Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 6, "МИН"-"МОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МИН"-"МОН")

Минц Александр Львович

Минц Александр Львович (1895, Ростов-на-Дону — 1974, Москва), физик и радиотехник, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1956). Окончил Донской университет (1918) и Московский институт инженеров связи (1932). С 1934 профессор. С 1927 руководил проектированием и строительством мощных радиостанций, в том числе Радиостанции имени Коминтерна в Москве (1933). В 1957—70 возглавлял Радиотехнический институт АН СССР. Участвовал в разработке и создании ускорителей в Дубне, линейных ускорителей в Москве и Серпухове (1967). Труды по методам расчёта систем радиотелефонной модуляции, разработке способов получения больших мощностей радиовещательных станций, созданию направленных антенн для сверхмощных радиостанций, применению методов радиотехники и электроники в ускорителях заряженных частиц. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1946, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Миронов Андрей Александрович

Миро́нов Андрей Александрович (1941, Москва — 1987, Рига), актёр, народный артист РСФСР (1980). Сын актёров М.В. Мироновой и А.С. Менакера. По окончании Театрального училища имени Б.В. Щукина (1962) — в Театре сатиры. Работал в кино (с 1961). Широкую известность принесла ему роль Димы Семицветова — обходительного и элегантного жулика в фильме «Берегись автомобиля» (1966). Роль Жадова в «Доходном месте» А.Н. Островского (1967, спектакль был вскоре снят с репертуара) стала событием в театральной жизни Москвы. Был популярен прежде всего как комедийный актёр, виртуозно владеющий приёмами «лёгкого жанра», одарённый пластически и музыкально. В то же время во многих (особенно поздних) работах Миронова в театре и кино проявились драматический талант, его способность к глубокому психологическому анализу, неожиданной и острой трактовке роли: Дон Жуан («Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша, 1966), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1969), Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1976), Фарятьев в телефильме «Фантазии Фарятьева» (1979), Ханин в фильме «Мой друг Иван Лапшин» (1982, выпущен на экран в 1985) и др. Занимался режиссурой, поставил «Прощай, конферансье!» Г.И. Горина (1984, сыграл Конферансье) и др. Снимался также в фильмах «Бриллиантовая рука» (1969), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974) и др.; в телефильмах «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки», «Двенадцать стульев» (оба — 1976), «Обыкновенное чудо» (1978). Умер на гастролях в Риге, на сцене, играя в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Похоронен на Ваганьковском кладбище. На доме, где Миронов родился и жил до 1966 (Петровка, 22), — мемориальная доска.

Мироновский Иван Львович

Мироно́вский Иван Львович (1774—1860, Москва), архитектор. Преподавал в архитектурной школе Экспедиции кремлёвского строения, затем в Московском дворцовом архитектурном училище. В 1811—15 возвёл на территории Печатного двора выходящий на Никольскую улицу новый корпус Синодальной типографии (ныне Российский гуманитарный университет), придал его объёмам и композиции фасада характерную для классицизма уравновешенность и симметрию, активно используя в то же время в декоре архитектурные формы неоготики, а также сочную белокаменную резьбу в «русском» духе. Занимался восстановительными работами в Кремле после пожара и разрушений 1812 (в том числе ремонтировал, а затем перестраивал здание Зимнего дворца XVIII в., 1816—17; вместе с Е.Д. Тюриным восстанавливал сильно пострадавшее от взрыва здание Арсенала, придав его облику бо́льшую строгость в духе архитектуры классицизма, 1815—28). В 1840-х гг. между зданиями Оружейной палаты и так называемых Апартаментов Большого Кремлёвского дворца была установлена решётка, выполненная по проекту Мироновского, в духе неоготики и отличающаяся масштабностью решения, строгостью форм и тонкостью прорисовки деталей.

Мирчинк Георгий Фёдорович

Ми́рчинк Георгий Фёдорович (1889, Москва — 1942), геолог, один из создателей школы исследователей четвертичного периода, доктор геолого-минералогических наук, академик АН БССР (1940). Из семьи преподавателя иностранных языков Московской практической академии коммерческих наук; там же получил среднее образование. В 1912 окончил Московский университет. Ученик А.П. Павлова и А.Д. Архангельского. Профессор Московского университета и Горной академии (1918—30) и Московского геолого-разведочного института (1930—1942). Изучал стратиграфию Русской платформы, установил в Подмосковье три горизонта морен, соответствующих трём ледниковым эпохам. Составил путеводитель по наиболее типичным разрезам четвертичных отложений в окрестностях Москвы. Консультант по строительству московского метрополитена и канала Москва — Волга. Репрессирован в 1941.

Миссуна Анна Болеславовна

Миссу́на Анна Болеславовна (1868, село Быкощизна Витебской губернии - 1922, Москва), одна из первых женщин-геологов в России. Из семьи обедневшего дворянина. Среднее образование получила в Риге, где работала учительницей польского языка и арифметики. В 1890 возвратилась в родное село; собрала богатые коллекции растений и насекомых, которые передала частично Московскому обществу испытателей природы. С 1893 в Москве; окончила Московские высшие женские курсы. Ученица В.И. Вернадского, А.П. Павлова, М.А. Мензбира. В 1906-22 преподаватель и ассистент геологического кабинета Высших женских курсов; с 1919 одновременно преподавала в Московском университете. Первой в России предложила методику изучения конечных морен. Вела практические занятия по минералогии, петрографии и палеонтологии в Подмосковье. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: Наливкин Д.В., Наши первые женщины-геологи, Л., 1979.

Миусская площадь

Миу́сская пло́щадь, площадь между улицами Александра Невского, Чаянова, Миусской и 2-й Миусской, на северо-западе центральной части Москвы, за Садовым кольцом. Название - по местности Миусы. Спланирована в конце XIX в. В начале XX в. на площади разбит сквер. Застраивалась главным образом учебными заведениями: Промышленное училище (1898, д. 9), Народный университет имени А.Л. Шанявского (1912, д. 6) и др. В 1930-40-х гг. на Миусской площади построен комплекс зданий общежития Высшей партийной школы (архитектор К.С. Алабян и др.). В 1973 здесь открыт памятник А.А. Фадееву.

Миусское кладбище

Миу́сское кла́дбище (улица Сущёвский вал, 21), находится в северной части Москвы. Современная площадь около 6 га. Основано во время эпидемии чумы в 1771 за Камер-Коллежским валом, близ местности Миусы (отсюда название). На Миусском кладбище хоронили главным образом купцов, ремесленников и мещан из соседних Марьиной рощи и Бутырок. В 1823 в формах ампира построены церковь Веры, Надежды, Любови и Софии и два дома причта, образующие своего рода торжественный вход на кладбище (все — арх. А.Ф. Элькинский). На Миусском кладбище — могилы историка М.Т. Каченовского и революционера-шестидесятника П.Э. Аргиропуло.

Миусы

Миу́сы название (с XVIII в.) местности на северо-западе центральной части Москвы, между современными улицами Новослободской, Лесной, Александра Невского, Чаянова. В XVIII — начале XIX вв. пустырь, после прокладки Камер-Коллежского вала — в черте Москвы. Застройка началась во второй половине XIX в.: проложены Миусские улицы, в центре образована Миусская площадь. Название Миусы сохранилось в наименовании площади и 1—2-й Миусских улиц.

Михаил Фёдорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Михайлов Виктор Павлович

Миха́йлов Виктор Павлович (1907, Москва - 1986, там же), один из сильнейших боксёров в СССР в конце 1920-х - 30-х гг., заслуженный мастер спорта (1936), заслуженный тренер СССР (1957). В 1922, после гибели отца и смерти матери, попал в 13-й образцовый детский дом в Ипатьевском переулке. Первые уроки кулачного боя получил во время известных в Москве зимних забав («стенка на стенку»), проходивших у Дорогомиловской заставы. С 1925 занимался в секции бокса во Вхутемасе. В 1928 выиграл первенство Москвы среди полутяжеловесов; впоследствии многократный чемпион Москвы (1929-37) и СССР (1933-39), победитель Всемирной рабочей олимпиады в Антверпене (1937). В 1939, выиграв в цирке «Шапито» (ПКиО имени М. Горького) 6-раундовый матч у Н.Ф. Королёва, был удостоен звания абсолютного чемпиона СССР. Всего провёл 117 боёв, из которых победил в 108, в том числе в 30 - нокаутом. Мастер ближнего боя. Его манеру отличали удивительная подвижность, феноменальная реакция и мощный нокаутирующий удар. Во время Великой Отечественной войны был контужен (1942). Тренер сборной команды СССР по боксу (1946-57), преподаватель Института физкультуры (1946 - 1972). Жил в д. 1/15 на Котельнической набережной.

Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения: 120 встреч на ринге, М., 1952.

Михайлов Максим Дормидонтович

Михайлов Максим Дормидонтович (1893, деревня Кольцовка, Чувашия, - 1971, Москва), оперный и камерный певец (бас), народный артист СССР (1940). Из крестьянской семьи. С детства пел в церковных хорах; занимался в Казани у профессора Ф.А. Ошустовича (1922-23), в Москве - у солиста Большого театра В.В. Осипова (1924-30). В 1930-31 солист вокальной группы Всесоюзного радио, в 1932-56 ведущий солист Большого театра. Дебютировал в партии Варяжского гостя («Садко» Н.А. Римского-Корсакова). Наиболее полно дарование певца раскрылось в операх русских композиторов. Создал ярчайший образ Сусанина («Иван Сусанин» М.И. Глинки); в этой партии выступил 400 раз. Выдающийся исполнитель и тонкий интерпретатор русских народных песен. Снимался в фильмах «Черевички» (Чуб, 1944), «Иван Грозный» (Протодьякон, 1944), «Борис Годунов» (Пимен, 1956). Гастролировал. Государственная премия СССР (1941, 1942). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1940 жил Михайлов (Тверская улица, 15), - мемориальная доска.

Литература: М.Д. Михайлов, М., 1953; Кузнецова А.С., Повесть о народном артисте, М., 1964.

А.С. Яковлева.

Михалково

Миха́лково местность на севере Москвы. Соседствует на севере с Ховрином, на западе с Головином, на юге примыкает к линии Октябрьской железной дороги. Название — от бывшей деревни, известной с XVI в. С середины XVII в. владение князей Дашковых. В середине XVIII в. в Михалкове многократно бывала жена последнего владельца из рода Дашковых, сподвижница императрицы Екатерины II, президент Петербургской Академии наук и Российской академии Е.Р. Дашкова (Воронцова). С 1764 владение Паниных. При генерале П.И. Панине во второй половине XVIII в. в Михалкове возведён комплекс усадебных строений. Сохранились: флигеля с массивными рустованными ризалитами (надстроены вторым этажом в середине XIX в.); въездные башни живописного силуэта двух типов — восьмигранная центральная, с зубцами в форме «ласточкиного хвоста», и боковые, со стрельчатыми арками и белокаменными фиалами; фрагменты ограды парадного двора со своеобразным декором из рустики, аркатурного фриза и пояса рельефных треугольников; корпуса по линии ограды (перестроены в XIX в. с сохранением некоторых деталей псевдоготического декора). В парке с прудами (получили название Головинских) — беседки, выделяющиеся своими классическими, живописно-пластичными формами. С конца XVIII в. Михалково неоднократно меняло владельцев. С середины XIX в. оно постепенно перешло к предпринимателю В.И. Иокишу, который создал здесь крупную суконную фабрику (статью Товарищество «Иокиш»). С 1930-х гг. посёлок Михалково в черте Москвы. С начала 60-х гг. район массовой жилой застройки, часть района Химки-Ховрино. Название сохранилось в наименовании Михалковских улицы, переулка и проездов.

Литература: Усольцев А.Е., Михалково, в книге: Северный округ Москвы, М., 1995.

М.В. Нащокина.

Михоэлс Соломон Михайлович

Михо́элс Соломон Михайлович (настоящая фамилия Вовси) (1890, Двинск — 1948, Минск), актёр, народный артист СССР (1939). Учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета. В 1919 поступил в Еврейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой в 1920 был создан Московский государственный еврейский камерный театр (позднее ГОСЕТ). Михоэлс был актёром, режиссёром, а с 1929 художественный руководитель этого театра. Среди актёрских работ Михоэлса: Уриель Акоста (в одноименной пьесе К. Гуцкова, 1919), реб Алтер («Мазлтов» Шолом-Алейхема, 1921), Менахем-Мендель («Агенты» Шолом-Алейхема, 1921, новая постановка — «Человек воздуха», 1928; эту же роль играл в фильме «Еврейское счастье»), Гоцмах («Колдунья» А. Гольдфадена, 1922), Бадхен («Ночь на старом рынке» И.Л. Переца, 1925), Вениамин III («Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима, 1927), Король Лир (в одноименной трагедии У. Шекспира, 1935), Тевье-молочник (в одноименной пьесе Шолом-Алейхема, 1938). С начала 1930-х гг. занимался режиссурой, поставил: «Четыре дня», «Суламифь» (собственный сценарий по Гольдфадену, 1937), «Семья Овадис», «Тевье-молочник», «Блуждающие звёзды» (по Шолом-Алейхему, 1941). Как актёру и режиссёру, Михоэлсу была свойственна способность метафорического мышления. В течение многих лет Михоэлс играл комические роли «маленьких людей», обитателей захолустных местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом черты оседлости, но уже в первых своих ролях — бытовых и комических персонажей (Менахем-Мендель, реб Алтер, Гоцмах) — Михоэлс передал чувство собственного достоинства, стремление духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни. Это особенно остро выразилось в образе еврейского Дон Кихота — Вениамина III. В конце 1920-х — начале 30-х гг. в творчестве Михоэлса усиливается трагическая тема, глубоко раскрытая актёром в «Короле Лире» и «Тевье-молочнике». Мастер жеста и слова, Михоэлс обладал выразительной, почти скульптурной пластичностью, придававшей черты театральности даже бытовым персонажам. Режиссёрское дарование Михоэлса наиболее полно раскрылось в спектакле «Фрейлехс» — синтетическом по форме, отличавшемся остротой идейного замысла и импровизационной виртуозностью. Созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора, этот спектакль в то же время был пронизан современным мироощущением. Михоэлс был и теоретиком театра. В своих статьях и лекциях о театральном искусстве он защищал театр страстной философской мысли, яркой и смелой образности. Преподавал в театральном училище при ГОСЕТе. В годы Великой Отечественной войны председатель Еврейского антифашистского комитета. Государственная премия СССР (1946). Был убит в Минске в результате покушения, организованного Министерством госбезопасности СССР.

Сочинения: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960.

Литература: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948.

Б.И. Зингерман.

Мичурин Иван Фёдорович

Мичу́рин Иван Фёдорович (1700-1763), архитектор. Учился в Петербурге в Морской академии (1718-20); пенсионер Петра I в Голландии (1723-29). С 1731 - в Москве, где после смерти И.А. Мордвинова возглавил составление первого геодезически точного генерального плана Москвы (так называемый Мичуринский план, 1734-39). После пожара 1737 руководил восстановлением Никольской башни Кремля; выстроил церковь Троицы на Арбате (1741), надвратную церковь Златоустовского монастыря (1742), Суконный двор на Болотной улице (1740-е гг.; постройки не сохранились). Для московских построек Мичурина характерен переход от традиций московского барокко конца XVII в. к архитектуре русского барокко середины XVIII в., особенности которой выявились в мощной пластике разработанного Мичуриным типа многоярусной колокольни с колоннами различных ордеров (колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице). Мичурин руководил архитектурной командой; среди учеников - Д.В. Ухтомский, А.Н. Евлашев.

Мичуринский проспект

На юго-западе Москвы. Образован в 1956 (назван в память биолога и селекционера И.В. Мичурина; 1855-1935). Берёт начало от улицы Косыгина, соединяет район Воробьёвых гор с микрорайонами Раменок и Очакова (часть проспекта - от улицы Удальцова до Озёрной площади в 1983-91 носила имя советского политического и государственного деятеля А.Я. Пельше). Пересекает Университетский и Ломоносовский проспекты, вливается в Озёрную улицу, переходящую в Боровское шоссе. Справа на него выходят Аминьевское шоссе и Проектируемый проезд; влево - отходят улицы Лобачевского и Никулинская. В начале проспекта по левую сторону расположен Ботанический сад МГУ, заложенный в 1950. На пересечении Мичуринского проспекта и Ломоносовского проспекта находится площадь Индиры Ганди; на площади памятник И. Ганди - государственному деятелю Индии (1987; скульптор О.К. Комов, архитекторы В. Нестеров, Н. Комова); в сквере рядом с площадью памятник деятелю национально-освободительного движения Индии М. Ганди (1988; индийский скульптор Г. Пал, архитекторы И. Круглов, И. Павленко). В районе Раменок Мичуринский проспект проходит вдоль р. Раменки. Слева в конце 1970-х гг. выстроена Олимпийская деревня.

Мкад

МКАД см. Московская кольцевая автомобильная дорога

Мндоянц Ашот Ашотович

Мндоя́нц Ашот Ашотович (1909, Батуми — 1966, Москва), архитектор. Учился на архитектурном факультете Политехникума изобразительных искусств и в Институте инженеров гражданского и коммунального строительства (1928—32) в Одессе. С 1935 в Москве, работал в мастерской А.В. Щусева. В 1941 занимался строительством оборонительных сооружений под Москвой. В 1945 под руководством Д.Н. Чечулина участвовал в реконструкции здания Моссовета. Основные работы выполнены совместно с М.В. Посохиным: здание Министерства обороны на улице Знаменке (1944—46), первый квартал 4-этажных каркасно-панельных жилых домов на Хорошёвском шоссе (1948—52), комплекс 6—10-этажных каркасно-панельных домов на Песчаной улице (1956), поликлиника Министерства строительства на Большой Садовой улице (1957), жилой дом на Новинском бульваре (1954), высотное здание на площади Восстания (ныне Кудринская площадь; 1950—54), Кремлёвский Дворец съездов (ныне Государственный Кремлёвский дворец), комплекс зданий СЭВ (ныне здание Мэрии), застройка Нового Арбата (1964—69). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Пекарева Н.А., А. Мндоянц, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Мневники

Мне́вники местность на западе Москвы, на левом берегу Москвы-реки, в её крутой излучине. Соседствует на севере с Хорошёвом, на юге с Тереховом. Название — от бывшей деревни. Известны с XVII в. С конца 40-х гг. XX в. в черте Москвы. После прокладки Карамышевского спрямления и постройки Карамышевского гидроузла бо́льшая часть Мневников — на острове (Нижние Мневники). С середины 50-х гг. часть района массовой жилой застройки Хорошёво-Мневники. Название сохранилось в наименовании улиц Мневники и Нижние Мневники.

Мнишек Марина

Мни́шек Марина (около 1588-1614, Москва), жена Лжедмитрия I. Дочь Сандомирского воеводы Юрия Мнишека, одного из организаторов похода Лжедмитрия I. Обручение Мнишек с Лжедмитрием I было использовано поляками как повод для навязывания последнему определенных политических обязательств. 2 мая 1606 состоялся торжественный въезд в Москву Мнишек во главе двухтысячного кортежа. После торжественной встречи у Спасских ворот Кремля Мнишек разместилась в Вознесенском монастыре у Марии Нагой. Церемония бракосочетания с Лжедмитрием I проходила 8 мая в Кремле: после обручения в Столовой избе и приветствия в Грановитой палате Мнишек обвенчали с Лжедмитрием I по православному обряду в Успенском соборе. Чтобы обойти религиозные споры (папа римский запретил Мнишек переходить в православие), перед чином венчания был совершён, в нарушение традиций, особый обряд - коронация с миропомазанием и причастием, что должно было знаменовать в глазах русских людей переход Мнишек в православие, а для поляков-католиков - признание за ней самостоятельных прав на московский престол. Свадебный пир был назначен на 9 мая (Николин день), что вызвало негодование москвичей. Столкновения между поляками и москвичами продолжались несколько дней. Во время восстания горожан, вспыхнувшего 17 мая 1606, Мнишек не пострадала. Через неделю после воцарения Василия Шуйского она была выселена из дворца за «Кремлёвскую стену в дом Афанасия Власьева», после ряда побед Лжедмитрия II выслана из Москвы в Ярославль. В июне 1608 Мнишек вновь привезена в Москву, где был заключён договор, по которому Мнишек отказывалась от царского титула и обещала не называть своим мужем Лжедмитрия II; ей разрешалось вернуться в Польшу. Однако, находясь в Москве, Мнишек тайно связалась с Лжедмитрием II. 7 сентября 1608 при большом стечении народа встретилась с Лжедмитрием II в Тушине и признала его «спасшимся мужем». После начала открытой польской интервенции и распада Тушинского лагеря Мнишек пыталась найти поддержку у короля, но после провала переговоров с Сигизмундом III и бегства Лжедмитрия II в Калугу бежала в Дмитров. Позже вместе с Лжедмитрием II направилась к Москве, в августе 1610 жила в Николо-Угрешском монастыре, затем (до мая 1611) в Калуге, где у неё родился сын Иван («Ворёнок»). После гибели Лжедмитрия II сошлась с И. Заруцким, претендовала на русский престол от имени сына. Во время осады Москвы первым ополчением находилась вместе с сыном в Коломне. Продвижение второго ополчения к Москве заставило Мнишек бежать в Астрахань, затем на р. Яик (Урал). 24 июня 1614 вместе с сыном и Заруцким выдана казаками царским войскам, через Астрахань и Казань доставлена в Москву, заключена в тюрьму, где «от болезни и с тоски по своей воле умерла» (вероятно, была убита; «Ворёнок» повешен).

Е.И. Куксина.

Могила Неизвестного Солдата

Моги́ла Неизве́стного Солда́та у Кремлёвской стены, в Александровском саду, мемориал в память о советских воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Останки Неизвестного солдата, павшего в битве под Москвой в 1941 и похороненного в братской могиле на 41-м км Ленинградского шоссе, захоронены у стены Кремля в декабре 1966 (25-я годовщина Московской битвы). Открытие мемориала состоялось 8 мая 1967. Факел был доставлен из Ленинграда, где был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле. Мемориал создан по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А. Климова, Ю.Р. Рабаева (скульптор Н.В. Томский). Расположен между Арсенальной Угловой башней и гротом. В центре мемориала — надгробная площадка, состоящая из крупных блоков-плит красного полированного гранита. Средний камень надгробия украшен скульптурной композицией из бронзы (лавровая ветвь и солдатская каска, лежащие на знамени; установлена в 1975). Перед надгробной плитой, в квадратном углублении, укреплена пятиконечная звезда, в центре звезды горит Вечный огонь Славы, пламя которого озаряет бронзовую надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от Могилы Неизвестного Солдата находится гранитная стена, на которой выбито: «1941 – Павшим за Родину – 1945»; справа — гранитная аллея, где расположены порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землёй городов-героев: Ленинграда (взята с Пискарёвского кладбища), Киева (от подножия Обелиска участникам обороны города), Волгограда (с Мамаева кургана), Одессы (с рубежей обороны), Севастополя (с Малахова кургана), Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с передовых рубежей обороны этих городов) и крепости-героя Брест (земля от подножия стен). В 1997 указом Президента Российской Федерации у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почётного караула — Пост № 1.

Литература: Муравьев В.Б., Могила неизвестного солдата, М., 1987.

Могила Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены

В Александровском саду, мемориал в память о советских воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Останки Неизвестного солдата, павшего в битве под Москвой в 1941 и похороненного в братской могиле на 41-м км Ленинградского шоссе, захоронены у стены Кремля в декабре 1966 (25-я годовщина Московской битвы). Открытие мемориала состоялось 8 мая 1967. Факел был доставлен из Ленинграда, где был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле. Мемориал создан по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А. Климова, Ю.Р. Рабаева (скульптор Н.В. Томский). Расположен между Арсенальной Угловой башней и гротом. В центре мемориала - надгробная площадка, состоящая из крупных блоков-плит красного полированного гранита. Средний камень надгробия украшен скульптурной композицией из бронзы (лавровая ветвь и солдатская каска, лежащие на знамени; установлена в 1975). Перед надгробной плитой, в квадратном углублении, укреплена пятиконечная звезда, в центре звезды горит Вечный огонь Славы, пламя которого озаряет бронзовую надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от Могилы Неизвестного Солдата находится гранитная стена, на которой выбито: «1941 - Павшим за Родину - 1945»; справа - гранитная аллея, где расположены порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землёй городов-героев: Ленинграда (взята с Пискарёвского кладбища), Киева (от подножия Обелиска участникам обороны города), Волгограда (с Мамаева кургана), Одессы (с рубежей обороны), Севастополя (с Малахова кургана), Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с передовых рубежей обороны этих городов) и крепости-героя Брест (земля от подножия стен). В 1997 указом Президента Российской Федерации у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почётного караула - Пост № 1.

Литература: Муравьев В.Б., Могила неизвестного солдата, М., 1987.

Могэс

МОГЭС Московская государственная электрическая станция № 1 (ныне ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича) (Раушская набережная, 10). Основана в 1897 как Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886» («Раушская электростанция»). В проектировании станции и электрического оборудования принимал участие инженер Р.Э. Классон. Здание сооружено в 1886—87 по проекту инженерных Н.В. Смирнова, архитектора Н.П. Басина и др. В 20-х гг. возведён выходящий на набережную корпус в формах конструктивизма (архитектор В.Е. Дубовской). В 1924 к зданию пристроена котельная (архитектор И.В. Жолтовский). Композиция фасада основана на повторении пар мощных, сплошь остеклённых эркеров, поднимающихся почти на всю высоту здания. Эркеры несколько расширяют помещение котельной и способствуют её лучшему освещению.

Первоначально станция давала электричество для освещения центральных улиц Москвы и некоторых промышленных предприятий. В 1933 здесь установлен первый отечественный теплофикационный блок мощностью 100 МВт (станция по существу стала первой ТЭЦ). В 90-х гг. станция и её филиал ГЭС-2 обеспечивают теплом центральные районы столицы и покрывают частично дефицит мощности в электрических сетях этих районов. Топливом для ГЭС-1 служат природный газ и мазут, для филиала — газ.

В.Г. Гейнц.

Модерн

Дом Миндовского на Поварской улице.

Дом Миндовского на Поварской улице.

Москва.

моде́рн стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф.О. Шехтеля. Среди характерных московских построек в стиле модерн: Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б.В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор В.Ф. Валькот), дома Миндовского (Поварская улица, 44) и Исакова (улица Пречистенка, 28) — оба начала 1900-х гг., архитектор Л.Н. Кекушев.

В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908—12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).

Литература: Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977.

Гостиница

Гостиница "Метрополь".

Москва.

Можайское водохранилище

Можа́йское водохрани́лище Можайское море, на западе Московской области, близ г. Можайска, у деревни Марфин Брод. Заполнено в 1960—62 в результате строительства в верховьях Москвы-реки Можайского гидроузла, который состоит из земляной плотины, бетонного водосброса и ГЭС. Максимальный объём 235 млн.м3, полезный объём 221 млн.м3. Площадь акватории составляет 30,7 км2. Можайское водохранилище, сильно вытянутое, достигает в длину 47 км; наибольшая ширина 3,5 км; наибольшая и средняя глубина 22,6 и 7,7 м соответственно. Можайское водохранилище осуществляет многолетнее регулирование стока; колебания уровня до 13 м. Сток из него составляет около 1/3 суммарного объёма стока всех московских водохранилищ в летне-осенний и зимний периоды. Ледостав — с середины ноября до конца апреля. Для предотвращения затопления и подтопления территории Музея-заповедника «Бородинское поле» в устье р. Колочи (приток Москвы-реки) сооружена защитная плотина с насосной станцией для перекачки в Можайское водохранилище стока р. Колочи. Используется для водоснабжения Москвы, а также как место отдыха и спортивного рыболовства.

Литература: Можайское водохранилище, М., 1979.

Можайское шоссе

Можа́йское шоссе́ между Кутузовским проспектом и МКАД, на западе Москвы. Первоначально дорога на Можайск (отсюда название), с XV в. на Смоленск. В XV—XVII вв. по ней проезжали русские и западноевропейские дипломаты. С середины XVIII в. начиналась от Дорогомиловской заставы Камер-Коллежского вала. Во второй половине XIX в. названо шоссе. В годы Великой Отечественной войны Можайское шоссе было важнейшей транспортной артерией Западного фронта. В послевоенные годы (особенно с начала 60-х гг.) ведётся массовая застройка примыкающих к шоссе территорий — Кунцево и Сетуни. В 1957 часть шоссе включена в Кутузовский проспект.

Моисеевский монастырь

Моисе́евский монасты́рь женский (XVII—XVIII вв.), в центре Москвы, в северо-западной части современной Манежной площади. С 1600 известна деревянная церковь Моисея Боговидца (пророка Моисея), рядом с которой были основаны три богадельни. Время сооружения каменной церкви неизвестно. Монастырь возник не позднее 1676. В 1690 построено каменное здание келий. В начале XVIII в. в монастыре было 100 монахинь. В 1706 окружён каменной оградой. В 1737 строения пострадали от пожара. В 1765 упразднён. Захоронения на кладбище прекращены после эпидемии чумы 1771. В 1787 здания храма и богаделен разобраны, на месте Моисеевского монастыря устроена Моисеевская площадь. В 1883 в память 5-летней годовщины освобождения болгар от турецкого ига на площади построена часовня Александра Невского (архитектор Д.Н. Чичагов; снесена в 1922).

Во время историко-археологических исследований Манежной площади велись раскопки культурного слоя Моисеевского монастыря (март — май 1995, руководитель А.Г. Векслер). Обнаружен белокаменный фундамент церкви Моисея Боговидца (середина XVII в.). Ниже монастырского комплекса открыты бревенчатые погреба, подклети, колодцы (XV — первой половины XVI вв.). Раскопан некрополь Моисеевского монастыря, включавший более 600 захоронений (из них 25 мумифицированы). Тела умерших лежали в деревянных долблёных колодах и гробах-ящиках, один костяк завёрнут в бересту. Обнаружено 28 надгробий из белого известняка, 2 — из сланца. Найдены: нательные кресты из металла, дерева и янтаря; стеклянные и металлические сосуды (слезницы) для хранения миро; чётки, воздухи, облачения (куколи, аналавы). Уникальные ткани, расшитые шёлком, сохранили первозданный цвет. Останки перезахоронены на кладбище в Ракитках.

Литература: Векслер А.Г., Уникальные раскопки, «Архитектура и строительство Москвы», 1995, № 6.

А.Г. Векслер.

Мокроусов Борис Андреевич

Мокроу́сов Борис Андреевич (1909, Нижний Новгород — 1968, Москва), композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). Окончил Московскую консерваторию (1936). Популярность завоевали песни Мокроусова, в том числе «Заветный камень», «Одинокая гармонь». В 1942 написана «Песня защитников Москвы». Автор оперы «Чапаев» (3 редакции, 1961), оперетты «Роза ветров». Государственная премия СССР (1948). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1953—68 жил и работал Мокроусов (Котельническая набережная, 1/15), — мемориальная доска.

Молдагулова Алия Нурмухамбетовна

Молдагу́лова Алия Нурмухамбетовна (1925, аул Булак Актюбинской области - 1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), снайпер. По происхождению казашка. Окончила школу снайперов в Москве. Уничтожила много вражеских солдат. Погибла в бою. Именем Молдагуловой в 1970 названа улица в Вешняках-Владычине.

«Молодёжная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Молодёжная» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1965. Архитектор Р.И. Погребной. Сооружена из типовых конструкций, подземного типа. Наземные остеклённые вестибюли расположены на Ярцевской и Ельнинской улицах. В отделке станционного зала использован белый и серый мрамор, путевые стены облицованы глазурованной белой и чёрной плиткой. Пол выложен серым и розовым гранитом.

Молодцов Владимир Александрович

Молодцо́в Владимир Александрович (1911, посёлок Сасово Рязанской губернии - 1942), Герой Советского Союза (1944, посмертно), разведчик, капитан. Работал в Москве в центральном аппарате НКВД. В начале Великой Отечественной войны под фамилией Бадаев возглавил разведывательно-диверсионный отряд, оставленный в тылу фашистских войск в одесских катакомбах. Был схвачен фашистами, после пыток расстрелян. Именем Молодцова в 1964 названа улица в Медведкове.

Молоков Василий Сергеевич

Мо́локов Василий Сергеевич (1895, село Ирининское Московской губернии — 1982, Москва), один из первых семи Героев Советского Союза (1934), генерал-майор (1940). Окончил военную школу лётчиков (1921) и Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (1929). С 1931 в ГВФ. В 1934 участвовал в спасении участников арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин». В 1936 совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР, в 1937 участник воздушной экспедиции на Северный полюс. В 1938—43 начальник ГВФ. В Великую Отечественную войну командовал авиационной дивизией. С 1947 в отставке. Именем Молокова в 1936 названа улица в Лианозове.

Молотов Вячеслав Михайлович

Мо́лотов Вячеслав Михайлович (настоящая фамилия Скрябин) (1890, слобода Кукарка Нолинского уезда Вятской губернии — 1986, Москва), политический и государственный деятель. Герой Социалистического Труда (1943). Сын приказчика. С 1906 в большевистской партии. В 1910 окончил Казанское реальное училище. В 1911—16 учился в Петербургском политехническом институте. Подвергался арестам и ссылкам. Работал в редакциях большевистских газет «Звезда», «Правда» в Петербурге. В 1916 кооптирован в состав Русского бюро ЦК РСДРП (Петроград). В 1917 член Исполкома Петроградского совета, член ВРК. В 1918—21 на хозяйственной, административной, партийной работе. С 1921 в Москве. С 1920 кандидат в члены, в 1921—57 член ЦК, в 1921—26 кандидат, в 1926—57 член Политбюро (Президиума) ЦК, в 1921—30 секретарь ЦК партии. Член Президиума ВЦИК (с 1927) и ЦИК СССР (с 1929). В 1928—29 первый секретарь МГК ВКП(б); был направлен в Московскую партийную организацию с целью её «очистки» от сторонников Н.А. Угланова. Молотов входил в число активных сторонников ликвидации храма Христа Спасителя в Москве. В 1930—41 председатель СНК СССР, в 1930—37 председатель СТО СССР. Будучи «правой рукой» Сталина, Молотов активно участвовал в организации и проведении массовых репрессий 30-х — начала 50-х гг., был одним из инициаторов осуждения по так называемым «спискам» (в 1949 Молотов не протестовал против ареста собственной жены П.С. Жемчужиной, отбывшей четыре года ссылки). От имени правительства СССР подписал договоры с Германией о ненападении (23 августа 1939), о дружбе и границе (28 сентября 1939). В годы Великой Отечественной войны заместитель председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования. В 1939—49, 1953—56 нарком (министр) иностранных дел СССР. В 1941—57 заместитель, первый заместитель председателя СНК (СССР. В 1957, потерпев поражение в попытке (вместе с Л.М. Кагановичем, Г.М. Маленковым и др.) сместить Н.С. Хрущёва, выведен из состава Президиума ЦК и из ЦК партии. В 1957—60 на дипломатической работе. В 1960—62 глава советского представительства в МАГАТЭ. В 1962 исключён из партии (в 1984 восстановлен). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева, М., 1991.

В.В. Юрченко.

Монастыри

Монастыри́ В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо-татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в Москве развернулось со второй половины XIV в., когда были построены в Кремле Чудов монастырь, в Заяузье Андроников монастырь, в Занеглименье Алексеевский монастырь. Тогда же были основаны Симонов, Рождественский и ряд других более мелких монастырей. Многие монастыри были тесно связаны с крупными боярскими родами: Высокопетровский монастырь — с Нарышкиными, Новоспасский монастырь — с Романовыми, позднее с Шереметевыми. До середины XVIII в. московские монастыри владели землями и крепостными в разных районах России, например, Новинский монастырь (см. Новинское) владел соседним Кудрином и большей частью территории современной Пресни, Донской монастырь, как и Данилов, — землями в южной части Замоскворечья, Высокопетровский монастырь — в районе Бутырок и современного Петровского парка. Московские монастыри были средоточием культуры. В Заиконоспасском монастыре помещалась Славяно-греко-латинская академия, в Андреевском монастыре — учёное братство Е. Славинецкого и одна из первых московских школ. Монастыри были центрами московской книжности, располагали богатейшими библиотеками и штатом переписчиков. В подвалах и кельях некоторых монастырей в XVII—XVIII вв. устраивались тюрьмы. В XVI в. и особенно в XVII в. в московских монастырях велось большое каменное строительство. Лежавшие к югу и юго-востоку от города монастыри были обнесены каменными стенами и превратились в мощные крепости (Новодевичий монастырь и др.). После Указа о секуляризации церковных и монастырских земель (1764) был закрыт ряд московских монастырей (например, Моисеевский), их соборы превращены в приходские церкви. В XIX в. многие монастыри (Ивановский монастырь, Страстной монастырь и др.) были значительно перестроены. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Москве основано несколько женских общин, фактически являвшихся монастырями (например, Марфо-Мариинская обитель). К 1917 в Москве было 15 мужских и 10 женских монастырей. После Октябрьской революции все московские монастыри прекратили существование. В 30-х гг. в ходе реконструкции Москвы многие монастырские постройки (Вознесенского монастыря и Чудова монастыря в Кремле, Златоустовского, Страстного монастырей и др.) были снесены. С 1980-х гг. начался процесс передачи монастырей Русской православной церкви. В 1996 в Москве действовали пять мужских и два женских монастыря.

Литература: Бураков Ю.Н., Под сенью монастырей московских, М., 1991.

Предыдущая страница Следующая страница