Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЛ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЛ"-"КОН")

Колонный зал

Коло́нный зал в статье Благородное собрание.

Колошино

Коло́шино местность на северо-востоке Москвы, у р. Сосенки. Соседствует на северо-востоке с Черницыном, на юго-востоке с Измайловом, на юго-западе с Черкизовом. Название — от бывшей деревни, известной с XVII в. В XIX в. жители Колошина занимались ткацким и кожевенным промыслом, вывозом нечистот из Москвы. С конца 1930-х гг. в черте Москвы. С конца 60-х гг. район массового жилищного строительства. Основные улицы: Амурская, Тагильская и Щёлковское шоссе.

Колпачный переулок

Колпа́чный переу́лок между улицей Покровкой и Хохловским переулком. Известен под этим названием (по слободе колпачников) с XVIII в. В XVII—XVIII вв. на слободских землях селилась аристократия. Дом 3 — палаты середины XVIII в.; д. 6 — усадьба Долгоруких с палатами 1740—60-х гг. во дворе, включившими палаты Бутурлиных (XVII в.); д. 10 — палаты конца XVII в., называемые «палатами Мазепы». Во второй половине XIX — начале XX вв. переулок стал застраиваться особняками: д. 5 — банкира и промышленника А.Л. Кнопа (1900, архитектор К.В. Трейман), на доме установлены две памятные доски: мраморная — Зое Космодемьянской, которой здесь, в бывшем МГК ВЛКбыла вручена путёвка на фронт; бронзовая — с барельефным портретом Г.М. Кржижановского (в связи с его работой в Комитете по высшему техническому образованию, 1967, скульптор Н.Н. Шмидт, архитектор И.Н. Андрианов); д. 7 — Ф.Л. Кнопа (перестроен в 1870-е гг. из здания XVIII в.; архитектор Б.В. Фрейденберг), д. 9 — издателя музыкальной литературы Б.П. Юргенсона, д. 11 — врача К.В. Снегирёва (оба — 1912, архитектор В.Д. Глазов). В д. 4 (XVIII в.; надстроен в 1906 по проекту К.К. Гиппиуса) размещалась женская гимназия, где учились Л. и А. Каган (Лиля Брик и Эльза Триоле).

И.Л. Давыдова.

Колымажная улица

Колыма́жная у́лица (в 1962—92 улица Маршала Шапошникова; называлась также Антипьевским переулком по церкви Антипия, д. 8, 1530-е гг. — конец XVIII в.). В XVIII в. часть улицы (от Волхонки до пересечения с Большим Знаменским переулком) носила название Колымажного переулка, а далее (до Пречистенского бульвара) — Лукинского переулка (по церкви Евангелиста Луки, на месте д. 7, разобрана в 1816). Дом 4 (1826—27) принадлежал (с 1896) семье купцов Бурышкиных (ныне Отдел графики ГМИИ имени А.С. Пушкина). Дом 6 (первая треть XIX в., пристройка — 1914, архитектор Н.С. Шуцман), на месте усадьбы Милославских (XVIII в.), принадлежал статскому советнику П.И. Глебову, знакомому семьи Пушкиных. Со стороны Бульварного кольца улицу зрительно замыкает дом Наркомата обороны (1934—38, архитектор Л.В. Руднев).

И.Л. Давыдова.

Кольцов Николай Константинович

Кольцо́в Николай Константинович (1872, Москва — 1940, Ленинград), биолог, член-корреспондент АН СССР (член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1916), академик ВАСХНИЛ (1935). Основатель экспериментальной биологии в России, один из основоположников современной молекулярной биологии и генетики. Родился в семье служащего, со стороны матери находился в родстве с К.С. Станиславским. Окончил (1894) естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, работал там же (1894—1911, 1918—30). В 1903—18 профессор Высших женских курсов, в 1913—17 руководил биологической лабораторией при Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. В 1919—30 директор и научный руководитель Центральной станции по генетике сельскохозяйственных животных (село Назарьево Звенигородского района Московской области). В 1917 Кольцов организовал в Москве и возглавил (до 1938) Институт экспериментальной биологии. Вначале институт размещался вместе с другими научными учреждениями на Сивцевом Вражке (д. 41), в 1925 переехал в особняк на улицу Воронцово поле (д. 6), там же находились его квартира и рабочий кабинет-лаборатория. Кольцов принимал активное участие в организации научной печати: один из создателей (1912) и главный редактор (1914—27, совместно с Л.А. Тарасевичем) журнала «Природа», главный редактор журналов «Успехи экспериментальной биологии» (1922—29) и «Журнала экспериментальной биологии» (1925—31), «Биологического журнала» (1932—38) и ряда других научных изданий. Урна с прахом в Москве, на Введенском кладбище. В 1975 имя Кольцова присвоено Институту биологии развития АН СССР.

Кольчугины

Книготорговцы. Основатель фирмы - Никита Никифорович (1753-1827, Москва). Родился в крестьянской старообрядческой семье. В начале 1770-х гг. поселился в Москве, торговал книгами вразнос, вскоре открыл 3 книжные лавки на Никольской улице, брал на комиссию большие партии книг у Петербургской Академии наук и петербургских издателей (в том числе у Н.И. Новикова). После переезда Новикова в Москву (1779) стал его главным комиссионером, в 1789 поступил к нему приказчиком и фактически руководил книготорговой деятельностью «Типографической компании». В том же году издал «Роспись российским книгам, продающимся... в Университетской книжной лавке у московских купцов Кольчугина и Переплётчикова...». В 1792-96 находился под следствием по делу Новикова; лавки Кольчугина были опечатаны властями, большинство книг уничтожено, но уже в 1796 он сумел восстановить дело. Во время пожара 1812 потерял все книжные запасы, в 1813 возобновил торговлю. Похоронен на кладбище Симонова монастыря (могила не сохранилась). Его сын Григорий Никитич (1779, Москва - 1835, там же) возглавил фирму в 1827. Воспитывался в дворянской семье Обресковых, получил хорошее домашнее образование. Издал ряд переводных произведений, а также «Записки» о Москве («Русский архив», 1879, № 9). Его сын Иван Григорьевич (1801, Москва - 1862, там же), букинист, знаток редкой русской книги. Около 1813 отдан «в учение» И.П. Глазунову, затем работал в книжной лавке отца. В 1835 возглавил фирму, которая при нём достигла наивысшего расцвета. Вёл дело «по старине», без системы и каталогов, но благодаря феноменальной памяти легко ориентировался в обилии книг. Лавку Кольчугина посещали С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь и др. Для наиболее доверенных читателей Кольчугин доставал запрещённые издания А.Н. Радищева, К.Ф. Рылеева и другие редкости. Особую известность Кольчугин приобрёл, продавая учащимся подержанные учебники по цене несколько копеек за экземпляр. В 1846 издал брошюру «Турусы на колёсах», которую цензура изъяла из продажи, усмотрев в ней «пасквиль» на московские власти. Его сын Иван Иванович (умер в 1895, Москва) возглавил фирму в 1862. Организовал дело на «европейский манер», построил образцово оборудованное здание на месте старого магазина на Никольской улице, торговал главным образом новыми изданиями братьев Салаевых, Базуновых, М.О. Вольфа и др., уделял особое внимание естественнонаучной литературе, информировал читателей о книгах и газетах, открыл подписку на журналы. В начале 1880-х гг. фирма Кольчугина пришла в упадок, в 1884 магазин продан с аукциона (книжные запасы приобрёл букинист А.А. Астапов). Последние годы жизни Кольчугин служил приказчиком у И.Д. Сытина, умер в крайней бедности.

Литература: Симони П.К., Книжная торговля в Москве XVIII-XIX ст. Московские книгопродавцы Кольчугины в их книготорговой деятельности и в бытовой обстановке, Л., 1927.

Комаров Владимир Леонтьевич

Комаров Владимир Леонтьевич (1869, Петербург - 1945, Москва), ботаник и географ, академик (1920), вице-президент (1930-36) и президент (1936-45) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1943). Окончил Петербургский университет (1894). В Москве с 1934. Первый директор Института истории естествознания и техники АН СССР (см. Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова (ИИЕТ) РАН). Президент Всесоюзного ботанического общества (с 1930), почётный президент Географического общества СССР (с 1940). Основные труды по флоре высших растений Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока, Китая и Монголии. Государственная премия СССР (1941, 1942). Жил на Пятницкой улице, 33. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где работал Комаров (Ленинский проспект, 33), - мемориальная доска. Именем Комаров названа улица (улица Академика Комарова) на северо-востоке Москвы.

Комаров Владимир Михайлович

Комаро́в Владимир Михайлович (1927, Москва — 1967), лётчик-космонавт СССР (1964), полковник-инженер, Герой Советского Союза (1964; 1967, посмертно). Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (1959). С 1960 в отряде космонавтов. В 1964 впервые в мире (совместно с К.П. Феоктистовым и Б.Б. Егоровым) совершил полёт на многоместном космическом корабле «Восход». В 1967 совершил полёт на новом космическом корабле «Союз-1», погиб при посадке. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Комарова в 1967 названа площадь (площадь Космонавта Комарова) в районе Ленинградского проспекта. Бюсты Комарова установлены на Аллее космонавтов (1967; скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы М.О. Барщ и А.Н. Колчин) и в Пальчиковом переулке у здания школы № 235 имени Комарова, где он учился (1972; скульптор Бондаренко); в 1977 школа переведена на улицу Щепкина, 68/2.

«Комедийная хоромина»

«Комеди́йная хоро́мина» первое театральное здание в России, построенное в 1672 по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой для спектаклей первого русского придворного театра. «Комедийная хоромина» представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, пол — зелёным сукном; сцену образовывала часть палаты, отгороженная «завесой»; напротив неё у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны. 17 октября 1672 состоялся первый спектакль — «Артаксерксово действо» (инсценировка библейской легенды). Спектакль было поручено представить пастору московской лютеранской церкви магистру И.Г. Грегори. Он собрал и обучил для этого около 60 молодых людей, бывших в основном «московскими природными иноземцами» (то есть родившимися и жившими в Москве); лишь несколько главных ролей исполняли приглашённые иностранные профессиональные актёры (при этом женские роли исполнялись также мужчинами). Комедия разыгрывалась на немецком языке, и для перевода присутствовал толмач. В июне 1673 были набраны русские актёры из молодых подьячих и других служащих (около 70 человек), с которыми Грегори подготовил «Олофернову комедию», или «Иудифь». В последующие годы в репертуар театра вошли пьесы: «О Товии», «О Егории Храбром», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе и Венусе»; балет «Об Орфее». После смерти Грегори (1675) театральное дело продолжали его помощники Ю. Гибнер и С. Чижинский. Летом 1675 к «Комедийной хоромине» пристроили «горницу трёх сажен», а к ней ещё такие же «сени». Ведал всем, что относилось к театру, боярин А.С. Матвеев. В 1676, после смерти Алексея Михайловича, спектакли прекратились, труппа была распущена. В 1707—11 в Преображенском устраивала спектакли царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I.

Литература: Богоявленский С.К., Московский театр при царях Алексее и Петре, М., 1914.

Л.М. Старикова.

Комиссариатские участки

Городские административно-территориальные единицы, образованы после Февральской революции вместо полицейских участков (к осени 1917 - около 50). Управление комиссариатскими участками осуществляли районные думы. При комиссариатских участках были созданы комиссариаты милиции (отсюда название). После октября 1917 ликвидированы.

Комиссариатский мост

Комиссариатский мост.

Комиссариатский мост.

Москва.

Комиссариа́тский мост через Водоотводный канал, в районе Новокузнецкой улицы, является продолжением Большого Устьинского моста. Построен в 1927 (инженер Б.П. Тяжелов) на месте деревянного моста, сооружённого в XIX в. и выходившего на Комиссариатский переулок (отсюда название). Длина моста 46 м, ширина 19,4 м. Пролётное строение моста арочное, железобетонное; перила выполнены из литого чугуна. По мосту организовано движение транспорта и пешеходов.

Комиссии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комиссия по изучению Старой Москвы

Коми́ссия по изуче́нию Ста́рой Москвы́ научный кружок, созданный в 1909 при Археологическом обществе. Собирал материалы для Музея старой Москвы. Объединял крупнейших москвоведов и любителей истории Москвы. В 1923—24 группа при Историческом музее, в 1924—26 учёная комиссия при отделении ГИМа «Старая Москва», с 1926 секция «Старая Москва» Общества изучения Московской губернии (области). В её составе работали комиссии: библиографическая, мемориальная, экскурсионная, кладбищенская, этнографическая, пушкинская и др. На заседаниях слушались доклады об истории Москвы, отдельных улиц, церквей, зданий, о городском хозяйстве, здравоохранении, просвещении, быте городского населения, памятных местах Москвы. Комиссия издавала сборники «Старая Москва» (в. 1—2, 1912—14), «Московский краевед» (в. 1—13, 1927—30), участвовала в выпуске «Трудов Общества изучения Московской губернии (области)» (в. 1—8, 1928—30). Отдельно изданы работы С.Д. Шереметева «Старая Москва» (в. 1—3, 1915), Е.З. Баранова «Московские легенды» (в. 1, 1928) и др. В работах Комиссии участвовали А.А. и Ю.А. Бахрушины, М.М. Богословский, А.М. Васнецов, В.А. Гиляровский, М.А. Ильин, С.И. Мицкевич, П.В. Сытин и др. В феврале — октябре 1930 секция «Старая Москва» работала совместно с секцией «Новая Москва», в октябре 1930 обе секции влились в Московское областное бюро краеведения.

Комитет общественной безопасности

КОБ

в Москве, орган, созданный при Городской думе 25 октября 1917 для поддержки Временного правительства и борьбы с советской властью в Москве. В состав КОБ входили представители эсеро-меньшевистских Исполкома и Президиума Совета солдатских депутатов, Исполкома губернского Совета крестьянских депутатов, Московского совета Всероссийского почтово-телеграфного союза, Московского бюро Викжеля и штаба Московского ВО. Председатель - городской голова правый эсер В.В. Руднев, члены - командующий войсками Московского ВО, эсер полковник К.И. Рябцев и др. Перестал существовать 2 ноября 1917.

Комитет общественных организаций

КОО

создан в ходе Февральской революции 1 марта 1917 на учредительном съезде общественных организаций Москвы. Первоначально в КОО вошло 165 представителей от 23 организаций (Городской думы, губернского и уездного земств, Земгора, Военно-промышленного комитета, Общества заводчиков и фабрикантов, Московского торгово-промышленного комитета, Московского купеческого общества и др.); в него были введены представители Совета рабочих депутатов, профсоюзов, больничных касс, Совета солдатских депутатов (после его образования); к середине мая в КОО было 339 членов и 222 кандидата. Комиссиям, созданным Исполкомом КОО, поручалось управление отдельными отраслями городского хозяйства. После образования Временного правительства исполком КОО (во главе с кадетом Н.М. Кишкиным) был объявлен его представителем и «руководителем всей организационной и исполнительной работы по Москве». Упразднён после состоявшихся в июне 1917 выборов в районные думы Москвы.

Комитеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммерческое училище

Коммерческое училище (улица Остоженка, 38). В основе здания - палаты, выстроенные в 1720-30-х гг. князем Д.А. Кольцовым-Мосальским и кабинет-секретарём Петра I А.В. Макаровым. В 1764-72 был возведён усадебный дом для П.Д. Еропкина. Обстановка и убранство дома, включавшего домовую церковь, отличались большой роскошью. В 1806 усадьба передана Коммерческому училищу для обучения детей купцов и мещан. В 1807-08 здание расширил и перестроил архитектор Д.И. Жилярди. Позже оно переделывалось внутри, были пристроены корпуса по переулкам. Монументальный трёхэтажный объём, отделанный в стиле классицизма, стоит в глубине двора. Центр фасада выделен десятиколонным портиком, окна украшены сандриками, стены - рустом и лепными маскаронами. В первом этаже сохранились палаты со сводчатыми перекрытиями, во втором - помещение церкви Марии Магдалины, устроенной в 1817 (сохранились росписи 1900-х гг., предположительно, работы М.В. Нестерова и В.М. Васнецова). В 1817-60 законоучителем и священником училища служил М.В. Соловьёв, живший с семьёй на первом этаже; в 1820 здесь родился и жил до 1849 его сын, историк С.М. Соловьёв. В Коммерческом училище учились писатель И.А. Гончаров, учёные Н.И. Вавилов и С.И. Вавилов. После 1917 здание занимали различные вузы, ныне - Московский линвистический университет.

Литература: Виноградов Н. (сост.), Московское коммерческое училище. 100 лет жизни, М., 1904.

О.Замжицкая.

Комов Олег Константинович

Ко́мов Олег Константинович (1932, Москва — 1994, там же), скульптор, народный художник СССР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). В 1953—59 учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова у Н.В. Томского. Работал над памятниками выдающимся деятелям русской культуры, ярким историческим личностям; в их решении простота и ясность силуэта, обобщённость форм соединяются с выделенностью, обособленностью в городском пространстве, в котором они получают умело организованное камерное окружение, нередко дополнены характерными историческими деталями или предметами (памятники: А.В. Суворову — на Суворовской площади, установлен в 1982; Андрею Рублёву — в сквере перед Андрониковым монастырем, установлен в 1985; А.А. Блоку — на Спиридоновке). По проекту Комова выполнен ряд мемориальных досок (Б.А. Бабочкину, 1976; М.А. Шолохову, 1985), надгробие академику А.А. Расплетину на Новодевичьем кладбище. (1970), бюст академика А.Н. Несмеянова (1984). Государственная премия СССР (1981).

Литература: Воронов Н.В., О.К. Комов, Л., 1982; Осмоловский Ю.Э., О. Комов, М., 1988.

Комсомольская площадь

Каланчёвская площадь в начале XX в.

Каланчёвская площадь в начале XX в.

Москва.

Комсомо́льская пло́щадь (до 1932 Каланчёвская), площадь между Каланчёвской и Краснопрудной улицами, за Садовым кольцом, на севере Москвы. Названа в честь комсомольцев - строителей метрополитена. В XVIII в. эта территория называлась Каланчёвское поле (отсюда прежнее название площади). Образована в связи с железнодорожным строительством во второй половине XIX в. В конце 40-х - начале 50-х гг. был построен Николаевский вокзал Московско-Петербургской железной дороги (ныне Ленинградский вокзал). В 1862 построен Ярославский вокзал (современное здание - в 1906-07). В 1864 сооружён Рязанский (с 1894 Казанский) вокзал (современное здание - в 1913-40). В 1870-1909 по площади проходила соединительная ветка Николаевской и Курской железных дорог, которая затем была поднята на насыпь с проездом под ней. В 1925-26 был построен Клуб Октябрьской революции (архитектор А.В. Щусев; с 1937 Центральный дом культуры железнодорожников); в начале 50-х гг. - наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» и в районе Комсомольской площади - высотное здание гостиницы «Ленинградская». В 60-х гг. проложен пешеходный тоннель. В 1983 построено масштабное здание универмага «Московский».

«Комсомольская»

1) Станция метро Сокольнической линии. Открыта 15 мая 1935. Архитектор Д.Н. Чечулин. 1 октября 1934 на станцию прибыл пробный поезд от станции «Сокольники». Вестибюли находятся в зданиях Казанского вокзала и на Комсомольской площади у Ленинградского и Ярославского вокзалов (вестибюль выстроен при реконструкции в 1952). В оформлении станционного зала использован розовый мрамор, пол выложен гранитом. Станция украшена майоликовым панно «Метростроевцы» (художник Е.Е. Лансере). Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчёркивающей вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Над путями расположены балконы, соединённые пешеходными мостиками.

2) Станция метро Кольцевой линии. Открыта в 1952. Архитектор А.В. Щусев, соавторы В.Д. Кокорин, А.Ю. Заболотная, В.С. Варванин, О.А. Великорецкий. Выход в город и пересадка осуществляются по вестибюлям станции Сокольнической линии. Художественное оформление - мозаичные панно из смальты и ценных камней (по эскизам П.Д. Корина) с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, М.И. Кутузова, А.В. Суворова; барельефы, посвящённые историческим событиям, связанным с военной историей России, с победой в Великой Отечественной войне. В отделке стен станционного зала использован светлый мрамор, пол выложен гранитом. В центре зала - переход на Сокольническую линию.

Комсомольский проспект

Комсомольский проспект в районе Хамовников.

Комсомольский проспект в районе Хамовников.

Москва.

Комсомо́льский проспе́кт (до 1958 улица Чудовка, Фрунзенский плац и улица Большие Кочки), между Крымской площадью и проспектом Вернадского. Назван в ознаменование 40-летия ВЛКВ XVII в. в районе современного Комсомольского проспекта находились подворье Чудова монастыря (отсюда прежнее название), Хамовная слобода, где в 1679—82 построена церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. В конце XVIII — начале XIX вв. сооружены Хамовнические казармы и так называемый Шефский дом. В советский период в начале современного Комсомольского проспекта строились жилые дома: д. 1 (1923, для рабочих 1-й Образцовой типографии) и др. Застройка Комсомольского проспекта предусматривалась Генеральным планом реконструкции Москвы 1935. В связи со строительством в 1955—56 в Лужниках комплекса Центрального стадиона в районе Комсомольского проспекта развернулось массовое жилищное строительство (руководители проекта Е.Н. Стамо, Е.П. Вулых). После сооружения в 1958 метромоста Комсомольский проспект слился с проспектом Вернадского в единую магистраль, связав районы Юго-Запада с Центром. В 1959 в районе Комсомольского проспекта открыта летняя ярмарка в Лужниках. На Комсомольском проспекте — станции метро «Парк культуры», «Фрунзенская».

Кондратенко Иван Гаврилович

Кондрате́нко Иван Гаврилович (1856 — после 1915), архитектор. В ранних работах сохранял традиции «русского стиля», используя для декоративной отделки фигурный кирпич и рельефную кладку. В 1910-х гг. строил многоэтажные доходные дома в лаконичном варианте стиля модерн, выразительно сопоставляя гладкие поверхности облицованных кирпичом стен, завершённых вверху полукруглыми или треугольными фронтонами, простые выступы балконов и эркеров с остеклением центральной части фасада, лапидарным рисунком балконных решёток, немногочисленных декоративных деталей (доходные дома А.Е. Заварзиной в Лялином переулке, 1910, С.Е. Шугаева в Большом Козловском переулке, 1910—11). С начала 1910-х гг. перешёл от рационализма к стилистически-образным решениям, вносил в облик здания черты экстравагантности, архитектурной романтики, переосмысливая формы неоклассицизма (доходный дом И.М. Коровина в Староконюшенном переулке, 1914) или неорусского стиля с добавлением мотивов средневековой крепостной архитектуры (доходный дом у Патриарших прудов, 1914).

Кондрашин Кирилл Петрович

Кондрашин Кирилл Петрович (1914, Москва - 1981, Амстердам), дирижёр, народный артист СССР (1972). Из семьи музыкантов, по отцовской линии - потомок крепостного тромбониста. С 6 лет обучался игре на фортепьяно. В 1932-36 учился в Московской консерватории (класс дирижирования Б.Э. Хайкина). С 1934 дирижёр-ассистент в Музыкальном театре Вл.И. Немировича-Данченко (играл также в оркестре на ударных инструментах), дебютировал как дирижёр в оперетте «Корневильские колокола» Р. Планкета. Там же дирижировал оперы «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди. С 1937 в Ленинграде. С 1943 снова в Москве, дирижёр Большого театра (до 1956). Дебютировал оперой «Тоска» Пуччини; поставил оперу «Вражья сила» А.Н. Серова (1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1949). С 1945 выступал как симфонический дирижёр. В сезоне 1947/48 участвовал (с Государственным симфоническим оркестром СССР) в исполнении Д.Ф. Ойстрахом исторического цикла скрипичных концертов. В 1956 стал дирижёром-гастролёром, работал с периферийными оркестрами. В 1958 дирижировал на I Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, выступал с В. Клайберном, после чего был приглашён на гастроли в США и Великобританию. С 1960 руководил симфоническим оркестром Московской филармонии. В 1950-53 и 1972-78 преподавал в Московской консерватории (с 1976 профессор). Государственная премия СССР (1948, 1949). Жил на улице Каретный ряд, 5/10. В 1978 эмигрировал в Нидерланды.

О.С. Лебедева.

Конев Иван Степанович

Ко́нев Иван Степанович (1897, деревня Лодейно, ныне Кировской области, —1973, Москва), Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1944, 1945). Участник Гражданской войны. Окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1934). В 1939—52 кандидат, с 1952 член ЦК КПСС. В начале Великой Отечественной войны командующий армией. Во время Московской битвы 1941—42 командовал войсками Западного (сентябрь — октябрь 1941) и Калининского (октябрь 1941 — август 1942) фронтов. Войска под командованием Конева вели упорные оборонительные бои северо-западнее Москвы, а затем (с декабря 1941) отбросили противника на ржевско-вяземском направлении на 150—200 км. В 1943—45 командовал войсками Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинского фронтов; участвовал в Берлинской битве 1945. В 1945—46 главнокомандующий Центральной группой войск (в Германии), в 1946—50 и 1955—56 главнокомандующий Сухопутными войсками, одновременно в 1955—60 первый заместитель министра обороны и главнокомандующий Объединёнными Вооруженными силами стран — участниц Варшавского договора, в 1961—62 — Группой советских войск в Германии. Урна с прахом в Кремлёвской стене. На доме, где в 1946—73 жил Конев (улица Грановского, ныне Романов переулок, 3), — мемориальная доска. В 1973 именем Конева названа улица (улица Маршала Конева; бывшая 3-я улица Октябрьского поля и 2-й Волоколамский проезд).

Конёнков Сергей Тимофеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конка

Конка.

Конка.

Москва.

ко́нка конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872 к открытию Политехнической выставки. Предложение о строительстве линии конки обсуждалось на заседании Городской думы в 1863. Первая линия была проложена от Смоленского (ныне Белорусского) вокзала к Красной площади.

В 1875 было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам — на Воробьёвы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам и др.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Конка, вытеснившая постепенно линейки, была более надёжным и удобным регулярным городским транспортом. В районе Трубной площади и на Таганском холме, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

В 1880-х гг. конка была основным видом городского транспорта в Москве. К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В 1894—96 перевозилось в год до 25 млн. пассажиров. Для содержания лошадей, хранения, ремонта и подготовки экипажей к поездкам были созданы коночные парки. Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний (частично в 1901, полностью в 1911) и постепенно заменена трамваем.

Л.П. Чарноцкая.

Конноспортивный комплекс «Битца»

В Северном Чертанове, у северной кромки Битцевского леса, сооружён к Олимпийским играм 1980. В состав комплекса входят: стадион для проведения соревнований по конкуру с ареной 150x100 м и трибунами на 5 тыс. мест; крытый манеж с полем 90x38 м для проведения соревнований по выездке. К манежу примыкают открытое поле для соревнований по выездке (60x20 м) и стипл-чейзный круг (длина дорожки 1650 м, ширина 20 м). Внутри круга находятся 6 тренировочных полей (90x60 м) и 6 полей для выездки (60x20 м). Трассы полевых испытаний конного троеборья и трасса легкоатлетического кросса для пятиборцев проложены на территории Битцевского лесопарка. Общая протяжённость трассы конного троеборья 30 км. На старте и финише трассы кросса - временные трибуны на 400 мест для зрителей, вблизи трибун - табло. На трассе установлены 36 препятствий.

Константино-Еленинская башня

Константино-Еленинская башня Кремля.

Константино-Еленинская башня Кремля.

Москва.

Константи́но-Еле́нинская ба́шня башня Кремля, на восточной стене, выходит на Васильевский спуск от Красной площади к Москве-реке. Построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля, от которых в сторону Зарядья шли улицы Всехсвятская (позднее Варварка) и Великая (позднее Мокринский переулок, ныне не существует). Название — от церкви Константина и Елены в Кремле (вторая половина XVII в., снесена в 1928). Квадратная в плане, на верхней площадке — бойницы навесного боя (машикули). Имела ворота и подъёмный мост через ров, защищённый двумя стрельницами (в конце XVIII — начале XIX вв. разобраны, ворота заложены; на фасаде сохранились следы вертикальных щелей подъёмного механизма моста). В конце XVII в. увенчана шатром. Реставрирована в 1950 и 1970-х гг. Современная высота 36,8 м.

Конструктивизм

Универмаг на Добрынинской улице.

Универмаг на Добрынинской улице.

Москва.

конструктиви́зм направление в отечественной, в том числе московской, архитектуре 1920-х гг.; сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, эстетически освоить её логичные, функционально целесообразные конструкции. Центром развития конструктивизма явилось Объединение современных архитекторов (ОСА). В Москве работали архитекторы А.А., В.А. и Л.А. Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Голосов и др. Они возвели в духе конструктивизма многочисленные общественные и жилые здания, выявляя в чётких и рациональных внешних формах, лишённых декора и сведённых к простым стереометрическим телам (куб, параллелепипед, цилиндр и т.д.), конструктивную основу (железобетонный каркас). Среди характерных примеров московского конструктивизма — здание газеты «Известия», комбинат газеты «Правда», здание Министерства сельского хозяйства, здание Центросоюза, Клуб имени И.В. Русакова, Клуб завода «Каучук», Дворец культуры ЗИЛ, жилой комплекс на улице Усачёва.

Литература: Из истории советской архитектуры. 1917—1925 гг., М., 1963; Из истории советской архитектуры. 1926—1932 гг., М., 1970; Хазанова В.Э., Советская архитектура первой пятилетки, М., 1980.

Гараж на улице Каретный ряд.

Гараж на улице Каретный ряд.

Москва.

Конструктивисты

Конструктиви́сты литературное течение, возникшее в Москве весной 1922 (И.Л. Сельвинский, К.Л. Зелинский — теоретик группы, А.Н. Чичерин и др.). В программе конструктивистов на первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс, в связи с чем формировался культ «бизнеса», «американской деловитости», акцентировалась роль технической интеллигенции. В 1924 был создан ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), куда вошли также В.А. Луговской, Э.Г. Багрицкий, В.М. Инбер, Б.Н. Агапов, Е.И. Габрилович, Дир Туманный (Н.Н. Панов), Н.А. Адуев и др. ЛЦК декларировал установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. Встречаясь в первые годы на квартирах писателей, с 1927 конструктивисты собирались в «Доме Герцена» (Тверская улица, 25). Постоянная острая критика конструктивистов со стороны теоретиков марксистского толка привела в 1930 к ликвидации ЛЦК и образованию «Лит. бригады М. I», осуществлявшей фактический переход к РАППу; в декабре 1930 бригада самораспустилась.

Н.М. Молева.

Концертные залы

Конце́ртные за́лы Первыми концертными площадками Москвы служили залы театров, учебных заведений, салоны богатых любителей и покровителей искусства (зал Московского университета, салон княгини З.А. Волконской и др.), а с XIX в. также Большой и Малый залы Дворянского собрания. На рубеже XIX-XX вв. были построены первые специальные концертные залы - Большой и Малый залы Московской консерватории. В 1990-х гг. концерты академической музыки проводятся как в специализированных концертных залах, так и в помещениях, построенных для иных целей. Среди первых (помимо упомянутых) - Рахманиновский зал Московской консерватории (принадлежавший ранее Синодальному училищу церковного пения), Колонный зал Дома Союзов (Большой зал Благородного собрания), Концертный зал имени П.И. Чайковского, Центральный концертный зал «Россия», Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных, Бетховенский зал (бывшее фойе царской ложи) в Большом театре, «Гостиная дома Шуваловой» на Поварской улице, Большой и Малый залы Центрального дома Российской Армии, зал Дома учёных. В 1990-х гг. открыты новые концертные площадки для камерных вечеров: Большой зал Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Концертный зал на Пречистенке, «Красные палаты на Остожье». Кроме того, концерты классической музыки проводятся в небольших помещениях; среди них - залы Домов-музеев Ф.И. Шаляпина и А.Н. Скрябина, Музея-квартиры А.Б. Гольденвейзера, Камерный зал в Олимпийской деревне.

также карту Театры и концертные залы Москвы.

В.А. Лихт.

Концертный зал имени П.И. Чайковского

Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Москва.

Конце́ртный зал имени П.И. Чайковского (Тверская улица, 31). Построен в 1938—40 по проекту архитектора Д.Н. Чечулина. Первоначально на этом месте планировалось здание для театра В.Э. Мейерхольда по проекту архитекторов С.В. Вахтангова и М.Г. Бархина, однако в период строительства здания театр был закрыт, а Мейерхольд репрессирован. Построенный на месте театра зал, в архитектуре которого были отчасти использованы идеи Мейерхольда (расположение зрительских мест полукругом, охватывающим сцену), перепрофилировали в концертный. Открыт 12 октября 1940. В 1959 в зале установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс». В зале 1565 мест (небольшой партер, 3 вместительных амфитеатра и 2 яруса балконов). Он является основной концертной площадкой Московской государственной филармонии. В нём проводятся симфонические, органные и хоровые концерты, выступают народные, танцевальные коллективы. В фойе организуются тематические выставки.

В.А. Лихт.

Кончаловская Наталья Петровна

Кончало́вская Наталья Петровна (1903, Петербург — 1988, Москва), писательница. Внучка В.И. Сурикова, дочь П.П. Кончаловского. Впервые выступила в печати с переводами английских поэтов-романтиков, затем писала преимущественно для детей. Её главное произведение, поэма «Наша древняя столица» (ч. 1—3, 1947—53), посвящено истории Москвы. Сцены московской жизни XIX в. воссозданы в повести «Сын земли Сибирской» (1960) и романтической были «Дар бесценный», рассказывающих о жизни и творческом пути Сурикова. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: Шмидт С.О., Переписка Н.П. Кончаловской и М.Н. Тихомирова, в сборнике: Археографический ежегодник за 1997 год, М., 1997.

Кончаловский Максим Петрович

Кончало́вский Максим Петрович (1875, Одесса — 1942, Москва), терапевт, основатель клинической школы. Брат П.П. Кончаловского. В Москве с 1889. Окончил медицинский факультет Московского университета (1899), работал там же в факультетской терапевтической клинике под руководством В.Д. Шервинского и Л.Е. Голубинина. С 1912 приват-доцент. В 1918—28 профессор 2-го МГУ, декан медицинского факультета. С 1929 заведующий кафедрой факультетской терапии 1-го МГУ (с 1930 — 1-го Московского медицинского института). Председатель Московского общества терапевтов (1923—32 и с 1938), президент IV Международного противоревматического конгресса в Москве (1934), депутат и председатель Комиссии по здравоохранению Моссовета (1927—28). Научные труды Кончаловского охватывают все разделы внутренней медицины. Среди его учеников — Е.М. Тареев. С 1929 Кончаловский жил в одном из первых в Москве кооперативных домов на Большой Молчановке (д. 24). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Гукасян А.Г., М.П. Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956; Шульцев Г.П., М.П. Кончаловский, М., 1973.

В.Б.

Кончаловский Пётр Петрович

Кончало́вский Пётр Петрович (1876, Славянск, ныне Донецкая область Украины, — 1956, Москва), живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Из семьи книгоиздателя П.П. Кончаловского, брат М.П. Кончаловского; в доме своего отца познакомился с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, В.И. Суриковым, на дочери которого женился в 1902. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и петербургской Академии художеств (1898—1907). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). Один из основателей «Бубнового валета», совместно с И.И. Машковым организовал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». Творчески перерабатывая красочный стиль памятников городского народного искусства (вывески, лубка и т.д.), Кончаловский придавал своим произведениям нарочитую грубоватую яркость и выразительность («Портрет Г.Б. Якулова», 1910, ГТГ), в натюрмортах стремился передать при помощи цвета особую материальную весомость предметов («Сухие краски», 1912, ГТГ). В конце 1910-х гг. стал более полно и органично отражать непосредственные впечатления от действительности, много работал на натуре, в том числе в Подмосковье, обратился к пейзажной живописи, в которой очень естественно запечатлел напряжённую динамическую жизнь природы, красочное многообразие её различных состояний («Абрамцево. Дубовая роща осенью», 1921, ГТГ). С 1922 член группы «Бытие», с середины 1920-х гг. — общества «Московские живописцы». С конца 1920-х гг. Кончаловский часто пишет виды Москвы, с особой душевной теплотой изображает живописный облик уютных московских улиц и уголков старого города в их неразрывном единстве с повседневной городской жизнью («Патриаршие пруды. Хоккей», «Патриаршие пруды. Поливка катка», оба — 1929; «Гранатный переулок. Кидают снег», «Дворик дома Самариных на Спиридоновке», 1931), мастерски передаёт характерную именно для московских построек материальную осязательность, тонкие цветовые нюансы освещения («Спиридоновка», «Большая Садовая. Розовый дом», 1931, «Садовая. Зимнее утро», 1933; все — в ГТГ), неповторимое красочное своеобразие исторических памятников Москвы («Коломенское. После дождя», 1930, «Василий Блаженный», 1932; все работы — в собрании семьи художника). Кончаловский создал целый ряд портретов, полных индивидуальной жизненной выразительности, духовной экспрессии, творческого подъёма, порой — глубокого внутреннего драматизма: пианиста В.В. Софроницкого за роялем (1932), С.С. Прокофьева (1934), В.Э. Мейерхольда (1938), хирурга А.А. Вишневского (1951, собрание семьи художника). Тонкое понимание красоты и богатства материального мира характерны для многочисленных натюрмортов Кончаловского («Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948, оба — в ГТГ). Кончаловский был видным мастером театральных декораций: в 1912—14 для «Оперы С.И. Зимина» оформил оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна, «Дни нашей жизни» А.С. Глуховцева (в двух последних активно использовал виды Москвы), в 1922 — «Периколу» Ж. Оффенбаха в оперной студии МХАТа, в 1932 — пьесы К. Гольдони «Четыре деспота» на музыку В. Феррари в филиале Большого театра и «Хозяйка гостиницы» во МХАТе, в 1944—45 — оперу «Кармен» Ж. Бизе в Большом театре. Оставил значительное графическое наследие (рис. «Китайгородская стена в Москве», 1926, собрание семьи художника). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Кончаловский (Новинский бульвар, 18), — мемориальная доска.

Литература: Кончаловский. Художественное наследие, М., 1964; Нейман М.Л., П.П. Кончаловский, М., 1967; Выставка произведений П.П. Кончаловского. Каталог, М., 1976.

Конь Фёдор Савельевич

Конь Фёдор Савельевич (настоящая фамилия, предположительно, Иванов) архитектор конца XVI — начала XVII вв., строитель крепостных сооружений, «государев мастер» Приказа каменных дел, в документе 1591 назван «церковным и палатным мастером». В Москве возвёл стены и башни Белого города.

Литература: Косточкин В.В., Государев мастер Фёдор Конь, М., 1964.

Коньково

Конько́во местность на юго-западе Москвы. Соседствует на севере с Беляевом, на юге с Тёплым Станом. В XII в. на месте современного Конькова существовало славянское поселение. В XVII в. по сторонам Старой Калужской дороги находились два села — Коньково-Сергиевское (Серина), принадлежавшее сначала боярину П.Н. Шереметеву, а затем стольнику Ф.М. Толочанову и его потомкам, и Коньково-Троицкое. Среди владельцев Конькова-Сергиевского в XVIII в. был дальний родственник Толчановых князь С.А. Голицын, бывший при императрице Елизавете Петровне московским губернатором. В 1680-х гг. в Конькове-Сергиевском сооружена церковь (в настоящее время реставрируется). Во второй половине XVIII в. Троицкое было приобретено императрицей Екатериной II и перешло в управление Дворцового ведомства; в селе началось сооружение дворца по проекту В.И. Баженова, которое не было доведено до конца (до 1972 на месте недостроенного дворцового ансамбля стоял белокаменный обелиск второй половины XVIII в.; перенесён на территории Донского монастыря). В XIX в. оба села слились. С 1960 в черте Москвы.

Литература: Муравник Л., Родословная села Конькова, «Городское хозяйство Москвы», 1987, № 8; Коробко М.Ю., Сергиевское (Коньково-Сергиевское), Коньково-Троицкое, в книге: Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы, М., 1996.

«Коньково»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Конько́во» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1987. Архитекторы Н.И. Шумаков, Г.С. Мун, Н.В. Шурыгина. Выходы со станции — по подземным переходам к улице Островитянова и Профсоюзной улице. В отделке односводчатого станционного зала использовано оригинальное освещение лампами, расположенными в углублениях блоков. Пол выложен серым гранитом.

Предыдущая страница Следующая страница