Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕО"-"ГЛА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕО"-"ГЛА")

Геологический музей имени В.И. Вернадского

Геологи́ческий музе́й и́мени В.И. Верна́дского Создан в 1988 как просветительский центр в области наук о Земле, объединяющий отдельные геологические дисциплины (минералогию, петрографию, палеонтологию, геотектонику и т.п.). Начало музею положило «Собрание натуральных и куриозных вещей» (6000 экземпляров), пожертвованных Н.А. Демидовым в конце XVIII в. Московскому университету и в 1791 вошедших в университетский Музей натуральной истории. В 1812 большая часть коллекции погибла, но уже в 1813 фонды начали вновь пополняться за счёт пожертвований частных лиц и собственных сборов. В 1861 музей был объединён с собранием Румянцевского музея, в 1868 разделён на два кабинета: геологический и минералогический. В 1930 слит с музеем Горной академии, в 1939 к нему присоединена коллекция Института прикладной минералогии. В 1930 здание и хранившаяся в нём коллекция перешли к Московскому геолого-разведочному институту и стали использоваться в учебных целях, что вызвало перепланировку здания, изменение структуры фондов и экспозиции. Расположен в здании на Манежной площади, построенном в начале XX в. архитектором Р.И. Клейном для Геологического музея МГУ. В структуру музея входят научные отделы, современная информационная система.

Г.В. Наумов.

Георгиевский переулок

Гео́ргиевский переу́лок проходит между Тверской улицей и улицей Большая Дмитровка параллельно Охотному ряду, выходя на Тверскую улицу аркой домов 4 и 6. Назван по Георгиевскому монастырю (основанному в XVI в. на дворе боярина Юрия Захарьина-Кошкина), занимавшему почти всю нечётную сторону переулка. В 1815 монастырь упразднён. На месте бывших монастырских церквей Святого Георгия и Казанской Богоматери (XVII—XVIII вв., снесены в 1931) средняя школа № 179. На левой стороне переулка сохранились здания монастырских келий XVIII—XIX вв. (дома 3—7; корпус, выходящий на Большую Дмитровку, реконструирован под выставочный зал — «Малый манеж») и здание первой московской электростанции, построенное Обществом электрического освещения (д. 5, 1887—88, архитектор В.Д. Шер). Правую сторону переулка образуют тыльный фасад дома Благородного собрания (д. 2, 1814; перестроен архитектором А.Н. Бакаревым) и современное административное здание, построенное для Госплана (д. 4; ныне одно из зданий Государственной думы), во дворе которого находится палата главы Стрелецкого приказа И.Б. Троекурова (1691—96).

Геогриевским переулком ранее назывались также Вспольный переулок и Лучников переулок.

И.Л. Давыдова.

Геофизический центр РАН

Геофизи́ческий центр РАН (Молодёжная улица, 32). Организован в 1992. Основные направления: геоинформатика, исследования в области внутреннего строения Земли.

Герасимов Сергей Аполлинариевич

Гера́симов Сергей Аполлинариевич (1906, Челябинск — 1985, Москва), режиссёр, сценарист, актёр, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1974). Муж Т.Ф. Макаровой. В кино с 1924 как актёр (фильмы: «Шинель», «C.B.Д.», «Новый Вавилон» и др.). Как режиссёр работал в кино с 1930, параллельно продолжая сниматься как актёр в своих фильмах и у других режиссёров. Среди режиссёрских работ: фильмы «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (3 серии, 1957—58), «У озера» (1970), «Красное и чёрное» (ТВ, 1976), «Лев Толстой» (1984) и др. Был автором или соавтором сценариев своих фильмов. Вёл большую педагогическую работу во ВГИКе (профессор с 1946), был художественным руководителем творческого объединения на Киностудии имени М. Горького. Как режиссёр строгого реалистического стиля продолжал традиции русской классической литературы, обращая особое внимание на фактурность изображения и психологизм актёрских работ. Выступал как теоретик киноискусства. Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Герасимова присвоено ВГИКу; на доме, где он жил (Кутузовский проспект, 1/2), установлена мемориальная доска.

Литература: Фрейлих С., Искусство кинорежиссёра. Творчество народного артиста СССР С.А. Герасимова, М., 1954; Волянская Н.Г., На уроках режиссуры С.А. Герасимова, М., 1965; Парфенов Л.А., С. Герасимов, М., 1975; Послесловие. С.А. Герасимов в высказываниях, воспоминаниях, письмах, М., 1996.

Герб

Герб Москвы. Утверждён в 1781.

Герб Москвы.

Утверждён в 1781.

герб С XIV в. гербом (эмблемой) Москвы было изображение всадника, поражающего копьём дракона или змея. Впервые это изображение встречается на печати великого князя Дмитрия Донского. Позднее всадник ассоциировался со Святым Георгием Победоносцем. В 1730, 1781, 1883 эта эмблема официально утверждалась в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. Согласно описанию 1856, он представлял собой червлёный щит, на котором изображён «святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём». После 1917 герб с фигурой Георгия Победоносца, поражающего дракона, утратил официальное значение. Его изображение сохранилось на фасаде Третьяковской галереи.

В 1924 Президиум Моссовета утвердил герб с изображением обелиска Свободы (скульптор Н.А. Андреев), установленного в 1918 на Советской (ныне Тверской) площади, на фоне красной звезды, серпа и молота, зубчатого колеса с надписью «РСФСР», наковальни и ленты с надписью «Московский совет раб., кр. и кр. деп.» (Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Новый герб не получил широкого распространения и с конца 30-х гг. вышел из употребления. Его изображение сохранилось на решётке Большого Каменного моста и на д. 15 по Поварской улице (здание Верховного суда).

В начале 90-х гг. Москва возвратилась к своему историческому гербу. В соответствии с Уставом г. Москвы, принятым Московской городской думой в 1995, «гербом города Москвы является изображение на тёмно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия».

Герб Москвы. Утверждён в 1883.

Герб Москвы.

Утверждён в 1883.

Герб Москвы. Утверждён в 1995.

Герб Москвы.

Утверждён в 1995.

Гердт Зиновий Ефимович

Гердт Зиновий Ефимович (1916, г. Себеж Псковской губернии — 1996, Москва), народный артист СССР (1990). В 1941 ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен. В 1945—82 в Центральном театре кукол под управлением С.В. Образцова (см. Центральный театр кукол имени С.В. Образцова). Роль Конферансье в спектакле «Необыкновенный концерт» на долгие годы стала его визитной карточкой. Острая характерность, сатира нередко сочетались в творчестве Гердта с тонкой лирической интонацией. В кино с 1958. Среди ролей: Кукушкин («Фокусник») и Паниковский («Золотой телёнок»), обе — 1968, Эйнштейн («Бегство мистера Мак-Кинли», 1975), Олег Григорьевич («Ключ без права передачи», 1977), Водяной царь («На златом крыльце сидели...», 1986), Адвокат («Воры в законе», 1988), Арье Лейба («Биндюжник и король», 1989), сапожник Сталин («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1994); мэр (телефильм «Соломенная шляпка») и Кукс (телефильм «Странные взрослые»), обе — 1975; Мефистофель («Сцены из Фауста», 1984—86). В 90-е гг. был ведущим популярной телепередачи «Чай-клуб».

Похоронен на Кунцевском кладбище.

Гермоген

Патриарх Гермоген. Миниатюра XVII в.

Патриарх Гермоген.

Миниатюра XVII в.

Гермоге́н Ермоген (в миру Ермолай) (около 1530—1612, Москва), патриарх Московский и Всея Руси. Из посадского духовенства, по другим данным, из донских казаков. Впервые упоминается в источниках как клирик казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1579 священник казанской церкви Святого Николая в Гостином ряду. В 1587 принял монашество в Московском Чудовом монастыре, вскоре игумен, затем архимандрит казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1592 участвовал в церемонии перенесения мощей Германа Казанского из Москвы в Свияжск. В феврале 1598 участвовал в Москве в избрании на царство Бориса Годунова и во всенародном молении у Новодевичьего монастыря. Вызванный в Москву Лжедмитрием I (1605) потребовал перехода Марины Мнишек в православие, за что подвергнут опале и сослан в Казань. После избрания на царство Василия Шуйского вызван в Москву на церковный собор, который низложил патриарха Игнатия. 3 июля 1606 возведён в сан патриарха в Московском Успенском соборе. Организовал перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича из Углича в Московский Архангельский собор. Объявил в Москве (14 октября 1606) шестидневный пост и молитвословия в честь «избавления Отечества» от войск И.И. Болотникова. Провёл в Успенском соборе (20 февраля 1607) всенародное церковное покаяние с целью прощения всех совершённых в годы Смуты клятвопреступлений. Летом 1608 выступил против Лжедмитрия II. Был противником свержения с престола Василия IV Шуйского. В 1610—12 по его инициативе построена церковь Святого Ермолая на Козьем болоте. Выдвигал непременным условием воцарения польского королевича Владислава принятие им православия. После захвата Москвы польскими войсками созвал москвичей в Успенский собор и запретил присягать королю Сигизмунду III. Арестован интервентами на Патриаршем дворе (16 января 1611). В феврале 1611 отказался остановить продвижение к Москве отрядов народного ополчения под предводительством П.П. Ляпунова. Во время московского восстания 19 марта 1611 заключён интервентами в темницу Чудова монастыря. Уморён голодом, возможно, убит. Похоронен в Чудовом монастыре, в 1652 перезахоронен в Успенском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью.

Сочинения: Творения святейшего Гермогена, патриарха Московского и Всея России, М., 1912.

Литература: Успенский Д., Страдальцы за землю русскую патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий, М., 1911; Кедров С., Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и Всея России, М., 1912; Борин В., Святейший патриарх Гермоген и место его заключения, М., 1913.

С.А. Потапова.

Геронтий

Геро́нтий (?—1489, Москва), митрополит Московский (с 1473), писатель. Был епископом Коломенским. В конце 1470-х гг. вступил в конфликт с великим князем Иваном III. В частности, спорил с ним о порядке освящения новых церквей. В 1480, во время «Стояния на Угре», ознаменовавшего конец монголо-татарского ига на Руси, выступал за решительное сопротивление золотоордынскому хану. В борьбе с еретическими учениями, распространившимися в Москве и Новгороде, придерживался умеренной позиции. В 1482 покинул митрополичью кафедру и вернулся только по челобитью великого князя.

Герцен Александр Иванович

Дом-музей А. И. Герцена.

Дом-музей А. И. Герцена.

Москва.

Ге́рцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812, Москва — 1870, Париж), писатель, публицист, философ. Внебрачный сын московского аристократа И.А. Яковлева (получил придуманную фамилию и считался воспитанником своего отца), родился в доме дяди, А.А. Яковлева (ныне Тверской бульвар, 25; перед ним — памятник Герцену, скульптор М.О. Мильбергер). В 1812 после вступления войск Наполеона I в Москву семья поселилась на Малой Дмитровке (дом не сохранился); с 1824 Герцен жил в Большом Власьевском переулке, с 1833 — в переулке Сивцев Вражек (ныне д. 25).

Глубоко пережил восстание декабристов 1825, в июле 1826 присутствовал в Успенском соборе Кремля на молебне по случаю «избавления от крамолы». Подружившись с февраля 1826 с Н.П. Огарёвым, вместе с ним в 1827 на Воробьёвых горах дал клятву отомстить за казнённых (памятный знак, 1978, скульптор М.А. Шмаков). В октябре 1829 Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета (окончил в 1833); во дворике университета (Моховая, 18—20) установлены памятники Герцену и Огарёву (1922, скульптор Н.А. Андреев). В университете вокруг Герцена возник кружок молодых людей, собиравшихся в доме Огарёва (Большая Никитская, 23/16; мемориальная доска), за что в июле 1834 был арестован сначала хозяин дома, а затем и Герцен (содержался в заключении в Пречистенской полицейской части — Пречистенка, 22, и в Крутицких казармах — 1-й Крутицкий переулок, 4а). Сослан в апреле 1835 в Пермь, затем в Вятку, Владимир; отсюда 2 марта 1838 приезжал в Москву для свидания со своей кузиной и будущей женой Н.А. Захарьиной (Поварская улица, дом не сохранился), а через два месяца тайно вывез невесту из Москвы. Вернулся из ссылки с семьёй в Москву в декабре 1839, бывал у Огарёва (Арбат, 31). В 1840 переехал в Петербург. После следующей ссылки в Новгород с 1842 снова в Москве (Малый Власьевский переулок, ныне улица Танеева, 8—10). С осени 1843 до весны 1846 жил с семьёй в переулке Сивцев Вражек (ныне д. 27; мемориальная доска; с 1975 филиал Государственного литературного музея — Музей Герцена; свыше 1500 экспонатов, в том числе личные вещи, портреты, автографы писателя), где им были написаны «Сорока-воровка», «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», политические фельетоны «Москва и Петербург» и другие произведения. Здесь Герцена посещали Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, М.С. Щепкин, П.М. Садовский, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.И. Панаев, образуя московский «эпицентр» полемики славянофилов и западников. Бывал Герцен в московских литературных салонах А.П. Елагиной, К.К. Павловой, Д.Н. Свербеева, П.Я. Чаадаева. Весной 1846 умер отец Герцена, и семья перебралась в «Большой дом» по Сивцеву Вражку (ныне д. 25), откуда 19 января 1847 писатель навсегда уехал за границу, где создал Вольную русскую типографию, разработал теорию «русского социализма» — основу народничества и т.п., написал мемуары «Былое и думы» (ч. 1—8, 1852—68), в которых, в частности, воссоздана жизнь Москвы 1840-х гг.

В 1920—92 имя Герцена носила Большая Никитская улица; его имя было присвоено библиотекам № 1 и детской № 1.

Литература: Либединская Л.Б., Герцен в Москве. Художественно-документальный очерк, М., 1976; Желвакова И.А., Дом в Сивцевом Вражке, М., 1982; Герцен и Россия, М., 1986.

К.В. Стародуб.

Герцен Пётр Александрович

Ге́рцен Пётр Александрович (1871, Флоренция — 1947, Москва), хирург, один из основоположников отечественной онкологии, член-корреспондент АН СССР (1939). Внук А.И. Герцена. Медицинское образование получил в Базеле и Лозанне. В 1897 приехал в Россию. С 1898 в течение 22 лет работал в Староекатерининской больнице и одновременно (с 1910) — в хирургических клиниках Московского университета (с 1917 профессор). Во время русско-японской войны 1904—05 военный хирург в составе отряда г. Москвы, в годы первой мировой войны хирург в действующей армии, в годы Гражданской войны — в Красной Армии. С 1921 заведующий пропедевтической хирургической клиникой 1-го Московского университета, объединённой в 1922 с Институтом для лечения опухолей, который возглавлял в 1922—34 (ныне Онкологический институт; с 1947 имени Герцена, установлены бюст Герцена и мемориальная доска). С 1934 заведующий кафедрой госпитальной хирургии 1-го Московского медицинского института (Большая Пироговская улица, 2/6; мемориальная доска). Предложил ряд оригинальных способов и модификаций оперативных вмешательств, в том числе при заболеваниях пищевода, жёлчного пузыря, прямой кишки, кровеносных сосудов, бедренных грыжах. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Герценовский парк

В южной части Москвы, на территории усадьбы Загорье. Площадь 24,5 га. На юге граничит с Видновским лесопарком. Планировочная и функциональная структура парка сложилась к середине 1980-х гг., когда завершилась застройка микрорайона Загорье. Более половины площади парка занимают зелёные насаждения (лиственница, сосна, кедр, липа, берёза; возраст отдельных экземпляров до 150 лет). Восточная часть парка, преимущественно с регулярной планировкой, используется для занятий спортом; имеются спортивные площадки для волейбола и баскетбола, два футбольных поля и др.

Гершельман Сергей Константинович

Гершельма́н Сергей Константинович (1854-1910, Вильно), генерал-лейтенант, московский генерал-губернатор (1906 - 1909). Из дворян. Окончил Пажеский корпус (1870), действительную службу начал в лейб-гвардейском Конно-гренадерском полку. С 1876 слушатель Николаевской академии Генштаба, участник русско-турецкой войны 1877-78. По окончании Академии (1881) получил назначение в Харьковский военный округ. Занимал различные командные должности. С 1903 начальник штаба Сибирского военного округа. Участник русско-японской войны 1904-05. С января 1906 командующий войсками Московского военного округа, затем московский генерал-губернатор. В 1907 на Гершельмана было совершено покушение (брошенная бомба ранила кучера). В период его правления границы московского градоначальства расширились за счёт включения прилегающих территорий уезда. В мае 1908 в Манеже прошла первая международная автомобильная выставка, 1 октября 1908 был открыт Народный университет имени А.Л. Шанявского. Гершельман решал проблемы по устранению последствий наводнений 1908; продолжил начатое великим князем Сергеем Александровичем формирование портретной галереи московских генерал-губернаторов. В 1909 назначен командующим войсками Виленского военного округа. Автор ряда научных исследований по военному делу.

О.В. Кузовлева.

Гершензон Михаил Осипович

М. О. Гершензон.

М. О. Гершензон.

Гершензо́н Михаил Осипович (1869, Кишинёв — 1925, Москва), литератор, историк русской литературы и общественной мысли. Сын неудачливого коммерсанта, воспитанный в жёстком, «средневековом», по выражению его дочери, режиме хедера (еврейской начальной школы), Гершензон после окончания с золотой медалью Кишинёвской гимназии и нескольких лет учёбы в Берлине, несмотря на существовавшую для иудеев процентную норму, по особому министерскому разрешению поступил в 1889 на историко-филологический факультет Московского университета. Отец, не поверив в этот неожиданный успех, решил, что сын крестился, и отказал ему в денежной помощи. Учась в университете, Гершензон крайне нуждался, зарабатывая на жизнь уроками и проявив огромное упорство и трудолюбие. После окончания университета сотрудничал во многочисленных московских изданиях. С 1894 Гершензон — частый гость в семействе адвоката Б.С. Гольденвейзера; в 1905 женился на дочери Гольденвейзера Марии. В 1900 познакомился с Н.А. Огарёвой-Тучковой, дочерью декабриста А.А. Тучкова и вдовой Н.П. Огарёва, которая подарила ему свой архив с несколькими сотнями писем П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова и других деятелей русской культуры XIX в. С этого времени в Москве начинают появляться многочисленные публикации Гершензона, основанные на материалах огарёвского архива. В 1901 познакомился с Е.Н. Орловой, внучкой героя Отечественной войны 1812 М.Ф. Орлова и правнучкой знаменитого генерала Н.Н. Раевского, которая отдала Гершензону свой богатейший архив и предоставила квартиру в собственном доме. В 1908 вышли две первые книги Гершензона — «П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (в Петербурге) и «История молодой России» (в Москве), в 1910 в Москве — книги «Исторические записки» и «Жизнь В.С. Печерина» — русского учёного, ставшего католическим монахом, архив которого Гершензон обнаружил в 1904 в библиотеке Московского университета. В 1912 в Москве вышла книга Гершензона «Образы прошлого», в 1914 — «Грибоедовская Москва», где Гершензон на основе писем и дневников московских жителей дал непревзойдённое по детальности и живости описание московского быта XIX в. Гершензон активно выступал во многих московских научных и литературно-художественных журналах («Критическое обозрение», «Научное слово» и т.п.), сотрудничал с московским издательством М. и С. Сабашниковых. Был инициатором и автором предисловия сборника «Вехи» (М., 1909). В круг общения Гершензона в эти годы помимо авторов «Вех» входили деятели культуры «серебряного века», жившие в Москве (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и др.). Позже собрания в доме Гершензона, по аналогии с его книгой, стали называть «Гершензоновской Москвой»; сам Гершензон обрёл славу летописца московской интеллигенции. Событием в истории русской культуры стало издание Гершензоном в 1913—14 в Москве двухтомника сочинений П.Я. Чаадаева (творчество которого с 1836 было под запретом). После Февральской революции Гершензон — организатор Союза писателей (Тверской бульвар, 25); после октября 1917 работал в ГАХН, в Вольной академии духовной культуры (Мерзляковский переулок, 11). В 1919 в Москве вышли две итоговые книги Гершензона об А.С. Пушкине: «Видение поэта» и «Мудрость Пушкина». Важное значение для понимания умонастроений московской интеллигенции начала века имеет и «Переписка из двух углов» (опубликована в 1921 С.М. Алянским в Петрограде) — книга-диалог, составленная из переписки Гершензона и Вяч.И. Иванова, посвящённая судьбам мировой культуры. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Проскурина В., М.О. Гершензон — историк культуры, в книге: Гершензон М., Грибоедовская Москва. П.Я. Чаадаев. Очерки прошлого, М., 1989; Ходасевич В., Гершензон, в его книге: Колеблемый треножник, М., 1991.

Г.С. Зобин.

Герье Владимир Иванович

Герье́ Владимир Иванович (1837, Москва — 1919, там же), историк, политический деятель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1902). Учился в частном пансионе Эннеса (Потаповский переулок, 6). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1858); ученик Т.Н. Грановского, испытал влияние С.М. Соловьёва. Оставлен на факультете для приготовления к профессорскому званию, одновременно преподавал литературу и историю в 1-м московском кадетском корпусе. С 1865 приват-доцент, с 1868 профессор Московского университета по кафедре всеобщей истории; впервые в России ввёл в практику специальные семинары по всеобщей истории. Автор работ по истории Древнего Рима, католического миросозерцания в эпоху средневековья, истории Французской революции конца XVIII в. Герье — основатель и первый директор Московских Высших женских курсов (МВЖК; 1872 — 1888, 1900—05). С 1876 гласный (в 1892—1904 председатель) Городской думы. В качестве гласного губернского земства от города участвовал в деятельности различных комиссий. В 1876—1906 возглавлял думскую комиссию «О пользах и нуждах общественных». Организатор городских участковых попечительств о бедных и первых в России «Домов трудолюбия». Основатель и руководитель (1895—1904) Исторического общества при Московском университете. В 1904 после обструкции, устроенной студентами, вынужден был уйти из университета, в 1905 забаллотирован на выборах ректора МВЖК. Сторонник конституционной монархии, Герье в 1906 вступил в «Союз 17 октября», в 1907 назначен членом Государственного совета. Поддерживал политический курс правительства П.А. Столыпина. В 1912 от политической деятельности отошёл.

Сочинения: Детство. Учение до получения кафедры, в книге: История и историки, М., 1990.

Литература: Шаханов А.Н., Воспоминания В.И. Герье, в книге: История и историки, М., 1990.

Гетье Фёдор Александрович

Гетье́ Фёдор Александрович (1863, Белёвский уезд Тульской губернии — 1938, Москва), терапевт. Сын московского полицейского врача. Окончил 4-ю Московскую гимназию (1880), естественное отделение физико-математического факультета (1884) и медицинский факультет (1888) Московского университета. В 1889 личным распоряжением товарища (заместителя) министра внутренних дел В.К. Плеве определён сверхштатным ординатором Староекатерининской больницы. С 1898 помощник главного врача Басманной больницы, главный врач Московской городской лечебницы (санатория) при селе Тихвинском, затем главный врач Басманной больницы. По поручению Врачебного совета при Московской городской управе (1903) участвовал в составлении проекта и в наблюдении за строительством Солдатёнковской больницы, с 1910 её главный врач. Во второй половине 1918 арестован, освобождён по ходатайству московских врачей, поддержанному А.В. Луначарским. По рекомендации В.А. Обуха утверждён лечащим врачом Я.М. Свердлова, после смерти которого назначен профессором Лечебно-санитарного управления Кремля. С 1919 семейный врач В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого (с которым был в дружеских отношениях); лечил также Н.И. Бухарина, Ф.Э. Дзержинского. В 1920—25 заведующий правительственным санаторием в Химках, с 1926 — терапевтическим отделением в 11-м корпусе Боткинской больницы, которому присвоено его имя; на здании административного корпуса больницы — мемориальная доска. Научных трудов не имел. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Гиацинтова Софья Владимировна

Гиаци́нтова Софья Владимировна (1895, Москва — 1982, там же), актриса, режиссёр, народная артистка СССР (1955). Будучи гимназисткой, занималась драматическим искусством у Е.П. Муратовой (актриса МХТ). В 1910 была принята в МХТ. Вошла в группу молодёжи, которая в 1912 составила ядро Первой студии МХТ (с 1924 2-й МХАТ). До 1924 работала в Театре и студии одновременно, в 1924—35 — только во 2-м МХАТе. После его закрытия в Театре имени МОСПС (1936—38), с 1938 в Театре имени Ленинского комсомола (в 1958—59 в Театре имени К.С. Станиславского). Наделённая сценическим обаянием и грацией, Гиацинтова в совершенстве владела искусством перевоплощения и тонкого психологического анализа роли. Среди лучших актёрских работ: Мария («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1917, 1933, постановка Гиацинтовой и В.В. Готовцева), Лидочка («Дело» А.В. Сухово-Кобылина, 1927), Нелли («Униженные и оскорблённые» по Ф.М. Достоевскому, 1932), Нора («Нора» Г. Ибсена, 1939, постановка Гиацинтовой и И.Н. Берсенева), Наталия Петровна («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1944, постановка Гиацинтовой), Огудалова («Бесприданница» А.Н. Островского, 1963, постановка Гиацинтовой), Авдотья Назаровна («Иванов» А.П. Чехова, 1975). Снималась в кино. Государственная премия СССР (1947).

Сочинения: С памятью наедине, 2 изд., М., 1989.

Литература: Громов В., С. Гиацинтова, М., 1976.

Гидропроект

См. Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт имени С.Я. Жука.

Гидропроект, Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт имени С.Я. Жука

Гидропрое́кт, Всеросси́йский прое́ктно-изыска́тельский и нау́чно-иссле́довательский институ́т и́мени С.Я. Жука́ (Волоколамское шоссе, 2). Организован в 1957 на базе отдела, выполнявшего проектные работы по строительству Канала имени Москвы и Верхневолжской ГЭС (основан в 1932), и треста Гидроэнергопроект (основан в 1936). С 1957 носит имя академика С.Я. Жука, директора института в 1942-57. Проводит проектные разработки и научные исследования, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, созданием гидроузлов комплексного и энергетического назначения, гидроэлектростанций, каналов для судоходства и водоснабжения. Гидропроектом изучено свыше 500 основных водотоков на территории России и бывших союзных республик, разработаны проекты Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской и других гидроэлектростанций.

Гилельс Эмиль Григорьевич

Ги́лельс Эмиль Григорьевич (1916, Одесса — 1985, Москва), пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). Из семьи конторского служащего. Начал заниматься музыкой с 5 лет, в 1930—35 учился в Одесской консерватории, в 1935—38 — в Школе высшего исполнительского мастерства при Московской консерватории у Г.Г. Нейгауза. Дебютировал как солист в 1929. Впервые посетил Москву в конце 1932 вместе с группой учеников Одесской консерватории. Следующий его приезд в столицу в 1933 принёс ему победу на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С тех пор каждое его выступление в Москве становилось важным событием в культурной жизни. С 1935 в Москве. После успехов на Международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938, 1-я премия) интенсивно гастролировал.

Обширный репертуар включал музыку от эпохи барокко до современности (многое было записано на грампластинки). Среди трактовок Гилельса, ставших классикой мирового исполнительского искусства, сонаты и концерты В.А. Моцарта, все концерты Л.ван Бетховена, И. Брамса и П.И. Чайковского.

Выступал также в ансамблях, в том числе в трио с Л.Б. Коганом и М.Л. Ростроповичем. В 1938—76 преподавал в Московской консерватории (с 1952 профессор). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Гилельс (улица Горького, ныне Тверская улица, д. 25/9), в 1988 установлена мемориальная доска.

Его дочь — Елена Эмильевна (1948—96), пианистка, заслуженная артистка Российской Федерации. Нередко выступала в ансамбле с отцом. С 1989 преподавала в Московской консерватории.

Литература: Хентова С.М., Э. Гилельс, 2 изд., М., 1967; Баренбойм Л.А., Э. Гилельс. Творческий портрет артиста, М., 1990.

С.В. Грохотов.

Гиляров Меркурий Сергеевич

Гиля́ров Меркурий Сергеевич (1912, Киев — 1985, Москва), зоолог, создатель почвенной зоологии, академик АН СССР (1974). Окончил биологический факультет Киевского университета (1933). С 1936 работал во ВНИИ каучуконосов (Москва), где с 1938 возглавил Отдел защиты растений, с 1944 — в Институте эволюционной морфологии (ныне Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова; с 1955 заведующий лабораторией почвенной зоологии и экспериментальной энтомологии). Одновременно (1949—78) читал курс лекций в Московском педагогическом институте (ныне Московский педагогический университет), с 1977 заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных Московского университета. Основные труды посвящены разработке мер борьбы с почвенными вредителями, изучению роли животных в почвообразовании, эволюции членистоногих, биогеоценологии. Председатель Национального комитета советских биологов (с 1959), президент Всесоюзного энтомологического общества (с 1973), академик-секретарь Отделения общей биологии АН СССР (с 1976), Научного совета АН СССР по проблемам биоценологии и охраны природы. Вице-президент Международного союза биологических наук (с 1960) и Постоянного комитета международного энтомологического конгресса (с 1967). Государственная премия СССР (1951, 1967, 1980). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

На здании Института проблем экологии и эволюции (Ленинский проспект, 33) — мемориальная доска.

Литература: М.С. Гиляров, М., 1990.

Гиляровский Владимир Алексеевич

В. А. Гиляровский.

В. А. Гиляровский.

Гиляро́вский Владимир Алексеевич (1853, имение в Вологодской губернии — 1935, Москва), писатель, журналист, бытописатель Москвы. Потомок запорожских казаков. В 1871, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 70-х гг. и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877—78 вступил добровольцем в армию. В 1881 приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А.А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский. Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты «Англия» в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с А.П. Чеховым и И.И. Левитаном. В 1884 Гиляровский женился на М.И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 до конца жизни — в доме Титова в Столешниковом переулке, 9. В начале 80-х гг. Гиляровский начал печататься в «Московском листке», «Русской газете», «Современных известиях», «Будильнике». Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское «дно». В 1887 по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием «Трущобные люди». Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. «Скорее воображу Москву без Царя-колокола и Царя-пушки, чем без тебя, ты — пуп Москвы», — писал А.И. Куприн. Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали «дяди Гиляя». Дружил или был близко знаком с Л.Н. Андреевым, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, И.А. Буниным, М. Горьким, М.Н. Ермоловой, С.А. Есениным, В.И. Качаловым, Куприным, К.Г. Паустовским, И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым, Скитальцем, К.С. Станиславским, Ф.И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. Помимо того что Гиляровский имел репутацию «короля московских репортёров», он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы. В 1914 Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана первой мировой войной. После революции Гиляровский печатался в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», «На вахте», в журналах «Рампа», «Красная нива», «Художественный труд», «Огонёк». В 1926 вышло первое издание его книги «Москва и москвичи»; второе издание (1931) носило название «Записки москвича». В 1926 вышла книга «От Английского клуба к Музею революции». Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, — книги «Друзья и встречи» (1934), «Москва газетная» (опубликована в 1960), «Люди театра» (издана в 1941) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1966 именем Гиляровского названа бывшая 2-я Мещанская улица.

Литература: Лесс А., В квартире дяди Гиляя, «Нева», 1956, № 12; Морозов Н.И., Сорок лет с Гиляровским, М., 1963; Паустовский К.Г., Дядя Гиляй, в его книге: Близкие и далекие, М., 1967; Лобанов В.М., Столешники дяди Гиляя, М., 1972; Киселева Е.Г., Рассказы о дяде Гиляе, М., 1983; Есин Б.И., Репортажи В.А. Гиляровского, М., 1985.

Н.А. Александров, Г.В. Якушева.

Гимназии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гинзбург Лео Морицевич

Ги́нзбург Лео Морицевич (1901, Варшава — 1979, Москва), дирижёр, пианист, педагог, теоретик дирижёрского искусства. С 15 лет играл в Нижегородском симфоническом оркестре, обучаясь у музыкантов игре на валторне, виолончели и кларнете. Учился в Нижегородском музыкальном училище. В 1928 окончил Московскую консерваторию (как пианист, теоретик и дирижёр), а также МВТУ имени Н.Э. Баумана (1922, диплом инженера-химика) и Берлинскую высшую музыкальную школу (диплом инженера по радиоакустике); изучал психологию в Московском университете. Среди его учителей: Р.М. Глиэр, Б.Л. Яворский, Г.Л. Катуар, Г.Э. Конюс, Г.Г. Нейгауз, Н.А. Малько, К.С. Сараджев, Н.С. Голованов. Дебют Гинзбурга-дирижёра состоялся в 1924. В конце 1920-х — начале 30-х гг. стажировался за границей. С 1932 дирижёр симфонического оркестра Всесоюзного радио. Под управлением Гинзбурга были впервые исполнены многие сочинения Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Л.К. Книппера, Н.П. Ракова, В.Я. Шебалина. В 1940—41 дирижёр Государственного симфонического оркестра СССР; в 1950—54 возглавлял Московский областной оркестр. С 1930 преподавал в Московской консерватории (с 1939 профессор, в 1940—43 и 1956—61 заведующий кафедрой дирижирования). Среди учеников (всего около 100): К.К. Иванов, В.Б. Дударова, В.М. Есипов, Д.Г. Китаенко, А.Н. Лазарев, Ф.Ш. Мансуров, В.И. Федосеев.

Жил в Уланском переулке, затем на улице Мясковского.

Сочинения: Избранное, М., 1981.

О.С. Лебедева.

Гинзбург Моисей Яковлевич

Ги́нзбург Моисей Яковлевич (1892, Минск — 1946, Москва), архитектор, градостроитель, теоретик, действительный член Академии архитектуры (1939). Окончил Академию художеств в Милане (1914), архитектурный факультет Рижского политехнического института (1917), находившегося в те годы в Москве. С 1921 преподавал в МВТУ (профессор с 1922) и Вхутемасе (профессор с 1923). Теоретик и идейный лидер конструктивизма, один из основателей ОСА (1925) и журнала «Современная архитектура». Участник многочисленных конкурсов 1920—30-х гг. (на проекты Дворца Советов, зданий театра имени Вл.И. Немировича-Данченко, Наркомтяжпрома и др.). Искал новые пути в строительстве, опираясь на достижения современной техники и промышленности, рассматривал архитектуру как одно из средств организации коллективных форм жизни и быта. Руководил большим творческим коллективом, занимавшимся проектированием жилых домов и комплексов. По проектам Гинзбурга построены жилой дом на Малой Бронной улице (1926), жилой дом Наркомфина с обобществлённым коммунально-бытовым обслуживанием. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Ритм в архитектуре, М., 1923; Стиль и эпоха, М., 1924; Жилище, М., 1934.

Литература: Хан-Магомедов С.О., М.Я. Гинзбург, М., 1972.

Гиршман Владимир Осипович

Ги́ршман Владимир Осипович (1867—1936, Париж), предприниматель, коллекционер. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Унаследовал от отца небольшую иголочную фабрику (под фирмой «Гиршман С. и Сын») в селе Колюбакино Рузского уезда Московской губернии, превратил её в крупное предприятие по производству иголок всех систем, чулочных спиц, стальных булавок, рыболовных крючков и пр. В 1890-е гг. увлёкся коллекционированием. Основу собрания составляла современная ему русская живопись. Картины и рисунки (около 200 в начале 1900-х гг.) Гиршман приобретал преимущественно на выставках в Москве и Петербурге, а также непосредственно у художников. Среди них работы М.А. Врубеля («Демон»), В.Э. Борисова-Мусатова («Гобелен»), А.Н. Бенуа («Прогулка короля»), А.М. Васнецова («На берегах Днепра»), М.В. Добужинского («Двор», «Уголок Петербурга», «Кукла», «Окно в парикмахерской»), К.А. Коровина («На Кавказе. Сидящие горцы», «На Оке», «В мастерской художника», «Бумажные фонари»), Б.М. Кустодиева («Праздник в деревне»). Особенно высоко Гиршман ценил творчество В.А. Серова и К.А. Сомова, которые были представлены в коллекции наиболее полно. Среди работ Серова были «Крестьянский дворик», «Портрет итальянского певца Франческо Таманьо» и др. Произведений Сомова насчитывалось свыше 80, в том числе «Портрет Н.Ф. Обер», «Поэты», «Пейзаж», «Заросший пруд», «На балконе», «Дама в розовом платье», «Спящая молодая женщина», «Портрет М.А. Кузмина». К жемчужинам собрания относились портреты самого Гиршмана и его жены Г.Л. Гиршман, написанные Добужинским, Серовым, Сомовым. В коллекции находились и некоторые произведения В.И. Сурикова и И.И. Шишкина, миниатюры, портреты конца XVIII — начала XIX вв. работы А.П. Антропова, Н.И. Аргунова, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, рисунки русских художников, силуэтные изображения. Гиршман собирал также антикварную мебель (наиболее ранние вещи относились к XVI в.). Эта коллекция к 1917 насчитывала 373 предмета; наиболее полно была представлена мебель российских мастеров.

Собрание Гиршмана располагалось в его особняке в Мясницком проезде, д. 6 (не сохранился; ныне на этом месте вестибюль станции метро «Красные ворота»). Дом Гиршмана был одним из центров художественной и артистической Москвы. Здесь бывали многие представители отечественной культуры «серебряного века». В 1906 избран почётным пожизненным членом парижского «Осеннего салона». Субсидировал «Общество свободной эстетики» (существовало в Москве в 1906—17, объединяло поклонников «нового искусства»). Входил в состав комитетов по устройству посмертной выставки произведений Серова (1915, Москва).

После Февральской революции Гиршман вошёл в «Союз деятелей московских художественных хранилищ» (товарищ председателя, в 1918 председатель), который стремился способствовать развитию музейного дела, созданию институтов музееведения. В 1918 в особняке Гиршмана было создано хранилище Музейного фонда. В начале 1919 его коллекция национализирована. В октябре 1919 в особняке открыт Музей мебели, затем экспонаты переведены в Александринский дворец в Нескучном саду, где 2 мая 1921 открыт Музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта, ликвидированный в 1926 (мебель передана в ГИМ и Музей изящных искусств, частично — различными учреждениям и культурно-просветительскими организациям). Картины из дома Гиршмана в июне 1920 переданы в Румянцевский музей, при его ликвидации (1924) в основном в Третьяковскую галерею. После 1922 Гиршман эмигрировал во Францию.

Литература: Бенуа А.Н., Мои воспоминания, 2 изд., кн. 4—5, М., 1990; Из альбома Г.Л. Гиршман, «Новый журнал», Нью-Йорк, 1963, кн. 71; Зенц Е.М., История одной коллекции, «Вопросы истории», 1968, № 7; Бабаева Л.М., Из истории национализации московских частных художественных собраний в первые годы советской власти, «История СССР», 1977, № 2.

Н.М. Полунина.

Главнокомандующий

См. в статье генерал-губернатор.

Главный военный госпиталь

Здание Главного военного госпиталя.

Здание Главного военного госпиталя.

Москва.

Гла́вный вое́нный го́спиталь Главный клинический военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко (Госпитальная площадь, 3), основан в Лефортове на средства Монастырского приказа «для лечения болящих людей» в 1707. Одновременно здесь начала работать Госпитальная школа, которую возглавил Н. Бидлоо. После передачи в ведение Военной коллегии госпиталь именовался (с 1759) Генеральным сухопутным военным госпиталем (впоследствии назывался также Московским генеральным императора Петра I военным госпиталем, Московским коммунистическим красноармейским военным госпиталем); имя Н.Н. Бурденко присвоено в 1946; с 1967 современное название. С 1707 по 1739 в госпитале было 3 отделения — для больных внутренними, «прилипчивыми» (инфекционными) и наружными болезнями. В 1737—57 открыты «французское» («любострастное») отделение для венерических больных, «бабичье» (акушерское) и хирургическое отделение, которое делилось на внутреннее, наружное и бандажное отделения. Имелись специальные «покои для чинения операций» и анатомический театр, где производились вскрытия умерших. В 1756 в Главном военном госпитале было создано первое в стране психиатрическое отделение.

Ныне в госпитале осуществляются стационарное лечение военнослужащих, экспертиза, научная разработка проблем военной медицины, усовершенствование и повышение квалификации военных врачей; имеются специализированные отделения: хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, реабилитационное и др. Первоначально Главный военный госпиталь был рассчитан на 200 мест, в 1756 расширен до 1000 мест. Во время Отечественной войны 1812 он принял свыше 17 тыс. раненых и больных; во время русско-японской войны 1904 — 1905 — 16 тыс.; за 3 года первой мировой войны — свыше 370 тыс. Главный военный госпиталь был базой различных медицинских учебных заведений — Госпитальной школы, Медико-хирургической академии, медицинского факультета Московского университета и др. Здесь работали выдающиеся представители отечественной медицины: М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, К.И. Щепин, А.Ф. Шафонский, Н.Н. Бурденко, А.А. Вишневский, Д.Д. Плетнёв и др.

Первоначально Главный военный госпиталь размещался в деревянных зданиях, неоднократно уничтожавшихся при пожарах; в 1723 было построено каменное здание. В архитектурном оформлении новых зданий принимали участие архитекторы Ф.И. Волков, И.Ф. Мичурин. Центральное здание госпиталя построено в 1798—1802 в стиле классицизма И.В. Еготовым. Его главный фасад отмечен ризалитом, в который вмонтирован коринфский портик со спаренными колоннами, боковые части декорированы ионическими портиками. В 1825 оно и примыкавшие к нему боковые здания были объединены в единый блок, протянувшийся вдоль Госпитальной улицы (архитектор И.В. Голицын). В 1826 Главному военному госпиталю был передан Лефортовский дворец (использовался в качестве госпитального помещения до 1923).

М.Я. Яровинский.

Главный дом

Главный дом (конец XVIII в.; 1804-05, архитектор И.В. Еготов; восстановлен после пожара в 1915-30-х гг., архитектор С.А. Торопов) выходит на парадный двор и соединён галереями со строго симметричными одноэтажными деревянными флигелями с шестиколонными портиками (1814-15, архитектор И.Д. Жилярди; западный флигель восстановлен после пожара 1915 в кирпиче в 1952-53). В Померанцевой оранжерее (конец XVIII в.; 1811-15, архитектор И.Д. Жилярди) сохранились украшенная многофигурным барельефным фризом монументальная колонная лоджия в среднем ризалите, шатровая форма восьмигранного центрального зала с пальмовидными колоннами и росписями. Церковь Влахернской Богоматери (1759-62, И.П. Жеребцов, возможно, по проекту С.И. Чевакинского) в 1794-98 перестроена Р.Р. Казаковым в строгих формах зрелого классицизма, с тосканскими портиками и круглым световым барабаном с главкой-бельведером. Египетский павильон (1813-15, предположительно, архитектор А.Н. Воронихин) выстроен с использованием характерных для ампира массивных, стилизованных египетских форм. В комплекс служебного двора входят постройки эпох классицизма (двухэтажные корпуса, 1808-12, в настоящее время объединены) и ампира (деревянные здания людских, погреб и т.д., 1830-е гг.).

В парке архитекторы семьи Жилярди создали несколько самостоятельных архитектурных ансамблей. В Верхнем парке - Скотный двор в формах неоготики (ферма, А.О. Жилярди, 1836-38; в 1869 реконструирована для нужд земской больницы). Комплекс Конного двора (1819-23, Д.И. Жилярди, при участии А.Г. Григорьева) отличается эффектной объёмно-пространственной композицией: объединяет расположенные П-образно корпуса конюшен и сараев со стоящим в центре деревянным Музыкальным павильоном, главным выразительным мотивом которого является монументальная арка в центре, с вписанной в неё дорической колоннадой и венчающей её скульптурной группой; широкую лестницу фланкировали бронзовые статуи укротителей коней (скульптор П.К. Клодт; установлены в 1841); после пожара в 1978 Музыкальный павильон восстановлен заново. Ансамбль «Слободки» включает классицистические и ампирные постройки, группирующиеся вокруг двухэтажных кирпичных корпусов (1827-30, Д.И. и А.О. Жилярди) в пространстве окружённого глухой оградой двора: Ванный домик (мыльня, 1816-17, Д.И. Жилярди), Птичник (1805-06, Еготов; перестроен в 1820-х гг., Д.И. Жилярди). Группа «Садоводство» состоит из целого ряда ампирных строений, в том числе здание фруктовой оранжереи с купольным завершением, деревянный флигель с мезонином для садовника (1831; перестроен в 1851, М.Д. Быковский). Поздние постройки усадьбы - каменный мост (1847-48) и дом на плотине (1843-44) спроектированы Быковским в духе ранней эклектики.

М.В. Нащокина.

Главный клинический военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко

Главный клинический военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко (Госпитальная площадь, 3), основан в Лефортове на средства Монастырского приказа «для лечения болящих людей» в 1707. Одновременно здесь начала работать Госпитальная школа, которую возглавил Н. Бидлоо. После передачи в ведение Военной коллегии госпиталь именовался (с 1759) Генеральным сухопутным военным госпиталем (впоследствии назывался также Московским генеральным императора Петра I военным госпиталем, Московским коммунистическим красноармейским военным госпиталем); имя Н.Н. Бурденко присвоено в 1946; с 1967 современное название. С 1707 по 1739 в госпитале было 3 отделения - для больных внутренними, «прилипчивыми» (инфекционными) и наружными болезнями. В 1737-57 открыты «французское» («любострастное») отделение для венерических больных, «бабичье» (акушерское) и хирургическое отделение, которое делилось на внутреннее, наружное и бандажное отделения. Имелись специальные «покои для чинения операций» и анатомический театр, где производились вскрытия умерших. В 1756 в Главном военном госпитале было создано первое в стране психиатрическое отделение.

Ныне в госпитале осуществляются стационарное лечение военнослужащих, экспертиза, научная разработка проблем военной медицины, усовершенствование и повышение квалификации военных врачей; имеются специализированные отделения: хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, реабилитационное и др. Первоначально Главный военный госпиталь был рассчитан на 200 мест, в 1756 расширен до 1000 мест. Во время Отечественной войны 1812 он принял свыше 17 тыс. раненых и больных; во время русско-японской войны 1904 - 1905 - 16 тыс.; за 3 года первой мировой войны - свыше 370 тыс. Главный военный госпиталь был базой различных медицинских учебных заведений - Госпитальной школы, Медико-хирургической академии, медицинского факультета Московского университета и др. Здесь работали выдающиеся представители отечественной медицины: М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, К.И. Щепин, А.Ф. Шафонский, Н.Н. Бурденко, А.А. Вишневский, Д.Д. Плетнёв и др.

Первоначально Главный военный госпиталь размещался в деревянных зданиях, неоднократно уничтожавшихся при пожарах; в 1723 было построено каменное здание. В архитектурном оформлении новых зданий принимали участие архитекторы Ф.И. Волков, И.Ф. Мичурин. Центральное здание госпиталя построено в 1798-1802 в стиле классицизма И.В. Еготовым. Его главный фасад отмечен ризалитом, в который вмонтирован коринфский портик со спаренными колоннами, боковые части декорированы ионическими портиками. В 1825 оно и примыкавшие к нему боковые здания были объединены в единый блок, протянувшийся вдоль Госпитальной улицы (архитектор И.В. Голицын). В 1826 Главному военному госпиталю был передан Лефортовский дворец (использовался в качестве госпитального помещения до 1923).

М.Я. Яровинский.

Предыдущая страница Следующая страница