Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОБ"-"СОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОБ"-"СОС")

Собор Покрова что на Рву

См. храм Василия Блаженного

Собор Спаса Преображения на Бору

Собор Спаса Преображения на Бору в Кремле.

Собор Спаса Преображения на Бору в Кремле.

Москва.

Собо́р Спа́са Преображе́ния на Бору́ (Верховой, на Царском дворе), один из первых соборов в Кремле. По некоторым сведениям, деревянный храм на Боровицком холме («на Бору») был построен в 1272, небольшой каменный собор — в 1328—30. Великий князь Иван I Калита учредил при нём Спасоборский монастырь, переведя в него монахов из Данилова монастыря. В 1490 монастырь под именем Новоспасского был переведён на новое место. Первоначально одноглавый трёхапсидный собор неоднократно дополнялся новыми частями и перестраивался: в 1350 появились западный притвор и северо-западный придел, в 1478 — новая трапезная, в середине XVI в. — приделы Трёх святителей (северный) и Гурия, Самона и Авива (южные). В конце XVIII в. собор реставрировал М.Ф. Казаков; возможно, он разобрал храм и вновь возвёл его из кирпича в формах XVI—XVII вв. Разобран в 1933. В музеях Кремля хранятся фрагменты резного белокаменного пояса собора (1330).

М.А.

Соборная мечеть

Соборная мечеть.

Соборная мечеть.

Москва.

Собо́рная мече́ть (Выползов переулок, 7). Построена в 1903—05 (архитектор Н.А. Жуков). Скромная, лаконичная по набору декоративных элементов архитектура здания в достаточно условных формах стилизует приёмы «восточно-мавританского» зодчества. В 1990-х гг. комплекс Соборной мечети был дополнен монументальным зданием медресе, завершённым мощным куполом.

«Современник»

«Совреме́нник» (Чистопрудный бульвар, 19а), драматический театр. Создан в 1956 группой молодых актёров-энтузиастов, в основном выпускников Школы-студии МХАТ, под руководством О.Н. Ефремова как Студия молодых актёров, с 1957 театр-студия «Современник», с 1964 современное название. Главный режиссёр до 1970 Ефремов, с 1972 Г.Б. Волчек. Первый спектакль — «Вечно живые» В.С. Розова (1956). Театр возник в споре с официальным искусством конца 40-х — начала 50-х гг., в том числе с практикой МХАТа тех лет, и выражал общественные настроения периода «оттепели». Искусство театра, основанного на современной драматургии, отличалось демократизмом, нравственным пафосом. В дальнейшем «Современник» обратился к классике; сценический стиль стал более сложным и богатым. Среди спектаклей: «Голый король» Е.Л. Шварца (1960), «Без креста» по В.Ф. Тендрякову (1963), «Двое на качелях» У. Гибсона (1963), «Назначение» А.М. Володина (1963), «Обыкновенная история» Розова по И.А. Гончарову (1966), «Балалайкин и Ко» С.В. Михалкова по М.Е. Салтыкову-Щедрину (1973), «Валентин и Валентина» (1976) и «Эшелон» М.М. Рощина (1975), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1975), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1984), «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (1985), «Квартира Коломбины» Л.С. Петрушевской (1986), «Крутой маршрут» по Е.С. Гинзбург (1989), «Пигмалион» Б. Шоу (1994). В «Современнике» ставили спектакли Р.Г. Виктюк, И.В. Кваша, Г.А. Товстоногов, В.В. Фокин, А.В. Эфрос и др.

В составе труппы в разные годы: Л.М. Ахеджакова, А.А. Вертинская, Волчек, В.И. Гафт, О.И. Даль, Н.М. Дорошина, Е.А. Евстигнеев, Л.И. Иванова, Кваша, М.М. Козаков, Е.Г. Козелькова, Л.И. Крылова, Т.Е. Лаврова, А.Н. Леонтьев, А.В. Мягков, М.М. Неёлова, В.Ю. Никулин, А.Б. Покровская, В.Н. Сергачёв, О.П. Табаков, Л.М. Толмачёва, П.И. Щербаков.

В первые годы театр выступал на разных сценических площадках; первый спектакль был сыгран на сцене филиала МХАТа. С 1961 театр работал в здании на площади Маяковского (дом не сохранился), с 1974 — в здании бывшего кинотеатра «Колизей», построенном в 1912—14 архитектором Р.И. Клейном в стиле неоклассицизма и реконструированном в 1974—76.

Т.К. Шах-Азизова.

Сокол

Посёлок Сокол.

Посёлок Сокол.

Москва.

Со́кол первый в Москве кооперативный жилой посёлок; расположен на северо-западе города, в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе. Возник в 1921 как объединение художников, учителей, работников наркоматов, учёных и рабочих завода «Изолятор». Строительство велось в 1923—33 к северу от бывшего села Всехсвятского. В проектировании участвовали архитекторы В.А. Веснин, Н.В. Марковников, Н.Д. Колли и др. В Соколе, задуманном как посёлок-сад, 45% территории было отведено под бульвары, скверы, парк; в домах-коттеджах применены различные приёмы планировки и отделки. Основные улицы: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля.

«Сокол»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Со́кол» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1938. Архитекторы К.Н. Яковлев, Ю.Н. Яковлев, В.Г. Поликарпова, В.М. Андреев. Вестибюли станции — по обе стороны Ленинградского проспекта. По центру станционного зала расположены колонны, расширяющиеся кверху. Своды опираются на колонны и стены тоннеля, образуя с завершением верхней части колонн купола с нишами. В облицовке зала использованы серый и белый мрамор, оникс; пол выложен серым и красным гранитом. Из центра станционного зала короткие лестницы, расходящиеся наверху, ведут в коридоры, соединяющие зал с вестибюлями. В южном торце станционного зала расположен выход в подземный переход.

Соколиная гора

Соколи́ная гора́ местность на востоке Москвы, в Заяузье, между линиями Окружной железной дороги и Казанского направления Московской железной дороги и Измайловским шоссе, вблизи Измайлова. Расположена восточнее Введенских гор, на левобережье Яузы. Известна с XVII в. как Сокольничья слобода, где находился царский соколиный охотничий двор (отсюда название). С 1917 в черте города. Собственно Соколиной горой является водораздельная поверхность между Лефортовским ручьём (приток Яузы) и р. Нищенкой (приток Москвы). Название сохранилось в наименовании 3-й, 5-й, 8—10-й улиц Соколиной горы.

Соколов Владимир Дмитриевич

Соколо́в Владимир Дмитриевич (1855, г. Алексин Тульской губернии — 1917, Москва), геолог и гидрогеолог. Родился в семье офицера. В 1876—80 учился в Московском университете. Ученик Г.Е. Щуровского. Из-за связи с народниками в 1889 был арестован (вместе с женой) и заключён в Бутырскую тюрьму. С 1895 профессор и заведующий Кабинетом геологии и палеонтологии Московских Высших женских курсов, где преподавал до конца жизни. Одновременно был заведующим Геологическим кабинетом МВТУ. В 1895 — 1900 земский гидрогеолог Московской губернии. В 1907—12 председатель Комиссии по изучению причин усиления жёсткости мытищинской воды в Москве. Труды по проблемам стратиграфии, тектоники и региональной геологии. Основоположник геологических исследований Московской губернии, в том числе включающих выявление водоносных горизонтов.

Соколов Владислав Геннадиевич

Соколо́в Владислав Геннадиевич (1908, Рыбинск, ныне Ярославской области, — 1993, Москва), хоровой дирижёр, педагог, композитор, народный артист СССР (1966). Родился в семье священника. С детства пел в церковном хоре. В 1932 окончил училище при Московской консерватории (класс хорового дирижирования А.В. Александрова, композиции Д.Б. Кабалевского), в 1936 — Московскую консерваторию, в 1938 — аспирантуру при ней. В 1936 организовал Детский хор при Центральном доме художественного воспитания детей (ныне Центр художественного воспитания РАО). С 1936 преподавал в Московской консерватории, с 1951 профессор, в 1957—60 и с 1980 заведующий кафедрой хорового дирижирования. Среди учеников — Н.В. Кутузов, Ф.М. Лукин, В.Н. Минин, Г.Н. Пантюков. В 1946—52 хормейстер Ансамбля песни и пляски Советской Армии. В 1956 организовал Государственный московский хор (его художественный руководитель до 1988). В 1974—80 председатель правления Всероссийского хорового общества. Автор произведений для хора, обработок народных песен.

Литература: В. Соколов. Дирижер, педагог, композитор, М., 1988.

М.В. Есипова.

Соколов Илья Осипович

Соколо́в Илья Осипович (1777—1848, Москва), цыганский певец, автор песен, руководитель знаменитого в Москве цыганского хора. Племянник Ивана Трофимовича Соколова — «хоревода» первого профессионального цыганского хора в России, из крепостных графа А.Г. Орлова, получивших вольную (хор был создан по велению графа в его имении Пушкино, куда был приписан цыганский табор). Затем хор переехал в Москву и его новый руководитель Илья Соколов стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. В 1812 весь мужской состав хора вступил в ряды армии (в гусарские и уланские полки). В послевоенные годы слушать цыганские хоры, ездить «к цыганам» стало любимым развлечением московских артистических и литературно-художественных кругов и купечества. В 1843 Ф. Лист, гастролировавший в Москве, слушал и восхищался хором Соколова; по свидетельству современников, он опоздал на свой концерт, задержавшись на «концерте» в квартире Соколова (Большой Патриарший переулок, 14, дом не сохранился). В репертуаре хора Соколова были преимущественно русские народные песни. В составе хора выступали сестра Соколова Маша, дочь Лиза, брат Пётр, а также знаменитая Таня (Т.Д. Демьянова).

Дальний родственник Соколова, Фёдор Иванович Соколов, — гитарист, автор песни «Что за хор певал у "Яра". Он был Пишей знаменит», увековечившей память знаменитой цыганской певицы конца XIX — начала XX вв. Олимпиады Николаевны Фёдоровой.

Литература: Ром-Лебедев И., От цыганского хора к театру «Ромэн». Записки московского цыгана, М., 1990.

М.В. Есипова.

Сокольники

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Сокольники»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Соко́льники» станция метро Сокольнической линии. Открыта 15 мая 1935. Архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Таранов. Павильон вестибюля расположен на аллее, ведущей к ПКиО «Сокольники». Выполнен в виде арки с двусторонним выходом. Два ряда колонн станционного зала облицованы серым мрамором, гармонирующим с жёлтой глазурованной плиткой стен и тёмным гранитом пола. Коридоры и кассовый зал отделаны белым и серым мрамором. В 1937 на Международной всемирной выставке в Париже проект станции удостоен Гран-при.

Сокольский Григорий Иванович

Сокольский Григорий Иванович (1807, Москва - 1886, там же), терапевт, статский советник. Из семьи священника. Окончил медицинский факультет Московского университета (1828) и Профессорский институт при Дерптском университете (1832). В 1835-48 (фактически с 1836) профессор кафедры частной патологии и терапии Московского университета. Усовершенствовал диагностические методы выстукивания и выслушивания больного, способствовал их внедрению во врачебную практику. В работах «О ревматизме мышечной ткани сердца» (1836) и «Учение о грудных болезнях» (1838) независимо от французского терапевта Ж. Буйо описал основные формы поражения сердца при суставном ревматизме, предвосхитив современное понимание ревматизма (другое название - болезнь Буйо - Сокольского) как системного заболевания. Один из основоположников (наряду с М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым, А.И. Овером) клинико-анатомического направления в отечественной медицине. Отличался передовыми взглядами и резкостью критических суждений, что привело к его конфликту с руководством университета и преждевременной отставке. Был популярным московским врачом. Жил в собственном доме в районе Арбата. Похоронен на Дорогомиловском кладбище.

В.Б.

Солари Пьетро Антонио

Сола́ри Пьетро Антонио (Solari) [после 1450, Милан (?) — 1493, Москва], итальянский архитектор XV в. В 1489/90 прибыл в Москву по приглашению великого князя Ивана III, в последующие два года возвёл бо́льшую часть стен и башен Кремля (за исключением западной части, построенной Алевизом Фрязиным Новым), в том числе Боровицкую, Константино-Еленинскую, Фроловскую (Спасскую), Никольскую, Собакину (Арсенальную Угловую) башни. Использованные Солари инженерно-технические приёмы и архитектурные формы, типичные для североитальянских крепостных сооружений, органически увязаны с особенностями расположения и традиционным обликом кремлёвского ансамбля. Солари совместно с Марко Фрязиным выстроил Грановитую палату великокняжеского дворца в Кремле (1487—91).

Литература: Подъяпольский С.С., Итальянские строительные мастера в России в конце XV — начале XVI в. по данным письменных источников (опыт составления словаря), в сборнике: Реставрация и археология. Новые материалы и исследования, М., 1991.

Солдатёнков Козьма Терентьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Солдатёнковская больница

Солдатёнковская больни́ца см. Боткинская больница

Солдатёнковы

Солдатёнковы предприниматели. Родоначальник — Егор Васильевич (около 1752 — не ранее 1830), выходец из крестьян деревни Прокунино Московской губернии, московский купец 2-й гильдии (с 1797). В 1810 имел собственный дом в Рогожской части Москвы, в 1819, продолжая жить в Москве, вместе с семьёй причислен к купечеству г. Богородска; по данным на 1832, ему принадлежало шелкоткацкое предприятие в деревне Прокунино. Его сыновья Терентий Егорович (1772—1850; похоронен на Рогожском кладбище), с 1835 потомственный почётный гражданин, и Константин Егорович (1778—1834) причислены к 1-й гильдии московского купечества в 1825. По данным на 1830, они торговали под фирмой «Братья Терентий и Константин Егоровы Солдатёнковы» и владели бумаготкацкой фабрикой в Рогожской части Москвы (основана до 1813; свыше 130 рабочих в 1843), которая выпускала тик, миткаль и брючную материю на сумму около 36 тыс. рублей серебром (1843). Фабрика принадлежала Солдатёнковым, видимо, до конца 1840-х гг. Дочь К.Е. Солдатёнкова Мария Константиновна (1805 или 1808—?) вышла замуж за купца-старообрядца Ф.И. Симонова, владевшего 3 бумаготкацкими фабриками в Москве и Московской губернии. Их дочь Мария Фёдоровна (1830, Москва — 1911, там же; похоронена на Рогожском кладбище) после смерти мужа Т.С. Морозова возглавила правление одной из крупнейших текстильных фирм в России — Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». В семейном деле Солдатёнковых участвовали сыновья Т.Е. Солдатёнкова Иван Терентьевич (1812—52; похоронен на Рогожском кладбище) и Козьма Терентьевич Солдатёнков.

Г.Н. Ульянова.

Солдатова Степанида Сидоровна

Солдатова Степанида Сидоровна (Стеша) (1784-1822, Москва), цыганская певица. Вероятно, из семьи крепостных графа А.Г. Орлова, получивших вольную. Пользовалась огромной популярностью: слушать её пение приезжали в Москвы из других городов России. Выступала с собственной труппой (3 певицы, скрипач, гитарист). В её репертуаре были русские народные песни, городские романсы. В 1812 услышать пение Стеши хотел император Наполеон I (приказ найти её не был исполнен, так как певица находилась в это время в Ярославле). Её дочь, Ольга Андреевна, пела в цыганском хоре И.О. Соколова.

М.Е.

Солдатская слобода

Находилась в северо-восточной части Москвы, на левом берегу р. Синички (отсюда название), близ её впадения в р. Яузу. Возникла в 90-х гг. XVII в., заселена офицерами и солдатами полка Ф.Я. Лефорта. В 1696-1711 построена церковь Петра и Павла в Солдатской слободе (Солдатская улица, 4) - пятиглавый храм с трёхчастной апсидой и шатровой колокольней, в декоре которого традиционные элементы церковного зодчества XVII в. (кокошники в завершении фасадов, килевидные наличники, арочные перспективные порталы) соединяются с новшествами в духе московского барокко (белокаменные резные раковины). В начале XVIII в. в Синичкиной слободе поселён персонал «военной гошпитали» (ныне Главный клинический военный госпиталь). С середины XVIII в. на всю прилегающую местность распространяется наименование Лефортово.

«Солисты Москвы»

Камерный ансамбль, созданный альтистом и дирижёром Ю.А. Башметом в 1986. В 1992 его состав обновился, в него вошли лучшие выпускники и аспиранты Московской консерватории; дебют ансамбля состоялся 19 мая на сцене Большого зала консерватории. Ансамбль гастролирует, принимает участие в зарубежных и отечественных фестивалях (в том числе в «Декабрьских вечерах»). В качестве солистов выступали в разное время С.Т. Рихтер, М.Л. Ростропович, Г. Кремер, В.В. Третьяков. В репертуаре как шедевры мировой классики, так и редко исполняемые произведения.

А.С.

Солнцев (Солнцев-Эльбе) Николай Адольфович

Со́лнцев (Солнцев-Эльбе) Николай Адольфович (1902, станция Евье Виленской губернии — 1991, Москва), физикогеограф, один из основоположников регионального ландшафтоведения, педагог, доктор географических наук (1964). С 1909 в Москве. Окончил Московское реальное училище (1918). Был одним из организаторов детских движений (пионеров, юных натуралистов), а также молодёжного туризма. Окончил почвенно-географический факультет МГУ (1934); ученик А.А. Борзова. Преподавал в Московском областном педагогическом институте (1934), Институте журналистики (1935—36), МГУ (1936—38), МГПИ имени В.П. Потёмкина (1938—41). Работал в экспедициях в Крыму, Абхазии, Нижнем Заволжье, в Арктике (его именем названа бухта на Новой Земле), Средней Азии, Молдавии, на Украине; инициатор и организатор первых ландшафтных экспедиций. С 1942 постоянно работал в МГУ: в 1950—55 заведующий кафедрой физической географии СССР, с 1965 профессор географического факультета, где организовал Лабораторией ландшафтоведения и физической географии СССР. Основная заслуга Солнцева — создание теории отечественного ландшафтоведения, представления об иерархической структуре организации географической оболочки. Рассматривал ландшафт как основную географическую единицу, генетически однородную, возникшую вследствие взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов и состояния морфологических единиц. Географии и краеведению Москвы и Подмосковья посвящены работа Солнцева «Природно-географические районы Московской области» («Вопросы географии», сб. 51, 1961; ответственный редактор сборника) и др. Солнцев организовал первые детальные ландшафтные исследования на географической станции МГУ «Красновидово», в Приокско-Террасном заповеднике, в Зарайском районе (1951). Возглавляя в Российском географическом обществе Комиссию географии Москвы и Подмосковья, организовал работу по составлению географического словаря «Всё Подмосковье» (1967; научный редактор словаря). Похоронен на Введенском кладбище.

И.И. Мамай.

Соловцов Александр Владимирович

Соловцо́в Александр Владимирович (1847, Казань - 1923, Москва), шахматист, профессор Московской консерватории. В Москве с 1869. Получил музыкальное образование в Московской консерватории у Н.Г. Рубинштейна. С 1877 президент Общества любителей шахмат (впоследствии Московский шахматный кружок). Организатор и победитель ряда московских соревнований, проходивших в Артистическом кружке (Тверской бульвар), ресторанах «Альпийская роза» и «Кокоревка» (на Софийской набережной), Дворянском клубе и Московском собрании врачей (на улице Большая Дмитровка). В 1899 выиграл у Б. Григорьева первый официальный матч за звание чемпиона Москвы.

Соловьёв Владимир Сергеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соловьёв Зиновий Петрович

Соловьёв Зиновий Петрович (1876-1928, Москва), врач. С 1898 участвовал в революционном движении. Окончил Казанский университет (1904). В Москве с 1912. В 1917, после установления в Москве власти Советов, член Совета районных дум, член коллегии Наркомата внутренних дел. С 1918 заместитель наркома здравоохранения, с 1920 начало Главного военно-санитарного управления Красной Армии, председатель исполкома Российского общества Красного Креста. Основатель (1923) и профессор кафедры социальной гигиены медицинского факультета 2-го МГУ. Один из организаторов системы пионерских лагерей, в том числе лагеря «Артек». Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Соловьёва присвоено Психиатрической больнице № 8 (Донская улица, 43).

Соловьёв Сергей Михайлович

Соловьёв Сергей Михайлович (1820, Москва — 1879, там же), историк, академик Петербургской Академии наук (1872). Родился в семье священника (Остоженка, д. 38; мемориальная доска). В 1842 окончил Московский университет; испытал сильное влияние Т.Н. Грановского. Примыкал к московским западникам. Работа с рукописным собранием М.П. Погодина позволила Соловьёву обнаружить пятую часть «Истории Российской» В.Н. Татищева. В 1842—44 был за границей в качестве домашнего учителя детей графа А.П. Строганова. С 1845 преподавал в Московском университете (с 1847 профессор). В 1851 началось издание его фундаментального труда «История России с древнейших времен»; последний, 29-й том, доведённый до 1775, вышел в 1879 посмертно. Исторической концепции Н.М. Карамзина Соловьёв противопоставил идею исторического развития как «естественного и необходимого процесса». Первым в российской историографии рассматривал процесс возвышения Москвы, объединение вокруг неё русских земель и складывание централизованного государства в тесной связи с борьбой против ордынского ига. Придерживаясь сравнительно-исторического метода исследования, Соловьёв выделял общие черты в истории России и стран Европы и вместе с тем отмечал своеобразие России, объясняя его, в первую очередь, её промежуточным положением между Европой и Азией и длительной борьбой со степными кочевниками. В 1864—70 Соловьёв был деканом историко-филологического факультета, в 1871—77 — ректором Московского университета. Выступал в защиту университетской автономии. В последние годы жизни был председателем МОИДР, а также директором Оружейной палаты. Среди московских адресов Соловьёва: д. 16 на углу Остоженки и Лопухинского переулка; дома у Крымского моста, в Калошинском переулке; дом П.В. Романова, брата матери, на Старой Конюшенной улице, возле церкви Иоанна Предтечи; старое здание Московского университета, квартира декана историко-филологического факультета; дом Дворцовой конторы (угол Денежного и Большого Левшинского переулков, 1/8). Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Сочинения: История России с древнейших времен, кн. 1—15, М., 1988—95; Московские купцы в XVII в., «Современник», 1858, № 10; Москва в 1770—1771 годах, «Русская старина», 1876, № 10.

Литература: Иллерицкий В.Е., С.М. Соловьев, М., 1980; Московский университет в воспоминаниях современников (1755—1917), М., 1989; Цимбаев Н.И., С. Соловьев, М., 1990.

Соловьёв Сергей Устинович

С. У. Соловьёв. Аудиторный корпус Высших женских курсов.

С. У. Соловьёв.

Аудиторный корпус Высших женских курсов.

Москва.

Соловьёв Сергей Устинович (1859 — 1912, Москва), архитектор. Окончил МУЖВЗ (1882), учился в петербургской Академии художеств, в 1884 отправлен в качестве пенсионера Академии художеств за границу; академик с 1887. Преподавал в МУЖВЗ (с 1888). В духе стиля модерн использовал функциональное, свободное построение объёмов, отражавшее структуру внутреннего пространства, придавал графическую отточенную чёткость силуэту здания и рисунку декоративных деталей, выразительно сочетал гладкие, облицованные кирпичом и камнем поверхности стен со сложной ритмикой оконных проёмов (особняк Соловьёва на углу Хлебного и Ножевого переулков, 1900-е гг.). После 1900 работал в неорусском стиле (Кустарный музей в Леонтьевском переулке, окончен в 1903); при строительстве благотворительно-больничных учреждений активно обращался к мотивам древнерусской архитектуры Пскова и Новгорода: Медведниковская богадельня на Большой Калужской улице (ныне больница Святителя Алексия, 1902—03), комплекс Третьяковских благотворительных учреждений на Большой Серпуховской улице (окончен в 1906). В начале 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма, при сооружении крупных учебных заведений применял ордерные формы и лепнину в духе стиля ампир, акцентировал монументальную величественность зданий, получивших рационально-симметричную планировку и торжественно-парадное внутреннее убранство (аудиторный корпус Высших женских курсов, 1910—12, Малая Пироговская улица; Коммерческий институт, 1911—12, Стремянный переулок). Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Солоухин Владимир Алексеевич

Солоу́хин Владимир Алексеевич (1924, село Алепино Владимирской области — 1997, Москва), писатель. Родился в крестьянской семье. Был курсантом Кремлёвского военного училища. В 1946 впервые опубликовал стихи в газете «Комсомольская правда», впоследствии активно участвовал в московских изданиях «Дней поэзии». В 1951 окончил Литературный институт, в общежитии которого жил первые московские годы (впечатления этих лет — в романе из жизни послевоенного студенчества «Мать-мачеха», 1964). С 1960-х гг. жил в писательском доме на Красноармейской улице, 23. Автор лирических повестей «Владимирские просёлки», «Капля росы», философско-публицистической книги «Письма из Русского музея», «Слово живое и мёртвое», заметок «Камешки на ладони» и др., отмеченных стремлением к осмыслению национально-исторических основ бытия и культуры, тонким чувством языка, своеобразной стилистикой. Среди публицистических работ Солоухина — очерки и статьи, посвящённые А.А. Блоку и связанному с ним подмосковному имению Шахматово. Солоухин был председателем Комитета по возрождению храма Христа Спасителя в Москве. Отпет в храме Христа Спасителя (первым после восстановления храма). Похоронен, по его завещанию, на родине, в селе Алепино.

В.Г. Крижевский.

Солянка

Улица Солянка.

Улица Солянка.

Москва.

Соля́нка улица между Солянским проездом и площадью Яузские ворота. Была частью дороги на Владимир, проходившей затем по Большому Спасоглинищевскому, Большому Златоустинскому и Милютинскому переулкам до Сретенки. Она прорезала территорию садов великого князя. В XVII в. Солянка, соединявшая Варварские ворота Китай-города с мостом через р. Яузу, стала оживлённой городской артерией. На углу с Большим Ивановским переулком (ныне улица Забелина) размещался Соляной двор — склад для хранения соли (отсюда название; в XVIII в. называлась Яузской улицей, Солянкой назывался Большой Ивановский переулок). У ворот Китай-города и Белого города находились лавки и дворы ремесленников и торговцев; крупные усадьбы в основном выходили в переулки. В 1653 на улице появилась каменная Троицкая церковь (д. 4; в 1765—68 заменена новой во имя Кира и Иоанна, архитектор К.И. Бланк, в память дня коронации Екатерины II; снесена в 1934). С правой стороны лежал Васильевский луг — часть княжеского сада, по которому текла р. Рачка. В 1765 на лугу началось строительство Воспитательного дома (д. 12, архитекторы Ю.М. Фельтен, К.И. Бланк, И.Д. Жилярди), продолжавшееся до начала XIX в. От Солянки к Воспитательному дому был проложен «проспект» (Воспитательный проезд), начало которого на улице отмечали пилоны с аллегорическими скульптурными группами «Милосердие» и «Воспитание» (архитекторы Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьев, скульптор И.П. Витали). Противоположная сторона улицы в 1770-х гг. получила важную архитектурную доминанту — церковь Рождества Богородицы на Стрелке (в месте схождения Солянки и Подколокольного переулка; трапезная и колокольня — 1800—02, архитектор Д. Балашов). В начале XIX в. на улице было немало каменных зданий (д. 15/18 — усадьба купцов Боковых, между 1806 и 1812). Во время пожара 1812 многие здания на Солянке выгорели. В 1818 для служащих Воспитательного дома была куплена сгоревшая в 1812 усадьба А.И. Нарышкина; главный дом (д. 14а) перестроен Д.И. Жилярди и Григорьевым. В середине XIX в. в доме размещался Повивальный институт, позднее женское училище. В 1823—26 рядом построено здание Опекунского совета (д. 14, с 1944 Академия медицинских наук). На фасаде в 1977 установлена бронзовая доска с барельефным портретом хирурга Н.Н. Бурденко, первого президента Академии медицинских наук (скульптор В.М. Кураев, архитектор Ю.Н. Воскресенский). В последней четверти XIX — начале XX вв. на Солянке появилось несколько разномасштабных и разностильных зданий: двухэтажные д. 8—10 (снесены в 1976) и д. 9—13; трёхэтажный дом купцов Расторгуевых (д. 7, 1883, архитектор В.Н. Карнеев) и корпуса доходных домов под № 3 (1894, архитектор И.Г. Кондратенко), а также здания Варварского общества домовладельцев («Соляной двор»; д. 1, 1909—15, архитекторы В.В. Шервуд, А.Е. Сергеев, И.А. Герман). В 1983 появилось длинное строение 8, поставленное с отступом от красной линии улицы (руководитель — архитектор Л.Н. Павлов).

В начале Солянки к ней примыкают Солянский проезд, фактически являющийся началом Солянки, и улица Забелина; слева от Солянки отходят Подколокольный и Певческий переулки.

И.Л. Давыдова.

«Соляной бунт»

«Соляно́й бунт» восстание в Москве в 1648. Вызвано недовольством населения налоговой политикой правительства, которое для пополнения государственной казны заменило различные налоги единым прямым налогом на соль, что вызвало её подорожание в несколько раз. Возмущение крестьян и горожан заставило правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу. 1 июня толпа горожан с жалобой на бояр и приказных людей окружила царя Алексея Михайловича. Царская стража стала разгонять толпу, что вызвало взрыв негодования. 2 июня на сторону горожан перешла бо́льшая часть стрельцов. Восставшие ворвались в Кремль, требуя выдачи Л.С. Плещеева (ведал управлением и полицейской службой Москвы), думного дьяка Н. Чистого (инициатор соляного налога), боярина Б.И. Морозова (фактический глава правительства) и его шурина П.П. Траханиотова (начальника Пушкарского приказа). Царь вынужден был выдать Плещеева на расправу. Восставшие разгромили дворы наиболее ненавистных бояр, дьяков и купцов; были убиты Чистой и Траханиотов. Морозов был отстранён царём от власти и отправлен 11 июня в Белозерский монастырь. Дворяне потребовали от царя созыва Земского собора, выдачи жалованья, увеличения срока сыска беглых крестьян и др. 2 июля царь специальным указом отсрочил взимание недоимок. Выдав стрельцам двойное денежное и хлебное жалованье, правительство внесло раскол в ряды восставших и получило возможность расправиться с вожаками и наиболее активными участниками восстания, многие из которых были казнены 3 июля. 22 октября Морозов был возвращён в Москву и вновь возглавил правительство.

«Соляной двор»

«Соляной двор»

"Соляной двор".

Доходные дома Варварского общества домовладельцев.

Москва.

«Соляно́й двор» (улица Солянка, 1), комплекс доходных домов Варварского общества домовладельцев. Необычайно масштабный ансамбль шестиэтажных жилых домов с помещениями для магазинов в первом этаже выстроен в 1909—15 архитекторами В.В. Шервудом, И.А. Германом и А.Е. Сергеевым на месте старого «Соляного двора». Занимает огромную территорию между Солянкой и улицей Забелина, состоит из больших корпусов с двумя внутренними дворами-колодцами и проездами, огибающими основной прямоугольный блок здания. Отличается единством и согласованностью архитектурного решения как в композиции фасадов, так и в оформлении открывающихся благодаря проездам перспектив. Монументальные формы здания удачно подчёркивает внушительный декор в стиле неоклассицизма. Главный фасад, обращённый к улице Солянке, увенчан в центре массивным, лаконичным аттиком с рельефными фигурами мифологических богинь; в оформлении фасадов по улице Забелина и вдоль внутренних проездов масштабные арочные проёмы, пластичные скруглённые эркеры и балконы в стиле модерн удачно сочетаются с плоским рустом, тонко проработанными лепными барельефами, медальонами и другими декоративными деталями, напоминающими формы московского ампира.

М.В. Нащокина.

Сорокоумовские

Сорокоу́мовские предприниматели в области торговли мехом и изготовления меховых изделий. Происходили из г. Зарайска Рязанской губернии. В 1809 представитель семьи Сорокоумовских Пётр Ильич (1777—1853) перешёл в московское купечество, открыл в Москве на Якиманке первоначально небольшое меховое дело, которое вёл один со своими служащими. В 1818 одна из улиц Москвы в районе Якиманки названа Сорокоумовской (ныне Земский переулок). В 1830-х гг. открыты магазины мехов и меховых изделий Сорокоумовских в Киеве, Саратове, Харькове. В 1840 П.И. Сорокоумовский возведён в потомственное почётное гражданство. В 1851 он на равных правах принял в дело своих сыновей Павла Петровича (1815—74) и Дмитрия Петровича (1831—84). Сорокоумовские стали постоянными участниками украинских, донских, Нижегородской и Ирбитской ярмарок. В 1853—59 Павел и Дмитрий вели дела совместно, затем по обоюдному согласию разделились. В 1859 вернулся из-за границы получивший европейское образование старший сын Павла Пётр Павлович (1842, Москва — 1922, Ницца). Сорокоумовские начали крупную торговлю мехами непосредственно с иностранными торговыми домами (до 1859 осуществлялась через московские иностранные конторы). Павел Петрович в 1869 учредил Торговый дом «Павел Сорокоумовский и сыновья». В Москве им принадлежала главная торговля мехами. Сорокоумовские держали магазины в Верхних торговых рядах на Красной площади, на Ильинке, д. 8, на углу Лубянки и Софийки (не сохранился). С 1874 Пётр Павлович стал главным представителем фирмы, вёл дела вместе с братьями — Иваном Павловичем (1844—82) до 1878, Александром Павловичем (1852—1906) до 1899. В 1880-х гг. на месте мастерских Сорокоумовских на Якиманке по проекту архитектора А.С. Каминского построена трёхэтажная фабрика по выделке мехов и изготовлению меховых изделий. Выпускались шубы, шляпы, горжетки, дохи, муфты, палантины, боа, вечерние платья и пальто, отделанные мехом, детские изделия. Сорокоумовские получили исключительное право поставить мех для реставрации шапки Мономаха. К коронационным торжествам императора Николая II 1896 на предприятии Сорокоумовских были изготовлены трёхметровые горностаевые мантии (использована 2691 шкурка) для Николая II, Александры Фёдоровны и императрицы Марии Фёдоровны (ныне в Оружейной палате). В 1899 Торговый дом «Павел Сорокоумовский и сыновья» удостоен звания поставщика императорского двора. В ассортименте наряду с роскошными изделиями были представлены массовые товары для средних слоёв населения. С 1901 в делах фирмы участвовали сыновья Петра Павловича Николай Петрович (1873—1943, умер в заключении в Лубянской тюрьме) и Александр Петрович (1880—?).

Пётр Павлович, с 1887 коммерции советник, неоднократно избирался на общественной должности (гильдейский староста в Московской купеческой управе, старшина Московского купечества, попечитель Московского коммерческого училища, член Московского губернского податного присутствия, старшина Московского биржевого комитета, выборный купечества и биржевого общества в Городской думе, член московского отделения Совета торговли и мануфактур, председатель Комитета для оказания помощи семьям воинов, убитых и умерших от ран, полученных на войне, и др.). В 1876 он вместе с братом Иваном пожертвовал в память своего отца участок земли со всеми постройками между 1-м Сорокоумовским переулком и 2-м Голутвинским переулком (на месте современного д. 26 по улице Большая Якиманка), где в 1880 по проекту архитектора Каминского построено четырёхэтажное здание вдовьего дома на 250 человек. Будучи председателем попечительского совета Мещанских училищ, он передал в их пользу 30 тыс. рублей, сделал крупный взнос на Алексеевскую психиатрическую больницу.

Его брат Павел Павлович (1850, Москва — 1908, похоронен на Ваганьковском кладбище) в делах фирмы не участвовал, известен как художник, музыкант, меценат. Один из учредителей Московского музыкального общества. Страстный поклонник Р. Вагнера, передал ему необходимую сумму на аренду зала для показа новых опер в г. Байрёйте (Германия). Оплачивал обучение молодых художников за границей. Состоял в дружбе с Н.Н. Миклухо-Маклаем, который останавливался в Москве в доме Сорокоумовского в Леонтьевском переулке, 12; сопровождал его в поездках в Австралию и другие страны, финансировал некоторые его экспедиции.

Литература: К 100-летию существования меховой торговли купцов Сорокоумовских в Москве, М., [1909].

М.А. Сорокоумовская.

Сосенка

Со́сенка река на северо-востоке Москвы, правый исток р. Хапиловки. Длина 8,8 км (большая часть заключена в трубу). Площадь бассейна около 30 км2. Исток Сосенки — за пределами МКАД, вступает в город в районе Гольянова, протекает вдоль 2-го и 1-го Иртышских проездов. Близ 1-й Пугачёвской улицы сливается с р. Серебрянкой. В пойме Сосенки — Гольяновский пруд, Черкизовский пруд. На берегах Сосенки находились сёла Гольяново и Черкизово, деревня Черницыно.

Предыдущая страница Следующая страница