Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГЕО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГЕО")

Гааз Фёдор Петрович

Гааз Фёдор Петрович (Фридрих Иозеф) (1780, г. Мюнстерайфель, округ Кёльн, ныне земля Северная Рейн-Вестфалия, Германия, - 1853, Москва), врач-филантроп. Из семьи аптекаря. Медицинское образование получил в Вене. В 1806 прибыл в Россию в качестве домашнего врача князя Репнина. С 1807 в Москве, главный врач Павловской больницы. Занимался также частной практикой; стал одним из наиболее известных московских врачей и приобрёл значительное состояние (имел собственный дом на Кузнецком мосту). В 1812-14 военный врач в действующей русской армии, с которой дошёл до Парижа. В 1825 назначен штадт-физиком Москвы, но из-за сопротивления администрации города его медицинским реформам в 1826 вышел в отставку. С 1828 член Московского губернского тюремного комитета и главный врач (с 1829) московских тюрем. Деятельность Гааза была направлена на заботу о бедных и бездомных больных, заключённых пересыльных тюрем и их детях в соответствии с его девизом - «Спешите делать добро». Добился значительного улучшения содержания заключённых, отмены железного прута, к которому приковывали группами каторжных и поселенцев для следования по этапу, замены тяжёлых кандалов более лёгкими, обшитыми кожей («гаазовскими»). По инициативе Гааза был перестроен Московский тюремный замок, при нём были организованы мастерские, в 1832 открыта тюремная больница (при пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах), в 1836 - школа для детей арестантов, в 1844 - Полицейская больница (в перестроенном здании частного Ортопедического института в Малом Казённом переулке, ныне Институт гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков), которую москвичи называли «Гаазовской» и в которой он жил с 1844; умер в одиночестве и бедности. Благодаря своей филантропической деятельности, на которую он истратил фактически всё своё состояние, Гааз был чрезвычайно популярен среди москвичей, которые называли его «святым доктором». Похоронен на Введенском кладбище.

В 1909 во дворе бывшей Полицейской больницы установлен памятник Гаазу (скульптор Н.А. Андреев) и учреждено Ольгинское благотворительное общество в память доктора Ф.П. Гааза.

Литература: Кони А.Ф., Ф.П. Гааз, 5 изд., М., 1914; Копелев Л.З., Святой доктор Фёдор Петрович, СПб., 1993.

А.В. Бруенок.

Габович Михаил Маркович

Габо́вич Михаил Маркович (1905, деревня Великие Гуляки, ныне Киевская область, Украина, — 1965, Москва), артист балета, педагог, народный артист РСФСР (1951). Окончил Московское хореографическое училище. В 1924 — 1952 в Большом театре. Среди партий: Солор («Баядерка» Л.Ф. Минкуса), Зигфрид и Дезире («Лебединое озеро» и «Спящая красавица») П.И. Чайковского), Альберт («Жизель» А. Адана), Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева), Принц («Золушка» С.С. Прокофьева; Государственная премия СССР, 1946), Евгений («Медный всадник» Р.М. Глиэра), Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Ма Личен («Красный мак» Глиэра; Государственная премия СССР, 1950). Сильный, мужественный танец артиста отличался выразительностью, скульптурностью поз. С 1951 преподавал в Московском хореографическом училище (в 1954—58 художественный руководитель). Среди его учеников — В.В. Васильев. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Габричевский Георгий Норбертович

Габриче́вский Георгий Норбертович (1860, Москва — 1907, там же), врач, один из основоположников отечественной микробиологии, основатель московской научной школы бактериологов. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884). В 1889—91 работал в лабораториях И.И. Мечникова, Р. Коха, Э. Ру, П. Эрлиха. В 1891 создал бактериологическую лабораторию в терапевтической клинике Московского университета, реорганизованную в 1895 в Бактериологический институт (на территории Новоекатерининской больницы), который он возглавлял до конца жизни. Впервые в России (с 1892) начал читать в Московском университете курс бактериологии для студентов и врачей. На основе созданного Габричевского в 1897 бактериологического кружка возникло Русское бактериологическое общество. С 1899 Габричевский — один из виднейших деятелей Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова (с 1904 его председатель), где руководил работой по изучению малярии и борьбе с ней, издавал популярные брошюры для населения. В 1894 впервые в России получил противодифтерийную сыворотку и совместно с Н.Ф. Филатовым ввёл в практику сывороточное лечение дифтерии. Основные исследования посвящены изучению дифтерии, скарлатины, возвратного тифа, чумы, малярии, туберкулёза. Похоронен на Пятницком кладбище. Именем Габричевского в 1965 названа улица (в районе Волоколамского шоссе). В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранятся его бюст (скульптор О. Роден), материалы домашней библиотеки и принадлежавшие ему художественные коллекции.

Литература: Нечаев С.В., Г.Н. Габричевский — основоположник отечественной микробиологии, М., 1960.

Х.И. Идельчик.

Гагарин Юрий Алексеевич

Гага́рин Юрий Алексеевич (1934, село Клушино Гжатского района Смоленской области — 1968), лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1961). В 1957 окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Служил в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 в отряде космонавтов (с 1961 его командир, в 1964—68 заместитель начальника Центра подготовки космонавтов). 12 апреля 1961 совершил первый в истории человечества космический полёт на космическом корабле «Восток». В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского; в этом же году при выполнении тренировочного полёта на самолёте погиб в авиакатастрофе. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Гагарина названы площадь (бывшая площадь Калужской заставы) в Москве, Военно-воздушная академия (в Монино Московской области). Памятник Гагарину установлен на площади Гагарина (1980, скульптор П.И. Бондаренко и др.), бюст — на Аллее космонавтов (1967, скульптор Л.Е. Кербель, архитекторы М.О. Барщ и А.Н. Колчин).

Литература: Он был первым. Воспоминания, публицистические заметки, документы, М., 1984; Голованов Я.К., Космонавт № 1, М., 1986; Митрошенков В.А., Земля под небом. Хроника жизни Ю. Гагарина, 2 изд., М., 1987.

Гагаринский переулок

Гага́ринский переу́лок (в XVIII — начале XIX вв. Старая Конюшенная улица, до 1993 улица Рылеева), между Гоголевским бульваром и Плотниковым переулком. Назван по домовладению Гагариных. В XVI—XVII вв. проходил по территории Старой Конюшенной слободы, где с начала XVII в. стояла каменная церковь Святого Власия (д. 20; неоднократно перестраивалась). В XVIII в. переулок стал местом расселения знати: д. 4 — дом П.В. Нащокина (1820-е гг., выстроен заново в 1970-х гг. как мемориальный, здесь в 1831 останавливался А.С. Пушкин), д. 15 — декабриста В.И. Штейнгеля, затем Лопатиных (1815—17; перестроен в середине XIX в.; здесь бывали Л.Н. Толстой, С.М. Соловьёв, В.С. Соловьёв, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, В.О. Ключевский), д. 25 — деревянный особняк (1820-х гг.). Владение 21—27 до 1812 принадлежало Гагариным. Участком 29—31 в первой трети XIX в. владел Д.А. Новосильцев. В начале XX в. масштаб переулка изменили доходные дома: д. 9/5 (1906, архитектор И.А. Герман), д. 23 (1911, архитектор Д.М. Челищев), д. 29 (1905, архитектор М.Я. Кульчицкий), д. 35 (1905, архитектор А.Д. Муравьёв), д. 37 (левая часть — 1907, архитектор С.М. Калугин, правая — поликлиника Комиссии по улучшению быта учёных, 1928, архитектор А.Ф. Мейснер). Застройка нечётной стороны состоит преимущественно из рядовых построек второй половины XIX—XX вв.

И.Л. Давыдова.

Гагарины

Гага́рины княжеский род (Рюриковичи). Ветвь княжеского рода Стародубских. Родоначальник - Михаил Иванович Гагара-Голибесовский (конец XV - начало XVI вв., его отец, князь И.Ф. Голибесовский, был третьим сыном князя Ф.А. Стародубского), его сыновья Василий, Юрий, Иван имели прозвище Гагара. Гагарины владели землями в Зарайском, Ржевском и Стародубском уездах. В XVI в. Гагарины были удельными князьями, в XVII в. служили воеводами, стольниками, стряпчими. Из потомков Юрия Михайловича известен Роман Иванович, один из участников неудачной попытки свержения царя Василия Шуйского: Роман Иванович вместе с Т.В. Грязным и «иные многие» 7 марта 1609 вошли в Кремль и стали уговаривать бояр свергнуть царя, в Успенском соборе мятежники схватили патриарха Гермогена и повели его на Лобное место, но, не найдя поддержки, освободили патриарха. После неудачной попытки «свести царя» заговорщики бежали в Тушино. В мае 1609 Роман Иванович вернулся в Москву и был прощён. В 1618 был объезжим головой в Москве «для бережения от пожаров», в 1624-28 - судьёй во Владимирском судном приказе. Из представителей младшей линии Гагариных (от Ивана Михайловича) известны дети и внуки Фёдора Семёновича: Семён и Афанасий - воеводы по полкам, Михаил (? - около 1647) - дворянин московский, воевода по городам. Сын Михаила - Василий был стольником царя Алексея Михайловича. Из рода Гагариных - Матвей Петрович (?-1721), генерал, московский комендант в 1707-11, один из организаторов в 1709 празднования в Москве Полтавской победы. Один из обедов, посвящённых этому событию, проходил в доме Матвея Петровича на Тверской улице (на месте д. 4). В 1711-21 сибирский губернатор, казнён в 1721 по приказу Петра I за казнокрадство и злоупотребление властью, имущество, в том числе домовладения в Москве, конфисковано. Гавриил Петрович (1745-1808), обер-прокурор 6-го департамента Сената (Москва), действительный тайный советник (1800), сенатор (1798), член Совета при Высочайшем дворе, в 1801 член Непременного совета, в конце XVIII в. глава масонской ложи в Москве (ложа Сфинкса). Представитель другой ветви рода Гагариных - Сергей Васильевич (1713-82, Москва), действительный тайный советник, сенатор (1765), президент Коллегии экономии (1765-66), в 1773-78 управлял замоскворецкими имениями императрицы Екатерины II; член Вольного экономического общества и Общества садоводов; при своём доме в Москве (позже в нём размещалась Новоекатерининская больница) устроил регулярный сад. Похоронен в своём рязанском имении. Его внук, брат дипломата Григория Ивановича Гагарина (1782-1837), Сергей Иванович (1777-1862), действительный тайный советник (1831), сенатор (1811), в 1826-30 почётный опекун Воспитательного дома в Москве, в 1832-33 председатель Московского опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии. Один из основателей, второй вице-президент (1823-44) и президент (1844-60) Московского общества сельского хозяйства. В 1855 под его покровительством в Москве организована Практическая школа шелководства. Дом Сергея Ивановича находился на углу улицы Знаменки и Крестовоздвиженского переулка (д. 12/2); похоронен в Новодевичьем монастыре. Лев Николаевич (1828, Москва - 1868, Петербург), действительный статский советник (1864); в 1858 избран членом Московского губернского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, в 1860 - Московского губернского по крестьянским делам присутствия, с 1862 предводитель дворянства Московской губернии. Имел дом на Новинском бульваре.

С именем Гагариных связано название Гагаринского переулка. Помимо домов на Тверской улице, на Новинском бульваре Гагариным принадлежали дома на Поварской улице (д. 25; ныне здесь размещается Институт мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) РАН), на улице Рождественке, а также близ Петровских ворот и др.

О.Г. Тимофеева.

Газетный переулок

Газе́тный переу́лок (в 1920—92 улица Огарёва), связывает Большую Никитскую улицу с Тверской улицей. В XVII — начале XVIII вв. назывался Успенским — по церкви Успения на Вражке (впервые упоминается в 1531; существующая церковь построена в «русском стиле» в 1857—60; д. 15). В XVIII в. здесь находились усадьбы Меншиковых, Брюсов, Голицыных. Строения усадеб сохранились в начале и в конце нечётной стороны переулка: дворец С.А. Меншикова (д. 1/12, выходит на Большую Никитскую улицу, первая половина XVIII в., перестраивался в 1776—77 и в 1790 — 1840-х гг.), дом усадьбы Яньковых (д. 9, первая половина XVIII в.). На линию улицы выходят флигеля, построенные в 1800-х гг. и предназначавшиеся для сдачи внаём. На участках № 3 и 5 (принадлежали в конце XVIII в. князю А.М. Голицыну) в последней четверти XIX в. построены доходные дома. В д. 3 (1875, архитектор А.О. Вивьен) жил М.А. Чехов; в д. 1а (1933) — кооперативе 2-го МХАТа «Сверчок» — С.Г. Бирман, А.В. Свешников, М.М. Тарханов, А.К. Тарасова, В.Н. Пашенная (мемориальная доска, скульптор А.М. Ненашева, архитектор А.Н. Котырев). Облик нечётной стороны, а также части противоположной стороны, прилегающей к Тверской улице, определяет застройка советского времени: боковой фасад здания Центрального телеграфа (д. 2/7, 1927, архитектор И.И. Рерберг) и протяжённый корпус МВД (д. 6, 1944—46, архитектор И.И. Ловейко). В переулок выходит боковой фасад жилого дома по Тверской улице, 19/9 (1939—49, архитектор А.Ф. Жуков), в котором жил и работал академик В.С. Немчинов (мемориальная доска, скульптор Г.А. Огнев, архитектор В.А. Демин). В 1991—93 в переулке построено конторское здание с рестораном «Макдональдс» (архитекторы Ю. Григорьев, А. Воронцов).

И.Л. Давыдова.

Газеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Газоснабжение

Газоснабже́ние В Москве было налажено в связи с необходимостью заправлять газом уличные фонари. В 1865 Московская городская дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и английским инженером Н. Гольдсмитом на «освещение города Москвы текучим газом». В 1866 был сооружён газовый завод в Сыромятниках, который в начале 1905 передан в ведение городского управления. В начале XX в. протяжённость газовой сети составляла 215 вёрст; по ней получали газ 8735 газовых фонарей и свыше 3700 других потребителей. Газ использовался на предприятиях для стекловарения, опалки тканей, выпечки кондитерских изделий, закалки стекла и металла, а также для бытовых нужд. К 1915 мощность газового завода достигла 18,7 млн. м3 газа в год. В 1937 под Москвой (в Расторгуеве) началось строительство коксогазового завода мощностью 400 млн. м3 газа в год. В 1941 производство газа достигло 176 млн. м3 в год, протяжённость газовой сети составила 546 км; было газифицировано 62300 квартир. В 1946, когда вступил в строй газопровод Саратов — Москва, была создана кольцевая система газоснабжения, сооружены газгольдерные станции. В 1951 в Москве газ подавался уже в 211 тыс. квартир. В 50—60-х гг. газ в Москву стал поступать по газопроводам Дашава — Киев — Брянск — Москва, Ставрополь — Москва, Горький (Нижний Новгород) — Центр, Грязевец — ГКМО (газовое кольцо Московской области), из месторождений северных районов, в основном Тюменской области. Из ГКМО газ поступает через контрольные распределительные пункты потребителям города и области. По Москве газ распределяется радиально-кольцевой системой трубопроводов. Для покрытия сезонной неравномерности газопотребления используются подземные хранилища газа: Щёлковское, Касимовское и др.

Потребление газа в 1970 составило 12,4 млрд. м3, в 1994 — 28 млрд. м3. Доля газа в топливном балансе составляет 80% (мазут 12,1%, уголь 6,8% и пр.). Мазут и уголь используются как резервное топливо на период низких температур. К газовой сети Москвы присоединены 13 ТЭЦ, свыше 1000 промышленных предприятий, свыше 600 отопительных котельных для зданий, около 10000 коммунальных предприятий, более 2 млн. квартир. В 1970 ТЭЦ потребляли 43%, в 1989 около 70% газа, на коммунально-бытовые нужды израсходовано соответственно 11,5 и 2,7% от всего газопотребления.

В.Г. Гейнц.

Гайдар Аркадий Петрович

Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия Голиков) (1904, Льгов, ныне Курской области, - 1941, близ г. Канева Черкасской области, Украина), писатель. Сын учителя. С 1918 доброволец Красной Армии, окончил Киевские пехотные курсы, в 1919 учился на военных курсах в Москве на Пятницкой улице; в 1924 выбыл по контузии (до конца жизни дававшей о себе знать тяжёлыми мозговыми расстройствами) из армии, с этого же года жил постоянно в Москве. С 1927 литературный сотрудник редакции газеты «Красный воин» (улица Пречистенка, 7). В 1932-37 жил в д. 22 по улице Большая Дмитровка; в соседнем д. 20 на вечерах у писателя Р.И. Фраермана читал свои произведения. В 1937-41 жил в д. 8 по Большому Казённому переулку, откуда в первые дни Великой Отечественной войны ушёл на фронт спецкором «Комсомольской правды», попал в окружение и погиб.

Автор произведений для детей (повести «На графских развалинах», «Школа», рассказ «Голубая чашка», сказка «Горячий камень» и др.; по многим из них поставлены кинофильмы). Гайдар не раз избирал Москву местом действия своих героев (повесть «Судьба барабанщика») или вводил тему столицы как символа государственного величия (в рассказе «Чук и Гек» о Москве - «огромный город, лучше которого и нет на свете»). В Подмосковье разворачиваются события повести «Тимур и его команда» (1940; инициировала движение «тимуровцев», начавшееся в Москве и Московской области).

Имя Гайдара было присвоено Дворцу школьников Люблинского района (в октябре 1989 перед Дворцом открыт памятник Гайдару, скульптор А.П. Шлыков, архитектор Ю.А. Мовчан), Центральной городской детской библиотеке и читальне, ряду столичных детских клубов и летних оздоровительных лагерей. Памятник герою повести Гайдара «Военная тайна» Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу - установлен в 1972 на Воробьёвском шоссе у Городского дворца творчества детей и юношества (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов).

Литература: Аркадий Гайдар. Жизнь и творчество, М., 1991.

К.В. Стародуб.

Галич Александр Аркадьевич

Га́лич Александр Аркадьевич (настоящая фамилия Гинзбург) (1918, Днепропетровск — 1977, Париж), драматург и поэт, автор и исполнитель собственных песен. Семья Галича с 1923 жила в Москве, в д. 4 по Кривоколенному переулку. Миром детства Галича стали окрестности Чистых прудов, Мясницкая улица, Колпачный переулок, где в здании бывшей гимназии располагалась школа, в которой учился поэт, Лубянская площадь со знаменитыми китайгородскими книжными развалами. Многими лучшими воспоминаниями тех лет (а также пушкинскими реминисценциями) поэт обязан своему дяде, известному пушкинисту, профессору Московского университета Льву Самойловичу Гинзбургу, в доме которого на Моховой улице (не сохранился) Галич часто бывал. В 1934 Галич вместе с семьёй переехал на Малую Бронную улицу (д. 19а, кв. 35). В школьные годы занимался в «литературной бригаде» при газете «Пионерская правда», много общался с Э.Г. Багрицким. В 1935 поступил одновременно в Литературный институт (Тверская улица, 25), который оставил после первого курса, и в Оперно-драматическую студию К.С. Станиславского (Тверская улица, 22), на квартире которого в Леонтьевском переулке, 6 проходили репетиции студийцев. В 1940 Галич перешёл в Московскую театральную студию (руководители В.Н. Плучек и А.Н. Арбузов), снимавшую помещение школы по улице Герцена (Большая Никитская улица), напротив Большого зала консерватории. В войну Галич, негодный к военной службе из-за врождённого порока сердца, — один из организаторов и актёров Комсомольского фронтового театра. После войны получил известность как автор пьес («Вас вызывает Таймыр», в соавторстве с К. Исаевым; «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут "Орлёнок"«, «Много ли человеку надо» и др.) и сценариев фильмов («Верные друзья», совместно с К. Исаевым; «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам» и др.); многие песни на стихи Галича стали популярными. В начале 60-х гг. Галич поселился на улице Черняховского, 4. В это же время создал свои первые так называемые авторские песни, полные горечи, сарказма и сострадания к простым людям — работягам, шофёрам, бывшим «зэкам», чьи судьбы и человеческое достоинство ломались тоталитарным режимом. Не издававшиеся в советское время, широко распространявшиеся лишь благодаря тому, что «есть магнитофон системы "Яуза"» (песня «Мы не хуже Горация»), эти песни стали наряду с песнями Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого и др. знаком противостояния советскому официозу. В 1971 Галич исключён из Союза писателей СССР (членом которого он был с 1955), в 1972 — из Союза кинематографистов (в котором состоял с 1958). В 1974 опальный поэт и драматург был вынужден эмигрировать сначала в Норвегию, затем в Мюнхен и Париж, где трагически погиб.

Тема Москвы прошла через всё творчество Галича: песни «Городской романс (Тонечка)», «Больничная цыганочка», «Красный треугольник», «Баллада о сознательности», «Леночка», «Ночной дозор»; вальс-баллада «Про тёщу из Иванова», поэма «Вечерние прогулки», стихотворение «Памяти Живаго», навеянное романом Б.Л. Пастернака. Ряд стихотворений Галича связан с Серебряным бором, где он подолгу жил в Доме отдыха. В дружеский круг поэта входили К.И. Чуковский (в его доме в Переделкине, на улице Серафимовича, 3, Галич исполнял свои песни), Л.К. Чуковская, А.Д. Сахаров, Е.Г. Боннэр, Л.З. Копелев, Р.Д. Орлова, П.Г. Григоренко, В.П. Некрасов, Б.А. Чичибабин и другие правозащитники, литераторы, учёные, публицисты. Проникновенные строки в песне «Когда я вернусь...» Галич посвятил церкви Сретения в Новой деревне Пушкинского района Московской области, где он не раз бывал у религиозного просветителя — отца Александра Меня, под влиянием которого принял христианство.

Литература: Заклинание добра и зла. Александр Галич. [Сборник воспоминаний], М., 1992.

Г.С. Зобин.

Галушкин Борис Лаврентьевич

Галушкин Борис Лаврентьевич (1919, г. Александровск-Грушевский, ныне г. Шахты Ростовской области - 1944), лейтенант, партизан, Герой Советского Союза (1944). Учился в Институте физической культуры в Москве Участвовал в боях под Ленинградом, с 1943 командир специального партизанского отряда в Белоруссии. Погиб в бою. Именем Галушкина в 1965 названа улица (улица Бориса Галушкина, бывший 3-й проезд Алексеевского студгородка, в районе проспекта Мира).

Гамалея Николай Фёдорович

Гамалея Николай Фёдорович (1859, Одесса - 1949, Москва), врач, один из основоположников отечественной микробиологии и эпидемиологии, член-корреспондент (1939), почётный член (1940) АН СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1945). Выходец из старинного украинского гетманского рода. Окончил Новороссийский университет в Одессе (1880) и Военно-медицинскую академию в Петербурге (1883). Работал в Париже у Л. Пастера, был дружен и сотрудничал с И.И. Мечниковым. В 1899-1908 директор основанного им в Одессе Бактериологического института, с 1912 возглавлял Оспопрививальный институт имени Э. Дженнера (Петербург). Расцвет научной, педагогической и общественной деятельности Гамалея приходится на время его жизни в Москве, куда он переселился в 1930. В 30-40-х гг. Гамалея был руководителем Центрального института эпидемиологии и бактериологии (с 1949 имени Гамалея, мемориальная доска), заведующий кафедрой микробиологии 2-го Московского медицинского института, возглавлял Всесоюзное общество микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. Экспериментальными работами и блестящими идеями Гамалея обогатил многие разделы микробиологии. Основные труды по проблемам профилактики бешенства, чумы, холеры, оспы, туберкулёза. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Гамалея в 1964 названа улица (бывший 1-й Щукинский переулок). В 1956 у одного из корпусов 2-го Медицинского института (Погодинская улица, 3) установлен его бюст (скульпторы С.Я. Ковнер и Н.А. Максимченко, архитектор Е.П. Вулых).

Литература: Н.Ф. Гамалея, М.-Л., 1947; Миленушкин Ю.И., Н.Ф. Гамалея, М., 1967.

М.Я. Яровинский.

Ганнушкин Пётр Борисович

Га́ннушкин Пётр Борисович (1875, деревня Новосёлки Пронского уезда Рязанской губернии — 1933, Москва), психиатр, создатель научной школы. Из семьи земского врача. В Москве с 1893. Окончил медицинский факультет Московского университета (1898). До 1904 специализировался в психиатрической клинике под руководством С.С. Корсакова, В.П. Сербского. С 1904 приват-доцент Московского университета (ушёл в 1911 в знак протеста против политики министра просвещения Л.А. Кассо) и одновременно ординатор психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева (ныне Психиатрическая больница № 1) и консультант частной лечебницы (на даче Тестова за Трёхгорной заставой). С 1914 ординатор адмиралтейского (военно-морского) госпиталя в Петрограде, член психиатрической комиссии Российского общества Красного Креста (1915—17). В октябре 1917 демобилизовался, вернулся в больницу имени Алексеева. С 1918 заведующий кафедрой психиатрии и директор психиатрической клиники Московского университета (с 1930 1-го Московского медицинского института), одновременно (с 1919) консультант Лечсанупра Кремля и Мосгорздравотдела. Научные труды по вопросам острой паранойи, психопатий, организации психиатрической помощи. В 1920 — 1930-х гг. пользовался огромным авторитетом в научном мире и широкой известностью среди москвичей, что нашло отражение в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» (образ профессора Титанушкина). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Ганнушкина в 1936 назван Московский городской институт психоневрологии, ныне Психиатрическая больница № 4 (в её мемориальном музее с 1977 проводятся Ганнушкинские чтения), а в 1977 — одна из набережных Яузы (бывшая Потешная), где находится эта больница. На доме, где в 1919—33 жил Ганнушкин (Хлебный переулок, 19), — мемориальная доска (1963).

Литература: Гериш А.Г., П.Б. Ганнушкин, М., 1975.

А.Г. Гериш.

Гарин Эраст Павлович

Гарин Эраст Павлович (1902, Рязань - 1980, Москва), актёр и режиссёр, народный артист СССР (1977). Будучи студентом Высших экспериментальных театральных мастерских (окончил в 1926), Гарин уже в 1922 начал выступать на сцене Театра имени Вс. Мейерхольда в ролях: семеро изобретателей в «Д.Е.» М.Т. Подгаецкого по И.Г. Эренбургу и Б. Келлерману (1924), Гулячкин в «Мандате» Н.Р. Эрдмана (1925), Хлестаков в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926), Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928) и др. В 1936-49 работал в Ленинграде. В 1950 Гарин перешёл в Театр-студию киноактёра в Москве. Здесь он поставил (совместно с Х.А. Локшиной): «Обыкновенное чудо» Е.Л. Шварца (1956), «Мандат» Эрдмана (1956), где также исполнил роли Короля и Гулячкина. Гарин ставил спектакли и в других театрах. Характерный актёр, одарённый острой наблюдательностью, Гарин большое внимание уделял слову, интонационной и пластической разработке роли. Используя приёмы эксцентрики (например, роль семи изобретателей с её мгновенными цирковыми трансформациями), буффонады, гротеска (Король в «Обыкновенном чуде»), создавал образы, отмеченные яркой театральностью. Гарин много работал на радио. С 1934 снимался в кино, роли: Тараканов («Музыкальная история», 1940), Жених («Свадьба», 1944), Король («Золушка», 1947), профессор («Джентльмены удачи», 1974) и др. Поставил фильмы (совместно с Локшиной) «Принц и нищий» (1943), «Весёлые расплюевские дни» (1968) и др. Государственная премия СССР (1941).

М.Ю. Блейман.

Гартман Виктор Александрович

В. А. Гартман.

В. А. Гартман.

Га́ртман Виктор Александрович (1834, Петербург — 1873, село Киреево, ныне Московской области, близ г. Химки), архитектор, живописец, график. Учился в петербургской Академии художеств (1852—61). В 1864—68 посетил Италию, Германию, Францию. В Москве с 1871. Мастер «русского стиля». Возводил в основном функциональные общественные сооружения с применением дешёвых строительных и отделочных материалов (дерево, кирпич, майолика, холст). Тщательно изучая народное искусство (резьба, вышивка, плетение, украшения бытовых предметов), активно использовал образцы орнаментов для красочного рельефного убранства фасадов и интерьеров. Выполнил оформление I Всероссийской политехнической выставки в 1872 (решётка, павильон Военного отдела со зданиями музея, модельного дома и мастерской на Лубянской площади; Народный театр на Варваринской площади; все — деревянные разборные конструкции; не сохранились). Отличаясь богатой фантазией, сочетал требования функционального удобства с живописной свободой композиции, стремился придать оригинальным формам и декору зданий своеобразную «образную» выразительность. Разработал проект Московского зоологического сада со зданиями музея, зверинца, зимнего птичника и др. (1872). При строительстве доходных домов (К.О. Дольникова, 1872), типографии А.И. Мамонтова в Леонтьевском переулке (1872) эффектно сопоставлял в декоративном убранстве фасадов красочные изразцы и рельефные цветные поверхности, выложенные отделочным кирпичом. Для семьи Мамонтовых в Абрамцеве спроектировал деревянное, украшенное резьбой здание «Студии» (1872).

Литература: Собко Н.П., В.А. Гартман, СПб., 1874.

Гастелло Николай Францевич

Гастелло Николай Францевич (1907, Москва - 1941), Герой Советского Союза (1941, посмертно), лётчик, капитан. Работал слесарем (1930-32) на Государственном механическом заводе строительных машин имени Первого Мая. Участвовал в боях на Халхин-Голе (1939). В начале Великой Отечественной войны командир эскадрильи. 26 июня в Белоруссии самолёт Гастелло был подбит, но экипаж (лейтенант Г.Н. Скоробогатов и старший сержант А.А. Калинин) не покинул горящую машину, и Гастелло направил её в группу вражеских танков, автомашин и бензовозов, взорвав их вместе с самолётом. На здании школы № 370, где учился Гастелло (9-я Сокольническая улица, 25), и на заводе имени 1-го Мая (Варшавское шоссе, 9) - мемориальные доски. Именем Гастелло в 1960 названа улица (бывшая 3-я Сокольническая).

Гатцук Алексей Алексеевич

Гатцу́к Алексей Алексеевич (1832, Одесса — 1891, Москва), филолог, археолог, журналист. Окончил филологический факультет Московского университета (1857), в 1859—61 возглавлял кафедру русской словесности в Ришельевском лицее в Одессе, затем переехал в Москву, где сблизился с В.И. Далем, М.П. Погодиным, М.Н. Катковым, В.Ф. Одоевским, А.С. Уваровым. Участвовал в археологических раскопках курганов в Московской губернии, в 1864 опубликовал «Отчёт об археологических раскопках в окрестностях Москвы» («Голос», № 4), статью «О некоторых древних вещах из Чертковского собрания» («Русский архив»). Один из основателей Московского археологического общества. Выступил с предложением «исследования подпочвы исторической России» — организовать наблюдения за земляными работами и возможными при них открытиями в древних городах Руси. С 1866 издавал в Москве общедоступный «Крестный календарь» (стоимость 10 коп.), в составлении которого участвовали Погодин и О.М. Бодянский, с 1875 — «Еженедельное иллюстрированное прибавление к "Крестному календарю"» (затем — «Газета А. Гатцука»). Гатцук — автор работ «О курганах, господствующих в Московской губернии» («Чтения в ОИДР», 1869, кн. 4), «Заметка о "каменных бабах" близ Москвы» (там же, 1870, кн. 3), «А.С. Пушкин под секретным надзором в Москве в 1829» («Русская старина», 1884, № 6). Похоронен в Донском монастыре.

Литература: Формозов А.А., Следопыты земли московской, М., 1988.

Ю.Н. Александров.

Гаук Александр Васильевич

Га́ук Александр Васильевич (1893, Одесса — 1963, Москва), дирижёр, педагог и композитор, народный артист РСФСР (1954). В 1917 окончил Петроградскую консерваторию. С 1933 в Москве, дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (БСО). Основатель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра СССР (1936—41). В 1953—61 главный дирижёр и художественный руководитель БСО. Преподавал в Московской консерватории (1939—63, с перерывами; с 1948 профессор). Учениками Гаука были Е.А. Мравинский, А.Ш. Мелик-Пашаев, Э.П. Грикуров, Е.Ф. Светланов. По оркестровым голосам восстановил 1-ю симфонию С.В. Рахманинова и впервые исполнил её в Москве (1944). В его репертуаре — произведения П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Ю.А. Шапорина, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского и многих других композиторов. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1950—63 жил Гаук (Тверская улица, 25/9), — мемориальная доска.

Литература: А.В. Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников, М., 1975.

О.С. Лебедева.

Гедике Александр Фёдорович

Ге́дике Александр Фёдорович (1877, Москва — 1957, там же), органист, пианист, композитор и педагог, народный артист РСФСР (1946). Потомственный музыкант: отец — Фёдор Карлович (Фридрих-Александр-Пауль) (1839, Москва — 1916, там же), пианист и органист; в 1880—1916 преподавал в Московской консерватории, как и дед Гедике — Карл. Двоюродный брат Гедике — композитор и пианист Н.К. Метнер. Музыкальное образование получил в Московской консерватории (1892—98), окончил её как пианист. Композицией Гедике занимался самостоятельно, органную игру изучал под руководством отца. С двенадцатилетнего возраста выступал публично как органист, свыше 10 лет регулярно замещая отца во время службы в католической церкви Святого Людовика на улице Малая Лубянка. Свой первый сольный органный концерт дал в Большом зале консерватории в феврале 1923. В дальнейшем играл исключительно на органе Большого зала (всего свыше 200 концертов). Он познакомил широкие круги московских слушателей с органной музыкой, сделал органные концерты важной частью столичной музыкальной жизни. В репертуар Гедике входили почти все органные и многие клавирные сочинения И.С. Баха, произведения композиторов-романтиков. Нередко он включал в программы собственной транскрипции для органа сочинения Ф. Листа, Э. Грига, Р. Вагнера, П.И. Чайковского. Постоянными партнёрами Гедике были вокалисты Н.Г. Райский и Н.Л. Дорлиак. С 1909 профессор Московской консерватории (класс фортепьяно). В 1923 возглавил органный класс, став одним из основоположников современной русской органной школы (среди его учеников — Л.И. Ройзман, С.Л. Дижур, Г.Я. Гродберг). С 1936 руководитель кафедры камерного ансамбля. Его учениками были В.В. Борисовский, С.Н. Кнушевицкий, М.Л. Ростропович, С.Г. Нейгауз. В наследии Гедике-композитора 96 опусов, в том числе 4 оперы («Виринея», «У перевоза», «Жакерия», «Макбет»); 3 симфонии, инструментальные концерты — для органа, валторны, трубы, скрипки; 2 квартета, 2 трио и квинтет, 2 скрипичные и виолончельная сонаты. Широкой популярностью пользуются его многочисленные детские фортепьянные пьесы. Государственная премия СССР (1948).

В детстве Гедике жил в 3-м Троицком переулке, затем до 1907 в доме церкви Святого Людовика на улице Малая Лубянка. В 1920—55 жил в правом флигеле консерватории, где ныне установлена мемориальная доска.

Сочинения: Сборник статей и воспоминаний, М., 1960.

Литература: Левик Б., А. Гедике, М., 1947.

С.В. Грохотов.

Гейнике Николай Александрович

Ге́йнике Николай Александрович (1876, Казань — 1955, Москва), историк, педагог. По окончании историко-филологического факультета Московского университета преподавал историю в московских гимназиях (1906—14). В 1917 под редакцией Гейнике вышел путеводитель «По Москве». С 1920-х гг. преподавал в Институте методов внешкольной работы, МГУ, педагогических вузах и Московском дворце пионеров. Вёл курсы по истории Москвы, краеведению и методике экскурсионного дела. Гейнике — составитель и редактор сборника «Культурно-исторические экскурсии. Москва, московские музеи, подмосковные» (ч. 1—3, 1923). Получил известность как практический организатор историко-культурных экскурсий по Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Прогулка по Кремлю, М., 1922.

Литература: Закс А.Б., Три портрета, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

«Геликон-Опера»

«Гелико́н-О́пера» Московский государственный театр (Большая Никитская улица, 19; в здании Центрального дома медиков). Создан в 1990, с 1993 под названием Московский музыкальный театр «Геликон», с конца 1994 современное название. Создатель театра, главный режиссёр и художественный руководитель Д.А. Бертман, директор А.С. Тагильцев. Театр имеет свой симфонический оркестр (главный дирижёр К.К. Тихонов) и хор. В театре поставлены «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди.

О.Л.

Гельрих Густав Августович

Г. А. Гельрих.

Г. А. Гельрих.

Ге́льрих Густав Августович (1878, Москва — после 1917, там же), архитектор. Представитель стиля модерн. Выстроил гармоничный по пропорциям особняк Е.А. Рекк на Большой Никитской улице (1902), отличающийся цельностью, пластическим решением наружных форм и изысканностью лепного декора. Специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных домов каркасных конструкций; разрабатывал проекты, сочетающие требования комфорта с функциональностью общего решения, придавал внутренней планировке квартир и жилых секций, сгруппированных вокруг лестничных клеток, рациональную чёткость и структурную упорядоченность. Стремился акцентировать архитектурную и художественную выразительность протяжённых многоэтажных фасадов, оживляя их плоскость пластично решёнными эркерами, балконами, скруглёнными, волнообразными выступами стен и венчающих карнизов. Разнообразил ритм окон, искусно обыгрывал гибкий рисунок оконных переплётов, балконных решёток, органично использовал декоративную лепнину (дома Чижиковой на Большой Садовой улице, 1900-е гг., П.А. Скопника на Садовой-Кудринской улице, 1906—07, Бебутовой на Рождественском бульваре, 1909). В конце 1900-х гг. в постройках Гельриха усилились простота, рациональная геометрическая ясность решения фасада, в декор которых включаются архитектурные, декоративные, скульптурные детали в духе неоклассицизма. Для выделения цокольной части используется руст, в верхних этажах обыгрывается графически чёткий сквозной вертикальный ритм 3-гранных эркеров, угол здания на пересечении улиц иногда эффектно выделяется башенкой, балконом, эркером, что помогает зрительно связать фасады по разным улицам и придаёт зданию выразительность силуэта (дома Грибова в Машковом переулке, 1911, Шевлягиной на Мещанской улице, 1912, Рекк на Пречистенке, 1912—13, Малышева на улице Большая Полянка, 1914).

Гельфрейх Владимир Георгиевич

Гельфре́йх Владимир Георгиевич (1885, Петербург — 1967, Москва), архитектор, действительный член Академии архитектуры (1947) и Академии строительства и архитектуры (1956), Герой Социалистического Труда (1965). В 1906—14 учился в петербургской Академии художеств у Л.Н. Бенуа. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1918—35), в МВХПУ (1959—67). В 1918—39 работал совместно с В.А. Щуко. Участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов (1932—33), в разработке утверждённого проекта Б.М. Иофана (1933—38), монументально-классицистические формы которого использовал в архитектуре нового здания Библиотеки имени В.И. Ленина (1928—58). Проектировал Большой Каменный мост. С 1935 активно участвовал в реконструкции Москвы, строительстве ВСХВ (Главный павильон, 1939, с А.П. Великановым, В.А. и Ю.В. Щуко), метрополитена (наземный вестибюль станции «Новокузнецкая», наземный вестибюль и перронный зал станции «Электрозаводская», обе — 1943—44; станция «Проспект Мира», 1952), высотного здания на Смоленской площади (1953, с М.А. Минкусом). В 1950 — 1960-х гг. руководил созданием ансамблей Смоленской площади (1953), Кутузовского проспекта и площади Победы (1953—58), планировкой и застройкой жилых массивов Кунцево (1957—59), Фили-Мазилово (1956), Рублёво, Давыдково. Государственная премия СССР (1946, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Пекарева Н.А., В. Гельфрейх, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Гельцер Екатерина Васильевна

Е. В. Гельцер.

Е. В. Гельцер.

Ге́льцер Екатерина Васильевна (1876, Москва - 1962, там же), артистка балета, народная артистка Республики (1925; первой из артистов балета получила это звание). Дочь известного танцовщика и педагога В.Ф. Гельцера. По окончании Московского хореографического училища в 1894-1935 работала в Большом театре (в 1896-97 - в Мариинском театре в Петербурге). В течение всей творческой жизни совершенствовалась у В.Д. Тихомирова. Особое значение для её искусства имела деятельность балетмейстера А.А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии; самой значительной из них была Саламбо («Саламбо» А.Ф. Арендса, 1910). В этой роли определились основные качества её дарования: соединение блестящей классической танцовщицы и крупной мимической артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом. Среди её партий: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни), Рыбачка («Любовь быстра!» на музыку Э. Грига), Евника («Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена), Раймонда («Раймонда» А.К. Глазунова). Последние партии Гельцер: Эсмеральда («Эсмеральда» Пуни, 1926) и Тао Хоа («Красный мак» Р.М. Глиэра, 1927). Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где жила Гельцер (Брюсов переулок, 17), - мемориальная доска.

Литература: Е.В. Гельцер, М., 1954; Мартынова О.М., Е. Гельцер, М., 1965.

И.М. Райгородская.

Гематологический центр

Гематологи́ческий центр (Новозыковский проезд, 4). Образован в 1987 на базе Центрального НИИ гематологии и переливания крови (основан в 1926 как первый в мире Государственный институт экспериментальной и клинической гематологии и переливания крови). В 1928—44 носил имя своего основателя — врача, философа и писателя А.А. Богданова, погибшего в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе. В состав Гематологического центра входят институты гематологии и интенсивной терапии и переливания крови. Разрабатывает проблемы химиотерапии острых лейкозов, трансплантации костного мозга, создания кровезаменителей, компонентов и препаратов крови, организации гематологической помощи. Деятельность центра связана с именами А.А. Богомольца, М.П. Кончаловского, С.И. Спасокукоцкого и других учёных.

М.Я. Яровинский.

Генерал-губернатор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Геништа (Еништа) Иосиф Иосифович

Геништа (Еништа) Иосиф Иосифович (Осип Осипович) (1795, Москва - 1853, там же), композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта. Воспитывался в Благородном пансионе Московского университета. Как композитор получил известность, благодаря выступлениям в салоне княгини З.А. Волконской (Тверская улица, 14). Именно здесь впервые был исполнен княгиней и Геништа самый известный его романс-элегия «Погасло дневное светило» на слова А.С. Пушкина в присутствии поэта (эта сцена описана князем П.А. Вяземским). Автор музыки к водевилям, исполнявшимся в Большом театре («Бальдонские воды», «Сюрприз», оба - в 1829), и свыше 20 водевилей, созданных в содружестве с А.Н. Верстовским, А.А. Алябьевым, М.Ю. Виельгорским, Л.В. Маурером, Ф.Е. Штольцем. Вёл активную педагогическую деятельность. Похоронен на Введенском кладбище.

О.С. Лебедева.

Геологический институт РАН

Геологи́ческий институ́т РАН (Пыжевский переулок, 7). Основан в 1930 в Ленинграде на базе Минералогического и Петрографического музеев. В 1934 переведён в Москву. В 1937 объединён с Петрографическим институтом имени Ф.Ю. Левинсона-Лессинга и Институтом геохимии, минералогии и кристаллографии имени М.В. Ломоносова в Институт геологических наук; с 1956 - современное название. Разрабатываются фундаментальные проблемы стратиграфии, тектоники и литологии: строение и развитие биосферы Земли и эволюции экосистем, расшифровка строения земной коры континентов и океанов, динамика развития осадочных бассейнов разных регионов Земли и др.

Предыдущая страница Следующая страница