Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕФ"-"ЛОК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕФ"-"ЛОК")

Лефортовский дворец

См. Меншиковский дворец.

Лефортовский мост

Дворцовый мост, через р. Яузу, соединяет улицу Радио с Красноказарменной улицей. До 1940 назывался Дворцовым, так как соединял Екатерининский и Слободской дворцы. Построен в 1777 (архитектор С. Яковлев); общая длина 42,5 м, ширина 15,5 м. В 1940 реконструирован (авторы проекта реконструкции инженер В.А. Пащенко, архитекторы К.Т. Топуридзе и И.В. Ткаченко). Длина моста увеличена до 67,7 м (с подходами - 91,5 м), ширина - до 23,3 м. Мост арочный, пятипролётный (по 8,5 м каждый), каменный, три средних пролёта - речные, два крайних - береговые. С моста открывается вид на Екатерининский дворец на левом берегу р. Яузы и на парк с прудами.

Лефортовский парк

Лефо́ртовский парк Парк «Лефортово» (в конце XIX — начале XX вв. назывался Кадетским — от располагавшегося рядом здания 3-го Московского кадетского корпуса), в восточной части Москвы, в Лефортове, между Госпитальной площадью, Красноказарменной улицей и набережной р. Яузы (имеет три соответствующих входа). Площадь 32 га. Возник в начале XVIII в. как сад при дворце адмирала Ф.А. Головина (см. Екатерининский дворец). В создании парка участвовал Пётр I (надпись на беседке-памятнике). Парк, разбитый в «голландском стиле» (многочисленные плотины, пруды, каналы и каскады), сохранил первоначальную планировку, хотя перестраивался неоднократно, в том числе по проектам Б.К. Растрелли, К.И. Бланка и др. Основная композиционная ось проходит параллельно набережной р. Яузы. От XVIII в. сохранились три террасы, система проточных прудов, каналов (подпитываемых из р. Синички), мосты, ротонда, балюстрада, живописный грот, а также липовая аллея. Среди новых зелёных насаждений — липа, дуб, тополь, клён. Парк охраняется как памятник садово-паркового искусства XVIII в. На территории парка с 1934 работает стадион.

Лефортовский холм

Возвышенная местность на левом берегу Яузы. Один из «семи холмов» Москвы. Представляет собой высокую (до 145 м) надпойменную террасу с крутыми склонами, изрезанными многочисленными оврагами. На севере ограничена долиной р. Хапиловки, при впадении которой в Яузу располагалось село Семёновское (в XVII в. - Введенское). В «Описании императорского столичного города Москвы» (1782) упоминается «слобода Семёновская с Введенскими горами, где часть главной госпитали стоит». На юге местности протекал ручей Лефортовский; на его правом берегу в 1771 открылось Немецкое кладбище, где хоронили лютеран и католиков (ныне Введенское кладбище). В XIX в. местность слилась с Лефортовом.

Лешковская Елена Константиновна

Лешко́вская Елена Константиновна (настоящая фамилия Ляшковская) (1864, г. Егорьевск — 1925, Москва), актриса, народная артистка Республики (1924). В 1887 окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества и дебютировала в Малом театре (Зина в «Семье» В.А. Крылова). В первые годы значительную часть репертуара актрисы составляли лирико-драматические роли: Нюта («Цепи» А.И. Южина, 1883), Королева («Рюи Блаз» В. Гюго, 1891), Лиза («Дворянское гнездо» по И.С. Тургеневу, 1895) и др. Однако наиболее полно индивидуальность актрисы раскрылась в комедийном репертуаре. В начале 1890-х гг. она играла роли светских кокеток, коварных интриганок, обольстительных «хищниц»: Белозёрова («Жизнь» И.Н. Потапенко, 1893), Лидия («Золото» Вл.И. Немировича-Данченко, 1895), леди Тизл («Школа злословия» Р. Шеридана, 1902) и др. В пьесах А.Н. Островского Лешковская сыграла 14 ролей: Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1892), Глафира («Волки и овцы», 1893), Негина («Таланты и поклонники», 1895), Евлалия («Невольницы», 1895 и 1908), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Огудалова («Бесприданница», 1911) и др. С середины 1900-х гг. актриса выступила и как мастер современной психологической драмы: Гертруда («Любовь — всё» Я. Сёдерберга, 1910), Острогина («Ночной туман» Южина, 1916) и др. Для игры Лешковской были характерны особый отпечаток внутренней культуры, острый ум, ирония. С 1920 преподавала в драматической студии (с 1922 — Студия имени М.Н. Ермоловой), в 1922—25 была директором этой студии.

Литература: Слонова Н.И., Лешковская, М., 1979.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I (?-1606, Москва), царь в 1605-06; самозванец, выдававший себя за чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия. По наиболее распространённой версии, Лжедмитрий I - сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева-Юрий; служил в одном из московских приказов, в 1600 постригся в монахи под именем Григория. В начале 1601 обосновался в московском Чудовом монастыре. Незаурядные способности позволили ему получить чин дьякона, стать келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия; позже состоял при патриархе Иове «для книжного письма». Вероятно, уже в Москве пытался выдавать себя за царевича Дмитрия, но не найдя поддержки, в 1602 бежал в Польшу, где обрёл покровителя в лице князя А. Вишневецкого, а затем Ю. Мнишека. Тайно перешёл в католичество. В марте 1604 получил благосклонный приём у короля Сигизмунда III в обмен на обещание после воцарения оказать помощь в войне против Швеции и уступить Польше Северскую и Смоленскую земли. Осенью 1604 в сопровождении отряда (3 тыс. человек) польского «рыцарства» перешёл границу Русского государства. Для борьбы с Лжедмитрием I на помощь главнокомандующему русскими войсками Ф.И. Мстиславскому из Москвы в ноябре 1604 выступили три полка во главе с Д.И. Шуйским. 21 января 1605 Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости. После внезапной смерти Бориса Годунова его армия перешла на сторону Лжедмитрия I, верные Годуновым бояре и воеводы бежали в Москву. 1 июня 1605 в Москве произошло восстание горожан, правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву. Процессию сопровождали толпы москвичей, на Красной площади возле Лобного места высшим духовенством был отслужен благодарственный молебен. Для доказательства своего «царского» происхождения Лжедмитрий I инсценировал «признание» его матерью Дмитрия, Марией Нагой, встреча с которой состоялась 17 июля 1605 в селе Тайнинском. 22 июля 1605 Лжедмитрий I венчался на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. В Кремле Лжедмитрий I приказал построить для себя большой деревянный дворец с потайными ходами и комнатами. Царствование Лжедмитрия I ознаменовалось для москвичей бесцеремонным поведением поляков, прибывших в его свите, и частыми военными потехами царя. Наёмные иноземные роты Лжедмитрий I разместил на Арбате, в Чертолье. Для католиков был выстроен костёл у церкви Сретения на переходех. По приказу Лжедмитрия I зимой устраивались штурмы снежных крепостей; был сооружён потешный «гуляй-город» - деревянная крепость, стены которой были разрисованы изображениями чертей и «страшных мук» (получил у москвичей прозвище «Ад»), который устанавливался на льду Москвы-реки у Кремля. Возмущение горожан действиями поляков усилилось после свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек (8 мая 1606). Первые крупные столкновения москвичей с поляками произошли 14 мая. На рассвете 17 мая вооружённый отряд В.И. Шуйского вошёл в Кремль. Лжедмитрий I был убит, позже его труп был доставлен в село Котлы (к югу от Москвы), где сожжён; пеплом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл.

Литература: Пирлинг П., Димитрий Самозванец, пер. с франц., М., 1911; Скрынников Р.Г., Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев, 2 изд., Новосибирск, 1990.

Е.И. Куксина.

Лианозово

Местность на севере Москвы, между Алтуфьевским шоссе, линией Савёловского направления Московской железной дороги и МКАД. Название - от дачного посёлка, построенного в начале XX в. на собственной земле купцом Г.М. Лианозовым. В границы посёлка входила усадьба Алтуфьево. В 1930-х гг. к северо-западу от Лианозова возник дачный посёлок имени Ю. Ларина, улицы которого были названы в честь героев-челюскинцев. С 1960 в черте Москвы, с 1975 район массового жилищного строительства (руководитель проекта - архитектор И.И. Ловейко). Сохранились общая планировочная структура посёлка и основные улицы - Череповецкая, Абрамцевская, Хотьковская, Новгородская, Угличская.

«Лианозово»

(Парк культуры и отдыха) (Угличская улица, 7), в северной части Москвы, в Лианозове. Площадь около 40 га, из которых наиболее освоены 12,5 га. Образован в 1932 на месте дубовой рощи. Среди старых зелёных насаждений преобладают дуб и берёза, среди новых - липа, клён, берёза. Имеются эстрада, танцевальная веранда, аттракционы, детская площадка, футбольные и хоккейные поля. Зимой работает каток; проводятся лыжные соревнования.

Лианозовский лесопарк

Лесной массив на севере Москвы, между линией Савёловского направления Московской железной дороги, посёлком Ларино и Угличской улицей. Площадь 41 га. Расположен в пределах южного склона Клинско-Дмитровской гряды. Через Лианозовский лесопарк протекает небольшой ручей, на котором устроен пруд. С востоку к лесопарку примыкает созданный в 1932 Парк культуры и отдыха «Лианозово».

В лесных насаждениях Лианозовского лесопарка преобладает берёза, значительно участие дуба. Имеются также лесные культуры и ландшафтные посадки лиственницы, сосны, ясеня, вяза. Достаточно широко представлены лесные травы: папоротники, осоки волосистая и лесная, звездчатка жёстколистная, лютик кашубский, герань лесная и др., сохранились ландыш майский, подлесник европейский, незабудка болотная. На небольшом переходном болоте произрастают пушица влагалищная, вахта трёхлистная, сабельник и другие болотные растения. В Лианозовском лесопарке обычны землеройки, рыжая полёвка, лесная и полевая мыши, сохранился крот, гнездятся 30-35 видов птиц, в том числе встречающиеся далеко не во всех лесопарках города малый пёстрый дятел, поползень, соловей, жулан, речной сверчок. Место отдыха москвичей.

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Либсон Владимир Яковлевич

Либсон Владимир Яковлевич (1910, Витебск - 1991, Москва), архитектор-реставратор, заслуженный архитектор РСФСР (1988). В 1932 окончил Высшее архитектурно-строительное училище, участвовал в разработке Генплана реконструкции Москвы. Во время Великой Отечественной войны работал в Службе маскировки города, строил оборонительные сооружения. В 1947-50 организовал и возглавил специализированную проектно-реставрационную мастерскую Управления по проектированию общественных зданий - Моспроект-2. Под руководством Либсона и при его непосредственном участии выполнены проекты реставрации церкви Филиппа Митрополита, церкви Николая Чудотворца в Котельниках и дома причта, городской усадьбы Нарышкиных в Малом Казённом переулке, 5, палат XVII в. в Крестовоздвиженском переулке, 7, дома Несвицкой на Смоленской-Сенной площади, 30, флигеля Мариинской больницы и здания Александровского института, Хамовнических казарм (все - 1960-е гг.), в 1960-70-х гг. - реставрация стен Китай-города с нижней частью Варваринской башни, памятников архитектуры на улице Варварке и в Кремле (в том числе Сената, 1961, Большого Кремлёвского дворца, 1961-62), дома Благородного собрания (1967, 1977), ансамблей 1-й Градской больницы, усадьбы Царицыно, Большого театра. В 1966-68 руководил восстановлением Триумфальной арки, разобранной в 1936. Проведённые Либсоном реставрации с большой достоверностью воссоздают облик каждого из зданий, не нарушая при этом специфики их многовекового формирования. Либсон принял деятельное участие в подготовке и издании многотомной монографии «Памятники архитектуры Москвы», позволившей обобщить как обширные материалы реставрационной деятельности, так и специальные исследования отдельных памятников, данные сплошного обследования исторической застройки города. Прах Либсона в колумбарии крематория Донского кладбища.

Сочинения: Возрожденные сокровища Москвы, М., 1983.

Ливанов Борис Николаевич

Ливанов Борис Николаевич (1904, Москва - 1972, там же), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1948). Учился в 4-й Студии МХТ. С 1924 в труппе театра; первые же роли (князь Шаховской, 1924, и князь Андрей Шуйский, 1925, в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого; Бондезен - «У врат царства» К. Гамсуна, 1927; Аполлос - «Унтиловск» Л.М. Леонова, 1928; Кассио - «Отелло» У. Шекспира, 1930, и др.) выдвинули Ливанова в число выдающихся представителей нового артистического поколения МХАТа. Его искусство отличали яркий смелый темперамент, мощная лепка характеров, мажорная праздничность. Героико-патетическая направленность в его творчестве сливается с комедийно-сатирической; высшее достижение на этом пути - роль Ноздрёва (по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, 1934). Среди лучших ролей также: Солёный («Три сестры» А.П. Чехова, 1940), Астров («Дядя Ваня» Чехова, 1947), Забелин («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина, 1956). Постановки: «Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому (1960, роль Дмитрия Карамазова), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1964, главная роль). В 1955-70 участвовал в коллегиальном руководстве театром. Снимался в фильмах: «Дубровский» (1936, заглавная роль), «Адмирал Ушаков» (1953, Потёмкин) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970). На доме, где с 1938 жил Ливанов (улица Горького, ныне улица Тверская, 6), - мемориальная доска. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (1936, Рига - 1989, Москва), танцовщик, народный артист СССР (1976). Учился в Рижском хореографическом училище, в 1955 окончил Московское хореографическое училище. С 1956 в труппе Театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, с 1960 в Большом театре. Танец Лиепы отличался мужественной, уверенной манерой, широтой и силой движений, чёткостью, законченностью, скульптурной пластичностью рисунка, синтезом танцевальности и артистичности. Продуманность и отшлифованность всех деталей игры, яркая театральность сделали Лиепу одним из интереснейших «танцующих актёров» балетного театра. Среди лучших партий: Альберт («Жизель» А. Адана), Дезире («Спящая красавица» П.И. Чайковского), Ромео («Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева), Вронский и Каренин («Анна Каренина» Р.К. Щедрина), Красс («Спартак» А.И. Хачатуряна; Ленинская премия, 1970). В 1963-80 Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище, снимался в кино. Автор статей по балету в периодической печати. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Б.А. Львов-Анохин.

Лизин пруд

Находился на юго-востоке Москвы, близ Симонова монастыря (в районе станции метро «Автозаводская»). Известен с XVIII в. как Лисий пруд. Описан Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза» (1792). Московская легенда превратила Лисий пруд в Лизин. Засыпан в 1920-х гг.

Линейки

Первый вид городского общественного транспорта в Москве. Учреждён в сентябре 1847. Летние и зимние экипажи для 6-10 пассажиров с сиденьями по бокам (лицом к тротуару) были крытыми [летние - с колёсами и рессорами, зимние («общественные сани») - с полозьями]. В линейку запрягали 2 или 3 лошадей, в каждой линейке были кучер и кондуктор. Городские линейки курсировали от центра Москвы до застав Камер-Коллежского вала. Первая стоянка линеек была на Красной площади, затем перенесена к Ильинским воротам. В летнее время маршруты линейки продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались для загородных прогулок. С 1870-х гг. линейки стали вытесняться конками.

Лисянский Марк Самойлович

Лисянский Марк Самойлович (1913, Одесса - 1993, Москва), поэт. Детство провёл в г. Николаеве. Окончил Московский институт журналистики (1934); жил в Ярославле, где в 1940 вышла первая поэтическая книга Лисянского «Берег», отмеченная в столичной периодике (статья Я.В. Смелякова в «Литературной газете» и др.); отсюда Лисянский ушёл на фронт, где был редактором дивизионной газеты «В бой за Родину». После войны жил в Москве, с 60-х гг. - на улице Черняховского, 4 (мемориальная доска); нередко бывал в Переделкине в Доме творчества писателей. Необыкновенно добрый, отзывчивый, всегда готовый помочь, не считаясь даже с ограниченностью своих материальных возможностей, Лисянский особенно был близок с поэтами Я.А. Хелемским, М.А. Светловым, Е.А. Долматовским, Л.И. Ошаниным, Т.А. Жирмунской, семьёй М.Л. Матусовского; Л.Н. Мартынов высоко ценил поэзию Лисянского. Автор многочисленных сборников стихов (в том числе «Золотая моя Москва», 1951, «Дорогая моя столица», 1977), одна из основных тем которых - суровая и нежная любовь к столице (стихотворение, лёгшее в основу популярных песен «Зори московские», 1957, и «Моя Москва», 1941, впервые опубликовано в журнале «Новый мир», где, по воспоминаниям самого Лисянского, на стихотворение обратил внимание И.О. Дунаевский, тут же положивший его на музыку; с 1996 - гимн столицы России).

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Л.Б. Либединская.

«Литературная Москва»

«Литерату́рная Москва́» литературный альманах. Вышел в 1956 двумя выпусками (под редакцией М.И. Алигер, А.А. Бека, В.А. Каверина, Э.Г. Казакевича, К.Г. Паустовского, В.Ф. Тендрякова и др.). Среди публикаций альманаха стихи Н.А. Заболоцкого, М.И. Цветаевой (с предисловием И.Г. Эренбурга; фактически первая после долгого перерыва публикация произведений поэтессы в СССР), статьи М.А. Щеглова «Реализм современной драмы», Л.К. Чуковской «Рабочий разговор (заметки о редактировании художественной прозы)». «Литературная Москва» стал первой попыткой группы московских писателей вырваться из-под партийно-государственной опеки над литературой. Материалы альманаха вызвали ожесточённую критику со стороны официальных литературных кругов, после чего его выпуск был прекращён.

Н.Д. Александров.

Литературно-музыкальные салоны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Литературно-художественный кружок

Один из первых клубов московской интеллигенции. Создан в 1899 по инициативе А.П. Чехова, К.С. Станиславского, М.Н. Ермоловой, А.И. Южина-Сумбатова, А.Ф. Кони и др. Состоял из действительных членов, кандидатов (артистов, учёных, общественных деятелей) и членов-соревнователей (крупных фабрикантов, банкиров, адвокатов, инженеров, врачей). Имел большую библиотеку, галерею портретов писателей и деятелей искусств, созданных И.Е. Репиным, В.А. Серовым, Н.П. Ульяновым, А.Я. Головиным, С.В. Малютиным. На знаменитых «вторниках» кружка выступали русские и зарубежные писатели, артисты, читались доклады и лекции, проходили диспуты, отмечались юбилеи. Особой популярностью пользовались выступления К.Д. Бальмонта, А. Белого, М.А. Волошина, Вяч.И. Иванова. Велась благотворительная работа. Кружок финансировал заграничные гастроли МХТ в 1906. В 1907 при нём было организовано Общество свободной эстетики. Во время первой мировой войны в здании Литературно-художественного кружка был открыт городской госпиталь, на средства кружка на Соколиной горе устроен лазарет. К 1917 насчитывалось 300 действительных членов, 213 кандидатов, 407 членов-соревнователей. Издавал «Известия» (№ 1-18, 1913-17). Председатель дирекции - А.И. Южин-Сумбатов (1899-1908) и В.Я. Брюсов (1908-20). Закрылся в 1920. Первоначально размещался на улице Воздвиженке (здание не сохранилось), в 1905-19 - на улице Большая Дмитровка (д. 15а).

Литературные газеты

Появились в Москве в XVIII в.; по своему типу иногда приближались к журналам. Среди литературных газет этого времени были приложения к «Московским ведомостям»: «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (1791-93), «Приятное и полезное препровождение времени» (1794-98), «Иппокрена, или Утехи любословия» (1799-1801), «Новости русской литературы» (1802-05), «Минерва» (1806-07). Существо этих изданий, по определению самой редакции, «состояло в том, чтобы они заключали в себе всё благонравное, наставительное и невинно приятное». В 1831-36 как приложение к журналу «Телескоп» выходила газета «Молва» (редактор-издатель Н.И. Надеждин). Главным сотрудником был В.Г. Белинский, в ней сотрудничали также А.И. Герцен и Н.П. Огарёв; запрещена одновременно с «Телескопом». Под тем же названием в 1857 выходила газета К.С. Аксакова, близкая к журналу «Русская беседа», в которой сотрудничали А.С. Хомяков и С.Т. Аксаков; запрещена правительством. В газете славянофильского направления «День» И.С. Аксакова помещались стихи И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского и др. В литературном отделе «Русских ведомостей» печатались Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский, с 1890-х гг. - А.П. Чехов, К.М. Станюкович, А.С. Серафимович, М. Горький, с 1910-х гг. - М.М. Пришвин, В.Я. Брюсов, А.Н. Толстой, а также В.О. Ключевский, К.А. Тимирязев и др.; в 1870-х гг. музыкальную хронику вёл П.И. Чайковский. В «Московском вестнике» (1859, в 1861 слился с «Русской речью»; редактор Н. Воронцов-Вельяминов) участвовали И.С. Тургенев, Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, И.И. Лажечников и др. В «Московском листке» публиковались В.М. Дорошевич и В.А. Гиляровский.

После 1917 литературные газеты выходили как издания отдельных групп и лиц (например, «Газета футуристов», 1918, редакторы Д.Д. Бурлюк, В.В. Каменский, В.В. Маяковский). С 1922 выпускались Государственным издательством. В 1922 выходила газета «Московский понедельник» (основана на базе издания «Литературный понедельник»; редактор П.И. Лебедев-Полянский; переименована в «Новости» и закрыта как убыточная), в 1928 - «Читатель и писатель» (редактор С.Ф. Васильченко, с № 36 - Я.Д. Янсон). С 1929 издаётся «Литературная газета» (в 1942-44 под названием «Литература и искусство»). Главные редакторы: А.А. Сурков, К.М. Симонов, С.С. Смирнов, А.Б. Чаковский, Ф.М. Бурлацкий, А. Удальцов, Л.Н. Гущин и др., в настоящее время - Ю.М. Поляков (с апреля 2001). В 1958-62 издавалась газета «Литература и жизнь», в 1963 на её базе основана газета «Литературная Россия» - орган правлений СП РСФСР и Московской писательской организации, в 1990-х гг. - газета писателей России. В 1956 начала выходить газета «Московский литератор» - издание правления и парткома Московской писательской организации СП РСФСР (издавалась до 1962, в 1979 возобновлена). С 1995 выходят «Литературные вести» - газета Содружества союзов писателей, Союза писателей Москвы и Независимой ассоциации писателей «Апрель»; главный редактор - В.Д. Оскоцкий.

Н.Д. Александров.

Литературный институт имени А.М. Горького

Здание Литературного института (

Здание Литературного института

("Дом Герцена").

Москва.

Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького (Тверской бульвар, 25), высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР; ныне в ведении Министерства общего и профессионального образования РФ. С 1942 приняты дневная и заочная формы обучения (в 1963—65 только заочная). Система образования предусматривает изучение курсов гуманитарных дисциплин, занятия в творческих семинарах по родам и жанрам художественной литературы, литературной критики, публицистики. При институте действуют Высшие литературные курсы (для членов творческих союзов). Институт объединяет 9 кафедр, аспирантуру. В библиотеке свыше 200 тыс. томов (1995).

Творческими семинарами руководили многие известные писатели: Н.Н. Асеев, К.Г. Паустовский, Л.С. Соболев, К.А. Федин, В.Г. Лидин, А.А. Сурков, В.В. Иванов, В.А. Луговской, М.А. Светлов, И.Л. Сельвинский, Л.А. Кассиль, С.М. Городецкий, Ю.Д. Левитанский, Л.А. Озеров, Е.М. Винокуров, В.С. Розов и др., переводчики: В.П. Грушко, В.П. Голышев, Е.М. Солонович и др. Курсы лекций читали учёные В.Ф. Асмус, И.И. Толстой, Г.О. Винокур, А.А. Реформатский, С.И. Радциг, А.А. Тахо-Годи, Б.В. Томашевский, М.М. Морозов, С.М. Бонди и др.

В институте издавались (до конца 80-х гг.) сборники «Писатель и жизнь» (с 1961), «Начало», альманах «Тверской бульвар, 25» (с 1987). Издательская деятельность возобновлена в 1993; выпускаются монографии, сборники научных трудов и др.

Здание института расположено в бывшей усадьбе XVIII — начала XIX вв. Главный дом включает палаты первой половины XVIII в. Первоначально усадьба была обращена к Большой Бронной улице. В начале XIX в., когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, главный дом был перестроен, при этом дворовый фасад превращён в парадный и украшен коринфскими пилястровым портиком и фронтоном. Усадьба получила въезд с бульвара, вдоль которого возведена белокаменная ограда с коваными решётками. В начале XX в. дом соединён пристройкой с боковым корпусом. В 1812 в доме, принадлежавшем А.А. Яковлеву, родился А.И. Герцен (в память о нём в 1920 на доме установлена мемориальная доска, выполненная Н.А. Андреевым, в 1959 перед главным домом установлен памятник работы скульптора М.И. Мильбергера и архитектора К.М. Сапегина). В 40-х гг. XIX в. у владельца дома Д.Н. Свербеева собирался литературный салон, бывали Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, С.Т. Аксаков и К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, М.С. Щепкин и др. В конце XIX — начале XX вв. здесь размещалось издательство братьев Гранат; в 20-х гг. здание занимали всероссийские и всесоюзные писательские организации, литературный музей. Особняк известен как «Дом Герцена»; описан как «Дом Грибоедова» и «Дом Массолита» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На фасаде — мемориальные доски, посвященные А.П. Платонову и О.Э. Мандельштаму, жившим в этом здании.

Литература: Литературный институт имени А.М. Горького, М., 1978; Краевский Б., Тверской бульвар, 25, М., 1982; Веселовская Е., Дом на Тверском бульваре, М., 1996; Есин С.Н., В сезон засолки огурцов, М., 1993.

О.М. Замжицкая (архитектура).

Лихачёв Иван Алексеевич

Лихачёв Иван Алексеевич (1896, село Озерцы Тульской губернии - 1956, Москва), государственный и хозяйственный деятель. В 1917 вступил в большевистскую партию. Участник Октябрьской революции и Гражданской войны. Учился в Горной академии и Электротехническом институте в Москве. В 1926-39 и в 1940-50 директор Московского автомобильного завода (с 1956 заводу присвоено его имя - ЗИЛ). В 1939 нарком машиностроения СССР, в 1950-53 директор машиностроительного завода в Москве. С 1953 министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, затем РСФСР. Член ЦК ВКП(б) в 1939-41; кандидат в члены ЦК с 1956. Государственная премия СССР (1949). Урна с прахом в Кремлёвской стене. Перед проходной ЗИЛа установлен бюст Лихачёва (1958, скульптор М.Г. Манизер).

Лихоборка

Лихобо́рка самый крупный правый приток р. Яузы на севере Москвы. Длина 16 км (от МКАД до соединения с Лихоборским обводным каналом заключена в подземный коллектор). Площадь бассейна около 58 км2. Средний расход 0,5 м3/с. Берёт начало в лесах близ села Ново-Архангельского, где носит название Бусинка. Пересекает МКАД в районе Коровина, после чего протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН в естественном русле и впадает в Яузу напротив станции метро «Ботанический сад». Основные притоки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все в коллекторах).

Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и р. Норишку. Поэтому Лихоборка отличается не свойственной ей ранее многоводностью и быстрым течением. Придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. На Лихоборке сооружён Лихачёвский мост (1983). Устье Лихоборки в 1991 объявлено памятником природы. Лихоборка сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, хлоридами и др.

На берегах Лихоборки располагались сёла Бусиново, Ховрино (с усадьбой Грачёвка), Новое и Старое Владыкино, а также деревни Нижние и Верхние Лихоборы.

Лихоборские бугры

Лихобо́рские бугры́ на севере Москвы, в Лихоборах, между Большой Академической улицей и проездом Черепановых. Представляет собой моренный холм (высота до 170 м) на водораздельной поверхности между р. Лихоборкой и её правым притоком Жабенкой. В названии отражается характер пересечённого рельефа местности.

Лихоборы

Лихобо́ры местность на севере Москвы. Соседствует на севере с Дегунином и Бескудниковом, на востоке с Владыкином, на юго-востоке с Марфином и Останкином, на юго-западе с Петровско-Разумовским, на северо-западе с Ховрином. Название — от бывших деревень Верхние и Нижние Лихоборы, располагавшихся на противоположных берегах р. Лихоборки. Название Нижние Лихоборы бытовало с середины XIX в., в документах XVIII в. упоминается как Лихоборка. В 1851 рядом с Нижними Лихоборами прошла Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога. К северу от Нижних Лихобор находилась деревня Верхние Лихоборы, известная с середины XVIII в. (первоначальное название Лихобор или Собакино). Со второй половины XVIII в. обе деревни — в ведении Коллегии экономии, затем — Управления государственных имуществ. Во второй половине XIX в. по соседству с Верхними Лихоборами построены кирпичные заводы. В начале XX в. между Верхними и Нижними Лихоборами прошла линия Московской окружной железной дороги. Нижние Лихоборы в черте Москвы с 1927, Верхние Лихоборы — с 1960. С 1960-х гг. район массовой жилой застройки. Название сохранилось в наименовании Нижнелихоборских проездов и Верхнелихоборской улицы.

Лицеи

Лице́и средние общеобразовательные учебные заведения с дополнительной специализированной программой. В Москве с 1868 работал Катковский лицей, окончание курса которого давало высшее юридическое образование; лицейские классы имел Лазаревский институт восточных языков. Эти учебные заведения были закрыты в 1918.

Возрождение московских лицеев началось в ходе образовательных реформ в Российской Федерации (с 1990). Как правило, название «лицей» принимают учебные заведения с программами средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, в которых организуется также углублённое изучение группы учебных предметов по определённому профилю. Лицеи призваны создать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. Широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы.

Лицеи открываются как самостоятельные учебные заведения, как лицейские классы (9—11-е) обычных школ, чаще всего в комплексе с вузами и производственными предприятиями. Некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных учреждений с авторскими моделями и технологиями обучения. В 1996 в Москве насчитывалось свыше 25 лицеев, в их числе лицеи с углублённым изучением предметов гуманитарного, эстетического, физико-математического циклов, а также лицеи, дающие начальное и среднее профессиональное образование в областях банковского дела, технологии пищевой и лёгкой промышленности, художественной, торгово-коммерческой деятельности, связи, энергетики и др.

Лицей цесаревича Николая

Привилегированное мужское учебное заведение. Основан в 1867 М.Н. Катковым и профессором Московского университета П.М. Леонтьевым на средства предпринимателей С.С. Полякова, П.Г. фон Дервиза и др. Открыт в 1868. До 1872 частный, позже государственный лицей в ведении МНП. С 1893 официально нызвался Императорский лицей в память цесаревича Николая (сын Александра II, скончавшийся в 1863). Был задуман как образцовое для других русских гимназий и вузов учебное заведение. Состоял из классов: гимназических (8 лет обучения по системе классического образования с двумя древними языками) и лицейских (3 года), организованных по отделениям (историко-филологическое, физико-математическое (до 1899) и юридическое), программы которых соответствовали университетским. Такая система обучения, по мнению устроителей, активно способствовала формированию самостоятельности мышления, навыков административной и научной деятельности. В 1872-78 при лицее работала (на средства Каткова) Ломоносовская учительская семинария, в которую принимались мальчики «из народа». Часть лицеистов получала педагогическую подготовку для преподавания древних языков в гимназиях. Среди учащихся были главным образом пансионеры; остальные - полупансионеры и приходящие. Во внеучебное время для каждых 15 учащихся предусматривался воспитатель (тьютор). Деятельностью лицея руководили правление во главе с директором (до 1887 Катков) и совет (председатель - московский генерал-губернатор). В 1906 юридические классы преобразованы в самостоятельную высшую юридическую школу. В Катковском лицее учились И.Э. Грабарь, С.В. Бахрушин, А.Я. Головин, будущий патриарх Алексий (С.В. Симанский). В феврале 1917 Катковский лицей закрыт; на его базе создан юридический институт. После 1918 здесь размещались Наркомпрос РСФСР, в 1945-83 - МГИМО, ныне - Дипломатическая академия МИД. На месте здания Катковского лицея до середины XVIII в. находился Конюшенный двор, давший всей местности название Старой Конюшенной. В начале XIX в. участок принадлежал Тучкову, выстроившему здесь усадебный дом, в 1818 ставший дворцом великого князя Михаила Павловича. В 1875 (после пожара) по проекту архитектора А.Е. Вебера было выстроено современное здание, где и разместился лицей. Внушительный объём развёрнут парадным фасадом к Крымскому проезду. Ордерные формы фасадного декора и статуи в нишах по сторонам главного входа (вероятно, Кирилл и Мефодий) отличаются несколько чрезмерной укрупнённостью и сухостью трактовки. Домовая церковь Николая Чудотворца освящена в 1879.

Е.Е. Андреева.

Лобанов Андрей Михайлович

Лоба́нов Андрей Михайлович (1900, Москва — 1959, там же), режиссёр, народный артист РСФСР (1947). В 1922 окончил школу при 2-й студии МХАТ. В 1924—25 актёр московского Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Режиссёрскую деятельность начал в 1931 в Театре-студии под руководством Р.Н. Симонова («Таланты и поклонники» А.Н. Островского). В 1930-х гг. руководил Московским театром для детей, работал в Театре Революции. В 1945—56 главный режиссёр Театра имени М.Н. Ермоловой. Постановки Лобанова отличались свежестью трактовки, заострённостью характеристик, скульптурной выразительностью динамичных мизансцен: «Старые друзья» Л.А. Малюгина (1945), «Дачники» (1949) и «Достигаев и другие» М. Горького (1952; все в Театре имени М.Н. Ермоловой), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского (1952, Театр Сатиры). С 1933 вёл преподавательскую работу (профессор ГИТИСа с 1948). Государственная премия СССР (1946).

Лобанов Евгений Иванович

Лоба́нов Евгений Иванович (1918, Москва - 1942), лётчик, Герой Советского Союза (1942, посмертно), старший лейтенант; мастер спорта по водному поло. В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации Черноморского флота, 89 боевых вылетов. Погиб в воздушном бою. Именем Лобанова в 1966 названа улица (бывшая Большая Каширская улица) в Кожухове. Его имя присвоено плавательному бассейну ДСО «Труд» (Автозаводская улица, 21; мемориальная доска).

Лобное место

Лобное место.

Лобное место.

Москва.

Ло́бное ме́сто на Красной площади, круглое (диаметром около 13 м) каменное возвышение с окружённой парапетом площадкой и лестницей. Впервые упоминается в летописях в 1547, было расположено против ворот Спасской башни, ставших официальным местом царских выходов. Название предположительно связано с расположением Лобного места на покатом берегу (взлобье) Москвы-реки. Как предполагается, Лобное место первоначально представляло собой деревянный помост, на котором зачитывались царские указы; с него обращались к народу цари и патриархи, проводились торжественные церемонии (церковные службы и др.); в 1612 князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. В XVI—XVIII вв. на специальном помосте близ Лобного места совершались казни. В 1597—98 перестроено в камне, в XVIII в. утратило свои функции, было обстроено лавками. Ремонтировалось Д.В. Ухтомским, в 1786 — М.Ф. Казаковым, сохранившим прежние формы Лобного места и придавшим им монументальность благодаря использованию строгой белокаменной облицовки.

Ловейко Иосиф Игнатьевич

Лове́йко Иосиф Игнатьевич (1906, село Прохоры, ныне в Приморском крае, — 1996, Москва), архитектор, градостроитель, народный архитектор СССР (1975), член-корреспондент Академии художеств (1983). В 1953—55 председатель правления Московского отделения Союза архитекторов. Учился во Вхутемасе — Вхутеине и Московском архитектурном институте (1926—31). Создал конкурсный проект здания Наркомтяжа на Красной площади, отличавшийся смелой масштабностью решения, оформил наружный павильон станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») выразительными монументальными входными арками (обе работы — 1934—35, совместно с Д.Ф. Фридманом). В 1935 участвовал в составлении Генерального плана Москвы. Вёл строительство крупных жилых домов, отличавшихся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями, к созданию масштабных ансамблей в застройке Котельнической и Гончарной набережных (1934—38). В конце 1940-х — начале 1950-х гг. активно использовал образцы русского классицизма при строительстве крупных общественных сооружений (административное здание на улицах Герцена и Огарёва, ныне Большая Никитская улица и Газетный переулок; 1944—46), с утяжелённым, порой перегруженным ордерным декором (гостиница «Советская» на Ленинградском проспекте, с тщательной дорогостоящей внутренней отделкой, 1948—50; Государственная премия СССР, 1951).

С 1946 руководил планировочной мастерской Моссовета, в 1955—61 главный архитектор Москвы. Участвовал в разработке типа высотных зданий (конкурсный проект Радиодома, 1949), использовал характерную для них масштабность, вертикализм, ритмику членения фасадов при застройке проспекта Мира крупными блоками 10-, 12-, 14-этажных домов (№ 99—103, 118—122, 1952—55). В середине 1950-х гг. руководил крупными градостроительными работами: проект застройки радиальной магистрали Каляевская улица (ныне Долгоруковская улица) — Дмитровское шоссе крупномасштабными жилыми домами; оформление площадей у станции метро «Новослободская» и у Савёловского вокзала, 1950—80-е гг.). Создал ряд жилых массивов (Дегунино, 1962—72; Бибирево, с регулярной «строчной» и фронтальной застройкой вдоль улиц, 1975—78; Лианозово, с применением сгруппированных микрорайонов с точечным расположением внутри них жилых домов, 1975—78). По проектам Ловейко возведено несколько крупных общественных сооружений, отличающихся особым лаконизмом, лапидарной пластической выразительностью (кинотеатр «Ереван», 1970, Центр музыкальной культуры, 1968—79).

Литература: Астафьева-Длугач М.И., Левинская Е.Н., И. Ловейко, М., 1991.

Лодер Христиан Иванович

Ло́дер Христиан Иванович (Фердинанд Юстус Христиан) (1753, Рига — 1832, Москва), врач, анатом, организатор медико-санитарного дела. После окончания Гёттингенского университета (1777) около 30 лет был профессором анатомии, хирургии, повивального искусства в Йене и Галле. Лейб-медик герцога Веймар-Саксенского и короля Пруссии. Его друзьями были И.В. Гёте, братья Гумбольдты. С 1806 в России (с 1807 лейб-медик императора Александра I). В 1812 на собственные средства осуществлял эвакуацию раненых и больных из Москвы в Рязань. В 1812—31 «без всякого жалованья» профессор анатомии и почётный член Московского университета. По его проекту во дворе университета на Моховой улице был построен новый анатомический театр (Лодер обладал одной из крупнейших в Европе анатомических коллекций). Автор проекта и председатель (с 1828) комитета по строительству Первой городской клинической больницы. Имел в Москве обширную частную практику. Свыше 10 лет был президентом лютеранской церкви Михаила в Немецкой слободе и школы при ней (Вознесенская улица, ныне улица Радио, 17). В музее кафедры анатомии Московской медицинской академии (Моховая улица, 11) хранятся часть коллекции Лодера и его бюст (скульптор И.П. Витали).

С.Н. Затравкин.

«Локомотив»

Стадион

Стадион "Локомотив".

Москва.

«Локомоти́в» один из ведущих отечественных спортивных клубов. Основан в 1936. Его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» («КОР» основан в 1923) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Наибольших успехов добилась футбольная команда клуба: участница большинства чемпионатов СССР и России, обладательница Кубка СССР (1936, 1957) и России (1995/96, 1996/97, 1999/00, 2000/01). «Домашние» матчи проводит на стадионе «Локомотив» (Большая Черкизовская улица, 125а). Лучшие футболисты и тренеры: В.Б. Бубукин, В.Ф. Ворошилов, В.А. Гранаткин, Ю.П. Сёмин. Среди спортсменов «Локомотива» — многократные чемпионы СССР, мира, Европы и Олимпийских игр: Н.Н. Кудрявцев (конькобежный спорт); Л.А. Полугаевский (шахматы); В.И. Щёголев (международные шашки); В.П. Якушев (хоккей).

Локшин Александр Лазаревич

Локши́н Александр Лазаревич (1920, Бийск — 1987, Москва), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). С 1930 жил в Новосибирске. В 1936 направлен в Москву для продолжения музыкального образования, поступил на второй курс Музыкального училища при Московской консерватории в класс профессора Г.И. Литинского. Весной 1937 был переведён на второй курс Московской консерватории в класс профессора Н.Я. Мясковского. В мае 1941 (ещё до защиты диплома) был принят в Союз композиторов СССР, а в июне, при сдаче выпускных экзаменов, был лишён диплома за сочинение симфонии «Цветы зла» для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Ш. Бодлера (1939). В июне 1941 Локшин вступил в ополчение Краснопресненского района Москвы, но освобождён по болезни от воинской службы. Возвратился в Новосибирск, где руководил концертами в госпиталях и клубах, написал симфоническую поэму «Жди меня» на стихи К.М. Симонова (1942); её премьера (под управлением Е.А. Мравинского) прошла с огромным успехом. Восстановленный в Московскую консерваторию (по ходатайству Мясковского), Локшин после её окончания (1944) стал преподавателем консерватории, однако был уволен в 1948, в ходе «борьбы с космополитизмом». С тех пор зарабатывал на жизнь, занимаясь сдельной работой: инструментовал чужие сочинения, писал музыку к кинофильмам и спектаклям. В 1957 написал 1-ю симфонию («Реквием») для хора и оркестра (использовал текст средневековой латинской секвенции «Dies irae» — «День гнева»), в музыке которой через идею возмездия отразились чувства человека, пережившего эпоху сталинизма. При жизни Локшина она исполнялась только однажды — в Москве в 1967, в Концертном зале имени П.И. Чайковского (латинский текст был заменён специально сочинённым русским текстом). Д.Д. Шостакович назвал это сочинение «гениальной музыкой». Широкое признание пришло к Локшину в 1970 после исполнения его 5-й симфонии («Сонеты Шекспира») Московским камерным оркестром под управлением Р.Б. Баршая, ставшего пропагандистом творчества Локшина.

В 1960—80-х гг. написал 2—11-ю симфонии (1962—76), кантату «Мать скорбящая» (на текст православной заупокойной службы и стихи из «Реквиема» А.А. Ахматовой, 1977), «Три сцены из "Фауста"» (1980), две симфониетты на стихи И. Северянина и Ф.К. Сологуба (1983, 1985), «Искусство поэзии» на стихи Н.А. Заболоцкого для сопрано и камерного оркестра (1981).

Жил на Университетском проспекте, 21, корп. 2. Похоронен на Донском кладбище.

И.В. Карпинский.

Предыдущая страница Следующая страница