Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 4, "КЛУ"-"КОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КЛУ"-"КОЛ")

Клубы

Клу́бы зародились в Москве во второй половине XVIII в. и носили первоначально узкосословный или чисто национальный характер. В 1772 основан Английский клуб, объединявший московскую аристократию. В 1783 открыто Благородное собрание, ставшее общедворянским клубом, в 1786 — Купеческий клуб (с 1804 Купеческое собрание). В 1819 появился Немецкий клуб. В 1839 учреждён Дворянский клуб, члены которого собирались в здании Благородного собрания, где устраивались балы и маскарады, а также встречи с артистами, художниками, музыкантами. Однако до середины XIX в. центрами общественной и культурной жизни Москвы были не клубы, а литературные салоны и кружки. С началом реформ 1860-х гг. клубы утратили сословный характер, но их членами не могли быть женщины, учащиеся, нижние чины. В 60—70-х гг. возникли клубы московской интеллигенции: Собрание врачей, Педагогическое собрание, Юридическое собрание и др. К клубам приближались кружки деятелей литературы и искусства: Артистический кружок, Литературно-художественный кружок и др. В конце XIX в. в Москве возникли первые спортивные клубы: Охотничий клуб, яхт-клуб и др. Своеобразным типом народных клубов были народные дома. В ходе Революции 1905—07 возникли партийные клубы. При участии профсоюзов были также созданы рабочие клубы, где устраивались политические митинги и собрания, читались лекции для рабочих. После революции большинство их было закрыто властями. В 1909—13 действовал Третий женский клуб. Рабочие, партийные и молодёжные клубы возродились после Февральской революции.

После Октябрьской революции при каждом крупном предприятии были созданы рабочие клубы. Руководство ими осуществляли профсоюзы. В 20—30-х гг. на бывших рабочих окраинах сооружены Клуб имени И.В. Русакова, Клуб имени С.М. Зуева, Клуб имени С.П. Горбунова и др. Сложился архитектурный тип клуба — с развитой зрелищной частью (зрительный зал со сценой, фойе и т.д.), комнатами для кружковых занятий, библиотекой. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х гг. разработан тип большого клуба, или дворца культуры, — с несколькими залами, более сложной системой помещений для кружковых, спортивных и других занятий (Дворец культуры ЗИЛ и др.), обслуживавшего районы города или отдельные крупные предприятия (учреждения). В 1990-х гг. создаются небольшие клубы по интересам (среди них — так называемые элитарные клубы).

Литература: Лухманов Н., Архитектура клуба, [М.], 1930; Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры, М., 1953.

Ключевский Василий Осипович

Ключе́вский Василий Осипович (1841, село Воскресенское Пензенской губернии — 1911, Москва), историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908). Из духовного сословия. В 1860 окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1865 — Московский университет. В 1866 опубликовал кандидатское сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве». Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище (1867 — 1881), курс русской истории в Московской духовной академии (1871—1906), на Московских высших женских курсах (1872—88), в Московском университете (с 1879), в МУЖВЗ (с 1898). В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Докторская диссертация («Боярская дума древней Руси», 1880—81) защищена в 1882. Круг научных интересов Ключевского охватывал все сферы истории России с древнейших времён до эпохи Петра I. Ключевский стал признанным главой московской школы историков. По его учебникам и «Курсу русской истории» учились несколько поколений школьников и студентов. В исследовании исторического процесса Ключевский обращал главное внимание на «ход, условия и успехи человеческого общежития». Всю историю России он делил на 4 периода, выделяя в качестве одного из них период «Руси Великой, Московской, царско-боярской, военно-землевладельческой». Одной из причин энергичного возвышения Москвы считал экономические выгоды её географического положения между Юго-Западной и Северо-Восточной Русью.

По инициативе Ключевского началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Ключевский был одним из популярнейших лекторов своего времени. Блестящий литературный стиль его лекций, научных трудов и публицистических статей, которые он публиковал в основном в журнале «Русская мысль», обеспечили Ключевскому место не только в истории исторической науки, но и в истории литературы. Ключевский поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры. К нему обращались за консультациями писатели, композиторы, художники, артисты; в частности, Ключевский помогал в работе над ролью Бориса Годунова и другими ролями Ф.И. Шаляпину. Широкий общественный резонанс вызвала речь Ключевского на открытии памятника А.С. Пушкину (1880).

В 1905 Ключевский входил в состав комиссии по выработке проекта нового цензурного устава и в совещаниях по разработке проекта закона о Государственной думе. В том же году избран членом Государственного совета от АН и университетов, но сложил с себя это звание, поскольку не находил положение члена Государственного совета «достаточно независимым для свободного... обсуждения возникающих вопросов государственной жизни». С 1870 Ключевский жил на Большой Полянке (д. 28, 18), затем — на Малой Полянке (с 1877 — в д. 9; не сохранился; с 1883 — в д. 6), с 1895 — на Житной улице (д. 10; не сохранился). Член Общества любителей российской словесности (с 1909 почётный член), член Московского археологического общества, ОИДР (в 1893—1905 председатель общества). Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Сочинения: Сочинения, т. 1—9, М., 1987—90; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968; Русская история. Полный курс лекций, кн. 1—3, М., 1993.

Литература: В.О. Ключевский. Биографический очерк, речи... и материалы для его биографии, М., 1914; Александров В.А., В.О. Ключевский, «История СССР», 1991, № 5.

В.К.

Клязьминское водохранилище

Кля́зьминское водохрани́лище одно из крупных в системе Канала имени Москвы, в Химкинском и Мытищинском районах Московской области. Заполнено в 1936—37 в результате строительства на р. Клязьме Пироговского гидроузла, который состоит из проезжей земляной плотины (длина 1100 м), водосброса и ГЭС. Максимальный объём Клязьминского водохранилища 87 млн.м3, полезный — 27 млн.м3. Площадь акватории 16,2 км2. Длина Клязьминского водохранилища до 16 км; наибольшая ширина 1,2 км; максимальная и средняя глубина 14 м и 5,4 м соответственно. Клязьминское водохранилище — сезонного регулирования стока. Зимой уровень воды снижается до 2 м. Поступающая в Клязьминское водохранилище самотёком по соединительному каналу из Пяловского водохранилища волжская вода перетекает в Химкинское водохранилище. Ледостав сохраняется с начала ноября до середины апреля. Широко используется для судоходства, водоснабжения Москвы, санитарного обводнения р. Клязьмы, выработки электроэнергии, водно-спортивных соревнований, рыболовства и отдыха. Наиболее живописны пристани: «Водники», «Хлебниково», «Горки», «Троицкое», «Чиверёво», «Бухта радости», «Сорокино», «Пирогово».

Кнебель Иосиф (Осип) Николаевич

Кне́бель Иосиф (Осип) Николаевич (1854, г. Бучач, Австро-Венгрия, ныне Украина, - 1926, Москва), издатель, книгопродавец. Высшее гуманитарное и экономическое образование получил в Вене. В Москве с 1878. В 1882 открыл (с П.Ф. Гросманом) на Петровских линиях (д. 1; здесь же была его квартира) книжный магазин и «Библиотеку для чтения». В 1895 основал первое в России специализированное издательство по изобразительному искусству, в котором издал «Картины по русской истории» (1908-13), шеститомную «Историю русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (1910-16), монографии о художниках, замечательные по качеству репродукции картин из собраний Третьяковской галереи и Румянцевского музея и др. После национализации издательства в 1918 сотрудничал с Госиздатом, в 1925-26 заведующий издательским отделом ГТГ.

Кнебель Мария Осиповна

Кне́бель Мария Осиповна (1898, Москва — 1985, там же), актриса, режиссёр, педагог, народная артистка РСФСР (1958). Дочь И.Н. Кнебеля. С 1918 училась в студии М.А. Чехова, затем в школе при 2-й Студии МХАТа. С 1924 в труппе МХАТа, играла в основном острохарактерные роли: Шарлотта («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Карпухина («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому). Режиссёрскую деятельность начала в 1935 в Театре имени М.Н. Ермоловой, где поставила пьесы: «Дальняя дорога» А.Н. Арбузова (1936), «Последние» М. Горького (1937), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1940; совместно с Н.П. Хмелёвым) и др. В 1940-х гг. ставила спектакли во МХАТе, в 1960-х гг. — в Театре имени А.С. Пушкина, ЦТСА, Театре имени Вл. Маяковского. С 1950 режиссёр, в 1955—60 главный режиссёр Центрального детского театра. С 1932 вела педагогическую работу, с 1948 преподавала в ГИТИСе (профессор с 1960). Государственная премия СССР (1978). Похоронена на Введенском кладбище.

Сочинения: Вся жизнь, М., 1967.

Книга Памяти Москвы

Кни́га Па́мяти Москвы́ собрание кратких биографических сведений об убитых, пропавших без вести и умерших от ран и болезней в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Издаётся по решению правительства Москвы. Центром по изданию Книги Памяти (улица Щепкина, 8). В 1993—95 вышло 17 томов (т. 1 — вклад москвичей в победу в Великой Отечественной войне, 1450 фотографий; т. 2—15 — биографические сведения в алфавитном порядке; т. 16—17 — сведения о воинах, умерших от ран в московских госпиталях и захороненных на кладбищах Москвы). В Книгу внесены имена павших, которые ушли на войну из Москвы. В Книге опубликованы имена более 374 тыс. москвичей, павших на войне, и около 34 тыс. захороненных на кладбищах Москвы.

Книгоиздание

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Книгоиздательство писателей в Москве»

«Книгоизда́тельство писа́телей в Москве́» издательство на паях, сформированное писателями, группировавшимися вокруг кружка «Среда». Создано в 1912 по инициативе В.В. Вересаева (председатель, первоначальное название — «Торговый дом книгоиздательства писателей. Д. Голубев и С. Махалов и Ко»). Среди пайщиков также были С.А. Алексеев (Найдёнов), И.А. Белоусов, И.А. Бунин, Ю.А. Бунин, Б.К. Зайцев, С.С. Мамонтов, Н.Д. Телешов, А.С. Черемнов, И.С. Шмелёв и др. Выпускало литературный сборник «Слово» (в. 1—8, 1913—19), где печатались А.Н. Толстой, Бунин, Вересаев, Шмелёв, Зайцев, К.А. Тренёв, Телешов, а также собрания сочинений ряда упомянутых авторов. В декабре 1913 вышли отдельными изданиями «Сказки» М. Горького, письма А.П. Чехова (в 1912—13 — т. 1 — 3, в 1912—16 — т. 1—6; второй выпуск «Слова» был также целиком посвящён публикации материалов из архива Чехова). В 1920-х гг. выпустило «Московский альманах» (3 книги) и некоторые другие издания, где публиковались К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Ф. Ходасевич, С.А. Есенин. Выпускало также серии «Народная школьная библиотека», «Библиотека польских писателей», «Дешёвая библиотека», «Культурно-просветительская библиотека». В 1915 в помощь жертвам войны 10-тысячным тиражом был издан благотворительный сборник «Клич» с участием Бунина, Вересаева, Телешова и др. После 1917 «Книгоиздательство писателей в Москве» продолжало существовать, преобразовавшись из паевого издательства в кооперативное, однако количество выпускаемых им книг резко упало. На собрании пайщиков в ноябре 1923 было принято решение о ликвидации издательства, выпустившего за 12 лет около 400 книг 66 авторов. Располагалось по Скатертному переулку, д. 8 (кв. 18).

Литература: Голубева О.Д., Книгоиздательство писателей в Москве (1912—1923), в сборнике: Книга. Исследования и материалы, сборник 10, М., 1965.

А.Ю. Чернобаева.

Книжная торговля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна

Кни́ппер-Че́хова Ольга Леонардовна (1868, Глазов Вятской губернии — 1959, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Жена А.П. Чехова. Окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Одна из первых актрис МХТ (с 1898). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого). Характерные черты искусства актрисы — благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость — раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»). Среди лучших ролей также: Анна Маар («Одинокие» Г. Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» И.С. Тургенева). Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938—59 жила Книппер-Чехова (Глинищевский переулок, в 1943—93 улица Немировича-Данченко, 5/7), — мемориальная доска.

Литература: Туровская М., О.Л. Книппер-Чехова, М., 1959.

Кноп Андрей Львович

Кноп Андрей Львович (Иоганн-Андреас)

(1855, Москва - ?), барон (с 1889), действительный статский советник (1912), промышленный и банковский деятель. В начале 1860-х гг. увезён отцом в Бремен (Германия), где получил среднее и высшее образование. В течение трёх лет изучал текстильное производство на предприятиях Великобритании и США. По возвращении в Россию с 1882 московский купец 1-й гильдии. В 1880-90-х гг. занимался торговлей хлопком и чаем в Москве и на Нижегородской ярмарке. Под руководством своего дяди И.К. Прове участвовал в управлении семейной фирмой «Л. Кноп», с 1901 возглавил её. Одновременно председатель правления товарищества «Эмиль Циндель», директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий. С 1903 председатель совета Московского учётного банка, позднее вошёл в состав совета Московского торгового банка. Являлся также директором Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепёшкина сыновей, Товарищества Альберта Гюбнера. Вместе с братом Фёдором Львовичем (Теодором-Юлием) в феврале 1914 Кноп учредил Товарищество на паях для внутренней и вывозной торговли мануфактурными товарами.

Кноп являлся одним из самых богатых предпринимателей в России. Жил в собственном особняке в Колпачном переулке (д. 5, построен в 1900, архитектор К.В. Трейман). Состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур, входил в число наиболее влиятельных членов Московского биржевого общества, в 1909-14 старшина Московского биржевого комитета. В 1906 один из создателей общероссийской организации предпринимателей - Съездов представителей промышленности и торговли, в 1906-15 входил в состав совета Съездов. По политическим убеждениям октябрист, член московского ЦК и всероссийского ЦК «Союза 17 Октября»; делал крупные пожертвования в кассу партии. На благотворительном поприще выступал в качестве попечителя больницы имени императора Александра III и Московского коммерческого института, члена Московского отделения попечительства о глухонемых. Кроме того, Кноп состоял членом Московского автомобильного общества.

После 1917 переехал в Эстонию, затем - в Германию.

С.В. Ильин.

Кнушевицкий Виктор Николаевич

Кнушеви́цкий Виктор Николаевич (1906, Петровск Саратовской губернии — 1974, Москва), композитор, аранжировщик, дирижёр. Брат С.Н. Кнушевицкого. Учился в Саратовской консерватории, затем в московском музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина по классу композиции у С.Н. Василенко и А.Н. Александрова, позднее у Р.М. Глиэра. С 1927 скрипач Персимфанса; самостоятельно освоив тенор-саксофон, выступал в джаз-ансамблях (в кабаре «Не рыдай» и кинотеатре «Центральный»). Увлёкся джазовой аранжировкой и в середине 30-х гг. организовал собственный джаз-оркестр, с которым записал песню М.И. Блантера «Катюша», сразу ставшую необычайно популярной. В 1936 назначен музыкальным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР (Госджаз; художественный руководитель Блантер). Для этого оркестра Кнушевицкий создал ряд рапсодий в эстрадно-симфоническом стиле — «Русскую», «Еврейскую», «Украинскую» (1937—38), которые исполнил в концертах и радиотрансляциях; записал на грампластинки множество собственных оркестровок произведений И.О. Дунаевского, Блантера, Н.В. Богословского, А.Н. Цфасмана и обработок произведений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф. Листа, К. Дебюсси, а также симфоническую версию песни В. Юманса «Чай вдвоём» под названием «Таити-трот» и «Сюита для джаз-оркестра», созданные Д.Д. Шостаковичем для Госджаза. В 1941, в первые месяцы войны, после того как большая группа музыкантов Госджаза во время поездки на фронт попала в окружение и погибла, оркестр прекратил своё существование. В 1945 — 1952 Кнушевицкий — руководитель и дирижёр эстрадного оркестра Всесоюзного радио. В Москве жил на улице Народного Ополчения, 18. Похоронен на Кузьминском кладбище.

Литература: Дунаевский И., Передаем легкую музыку, «Советская музыка», 1949, № 9.

А.Н. Баташев.

Кнушевицкий Святослав Николаевич

Кнушевицкий Святослав Николаевич (1907, Петровск Саратовской губернии - 1963, Москва), виолончелист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Брат В.Н. Кнушевицкого. С 1922 в Москве, поступил в Московскую консерваторию в класс С.М. Козолупова. В 1929 - 1943 концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра. В 1933 удостоен первой премии на I Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С этого времени систематически выступал на самых престижных конкурсных эстрадах, играл с лучшими оркестрами и дирижёрами, участвовал в различных по составу камерных ансамблях. Был одним из лидеров концертной жизни Москвы 30-60-х гг. Многие композиторы посвящали Кнушевицкому свои сочинения (С.Н. Василенко, А.Ф. Гедике, Р.М. Глиэр, Д.Б. Кабалевский, Н.П. Раков и др.). Для Кнушевицкого создали виолончельные концерты Н.Я. Мясковский (1945) и А.И. Хачатурян (1946). В 40-х гг. в Москве сложился камерный ансамбль - Л.Н. Оборин, Д.Ф. Ойстрах и Кнушевицкий [назван писателем Шоном О'Кейси «лучшим (фортепьянным) трио в мире»]. Кнушевицкий играл в сонатном ансамбле с Обориным, в квартете имени Л. ван Бетховена. Осуществил грамзаписи с А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым и др. В 1941-63 преподавал в Московской консерватории (с 1950 профессор, в 1954-59 заведующий кафедрой виолончели и контрабаса). Государственная премия СССР (1950).

В Москве жил на улице Горького (ныне Тверская улица), 25/9. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Т.А. Гайдамович.

«К.О. Жиро Сыновья»

Акционерное общество шёлковых фабрик, фирма, владевшая крупнейшей в Российской империи шелкоткацкой фабрикой. Основана в 1875 французским подданным Клавдием Осиповичем Жиро. До 1891 именовалась «К.О. Жиро и Ко», затем «К.О. Жиро». В 1904 после смерти основателя преобразована в торговый дом «К.О. Жиро Сыновья», в 1912 акционирована с сохранением последнего названия. Основной капитал 8 млн. рублей. Большая часть акций находилась у сыновей К.О. Жиро - Виктора, Андрея и Павла, французских граждан. П.К. Жиро владел также акциями Соединённого банка, был членом его правления, представляя в нём одновременно интересы французского Банка Парижского союза. Фабрика общества построена в 1875 в Хамовнической части, располагалась по Тёплому и Долгохамовническому переулкам. В 1879 установлены 180 ткацких станков, паровая машина. В 1880-90-х гг. фабрика реконструирована и значительно расширена. В 1900 действовало свыше 1700 ткацких станков (преимущественно механические), имелось другое разнообразное оборудование. В 1914 насчитывалось 4 тыс. рабочих. Перерабатывалось главным образом иностранное сырьё. Выпускались высококачественные шёлковые ткани подкладочного и плательного ассортимента. В 1885 и 1896 фирма удостоена права изображать государственный герб на своих вывесках, рекламе и пр. Предприятие национализировано в 1919. В советский период называлось шёлковым комбинатом имени Розы Люксембург «Красная Роза». Ныне Акционерное общество «Красная Роза» (улица Тимура Фрунзе, 11).

Литература: Аранович Н., Квит В., Школьников А., Юбилей рабочей семьи, М., 1975.

С.В. Ильин.

Ковалевский Максим Максимович

Ковале́вский Максим Максимович (1851, Харьков — 1916, Петроград), историк, юрист, социолог, академик Петербургской Академии наук (1914). Из дворян. Окончил юридический факультет Харьковского университета (1872). С 1877 преподавал в Московском университете (с 1880 ординарный профессор). Пользовался широкой популярностью как лектор. Его квартиры (Большая Бронная улица, 25; Большая Никитская улица, 24; Кривоарбатский переулок, 16) стали местом встреч «молодой» московской профессуры (В.О. Ключевский, С.А. Муромцев, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев и др.), которые проходили обычно по четвергам. В них участвовали также писатели (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.), художники, общественные деятели, журналисты, учёные. В 1886 решением министра народного просвещения И.Д. Делянова отстранён от преподавания в университете; поводом для этого стали слова Ковалевского, сказанные им на лекции для студентов («Я должен читать о государственном праве, но в нашем государстве нет никакого права, так как же я вам буду читать?»). После отставки уехал за границу. В 1901 основал в Париже русскую Высшую школу общественных наук; приобрёл виллу близ Ниццы. В 1905 вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге. Был депутатом 1-й Государственной думы, с 1907 член Государственного совета. Сторонник конституционной, или «народной», монархии. В исторических и социологических трудах выступал как последователь сравнительно-исторического метода. Председатель и член многочисленных обществ и кружков.

Сочинения: Моя жизнь, в книге: История и историки за 1973, М., 1975.

Ковшова Наталья Венедиктовна

Ковшо́ва Наталья Венедиктовна (1920, Уфа - 1942), Герой Советского Союза (1943, посмертно). Жила в районе Очакова. С 1941 в Советской Армии. Стрелок-снайпер стрелкового полка на Северо-Западном фронте, уничтожила несколько десятков солдат и офицеров. Окружённые фашистами, Ковшова и М.С. Поливанова подорвали себя гранатой. Именем Ковшовой в 1965 названы улица (улица Наташи Ковшовой, бывшая улица Матросова) в Очакове и школа, где она училась (Уланский переулок, 8).

Ковылин Илья (Василий) Андреевич

И. А. Ковылин.

И. А. Ковылин.

Ковы́лин Илья (Василий) Андреевич (1731—1809, Москва), московский купец, выходец из крепостных крестьян, видный деятель старообрядчества. Во время эпидемии чумы в 1771 устроил у Преображенской заставы Камер-Коллежского вала больницу, молельню и кладбище для старообрядцев, вокруг которых сложилась старообрядческая община Преображенского кладбища. По ходатайству Ковылина в 1809 община получила права гражданского учреждения (богадельни-приюта) и стала одним из всероссийских центров старообрядчества. Похоронен на Преображенском кладбище. Именем Ковылина в 1922 назван Ковылинский переулок (бывший Кладбищенский переулок) в районе улицы Преображенский вал.

Коган Леонид Борисович

Ко́ган Леонид Борисович (1924, Екатеринослав — 1982, Москва), скрипач и педагог, народный артист СССР (1966). Из семьи фотографа. В 1948 окончил Московскую консерваторию, в 1953 — аспирантуру при ней (класс А.И. Ямпольского). Концертировал с 1941, с 1944 солист Московской филармонии. В 1956—57 провёл в Большом зале консерватории цикл «Исторических скрипичных концертов». Владел практически всем скрипичным репертуаром. Особое место в нём занимали произведения Н. Паганини. Играл на скрипке работы А. Страдивари. С 1952 работал в Московской консерватории (с 1963 профессор, с 1969 заведующий кафедрой скрипки). В 1978 и 1982 возглавлял жюри скрипачей на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Скоропостижно скончался в дороге из Москву на концерты в Ярославль. Когану посвящены концерт-рапсодия А.И. Хачатуряна, концерты для скрипки с оркестром К. Караева, М.С. Вайнберга и др. Ленинская премия (1965). Жил на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок), 8/10 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Григорьев В., Л. Коган, М., 1975; Л. Коган. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью, М., 1987.

В.Ю. Григорьев.

Кожевники

Коже́вники местность в Замоскворечье. На севере примыкает к Садовому кольцу, на востоке — к Москве-реке, на западе — к линии Павелецкого направления Московской железной дороги. Название — от Кожевенной слободы, возникшей в XVII в.; была заселена ремесленниками, занимавшимися выделкой кож. Сохранились церковь Троицы в Кожевниках (1685—89, Кожевнический переулок, 4/6), на Кожевнической улице (главной улице слободы) ряд палат XVII в. (дома: 11; 19, строение 6; 20; 21, строение 1). В XVIII в. слободской уклад исчезает, но до начала XX в. Кожевники оставались центром кожевенного производства Москвы: в XVIII в. из 19 московских кожевенных предприятий 17 находились в Кожевниках, в конце XIX в. действовали 19 кожевенных заводов, в том числе крупный завод «А.С. Бахрушина сыновья» и завод «Поставщик» (основан в 1854). В 1922 ряд мелких полукустарных мастерских объединён в фабрику «Парижская Коммуна». Реконструированы Новоспасский мост (1938) и в 1960-х гг. Шлюзовая набережная. Название сохранилось в наименовании Кожевнической улицы, улицы Кожевнический Вражек, Кожевнического проезда, 1—4-го Кожевнических переулков.

Литература: Звягинцев Е.А., «Кожевники» и их посадское население в XVIII веке, в сборнике: Старая Москва, в. 1, [М., 1929].

Кожевников Алексей Яковлевич

Коже́вников Алексей Яковлевич (1836, Рязань — 1902, Москва), основоположник невропатологии в России, создатель московской научной школы невропатологов и психиатров (среди его учеников — С.С. Корсаков, В.К. Рот, Л.О. Даркшевич, Г.И. Россолимо), профессор (с 1879). Из семьи чиновника. В Москве с 1853. Окончил медицинский факультет Московского университета (1858). В 1858—65 ассистент госпитальной терапевтической клиники в Новоекатерининской больнице (ныне Двадцать четвёртая городская клиническая больница). После специализации по неврологии и психиатрии в Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании (1866—69) возглавил первую в России кафедру нервных болезней Московского университета при Новоекатерининской больнице (1869). Один из инициаторов строительства университетских клиник на Девичьем поле, в том числе психиатрической клиники (1887) и нервной клиники (1890), которую возглавлял до 1900. Участвовал в работе комиссий по строительству Психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева (см. Психиатрическая больница № 1) и Центрального полицейского приёмного покоя для душевнобольных (1897—99, ныне Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского).

Труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Описал разновидность эпилепсии, названную «кожевниковской» (1894). Автор одного из первых в России учебников по нервным болезням и психиатрии (1883), один из организаторов первого съезда отечественных психиатров (1887) и XII Международного съезда врачей (1897) в Москве. Член-учредитель Московского общества невропатологов и психиатров (1890). Увлекался археологией (вёл раскопки курганов в Бронницком уезде Московской губернии в 1878—94). Среди московских друзей и близких знакомых Кожевникова — городской голова Н.А. Алексеев, Н.М. Пржевальский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Ф.Ф. Эрисман, С.С. Корсаков, Н.Н. Ге, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря.

Литература: Лисицын Ю.П., А.Я. Кожевников и московская школа невропатологов, М., 1961.

А.Г. Гериш.

Кожухово

Кожухо́во местность на юго-востоке Москвы, на левом берегу Москвы-реки. На севере примыкает к линии Окружной железной дороги, на востоке — к Южнопортовой улице. Название — от бывшей деревни; известна с XIV в. как владение Крутицкого подворья. В 1694 Пётр I провёл близ Кожухова большие манёвры (так называемый Кожуховский поход). С 1923 в черте Москвы, близ Кожухова — Южный порт. В 50—70-х гг. район массового жилищного строительства (автор проекта застройки архитектор М.И. Синявский и др.). В 1969 соединено Нагатинским мостом с Нагатином и Новинками. Основная магистраль — улица Трофимова (бывшая 3-я Кожуховская). Название сохранилось в наименовании 5—7-й Кожуховских улиц, 1—3-го Кожуховских проездов. Вблизи — станции метро «Автозаводская», «Кожуховская».

Кожуховская станция аэрации

Кожухо́вская ста́нция аэра́ции на юго-востоке Москвы, первая отечественная станция интенсивной очистки городских сточных вод. Введена в эксплуатацию в 1929. Предназначалась для обслуживания территории города, расположенных на юге, на правом берегу Москвы-реки (в границах тех лет). После ввода в эксплуатацию Кожуховская станция аэрации наращивала производительность. Максимальный расход сточных вод составлял 55,3 тыс.м3 в сутки. В 1970 станция была закрыта, нагрузка передана на другие станции.

В.Г.

«Кожуховская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Кожухо́вская» станция метро Люблинской линии. Открыта в 1995. Архитекторы А.Л. Вигдоров, Л.Л. Борзенков. Выход — по подземному вестибюлю в наземный павильон, расположенный в стороне от продольной оси станции, на улице Южнопортовая (в проекте второй выход по второму вестибюлю). Станция односводчатая, в отделке использованы мрамор различных пород, алюминиевый профиль, из которого выполнен карниз эскалаторного павильона. В основе оформления станции — тема развития автомобильного дизайна (рядом находится автомобильный рынок).

Козаржевский Андрей Чеславич

Козарже́вский Андрей Чеславич (1918, Москва — 1995, там же), филолог, москвовед, профессор МГУ. В 1936—40 учился сначала на историческом, а затем на литературном факультете МИФЛИ. В 1941—44 работал учителем в сельской школе Красноярского края. С середины 40-х гг. преподавал в Московском педагогическом институте имени В.П. Потёмкина, с 1959 — на кафедре древних языков исторического факультета МГУ, с 1967 заведующий кафедрой. Козаржевский — автор учебников латинского и греческого языков, монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы» (1985), статей о Новом Завете. Специалист по классической филологии, Козаржевский был одновременно глубоким знатоком старой Москвы, участвовал в работе Комиссии по истории московских улиц при Московском городском отделении ВООПИК и общества «Старая Москва». Широкой популярностью пользовались лекции Козаржевского по истории Москвы, которые он читал в МГУ, Политехническом музее, Богословском институте, а также его экскурсии по Москве и Подмосковью. Козаржевский — автор книги «Московский православный месяцеслов» (1995) и многочисленных москвоведческих статей в «Вестнике МГУ», «Московском журнале», газете «Московский университет» и других газетах. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Федорова Е.В., А.Ч. Козаржевский, «Вестник Московского университета. Серия 8. История», 1996, № 2.

Козицкий переулок

Кози́цкий переу́лок между Тверской улицей и Большой Дмитровкой, проходит параллельно Глинищевскому переулку. Назван в XVIII в. по владению Е. Козицкой (ранее принадлежало А.И. Вяземскому) на углу переулка и Тверской улицы (д. 1/14 — магазин Г.Г. Елисеева, выходит в переулок боковым фасадом). Далее по левой стороне находилось владение генерала Ф.М. Шестакова, перешедшее к Лобковым (д. 5; конец XVIII в.) и к Б.А. Голицыну; в конце XIX в. в доме располагалась городская типография (ныне НИИ искусствознания). Большая часть правой стороны была занята усадьбой графов Салтыковых, выходившей на Большую Дмитровку. В конце XIX — начале XX вв. в переулке появились доходные дома.

И.Л. Давыдова.

Козлов Александр Александрович

Козлов Александр Александрович (1837-?), генерал-адъютант (1883), генерал от кавалерии (1896), московский генерал-губернатор. Из дворян Нижегородской губернии. Воспитывался в Пажеском корпусе. В 1855 начал действительную службу прапорщиком лейб-гвардейского Измайловского резервного полка. В 1861-65 адъютант петербургского военного генерал-губернатора, в 1865-69 рижский старший полицмейстер, с 1869 помощник петербургского обер-полицмейстера (с 1873 градоначальника) Д.Ф. Трепова. В 1881-82 петербургский обер-полицмейстер. В 1882 назначен московским обер-полицмейстером. Удостоен «Высочайшего благоволения» и золотой табакерки за наведение и поддержание порядка в Москве во время коронации Александра III в мае 1883. В память окончания строительства и освящения храма Христа Спасителя награждён в июне 1883 золотой медалью. В 1887 назначен почётным опекуном Московского присутствия Опекунского совета. В 1888-90 управляющий Московским родовспомогательным заведением, в 1893-1900 попечитель Московского коммерческого училища (освобождён от должности «по болезни»). Именным Высочайшим указом 14 апреля 1905 назначен московским генерал-губернатором. Жил в Арбатской части. Занимался составлением новых штатов московского градоначальства и столичной полиции, участвовал в решении проблемы размещения больных и раненых воинов, прибывавших с фронта русско-японской войны 1904-05 и др. Оставил свой пост по состоянию здоровья и уехал для лечения за границу. С именем Козлова связано восстановление института московских генерал-губернаторов, деятельность которого была приостановлена Высочайшим указом 1 января 1905.

О.В. Кузовлева.

Козловский Иван Семёнович

Козловский Иван Семёнович (1900, село Марьяновка Киевской губернии - 1993, Москва), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1940), Герой Социалистического Труда (1980). Родился в крестьянской семье. Закончил Киевскую учительскую гимназию и музыкально-драматический техникум (класс пения Е.А. Муравьёвой). В 1919-26 пел в оперных труппах Полтавского, Харьковского и Свердловского театров. В 1926 с одобрения С.И. Зимина Козловский принят в труппу Большого театра в Москве (солист до 1954). Дебютировал в партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди). В репертуаре Козловского - 45 оперных партий (среди лучших - Юродивый в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского, Лоэнгрин в одноименной опере Р. Вагнера, Ленский в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Владимир в «Князе Игоре» А.П. Бородина) и 4 роли в драматических спектаклях. С 1919 вёл интенсивную концертную деятельность. Особое место в его репертуаре занимали народные песни, русские романсы, камерная лирика М.И. Глинки. Обладатель прозрачного, серебристого голоса, придававший исполнению эмоциональную теплоту и искренность, Козловский пользовался особой любовью и почитанием москвичей. Его называли «русским соловьём», «чародеем оперы». Организатор и художественный руководитель Государственного ансамбля оперы СССР в Москве (1938-41), с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении (в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло пел также партию Арлекина). В 1984 снялся в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь». Государственная премия СССР (1941, 1949). Жил на улице Неждановой (Брюсов переулок), 7. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Учреждён Фонд имени Козловского (почётным президентом был С.Т. Рихтер).

Сочинения: Музыка - радость и боль моя, М., 1992.

Литература: Кузнецова А., Народный артист. Страницы жизни и творчества И.С. Козловского, М., 1964.

А.С. Яковлева.

Козолуповы

Козолу́повы семья музыкантов. Семён Матвеевич (1884, станица Краснохолмская Оренбургской губернии — 1961, Москва), виолончелист, народный артист РСФСР (1946), доктор искусствоведения (1941). Из многодетной семьи казака. В детстве Козолупова определили в войсковой хор и оркестр при штабе Оренбургского казачьего войска, где он научился играть на нескольких инструментах, в том числе на виолончели. В 1904—07 учился у А.В. Вержбиловича и И.И. Зейферта в Петербургской консерватории. В 1908—11 выступал на эстраде, выдержал конкурс в оркестр Большого театра; тогда же вошёл в состав Московского квартета Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), принимал участие в камерных концертах совместно с С.И. Танеевым, К.Н. Игумновым и А.Б. Гольденвейзером. В 1911 получил первую премию на Всероссийском конкурсе виолончелистов, организованном ИРМО, что дало ему возможность приобрести уникальный инструмент работы А. Гварнери. С 1922 профессор Московской консерватории (по приглашению её ректора М.М. Ипполитова-Иванова); в 1936—54 руководил кафедрой виолончели и контрабаса (в 1942—48 декан оркестрового факультета). В 1944 с открытием Музыкально-педагогического института имени Гнесиных возглавил там кафедру струнных инструментов и вёл класс виолончели. Жена Козолупова — Надежда Николаевна Козолупова-Федотова (1886, Оренбург — 1957, Москва), пианистка, ученица Гольденвейзера. Выступала как аккомпаниатор мужа. С 1922 преподавала в Московской консерватории (с 1935 доцент).

Супруги Козолуповы жили на улице Горького (ныне Тверская улица).

Их дочери: Ирина Семёновна (1910, Москва — 1993, там же), пианистка, окончила Московскую консерваторию по классу Гольденвейзера. Аккомпанировала в концертах отцу, сёстрам, С.Н. Кнушевицкому, Л.В. Ростроповичу, А.К. Власову. С 1944 преподавала в Московской консерватории (с 1960 доцент). Жила на Котельнической набережной, 1/5. Галина Семёновна (1912, Москва — 1991, там же), виолончелистка, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Окончив консерваторию и аспирантуру (училась у отца), вела активную концертную деятельность. Была солисткой Всесоюзного радио и Московской филармонии, участница фортепианных трио вместе с Н. Емельяновой (фортепьяно) и Г. Бариновой (скрипка) и с сёстрами (И.С. и М.С. Козолуповыми). С 1935 преподавала в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе, с 1952 профессор. Участница жюри многих конкурсов виолончелистов (в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского). Автор редакций многих произведений для виолончели. Жила на улице Неждановой (Брюсов переулок), 12. Марина Семёновна (1918, Москва — 1978, там же), скрипачка, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1966). В 1937 окончила Московскую консерваторию по классу К.Г. Мостраса, в 1941 — аспирантуру у М.Б. Полякина. С 1937 концертировала. Лауреат всесоюзных и международных конкурсов, в том числе конкурса имени Э. Изаи в Брюсселе (1937). Играла в «Трио сестёр Козолуповых». С 1942 преподавала в Московской консерватории (с 1967 профессор). Жила на Гоголевском бульваре.

Все Козолуповы похоронены на Введенском кладбище.

Литература: Козолупова Г.С., С.М. Козолупов. Жизнь и творчество, М., 1986.

Т.А. Гайдамович.

Кокорев Иван Тимофеевич

Кокорев Иван Тимофеевич (1825, Зарайск Рязанской губернии, ныне Московской области, - 1853, Москва), писатель. Родился в крестьянской семье. В двухлетнем возрасте отправлен в Москву к брату-иконописцу. Учился во 2-й гимназии, но не окончил её из-за недостатка средств. При содействии М.Н. Загоскина начал сотрудничать в журнале «Живописное обозрение», а затем в журнале «Москвитянин», печатая в них бытовые очерки, зарисовки и рассказы, посвященные Москве. Часть очерков и рассказов переиздана в 1932 издательством «Academia» («Очерки Москвы сороковых годов») и в 1959 издательством «Московский рабочий» («Москва сороковых годов»).

Кокошкин Фёдор Фёдорович

Коко́шкин Фёдор Фёдорович (1773—1838, село Бедрино Московского уезда), драматург, театральный деятель. Получил домашнее образование, возможно, учился в Московском университете. Служил в департаменте Министерства юстиции, в Комитете по устроению московского военного стола, в Комиссии по составлению законов. Страстный театрал, Кокошкин ещё в 1800-х гг. ставил домашние спектакли в Иславском — подмосковном имении своего тестя И.А. Архарова; к этому же времени относятся его первые драматургические опыты — стихотворные трагедии, переводы и переделки французских пьес. В 1811 был среди учредителей Общества любителей российской словесности. Дом Кокошкина на Воздвиженке (не сохранился) стал одним из центров литературной и театральной жизни Москвы. В 1823—1831 директор Императорских московских театров, много сделал для укрепления их трупп талантливыми актёрами (пригласил на московскую сцену М.С. Щепкина и др.), способствовал возобновлению Петровского театра (1824). Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Кокуй

См. Чечёрка.

Колесова Елена Фёдоровна

Ко́лесова Елена Фёдоровна (1920, деревня Колесово Ярославской губернии - 1942), Герой Советского Союза (1944, посмертно), медсестра, партизанка. В 1939 окончила Педагогическое училище № 2 (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4; мемориальная доска). Работала учительницей и старшей пионервожатой в школе № 47 (1-й Неопалимовский переулок, 10; мемориальная доска). В начале Великой Отечественной войны работала на строительстве оборонительных сооружений под Москвой, затем окончила курсы медсестёр, зачислена в партизанский отряд, в котором возглавила диверсионную группу. Погибла в Белоруссии. Именем Колесовой в 1966 названа улица (бывшая Первомайская) в Очакове.

Колли Николай Джемсович

Колли Николай Джемсович (Яковлевич)

(1894, Москва - 1966, там же), архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1939), член Президиума СА (1938), председатель правления МОСА (1935-51). В 1913-15 работал под руководством А.В. Щусева на строительстве Казанского вокзала. Окончил архитектурный факультет Вхутемаса (1922), преподавал в МВТУ и Московском архитектурном институте (1921-41), среди учеников - Б.Г. Бархин, Н.Н. Уллас. Участвовал в деятельности Московского архитектурного общества (1922 - 1930), в эти годы был близок к конструктивизму, занимался проектированием и руководил строительством здания Центросоюза. В 30-х гг. работал в духе стилизации различных исторических стилей, выполнил проекты комбината «Известий», 2-го дома СНК в Зарядье, здания ТАСС, Большого Каменного моста, Новоарбатского моста. Основные постройки: жилой дом «Новая Москва» на Ленинградском проспекте (1926, перестроен), станции метрополитена «Кировская» (наземный вестибюль и перронный зал), «Парк культуры» (северный наземный павильон), «Павелецкая-кольцевая», жилые дома на Валовой улице, 2/44, Новокузнецкой улице, 43, и Бережковской набережной (все - 1950-е гг.). Принимал деятельное участие в проекте реконструкции Москвы, руководил мастерской № 6 (1933), с 1943 - Институтом архитектуры общественных и промышленных сооружений, в начале 50-х гг. разрабатывал проект застройки Щербаковской улицы. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Журавлёв А.М., Н. Колли, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Колмогоров Андрей Николаевич

Колмого́ров Андрей Николаевич (1903, Тамбов — 1987, Москва), математик, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1963). С 1910 в Москве, учился в частной гимназии Е.А. Репман (позднее 23-я школа 2-й ступени). Окончил МГУ (1925), с 1931 профессор там же. С 1935 один из организаторов школьных математических кружков и олимпиад при МГУ, в 1963 инициатор создания физико-математической школы-интерната при МГУ (был её научным руководителем), в середине 60-х гг. возглавил работу по совершенствованию преподавания математики в школе. Колмогоров внёс выдающийся вклад в развитие многих разделов математики и в применение математических методов в механике, биологии, экономике, лингвистике. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. РАН учредила премию имени Колмогорова.

Колокола

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колокольные звоны

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Коломенская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Коло́менская» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1969. Архитекторы Л.А. Шагурина, В.А. Черемин. Построена по типовому проекту. Павильоны расположены на Нагатинской улице, вблизи Пролетарского проспекта, в местности Коломенское. В оформлении станционного зала использованы светлый мрамор и белая керамическая плитка, вставки из кованой меди на патриотические темы (скульптор Э.М. Ладыгин). Пол выложен серым и красным гранитом.

Коломенское

Коломенское в начале XX в.

Коломенское в начале XX в.

Москва.

Коло́менское местность в южной части Москвы, на правом, высоком берегу Москвы-реки. Соседствует на севере с Нагатином, на юге с Дьяковским. Название — от бывшего села, известного с начала XIV в. (впервые упоминается в 1339 в духовной грамоте Ивана I Калиты). В XV—XVII вв. великокняжеская, затем царская усадьба. В 1606 в Коломенском находился лагерь И.И. Болотникова; в 1662 здесь произошла расправа над участниками «Медного бунта». В Коломенском провёл детские годы Пётр I. После взятия Азова (1696) и победы под Полтавой (1709) он останавливался в Коломенском перед торжественным въездом в Москву. В XVIII в. для обработки царских садов близ Коломенского устроены Штатная и Садовая слободы (название сохранились в наименовании улиц: Штатная слобода, Садовники и Садовая слобода). В 1532 сооружён выдающийся памятник русского зодчества — церковь Вознесения в Коломенском. В комплекс Коломенского входят: ротондальная церковь-колокольня Георгия Победоносца, в декоре которой использованы мотивы западноевропейской архитектуры (XVI в.), пятиглавая, поставленная на высоком подклете и соединявшаяся с царским дворцом переходом церковь Казанской Богоматери (1660-е гг.), Водовзводная башня (XVII в.), двое каменных въездных ворот (1670-е гг.); по сторонам от проёмов Передних ворот с Часобитной башней при царе Алексее Михайловиче стояли медные, обтянутые бараньими шкурами фигуры львов, которые с помощью механизмов, располагавшихся в Органной палате на втором ярусе башни, раскрывали пасти и рычали. В 1667—71 для царя Алексея Михайловича сооружён деревянный дворец (архитектор С. Петров и И. Михайлов; перестроен в 1681, архитектор С. Дементьев). В 1768 обветшалый дворец разобран; в музее Коломенского находится макет дворца. В 70-х гг. XVIII в. на берегу Москвы-реки построен новый дворец (разрушен солдатами Наполеона в 1812). В 1825 на его месте архитектор Е.Д. Тюрин воздвиг деревянный дворец (не сохранился) с «Павильоном». С 1923 усадьба Коломенское — филиал Исторического музея, экспонируется коллекция русского прикладного искусства (цветные изразцы XVII—XIX вв., резьба по дереву, кованые изделия и др.). В 1930—59 в Коломенское перевезены памятники русского деревянного зодчества XVII в.: медоварня из подмосковного села Преображенского, воротная башня из Николо-Карельского монастыря, башня Братского острога из Сибири, домик Петра I из Архангельска. Парк Коломенское расположен на правом, высоком берегу Москвы-реки, на так называемом Коломенском уступе (высота 164,6 м), откуда открывается великолепная панорама на Курьяновскую пойму, на пологие холмы, на одном из которых находится Дьяковское городище. Примечателен глубокий Государев овраг, крутые склоны которого поросли лиственным лесом из дуба, ольхи, ивы и др., а на плоском дне — пруды. Среди зелёных насаждений особую ценность представляют липовая аллея начала XIX в. и реликтовая дубрава, где возраст отдельных деревьев достигает 600—800 лет. Живописны пойменные луга и плодовые сады, которыми Коломенское славится с XVI в. С 1960 Коломенское — в черте Москвы. В 1974 усадьба Коломенское объявлена государственным историко-архитектурным заповедником. Вблизи — проспект Андропова, станция метро «Коломенская».

Литература: Гра М.А., Коломенское, [М.], 1963; Белянчиков Н.Н., Подмосковные села «Коломниньское» и «Ногатиньское», «Вопросы истории», 1972, № 11; Коломенское. Путеводитель, М., 1981; Коломенское. Материалы и исследования, М., 1991, вып. 2.

Усадьба Коломенское.

Усадьба Коломенское.

Москва.

Фольклорный праздник в Коломенском.

Фольклорный праздник в Коломенском.

Москва.

Предыдущая страница Следующая страница