Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОР"-"ГОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОР"-"ГОС")

Городская усадьба Долгорукова

Городская усадьба Долгорукова (Бобринских) (Малая Никитская улица, 12), один из наиболее цельных московских архитектурных ансамблей в стиле классицизма. На рубеже XVIII-XIX вв. принадлежала А.Н. Долгорукому, со второй половины XIX в. и до 1917 - Бобринским. Композиция усадьбы, занявшей территорию между Малой Никитской улицей и Гранатным переулком, сформировалась в конце XVIII в. и включала главный дом, 2 боковых флигеля, оформивших пространство парадного двора со стороны Малой Никитской улицы, полукруглые в плане декоративные стены-ограды, соединившие их с центральным корпусом, а также два флигеля, выходившие на Гранатный переулок (на их месте в 1889 выстроены трёхэтажные дома). После пожара 1812 дом и флигеля восстанавливались в 1820-х гг. и, несмотря на ряд переделок в стиле ампир, сохранили прежние монументальные объёмы и утончённую декоративную отделку. Фасад главного здания с плоским центральным ризалитом, увенчанным фронтоном, и боковыми ризалитами с лоджиями украшен многофигурным барельефом и изящно проработанной лепниной в виде розеток, масок, сандриков и кронштейнов в оформлении окон второго этажа. Над тремя арочными проёмами парадного входа - изящный кованый зонтик (1820-е гг.). Изогнутые стенки-ограды декорированы ритмически чередующимися арочными нишами и полуколоннами с идущими поверху балюстрадами; парадный двор отделён от улицы решёткой простого и строгого рисунка, с монументальными каменными столбами и пилонами ворот. Здание сохранило первоначальную планировку, с парадной лестницей и вестибюлем с колоннами по центральной оси. Залы парадной анфилады второго этажа украшены ампирными живописными плафонами и лепными карнизами. В 1947 на широком парадном дворе по сторонам от его центральной оси разместили статуи XVIII в. «Парис» и «Елена».

М.В. Нащокина.

Городская усадьба Самсонова

Городска́я уса́дьба Самсо́нова (улица Пречистенка, 35), памятник архитектуры ампира. Деревянный главный дом с мезонином выстроен в 1813—17 на каменном полуподвале, по красной линии улицы, украшен стройным нарядным шестиколонным портиком коринфского ордера. Ансамбль дополняют левый каменный флигель (1836) и въездные ворота. Декорация фасада частично изменена во второй половине XIX в., когда были добавлены лепное украшение наличников, тяги карниза и, возможно, сочный орнаментальный фриз портика.

Городские водостоки

Городски́е водосто́ки система сооружений, называемая также дождевой (или ливневой) канализацией, обеспечивающая удаление с территории города выпавших атмосферных осадков и талых вод, начала строиться в Москве в XVII в. Городские водостоки отводят воду с поверхности дорожных покрытий, которая стекает через дождеприёмные колодцы с решётками в закрытую водосточную сеть, состоящую из труб (керамических, асбоцементных или бетонных) и каналов диаметром 0,6 — 0,9 м (применяются водостоки и большего диаметра — до 3,5 м). Движение воды в трубах самотёчное. Крупные городские водостоки, например, р. Неглинная, используются зимой для сплава снега. Через водосточную сеть вода попадает в ручьи и реки — притоки Москвы-реки, русла которых обычно заключены в трубы. В каждом отдельном случае допустимость выпуска этих вод в водоёмы согласована с органами Государственного санитарного надзора. С увеличением автотранспорта в Москве и укладкой асфальтовых покрытий состав стоков ливневой канализации изменился: уменьшились загрязнения животного происхождения (навоз и т.п.), в водоёмы стали поступать асфальтовая пыль, перетёртая резина, нефтепродукты и их производные. Ежегодно в Москве с площади 95,5 тыс. га собирается до 700 млн. м3 сточных вод, в том числе 15 млн.м3 от снеготаяния.

В.Г. Гейнц.

Городские займы

Облигация городского займа 1901 года.

Облигация городского займа 1901 года.

Москва.

городски́е за́ймы производились в Москве Городской думой для финансирования развития городского хозяйства. Первый заём был сделан в 1883. До 1914 осуществлено 46 займов на общую сумму свыше 154,3 млн. рублей. Облигации городских займов реализовывались внутри Российской империи и за границей. Средства шли на покрытие дефицита городского бюджета и нужды города. Наиболее крупными были: выкуп у частной акционерной компании московского трамвайного хозяйства и его расширение (50,6 млн. рублей); строительство водопровода (35,7 млн. рублей), канализации (31 млн. рублей), газового завода (4 млн. рублей). На 1 января 1914 долг Москвы составил 146,2 млн. рублей, а расходы городского бюджета по уплате долга и процентов по займам составили в 1913 7,9 млн. рублей (15% всех расходов). Из-за необходимости выплаты по займам стоимость городских коммунальных услуг непрерывно возрастала. Городские займы аннулированы после Октябрьской революции.

Городские участковые попечительства о бедных

Городски́е участко́вые попечи́тельства о бе́дных благотворительные организации. Созданы Московским городским обществом управления для оказания систематической помощи нуждающимся. Открыты в декабре 1894. Значительную роль в создании попечительств играли профессора Московского университета М.В. Духовской, В.И. Герье, С.А. Муромцев, бывший городской голова князь А.А. Щербатов. В Москве действовали 28 городских участковых попечительств (на территории одного-двух полицейских участков). в конце 1902 из состава попечительства Мясницкой части специально для работы с обитателями Хитрова рынка было выделено особое попечительство. В состав попечительств входили председатель, товарищ председателя, члены Совета, почётные члены. Председатель попечительства (участковый попечитель) и товарищ председателя избирались Городской думой по предложению городского головы на 4 года. Члены Совета попечительства (5—10 человек) приглашались участковым попечителем и утверждались Городской думой. Почётные члены избирались за особые заслуги в деле благотворительности. В состав попечительства входили также члены-жертвователи, принимавшие на себя обязанность вносить в кассу попечительства ежегодные взносы, и сотрудники, заявившие о своём желании служить «делу призрения бедных» своим трудом. Первыми участковыми попечителями были В.А. Бахрушин (1-е и 2-е Пятницкие попечительства), И.Э. Бромлей (Серпуховские попечительства), Герье (2-е Хамовническое попечительство), Щербатов (1-е Пресненское), В.М. Голицын (2-е Пресненское), К.С. Алексеев (Станиславский; Рогожские попечительства), Н.И. Гучков (Лефортовское попечительство). Деятельность всех городских попечительств объединяло собрание участковых попечителей и товарищей попечителей. Денежные средства попечительств складывались из ассигнований Городской думы, членских взносов, пожертвований, сборов от благотворительных концертов, базаров и др. Попечительства занимались покупкой и раздачей белья, одежды, обуви, продуктов, выдачей денежных пособий, предоставлением ссуд, оплатой квартир, устройством нуждающихся на работу, в богадельни, больницы, приюты, посещением больных и т.д. При многих попечительствах существовали детские приюты, ясли, богадельни, детские столовые, коечно-каморочные квартиры, ремесленные училища и швейные мастерские. Пресненское и Лефортовское попечительства имели дома дешёвых и бесплатных квартир. Попечительство о бедных Хитрова рынка организовало для подростков летние колонии. Деятельность попечительств распространялась только на уроженцев Москвы и Московской губернии, а также на лиц, проживавших в Москве не менее двух лет. Городские участковые попечительства о бедных прекратили своё существование после 1917.

О.В. Кузовлева.

Городское освещение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Городское управление

Городско́е управле́ние До XVII в. органы городского управления Москвы не отделялись от общегосударственных органов. В 1699 была создана Бурмистерская палата (вскоре переименована в Ратушу), регулировавшая жизнь посадских людей. В 20-х гг. XVIII в. Ратуша была преобразована в Магистрат. В 1708 Москва стала центром Московской губернии; с этого времени Москва управлялась губернской администрацией во главе с генерал-губернатором. В 1722 создан первый общегородской административный орган — полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером. В 70—80-х гг. была проведена реформа местного управления. Начальником Москвы и Московской губернии стал главнокомандующий (с начала XIX в. военный генерал-губернатор), которому подчинялся губернатор. В 1782 упорядочен полицейский аппарат города: учреждена Управа благочиния Москвы. В 1785 на основании «Жалованной грамоты городам» в Москве и других городах учреждены органы городского самоуправления: городские собрания, Общая городская дума, выбиравшая из своего состава Шестигласную думу. После создания (в 1802) министерской системы органы городского управления Москвы были подчинены соответствующим министерствам. Важная роль в контроле над органами местного управления и самоуправления принадлежала Министерству внутренних дел. В 1826 создан Московский жандармский округ, в 1867 — Московское жандармское управление. По Городовому положению 1862 Шестигласная дума заменена Распорядительной думой. Была создана также Общая дума как высшее звено общественного управления, Городовое положение 1870 унифицировало систему городского самоуправления во всей Российской империи. В Москве нормы этого положения введены в 1872. Главным органом городского самоуправления стала Городская дума, главным исполнительным органом — Городская управа, возглавляемые городским головой. Органом надзора за соблюдением законности в деятельности городского самоуправления являлось Московское губернское по городским (с 1892 — по земским и городским) делам присутствие (под председательством губернатора; в состав присутствия входили также вице-губернатор, прокурор Московского окружного суда, председатель мирового съезда, председатель Московской губернской земской управы, городской голова). Избирательное право предоставлялось лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали: владельцы недвижимости в черте города; содержатели промышленных и торговых заведений; обладатели купеческих и промысловых свидетельств; приказчики 1-го разряда. Наряду с частными лицами избирательное право получали ведомства, учреждения, общества, товарищества, церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет.

Городовое положение 1892 значительно ограничило круг городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения. Налоговый ценз заменён имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выборам в Москве, с 23,7 тыс. до 7,2 тыс. человек. Избирательное право предоставлялось частным лицам и учреждениям, которые владели крупной недвижимостью на сумму не менее 3 тыс. рублей, владельцам торгово-промышленных предприятий, имевшим свидетельства 1-й гильдии. Ограничивались права органов городского самоуправления. Властям предоставлялось право контроля за «целесообразностью» деятельности думы и управы. Кандидатура московского городского головы утверждалась императором.

В 1905 Москва была выделена в отдельное градоначальство, во главе с градоначальником с правами губернатора; должность обер-полицмейстера упразднялась. Градоначальнику вверялся надзор за законностью и правильностью действий органов городского самоуправления. В 1906 ему были подчинены в полицейском отношении пригороды Москвы.

В ходе Февральской революции прежние органы городского управления прекратили свою деятельность. 1 марта был создан Комитет общественных организаций. Председатель комитета, утверждённый позднее правительственным комиссаром в Москве, фактически унаследовал функции градоначальника. Помимо Городской думы на территории Москвы действовали так называемые районные думы. Одновременно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В результате Октябрьского вооруженного восстания 1917 власть в Москве перешла в руки Советов. Городская дума была распущена. Высшим органом городского управления стал Московский совет рабочих и солдатских депутатов (Моссовет). Исполнительным органом Моссовета являлся исполком во главе с председателем (высшее должностное лицо города). В 1991 учреждён пост мэра Москвы. Система Советов действовала в Москве, как и во всей стране, до 1993. После роспуска Моссовета (октябрь 1993) в Москве в качестве высшего органа городского самоуправления была учреждена Городская дума.

Городской голова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Городской дворец творчества детей и юношества

Дворец творчества детей и юношества.

Дворец творчества детей и юношества.

Москва.

Городско́й дворе́ц тво́рчества дете́й и ю́ношества (улица Косыгина, 17), центральное учреждение в области дополнительного (внешкольного) образования учащихся по индивидуальным интересам. Построен в 1958—62 как городской Дворец пионеров и школьников по проекту, победившему на конкурсе в 1958 (И.А. Покровский, Ф.А. Новиков, В.С. Егерев, В.С. Кубасов, Б.В. Палуй, М.Н. Хажакян, инженер Ю.И. Ионов и др.; Государственная премия РСФСР, 1967). Здания и сооружения комплекса, включающего стадион и закрытый бассейн, занимают 56 га. Основой генерального плана служат естественной возможности живописного чашеобразного ландшафта. Протяжённое главное здание состоит из 11 объединённых сквозным переходом корпусов, торцы которых создают ритмический ряд, завершённый объёмом концертного зала. Их выраженный геометризм контрастно сочетается с криволинейными формами лектория, куполами планетария и обсерватории. Почти сплошное остекление обеспечивает органичную связь помещений с пейзажем, становящимся неотъемлемой частью всего ансамбля. На фасадах и в интерьере использованы монументальная живопись, мозаика, скульптура (Е.М. Аблин, А.А. Губарев, И.И. Лаврова-Дервиз, И.В. Пчельников, М.Д. Лукашевкер, Д.М. Шаховский, П.М. Шимес, В.Б. Эльконин, А.В. Васнецов, Т.М. Александрова, Т.М. Соколова, Ю.В. Александров, И.Д. Александрова и др.). В 1995 во Дворце работало свыше 1,5 тыс. объединений, кружков и секций (свыше 18,5 тыс. учащихся от 6 до 18 лет) по различным направлениям технического и художественного (в том числе Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева) творчества, спорта, экологического воспитания и др.

Е.Е. Андреева.

Городянка

Второй (после Сетуни) в пределах Москвы по длине правый приток Москвы-реки, на юге Москвы. Длина 16 км, в том числе 14 км в открытом русле (из них 4,8 км под водоёмами). Площадь бассейна около 100 км2. Средний расход воды 0,76 м3/с. Берёт начало с Теплостанской возвышенности, в пределах Битцевского леса, по выходе из которого течёт в подземном коллекторе вдоль Кировоградского проезда, где имеются пойменные пруды; пересекает Варшавское шоссе, Павелецкое и Курское направления Московской железной дороги, далее протекает через Верхнецарицынский, Нижнецарицынский и Борисовский пруды, по выходе из которых течёт в открытом русле и впадает у Бесединского моста. Вдоль прудов проложен коллектор для отвода загрязнённых вод в пруд-отстойник, расположенный в устье Городни. Основные притоки: справа - Язвенка и Шмелёвка, слева - Котляковка и Чертановка. Долина почти на всём протяжении глубоко врезана, живописна, но сильно изменена и сохраняет свой естественный вид лишь в пределах Битцевского леса; в 1991 пять её участков объявлены памятником природы. В 1971 сооружён Городянский мост. На устьевом участке содержание нефтепродуктов и солей железа превышает ПДК. Городня не имеет рыбохоз. и рекреац. значения, но придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. На берегах находились сёла Бирюлёво, Покровское (Покровское-Городня), Царицыно, Хохловка, Шипиловка, Борисово, Братеево. По Городянке названа улица Городянка.

Горожанкин Иван Николаевич

Горожа́нкин Иван Николаевич (1848, Воронеж - 1904, Москва), ботаник-морфолог. По окончании Московского университета (1871) работал там же на кафедре морфологии и систематики растений, которую возглавил в 1881; одновременно был директором университетского Ботанического сада, активно работал в Московском обществе испытателей природы (действительный член с 1875, хранитель гербария в 1877-86, член Совета в 1890 - 1894, вице-президент с 1894). Своими исследованиями положил начало новому направлению в отечественной ботанике - сравнительно-морфологическому изучению растений. Автор классических трудов по развитию голосеменных растений и водорослей. Большой талант исследователя, преподавателя и личное обаяние привлекали к нему многочисленных учеников; им создана московская («Горожанкинская») школа ботаников-морфологов.

Литература: Мейер К.И., И.Н. Горожанкин и его роль в развитии русской ботаники (1848-1904), М., 1966.

Горский Александр Алексеевич

Го́рский Александр Алексеевич (1871, Петербург — 1924, Москва), балетмейстер, артист балета, педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889—1900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классические характерные и гротесковые партии. С 1901 режиссёр балета, в 1902—24 балетмейстер московского Большого театра. Знаток спектаклей М. Петипа, Горский шёл от буквальных повторов его постановок на московской сцене («Спящая красавица» П.И. Чайковского, 1899; «Раймонда» А.К. Глазунова, 1900) к их творческой переработке. Значительным явлением стала его постановка балета «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1900). Создал новые редакции балетов «Лебединое озеро» Чайковского (1901), «Коппелия» Л. Делиба (1905), «Жизель» А. Адана (1907), «Корсар» Адана (1912), «Баядерка» Минкуса (1917) и оригинальные спектакли: «Дочь Гудулы» А.Ю. Симона (1902), «Саламбо» А.Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913), «Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена (1915), «5-я симфония» (1916) и «Стенька Разин» (1918) на музыку Глазунова и др. С 1902 преподавал в Москве. Среди его учеников — Т.П. Карсавина, А.М. Мессерер, М.М. Габович, Л.М. Банк и др. Похоронен на Ваганьковском кладбище. На доме, где в 1906—24 жил Горский (Копьевский переулок, 2/4), — мемориальная доска.

Горький Максим

М. Горький и Н. И. Бухарин.

М. Горький и Н. И. Бухарин.

Го́рький Максим (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868, Нижний Новгород — 1936, Горки, под Москвой), писатель и общественный деятель, литературный критик и публицист. Впервые приехал в Москву весной 1889, чтобы увидеть Л.Н. Толстого, но их встреча состоялась только в январе 1900 в доме последнего в Долгохамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого, 21). Приехав в Москву в 1901, Горький остановился у книгоиздателя С.А. Скирмунта (Гранатный переулок, 20), где бывали С.Т. Скиталец, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, Ф.И. Шаляпин, Вл.И. Немирович-Данченко, Л.А. Сулержицкий. Посещал телешовские «Среды», спектакли МХТ в «Эрмитаже» (Каретный ряд, 3), где в 1901 была впервые поставлена его пьеса «Мещане», которой театр открыл сезон 1902 в новом здании (Камергерский переулок, 3), где в том же году была поставлена и пьеса Горького «На дне». Прототипом ряда персонажей произведений Горького был известный московский фабрикант С.Т. Морозов, у которого Горький бывал в его особняке на Спиридоновке, 27. Революционные события 1905 оживают в главах романа-эпопеи Горького (жившего в то время в гостинице «Петергоф» на Воздвиженке, 4/7) «Жизнь Клима Самгина»: улицы Никитская, Тверская, Театральная площадь, Охотный ряд предстают как арена студенческих демонстраций, борьбы противоборствующих социальных сил. В 1915—29, приезжая в Москву, останавливался у своей первой жены Е.П. Пешковой в Машковом переулке, 1а (мемориальная доска), где в его кабинете обсуждались дела Комиссии по улучшению быта учёных, издательства «Всемирная литература»; бывали многие видные деятели культуры и политики. Часто бывал в кремлёвском кабинете В.И. Ленина. В 1921 писатель уехал на лечение в Италию. По возвращении Горького в Москву 31 мая 1928 в Большом театре состоялось торжественное заседание в его честь. Писатель активно участвовал в жизни литературной Москвы, был первым редактором литературно-художественного отдела первого советского «толстого» журнала «Красная новь» (Кривоколенный переулок, 14). В 1931—36 жил в д. 6/2 по Малой Никитской улице (с 1965 мемориальный Музей-квартира писателя; две мемориальных доски). Здесь бывали Р. Роллан, Б. Шоу, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, П.Д. Корин, В.И. Мухина, Л.А. Орбели, Н.Н. Бурденко. Во дворе соседнего дома (Спиридоновка, 4) размещались журналы «Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», редактируемые Горьким. Прах писателя захоронен на Красной площади в Кремлёвской стене. В Москве установлены памятники Горькому: на площади Тверская застава (1951, скульпторы Мухина, И.Д. Шадр и др.), на Поварской улице, 25а (в сквере перед зданием Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ); скульптор Мухина, 1956). Именем Горького в Москве с 1930-х до начала 1990-х гг. назывались улицы (Тверская и 1-я Тверская-Ямская), переулок (Хитровский), набережные (Космодамианская, Комиссариатская и Краснохолмская). Имя Горького носят Институт мировой литературы, Литературный институт, ЦПКиО, МХАТ на Тверском бульваре, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов, несколько библиотек и др. С 1937 работает Литературный музей М. Горького (Поварская, 25а; в его фондах — библиотека, личные вещи, рукописи Горького, первые публикации его произведений).

Литература: Быковцева Л.П., Горький в Москве, 2 изд., М., 1972.

К.В. Стародуб.

Памятник М. Горькому на площади Тверская застава.

Памятник М. Горькому на площади Тверская застава.

Москва.

Горячее водоснабжение

Горя́чее водоснабже́ние В Москве в 1910—12 (население 1,1 млн. человек) было 4 тыс. квартир с ваннами, которые для нагрева воды получали теплоту от дровяных и газовых водогрейных колонок. Горячее водоснабжение имелось в 4 гостиницах, а также в общественных банях, где в качестве источника теплоты использовались местные водонагреватели различных конструкций и водогрейные котлы, устанавливаемые в том же здании. После Гражданской войны во вновь строящихся домах устанавливали ванны с дровяными и газовыми водонагревателями, в отдельных благоустроенных жилых зданиях устраивались системы централизованного горячего водоснабжения, получавшие теплоту (с начала 30-х гг.) от ТЭЦ. В 50-х гг., с началом массового жилищного строительства, взамен газовых и дровяных колонок для ванн началось повсеместное внедрение централизованной системы горячего водоснабжения (ЦГВ): горячая вода для ванн и кухонь стала поступать по трубам из водонагревателей, размещаемых в специальных нежилых помещениях. До конца 50-х гг. водонагреватели устанавливались в подвале каждого дома, получавшего горячую воду от системы ЦГВ, позже стали строить отдельно стоящие здания для нескольких жилых домов, что позволяло удешевлять строительство. В начале 60-х гг. выяснилось, что крупные системы ЦГВ, обслуживающие жилые дома с несколькими тысячами человек, малоэффективны в эксплуатации. После проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к середине 70-х гг. определились способы оптимизации систем горячего водоснабжения и устранения взаимных негативных влияний систем ЦГВ и систем теплоснабжения, которые происходят из-за различий характера их работы: ЦГВ должна обеспечивать потребителей водой постоянной температуры круглый год, система отопления работает по так называемому отопительному графику, её температурные параметры зависят от температуры наружного воздуха. В среднем за год доля тепловой нагрузки на горячее водоснабжение от городской системы теплоснабжения составляет около 10—15%, а во внутренних сетях отопления зданий — около 30%.

В 90-х гг. наметилась тенденция к разукрупнению чрезмерно больших систем горячего водоснабжения. При реконструкции проводится разделение системы на части, питаемые от самостоятельных водонагревателей, или устанавливаются регуляторы температуры и при сохранении существующих размеров системы. Оптимальные размеры ЦГВ определяются проектом с учётом местных условий; для районов, удалённых от централизованных источников теплоты (за пределами МКАД), а также при малоэтажном и коттеджном строительстве наиболее целесообразными считаются местные системы горячего водоснабжения, или газовые колонки, что позволяет экономить на расходах воды (до 20—25% по сравнению с нормально работающими системами горячего водоснабжения). Совмещение местных систем горячего водоснабжения с газовой микроэнергетикой и другими устройствами кроме экономии воды позволяет уменьшить потери теплоты и снизить тепловое загрязнение почвы.

В.Г. Гейнц.

Горячкин Василий Прохорович

Горя́чкин Василий Прохорович (1868, село Выкса, Нижегородская область - 1935, Москва), учёный, почётный член АН СССР (1932), член ВАСХНИЛ (1932). Окончил физико-математический факультет Московского университета (1890) и МВТУ (1894). С 1896 преподавал новый курс «Сельскохозяйственные машины и двигатели» в Московском сельскохозяйственном институте (ныне МСХА имени Тимирязева), с 1913 - профессор, заведующий машиноиспытательной станцией при МСХИ. В 1919-20 ректор Сельскохозяйственной академии, в 1929 директор, затем консультант созданного по его инициативе Всесоюзного института сельскохозяйственной механики (Всесоюзный НИИ сельскохозяйственного машиностроения). В 1931 по инициативе Горячкина был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (ВИМ) (см. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства). В 1968 имя Горячкина присвоено Всесоюзному НИИ сельскохозяйственного машиностроения и Московскому институту инженеров сельскохозяйственного производства (Московский государственный агроинженерный университет, улица Тимирязева, 58), перед зданием которого в 1972 установлен бюст Горячкина.

Госджаз

Учреждён в 1936 по решению Комитета по делам искусств наряду с ансамблем танца, симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов, народным хором, то есть коллективами, представляющими главными направления концертного искусства. Художественным руководителем этого новаторского экспериментального коллектива был М.И. Блантер, музыкальным - В.Н. Кнушевицкий. По замыслам его создателей он не должен был продолжать ни опыт чисто эстрадной и танцевальной музыки в джазовом стиле, ни опыт оркестров, ориентированных на массовую песню. Оригинальный жанр, созданный оркестром, был назван симфоджазом. К созданию нового репертуара были привлечены лучшие музыкальные силы Москвы: А.Н. Цфасман, И.О. Дунаевский, Г.С. Милютин, братья Покрасс, а также С.В. Бархударян, Д.Д. Шостакович и др. В состав оркестра вошли инструменты малого симфонического и джаз-оркестров, новшеством стала большая группа гитар и банджо (уникальный случай в мировой практике). Первое выступление Госджаза состоялось только в 1938 в Колонном зале Дома Союзов во время первой декады советской музыки. Официальная реакция была восторженной. «Советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление», писала газета «Известия». Госджаз принимал участие в праздновании Нового 1939 года в Георгиевском зале Кремля. Особо примечательны были интерпретации прелюдов и романсов С.В. Рахманинова, «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича, отдельные концертно-оркестровые версии популярных песен. В 1940 руководителем оркестра был назначен А.В. Варламов. В 1941 большая группа музыкантов во время фронтовых гастролей попала в окружение и погибла. Варламов был сослан в лагерь. После войны оркестр не восстанавливали.

Литература: Баташев А.Н., Советский джаз, М., 1972.

А.Н. Баташев.

Госпитальная школа

Госпита́льная шко́ла медицинское учебное заведение, основанное в 1707 при Московском госпитале для болящих людей (ныне Главный военный госпиталь). Её организатор и руководитель — Н. Бидлоо. Школа готовила лекарей главным образом для армии. При ней были созданы анатомический театр, где неоднократно производил вскрытия Пётр I, лекарственный огород, медицинская библиотека. В 1786 Госпитальная школа преобразована в Медико-хирургическое училище (с 1798 Медико-хирургическая академия). В 1797 здесь была создана клиническая палата во главе с профессором М. Пеккеном и адъюнктом Е.О. Мухиным. За годы своего существования школа подготовила более 800 лекарей. Среди её преподавателей были выдающиеся учёные-медики К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, А.Ф. Шафонский, А.М. Шумлянский и др.

Литература: Палкин Б.Н., Русские госпитальные школы XVIII века и их воспитанники, М., 1959; Чистович Я., История первых медицинских школ в России, СПб., 1883.

М.Я.

Госпитальный мост

Госпитальный мост.

Госпитальный мост.

Москва.

Госпита́льный мост через реку Яузу. Расположен на трассе Госпитальный переулок - Госпитальная улица. Построен в 1941 (инженеры Г.В. Броверман, Ю.Ф. Вернер, архитекторы К.Т. Топуридзе и И.В. Ткаченко) на месте старого арочного каменного моста. Название моста связано с его расположением вблизи Главного военного госпиталя имени Н.Н. Бурденко, находящегося за р. Яузой. Река перекрывается одним пролётом в форме железобетонной арки. В устьях пролёта имеются отверстия для тротуаров вдоль стенок набережных; перильное ограждение чугунное. По мосту проходят линии трамвая и троллейбуса. Длина моста 34 м, ширина - 24,6 м.

Гостиницы

Гостиница

Гостиница "Националь".

Москва.

гости́ницы Первоначально существовали в Москве в виде постоялых дворов и монастырских подворий. Первые гостиницы открылись в середине XVIII в. В конце XVIII — начале XIX вв. специальные здания для гостиниц были выстроены по проекту архитектора В.П. Стасова на Бульварном кольце на площади Пречистенских, Никитских, Сретенских и Покровских ворот (здание последней сохранилось — улица Покровка, 17). В начале XIX в. было 7 гостиниц, к середине XIX в. — уже несколько десятков. Во второй половине XIX в. имелись также меблированные комнаты. В начале XX в. было около 40 гостиниц (среди них «Националь», «Метрополь», «Савой» и др.). Крупнейшими были «Гранд-отель», «Боярский двор», «Новомосковская», «Европа», «Славянский базар» и др. Большинство гостиниц находилось в пределах Бульварного кольца. После Октябрьской революции все гостиницы национализированы; часть из них была на время превращена в так называемые Дома Советов и Дома Союзов; ряд мелких закрыт. В начале 20-х — конце 30-х гг. началось строительство первых советских гостиниц («Северная», «Москва», «Киевская» и др.). В середине 50-х гг. были сооружены комплексы гостиниц «Алтай», «Восток», «Заря», «Золотой колос», «Останкино», «Турист», «Ярославская». В числе высотных зданий были построены гостиницы «Украина» и «Ленинградская». В 60—80-х гг. гостиницы строились как в центре Москвы («Интурист» на улице Горького, ныне Тверской; «Россия» в Зарядье), так и вне его — «Южная» (Ленинский проспект), «Юность» (Фрунзенский вал), «Аэрофлот» (Ленинградский проспект), гостиничный комплекс в Измайлове, Дом Туриста и «Салют» на Ленинском проспекте. Среди крупнейших и наиболее комфортабельных гостиниц Москвы в 1990-х гг. — «Балчуг-Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон-Славянская», «Космос», «Белград».

Гостиница

Гостиница "Метрополь".

Москва.

Гостиница

Гостиница "Балчуг-Кемпински".

Москва.

гостиницы

"Президент-отель".

Москва.

Гостиный двор

1) (Новый) (Рыбный переулок, 3). Заложен в 1838-40 на месте Старых Рыбных рядов. Трехэтажное здание с антресолями и подвалами имеет протяжённый уличный фасад с высоким цокольным этажом. Три заглублённых ионических портика в «антах» на широких плоских ризалитах оживляют плоскость фасада. Купольное завершение центрального объёма и высокие окна парадного этажа с нарядным обрамлением усиливают торжественный характер постройки. В 1890 частично перестраивался, на главном фасаде были пробиты дополнительные окна, двери и проездные арки.

2) (Старый) (улица Варварка, 3). Занимает квартал между Хрустальным переулком и Рыбным переулком. Центр оптовой торговли с XVI в. Каменные корпуса 1590-х гг. перестраивались в 1638-41; в 1661-65 рядом был возведён ещё один Гостиный двор. Оба сооружения заменило новое масштабное здание (с внутренним двором), протяжённые фасады которого объединены единым ритмом арочных проёмов и монументальных коринфских полуколонн. Проект Дж. Кваренги, присланный из Петербурга в 1789, подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности. Строительство, законченное в 1825 - 1830, осуществляли московские архитекторы С.А. Карин и И.А. Селехов под руководством М.Ф. Казакова (1791-1805); достройка корпусов по переулкам велась в 1825-30 при участии О.И. Бове. В 1903 центральный ризалит по Хрустальному переулку получил новую архитектурную обработку в псевдоклассических формах (архитектор С.В. Барков). Московский Гостиный двор стал прототипом аналогичных зданий в других городах, но его первоначальный облик нарушился из-за закладки наружных и большинства внутренних аркад владельцами лавок; при этом единая галерея второго этажа оказалась разбитой на отдельные помещения. С 1995 велись работы по реконструкции здания.

Государственная академическая симфоническая капелла России

Госуда́рственная академи́ческая симфони́ческая капе́лла Росси́и Образована в 1991 на основе Государственного Камерного хора СССР и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР. В составе капеллы свыше 60 хористов и свыше 120 оркестрантов. Художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист Российской Федерации В.К. Полянский. Оркестр, ранее функционировавший как Симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (основан в 1957), в 1981—91 работал под управлением Г.Н. Рождественского. Единственный в России коллектив, объединяющий смешанный хор и большой симфонический оркестр. В основе репертуара — произведения кантатно-ораториальных жанров XVIII—XX вв. Сохраняется традиция раздельных выступлений хора и оркестра. Капелла гастролирует в России и за рубежом.

О.В. Фраёнова.

Государственная еврейская академия имени Маймонида

Государственная евре́йская акаде́мия имени Маймонида высшее учебное заведение. Основана решением Правительства РФ в декабре 1991. Названа по имени Моисея бен Маймона (Рамбам; 1135—1204), древнееврейского учёного-энциклопедиста. Факультеты: социальной медицины; философии и права; филологический (гебраистика и иудаика); математики и информатики; мировой музыкальной культуры. В 1995 свыше 1 тыс. студентов; около 300 преподавателей. Факультеты размещены в различных районах Москвы. Часть Еврейской академии — в здании бывшей частной синагоги Л.С. Полякова (Большая Бронная, 6).

Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов

Госуда́рственная колле́кция уника́льных музыка́льных инструме́нтов одно из самых ценных и крупных в мире собраний европейских струнных смычковых инструментов. Инициаторами создания были А.В. Луначарский, Е.К. Малиновская (дирижер Большого театра), В.Л. Кубацкий (виолончелист и дирижёр Большого театра), Е.Ф. Витачек, вошедшие в основанный в 1919 Комитет охраны государственной музыкально-инструментальной коллекции. Включает образцы работы итальянских (А. и Ф. Страдивари, Н., А. и Дж. Амати, А. и Дж. Гварнери, Д. Монтаньяна, Ф. Руджери), французских (Ж.Б. Вильом), польских (из семейства Гроблич), русских (И.А. Батов, Витачек, Т.Ф. Подгорный, Г.А. Морозов, Л.А. и Б.Л. Горшковы и др.) мастеров. На коллекционных инструментах, предоставленных во временное пользование, играли В.Р. Бакалейников (альт), Г.П. Пятигорский (виолончель), М.Г. Эрденко, М.Б. Полякин (скрипка), а также Д.Ф. Ойстрах, М.Л. Ростропович (играл на виолончели Н. Амати), В.В. Третьяков, В.Т. Спиваков, Л.Б. Коган (играли на скрипках А. Страдивари). Коллекция проводит выставки (в том числе в 1987 в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, посвященная творчеству мастеров кремонской школы). До 1995 помещалась в здании Московской консерватории, затем — в Малом Власьевском переулке, 4.

В.М. Куликов.

Государственная научно-педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского РАО

Педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

Педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

Москва.

Госуда́рственная нау́чно-педагоги́ческая библиоте́ка и́мени К.Д. Уши́нского РАО (Большой Толмачёвский переулок, 3), научно-методический центр для библиотек образовательных учреждений и международный депозитарий ЮНЕСКО в области литературы по педагогике и образованию. Основан в 1925 как справочная библиотека Наркомпроса РСФСР, в 1932 объединена с Центральной педагогической библиотекой, в 1939 слита с библиотекой НИИ школ в Государственную библиотеку по народному образованию, с 1944 в системе Академии педагогических наук РСФСР (с 1991 - РАО), с 1970 современное название, имя Ушинского присвоено в 1945. В фондах (1995) около 1,5 млн. единиц хранения: редкие отечественные педагогические издания XVII-XVIII вв., собрание учебников, учебных пособий и методических материалов XIX-XX вв. и др. Ежегодно обслуживает около 30 тыс. читателей. Имеет систему каталогов и картотек (генеральная систематическая картотека по педагогическим наукам, образованию и педагогической психологии и др.). Издаёт библиографические указатели. С 1925 размещалась в здании Наркомпроса (Чистопрудный бульвар, 6), с 1939 - на Спартаковской улице, 2а, затем в помещении Политехнического музея; с 1942 по современному адресу (в бывшей усадьбе Демидовых).

Д.Н. Бакун.

Государственная публичная историческая библиотека России

Здание Исторической библиотеки в начале XX в.

Здание Исторической библиотеки в начале XX в.

Москва.

Госуда́рственная публи́чная истори́ческая библиоте́ка России (Старосадский переулок, 9), научно-методический центр по работе с исторической литературой для библиотек Российской Федерации. Основана в 1938 на базе библиотеки Исторического музея (значительная часть фондов составили библиотеки А.Д. Черткова, Института Красной профессуры, Коммунистического университета трудящихся Востока). В годы Великой Отечественной войны филиалы библиотеки работали на станции метро «Курская», в ЦПКиО имени М. Горького и др. В фондах (1995) около 3,2 млн. единиц хранения: коллекции И.Е. Забелина, М.Д. Хмырова, П.В. Щапова, А.П. Бахрушина и др.; репертуар отечественной исторической книги с XVI в., исключительно полное собрание русских книг XVIII в., редкие издания (в том числе инкунабулы, эльзевиры и др.), коллекция «Самиздата» и др. Ежегодно обслуживает около 40 тыс. читателей. Имеет систему каталогов и картотек (в том числе картотеку «Москва», центральную справочную картотеку статей из журналов и продолжающихся изданий по отечественной и всеобщей истории 1877-1951 и др.). Ведёт научно-исследовательскую и библиографическую работу, в том числе по истории Москвы; в 1991 при библиотеке образовано общество «Старая Москва». Издаёт библиографические указатели, сборники трудов и др.

Литература: Сокровищница книги. Юбилейный сборник научных трудов, ч. 1-2, М., 1987-88; Библиотека и история, в. 1-3, М., 1991-94.

Д.Н. Бакун.

Государственная публичная научно-техническая библиотека

ГПНТБ

библиотека Министерства науки и технической политики Российской Федерации (Кузнецкий мост, 12), национальный центр по библиографии и стандартизации, координационный и научно-исследовательский центр по работе с научно-технической литературой для библиотек Российской Федерации, государственный депозитарий. Основана в 1958 на базе Государственной научной библиотеки, образованной в 1927 слиянием Центральной библиотеки ВСНХ (создана в 1917) и Государственной научно-технической и экономической библиотеки (1918). В фондах (1995) около 8 млн. единиц хранения (в том числе 1,3 млн. на микроносителях): отечественная и иностранная литература, прижизненные издания трудов основоположников технических наук, специализированные собрания (промышленные каталоги, ведомственная литература и др.). Ежегодно обслуживает 500 тыс. читателей. Имеет систему каталогов и картотек (в том числе сводный каталог России и СНГ по науке и технике); 40 баз данных литературы (свыше 1 млн. записей). Издаёт сборник «Научные и технические библиотеки» (с 1961) и др. Официальный дистрибьютор ЮНЕСКО, член Международной федерации библиотечных ассоциаций и объединений (ИФЛА) и др. Размещается в так называемом Джамгаровском пассаже (1877, архитектор А.И. Резанов; до 1917 в нём находились торговые предприятия).

Д.Н. Бакун.

Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла

Имени А.А. Юрлова

Создана в 1942 на базе хора под управлением И.И. Юхова при Московской хоровой капелле. Имя А.А. Юрлова присвоено в 1973. Хор Юхова был организован в 1900 в посёлке Щёлково, в 1903 переведён в Москву (репетиции проходили в квартире Юхова на улице Пресне, 7) и вскоре привлёк внимание и расположение москвичей пением в московских храмах (Воскресения Словущего на Остоженке, Успения Богородицы на Могильцах, Николая Чудотворца на Трёх горах, Николая Чудотворца в Воробьине) и концертах духовной музыки. В 1914-16 выступал в симфонических концертах С.А. Кусевицкого, давал концерты в пользу раненых и жертв войны; до Октябрьской революции был одним из самых популярных в Москве коллективов; выступал со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым и др. В 1918 хор Юхова был национализирован. В разные годы носил названия: Концертный хор трудовой коммуны Наркомпроса (1918), Первый государственный хор (1919), Государственный хор имени М.И. Глинки (1925), Хор фабрики «Рот-Фронт»; выступал в концертах с дирижёрами Н.С. Головановым, В.И. Суком, принимал участие в спектаклях Театра Революции, Театра имени Евг. Вахтангова, в работе Ансамбля советской оперы (с 1937), в озвучивании свыше 70 кинофильмов на студиях «Мосфильм», «Межрабпомфильм», «Союздетфильм» и др. (в том числе «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк»).

Первоначально в составе новообразованной Русской хоровой капелле было 35 человек. Руководители капеллы: А.С. Степанов (1943-49, 1952-58), К.М. Лебедев (1949-51), А.В. Преображенский (1951-52), Юрлов (1958-73), Ю.В. Ухов (1973-81); с 1981 художественный руководитель и главный хормейстер - народный артист Российской Федерации С.Д. Гусев.

Капелла под управлением Юрлова одной из первых включала в свои концертные программы запрещённую, не исполнявшуюся русскую духовную музыку: 2 марта 1965 были исполнены части Всенощного бдения С.В. Рахманинова (солист И.С. Козловский), в сентябре 1966 на Международном фестивале стран Центральной и Восточной Европы в Быдгоще (Польша) - сочинения Н.П. Дилецкого, Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, древние распевы в расшифровке М.В. Бражникова. В репертуаре капеллы - крупные кантатно-ораториальные произведения Дж. Верди, А.А. Алябьева, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Рахманинова. Капелла впервые исполнила многие сочинения Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова и др.

Адреса репетиционных помещений: клуб «Трёхгорная мануфактура», с 1965 - Бакунинская улица, 83 (церковь Покрова Богородицы в Рубцове).

Литература: Локшин Д.Л., Замечательные русские хоры и их дирижеры, 2 изд., М., 1963; Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, М., 1988.

А.Т. Тевосян.

Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова

Госуда́рственная республика́нская академи́ческая ру́сская хорова́я капе́лла и́мени А.А. Юрло́ва Создана в 1942 на базе хора под управлением И.И. Юхова при Московской хоровой капелле. Имя А.А. Юрлова присвоено в 1973. Хор Юхова был организован в 1900 в посёлке Щёлково, в 1903 переведён в Москву (репетиции проходили в квартире Юхова на улице Пресне, 7) и вскоре привлёк внимание и расположение москвичей пением в московских храмах (Воскресения Словущего на Остоженке, Успения Богородицы на Могильцах, Николая Чудотворца на Трёх горах, Николая Чудотворца в Воробьине) и концертах духовной музыки. В 1914—16 выступал в симфонических концертах С.А. Кусевицкого, давал концерты в пользу раненых и жертв войны; до Октябрьской революции был одним из самых популярных в Москве коллективов; выступал со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым и др. В 1918 хор Юхова был национализирован. В разные годы носил названия: Концертный хор трудовой коммуны Наркомпроса (1918), Первый государственный хор (1919), Государственный хор имени М.И. Глинки (1925), Хор фабрики «Рот-Фронт»; выступал в концертах с дирижёрами Н.С. Головановым, В.И. Суком, принимал участие в спектаклях Театра Революции, Театра имени Евг. Вахтангова, в работе Ансамбля советской оперы (с 1937), в озвучивании свыше 70 кинофильмов на студиях «Мосфильм», «Межрабпомфильм», «Союздетфильм» и др. (в том числе «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк»).

Первоначально в составе новообразованной Русской хоровой капелле было 35 человек. Руководители капеллы: А.С. Степанов (1943—49, 1952—58), К.М. Лебедев (1949—51), А.В. Преображенский (1951—52), Юрлов (1958—73), Ю.В. Ухов (1973—81); с 1981 художественный руководитель и главный хормейстер — народный артист Российской Федерации С.Д. Гусев.

Капелла под управлением Юрлова одной из первых включала в свои концертные программы запрещённую, не исполнявшуюся русскую духовную музыку: 2 марта 1965 были исполнены части Всенощного бдения С.В. Рахманинова (солист И.С. Козловский), в сентябре 1966 на Международном фестивале стран Центральной и Восточной Европы в Быдгоще (Польша) — сочинения Н.П. Дилецкого, Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, древние распевы в расшифровке М.В. Бражникова. В репертуаре капеллы — крупные кантатно-ораториальные произведения Дж. Верди, А.А. Алябьева, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Рахманинова. Капелла впервые исполнила многие сочинения Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова и др.

Адреса репетиционных помещений: клуб «Трёхгорная мануфактура», с 1965 — Бакунинская улица, 83 (церковь Покрова Богородицы в Рубцове).

Литература: Локшин Д.Л., Замечательные русские хоры и их дирижеры, 2 изд., М., 1963; Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, М., 1988.

А.Т. Тевосян.

Государственная Третьяковская галерея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница