Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")

«Профсоюзная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Профсою́зная» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1962. Архитекторы В.И. Алёшина, Н.И. Демчинский. Сооружена по типовому проекту. Выходы со станции — по подземным переходам, без наружных вестибюлей, находятся на пересечении Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта. В облицовке станционного зала использованы серый мрамор, белая глазурованная плитка. Пол выложен плитками серого и красного гранита.

Прудкин Марк Исаакович

Пру́дкин Марк Исаакович (1898, Клин — 1994, Москва), актёр, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1918 актёр 2-й Студии МХТ, с 1924 во МХАТе. Среди ролей: Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1925), Шервинский («Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926), Незеласов («Бронепоезд 14-69» Вс.В. Иванова, 1927), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1930), Вронский («Анна Каренина» по Л.Н. Толстому, 1937), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1960), Хмелик («Соло для часов с боем» О. Заградника, 1973), Шабельский («Иванов» А.П. Чехова, 1976), князь Абрезков («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1982). Среди ролей в кино: Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы», 1969), князь К. («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1981). В первой половине своей актёрской биографии Прудкин играл, с одной стороны, фатов, авантюристов, блестящих любовников, с другой — отрицательных героев; начиная с 1960-х гг. проявился драматически-трагедийный потенциал актёра. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Т.К. Шах-Азизова.

Прянишников Дмитрий Николаевич

Пря́нишников Дмитрий Николаевич (1865, г. Кяхта, ныне в Бурятии, — 1948, Москва), агрохимик, биохимик и физиолог растений, академик АН СССР (1929), академик ВАСХНИЛ (1935). Герой Социалистического Труда (1945). В Москве с 1883. Окончил Московский университет (1887) и Петровскую земледельческую и лесную академию (1889; ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), ученик К.А. Тимирязева. Вся дальнейшая работа Прянишникова связана с академией, где с 1895 он был профессором, заведующим кафедрой агрохимии. Одновременно (1891—1931) читал лекции в Московском университете (в том числе первый в России курс химии растений), на Голицынских высших женских сельскохозяйственных курсах (в 1909—17 директор), в Московском сельскохозяйственном институте (в 1916—17 ректор). Среди его учеников — Н.И. Вавилов, агроном Н.М. Тулайков. Работал в ряде научных институтов, организованных при его активном участии: в Институте по удобрениям (позднее реорганизован в Научный институт по удобрениям и инсектофунгицидам), с 1932 во Всесоюзном институте по удобрениям, агротехнике и агропочвоведению (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт удобрений и агропочвоведения имени Д.Н. Прянишникова (ВИУА)), в Центральном научно-исследовательском институте сахарной промышленности и др. Основные исследования в области агрохимии, азотного питания растений и применения минеральных удобрений в земледелии. Создал отечественную школу агрохимиков. Ленинская премия (1926), Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его именем в 1948 названа улица (бывшая улица Нижняя дорога) в Петровско-Разумовском; на ней в 1973 установлен памятник Прянишникову (скульпторы О.В. Квинихидзе, Г.А. Шульц, архитекторы Г.Г. Лебедев, В.А. Петров). На здании ВНИИ удобрений и агропочвоведения (улица Прянишникова, 31) — мемориальная доска.

Сочинения: Мои воспоминания, 2 изд., М., 1961.

Псевдоготика

Направление в русской архитектуре XVIII-XIX вв., возрождающее характерные черты средневековой готики. В московских неоготических постройках В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (Петровский подъездной дворец, садово-парковый ансамбль в Царицыне) живописно сочетаются готические детали (стрельчатые арки) и мотивы русского допетровского зодчества (тонкие колонки, бочкообразные фронтоны, зубчатые завершения стен и башен и т.д.); особенно типичны для этих зданий сочные цветовые контрасты красного кирпича стен и белокаменного декора. Неоготические формы характерны для некоторых московских зданий конца XIX - начала XX вв.: католических (костёл Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице), лютеранских (кирха Петра и Павла в Старосадском переулке), англиканских (церковь Апостола Андрея в Вознесенском переулке) храмов, а также для архитектуры некоторых частных особняков (дом Морозовой на Спиридоновке) и производственных сооружений (Товарищество А.А. Левенсон).

Псевдорусский стиль

Стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830-х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско-византийского стиля, получившего официальную поддержку со стороны Императорского двора и Святейшего Синода (постройки К.А. Тона: Большой Кремлёвский дворец, 1837-49, храм Христа Спасителя, 1839-83). С середины XIX в. начинает развиваться иная, более демократическая ветвь «русского стиля», ориентирующаяся в основном на формы национального зодчества XVII в. В постройках Н.В. Никитина («Погодинская изба», 1856), А.Л. Гуна (дом Пороховщикова, 1872), И.П. Ропета, В.А. Гартмана (павильоны Политехнической выставки в Москве, 1872) широко используются мотивы и детали русской деревянной жилой архитектуры, декоративные элементы, заимствованные из вышивки и других форм народного искусства. Композиционные принципы и декоративный строй московского церковного каменного зодчества второй половины XVII в. легли в основу многих общественных сооружений Д.Н. Чичагова (здание Городской думы, 1890-92), А.Н. Померанцева (Верхние торговые ряды, 1889-93), В.О. Шервуда (Исторический музей, 1874 - 1883) и др. С начала XX в. «русский стиль» получает новое развитие в общем русле стиля модерн; в так называемом неорусском стиле на смену прежнему буквальному воспроизведению деталей приходит широко понимаемая стилизация, свобода формообразования и пластических решений.

Е.Е. Андреева.

Психиатрическая больница № 1

Психиатрическая больница № 1 имени Н. А. Алексеева.

Психиатрическая больница № 1 имени Н. А. Алексеева.

Москва.

Психиатри́ческая больни́ца № 1 Московская городская клиническая психиатрическая больница имени Н.А. Алексеева (в 1922—94 имени П.П. Кащенко) (Загородное шоссе, 2). Построена в 1889—94 на Канатчиковой даче (архитектор Л.О. Васильев, в проектировании участвовали психиатры А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, главный врач Преображенской больницы В.Р. Буцке) на средства, собранные городским головой Н.А. Алексеевым. Среди жертвователей (в основном купцов) были А.И. Абрикосов, А.В. Алексеева, И.Д. Баев, братья Д.П. Боткин, П.П. Боткин, Ф.Я. Ермаков, А.С. Капцов, Е.А. Кун, К.Т. Солдатёнков, П.М. Третьяков и С.М. Третьяков, В.К. Феррейн, наследники Г.И. Хлудова и др. После Великой Отечественной войны было дополнительно построено несколько типовых корпусов. Больница предназначена для стационарного лечения психически больных нескольких районов Москвы, а также является клинической базой Российского государственного медицинского университета, Российской медицинской академии последипломного образования и Центра психического здоровья. В больнице работали П.Б. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, М.О. Гуревич, П.П. Кащенко, А.В. Снежневский и другие известные психиатры. К столетию больницы (1994) восстановлена и освящена больничная церковь Богоматери «Всех Скорбящих Радости».

А.Г.

Психиатрическая больница № 3

Психиатри́ческая больни́ца № 3 Московская городская психиатрическая больница имени В.А. Гиляровского (улица Матросская Тишина, 20). Построена в 1804—08 (архитектор И.А. Селехов) как «дом для сумасшедших». Прежние названия: Московский доллгауз (с 1808), Преображенская больница (с 1838), Московская психиатрическая больница № 1 (с 1921), Московская психиатрическая больница № 3 (с 1951). В 1812 доллгауз был разграблен солдатами наполеоновской армии. 31 мая 1838 по ходатайству главного врача больницы В.Ф. Саблера император Николай I подписал Положение о переименовании доллгауза в Преображенскую больницу для душевнобольных. Это событие стало вехой в истории отечественной медицины, знаменуя начало развития в России научной психиатрии, рассматривавшей сумасшествие как болезнь. В 1878 больница была расширена за счёт пристроек и надстроек, а в 1904 — за счёт Котовской усадьбы на Потешной набережной р. Яузы (с 1976 набережная Ганнушкина; см. Психиатрическая больница № 4).

В XIX в. больница получила широкую известность и стала местом паломничества населения в связи с тем, что здесь находился на лечении (1817—61) И.Я. Корейша, слывший «провидцем» и «чудотворцем». В истории московского быта он оставил заметный след, что нашло отражение в художественной литературе («Бесы» Ф.М. Достоевского, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Маленькая ошибка» Н.С. Лескова и др.). В 1906 на базе больницы Н.Н. Баженов основал кафедру психиатрии Московских Высших женских курсов; в дальнейшем она была клинической базой различных московских медицинских институтов. Здесь работали психиатры — А.У. Фрезе, Л.В. Рагозин (в 1888—1908 директор медицинского департамента Министерства внутренних дел Российской империи), А.С. Кронфельд, Е.К. Краснушкин, В.А. Гиляровский (с 1978 больница носит его имя; мемориальная доска). В 1909 к столетию больницы на её старейшем корпусе установлена мемориальная доска. С 1972 в больнице существует музей, в котором собраны материалы по истории психиатрии.

А.Г. Гериш.

Психиатрическая больница № 4

Психиатрическая больница № 4 имени П. Б. Ганнушкина.

Психиатрическая больница № 4 имени П. Б. Ганнушкина.

Москва.

Психиатри́ческая больни́ца № 4 Московская городская клиническая психиатрическая больница имени П.Б. Ганнушкина (Потешная улица, 3). Открыта в 1904 как Котовская часть Преображенской больницы (см. Психиатрическая больница № 3). В 1931 преобразована в Московский городской институт клинической и социальной психоневрологии (с 1936 имени П.Б. Ганнушкина); с 1938 городская психоневрологическая больница, с 1951 современное название. На месте больницы в 1684 для царя Петра I была построена «потешная крепость» (Прешбург). Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили здесь фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице. В 1912—14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. Больница является клинической базой НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и Министерства просвещения РФ, Центрального НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и др. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.

А.Г. Гериш.

Психиатрическая больница № 8

Психиатри́ческая больни́ца № 8 Московская городская специальная клиническая психиатрическая больница имени З.П. Соловьёва (Донская улица, 43). Открыта в 1914 (архитекторы И.В. Жолтовский, Е.В. Шервинский) как частная лечебница Н.Н. Баженова и С.Л. Цетлина. Прежние названия: Московский Донской психиатрический госпиталь комитета помощи душевнобольным воинам (с 1916), Московский психиатрический госпиталь № 1 для воинов Красной Армии (с 1918), Московская Донская невропсихиатрическая лечебница (с 1920), Московская клиническая психиатрическая больница имени Соловьёва (с 1928), с 1951 — № 8, с 1977 — современное название (среди москвичей известна также как «клиника неврозов»). В 1929 построен диспансерный корпус, после Великой Отечественной войны — три типовых корпуса. С 1920 клиническая база московских медицинских вузов. Здесь работали Н.Н. Баженов, Т.П. Симсон, В.А. Гиляровский, М.О. Гуревич, О.В. Кербиков и др.

А.Г.

Психиатрическая клиника имени С.С. Корсакова

Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

(улица Россолимо, 11). Построена в 1885-87 по проекту архитектора К.М. Быковского (при участии А.Я. Кожевникова и главврача Преображенской больницы В.Р. Буцке) на средства купчихи В.А. Морозовой (Хлудовой) в память о её муже А.А. Морозове, умершем в 1882 в частной психиатрической лечебнице. Была первой университетской клиникой на Девичьем поле (см. Университетские клиники на Девичьем поле). Рядом с нею, в Большом Хамовническом переулке, находилась усадьба Л.Н. Толстого, который посещал клинику и вёл переписку с медицинским персоналом и больными (ряд своих произведений он посвятил проблеме «безумия»). 1 ноября 1899 крупнейшие психиатры Европы посадили в саду клиники аллею деревьев: дуб - В. Маньян (Париж), Р. Крафт-Эбинг (Вена), С.С. Корсаков (Москва); кедр - Ф. Жолли (Берлин), Г. Маринеску (Бухарест); ель - Ч. Ломброзо (Турин), А. Мари, Ж. Валлон (Париж) и др. В клинике работали А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, П.Б. Ганнушкин, М.О. Гуревич и другие психиатры. В 1938 клинике присвоено имя Корсакова, бюст которого установлен в 1949 перед её зданием (скульптор С.Д. Меркуров).

А.Г.

Психиатрическая клиника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

Психиатри́ческая кли́ника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова (улица Россолимо, 11). Построена в 1885—87 по проекту архитектора К.М. Быковского (при участии А.Я. Кожевникова и главврача Преображенской больницы В.Р. Буцке) на средства купчихи В.А. Морозовой (Хлудовой) в память о её муже А.А. Морозове, умершем в 1882 в частной психиатрической лечебнице. Была первой университетской клиникой на Девичьем поле (см. Университетские клиники на Девичьем поле). Рядом с нею, в Большом Хамовническом переулке, находилась усадьба Л.Н. Толстого, который посещал клинику и вёл переписку с медицинским персоналом и больными (ряд своих произведений он посвятил проблеме «безумия»). 1 ноября 1899 крупнейшие психиатры Европы посадили в саду клиники аллею деревьев: дуб — В. Маньян (Париж), Р. Крафт-Эбинг (Вена), С.С. Корсаков (Москва); кедр — Ф. Жолли (Берлин), Г. Маринеску (Бухарест); ель — Ч. Ломброзо (Турин), А. Мари, Ж. Валлон (Париж) и др. В клинике работали А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, П.Б. Ганнушкин, М.О. Гуревич и другие психиатры. В 1938 клинике присвоено имя Корсакова, бюст которого установлен в 1949 перед её зданием (скульптор С.Д. Меркуров).

А.Г.

Птица Клавдий Борисович

Птица Клавдий Борисович (1911, г. Пронск Рязанской губернии - 1983, Москва), хоровой дирижёр, педагог, народный артист СССР (1966). Родился в семье сельского врача и учительницы. Окончил Рязанский музыкальный техникум, в 1937 - Московскую консерваторию. Ещё студентом стал главным хормейстером Оперной студии консерватории, где работал до 1938. В 1938-41 работал в хоре Московской филармонии. В 1943-46 хормейстер Государственного академического русского хора, с 1950 художественный руководитель Большого академического хора Центрального телевидения и радиовещания (первая работа - концертное исполнение оперы С.В. Рахманинова «Алеко», дирижёр Н.С. Голованов). Большинство концертных постановок были осуществлены совместно с С.А. Самосудом, с которым Птицу связывала личная дружба. В 1938-41 и 1943-83 преподавал в Московской консерватории (с 1947 доцент, с 1956 профессор, с 1960 заведующий кафедрой хорового дирижирования). Одновременно в 1946-60 преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Был главным хормейстером праздников песни в Москве (с 1960), членом жюри московских хоровых конкурсов, инициатором создания московских детских хоровых студий, певческих милицейских коллективов. С 1958 заместитель председателя Всероссийского хорового общества и председатель правления московского Хорового общества. Похоронен на Кунцевском (Троекуровском) кладбище.

Сочинения: Мастера хорового искусства в Московской консерватории, М., 1970.

О.С. Лебедева.

Пудовкин Всеволод Илларионович

Пудо́вкин Всеволод Илларионович (1893, Пенза — 1953, Москва), режиссёр, актёр, теоретик кино, народный артист СССР (1948). В 1914 окончил физико-математический факультет Московского университета. С 1920 занимался в Госкиношколе (ныне ВГИК), с 1922 — в мастерской Л.В. Кулешова. Экранизация Пудовкиным романа М. Горького «Мать» (1926) стала наряду с «Броненосцем "Потёмкиным"» С.М. Эйзенштейна крупнейшим достижением отечественной кинематографии 1920-х гг.; следующие работы Пудовкина — «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1928) — продолжали и развивали режиссёрские принципы, найденные в этом фильме. Среди других фильмов: «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941, оба — с режиссёром М.И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947), «Возвращение Василия Бортникова» (1953). В течение всего творческого пути не прекращал актёрской деятельности (Федя Протасов в «Живом трупе», 1929; Юродивый в «Иване Грозном», 1-я серия, 1945, и др.). В его теоретических трудах нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актёром, проблема звука в кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Пудовкин (Поварская улица, 29/31), — мемориальная доска. Именем Пудовкина в 1961 названа улица (в районе Мосфильмовской улицы).

Литература: Караганов А., В. Пудовкин, 2 изд., М., 1983.

путеводители по Москве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Путепроводы

Часть системы городских транспортных магистралей, обеспечивающая непрерывность движения при пересечении с другими транспортными коммуникациями (железными дорогами, открытыми линиями метрополитена, трамвайными путями и пр.). Первые путепроводы в Москве (Угрешский, Канатиковский, Измайловский, Кожуховский) сооружены при строительстве Малой кольцевой железной дороги. в 1907 в местах пересечения её с городскими дорогами, выполнены в металлических конструкциях. При реконструкции городских улиц (в соответствии с первым Генеральным планом реконструкции Москвы) сооружены путепроводы на пересечениях улиц с Малым кольцом и радиальными железнодорожными направлениями - Большой и Малый Крестовские (1937), Варшавский (1940), Волоколамский (1943), Рязанский (1948) и др. Построенные в 1930-50 путепроводы выполнены в основном в металлических, реже в железобетонных конструкциях. К 1960 было сооружено ещё 29 путепроводов, в том числе крупнейший Северянинский (1953, общая длина 1048 м), Калужский (1954), Краснопресненский (1959), а также реконструирован Дангауэровский (1952). В связи со строительством Центрального стадиона в Лужниках были реконструированы путепроводы Малого кольца Московской железной дороги. Шесть путепроводов на отрезке железной дороги в излучине Москвы-реки служат проходами на стадион и составляют особый комплекс инженерных и архитектурных сооружений. Между вестибюлем станции метро «Спортивная» и главным входом на стадион расположен Центральный путепровод; от него к востоку - два путепровода через Комсомольский проспект; к западу - путепровод через Лужнецкую улицу; на Фрунзенской и Савинской набережных расположены замыкающие всю группу ещё два путепровода. Характерным для этих путепроводов было применение балочных конструкций пролётных строений, в основном выполненных в металле. После 1955 в строительстве путепроводов стал применяться предварительно напряжённый железобетон.

В 1961-70 было сооружено 32 путепровода. С начала 70-х гг. строительство путепроводов связано с формированием в городе системы городских магистралей скоростного движения; за этот период сооружено 24 путепровода. К середине 1990-х гг. в Москве насчитывалось 96 путепроводов (длина наименьшего - 23 м, наибольшего - 1048 м). Многие из городских магистралей имеют на своём протяжении несколько путепроводов (например, на шоссе Энтузиастов, Можайском шоссе, Ленинградском шоссе, Алтуфьевском шоссе, Волоколамском шоссе). В проектировании московских путепроводов принимали участие инженеры-мостостроители И.Ю. Аршавский, Ю.Ф. Вернер, С.М. Волонин, С.Ф. Панкин, М.К. Васнин, В.Н. Константинов, О.В. Сосонко, архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, К.П. Савельев, Б.С. Надёжин, Ю.И. Гольцев и др.

А.Л. Молина.

Путяевские пруды

На северо-востоке Москвы, на территории ПКиО «Сокольники», рядом с платформой Маленковская Ярославского направления Московской железной дороги. Представляют собой каскад из шести прудов, сооружённых в пойме Путяевского ручья. Общая площадь 6,1 га. Средняя глубина 2,5 м. Самый крупный - верхний Путяевский пруд (площадь 2,95 га). Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод, а также из водопровода. Берега укреплены бетоном. На берегу верхнего Путяевского пруда имеется пляж.

Пушечная улица

Пушечная улица (до 1922 улица Софийка; по церкви Софии, д. 15, 1692, неоднократно перестраивалась), связывает Неглинную улицу с Рождественкой и Большой Лубянкой. Получила название по находившемуся здесь с конца XV в. государеву Пушечному двору (занимал территорию между Неглинной, Пушечной улицами, Рождественкой и Театральным проездом; ликвидирован в 1804). До начала XIX в. Пушечная улица была застроена только между Неглинной улицей и Рождественкой. На углу с Рождественкой с XVII в. располагалось Суздальское подворье (д. 7, угловая часть - 1886). На участке Пушечного двора в 1822 построено здание Военно-сиротского училища (д. 2/6, архитектор О.И. Бове), в 1863 перешедшее к театральному училищу (ныне имени М.С. Щепкина); в 1980 во дворе дома установлен памятник Щепкину (скульптор А.В. Тарасенко). Деревья около дома посажены Е.Д. Турчаниновой и В.Н. Пашенной в год окончания училища. В конце XIX - начале XX вв. Пушечная улица застраивалась доходными домами (д. 4, правая часть - дом княгини Туркестановой, 1901, архитектор А.А. Остроградский; включает остатки постройки конца XVIII в.), пассажами (д. 3 - продолжение пассажа К.С. Попова на Кузнецком мосту, 1883, архитектор И.Ф. Червенко), конторами (д. 5, 1914-15, архитектор В.И. Ерамишанцев), ресторанами (д. 4, левая часть - ресторан «Альпийская роза», 1911-12, архитектор П.П. Висневский; д. 6 - ресторан «Савой» и правление страхового общества «Саламандра», 1910-12, архитектор В.А. Величкин). В д. 9 (середина XIX в., перестроен в 1930-х гг.) находился Немецкий клуб, использовавшийся для театральных спектаклей (с 1939 Центральный дом работников искусств, ЦДРИ). Весь квартал между Рождественкой и Большой Лубянкой по чётной стороне занимает задний фасад магазина «Детский мир» (1957-63, архитектор А.Н. Душкин).

И.Л. Давыдова.

Пушечный двор

Центр литейного производства на Руси в XV-XVII вв. Находился на левом берегу р. Неглинной, между современными Рождественкой, Театральным проездом, Пушечной улицей и Неглинной улицей. Возник в конце XV в. Мастера и ученики получали денежное и хлебное жалованье, землю под строение. На Пушечном дворе работал А. Чохов, отливший в 1586 Царь-пушку. В XVI в. Пушечный двор выпускал колокола и паникадила. В 30-х гг. XVII в. работало свыше 100 человек. С XVII в. кузнечные молоты приводились в действие энергией падающей воды. С конца XVIII в. Пушечный двор стал хранилищем оружия, боеприпасов и знамён, которые в 1802 были переданы в кремлёвский Арсенал; здания двора снесены в 1804.

В конце XVII в. у Красного пруда (в районе современных Ярославского вокзала и Ленинградского вокзала) возник Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и боеприпасов.

Пушкин Александр Сергеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пушкин Василий Львович

Пушкин Василий Львович (1770, Москва - 1830, там же), поэт. Дядя А.С. Пушкина. Родился в Москве. В поэме «Опасный сосед» (написана в 1811, опубликована в 1855) описана жизнь московского барства. Сотрудничал в московском журнале «Вестник Европы», встречался с Н.М. Карамзиным, И.И. Дмитриевым. В доме Пушкина на Старой Басманной улице, 36 (мемориальная доска) в 1826-30 бывал А.С. Пушкин. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Пушкин овраг

Река на юге Москвы, левый приток р. Городни. Длина около 4 км (большая часть в подземном коллекторе). Площадь бассейна 6 км2. Протекает вдоль Днепропетровской улицы и Днепропетровского проезда, пересекает Павелецкое направление Московской железной дороги, Котляковское кладбище и улицы Бехтерева, ниже которой впадает в Городню. Близ устья каскад из трёх прудов, слева Беляевский овраг, городище и остатки Аршиновского парка, объявленного в 1987 памятником природы.

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь (до 1937 Страстная площадь; переименована в связи со 100-летием со дня гибели А.С. Пушкина), ограничена Тверской улицей, продолжением Страстного бульвара и Большого Путинковского переулка и Малым Путинковским переулком, в центре Москвы; имеет чёткую прямоугольную форму. После строительства стены Белого города на этом месте образовался проезд с улицы Большая Дмитровка к Тверским воротам. В 1646 близ ворот построена церковь Страстной Богоматери, в 1654 при ней основан монастырь. Между Тверской улицей и монастырём располагались кузницы и харчевые лавки, перенесённые отсюда в середине XVIII в. На их месте образовалась площадка для торговли сеном, где был открыт кабак. Обширная площадь возникла в 1770-х гг., после сноса стены Белого города и башни Тверских ворот. На протяжении XVIII в. здесь ставили триумфальные ворота для торжественного въезда монархов. В 1820-х гг. по юго-восточной части площади, под монастырской стеной, прошла аллея Страстного бульвара (поэтому нумерация чётной стороны Пушкинской площади до сих пор относится к бульвару). Здесь, как и по Тверской улице, селилась знать: в д. 6 - И.И. Бенкендорф (начало XIX в., надстроен в 1930-х гг.); в д. 7 - графиня Бобринская (1803, частично перестроен), позднее в доме находились типография В.В. Давыдова, Строгановская школа технического рисования, Московское общество любителей художеств (ныне комбинат «Известия»). Во второй половине XIX - начале XX вв. район был захвачен доходным строительством: д. 2/16 (правая часть - 1880, архитектор А. Вебер, левая - 1863; надстроены в 1934, на фасаде в 1982 установлена мемориальная доска в память о проживании здесь актрисы Е.Д. Турчаниновой, архитектор Г.И. Гаврилов); д. 4 (1899-1901, архитектор А.Ф. Мейснер); д. 8 (1880-е гг., архитектор Р.И. Клейн). В 1899 через площадь проложена линия трамвая. В 1925-27 на месте д. 5 построено здание редакции газеты «Известия» (архитектор Г.Б. Бархин при участии М.Г. Бархина). В 1937 снесён Страстной монастырь, что увеличило втрое территорию площади. В 1949-50 на ней разбит сквер с фонтанами (архитекторы А.М. Заславский, М.А. Минкус), перенесён с Тверского бульвара памятник Пушкину (1880, скульптор А.М. Опекушин, архитектор И.С. Богомолов). За сквером в 1961 построен кинотеатр «Россия» (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, Д.С. Солопов, Э.А.-С. Гаджинская). Участок 1-3, где стоял дом М.И. Римской-Корсаковой (получил в московской традиции название «дом Фамусова», XVIII в.), занял новый корпус редакции газеты «Известия» (1968-76, архитекторы Шевердяев, В.Э. Кильпе, А.В. Маслов, В. Уткин). С конца 1980-х гг. сквер на Пушкинской площади стал местом проведения митингов и пикетов. В районе площади - станции метро «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская».

И.Л. Давыдова.

«Пушкинская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Пу́шкинская» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1975. Архитектор Ю.В. Вдовин, соавтор Р.В. Баженов. Подземный вестибюль (архитекторы Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова) имеет выходы к памятнику А.С. Пушкину и на обе стороны Тверской улицы; наземный вестибюль встроен в новое здание «Известий». Станционный зал с двумя рядами колонн отделан белым мрамором и украшен латунной чеканкой по мотивам произведений Пушкина; зал освещён стилизованными подсвечниками. Пол выложен серым гранитом. У торцевой стены — скульптура Пушкина (автор М.А. Шмаков). В художественном оформлении станции участвовали художники В.А. Бубнов, Г. Смоляков, Шмаков, А. Леонтьева, В. Кротков. Лестницы, расположенные в центре зала, ведут в переходы на станции метро «Тверская» (с 1979) и «Чеховская» (с 1987).

Пушкинский праздник 1880 года

Пу́шкинский пра́здник 1880 го́да состоялся в Москве в связи с открытием памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре (скульптор А.М. Опекушин). В Пушкинском празднике участвовали московская интеллигенция, делегации из Петербурга и других городов страны, писатели, деятели искусства, общественные деятели. Организаторами торжеств были Общество любителей российской словесности, Московский университет и Московская городская дума. Пушкинский праздник начался 5 июня открытием Пушкинской выставки в помещении Благородного собрания и приёмом представителей общественности в зале Городской думы. Открытие памятника состоялось 6 июня. Делегации собрались на торжественный акт в университете, где были прочитаны доклады о Пушкине ректором Н.С. Тихонравовым, историком В.О. Ключевским и филологом Н.С. Стороженко. 7 июня состоялось первое заседание Общества любителей российской словесности, на котором с речью выступил И.С. Тургенев. 8 июня на втором заседании общества с речью выступил Ф.М. Достоевский. Он назвал Пушкина «народным поэтом», поэтом-пророком, указал на «всемирность» его гения. Речи Тургенева и Достоевского вызвали широкий отклик среди русской общественности.

Литература: Венок на памятник Пушкину..., СПб., 1880.

«Пушкинский театр»

«Пу́шкинский теа́тр» «Театр близ памятника Пушкину», русский частный театр А.А. Бренко. Возник в Москве в обход монополии императорских театров. В 1879 режиссёр и антрепренёр Бренко, выхлопотав разрешение на публичное чтение сцен из пьес в гримах и костюмах, полулегально приступила к организации театра. В январе — апреле 1880 Бренко снимала Солодовниковский театр на Театральной площади, с 9 сентября 1880 спектакли шли в приспособленном М.Н. Чичаговым под театр доме С.М. Малкиеля на Тверской улице, близ памятника Пушкину. Собрав известных актёров (П.А. Стрепетова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.И. Писарев, В.П. Далматов, А.Я. Глама-Мещерская, М.Т. Иванов-Козельский, П.М. Свободин, А.И. Южин и др.) и ориентируясь на серьёзный современный и классический репертуар, «Пушкинский театр» продемонстрировал художественные и организационные принципы, во имя которых театральная общественность 1870-х гг. вела борьбу с рутинными порядками казённых театров. Позиции «Пушкинского театра» защищали в печати А.И. Урусов, П.Д. Боборыкин, Вл.И. Немирович-Данченко. При участии А.Н. Островского «Пушкинский театр» поставил без цензурных искажений его пьесу «Свои люди — сочтёмся». «Пушкинский театр» ликвидирован из-за финансовых затруднений 7 февраля 1882; на его основе возник коммерческий театр Ф.Е. Корша.

О. Фельдман.

Пыляев Михаил Иванович

Пыля́ев Михаил Иванович (1842 — 1899, Петербург), журналист, историк, коллекционер. Сотрудничал во многих петербургских изданиях, публикуя в них заметки о театральной и художественной жизни северной столицы, фельетоны и другие материалы. Главные книги Пыляева — «Старый Петербург» (1887; репринт — 1990), «Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы» (1891; переиздана в 1990), «Старое житьё. Очерки и рассказы о бывших в отошедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни» (1892) отличаются обилием самых разнообразных сведений об этнографии, культуре, быте русского общества XVII—XVIII вв. Книга «Старая Москва» представляет собой причудливую мозаику исторических рассказов, анекдотов и зарисовок, воссоздающих картины Москвы и образ жизни москвичей, их обычаи и нравы; перед читателем проходит целая галерея портретов знаменитых жителей Москвы — представителей высшей знати, предпринимателей и купцов, актёров, художников, писателей. По собственному свидетельству автора, он не имел в виду написать полную историю Москвы, а собрал в своей книге устные рассказы современников и письменные свидетельства, содержащиеся как в русских, так и в иностранных сочинениях, о жизни «первопрестольной» в XVIII — начале XIX вв. В книге «Старое житьё» значительный интерес представляет описание знаменитых колоколов Москвы и Подмосковья.

Пырьев Иван Александрович

Пы́рьев Иван Александрович (1901, село Камень-на-Оби Алтайского края — 1968, Москва), режиссёр, народный артист СССР (1948). В 1923 окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЭМАС), руководимые В.Э. Мейерхольдом, учился там же на режиссёрском отделении, был актёром Театра Пролеткульта и Театра имени Вс. Мейерхольда. С 1925 в кино. Поставил фильмы: «Посторонняя женщина» (1929), «Государственный чиновник» (1931), «Партийный билет» (1936). Фильм «Богатая невеста» (1938) открыл в Пырьеве талант комедиографа. Новаторски осваивал жанр музыкальной комедии в фильмах «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Сказание о земле Сибирской» (1948), «Кубанские казаки» (1950). Успеху фильмов Пырьева во многом способствовали их романтическая приподнятость, темперамент, комедийные и лирические народные образы. В последнее десятилетие жизни обратился к творчеству Ф.М. Достоевского: экранизировал первую часть романа «Идиот» («Настасья Филипповна», 1958), повесть «Белые ночи» (1960), роман «Братья Карамазовы» (1969, третья серия закончена К.Ю. Лавровым и М.А. Ульяновым).

В 1957—65 председатель организационного комитета Союза работников кинематографии СССР, ряд лет возглавлял киностудию «Мосфильм». Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1962—68 жил Пырьев (Смоленская улица, 10), — мемориальная доска.

Пяловское водохранилище

Пя́ловское водохрани́лище в системе Канала имени Москвы, в Мытищинском районе Московской области. Заполнено в 1937 в результате строительства на р. Уче гидроузла, который состоит из проезжей земляной плотины (длина 682 м), донного водоспуска и резервного водозабора. Максимальный объём 18 млн. м3, полезный — 9,1 млн. м3. Площадь акватории 6,3 км2. Длина до 6 км, наибольшая ширина 1,0 км, максимальная и средняя глубина 12,2 м и 2,9 м соответственно. Пяловское водохранилище — сезонного регулирования стока. Зимой уровень воды снижается на 1,5 м. Поступающая самотёком по соединительному каналу из Пестовского водохранилища волжская вода идёт далее по соединительному каналу в Клязьминское водохранилище и частично в Учинское водохранилище. Ледостав с начала ноября до середины апреля. Широко используется для водоснабжения Москвы, санитарного обводнения р. Учи, для судоходства и отдыха. Наиболее живописны пристани: «Степаньково», «Солнечная поляна», «Юрьево», «Витенево», «Аксаково».

Пятницкая полицейская часть

Пя́тницкая полице́йская часть (Пятницкая улица, 31), памятник архитектуры. Первоначально — усадьба купца К.М. Матвеева, главный дом которой, двухэтажный, прямоугольный в плане, был возведён в середине XVIII в., а в 1800—03 перестроен в стиле классицизма. Здание, надстроенное третьим этажом, стало одним из самых представительных в Замоскворечье, приобрело масштабность, чёткость и строгость очертаний. Лаконичность и монументальность его главного фасада, вытянутого по красной линии улицы, подчёркивают укрупнённые архитектурные детали и членения: нижний полуподвальный этаж (бывший подклет), приобрёл характер рустованного цокольного основания, на которое поставлен главный, парадный второй этаж с крупными прямоугольными оконными проёмами, а над ним — верхний, более низкий этаж, отделённый от главного междуэтажным карнизом. Центр фасада выделен плоским ризалитом с шестью монументальными пилястрами коринфского ордера и увенчан фронтоном; боковые части фасада оформляют импозантные плоские арочные ниши, со своеобразными ребристыми архивольтами, и симметрично расположенные крупные лепные медальоны. С 1818 в усадьбе размещалась Пятницкая полицейская часть, а в 1828 над главным зданием была возведена деревянная пожарная каланча, разобранная в 1920-х гг.

Пятницкая улица

Пятницкая улица в начале XX в.

Пятницкая улица в начале XX в.

Москва.

Пя́тницкая у́лица (до XVIII в. Большая улица), от Чугунного моста Водоотводного канала до Серпуховской площади, в южной части центра Москвы, в Замоскворечье. Название — от церкви Параскевы Пятницы (стояла на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая»). Возникла в конце XIV — начале XV вв. По ней проходила дорога в Рязань. В XVI—XVII вв. Пятницкая улица и её окрестности заселялись ремесленниками (Овчинная слобода; слобода мастеров Денежного двора, ныне Монетчиковские переулки), торговцами, стрельцами (слобода стрелецкого полка Вишнякова, ныне часть Пятницкой улицы и Вишняковский переулок) и др. В XVIII в. заселялась преимущественно богатыми купцами. В 1904 на Пятницкой улице (угол Валовой улицы) была построена типография И.Д. Сытина (д. 71). Пятницкая входит в заповедную зону Замоскворечья. Памятники истории и культуры: палаты XVII в. (д. 6); церковь Иоанна Предтечи под Бором, XVI—XVII вв., и её колокольня, 1750-е гг. (д. 4); церковь Климента папы Римского; церковь Троицы в Вишняках, 1820-е гг., архитектор А.Г. Григорьев (д. 51); жилые дома конца XVIII — начала XIX вв. — д. 18 (архитектор О.И. Бове), д. 19, д. 44, д. 46, д. 67, здание Пятницкой части того же времени (д. 31). На Пятницкой жили Л.Н. Толстой (в 1857, д. 12, мемориальная доска), президенты АН СССР А.П. Карпинский и В.Л. Комаров (д. 33). В районе улицы — станции метро «Новокузнецкая», «Третьяковская».

Пятницкая улица.

Пятницкая улица.

Москва.

Пятницкий Митрофан Ефимович

Пя́тницкий Митрофан Ефимович (1864, село Александровка, ныне Воронежской области, — 1927, Москва), собиратель и исполнитель русских народных песен, заслуженный артист Республики (1925). Родился в семье дьякона. Учился в Воронежском духовном училище. В Москве впервые в 1897, с 1899 поселился в Большом Боженинском переулке, 11. С 1903 член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основатель и руководитель Русского народного хора (1910, с 1927 его имени). В 1911 хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлёк внимание многих деятелей культуры, в том числе К.С. Станиславского. В 1912 концерты хора проходили в консерватории. В 1918 хор выступил в красноармейском клубе Кремля (состоялась также личная встреча Пятницкого с В.И. Лениным, после которой хор получил поддержку советского правительства). В 1921—25 Пятницкий преподавал пение в 3-й Студии МХТ (ныне Театр имени Евг. Вахтангова). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1927, после смерти Пятницкого, его квартира на Девичьем поле в Москве стала домом-музеем (в настоящее время не функционирует). Большая коллекция народных инструментов и костюмов, собранная Пятницким, является собственностью Русского народного хора.

Литература: Дорохов Г., М.Е. Пятницкий — создатель русского народного хора, Воронеж, 1950; Казьмин П., Страницы из жизни М.Е. Пятницкого, М., 1961.

О.С. Лебедева.

Пятницкое кладбище

Пя́тницкое кла́дбище (Дроболитейный переулок, 5), за Крестовской заставой (ныне Рижская площадь; отсюда другое название — Крестовское кладбище), в районе проспекта Мира, в северной части Москвы. Современная площадь 14 га. Основано во время эпидемии чумы 1771. Название — от придела Параскевы Пятницы церкви Троицы; построена в 1830—35 (архитекторы Ф.М. Шестаков, В.А. Балашев), перестроена в 1861. Кубический храм завершён невысокой купольной ротондой, его скромный декор выдержан в формах ампира. В «русском стиле» построена церковь Симеона Персидского с розовой усыпальницей Зайцевых (1916—17, архитектор Н.Н. Благовещенский). Сохранились также два ампирных дома причта (1830-е гг.). На Пятницком кладбище похоронены декабристы Н.В. Басаргин и И.Д. Якушкин, общественные деятели Н.В. Станкевич, Н.Х. Кетчер, учёные Т.Н. Грановский, В.И. Герье, А.Л. Чижевский, фольклорист А.Н. Афанасьев, актёры М.С. Щепкин, П.М., М.П. и О.О. Садовские, поэт И.З. Суриков.

Предыдущая страница Следующая страница