Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОС"-"ГРА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОС"-"ГРА")

Государственная центральная научная медицинская библиотека

Госуда́рственная центра́льная нау́чная медици́нская библиоте́ка (улица Красикова, 30), крупнейшее в Российской Федерации хранилище медицинской литературы и диссертаций, научно-информационный центр. Основана в 1919. В состав библиотеки вошли собрания книг и журналов государственных медицинских учреждений России (Медицинского совета, Военно-медицинского учёного комитета и др.), перевезённые из Петрограда в Москву, а также Общества русских врачей и др. В фондах (1995) около 2,8 млн. единиц хранения. Представлены русская земская медицинская литература, издания медицинских учебных заведений, медицинских обществ, коллекция русских медицинских журналов (с конца XVIII в.), труды классиков отечественной медицины, уникальные издания (с XVI в.) трудов Гиппократа, Галена, Авиценны и др. Ежегодно обслуживает около 200 тыс. читателей. Издаёт библиографические указатели. Национальная библиографическая база данных по медицине и здравоохранению (с 1989). Первоначально размещалась на Кудринской площади, в бывшем Вдовьем доме. В 1978 для библиотеки построено специальное здание (архитектор Е.П. Вулых).

Государственный академический русский народный хор имени А.В. Свешникова

Госуда́рственный академи́ческий ру́сский наро́дный хор имени А.В. Свешникова Создан в 1936 в Москве на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио по инициативе А.В. Свешникова и Н.М. Данилина, ставших его первыми руководителями. С 1955 академический. До 1980 художественный руководитель и главный дирижёр А.В. Свешников; затем И.Г. Агафонников, В.Н. Минин и Е.С. Тытянко, с 1995 И.И. Раевский. В составе хора 70 человек. Главное место в репертуаре занимают русское классическое наследие и русские народные песни. Хор концертирует по городам России и за рубежом. Выступает в крупнейших концертных залах столицы.

Х.М. Хаханян.

Государственный академический симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова

Госуда́рственный академи́ческий симфони́ческий орке́стр под управле́нием Евге́ния Светла́нова (до 1991 Государственный симфонический оркестр Союза ССР). Создан в 1936 на основе 1-й симфонической бригады Всесоюзного радио (5 октября состоялся первый концерт в Большом зале Московской консерватории: под управлением А.В. Гаука и Э. Клейберга были исполнены 1-я и 3-я симфонии Л.ван Бетховена, а также «Интернационал»). С 1972 академический. Оркестр участвовал в Первой декаде советской музыки в 1937 и во Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1938. Главными дирижёрами оркестра были: Гаук (с 1936), Н.Г. Рахлин (1941—43), К.К. Иванов (с 1946); с 1965 — Е.Ф. Светланов. За дирижёрским пультом оркестра неоднократно выступали Н.П. Аносов, Н.С. Голованов, К.П. Кондрашин, А.Ш. Мелик-Пашаев, Е.Ф. Мравинский, Г.Н. Рождественский, С.А. Самосуд, Б.Э. Хайкин, К.И. Элиасберг, а также многие крупнейшие зарубежные дирижёры. В репертуаре оркестра — практически все произведения русские симфонические классики, широкий круг произведений зарубежных авторов.

Литература: Сидельников Л., Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР, М., 1986.

А.С. Соколов.

Государственный джаз-оркестр Союза ССР

См. Госджаз.

Государственный дом радиовещания и звукозаписи

ГДРЗ

Основан 5 декабря 1938 как Дом звукозаписи (современное название с 1957). В этот день была сделана первая запись (2-я венгерская рапсодия Ф. Листа в исполнении оркестра Большого театра под управлением А.И. Орлова). С 1941 здесь осуществляются записи как для радио, так и для выпуска грампластинок. Первые стереозаписи, сделанные в 1959, завоевали Гран-при на Промышленной выставке в Нью-Йорке (1959). Многие оперные записи, выполненные в студиях ГДРЗ, удостоены золотых медалей на международных конкурсах. В ГДРЗ производится звукозапись всех видов, изготавливаются магнитокопии для местного радиовещания и телевидения, тиражируются магнитные фонограммы, ведутся работы по реставрации старых записей и т.п. Из студий и аппаратных осуществляется радиовещание на Россию и многие зарубежные страны. В 1995 в ГДРЗ: 8 музыкальных и 4 речевые студии, 2 литературно-драматических блока, 60 монтажных аппаратных, реставрационный комплекс, комплекс тиражирования, несколько трансляционных пунктов, передвижных звукозаписывающих студий. Технический корпус ГДРЗ находится на Пятницкой улице, 25, студийный корпус - на Малой Никитской улице, 24.

В.А. Лихт.

Государственный духовой оркестр Российской Федерации

Госуда́рственный духово́й орке́стр Росси́йской Федера́ции Основан в 1970 в Москве; организатором и первым главным дирижёром (1970—74) был профессор И.В. Петров. В 1977—89 оркестр возглавлял народный артист РСФСР Н.П. Сергеев. В разное время дирижёрами оркестра были В.В. Катаев, Б.А. Диев, А.Э. Мишурин. С 1990 оркестром руководит Г.А. Галкин. В составе оркестра около 70 исполнителей. В репертуаре произведения русских и зарубежных композиторов.

Х.Х.

Государственный еврейский театр

ГОСЕТ

создан в 1919 в Петрограде на базе государственной еврейской театральной студии при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпроса. В 1920 переведён в Москву (помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, 2). До 1925 назывался Государственный еврейский Камерный театр (ГОСЕКТ). Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А.М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования С.М. Михоэлса и В.Л. Зускина. Художниками в театре работали И.М. Рабинович, Р.Р. Фальк, А.Г. Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония. Среди лучших спектаклей этого периода: «Колдунья» по А. Гольдфадену (1922); «200 тысяч» (1923) и «Человек воздуха» (1927) по Шолом-Алейхему; «Три изюминки» (композиция из 3 театральных пародий, текст И.М. Добрушина и Н. Ойслендера, 1924), «Ночь на старом рынке» И.Л. Переца (1925), «Путешествие Вениамина III» по М. Мойхер-Сфориму (1927).

Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Бар Кохба» С.З. Галкина (1938), «Суламифь» по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику («Король Лир» У. Шекспира, 1935; «Блуждающие звезды» и «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему, 1941). После начала Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в Ташкенте (до 1943). Значительный спектакль послевоенного периода - «Фрейлехс» З. Шнеера (1945). В период так называемой борьбы с космополитизмом театр лишился двух своих лучших актёров: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, был арестован и погиб в заключении Зускин. В 1949 театр был закрыт.

Государственный институт по проектированию агрегатов сталелитейного и прокатного производства для чёрной металлургии

Государственный институт по проектированию агрегатов сталелитейного и прокатного производства для чёрной металлургии (Гоголевский бульвар, 8). Основан в 1924 (до 1930 - Государственное бюро металлургических и теплотехнических конструкций). Организатор и первый директор В.Е. Грум-Гржимайло. В институте разработаны: комплексный проект строительства Кузнецкого металлургического комбината, проекты цехов и печей Магнитогорского металлургического комбината, печей для всех металлургических и машиностроительных заводов, построенных в 1930-е гг., различного прокатного оборудования; созданы установки непрерывной разливки стали, большегрузные мартеновские печи и другие агрегаты. Исследования по теории печной теплотехники и научным основам конструирования печей.

Государственный Исторический музей

ГИМ

(Красная площадь, 1/2). Основан в 1872 по инициативе устроителей Севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 (полковника Н.И. Чепелевского, археолога графа А.С. Уварова, генерала А.А. Зелёного) как общественный музей для сбора памятников «знаменательных событий истории Русского государства». В 1873 именовался Русским национальным музеем его императорского величества государя наследника цесаревича, в 1881-1917 - Императорским Российским историческим музеем. В 1874 образована учёная комиссия для разработки научных вопросов, связанных с организацией музея, для выявления памятников и отбора экспонатов (К.Н. Бестужев-Рюмин, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский, В.Е. Румянцев, С.М. Соловьёв, Уваров и др.) и строительная комиссия, объявившая конкурс на лучший проект музейного здания. Устав музея (1874) предусматривал право на организацию публичных лекций, выпуск изданий, сбор пожертвований. Во главе музея находились: председатель, 2 товарища председателя и 12 членов управления. В 1872-80 председателем был Зелёный, в 1881 - 1905 - великий князь Сергей Александрович, в 1905-17 - великий князь Михаил Александрович; товарищи председателя (фактические руководители музея) - Уваров (1881-84), Забелин (1885-1908), Н.С. Щербатов (с 1909). Средства Исторического музея составлялись из пожертвований, доходов от публичных лекций и изданий, а также от входной платы. Программа, подготовленная Уваровым, предусматривала создание 8 отделов, охватывающих прошлое России с древнейших времён до середины XIX в., и библиотеку. Здание музея построено в «русском стиле» по проекту архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семёнова (1875-83); декор, использующий мотивы стоящего напротив храма Василия Блаженного, отмечен некоторой измельчённостью деталей. Оформление залов выполнено А.П. Поповым, Н.В. Никитиным, П.С. Бойцовым и др., орнаментальные росписи и исторические монументальные панно написаны В.М. Васнецовым, Г.И. Семирадским, И.К. Айвазовским и др. До 1917 в Исторический музей поступили коллекции Московского археологического общества, Русского археологического общества, Московского университета, а также других учреждений и частных лиц (Д.Н. Анучин, А.П. Бахрушин, А.Н. Веселовский, Забелин, А.А. Катуар де Бионкур, П.И. Щукин и др.). В 1883 открыты первые 11 залов (свыше 3 тыс. экспонатов; экспозиция охватывала историю России до конца XII в.); до 1917 открылось ещё 5 залов (экспозиция доведена до конца XVI в.). В 1917 в музее было свыше 296 тыс. единиц хранения. В библиотеку Исторического музея вошли: частные книжные собрания А.И. Барятинского, Забелина, А.А. Котляревского, М.Д. Хмырова, Д.М. Щепкина, Щукина; Чертковская (см. статью А.Д. Чертков) и Голицынская библиотеки и др. (в 1917 свыше 0,5 млн. томов). В 1886 Исторический музей передан в ведение Министерства народного просвещения. С 1883 публиковались ежегодные «Отчёты...», издавалось «Описание памятников» (вып. 1-3, 1896-1903). В 1889 открыта аудитория для лекций и заседаний учёных обществ. После 1917 в результате реорганизации работы музея его экспозиция доведена до установления советской власти. К началу 1990-х гг. в фондах музея было около 5 млн. экспонатов и около 50 тыс. архивных дел. На основе фондов в музее ведётся большая исследовательская и публикаторская работа по проблемам отечественной истории. В Москве работают также филиалы Исторического музея: Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Нарышкинские палаты бывшего Высокопетровского монастыря, палаты XVI-XVII вв. на Варварке. В практике работы музея помимо показа постоянной экспозиции - организация временных тематических выставок. Музей издаёт «Труды» (с 1926), «Ежегодник» (с 1960), серию «Памятники культуры» (с 1949) и др. В 1997 после многолетней реконструкции открылись первые 13 залов ГИМ.

Литература: Императорский Российский Исторический музей. Указатель памятников, 2 изд., М., 1893; Очерки истории музейного дела в России, М., 1960-61 (Труды НИИ музееведения, в. 2-3); Кириченко Е.И., Исторический музей, М., 1984.

Государственный Кремлёвский дворец

Государственный Кремлёвский дворец.

Государственный Кремлёвский дворец.

Москва.

Госуда́рственный Кремлёвский дворе́ц Построен в 1959-61 как Кремлёвский Дворец съездов (архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер, инженеры Г.Н. Львов, А.Н. Кондратьев, И.И. Кочетов; Ленинская премия, 1962). Прямоугольное в плане здание (120x70 м, высота 29 м, заглублено в землю на 15 м, общий объём 40 тыс.м3, свыше 800 помещений) занимает северо-западную часть территории Кремля; при его строительстве были снесены старое здание Оружейной палаты (1806-12, архитектор И.В. Еготов) и служебные корпуса XVIII-XIX вв. Основные помещения - зал заседаний (зрительный зал) - около 6000 мест, и банкетный зал на 2500 мест. Главный зал оборудован с учётом новейших достижений акустической техники (перевод на 12 языков мира) и имеет трансформирующийся в пределах от 32x24 м до 18x10 м портал. В главном фойе - мозаичный фриз, на простенках фасадов банкетного зала мозаичные эмблемы (художник А.А. Дейнека). Во дворце проводились съезды КПСС (начиная с 22-го), важнейшие правительственные, общественные и международные мероприятия, торжественные заседания и приёмы. Ныне Государственный Кремлёвский дворец используется в основном для театрально-зрелищных представлений (концерты, праздники новогодней ёлки и др.) и как сцена для оперных и балетных спектаклей.

Литература: Пекарева Н.А., Кремлевский Дворец съездов, 2 изд., М., 1978.

Государственный литературный музей

ГЛМ

крупнейший в России музей истории отечественной литературы. В мае 1931 Наркомпрос РСФСР учредил специальную Комиссию по подготовке и организации Центрального литературного музея в Москве (председатель А.С. Бубнов, заместитель председателя В.Д. Бонч-Бруевич); в 1933 был организован Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики, который в 1934 был объединён с Литературным музеем при Всесоюзной библиотеке СССР имени В.И. Ленина под общим названием Государственный литературный музей (первый директор - Бонч-Бруевич, до 1940). В 1941 около 3 млн. единиц хранения из фондов музея были переданы в Главное архивное управление НКВД, на их основе создан Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ, ныне РГАЛИ). В фондах ГЛМ свыше 700 тыс. единиц хранения, охватывающих историю русской литературы с древнейших времён: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры, в том числе наиболее ценные - М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина и др., архивы издательств, творческих объединений, уникальные фотографии, работы виднейших русских художников, предметы прикладного искусства, памятники культуры, быта, собрание мемориальных вещей, коллекции лубка, афиш и плакатов, записей фольклора, фоно- и видеозаписей. За годы существования ГЛМ неоднократно менял адреса и никогда не имел специального здания для экспозиции и фондов. ГЛМ объединяет в своей структуре историко-литературные экспозиции «Столетье безумно и мудро. XVIII век в русской культуре» (в зданиях Высокопетровского монастыря), «Альманах в литературной жизни 1840-1880-х гг.» (в доме С.Т. Аксакова в переулке Сивцев Вражек, 30), «Литературная Москва "Серебряного века"» (в доме В.Я. Брюсова на проспекте Мира, 30; там же - мемориальный кабинет Брюсова; открыт в 1994). Филиалы ГЛМ - мемориальные музеи Герцена, Лермонтова, Чехова, Достоевского, Пришвина, А.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака и мемориальный кабинет А.В. Луначарского. ГЛМ проводит «круглые столы», научные конференции, чтения и др., литературные и литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями, детские утренники. В 1992 ГЛМ совместно с ассоциацией «Россия» открыл «Русский лицей», ведущий культурно-просветительскую, выставочную и издательскую работу.

О.В. Николаева.

Государственный музей - гуманитарный центр «Преодоление»

Имени Н.А. Островского

(Тверская улица, 14). Образован в 1992 на основе Государственного музея Н.А. Островского. Музей Островского - мемориальный, учреждён в 1939 в квартире, где провёл последние годы жизни и скончался писатель Островский. В 1940 открыт для посетителей как филиал Государственного Литературного музея. Первый директор (1940-63), хранитель мемориальной обстановки и собиратель документов - вдова писателя Р.П. Островская. В 1940-41 восстановлена обстановка кабинета писателя, создана экспозиция, посвящённая его жизни и творчеству. В 1956 к мемориальной квартире присоединены три зала. Большое внимание уделялось сбору материалов об инвалидах, сумевших преодолеть тяжелейшие обстоятельства жизни (более 129 персоналий). В фондах 22 тыс. единиц хранения, в том числе материалы о жизни и творчестве Островского (особенно о московском периоде и последних годах жизни, мемориальные вещи, письма, документы), его литературном окружении. При музее существует гуманитарный центр, деятельность которого направлена на всестороннее содействие физической и моральной реабилитации инвалидов, ветеранов войны и труда. Музей исследует историю дома № 14 на Тверской улице (выстроен в 1790-х гг. М.Ф. Казаковым, в 1823-29 в нём жила княгиня З.А. Волконская; в 1898-1917 дом принадлежал Г.Г. Елисееву), демонстрируется постоянная выставка «Из истории дома».

А.Н. Тоболова.

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных

Госуда́рственный музыка́льно-педагоги́ческий институ́т имени Гнесиных см. Российская академия музыки.

Государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт

ТЭП

(Спартаковская улица, 2а). Основан в 1924. В тематике института: изучение перспектив развития теплоэнергетики в России, разработка технической документации и технико-экономических обоснований строительства тепловых и атомных электростанций и тепловых сетей, проектирование оборудования для тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). В Москве по проектам ТЭП построены ТЭЦ № 11, 20, крупнейшая в стране ТЭЦ Южная (№ 26) и др.

Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова

ИМАШ

(улица Грибоедова, 4), создан в 1938 при АН СССР. Главные научные направления: теория машин и механизмов, проблемы прочности и износостойкости деталей машин, автоматизации технологических процессов.

Государственный научно-исследовательский институт редких металлов

Гиредмет

(Толмачёвский переулок, 5). Создан в 1931. Занимается разработкой технологий и проектированием предприятий и специализированного оборудования для промышленности редких металлов и полупроводниковых материалов.

Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов

Гинцветмет

(улица Дурова, 31). Создан в 1929 на базе Института прикладной минералогии и металлургии цветных металлов. Головной институт в области производства тяжёлых цветных металлов и обогащения руд.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры

Имени А.В. Щусева

(улица Воздвиженка, 5). Создан в 1934 в составе Академии архитектуры СССР; в 1935 музею был передан Донской монастырь (в начале 1990-х гг. возвращён Русской православной церкви). В создании музея участвовали учёные А.И. Некрасов, И.И. Брунов, И.Е. Бондаренко, Б.И. Денике, Н.И. Романов, В.Д. Блаватский, А.А. Фёдоров-Давыдов, Д.П. Сухов, Е.Н. Коваленская, Н.Д. Виноградов, Е.А. Белецкая, В.Н. Иванов. В основе собрания - материалы из Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГИМа, ГМИИ имени А.С. Пушкина, ряда краеведческих музеев. В 1964, слившись с созданным в 1945 Музеем русской архитектуры имени Щусева, стал называться Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени Щусева (ГНИМА). В фондах музея более 1 млн. единиц хранения; систематически пополняется материалами реставрационных и проектных организаций, частных лиц. Основа коллекции - фонд архитектурной графики: авторские проекты, рисунки, литографии, гравюры с изображениями городов, памятников архитектуры, ценнейшие обмеры архитектурных памятников, в том числе утраченных. В фонде декоративно-прикладного искусства - уникальная мебель XVII-XVIII вв., скульптура, декоративные ткани, строительные материалы, с XI в. применяемые в русском строительстве (образцы растворов, плинфы, кирпича, белокаменные архитектурные детали). В научной фототеке более 400 тыс. негативов и уникальных фотографий, в том числе работы известных фотомастеров И.Ф. Борщевского, Б.И. Дунаева, Н.И. Ушакова, А.А. Александрова. Особый интерес представляют макеты сооружений: Сухаревой башни, Красных ворот, Измайловского дворца, памятников русского деревянного зодчества, исполненная под руководством В.И. Баженова модель Большого Кремлёвского дворца. Экспозиция музея рассказывает об истории отечественной архитектуры с X в. до наших дней. Проводятся периодические выставки. Музей издаёт каталоги по фондам, сборники статей. С 1945 располагается в памятнике архитектуры - бывшем особняке Талызина.

Литература: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Краткий путеводитель, М., 1988.

М.И. Аруин.

Государственный научно-исследовательский энергетический институт имени Г.М. Кржижановского

ЭНИН

(Ленинский проспект, 19). Создан в 1930. В тематике института: исследование проблемы развития энергетической науки, разработка наиболее эффективных методов и средств преобразования, передачи и аккумулирования электрической энергии, создание автоматизированных систем управления энергетическими комплексами.

Государственный симфонический оркестр Союза ССР

Госуда́рственный симфони́ческий орке́стр Сою́за ССР см. Симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Государственный театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной

И В.Ю. Василёва

(до 1992 Государственный театр балета СССР). Основан в 1966 как Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». Создатель и первый художественный руководитель И.А. Моисеев, затем И.В. Тихомирнова. В репертуаре концертные номера в постановках К.Я. Голейзовского, А.М. Мессерера, О.М. Виноградова (первая программа показана в 1968). С 1971 назывался Концертный ансамбль СССР «Классический балет», его возглавил Ю.Т. Жданов. В программе были фрагменты из классических балетов, одноактные балеты «Франческа да Римини», «Весенняя фантазия» Р. Дриго, концертные номера Голейзовского, Р.В. Захарова, Виноградова и др. С 1977 директор и художественный руководитель Василёв, главный балетмейстер Касаткина. С 1978 назывался Государственный концертный ансамбль СССР «Московский классический балет», с 1986 - Московский государственный театр балета СССР (получил статус театра), с 1992 современное название. С приходом Касаткиной и Василёва произошла переориентация труппы с концертного репертуара на создание балетных спектаклей, среди которых: «Проделки Терпсихоры» на музыку И. Штрауса, «Лики любви» на музыку разных композиторов, фрагменты из старинных классических балетов («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, и др.), «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М.Э. Карафа ди Колобрано (постановка французского балетмейстера П. Лакота, 1980), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1988), «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1990), «Жизель» А. Адана (1991), «Золушка» С.С. Прокофьева (1993), «Щелкунчик» Чайковского (1994). В разные годы в труппе работали: А.В. Горбацевич, С.В. Исаев, В.А. Малахов, И.Д. Мухамедов, Т.Г. Палий, М.Г. Перкун-Бебезичи, Г.О. Степаненко, В.П. Тимашова, Г.А. Шляпина и др.

Государственный театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёва

Госуда́рственный теа́тр класси́ческого бале́та под руководством Н.Д. Каса́ткиной и В.Ю. Василёва (до 1992 Государственный театр балета СССР). Основан в 1966 как Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». Создатель и первый художественный руководитель И.А. Моисеев, затем И.В. Тихомирнова. В репертуаре концертные номера в постановках К.Я. Голейзовского, А.М. Мессерера, О.М. Виноградова (первая программа показана в 1968). С 1971 назывался Концертный ансамбль СССР «Классический балет», его возглавил Ю.Т. Жданов. В программе были фрагменты из классических балетов, одноактные балеты «Франческа да Римини», «Весенняя фантазия» Р. Дриго, концертные номера Голейзовского, Р.В. Захарова, Виноградова и др. С 1977 директор и художественный руководитель Василёв, главный балетмейстер Касаткина. С 1978 назывался Государственный концертный ансамбль СССР «Московский классический балет», с 1986 — Московский государственный театр балета СССР (получил статус театра), с 1992 современное название. С приходом Касаткиной и Василёва произошла переориентация труппы с концертного репертуара на создание балетных спектаклей, среди которых: «Проделки Терпсихоры» на музыку И. Штрауса, «Лики любви» на музыку разных композиторов, фрагменты из старинных классических балетов («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, и др.), «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М.Э. Карафа ди Колобрано (постановка французского балетмейстера П. Лакота, 1980), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1988), «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1990), «Жизель» А. Адана (1991), «Золушка» С.С. Прокофьева (1993), «Щелкунчик» Чайковского (1994). В разные годы в труппе работали: А.В. Горбацевич, С.В. Исаев, В.А. Малахов, И.Д. Мухамедов, Т.Г. Палий, М.Г. Перкун-Бебезичи, Г.О. Степаненко, В.П. Тимашова, Г.А. Шляпина и др.

Грабарь Игорь Эммануилович

Граба́рь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт — 1960, Москва), живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1894—96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896—98). В Москве с 1903. Член объединения Союз русских художников. В 1903—07 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба — 1904, все — в Государственной Третьяковской галерее; «Иней. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). Поддерживал знакомство со многими художниками, в том числе с М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.С. Остроуховым, коллекционерами С.И. Щукиным, И.А. Морозовым и др. С 1907 интенсивно занимался изучением русского искусства XVIII—XIX вв. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16, московское издательство И.Н. Кнебеля), исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об архитекторах Д.В. Ухтомском, Д.И. Жилярди, В.И. Баженове, О.И. Бове и др.; написал работы о творчестве И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова и др. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1904—14; ныне санаторий «Захарьино»). В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). С 1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (в том числе иконостаса Благовещенского собора). В 1918 вошёл в состав Художественного совета Малого театра, в котором руководил художественно-декоративной частью. В 1920—40-х гг. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба — 1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С.С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К.И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н. Северцова, С.А. Чаплыгина). Преподавал в МГУ (с 1921 профессор), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1937—43, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1943—46, директор). Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлёк к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69) многих видных учёных, в том числе В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, А.В. Щусева, Б.Р. Виппера, А.А. Сидорова, А.К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда. Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1936—57 жил Грабарь (Петровско-Разумовская аллея, 2), — мемориальная доска. Имя Грабаря присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.

Сочинения: И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т. 1—2, М., 1963—64; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969; В.А. Серов, 2 изд., М., 1980; Письма, т. 1—3, М., 1974—83.

Литература: Подобедова О.И., И.Э. Грабарь, М., 1964; Егорова Н.В., И.Э. Грабарь, М., 1979.

Е.М. Ивановская.

Граворна

См. Нищенка.

Гравороновка

См. Нищенка.

Градоначальство

Градонача́льство орган управления городом и прилегающей к нему территорией. В ряде городов России градоначальства действовали с начала XIX в. В Москве учреждено в январе 1905. Помещалось на Тверском бульваре, 22 (ныне на этом месте здание МХАТа имени М. Горького). Градоначальник Москвы назначался императором и возглавлял полицию (заменив в этом качестве обер-полицмейстера), надзирал за торговлей, почтой, за состоянием присутственных мест, председательствовал в Особом по городским делам присутствии. В составе московского градоначальства (1913): помощник градоначальника, чиновники особых поручений, секретарь, канцелярия, общий и политический архив, охранное отделение, врачебно-полицейское управление, Центральный полицейский приёмный покой, ветеринарная часть, полицейский телеграф и др. Упразднено после Февральской революции 1917.

Градополов Константин Васильевич

Градопо́лов Константин Васильевич (1903, Москва — 1984, там же), спортсмен, педагог; заслуженный мастер спорта (1937) и заслуженный тренер СССР (1956), профессор (1962). Член Судейской коллегии АИБА (Международной федерации любительского бокса; 1954—74). Профессор (1962). Начал заниматься боксом в 1920. В 1926 в Москве стал победителем первого чемпионата СССР в среднем весе. Многократный победитель международных и всесоюзных соревнований (1921—28); всего провёл 58 боёв и победил в 48 из них (в том числе 24 нокаутом). С 1928 тренер. В течение 30 лет (1936—66) заведующий кафедрой бокса в Государственном институте физкультуры. В 1954—60 тренер сборной команды СССР по боксу. Активный популяризатор бокса в Москве, СССР и мире, автор 70 работ о боксе, в том числе учебника по боксу (1936), книг «Тренировка боксёра» (1960), «Бокс» (1967), «Воспоминания боксёра» (1972). Снялся в главных ролях в 13 фильмах (в 1927—40), в том числе «Кружева» (1927), «Посторонняя женщина» (1929, режиссёр И.А. Пырьев), «Завтра ночью» (1930, с О.Л. Книппер-Чеховой), «Граница на замке» (1938, с Н.К. Черкасовым), «Боксёры» (1940). Жил на улице Казакова (на территории института физкультуры), с 1965 на Земляном валу (д. 41/2); его квартира — своеобразный музей отечественного бокса. Похоронен на Введенском кладбище.

Гранат

Грана́т издатели, братья. Из купеческой семьи. Александр Наумович (1861, Одесса — 1933, Москва), окончил Рижское политехническое училище (1886), с 1888 служил в Москве инженером-механиком, с 1910 член Моск. промышленно-торгового общества взаимного кредита. Игнатий Наумович (1863, Могилёв — 1941, Москва), окончил юридический факультет Московского университета (1886), профессор политической экономии там же (с 1910). В 1892 братья Гранат создали товарищество «Бр. А. и И. Гранат и Ко» (Большая Никитская улица, 5, с 1907 — Тверской бульвар, 15, с 1930-х гг. — Тверской бульвар, 25), приобрели у товарищества «А. Гербель и Ко» права на издание «Настольного энциклопедического словаря», продолжив его с т. 4 (1 изд., т. 1—8, 1891—95; второе и третье издания — стереотипные; четвёртое переработанное, т. 1—9, 1899—1903; пятое и шестое дополненные, 1901 и 1903). Седьмое, совершенно переработанное издание — главное издательское предприятие братьев Гранат — вышло под названием «Энциклопедический словарь» (т. 1—55, 57—58, 1910—48, тт. 54 и 58 изданы Государственным институтом «Советская энциклопедия»); после 7 изданий вышло несколько стереотипных перепечаток. «Энциклопедический словарь» издан под редакцией профессоров Московского университета Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, К.А. Тимирязева, ответственный секретарь — А.К. Дживелегов; финансировался за счёт средств подписчиков и печатался тиражом 7—10 тыс. экземпляров в типографии И.Н. Кушнерёва на Пименовской улице, 18 (с 1922 типография «Красный пролетарий»). Среди других изданий: «История XIX века» (под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо, т. 1—8, 1905—07), «История России в XIX веке» (т. 1—9, 1907—11), «История нашего времени» (под редакцией М.М. Ковалевского и К.А. Тимирязева, т. 1—8, 1910—17). В апреле 1917 товарищество «Бр. А. и И. Гранат и Ко» преобразовано в акционерное общество «Русский библиографический институт братьев А. и И. Гранат и Ко». После 1917 сохранило статус частной фирмы, в 1939 влилось в Государственный институт «Советская энциклопедия». Братья Гранат сотрудничали в нём до последних лет жизни. Александр Наумович Гранат похоронен на территории Московского крематория, прах Игнатия Наумовича Граната — в стене Новодевичьего монастыря.

Литература: Издания товарищества «Братья А. и И. Гранат и Ко». Каталог, СПб., 1908; Белов С.В., Братья Гранат, М., 1982.

С.В. Белов.

Гранаткин Валентин Александрович

Грана́ткин Валентин Александрович (1908, село Рыблово Бронницкого уезда Московской области - 1979, Москва), спортсмен, заслуженный мастер спорта (1942). С 14-летнего возраста вратарь команды Московской городской электростанции «Красный луч». В 1933-34 выступал за Рабочий клуб имени Астахова (РКИМА, затем «Серп и молот»); в 1935-43 - в «Локомотиве». Обладатель Кубка СССР (1936). Выступал за сборную Москвы, РСФСР, СССР. Единственный игрок в отечественном спорте, который защищал ворота сборной СССР в футболе и хоккее с мячом. Славился превосходной реакцией. В 1946-47 выступал за команду «Спартак» по хоккею с шайбой. Популяризатор футбола в Москве, СССР и мире; в 1950-64 и в 1968-72 председатель Федерации футбола СССР; в 1946-79 первый вице-президент ФИФА (Международной федерации футбола). Автор книг «Игра вратаря», «Футбол», «Международные встречи советских футболистов». Жил на Новопесчаной ул., 20. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Предыдущая страница Следующая страница