстанавливается. Однако в связи с ликвидацией земских и городских самоуправлений общественная медицина и её всероссийское представительство в виде Пироговского общества утратили свою социальную и организационную базы. Наркомздрав РСФСР лишил Пироговское общество и финансовой базы, включив все его финансы в свою смету. В результате в 1922 Пироговское общество и его журнал «Общественный врач» прекратили своё существование.

Ю.А. Шилинис, И.Е. Карнеева.

Писемский Алексей Феофилактович

Пи́семский Алексей Феофилактович (1821, село Раменье Костромской губернии — 1881, Москва), писатель. Потомок старинного, но обнищавшего дворянского рода. В Москве с 1840. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). В студенческие годы увлёкся театром; по воспоминаниям современников, и сам обладал незаурядным актёрским дарованием, мастерски читал произведения Н.В. Гоголя (устраивал чтения в своей квартире в меблированных комнатах в Долгоруковском переулке), сыграл роль Подколёсина в гоголевской «Женитьбе» в спектакле Благородного театра. Около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве (в 1845—46 в Московской палате государственных имуществ); тогда же установил связи с московскими литературными кружками и начал собственную писательскую деятельность. В 1850 А.Н. Островский опубликовал в журнале «Москвитянин» повесть Писемского «Тюфяк». Затем последовали многочисленные повести, комедии и рассказы Писемского из жизни провинции, а также нравообличительные романы «Москвич в Гарольдовом плаще» (запрещён цензурой; вышел под названием «Mr Батманов»), «Тысяча душ», антинигилистический роман «Взбаламученное море» и др. В 1863, уже известным литератором, Писемский приехал в Москву, поселился в Газетном переулке, 27. В 1864 купил дом близ Поварской улицы (Борисоглебский переулок, 11; в 1962—93 улица Писемского). Частыми гостями дома Писемского были Островский, Б.Н. Алмазов, М.П. Садовский, А.Ф. Кони. Некоторое время сотрудничал в «Русском вестнике» М.Н. Каткова. В Москве создал такие произведения, как «Люди сороковых годов» (1869; в частности, здесь отразились московские впечатления писателя и воспоминания о годах учения в Московском университете), «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880). Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Литература: Могилянский А.П., Писемский. Жизнь и творчество, Л., 1991.

Г.Я.

Питирим

Питири́м (умер в 1673), патриарх Московский и Всея Руси. С 1658 епископ Сарский и Подонский, позднее митрополит Крутицкий. После оставления Никоном патриаршества (1658) фактически был местоблюстителем патриаршего престола. Во время суда над Никоном стал одним из его главных обвинителей. С 1672 патриарх. Занимался переводами Библии.

«Планёрная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Планёрная» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1975. Архитектор М.Н. Тренин. Вестибюль в виде павильона овальной формы находится на Планёрной улице, вблизи улицы Вилиса Лациса. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Стены украшены декоративной мозаикой из цветного мрамора. Пол выложен серым гранитом.

Планетарий

Планетарий.

Планетарий.

Москва.

Планета́рий (Садовая-Кудринская улица, 5). Первый в стране «научный театр» построен в 1928 по проекту архитекторов М.О. Барща и М.И. Синявского, победивших на конкурсе 1927. Открыт в 1929. Лаконичная форма как бы восприняла характер машинерии, обеспечивающей демонстрацию звёздного неба. Основной элемент композиции - приземистый цилиндрический объём демонстрационного зала (на 1500 мест), перекрытый тонкостенным железобетонным параболическим куполом. Подшивной сферический экран, укреплённый на внутренней металлической сетке, образует второй купол под наружной оболочкой здания. Зал диаметром 25 м мог трансформироваться, и часть его пространства превращалась в сцену. Лестницы вынесены в отдельный объём, благодаря чему потоки входящих и выходящих зрителей разделены. Под залом, на первом этаже, - кольцеобразное фойе и подсобные помещения. Реконструкция здания проводилась в 1976-77 (Барщ и Синявский); полотняный демонстрационный экран заменён алюминиевым из перфорированных листов, изменён первоначальный характер входной части здания. В Планетарии читаются лекции, сопровождаемые демонстрацией искусственного неба (на полусферическом куполе-экране с помощью специального оптического аппарата) с Солнцем, звёздами, планетами, спутниками, различными космическими аппаратами. С 1934 при Планетарии работают детские астрономические кружки, в летнее время - астрономическая площадка и обсерватория.

Е.Е. Андреева.

«Планы регулирования улиц»

«Пла́ны регули́рования у́лиц» разработаны в 1886—99 комиссией Городской думы с целью выпрямления и расширения существовавших улиц, переулков и проездов и создания новых. В ходе работ были составлены планы различных районов Москвы, для всех основных проездов установлены «красные линии»; выступавшие за них участки и строения приобретались в собственность города (например, «Хомяковская роща» на улице Кузнецкий мост). Новая застройка и перестройка могли осуществляться только с учётом «Планов регулирования улиц», предусматривалось создание на основных улицах усовершенствованных мостовых и водостоков. Ограниченность средств Думы затрудняла претворение «Планов регулирования улиц» в жизнь.

Платон

Плато́н (в миру Пётр Георгиевич Лёвшин) (1737, село Чарушниково Московской губернии — 1812, Вифания Дмитровского уезда Московской губернии), митрополит Московский. Из семьи причетника. Учился в Славяно-греко-латинской академии; в 1757 преподавал в ней пиитику и греческий язык. С 1758 учитель риторики в семинарии Троице-Сергиевой лавры. В 1759 рукоположен в иеромонахи, с 1761 ревизор семинарии, наместник лавры. Получил известность как проповедник. В 1763 назначен законоучителем к цесаревичу Павлу Петровичу (будущий император Павел I). Архимандрит Троице-Сергиевой лавры (с 1766), член Святейшего Синода (с 1768). С 1770 архиепископ Тверской. В 1775 назначен архиепископом Московским; провёл ряд мер по упорядочению Московской епархии (для усиления контроля за духовенством и порядком церковной жизни ввёл институт благочинных; в 1775 составил инструкцию для благочинных, в 1880 — учреждение о крестных ходах в Москве, установил строгое распределение приходов и др.). По словам самого Платона, он «застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввёл его в залы к господам». Особое внимание Платон уделял образованию духовенства, преподаванию в Московской духовной академии (с 1775 её проректор) и Троицкой семинарии. При Платоне число учеников академии возросло в три раза, для беднейших воспитанников открыта бурса, налажена подготовка преподавательских кадров, практически прекратилось приглашение преподавателей из Киева. Лучшие студенты академии по распоряжению Платона слушали лекции в Московском университете. По указанию Платона был сохранён и приведён в порядок архив Московской консистории. В 1800 Платон удовлетворил просьбу московских старообрядцев об открытии собственной церкви (первая единоверческая церковь в Москве была открыта в 1801 на Введенском кладбище); подготовил правила для единоверцев (утверждены Святейшим Синодом в 1801). В 1781, оставив за собой общее руководство епархией, передал непосредственное управление викарию; жил в Троице-Сергиевой лавре или в основанном им в 1783 Спасо-Вифанском монастыре. В 1787 возведён в сан митрополита. В Москву приезжал в 1801 на коронацию императора Александра I и в 1809 для встречи императора. Во время Отечественной войны 1812, будучи тяжелобольным, Платон был увезён из Москвы, куда прибыл, чтобы быть со своей паствой.

Сочинения: Краткая церковная российская история, ч. 1—2, М., 1805.

Литература: Снегирев И.М., Жизнь московского митрополита Платона, 4 изд., М., 1891; Новаковский В., Платон, митрополит Московский, в его книге: Биографические очерки, 2 изд., т. 3, СПб., 1870; Дмитриев Д.С., Платон, митрополит Московский и его обитель, М., 1898.

А.Ю. Юрчикова.

Платонов Андрей Платонович

Плато́нов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов) (1899, Воронеж — 1951, Москва), писатель. Из семьи слесаря железнодорожных мастерских. С 15 лет работал мелиоратором. В 1927 приехал в Москву и поселился (как специалист-электротехник) в общежитии Центрального Дома специалистов недалеко от Лубянской площади. В этом же году вышел первый сборник его рассказов «Епифанские шлюзы», принёсший ему известность. В 1928 появились книги Платонова «Город Градов», «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». После первых успехов Платонов сосредоточился на литературной деятельности, из общежития переехал в дом в Замоскворечье, где жил в квартире полуподвального этажа. В эти годы сотрудничал в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». В 1931 в журнале «Красная новь» была опубликована повесть Платонова «Впрок. Бедняцкая хроника» (сатира на коллективизацию), которая попала к И.В. Сталину. Сталин зачеркнул «бедняцкая» и написал «кулацкая». С этого момента дорога в литературу Платонову была фактически закрыта. Его случайные публикации выходили под псевдонимами (Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Одно время Платонов снимал летнюю комнату на чердаке в Покровском-Стрешневе «в каком-то стройтресте», потом ему уступил свою комнату Б.А. Пильняк, затем удалось получить квартиру в пристройке к зданию Литературного института (д. 25 на Тверском бульваре; мемориальная доска), где Платонов прожил более 20 лет. В начале 1930-х гг. Платонов работал над романом «Счастливая Москва». С замыслом романа непосредственно связаны рассказы Платонова, затрагивающие московскую тему: «Третий сын», «Скрипка». В начале 1937 работал над «Путешествием из Ленинграда в Москву в 1937 году», которое не было опубликовано. С началом Великой Отечественной войны эвакуировался с семьёй в Уфу. Все рукописи остались в доме, большая часть из них погибла. Из Уфы отправился на фронт корреспондентом газеты «Красная звезда». После войны вернулся в Москву. В произведениях Платонова, опубликованных уже после его смерти («Джан», 1964; «Котлован» и «Ювенильное море», 1987; «Чевенгур», 1988), отразилось неприятие писателем насильственных форм социалистического переустройства жизни. Похоронен на Армянском кладбище.

Литература: Чалмаев В.А., А. Платонов. Очерки жизни и творчества, Воронеж, 1984.

Н.Д. Александров.

Предыдущая страница Следующая страница