Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЛ"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЛ"-"МАР")

Малый Каменный мост

Малый Каменный мост.

Малый Каменный мост.

Москва.

Ма́лый Ка́менный мост через Водоотводный канал, соединяет улицу Серафимовича и Большую Полянку, является продолжением Большого Каменного моста. Построен в 1938 (инженер И.Н. Гольбродский, архитекторы К.Н. Яковлев, Ю.Н. Яковлев) на месте старого моста, сооружённого в 1880. Длина моста с подходами составляет 63,6 м, ширина 40 м. Канал перекрывает железобетонная арка; длина пролёта 55,6 м. Перила выполнены из литого чугуна. По мосту организовано движение автотранспорта, проложены пешеходные тротуары, устроены лестничные спуски на набережные.

Л.Ч.

Малый Кисловский переулок

Ма́лый Кисло́вский переу́лок (в 1937—92 Собиновский переулок), один из Кисловских переулков, между Нижним Кисловским переулком и Большой Никитской улицей. По чётной стороне переулка сохранилась в основном старая малоэтажная застройка: д. 2 в конце XVIII в. принадлежал доктору Г. Доппельмайеру, д. 6 (первая половина XVIII в., перестройки XIX—XX вв.) после пожара 1812 занимала московская губернская гимназия, ныне — Академия театрального искусства (ГИТИС). В 1827 в этом доме жил польский поэт А. Мицкевич. На месте пожарного депо (д. 8) находилось здание, построенное в XVIII в.; здесь в 1859 скончался С.Т. Аксаков. Дом 10/7 (XVIII в., надстроен в 1953) с 1858 принадлежал В.И. Якунчикову, женатому на Э.Н. Мамонтовой, здесь бывали Н.Г. Рубинштейн, А.Г. Рубинштейн, В.Д. Поленов, жили С.Г. Судейкин и С.Т. Конёнков. Нечётная сторона переулка застроена многоэтажными зданиями (дома 5а и 13/19 включают постройки XVIII в.). В д. 5а у своего ученика и друга В.С. Шиловского бывал П.И. Чайковский. В 1894 фасад дома был перестроен (архитектор П.М. Самарин), на фронтоне появились инициалы Владимира Думнова — владельца находившегося в этом доме издательства. Небольшой дом на участке 9 построен в 1838; остальная застройка относится к концу XIX — началу XX вв.

И.Л. Давыдова.

Малый Краснохолмский мост

Ма́лый Краснохо́лмский мост через Водоотводный канал, расположен на улице Зацепский вал, является продолжением Большого Краснохолмского моста. Построен в 1938 (инженер В.А. Пащенко, архитектор В.Д. Кокорин). Длина моста с подходами составляет 70 м (речной пролёт 42 м), ширина 40 м. Пролётные строения моста выполнены из монолитного железобетона, перила — из литого чугуна. По мосту организовано автомобильное движение; вдоль проезжей части проложены пешеходные тротуары, устроены лестничные спуски на набережные.

Л.Ч.

Малый Москворецкий мост

Через Водоотводный канал, находится в начале улицы Большая Ордынка, является продолжением Большого Москворецкого моста. Построен в 1937 (инженер Г.Б. Броверман, архитектор Л.И. Шипман). Полная длина моста 32,5 м, ширина 40 м. Мост выполнен из монолитного железобетона. По мосту организовано движение транспорта и пешеходов, устроены лестничные спуски на набережные.

Малый театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малый Устьинский мост

Ма́лый У́стьинский мост через реку Яузу (у её устья), соединяет Москворецкую набережную и Котельническую набережную, расположен перпендикулярно Большому Устьинскому мосту, одновременно с которым построен в 1938 (инженер М.Д. Гайворонский, архитектор И.В. Ткаченко). Сохранил название старого металлического моста, построенного в 1883. Общая длина 64,4 м, ширина 40 м. Мост однопролётный, металлический, рамного типа. Опоры покоятся на кессонном основании и облицованы серым гранитом. С моста устроены два гранитных лестничных схода на тротуары вдоль реки; перильные решётки чугунные (выполнены по рисунку архитектора В.Д. Кокорина). Особенностью моста является исполнение его в плане в виде трапеции, что обусловлено его расположением при впадении р. Яузы в Москву-реку, где образуется воронкообразный раструб; берега р. Яузы ярко выражены. Мост входит в транспортную развязку у Яузских ворот, пропуская значительные потоки городского транспорта.

Малый Харитоньевский переулок

Ма́лый Харито́ньевский переу́лок (Заборовский переулок, Мальцев переулок, Урусов переулок, Огородная улица, в 1960—93 улица Грибоедова), соединяет Мясницкую улицу с Большим Харитоньевским переулком. Идёт по землям бывшей Огородной слободы, где стояла церковь Харитония в Огородниках. В начале переулка находились усадьбы И.И. Барышникова (выходила на Мясницкую улицу; см. Усадьба Барышникова) и князя А.А. Урусова (д. 3, конец XVIII — начало XIX вв.). Пятым участком с XVII в. владел Чудов монастырь, в 1861 здесь возвели здание Филаретовского женского епархиального училища (архитектор А.О. Вивьен; третий этаж — 1878, архитектор М.Г. Пиотрович, портик — 1930-е гг.). В конце XIX — начале XX вв. в переулке построены корпуса доходного дома (д. 7/8, 1889—91, архитектор Б.В. Рутковский), дом Московского политехнического общества (д. 4, 1904—05, архитекторы А.В. Кузнецов, В.Ф. Валькот; здесь выступали И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский), особняк торговца железом и цементом А.В. Рериха (д. 10, 1909, архитектор С.Ф. Воскресенский, ныне Дворец бракосочетаний). На д. 4 в 1980 установлены мемориальные доски в память о работавших здесь академиках И.И. Артоболевском и А.А. Благонравове. В 1981 на бывшем участке Рябушинских построено здание Высшей аттестационной комиссии (архитекторы Д.С. Солопов, М.Н. Казарновский, А.Н. Колчин).

И.Л. Давыдова.

Мальцева Софья Васильевна

Ма́льцева Софья Васильевна (1895, Москва - 1994, там же), спортсменка. Играла в теннис с 1906. Победительница первенства Московского кружка любителей спорта (1912). Одна из первых московских теннисисток, практиковавшая выходы к сетке. Четырёхкратная чемпионка Москвы (1918-37) и трёхкратная чемпионка СССР (1927-32) в различных разрядах.

Малютин Сергей Васильевич

Малю́тин Сергей Васильевич (1859, Москва — 1937, там же), живописец, график, сценограф. Происходил из московской купеческой семьи. Учился в коммерческом училище, работал чертёжником в Воронеже. Вернулся в Москву в 1880, самостоятельно занимался живописью, в 1883—86 учился в МУЖВЗ, где позже преподавал (1903 — 1917). В середине 1890-х гг. увлёкся декоративной живописью и сценографией; с 1897 оформлял постановки в Московской частной русской опере и других театрах («Орфей и Эвридика», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Садко», «Илья Муромец», «Кощей Бессмертный», в начале 1910-х гг. — «Аскольдова могила» и «Щелкунчик»). Яркое зрелищное начало и колористический дар Малютина активно проявились в произведениях прикладного искусства и в оформлении книг (в основном в издательстве А.И. Мамонтова) — «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (обе — 1898), сказки Н.Н. Юрьина «В сонном царстве» и «Городок», сборник русского фольклора «Ай, ду-ду!». Итогом архитектурно-декоративного творчества Малютина стал дом Перцова в стиле модерн (1905—07, совместно с архитектором Н.К. Жуковым; участвовал в архитектурном проектировании, создал эскизы оформления интерьеров и фасадов с майоликовыми панно, изразцовыми балкончиками и затейливыми обрамлениями окон). С конца 1900-х гг. всё более интенсивно работал в жанре портрета, создавал психологически острые и колористически выразительные произведения (портреты М.В. Нестерова, 1913, А.М. Васнецова, 1914, К.Ф. Юона, 1914, Д.А. Фурманова, 1922, А.В. Григорьева, 1923, все — в ГТГ). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе. Один из организаторов АХРР.

Литература: Голынец Г.В., С.В. Малютин, Л., 1974.

«Мамонова дача»

«Мамо́нова да́ча» усадьба Васильевское (Воробьёвское шоссе, 2). Основана в середине XVIII в. фельдмаршалом В.М. Долгоруковым-Крымским, с начала XIX в. до 1831 принадлежала князю Н.Б. Юсупову; в 1833 была продана М.А. Дмитриеву-Мамонову, по фамилии которого получила своё название.

Располагается на высоком берегу Москвы-реки. Главный дом возведён в 1756—61 (предположительно, архитектор И.П. Жеребцов); его первоначальная барочная отделка была заменена декором в стиле ампир при перестройке 1820-х гг. (предположительно, архитектор Д.И. Жилярди), однако в целом существующая композиция с главным и двумя боковыми объёмами, соединёнными с ним переходами, восходит к периоду барокко. В 1820-х гг. над главным объёмом надстроили купольный зал, над боковыми — башенки-бельведеры. Наружный облик здания лаконичен, лепной монументальный фриз оттеняет строгие формы шестиколонного ионического портика и полукруглого окна в мезонине. На фасаде, обращённом к реке, сохранились балконы, с которых открывается великолепная панорама Москвы. Оранжерея (начало XIX в., 1820-е гг.), возведённая в одну линию с главным домом на бровке берега, первоначально имела сплошное остекление в средней части, между торцевыми выступами, украшенными ионическими портиками и куполами (в 1940—50-х гг. перестроена и соединена с главным домом). Регулярный парк разбит при князе Долгорукове-Крымском в 1760-х гг., сохранил остатки липовых аллей. Английский парк к востоку от регулярного сложился при князе Юсупове и группировался вокруг пруда с островом. Территорию «Мамоновой дачи» окружала монументальная и строгая по рисунку кованая ограда в стиле ампир (предположительно, архитектор Ф.М. Шестаков; сохранились один белокаменный пилон и несколько звеньев решётки).

В конце XIX в. на «Мамоновой даче» помещалось известное садоводство Ф.Ф. Ноева («Ноева дача»). В 1910-х гг. находилась в ведении городского самоуправления; на её территории начали разбивать общественный парк. В 1924 в усадьбе открыт Музей народоведения, в парке по проекту В.М. Адлера и Д.Т. Яновича устроена под открытым небом экспозиция народных жилищ — бурятских, киргизских, хакасских. В годы Великой Отечественной войны этот единственный в Москве этнографический музей был закрыт, его коллекции переданы этнографическому музею в Ленинграде.

М.В. Нащокина.

Мамонтов Савва Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мамонтовская опера

Ма́монтовская о́пера см. Частная русская опера

Мандельштам Леонид Исаакович

Мандельштам Леонид Исаакович (1879, Могилёв - 1944, Москва), физик, академик АН СССР (1929). Учился в университетах Одессы, Страсбурга и Берлина. С 1925 в Москве, профессор МГУ. С 1934 работал также в Физическом институте АН СССР. Организовал в МГУ семинар, который способствовал поднятию уровня физического образования; в нём участвовали практически все физики Москвы, составившие научную школу. Основополагающие труды по нелинейной теории колебаний и радиофизике (совместно с Н.Д. Папалекси), физической оптике и др. Открыл (1928, совместно с Г.С. Ландсбергом) комбинационное рассеяние света на кристаллах. Премия имени В.И. Ленина (1931), Государственная премия СССР (1942). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1945 учреждена именная премия АН СССР.

Мандельштам Осип (Иосиф) Эмильевич

Мандельшта́м Осип (Иосиф) Эмильевич (1891, Варшава — 1938, пересыльный лагерь под Владивостоком), поэт. Сын купца 2-й гильдии. Детство и юность провёл в Петербурге. Учился в Тенишевском училище, затем в Париже, где посещал лекции А. Бергсона, в Гейдельбергском и Петербургском университетах (до 1917, не окончил). 20 или 21 января 1916 впервые прибыл в Москву вслед за М.И. Цветаевой, на Рождество приезжавшей в Петербург и произведшей на Мандельштама неизгладимое впечатление; провёл в Москве более полумесяца. Со 2 по 18 февраля состоялась вторая поездка, когда поэтесса, по её словам, «дарила ему Москву» и посвятила Мандельштаму несколько стихотворений, на которые тот ответил стихотворением «В разноголосице девического хора» («Москва»). «Наезды и бегства» (по выражению Цветаевой) поэта в столицу продолжались до июня, когда Мандельштам навестил её в Александровской слободе.

Весной 1918 переехал в Москву (в связи с переводом Наркомпроса, где он служил). Стихи этого периода написаны как бы из окон гостиницы «Метрополь» (номер 263), где поэт поначалу остановился («Когда в тёплой ночи замирает...», «Всё чуждо нам в столице непотребной...»). В конце 1918 Мандельштам покинул Москву, проведя здесь затем проездом несколько дней в октябре 1920 и апреле 1921.

В апреле 1922 Мандельштам с женой Надеждой Яковлевной поселился в Москве в «Доме Герцена» — писательском общежитии на Тверском бульваре (д. 25), где до августа 1923 занимал комнату в левом флигеле (мемориальная доска, 1991, скульптор Д. Шаховской). Участвовал в заседаниях и вечерах Всероссийского союза писателей, Союза поэтов и других литературных организаций, собиравшихся в этом доме, часто бывает в расположенном по соседству Камерном театре, пишет новые стихи о Москве — «Московский дождик», «Вы, с квадратными окошками», а также многочисленные статьи, рецензии и очерки, в том числе «Литературная Москва», «Литературная Москва. Рождение фабулы», «Художественный театр и слово», «Холодное лето», «Сухаревка», «Пивные». После конфликта с комендантом общежития Мандельштам переехал на квартиру брата жены Е.Я. Хазина (Савельевский переулок, 9), затем (до конца мая 1924) снимал комнату на Большой Якиманке, 45 (дом не сохранился). С лета 1924 Мандельштам перебрался в Петроград и Царское Село, посещал Москву лишь с краткими визитами по издательским делам, провёл месяц в подмосковном санатории «Узкое».

Возвратившись в Москву весной 1929, поэт жил попеременно то в общежитии ЦЕКУБУ (Пречистенская набережная, 5), то месяцами с осени 1928 по 1932 у своего брата (Старосадский переулок, д. 3, кв. 10), где были написаны многие стихотворения из так называемых «Московских тетрадей», то у Хазина; в ноябре 1920 Мандельштам жил в служебной квартире отца литературоведа Э.Г. Герштейн (улица Щипок, 8), а с января 1932 — снова в «Доме Герцена», получив на сей раз две комнаты в перестроенном правом флигеле. С августа 1929 по февраль 1930 Мандельштам работал в редакции газеты «Московский комсомолец», помещавшейся на Тверской улице. 14 марта 1933 в Политехническом музее состоялся его поэтический вечер. В октябре 1933 Мандельштам въехал в своё первое собственное жильё — квартиру в писательском кооперативном доме (Нащокинский переулок, д. 3/5; дом не сохранился), где в ночь с 13 на 14 мая 1934 поэта арестовали.

Смертный приговор Мандельштам подписал себе язвительными стихами об И.В. Сталине — «кремлёвском горце», прочитанными в присутствии неизвестного доносчика.

На Старо-Кунцевском кладбище на могиле жены поэта установлен камень — кенотаф Мандельштама. В 1991 в Москве создано Мандельштамовское общество (располагается в здании Литературного института — «Доме Герцена»).

Литература: Видгоф Л., О.Э. Мандельштам в Москве. Новые материалы, в сборнике: «Отдай меня, Воронеж...», Воронеж, 1995; Нерлер П., Поэт и город, в книге: Мандельштам О.Э., «И ты, Москва, сестра моя, легка...». Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии. Венок Мандельштаму, М., 1990; Видгоф Л., О.Э. Мандельштам в Москве, «Литературное обозрение», 1995, № 2.

П.М. Нерлер.

Мандрыка Пётр Васильевич

Мандры́ка Пётр Васильевич (1884, Самара — 1943, Москва), хирург, генерал-майор медицинской службы (1943). Окончил Харьковский университет (1910); работал земским врачом. В 1916—19 начальник госпиталя Всероссийского земского союза в Москве, в Каретном ряду. С 1923 начальник и главный хирург Московского военного госпиталя № 5 (ныне Центральный военный госпиталь его имени). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Манеж

Манеж.

Манеж.

Москва.

Мане́ж экзерциргауз (Моховая улица, 1/9). Выстроен в 1817, к 5-летию победы над Наполеоном. Строительство продолжалось 6 месяцев и было окончено ко дню парада войск в присутствии императора Александра I. Проект разработан инженером А.А. Бетанкуром, работами руководили инженеры А.Л. Карбонье и А.Я. Кашперов. Для перекрытия здания (шириной 45 м) была разработана уникальная безопорная конструкция из деревянных ферм (в 1940 заменена металлической), которая уже в 1823—24 потребовала усовершенствования из-за начавшихся осадок, связанных со спешностью стройки. Одновременно архитектором О.И. Бове был разработан проект фасадного декора. Осуществлённый в 1825, он придал сооружению современный вид. Цельность облика постройки обусловлена лаконизмом и единообразием крупных архитектурных деталей. Мерный ритм протяжённых фасадов (свыше 166 м) создаётся аркадой оконных проёмов, разделённых трёхчетвертными тосканскими колоннами, и тяжёлым антаблементом, включающим рельефные вставки. Первоначально по оси фасада, обращённого к Александровскому саду, была помещена входная полуротонда (утрачена). Высокая двускатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания. Весьма значительная градостроительная роль Манежа, оформляющего две улицы, ещё более возросла с образованием огромного пространства Манежной площади.

Первоначально предназначавшийся для проведения военных смотров, парадов и учений (вмещал пехотный полк — свыше 2 тыс. солдат), Манеж с 1831 использовался и для проведения выставок (в том числе Политехнической выставки 1872), народных гуляний, концертов. В 1867 здесь состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тыс. зрителей; оркестром и хором (около 700 человек) дирижировали Г. Берлиоз и Н.Г. Рубинштейн. После 1917 в здании размещался правительственный гараж. В 1957 переоборудован под Центральный выставочный зал (площадь 6500 м2).

Е.Е. Андреева.

Манеж экзерциргауз

Манеж экзерциргауз (Моховая улица, 1/9). Выстроен в 1817, к 5-летию победы над Наполеоном. Строительство продолжалось 6 месяцев и было окончено ко дню парада войск в присутствии императора Александра I. Проект разработан инженером А.А. Бетанкуром, работами руководили инженеры А.Л. Карбонье и А.Я. Кашперов. Для перекрытия здания (шириной 45 м) была разработана уникальная безопорная конструкция из деревянных ферм (в 1940 заменена металлической), которая уже в 1823-24 потребовала усовершенствования из-за начавшихся осадок, связанных со спешностью стройки. Одновременно архитектором О.И. Бове был разработан проект фасадного декора. Осуществлённый в 1825, он придал сооружению современный вид. Цельность облика постройки обусловлена лаконизмом и единообразием крупных архитектурных деталей. Мерный ритм протяжённых фасадов (свыше 166 м) создаётся аркадой оконных проёмов, разделённых трёхчетвертными тосканскими колоннами, и тяжёлым антаблементом, включающим рельефные вставки. Первоначально по оси фасада, обращённого к Александровскому саду, была помещена входная полуротонда (утрачена). Высокая двускатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания. Весьма значительная градостроительная роль Манежа, оформляющего две улицы, ещё более возросла с образованием огромного пространства Манежной площади.

Первоначально предназначавшийся для проведения военных смотров, парадов и учений (вмещал пехотный полк - свыше 2 тыс. солдат), Манеж с 1831 использовался и для проведения выставок (в том числе Политехнической выставки 1872), народных гуляний, концертов. В 1867 здесь состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тыс. зрителей; оркестром и хором (около 700 человек) дирижировали Г. Берлиоз и Н.Г. Рубинштейн. После 1917 в здании размещался правительственный гараж. В 1957 переоборудован под Центральный выставочный зал (площадь 6500 м2).

Е.Е. Андреева.

Манежная площадь

Манежная площадь в конце 1970-х гг.

Манежная площадь в конце 1970-х гг.

Москва.

Мане́жная пло́щадь (в 1967-90 площадь Пятидесятилетия Октября), площадь в центре Москвы. Создана в 1932-37, названа в 1937 по зданию Манежа, фасад которого оформил южную сторону площади. С другой стороны на Манежную площадь выходит фасад гостиницы «Москва». Боковые стороны площади ограничены Александровским садом, фасадом Исторического музея и застройкой улицы Охотный ряд. На месте Манежной площади в XVI в. находился Моисеевский женский монастырь (снесён в 1789) с кладбищем. В начале XVIII в. к монастырю по указу Петра I перенесли лавки Охотного ряда, где торговали птицей и дичью. После сноса в 1798 части лавок здесь образовалась небольшая Моисеевская площадь. Остальную часть территории между Манежем, Моховой, Манежной и Тверской улицами в XIX в. занимали торговые строения, между которыми пролегали два переулка - Лоскутный и Обжорный. В 1932-38 эта застройка была уничтожена, Моисеевская площадь вошла в новую Манежную площадь. В 1967 на площади установили закладной камень памятника в честь 50-летия Октябрьской революции (снят), в 1995 перед зданием Исторического музея поставлен памятник Г.К. Жукову (скульптор В.В. Клыков). В 1992 началась реконструкция Манежной площади с устройством обширного многофункционального подземного пространства; в процессе реконструкции проведены археологические раскопки площади. В хронологическом горизонте XII-XIV вв. на 6-7-метровой глубине обнаружены напластования домонгольского времени, что позволяет предполагать наличие в XII в. ранее неизвестного посада за р. Неглинной (в Занеглименье). В ходе раскопок обнаружены сложные археологические комплексы: белокаменный Воскресенский мост XVI-XVIII вв., деревоземляная конструкция плотины-дамбы в зоне моста, Моисеевский монастырь. Мост соединял Воскресенские ворота Китай-города с Тверской дорогой; обнаружена белокаменная кладка участков его основания (начало XVII в.), выявлены фрагменты моста 1741 (архитектор П.И. Гейден). Слой середины XVII - начала XVIII вв. сохранил следы слободы стрелецкого Стремянного полка. В 1996 вдоль ограды Александровского сада открыто искусственное русло (имитация водотока р. Неглинной), декорированное балюстрадами и скульптурными группами на темы русских сказок (скульптор З.К. Церетели).

Литература: Векслер А.Г., Пирогов В.Ю., Манежная площадь в Москве. История освоения и застройка территории, в сборнике: Архитектура в истории русской культуры, М., 1996.

И.Л. Давыдова, А.Г. Векслер.

Манежная площадь в процессе реконструкции.

Манежная площадь в процессе реконструкции.

Москва.

Фонтаны и искусственное русло на Манежной площади.

Фонтаны и искусственное русло на Манежной площади.

Москва.

Манежная улица

Мане́жная у́лица между Боровицкой площадью и Манежной площадью, проходит вдоль Александровского сада, у северо-западной стены Кремля. До 1932 называлась Неглинной, переименована из-за совпадения с названием улицы между Театральным проездом и Трубной площадью. Территория Манежной улицы была очищена от построек в 1493 по указу Ивана III. В XVII—XVIII вв. на месте Манежа и Манежной улицы находилась площадь, где торговали дровами, сеном и мхом для конопачения домов. Манежная улица возникла после пожара 1812 и строительства Манежа (1817, 1823—25), боковой фасад которого занимает почти треть протяжённости современной улицы. В 1820-х гг. на Манежной улице появились двухэтажные дома А.М. Гедеонова (д. 7, 1826), О.Н. Талызиной (д. 9, 1824, перестроен в 1904 в доходный дом, архитектор С.Б. Залесский). В первой половине XIX в. построен д. 13/1 (перестроен в 1875, затем в 1912, инженер А.А. Андреевский), в 1868 — казармы для придворных служителей (д. 11, архитектор П.А. Герасимов) в псевдорусском стиле. В результате реконструкции центра Москвы в 1930-х гг. и позднее часть застройки Манежной улицы была уничтожена, начало улицы слилось с Боровицкой площадью; на месте домов 1—5 — газон, конец Манежной улицы поглощён Манежной площадью.

И.Л. Давыдова.

Манизер Матвей Генрихович

Ма́низер Матвей Генрихович (1891, Петербург — 1966, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), вице-президент Академии художеств СССР (с 1947); доктор искусстведения (1939). Сын живописца Г.М. Манизера. С 1899 посещал начальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, занимался в мастерской В.Е. Савинского (1908—09). Окончил физико-математический факультет Петербургского университета (1909—13), параллельно занимался лепкой у скульптора И.И. Андреолетти; окончил Высшее художественное училище при Академии художеств (1911—16), где обучался сначала у Г.Р. Залемана, с 1913 — у В.А. Беклемишева, органично усвоив традиции русской академической школы. Постоянно жил в Москве с 1941. Первая московская работа — рельеф «Рабочий» (цемент, 1920—21, ныне на фасаде Петровского пассажа). Участвовал в скульптурном оформлении станций Московского метрополитена «Площадь Революции» (1937—39; 20 парных композиций в небольших угловых нишах) и «Измайловский парк» (1944; скульптуры партизан), создавал памятники, отличающиеся чёткой завершённостью контуров и объёма: И.Е. Репину на Болотной площади (1958), бюст И.П. Павлова перед зданием МГУ на Воробьёвых горах (1954), надгробие художника Г.Г. Ряжского на Введенском кладбище (1954). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1950). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где Манизер жил и работал с 1951 (1-я улица Восьмого Марта, д. 3, корп. 2), — мемориальная доска.

Литература: Ермонская В.В., М.Г. Манизер, М., 1961.

Мансурова Цецилия Львовна

Мансу́рова Цецилия Львовна (настоящая фамилия — Воллерштейн) (1896, Москва — 1976, там же), актриса, педагог, народная артистка СССР (1971). Окончила юридический факультет Киевского университета. В 1919 поступила в Студию под руководством Е.Б. Вахтангова («Мансуровская студия», по названию переулка, где она находилась; отсюда — сценический псевдоним актрисы). Дебютировала в роли Турандот («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922). На протяжении всей сценической жизни оставалась верной художественным принципам Вахтангова: её игру отличали эмоциональная заразительность, порывистость, стремительность пластики, выражающие напряжённость внутренней жизни её героинь. Этому немало способствовала индивидуальность актрисы — взрывной темперамент, певучий голос, озорство, ум. Среди её лучших ролей: Жанна Барбье («Интервенция» Л.И. Славина, 1933), Зоя Денисовна («Зойкина квартира» М.А. Булгакова, 1926), Ксения («Разлом» Б.А. Лавренёва, 1927), Шура («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1932), Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира, 1936), Инкен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1941), Роксана («Сирано де Бержерак» Э.Ростана, 1942), Филумена («Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, 1956). Во многих работах её партнёром был Р.Н. Симонов. С 1921 Мансурова преподавала в Студии Вахтангова, а затем в Театральном училище имени Б.В. Щукина. Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942—45), где поставила «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского (1944).

Литература: Первая Турандот. Сборник, М., 1986.

И.Л. Сергеева.

Марецкая Вера Петровна

Маре́цкая Вера Петровна (1906, Москва — 1978, там же), актриса, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1976). В 1924 окончила Школу-студию при Театре имени Евг. Вахтангова (по классу Ю.А. Завадского). В 1924—36 играла в Театре-студии Завадского, в 1936—40 — в Ростове-на-Дону, куда была переведена Театр-студия, с 1940 работала в Театре имени Моссовета. Уже в своих первых ролях обнаружила интерес к острохарактерным, главным образом комедийным ролям, склонность к внешнему перевоплощению, импровизации. Играла старух: мадам Соковнина («Простая вещь» Б.А. Лавренёва), фрау Шнютхен («Компас, или Деловой человек» В. Газенклевера) — обе роли в 1927. Но наибольший успех принесли Марецкой роли Глафиры («Волки и овцы» А.Н. Островского, 1934) и Бетти Дорланги («Школа неплательщиков» Л. Вернея, 1935), в которых она продемонстрировала блестящие способности к эксцентрике и фарсу. Сыгранные Марецкой роли Мирандолины («Трактирщица» К. Гольдони, 1940) и Машеньки («Машенька» А.Н. Афиногенова) вошли в историю русского театра.

С 1925 снималась в кино, фильмы: «Закройщик из Торжка» (1925), «Дом на Трубной» (1928), «Член правительства» (1940), «Она защищает Родину» (1943), «Сельская учительница» (1947). Актрисе посвящён телефильм «Что вы знаете о Марецкой?» (1976). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948, 1951 — дважды). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: Бояджиев Г., В.П. Марецкая. Творческий путь актрисы, М., 1954.

Мариенгоф Анатолий Борисович

Мариенго́ф Анатолий Борисович (1897, Нижний Новгород — 1962, Петербург), писатель. Выходец из дворянской семьи, образование получил в нижегородском Дворянском институте, затем в гимназии г. Пензы. Летом 1918 переехал в Москву, стал литературным секретарём Издательства ВЦИК; тогда же сблизился с С.А. Есениным, с которым выступил в коллективных сборниках «Явь», «Харчевня зорь», «Плавильня слов», «Золотой кипяток» и др. и который посвятил Москве ряд своих сочинений (статья «Ключи Марии», поэмы «Пугачёв», «Сорокоуст» и др.). Мариенгоф — один из вождей и теоретиков имажинистов, автор их программных документов: «Декларация» (1919), «Восемь пунктов» и «Буян-Остров. Имажинизм» (оба — 1920). Участник объединения «Артель имажинистов», имевшего в Москве своё издательство, кафе «Стойло Пегаса» на Тверской улице и Книжную лавку имажинистов на Большой Никитской улице; один из авторов журнала «Гостиница для путешествующих в Прекрасном» (1922—24). Автор изданной в Москве поэмы «Магдалина» (1919), поэтических сборников «Руки галстуков», «Стихами чванствую» (оба — 1920), «Развратничаю с вдохновением» (1921), исторической трагедии «Заговор дураков» и других, где выявляется излюбленная лирическая маска Мариенгофа — поэта-паяца, словесного жонглёра и одновременно искателя правды и бунтаря. В 1924—25 Мариенгоф — заведующий сценарным отделом Пролеткино. Автор книги воспоминаний «Роман без вранья» (1927) — главным образом об истории дружбы с Есениным, с которым Мариенгоф порвал в 1925, «Романа о цинике» (1928), а также книги «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (полностью опубликована в 1988), воссоздающих, в частности, литературно-художественную и театральную жизнь Москвы первой половины 20-х гг. В 1928 переехал в Ленинград. В 1940 на многих, в том числе столичных, сценах с успехом шла стихотворная комедия Мариенгофа «Шут Балакирев» из жизни московских царей. Автор сценария фильма «Дом на Трубной» (1927).

Среди московских литературных и театральных друзей и знакомых Мариенгофа — В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд, А.Г. Коонен, В.И. Качалов, З.Н. Райх, И.А. Пырьев. Был тесно связан с московским Камерным театром. Жил в доме на улице Москвина, на углу улицы Петровки и Петровского (Богословского) переулка.

В.Г. Крижевский.

Мариинская больница

Для бедных построена на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны на Божедомке (ныне улица Достоевского), 2 по проекту архитекторов И.Д. Жилярди и А.А. Михайлова. Монументальный и строгий ансамбль в стиле зрелого классицизма включает главный корпус, выделенный центральным восьмиколонным портиком ионического ордера, и боковые флигеля, фланкирующие пространство парадного двора, отделённого от улицы оградой с воротами. Больничная церковь Петра и Павла расположена по центральной оси главного корпуса, к которому её объём примыкает с тыльной стороны. В 1855-57 архитектор М.Д. Быковский выстроил дворовые корпуса. Открыта в 1806. Здесь впервые в России были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов». В 1821-37 в больнице работал штаб-лекарь М.А. Достоевский - отец Ф.М. Достоевского, родившегося в 1821 во флигеле для персонала, где жили его родители (с 1928 музей); в 1936 в центре парадного двора установлен памятник писателю (скульптор С.Д. Меркуров, 1914-18; перенесён с Цветного бульвара). В здании больницы размещается Институт туберкулёза.

Литература: Московская Мариинская больница для бедных. 1806-1906, М., 1906.

М.Я. Яровинский, М.В. Нащокина.

Мариинская больница для бедных

Мариинская больница.

Мариинская больница.

Москва.

Марии́нская больни́ца для бедных построена на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны на Божедомке (ныне улица Достоевского), 2 по проекту архитекторов И.Д. Жилярди и А.А. Михайлова. Монументальный и строгий ансамбль в стиле зрелого классицизма включает главный корпус, выделенный центральным восьмиколонным портиком ионического ордера, и боковые флигеля, фланкирующие пространство парадного двора, отделённого от улицы оградой с воротами. Больничная церковь Петра и Павла расположена по центральной оси главного корпуса, к которому её объём примыкает с тыльной стороны. В 1855—57 архитектор М.Д. Быковский выстроил дворовые корпуса. Открыта в 1806. Здесь впервые в России были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов». В 1821—37 в больнице работал штаб-лекарь М.А. Достоевский — отец Ф.М. Достоевского, родившегося в 1821 во флигеле для персонала, где жили его родители (с 1928 музей); в 1936 в центре парадного двора установлен памятник писателю (скульптор С.Д. Меркуров, 1914—18; перенесён с Цветного бульвара). В здании больницы размещается Институт туберкулёза.

Литература: Московская Мариинская больница для бедных. 1806—1906, М., 1906.

М.Я. Яровинский, М.В. Нащокина.

Марк лесопарк

На севере Москвы, расположен по обе стороны Московской железной дороги (Савёловское направление), вблизи платформы Марк. Площадь около 14 га. Преобладают березняки, имеются культуры сосны. В восточной части лесопарка, в пойме Коровьева ручья, - пруд с обширным рогозово-осоковым болотом. Есть родник.

Марко Фрязин

Ма́рко Фря́зин (ошибочно Руффо), итальянский архитектор XV в. В Москве работал по приглашению великого князя Ивана III. В 1486—87 «свершил» Беклемишевскую башню Кремля, в 1487—91 заложил «полату велику» на дворе великого князя, «где терем стоял». В 1491 вместе с Пьетро Антонио Солари закончил «большую полату князя великого каменную на площади» (Грановитую палату) и принял участие в закладке Фроловской (Спасской) и Никольской башен Кремля.

Марков Константин Константинович

Ма́рков Константин Константинович (1905, Выборг — 1980, Москва), географ и геоморфолог, академик АН СССР (1970). Окончил Петербургский университет (1926), работал там же (до 1937). В 1937 переехал в Москву. С 1938 в Институте географии АН СССР, с 1940 профессор МГУ. В 1945—55 декан географического факультета; по его инициативе создан ряд новых отраслевых кафедр и лабораторий, организованы учебные географические станции и базы (в том числе в Подмосковье). Основные труды посвящены главным образом четвертичной геологии, геоморфологии и физической географии. Участник многочисленных экспедиций на Памир и Тянь-Шань, на Кавказ, в Сибирь. Трижды принимал участие в экспедициях по изучению Антарктиды (1955—60). Один из авторов «Атласа Антарктиды». Совместно с И.П. Герасимовым составил первую сводку по истории ледникового периода на территории СССР (1939). Государственная премия СССР (1971). Похоронен на Кунцевском кладбище.

Марковников (Морковников) Николай Владимирович

Марко́вников (Морко́вников) Николай Владимирович (1869, Казань — 1942, место смерти неизвестно), архитектор, археолог. Учился в петербургской Академии художеств (1888 — 1892). Основатель первых женских технических и строительных курсов (1905—16) и архитектурного отделения Женского политехнического института в Москве. Главный архитектор Кремля в 1914—19, руководил реставрацией стен и башен, в 1918 — переоборудованием помещений для правительственных учреждений. По проектам Марковникова построены многие сооружения Малой Окружной железной дороги (ныне Малое кольцо Московской железной дороги, 1903—10), а также посёлок Сокол, где была предпринята одна из первых попыток разработать для индивидуальных застройщиков типовые решения домов с применением сборных деталей из дешёвых строительных материалов — дерева, кирпича, шлакобетона.

«Марксистская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Маркси́стская» станция метро Калининской линии. Открыта в 1979. Архитекторы Н.А. Алёшина, В.С. Волович, Н.К. Самойлова, соавтор Р.П. Ткачёва. Расположена под Таганской площадью (без наземных вестибюлей). Колонны станционного зала облицованы красным, путевые стены — розовым мрамором и чёрным гранитом. Над проходами в торцевых стенах расположены панно, выполненные в технике флорентийской мозаики (художник М.Н. Алексеев). В центре зала находятся лестницы, ведущие в переходы на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии, в торце зала — переход на станцию «Таганская» Кольцевой линии. В противоположной стороне — выход на Таганскую и Марксистскую улицы.

Маросейка

Улица Маросейка.

Улица Маросейка.

Москва.

Маросе́йка улица (в 1954—90 улица Богдана Хмельницкого), между площадью Ильинские ворота и улицей Покровкой. Первоначально являлась частью улицы Покровки, собственное название получила в XVII в. (официально закрепилось в XIX в.) по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью (владение 9). В XV в. в районе Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называвшаяся церковью Покрова в Садах (д. 2, упоминается в 1488, снесена в 1777). В XVI в. улица ещё не была плотно заселена и её облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 в Немецкую слободу. В XVII в. цари ездили по Маросейке (начинавшейся тогда у Ильинских ворот Китай-города) и улице Покровке в свои загородные усадьбы; на Маросейке стояли дворы знати (Салтыковых, Собакиных, Куракиных; владение 11 принадлежало В.Б. Шереметеву, затем В.Ф. Нарышкину; палаты перестроены в XVIII—XIX вв.). В 1657 в начале улицы построена каменная церковь Святого Николая, из-за соседства с Харчевым рядом у Ильинских ворот получившая прозвание Николы в Блинниках (д. 5, перестроена в 1701, колокольня — 1749). При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, и Маросейка осталась неблагоустроенной. Во второй половине XVIII в. на ней появились усадьбы В.П. и А.К. Разумовских (д. 2/15, 1780-е гг. — 1796, перестроен в XIX в.), М.Р. Хлебникова, позже П.А. Румянцева-Задунайского (д. 17, 1780-е гг., фасад оформлен в 1886, архитектор Г.А. Кайзер). На средства Хлебникова напротив его дома было возведено новое здание церкви Косьмы и Дамиана (д. 14/2, 1791—93, архитектор М.Ф. Казаков). Во время пожара Москвы 1812 правая сторона улицы выгорела и была расширена (хотя многие каменные здания сохранились от XVIII в., например, д. 6). В последней трети XIX в. на Маросейке появились маловыразительные дома (9 и 15), в начале XX в. — самое большое здание улицы — д. 7/8 (конторский дом и книжный магазин И.Д. Сытина, 1913—14, архитектор А.Э. Эрихсон) и монументальный дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник» (д. 12, 1914, архитектор М.С. Лялевич). Облик улицы в целом определяет эклектика, несмотря на вкрапления классицизма, позднего конструктивизма (д. 3, архитектор В.Д. Цветаев) и «современной архитектуры» (д. 12, 1972, новый корпус Министерства машиностроения). Слева на улицу выходят Большой Златоустинский переулок, Армянский переулок, справа — Большой Спасоглинищевский, Петроверигский и Старосадский переулки.

И.Л. Давыдова.

Мартинсон Сергей Александрович

Мартинсо́н Сергей Александрович (1899, Петербург — 1984, Москва), актёр, народный артист РСФСР (1964). Окончил Институт сценических искусств в Петрограде (1923). На формирование актёрской индивидуальности Мартинсона решающее влияние оказал В.Э. Мейерхольд, в театре которого Мартинсон работал с 1924. Именно здесь определились особенности его актёрской манеры: склонность к острой гротесковой характеристике, буффонаде. Роли: Валериан («Мандат» Н.Р. Эрдмана, 1925), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1926), Татаров («Список благодеяний» Ю.К. Олеши, 1931) и др. Работал в те же годы в Театре Революции; среди образов, созданных Мартинсоном, выделялся Карандышев («Бесприданница» А.Н. Островского, 1940), сыгранный сатирически и трагически одновременно. Выступал в московском Мюзик-холле, с 1945 — в Театре-студии киноактёра. Снимался в кино, демонстрируя, как и все актёры, прошедшие школу Мейерхольда, спортивную и акробатическую подготовку (фильмы: «Похождения Октябрины», 1924; «Чёртово колесо», 1926; «Марионетки», 1934; «Антон Иванович сердится», 1941; «Свадьба», 1944, и др.). Последняя роль — в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь...» (1984).

Литература: Шахов Г.А., С. Мартинсон, М., 1966.

Мартос Иван Петрович

Ма́ртос Иван Петрович (1754, Ичня Черниговской губернии — 1835, Петербург), скульптор. Учился в петербургской Академии художеств у Н.Ф. Жилле (1764—73), преподавал там же (с 1779, в 1782 получил звание академика, с 1814 ректор Академии художеств). Пенсионер Академии художеств в Риме (1773—79). Жил и работал в Петербурге, выполнив для Москвы ряд принципиально важных памятников. В 1780 — 1800-х гг. особенно много работал в области надгробной скульптуры, подняв этот новый для России жанр на уровень лучших достижений русского классицизма. В Донском монастыре было установлено несколько ранних надгробий — пристенных рельефов, отличающихся гармонически ясной, музыкально-ритмичной композицией, классической простотой, настроением глубокой, сдержанной скорби и особой камерностью передачи человеческих переживаний (надгробия С.С. Волконской, 1782, ныне в ГТГ, М.П. Собакиной, 1782, П.А. Брюс, 1786—90, оба ныне в Голицынской усыпальнице Донского монастыря, все — в мраморе). Мартос посетил Москву в 1808 в связи с заказом бронзового памятника Екатерине II; присутствовал на его торжественном открытии в 1812 в Колонном зале Благородного собрания (ныне в Музее архитектуры имени А.В. Щусева), очевидно тогда же наметив место для будущего памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, над проектом которого начал работать с 1804. На основе текста летописи Мартос создал выдержанную в тоне гражданственного пафоса литературную программу, определившую как образное решение отлитой в бронзе двухфигурной скульптурной группы, так и роль «сограждан», отражённую в бронзовых рельефах на гранитном постаменте («Сбор пожертвований К. Мининым», «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы»). Привезя готовый памятник водным путём из Петербурга в Москву для установки в 1818, Мартос вопреки воле Александра I настоял на заранее выбранном для него месте — в центре Красной площади, лицом к Кремлёвской стене, но ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы скульптура смотрелась чётким силуэтом на фоне его главного портика (в настоящее время памятник сдвинут к храму Василия Блаженного). За создание памятника Мартос получил звание действительного статского советника и большую ежегодную пенсию.

Литература: Коваленская Н., Мартос, Москва — Л., 1938; Гофман И.М., И.П. Мартос, Л., 1970; Тимофеева Н.В., Гражданину Минину и князю Пожарскому, «Куранты», в. 2, М., 1987.

Е.М. Ивановская.

Предыдущая страница Следующая страница