Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 7, "МОН"-"МОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МОН"-"МОС")

Монетные дворы

Новый Красный китайский Монетный двор.

Новый Красный китайский Монетный двор.

Москва.

моне́тные дворы́ (до XVIII в. денежные дворы), предприятия по изготовлению монет. В Москве существовали со второй половины XIV в. до 30-х гг. XV в. мастерские ремесленников-откупщиков, затем государственные монетные дворы. В XVI в. московскую монету чеканили монетные дворы: Старый, основанный в XVI в. в Китай-городе на Варварке, и Дворцовый (старый) в Кремле. В 1654—63 в бывшем Английском подворье (в начале современной Мясницкой улицы, от Лубянского проезда до Большого Златоустинского переулка) был расположен Новый Английский монетный двор. После восстания 1662 («Медного бунта») Старый монетный двор с 1663 был единственным в Российском государстве. В конце XVII в. основан Новый Красный китайский монетный двор у Воскресенских ворот Китай-города. Палаты, построенные в 1697, представляли собой протяжённое двухэтажное здание с проездной аркой, первоначально стоявшее в глубине Монетного двора и делившее его территорию на внешний и внутренний дворы. В нижнем этаже находились производственные помещения — Плавильная, Кузнечная, Плащильная и Пожигальная палаты, каждая из которых имела отдельный вход с улицы; часть помещений двухъярусная и двухсветная, с восьмигранными окнами второго света, оформленными белокаменными наличниками. В нижних помещениях хранили серебро, поэтому окна нижнего этажа выходили только во внутренний двор, с наружной стороны первый ярус постройки выглядел как монолитный цоколь. В верхнем этаже располагались высокие и просторные Казначейная, Кладовая, Работная и Пробирные палаты; снаружи этаж богато декорирован в стиле московского барокко резными белокаменными наличниками и пластичными приставными колонками в простенках, фризом из полихромных изразцов, орнаментальными рельефами с растительными мотивами, раковинами, волютами, пальметтами. В 1732—40 здание реконструировалось под руководством архитектора П.И. Гейдена; новые корпуса образовали два замкнутых двора по обе стороны палат и третий двор, выходящий к р. Неглинной. Главный фасад корпуса по линии проезда Воскресенских ворот сохранил характерное для барокко первой половины XVIII в. членение стен плоскими ризалитами, пилястрами малого ордера, с выделением центра слабо раскрепованным карнизом. В подвальных помещениях Монетного двора размещалась долговая тюрьма. Для размещённых позже в Монетном дворе Присутственных мест здания реконструировались под руководством М.Ф. Казакова, в корпусе по проезду Воскресенских ворот был устроен парадный зал, украшенный лепниной и плафонной живописью. Реставрирован в 1950 — 1960-х гг. В конце XVII — начале XVIII вв. сооружены монетные дворы: Новый Красный земский (1697—1700, в бывшем здании Земского приказа), Новый медный Набережный (1699—1727, в Кремле, у Боровицких ворот), Новый монетный Кадашевский (Замоскворецкий, Хамовный, Адмиралтейский; 1701—36, в помещении Кадашевского хамовного двора) и его отделение — «Яузский» (1727—35).

В 1942 в Москве организован Монетный двор, изготовляющий ордена и медали, знаки отличия и другие изделия из драгоценных металлов.

Моники

МОНИКИ см. Московский областной научно-исследовательский клинический институт

Моравский Сергей Павлович

Мора́вский Сергей Павлович (1866, Киев — 1942, Ярославская область), историк, педагог. С 1885 жил в Москве. После окончания историко-филологического факультета Московского университета (1890) преподавал историю в Медведниковской, Алфёровской и других гимназиях Москвы. В 1900—04 Моравский — председатель исторического отделения Педагогического общества при Московском университете. В 1900—07 председатель учебного отдела Общества распространения технических знаний, внёс большой вклад в создание системы внешкольного образования в Москве. Моравский — один из зачинателей системы заочного образования, а также вечерних курсов для рабочих; по его инициативе создана Комиссия по организации домашнего чтения, ставшая первым заочным университетом, организатор (1907) и бессменный руководитель (до 1923) гимназии (с 1917 школы) в Ростове Великом. С 1923 работал в различных московских журналах, Госплане, Институте истории РАНИОН, Международном аграрном институте, Библиотеке имени В.И. Ленина, Фундаментальной библиотеке общественных наук, Соцэгизе. Перевёл ряд научных трудов и участвовал в подготовке учебных пособий по всеобщей истории и первых томов «Всемирной истории». В 1924—41 жил в Трубниковском переулке (д. 26).

Литература: Егорова Е.Н., Личный фонд историка и педагога С.П. Моравского, в книге: Археографический ежегодник за 1986 год, М., 1987.

А.С. Моравская.

Мордвинов Иван Александрович

Мордви́нов Иван Александрович (до 1700—1734, Москва), архитектор. С 1714 учился в Морской академии в Петербурге, в 1718—27 пенсионер Петра I в Голландии. С 1731 в Москве руководил составлением первого геодезически точного генерального плана города, законченного И.Ф. Мичуриным и получившего впоследствии название «Мичуринский план».

Мордвинов (Мордвишев) Аркадий Григорьевич

Мордви́нов (Мордви́шев) Аркадий Григорьевич (1896, село Журавлиха Нижегородской губернии — 1964, Москва), архитектор. В 1930 окончил инженерно-строительный факультет МВТУ и аспирантуру Московского архитектурного института. Один из основателей ВОПРА (1929—32). В 1943—47 председатель Комитета по делам строительства и архитектуры при СМ СССР, президент Академии архитектуры СССР (1950—55), вице-президент Международного союза архитекторов (1953—57). В 1930-х гг. один из разработчиков концепции «социалистического реализма» в архитектуре, связывающей рационализм с ориентацией на историческое архитектурное наследие. Автор масштабной застройки улицы Горького (Тверской) крупными блоками жилых домов с протяжёнными парадно-торжественными фасадами-декорациями, скрывающими подлинную функциональную структуру зданий (дома 4—6, 1937—39; дома 8, 15, 17, 1939—40). Инициатор поточно-скоростного строительства жилых домов в Москве: на Большой Калужской улице (1939—40), улице Большая Полянка (1940), Краснохолмской и Фрунзенской набережных (1940—41, 1956—57), Новинском бульваре (1939—41). Участвовал в создании системы высотных зданий в Москве (один из авторов проекта гостиницы «Украина»). Руководил планировкой и застройкой центральной части Новых Черёмушек (1956—64), Комсомольского проспекта (1958—64). Государственная премия СССР (1941, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Журавлёв А.М., А. Мордвинов, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Мордвинов Николай Дмитриевич

Мордви́нов Николай Дмитриевич (1901, г. Ядрин, Чувашия, — 1966, Москва), актёр, народный артист СССР (1949). В 1925 в Москве поступил в Студию под руководством Ю.А. Завадского (с 1927 Театр-студия). С 1940 актёр Театра имени Моссовета. Могучий темперамент, пламенная эмоциональность определили острый драматизм его ролей: Петруччио («Укрощение строптивой», 1938), Отелло («Отелло», 1939 и 1944), Лир («Король Лир», 1958, все — У. Шекспира), Кавалер ди Рипафратта («Трактирщица» К. Гольдони, 1940), Огнев («Фронт» А.Е. Корнейчука, 1942), Забродин («Ленинградский проспект» И.В. Штока, 1962). Открытием Мордвинова, его высшим художественным взлётом была роль Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова) — вначале он сыграл его на экране (1941), а затем в 2 редакциях в театре (1951 и 1963; Ленинская премия, 1965). Роли в кино: Хмельницкий («Богдан Хмельницкий», 1941), Котовский («Котовский», 1943) и др. Государственная премия СССР (1942, 1949, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1951—66 жил Мордвинов (Новослободская улица, 54—56), — мемориальная доска.

Сочинения: Дневники, 1938—1966, М., 1976.

Литература: Парфенов Л., Н. Мордвинов, М., 1981.

Морозов Алексей Викулович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морозов Иван Абрамович

Моро́зов Иван Абрамович (1871, Москва — 1921, на пути в Карлсбад), предприниматель, коллекционер, меценат. Брат М.А. Морозова. Принадлежал к «тверской» ветви купеческой семьи Морозовых. Потомственный почётный гражданин. Брал уроки живописи у К.А. Коровина и Е.М. Хруслова. Окончил Цюрихский политехникум (1892). Вступил в управление (наряду с матерью В.А. Морозовой) семейной фирмой — Товариществом Тверской мануфактуры бумажных изделий, был одним из его главных акционеров. Председатель Московского купеческого собрания (1898). Инициатор строительства театра и чайной для рабочих (открыты в 1900, закрыты Морозовым в 1905, поскольку превратились в место революционных собраний). Был также председателем правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (учреждено в 1908; лесопильный завод в Вязниковском уезде, торговля лесными материалами в г. Коврове Владимирской губернии). Правления Тверской мануфактуры и лесопромышленного товарищества находились в Москве, на Варварке, в доме братьев Морозовых. Вместе с братом М.А. Морозовым в 1903 пожертвовал средства (по 30 тыс. рублей) на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете. В 1905 член Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете, которая вырабатывала план согласованных действий фабрикантов в ответ на требования рабочих. Входил в попечительский совет Московского коммерческого института.

С 1900 под влиянием брата занялся коллекционированием, приобрёл одну из картин И.И. Левитана. Под впечатлением от коллекции С.И. Щукина начал собирать западноевропейскую живопись, в 1903 купил первую картину — пейзаж А. Сислея «Мороз в Лувесьенне». Покупал картины у художников, но главным образом у парижских торговцев художественными ценностями, на выставках «Независимых» и «Осеннего салона». В 1906 оказал С.П. Дягилеву финансовую помощь в устройстве в Париже выставки «Два века русского искусства», избран почётным членом «Осеннего салона» (наряду с С.С. Боткиным и В.О. Гиршманом). К 1917 его собрание включало свыше 250 картин современных ему французских художников: П. Гогена, В. ван Гога, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо и др. Морозов уделял значительное внимание и русской художественной школе (к 1917 — 303 картины и 7 скульптур), которая была представлена в собрании работами его любимых художников — А.Я. Головина и К.А. Коровина; кроме того, в свою коллекцию Морозов включил картины М.А. Врубеля, Н.С. Гончаровой, Б.М. Кустодиева, В.А. Серова, К.А. Сомова и др.

В 1899 Морозов приобрёл особняк на Пречистенке (ныне д. 21, здание Российской Академии художеств), построенный в 1840-х гг. В 1905 здание реконструировано (архитектор Л.Н. Кекушев) с учётом размещения коллекции. Во внутренней отделке участвовали М. Дени (панно на тему мифа о Психее), А. Майоль (бронзовые скульптуры «Помона» и «Флора»), П. Боннар (триптих «Средиземное море»). Морозов намеревался подарить свою коллекцию городу.

В 1918 коллекция Морозова была национализирована. На её основе создан Второй музей новой западной живописи, Морозов назначен заместителем директора (вскоре эмигрировал). В 1929 музей слит с Первым музеем новой западной живописи. В 1948 расформирован: картины французских художников переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж, русских художников — главным образом в Третьяковскую галерею.

Литература: Иллюстрированный каталог Государственного музея нового западного искусства, М., 1928; Терновец Б., Письма. Дневники. Статьи, М., 1977; Аксененко М.Б., История Государственного музея нового западного искусства, в книге: Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 3, М., 1982; Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992; Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Пикассо, М.-Кельн, 1993.

Н.М. Полунина.

Морозов Михаил Абрамович

Моро́зов Михаил Абрамович (1870, Москва — 1903, там же), предприниматель, коллекционер, меценат. Брат И.А. Морозова. Из купеческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Брал уроки живописи у К.А. Коровина и Е.М. Хруслова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1893), недолго преподавал в университете. С 1895 директор правления Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, однако коммерческими делами занимался мало, передоверив их брату и матери — В.А. Морозовой. Избирался гласным Московской городской думы, почётным мировым судьёй, председателем Московского купеческого собрания (1897). Числился на службе в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Принимал участие в деятельности и финансировании Московского общества любителей художеств, Общества литераторов и учёных, Общества ревнителей просвещения, Русского музыкального общества, Филармонического общества. Был старостой Успенского собора Московского Кремля, собирал материалы по его истории, частично финансировал реставрационные работы. Жертвовал средства на поддержку Московской консерватории (был её казначеем), Строгановского художественно-промышленного училища, на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете, на содержание приютов и больниц Ведомства учреждений императрицы Марии. Взял на себя расходы по созданию зала, посвящённого искусству Греции, в строившемся здании Музея изящных искусств императора Александра III. Страстный любитель драматического театра и балета, Морозов писал отзывы на театральные постановки и публиковал их в газетах.

В 1890-х гг. увлёкся коллекционированием. Первоначально приобретал полотна русских художников А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, С.А. Виноградова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Г. Перова, В.А. Серова (портреты самого Морозова и его сына М.М. Морозова), К.А. Сомова. В его коллекции имелось также значительное собрание икон.

Наиболее яркая часть коллекции — французская живопись, представленная работами Э. Дега, М. Дени, К. Коро, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Тулуз-Лотрека и др. Первым из российских коллекционеров Морозов оценил творчество П. Гогена, В. ван Гога, П. Боннара, познакомил с их работами московских любителей живописи, привлёк к ним внимание других коллекционеров — своего брата И.А. Морозова и С.И. Щукина. В начале 1900-х гг. его коллекция включала 83 произведения русской и западноевропейской живописи, 10 скульптур, свыше 60 икон. В собрании Морозова была египетская мумия в деревянном, раскрашенном саркофаге (приобретена в Каире в 1894), в 1896 Морозов передал её в дар Румянцевскому музею.

В 1891 Морозов приобрёл особняк (построен в 1877 для чаеторговца К.С. Попова) на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка (ныне Смоленский бульвар, 26/9). В нём были устроены египетская, помпейская, мавританская, ампирная, русская комнаты. Для картинной галереи Морозов приспособил помещение бывшего зимнего сада. У Морозова и его жены М.К. Морозовой собирались многие представители творческой интеллигенции Москвы. Кроме художников бывали артист М.П. Садовский, театральные критики Н.Е. Эфрос, А.К. Соболев, коллекционер А.В. Морозов, граф Л.Н. Игнатьев, князь В.М. Урусов и др.

Похоронен на кладбище Покровского монастыря в склепе, сооружённом по проекту В.М. Васнецова.

В 1910 М.К. Морозова передала 60 картин в Третьяковскую галерею. Эти картины вместе с уже выставленным для общественного осмотра собранием С.М. Третьякова представили основные течения западноевропейской живописи XIX в. После 1917 картины западноевропейских художников из собрания Морозова переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж.

Литература: Морозова М.К., Мои воспоминания, «Наше наследие», 1991, № 6; Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Пикассо, М.-Кельн, 1993.

Н.М. Полунина.

Морозов Савва Тимофеевич

Моро́зов Савва Тимофеевич (1862 — 1905, Канн, Франция), предприниматель, общественный деятель, меценат. Из купеческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Окончил 4-ю московскую гимназию (1881), естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1885), в 1885—87 изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. С 1886 директор Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», с 1887 один из пайщиков товарищества, владелец-управляющий. Был также директором Трёхгорного пивоваренного товарищества в Москве. В 1905 учредил Анонимное общество соединённых химических заводов «С.Т. Морозов, Крель и Оттман». Пользовался влиянием в предпринимательских кругах: возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. Оказал большую помощь МХТ: в 1898 вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—04), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

В начале XX в. поддерживал отношения с лидерами либерального движения (Д.И. Шаховским, П.И. Новгородцевым, С.А. Котляревским и др.), в его особняке на Спиридоновке (д. 17; построен в 1893—98 для его жены З.Г. Морозовой; архитектор Ф.О. Шехтель) происходили полулегальные заседания земцев-конституционалистов. Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба». Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н.Э. Баумана. Дружил с М. Горьким, был близко знаком с Л.Б. Красиным. Заботился об улучшении условий труда и быта рабочих Никольской мануфактуры (к концу XIX в. при ней действовали три больницы, три училища, роддом, богадельня, библиотека). Финансировал строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице (ныне МОНИКИ), жертвовал деньги на лечение душевнобольных. Почётный член Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.

После 9 января 1905 заявил председателю Комитета министров С.Ю. Витте о необходимости покончить с самодержавием; составил записку с требованиями свободы слова, печати и союзов, всеобщего равноправия, неприкосновенности личности и жилища, обязательного школьного образования, общественного контроля за государственным бюджетом и др. После забастовки рабочих Никольской мануфактуры в феврале 1905 потребовал у правления Товарищества принять их условия и передать в его руки полное распоряжение делами на фабрике, но получил отказ матери и в начале марта был отстранён от управления фабрикой. По рекомендации врачей в апреле 1905 выехал сначала в Берлин, а затем в Канн, где покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Рогожском кладбище (автор надгробия — Н.А. Андреев).

Литература: Горький М., С. Морозов, Полн. собр. соч., т. 16, М., 1973; Морозов С.Т., Дед умер молодым, 2 изд., М., 1988; Боханов А.Н., С. Морозов, «Вопросы истории», 1989, № 4.

А.Н. Боханов.

Морозова Варвара Алексеевна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морозовская детская клиническая больница

Один из корпусов Морозовской детской больницы.

Один из корпусов Морозовской детской больницы.

Москва.

Моро́зовская де́тская клини́ческая больни́ца (4-й Добрынинский переулок, 1). Построена в 1901—05 на средства купца А.В. Морозова по завещанию его отца, В.Е. Морозова (архитектор И.А. Иванов-Шиц). Открыта в 1903 (в 1902 построены «скарлатинное», «дифтеритное», «сомнительное» отделения и амбулатория); имела 300 коек. В 1995 было 25 основных и 17 вспомогательных отделений (всего свыше 1000 коек). При больнице функционируют консультативно-диагностический центр, кардиоревматологический диспансер, неврологическая и глазная поликлиники, городские центры по детской эндокринологии, иммунологии, гематологии, аллергологии, оториноларингологии. Клиническая база Медицинского университета, Университета дружбы народов, Медицинской академии постдипломного образования.

Литература: [Алексеев Н.И., Иванов-Шиц И.А.], Городская детская больница имени В.Е. Морозова в Москве, М., 1911.

М.Я.

Морозовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Москва

Москва́ см. Москва-река

«Москва - город-герой»

Обелиск, установленный на небольшом насыпном холме на развилке Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта; открыт 9 мая 1977. Скульптор А.Д. Щербаков, архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва. Сорокаметровый трёхгранный монумент облицован светло-серым гранитом, увенчан позолоченной звездой (повторяет форму звезды Героя Советского Союза). На одной из граней - бронзовый рельеф ордена Ленина и текст Указа Президиума ВС СССР от 8 мая 1966 о присвоении Москве звания города-героя. У основания обелиска - гранитные пятиметровые фигуры солдата, рабочего и работницы.

«Москва в её прошлом и настоящем»

Иллюстрированное издание памяти И.Е. Забелина, выпущенное московским издательством «Образование». В 1909-12 вышло 12 выпусков. Содержит отдельные очерки по истории, культуре, искусству и архитектуре Москвы, о быте и нравах москвичей. Первые 6 выпусков посвящены истории допетровской Москвы, выпуски 7-9 - периоду XVIII - начала XIX вв., выпуски 10-12 - периоду XIX - начала XX вв. В издании помещено около 270 иллюстраций на отдельных листах и около 600 - в тексте.

Москва. Схематический план

Москва. Схематический план.

Москва. Схематический план.

Цифрами на карте обозначены:

1. Северный речной порт

2. Западный речной порт

3. Южный речной порт

4. Савёловский вокзал

5. Белорусский вокзал

6. Киевский вокзал

7. Рижский вокзал

8. Ленинградский вокзал

9. Ярославский вокзал

10. Казанский вокзал

11. Курский вокзал

12. Павелецкий вокзал

«Москва» (гостиница)

«Москва́» (площадь Революции, 1), гостиница, памятник советской архитектуры. Первая очередь построена в 1930—35 (архитекторы А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран), вторая — в 1968—77 (архитекторы А.Б. Борецкий, Д.С. Солопов, И.Е. Рожин). В основном — десятиэтажная; часть здания, выходящая на Манежную площадь, — пятнадцатиэтажная, на Театральную площадь — шестиэтажная. Здание было спроектировано Савельевым и Стапраном в духе конструктивизма; Щусев наложил на уже готовый каркас архитектурный декор в формах неоклассики. В здании гостиницы — вестибюль станции метро «Охотный ряд».

«Москва» (журнал)

«Москва́»

1) еженедельный литературно-художественный журнал, издававшийся в 1882-83 в Москве (издатель-редактор Е.С. Сталинский). Рассчитанный на массового читателя, журнал комментировал в очерках и стихах картины русских художников, печатал повести и рассказы (в том числе А.П. Чехова, под псевдонимом Антоша Чехонте).

2) Литературно-художественный журнал, выходивший нерегулярно в 1918-22 (№ 1-7) в Москве в издательстве «Творчество» (редактор С. Абрамов). Публиковались стихотворения А.А. Блока, В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, Р. Ивнева, К.Д. Бальмонта, В.Ф. Ходасевича, Вяч.И. Иванова, Н.С. Гумилёва, Н.С. Тихонова, рассказы М.А. Кузмина, Б.К. Зайцева, А.М. Ремизова, статьи о литературе, живописи и графике А.М. Эфроса, П.П. Муратова и др.

3) Ежемесячный литературно-художественный журнал (улица Арбат, 20). Учредители - Союз писателей России и трудовой коллектив журнала. Основан как литературно-художественный и общественно-политический журнал Союза писателей РСФСР и Московской писательской организации в 1957. Первый редактор Н.С. Атаров, затем Е.Е. Поповкин, М.Н. Алексеев, В.Н. Крупин; с 1992 Л.И. Бородин. Особое внимание уделял освещению жизни столицы, труду и быту москвичей (традиционные разделы Наша родная Москва, Из истории Москвы, Московский калейдоскоп и др.); публиковал произведения Ю.Н. Либединского, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.И. Чуковского, В.Ф. Тендрякова, В.С. Маканина, К.М. Симонова, В.П. Некрасова, В.М. Шукшина, Н.Н. Асеева, Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, В.А. Луговского, Д.С. Самойлова, Б.А. Слуцкого, Е.А. Евтушенко и др. В 1966-67 в «Москве» опубликован роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». С начала 1990-х гг. декларирует православно-государственную позицию, освещает проблемы русской культуры, нравственного и духовного возрождения России (раздел Домашняя церковь). Журнал пропагандирует русскую философскую мысль, возвращает читателю забытые имена.

Э.А. Шугаева, Н.Д. Александров.

Москва-река

Статья большая, находится на отдельной странице.

Москвин Иван Михайлович

Москви́н Иван Михайлович (1874, Москва — 1946, там же), актёр, народный артист СССР (1936). Окончил Музыкально-драматическое училище московского Филармонического общества (класс Вл.И. Немировича-Данченко). Работал в провинциальных антрепризах, служил в театре Корша. В МХТ — с его основания; исполнил роль царя Фёдора в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, которым в 1898 открылся МХТ. Наиболее полно талант Москвина раскрылся в ролях Луки («На дне» М. Горького, 1902), Епиходова («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1904), Загорецкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1906), Голутвина («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1910), штабс-капитана Снегирёва («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1910), Феди Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1911), Прокофия Пазухина («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1914), Фомы Опискина («Село Степанчиково» по Достоевскому, 1917). Артист великолепно знал быт, нравы старой Москвы, её сочный говор, типы. Сохранив в послеоктябрьские годы свои лучшие роли, сыграл Хлынова в «Горячем сердце» Островского (1926), Червякова в «Унтиловске» Л.М. Леонова (1928), Ноздрёва в «Мёртвых душах» по Н.В. Гоголю (1932) и др. Совершенным мастерством, своеобразным скрытым лиризмом отмечена одна из поздних работ Москвина — роль Флора Федулыча Прибыткова («Последняя жертва» Островского, 1944). Москвин пользовался известностью как чтец, прежде всего как исполнитель Чехова. Снимался в кино («Поликушка», 1919; «Коллежский регистратор», 1925). Участвовал как режиссёр в постановках «Синей птицы» М. Метерлинка (1908), «Ревизора» Н.В. Гоголя (1908), «Месяца в деревне» И.С. Тургенева (1909), «Смерти Пазухина» Салтыкова-Щедрина (1914), «Трёх толстяков» Ю.К. Олеши (1930). С 1943 директор МХАТа. Государственная премия СССР (1943, 1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Москвина в 1946—93 называлась улица (Петровский переулок, до 1922 Богословский переулок). На д. 5—7 по улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок), где в 1938—46 жил Москвин, — мемориальная доска.

«Москвитянин»

Научно-литературный журнал (1841-56). Издатель и редактор М.П. Погодин. Редакция находилась на Страстном бульваре. Выходил ежемесячно, с 1849 2 раза в месяц (нерегулярно). В «Москвитянине» сотрудничали К.С. Аксаков, П.А. Вяземский, Ф.Н. Глинка, И.И. Давыдов, В.И. Даль, М.А. Дмитриев, А.А. Фет, Н.М. Языков и др. С 1850 при так называемой молодой редакции (А.А. Григорьев, А.Н. Островский и др.) направление «Москвитянина» представляло собой разновидность славянофильства.

Москворецкая башня

Юго-восточная угловая башня Кремля, на берегу Москвы-реки. Построена в 1487-88 итальянским архитектором Марко Руффо (Марк Фрязин). Название - от примыкавшего со стороны Кремля двора боярина И.Н. Берсеня-Беклемишева. Защищала брод и переправу через Москву-реку. Круглая в плане, имела 4 боевых яруса с круговым обстрелом. На верхней площадке - бойницы навесного боя (машикули). В подвале - тайник-слух для предупреждения подкопа. В конце XVII в. увенчана шатром; общая высота 46,2 м. В 1707 в связи с угрозой нападения шведов бойницы растёсаны для установки тяжёлых пушек (восстановлены в 1949). В дни октябрьских боёв 1917 верх шатра повреждён снарядом, в 1918 восстановлен архитектором И.В. Рыльским.

Москворецкая набережная

Москворецкая набережная.

Москворецкая набережная.

Москва.

Москворе́цкая на́бережная на левом берегу Москвы-реки, между Кремлёвской и Котельнической набережными. К Москворецкой набережной ведут Москворецкая улица и Китайгородский проезд. С противоположным берегом Москвы-реки связана Большим Москворецким и Большим Устьинским мостами. Вдоль Москворецкой набережной шла стена Китай-города (за ней параллельно набережной находился Мокринский переулок — бывшая Великая улица московского посада с церковью Николая Мокрого; известна с 1468) и далее на восток — стены Белого города. В 60-х гг. XVIII в. стена Белого города разобрана, и на Васильевском лугу, находившемся позади неё, был построен Воспитательный дом, который огородили забором, продолжавшим восточную стену Китай-города до Москвы-реки. Воспитательный дом владел Васильевскими банями (находились возле стен Китай-города). Проект благоустройства берега Москвы-реки и облицовки его «диким камнем» возник после наводнения 1786; в 1791 берег был расчищен, выровнен, посажены деревья. В 1795—97 берег укрепили деревянными обрубами, в 1802—06 облицевали камнем по образцу Кремлёвской набережной (инженер А.И. Герард). До 1914 на Москворецкой набережной от Москворецкого до Устьинского моста в Великий пост располагался грибной рынок. В 1936—37 набережная реконструирована, облицована гранитом, установлены новые решётки. В 1964 уничтожены Китайгородская стена и вся мелкая застройка Зарядья; на их месте построено здание гостиницы «Россия» (1964—68, главный архитектор Д.Н. Чечулин). Рядом с гостиницей сохранилась церковь Зачатия Анны что в Углу (XVI—XVII вв.).

И.Л. Давыдова.

Москворецкая улица

Москворе́цкая у́лица между улицей Варваркой и Москворецкой набережной, параллельно Васильевскому спуску. В XIV в. соединяла посад с пристанями на Москве-реке. В 1634—38 её перерезала стена Китай-города с Москворецкими воротами для выхода к реке. В XVII в. улица начиналась у Спасских ворот Кремля, проходила по Красной площади (между собором Василия Блаженного и Лобным местом) к Варварке, дальше меняла направление и выходила к реке. На Москворецкой улице со стороны Зарядья уже с конца XV в. находился Мытный двор, а при нём Животинная площадка, где собирали налоги со скота, птицы, саней, телег и пр. В лавках Мытного двора торговали мясом. В конце XVIII в. возник проект «урегулирования» Москворецкой улицы с уничтожением строений близ пересечения её с Варваркой. В результате улица стала более короткой и прямой. По обеим её сторонам стояли двухэтажные дома с лавками в первых этажах; со стороны Зарядья фронт застройки перебивался крупным фасадом Мытного двора (конец XVIII в., архитекторы С.А. Карин, И.А. Селехов), а со стороны Красной площади — церковь Николы Москворецкого (известна с XVI—XVII вв.; отстроена заново в 1829—32). В 1930-х гг. почти вся застройка улицы была уничтожена в связи со строительством нового Москворецкого моста; оставшиеся здания снесены в 1960-х гг. при строительстве гостиницы «Россия». Ныне на Москворецкой улице нет ни одного дома, она представляет собой проезд, ограниченный газоном перед гостиницей «Россия» и выездом на мост.

И.Л. Давыдова.

Москворецкий мост

Москворе́цкий мост статьи Большой Москворецкий мост, Малый Москворецкий мост.

Московская агломерация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская ассоциация пролетарских писателей

МАПП

литературная организация, оформившаяся на 1-й Московской конференции пролетарских писателей 15-16 марта 1923 на основе Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), созданной в 1920 и располагавшейся, как и МАПП, в доме Герцена (Тверской бульвар, 25). Объединила группы «Октябрь», «Молодая гвардия», «Рабочая весна», «Вагранка». В правление МАПП были избраны А.И. Безыменский, А.Я. Дорогойченко, Ю.Н. Либединский, В.Ф. Плетнёв (председатель ЦК Пролеткульта), С.А. Родов, Г. Лелевич и др. В качестве программы была принята платформа группы «Октябрь», печатным органом стал литературно-критический журнал «На посту», что и определило неофициальное название членов группировки - «напостовцы». И.В. Вардин, Лелевич, Родов и др. жёстко отстаивали принцип гегемонии пролетарской литературы, нигилистически оценивали классическое наследие, игнорировали специфику искусства, перенося в область художественной литературы методы политической борьбы и нетерпимо относясь к «попутчикам» (к которым причисляли М. Горького и В.В. Маяковского). С мая 1924 выходил литературно-художественный и общественно-политический журнал МАПП «Октябрь» (ответственный редактор Родов, в редколлегии Л.Л. Авербах, Безыменский, Лелевич, Либединский и др.; с 1925 орган ВАПП, в редколлегии Ф.В. Гладков; в 1926-29 главный редактор А.С. Серафимович, с 1931 Ф.И. Панфёров). В 1926 журнал «На посту» был объединён с журналом РАПП «На литературном посту» (1926-32), в редакцию которого входили Авербах, Либединский, А.А. Фадеев и др. Многочисленные дискуссии, связанные с деятельностью МАПП (и отчасти сатирически освещённые в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаковым), проходили также в Доме печати (Никитский бульвар, 8). 30 апреля - 8 мая 1928 на 1-м Всесоюзном съезде пролетарских писателей в Москве местные литературные организации, в том числе МАПП, объединились в ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) с головным отрядом РАПП (оба распущены в 1932).

Литература: Шешуков С., Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х гг., 2 изд., М., 1984.

К.В. Стародуб.

Московская битва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская городская клиническая психиатрическая больница имени П.Б. Ганнушкина

Московская городская клиническая психиатрическая больница имени П.Б. Ганнушкина

(Потешная улица, 3). Открыта в 1904 как Котовская часть Преображенской больницы (см. Психиатрическая больница № 3). В 1931 преобразована в Московский городской институт клинической и социальной психоневрологии (с 1936 имени П.Б. Ганнушкина); с 1938 городская психоневрологическая больница, с 1951 современное название. На месте больницы в 1684 для царя Петра I была построена «потешная крепость» (Прешбург). Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили здесь фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице. В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. Больница является клинической базой НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и Министерства просвещения РФ, Центрального НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и др. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.

А.Г. Гериш.

Московская городская станция переливания крови

Моско́вская городска́я ста́нция перелива́ния кро́ви (улица Поликарпова, 14). Осуществляет заготовку крови и обеспечение ею лечебных учреждений Москвы, а также организационно-методическое руководство по вопросам переливания крови. В 1936 при Боткинской больнице создано городское Отделение переливания крови, преобразованное в 1952 в самостоятельную городскую станцию переливания крови. С 1960 размещается в новом здании, построенном по специальному проекту. Совместно с организациями Общества Красного Креста проводит работу по привлечению населения к донорству. Отделения переливания крови функционируют также при ряде клиник московских медицинских научно-исследовательских институтов.

Московская государственная академия химического машиностроения

МГАХМ

(Старая Басманная улица, 21/4). Основан в 1931 как Институт инженеров химического машиностроения. В 1933-93 Институт химического машиностроения (МИХМ). В создании института участвовали академики И.И. Артоболевский, П.Л. Капица, Я.М. Колотыркин. За годы существования вуз подготовил свыше 35 тыс. инженеров - проектировщиков и эксплуатационников технических систем химической промышленности, криогенного и полимерного машиностроения и др. С начала 90-х гг. вуз готовит также инженеров муниципальных служб ресурсо- и энергосбережения, мониторинга окружающей среды, сертификации оборудования пищевых производств. В составе академии (1997): 7 факультетов дневного обучения (10 специальностей), вечерний факультет и факультет послевузовского образования; муниципальный учебный центр (в Домодедове); на базе академии действует учебный центр ЮНЕСКО по технике экологически чистых производств. В библиотеке МГАХМ свыше 100 тыс. единиц хранения. В 1997 обучалось свыше 3 тыс. студентов. Преподавательскую и научную работу ведут свыше 350 человек, в том числе академик РАН А.М. Кутепов и свыше 80 докторов наук.

Главное здание вуза построено в 1799-1803 Р.Р. Казаковым как усадебный дом князя А.Б. Куракина. В 1836-37 перестроено по проекту Е.Д. Тюрина для Межевого института. После реконструкции (1885- 1888) здесь размещалось Александровское коммерческое училище, в 1920-30 - политехникум. В 1929-32 двухэтажное здание надстроено ещё на два этажа; до трёх этажей достроено и бывшее ранее одноэтажным здание так называемого манежа (1934-38). В 1950-80 возведены новые учебный и вспомогательный корпуса. В 1991-96 главное здание реконструировано и достроено до пяти этажей (по проекту Ю.А. Дыховичного и др.).

В.А. Любартович.

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Московская государственная консервато́рия имени П.И. Чайковского высшее музыкальное учебное заведение. Основано в 1866 Н.Г. Рубинштейном на базе созданных им же в 1860 Музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). До 1881 Рубинштейн был директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. Большое значение в годы становления Консерватории имела деятельность на посту директора С.И. Танеева (1885-89) и В.И. Сафонова (1889-1905), позднее - М.М. Ипполитова-Иванова (1906-22). Финансирование Консерватории осуществлялось за счёт доходов ИРМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от неё освобождались). Курс обучения в Консерватории (до 1879 - 6-, затем 9-летний) включал не только музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), но и общеобразовательные, так называемые научные. В Консерватории получали образование учащиеся разных возрастов и степени подготовки. В 1920-30-х гг. в Консерватории произошли организационные изменения и в целом сложился её современный профиль как музыкального вуза. В 1997 в ней обучалось около 1120 студентов (в том числе около 200 зарубежных) под руководством 318 штатных (и 94 внештатных) преподавателей на факультетах: историко-теоретико-композиторском, фортепьянном, оркестровом, вокальном. В составе Консерватории также факультет повышения квалификации, военно-дирижёрский факультет, аспирантура и аспирантура-стажировка, проблемная научно-исследовательская лаборатория, Музей имени Н.Г. Рубинштейна (с 1995), оперная студия и сектор педагогической практики с вечерней музыкальной школой-десятилеткой (уроки в ней проводят студенты под руководством преподавателей). Консерватория обладает богатейшими и редчайшими нотными и книжными фондами. Её научная библиотека имени С.И. Танеева активно сотрудничает с международными библиотечными организациями. С 1994 в Консерватории функционирует Информационно-вычислительный центр. В Консерватории работает оборудованная на современном техническом уровне лаборатория звукозаписи, осуществляющая цифровую запись музыкальных программ непосредственно из концертных залов.

Консерватория является частью комплекса учебных заведений, в который помимо неё входят: Музыкальное училище при Московской консерватории, детская музыкальная школа-семилетка и Центральная средняя специальная музыкальная школа-десятилетка (основана в 1936). Московская Консерватория - одно из самых авторитетных музыкальных учебных заведений России и мира. В ней получили образование композиторы С.И. Танеев, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, А.И. Хачатурян, пианисты К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, С.Е. Фейнберг, Л.Н. Оборин, Э.Г. Гилельс, С.Т. Рихтер, скрипачи Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, виолончелисты А.А. Брандуков, Г.П. Пятигорский, М.Л. Ростропович, вокалисты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев. Многие из них сами преподавали впоследствии в Консерватории. Среди профессоров Консерватории - П.И. Чайковский, В.И. Сафонов, Ф.М. Блуменфельд, Н.Я. Мясковский, Г.Г. Нейгауз.

Консерватория проводит концерты учеников (в том числе оркестровые и хоровые), осуществлённые силами студентов оперные спектакли (первая постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин», 1879). Консерватории принадлежат лучшие в архитектурном и акустическом отношении московские филармонические залы - Большой, Малый и Рахманиновский. Консерватория - один из главных организаторов проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Первоначально Консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке (не сохранился), с 1871 - в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894 - 1901 на его месте по проекту В.П. Загорского были построены новое здание, существующее поныне, и концертный зал (д. 13). В 1983 к Консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения (дом Колычевых). Студенческое общежитие Консерватории с концертным и спортивным залами - в районе Красной Пресни.

Литература: Кашкин Н.Д., Первое 25-летие Московской консерватории, М., 1891; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Келдыш Ю.В., 100 лет Московской консерватории. Краткий исторический очерк, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Федосюк Ю.А., Улица Герцена, 13, М., 1988; Московская консерватория, 1866-1991. Альбом, М., 1991.

С.В. Грохотов, А.С. Соколов.

Предыдущая страница Следующая страница