Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАР")
Баба́нова Мария Ивановна (1900, Москва 1983, там же), актриса, народная артистка СССР (1954). Училась в Коммерческом училище, некоторое время на Высших женских курсах. В 1919 поступила в театральную студию, которой руководил Ф.Ф. Комиссаржевский. После его отъезда за границу перешла в руководимую В.Э. Мейерхольдом студию (Государственные высшие режиссёрские мастерские), которая после ряда реорганизаций вошла в состав Театра имени Мейерхольда. В 1922 была принята в труппу Театра Революции; в 192227 работала одновременно в двух театрах, а с 1927 и до конца жизни в Театре Революции (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). Совместная работа с Мейерхольдом оказала огромное влияние на творческий путь актрисы. Полина в «Доходном месте» А.Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, сделанные Бабановой под руководством Мейерхольда, становились событиями в театральной жизни Москвы. Среди лучших ролей, сыгранных в конце 1920-х 30-е гг.: мальчик Гога («Человек с портфелем» А.М. Файко, 1928), Анка («Поэма о топоре», 1931), Колокольчикова («Мой друг», 1932), Маша («После бала», 1934, все Н.Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1935), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги, 1937). Классической стала роль Тани («Таня» А.Н. Арбузова, 1939), в которой наиболее ярко отразились особенности актёрской индивидуальности Бабановой: лиризм, эмоциональность в сочетании с актёрской выразительностью формы, точностью и строгостью стиля игры. Особую роль в сценическом облике Бабановой приобрело звучание её голоса высокого и очень мелодичного. С конца 40-х гг. играла нечасто. Среди ролей: Софья («Зыковы» М. Горького, 1951), Лидия Самойловна («Мария» А.Д. Салынского, 1970), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1971). Последняя роль Жена в спектакле МХАТа «Всё кончено» Э. Олби (1979). Государственная премия СССР (1941). Жила на улице Москвина (ныне Петровский переулок, 5; мемориальная доска). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Литература: Туровская М., Бабанова. Легенда и биография, М., 1981. |
Ба́бий городо́к в XVIIXVIII вв. название местности на правом берегу Москвы-реки, между современной Крымской набережной и улицей Большая Якиманка. Связано с укреплением берега сваями, которые вбивались в землю подвесным молотом так называемой бабой. Выше Большого Каменного моста, между Берсеневской набережной и Пречистенской набережной, была построена Бабьегородская плотина. Название сохранилось в наименовании 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. В 1836 для увеличения судоходных глубин во время весеннего ледохода разбиралась, после паводка собиралась. Для судоходного сообщения с нижележащим участком реки использовался Водоотводный канал, в конце которого одновременно с Бабьегородской плотиной была построена Краснохолмская плотина со шлюзом. Бабьегородская плотина разобрана в 1937 после сооружения Канала имени Москвы и ввода в эксплуатацию Перервинского гидроузла. |
Бабочкин Борис Андреевич (1904, Саратов - 1975, Москва), актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). В 1921 окончил московскую театральную студию «Молодые мастера» (ученик И.Н. Певцова), до 1927 играл в театрах провинции и Москвы, затем Ленинграда. С 1940 в Москве: в Театре имени Евг. Вахтангова (1940-47, актёр и режиссёр), в Малом театре (1948-51 и с 1955, актёр и режиссёр), в Театре имени А.С. Пушкина (1952-53, главный режиссёр). Наиболее значительные театральные роли: Влас в «Дачниках» М. Горького (1939), Клаверов в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1953), Иванов в «Иванове» А.П. Чехова (1960; режиссёр спектакля). Режиссёрский дебют - «Нора» Г. Ибсена (1935); среди других театральных постановок: «Царь Потап» А.А. Копкова (1940), «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (1947), «Дачники» (1964) и «Фальшивая монета» Горького (1972), «Гроза» А.Н. Островского (1974). В кино с 1927. Снялся в более чем 25 фильмах: «Подруги» (1936), «Оборона Царицына» (1942), «Фронт» (1943), «Родные поля» (1945, собственная постановка), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975; Государственная премия СССР, 1977, посмертно). Бабочкин обладал мастерством перевоплощения, широтой актёрского диапазона, был одинаково убедителен в ролях как положительных, так и отрицательных героев. Вершина его творчества - главная роль в фильме «Чапаев» братьев Васильевых (1934; Государственная премия СССР, 1941), где артист создал обобщённо-фольклорный и одновременно глубоко индивидуальный образ. С 1944 преподавал во ВГИКе (с 1966 профессор). Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сочинения: В театре и кино, М., 1968. Литература: Парфенов Л., Б. Бабочкин, М., 1978. |
Бабу́хин Александр Иванович (1835, Орловская губерния 1891, Москва), основатель московской школы гистофизиологов. Из семьи военного. Поступив на математический факультет Московского университета, затем перешёл на медицинский факультет, который закончил в 1859. В 186365 работал в физиологических лабораториях Вюрцбурга, Вены, Лейпцига. С 1865 профессор кафедры физиологии Московского университета; с 1869 до конца жизни руководил кафедрой гистологии. Блестящие лекции Бабухина привлекали студентов всех факультетов и сделали его одним из наиболее популярных профессоров Московского университета. Одним из первых (1868) установил наличие тонких волоконец (фибрилл) в нервных волокнах; открыл двустороннее проведение возбуждения по нерву (1877); был одним из основоположников сравнительной гистологии в России. Похоронен на кладбище Данилова монастыря. В 1926 имя Бабухина было присвоено Московской городской клинической больнице № 24. Литература: Метелкин А., Алов И., Хесин Я., А.И. Бабухин основоположник московской школы гистологов и бактериологов, М., 1955. А.Б. |
Местность на севере Москвы, ранее город Московской области. Соседствует на западе с Медведковом; назван в 1939 по имени лётчика М.С. Бабушкина. В конце XIX в. при платформе Лосиноостровская возник дачный посёлок Лосиноостровский. В начале XX в. близ него создана сортировочная станция с локомотивным и вагонным депо Ярославской железной дороги. В 1925 посёлок преобразован в г. Лосиноостровск. В 30-х гг. здесь сооружён завод по производству оборудования для железнодорожных систем сигнализации. В 40-60-х гг. открыты фабрики мебельная и музыкальных инструментов, комбинат строительных деталей. С 1960 в черте Москвы. С 60-х гг. ведётся большое жилищное строительство. Основные улицы: Лётчика Бабушкина, Менжинского, Рудневой, Изумрудная, Норильская. Станция метро «Бабушкинская». |
Ба́бушкин Михаил Сергеевич (1893 - 1938), полярный лётчик, Герой Советского Союза (1937). Родился в деревне Бордино, близ посёлка Лосиноостровский (который в 1939-60 назывался по имени Бабушкина - г. Бабушкин). Окончил Гатчинскую военную авиационную школу (1915). С 1923 работал в Арктике: участвовал в спасении экспедиции У. Нобиле (1928), в экспедициях на пароходе «Челюскин» (1933) и ледокольном пароходе «Садко» (1935), в высадке дрейфующей станции «Северный полюс-1» (1937). Погиб в авиакатастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1964 бывшая Каляевская улица в Бабушкине и часть Осташковского шоссе названа улицей Лётчика Бабушкина. Именем Бабушкина названа станция метро («Бабушкинская»). В Бабушкинском ПКиО установлен памятник лётчику. |
Станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978. Архитекторы В.И. Клоков, Л.Н. Попов. Станция односводчатая, монолитно-сборной конструкции. Выходы расположены на пересечении улиц Енисейская и Менжинского. Художественное оформление посвящено освоению Арктики (автор А.М. Мосийчук). В облицовке стен станции использован светлый мрамор. Пол выложен серым гранитом. |
Бабьегоро́дская плоти́на в статье Бабий городок. |
Наземная станция метро Филёвской линии. Открыта в 1961. Архитекторы Р.И. Погребной, В.А. Черемин. Станционный зал сооружён из унифицированных конструкций. Лёгкие остеклённые вестибюли находятся на улице Барклая, близ Багратионовского проезда. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. |
Баженов Василий Иванович (1737, село Дольское Калужской губернии (по другим сведениям, 1738, Москва) - 1799, Петербург), архитектор, график. Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Московский университет, в 1756 перевёлся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С.И. Чевакинского. В 1758-60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.В. Валлен-Деламота. В 1760-62 как пенсионер Академии художеств - в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762-64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 её вице-президент. В 1767-92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлёвского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращённого к Москве-реке, за линию кремлёвских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, строительство остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная церковь «Всех Скорбящих Радости» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры XVII в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774-75, известны по рисункам М.Ф. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н.И. Новикову. Среди графических работ Баженова - панорама Царицына (тушь, акварель, перо, кисть, 1776, ГНИМА). Именем Баженова в 1965 названа бывшая Крестьянская улица в Царицыне. Литература: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М.А., Баженов, М., 1954; Пигалев В.А., Баженов, М., 1980; Разгонов С.Н., В.И. Баженов, М., 1985; Архитектор В.И. Баженов, М., 1987. |
Баженов Николай Николаевич (1857, Киев - 1923, Москва), психиатр, общественный деятель, один из инициаторов возрождения русского масонства. Из дворян. Учился в 1-й (1869-71) и 2-й (1871-76) московских классических гимназиях и на медицинском факультете Московского университета (1876-81). В 1881-83 работал под руководством С.С. Корсакова в частной психиатрической клинике в Сокольниках. В созданной им психиатрической больнице Рязанского земства впервые в России ввёл семейный патронаж (1887). В 1890 участвовал в создании Московской временной психиатрической больницы (на Ноевой даче), при которой также организовал семейный патронаж (в селе Семёновском, 1892). С 1902 приват-доцент Московского университета. Один из организаторов медицинского факультета Высших женских курсов, где в 1906 создал и возглавил кафедру психиатрии; одновременно (с 1904) главный врач Преображенской психиатрической больницы. Вёл курс психологии сцены при МХТ (1906). Первый председатель Русского союза невропатологов и психиатров (1911-16), один из организаторов и председателей V Международного конгресса по призрению и лечению психически больных (Москва, 1913). Член Психологического общества (1887), Общества психиатров и невропатологов (1891), Общества любителей российской словесности (1902), Литературно-художественного кружка (в 1906-11 председатель). Как участник движения народовольцев подвергался аресту (1886). Член партии кадетов (с 1905). Участвовал в создании масонских лож в различных городах России, в том числе в Москве (ложа «Возрождение», 1906). Благодаря активной общественной деятельности, участию в литературной жизни столицы и широкому кругу знакомых пользовался в Москве большой популярностью; среди современников слыл «достопримечательностью Москвы». В 1916 был прикомандирован к Русскому экспедиционному корпусу во Франции, где оставался до 1923. Через несколько дней после возвращения в Москву умер. Похоронен на кладбище Донского монастыря. А.Г. Гериш. |
Байдуко́в Георгий Филиппович (1907, разъезд Тарышта Омской железной дороги - 1994, Москва), генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). Вместе с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым в 1936 совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (остров Удд), в 1937 - через Северный полюс в США. В Великую Отечественную войну командовал авиационной дивизией и корпусом. В 1947-49 начальник управления Гражданского воздушного флота. Окончил Военную академию Генштаба (1951). С 1952 работал в Министерстве обороны СССР. Именем Байдукова в 1938 названа улица в Лианозове. |
Байко́в Александр Александрович (1870, Фатеж Курской губернии 1946, Москва), металлург и химик, академик (1932), вице-президент (194245) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Петербургский университет (1893). С 1903 профессор Петербургского политехнического института. С 1943 в Москве. Работал в Институте металлургии АН СССР (с 1948 имени Байкова). Труды по теории металлургических процессов и превращениям в металлах, технологии огнеупоров. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1975 на территории Института металлургии установлен бюст Байкова. |
Расположен в юго-западной части лесопаркового защитного пояса, между Киевским и Минским шоссе. Общая площадь более 1 тыс. га, из них около 40 га - в границах Москвы, в Солнцеве. Создан в 1935. Лесной фонд Баковского лесопарка, представленного 4 отдельными участками, отличается разнообразием породного состава: сосна, ель, дуб, берёза, осина, ольха и др. В зоне лесопарка находятся санатории, дома отдыха, дачные участки, городок писателей «Переделкино» и др. Территория Баковского лесопарка используется в целях рекреации. |
Ба́кулев Александр Николаевич (1890, деревня Невениковская Вятской губернии 1967, Москва), хирург, один из основоположников грудной хирургии в СССР, академик (1948) и президент (195360) Академии медицинских наук СССР, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1960). Ученик С.И. Спасокукоцкого. Окончил медицинский факультет Саратовского университета (1918). Участвовал в первой мировой и Гражданской войнах (191521). С 1926 в Москве. В 192639 ассистент, доцент, профессор факультетской хирургической клиники, в 1939 1941 заведующий госпитальной хирургической клиникой 2-го медицинского института. В годы Великой Отечественной войны главный хирург Резервного фронта, главный хирург эвакогоспиталей Москвы и одновременно (194243) заведующий кафедрой общей и военно-полевой хирургии Первого медицинского института. В 194153 главный хирург Лечсанупра Кремля (впоследствии 4-е Главное управление при Минздраве СССР), одновременно (194367) заведующий факультетской хирургической клиникой 2-го Медицинского института. Последние годы жил в высотном здании на площади Восстания (ныне Кудринская площадь). Основные труды Бакулева посвящены проблемам хирургии желудочно-кишечного тракта, нейрохирургии, урологии, лёгочной и сердечно-сосудистой хирургии. В 1956 основал и возглавил НИИ сердечно-сосудистой хирургии (ныне Центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН), перед зданием которого в 1976 установлен памятник Бакулеву; на здании мемориальная доска. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище. М.Б. Мирский. |
Бакунин Михаил Александрович (1814, село Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 1876, Берн, Швейцария), революционер, идеолог анархизма и народничества. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Служил в армии, с 1835 в отставке, жил в Москве. Примкнул к кружку Станкевича, на собраниях которого в квартире Н.В. Станкевича (Большой Афанасьевский переулок, ныне улица Мясковского, 8) проповедовал идеи немецкой классической философии. С 1836 жил в доме Боткиных (Петроверигский переулок, 4), затем на Новой Басманной улице, с 1839 - на Покровской (с 1918 Бакунинской) улице. На квартирах Бакунина происходили встречи прогрессивной московской молодёжи. С 1840 за границей. Участвовал в европейских революциях 1848-49, в 1851 был выдан австрийскими властями русскому правительству, заключён в Петропавловскую, затем Шлиссельбургскую крепость, в 1857 сослан в Сибирь, в 1861 бежал за границу. Идеи Бакунина оказали значительное влияние на развитие русского революционного движения 70-х гг. XIX в. Литература: Корнилов А.А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; Пирумова Н.М., Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность, М., 1966. |
Баку́нинская у́лица (до 1918 Покровская улица), между Бауманской улицей и Большой Почтовой улицей, к востоку от Садового кольца. Названа по имени М.А. Бакунина. В XVII в. связывала Кремль с селом Рубцовым-Покровским, в котором в 1619 1626 была построена церковь Покрова в Рубцове в память освобождения Москвы в 1612 от польских интервентов. Близ села в первой половине XVII в. находились загородный двор и сад царя Михаила Фёдоровича. Во второй половине XVII в. между современной Бакунинской улицей и р. Яузой располагалась Немецкая слобода. В конце XIX начале XX вв. на Бакунинской улице построен ряд фабрик. С 70-х гг. улица реконструируется. Вблизи станция метро «Бауманская». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Балк Фёдор Николаевич (1670-1738, Москва), московский губернатор в 1734-38. Из семьи лифляндского дворянина фон Балкена, перешедшего в 1653 на русскую службу. Балк входил в число любимых полковых командиров Петра I. Вероятно, Пётр участвовал в устройстве брака Балка со старшей сестрой Анны Монс - Матрёной Ивановной. В 1706-14 служил комендантом г. Эльбинга, в начале 1730-х гг. был рижским вице-губернатором. 17 июня 1734 назначен московским губернатором, с сентября 1734 в Москве. Во время пребывания в Москве уделял внимание ремонту мостов и поддержанию дорог из Москвы в Петербург для передвижения армии, ликвидации пожаров; понёс большие убытки во время пожара 1737, охватившего Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. При Балке продолжались работы по перепланировке города (после пожара 1736, охватившего территорию от Арбата до Плющихи и Новинского монастыря, улицы и переулки в этом районе были выпрямлены и расширены, застройка велась по «образцовым» проектам), а также начатое в 1731 составление плана Москвы (с 1734 под руководством архитектора И.Ф. Мичурина). М.И. Осекина. |
Балка́н название в XVII в. территории к северу от современного Садового кольца, в районе Грохольского переулка и находившегося там же пруда (засыпан в конце 1880-х гг.). Ныне сохраняется в наименовании Большого и Малого Балканских переулков. |
Ба́лчуг местность в Замоскворечье, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, примыкающая к одноименной улице. Название происходит от татарского слова «балчех» грязь, болото, так как здесь после наводнений долго не просыхала почва. Чтобы предотвратить наводнения, старицу Москвы-реки соединили с основным руслом рвами (ровушками или ендовами); отсюда названия Раушская набережная и церковь Георгия в Ендове. Балчуг известен с конца XIV в.; здесь были расположены общественные бани, позже Иван IV Грозный завёл тут кабак для опричников. В XVIXVII вв. здесь находилась одна из царских Садовых слобод (отсюда название Садовнической набережной). Через Москву-реку в XVII в. построен деревянный Москворецкий мост (в XIXXX вв. подвергался перестройкам и реконструкции). Балчуг был местом бойкой торговли съестными припасами и дровами. Множество зданий на Балчуге пострадало от наводнения в 1783; именно после этого в 178386 был создан Водоотводный канал. В 1896 к коронации Николая II на Раушской набережной построена Центральная электрическая станция (ныне МГЭС-1). В 1930-х гг. Раушская и Садовническая набережные реконструированы, построены новые Большой Москворецкий мост и Малый Москворецкий мост. В районе Балчуга находится гостиница «Балчуг-Кемпински». По наблюдениям синоптиков, Балчуг самое тёплое место в Москве: зимой здесь температура воздуха на несколько градусов превышает среднюю по городу. Ю.И. Блох. |
Ба́льмо́нт Константин Дмитриевич (1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт. С 1886 учился на юридическом факультете Московского университета; в 1887 исключался за участие в студенческих «беспорядках» до сентября 1888, через несколько месяцев сам оставил университет. С помощью московских друзей (в том числе профессора Московского университета Н.И. Стороженко) стал получать заказы на переводы. Сблизился с В.Г. Короленко, поддержавшим Бальмонта в начале литературного пути. В 1899 избран членом Общества любителей российской словесности. В числе первых книг Бальмонта изданные в Москве сборники «В безбрежности» (1895), «Горящие здания» (писавшийся в 1899 в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда). С московскими публикациями (сборники «Будем как Солнце», «Только любовь. Семицветник», оба 1903, «Литургия красоты», 1905; книга литературно-критических эссе «Горные вершины», 1904) к поэту пришла слава. В Москве вышло первое «Полное собрание стихов» Бальмонта в 10 томах (1907 1914). В 1901 за антиправительственное стихотворение «Маленький султан» на 2 года лишается права проживания в столичных и университетских городах. В декабре 1905 Бальмонт, по его признанию, «принимал некоторое участие в вооружённом восстании Москвы, больше стихами» (письмо В.В. Обольянинову от 18 сентября 1937; см. Декабрьское вооруженное восстание); сблизился с М. Горьким, сотрудничал в социал-демократической газете «Новая жизнь» и в издаваемом А.В. Амфитеатровым журнале «Красное знамя». 31 декабря 1905 Бальмонт, опасаясь репрессий, нелегально покинул Россию, жил в Париже, много путешествовал, писал путевые очерки, которые также издавал в Москве, куда наезжал время от времени (например, в мае ноябре 1913 после амнистии политическим эмигрантам в связи с 300-летием Дома Романовых). В 1916 вернулся в Москву, жил в Большом Николопесковском переулке, 15. Приветствовал Февральскую революцию, к Октябрьской революции отнёсся резко отрицательно. В июне 1920 покинул Россию. В 1924 в Праге издал книгу воспоминаний «Где мой дом?»; в очерках «Факел в ночи», «Белый сон» рассказал о пережитом зимой 1919 в Новогирееве (ныне часть Москвы). Г.В. Якушева. |
Ба́нки В XVIII начале XX вв. Москва была крупнейшим после Петербурга финансовым центром Российской империи. Банковская система Москвы состояла из казённых и частных кредитных учреждений. В 1754 была открыта Московская контора Дворянского банка. В 1769 в Москве был учреждён казённый Ассигнационный банк (находился сначала на углу Мясницкой улицы и современного Банковского переулка), который в 1786 был преобразован в Московскую контору Государственного ассигнационного банка, реорганизованного в 1818 в Государственный коммерческий банк. В 1860 вместо Государственного коммерческого банка был создан новый Государственный банк с Московской конторой (Неглинный проезд, ныне Неглинная улица, 12, 189395, архитектор К.М. Быковский). Имелись также отделения банков: Государственного крестьянского поземельного (Рождественский бульвар, 12), учреждённого в 1882, и Государственного дворянского земельного (там же) в 1885. Первым частным банком в Москве был Московский купеческий банк (улица Ильинка, 16), основанный в 1866 (первоначальный капитал 5 млн. рублей, к декабрю 1914 27 млн. рублей). Наиболее крупные частные банки: Учётный (Хрустальный переулок, 2), основанный в 1870 (первоначальный капитал 2 млн. рублей, к декабрю 1914 9 млн. рублей); Торговый (улица Ильинка, 12), открыт в 1871 (первоначальный капитал 2 млн. рублей, к декабрю 1914 10 млн. рублей); Соединённый (Рождественка, 9), образован в 1908 путём слияния Международного коммерческого (основан в 1873 в Рязани), Орловского и Южнорусского промышленных банков (первоначальный капитал 7,5 млн. рублей, к декабрю 1914 40 млн. рублей); Частный коммерческий (улица Ильинка, 13), основанный в 1912 (первоначальный капитал 5 млн. рублей, к декабрю 191425 млн. рублей); Народный (Мясницкая улица, 15), основанный в 1912 (первоначальный капитал 1 млн. рублей, к декабрю 1914 4 млн. рублей) и др. Московские частные банки к началу XX в. стали подлинными хозяевами основных отраслей промышленности Москвы. К октябрю 1917 в Москве было 17 частных банков (Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями, Старопанский переулок, 2), а также ряд кредитных учреждений: банкирские конторы, ссудная казна (Настасьинский переулок, 3) и другие банки находились в центре Москвы, для них строились специальные банковские здания, которых особенно много было на улице Ильинке. В конце 1917 начале 1918 все московские банки были национализированы. В Москве находились: Внешторгбанк СССР (Копьевский переулок, 3/5); Госбанк СССР (Неглинная улица, 12, корпус Б), Стройбанк СССР (Тверской бульвар, 13), Международный инвестиционный банк (Пресненский вал, 17) и Международный банк экономического сотрудничества (улица Кузнецкий мост, 15, 1898, архитектор С.С. Эйбушитц). По мере того как в начале 1990-х гг. в Российской Федерации начала складываться двухуровневая банковская система (верхний уровень Центральный банк РФ единый эмиссионный центр страны; второй уровень коммерческие банки), Москва вновь стала средоточием банковского дела в стране. К 1996 в Москве было зарегистрировано около 800 банков и их филиалов (из 2000 по всей России). Московские коммерческие банки играют важную роль в проведении рыночных реформ не только в Москве, но и во всей Российской Федерации. Основные направления их деятельности: кредитование предприятий всех форм собственности, приём депозитов, операция на рынке ценных бумаг. Наряду с этим коммерческие банки участвуют в формировании институтов рыночной системы аудиторских фирм, страховых компаний, инвестиционных, финансовых, трастовых фирм, а также специализированных банков. В 1994 в Международный рейтинг 1000 наиболее крупных и надёжных банков мира впервые были внесены 5 российских (все московские) банков. Московские банки возрождают российские традиции благотворительности и меценатства, поддерживают театры и другие учреждения культуры, организацию выставок, городских праздников и пр. |
Банты́ш-Каме́нский Николай Николаевич (1737, Нежин 1814, Москва), историк. Из дворян. Учился в Киевской духовной академии (174554). В конце 1754 переехал в Москву по приглашению своего дяди со стороны матери Амвросия Зертис-Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, затем архиепископа Московского и Калужского (убит в Москве во время эпидемии чумы 1771). Учился в Московской духовной академии (175458) и Московском университете (175862). С 1762 служил в Московском архиве государственной Коллегии иностранных дел (нотариус, с 1765 переводчик, с 1783 управляющий). Упорядочил архивные материалы и составил свыше 70 описей архивных документов. Подготовил описания рукописей, касающихся отношений с Польшей, Турцией, Китаем и др. Основные труды «Обзор внешних сношений России (по 1800 год)» (ч. 14, опубликованы в 18941902) содержит краткое изложение документов архива о посольствах между российскими монархами и европейскими державами, дипломатической переписки и договоров. В 1811 возглавил созданную при архиве Комиссию печатания государственных грамот и договоров. Подготовил к печати первый том «Собрания государственных грамот и договоров» (1813). Издал ряд учебников. В 1812 руководил эвакуацией важнейших документов архива в Нижний Новгород. После возвращения в Москву поселился во флигеле архива (дом Бантыш-Каменского и его библиотека погибли во время пожара Москвы), продолжил работу по разбору и систематизации документов архива. Литература: Бантыш-Каменский Д.Н., Словарь достопамятных людей русской земли, ч. 1, М., 1836, с. 8594. П.И. Руднев. |
Барановский Пётр Дмитриевич (1892, село Шуйское Смоленской губернии - 1984, Москва), архитектор-реставратор, автор новых методов исследования и восстановления памятников архитектуры. Открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки. В 1920-30-х гг. активный сторонник музеефикации архитектурных памятников, инициатор создания первого в России музея под открытым небом в Коломенском. В Москве составлял обмеры и фиксировал этапы разборки Казанского собора на Красной площади (1923-33), церкви Николая Чудотворца в Мясниках (1928), реставрировал палаты Голицына (1923) и Троекурова (1928), архитектурные памятники усадьбы Коломенское, в том числе церковь Вознесения (1923-28), церковь-колокольню Георгия Победоносца (1923-33), Водовзводную башню (1923-26), Казанскую церковь (1925-28); Львиные ворота усадьбы Измайлово (1928-36), церковь Трифона в Напрудном (1934-37), трапезную Андроникова монастыря (1947-49), ансамбль Крутицкого подворья (1947-84). Своей активной деятельностью в защиту разрушаемых памятников архитектуры навлёк на себя репрессии со стороны властей; был выслан в г. Мариинск (1933-36). Похоронен на кладбище Донского монастыря. |
Бара́нский Николай Николаевич (1881, Томск - 1963, Москва), основатель отечественной экономической географии, член-корреспондент АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1962). Учился в Томском университете, из которого был исключён за активное участие в революционной деятельности. В 1914 окончил Московский коммерческий институт. С 1903 профессиональный революционер. В 1916-18 из-за тяжёлой болезни горла отошёл от активной деятельности. С 1918 одновременно занимался педагогической и научной деятельностью в области экономической географии. Основал кафедры экономической географии в нескольких вузах, в том числе в Московском университете (1929), которую возглавлял до 1946. Под руководством Баранского сформировалось районное направление в экономической географии, создана научная отрасль - география городов. Автор ряда учебников по экономической географии СССР для средних школ (16 изданий, с 1935), трудов по социально-экономической географии и экономической картографии (в том числе «Экономическая география. Экономическая картография», 2 изд., 1960). Государственная премия СССР (1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище. |
Бараты́нский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800, село Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии 1844, Неаполь), поэт. Потомок древнего дворянского польского рода. В 180810 (до смерти отца) жил в Москве. Обучался в петербургском Пажеском корпусе, был исключён оттуда за серьёзный проступок, в результате чего, в соответствии с высочайшим повелением, служил солдатом (Петербург), затем унтер-офицером (Финляндия); получив первый офицерский чин, вышел в 1826 в отставку и поселился в Москве. Здесь Баратынский сблизился с П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым, стал частым гостем в салоне З.А. Волконской (Тверская улица, 14), где встречался с А.С. Пушкиным (7 февраля 1831 был в числе друзей поэта, приглашённых на предсвадебный «мальчишник» в квартиру на Арбате, 52), П.Я. Чаадаевым, Д.В. Веневитиновым, А. Мицкевичем и др. Бывал в салоне А.П. Елагиной «республике у Красных ворот», как его называли в Москве. Здесь завязались дружба Баратынского с сыном хозяйки салона И.В. Киреевским, знакомства с В.Ф. Одоевским, Н.М. Языковым, С.П. Шевырёвым, М.П. Погодиным. Осенью 1825 в доме Давыдова Баратынский познакомился с А.Л. Энгельгардт, 9 июня 1826 женился на ней и с тех пор жил в московском доме своего тестя (Большой Чернышёвский переулок, ныне Вознесенский переулок, 6; перестроен в 1853), а с 1835 в собственном доме на Спиридоновке (не сохранился; предположительно, на месте теперешних № 1416). Жизнь в Москве прерывалась долговременными отъездами в казанское поместье тестя, управление которым было возложено на Баратынского, и собственное родовое имение Мару. В 1836, после смерти тестя, Баратынский вступил во владение его подмосковной усадьбой Мураново, где в 184143 жил почти безвыездно и где по собственным чертежам построил новый дом. Своеобразный дух Москвы с её укладом старинного барства и одновременно живой восприимчивостью ко всему новомодному, с её гостеприимством, уютом и жизнелюбием глубоко прочувствован поэтом и с поразительной точностью ви́дения и лёгкой, изящной насмешливостью передан в поэмах «Бал», «Пиры», «Цыганка» («Наложница»). В Москве вышли три прижизненных собрания стихотворений поэта (1827, 1835 и 1842). Поэт участвовал и в деятельности многих московских периодических изданий: альманахе «Мнемозина» В.К. Кюхельбекера и Одоевского, журналах «Московский телеграф», «Московский наблюдатель», «Московский вестник» (Погодина), «Европеец» (Киреевского) и др. В 1843 Баратынский с семьёй отправился в европейское путешествие, где внезапно умер. Литература: Хетсо Г., Е. Баратынский. Жизнь и творчество, Осло, 1973 (на русском языке); Голубков Д.Н., Недуг бытия. Хроника дней Е. Баратынского, М., 1974. Г.С. Зобин. |
Находилась в восточной части Земляного города, близ Покровских ворот Белого города. Возникла в XVI в. Была заселена «барашами» - царскими шатерничими, которые во время походов расставляли шатры. Сохранились церковь Введения в Барашах (1688-1701, Барашевский переулок, 8) и церковь Воскресения в Барашах (1734, Покровка, 26/1, перестроена). Название сохранилось в наименовании Барашевского переулка. |
Ба́рди́н Иван Павлович (1883, село Широкий Уступ Саратовской губернии - 1960, Москва), металлург, академик (1932), вице-президент АН СССР (с 1942), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Киевский политехнический институт (1910). С 1937 в Москве. Директор Института металлургии АН СССР (с 1939) и Центрального НИИ чёрной металлургии (с 1944). Основные труды по проектированию металлургических заводов и созданию металлургических агрегатов, интенсификации доменных и сталеплавильных процессов, по освоению и комплексному использованию новых видов металлургического сырья. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1942, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Бардина названа улица (бывший 4-й Академический проезд), его имя присвоено Центральному НИИ чёрной металлургии (1960), на здании института (2-я Бауманская улица, 9/23) - мемориальная доска. |
Ба́рма архитектор середины XVI в. Выстроил совместно с Посником Яковлевым храм Василия Блаженного (собственно, Покровский собор что на Рву), уникальный архитектурный монумент, в котором присущая московскому зодчеству XVI в. идея столпообразного храма-памятника нашла развитие в неповторимом по своему пластическому богатству сочетании 9 столпообразных объёмов, объединённых общим цоколем и крытой галереей. Существующее предположение, что Барма и Посник одно и то же лицо, опровергается тем, что в письменных источниках XVII в. речь идёт о двух мастерах. Литература: Брунов Н.И., Храм Василия Блаженного в Москве, М., 1988. |
Ба́рнет Борис Васильевич (1902, Москва 1965, Рига), актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств УССР (1951). Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся. Был боксёром. Учился в Государственном техникуме кинематографии в мастерской Л.В. Кулешова. Снимался в фильмах: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Мисс Менд» (1926), «Подвиг разведчика» (1947; режиссёр фильма). Дебютировал в режиссуре комедией «Девушка с коробкой» (1928). Мастерство и выразительность натурных съёмок Москвы, достоверность в передаче атмосферы времени отличали фильм Барнета «Дом на Трубной» (1928) о судьбе деревенской девушки, приехавшей в столицу. Фильм «Окраина», рассказывавший, как события первой мировой войны и революции отразились на жизни маленького провинциального городка России, вошёл в золотой фонд киноискусства. Среди других фильмов: «У самого синего моря» (1936), «Щедрое лето» (1951), «Аннушка» (1959), «Алёнка» (1962), «Полустанок» (1963). Государственная премия СССР (1948). Литература: Кушниров М.А., Жизнь и фильмы Бориса Барнета, М., 1977. |
Павильон "Грот" в усадьбе Кусково. Москва. баро́кко стиль в архитектуре конца XVI середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом АпраксиныхТрубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» в Кускове (175575, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др. Литература: Виппер Б.Р., Архитектура русского барокко, М., 1978. |
Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро). «Баррика́дная» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1972. Архитекторы А.Ф. Стрелков, В.Г. Поликарпова. Наземный вестибюль находится на Баррикадной улице. В художественном оформлении станции участвовали Х.М. Рысин, Д.Я. Бодниек, И.А. Долган, Б.С. Широков. В отделке станционного зала использован красный мрамор, путевые стены облицованы мрамором различных оттенков. Пол выложен тёмным гранитом. Станция соединена переходом со станцией метро «Краснопресненская». |
Ба́рсов Елпидифор Васильевич (1836, село Логиново Череповецкого уезда Новгородской губернии 1917, Москва), историк литературы, археограф, коллекционер, статский советник (1885). Из семьи священника. Окончил Петербургскую духовную академию (1861), преподавал в духовной семинарии в Петрозаводске. С 1870 в Москве (снимал квартиру на Патриарших прудах, затем жил в собственном доме на Шаболовке; описан В.А. Гиляровским в книге «Москва и москвичи»), библиотекарь, затем заведующий отделом древних рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея, с 1883 хранитель, затем библиотекарь Дашковского этнографического музея. Член Общества любителей российской словесности (с 1870), ОИДР (секретарь общества в 18811907, редактор его «Чтений»). Автор многочисленных научных работ и публикаций документов и материалов по истории, этнографии, фольклору русского Севера, памятников древнерусской письменности. Один из организаторов Всероссийской антропологической выставки в Москве (1879), для которой составил «Программу по собиранию этнографических данных...» (1878) и описание её этнографического отдела. В начале XX в. Барсов участвовал в «чтениях» для рабочих, организованных в Историческом музее. С конца 1850-х гг. собирал древние акты и рукописи (к началу XX в. в его коллекции было свыше 1500 рукописей по истории раскола и старообрядчества; многочисленное собрание рукописей духовного и светского содержания, рукописных и старопечатных книг). В 1914 рукописное собрание Барсова (2728 рукописей XVXIX вв.) и старопечатные книги поступили в Исторический музей. Литература: Малицкий Г.Л., Щепкин В.Н., Рукописи Е. В. Барсова, М., 1915; Гиляровский В.А., Москва и москвичи, М., 1985, с. 13548. Н.М. Полунина, А.И. Фролов. |