Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КАШ"-"КЛУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КАШ"-"КЛУ")

«Каширская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Каши́рская» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1969. Архитекторы Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова, при участии М.Г. Файнштейна (вестибюли). Наружные павильоны расположены по обе стороны Каширского шоссе. В облицовке стен использован серый и коричневый мрамор. Стены украшены художественными вставками на тему электрификации (скульптор З.М. Ветрова).

Каширское шоссе

Между Варшавским шоссе и МКАД, на юго-востоке Москвы. Возникло в XIX в. на месте дороги на Каширу (отсюда название). В советский период неоднократно реконструировалось. С начала 60-х гг. ведётся массовая застройка примыкающих к шоссе территорий Орехово-Борисова, Сабурова, Хохловки и др. Каширское шоссе дважды (параллельно) пересекает Борисовский пруд, связывает Москву с аэропортом «Домодедово». На Каширском шоссе расположены Онкологический центр, Инженерно-физический институт, станция метро «Каширская».

Кащенко Всеволод Петрович

Ка́щенко Всеволод Петрович (1870, Ейск — 1943, Москва), педагог, дефектолог. Учился в Московском университете (1891—94; исключён за участие в революционных студенческих кружках). После окончания Киевского университета (1897) был земским врачом. В 1908 организовал в Москве частную школу санаторного типа — одно из первых в России медико-педагогических учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи и трудновоспитуемых (Погодинская улица, 8; жил там же; дом не сохранился). В 1918 на базе этой школы под руководством Кащенко созданы опытно-показательные педагогические учреждения; например, Дом изучения ребёнка (1918—21) и др. В 1920—24 ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (впоследствии факультет в составе 2-го МГУ). Труды по клиническому и психолого-педагогическому изучению аномальных детей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Кащенко Пётр Петрович

Ка́щенко Пётр Петрович (1858, Тамбов — 1920, Москва), психиатр, общественный деятель. Из кубанских казаков. В 1876 поступил на медицинский факультет Московского университета. Участвовал в революционном студенческом движении. В 1879 арестован по подозрению в убийстве полицейского агента, исключён из университета и выслан в Ставрополь (1881). Диплом врача получил в Казанском университете (1885). Работал в земских психиатрических больницах в Тверской и Нижегородской губерниях. В 1904—07 главный врач Московской психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева (ныне Психиатрическая больница № 1; в 1922—94 носила имя Кащенко). В 1905—06 возглавлял нелегальные межпартийный Красный Крест и Комитет помощи политзаключённым. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 оказывал помощь раненым на Пресне (медицинские инструменты Кащенко и его брата хранятся в Музее Революции). С 1907 под руководством Кащенко создавалась психиатрическая больница под Петербургом (в Сиворицах). В 1918 избран председателем Центральной психиатрической комиссии Совета врачебных коллегий (затем Наркомздрава РСФСР). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Гериш А.Г., П.П. Кащенко, М., 1980.

А.Г. Гериш.

Кваренги Джакомо

Кваренги Джакомо (1744, Валле-Иманья, близ Бергамо, Италия, - 1817, Петербург), архитектор. В Россию прибыл в 1780, строил в основном в Петербурге и его окрестностях. В Москве с 1782 перестраивал императорский Головинский (затем Анненгоф, затем Екатерининский) дворец на Яузе, украсив фасад величественным колонным портиком и разработав убранство интерьеров. По заказам Н.П. Шереметева проектировал его дом на Никольской улице в Китай-городе с танцевальным залом и домашним театром (не осуществлён), участвовал в перестройке Останкинского дворца (зрительный зал театра) и Странноприимного дома (архитектор Е.С. Назаров), дополнив здание полукруглой торжественной колоннадой. Разработал проект Старого Гостиного двора (1789-1805, дополнен М.Ф. Казаковым). Создал детальный проект Слободского дворца (1790-94; перестроен), подаренного канцлером А.А. Безбородко императору Павлу I (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана). Выполнил серию документально точных и художественно проникновенных рисунков с видами Москвы (1797). Творчество Кваренги оказало заметное влияние на развитие московского зодчества конца XVIII - начала XIX вв.

Литература: Крашенинников А.Ф., Д. Кваренги, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Квартал

Городская полицейская и территориальная единица в Москве с 1782. Насчитывал 50-100 дворов и управлялся квартальным надзирателем. В конце XVIII в. Москва делилась на 88 кварталов, которые объединялись в 20 полицейских частей. По мере роста Москвы число кварталов увеличивалось. В 1881 в связи с реформой московской полиции кварталы заменены полицейскими участками.

Квартет имени Комитаса

Был организован в Москве в конце 1924 студентами Московской консерватории А.К. Габриэляном, Л.М. Оганджаняном, М.Н. Тэрианом и С.З. Асламазяном и получил название «Квартет выдвиженцев консерватории»; в 1932 постановлением правительства Армении квартету присвоено имя классика армянской музыки Комитаса.

В 1923 основан квартет имени Бетховена; в его состав вошли Д.М. Цыганов (1-я скрипка), В.П. Ширинский (2-я скрипка), В.В. Борисовский (альт), С.П. Ширинский (виолончель). С 1925 коллектив назывался квартетом имени Московской консерватории, в 1931 ему было присвоено имя Л. ван Бетховена, в 1933 квартет удостоен звания заслуженного коллектива Республики. В годы Великой Отечественной войны квартет оставался в столице, выступая по радио (иногда по несколько раз в день), в 1943 выезжал на фронт. Квартету посвятили свои произведения Д.Д. Шостакович, А.В. Александров, Р.М. Глиэр, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. Шостакович, связанный с участниками квартета тесной дружбой, посвятил каждому из них свои поздние квартеты: 11-й - В. Ширинскому, 12-й - Цыганову, 13-й - Борисовскому, 14-й - С. Ширинскому. Смена участников квартета произошла в 1964; свыше 20 лет в нём играли Н.Н. Забавников (2-я скрипка) и Ф.С. Дружинин (альт). Распался в 1988.

В число ведущих московских ансамблей вошёл созданный в декабре 1931 квартет имени Большого театра (И.А. Жук, Б.Я. Вельтман, М.Ж. Гурвич, С.Н. Кнушевицкий; с 1935 И.Б. Буравский). Квартет выступал в Бетховенском зале Большого театра, в Малом зале Московской консерватории. С 1957 партия альта в квартете перешла к Г.И. Матросовой. Квартет распался в 1968.

Наиболее значительным из выступающих в 1990-х гг. является квартет имени А.П. Бородина, созданный в 1945 как студенческий квартет Московской консерватории в классе профессора М.Н. Тэриана; в 1955 квартету присвоено имя Бородина. Состав: Р.Д. Дубинский, Я.П. Александров, Д.В. Шебалин, В.А. Берлинский. В 1974 состав частично сменился, в квартет вошли М.С. Копельман (1-я скрипка) и А.М. Абраменков (2-я скрипка). С квартетом сотрудничали и посвятили ему ряд сочинений Шостакович, Ан.А. Александров, Шебалин, М.С. Вайнберг, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке. В течение многих лет квартет сотрудничал с С.Т. Рихтером. Ансамбль записал полный цикл квартетов Шостаковича на фирме «Мелодия».

Литература: Ямпольский И., Квартет имени Большого театра Союза ССР, М., 1957; его же, Квартет имени Бетховена, М., 1963; Раабен Л., Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964; Давидян Р.Р., Квартетное искусство, 2 изд., М., 1994.

Р.Р. Давидян.

Кедров Бонифатий Михайлович

Кедров Бонифатий Михайлович (1903, Ярославль - 1985, Москва), философ, химик, историк науки, академик АН СССР (1966). Сын революционного и политического деятеля М.С. Кедрова. В 1918 вступил в РКП(б). С 1922 учился на химическом факультете Московского университета (окончил в 1930). В 1930-31 исполняющий обязанности директора Химического института (бывшего химфака 1-го МГУ). В 1931-32 слушатель Института красной профессуры, в 1932-35 в аппарате Института общей и неорганической химии АН СССР; кандидат химических наук. В 1935-37 инструктор отдела науки ЦК ВКП(б), преподавал историю химии на химическом факультете МГУ (1936-38). В 1939-41, 1945-49, 1958-62 работал в Институте философии АН СССР (старший научный сотрудник, заведующий сектором философских вопросов естествознания, заместитель директора; в 1973-74 директор). Первый главный редактор журнала «Вопросы философии» (1947-49). С 1955 работал в Институте истории естествознания и техники (см. Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова (ИИЕТ) РАН), в 1962-72 директор этого института, с 1974 заведующий сектором истории науки и логики. В 1946-58 и в 1971-78 профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС. Труды по истории химии, психологии научного творчества, классификации наук, теории диалектики, науковедению, методологическим проблемам естествознания. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Кедров Михаил Николаевич

Ке́дров Михаил Николаевич (1893, Москва — 1972, там же), актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1948). Учился во Вхутемасе, с 1920 — в Театральной студии имени А.С. Грибоедова (преподаватель — К.С. Станиславский). С 1922 во 2-й Студии МХАТа, с 1924 в труппе МХАТа. Игру Кедрова отличали меткость психологических и социальных характеристик, пластическую выразительность, мастерство сценического перевоплощения. Среди лучших ролей: Манилов (по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, 1932), Каренин (по «Анне Карениной» Л.Н. Толстого, 1938), Тартюф («Тартюф» Мольера, 1939). В 30-х гг. начал работать как режиссёр и педагог; в 1936 возглавил группу актёров МХАТ, изучавших творческий метод Станиславского, и, конкретизировав некоторые положения системы, способствовал её теоретическому оформлению. В 1946—55 главный режиссёр, в 1960—70 председатель художественной коллегии МХАТа. Среди постановок: «В людях» по М. Горькому (1933), «Тартюф» Мольера (1939), «Глубокая разведка» А.А. Крона (1943), «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1951), «Третья патетическая» Н.Ф. Погодина (1958). С 1936 режиссёр-педагог Оперно-драматической студии имени Станиславского, в 1938—48 руководитель театра, созданного на основе этой студии. Государственная премия СССР (1946, 1949, 1950, 1952). Похоронен на Ваганьковском кладбище. На доме в Глинищевском переулке, 5/7 (в 1943—93 улице Немировича-Данченко), где в 1943—72 жил Кедров, — мемориальная доска.

Кекушев Лев Николаевич

Ке́кушев Лев Николаевич (1863, Симбирская губерния — 1919, Москва), архитектор. Учился в петербургском Институте гражданских инженеров (1883—88). Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1898—1901). Работал преимущественно в Москве. Ранние постройки выполнены в духе эклектики (доходный дом А.С. Гагарина в Малом Варсонофьевском переулке, 1892 — 1893, 1896). С начала XX в. стал ярким представителем московского варианта стиля модерн. В архитектуре особняков исходил из свободной, часто асимметричной планировки, эффектно обыгрывал мотивы башни, сильно выступающих эркеров, углублённых лоджий, подковообразно завершённых окон, волнообразных выносов кровли, что делало живыми, разнообразными наружные очертания здания, сообщало его фасадам целостность, упругую пульсирующую силу. Наряду с гармоничными по очертаниям постройками (особняки А.О. Листа в Глазовском переулке, 1898—99, И.А. Миндовского на Поварской улице, 1903—04) создавал подчёркнуто экспрессивные, экстравагантные здания с необычным сочетанием объёмов (дом Кекушевой на Остоженке, 1901—02). В архитектуре доходных домов сочетал углубления и выступы стен с венчающим волнообразным карнизом, большие поверхности окон с прихотливыми изгибами переплётов и цветными витражами, широко использовал лепнину и изящные кованые решётки (доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, начало 1900-х гг.). Вносил живописную выразительность в рациональную архитектуру торговых зданий (Никольские торговые ряды на Никольской улице, 1899—1900).

Келдыш Мстислав Всеволодович

Ке́лдыш Мстислав Всеволодович (1911, Рига — 1978, Москва), математик и механик, академик (1946), вице-президент (1960—61), президент (1961—75) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Окончил МГУ (1931), с 1937 профессор университета. Организатор и директор (1953 — 1978) Института прикладной математики АН СССР (с 1978 имени Келдыша). Основные труды по теории функций, дифференциальным уравнениям, функциональному анализу, вычислительной математике, аэрогидродинамике, теории колебаний. Келдыш внёс выдающийся вклад в разработку актуальных вопросов атомной и космической техники. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1942, 1946). Урна с прахом Келдыша в Кремлёвской стене. Именем Келдыша в 1978 названа площадь (площадь Академика Келдыша) на пересечении улицы Обручева и Профсоюзной улицы. РАН учредила именную премию Келдыша.

Кетчер Николай Христофорович

Ке́тчер Николай Христофорович (1809, Москва — 1886, там же), врач, общественный деятель, переводчик. Окончил Московское отделение Медико-хирургической академии (1828). Служил инспектором московской медицинской конторы, затем был начальником Московского врачебного управления. Член кружка Герцена — Огарёва, друг В.Г. Белинского и Т.Н. Грановского. В 40—50-х гг. примыкал к западникам. Переводил произведения У. Шекспира, Э.Т.А. Гофмана, Ф. Шиллера и др. Дом Кетчера (переулок Сивцев Вражек, 20; не сохранился) был одним из центров общественной жизни Москвы середины XIX в. Похоронен на Пятницком кладбище. Именем Кетчера в 1970 названа улица в Кускове.

Кибальников Александр Павлович

Киба́льников Александр Павлович (1912, деревня Орехово, ныне в Волгоградской области — 1987, Москва), скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1954). Учился на живописном отделении Саратовского художественного техникума (1929—32), затем переехал в Москву. Работал в области монументальной и станковой скульптуры. Создал галерею выразительных, психологически острых и пластически точных исторических портретов («Н.Г. Чернышевский», 1948, ГТГ; «В.В. Маяковский», 1956, ГТГ) и памятников в Москве (Маяковскому на Триумфальной улице, 1958, Ленинская премия, 1959; П.М. Третьякову перед фасадом Третьяковской галереи, 1980). Председатель МОСХ в 1963—66. Государственная премия СССР (1949, 1951).

Литература: Тупицын И., Кибальников, М., 1958.

«Киевская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ки́евская»

1) станция метро Филёвской линии. Открыта 20 марта 1937. Архитектор Д.Н. Чечулин. В оформлении станции использован рельефный украинский орнамент. Облицовка колонн выполнена светлым и тёмно-серым мрамором, цветной керамической плиткой. Стены путевых тоннелей отделаны глазурованной керамической плиткой, красным мрамором; пол выложен серым и розовым гранитом.

2) Станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1953. Архитекторы Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский, В.М. Доброковский. Вестибюль встроен в здание Киевского вокзала. В оформлении станции использованы украинские народные орнаменты, фрески, посвящённые событиям из истории Украины (художники В.Н. Аракелов, П.М. Михайлов, Л.А. Карнаухов, А.К. Ширяев и др.). На торцевой стене станционного зала - панно, посвящённое 300-летию воссоединения Украины с Россией. В облицовке пилонов использован светлый мрамор, стен - белый и чёрный мрамор; пол выложен серым гранитом.

3) Станция метро Кольцевой линии. Открыта в 1954. Архитекторы Е.И. Катонин, В.К. Скугарев, Г.Е. Голубев. Оформление составляют 18 мозаичных красочных панно на своде станционного зала (художник А.В. Мизин). Станция соединена переходами с Арбатско-Покровской линией (1953) и Филёвской линией (1954). Выходы на площадь и к главному входу Киевского вокзала.

Киевский вокзал

Киевский вокзал.

Киевский вокзал.

Москва.

Ки́евский вокза́л (до 1934 Брянский). Связывает Москву с городами Украины и Молдавии; отсюда отходят поезда на Рим, Стамбул, Афины, Вену, Софию, Будапешт, Прагу, Бухарест, Белград. В 1897—1900 к югу от Большой Дорогомиловской улицы были проложены пути Московско-Киево-Воронежской, позднее Брянской, ныне Киевского направления Московской железной дороги и построен деревянный вокзал. В 1912—17 на его месте по проекту архитектора И.И. Рерберга (при участии В.К. Олтаржевского) было сооружено новое здание. Залы ожидания, составившие монументальный блок здания с парадно решённым главным фасадом, обращённым к площади Киевского вокзала, оформлены в стиле неоклассицизма. Особую роль в композиции играет монолитная высокая (51 м) часовая башня, эффектно вырастающая из массива правого бокового фасада и становящаяся вертикальной доминантой всего ансамбля. В верхней части она украшена скульптурами (скульптор С.С. Алёшин), арочными окнами с тонко проработанной ордерной декорацией и миниатюрным купольным бельведером. Залы ожидания просторны (площадь центрального 900 м2), их отделка соответствует стилю фасадов, в некоторых сохранилась настенная и плафонная живопись (художники И.И. Нивинский, Ф.И. Рерберг). К зданию вокзала примыкает перронный зал, решение которого отличается простотой и конструктивной смелостью: огромное пространство над платформами перекрывают большепролётные остеклённые арочные конструкции (длина 321 м, ширина 47 м, высота 30 м), разработанные В.Г. Шуховым и выполненные фирмой Бари из ажурных металлических ферм. В 1940—45 с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро «Киевская» (архитектор Д.Н. Чечулин). При реставрационных работах 1979—81 была несколько модернизирована кровля перронного зала, воссозданы элементы первоначальной внутренней отделки. В 1976 дополнительно сооружены помещения для автоматических камер хранения ручной клади.

М.В. Нащокина (архитектура).

Кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киноцентр

Киноцентр (Дружинниковская улица, 15), международное акционерное общество, занимающееся кинокультурной, коммерческой и благотворительной деятельностью. Возник на базе Бюро пропаганды советского киноискусства, созданного в 1959. В 1988 преобразован в Киноцентр. Здесь проводятся премьеры фильмов, творческие встречи, фестивали отечественного и зарубежного кино, ретроспективы, занятия киноуниверситета и др. В Киноцентре имеются библиотека и видеофонд (с просмотровыми кабинами); пресс-агентство «Киноцентр», которое проводит пресс-конференции, презентации, присуждение ежегодного приза киножурналистов России за лучшие работы в кино; киновидеообъединение «Крупный план» - производство и тиражирование видеокассет отечественных и зарубежных фильмов; редакционно-издательский отдел, занимающийся выпуском книг о кино, иллюстрированных буклетов и др.

Кио Эмиль Теодорович

Ки́о Эмиль Теодорович (настоящая фамилия Гиршфельд-Ренард) (1894, Москва — 1965, Киев), артист цирка, иллюзионист, народный артист РСФСР (1958). С 1917 работал в московском Театре миниатюр, затем в цирках А. Чинизелли в Польше. Вернувшись в Россию, с 1921 начал выступать на эстрадных площадках (в том числе московских) как иллюзионист; с 1932 работал на цирковых аренах. Создал и модернизировал ряд иллюзионных трюков, используя для них аппаратуру, установленную на открытой площадке. Громадную популярность Кио у московской публики, репутацию «мага и волшебника» унаследовали его сыновья Эмиль Эмильевич (р. 1938) и Игорь Эмильевич (р. 1944), продолжающие выступать с иллюзионистическими номерами.

Сочинения: Фокусы и фокусники, М., 1958; Иллюзионисты и волшебники, М., 1959.

Кипятка

Кипя́тка река на юго-западе Москвы, нижний правый приток р. Сетуни. Длина около 2 км (заключена в подземный коллектор). Площадь бассейна около 1,5 км2. Исток — на пересечении Университетского и Мичуринского проспектов, устье — восточнее улицы Довженко. Сохранилась глубоко врезанная и живописная долина, пересекающая Мосфильмовскую улицу, к северу от которой долина озеленена и благоустроена. Название — от быстрого течения: поток спускался с Воробьёвых гор. Вблизи устья находилось село Троицкое-Голенищево (статью Троице-Голенищево).

Кисель Александр Андреевич

Кисель Александр Андреевич (1859, Киев - 1938, Москва), врач, создатель научной школы педиатров. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1883). В Москве с 1890. Работал в Ольгинской больнице (мемориальная доска). С 1892 в Московском университете; с 1910 преподаватель, затем профессор кафедры детских болезней Высших женских курсов (2-й МГУ, с 1930 2-й Медицинский институт) и одновременно (с 1927) научный руководитель Центрального института охраны здоровья детей и подростков (ныне НИИ педиатрии и детской хирургии). Основные труды по проблемам туберкулёза, ревматизма, острых детских инфекций. Организовал первую в СССР ревматологическую клинику. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Кисель (Мальчиков переулок, 1), - мемориальная доска.

Сочинения: Труды заслуженного деятеля науки профессора А. А. Киселя, т. 1-2, М. - Л., 1940-44.

Литература: Конюс Э.М., А.А. Кисель и его школа, М., 1949.

Кисловские переулки

Кисловские переулки (Большой Кисловский переулок, Малый Кисловский переулок, Средний Кисловский переулок, Нижний Кисловский переулок), возникли на территории Кисловских слобод. Вероятно, «кислошники», приготовлявшие квашенья и соленья для государева обихода, поселились здесь при Опричном дворе Ивана IV Грозного. В XVII в. имелись две Кисловские слободы - дворцовая и патриаршая.

Китай-город

Кита́й-го́род один из древнейших исторических районов в центре Москвы, к востоку от Кремля. С севера ограничен Охотным рядом, с северо-востока — Старой и Новой площадями и площадями Славянской и Варварские ворота, с востока — Китайгородским проездом. На юге примыкает к Москве-реке. Название известно с XVI в. (предположительно от слова «кита» — связка жердей, применявшихся при строительстве укреплений). Заселение южной части Китай-города началось в XI в. (см. Зарядье). К XIV в. эту территорию занимал ремесленный и торговый посад, который в конце XIV в. был обнесён валом, в 1534 — рвом и деревоземляными укреплениями; на их месте в 1535—38 возведена Китайгородская стена. С конца XV в. территория Китай-города занята в основном дворами бояр и духовенства, ремесленное население вытеснено за его пределы, однако Китай-город и Красная площадь оставались торговым центром Москвы. В середине XVI в. на Никольской улице построен Печатный двор, где в 1563—66 работал первопечатник Иван Фёдоров. Во второй четверти XVII в. велось каменное церковное и гражданское строительство (сохранилась церковь Троицы в Никитниках). На территории Китай-города находились Николаевский (Никольский) греческий, Богоявленский, Заиконоспасский, Знаменский монастыри. В конце XVII в. в Китай-городе построен Монетный двор, в 1687 открыта Славяно-греко-латинская академия. В начале XVIII в. в Китай-городе помещался городской Магистрат. В конце XVIII — начале XIX вв. сооружено новое здание Гостиного двора. Китай-город, сильно пострадавший от пожара 1812, впоследствии застраивался только каменными зданиями. В конце XIX — начале XX вв. Китай-город стал деловым центром Москвы, там помещались банки, биржа, торговые конторы (главным образом на улице Ильинке), для которых были построены многоэтажные дома, в том числе в стиле модерн. На Никольской улице была сосредоточена книжная торговля, там находились крупнейший книжный магазин И.Д. Сытина, лавки букинистов; у Китайгородской стены устраивались книжные развалы. В конце XIX в. построены Верхние (ныне здание ГУМа) и Средние торговые ряды. Нижние торговые ряды, известные с XVII в. (многократно перестраивались), были разобраны при реконструкции Красной площади. Ныне Китай-город — заповедная зона.

Литература: Маркус Б., Заповедные зоны центра. Китай-город, «Строительство и архитектура Москвы», 1979, № 1; Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади, М., 1982.

«Китай-город»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Кита́й-го́род» (до 1990 «Площадь Ногина»), станция метро Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий. Первая очередь открыта в 1970, окончательно вступила в строй в 1975. Архитекторы — А.Ф. Стрелков, Л.В. Малашонок, архитекторы вестибюлей — Н.Г. Таранов и И.Г. Петухова (первая очередь), кроме них Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский (вторая очередь). Авторы художественного оформления Х.М. Рысин, А.Я. Лапина, Д.Я. Бодниек. Переходной мостик соединяет два станционных зала. Наземные выходы (без павильонов) расположены на площади Ильинские ворота, на Славянской площади, а также в Солянском тупике и на площади Варварские ворота. В отделке станционных залов использован жёлтый и серый мрамор.

Китайгородская стена

Фрагмент Китайгородской стены на Театральной площади.

Фрагмент Китайгородской стены на Театральной площади.

Москва.

Китайгоро́дская стена́ сооружена в 1533—38 под руководством итальянского зодчего Петрока (Петра) Малого. Сложена из кирпича с внутренней каменной забутовкой на белокаменной цоколе, опиравшемся на свайный фундамент. Боевой ход по верху стены прикрыт с внешней стороны парапетом с бойницами, с внутренней — опирался на аркаду, ниши которой имели бойницы «подошвенного боя». Начиналась от Арсенальной Угловой башни Кремля, шла вдоль современных площади Революции и Театральной площади, Охотного ряда, Лубянской площади, Новой и Старой площадей, по Китайгородскому проезду и Москворецкой набережной до Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля. Охватывала территорию Посада. Длина Китайгородской стены около 2,6 км, высота свыше 6 м, толщина около 6 м. Стена имела 14 башен, из них 6 — воротных (в XVII в. ряд башен увенчан шатрами). В 1707—08 башни Китайгородской стены дополнительно укреплены земляными бастионами (см. бастионы XVIII века). Китайгородская стена неоднократно перестраивалась. до Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля. Охватывала территорию Посада. В XIX в. в стене было пробито несколько проломных ворот, выходивших на современные Лубянскую площадь, Новую площадь, Ильинские ворота, Варварские ворота и Москворецкую набережную. В 1871 сооружён Третьяковский проезд (архитектор А.С. Каминский). В XVIII—XIX вв. Китайгородская стена была снаружи и изнутри обстроена лавками, у её подножия, в Театральном проезде, устраивались книжные развалы. В 1934 в связи с реконструкцией центра города большая часть Китайгородской стены была разобрана, в 40-х гг. разобрана часть стены вдоль Москворецкой набережной. Сохранились участок с угловой башней на Театральной площади и за гостиницей «Метрополь» (зубцы в форме «ласточкиных хвостов» — начало XIX в.) и участок вдоль Китайгородского проезда. В середине 70-х гг. при строительстве подземного перехода на площадь Ногина (ныне Славянская площадь) вскрыт цоколь башни Варварских ворот, на котором установлена памятная доска. В 1995 воссозданы разрушенные в 1931 Воскресенские ворота, в 1997 началось восстановление участка стены между Третьяковским проездом и Лубянской площадью.

Китайгородский проезд

Китайгородский проезд.

Китайгородский проезд.

Москва.

Китайгоро́дский прое́зд (до 1992 Китайский проезд), между площадью Варварские ворота и Москворецкой набережной. Возможно, существовал как дорога из Киева и Смоленска на Ростов и Суздаль уже в XII в. В 1534—38 вдоль современного проезда построена стена Китай-города, перед которой в оборонительных и противопожарных целях был прорыт ров и расчищено место. В XVII в. пространство перед рвом застраивалось дворами стрельцов, лавками и шалашами (временные торговые сооружения). После возведения в 1707 — 1708 земляных бастионов перед стенами Китай-города (см. бастионы XVIII века) проезд перестал существовать как единое целое: между бастионами стояли дворы, лавки, кузницы; часть проезда, выходящую к Москве-реке, в 1763 отвели под строительство Воспитательного дома. Проезд был проложен в конце XVIII в. После сноса бастионов в 1819—23 Китайгородский проезд шёл от Лубянской площади до набережной Москвы-реки; одну его сторону образовывала Китайгородская стена, другую — яблочные ряды и пустырь, тянувшийся к современной площади Варварские ворота. Со строительством Политехнического музея и разбивкой Ильинского сквера (1882) оформилась вторая сторона проезда до Варварской площади, где на углу площади и проезда в 1912—13 построено здание «Делового двора» (архитектор И.С. Кузнецов). Далее по проезду в сторону реки шла территория Воспитательного дома с хозяйственными строениями. После сноса в 1934 стен Китай-города часть Китайгородского проезда была поглощена Новой площадью, средняя часть превратилась в транспортный проезд, идущий параллельно Старой площади. Название Китайгородский проезд сохраняет последний отрезок, начинающийся за площадью Варварские ворота. По нечётной его стороне за «Деловым двором» стоят административные здания 1930—50-х гг., по чётной — восстановлена стена Китай-города.

И.Л. Давыдова.

Кладбища

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Классицизм

Странноприимный дом.

Странноприимный дом.

Москва.

классици́зм стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Наиболее характерным элементом классицистической постройки является портик, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную часть здания; нижний ярус часто бывает обработан рустом, в верхних ярусах преобладают гладкие плоскости стен. Часто встречающимся мотивом церковных построек становится венчающая храм купольная ротонда. В истории стиля выделяются периоды раннего и зрелого классицизма (1760-е гг. — начало XIX в.; постройки В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, К.И. Бланка и др.) и поздний классицизм — ампир. Произведения мастеров классицизма во многом предопределили масштаб и характер дальнейшей застройки Москвы. К выдающимся образцам московского классицизма относятся усадьба Барышникова, усадьба Баташева, Воспитательный дом, дом Демидова, Кригскомиссариат, дом Пашкова, церковь Филиппа Митрополита и др.

Литература: Шамурин Ю., Очерки классической Москвы, [М., 1915]; Ильин М.А., Архитектура Москвы в XVIII веке, М., 1953; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975; Москва. Памятники архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., [кн. 1—2], М., 1975.

«Классический балет»

«Класси́ческий бале́т» см. Театр классического балета

Клейн Роберт (Роман) Иванович

Р. И. Клейн.

Р. И. Клейн.

Кле́йн Роберт (Роман) Иванович (1858, Москва — 1924, там же), архитектор. Окончил МУЖВЗ (1879), в 1877—82 учился в петербургской Академии художеств, в 1882—84 — в Париже у Ш. Гарнье. В 1916—18 преподавал в Рижском политехническом институте, находившемся в те годы в Москве, в 1918—23 — в МВТУ. В мастерской Клейна работал Г.Б. Бархин. В многочисленных сооружениях Клейна, выполненных в духе неоклассицизма, неоготики, неорусскогостиля и других исторических стилей, применены новые материалы и конструкции. Основные работы: доходный дом А.Э. Эдельгейма на улице Большая Дмитровка (д. 43, 1886, перестроен); особняк Г. Симоно на улице Шаболовке (д. 26, 1898); здания в Олсуфьевском переулке, в том числе собственный дом (д. 6, 1889—1900, перестроен), доходные дома И.Т. Кузина (д. 8, 1895) и А.А. Пантелеева (д. 1а, 1891); Варваринское подворье на Варварке (д. 7, 1890—92, надстроен); застройка в районе Девичьего поля, в том числе здания Гинекологического института имени А.П. Шелапутиной (1893—95) и Института для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых (1900—02) на Большой Пироговской улице (дома 11/12 и 20); особняк В.Ф. Снегирёва на Плющихе (д. 62, 1893—95); классическая гимназия (1899 — 1901) и Педагогический институт (1909—11) в Хользунове переулке (дома 14 и 16—18); «Чайный дом» на Мясницкой улице (см. «Чай»); особняки — купчихи Х.Б. Высотской в Чудовском переулке (1900—10), И.И. Некрасова на углу Ржевского и Хлебного переулка (1906); Дворянская богадельня имени С.И. Нечаева на Шаболовке (1900 — 1901, ныне Министерство просвещения РФ); мужское ремесленное училище на Миусской площади (1900-е гг.); Дом-музей с картинной галереей Жиро (1904—05); доходный дом Жиро (1907—08) (статью «К.О. Жиро Сыновья») и жилой дом для мастеров шелкоткацкой фабрики Жиро (1911—12) в Тёплом переулке; дом Серпуховского городского общества на Ильинке (д. 12, 1904—06); доходные дома А.А. Милорадович на Поварской улице (д. 21, 1912—13) и Г.А. Кеппен на Мясницкой улице (д. 5, 1913—18); перестройка здания синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке (1906—10); здания Музея изящных искусств (1898—1912, ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), кинематографа «Колизей» на Чистых прудах (1913—14, перестроено, ныне театр «Современник»), универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (1906—08, ныне ЦУМ), Института минералогии МГУ на Моховой улице (1913—18); Бородинский мост. Похоронен на Введенском кладбище.

Климашкин Алексей Федотович

Клима́шкин Алексей Федотович (1925, село Матышево Сталинградской области - 1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), гвардии рядовой. Учился в школе в Москве, работал слесарем на московских заводах. С 1943 в Советской Армии, был командиром расчёта станкового пулемёта в гвардейском стрелковом полку. Геройски погиб в бою близ Днепропетровска. В 1965 именем Климашкина названа улица (бывший Курбатовский переулок) на Пресне. В школе № 86, где учился Климашкин (улица 1905 года, 8), - мемориальная доска.

Климентова Мария Николаевна

Климе́нтова Мария Николаевна (по мужу Муромцева) (1857, Курская губерния — 1946, Париж), певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. Из купеческой семьи. В 1875—80 училась в Московской консерватории, позднее совершенствовалась в Париже. Исполнительскую манеру Климентовой отличали тщательность фразировки, естественность в выражении чувств. В 1880—89 солистка Большого театра; вынуждена была уйти из труппы из-за конфликта с дирижёром И.К. Алтани и дирекцией театра. Среди лучших партий: Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Тамара («Демон» А.Г. Рубинштейна). Как камерная певица выступала в ежегодных концертах в пользу Общества для пособия нуждающихся студентов Московского университета, в концертах Кружка любителей русской музыки, где исполняла произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Чайковского и др. Вместе с К.С. Станиславским участвовала в спектаклях домашнего театра С.И. Мамонтова. В круг её близких друзей входили Чайковский, А.П. Чехов, И.Е. Репин (в 1878 и 1883 написал её портреты), В.Д. Поленов. С 1890 профессор Московской консерватории, в 1891—93 вместе с Н.И. Коргановой (Дариали) возглавляла вокальные курсы для молодых русских, армянских и грузинских певцов. Жила в Скатертном переулке, 14 (дом не сохранился). В 1920 эмигрировала во Францию.

Клиники

Кли́ники больницы и стационарные отделения медицинских вузов и научно-исследовательских институтов, используемые для обучения студентов. Первая клиническая палата (так называемая палата Е.О. Мухина) была создана в 1797 в Московском медико-хирургическом училище, клинической базой которого был Главный военный госпиталь. В 1805 открылся Клинический институт медицинского факультета Московского университета. В 1846 начали работать факультетские терапевтические и хирургические клиники. Первой из больниц в Москве «клиническое значение» получила Мариинская больница. В 1887 завершилось строительство клинического городка на Девичьем поле (см. университетские клиники на Девичьем поле). До 1917 клиническими базами медицинского факультета Московского университета были Староекатерининская и Новоекатерининская больницы, а Высших женских медицинских курсов — 1-я Градская и Морозовская детская больницы. В 1996 80% больниц Москвы — клинические базы медицинских вузов. В больнице имени С.П. Боткина располагаются 14 кафедр Российской медицинской академии последипломного образования (бывшего ЦИУ врачей).

Клочков Василий Георгиевич

Клочко́в Василий Георгиевич (1911, село Синодское Саратовской губернии - 1941), Герой Советского Союза (1942, посмертно), младший политрук. С 1941 в Советской Армии. Во время Московской битвы политрук роты 316-й стрелковой дивизии, участвовал в оборонительных боях на Волоколамском направлении, возглавлял группу истребителей танков у разъезда Дубосеково. 16 ноября почти вся группа и Клочков погибли в бою, но остановили вражеские танки (см. панфиловцы). В 1962 именем Клочкова названа улица в Кунцеве.

Клуб завода «Каучук»

Клуб завода

Клуб завода "Каучук".

Москва.

Клуб заво́да «Каучу́к» Дом культуры завода «Каучук» (Плющиха, 64), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1927 архитектором К.С. Мельниковым в жилом микрорайоне рабочих того же завода. Оформляет участок при пересечении Плющихи и 2-го Труженикова переулка, составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе и Труженикову переулку. Их ленточное остекление выразительно сопоставлено с укрупнённой ритмикой вертикальных полос остекления и глухих простенков главного цилиндрического объёма.

М.И. Астафьева-Длугач.

Клуб имени И.В. Русакова

Клуб имени И. В. Русакова.

Клуб имени И. В. Русакова.

Москва.

Клуб и́мени И.В. Русако́ва Дом культуры имени И.В. Русакова (Стромынская площадь, 10), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1927—29 по проекту архитектора К.С. Мельникова. Сложная объёмно-пространственная композиция определяется секторной планировкой центрального зала и трёх примыкающих к нему балконов — аудиторий. Зрительный зал, занимающий большую часть здания (сравнительно небольшие собственно клубные и артистические комнаты располагались за сценой), проектировался с расчётом на многофункциональность, возможность разделять его перегородками-диафрагмами. Благодаря выделению снаружи глухих торцов аудиторий в самостоятельные консольные объёмы, чётко огранённые, остро и динамично сопоставленные, разделённые простенками с вертикальными полосами остекления (за ними внутри располагались лестничные клетки), энергично очерченные объёмы здания приобрели пластическую расчленённость и разнообразие ракурсов.

Клуб имени С.М. Зуева

Клуб имени С. М. Зуева.

Клуб имени С. М. Зуева.

Москва.

Клуб и́мени С.М. Зу́ева Дом культуры имени С.М. Зуева (Лесная улица, 18), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1928 по проекту архитектора И.А. Голосова. Здание с большим зрительным залом, малым залом и значительной группой клубных помещений отличается чёткой и компактной композицией прямоугольных объёмов, в которой выразительно сопоставлены глухие простенки и крупные остеклённые плоскости. Пластической доминантой стал монументальный угловой остеклённый цилиндр лестничной клетки, как бы пронизывающий горизонтальный параллелепипед верхнего этажа и контрастирующий со сплошным массивом стен внизу. Своеобразный облик здания предполагал символические ассоциации с миром технических форм.

Клуб имени С.П. Горбунова

Клуб имени С. П. Горбунова.

Клуб имени С. П. Горбунова.

Москва.

Клуб и́мени С.П. Горбуно́ва Дворец культуры имени С.П. Горбунова (Новозаводская улица, 27). Построен в 1929—38 в духе конструктивизма (архитектор Я.А. Корнфельд). Одно из первых крупных клубных зданий в Москве; включает мощный и высокий объём зрительного зала с двумя ярусами балконов и связанную с ним мостиками-переходами на уровне второго и третьего этажей клубную часть, более низкую и как бы соединяющую своими распластанными крыльями монументальный и чётко организованный массив постройки с пейзажной средой. В строгих формах фасада глухие поверхности стен сопоставлены с большой остеклённой плоскостью витража второго и третьего этажей.

Предыдущая страница Следующая страница