Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "А" (часть 6, "АРТ"-"АЭР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АРТ"-"АЭР")

Артамонова Инга Григорьевна

Артамо́нова Инга Григорьевна (в замужестве Воронина) (1936, Москва - 1966, там же), в конце 50-х - начале 60-х гг. сильнейшая конькобежка мира. Спортивный путь начинала на стадионе «Динамо» в Петровском парке, где тренировалась в секции конькобежного спорта. Четырежды завоёвывала звание абсолютной чемпионки мира (1957, 1958, 1962, 1965); многократная чемпионка и рекордсменка СССР. Жила на Ленинградском проспекте. Убита мужем. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Артистический кружок

Артисти́ческий кружо́к общественная художественная организация, объединявшая работников различных видов искусств в Москве в 1865—83. Инициатором создания Артистического кружка была группа видных литературно-художественных деятелей во главе с А.Н. Островским, Н.Г. Рубинштейном, В.Ф. Одоевским и др. В задачи Артистического кружка входило творческое сближение членов организации, расширение их знаний по вопросам искусства, помощь начинающим актёрам, оказание материальной поддержки нуждающимся. Члены Артистического кружка подразделялись на почётных (среди них Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.), действительных и членов-любителей. Повседневное руководство кружком осуществлялось выборными старшинами.

В Артистическом кружке устраивались регулярные чтения, исполнялись и обсуждались литературные и музыкальные произведения, проводились лекции, выставки, литературные и музыкально-танцевальные вечера. С чтением своих произведений в Артистическом кружке выступали Островский, А.Ф. Писемский, И.Ф. Горбунов и др., в вечерах камерной музыки участвовали Рубинштейн, П.И. Чайковский. Значительное место в жизни Артистического кружка занимали постановки спектаклей, первоначально носивших наименование «семейно-драматических вечеров», что давало возможность обойти монополию императорских театров, запрещение устраивать частные публичные спектакли в Петербурге и Москве (организатором и руководителем театра Артистического кружка был Н.Е. Вильде). С осени 1867 Артистический кружок добился разрешения на постановки спектаклей — сначала закрытых (для членов кружка), а с 1868 и публичных. С 1869 театр Артистического кружка играл в Шелапутинском театре (ныне здесь помещается Российский молодёжный театр). Театр Артистического кружка стал первым частным театром в Москве. Репертуар его составляли преимущественно произведения русских драматургов, главным образом Островского. На сцене театра Артистического кружка наряду с профессиональными артистами (П.М. Садовский, С.В. Шумский, Н.А. Никулина, П.А. Стрепетова и др.) выступали также начинающие любители.

Архангельский Андрей Дмитриевич

Арха́нгельский Андрей Дмитриевич (1879, Рязань — 1940, Москва), геолог, основатель московской научной школы тектонистов, академик АН СССР (1929). В 1898 поступил в Московский университет, в 1899 был исключён за участие в студенческом движении и выслан из Москвы. Жил в семье Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, занимаясь воспитанием и образованием его детей Михаила и Александры. Окончил Московский университет в 1904. Работал в Геологическом комитете (с 1912), в Московском университете (с 1918), а также одновременно в Московском геологоразведочном институте (с 1930), Государственном научно-исследовательском нефтяном институте (1925—30) и в Институте минералогии и геологии (с 1931). В 1934—39 директор Института геологических наук АН СССР. Разработал сравнительно-литологический метод (1912), установил один из ведущих принципов (по возрасту складчатости) составления тектонических карт. Автор трудов по геологии СССР и Геологической карты Европейской части СССР. Руководил экспедициями по изучению геологического строения Русской платформы, в том числе в районе Подмосковья. Премия имени В.И. Ленина (1928). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Архангельский собор

Архангельский собор в Кремле.

Архангельский собор в Кремле.

Москва.

Арха́нгельский собо́р собор в Кремле, построен в 1505—08 (архитектор Алевиз Фрязин Новый) на Соборной площади, на месте одноименного собора, воздвигнутого в 1333. Пятикупольный шестистолпный храм с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). В интерьере — росписи 1652—66 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в. Архангельский собор — усыпальница русских великих князей, затем царей (до Ивана V Алексеевича; Иван I Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV Грозный): 54 погребения, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

Архаровы

Арха́ровы дворянский род. Согласно родословной традиции, родоначальник Архаровых выехал в конце XIV - начале XV вв. из Литвы. В XVI-XVII вв. служили «в дворянах московских и стольниках», позже на военной службе. Наиболее известны сыновья бригадира Петра Архарова - Николай и Иван. Николай Петрович (1742-1814, село Рассказово Тамбовской губернии), генерал от инфантерии (1786). Начал службу рядовым в лейб-гвардии Преображенском полку (в 1761 произведён в офицеры). В 1771 командирован в Москву к Г.Г. Орлову для борьбы с эпидемией чумы. Участвовал в следствии по делу Е.И. Пугачёва. С 1775 московский обер-полицмейстер, прославился умением раскрывать запутанные преступления, был известен среди криминалистов Европы. С 1782 московский губернатор. С 1784 тверской и новгородский генерал-губернатор; одновременно с 1790 директор водяных коммуникаций, с 1796 петербургский генерал-губернатор. Иван Петрович (1744-1815, Петербург), генерал от инфантерии (1796). В 1760 записан в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1774 переведён подполковником в армию. В 1796 назначен военным губернатором в Москву; в день коронации Павла I получил в командование московский 8-батальонный гарнизон («архаровский», известный своей суровой дисциплиной). Его дом (Пречистенка, 16) славился своими балами и хлебосольством. В 1797 Архаровы были уволены со всех постов и высланы в своё тамбовское имение. Возвратились в Москву с воцарением Александра I (Иван Петрович с 1812 жил в Петербурге).

Археографическая комиссия

При Отделении истории РАН Создана в 1956 по инициативе академика М.Н. Тихомирова. Её предшественницами были Археографическая комиссия при Петербургской Академии наук, созданная в 1834, и Археографическая комиссия при Московском археографическом обществе, созданная в 1896. Археографическая комиссия координирует работу в области археографии, архивоведения и смежных с ними историко-филологических дисциплин, краеведения, а также в организации археографических экспедиций. Издаёт «Археографический ежегодник» (ежегодник за 1997 и многие материалы других выпусков посвящены Москве), ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968 - в Петербурге) и др. Председатели Археографической комиссии: М.Н. Тихомиров (1956-65), В.И. Шунков (1965-67), С.О. Шмидт (с 1967).

С.О. Шмидт.

Археографическая комиссия при Отделении истории РАН

Археографи́ческая коми́ссия при Отделе́нии исто́рии РАН Создана в 1956 по инициативе академика М.Н. Тихомирова. Её предшественницами были Археографическая комиссия при Петербургской Академии наук, созданная в 1834, и Археографическая комиссия при Московском археографическом обществе, созданная в 1896. Археографическая комиссия координирует работу в области археографии, архивоведения и смежных с ними историко-филологических дисциплин, краеведения, а также в организации археографических экспедиций. Издаёт «Археографический ежегодник» (ежегодник за 1997 и многие материалы других выпусков посвящены Москве), ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968 — в Петербурге) и др. Председатели Археографической комиссии: М.Н. Тихомиров (1956—65), В.И. Шунков (1965—67), С.О. Шмидт (с 1967).

С.О. Шмидт.

Археологическая карта Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Археологические памятники и находки

Археологи́ческие па́мятники и нахо́дки остатки древних поселений, сооружений, погребений, а также отдельные предметы, найденные на территории Москвы. Находятся под охраной государства.

Археологические памятники и находки каменного века свидетельствуют об освоении территории современной Москвы человеком ещё в глубокой древности. Археологические памятники и находки бронзового века относятся к фатьяновской культуре 2-го тысячелетия до н.э. (бывшая деревня Давыдково, Спас-Тушино; Воробьёвы горы и др.). Для железного века характерны городища и селища дьяковской культуры (VII в. до н.э. - VI-VII вв. н.э.), образующие на берегах Москвы-реки и её притоков целое гнездо, что свидетельствует о значительной концентрации населения в это время на месте будущей Москвы.

Освоение края славянами происходило в конце 1-го - начале 2-го тысячелетия н.э.; верхние горизонты культурного слоя дьяковских городищ обычно славянские. Найденные в культурном слое селищ и курганных могильниках (см. курганы) украшения и детали обряда показывают, что территория Москвы была заселена представителями племенного союза вятичей. Первоначально жители возникшего во второй половине XI в. среди сёл городка Москов также были вятичами. Обнаруженные остатки поселений можно соотнести с упомянутыми в письменных источниках княжескими и боярскими сёлами (Семчинское, Кудрино, Кучково, Воробьёво и др.). В древнейшем ядре Москвы - районе Кремля и Китай-города - имеются наслоения XI-XII вв. Здесь изучены части первоначальных укреплений - рва XI в., вала и рва XII в., остатки конюшен, усадеб рядовых горожан, в том числе ремесленников; кладбище XII в., фрагменты каменных церквей конца XIII-XIV вв. Среди вещевых находок - печать XI в., меч XII в. и другие предметы, как местного производства, так и привозные. Последние свидетельствуют о связях Москвы с Киевской и Черниговской землями, Крымом и Волжской Булгарией. Древнейшие памятники ремесла и торговли сосредоточены на Великом посаде (территория Китай-города). В XV-XVII вв. Великий посад оставался главным торговым центром, а ремесло развивалось в многочисленных слободах, расположенных в Белом городе и Земляном городе и за их пределами (Кузнецкие, Бронная, Оружейная, Серебрянические, Сыромятнические, Гончарная и др.). В XV-XVII вв. построены предприятия типа мануфактур (Пушечный двор, Гранатный двор). Сооружались дворы для приезжих (Английский, Крымский), появились слободы иноземцев (Немецкие, Панская, Греческая, Татарская и др.). К археологическим памятникам и находкам относятся оставшиеся в земле части разобранных стен и башен Китай-города, Белого города и др., рвов, а также закрытые землёй нижней части ныне существующих укреплений - цокольная часть стен Кремля, цоколь Кутафьей башни с остатками подъёмного моста и т.п. Эта группа археологических памятников и находок, как и остатки древних зданий XV-XVII вв., изучается совместно археологами и историками архитектуры.

Сооружения городского хозяйства - мостовые, мосты, набережные, колодцы, водоотводные трубы и др. прослежены в основном в центральных районах Москвы; среди них - каменные опоры Воскресенского моста, деревянные набережные р. Неглинной, множество колодцев XV-XVIII вв. (в них находят глиняные кувшины, служившие для доставания воды), система дренажных сооружений на низменном берегу Москвы-реки в Зарядье. Характерную группу археологических памятников составляют древние городские кладбища. Надписи на надгробиях, содержащие сведения о социальной принадлежности погребённых, дают богатый материал для изучения социальной топографии Москвы. Особенно интересны некрополь Моисеевского монастыря на Манежной площади, погребения московской знати, открытые на месте бывшего Георгиевского монастыря (Большая Дмитровка), родовые захоронения Кирилловых (Берсеневская набережная), надгробия ремесленников и других лиц в различных местах города, а также греческие (Никольская улица) и грузинские (посёлок Сокол) надгробия XVIII в. Вскрытие царской усыпальницы в Архангельском соборе Кремля (1961) позволило скульптору-антропологу М.М. Герасимову создать пластическую реконструкцию облика Ивана IV Грозного. Особая группа находок - многочисленные клады.

См. также археологическая карта Москвы, историко-археологические исследования.

А.Г. Векслер.

Архивы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архиерейский пруд

Архиере́йский пруд см. Черкизовский пруд.

«Архитектура и строительство Москвы»

«Архитекту́ра и строи́тельство Москвы́» журнал. Основан в 1952 под названием «Строительство и архитектура Москвы» как орган Мосгорисполкома (в 1991-94 не выходил). В 1995 возобновлён под современным названием (учредители: правительство Москвы и редакция «Московского журнала»). Выходит 1 раз в 2 месяца. Освещает проблемы градостроительной политики, жилищного строительства, экологии, новые архитектурные проекты и др. Редакция размещается по адресу: Вознесенский переулок, 20, строение 4.

Арцимович Лев Андреевич

Арцимо́вич Лев Андреевич (1909, Москва — 1973, там же), физик, академик (1953), член Президиума и академик-секретарь Отделения общей физики и астрономии АН СССР (с 1957), Герой Социалистического Труда (1969). Окончил Белорусский университет (1928). С 1944 работал в Москве в Институте атомной энергии. Возглавлял исследования по разделению изотопов и по физике плазмы, под руководством Арцимовича построена первая в мире установка «Токамак» для изучения ядерного синтеза. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1953, 1971). Жил на Пехотной улице, 26. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица (Академика Арцимовича) в Богородском.

Арциховский Артемий Владимирович

Арцихо́вский Артемий Владимирович (1902, Петербург — 1978, Москва), археолог, член-корреспондент Академии наук СССР (1960). В 1925 окончил факультет общественных наук Московского университета; в том же году стал преподавателем университета. С конца 20-х гг. вёл раскопки курганов вятичей в Царицыне и Беседах, а также в Рузском и Можайском районах Московской области. В 1933—34 возглавлял археологический надзор за строительством Московского метрополитена. В 1939 организовал и возглавил на историческом факультете МГУ кафедру археологии; впервые ввёл университетское преподавание общего курса археологии. В 1952 — 1957 декан исторического факультета МГУ. В течение нескольких десятилетий возглавлял археологические работы в Новгороде, где в 1951 впервые открыты берестяные грамоты XI—XV вв. Государственная премия (1970; 1982, посмертно).

Сочинения: Курганы вятичей, М., 1930; Основные вопросы археологии Москвы, в сборнике: Материалы и исследования по археологии СССР, т. 1, № 7, М.-Л., 1947.

Литература: Янин В.Л., Очерк научной деятельности А.В. Арциховского, в сборнике: Новое в археологии, М., 1972; Формозов А.А., Следопыты земли московской, М., 1988.

Ю.А.

Аршинов Владимир Васильевич

Арши́нов Владимир Васильевич (1879, Москва — 1955, там же), геолог и петрограф, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1941), профессор (1945). Окончил Московский университет (1903). Преподавал там же (1904—11), затем в Московской горной академии и Московском геологоразведочном институте (1919—33). Основатель (1910) и научный руководитель (1915—28) Петрографического института (Старомонетный переулок, 29; мемориальная доска), в 1928—55 руководитель лаборатории этого института. Основные труды в области оптических методов исследования минералов, технической петрографии и изучения различных полезных ископаемых. Похоронен на Даниловском кладбище.

Асеев Николай Николаевич

Асе́ев Николай Николаевич (1889, Льгов Курской губернии —1963, Москва), поэт. Сын страхового агента (по другим сведениям, агронома). Учился в Московском коммерческом институте (1908—10), затем в Харьковском университете; был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в московском журнале «Весна», альманахе «Первоцвет»; некоторое время работал секретарём в журнале «Русский архив». Начав как символист, в Москве сблизился с В.Я. Брюсовым, Вяч.И. Ивановым и особенно — с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П. Бобровым. В начале 1910-х гг. Асеев — один из учредителей издательства «Лирика», из которого в феврале — марте 1914 выделилась с отчётливо футуристической ориентацией группа поэтов «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л. Пастернак). В том же году пытался организовать близкое к «Центрифуге» издательство «Лирень»; сблизился с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюком и В.В. Маяковским, дружба с которым, по словам Асеева, повлияла на его судьбу (некоторое время оба поэта жили в одной квартире по Лубянскому проезду, 3/6). После перерыва (со второй половины 1915, в связи с призывом на военную службу и работой на Дальнем Востоке) с 1922 Асеев постоянно жил в Москве (с 1931 в проезде Художественного театра, 2; ныне Камергерский переулок; мемориальная доска).

Тема столицы как духовного центра Руси постоянно звучит в творчестве Асеева (стихотворения «Москве», 1911; «Москва на взморье», 1920, и др.), с конца 1910-х гг. перерастая в символ новой жизни: стихотворения «Кумач» (1920; «Красные зори, / красный восход, / красные речи / у Красных ворот / и красный, / на площади Красной, / народ»), «Новая Кремлёвская стена» (1922), «Москворецкие частушки» (1926), сборник «Москва-песня» (1934), поэма «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941) и др.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Асеева в 1966 названа улица в районе Ленинградского проспекта.

Литература: Карпов А., Н. Асеев, М., 1969; Воспоминания о Н. Асееве, М., 1980.

Г.В. Якушева.

Аснова

АСНОВА Ассоциация новых архитекторов, объединение архитекторов, инженеров, художников. Создано в 1923 профессорами архитектурного факультета Вхутемаса: Н.А. Ладовским, Н.В. Докучаевым, В.Ф. Кринским, А.М. Рухлядевым, А.Ф. Лолейтом и др. По уставу (утверждён в 1923) деятельность АСНОВА распространялась только на Москву. Участники объединения разрабатывали вопросы теории архитектуры; стремились создать художественно выразительную, ритмически острую архитектурную форму на основе новейших строительных материалов и конструкций; выдвигали идею создания качественно нового искусства на базе пластических искусств (живописно-скульптурно-архитектурный синтез). Председатели: Ладовский (1923—28), М.П. Коржев (1928—30). В 1930 вошло на правах сектора в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурного научного общества (МОВАНО).

Ассоциация современной музыки

Ассоциация современной музыки (АСМ)

Как отделение Международного общества современной музыки возникла в 1923 в Москве (в 1926 открылся её филиал в Ленинграде). В составе АСМ объединились многие композиторы: Н.А. Рославец, А.В. Мосолов, Г.Н. Попов, Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович и др. В художественных манифестах АСМ декларировалось создание «объединённого фронта» против «эпигонства, прекраснодушия и творческой лени». Благодаря деятельности Ассоциации в Москве звучала симфоническая и камерная музыка наиболее талантливых, новаторски проявивших себя отечественных и зарубежных современных композиторов, были поставлены оперы Шостаковича, А. Берга, Э. Кшенека. АСМ выпускала музыкальные журналы «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924-29). В результате резких нападок на Ассоциацию со стороны официозных музыкальных организаций, особенно Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1931 Ассоциация современной музыки была ликвидирована.

Вновь АСМ возникла в 1990 в Москве: так назвала себя инициативная группа нонконформистски настроенных композиторов (В.А. Екимовский, А.М. Вустин, В.Г. Тарнопольский, Д.Н. Смирнов, Е.О. Фирсова, Ю.С. Каспаров, Н.С. Корндорф, С.В. Павленко, А.М. Раскатов, В.А. Шуть, Ф.К. Караев); президентом был избран Э.В. Денисов. Девиз нового объединения - «За нестандартное композиторское мышление»; одна из главных задач - пропаганда новой музыки, а также наследия композиторов «первой» АСМ. Ассоциацией в 1990 создан Московский ансамбль современной музыки (художественный руководитель Каспаров, дирижёр А. Виноградов), гастролирующий как в России, так и за рубежом.

А.С. Соколов.

Ассоциация художников революционной России

АХРР

объединение художников, графиков, скульпторов. Основана в Москве в 1922; филиалы его создавались во всех союзных и автономных республиках и крупных промышленных центрах (всего около 40). Ядро АХРР (с 1928 Ассоциация художников революции - АХР): П.А. Радимов, А.В. Григорьев, Е.А. Кацман, П.Ю. Киселис, С.В. Малютин. Их деятельность началась с зарисовок на московских заводах («Динамо» и др.). В разное время в АХРР входили: М.И. Авилов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, Ф.С. Богородский, И.И. Бродский, А.М. Герасимов, М.Б. Греков, Б.Е. Ефимов, Б.В. Иогансон, Н.А. Касаткин, Б.М. Кустодиев, М.Г. Манизер, И.И. Машков, Ф.А. Модоров, А.М. Нюрнберг, В.С. Сварог, П.П.Соколов-Скаля, К.Ф. Юон и др. Президиум находился в 1922-24 на Пречистенке, 32, в 1925-26 на Софийке (ныне Пушечная улица), 7, затем на Волхонке, 8. Там же проходили встречи членов объединения. Выступая против авангардизма других творческих объединений, АХРР выдвинула лозунги доступных восприятию трудящихся масс «художественного документализма» и «героического реализма», но их реализация часто приводила к мелкотемью и иллюстративности. АХРР имела издательство, выпускало журнал «Искусство в массы» (1929-30). В Москве было организовано 11 выставок. В 1922 - «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим» (салон на улице Кузнецкий мост), «Жизнь и быт Красной армии» (Музей изящных искусств), «Жизнь и быт рабочих» (Дом Союзов); 1923 - «Красная армия» (Музей Красной Армии), «Уголок имени В.И. Ульянова-Ленина» (Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, ныне территория ЦПКиО); 1924 - «Революция, быт и труд» (ГИМ); 1925 - «Революция, быт и труд» (Музей изящных искусств); 1926 - «Жизнь и быт народов СССР» (бывшая Сельскохозяйственная выставка, ныне территория ЦПКиО); 1927 - «Выставка эскизов, этюдов и скульптуры» (Музей Революции); 1928 - «Х лет Красной Армии» (здание Центрального телеграфа); 1929 - «Искусство в массы» (стадион МГСПС, ныне территория ЦПКиО). Председатели: Радимов (1922, 1927 - 1932), Григорьев (1923-26). Распущена в 1932.

Литература: АХРР. Сборник воспоминаний, статей, документов, М., 1973.

Астангов Михаил Фёдорович

Аста́нгов Михаил Фёдорович (настоящая фамилия Ружников) (1900, Варшава — 1965, Москва), актёр, народный артист СССР (1955). Учился на юридическом факультете Московского университета. Сценическую деятельность начал в 1920 в московской Студии имени Ф.И. Шаляпина. В 1923—25 работал в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, в 1925—27 и 1930—41 — в московском Театре Революции, в 1943—45 — в Театре имени Моссовета, с 1945 до конца жизни — в Театре имени Евг. Вахтангова. Актёр высокой интеллектуальной культуры, склонный к аналитичности, Астангов в то же время блестяще владел искусством психологического гротеска. Среди лучших ролей: Чичиков (по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, 1925), Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1935), Фёдор Таланов («Нашествие» Л.М. Леонова, 1943), Треплев («Чайка» А.П. Чехова), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, обе 1945), Гамлет («Гамлет» Шекспира, 1957). Наиболее значительная работа артиста — трагическая роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1955), сыгранная с философской глубиной и страстностью.

С 1933 снимался в кино. Роли: Костя-Капитан («Заключённые», 1936), Аракчеев («Суворов», 1941), пан Коморовский («Мечта», 1943) и др. Государственная премия СССР (1948, 1950, 1951). Похоронен на кладбище Донского монастыря. На доме, где в 1939—65 жил Астангов (Ленинский проспект, 25), — мемориальная доска.

Астауров Борис Львович

Астау́ров Борис Львович (1904, Москва — 1974, там же), генетик, академик АН СССР (1966). Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1927), ученик Н.К. Кольцова. До 1930 работал в Институте экспериментальной биологии Наркомздрава СССР, с 1930 — в Среднеазиатском институте шелководства (Ташкент). По возвращении в Москву (с 1935) работал в научных институтах биологического профиля. В 1967 по инициативе Астаурова был организован Институт биологии развития, который он возглавлял до конца жизни.

Основные исследования Астаурова посвящены теоретическим и практическим вопросам развития и наследственности тутового шелкопряда, на примере которого им впервые была решена проблема регуляции пола у животных. Автор работ по фундаментальным проблемам современной биологии (экспериментальная полиплоидия у животных, взаимоотношения ядра и цитоплазмы в наследственности и индивидуальном развитии). Астауров был одним из инициаторов и первым президентом (1966—72) Всесоюзного общества генетиков и селекционеров, основателем и главным редактором (с 1970) журнала «Онтогенез». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Астаховский мост

Астаховский мост.

Астаховский мост.

Москва.

Аста́ховский мост Яузский мост, через реку Яузу, расположен на трассе Яузской улицы, соединяющей Китай-город с Таганской площадью и с шоссе Энтузиастов (по Николоямской улице). Построен в 1940 (инженер И.Н. Гольбродский, архитектор И.В. Ткаченко). Длина моста 46,4 м, ширина 36 м. На месте Астаховского моста находился Яузский каменный мост с одной аркой, построенный после разборки в 1803-04 каменного Пушечного двора. Назван в память рабочего И.Т. Астахова, погибшего на этом мосту во время Февральской революции. Мост однопролётный, железобетонный, рамочной конструкции. Пролёт перекрывает русло реки и тротуары нижнего яруса, расположенные вдоль стенок набережных. Опоры облицованы серым гранитом. Перильная решётка металлическая. С моста имеются четыре лестничных схода.

Астрономический институт имени П.К. Штернберга

ГАИШ

(Университетский проспект, 13). Создан в системе МГУ в 1931 слиянием Московской университетской астрономической обсерватории (основан в 1830), Астрономо-геодезического НИИ МГУ (основан в 1922) и Государственного астрофизического института (основан в 1923). В составе ГАИШ - астрофизическая обсерватория в Кучине, близ Москвы. В институте ведутся астрофизические и радиоастрономические исследования планет, Солнца, звёзд и звёздных скоплений, гравиметрические исследования, составляются астрометрические каталоги, исследуется движение искусственных небесных тел и решаются вопросы внеатмосферной астрономии.

Афанасий

Афана́сий (в миру Андрей) (начало XVI в., Переяславль-Залесский — 1570-е гг., Москва), митрополит Всея Руси (март 1564 — май 1566), писатель, иконописец. В 1530—40-е гг. священник в Переяславле. В 1549—50 протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Ивана IV Грозного. Сопровождал царя в Казанском походе 1552, совершил молебен при закладке Благовещенского собора в Казани. Привлекался свидетелем на церковных соборах 1553—54 по вопросам восстановления икон и фресок в кремлёвских соборах после пожара 1547. В 1555—56 поновлял икону Николая Великорецкого (совместно с митрополитом Макарием), в 1567 — икону Владимирской Богоматери. Предположительный автор иконы «Церковь воинствующая». Составил «Житие Даниила Переяславского» (1556—62), похвального «Слова» на перенесение мощей Николая Чудотворца (1562—64), «Степенной книги» (между 1560 и 1563). В 1562 пострижен в Чудовом монастыре. В 1564 занял место скончавшегося митрополита Макария. Афанасию было адресовано послание Ивана IV с извещением о введении опричнины (1565). Неоднократно «печаловался» царю за опальных. Оставил митрополию «за немощью велию», по мнению ряда историков — в связи с несогласием с опричной политикой Ивана IV. Поселился в Чудовом монастыре.

Афанасьев Александр Николаевич

Афана́сьев Александр Николаевич (1826, г. Богучар Воронежской губернии — 1871, Москва), фольклорист, литературовед, историк. Сын уездного стряпчего, выпускник воронежской гимназии, с 1844 в Москве, студент юридического факультета Московского университета (окончил в 1848), где слушал лекции П.Г. Редкина, К.Д. Кавелина, С.П. Шевырёва, Т.Н. Грановского, О.М. Бодянского и др. Преподавал отечественную историю и словесность в пансионе Эннеса. С ноября 1849 в московском Главном архиве Министерства иностранных дел; с 1855 начальник отделения, затем правитель дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров. Член Московского общества истории и древностей российских (МОИДР) и Русского географического общества (РГО). В 1858—61 (с небольшим перерывом в 1860) редактировал журнал «Библиографические записки», где опубликовал ряд своих работ по истории русской литературы и журналистики. С позиций «мифологической школы» написал фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1—3, 1865 — 1869). В 1855—63 в Москве издал 8 выпусков «Народных русских сказок», в 1859 — сборник «Народные русские легенды». В 1858—59 редактор журнала «Библиографические записки». В конце 50-х — начале 60-х гг. один из тайных корреспондентов А.И. Герцена. В ноябре 1862 подвергся обыску, был привлечён к следствию по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», доставлен в Петербург, допрошен в 3-м отделении. В декабре 1864 приговором Сената от суда освобождён, но со службы уволен с запрещением служить в государственных учреждениях. В 1865 получил место помощника секретаря Московской городской думы; с 1867 секретарь съезда мировых судей 2-го округа Москвы, с 1870 чиновник коммерческого банка. В 1870 выпустил сборник «Русские детские сказки» (т. 1—2, 1870). В 1872 в Женеве без обозначения автора опубликован сборник Афанасьева «Русские заветные сказки». Дневники Афанасьева (конец 40-х гг. — конец 1862) содержат богатый материал по истории умонастроений и жизни русского, в том числе московского, общества накануне крестьянской реформы 1861.

Среди московских адресов Афанасьева — Колпачный переулок, 9. Похоронен на Пятницком кладбище.

Сочинения: Московский университет в воспоминаниях. 1843—1849, «Русская старина», 1886, № 8.

Литература: Лазутин С.Г., Дневник А.Н. Афанасьева, «Подъем», 1973, № 4; Равич Л.М., Портрет первый. А.Н. Афанасьев, в книге: Собиратели книг в России. Вторая половина XIX в., М., 1988.

Ахматова Анна Андреевна

Ахма́това Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) (1889, Большой Фонтан, близ Одессы, - 1966, Домодедово, под Москвой), поэтесса. На протяжении всего творческого пути Москва оставалась для Ахматовой городом, олицетворяющим Родину, русскую культуру. По выражению Ахматовой, одного из тончайших русских лириков XX в., соединившей «пушкинскую» ясность письма и психологический драматизм современного поэтического языка, «всё в Москве пропитано стихами». Часто и надолго приезжая после Октябрьской революции в Москву, Ахматова обычно останавливалась в семье писателя-сатирика В.Е. Ардова (улица Большая Ордынка, 17; ныне «Ахматовский культурный центр»), где работала над стихами и статьями об А.С. Пушкине и где бывала М.И. Цветаева. Ахматова часто навещала К.И. Чуковского (Тверской бульвар, 25, флигель), М.А. Булгакова (Нащокинский переулок, 3/5 и Большая Пироговская улица, 35а), Б.Л. Пастернака (Лаврушинский переулок, 17), О.Э. Мандельштама (Тверской бульвар, 25, флигель), участвовала в вечерах поэзии, которые проводились в 20-х гг. в Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3); была знакома с А.А. Блоком, В.В. Маяковским. В январе 1950 Ахматова приезжала в столицу с передачей для репрессированного сына - Л.Н. Гумилёва. Тема Москвы как города яркой и тревожной любви поэтессы отразилась в небольшом цикле Ахматовой «Трилистник московский» (в том числе в стихотворении «Без названия»: «Среди морозной праздничной Москвы, / Где протекает наше расставанье...») и других стихотворениях. Скончавшаяся в Подмосковье, Ахматова была похоронена в Комарове, близ Петербурга.

Литература: Чуковская Л.К., Воспоминания об А.А. Ахматовой, т. 1-3, М., 1997.

Н.М. Молева.

Ахрр

АХРР см. Ассоциация художников революционной России.

Ашукин Николай Сергеевич

Ашу́кин Николай Сергеевич (1890, Москва — 1972, там же), историк литературы, москвовед. Из обедневшей купеческой семьи. Окончил Мещанское училище Московского купеческого общества, в 1910—13 был вольнослушателем Археологического института. В 1910-х гг. опубликовал несколько стихотворных сборников, в дальнейшем занимался в основном историей русской литературы; большой популярностью пользуется составленный им вместе с женой Марией Григорьевной Ашукиной сборник литературных цитат и образных выражений «Крылатые слова» (5 изданий в 1955—88).

В 1920—30-х гг. опубликовал около 60 очерков о быте старой Москвы, о праздниках и гуляньях, книготорговле, театральной жизни и т.п., редактировал и комментировал сборники «Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина» (1949), «Ушедшая Москва» (1964). Отдельными изданиями вышли работы Ашукина «Пушкинские места в Москве» (1924), «По грибоедовской Москве» (1924), «Красная площадь» (1925). В 1932—33 под руководством С.И. Ожегова принимал участие в составлении «Словаря к пьесам А.Н. Островского» (издан в 1993), в котором толковал слова и выражения, относящиеся к московскому быту. Составил «Летопись Москвы. 1147—1917» (не опубликована). Похоронен на Востряковском кладбище.

Аэрационные станции

Аэрацио́нные ста́нции Созданы в Москве для очистки сточных вод. Действуют Курьяновская, Люберецкая, Люблинская и Зеленоградская станции, обеспечивающие интенсивную очистку поступающих сточных вод и сброс их в водоёмы — приёмники сточных вод (Москву-реку или её притоки). На аэрационных станциях производится механическая и биологическая очистка, обработка образующегося в процессе очистки осадка и его обезвреживание. Контроль за всеми стадиями технологического процесса на аэрационных станциях осуществляется диспетчерской службой, а также в специальных лабораториях. В 1993 общая производительность аэрационных станций составила 6,3 млн. м3 в сутки.

В.Г.

Аэровокзал

Аэровокза́л см. Центральный городской аэровокзал

«Аэропорт»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Аэропо́рт» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1938. Архитекторы Б.С. Виленский, В.А. Ершов. Два вестибюля (архитектор С.М. Кравец) расположены на одной стороне Ленинградского проспекта в жилых домах, недалеко от Центрального аэродрома на Ходынском поле и Центрального городского аэровокзала. В облицовке путевых стен и свода станционного зала использован красный и белый мрамор; стены декорированы рельефными рисунками, символизирующими раскрытый парашют.

Аэропорты

Аэропорт

Аэропорт "Внуково".

Москва.

аэропо́рты Обеспечивают обслуживание крупнейшего авиационного узла, которым является Москва. Система включает 4 аэропорта и Центральный городской аэровокзал. На долю московского авиаузла в 1995 приходилось 10 млн. пассажиров, что составляет свыше 30% общего по России объёма авиационных пассажирских перевозок.

Аэропорты расположены в пригородах Москвы. Наиболее крупный аэропорт — «Внуково», находится в 30 км от центра; связан с городом Киевским шоссе, по которому курсируют автобусы-экспрессы. Открыт для воздушных сообщений с 1941, реконструирован в 1980. Пропускная способность 4,2 тыс. пассажиров в час. Обслуживает авиарейсы в Крым, на Кавказ, в Прибалтику, в столицы других государств. В 1960 построено здание аэровокзала «Внуково-1» (архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, А.А. Карху, М.А. Чесаков, инженеры Н.И. Ирмес, Е.П. Славинский). В 1963 создан аэропорт «Внуково-2», предназначенный для обслуживания официальных иностранных делегаций (архитекторы Елькин, Чесаков, Л.Я. Иванов, Р.П. Филенков, инженер Г.Н. Горбачёв).

Второй по величине аэропорт — «Домодедово» (45 км от Москвы); связан с городом Каширским шоссе и железнодорожной линией с Павелецкого вокзала. Обслуживает авиарейсы из городов Урала, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также Средней Азии, Закавказья. В 1965 открыто здание аэровокзала (архитекторы Елькин, Крюков, В.Г. Локшин, инженеры Ирмес, Б.И. Журавлёв, А.А. Арнольд). Пропускная способность 3 тыс. пассажиров в час.

Международный аэропорт — «Шереметьево» (35 км от Москвы); связан с городом Ленинградским шоссе. Обслуживает рейсы из различных стран мира. Состоит из двух расположенных поблизости аэрокомплексов. Оснащён современными средствами, позволяющими принимать самолёты любого типа. В здании аэровокзала «Шереметьево-1» находятся операционные залы, помещения «Интуриста». Комплекс сооружён в 1965 (архитекторы Елькин, Крюков, Чесаков, М.Б. Гуревич, Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксёнов, А.Н. Прицкер). Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-2» (пропускная способность 2,1 тыс. пассажиров в час) построен в 1979.

Аэропорт «Быково» (35 км от Москвы) связан с городом Рязанским шоссе и железнодорожной линией Рязанского направления Московской железной дороги. Начал эксплуатироваться в 1933. Обслуживает авиарейсы в крупные промышленные центры России. В 1975 построено здание аэровокзала (пропускная способность 400 пассажиров в час). Аэропорт принимает самолёты, эксплуатирующиеся на местных воздушных линиях, трассах средней протяжённости.

Аэропорт

Аэропорт "Шереметьево-2".

Москва.

Предыдущая страница Следующая страница