Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАР")

Бабанова Мария Ивановна

Баба́нова Мария Ивановна (1900, Москва — 1983, там же), актриса, народная артистка СССР (1954). Училась в Коммерческом училище, некоторое время — на Высших женских курсах. В 1919 поступила в театральную студию, которой руководил Ф.Ф. Комиссаржевский. После его отъезда за границу перешла в руководимую В.Э. Мейерхольдом студию (Государственные высшие режиссёрские мастерские), которая после ряда реорганизаций вошла в состав Театра имени Мейерхольда. В 1922 была принята в труппу Театра Революции; в 1922—27 работала одновременно в двух театрах, а с 1927 и до конца жизни — в Театре Революции (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). Совместная работа с Мейерхольдом оказала огромное влияние на творческий путь актрисы. Полина в «Доходном месте» А.Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, сделанные Бабановой под руководством Мейерхольда, становились событиями в театральной жизни Москвы. Среди лучших ролей, сыгранных в конце 1920-х — 30-е гг.: мальчик Гога («Человек с портфелем» А.М. Файко, 1928), Анка («Поэма о топоре», 1931), Колокольчикова («Мой друг», 1932), Маша («После бала», 1934, все Н.Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1935), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги, 1937). Классической стала роль Тани («Таня» А.Н. Арбузова, 1939), в которой наиболее ярко отразились особенности актёрской индивидуальности Бабановой: лиризм, эмоциональность в сочетании с актёрской выразительностью формы, точностью и строгостью стиля игры. Особую роль в сценическом облике Бабановой приобрело звучание её голоса — высокого и очень мелодичного.

С конца 40-х гг. играла нечасто. Среди ролей: Софья («Зыковы» М. Горького, 1951), Лидия Самойловна («Мария» А.Д. Салынского, 1970), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1971). Последняя роль — Жена в спектакле МХАТа «Всё кончено» Э. Олби (1979). Государственная премия СССР (1941). Жила на улице Москвина (ныне Петровский переулок, 5; мемориальная доска). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: Туровская М., Бабанова. Легенда и биография, М., 1981.

Бабий городок

Ба́бий городо́к в XVII—XVIII вв. название местности на правом берегу Москвы-реки, между современной Крымской набережной и улицей Большая Якиманка. Связано с укреплением берега сваями, которые вбивались в землю подвесным молотом — так называемой бабой. Выше Большого Каменного моста, между Берсеневской набережной и Пречистенской набережной, была построена Бабьегородская плотина. Название сохранилось в наименовании 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. В 1836 для увеличения судоходных глубин во время весеннего ледохода разбиралась, после паводка собиралась. Для судоходного сообщения с нижележащим участком реки использовался Водоотводный канал, в конце которого одновременно с Бабьегородской плотиной была построена Краснохолмская плотина со шлюзом. Бабьегородская плотина разобрана в 1937 после сооружения Канала имени Москвы и ввода в эксплуатацию Перервинского гидроузла.

Бабочкин Борис Андреевич

Бабочкин Борис Андреевич (1904, Саратов - 1975, Москва), актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). В 1921 окончил московскую театральную студию «Молодые мастера» (ученик И.Н. Певцова), до 1927 играл в театрах провинции и Москвы, затем Ленинграда. С 1940 в Москве: в Театре имени Евг. Вахтангова (1940-47, актёр и режиссёр), в Малом театре (1948-51 и с 1955, актёр и режиссёр), в Театре имени А.С. Пушкина (1952-53, главный режиссёр). Наиболее значительные театральные роли: Влас в «Дачниках» М. Горького (1939), Клаверов в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1953), Иванов в «Иванове» А.П. Чехова (1960; режиссёр спектакля). Режиссёрский дебют - «Нора» Г. Ибсена (1935); среди других театральных постановок: «Царь Потап» А.А. Копкова (1940), «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (1947), «Дачники» (1964) и «Фальшивая монета» Горького (1972), «Гроза» А.Н. Островского (1974). В кино с 1927. Снялся в более чем 25 фильмах: «Подруги» (1936), «Оборона Царицына» (1942), «Фронт» (1943), «Родные поля» (1945, собственная постановка), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975; Государственная премия СССР, 1977, посмертно). Бабочкин обладал мастерством перевоплощения, широтой актёрского диапазона, был одинаково убедителен в ролях как положительных, так и отрицательных героев. Вершина его творчества - главная роль в фильме «Чапаев» братьев Васильевых (1934; Государственная премия СССР, 1941), где артист создал обобщённо-фольклорный и одновременно глубоко индивидуальный образ. С 1944 преподавал во ВГИКе (с 1966 профессор). Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: В театре и кино, М., 1968.

Литература: Парфенов Л., Б. Бабочкин, М., 1978.

Бабухин Александр Иванович

Бабу́хин Александр Иванович (1835, Орловская губерния — 1891, Москва), основатель московской школы гистофизиологов. Из семьи военного. Поступив на математический факультет Московского университета, затем перешёл на медицинский факультет, который закончил в 1859. В 1863—65 работал в физиологических лабораториях Вюрцбурга, Вены, Лейпцига. С 1865 профессор кафедры физиологии Московского университета; с 1869 до конца жизни руководил кафедрой гистологии. Блестящие лекции Бабухина привлекали студентов всех факультетов и сделали его одним из наиболее популярных профессоров Московского университета. Одним из первых (1868) установил наличие тонких волоконец (фибрилл) в нервных волокнах; открыл двустороннее проведение возбуждения по нерву (1877); был одним из основоположников сравнительной гистологии в России. Похоронен на кладбище Данилова монастыря. В 1926 имя Бабухина было присвоено Московской городской клинической больнице № 24.

Литература: Метелкин А., Алов И., Хесин Я., А.И. Бабухин — основоположник московской школы гистологов и бактериологов, М., 1955.

А.Б.

Бабушкин

Местность на севере Москвы, ранее город Московской области. Соседствует на западе с Медведковом; назван в 1939 по имени лётчика М.С. Бабушкина. В конце XIX в. при платформе Лосиноостровская возник дачный посёлок Лосиноостровский. В начале XX в. близ него создана сортировочная станция с локомотивным и вагонным депо Ярославской железной дороги. В 1925 посёлок преобразован в г. Лосиноостровск. В 30-х гг. здесь сооружён завод по производству оборудования для железнодорожных систем сигнализации. В 40-60-х гг. открыты фабрики мебельная и музыкальных инструментов, комбинат строительных деталей. С 1960 в черте Москвы. С 60-х гг. ведётся большое жилищное строительство. Основные улицы: Лётчика Бабушкина, Менжинского, Рудневой, Изумрудная, Норильская. Станция метро «Бабушкинская».

Бабушкин Михаил Сергеевич

Ба́бушкин Михаил Сергеевич (1893 - 1938), полярный лётчик, Герой Советского Союза (1937). Родился в деревне Бордино, близ посёлка Лосиноостровский (который в 1939-60 назывался по имени Бабушкина - г. Бабушкин). Окончил Гатчинскую военную авиационную школу (1915). С 1923 работал в Арктике: участвовал в спасении экспедиции У. Нобиле (1928), в экспедициях на пароходе «Челюскин» (1933) и ледокольном пароходе «Садко» (1935), в высадке дрейфующей станции «Северный полюс-1» (1937). Погиб в авиакатастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1964 бывшая Каляевская улица в Бабушкине и часть Осташковского шоссе названа улицей Лётчика Бабушкина. Именем Бабушкина названа станция метро («Бабушкинская»). В Бабушкинском ПКиО установлен памятник лётчику.

«Бабушкинская»

Станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978. Архитекторы В.И. Клоков, Л.Н. Попов. Станция односводчатая, монолитно-сборной конструкции. Выходы расположены на пересечении улиц Енисейская и Менжинского. Художественное оформление посвящено освоению Арктики (автор А.М. Мосийчук). В облицовке стен станции использован светлый мрамор. Пол выложен серым гранитом.

Бабьегородская плотина

Бабьегоро́дская плоти́на в статье Бабий городок.

«Багратионовская»

Наземная станция метро Филёвской линии. Открыта в 1961. Архитекторы Р.И. Погребной, В.А. Черемин. Станционный зал сооружён из унифицированных конструкций. Лёгкие остеклённые вестибюли находятся на улице Барклая, близ Багратионовского проезда. В отделке станционного зала использован светлый мрамор.

Баженов Василий Иванович

Баженов Василий Иванович (1737, село Дольское Калужской губернии (по другим сведениям, 1738, Москва) - 1799, Петербург), архитектор, график. Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Московский университет, в 1756 перевёлся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С.И. Чевакинского. В 1758-60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.В. Валлен-Деламота. В 1760-62 как пенсионер Академии художеств - в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762-64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 её вице-президент. В 1767-92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлёвского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращённого к Москве-реке, за линию кремлёвских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, строительство остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная церковь «Всех Скорбящих Радости» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры XVII в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774-75, известны по рисункам М.Ф. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н.И. Новикову. Среди графических работ Баженова - панорама Царицына (тушь, акварель, перо, кисть, 1776, ГНИМА). Именем Баженова в 1965 названа бывшая Крестьянская улица в Царицыне.

Литература: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М.А., Баженов, М., 1954; Пигалев В.А., Баженов, М., 1980; Разгонов С.Н., В.И. Баженов, М., 1985; Архитектор В.И. Баженов, М., 1987.

Баженов Николай Николаевич

Баженов Николай Николаевич (1857, Киев - 1923, Москва), психиатр, общественный деятель, один из инициаторов возрождения русского масонства. Из дворян. Учился в 1-й (1869-71) и 2-й (1871-76) московских классических гимназиях и на медицинском факультете Московского университета (1876-81). В 1881-83 работал под руководством С.С. Корсакова в частной психиатрической клинике в Сокольниках. В созданной им психиатрической больнице Рязанского земства впервые в России ввёл семейный патронаж (1887). В 1890 участвовал в создании Московской временной психиатрической больницы (на Ноевой даче), при которой также организовал семейный патронаж (в селе Семёновском, 1892). С 1902 приват-доцент Московского университета. Один из организаторов медицинского факультета Высших женских курсов, где в 1906 создал и возглавил кафедру психиатрии; одновременно (с 1904) главный врач Преображенской психиатрической больницы. Вёл курс психологии сцены при МХТ (1906). Первый председатель Русского союза невропатологов и психиатров (1911-16), один из организаторов и председателей V Международного конгресса по призрению и лечению психически больных (Москва, 1913).

Член Психологического общества (1887), Общества психиатров и невропатологов (1891), Общества любителей российской словесности (1902), Литературно-художественного кружка (в 1906-11 председатель). Как участник движения народовольцев подвергался аресту (1886). Член партии кадетов (с 1905). Участвовал в создании масонских лож в различных городах России, в том числе в Москве (ложа «Возрождение», 1906). Благодаря активной общественной деятельности, участию в литературной жизни столицы и широкому кругу знакомых пользовался в Москве большой популярностью; среди современников слыл «достопримечательностью Москвы». В 1916 был прикомандирован к Русскому экспедиционному корпусу во Франции, где оставался до 1923. Через несколько дней после возвращения в Москву умер. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

А.Г. Гериш.

Байдуков Георгий Филиппович

Байдуко́в Георгий Филиппович (1907, разъезд Тарышта Омской железной дороги - 1994, Москва), генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). Вместе с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым в 1936 совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (остров Удд), в 1937 - через Северный полюс в США. В Великую Отечественную войну командовал авиационной дивизией и корпусом. В 1947-49 начальник управления Гражданского воздушного флота. Окончил Военную академию Генштаба (1951). С 1952 работал в Министерстве обороны СССР. Именем Байдукова в 1938 названа улица в Лианозове.

Байков Александр Александрович

Байко́в Александр Александрович (1870, Фатеж Курской губернии — 1946, Москва), металлург и химик, академик (1932), вице-президент (1942—45) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Петербургский университет (1893). С 1903 профессор Петербургского политехнического института. С 1943 в Москве. Работал в Институте металлургии АН СССР (с 1948 имени Байкова). Труды по теории металлургических процессов и превращениям в металлах, технологии огнеупоров. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1975 на территории Института металлургии установлен бюст Байкова.

Баковский лесопарк

Расположен в юго-западной части лесопаркового защитного пояса, между Киевским и Минским шоссе. Общая площадь более 1 тыс. га, из них около 40 га - в границах Москвы, в Солнцеве. Создан в 1935. Лесной фонд Баковского лесопарка, представленного 4 отдельными участками, отличается разнообразием породного состава: сосна, ель, дуб, берёза, осина, ольха и др. В зоне лесопарка находятся санатории, дома отдыха, дачные участки, городок писателей «Переделкино» и др. Территория Баковского лесопарка используется в целях рекреации.

Бакулев Александр Николаевич

Ба́кулев Александр Николаевич (1890, деревня Невениковская Вятской губернии — 1967, Москва), хирург, один из основоположников грудной хирургии в СССР, академик (1948) и президент (1953—60) Академии медицинских наук СССР, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1960). Ученик С.И. Спасокукоцкого. Окончил медицинский факультет Саратовского университета (1918). Участвовал в первой мировой и Гражданской войнах (1915—21). С 1926 в Москве. В 1926—39 ассистент, доцент, профессор факультетской хирургической клиники, в 1939 — 1941 заведующий госпитальной хирургической клиникой 2-го медицинского института. В годы Великой Отечественной войны главный хирург Резервного фронта, главный хирург эвакогоспиталей Москвы и одновременно (1942—43) заведующий кафедрой общей и военно-полевой хирургии Первого медицинского института. В 1941—53 главный хирург Лечсанупра Кремля (впоследствии 4-е Главное управление при Минздраве СССР), одновременно (1943—67) заведующий факультетской хирургической клиникой 2-го Медицинского института. Последние годы жил в высотном здании на площади Восстания (ныне Кудринская площадь).

Основные труды Бакулева посвящены проблемам хирургии желудочно-кишечного тракта, нейрохирургии, урологии, лёгочной и сердечно-сосудистой хирургии. В 1956 основал и возглавил НИИ сердечно-сосудистой хирургии (ныне Центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН), перед зданием которого в 1976 установлен памятник Бакулеву; на здании — мемориальная доска. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

М.Б. Мирский.

Бакунин Михаил Александрович

Бакунин Михаил Александрович (1814, село Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 1876, Берн, Швейцария), революционер, идеолог анархизма и народничества. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Служил в армии, с 1835 в отставке, жил в Москве. Примкнул к кружку Станкевича, на собраниях которого в квартире Н.В. Станкевича (Большой Афанасьевский переулок, ныне улица Мясковского, 8) проповедовал идеи немецкой классической философии. С 1836 жил в доме Боткиных (Петроверигский переулок, 4), затем на Новой Басманной улице, с 1839 - на Покровской (с 1918 Бакунинской) улице. На квартирах Бакунина происходили встречи прогрессивной московской молодёжи. С 1840 за границей. Участвовал в европейских революциях 1848-49, в 1851 был выдан австрийскими властями русскому правительству, заключён в Петропавловскую, затем Шлиссельбургскую крепость, в 1857 сослан в Сибирь, в 1861 бежал за границу. Идеи Бакунина оказали значительное влияние на развитие русского революционного движения 70-х гг. XIX в.

Литература: Корнилов А.А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; Пирумова Н.М., Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность, М., 1966.

Бакунинская улица

Баку́нинская у́лица (до 1918 Покровская улица), между Бауманской улицей и Большой Почтовой улицей, к востоку от Садового кольца. Названа по имени М.А. Бакунина. В XVII в. связывала Кремль с селом Рубцовым-Покровским, в котором в 1619 — 1626 была построена церковь Покрова в Рубцове в память освобождения Москвы в 1612 от польских интервентов. Близ села в первой половине XVII в. находились загородный двор и сад царя Михаила Фёдоровича. Во второй половине XVII в. между современной Бакунинской улицей и р. Яузой располагалась Немецкая слобода. В конце XIX — начале XX вв. на Бакунинской улице построен ряд фабрик. С 70-х гг. улица реконструируется. Вблизи — станция метро «Бауманская».

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балк Фёдор Николаевич

Балк Фёдор Николаевич (1670-1738, Москва), московский губернатор в 1734-38. Из семьи лифляндского дворянина фон Балкена, перешедшего в 1653 на русскую службу. Балк входил в число любимых полковых командиров Петра I. Вероятно, Пётр участвовал в устройстве брака Балка со старшей сестрой Анны Монс - Матрёной Ивановной. В 1706-14 служил комендантом г. Эльбинга, в начале 1730-х гг. был рижским вице-губернатором. 17 июня 1734 назначен московским губернатором, с сентября 1734 в Москве. Во время пребывания в Москве уделял внимание ремонту мостов и поддержанию дорог из Москвы в Петербург для передвижения армии, ликвидации пожаров; понёс большие убытки во время пожара 1737, охватившего Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. При Балке продолжались работы по перепланировке города (после пожара 1736, охватившего территорию от Арбата до Плющихи и Новинского монастыря, улицы и переулки в этом районе были выпрямлены и расширены, застройка велась по «образцовым» проектам), а также начатое в 1731 составление плана Москвы (с 1734 под руководством архитектора И.Ф. Мичурина).

М.И. Осекина.

Балкан

Балка́н название в XVII в. территории к северу от современного Садового кольца, в районе Грохольского переулка и находившегося там же пруда (засыпан в конце 1880-х гг.). Ныне сохраняется в наименовании Большого и Малого Балканских переулков.

Балчуг

Ба́лчуг местность в Замоскворечье, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, примыкающая к одноименной улице. Название происходит от татарского слова «балчех» — грязь, болото, так как здесь после наводнений долго не просыхала почва. Чтобы предотвратить наводнения, старицу Москвы-реки соединили с основным руслом рвами (ровушками или ендовами); отсюда названия — Раушская набережная и церковь Георгия в Ендове. Балчуг известен с конца XIV в.; здесь были расположены общественные бани, позже Иван IV Грозный завёл тут кабак для опричников. В XVI—XVII вв. здесь находилась одна из царских Садовых слобод (отсюда название Садовнической набережной). Через Москву-реку в XVII в. построен деревянный Москворецкий мост (в XIX—XX вв. подвергался перестройкам и реконструкции). Балчуг был местом бойкой торговли съестными припасами и дровами. Множество зданий на Балчуге пострадало от наводнения в 1783; именно после этого в 1783—86 был создан Водоотводный канал. В 1896 к коронации Николая II на Раушской набережной построена Центральная электрическая станция (ныне МГЭС-1). В 1930-х гг. Раушская и Садовническая набережные реконструированы, построены новые Большой Москворецкий мост и Малый Москворецкий мост. В районе Балчуга находится гостиница «Балчуг-Кемпински». По наблюдениям синоптиков, Балчуг — самое тёплое место в Москве: зимой здесь температура воздуха на несколько градусов превышает среднюю по городу.

Ю.И. Блох.

Бальмонт Константин Дмитриевич

Ба́льмо́нт Константин Дмитриевич (1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии — 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт. С 1886 учился на юридическом факультете Московского университета; в 1887 исключался за участие в студенческих «беспорядках» до сентября 1888, через несколько месяцев сам оставил университет. С помощью московских друзей (в том числе профессора Московского университета Н.И. Стороженко) стал получать заказы на переводы. Сблизился с В.Г. Короленко, поддержавшим Бальмонта в начале литературного пути. В 1899 избран членом Общества любителей российской словесности. В числе первых книг Бальмонта — изданные в Москве сборники «В безбрежности» (1895), «Горящие здания» (писавшийся в 1899 в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда). С московскими публикациями (сборники «Будем как Солнце», «Только любовь. Семицветник», оба — 1903, «Литургия красоты», 1905; книга литературно-критических эссе «Горные вершины», 1904) к поэту пришла слава. В Москве вышло первое «Полное собрание стихов» Бальмонта в 10 томах (1907 — 1914). В 1901 за антиправительственное стихотворение «Маленький султан» на 2 года лишается права проживания в столичных и университетских городах. В декабре 1905 Бальмонт, по его признанию, «принимал некоторое участие в вооружённом восстании Москвы, больше — стихами» (письмо В.В. Обольянинову от 18 сентября 1937; см. Декабрьское вооруженное восстание); сблизился с М. Горьким, сотрудничал в социал-демократической газете «Новая жизнь» и в издаваемом А.В. Амфитеатровым журнале «Красное знамя». 31 декабря 1905 Бальмонт, опасаясь репрессий, нелегально покинул Россию, жил в Париже, много путешествовал, писал путевые очерки, которые также издавал в Москве, куда наезжал время от времени (например, в мае — ноябре 1913 после амнистии политическим эмигрантам в связи с 300-летием Дома Романовых). В 1916 вернулся в Москву, жил в Большом Николопесковском переулке, 15. Приветствовал Февральскую революцию, к Октябрьской революции отнёсся резко отрицательно. В июне 1920 покинул Россию. В 1924 в Праге издал книгу воспоминаний «Где мой дом?»; в очерках «Факел в ночи», «Белый сон» рассказал о пережитом зимой 1919 в Новогирееве (ныне часть Москвы).

Г.В. Якушева.

Банки

Ба́нки В XVIII — начале XX вв. Москва была крупнейшим после Петербурга финансовым центром Российской империи. Банковская система Москвы состояла из казённых и частных кредитных учреждений. В 1754 была открыта Московская контора Дворянского банка. В 1769 в Москве был учреждён казённый Ассигнационный банк (находился сначала на углу Мясницкой улицы и современного Банковского переулка), который в 1786 был преобразован в Московскую контору Государственного ассигнационного банка, реорганизованного в 1818 в Государственный коммерческий банк. В 1860 вместо Государственного коммерческого банка был создан новый Государственный банк с Московской конторой (Неглинный проезд, ныне Неглинная улица, 12, 1893—95, архитектор К.М. Быковский). Имелись также отделения банков: Государственного крестьянского поземельного (Рождественский бульвар, 12), учреждённого в 1882, и Государственного дворянского земельного (там же) — в 1885. Первым частным банком в Москве был Московский купеческий банк (улица Ильинка, 16), основанный в 1866 (первоначальный капитал 5 млн. рублей, к декабрю 1914 — 27 млн. рублей). Наиболее крупные частные банки: Учётный (Хрустальный переулок, 2), основанный в 1870 (первоначальный капитал 2 млн. рублей, к декабрю 1914 — 9 млн. рублей); Торговый (улица Ильинка, 12), открыт в 1871 (первоначальный капитал 2 млн. рублей, к декабрю 1914— 10 млн. рублей); Соединённый (Рождественка, 9), образован в 1908 путём слияния Международного коммерческого (основан в 1873 в Рязани), Орловского и Южнорусского промышленных банков (первоначальный капитал 7,5 млн. рублей, к декабрю 1914 — 40 млн. рублей); Частный коммерческий (улица Ильинка, 13), основанный в 1912 (первоначальный капитал 5 млн. рублей, к декабрю 1914—25 млн. рублей); Народный (Мясницкая улица, 15), основанный в 1912 (первоначальный капитал 1 млн. рублей, к декабрю 1914 — 4 млн. рублей) и др. Московские частные банки к началу XX в. стали подлинными хозяевами основных отраслей промышленности Москвы. К октябрю 1917 в Москве было 17 частных банков (Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями, Старопанский переулок, 2), а также ряд кредитных учреждений: банкирские конторы, ссудная казна (Настасьинский переулок, 3) и другие банки находились в центре Москвы, для них строились специальные банковские здания, которых особенно много было на улице Ильинке.

В конце 1917 — начале 1918 все московские банки были национализированы. В Москве находились: Внешторгбанк СССР (Копьевский переулок, 3/5); Госбанк СССР (Неглинная улица, 12, корпус Б), Стройбанк СССР (Тверской бульвар, 13), Международный инвестиционный банк (Пресненский вал, 17) и Международный банк экономического сотрудничества (улица Кузнецкий мост, 15, 1898, архитектор С.С. Эйбушитц).

По мере того как в начале 1990-х гг. в Российской Федерации начала складываться двухуровневая банковская система (верхний уровень — Центральный банк РФ — единый эмиссионный центр страны; второй уровень — коммерческие банки), Москва вновь стала средоточием банковского дела в стране. К 1996 в Москве было зарегистрировано около 800 банков и их филиалов (из 2000 по всей России). Московские коммерческие банки играют важную роль в проведении рыночных реформ не только в Москве, но и во всей Российской Федерации. Основные направления их деятельности: кредитование предприятий всех форм собственности, приём депозитов, операция на рынке ценных бумаг. Наряду с этим коммерческие банки участвуют в формировании институтов рыночной системы — аудиторских фирм, страховых компаний, инвестиционных, финансовых, трастовых фирм, а также специализированных банков. В 1994 в Международный рейтинг 1000 наиболее крупных и надёжных банков мира впервые были внесены 5 российских (все московские) банков. Московские банки возрождают российские традиции благотворительности и меценатства, поддерживают театры и другие учреждения культуры, организацию выставок, городских праздников и пр.

Бантыш-Каменский Николай Николаевич

Банты́ш-Каме́нский Николай Николаевич (1737, Нежин — 1814, Москва), историк. Из дворян. Учился в Киевской духовной академии (1745—54). В конце 1754 переехал в Москву по приглашению своего дяди со стороны матери Амвросия Зертис-Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, затем архиепископа Московского и Калужского (убит в Москве во время эпидемии чумы 1771). Учился в Московской духовной академии (1754—58) и Московском университете (1758—62). С 1762 служил в Московском архиве государственной Коллегии иностранных дел (нотариус, с 1765 переводчик, с 1783 управляющий). Упорядочил архивные материалы и составил свыше 70 описей архивных документов. Подготовил описания рукописей, касающихся отношений с Польшей, Турцией, Китаем и др. Основные труды — «Обзор внешних сношений России (по 1800 год)» (ч. 1—4, опубликованы в 1894—1902) содержит краткое изложение документов архива о посольствах между российскими монархами и европейскими державами, дипломатической переписки и договоров. В 1811 возглавил созданную при архиве Комиссию печатания государственных грамот и договоров. Подготовил к печати первый том «Собрания государственных грамот и договоров» (1813). Издал ряд учебников. В 1812 руководил эвакуацией важнейших документов архива в Нижний Новгород. После возвращения в Москву поселился во флигеле архива (дом Бантыш-Каменского и его библиотека погибли во время пожара Москвы), продолжил работу по разбору и систематизации документов архива.

Литература: Бантыш-Каменский Д.Н., Словарь достопамятных людей русской земли, ч. 1, М., 1836, с. 85—94.

П.И. Руднев.

Барановский Пётр Дмитриевич

Барановский Пётр Дмитриевич (1892, село Шуйское Смоленской губернии - 1984, Москва), архитектор-реставратор, автор новых методов исследования и восстановления памятников архитектуры. Открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки. В 1920-30-х гг. активный сторонник музеефикации архитектурных памятников, инициатор создания первого в России музея под открытым небом в Коломенском. В Москве составлял обмеры и фиксировал этапы разборки Казанского собора на Красной площади (1923-33), церкви Николая Чудотворца в Мясниках (1928), реставрировал палаты Голицына (1923) и Троекурова (1928), архитектурные памятники усадьбы Коломенское, в том числе церковь Вознесения (1923-28), церковь-колокольню Георгия Победоносца (1923-33), Водовзводную башню (1923-26), Казанскую церковь (1925-28); Львиные ворота усадьбы Измайлово (1928-36), церковь Трифона в Напрудном (1934-37), трапезную Андроникова монастыря (1947-49), ансамбль Крутицкого подворья (1947-84). Своей активной деятельностью в защиту разрушаемых памятников архитектуры навлёк на себя репрессии со стороны властей; был выслан в г. Мариинск (1933-36). Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Баранский Николай Николаевич

Бара́нский Николай Николаевич (1881, Томск - 1963, Москва), основатель отечественной экономической географии, член-корреспондент АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1962). Учился в Томском университете, из которого был исключён за активное участие в революционной деятельности. В 1914 окончил Московский коммерческий институт. С 1903 профессиональный революционер. В 1916-18 из-за тяжёлой болезни горла отошёл от активной деятельности. С 1918 одновременно занимался педагогической и научной деятельностью в области экономической географии. Основал кафедры экономической географии в нескольких вузах, в том числе в Московском университете (1929), которую возглавлял до 1946. Под руководством Баранского сформировалось районное направление в экономической географии, создана научная отрасль - география городов. Автор ряда учебников по экономической географии СССР для средних школ (16 изданий, с 1935), трудов по социально-экономической географии и экономической картографии (в том числе «Экономическая география. Экономическая картография», 2 изд., 1960). Государственная премия СССР (1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович

Бараты́нский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800, село Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 1844, Неаполь), поэт. Потомок древнего дворянского польского рода. В 1808—10 (до смерти отца) жил в Москве. Обучался в петербургском Пажеском корпусе, был исключён оттуда за серьёзный проступок, в результате чего, в соответствии с высочайшим повелением, служил солдатом (Петербург), затем унтер-офицером (Финляндия); получив первый офицерский чин, вышел в 1826 в отставку и поселился в Москве. Здесь Баратынский сблизился с П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым, стал частым гостем в салоне З.А. Волконской (Тверская улица, 14), где встречался с А.С. Пушкиным (7 февраля 1831 был в числе друзей поэта, приглашённых на предсвадебный «мальчишник» в квартиру на Арбате, 52), П.Я. Чаадаевым, Д.В. Веневитиновым, А. Мицкевичем и др. Бывал в салоне А.П. Елагиной — «республике у Красных ворот», как его называли в Москве. Здесь завязались дружба Баратынского с сыном хозяйки салона И.В. Киреевским, знакомства с В.Ф. Одоевским, Н.М. Языковым, С.П. Шевырёвым, М.П. Погодиным.

Осенью 1825 в доме Давыдова Баратынский познакомился с А.Л. Энгельгардт, 9 июня 1826 женился на ней и с тех пор жил в московском доме своего тестя (Большой Чернышёвский переулок, ныне Вознесенский переулок, 6; перестроен в 1853), а с 1835 — в собственном доме на Спиридоновке (не сохранился; предположительно, на месте теперешних № 14—16). Жизнь в Москве прерывалась долговременными отъездами в казанское поместье тестя, управление которым было возложено на Баратынского, и собственное родовое имение Мару. В 1836, после смерти тестя, Баратынский вступил во владение его подмосковной усадьбой Мураново, где в 1841—43 жил почти безвыездно и где по собственным чертежам построил новый дом.

Своеобразный дух Москвы с её укладом старинного барства и одновременно живой восприимчивостью ко всему новомодному, с её гостеприимством, уютом и жизнелюбием глубоко прочувствован поэтом и с поразительной точностью ви́дения и лёгкой, изящной насмешливостью передан в поэмах «Бал», «Пиры», «Цыганка» («Наложница»).

В Москве вышли три прижизненных собрания стихотворений поэта (1827, 1835 и 1842). Поэт участвовал и в деятельности многих московских периодических изданий: альманахе «Мнемозина» В.К. Кюхельбекера и Одоевского, журналах «Московский телеграф», «Московский наблюдатель», «Московский вестник» (Погодина), «Европеец» (Киреевского) и др. В 1843 Баратынский с семьёй отправился в европейское путешествие, где внезапно умер.

Литература: Хетсо Г., Е. Баратынский. Жизнь и творчество, Осло, 1973 (на русском языке); Голубков Д.Н., Недуг бытия. Хроника дней Е. Баратынского, М., 1974.

Г.С. Зобин.

Барашевская слобода

Находилась в восточной части Земляного города, близ Покровских ворот Белого города. Возникла в XVI в. Была заселена «барашами» - царскими шатерничими, которые во время походов расставляли шатры. Сохранились церковь Введения в Барашах (1688-1701, Барашевский переулок, 8) и церковь Воскресения в Барашах (1734, Покровка, 26/1, перестроена). Название сохранилось в наименовании Барашевского переулка.

Бардин Иван Павлович

Ба́рди́н Иван Павлович (1883, село Широкий Уступ Саратовской губернии - 1960, Москва), металлург, академик (1932), вице-президент АН СССР (с 1942), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Киевский политехнический институт (1910). С 1937 в Москве. Директор Института металлургии АН СССР (с 1939) и Центрального НИИ чёрной металлургии (с 1944). Основные труды по проектированию металлургических заводов и созданию металлургических агрегатов, интенсификации доменных и сталеплавильных процессов, по освоению и комплексному использованию новых видов металлургического сырья. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1942, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Бардина названа улица (бывший 4-й Академический проезд), его имя присвоено Центральному НИИ чёрной металлургии (1960), на здании института (2-я Бауманская улица, 9/23) - мемориальная доска.

Барма

Ба́рма архитектор середины XVI в. Выстроил совместно с Посником Яковлевым храм Василия Блаженного (собственно, Покровский собор что на Рву), уникальный архитектурный монумент, в котором присущая московскому зодчеству XVI в. идея столпообразного храма-памятника нашла развитие в неповторимом по своему пластическому богатству сочетании 9 столпообразных объёмов, объединённых общим цоколем и крытой галереей. Существующее предположение, что Барма и Посник — одно и то же лицо, опровергается тем, что в письменных источниках XVII в. речь идёт о двух мастерах.

Литература: Брунов Н.И., Храм Василия Блаженного в Москве, М., 1988.

Барнет Борис Васильевич

Ба́рнет Борис Васильевич (1902, Москва — 1965, Рига), актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств УССР (1951). Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся. Был боксёром. Учился в Государственном техникуме кинематографии в мастерской Л.В. Кулешова. Снимался в фильмах: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Мисс Менд» (1926), «Подвиг разведчика» (1947; режиссёр фильма). Дебютировал в режиссуре комедией «Девушка с коробкой» (1928). Мастерство и выразительность натурных съёмок Москвы, достоверность в передаче атмосферы времени отличали фильм Барнета «Дом на Трубной» (1928) о судьбе деревенской девушки, приехавшей в столицу. Фильм «Окраина», рассказывавший, как события первой мировой войны и революции отразились на жизни маленького провинциального городка России, вошёл в золотой фонд киноискусства. Среди других фильмов: «У самого синего моря» (1936), «Щедрое лето» (1951), «Аннушка» (1959), «Алёнка» (1962), «Полустанок» (1963). Государственная премия СССР (1948).

Литература: Кушниров М.А., Жизнь и фильмы Бориса Барнета, М., 1977.

Барокко

Павильон

Павильон "Грот" в усадьбе Кусково.

Москва.

баро́кко стиль в архитектуре конца XVI — середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII — начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного — «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных—Трубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» в Кускове (1755—75, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др.

Литература: Виппер Б.Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.

«Баррикадная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Баррика́дная» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1972. Архитекторы А.Ф. Стрелков, В.Г. Поликарпова. Наземный вестибюль находится на Баррикадной улице. В художественном оформлении станции участвовали Х.М. Рысин, Д.Я. Бодниек, И.А. Долган, Б.С. Широков. В отделке станционного зала использован красный мрамор, путевые стены облицованы мрамором различных оттенков. Пол выложен тёмным гранитом. Станция соединена переходом со станцией метро «Краснопресненская».

Барсов Елпидифор Васильевич

Ба́рсов Елпидифор Васильевич (1836, село Логиново Череповецкого уезда Новгородской губернии — 1917, Москва), историк литературы, археограф, коллекционер, статский советник (1885). Из семьи священника. Окончил Петербургскую духовную академию (1861), преподавал в духовной семинарии в Петрозаводске. С 1870 в Москве (снимал квартиру на Патриарших прудах, затем жил в собственном доме на Шаболовке; описан В.А. Гиляровским в книге «Москва и москвичи»), библиотекарь, затем заведующий отделом древних рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея, с 1883 хранитель, затем библиотекарь Дашковского этнографического музея. Член Общества любителей российской словесности (с 1870), ОИДР (секретарь общества в 1881—1907, редактор его «Чтений»). Автор многочисленных научных работ и публикаций документов и материалов по истории, этнографии, фольклору русского Севера, памятников древнерусской письменности. Один из организаторов Всероссийской антропологической выставки в Москве (1879), для которой составил «Программу по собиранию этнографических данных...» (1878) и описание её этнографического отдела. В начале XX в. Барсов участвовал в «чтениях» для рабочих, организованных в Историческом музее. С конца 1850-х гг. собирал древние акты и рукописи (к началу XX в. в его коллекции было свыше 1500 рукописей по истории раскола и старообрядчества; многочисленное собрание рукописей духовного и светского содержания, рукописных и старопечатных книг). В 1914 рукописное собрание Барсова (2728 рукописей XV—XIX вв.) и старопечатные книги поступили в Исторический музей.

Литература: Малицкий Г.Л., Щепкин В.Н., Рукописи Е. В. Барсова, М., 1915; Гиляровский В.А., Москва и москвичи, М., 1985, с. 135—48.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов.

Предыдущая страница Следующая страница