Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАЛ")

Мавзолей

Мавзоле́й на Красной площади, памятник-усыпальница В.И. Ленина у Кремлёвской стены. Первый деревянный мавзолей (проект А.В. Щусева) был возведён ко дню похорон Ленина (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой; во втором временном деревянном мавзолее, установленном весной 1924 (проект Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны. Лаконичные формы второго мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфиром (1929 — 1930, по проекту Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал (10 м2). В 1930 по сторонам мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И.А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены. В период Великой Отечественной войны, в июле 1941, тело Ленина было эвакуировано на Урал; в апреле 1945 возвращено в Москву. В 1945 построена центральная трибуна мавзолея. В 1953—61 в мавзолее находилось также тело И.В. Сталина. В 1973 установлен пуленепробиваемый саркофаг (главный конструктор Н.А. Мызин, скульптор Н.В. Томский).

Литература: Абрамов А., Мавзолей Ленина, 6 изд., М., 1985.

Магазин Кузнецова

Магазин Кузнецова (Мясницкая улица, 8/2), по продаже изделий из фарфора и фаянса. Фирме М.С. Кузнецова (основана в начале XIX в.) принадлежал фарфоровый завод в селе Дулёво (ныне г. Ликино-Дулёво Московской области). Наибольшую известность она приобрела после покупки в 1891 заводов Ф.Я. Гарднера (тогда же преобразована в «Товарищество фарфорового и фаянсового производства М.С. Кузнецова»). Здание магазина Кузнецова построено в 1898 архитектором Ф.О. Шехтелем. В композиции фасада, выходящего на Мясницкую улицу, и скруглённого угла здания ведущую роль играют 3-ярусные окна-арки, в верхних частях декорированные сочными необарочными картушами; разделяющие их пилястры завершены огромными масками бога торговли Меркурия. В выдержанный в духе стиля модерн декор крыла по Большому Златоустинскому переулку (в 1930-х гг. надстроено двумя этажами) введены маски в форме девичьих головок. В 1907 на втором этаже магазина Кузнецова состоялась художественная выставка «Голубая роза», организованная редакцией журнала «Золотое руно». В выставке участвовали художники Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин и др. После Октябрьской революции все предприятия фирмы были национализированы. Ныне в здании - магазин по продаже изделий из стекла, фарфора, хрусталя и др.

М.В. Нащокина.

Магницкий Леонтий Филиппович

Магни́цкий Леонтий Филиппович (1669, Осташковский городок, ныне г. Осташков Тверской области, — 1739, Москва), математик, педагог. Из крестьян. По некоторым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. С 1701 до конца жизни преподавал арифметику, геометрию и тригонометрию в московской Школе математических и навигацких наук (с 1716 её руководитель). В 1703 напечатал «Арифметику» (тираж 2400 экземпляров), которая до середины XVIII в. была основным учебником математики в России и являлась в известной мере энциклопедией математических знаний (по ней учился М.В. Ломоносов, называвший учебник «вратами своей учёности»). Участвовал в издании «Таблиц логарифмов и синусов, тангенсов и секансов» (М., 1703). По преданию, фамилия Магницкий была дана ему Петром I «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Мазетти Умберто (Августович)

Мазе́тти Умберто (Августович) (Masetti) (1869, Болонья — 1919, Москва), итальянский певец (лирический тенор), педагог. С 1899 преподавал в Московской консерватории (профессор). Воспитал плеяду русских певцов; среди его учеников — В.В. Барсова, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова. Автор музыкальных сочинений (три оперы, симфонии, несколько романсов), а также «Школы пения» (1895, на итальянском языке) и работы «Краткие указания по пению моим ученикам» (М., 1912). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Яковлева А., У. Мазетти и его педагогические взгляды, в сборнике: Вопросы вокальной педагогики, в. 5, М., 1976.

М.Е.

Мазилово

Мази́лово местность на западе Москвы, соседствует на востоке с Филями, на западе с Кунцевом, на юге примыкает к линии Белорусского направления Московской железной дороги, на севере — к Филёвскому парку. Название — от бывшей деревни, известной с XVII в. В XIX — начале XX вв. дачная местность. С середины 50-х гг. в черте Москвы. С 1958 часть района массовой жилой застройки Фили-Мазилово.

Мазинг Карл Карлович

Ма́зинг Карл Карлович (1849—1926, Москва), математик, педагог, инженер. Вскоре после окончания Московского университета (1870) занялся педагогической деятельностью. В 1877 основал частное реальное училище (ныне школа № 57), обучение в котором велось с использованием созданных самим Мазингом приборов. Создал первый в России курс математики для реальных училищ — учебники «Геометрия» (1876), «Стереометрия» (1877). С 1895 Мазинг — председатель Постоянной комиссии по техническому образованию Московского отделения Российского технического общества (РТО); один из инициаторов открытия при нём Вечерних рабочих классов (Пречистенские, Замоскворецкие, при фабрике «Гюбнер, Тиль и Ко» и др.), на базе которых в 20-х гг. созданы рабфаки, и организации в 1897 Общества распространения коммерческого образования, открывшего в 17 пунктах Москвы курсы для низших торговых служащих (8 тыс. слушателей ежегодно), и Высших коммерческих курсов (ныне Коммерческая академия). В 1904—21 Мазинг возглавлял Московское отделение РТО. По его инициативе создан Музей содействия труду. Многие годы Мазинг был гласным Городской думы и уездного Земского собрания. В 1914—17 — во главе комиссии для ревизии расходов городского управления, вызванных войной. В 1912 Мазинг построил шестиэтажный дом в стиле модерн на купленном им участке земли на углу Антипьевского переулка и Малого Знаменского переулка. В двух соседних домах (7/10) размещались реальное и коммерческое училища, квартиры преподавателей и «общежитие» для учащихся, во время первой мировой войны — госпиталь и фельдшерские курсы. После 1917 Мазинг преподавал на рабфаке Горной академии, написал ряд учебников для рабочих, был редактором журнала «Вестник инженеров». Дом Мазинга был известен в Москве как литературный и музыкальный салон. Здесь бывали Л.В. Собинов, М.В. Бочаров (баритон «Оперы С.И. Зимина»), Р.М. Славинский (дирижёр «Оперы»), писатель В.А. Гиляровский, учёные и врачи И.М. Сеченов, Д.Н. Зернов, Н.Н. Бурденко, Г.Н. Сперанский и др.

Сочинения: Возникновение Пречистенских курсов, в книге: К 25-летию Пречистенских рабочих курсов, М., 1922.

Н.П. Умнякова.

Мазурин Алексей Сергеевич

Мазу́рин Алексей Сергеевич (1846, Москва — после 1914), купец, фотограф, потомственный почётный гражданин Москвы. Из купеческой семьи Мазуриных. Его дед, Алексей Алексеевич Мазурин, московский городской голова в 1828—30, построил в 1803 хлопкопрядильную фабрику в Реутове (с 1860 Товарищество Реутовской мануфактуры). В 1860-х гг. учился во Франкфуртской торговой школе. Длительное время путешествовал по Италии, увлекался живописью, брал уроки у художников И.И. Амосова, Н.А. Брызгалова, Н.В. Неврева. Вернувшись в начале 1870-х гг. в Москву, возглавил контору по отправке товаров за границу; с 1869 член правления, с 1900 директор правления Товарищества Реутовской мануфактуры.

Первые фотографичические опыты Мазурин начал в 1870. Свои «жанровые картинки» выставлял для продажи в магазине Дациаро на Кузнецком мосту, публиковал в журналах «Нива», «Живописное обозрение». С 1890 участвовал в различных выставках, в том числе международных (в Амстердаме, Берлине, Глазго, Милане, Париже, Стокгольме и др.). Много содействовал развитию русской фотографии. Один из учредителей в 1894 Русского фотографического общества (РФО, с 1899 его почётный член), участник создания Московского художественно-фотографического общества (МХФО, 1901), член комиссий по проведению первого съезда деятелей фотографии (1896), фотографической выставки РФО в Москве (1896), I Международной выставки МХФО (1905). В своём творчестве много внимания уделял изображению Москвы, её памятников, улиц, скверов, домов (дом Юсупова, церковь Рождества в Путинках, дом Игумнова, Триумфальные ворота и др.). Выполнял работы в различных техниках (платинотипия, гуммиарабик, альбумин). Член-корреспондент Гамбургского общества любителей фотографии (1894), почётный член-корреспондент Эстляндского общества фотографов-любителей г. Ревеля (1897). В зарубежной прессе считался единственным представителем русской художественной фотографии.

И.А. Семакова.

Мазурины

Дом призрения имени семьи Мазуриных.

Дом призрения имени семьи Мазуриных.

Москва.

Мазу́рины предприниматели. Предположительно, выходцы из Серпухова, где в 1830-х гг. имелась бумаготкацкая фабрика купца Василия Васильевича Мазурина. Алексей Васильевич (1786 — 1865), московский купец 1-й гильдии. Был женат на Анне Алексеевне Поповой (1801—64), отец которой Алексей Гаврилович Попов (1770—?), московский купец 2-й гильдии, выходец из г. Боровска, в 1840-х гг. — владелец фарфорового завода в деревне Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии; позднее получил дворянство. Сын А.В. Мазурина — Николай Алексеевич (1823, Москва — 1903, Петербург), один из крупнейших благотворителей. Вёл торговую деятельность в Петербурге, петербургский купец 2-й гильдии. Пожертвовал Московскому купеческому обществу на благотворительные нужды землю и капиталы, оценивавшиеся почти в 2 млн. рублей, в том числе участок земли (стоимость 25 тыс. рублей) и 500 тыс. рублей «на устройство и содержание Дома призрения имени семьи Мазуриных на 100 человек, происходящих из московского купеческого и мещанского сословий, чисто русского происхождения, православного вероисповедания» (был открыт в 1887, ныне Гончарная набережная, 17). По духовному завещанию Мазурина около 1,4 млн. рублей (одно из крупнейших пожертвований за всю историю московской благотворительности) использовано на строительство и оборудование пятиэтажного корпуса Дома бесплатных квартир имени братьев Н.А. и А.А. Мазуриных на 500 человек (был открыт в 1907 на Большой Алексеевской улице, 27). Мазурин пожертвовал также крупные капиталы Покровскому монастырю и церквам в Москве, Московской и Калужской губерниях. Был похоронен на кладбище Покровского монастыря. Известны также братья Н.А. Мазурина — Павел Алексеевич, московский купец 1-й гильдии, торговец москательным товаром, и Алексей Алексеевич.

Г.Н. Ульянова.

Майков Василий Иванович

Ма́йков Василий Иванович (1728, Ярославль — 1778, Москва), поэт, драматург, создатель в отечественной словесности жанра сатирико-пародийной («ироикомической») поэмы. Сын помещика, Майков учился в Петербургской академической гимназии, был на военной службе. Выйдя в отставку, в начале 1760-х гг. поселился в Москве. Товарищ московского генерал-губернатора, главный член Московской конторы Мастерской и Оружейной палаты. Член литературных кружков А.П. Сумарокова (Новинский бульвар, 19—25) и М.М. Хераскова (улица Малая Дмитровка, 1), где встречался с Д.И. Фонвизиным, И.Ф. Богдановичем, Ф.Г. Волковым. Печатал в журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы» Хераскова свои стихи и стихотворные переводы «Метаморфоз» Овидия; продолжал литературную борьбу Сумарокова с «неправедностью» и невежеством. В 1768—75 принимал участие в деятельности московского Вольного экономического общества. Близкий друг Н.И. Новикова и Ф.С. Рокотова. В Москве изданы пользовавшиеся исключительным успехом ирои-комической поэмы Майкова «Игрок Ломбера» (1763; высмеивала увлечение азартными карточными играми московского дворянства начала 1760-х гг.) и «Елисей, или Раздражённый Вакх» (1771), где в бурлескном изображении похождений главного героя — буяна и пьяницы с грубоватым юмором показаны нравы социального «дна». В начале 1770-х гг. примкнул к масонам, перелагал псалмы, писал духовные оды и др. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Литература: Молева Н.М., Загадки Рокотова..., М., 1994.

Н.М. Молева.

Макарий

Мака́рий (в миру Макар) (1481/82 — 1563, Москва), митрополит Московский и Всея Руси (с 1542), писатель, живописец. Происходил, вероятно, из среды духовенства. В конце XV в. стал монахом Пафнутьев-Боровского монастыря; служил чтецом, поддьяконом, дьяконом, священником, владел искусством иконописи. Был убеждённым сторонником иосифлянства. В 1523 возведён митрополитом Даниилом в архимандриты можайского Лужицкого монастыря, обратил на себя внимание великого князя московского Василия III. Поддержал великого князя в разводе с Соломонией Сабуровой и благословил на второй брак с Еленой Глинской. С 1526 архиепископ Новгородский, проводил промосковскую политику, занимался миссионерством среди угро-финских народов. В 1541 под его руководством завершена так называемая первая редакция «Великих Четьи-Миней». 16 марта 1542 Макарий избран в митрополиты Московские и Всея Руси при поддержке князя А.М. Шуйского. В период малолетства Ивана IV Грозного и регентства Шуйских у Макария, часто «печаловавшегося» за опальных вельмож, осложнились отношения с Боярской думой, неоднократно предпринимались попытки «свести» его с престола. Летом 1544, во время одного из московских пожаров, когда загорелся Кремль, Макарий едва не погиб в огне. Во время восстания 1547 года содействовал отстранению от власти Глинских. Став одним из ближайших советников Ивана IV, венчал его на царство (16 января 1547). В том же году благословил Ивана IV на брак с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. Был активным участником Земских соборов 1547, 1549, 1550; выступал за примирение враждующих боярских группировок. На церковных так называемых Макарьевских соборах провёл канонизацию 39 общерусских святых. На соборе 1549 добился отлучения от церкви сподвижника Максима Грека архимандрита Чудова монастыря Исаака Собаки. Переписывался с ссыльным Максимом Греком, включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи», при этом уклонялся от рассмотрения просьб о помиловании. Благословил войско во время Казанского похода 1550. В 1551 совместно с царём созвал церковно-земский Стоглавый собор. Во время похода на Казань (1552) Иван IV оставил Макария в Москве «беречи царство» (фактический глава государства). В 1552 под руководством Макария создана вторая, а в 1554 — третья редакция «Великих Четьи-Миней». На церковных соборах 1553—55 поддержал обвинения в ереси боярского сына М.С. Башкина, старца Артемия, инока Феодосия Косого, защищал Сильвестра, обвинённого дьяком И.И. Висковатовым в неканоничности росписей Благовещенского собора Московского Кремля. Во время отъездов царя из Москвы вёл государственные дела, дипломатические переговоры, рассылал гонцов с грамотами за рубеж. При участии Макария расписывались Покровский собор и Золотая палата в Кремле, составлялись Летописец начала царства и Царственная книга. В конце жизни отошёл от государственных дел, руководил созданием Степенной книги, поддерживал книгопечатание И. Фёдорова, поновлял иконы. В 1564 были созданы «Житие» и «Сказание о последних днях митрополита Макария». Похоронен в Успенском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью (1988).

Л.А. Ольшевская.

Макарова Татьяна Петровна

Мака́рова Татьяна Петровна (1920, Москва — 1944), Герой Советского Союза (1945, посмертно), лётчица, лейтенант. В Великую Отечественную войну заместитель командира и командир эскадрильи гвардейского Таманского ночного легкобомбардировочного полка; 628 ночных боевых вылетов. Погибла в воздушном бою. Именем Татьяны Макаровой в 1960—93 называлась Болотная улица.

Макеев Сергей Фёдорович

Маке́ев Сергей Фёдорович (1909, деревня Столбово Московской губернии — 1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), танкист, лейтенант. Жил в Москве, рабочий. В годы Великой Отечественной войны командир танкового взвода. На подступах к Киеву ворвался на танке в колонну врага. Погиб в бою. Именем Макеева в 1965 названа улица (улица Сергея Макеева, бывшая 4-я Звенигородская) в районе Пресни.

«Маковец»

«Ма́ковец» (до 1924 Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь»), объединение московских художников и литераторов. Основано в 1921 бывшими участниками объединений «Московский салон» и «Мир искусства», молодыми живописцами С.В. Герасимовым, Л.Ф. Жегиным, М.С. Родионовым, А.В. Фонвизиным, В.Н. Чекрыгиным, Н.М. Чернышёвым, А.В. Шевченко, писателями Амфионом Решетовым (Н.Н. Барютин), Н.М. Рудиным, А.М. Чернышёвым и др.; в деятельности объединения принимал участие философ П.А. Флоренский. Председателем «Маковца» стал Шевченко, с 1924 — Н.М. Чернышёв. Участники объединения декларировали преемственность классических традиций, высокую духовность искусства; его название, как и название издававшегося в 1922 одноименного журнала, происходит от холма Маковец, на котором расположена Троице-Сергиева лавра (по выражению Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры»). Входившие в «Маковец» художники тяготели к философской обобщённости, своеобразному космизму (Жегин, Чекрыгин), к эмоционально-лирическому осмыслению образов городской и сельской природы (Герасимов, К.К. Зефиров, Родионов и др.). Объединение провело в Москве три выставки живописных работ (апрель — май 1922 и январь — февраль 1924, Музей изящных искусств; декабрь 1925 — январь 1926, Вхутемас) и выставку рисунков (февраль — март 1925, Цветковская галерея). Распалось в 1926, большинство членов перешло в Общество московских художников.

Литература: Лапшин В.П., Из истории художественной жизни Москвы 1920-х гг. «Маковец», в сборнике: Советское искусствознание — 79, в. 2, М., 1980.

Маковский Владимир Егорович

Мако́вский Владимир Егорович (1846, Москва — 1920, Петроград), живописец, сын Е.И. Маковского, брат Н.Е. Маковского. Учился в МУЖВЗ (1861—66) у Зарянко, преподавал там же (1882—94). Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1872. В Москве жил до 1894. Прославился как мастер бытового жанра. В ранних работах с тонким обаянием воспроизвёл обстановку родительского дома, картины семейной жизни, пронизанные страстным увлечением искусством и творческой деятельностью («Семейная сцена в кабинете любителя художеств», 1863, местонахождение неизвестно, «Литературное чтение», 1866, ГТГ). Обладая умением остро схватывать детали, облик и характеры людей, выразительно и живо строить «мизансцены» своих картин, Маковский запечатлел различные стороны московского быта, с его забавнокомическими («В приёмной у доктора», 1870), или умиротворённо-поэтическими («Варят варенье», 1874), или остро-гротескными («Крах банка», 1881, все — ГТГ) эпизодами. Работал в свободной колористической манере, точно передавая характерные для московского пейзажа цветовые созвучия («На бульваре», 1886—87, ГТГ). В ряде произведений воспроизвёл облик и характерные приметы московской городской среды («Толкучий рынок в Москве», эскиз акварелью, 1880, «Ночлежный дом в Москве», 1889, оба — ГРМ). Автор портретов людей творческого склада, с которыми был хорошо знаком или дружески связан (И.М. Прянишникова, 1883, И.Е. Цветкова, 1890, И.Е. Сорокина, 1891, Д.А. Ровинского, 1894, все — ГТГ). В 1872 выполнил для Политехнической выставки в Москве серию картин так называемого Севастопольского альбома («Эпизоды севастопольской жизни 1854—55», ныне — в ГИМ).

Литература: Журавлёва Е.В., В.Е. Маковский, М., 1972.

Маковский Егор Иванович

Мако́вский Егор Иванович (1802, Звенигород — 1886, Москва). Живописец, отец В.Е. Маковского и Н.Е. Маковского. Любительские занятия живописью совмещал со службой в Экспедиции кремлёвского строения. Делал портреты-миниатюры, а также копии с картин, хранившихся в Большом Кремлёвском дворце (в технике сепии). Был в дружеских отношениях с К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К. Зарянко, И.П. Витали, П.Ф. Соколовым. Один из организаторов самодеятельных рисовальных вечеров, положивших в 1832 начало существованию Натурного класса (будущее МУЖВЗ). Первым из его участников получил медаль за рисунок, представленный на выставке в петербургской Академии художеств (1874). Почётный член Московского художественного общества. В доме Маковского бывали Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, М.И. Глинка, М.С. Щепкин, А.Е. Варламов. Собрал значительную коллекцию русской живописи, западноевропейской гравюры. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Виппер Ю.Ф., Е.И. Маковский, М., 1883.

Маковский Николай Егорович

Мако́вский Николай Егорович (1842, Москва — 1886, Петербург), живописец, сын Е.И. Маковского, брат В.Е. Маковского. Учился в петербургской Академии художеств на архитектурном отделении (1859—66), жил в основном в Петербурге. В ранние годы специализировался на создании архитектурных видов, отличавшихся точностью передачи конструктивных и художественных особенностей древних памятников Москвы и её окрестностей («Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы», ГТГ). В начале 1880-х гг. создал серию московских пейзажей, запечатлевших как наиболее известные исторические здания, так и самобытные живописные уголки («Благовещенский собор», 1884, ГРМ, «У Крутицкого терема», ГТГ), мастерски передавал не только характерные приметы Москвы, своеобразие её городского силуэта, но и её особую нарядную красочность («Вид Москвы», ГРМ).

Максим Грек

Макси́м Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1470—1556, Троице-Сергиев монастырь), церковный деятель. Из семьи крупного греческого чиновника. Учился в Италии; во Флоренции слушал проповеди Савонаролы, оказавшие большое влияние на формирование его мировоззрения. Постригся в католическом монастыре, затем покинул его, возвратился в Грецию и постригся в православном Ватопедийском монастыре на Афоне. В 1518 Максим Грек по просьбе великого князя московского Василия III прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. Благодаря широкому образованию, блестящему уму занял заметное положение при великокняжеском дворе и в кругах русского духовенства, но, включившись в политическую борьбу, настроил против себя своих покровителей. Обличал сильных мира сего в пороках и злоупотреблениях. Осудил действия митрополита Даниила во время развода Василия III с Соломонией Сабуровой. Был заключён в Симонов монастырь; на специально созванных в 1525 и 1531 соборах осуждён за преднамеренную порчу книг и действия, враждебные государству (фактически — за поддержку взглядов нестяжателей). Максим Грек содержался сначала в Иосифо-Волоколамском, затем в Отроче монастыре в Твери. Освобождён в 1551. Последние годы провёл в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Макарий включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи». Максим Грек признавал божественное происхождение царской власти, считая, что царь обязан действовать в согласии с духовенством и боярами. Канонизирован Русской православной церковью.

Максимов Игнатий

Сын Шпилин

(?-1651, Москва), колокольный и пушечный мастер, «выученик» А. Чохова. Работал на Пушечном дворе в первой половине XVII в.: упоминания о нём встречаются в документах Пушкарского приказа, «Дворцовых разрядах» под 1607, 1621 и 1651. В 1607 был послан в Кирилло-Белозерский монастырь для отливки двух колоколов. 5 марта 1621 царь Михаил Фёдорович пожаловал мастера сукнами за то, что он вылил «колокол к Василью Блаженному, да колокол набатной к Тайницким воротам, да пять колоколов вестовых в розные городы». 1 июля 1621 государь вновь пожаловал «колокольного литца» сукнами, на этот раз за то, что он вместе с учеником Ильёй Гавриловым под руководством Чохова «слил» на колокольню «Иван Великий» четыре колокола. Через шесть дней мастер опять получил сукна за переливку старого колокола Вознесенского монастыря. В том же году вместе с Чоховым Максимов отлил ещё один колокол для колокольни «Иван Великий» весом 1600 кг, впоследствии получивший название «Глухой». До наших дней дошли два колокола мастера, которые находятся на колокольне «Иван Великий».

Литература: Забелин И., Дополнения к Дворцовым разрядам, ч. 1, М., 1882.

А.Ф. Бондаренко.

Максимов Игнатий сын Шпилин

Макси́мов Игна́тий сын Шпи́лин (?—1651, Москва), колокольный и пушечный мастер, «выученик» А. Чохова. Работал на Пушечном дворе в первой половине XVII в.: упоминания о нём встречаются в документах Пушкарского приказа, «Дворцовых разрядах» под 1607, 1621 и 1651. В 1607 был послан в Кирилло-Белозерский монастырь для отливки двух колоколов. 5 марта 1621 царь Михаил Фёдорович пожаловал мастера сукнами за то, что он вылил «колокол к Василью Блаженному, да колокол набатной к Тайницким воротам, да пять колоколов вестовых в розные городы». 1 июля 1621 государь вновь пожаловал «колокольного литца» сукнами, на этот раз за то, что он вместе с учеником Ильёй Гавриловым под руководством Чохова «слил» на колокольню «Иван Великий» четыре колокола. Через шесть дней мастер опять получил сукна за переливку старого колокола Вознесенского монастыря. В том же году вместе с Чоховым Максимов отлил ещё один колокол для колокольни «Иван Великий» весом 1600 кг, впоследствии получивший название «Глухой». До наших дней дошли два колокола мастера, которые находятся на колокольне «Иван Великий».

Литература: Забелин И., Дополнения к Дворцовым разрядам, ч. 1, М., 1882.

А.Ф. Бондаренко.

Малая Бронная улица

Малая Бронная улица.

Малая Бронная улица.

Москва.

Ма́лая Бро́нная у́лица между Тверским бульваром и Садовой-Кудринской улицей. Деревянная застройка была уничтожена пожарами 1737 и 1812. В XIX в. улица застраивалась каменными домами. В 1832 в д. 18 жил с родителями И.С. Тургенев. В 1842 в д. 15б по инициативе профессора Московского университета П.П. Эйнбродта была открыта первая в Москве детская больница, во второй половине XIX в. на территории больницы построены дома дешёвых квартир Гирша (бывший д. 15), в которых в 80—90-х гг. XIX в. жили студенты. В 1906 в д. 15б композитор С.И. Танеев основал Народную консерваторию. В д. 5 в июне 1846 останавливался у родных Н.Г. Чернышевский. В начале 80-х гг. архитектор А.О. Гунст открыл в д. 32 Классы изящных искусств, где преподавали И.И. Левитан, Ф.О. Шехтель и др. В 1882 возведён доходный дом (д. 2), к которому позднее был пристроен театральный зал; в этом зале собирались члены Кружка любителей русской музыки, Московского кружка любителей сценического искусства, ставил свои первые спектакли Е.Б. Вахтангов (ныне здание Драматического театра на Малой Бронной, д. 2/4). В д. 4 (сооружён в 1902—03 Обществом для пособия нуждающимся студентам) была студенческая столовая, в декабре 1905 здесь помещался штаб студенческой дружины, оборонявшей баррикаду у д. 2. В 1912 построен д. 32 (архитектор И.Г. Кондратенко). В районе Малой Бронной улицы расположены Патриаршие пруды. также Большая Бронная улица.

Малая Дмитровка

Улица (в 1944-93 улица Чехова), между Пушкинской площадью и Садовой-Каретной улицей, в северной части центра Москвы. Возникла в XVI в. по дороге из Москвы в Дмитров (отсюда название). Заселялась сторожами городских ворот - воротниками (в районе современного Воротниковского переулка) и жителями Малой Дмитровской слободы. В середине XVII в. в начале улицы построена церковь Рождества Богородицы в Путинках (д. 4). С XVIII в. заселялась торговыми людьми, знатью, дворянами, со второй половины XIX в. - купцами. В д. 10 (не сохранился) жил поэт М.М. Херасков, в д. 17 (не сохранился) - историк и писатель Н.М. Карамзин (1802-04), в д. 5 (не сохранился) - польский поэт А. Мицкевич (1825), в д. 12 - декабрист М.Ф. Орлов (1831 - 1834). Дом 18 в 1813-50 принадлежал А.Н. Соймонову, отцу С.А. Соболевского (друга А.С. Пушкина). В д. 1 помещалась типография В.В. Давыдова, издававшего в 1880-х гг. журнал «Зритель», в котором сотрудничали братья Чеховы. В 1890-92 во флигеле д. 29 жил А.П. Чехов (мемориальная доска). В д. 6 (1907-08, архитектор И.А. Иванов-Шиц) находился клуб Московского купеческого общества; в 1917 в доме разместилась Совпартшкола, затем - Коммунистический университет, с 1938 - Театр имени Ленинского комсомола (ныне Театр «Ленком»).

Малая Никитская улица

Малая Никитская улица.

Малая Никитская улица.

Москва.

Ма́лая Ники́тская у́лица (в 1948—93 улица Качалова, в память артиста МХАТ В.И. Качалова), между площадью Никитские ворота и Садовым кольцом. Возникла в XVI в., и заканчивалась тогда у Всполья — поля в районе современного Вспольного переулка. Первоначально улицу заселяли знатные боярские и дворянские роды, а со второй половины XIX в. — представители крупного московского купечества. Большинство зданий на левой стороне Малой Никитской улицы выходят своими фасадами на Большую Никитскую улицу. Украшение улицы — д. 12, построенный во второй половине XVIII в. и известный как дом Бобринских; в 1826 в этом доме у своего приятеля В.П. Зубкова бывал А.С. Пушкин. Двухэтажный дом (№ 14) с арочными окнами второго этажа, построенный в 1840-х гг., длительное время принадлежал московскому офтальмологу А.А. Крюкову; в 1890—91 здесь снимал квартиру В.И. Вернадский. В конце XIX в. построен особняк (д. 13) предпринимателя Гагмана (ранее на этом месте находилось владение, принадлежавшее в конце XVIII в. А.В. Суворову). Во флигеле д. 21 (не сохранился) и в д. 35 жил П.И. Чайковский. В конце XIX — начале XX вв. на улице выстроено несколько многоэтажных доходных домов (д. 2?, архитектор С.Д. Червинский; дома 8 и 10, архитектор О.О. Шишковский; дома 15 и 29, архитектор О.Г. Пиотрович; д. 33, архитектор В.И. Дзевульский). В д. 20 (1893, архитектор И.А. Иванов-Шиц) в 1896 снимал комнату будущий писатель Л.Н. Андреев, в 1915—22 в доме жил Качалов. В д. 27 у химика В.В. Марковникова бывали К.А. Тимирязев, И.А. Каблуков, В.Ф. Лугинин и др. В ряду построек конца XIX — начала XX вв. выделяются д. 18 (1899, архитектор А.Э. Эрихсон), построенный для промышленника Михельсона, и шедевр отечественного модерна — дом Рябушинского (д. 6, 1902, архитектор Ф.О. Шехтель). В 1910 архитектор Эрихсон построил для фабриканта Бакакина д. 28; в советское время в этом доме жил Л.П. Берия (рассказы о мрачных тайнах, связанных с деяниями нового владельца, широко распространены среди москвичей). В 1939 выстроен д. 16 (архитектор А.И. Ефимов); фасад дома оформлен в технике сграффито и украшен колоннадой. На месте современного д. 22 стояла церковь Святого Георгия, в которой в 1877 венчался П.И. Чайковский (снесена в 1932); в 1938 выстроен Дом звукозаписи (архитектор А.Н. Земский), в 1966 к дому пристроено здание для студий звукозаписи (архитектор Ю. Фердман и др.).

Малая Сухаревская площадь

Ма́лая Су́харевская пло́щадь см. Сухаревские площади

Маленков Георгий Максимилианович

Маленко́в Георгий Максимилианович (1902, Оренбург — 1988, Москва), государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Из семьи служащего. В 1919—21 политработник в Красной Армии. В 1921—25 учился в МВТУ. В 1925—30 в аппарате ЦК, в 1930—34 в МК ВКП(б). В 1934—39 заведующий отделом руководящих партийных органов ЦК ВКП(б). Член Президиума ВС СССР (1938—53). В 1939—57 член ЦК партии. В 1939—46 и 1948—53 секретарь ЦК, одновременно в 1939—46 начальник Управления кадров ЦК ВКП(б). В 1941—46 кандидат, в 1946—57 член Политбюро (Президиума) ЦК. В 1941—45 член ГКО, с 1943 председатель Комитета по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации, при СНК СССР. Входил в ближайшее окружение И.В. Сталина. Играл значительную роль в организации и проведении репрессий в 30-х — начала 50-х гг.; один из главных организаторов разгрома руководства Ленинградской партийной организации (так называемое Ленинградское дело). В 1946—53 заместитель председателя СМ СССР, в 1953—55 председатель СМ СССР. В 1955—57 заместитель председателя СМ СССР и министр электростанций СССР. Вместе с Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым и другими выступал против политического курса Н.С. Хрущёва; в 1957 выведен из ЦК. С 1957 директор Усть-Каменогорской ГЭС, Экибастузской ТЭЦ. В 1961 исключён из партии. Похоронен на Кунцевском кладбище.

В. Ю.

Малиновский Алексей Фёдорович

Малино́вский Алексей Фёдорович (1762, Москва — 1840, там же), историк, архивист, писатель, переводчик, академик Петербургской Академии наук (1835), тайный советник. Из семьи священника. Окончил Московский университет (1778). После недолгой службы в Межевой канцелярии в 1780 поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, где работал до конца жизни. Во время Отечественной войны 1812 участвовал в вывозе архивных документов из Москвы в Нижний Новгород, а затем в их возвращении в Москву. С 1814 начальник Главного управления архива. На основе архивных материалов написаны труды Москвы: «Боярин, дворецкий и наместник Серпуховской, А.С. Матвеев», «Биографические сведения о ближнем боярине, дворцовом воеводе князе В.В. Голицыне», «Биографические сведения о князе Д.М. Пожарском». Участвовал в переводе, редактировании и первом издании «Слова о полку Игореве», описал фонды Оружейной палаты, возглавлял редакционную комиссию по изданию «Собрания государственных грамот и договоров». Малиновский — один из учредителей и председателей Московского общества истории и древностей Российских. Был активным участником кружка Н.П. Румянцева. Оказывал помощь Н.М. Карамзину в подборе архивных материалов для работы над «Историей государства Российского», А.С. Пушкину для работы над «Историей Петра I» и «Историей Пугачёва». Главный труд Малиновского — «Обозрение Москвы». Его первый том, содержащий сведения о Кремле, Китай-городе и Белом городе, был завершён в 1820; при жизни Малиновского том не был опубликован и увидел свет только в 1992. Рукописи второго и третьего томов не опубликованы; рукописи Малиновского по истории Москвы хранятся в так называемых портфелях Малиновского (РГАДА). Малиновский был почётным членом Оружейной палаты, Общества любителей российской словесности, Московского общества сельского хозяйства, Московского общества натуралистов, Общества любителей коммерческих знаний и др. Похоронен на кладбище Ново-Иерусалимского монастыря.

Литература: Долгова С.Р., А.Ф. Малиновский, в книге: Малиновский А.Ф., Обозрение Москвы, М., 1992.

С.Р. Долгова.

«Малое Вознесение»

Церковь

Церковь "Малое Вознесение".

Москва.

«Ма́лое Вознесе́ние» церковь Вознесения Господня на Никитской улице (Большая Никитская улица, 18). Построена в слободе новгородцев и устюжан по храмозданной грамоте 1634. Среди посадских церквей Москвы. XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны вертикальными перспективными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. Не исключено, что в объём четверика вошли части стен предшествующего храма, сооружённого царём Фёдором Ивановичем в 1584 взамен более ранней деревянной церкви, известной с 1548. На протяжении XVII—XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 была переложена апсида храма и выстроен одноглавый южный придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями. В 1737—39 с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках. К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (в конце XIX в. заложена) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в. Церковь поставлена на углу квартала при пересечении Никитской улицы и Вознесенского переулка, фиксируя древнюю, сложившуюся ещё в XVII в., планировочную структуру этой части Белого города. При регулировании улицы в 1775 колокольня церкви послужила ориентиром, определившим направление красной линии. Церковь была закрыта в 1937—92. Реставрирована в 1990—92. Сохранилась ограда начала XX в.

П.Н. Шармин.

Малое Голубино

Ма́лое Голу́бино бывший усадебный парк, от которого остались пруд, старые сосны, липы и дубы, на юго-западе Москвы, между проездом Одоевского и МКАД; объявлен памятником природы (с 1987). Площадь 9,4 га. Современные насаждения сформированы в основном сорокалетними липняками. В травяном покрове сохранились папоротники, осока волосистая, звездчатка жестколистная, зеленчук, медуница и др.; из особо охраняемых в Москве растений — ландыш майский и колокольчик крапиволистный. Животный мир представлен главным образом птицами, среди которых сова неясыть. Место отдыха. Ближайшие станции метро — «Тёплый Стан» и «Ясенево».

Малое кольцо

Московской железной дороги

(Малая Окружная железная дорога), построено вокруг Москвы по проекту архитектора П.И. Рашевского в 1903-08. Входит в состав Московской железной дороги с 1959 как Московско-Окружное отделение. Первоначальная протяжённость 54 км. Дорога вокруг Москвы стала уникальной транспортной развязкой, не имевшей аналогов в мировой практике. Она также украсила город, как бы одев его в ожерелье из самобытных, выполненных в одном стиле зданий. Было построено четыре моста через Москву-реку, которые проектировали и строили Г.П. Передерий, Н.А. Белелюбский, Л.А. Проскуряков, создавшие одни из лучших транспортных сооружений начала XX в. На дороге было построено 15 станционных зданий, на территории которых размещались паровозные и вагонные сараи (депо), кузницы, мастерские, жилые постройки для персонала. Все станции выполнены из красного кирпича с белой отделкой; их проектирование велось под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова. Сохранились железнодорожные постройки в районе станций Лихоборы, Владыкино, Петровское-Разумовское, Братцево, Серебряный бор, Воробьёвы горы. Кольцо предназначалось для грузовых перевозок, снабжения столицы товарами, топливом и вывоза готовой продукции. По малому кольцу осуществлялись также пассажирские перевозки. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление, электричество. Часы, закупленные у известной фирмы П. Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время.

В ходе эксплуатации росла длина путей малого кольца. К началу 1980-х гг. протяжённость дороги с примыкающими 18 ветками и подъездными путями составляла около 150 км. Малое кольцо используется исключительно для грузовой работы, связывая все магистральные железнодорожные направления столицы. В конце 1980-х гг. было принято решение о реставрации сохранившихся на Малом кольце зданий.

В 1994-95 в НИИПИ Генплана Москвы разработана концепция использования кольца под пассажирское движение.

Малое кольцо Московской железной дороги

Жилая казарма работников Окружной железной дороги. Начало XX в.

Жилая казарма работников Окружной железной дороги.

Начало XX в.

Москва.

Ма́лое кольцо́ Моско́вской желе́зной доро́ги (Малая Окружная железная дорога), построено вокруг Москвы по проекту архитектора П.И. Рашевского в 1903—08. Входит в состав Московской железной дороги с 1959 как Московско-Окружное отделение. Первоначальная протяжённость 54 км. Дорога вокруг Москвы стала уникальной транспортной развязкой, не имевшей аналогов в мировой практике. Она также украсила город, как бы одев его в ожерелье из самобытных, выполненных в одном стиле зданий. Было построено четыре моста через Москву-реку, которые проектировали и строили Г.П. Передерий, Н.А. Белелюбский, Л.А. Проскуряков, создавшие одни из лучших транспортных сооружений начала XX в. На дороге было построено 15 станционных зданий, на территории которых размещались паровозные и вагонные сараи (депо), кузницы, мастерские, жилые постройки для персонала. Все станции выполнены из красного кирпича с белой отделкой; их проектирование велось под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова. Сохранились железнодорожные постройки в районе станций Лихоборы, Владыкино, Петровское-Разумовское, Братцево, Серебряный бор, Воробьёвы горы. Кольцо предназначалось для грузовых перевозок, снабжения столицы товарами, топливом и вывоза готовой продукции. По малому кольцу осуществлялись также пассажирские перевозки. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление, электричество. Часы, закупленные у известной фирмы П. Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время.

В ходе эксплуатации росла длина путей малого кольца. К началу 1980-х гг. протяжённость дороги с примыкающими 18 ветками и подъездными путями составляла около 150 км. Малое кольцо используется исключительно для грузовой работы, связывая все магистральные железнодорожные направления столицы. В конце 1980-х гг. было принято решение о реставрации сохранившихся на Малом кольце зданий.

В 1994—95 в НИИПИ Генплана Москвы разработана концепция использования кольца под пассажирское движение.

Столовая на станции Серебряный Бор Окружной железной дороги. Начало XX в.

Столовая на станции Серебряный Бор Окружной железной дороги.

Начало XX в.

Москва.

Малороссийское подворье

Одно из московских подворий XVII в., где останавливались приезжавшие с Украины (Малороссии) дипломаты, купцы, церковные деятели. Малороссийское подворье находилось на углу Большого Златоустинского переулка и улицы Маросейки (отсюда прежнее её название - Малороссийка). По соседству располагались палаты Давида Николаева - одна из крупнейших гражданских каменных построек XVII в. Вблизи Малороссийского подворья в XVII в. была слобода, заселённая выходцами с Украины («хохлами» - отсюда название современных Хохловских переулка и площади). В районе бывшей слободы сохранились церковь Троицы в Хохловке (1696, колокольня XVIII в.; Хохловский переулок, 12), так называемые палаты Мазепы (XVII в., Колпачный переулок, 10) и палаты дьяка Украинцева (1665, Хохловский переулок, 7), где в XIX в. помещался Московский архив Министерства иностранных дел, затем - нотопечатня П.И. Юргенсона.

Малый Гнездниковский переулок

Ма́лый Гнезднико́вский переу́лок отходит влево от Тверской улицы, выходит в Шведский тупик, где с 1618 находилось Шведское подворье. Пересекает Большой Гнездниковский переулок. Прежнее название — по фамилии домовладельца (Урусов переулок). В конце XVIII в. в Малом Гнездниковском переулке находились дома Орловых (д. 7, перестроен в 1882, архитектор И.П. Херодинов; надстроен в 1925, архитектор Е.С. Назаров), князя А.А. Прозоровского, выходящий на Тверскую улицу (д. 9, перестроен в 1873, архитектор В.А. Гартман). В 1880 архитектор М.Н. Чичагов спроектировал для этого дома театральный зал (вход с переулка). Под № 9 — дома, построенные архитекторами А.Е. Вебером (1874) и С.С. Эйбушитцем (1895). также Гнездниковские переулки.

Малый зал Консерватории

Ма́лый зал Консервато́рии концертный зал в здании Московской консерватории (проект архитектора В.П. Загорского). Открыт 25 октября 1898 концертом из произведений П.И. Чайковского (в связи с пятилетием со дня смерти композитора). Основной камерный зал Московской филармонии. В 1959 на сцене установлен орган. В зале 444 места.

Малый Знаменский переулок

Ма́лый Зна́менский переу́лок (в 1926—92 часть улицы Маркса и Энгельса), между Волхонкой и Знаменкой, параллельно Большому Знаменскому переулку. Весь квартал между Волхонкой, Малым Знаменским переулком и Колымажной улицей занимает здание Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На противоположной стороне находится бывшая усадьба князей Голицыных (д. 1/14; главный дом — начало XVIII в., перестроен в 1759—66 архитекторами И.С. Мергасовым, И.П. Жеребцовым по проекту С.И. Чевакинского; флигеля — 1768—70; надстройка верхних этажей главного дома — 1930); в 1774 в доме останавливалась императрица Екатерина II; в 1865—86 на втором этаже размещался Голицынский музей; в одной из квартир первого этажа в 1877 жил А.Н. Островский, написавший здесь «Бесприданницу», «Таланты и поклонники» и другие пьесы. В гостях у Островского бывали Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Д.В. Григорович. В 1888—92 здесь было училище И.М. Хайновского, в 1894—98 — консерватория, с 1903 — Московское художественное общество, с 1909 — Народный университет имени А.Л. Шанявского, затем — Высшие женские сельскохозяйственные курсы и женская гимназия Л.Н. Громогласовой; в 1920-х гг. — Коммунистическая академия при ЦИК СССР. Ныне в здании — Институт философии РАН и другие научные организации; на фасаде установлены памятные доски — мраморная с барельефным портретом историка Б.Д. Грекова и гранитная с портретом экономиста К.В. Островитянова (1972, скульптор А.Д. Казачок, архитекторы Г.Н. Миронов, Н.В. Пелевина). Дом 3 — бывшая усадьба Лопухиных (палаты XVII в., надстроены в первой половине XVIII в., перестраивались в 1774 и на рубеже XVIII—XIX вв.). Дом 5 (первая половина XVIII в.) принадлежал Голицыным, с 1790 — князю А.И. Вяземскому, отцу поэта П.А. Вяземского, родившегося в этом доме; здесь жил историк Н.М. Карамзин, женатый на сестре П.А. Вяземского. В 1896—98 квартиру на нижнем этаже снимал художник В.А. Серов, в 1920-х гг. жила писательница Л.М. Рейснер. В 1933—36 и с 1962 в усадьбе размещался Музей К. Маркса и Ф. Энгельса, ныне её занимает Московское дворянское общество. Дома в конце переулка, за Колымажной улицей, появились в конце XIX — начале XX вв.: строения под № 7 — доходные дома (1899—1900, архитектор П.М. Самарин; 1912, архитектор Г.Ф. Ярцев) и бывшее реальное училище К.К. Мазинга (1900, архитектор К.Ф. Буров; ныне средняя школа); д. 9 — особняк фабриканта Арафелова (перестроен в 1913, архитектор А.Г. Измиров). В бывшем доходном доме (д. 8; 1913, архитектор В.Е. Дубовской, художник И.И. Нивинский) жили В.Н. Фигнер и историк Москвы С.К. Богоявленский; в д. 10 (1840) была квартира Л.В. Собинова (1919—21).

И.Л. Давыдова.

Предыдущая страница Следующая страница