Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Жабенка

Жа́бенка Жабина, Жабовка, Жабня, река на северо-западе Москвы, правый приток р. Лихоборки. Длина около 6 км, в том числе 2,4 км — в открытом русле (из них около 1 км — под водоёмами). Площадь бассейна около 10 км2. Берёт начало к югу от Верхнего Фермского пруда, пересекает с востока на запад территорию Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, проходит через Большой садовый пруд (ниже которого находился Жабенский луг), далее в коллекторе вдоль Большой Академической улицы и впадает в Лихоборку у платформы НАТИ Октябрьской железной дороги. Принимает справа сток с Фермских прудов. Река загрязнена нефтепродуктами и солями тяжёлых металлов. Не имеет рыбохозяйственного и рекреационного значения, но придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. На берегах Жабенки — местности Петровское Разумовское и Нижние Лихоборы.

Жабенский луг

Жа́бенский луг в XVI—XIX вв. название территории на северо-западе Москвы, на правом берегу р. Жабенки (отсюда название), в районе современной улицы Прянишникова. Ныне занята опытными полями Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.

Жабина

См. Жабня.

Жабня

Река на северо-западе Москвы, правый приток р. Лихоборки. Длина около 6 км, в том числе 2,4 км - в открытом русле (из них около 1 км - под водоёмами). Площадь бассейна около 10 км2. Берёт начало к югу от Верхнего Фермского пруда, пересекает с востока на запад территорию Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, проходит через Большой садовый пруд (ниже которого находился Жабенский луг), далее в коллекторе вдоль Большой Академической улицы и впадает в Лихоборку у платформы НАТИ Октябрьской железной дороги. Принимает справа сток с Фермских прудов. Река загрязнена нефтепродуктами и солями тяжёлых металлов. Не имеет рыбохозяйственного и рекреационного значения, но придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. На берегах Жабенки - местности Петровское Разумовское и Нижние Лихоборы.

Жабовка

См. Жабня.

Жакт

ЖАКТ см. жилищно-арендные кооперативные товарищества.

Жандармерия

Жандарме́рия Жандармская команда в составе Корпуса внутренней стражи, выполнявшая военно-полицейские функции, создана в Москве в 1817. С учреждением в 1827 Корпуса жандармов как органа политической полиции создано Управление 2-го округа Корпуса жандармов, в состав которого входила Московская губерния. Во главе управления (находилось в Георгиевском переулке) стоял жандармский генерал, которому подчинялись штаб-офицер Корпуса жандармов и Канцелярия. Жандармерия следила за «состоянием умов», осуществляла негласный контроль за органами государственного управления, общественными учреждениями, участвовала в подавлении массовых выступлений, производила аресты, конвоировала осуждённых и т.п. В 1867 после реформы отдельного Корпуса жандармов и ликвидации жандармских округов создано Московское губернское жандармское управление (МГЖУ; располагалось на Малой Никитской улице, 20, с 1913 — на углу Садовой-Сухаревской улицы и Цветного бульвара, 2/34). МГЖУ вело наблюдение за населением, участвовало в обысках и арестах, вело дознания. В распоряжении МГЖУ находился Московский жандармский дивизион, расквартированный в Петровских казармах. В 1866 из Министерства путей сообщения были выведены и подчинены шефу жандармов созданные в начале 1860-х гг. полицейские управления на железных дорогах (жандармско-полицейские управления железных дорог). Московское жандармское управление железных дорог (находилось на Вознесенской улице, ныне улица Радио) следило за порядком на вокзалах и железных дорогах. В 1871 на эти управления было возложено расследование преступлений общего характера, с 1906 они привлекались к политическому розыску и наблюдательной деятельности, к дознаниям политического характера. Всего на территории Московской губернии было 5 жандармско-полицейских управлений железных дорог. В состав жандармерии входила Московская конвойная команда (находилась на Лесной улице, близ Бутырской тюрьмы), осуществлявшая сопровождение арестованных к месту заключения или ссылки. Действуя параллельно с Московским охранным отделением, МГЖУ часто соперничало с ним в деле политического сыска. Все органы жандармерии в Москве были ликвидированы в марте 1917.

Е. Б. Тимофеева.

Жаров Михаил Иванович

Жа́ров Михаил Иванович (1899, Москва — 1981, там же), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Работал в Передвижном фронтовом театре (1919 — 1920), в театрах Казани, Баку, Москвы, в том числе в Театре имени В.Э. Мейерхольда. В 1931—37 в Камерном театре, где создал одну из своих крупнейших работ — роль Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс.В. Вишневского (1933). С 1938 в Малом театре. Среди ролей: Храпов («Васса Железнова» М. Горького, 1952), Митрич («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1956), Лебедев («Иванов» А.П. Чехова, 1960) и др. Творчество Жарова было отмечено тягой к яркой характерности, вниманием к бытовым подробностям, заразительной весёлостью и лёгкостью исполнительской манеры, сделавших его любимцем московской публики. Умение импровизационно создавать блестящие миниатюры проявилось уже в первых эпизодических ролях в кино — Любознательный конторщик («Папиросница от Моссельпрома», 1924), Унылый половой («Мисс Менд», 1926). Среди его крупных работ: Жиган («Путёвка в жизнь», 1931), Кудряш («Гроза», 1934), Смирнов («Медведь», 1938), Меншиков («Пётр Первый», 1937—39), конторщик Дымба («Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», 1937—39), Анискин («Деревенский детектив», 1969; телефильмы «Анискин и Фантомас», 1974, «И снова Анискин», 1978) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Гершкович А., М. Жаров, М., 1976.

«Жар-цвет»

«Жар-цвет» творческое объединение (1923—29) московских и ленинградских художников и графиков. Создано в Москве А.П. Остроумовой-Лебедевой, Н.Е. Лансере, М.А. Волошиным, К.С. Петровым-Водкиным, М.Х. Аладжаловым, А.Е. Архиповым, Д.Н. Кардовским, Д.И. Митрохиным, Е.С. Кругликовой, В.А. Ватагиным и др. В «Жар-цвет» вошли также бывшие члены «Московского салона» — М.А. Добров, И.И. Захаров, А.Э. Миганаджиан, М.Е. Харламов и др. Участники объединения стремились продолжать традиции «Мира искусства»; программным требованием стал «композиционный реализм на основе художественного мастерства». Их произведения отличались мастерством живописи и рисунка, в то же время тяготели к декоративной стилизации. Заседания проводились в ЦДРИ (в то время помещался на улице Герцена, 19). В Москве организовало 5 выставок (общее количество участников — 120): в 1924, 1925, 1926 — в Доме учёных, в 1928 и в 1929 — в МГУ.

Жемчугова Прасковья Ивановна

Жемчуго́ва Прасковья Ивановна (настоящая фамилия Ковалёва) (1768, деревня Березина Ярославской губернии — 1803, Петербург), актриса и певица домашнего крепостного театра графов П.Б. и Н.П. Шереметевых. Родилась в семье дворового кузнеца, с 7 лет жила и воспитывалась в графском доме в Кускове, обучалась иностранным языкам, пению, музыке (играла на гитаре, клавесине, арфе); обладала лирико-драматическим колоратурным сопрано. В 11 лет Жемчугова впервые выступила на сцене в роли служанки Губерт в комической опере «Испытание дружбы» А.Э.М. Гретри. В 1780 исполнила главную партию Белинды («Колония, или Новое селение» А. Саккини); в 1781 сыграла роль Луизы в музыкальной драме »Дезертир, или Беглый солдат» М.Ж. Седена. Став ведущей актрисой театра Шереметевых, получила псевдоним Жемчугова. Игра Жемчуговой отличалась яркой эмоциональностью, приподнятостью, драматической напряжённостью; она исполняла роли широкого диапазона — в комедиях, драмах, комических операх. Лучшей её ролью стала Элиана в героической опере Гретри «Браки самнитян». Выступала до 1797, в последний год — на сцене театра в Останкине. Фаворитка графа Н.П. Шереметева, она в 1798 получила вольную, а в 1801 вступила с ним в брак. В последние годы жила в доме Шереметева на Воздвиженке, 8. В память о жене граф Шереметев основал в Москве Странноприимный дом. Её образ запечатлён на портретах художника Н.И. Аргунова. Именем Жемчуговой в 1922 названа Прасковьина улица (бывшая Марьина улица) в Останкине, в 1970 — аллея в Кускове.

Л.М. Старикова.

Женские консультации

Же́нские консульта́ции медицинские учреждения, предназначенные для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помощи и диспансеризации женщин в период беременности, после родов, а также женщин с гинекологическими заболеваниями. Первая женская консультация («комната для беременных») создана в Москве врачом-акушером А.Н. Рахмановым при «образцово-показательном» родильном доме имени А.А. Абрикосовой, построенном на средства благотворительницы в 1906 (ныне родильный дом № 6, 2-я Миусская улица, 1/10). В 1923 в Москве была 21 женская консультация. С 1925 при женских консультациях создаются юридические (ныне социально-правовые) кабинеты. К 1995 в Москве функционировали 14 самостоятельных женских консультаций, 10 — в роддомах и гинекологических больницах, 95 — в составе больниц, поликлиник и медико-санитарных частей.

Жеребцов Иван Петрович

Жеребцо́в Иван Петрович (1724 — 1780-е гг., Москва), архитектор. С 1748 «архитектурии ученик» в Московской градостроительной конторе под началом А.П. Евлашева, у которого, по-видимому, и учился, участвуя в строительстве крупных дворцовых комплексов середины XVIII в. (Головинского дворца и др.). В 1754 утверждён в звании архитекторского помощника, в 1777 «заархитектор» в Коллегии экономии. В 1758 начал строительство монументальной многоярусной колокольни Новоспасского монастыря (из-за недостатка средств строительство ограничилось четырьмя, а не пятью, как было в проекте, ярусами и закончилось в 1787—89, уже после смерти Жеребцова); проявил себя умелым мастером барочной композиции в духе работ И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского, акцентируя объёмность, пластическую выразительность форм колокольни. В других постройках доводил до детальной разработки и реализации эскизные проекты других архитекторов, прежде всего ведущего петербургского архитектора С.И. Чевакинского (в том числе делал прорисовки архитектурных деталей, проектировал внутреннее пространство, руководил отделочными работами, как в 1750-е гг. и в 1764—66 в доме М.М. Голицына на Волхонке, в 1774—75 перестроенном М.Ф. Казаковым). Участвовал в строительстве усадьбы Голицына во Влахернском (Кузьминки): наблюдал за строительством церкви по проекту Чевакинского (1759—74, в 1784—87 перестроена), делал для неё проекты деревянной колокольни и нарядного резного иконостаса (1760—62, 1765), оранжереи (1761), руководил строительством в парке (1765).

Литература: Каждан Т.П., Материалы к биографии архитектора И.П. Жеребцова, в книге: Русское искусство XVIII — первой половины XIX в., М., 1971.

Е.М. Ивановская.

Жеребцов Николай Григорьевич

Жеребцо́в Николай Григорьевич (около 1710-?), московский губернатор (1758 - 1764). Родился в дворянской семье, являвшейся ветвью рода Плещеевых. В 1742, оставив военную службу в чине подполковника, назначен экзекутором при Сенате, с 1746 обер-прокурор Сената, с 1754 обер-прокурор при Сенатской конторе в Москве. С конца 1755 московский вице-губернатор, с августа 1756 после отставки губернатора С.А. Голицына фактически управлял губернией. 31 мая 1758 назначен московским губернатором. Жеребцов лично наблюдал за межеванием московских слобод, осуществлявшимся по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. В 1756 были отмежёваны Кобыльская (на Яузе), Сыромятническая, Старая Алексеевская, Купеческая слободы, солдатские слободы Семёновского и Преображенского полков, село Рубцово-Покровское. В мае 1759 подписал указ о починке городовых стен, ворот, башен, а также Ивановской колокольни в Москве.

М.И. Осекина.

Живов Анатолий Павлович

Жи́вов Анатолий Павлович (1925, село Кузьмищево Калужской области - 1944), рядовой, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Работал на комбинате «Трёхгорная мануфактура» (в ремонтно-механическом цехе; мемориальная доска). С 1943 в Советской Армии, был телефонистом взвода связи. В боях за г. Тернополь закрыл телом амбразуру дзота. Именем Живова в 1965 названа улица (улица Анатолия Живова, бывшая 6-я Звенигородская) на Пресне.

Живокини Василий Игнатьевич

Живоки́ни Василий Игнатьевич (1805, Москва — 1874, там же), актёр. Родился в семье Джиовакино делла Момма, выходца из Италии, владельца макаронной фабрики. С 1817 учился в Московском театральном училище. В 1824 дебютировал в Малом театре в роли Дубридора в пьесе Дефоржа «Глухой, или Полный трактир», вскоре выделился как выдающийся комик. Создал ярко индивидуальную сценическую маску, постоянный образ, переходивший почти без изменений из роли в роль. Его творчество было оптимистично; Живокини называли «светлым комиком». В водевилях Живокини пользовался триумфальным успехом, особенно в роли Синичкина в переделанном Д.Т. Ленским специально для Живокини водевиле «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1839). В середине 1860-х участвовал в опереточных спектаклях. Роль Юпитера в оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха (1865) Живокини наполнил злободневными шутками, роль отца в оперетте Ф. Зуппе «Десять невест и ни одного жениха» (1865) строил на комическом перевирании простейших слов. Преподавал в Московском театральном училище. Блестяще владея шпагой, Живокини давал частные уроки фехтования; среди его учеников был Н.П. Огарёв. Жил в Серебряном переулке, 3; с конца 1820-х гг. в собственном доме в Староконюшенном переулке, 35 (не сохранился).

Артистами московских театров были: его сын Дмитрий Васильевич (1829—90); внуки Василий Дмитриевич (1864—85), Лидия Дмитриевна (1861—88), Надежда Дмитриевна Живокини-Марджанишвили (1876—?).

Все члены семьи Живокини похоронены на Ваганьковском кладбище.

Литература: Дмитриев Ю.А., В. Живокини, М., 1988.

Ю.А. Дмитриев.

Животный мир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жигулёнков Борис Васильевич

Жигулёнков Борис Васильевич (1921, деревня Васильево, ныне Московской области -1945), лётчик, Герой Советского Союза (1944), старший лейтенант. Работал токарем на электрозаводе. В Великую Отечественную войну заместитель командира эскадрильи. 184 боевых вылета. Сбил 16 самолётов. Погиб в бою за Будапешт. Именем Жигулёнкова в 1966 названа улица (улица Бориса Жигулёнкова, бывший 2-й Кирпичный переулок) в районе Соколиной горы. Музей Жигулёнкова - в школе № 437, где он учился.

Жилищно-арендные кооперативные товарищества

ЖАКТ

добровольные объединения граждан в Москве (1931-37) для использования жилого фонда, принадлежавшего Моссовету. Управляли жилыми домами сотрудники (управдомы), оформленные на работу по договору о найме. В 1937 ЖАКТ заменены домоуправлениями.

Жилищно-строительные кооперативы

ЖСК

добровольные объединения граждан, созданные для организации строительства жилых домов за свой счёт с помощью государственного кредита и силами подрядных строительных организаций. Первые ЖСК созданы в Москве в 1920-х гг., например, такие крупные, как «Медик», «Высшая школа», «Международник». Значительное развитие кооперативное строительство получило в 60-х гг. К началу 80-х гг. в Москве было построено более 2 тыс. кооперативных жилых домов общей площадью свыше 6 млн. м2 (около 10% общей площади жилых домов, введённых в эксплуатацию). С 80-х гг. начался спад кооперативного строительства.

Жилищно-эксплуатационные конторы

ЖЭК

хозрасчётные организации по эксплуатации государственного жилищного фонда, образованные в 1959. В ЖЭК были сосредоточены службы, выполнявшие на определённой территории (микрорайон) необходимые работы по текущему содержанию жилых зданий и служебных помещений, занимающиеся уборкой и благоустройством, озеленением, сбором мусора (см. мусороудаление), металлолома и других отходов. К началу 80-х гг. в Москве действовало около 700 ЖЭК. При ЖЭК создавались депутатские группы. В 1977 в ряде районов были созданы ДЭЗ - Дирекции по эксплуатации зданий. В начале 80-х гг. их заменили Районные эксплуатационные управления (РЭУ).

Жилой дом Наркомфина

Жилой дом Наркомфина.

Жилой дом Наркомфина.

Москва.

Жило́й дом Наркомфи́на (Новинский бульвар, д. 25, корпус Б), памятник архитектуры конструктивизма. Выстроен в 1928—30 по проекту М.Я. Гинзбурга и И.Ф. Милиниса, стал экспериментальным зданием, в котором разрабатывались новые принципы организации жилой среды и быта, состоявшие, в отличие от предшествовавшего экспериментального типа домов-коммун, в более гибком сочетании индивидуальных потребностей и коллективных форм жизни. Жилой дом Наркомфина включает шестиэтажный жилой дом и соединённый с ним переходом на уровне второго этажа корпус, в котором размещались детский сад и столовая. Планировка жилого корпуса отличается жёсткой рациональностью и в то же время стремлением сделать внутреннее пространство квартир, предназначенных для семейного заселения, выразительным и удобным для отдыха. Вдоль сквозных коридоров на втором и пятом этажах располагаются двухэтажные квартиры, в планировке которых сочетались невысокие помещения кухни в нижнем ярусе и спален наверху с высоким единым помещением общей комнаты, дававшей доступ необходимому количеству света и воздуха. В наружном облике здания, отличающегося жёстким геометризмом форм, обыгрываются выразительные возможности каркасной конструкции — вытянутый стройный объём жилого корпуса поднят над землёй на круглых столбах, благодаря чему пространство первого этажа остаётся открытым, чёткие горизонтальные членения создаются рядами ленточных окон, а в цельном объёме общественного корпуса использовано сплошное остекление.

Жилой комплекс на улице Серафимовича

Жило́й ко́мплекс на улице Серафимовича см. «Дом на набережной».

Жиляев Николай Сергеевич

Жиля́ев Николай Сергеевич (1881, Курск — 1938, Москва), теоретик музыки, текстолог, педагог, композитор. Из обедневшей дворянской семьи, сын военного. В 1895 с матерью, учительницей фортепьянной игры, впервые приехал в Москву. В 1896—1901 ученик и воспитанник С.И. Танеева. В судьбе Жиляева приняли участие также С.А. Толстая, певица Е.А. Лавровская, семья Тухачевских. В 1905 окончил консерваторию по классу свободного сочинения М.М. Ипполитова-Иванова, там же в 1906 обучался игре на органе. До 1909 занимался сочинением музыки (несколько его произведений были изданы П.И. Юргенсоном), до начала первой мировой войны зарабатывал уроками фортепьянной игры, выступал как пианист-ансамблист на «Музыкальных выставках», организованных М.А. Дейша-Сионицкой и Б.Л. Яворским. Как музыкальный критик сотрудничал в журналах «Золотое руно» (1907 — 1909), «Московский еженедельник» (1910), «Музыка» (1912) и др. Был другом А.Н. Скрябина (в 1929 заместитель председателя Общества друзей А.Н. Скрябина). В 1914 призван в армию (в чине прапорщика); в 1919 демобилизовался из Красной Армии (состоял при штабе М.Н. Тухачевского, который был его другом). В 1922—26 сотрудник ГАХН, участвовал в работе Государственного института музыкальной науки (ГИМН); член редколлегии музыкального сектора Госиздата. В 1926—30 и 1933—37 профессор консерватории по классу композиции.

Аналитический ум, глубокая и разносторонняя образованность, феноменальное знание музыки создали Жиляеву огромный авторитет. Как педагог он оказал большое влияние на многих отечественных музыкантов. На «вечерах» у Жиляеву показывали свои новые сочинения Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович и др.

Репрессирован. Последний адрес в Москве: Чистопрудный бульвар, 15.

Литература: Голубев Г., Н.С. Жиляев, в сборнике: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; Памяти Н.С. Жиляева, «Советская музыка», 1970, № 8; Винокурова И., Трижды расстрелянный музыкант, «Музыкальная академия», 1996, № 1.

О.В. Фраёнова.

Жилярди (Джилярди) Александр Осипович

Жилярди (Джилярди) Александр Осипович (1806/1808 - 1871), архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди. С 1827 - помощник архитектора, с 1840 - младший архитектор Воспитательного дома. Участвовал в перестройке Слободского дворца для Ремесленных заведений (1828-34; 2-я Бауманская улица, 5, проект Д.И. Жилярди). По проекту Жилярди построены Костёл Людовика (1827-30, Малая Лубянка, 12/7, совместно с Д.И. Жилярди), католический Костёл Петра и Павла (1839-49, Милютинский переулок, 18; перестроен). В 1838-35 состоял младшим архитектором Комиссии для построения храма Христа Спасителя. В 1832-34 работал в усадьбе Отрада, достраивая мавзолей (проект Д.И. Жилярди) и перестраивая церковь. В 1832-47 в усадьбе Кузьминки возводил постройки по проектам Д.И. Жилярди и по собственным проектам выстроил плашкоутный мост, ферму и дом сенатора Полуденского.

М.В.

Жилярди (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович

Д. И. Жилярди. Здание Московского университета.

Д. И. Жилярди.

Здание Московского университета.

Жиля́рди (Джиля́рди) Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола — 1845, Милан), архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии. Обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (с 1796) и в Академии искусств в Милане (1803—06). До 1810 изучал искусство и архитектуру Италии, затем вернулся в Россию, став помощником отца в архитектурном ведомстве московского Воспитательного дома. Интенсивная деятельность началась после пожара 1812 в Москве с проектирования здания аптеки и лаборатории Воспитательного дома и участием в восстановлении Кремля. Первой полностью самостоятельной работой Жилярди стало восстановление здания университета (1817—19); соорудил монументальный портик дорического ордера на главном фасаде и грандиозную полуротонду актового зала. Перестраивал Вдовий дом (1818—23), соединив разновре́менные части надстройкой третьго этажа и мощным портиком, затем — здание Екатерининского института (окончено в 1827), построив на фасаде монументальный десятиколонный портик. Крупной постройкой Жилярди в центре Москвы стал ансамбль Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке (1820-е гг., совместно с А.Г. Григорьевым, постоянным помощником Жилярди и в дальнейшем). Одно из наиболее гармоничных произведений Жилярди — дом Гагарина (на Поварской улице), необычным приёмом в оформлении которого стали арочные окна с 2-колонной вставкой. На Никитском бульваре восстановил дом Луниных (1818—23), достроив главные сооружения и выведя их тем самым на красную линию улицы. Среди подмосковных построек Жилярди (в Гребневе, Поречье, Котельниках) наиболее значима усадьба Голицыных Кузьминки, или Влахернское, где им были перестроены флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструированы пристань и парковые сооружения, среди которых одна из лучших построек Жилярди — Музыкальный павильон Конного двора (1820—23). К крупнейшим работам Жилярди относится перестройка Слободского дворца в Лефортове для размещения в нём Ремесленного заведения и богадельни Воспитательного дома. Последняя крупная работа Жилярди в Москве — усадьба Усачёвых (позже Найдёновых) на Земляном валу, близ Яузы (1829—30), с парком, сочетавшим в себе регулярную и пейзажную планировку, монументальным и оригинальным садовым фасадом с пандусом и декоративной аркой.

Литература: Белецкая Е.А., Покровская З.К., Д.И. Жилярди, М., 1980.

Жилярди (Джилярди) Иван Дементьевич

Жилярди (Джилярди) Иван Дементьевич (Джованни Баттиста) (1755, Монтаньола, близ Лугано - 1819, там же), архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 (или 1789) до 1817. Выстроил Екатерининский институт (1802), Мариинскую больницу для бедных (1804-07), Александровский институт и Вдовий дом (оба здания - 1809-11).

Житная улица

Жи́тная у́лица внутренняя часть Садового кольца, на юге центральной части Москвы, между Добрынинской и Калужской площадями. Название от житниц — амбаров Житного двора (находился здесь в начале XVIII в.). Улица возникла в 20-х гг. XIX в. на месте участка Земляного вала. Реконструируется с 1960-х гг. наряду с улицей Коровий вал (противоположная Житной улице внешняя часть Садового кольца).

Жолтовский Иван Владиславович

Жолто́вский Иван Владиславович (1867, Пинск — 1959, Москва), архитектор, теоретик архитектуры, педагог, академик архитектуры (1909), заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932). Окончил петербургскую Академию художеств (1898), изучал архитектуру в Италии (1910-е гг., 1923—26). С 1898 жил в Москве. Преподавал в Художественно-промышленном училище — Вхутемасе — Вхутеине (1899 — 1932), Институте архитектуры Академии архитектуры (1932—37); ученики — М.О. Барщ, Л.О. Бумажный, Г.А. Захаров, М.П. Парусников. Участвовал в проекте «Новая Москва» (1918—23, с А.В. Щусевым), разработке генерального плана и ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), конкурсах на проект Дворца Советов (1931, 1958, 1959). Для творчества Жолтовского характерны высокое профессиональное мастерство, эрудированность в вопросах классической архитектуры. В практической и педагогической деятельности, теоретических высказываниях уделял основное внимание использованию композиционных приёмов и архитектурных мотивов Высокого Возрождения. По проектам Жолтовского построены: дом Скакового общества на Скаковой улице (1903—05), особняки на Введенской площади (1907—08), на улице Спиридоновке (1909—12), в Мёртвом (1912) и Пречистенском (1913) переулках, жилые дома для завода АМО (1915), котельная МОГЭС на Раушской набережной (1926 — 1927), Госбанк на Неглинной улице (1927 — 1929), дом на Моховой улице (1933—34, ныне АО «Интурист»), жилые дома на Большой Калужской улице (1949), Смоленской площади (1950), проспекте Мира (1957), ипподром на Беговой улице (1951—55), кинотеатры «Слава» (1955) и «Буревестник» (1957). В 1953—59 возглавлял архитектурную мастерскую-школу института «Моспроект», в 1952—53 руководил созданием проектов крупнопанельных жилых домов. Государственная премия СССР (1950). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме в Вознесенском переулке, где в 1926—59 жил Жолтовский, — мемориальная доска.

Жск

ЖСК см. жилищно-строительные кооперативы.

Жужа

Жу́жа река на юге Москвы, правый приток Москвы-реки. Длина 3,8 км. Площадь бассейна около 4 км2. Сохранена в открытом русле на участке от Каширского шоссе до улицы Садовники (1,3 км), который назывался Большой овраг. Ниже протекает в подземном коллекторе по второй надпойменной террасе Москвы-реки вдоль улицы Новинки и впадает на территории музея-заповедника «Коломенское». Принимает справа полузасыпанный Савкин овраг с ручьём. По Жуже называлась улица Жужа в селе Коломенском.

Жужа река

На юге Москвы, правый приток Москвы-реки. Длина 3,8 км. Площадь бассейна около 4 км2. Сохранена в открытом русле на участке от Каширского шоссе до улицы Садовники (1,3 км), который назывался Большой овраг. Ниже протекает в подземном коллекторе по второй надпойменной террасе Москвы-реки вдоль улицы Новинки и впадает на территории музея-заповедника «Коломенское». Принимает справа полузасыпанный Савкин овраг с ручьём. По Жуже называлась улица Жужа в селе Коломенском.

Жук Сергей Яковлевич

Жук Сергей Яковлевич (1892, Киев - 1957, Москва), гидротехник, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1952). В 1917 окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения. С 1942 в Москве, возглавлял Гидропроект, который с 1957 носит его имя. Один из руководителей изыскательских работ, проектирования и строительства Беломорско-Балтийского канала, Канала имени Москвы, Волго-Донского канала, Цимлянской ГЭС, Волжской ГЭС и др. Государственная премия СССР (1950, 1951). Урна с прахом в Кремлёвской стене.

Жуков Георгий Константинович

Жуков Георгий Константинович (1896, деревня Стрелковка Калужской губернии - 1974, Москва), Маршал Советского Союза (1943), Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Участник первой мировой и Гражданской войн. В 1939 командовал советскими войсками в боях с японскими войсками на р. Халхин-Гол. В январе - июле 1941 начальник Генштаба, заместитель наркома обороны СССР. В 1941-46 и 1952-53 кандидат в члены ЦК, в 1953-57 член ЦК КПСС. В начале Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного и Ленинградского фронтов, во время Московской битвы - Западным фронтом (с 13 октября 1941). Под руководством Жукова войска фронта вели упорные оборонительные бои, остановили продвижение немецких войск к Москве, а затем, перейдя в контрнаступление и в общее наступление во взаимодействии с войсками Калининского и Юго-Западного фронтов, нанесли им крупное поражение и отбросили от столицы на 100-250 км; тем самым был похоронен гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР. С августа 1942 первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного главнокомандующего. По поручению Ставки Верховного Главнокомандования координировал действия фронтов в Сталинградской, Курской и других битвах и операциях. В 1944-45 командовал войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов (в Висло-Одерской и Берлинской операциях). 8 мая 1945 от имени Верховного Главнокомандования принял в Берлине капитуляцию германских вооруженных сил. 24 июня принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. В 1946 главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра Вооруженных Сил СССР. В 1946-53 командующий военным округом. В 1953, используя свой авторитет в армии, содействовал аресту Л.П. Берии. В 1955-57 министр обороны СССР; обвинён в стремлении к бонапартизму и уволен в отставку. В 1956-57 кандидат в члены, член Президиума ЦК КПСС. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Жукова назван проспект (проспект Маршала Жукова; часть бывшего Новохорошёвского шоссе). В 1992 установлен бюст Жукова у станции метро «Каширская», в 1995 сооружён памятник Жукову на Манежной площади (скульптор В.В. Клыков).

Сочинения: Воспоминания и размышления, т. 1-3, М., 1974.

Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич (1783, село Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии - 1852, Баден-Баден, Германия), поэт. Внебрачный сын помещика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи; формально был усыновлён крестным отцом, А.Г. Жуковским. В 1797-1800 учился в московском Благородном университетском пансионе; в 1801 вместе с А.И. Тургеневым, А.Ф. Воейковым, А.Ф. Мерзляковым организовал Дружеское литературное общество, сыгравшее заметную роль в становлении русского литературного романтизма. В том же году Жуковский поступил в московскую Главную соляную контору, но, тяготясь службой, в 1802 уехал в своё тульское имение. Приняв предложение стать редактором журнала «Вестник Европы», в 1808 вернулся в Москву, жил в здании Благородного пансиона, в 1810-11 - в доме С.М. Соковнина (Пречистенка, 24, дом не сохранился). Во «второй московский период» поэт начал цикл своих знаменитых баллад («Людмила», 1808, «Светлана», 1808-12, «Кассандра», 1809, и др.), опубликовал сентиментально-романтическую повесть «Марьина роща» (1809). В 1811 покинул Москву, но с началом Отечественной войны 1812 вернулся, в августе 1812 был принят в Московское ополчение поручиком. Состоял при штабе М.И. Кутузова; осенью, накануне Тарутинского сражения, написал стихотворение «Певец во стане русских воинов». По болезни уволившись из армии в январе 1813, Жуковский жил в тульских имениях, с 1815 - в Петербурге. В Москве в последний раз побывал в январе 1841; московские литераторы чествовали его в домах А.Д. Черткова (Мясницкая улица, 7), Ф.Н. Глинки (Садовая-Спасская, 7, дом не сохранился), в салоне А.П. Елагиной (Трёхсвятительский тупик, 4).

Жуковский Николай Егорович

Жуко́вский Николай Егорович (1847, село Орехово Владимирской губернии - 1921, Москва), учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1894). В Москве с 1857. Окончил Московский университет (1868). В 1870-74 преподавал физику и математику во 2-й Московской женской гимназии, с 1872 - в Императорском техническом училище (ИТУ, позднее - МВТУ), с 1885 - в Московском университете. Под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, в 1904 в посёлке Качино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В 1910 в ИТУ при непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория. По предложению Жуковского создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, 1918), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота, ныне Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА; с 1922 имени Жуковского). Жуковский заложил основы единой научной дисциплины - экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Автор многочисленных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, прикладной механики, гидродинамики и гидравлики, теории регулирования машин и др. Похоронен на Донском кладбище. Именем Жуковского в 1936 названа улица (бывший Мыльников переулок, в районе Чистопрудного бульвара; на д. 8, где жил Жуковский, - мемориальная доска). В 1947 в здании, где работал Жуковский в 1915-20 (улица Радио, 17; мемориальная доска), создан Научно-мемориальный музей Жуковского, открыт для посещения в 1956. Памятники-бюсты - около здания МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор М.Г. Манизер), у входа в Научно-мемориальный музей Жуковского (1958, скульптор Г.В. Нерода), перед зданием ВВИА на Ленинградском проспекте (1959, скульптор Нерода, архитектор И.А. Француз).

Журавлёв Дмитрий Николаевич

Журавлёв Дмитрий Николаевич (1900, село Алексеевка Харьковской губернии - 1991, Москва), артист театра и эстрады, народный артист СССР (1979). В 1927 окончил училище при Театре имени Вахтангова; до 1939 был актёром этого театра. Роли: Дудин («Барсуки» Л.М. Леонова), Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Жув («Интервенция» Л.И. Славина) и др. Знакомство с творчеством выдающегося чтеца А.Я. Закушняка побудило Журавлёва посвятить себя искусству художественного чтения. В 1931 он выступил с первым открытым концертом, в программу которого входили «Египетские ночи» А.С. Пушкина, стихи В.В. Маяковского. Дальнейший творческий путь Журавлёва неразрывно связан с именами этих поэтов. Среди лучших работ Журавлёва также произведения А.П. Чехова («Дама с собачкой», 1939; «Дом с мезонином», 1953), И.С. Тургенева («Певцы», 1934), Л.Н. Толстого (фрагменты из «Войны и мира»), П. Мериме («Кармен», 1937), Ги де Мопассана («Лунный свет», «Счастье», «Мисс Гарриет», 1947), А.А. Блока («Двенадцать», «Скифы» и др., 1957), М. Горького (отрывок из «Детства»), И.Э. Бабеля («Начало», 1959). Искусство Журавлёва отличалось лиризмом, мягким юмором, тонким чувством ритма, музыкальностью речи; он мастерски владел жестом, интонацией, искусством общения с аудиторией. Государственная премия СССР (1949).

Журналы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жэк

ЖЭК см. жилищно-эксплуатационные конторы.

Предыдущая страница Следующая страница