Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕЙ")

«Рабочий и колхозница»

В. И. Мухина

В. И. Мухина

"Рабочий и колхозница".

Москва.

«Рабо́чий и колхо́зница» скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь, высота около 25 м, автор В.И. Мухина), поднявших над головами серп и молот. Была создана для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937. При перевозке из Парижа в Москву повреждена; изготовлена вновь и в 1939 установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Рабус Карл Иванович

Ра́бус Карл Иванович (1800, Петербург — 1857, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (с 1810) у М. И. Иванова, М. Н. Воробьёва, специализировался на видовой живописи. С 1827 академик. С 1835 преподавал в Московском дворцовом архитектурном училище, затем — в Константиновском межевом институте, с 1844 — в МУЖВЗ, где фактически первым начал преподавание пейзажной живописи. Стоял у истоков формирования московской пейзажной школы. Наряду с профессиональными навыками перспективной и видовой живописи Рабус прививал ученикам (среди которых был А. К. Саврасов) привычку работать на натуре, повышенную восприимчивость к различным состояниям природы. Среди произведений Рабуса — архитектурные виды Москвы, выдержанные в традициях романтизма, с преобладанием необычных, напряжённых эффектов освещения («Спасские ворота в Москве при лунном свете», 1854, ГРМ; «Стены Новодевичьего монастыря в Москве», ГТГ). Рабус интересовался воссозданием исторического облика Москвы («Вид Кремля в XIV столетии», ГИМ), запечатлел московские окрестности (Кусково, Кунцево, Царицыно, Фили, Останкино), а также общий вид Москвы с Воробьёвых гор. Увлекался философией, поэзией. Среди близких московских знакомых Рабуса были декабрист М.Ф. Орлов, писатели Н. А. и К. А. Полевые, артист П. М. Садовский, скульптор и историк искусства Н. А. Рамазанов. В собственном доме в приходе Николая Чудотворца в Грачах имел богатую библиотеку и обсерваторию. Похоронен на Введенском кладбище.

Радиобашня

Радиоба́шня см. Шуховская башня

Радиовещание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Радиостанция имени Коминтерна

Радиоста́нция и́мени Коминте́рна первая радиовещательная станция в СССР; сооружена в 1922 в районе Вознесенской улицы (ныне улица Радио). Станция была оснащена ламповым передатчиком мощностью 12 кВт, созданным в Нижегородской радиолаборатории (НРЛ) под руководством М. А. Бонч-Бруевича. В 1927 в помещении утратившей своё значение дуговой радиостанции на улице Шаболовке был установлен самый мощный в Европе 40-киловаттный передатчик (созданный в НРЛ); эту радиостанцию стали также называть Радиостанцией имени Коминтерна (или Новым Коминтерном, в отличие от радиостанции на Вознесенской улице). Антенны новой Радиостанции имени Коминтерна были установлены на Шуховской башне. С вводом в строй Нового Коминтерна на базе первой Радиостанции имени Коминтерна была организована опытная радиостанция Наркомата почт и телеграфов. В 1933 под Москвой вступила в строй ещё одна радиостанция имени Коминтерна мощностью 500 кВт, разработанная группой специалистов под руководством А.Л. Минца. В 1933—37 помещение Радиостанции имени Коминтерна на Шаболовке использовалось в качестве опытной лаборатории Научно-испытательного института связи. В 1937 отсюда велись регулярные опытные телевизионные передачи по системе электронного телевидения; в 1938 на Шаболовке был организован Московский телецентр.

Литература: Иоффе Х. А., Курицына Н. Н., Самая мощная в Европе, «Электросвязь», 1977, № 12; Шкуд М. А., Этапы советского радиостроительства, там же.

Радищев Александр Николаевич

Бюст А. Н. Радищева на Верхней Радищевской улице.

Бюст А. Н. Радищева на Верхней Радищевской улице.

Москва.

Ради́щев Александр Николаевич (1749, Москва — 1802, Петербург), просветитель, писатель, философ. Из семьи богатого помещика. В конце 1750-х — начале 60-х гг. жил в Москве в доме родственника матери — М. Д. Аргамакова. Учился в Пажеском корпусе в Петербурге (1762—66) и Лейпцигском университете (1767—71). Вернувшись в Россию, служил в Петербурге. В 1775—76 жил в Москве, в районе улицы Сретенки. В 1790 издал антикрепостническое «Путешествие из Петербурга в Москву», за что приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь на 10 лет. Книга Радищева была конфискована, тираж уничтожен. Осенью 1790 по пути в Сибирь Радищев 3 недели пробыл в Москве под стражей в доме Московского губернского правления (проезд Воскресенские ворота, 1; мемориальная доска, 1962, скульптор Г. Г. Сорокин). По возвращении из ссылки Радищев останавливался в Москве в 1797. В 1919 именем Радищева названы Верхняя и Нижняя Радищевские улицы на Таганке (бывшие Верхняя и Нижняя Болвановские улицы); его имя присвоено библиотекам № 10 (улица Бахрушина, 4), № 19 (Тетеринский переулок, 18). В 1918 на Триумфальной площади был установлен гипсовый бюст Радищева (скульптор Л. В. Шервуд, ныне хранится в Музее архитектуры). Мраморный бюст Радищева установлен в сквере на Верхней Радищевской улице.

Мемориальная доска в проезде Воскресенские ворота.

Мемориальная доска в проезде Воскресенские ворота.

Москва.

Раево

Ра́ево бывшая деревня, находившаяся в северной части современной Москвы, на правом берегу Яузы, в районе проезда Дежнёва. В XVII в. относилась к дворцовому селу Тайнинскому. Получила известность по одноименной мызе (ферме), лежавшей в 3 км восточнее деревни. В 1870-х гг. мызу купило военное ведомство для устройства складов артиллерийских боеприпасов. В 1877—78 были сооружены 4 погреба на 80 тыс. пудов пороха, в дальнейшем склады постоянно расширялись. В связи с этим была закрыта старая дорога из Богородского в Мытищи. С 1960 в черте Москвы.

Раич (Амфитеатров) Семён Егорович

Ра́ич (Амфитеатров) Семён Егорович (1792, село Высокое Кромского уезда Орловской губернии — 1850, Москва), поэт, переводчик, литературный критик. Из семьи священника; сменил фамилию, учась в Орловской духовной семинарии. Дебютировал в 1821 переводом «Георгик» Вергилия. В конце 1822, будучи преподавателем Московского университетского пансиона, создал Общество молодых любителей литературы (так называемый кружок Раича, улица Большая Дмитровка, 9—11), куда входили Д.В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Ф.И. Тютчев, будущий декабрист П. И. Колошин и др. Часто бывал в салонах З.А. Волконской (Тверская улица, 14), семьи Сухово-Кобылиных (Большой Харитоньевский переулок, 17; Большой Кисловский переулок, 4; Тверская улица, 21). Был наставником М. Ю. Лермонтова и Тютчева. Входил в «Союз благоденствия», но в 1821 отошёл от политики; издавал альманахи «Новые Аониды» (1823), «Северная лира» (1827, совместно с Д. П. Ознобишиным), журнал «Галатея» (1829—30, 1839—40). С 1840-х гг. жил в Протопоповском переулке, 10. Последние годы жизни сотрудничал в журнале «Москвитянин». Перевёл поэмы «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо.

Н. М. Молева.

Райкин Аркадий Исаакович

Ра́йкин Аркадий Исаакович (1911, Рига — 1987, Москва), артист эстрады, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1981). В 1935 окончил Ленинградский институт сценических искусств. Выступал на эстраде (конферанс, исполнение интермедий). С 1939 артист, с 1942 художественный руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр (с 1948 Театр миниатюр). В 1983 на основе труппы этого театра был создан Театр миниатюр в Москве под руководством Райкина. Здесь им поставлены спектакли «Лица» (1983), «Мир дому твоему» (1985). В 1987 Театр миниатюр был преобразован в театр «Сатирикон». Для спектаклей театра в 1982 переоборудовано здание кинотеатра «Таджикистан» (Шереметьевская улица, 8).

Райкин выступал с монологами, куплетами, лирическими эпизодами. Непревзойдённый создатель пластических, мимических, интонационных миниатюр, он нередко играл в каждой сцене несколько ролей, достигая виртуозного мастерства перевоплощения, трансформации. Естественная простота интонаций сочеталась в его игре с лирикой, патетикой, гротеском.

Творчеству Райкина посвящены документальный телефильм «Аркадий Райкин» (1975), телефильм «Люди и манекены», в который вошли интермедии и монологи из различных программ артиста. Ленинская премия (1980). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме в Москве, где жил Райкин (Благовещенский переулок, 5), — мемориальная доска.

Раменка

Ра́менка река на юго-западе Москвы, крупнейший правый приток р. Сетуни. Длина 9,6 км (большей частью протекает в открытом русле). Площадь бассейна 45 км2. Берёт начало в Воронцовском парке, где имеется каскад прудов; ниже, между улицами Кравченко и Удальцова, находятся ещё два пойменных пруда. В подземном коллекторе пересекает Ленинский проспект и проспект Вернадского, выходит на поверхность в Парке имени 50-летия Октября, пересекает Мичуринский проспект, далее протекает параллельно полотну Киевского направления Московской железной дороги. Впадает в Сетунь близ Нового Рублёвского моста. Основные притоки: справа — Рогачёвка и Онучин Овраг, слева — Очаковка, которая мощнее и длиннее Раменки и иногда считается её истоком. Раменка сильно загрязнена нефтепродуктами и хлоридами. Тем не менее имеет рекреационное значение, придаёт своеобразие архитектурно-ландшафтному облику города. Долина Раменки в 1991 объявлена памятником природы. На берегах Раменки находились село Воронцово, деревни Раменки, Матвеевское и Гладышево. С названием «Раменка» связаны местность Раменки («рамень» — густой лес, еловый лес) и три улицы.

Раневская Фаина Григорьевна

Ране́вская Фаина Григорьевна (1896, Таганрог — 1984, Москва), актриса, народная артистка СССР (1961). В Москве с 1915. Не поступив в театральное училище, начала играть в подмосковном дачном театре в Малаховке. Последующие 15 лет работала в провинции, с 1931 — в московском Камерном театре, с 1933 — в Центральном театре Красной Армии. В первых же ролях (Змеюкина в «Свадьбе», Мерчуткина в «Юбилее», Шарлотта в «Вишнёвом саде», все — А.П. Чехова; Дунька в «Любови Яровой» К. А. Тренёва, и др.) обнаружился дар Раневской соединять смешное, эксцентричное и грустное, серьёзное. В роли Вассы Железновой (в одноименной пьесе М. Горького) в полной мере раскрылись обе стороны таланта Раневской — сатирическая и трагическая. В 30—40-х гг. Раневская много снималась в кино: «Пышка» (1934; мадам Луазо), «Мечта» (1939; Роза Скороход), «Подкидыш» (1940; Лёля), «Свадьба» (1944; Мать), «Золушка» (1947; Мачеха), «Весна» (1947; Маргарита Львовна) и др. В поисках «своего» театра не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В 1943—49 работала в Театре драмы (с 1954 Театр имени Вл. Маяковского), в 1949—55 — в Театре имени Моссовета, в 1955—63 — в Театре имени А. С. Пушкина, с 1963 до конца жизни — снова в Театре имени Моссовета. Среди лучших ролей: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Эухения («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1958), миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, 1966), Люси Купер («Дальше — тишина» по пьесе В. Дельмара, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, 1980). Талант Раневской, характерной актрисы, сочетал полноту реалистического раскрытия образа с острой, подчас гротесковой эксцентрической манерой. Беспощадная трезвость её взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией. Яркая выразительная сценическая речь, щедрые бытовые краски, остро и смело найденный рисунок роли придавали образам, созданным Раневской на сцене и на экране, особое своеобразие. Государственная премия СССР (1949, 1951 — дважды). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: О Раневской, М., 1988.

И. В. Родионова.

Раскова Марина Михайловна

Раско́ва Марина Михайловна (1912, Москва - 1943), лётчица, майор (1942), Герой Советского Союза (1938). Окончила школу пилотов Центрального аэроклуба (1935) и Институт ГВФ. В 1938 вместе с П. Д. Осипенко и В. С. Гризодубовой участвовала в беспосадочном перелёте Москва - район Комсомольска-на-Амуре. Во время Великой Отечественной войны командовала группой по формированию женских авиационных полков. Погибла при исполнении служебных обязанностей. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Расковой в 1943 названы площадь (площадь Марины Расковой; бывшая площадь села Всехсвятского), улица (бывшая улица Старая Башиловка), переулок (бывший Шайкин переулок) - все в районе Ленинградского проспекта.

Расплетин Александр Андреевич

Распле́тин Александр Андреевич (1908, Рыбинск - 1967, Москва), учёный и конструктор в области радиотехники и электроники, академик АН СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1956). По окончании Ленинградского электротехнического института работал в различных московских научно-исследовательских и проектных организациях и вёл научно-педагогическую работу. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Расплетина в 1967 названа улица (бывшая 4-я улица Октябрьского поля); его имя присвоено Радиотехническому техникуму.

Растань

Раста́нь река на юге Москвы, исчезнувший правый приток Москвы-реки. Длина около 1 км. Площадь бассейна 1,5 км2. Начиналась близ деревни Верхние Котлы, у развилки современных Варшавского шоссе и Каширского шоссе (у места «расставания» — отсюда название), впадала близ деревни Нижние Котлы, чуть ниже устья реки Котловки.

Растительность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раушская набережная

Ра́ушская на́бережная на правом берегу Москвы-реки, от улицы Балчуг до Большого Устьинского моста. На противоположном берегу — Москворецкая набережная. Названа в 70-х гг. XIX в. по рвам-каналам («ровушки»), которые соединяли реку Москву с её старым руслом (ныне Водоотводный канал) и предохраняли от наводнений; рвы были засыпаны в 1836. В начале XIX в. называлась Набережной улицей, затем Заяицкой набережной (по находившейся здесь с XVII в. церкви Николая Чудотворца Заяицкого). В 30-х гг. XIX в. была сооружена каменная набережная, в 1896—97 — электростанция «Общества 1886 года» (ныне 1-я МОГЭС имени П. Г. Смидовича), здание которой перестроено в 20-х гг. XX в. (архитектор И.В. Жолтовский). В 30-х гг. набережная реконструирована. На Раушской набережной: гостиница «Балчуг-Кемпински», управление треста «Мосэнерго».

Рахманинов Сергей Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рахманиновский зал

Рахма́ниновский зал см. в статье Синодальное училище.

Рахманов Александр Николаевич

Рахма́нов Александр Николаевич (1861, Москва — 1926, там же), акушер, организатор родовспоможения. После окончания медицинского факультета Московского университета (1885) и ординатуры по акушерству организовал (1889) в Москве бесплатный родильный приют, которым руководил свыше 10 лет. В 1906 по инициативе и проекту Рахманова в городе на средства А.А. Абрикосовой был построен образцовый родильный дом, носивший её имя (ныне роддом № 6, 2-я Миусская улица, 1/10); Рахманов возглавлял его до 1925. Впервые в стране создал отделение для новорождённых, основал первое Общество охраны материнства. В 1917 участвовал в реорганизации Воспитательного дома в Институт охраны материнства и младенчества и создании Института акушерства. Научные труды Рахманова посвящены вопросам родовспоможения, кесарева сечения, обезболивания родов и др. Усовершенствовал оборудование акушерских стационаров (родильная кровать Рахманова и др.).

Е. И. Данилишина.

Рахманов Виктор Александрович

Рахма́нов Виктор Александрович (1901, Москва — 1969, там же), дерматовенеролог, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (1957). Окончил Московский университет (1924). С 1945 заведующий кафедрой кожных и венерических болезней 1-го Московского медицинского института (Большая Пироговская улица, 4; мемориальная доска). Основные труды по проблемам профессиональных заболеваний кожи, экземы, нейродермита, сифилидологии. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Рахмановский переулок

Рахма́новский переу́лок между улицей Петровкой и Неглинной улицей. Назван по фамилии владельца участка № 1/24 генерал-майора П.А. Рахманова; в 1914 на этом участке архитектор И.А. Иванов-Шиц начал строительство дома Управления государственных сберегательных касс (завершено в 1920-х гг.). Дом № 3 (1902—07, архитектор Иванов-Шиц) также строился для сберегательной кассы. Вся нечётная сторона Рахмановского переулка в XVIII в. была занята усадьбой Гагариных — Касаткиных-Ростовских. Главный дом усадьбы выходил на улицу Петровку (здесь в конце XIX в. находился популярный в Москве трактир Зверева). В одном из строений усадьбы (д. 4, снесён в 1984) жил в 1832—34, 1835 и 1837 В.Г. Белинский.

И. Л. Давыдова.

Рачка

Ра́чка река в центре Москвы, бывший левый приток Москвы-реки. Длина 1,8 км. Площадь бассейна 1,5 км2. Брала начало из «Поганой лужи» (позднее Чистый пруд) на современном Чистопрудном бульваре, протекала по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку, впадая в реку Москву чуть выше устья р. Яузы, на Москворецкой набережной. После заключения в трубу впадает в Яузу вблизи Астаховского моста. Сохранился крутой левый берег при пересечении Хохловского и Большого Трёхсвятительского переулков.

Ращупкин Андрей Иванович

Ращу́пкин Андрей Иванович (1920, село Выползово, ныне Липецкой области - 1941), танкист, Герой Советского Союза (1941, посмертно), младший сержант. Учился в МВТУ. Во время Великой Отечественной войны под Тихвином танк Ращупкина загорелся и был окружён. Экипаж сражался до последнего патрона. Именем Ращупкина названа улица в Кунцеве, где на д. 25, в котором он жил, - мемориальная доска.

Реактивный научно-исследовательский институт

РНИИ

Создан в 1933 на базе Газодинамической лаборатории (ГДЛ; основана в 1921) и московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД; основан в 1932) - первых отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций в области ракетной техники. Возглавил РНИИ (1933-37) И.Т. Клеймёнов, его заместителем был С.П. Королёв. В РНИИ были завершены начатые в ГДЛ работы по созданию реактивных снарядов и пусковых установок к ним для авиации и реактивной артиллерии сухопутных войск (в частности, для гвардейских миномётов «Катюша»), разработана серия жидкостных ракетных двигателей для баллистических и крылатых ракет и первых отечественных ракетных самолётов БИ, создано и испытано несколько типов различных ракет (в том числе крылатая управляемая ракета), продолжалась начатая ГДЛ отработка ракетных ускорителей для взлёта самолётов, проводились исследования ракетных топлив. РНИИ внёс основополагающий вклад в развитие отечественного ракетостроения; реорганизован в 1944.

Реалистический театр

Реалисти́ческий теа́тр Организован в 1927 на базе 4-й Студии МХАТа. Театр возглавляли М.М. Тарханов, П.А. Волков, В.С. Фёдоров. Значительная работа театра в 1920-х гг. — «Бравый солдат Швейк» по Я. Гашеку. С 1931 именовался Театром Красной Пресни, с 1934 — Реалистический театр. В труппе работали Н. С. Плотников, В.В. Беленькая, Е.П. Мельникова, В.И. Новикова, А.Л. Абрикосов и др. В 1930 Реалистический театр возглавил Н.П. Охлопков, стремившийся создать «театр больших страстей и экспериментов»; в 1938 он поставил «Разбег» В.П. Ставского, где впервые применил принцип переноса действия в зрительный зал, использовал для сценического действия партер и галерею верхнего яруса, отказался от занавеса, декораций. Те же принципы отличали спектакли «Мать» по М. Горькому (1933, постановка Охлопкова и П. В. Цетнеровича), «Железный поток» по А. С. Серафимовичу (1934). В 1935 Охлопков поставил пьесу Н. Ф. Погодина «Аристократы» о перевоспитании уголовников в трудовом лагере. Спектакль утверждал мифы общественного сознания 1930-х гг., но публицистическая страстность и яркость театральной формы сделали его событием московской театральной жизни. Театр обращался и к классике; «Отелло» У. Шекспира (1936) и «Кола Брюньон» по Р. Роллану (1937) в постановке Охлопкова были насыщены пластикой, музыкой, пением. В 1938 Реалистический театр был слит с Камерным театром.

Ребиков Владимир Иванович

Ре́биков Владимир Иванович (1866, Красноярск — 1920, Ялта), композитор. Из дворян. Отец Ребикова — горный инженер — в 1868 купил дом в Москве на улице Пречистенке и переехал туда с семьёй. Музыкой занимался с матерью. С 1878 учился в Коммерческом училище на улице Остоженке, с 1880 — в реальном училище К. П. Воскресенского, где продолжил музыкальные занятия. В 1885, представив экзаменационной комиссии (во главе с С.И. Танеевым) «модернистские диссонансные сочинения», не был принят в консерваторию; в том же году поступил в Московский университет на филологическое отделение. В 1891 уехал за границу (Берлин, Вена) для получения музыкального образования. В 1893 в Москве; создал цикл романсов на слова С. Я. Надсона, получивший одобрение П.И. Чайковского. В 1893 — 1896 в Одессе; создал оперу «Лес шумит» (по повести В. Г. Короленко), позднее поставлена в Москве в театре «Аквариум». Ребиков был одним из первых русских композиторов, обратившихся к поэзии символистов. Посещал литературно-художественные вечера в доме В.Я. Брюсова. В 1898—1901 участвовал в организации первого в истории русской музыки официального творческого объединения — «Общества русских композиторов». 26 марта 1898 московские музыканты (С. В. Рахманинов, Н. Р. Кочетов, С. Н. Кругликов, Н. Д. Кашкин и др.) организовали в Докторском клубе камерный концерт в пользу будущего общества (присутствовали все видные представители московской музыкальной общественности). На революционные события 1905 Ребиков откликнулся литературной поэмой «Альфа и Омега», «музыкально-психологической картиной» «Кошмар». С 1906 за рубежом. С 1909 вновь в Москве; опубликовал серию статей по проблемам музыкального искусства. С 1910 в Ялте. В 1913 к 25-летию творческой деятельности Ребикова на сцене московского театра Солодовникова силами артистов «Оперы С. И. Зимина» была поставлена опера Ребикова «Ёлка».

Литература: Томпакова О. М., В. И. Ребиков, М., 1989.

М. В. Есипова.

Рейн Фёдор Александрович

Рейн Фёдор Александрович (1866 — 1925, Москва), хирург. Окончил медицинский факультет Московского университета (1890); профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии там же (1902—11). В 1911 ушёл из университета в знак протеста против политики министра просвещения Л. А. Кассо. Член-учредитель и декан (1907—25) медицинского факультета Московских Высших женских курсов (с 1918 — 2-й МГУ). С 1912 главврач 1-й городской клинической больницы и директор факультетской хирургической клиники 2-го МГУ; работал также в Басманной, Александровской, Павловской и других московских больницах. Вслед за Ф. П. Гаазом приобрёл славу «символа живой жертвенной любви к ближнему, русского немца с всечеловеческой душой». Автор многократно переиздававшегося «Краткого руководства по общей хирургии». На протяжении многих лет возглавлял Русское хирургическое общество (в Москве), Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Ю. А. Шилинис.

Предыдущая страница Следующая страница