Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕД"-"МЕС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕД"-"МЕС")

Медико-хирургическая академия

Высшее медицинское учебное заведение. Основана в 1798 на базе Медико-хирургического училища (см. Госпитальная школа). Готовила лекарей, главным образом для армии и флота. В 1804 была закрыта, учащиеся переведены в Петербург. В 1808 возобновила работу как Московское отделение Петербургской медико-хирургической академии. С 1837 вновь обрела статус «отдельной академии». В 1808-45 размещалась на Рождественке в здании, построенном по проекту М.Ф. Казакова. В Медико-хирургической академии работали: И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, А.И. Овер, К.Ф. Рулье, Г.И. Фишер, П.М. Шумлянский и др. За годы своей работы она подготовила более 2 тыс. врачей и несколько сотен фармацевтов. В 1845 объединена с медицинским факультетом Московского университета.

Литература: Прейсман А.Б., Московская медико-хирургическая академия, М., 1961.

М.Я. Яровинский.

Медицинская академия имени И.М. Сеченова

Медицинская академия имени И.М. Сеченова (Большая Пироговская улица, 2/6), старейшее высшее медицинское учебное заведение России. Ведёт историю от медицинского факультета Московского университета, который открылся позже других факультетов - в 1758. Здесь читали курсы первые русские профессора С.Г. Зыбелин и П.Д. Вениаминов. С 1791 университет получил право присуждать учёную степень доктора медицины. Преподавание практических медицинских дисциплин началось в Клиническом институте с 1804. С восстановлением университета после пожара 1812 декан факультета М.Я. Мудров реорганизовал Клинический институт (занимал помещения в домах университета по Большой Никитской улице). В 1845 в зданиях бывшей московской Медико-хирургической академии (Рождественка, 11, ныне главный корпус Московского архитектурного института) открылись госпитальные клиники, а в 1846 - в переданной университету Новоекатерининской больнице (ныне Двадцать четвёртая городская клиническая больница, Петровка, 29/15) - факультетские клиники. В 90-х гг. XIX в. учебная, научная и лечебная работа факультета переместилась главным образом в здания университетских клиник на Девичьем поле. В XIX в. большинство выпускников после пятилетнего учебного курса поступало на государственную или военную службу; во второй половине XIX в. многие становились земскими и городскими врачами. По университетскому уставу 1884 учебный курс был перестроен с учётом интересов частной врачебной практики.

На факультете сложились крупные научной школы практически по всем ведущим медицинским и медико-биологическим специальностям. Имена их представителей запечатлены в названии вуза (с 1955 носит имя И.М. Сеченова), в наименованиях московских улиц (А.А. Остроумова и др.), в названиях больниц и НИИ (больница имени П.Б. Ганнушкина, Филатовская больница, Институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и др.), а также в названиях учебных, научных и лечебных подразделений вуза, в многочисленных скульптурных памятниках (на Большой Пироговской улице и др.) и мемориальных досках.

С начала 20-х гг. XX в., когда учебный план определялся социально-профилактической ориентацией советской медицины, традиции тесной связи медицинской науки, клинической практики и образования поддержали видные учёные - профессора факультета Д.Д. Плетнёв, А.В. Мартынов, П.А. Герцен, Н.Н. Бурденко и многие другие. В 1930 факультет реорганизован в самостоятельный вуз и получил название 1-го Московского медицинского института. Развернулась массовая подготовка врачей основных лечебных специальностей. В 1933 организована центральная научно-исследовательская лаборатория. Научные коллективы института стали основой для ряда НИИ системы Академии медицинских наук СССР (см. Российская академия медицинских наук). В 60-х гг. расширена научно-исследовательская лаборатория института, на базе которой создан располагающийся в специально выстроенном здании многоотраслевой научно-медицинский центр. В 80-х гг. построен новый учебный корпус. В 1993 институт получил статус академии.

Первым в России вуз начал готовить медицинских сестёр с высшим образованием. С 1930 вуз подготовил около 70 тыс. специалистов. В 1997 здесь училось свыше 6,5 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели около 1,4 тыс. профессоров и преподавателей. Академия издаёт ряд отраслевых медицинских журналов.

М.А. Пальцев.

Медицинский музей научно-исследовательский центр Российской академии медицинских наук

Создан в 1991 на основе Центрального музея медицины, открытого в 1986. Размещён в здании бывшего Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева (Сухаревская площадь, 3). В состав центра входят Центральный музей медицины, Институт истории медицины, Дом милосердия России, издательство «Милосердие и медицина». В центре развёрнуто более 20 постоянно действующих экспозиций о видных учёных-медиках, а также выставки «Шереметевы - основатели Странноприимного дома и их потомки», «Милосердие на войне», «Авиационная и космическая медицина», «Из истории благотворительности в России», «На магистральных направлениях медицинской науки» и др. В собрании Медицинского музея более 100 тыс. единиц хранения, в том числе уникальные коллекции рентгеновских трубок, медицинских плакатов начала XX в., аптечной посуды и инструментария. Медицинский музей - член Европейской ассоциации музеев истории медицины.

«Медный бунт»

«Ме́дный бунт» восстание в Москве 25 июля 1662. Выпуск (с 1654) большого количества медных денег, приравненных к стоимости серебряных, привёл к их обесцениванию, к спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых монет. За несколько дней до восстания в Москве появились «воровские листки», в ночь с 24 на 25 июля они были расклеены в отдельных районах города. В них перечислялись «изменники» — бояре Милославские, окольничие Ф.М. Ртищев, Б.М. Хитрово, дьяк Д.М. Башмаков, гости В.Г. Шорин, С. Задорин и другие, обвинявшиеся в бедствиях, связанных с введением медных денег и др. Восстание началось рано утром и продолжалось до середины дня. В нём участвовали посадские люди, часть стрельцов, холопы, крестьяне (до 9 — 10 тыс. человек). После чтения «воровских листков» часть восставших направилась в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, и потребовала выдачи «изменников». Царь и бояре обещали восставшим уменьшить налоги и провести расследование по их челобитной. Поверив обещаниям, участники восстания направились к Москве. В то же время в Москве проходили погромы дворов Шорина, Задорина и др., после чего в Коломенское направилась новая волна восставших. Два встречных потока соединились и двинулись к царской резиденции, где возобновили свои требования. В Коломенском уже были собраны войска (от 6 до 10 тыс. человек), началась расправа с восставшими; до 1 тыс. человек было убито, повешено, потоплено в Москве-реке, несколько тысяч арестовано и после следствия сослано. В 1663 медные деньги были отменены.

Медресе

Медресе́ среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети. В Москве медресе с курсом основ ислама появились при мечети в Татарской слободе (занятия начались во второй половине XIX в.) и при Соборной мечети в Мещанской слободе (после 1904). Закрыты в 1927 под предлогом отсутствия надлежащих санитарных условий для обучения детей. Вновь открылись при Соборной мечети в 1989 и при мечети на Большой Татарской улице, 28, в 1993. Программа этих медресе включает изучение основ ислама и предметов традиционного мусульманского образования. С учётом интересов московских мусульман предусмотрены вводные курсы арабского и татарского языков. Медресе работают как вечерняя и воскресная школы. В 1996 занятия посещали около 1 тыс. человек. В Москве сохранились здания с характерными для медресе элементами архитектуры, например, дом Асадуллаева (построен в 1913; Малая Татарская улица, 8), в 1918—41 здесь размещалась татарская школа, позже школа-интернат МИД.

М. Муртазин.

Международный институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН

МИГП

(Варшавское шоссе, 79, корпус 2). Основан в 1989. Исследования (с применением методов современной математики) в области прогноза места и времени землетрясений, сейсмического риска, изучения внутреннего строения Земли и моделирования геодинамических процессов и др.

Международный конкурс имени П.И. Чайковского

Междунаро́дный ко́нкурс имени П.И. Чайковского Учреждён в 1956 (председатель Оргкомитета Д.Д. Шостакович). Впервые состязание состоялось в 1958 по двум специальностям: фортепьяно и скрипка. Лауреатами первых премий стали соответственно В. Клиберн (Х.Л. Клайберн; США) и В.А. Климов (СССР). С тех пор конкурс проводится один раз в четыре года. С 1962 прибавилась третья специальность (виолончель), с 1966 — четвертая (вокал). Среди членов жюри в разные годы были крупные отечественные музыкальные деятели: Э.Г. Гилельс, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Оборин, П.А. Серебряков, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, Д.М. Цыганов, М.Л. Ростропович, Д.Б. Шафран, А.В. Свешников, И.К. Архипова, а также зарубежные мастера: К. Цекки, Н. Буланже, Ю. Лист, Дж. Джорджеску, Е. Цимбалист, Э. Журдан-Моранж, Ж. Сигети, Г. Кассадо, Г. Пятигорский. Обладателями первых премий в разные годы стали: пианисты В. Ашкенази и Дж. Огдон (1962), Г.Л. Соколов (1966), В.В. Крайнев и Дж. Лилл (1970), А.В. Гаврилов (1974), М.В. Плетнёв (1978), Б. Дуглас (1986), Б.В. Березовский (1990); скрипачи Б.Л. Гутников (1962), В.В. Третьяков (1966), Г. Кремер (1970), И.Х. Груберт и Э. Оливейра (1978), В.Б. Муллова и С.В. Стадлер (1982), И. Калер и Р. Олег (1986), А. Суванаи (1990); виолончелисты Н.Н. Шаховская (1962), К.А. Георгиан (1966), Д. Герингас (1970), Б.М. Пергаменщиков (1974), Н. Розен (1978), А. Менезес (1982), М. Брунелло и К.В. Родин (1986), Г. Ривиниус (1990). Победителями конкурсов вокалистов были Дж. Марш и В.А. Атлантов (1966), Е.В. Образцова, Т.И. Синявская, Е.Е. Нестеренко и Н.Л. Огренич (1970), И. Пономаренко (1974), Л. Шемчук (1978), Л. Забиляста и П. Бурчуладзе (1982), Н. Ерасова, Г. Грицюк и А. Морозов (1986), Д. Войт и Х. Чой (1990), Х. Герзмава (1994). В 1990 в Москве учреждена Ассоциация лауреатов Международного конкурса имени Чайковского; с 1992 она проводит Международный юношеский конкурс имени Чайковского, учредила Фонд П.И. Чайковского и является одним из соучредителей Международного общества Чайковского.

В.А. Лихт.

Международный музей русской гармоники Альфреда Мирека

Междунаро́дный музе́й ру́сской гармо́ники Альфре́да Ми́река Создан в 1997 в Москве на основе существовавшего с 1960 в Софрино Музея русской гармоники - частного собрания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации А.М. Мирека (единственная из частных коллекций России, включённая в международный каталог музеев мира ИКОМ ЮНЕСКО, 1977), многие годы находившегося на консервации. Экспозиции 12 выставочных залов отражают исторический путь, пройденный русскими народными мастерами в изобретении, распространении и совершенствовании гармоники. В музее 10 тыс. единиц хранения, в том числе свыше 150 гармоник, 3 тыс. грампластинок и магнитофонных записей (с 1902) и др. Музей передан создателем правительству Москвы, предоставившему для экспозиции помещение (2-я Тверская-Ямская улица, 18). Открытие музея приурочено к 850-летию Москвы.

Межевой институт

Межево́й институ́т одно из старейших профессиональных учебных заведений Москвы. Основан в 1779 как Константиновская землемерная школа (названа в честь великого князя Константина Павловича). Состояла при Межевой канцелярии, и её выпускники выполняли работы по Генеральному межеванию территории России (до середины XIX в.), в ходе которых проведены обмеры и хозяйственное описание земель 19 губерний. В середине 30-х гг. XIX в. школа преобразована в училище (закрытое среднее учебное заведение). Директором назначен С.Т. Аксаков (до 1838), составивший первый устав училища. В 1845 оно получило статус высшего учебного заведения. В постановке преподавания заметную роль сыграли члены Петербургской Академии наук В.Я. Струве и А.Н. Савич, специально приезжавшие для чтения своих курсов в Москве. Среди преподавателей были московские учёные Ф.А. Бредихин, А.Я. Швейцер, А.Н. Бик.

В 1918 училище реорганизовано в Межевой институт. В 1930 на его базе созданы Институт инженеров землеустройства (ныне Университет по землеустройству) и Геодезический институт (ныне Московский университет геодезии и картографии).

Межевой институт размещался в 1836—73 в здании на Старой Басманной улице (ныне д. 21/4; построено в 1799—1802 по проекту Р.Р. Казакова, в начале XIX в. перестроено архитектором О.И. Бове и др.); позже занимал дом Демидова (Гороховский переулок, 4).

Мезенцев Борис Сергеевич

Ме́зенцев Борис Сергеевич (1911, Тула — 1970, Москва), архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1969). Учился в Московском архитектурном институте (1929—35), преподавал там же (с 1935; с 1969 профессор). В декоративное решение высотного здания на площади Красные ворота (1948—53, совместно с архитектором А.Н. Душкиным) активно включил формы московского барокко XVII в. Обращался к укрупнённо трактованным элементам итальянской ренессансной архитектуры (в завершающей части асимметрично расположенной башни дома на Фрунзенской набережной, 24, 1949), применял тяжеловесно-монументальные формы неоклассицистической декорации (здание ГУВД на улице Петровке, 1952—59). Жилые дома (проспект Мира, 70, 1952; Советская, ныне Тверская, площадь, корпус «Е», 1953) также несут черты декоративной помпезности. В 1954—61, участвуя под руководством А.В. Власова в проектировании юго-западного района Москвы, перешёл к рационалистической трактовке архитектуры. Среди градостроительных работ: проектирование и строительство комплекса архитектурных научно-исследовательских и проектных институтов на проспекте Вернадского (1964—68). Государственная премия СССР (1949, 1972). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Мезенцева носит Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования зрелищных и спортивных сооружений.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции

В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции "Бани".

1930.

Мейерхо́льд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза — 1940, Москва), режиссёр, актёр, народный артист Республики (1923). Учился на юридическом факультете Московского университета, в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (педагог Вл.И. Немирович-Данченко). В 1898—1902 актёр МХТ; роли Треплева и Тузенбаха («Чайка» и «Три сестры» А.П. Чехова), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого) и др. В 1902 покинул МХТ. Работал в провинции и театрах Петербурга. После Октябрьской революции участвовал в строительстве советского театра. В 1920—21 заведующий ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса. С 1920 руководил Театром РСФСР 1-м, на основе которого был создан в 1923 Театр имени Вс. Мейерхольда. Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту формы, акробатическую лёгкость. С этой целью актёры проходили специальное обучение. Основным предметом была «биомеханика», разработанная Мейерхольдом для актёрского тренажа. Овладевая ею, актёр шёл от верно найденного движения, текста, точно схваченной интонации к внутренней правде образа. Поставил публицистически острые, ярко зрелищные спектакли: «Мистерия-буфф» (1921), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Последний, решительный» Вс.В. Вишневского (1931). Среди других постановок: «Лес» А.Н. Островского (1924), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1926), «Горе уму» по А.С. Грибоедову (1928), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1935). В 1922—24 Мейерхольд одновременно руководил московским Театром Революции («Доходное место» Островского, «Озеро Люль» А.М. Файко). Для режиссёрского стиля Мейерхольда были характерны гротескное заострение, резкая сатиричность, яркость сценических метафор, стремление придать сценическому образу обобщённость поэтического символа. Он внёс огромный вклад в разработку выразительных средств современной режиссуры. Работал также в кино: поставил фильмы «Портрет Дориана Грея» (1915) и «Сильный человек» (1916), сыграв в них главные роли; в 1928 снялся в фильме «Белый орёл» по рассказу Л. Андреева «Губернатор». Во второй половине 30-х гг. театральная деятельность Мейерхольда подверглась резкой критике, его искусство квалифицировалось как враждебное советской действительности. В 1938 Театр имени Мейерхольда был закрыт, в июне 1939 Мейерхольд был арестован, в 1940 расстрелян.

Среди многочисленных учеников Мейерхольда — актёры и режиссёры театра и кино: Н.И. Боголюбов, М.И. Жаров, И.В. Ильинский, С.А. Мартинсон, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек, И.А. Пырьев, М.И. Царёв, М.И. Бабанова, М.М. Штраух, С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич и др. На доме, где в 1928—39 жил Мейерхольд (Брюсов переулок, 12), — мемориальная доска.

Литература: Волков Н.Д., Мейерхольд, т. 1—2, М.-Л., 1929; Гладков А.К., Годы учения В. Мейерхольда, Саратов, 1979; Рудницкий К.Л., Режиссёр Мейерхольд, М., 1969; его же, Мейерхольд, М., 1981.

Мейснер Александр Фелицианович

Ме́йснер Александр Фелицианович (1865, Новгород — 1935), архитектор. В 1890 в качестве архитектора Лазаревского института составил его генеральный план, строил рекреационный и гимнастический залы при главном корпусе. В 1893 откомандирован в распоряжение Московской управы благочиния, с 1894 участковый архитектор по Пречистенской части и 1-го участка Арбатской части. При строительстве деловых и торговых зданий придерживался рациональной системы планировки и наружного оформления, оставляя открытой ритмически чёткую и пропорционально хорошо развитую каркасную структуру здания, с рядами огромных остеклённых проёмов в нескольких этажах (внутренний двор Шереметевского подворья в Большом Черкасском переулке (статью Черкасские переулки), 1898—99). В архитектуре жилых зданий использовал сочные, пластически проработанные формы различных исторических стилей (например, формы барокко в декорации доходного дома Ностица на улице Большая Дмитровка, 1898—1905). В постройках Мейснера 1900-х гг. появилась упругая грация линий в духе стиля модерн (торговый дом товарищества Г.С. Понизовского в Большом Черкасском переулке, ворота и решётка, 1901). В 1903—08 надстроил третий этаж над зданием Благородного собрания, переделал и укрупнил его фасад, пристроил дополнительные помещения и переделал большинство интерьеров.

Е.М. Ивановская.

Мелик-Пашаев Александр Шамильевич

Ме́лик-Паша́ев Александр Шамильевич (1905, Тбилиси — 1964, Москва), дирижёр, народный артист СССР (1951). Музыкальное образование получил в домашних условиях, обучался игре на фортепьяно. В юности работал в Тбилисском оперном театре концертмейстером, там же начал дирижёрскую деятельность. В 1930 окончил Ленинградскую консерваторию (класс дирижирования у А.В. Гаука; другие педагоги — Х.С. Кушнарёв и В.В. Щербачёв). С 1931 в Москве, дирижёр, в 1953—62 главный дирижёр Большого театра. Мелик-Пашаева отличали тонкий музыкальный вкус, педантичность в работе с партитурой, тщательная отделка всех деталей спектакля, работоспособность, участие во всех сценических репетициях. Поставил много спектаклей, дирижировал огромным количеством опер, среди них: «Отелло» Дж. Верди (1932), «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (1935), «Абесалом и Этери» З.П. Палиашвили (1939), «Черевички» П.И. Чайковского (1941), «Декабристы» Ю.А. Шапорина (1953, новая редакция совместно с автором), «Фиделио» Л.ван Бетховена (1954), «Никита Вершинин» Д.Б. Кабалевского (1955), «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (1956), «Война и мир» С.С. Прокофьева (1959), «Фальстаф» Верди (1962). Часто проводил симфонические концерты. Государственная премия СССР (1942, 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1950—64 жил Мелик-Пашаев (Тверская улица, 25/9), — мемориальная доска.

О.С. Лебедева.

«Мелодия»

«Мело́дия» Государственная фирма (Тверской бульвар, 24), старейшее из ныне существующих в России предприятий звуковой индустрии, производящее и распространяющее фонограммы (музыкальные — всех видов и жанров, а также детские, литературные и прочие) на компакт-дисках, аудиокассетах, грампластинках. Основана в 1964 под названием Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»; объединила ранее существовавшие всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок и оптовые торговые базы.

«Мелодия» ведёт своё происхождение от Грампласттреста Наркомата тяжёлой промышленности (создан в 1933), где были объединены Фабрика звукозаписи (студийный комплекс на Кузнецком мосту) и подмосковные заводы по производству грампластинок в Апрелевке и Ногинске. Управление треста помещалось на улице Разина (ныне улица Варварка). Для записей арендовался Октябрьский зал Дома Союзов, где 21 декабря 1933 была записана первая фонограмма.

В 1938 на Малой Никитской улице был открыт Дом звукозаписи (д. 24), куда перевели студийные структуры из Октябрьского зала и с Кузнецкого моста, а также Институт звукозаписи. В 1939 Институт стал называться Всесоюзный НИИ телевидения и радиовещания (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР)). Студии стали работать и на грампромышленность, и для Радиокомитета; создавалась единая фонотека. Осенью 1941 Фабрика звукозаписи и ВНИИТР были эвакуированы в Куйбышев; в помещении Дома звукозаписи в Москве осталась группа специалистов для работы в Комитете по радиовещанию, которая производила записи для вещания за рубеж. Осенью 1942 было возобновлено производство, а по возвращении из эвакуации (1943) продолжалась работа по записи пластинок. В 1957 Фабрика звукозаписи была преобразована во Всесоюзную студию грамзаписи (ВСГ), подчинённую Министерству культуры СССР. Гальванический и опытный прессовый цехи ВСГ в 1958 переведены в помещения упразднённого производства Техпром в Химках (ныне МОЗГ — Московский опытный завод грамзаписи, отделённый от ВСГ в 1978). С 1989 «Мелодия» ведёт самостоятельную экспортную политику. В 1990-х гг. в процессе демонополизации большая часть структур «Мелодии» либо обрела самостоятельность, либо была упразднена. Тем не менее «Мелодия» остаётся крупнейшим предприятием звуковой индустрии в России.

П.Н. Глюнберг.

Мельников Константин Степанович

Ме́льников Константин Степанович (1890, Москва — 1974, там же), архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1972), доктор архитектуры (1967). Окончил в 1914 живописное, в 1917 архитектурное отделение МУЖВЗ. Преподавал во Вхутемасе (1921—25), Вхутеине (1927—29), Московском архитектурном институте (1934—37), МИСИ (с 1951, профессор) и др. В 1921—23 участвовал в разработке Генерального плана «Новая Москва» под руководством И.В. Жолтовского и А.В. Щусева (предложил проект веерной крупноблочной застройки кварталов с выделением общего центра, разрабатывал планировку Бутырского района, Ходынского поля). Входил в АСНОВА, сторонник рационалистических форм, создатель неповторимо-индивидуальных пространственных и композиционных решений. Среди ранних работ — деревянный павильон «Махорка» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923; не сохранился). Мельников разработал убедительное функциональное и образное решение зданий клубов московских предприятий, в которых первым воплотил идею трансформации единого внутреннего пространства при помощи передвижных перегородок: клуб имени И.В. Русакова, клуб завода «Каучук» (1927), клуб фабрики «Буревестник» (1929), клуб фабрики имени М.В. Фрунзе (1927—29), клуб фабрики «Свобода» (1926—27). Широко использовал выразительные возможности сочетания сплошного остекления с глухими поверхностями стен. Включал в пространственные композиции зданий цилиндрической формы, достигнув высшей завершённости в архитектуре собственного дома-студии (см. дом Мельникова). Участвовал в конкурсах на проекты общественных зданий — Дворца Труда (1922 — 1923), АО «Аркос» (1924), московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924), Наркомтяжпрома (1934—36), Дворца Советов (1959) и др. По проектам Мельникова построены гаражи для автобусов на Бахметьевской улице (1926), грузовых машин на Новорязанской улице (1936), «Интуриста» и Госплана на Сущёвском валу (1934—36). Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Хан-Магомедов С.О., К. Мельников, М., 1990.

Мемориал Победы в Великой Отечественной войне

1941-45 годов

см. в статьях Поклонная гора, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-45 годов

Мемориал Победы в Великой Отечественной войне 1941—45 годов

Мемориа́л Побе́ды в Вели́кой Оте́чественной войне́ 1941—45 годо́в в статьях Поклонная гора, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—45 годов

Мемориальные доски

Мемориа́льные до́ски Самые древние из ныне существующих в Москве мемориальных досок — белокаменные резные доски на Спасской башне Кремля; надписи — на русском языке со стороны Кремля и на латыни со стороны Красной площади — зафиксировали историю построения в 1491 Спасской (Фроловской) башни архитектором Пьетро Антонио Солари. В конце XIX — начале XX вв. в Москве было установлено несколько мемориальных досок. Три из них сохранились и поныне на домах, где жили А.В. Суворов (Большая Никитская, 42), А.Н. Скрябин (Большой Николопесковский переулок, 11), а также на доме, где родился Н.И. Пирогов (Мельницкий переулок, 12). На здании Коммерческого училища (Остоженка, 38) установлены мемориальные доски с именами С.М. Соловьёва и И.А. Гончарова. Принятие в 1918 «Декрета о памятниках Республики», одним из важных пунктов которого была «пропаганда надписями», повлекло за собой создание сразу нескольких десятков памятных и мемориальных досок: доска «Рабочий» М.Г. Манизера на здании Петровского пассажа; в Большом Путинковском переулке, также изображающая фигуру рабочего с надписью: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят»; барельеф Г. Алексеева на здании Исторического музея (символическое изображение, отражающее идею союза пролетариата и крестьянства); огромная доска С.Т. Конёнкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (открыта в 1918 на Сенатской башне Кремля; ныне в Русском музее); барельеф А.И. Герцена (скульптор Н. Андреев) на здании Литературного института (Тверской бульвар, 25). Большинство мемориальных досок было установлено в 1950—70-х гг. Около 70 из них связано с жизнью и деятельностью В.И. Ленина, около 60 посвящено событиям Революции 1905—07, свыше 30 — событиям 1917. 35 мемориальных досок посвящены памятным датам и событиям в истории Москвы и России. 68 мемориальных досок увековечили память военачальников и героев, свыше 70 посвящены государственным деятелям СССР. Более 350 мемориальных досок установлены в честь батальонов, полков, дивизий, формировавшихся в годы Великой Отечественной войны, на зданиях бывших военных госпиталей и в память павших во время войны. На домах, где жили и работали выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, установлено около 470 мемориальных досок. Имеется также свыше 300 мемориальных досок на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.

Литература: Песков О., Низковская Н., Ададурова Л., Память, высеченная в камне. Мемориальные доски Москвы, М., 1983.

О.В. Песков.

Мемориальный музей космонавтики

Мемориа́льный музе́й космона́втики (проспект Мира, 111). Открыт в 1981 в стилобатной части монумента-обелиска «Покорителям космоса» (1964, архитекторы М.О. Барщ, А.Н. Колчин, скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский). Центральное место в экспозиции отведено первому в мире космическому полёту Ю.А. Гагарина и историческим событиям, предшествовавшим началу космической эры. В фондах более 50 тыс. единиц хранения, в том числе архивные, фото- и кинодокументы, вещественные реликвии, нумизматические, фалеристические, филателистические коллекции, отражающие тему исследования космического пространства. Представлены также образцы космической техники: побывавшие в космосе или их технологические аналоги, мемориальные предметы, личные вещи и документы космонавтов. Общую экспозицию дополняют оформленный, как кабина звездолёта, кинозал, где посетители могут прослушать документальные фонограммы, просмотреть кинокадры, снятые космонавтами во время полёта, а также расположенные перед обелиском памятник К.Э. Циолковскому (1964, скульптор Файдыш-Крандиевский) и Аллея космонавтов. Филиал — Дом-музей С.П. Королёва.

О.В. Песков.

Мемориальный музей-квартира М. Горького

Мемориа́льный музе́й-кварти́ра М. Го́рького см. Дом Рябушинского

«Менделеевская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Менделе́евская» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1988. Архитектор Н.А. Алёшина. Выходы со станции — по подземным переходам, находятся по обе стороны Новослободской улицы. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Путевые стены отделаны вставками со стилизованными изображениями атомного и молекулярного строения. Станцию украшают оригинальные светильники, конструкция которых напоминает строение кристаллической решётки. Пол выложен серым гранитом. Станция связана переходом со станцией метро «Новослободская».

Л.Ч.

Мензбир Михаил Александрович

Ме́нзбир Михаил Александрович (1855, Тула - 1935, Москва), один из основоположников отечественных сравнительной анатомии, зоогеографии и орнитологии, академик АН СССР (1929). В 1878 окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. После защиты магистерской диссертации, которую он посвятил своему другу и учителю Н.А. Северцову, Мензбир был утверждён в звании профессора (1886). В 1911-17 профессор Высших женских курсов, в 1917-19 выборный ректор Московского университета. Мензбир был блестящим, энциклопедически образованным университетским преподавателем, основателем московской школы фаунистов и зоогеографов. Автор первых полных сводок по систематике и биологии птиц России. Много сил уделял работе в Московском обществе испытателей природы (в 1915-35 его президент). Похоронен на Введенском кладбище.

Меннер Владимир Васильевич

Ме́ннер Владимир Васильевич (1905, Шацк Тамбовской губернии, ныне Рязанская область, — 1989, Москва), геолог и палеонтолог, академик АН СССР (1966). Родился в семье служащего. В 1921 окончил гимназию в Москве, в 1927 — Московский университет. В 1927 — 1929 работал в Геологическом комитете, в 1929 — 1930 — в Горной академии; в 1930—65 декан, заведующий кафедрой палеонтологии МГРИ. С 1965 заведующий кафедрой палеонтологии МГУ. Большая часть трудов Меннера посвящена проблемам биостратиграфии. Установил этапность развития древнего органического мира. Похоронен на Донском кладбище.

Меншиков Александр Данилович

Ме́ншиков Александр Данилович (1673, Москва, по другим данным, близ Владимира, — 1729, Берёзов), государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, граф (1702), светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Отец Меншикова был конюхом (по другим сведениям, маркитантом). Сам Меншиков в детские годы торговал в Москве пирогами с лотка. До конца жизни оставался неграмотным, но тщательно скрывал это, прибегая к услугам помощников-писарей. В 1686 Меншиков поступил мальчиком-служкой к Ф.Я. Лефорту, где был замечен юным Петром I. Позже состоял бомбардиром Преображенского полка. Постоянно сопровождал Петра I в его поездках по России, в Азовских походах 1695—96 и во время Великого посольства 1697—98 по странам Западной Европы. После возвращения в Россию назначен сержантом гвардии Преображенского полка (1698), в 1700 стал поручиком бомбардирской роты. В качестве ближайшего помощника царя-реформатора проявил большую энергию и недюжинные способности на военном и государственном поприщах. Пользуясь неизменным доверием и дружбой царя, приобрёл большое влияние, которое использовал и в личных корыстных целях. Активный участник Северной войны 1700—21, с 1703 губернатор Ингерманландии (позднее Санкт-Петербургской губернии), руководил строительством Петропавловской крепости, форта Кроншлот. В 1718—24 и 1726—27 президент Военной коллегии. После смерти Петра I оказал решающее содействие Екатерине I при её восшествии на престол; в годы её царствования (1725 — 1727) был фактическим правителем России. В 1727 обручил свою дочь Марию с внуком Петра I — Петром II, однако вскоре был свергнут представителями враждебной ему аристократической партии, обвинён в государственной измене и хищении казны и сослан вместе с семьёй в Берёзов. Всё имущество Меншикова (90 тыс. душ, принадлежавшие ему многочисленные деревни, 13 млн. рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др.) было конфисковано. В Москве Меншикову принадлежали Лефортовский дворец (с 1707), усадьба у Мясницких ворот (устроена в 1699; в 1783 это владение приобрёл Московский почтамт), многие сёла в окрестностях Москвы. В 1703 по указанию Меншикова был очищен Поганый пруд и переименован в Чистый (см. Чистые пруды). По заказу Меншикова на территории его городской усадьбы была построена церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня; Архангельский переулок, д. 15а).

Литература: Павленко Н.И., А.Д. Меншиков, 3 изд., М., 1989.

Ю.Н. Лубченков.

Меншикова башня

Меншикова башня (церковь архангела Гавриила).

Меншикова башня (церковь архангела Гавриила).

Москва.

Ме́ншикова ба́шня (Архангельский переулок, 15а), принятое в московском обиходе наименование церкви Архангела Гавриила. Построена в 1704—07 по заказу А.Д. Меншикова, обширное владение которого располагалось на месте современных зданий Российской товарно-сырьевой биржи и Московского почтамта. В XVI в. эту территорию занимала Мясницкая слобода с деревянной церковью «в Мясниках», известной с 1551. В 1620 церковь являлась центром Гавриловской Патриаршей слободы и именовалась «Гавриила Великого, что на Поганом пруду». Около 1657 её сменил кирпичный храм, перестроенный в 1679. В 1701 по желанию Меншикова к нему пристроили с юга Введенский придел (частично сохранён при сооружении существующего ныне здания). Общее руководство проектными и строительными работами осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии (архитекторы Д. Трезини, Д. Фонтана, Г. Пандо, Б. Скапа, скульпторы Д.М. Фонтана, Ж.М. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми). Возводила храм артель русских каменщиков (23 человека) из Костромы и Ярославля. Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение с 30-метровым шпилем, увенчанным золочёной, выкованной из меди фигурой трубящего ангела, поднималось на высоту 81 м (превышая на 3,2 м колокольню «Иван Великий» в Кремле). Отделочные работы в интерьере в связи с отъездом Меншикова в Петербург производились крайне медленно и ещё продолжались в 1723, когда от удара молнии сгорел верхний деревянный восьмерик «башни», а обрушившийся часовой механизм с 50 колоколами проломил своды, уничтожив почти законченное внутреннее убранство. Здание было восстановлено без верхнего яруса лишь в 1773—79 по инициативе известного московского масона Г.З. Измайлова и, по сведениям некоторых источников, приспособлено для масонских собраний. В 1787 интерьер получил новую отделку, выполненную с использованием аллегорических изображений и масонских символов, которые были уничтожены в 1852 по приказу митрополита Филарета. Церковь, выстроенная в стиле западноевропейского барокко, представляет собой оригинальную интерпретацию русских храмов типа «под колоколы». Её первый ярус, состоящий из четверика основного объёма с прямоугольной апсидой и трапезной, размещённых на одной оси, несёт крестообразный в плане второй ярус, служащий основанием крупного четверика, над которым возвышаются два уменьшающихся по объёму кверху восьмерика, завершённых фигурной главой. Необычная для своего времени фасадная декорация, выполненная с использованием скульптурных композиций, поражает пышностью и разнообразием форм. Особо выделен западный фасад нижнего яруса, фланкированный на углах мощными волютами-контрфорсами. Над входами помещены рельефные композиции: над западным — «Вход в Иерусалим», над северным и южным — архангелы Михаил и Гавриил. Убранство первого яруса дополняют небольшие скульптурные вставки в виде гирлянд с головками херувимов или раскрытого Евангелия, размещённые в простенках между окнами. Отделкой второго яруса служат расположенные в картушах белокаменные рельефы на евангельские темы. Нижний восьмерик некогда был окружён вознесёнными на постаменты статуями, заменёнными позднее вазонами. Столь же уникальна усложнённая организация внутреннего пространства здания с обходными галереями в разных уровнях и хорами, расположенными в храме и трапезной. Несмотря на пожар 1723 и последующие ремонты, интерьер сохранил первооснову декоративного убранства, включающего скульптуру, карнизы, тяги и картуши, заполненные сюжетной живописью. В убранстве трапезной выделяются горельефные фигуры ангелов, оформляющие вход в храм, а также кариатиды, «поддерживающие» перекрытие над западной галереей, в алтаре — замечательный лепной плафон в перекрытии жертвенника, включающий изображения ангелов и рогов изобилия. Существующий в храме иконостас конца XIX в. перенесён сюда в 1960-х гг. из разобранной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе; первоначальный иконостас находится в Успенской церкви г. Махачкалы. Церковь была закрыта в 1923—47. С 1947 здесь размещается подворье Антиохийского патриархата. Реставрационные работы проведены в 1940-х гг.

П.Н. Шармин.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец (2-я Бауманская улица, 3), памятник архитектуры конца XVII - начала XVIII вв. Часть здания, обращённого к р. Яузе, - значительно изменённый переделками дворец (1697 - 1698, архитектор Д.В. Аксамитов), выстроенный по заказу Петра I для адмирала Ф.Я. Лефорта. Служил для государственных приёмов и праздников, происходивших в огромной двусветной столовой палате центрального корпуса; был задуман как образцовое здание в новом вкусе, наподобие западноевропейских дворцов, однако по типу принадлежал скорее к характерным для конца XVII в. палатным постройкам с многочисленными элементами московского барокко. После перехода дворца к А.Д. Меншикову в 1707-08 парадный двор был окружён замкнутым прямоугольником корпусов с торжественным, тяжёлым по пропорциям въездом (возможно, архитектор Дж.М. Фонтана). Со стороны двора эти корпуса имели аркады первого этажа, заложенные в XIX в. Их величественный ритм, равно как и ритм окон второго этажа, а также охватывающих оба этажа коринфских пилястр, был основан на классических ордерных принципах, применённых здесь с необычной для московской архитектуры начала XVIII в. последовательностью. В 1796-98 по проекту М.Ф. Казакова во дворе выстроили служебные корпуса.

М.В. Нащокина.

Мень Александр Владимирович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мерецков Кирилл Афанасьевич

Мерецко́в Кирилл Афанасьевич (1897, деревня Назарьево Московской губернии — 1968, Москва), Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1940). Участник Гражданской войны. Окончил Военную академию РККА (1921). В 1924—32 в штабе МВО. Во время советско-финляндской войны командовал армией. В августе 1940 — январе 1941 начальник Генштаба, затем заместитель наркома обороны. Во время Великой Отечественной войны командовал армией, рядом фронтов, затем войсками военных округов, в том числе Московского (1947—49). В 1955—64 помощник министра обороны СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1939—56, член ЦРК КПСС в 1956—61. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Мерецкова в 1975 названа улица (часть 7-й улицы Октябрьского поля).

Мерзляков Алексей Фёдорович

А. Ф. Мерзляков.

А. Ф. Мерзляков.

Мерзляко́в Алексей Фёдорович (1778, г. Далматово — 1830, Москва), поэт, переводчик, литературный критик. Из купеческой семьи. Окончил Московскую университетскую гимназию и Московский университет. В 1801 Мерзляков вместе с В.А. Жуковским, А.Ф. Воейковым, сыновьями ректора университета И.П. Тургенева Андреем и Александром организовали при Московском университетском (Благородном) пансионе «Дружеское литературное общество», поставившее целью «вникать в характер русского народа». В 1804 получил степень магистра и кафедру российского красноречия и поэзии, которую возглавлял до своей кончины. Посещал литературные салоны Е.Ф. Муравьёвой (Большая Никитская улица, 56), Н.М. Карамзина (Малая Дмитровка, 17), В.А. Жуковского (Пречистенка, 24). С 1812 вёл пользовавшийся исключительным успехом цикл публичных лекций, посвящённых современной отечественной словесности. Автор гражданственных стихов и цикла «народных песен» («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый, молодец удалый», «Тошно девице ждать мила друга» и др.). Увлекался тираноборческими произведениями Ф. Шиллера; пришёл к отрицанию «дворянского» искусства (в том числе русского классицизма XVIII в. и романтизма — из-за чего разошёлся с Жуковским) и к стремлению создать демократическую поэзию в формах античного стиха. Среди его слушателей и учеников были П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.И. Полежаев, М.Ю. Лермонтов.

Н.М. Молева.

Мерзляковский переулок

Мерзляко́вский переу́лок между Большой Никитской улицей и площадью Арбатские ворота. Первоначальное название Мастрюкиной улицы (названной по отчеству князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, владевшего здесь усадьбой; Мерзляковский, вероятно, искажённое Мамстрюковский). Строения по его чётной стороне в основном выходят на Никитский бульвар. В д. 1 (XVIII—XIX вв., часть здания снесена при прокладке Нового Арбата) находился театр М.А. Немчинова (Немчиновский), затем братьев Гирш. Большинство домов (особняки и доходные дома) возведены на рубеже XIX—XX вв. В д. 9 размещалось музыкальное училище В.Ю. Зограф-Плаксиной, затем музыкальный техникум, где преподавал Д.Б. Кабалевский; в д. 11 — мужская гимназия А.Е. Флёрова (оба здания — 1910, архитектор Н.И. Жерихов), ныне музыкальное училище и детская музыкальная школа при Московской консерватории.

И.Л. Давыдова.

Меркуров Сергей Дмитриевич

Мерку́ров Сергей Дмитриевич (1881, Александрополь, Армения, — 1952, Москва), скульптор-монументалист, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1943). Член АХРР (с 1925). Учился в Академии художеств в Мюнхене (1902—05). В Москве с 1910. Снял посмертную маску Л.Н. Толстого. В 1911—12 начал работать над монументальными скульптурами из гранита, с крайне лаконичными, обобщёнными формами, что не мешало достоверности портретного изображения и придавало произведениям специфическую образность. Статуи «Мысль», «Достоевский» (обе — 1911 — 1913) в связи с реализацией плана монументальной пропаганды в 1918 были установлены на Цветном бульваре, у Трубной площади (памятник Ф.М. Достоевскому ныне у здания бывшей Мариинской больницы), как и памятники К.А. Тимирязеву у Никитских ворот (1922—23), Л.Н. Толстому на Девичьем поле (1911—28; ныне перед зданием Музея Толстого на Пречистенке). Снимал посмертные маски В.И. Ленина и др., что использовалось впоследствии при создании надгробий у Кремлёвской стены (Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе). Меркуров — автор нескольких монументов И.В. Сталину в Москве, подавлявших своим масштабом и отличавшихся крайним схематизмом (на ВСХВ, перед зданием Третьяковской галереи, оба — 1939; в настоящее время демонтированы), а также статуи Ленина, многие годы находившейся в центральной нише Зала заседаний Большого Кремлёвского дворца (мрамор, 1939). Среди других работ Меркурова: посмертные маски В.В. Маяковского (1930, гипс), И.А. Ильфа (1937, гипс), полная экспрессивной динамики композиция «Икар» (надгробный памятник авиаконструктору Н.Н. Поликарпову на Новодевичьем кладбище, чеканная медь, 1946), памятник Н.Н. Бурденко (улица Фадеева, 5). В 1945—50 директор ГМИИ имени А.С. Пушкина. Государственная премия СССР (1941, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1920—52 жил и работал Меркуров (улица Главная аллея, 27), — мемориальная доска.

Сочинения: Записки скульптора, М., 1953.

Мессерер Асаф Михайлович

Мессере́р Асаф Михайлович (1903, Вильнюс — 1992, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Мессерер принадлежал к большой артистической семье: старший брат Азарий был актёром МХАТа; сестра Рахиль — киноактриса, мать балерины М.М. Плисецкой; другая сестра Суламифь — балерина и педагог; сын Борис — один из известнейших театральных художников России. В 1919—21 Мессерер учился в Московском хореографическом училище, по окончании которого до 1954 был ведущим солистом Большого театра. Среди партий: Зигфрид и Принц («Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского), Бернар («Раймонда» А.К. Глазунова), Раб, Пират («Корсар» А. Адана), Франц («Коппелия» Л. Делиба), Божок, Китайский фокусник, Японский матрос («Красный мак» Р.М. Глиэра), Базиль («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Б.В. Асафьева; Государственная премия СССР, 1947). Мессерер был классическим танцовщиком-виртуозом необычного стиля. Постоянно увеличивая сложность движений и па, он заострял их внешний рисунок и вносил в них энергию, спортивную силу и азарт. При этом многие партии старых балетов Мессерер трактовал иронически; эту окраску он привнёс и в одну из своих последних ролей — Принца в балете С.С. Прокофьева «Золушка» (1945). В качестве балетмейстера выступал с середины 20-х гг.: «Фея кукол» (1925, с Е.И. Долинской), «Тщетная предосторожность» (1930, с И.А. Моисеевым), «Спящая красавица» (1936, с А.И. Чекрыгиным; 1952, с М.М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937) и др.; ставил танцы в оперных спектаклях Большого театра, создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял («Футболист», на музыку А.Н. Цфасмана, и др.). С 1946 Мессерер вёл класс для ведущих танцовщиков и балерин Большого театра, получив международную известность; создал свои лучшие балеты: «Урок танца» (1960, на музыку А.К. Лядова, Глазунова, Д.Д. Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова). Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В.М. Гаевский.

Местная противовоздушная оборона

МПВО

В Москве создана в 1932, входила в общую систему ПВО страны. С 1937 ответственность за состояние и боеготовность МПВО возлагалась на Моссовет, в котором был образован штаб МПВО, а при управлениях и отделах созданы службы: оповещения, связи, светомаскировки, противопожарная, дегазации, медико-санитарная, ремонта дорог и мостов, охраны общественного порядка и др. В каждом районе образованы службы: противопожарная, медицинская, убежищ, охраны порядка и безопасности. Формирования МПВО имелись на всех промышленных предприятиях, в учебных заведениях и при домоуправлениях.

Во время Великой Отечественной войны силами МПВО в июне - июле 1941 в Москве было оборудовано свыше 3,3 тыс. коллективных убежищ, сформировано 25 батальонов МПВО, 3,6 тыс. групп самозащиты при домоуправлениях, свыше 12,7 тыс. пожарных команд (свыше 200 тыс. человек). Из рабочих строительных и коммунальных управлений Моссовета созданы формирования МПВО для выполнения сложных аварийно-восстановительных работ, сформирован автотранспортный полк МПВО. В июле 1941 в формированиях МПВО насчитывалось около 108 тыс. человек, в середине 1944 - свыше 670 тыс. Из общего числа бойцов МПВО 63% составляли женщины. В распоряжении МПВО имелось свыше 3 тыс. автомашин и спецмашин, экскаваторов и автокранов, свыше 100 насосных станций и другая техника. Формирования МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, ликвидировали около 44 тыс. загораний и 2 тыс. пожаров, расчистили свыше 1 тыс. завалов, спасли жизнь многим москвичам. см. также противовоздушная оборона Москвы в Великую Отечественную войну

Литература: Беспримерный подвиг, М., 1968; Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы, М., 1995.

Предыдущая страница Следующая страница