Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МЕД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МЕД")

Мартынов Алексей Александрович

Марты́нов Алексей Александрович (1818, Москва — 1903, там же), историк, археолог, архитектор. Учился в архитектурной школе Московской дворцовой конторы. Служил архитектурным помощником в Москве по ведомству Министерства двора (1832—55), во 2-м кадетском корпусе (1855—61), в Архиве Министерства иностранных дел (1861—74), Московском городском управлении (с 1874). Участвовал в строительстве Большого Кремлёвского дворца, реставрации кремлёвских церквей и дворцов. Труды о Москве: «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» (2 изд., т. 1—2, 1873—75, совместно с И.М. Снегирёвым), «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями» (2 изд., 1881). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Мартынов Алексей Васильевич

Марты́нов Алексей Васильевич (1868, деревня Слободка Рязанской губернии — 1934, Москва), хирург, создатель клинической школы, заслуженный деятель науки РСФСР (1933). После окончания медицинского факультета Московского университета (1891) работал в Москве хирургом в Басманной и Новоекатерининской больницах. Профессор хирургии Харьковского университета (1904—05), Московского университета (1905—34), директор Госпитальной хирургической клиники, в 1919—22 декан медицинского факультета. Член-учредитель (с 1902 председатель) Русского хирургического общества. Научные труды Мартынова посвящены хирургии органов брюшной полости, эндокринологии, урологии, военно-полевой хирургии. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Мартынова носит Госпитальная хирургическая клиника 1-го Московского медицинского института имени И.М. Сеченова (с 1934).

М.Б. Мирский.

Марфино

Ма́рфино местность на северо-западе Москвы, между Главным ботаническим садом РАН на востоке и линией Октябрьской железной дороги на западе. На юго-востоке соседствует с Останкином. Название — от бывшего села, известного с XIV в. До XVI в. и в XVII—XVIII вв. владение Богоявленского монастыря. С начала XX в. в черте Москвы. Район массовой жилой застройки. Название сохранилось в наименовании Большой Марфинской улицы, Марфинского проезда.

Марфо-Мариинская обитель

Собор Покрова Марфо-Мариинской обители.

Собор Покрова Марфо-Мариинской обители.

Москва.

Ма́рфо-Марии́нская оби́тель (Большая Ордынка, 34а). Комплекс небольшого женского монастыря, созданного в 1908 для помощи больным, раненым и увечным воинам (полное название — Марфо-Мариинская обитель милосердия во владении великой княгини Елизаветы Фёдоровны), расположен в глубине участка и включает жилые постройки XIX в., купленные для общины. В ансамбле доминируют выстроенные А.В. Щусевым в неорусском стиле церковь Марфы и Марии в больничном корпусе (1909) и собор Покрова (1908—12), являющийся композиционным центром всего ансамбля: кубический, шестистолпный, с тяжёлой луковичной главой на массивном высоком барабане и энергично подчёркнутыми зубцами пощипцового покрытия. В его архитектуре использованы слитные, пластически выразительные формы древнего зодчества Новгорода и Пскова; в напряжённой, несколько преувеличенной концентрации масс, в энергичном абрисе ступенчатого силуэта и отдельных деталей просматривается свободное стилизаторское начало, присущее модерну. В интерьере монолитную гладь стен оттеняют резные кресты работы С.Т. Конёнкова (1910); над скульптурно проработанным белокаменным порталом его работы — мозаичное изображение Спаса Нерукотворного по эскизу М.В. Нестерова. Сохранились также росписи, выполненные Нестеровым совместно с П.Д. Кориным и А.Д. Кориным (1911). На территорию обители ведут приземистые асимметричные ворота с калиткой (по рисунку Щусева). Храмы были закрыты в 1926. Во дворе в 1990 открыт памятник основательнице обители великой княгине Елизавете Фёдоровне (скульптор В.В. Клыков). В 1992 возобновлены богослужения в церкви Марфы и Марии.

Литература: Максимова Л.Б., Ансамбль Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, «Строительство и архитектура Москвы», 1986, № 10.

М.В. Нащокина.

Марциновский Евгений Иванович

Марцино́вский Евгений Иванович (1874, г. Мстиславль Могилёвской губернии — 1934, Москва), инфекционист, паразитолог. Окончил Московский университет (1899). Председатель малярийной комиссии Пироговского общества (1911), участник и руководитель экспедиций в очаги малярии. В 1917—19 директор Центрального бактериологического института в Москве. В 1920 организовал и возглавил Тропический институт (с 1934 НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины его имени); одновременно (1924—30) заведующий кафедрой инфекционных болезней 2-го МГУ. Труды по вопросам эпидемиологии, организации здравоохранения, тропических болезней.

Маршак Самуил Яковлевич

Марша́к Самуил Яковлевич (1887, Воронеж — 1964, Москва), писатель, поэт, драматург, переводчик и теоретик литературы. В Москве, где Маршак жил с 1938, были написаны и опубликованы многие его произведения: «Рассказ о неизвестном герое» (1938), сборники «Почта военная» (1944), «Разноцветная книга» (1947), «Быль-небылица» (1947), «Круглый год» (1948), «Весёлое путешествие от А до Я» (1953). В московских театрах с огромным успехом шли пьесы-сказки Маршака: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи», «Кошкин дом». Один из лучших русских переводчиков Р. Бёрнса (в день похорон Маршака с родины шотландского поэта был прислан венок из вереска — национального цветка Шотландии), У. Шекспира, У. Блейка, Дж. Байрона, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Г. Гейне, Дж. Родари и др. Черты московской литературной жизни, в которой активно участвовал Маршак, отразились в его воспоминаниях («В начале жизни», 1961; «Воспитание словом», 1961). Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951). Жил на улице Чкалова (Земляной вал), 14—16 (мемориальная доска, скульптор Ю.Л. Чернов, архитектор Ю.Е. Гальперин, 1966). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Галанов Б., С.Я. Маршак, 4 изд., М., 1965; Я думал, чувствовал, я жил, М., 1988.

К.В. Стародуб.

Марьина роща

Ма́рьина ро́ща с середины XVIII в. территория на севере Москвы, между современной улицей Сущёвский вал и линией Октябрьской железной дороги. Название появилось после прокладки Камер-Коллежского вала и расчистки леса близ деревни Марьино. Образовавшаяся роща была местом народных гуляний. В 1880-х гг. Марьина роща вырублена, территория застроена деревянными домами в 1—2 этажа, заселена главным образом рабочими, мелкими ремесленниками и торговцами. С конца 1960-х гг. застраивается жилыми домами. Ныне термин «Марьина роща» относят к району 1—17-го проездов Марьиной рощи и Шереметьевской улицы.

Марьино

Ма́рьино местность на севере Москвы. Соседствует на севере с Останкином. Название — от бывшей деревни, известной с XV в. (носила также название Бояркино). В XVII в. деревня принадлежала князю Я.К. Черкасскому. В середине XVIII — середине XIX вв. владение графов Шереметевых. Во второй половине XIX в. часть посевных площадей Марьина была отведена под Николаевскую железную дорогу (ныне — Октябрьская) и Виндавскую железную дорогу (ныне — Рижское направление Московской железной дороги). После прокладки Камер-Коллежского вала и расчистки леса к юго-западу от Марьина образовалась Марьина роща. С начала XX в. в черте Москвы. С 60-х гг. район массовой жилой застройки. Основная улица — Калибровская. Название сохранилось в наименовании Большой Марьинской улицы и Старомарьинского шоссе.

Литература: Виноградов К., Деревня Марьино, М., 1929.

Массалитинова Варвара Осиповна

Массалитинова Варвара Осиповна (1878, Елец - 1945, Москва), актриса, народная артистка РСФСР (1933). В 1901 окончила драматические курсы при Московском театральном училище (педагог А.П. Ленский) и была принята в Малый театр, где проработала до конца жизни (с перерывом в 1919-21). С сыгранной в 1902 роли Коробочки (по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя), принёсшей молодой актрисе огромный успех, начались знаменитые «старухи» Массалитиновой: унтер-офицерская вдова («Ревизор» Гоголя, 1903), Мерчуткина («Юбилей» А.П. Чехова, 1904) и многие другие, а также Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», 1905) и Кукушкина («Доходное место», 1911) А.Н. Островского, к которым она возвращалась в течение всей своей творческой жизни. Игра Массалитиновой отличалась остротой сатиры, искусством типизации. Снималась в кино (фильмы: «Детство Горького», 1938; «В людях», 1939, и др.). Государственная премия СССР (1941).

Литература: Афанасьев В., В.О. Массалитинова, М., 1951.

Массальский Павел Владимирович

Масса́льский Павел Владимирович (1904, Москва — 1979, там же), актёр, народный артист СССР (1963). В 1922—24 учился в студии под руководством Ю.А. Завадского, в 1925 был принят в труппу МХАТ. Наделённый огромным сценическим обаянием, прекрасными внешними данными, пластичностью — всеми качествами героя-любовника, Массальский стремился к характерным ролям, добиваясь расширения своих актёрских возможностей. Признание получил в роли весёлого проходимца Джингля («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1934). Стремясь максимально точно передать стиль автора и колорит эпохи, Массальский с особым успехом исполнял роли в произведениях русской и классической зарубежной драматургии, при этом драматические и комедийные роли сосуществовали в его репертуаре: Молчалин («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1938), Барон («На дне» М. Горького, 1939), Чарльз Сэрфес («Школа злословия» Р. Шеридана, 1940), Тузенбах («Три сестры» А.П. Чехова, 1941), лорд Горинг («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945), Гаев (1958) и Тригорин (1960; «Вишнёвый сад» и «Чайка» Чехова), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1973).

С 1927 снимался в кино (фильмы: «Цирк», 1936; «Иван Грозный», 2 серии, 1958; «Алые паруса», 1961, и др.). С 1947 преподавал в Школе-студии имени Вл.И. Немировича-Данченко, с 1970 заведующий кафедрой мастерства актёра (с 1961 профессор). Государственная премия СССР (1952).

Литература: П. Массальский, сост. Е.А. Полежаева, М., 1985.

О.А. Радищева.

Мастерков Александр Борисович

Мастерков Александр Борисович (1921, Москва - 1945), лётчик, Герой Советского Союза (1945, посмертно), старший лейтенант. Работал токарем на заводе «Динамо» (мемориальная доска в аппаратном цехе). С 1943 в истребительной авиации, командир звена. 195 боевых вылетов, сбил 18 самолётов. Погиб в воздушном бою. Похоронен на Калитниковском кладбище. Именем Мастеркова в 1970 названа улица (бывший 4-й Автозаводской переулок).

«Мастерская Петра Фоменко»

Драматический театр. Образован в 1993 на основе актёрско-режиссёрского курса ГИТИСа под руководством П.Н. Фоменко (набран в 1988). На втором курсе (1990) режиссёр К. Каменькович поставил «Двенадцатую ночь» У. Шекспира. Спектакль имел огромный резонанс в театральных кругах Москвы, и тогда же на курсе родилась идея о своём театре, которая укрепилась после успеха спектакля «Владимир III степени» по произведениям Н.В. Гоголя (1991; сценическая версия и постановка С. Женовача). У театра нет собственного здания. Актёры играют на разных площадках, но каждый спектакль становится заметным событием в московской театральной жизни.

В репертуаре: «Приключение» М.И. Цветаевой (1991), «Волки и овцы» А.Н. Островского (1992), «Шум и ярость» У. Фолкнера (1993), «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда (1994), «Балаганчик» А.А. Блока (1994).

Н.Н. Суслович.

Матвеев Артамон Сергеевич

Матве́ев Артамон Сергеевич (1625—1682, Москва), государственный деятель, библиофил, писатель. Сын дьяка. Участник войн и дипломатических переговоров с Польшей. Выдвижению Матвеева способствовало, в частности, то обстоятельство, что его воспитанницей была Наталья Кирилловна Нарышкина, ставшая второй женой царя Алексея Михайловича. Участвовал в подавлении восстания 1662 («Медный бунт»). С 1669 Матвеев был главой Малороссийского, с 1671 (одновременно) — Посольского приказов. Встречи с послами иногда происходили в доме Матвеева (на месте современного дома 9 по Армянскому переулку). Матвеев был инициатором издательской деятельности Посольского приказа; при нём составлены «Царский титулярник» (иллюстрированная справочная книга с перечнем титулов российского и иностранных государей, краткими сведениями по русской истории, изображениями гербов, печатей, с портретами монархов и патриархов), «Книга избрания и венчания на царство Михаила Фёдоровича» и др. Собирал редкие издания, украшал свой дом светской живописью, оптическими приборами, моделями кораблей. Организовал театральную группу из дворовых людей, игравшую при царском дворе. Один из организаторов первой аптеки в Москве. После смерти Алексея Михайловича сослан с семьёй в Пустозерск. После воцарения Петра I возвратился в Москву; через несколько дней был убит в Кремле восставшими стрельцами. Похоронен в ограде храма Николая Чудотворца на Столпах.

Матвеевский лес

Матве́евский лес на западе Москвы, между Староможайским шоссе, Минской улицей, Киевской железной дорогой, Матвеевским и Нежинской улицей. Площадь около 100 га. Находится в пределах Теплостанской возвышенности. С запада на востоке лесной массив пересекает р. Сетунь, долина которой в Матвеевском лесу объявлена памятником природы (с 1991). Есть родник. В составе Матвеевского леса пойменные ивняки с ольхой серой и вязом, сосняки с липой, клёном и крупными елями, смешанные березняки и липняки, 50—60-летние культуры ели и сосны. В травяном покрове широко представлены лесные растения. Обитают крот, белка, ласка, среди гнездящихся птиц — певчий дрозд, малая мухоловка, королёк, снегирь, сорокопут жулан и многие другие. На территории лесного массива расположены лечебные и оздоровительные учреждения. Место отдыха жителей Матвеевского и Фили—Давыдкова.

Матвеевское

Местность на западе Москвы, на левом берегу р. Раменки, к северу от платформы Матвеевская Киевского направления Московской железной дороги. Соседствует на западе с Аминьевом, на севере с Волынским и Давыдковом, на юго-востоке с Раменками, на юго-западе с Очаковом. Название - от бывшей деревни, известной с XVIII в. В XIX в. дачная местность. С 1960 в черте Москвы. С середины 60-х гг. район массового жилищного строительства (руководитель проекта застройки - архитектор Е.Н. Стамо). Название сохранилось в наименовании Матвеевской улицы.

Математический институт имени В.А. Стеклова РАН

МИРАН

(улица Губкина, 8), в 1932 выделился из состава Физико-математического института АН СССР. В Москве с 1934. На базе отделов института организован ряд учреждений РАН: Институт механики (ныне Институт проблем механики), Научно-исследовательский институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева (ИТМиВТ), Институт прикладной математики, Вычислительный центр, Институт математики и механики Уральского отделения РАН. В институте разрабатываются наиболее важные проблемы теории чисел, алгебры, математической логики, геометрии, топологии, теории функций, дифференциальных уравнений, математической теории оптимального управления, теории вероятностей, математической статистики и других разделов математики, а также проблемы механики и теоретической физики.

Маторины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Матросская Тишина

Матро́сская Тишина́ улица между Стромынкой и улицей Николаева. Названа (XIX в.) по больнице, основанной Петром I в тихом, безлюдном месте для матросов, работавших на парусной фабрике на правом берегу р. Яузы.

Матросский мост

Через р. Яузу, соединяет Стромынку с Преображенской улицей. Построен в 1956 (инженер Б.Г. Наумов, архитектор Г.Г. Шахова). Название - от находившейся здесь Матросской слободы. На месте моста с 1793 был построенный на средства московского купца Мазаева деревянный мост, заменённый в 1910 однопролётным каменным мостом длиной 12 м. Современный Матросский мост трёхпролётный: средний пролёт перекрывает русло реки, два крайних - проезды по набережным и тротуары. Мост железобетонный, балочный, неразрезной. Общая длина 206 м, ширина 34 м.

Машков Иван Павлович

И. П. Машков.

И. П. Машков.

Машко́в Иван Павлович (1867, Липецк — 1945, Москва), архитектор, реставратор, градостроитель. Учился в МУЖВЗ (1881—86), преподавал там же. Работал помощником А.С. Каминского, К.М. Быковского, Д.Н. Чичагова. В 1895—1917 главный архитектор Московской городской управы. В 1908—18 заместитель председателя Московского архитектурного общества. Руководил организацией и работой архитектурного отдела Политехнического музея (1897 — 1933). Признанный знаток старой Москвы, Машков был секретарём, а затем заместителем председателя Московского археологического общества, с 1918 фактически возглавил работу Комиссии по изучению, сохранению и восстановлению памятников искусства, проводил изучение старинных зданий и церквей в районе от Москвы-реки до Арбата и Знаменки, вёл реставрационные работы в Кремле, в соборе Василия Блаженного, в зданиях Московского университета, Румянцевского музея, в Сухаревой башне, в Новодевичьем монастыре. По его редакцией созданы путеводители «Спутник зодчего по Москве» (1895) и «Путеводитель по Москве» (1913).

В собственных постройках Машков обращался к формам «русского стиля», придавая функционально спроектированным зданиям выразительную живописность (Черкасская богадельня, 1899, на современном Ленинградском проспекте), тактично сочетал их с памятниками древнерусской архитектуры (ограда старой части Новодевичьего кладбища, 1904). В 1900-х гг. создал ряд построек в духе романтического направления стиля модерн, вносил в архитектурный облик зданий эмоциональную насыщенность, использовал изысканно-нарядные сочетания фигурной кладки, лепнины, майоликовых и живописных панно, разнообразных кованых решёток (доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту, 1903, при участии художника Н.Н. Сапунова; проекты жилого дома на Малой Спасской улице, 1907, особняка в Сокольниках, 1904). С 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма, подчёркивал рациональность и строгость планировки зданий, выразительно акцентировал как гармоническую соразмерность композиционного решения (корпус Преображенской психиатрической больницы, ныне имени П.Б. Ганнушкина, на Потешной улице, 1912—13), так и монументальную масштабность зданий (Тверское отделение Ломбарда на Большой Бронной улице, 1912). Выполнил архитектурное решение памятников первопечатнику Ивану Фёдорову (скульптор С.М. Волнухин, 1908), А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Андреев, 1929). После 1918 работал старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, руководил работой по упорядочению застройки Москвы, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я.В., «Душа» Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995.

Машков Илья Иванович

Машко́в Илья Иванович (1881, станица Михайловская, ныне в Волгоградской области, — 1944, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1900—09) у К.А. Коровина и В.А. Серова. Преподавал в своей студии-мастерской в Малом Харитоньевском переулке (с 1902, в 1907 перестроена по проекту Машкова, в 1911—17 называлась «Студия рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова»). Здесь же с 1908 часто встречались будущие участники объединения «Бубновый валет», деятельным организатором которого был Машков. Уже в ранних работах Машков тяготел к неукротимой, открытой яркости цветового строя (за что в 1909 и был исключён из МУЖВЗ); стремясь в натюрмортах и пейзажах выразить своё живое, полнокровное восприятие материальности окружающего мира, увлекался народным искусством и городским «примитивом» (лубком, лавочной и балаганной вывеской, расписными подносами и т.п.). В московских видах 1910-х гг. он подчёркивает живописно-красочный облик города, придавая его изображению фольклорно-сказочную окраску («Москва. Вид с крыши на Красные ворота», 1911, «Зимний городской пейзаж», первая половина 1910-х гг., оба — в ГРМ; «Новодевичий монастырь», 1912—13, Волгоградский музей изобразительных искусств). Член объединения «Мир искусства» (с 1916), общества «Московские живописцы» (с 1925), АХРР (с 1924, в 1925—28 руководил Центральной студией), один из организаторов Общества московских художников (1927—29). Преподавал в ГСХВ — Вхутемасе — Вхутеине (1918—30).

Литература: Арбузов Г.С., Пушкарев В.А., И. Машков, Л., 1973; Болотина И.С., И. Машков, М., 1977.

«Маяковская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Маяко́вская» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта 11 сентября 1938. Архитектор А.Н. Душкин. Вестибюль одного из выходов (архитекторы Я.Г. Лихтенберг, Ю.П. Афанасьев) встроен в здание Концертного зала имени П.И. Чайковского на Триумфальной площади. Второй выход находится на другой стороне Тверской улицы. Два ряда колонн станционного зала отделаны красным орлецом, серым мрамором и полированными полосами нержавеющей стали. Стены облицованы серым и чёрным мрамором. Своды зала украшены 36 овальными купольными мозаичными панно из смальты (по эскизам художника А.А. Дейнеки). В торце зала установлен бюст В.В. Маяковского (скульптор А.П. Кибальников). 6 ноября 1941 в помещении станционного зала состоялось собрание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции.

Маяковский Владимир Владимирович

Памятник В. В. Маяковскому.

Памятник В. В. Маяковскому.

Москва.

Маяко́вский Владимир Владимирович (1893, село Багдади, Грузия, — 1930, Москва), поэт. В 1906 с семьёй поселился в Москве (Спиридоньевский переулок, 12/9), поступил в четвертый класс 5-й московской гимназии. В 1908 вступил в РСДРП, был арестован 29 марта того же года; допросы велись в Пресненской (Оружейный переулок), затем в Сущёвской полицейских частях. 18 января 1909 вновь арестован за участие в подготовке побега политкаторжанок из Новинской женской тюрьмы, со 2 июля 1909 полгода содержался в 103-й камере Бутырской тюрьмы. В 1911—14 занимался в МУЖВЗ.

В Москве в 1912 состоялся литературный дебют поэта. В 1913—15 жил на улице Большая Пресня (ныне Красная Пресня), 36 (мемориальная доска; с 1964 Музей-квартира Маяковского). В 1919—22 рисовал плакаты со стихотворными надписями для «Окон РОСТА» — Российского телеграфного агентства, художественно-поэтическая мастерская которого находилась на улице Малая Лубянка, 16; здесь Маяковский работал с художниками М.М. Черемных и И.А. Малютиным. В 1921 в Московском цирке на Цветном бульваре, 13, была поставлена пьеса Маяковского «Мистерия-буфф». Неоднократно (1917, 1922, 1926—30) поэт, как правило с огромным успехом, выступал в Политехническом музее (Новая площадь, 3).

С 1919 жил в Лубянском проезде, 3/6 (с 1974 Государственный музей В.В. Маяковского), здесь находился его рабочий кабинет, были созданы поэмы «Про это», «Хорошо!» и многие другие сочинения. С апреля 1926 Маяковский жил преимущественно в Гендриковом переулке (с 1935 переулок Маяковского, 15/13; мемориальная доска; с 1937 в доме Библиотека-музей Маяковского), вместе с супругами Брик. Здесь бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский. Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя Маяковского в 1935—91 носила Триумфальная площадь (там в 1958 открыт памятник Маяковскому, скульптор А.П. Кибальников), его именем названы проезд в Кунцеве, станция метро «Маяковская» в центре столицы, театр.

К.В. Стародуб.

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль

Медаль "В память 800-летия Москвы".

Меда́ль «В па́мять 800-ле́тия Москвы́» учреждена 20 сентября 1947. Награждались москвичи, которые отличились в годы реконструкции столицы и обеспечили развитие промышленности, транспорта, городского хозяйства, научных и культурно-просветительских учреждений. Медаль круглая, диаметром 37 мм. На лицевой стороне рельефное профильное изображение головы Юрия Долгорукого в шлеме и внизу надпись: «Основатель Москвы Юрий Долгорукий»; на оборотной стороне изображение Кремля, внизу щит с серпом и молотом, знамёна, оружие, лавровые ветки и даты «1147» и «1947», вверху надпись: «В память 800-летия Москвы». Медалью награждено свыше 1,7 млн. человек.

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Медаль «В память 850-летия Москвы».

Медаль «В память 850-летия Москвы».

Меда́ль «В па́мять 850-ле́тия Москвы́» учреждена Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 26 февраля 1997. Медалью награждаются участники обороны Москвы, награжденные медалью «За оборону Москвы»; труженики тыла, работавшие в период Великой Отечественной войны в Москве и награжденные государственными наградами; граждане, награжденные медалью «В память 800-летия Москвы»; граждане, внесшие значительный вклад в развитие Москвы. Медаль круглая, из латуни, диаметром 32 мм. На лицевой стороне - изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея. Слева по окружности - надпись «Москва 850». На оборотной стороне медали по окружности - лавровый венок, в центре - цифры «1147-1997». Все изображения и цифры рельефные. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой. Ширина ленты 24 мм. Лента темно-красного цвета, вдоль ленты справа на расстоянии 1 мм от края - три полосы белого, синего и красного цвета шириной 2 мм каждая. Медаль носится на левой стороне груди и при наличии других медалей Российской Федерации располагается после медали «300 лет Российскому флоту».

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль

Медаль "За оборону Москвы".

Меда́ль «За оборо́ну Москвы́» учреждена 1 мая 1944. Награждались военнослужащие и гражданские лица, принимавшие участие в обороне Москвы. Медаль круглая, диаметром 32 мм. На лицевой стороне изображены Кремлёвская стена, танк с группой бойцов, памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, купол здания ВС СССР. В верхней части надпись: «За оборону Москвы»; на оборотной стороне профильный портрет И.В. Сталина и надпись: «За нашу Советскую Родину». Медалью награждено свыше 1 млн. человек.

Литература: Дуров В., Медаль «За оборону Москвы», «Куранты», в. 2, М., 1987.

Медведева Надежда Михайловна

Медве́дева Надежда Михайловна (по мужу Гайдукова) (1832, Москва — 1899, остров Корфу, Греция), актриса. Происходила из актёрской семьи. Училась в балетном классе Московского театрального училища; педагог и режиссёр С.П. Соловьёв убедил Медведеву перейти в драму. В этот период Медведева часто бывала у М.С. Щепкина, встречалась у него с Т.Н. Грановским, В.П. Боткиным, переводчиком Н.Х. Кетчером. Дебютировала в Малом театре в 1847 в роли Агнессы («Школа женщин» Мольера), в труппе с 1849 до конца жизни (в 1851—53 выступала в Одесском театре).

В молодые годы Медведева играла преимущественно переводной мелодраматический репертуар, что наложило отпечаток повышенной патетичности на её игру в русской драме: Дуня («Не так живи, как хочется» А.Н. Островского, 1854), Донна Анна («Каменный гость» А.С. Пушкина, 1862). С переходом на роли пожилых людей Медведева раскрылась как крупнейшая бытовая актриса; играла в пьесах Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (Турусина, 1868), «Лес» (Гурмыжская, 1871), «Волки и овцы» (Мурзавецкая, 1875), «Бесприданница» (Огудалова, 1878), «Не от мира сего» (Снафидина, 1885). До конца 1870-х гг. жила в доме матери в Дурновском переулке, 7, с начала 1880-х гг. — на Тверской улице, 28.

И.В. Родионова.

Медведково

Местность на севере Москвы, между реками Яузой и Чермянкой. Соседствует на северо-западе с Бибиревом, на востоке с Бабушкином, на юге со Свибловом, на севере с МКАД. Название - от бывшего села, известного с начала XVI в. как владение боярина В.Ф. Пожарского по прозвищу Медведь (отсюда название). В XVII в. принадлежало князю Д.М. Пожарскому. Сохранилась церковь Покрова в Медведкове. Со второй половины XIX в. дачная местность. В 80-х гг. здесь жили поэт В.Я. Брюсов и художник К.А. Коровин. С 1960 в черте Москвы. С 1962 застраивается жилыми домами (авторы проекта застройки 60-х гг. - архитекторы В.С. Андреев, Г.М. Вульфсон, Л.А. Гордон, 70-х гг. - В.С. Андреев, Т.Г. Заикин, К.Д. Кислова и др.). Основные улицы: Полярная, Молодцова, Широкая, проезд Шокальского. Название сохранилось в наименовании 1-3-й Медведковских улиц, станции метро «Медведково».

Литература: Молева Н., Медведково, «Городское хозяйство Москвы», 1978, № 7.

«Медведково»

станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлова, соавтор В.С. Волович. Сооружена по типовой конструкции. Наземные вестибюли находятся на пересечении улицы Широкой и улицы Грекова. В облицовке станционного зала использован розовый мрамор, колонны отделаны вертикальными вставками из нержавеющей стали. Путевые стены с цоколями из тёмного гранита облицованы штампованными элементами из анодированного под бронзу алюминия, украшены панно из алюминия на темы северной природы (художник М.Н. Алексеев).

Медведковский лесопарк

Медве́дковский лесопа́рк на севере Москвы, между МКАД, Студёным проездом и Полярной улицей. Площадь 25 га. В составе насаждений преобладают березняки, есть осинник и небольшой участок сосновых культур. В травяном покрове сохранились обычные лесные виды — папоротники кочедыжник, щитовники мужской и игольчатый, хвощ лесной, ожика волосистая, ландыш майский, звездчатка жестколистная, фиалка собачья, сныть и некоторые др. Из животных здесь обитают обыкновенная бурозубка, рыжая полёвка, лесная и полевая мыши, большая синица, лазоревка, мухоловка-пеструшка, дрозд-рябинник, зяблик, белая трясогузка и др. Место отдыха москвичей. Ближайшая станция метро — «Медведково».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Медведковский мост

Медве́дковский мост через реку Яузу, соединяет улицу Менжинского с проездом Дежнёва, обеспечивая связь между Бабушкином и Медведковом. Построен в 1964. Общая длина с подходами 71 м, ширина 38 м. Мост железобетонный, балочный, имеет два речных и два береговых пролёта по 12 м.

А.М.

Медведникова Александра Ксенофонтовна

Медведникова Александра Ксенофонтовна (Константиновна) (урождённая Сибирякова) (около 1834, Иркутск - 1899), одна из крупнейших московских благотворительниц. В собственном имении в селе Поречье Звенигородского уезда Московской губернии Медведникова открыла богадельню с больницей для лиц духовного звания. Не имея прямых наследников, она завещала около 5 млн. рублей на благотворительные цели. В 1900-03 на средства Медведниковой построена и оборудована 8-я мужская гимназия имени И. и А. Медведниковых (архитектор И.С. Кузнецов) в Староконюшенном переулке, 18 (ныне школа № 59 имени Н.В. Гоголя). Часть завещанных Медведниковой капиталов предназначалась на устройство больницы для неизлечимо больных людей христианского вероисповедания без различия звания, пола и возраста, а также богадельни для 30 стариков и 30 старух. Больница и богадельня имени А. и И. Медведниковых построены на участке купленной городом земли на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект, 27). Открыты в 1903 (ныне Центральная клиническая больница при Московской патриархии во имя Святого митрополита Алексия). Медведникова назначила также 600 тыс. рублей на устройство «приюта для эпилептиков и идиотов» (построен в 1911-14; архитектор А.Ф. Мейснер) на участке земли, выделенном Московской городской думой; в первую мировую войну использовался как госпиталь для душевнобольных фронтовиков (ныне детская психиатрическая больница № 6; 5-й Донской проезд, 21а). Кроме того, Медведникова завещала средства на постройку здания мастерских в Алексеевской психиатрической больнице и др.

Литература: Недачин В.П. (сост.), Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых, М., 1912.

Г.Н. Ульянова.

Медведниковская богадельня

Медве́дниковская богаде́льня см. Центральная клиническая больница Московского патриархата

Медико-генетический научный центр РАМН

Ме́дико-генети́ческий нау́чный центр РАМН (Москворечье, 1). Организован в 1989 на базе Института медицинской генетики, созданного в 1969. В его структуре — Институт генетики человека, Институт клинической генетики, а также группа академика Н.П. Бочкова РАМН. Основные исследования: изучение структуры и функции генома в норме и при наследственной патологии, разработка методов диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней.

Предыдущая страница Следующая страница