Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОКН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОКН")

Обелиск «Покорителям космоса»

См. в статье Аллея космонавтов.

Обер-полицмейстер

Обер-полицеймейстер

глава московской городской полиции. Должность обер-полицмейстера введена в 1722, с 1727 подчинялся генерал-губернатору. Руководил деятельностью полицмейстеров, отвечал за спокойствие и порядок в городе, возглавлял пожарную охрану, «надзирал» за торговлей, городским благоустройством и санитарным состоянием Москвы, следил за соблюдением законов и предписаний высших и центральных учреждений, выполнением решений судебных органов. Должность упразднена в 1905 в связи с учреждением в Москве градоначальства.

Оборин Лев Николаевич

Обо́рин Лев Николаевич (1907, Москва — 1974, там же), пианист, педагог, народный артист СССР (1964). Вырос в семье инженера-путейца. Первоначальное музыкальное образование получил в школе Гнесиных в 1914—21 (класс Ел.Ф. Гнесиной), занимался также композицией с А.Т. Гречаниновым. В 1921—26 учился в Московской консерватории на фортепьянном (класс К.Н. Игумнова) и композиторском (в классах Г.Э. Конюса, затем Г.Л. Катуара и Н.Я. Мясковского) факультетах. После победы на 1-м Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве (1927) Оборин первым из советских пианистов получил широкое международное признание. Интенсивно концертировал (в отдельные сезоны давал до 100 сольных концертов). Важнейшее место в его репертуаре занимали сочинения Ф. Шопена, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. К высшим исполнительским достижениям Оборина принадлежат также концерты С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна. Оборин прославился и как камерный исполнитель. С 1930-х гг. его постоянными партнёрами были скрипач Д.М. Цыганов, затем Д.Ф. Ойстрах (скрипка) и С.Н. Кнушевицкий (виолончель). С 1928 преподавал в Московской консерватории (с 1935 профессор, в 1954—59 и с 1965 заведующий кафедрой). Государственная премия СССР (1943). Жил на улице Солянке. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Хентова С.М., Л. Оборин, Л., 1964; Л.Н. Оборин. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения, М., 1977.

С.В. Грохотов.

Образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Образцов Владимир Николаевич

Образцо́в Владимир Николаевич (1874, Николаев — 1949, Москва), учёный в области транспорта, академик АН СССР (1939). Отец С.В. Образцова. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1897). С 1901 в Москве. Преподавал в Московском инженерном училище, в 1919—22 профессор Московского института гражданских инженеров, в 1923—49 — Московского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1935—40 начальник НИИ железнодорожного транспорта. В 1939—49 возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта АН СССР. Основные труды по развитию станционного хозяйства железных дорог, проектированию железнодорожных станций и транспортных узлов, проблемам взаимодействия и развития сети различных видов транспорта в стране. Государственная премия СССР (1942, 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Образцова в 1949 названа улица (бывшая Бахметьевская) в районе площади Борьбы, на которой (д. 12) он жил с 1928 (мемориальная доска).

Образцов Сергей Владимирович

Образцо́в Сергей Владимирович (1901, Москва — 1992, там же), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Сын В.Н. Образцова. В 1918—26 учился во Вхутемасе. В 1922—30 артист Музыкальной студии МХАТа (с 1926 — Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко), в 1930—36 — МХАТа 2-го. Исполнял преимущественно острохарактерные роли. В 1920 начал выступать на эстраде, исполнял пародийные романсы с куклами. С 1931 руководитель Центрального театра кукол (ныне — Центральный театр кукол имени С.В. Образцова), разработал теорию и методику этого театра. Ставил спектакли для детей («По щучьему велению» Е.А. Тараховского, 1936; «Мистер Твистер» С.Я. Маршака, 1961; «Три толстяка» Ю.К. Олеши, 1977; «Маугли» по Р. Киплингу, 1987, и др.) и для взрослых («Необыкновенный концерт», 1946 и 1968; «Ноев ковчег» И.В. Штока, 1968; «Дон Жуан-76» В.Б. Ливанова и Г.Я. Бардина, 1976; «Чёртова мельница» Я. Дрды и Штока, 1953 и 1991, и др.). С 1956 работал также в кино как сценарист и режиссёр («Удивительное рядом», 1962; «Кому он нужен, этот Васька», 1973, и др.). С 1936 вёл педагогическую работу (с 1973 профессор ГИТИСа). В 1976—84 президент Международного союза кукольников (с 1984 почётный президент). Государственная премия СССР (1946). Многие годы жил в Глинищевском переулке (в 1943—93 улица Немировича-Данченко), 5/7. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Моя профессия, М., 1950, М., 1981.

Образцовый военный оркестр

Почётного караула штатный музыкальный коллектив Российской Армии. Создан в декабре 1956 на базе Образцово-показательного оркестра 40-го Минского отряда Конвойной охраны Управления МВД Московской области и оркестра 1-го мотострелкового полка 1-й мотострелковой дивизии имени Ф.Э. Дзержинского МВД СССР, участвовавших в военном параде 7 ноября 1941, Параде Победы 24 июня 1945 на Красной площади. Обеспечивает встречи и проводы глав государств, правительственных и военных делегаций, прибывающих в Москву; также выступает в концертах на площадях и в парках столицы. Исполняет государственные гимны всех стран мира и другие произведения только наизусть. В разные годы оркестром руководили: Г.П. Николаев, подполковник Н.М. Зубаревич, Б.Ф. Дылдин и А.Ф. Приходченко; с 1994 - С.Б. Горев.

Х.М. Хаханян.

Обручев Владимир Афанасьевич

Обручев Владимир Афанасьевич (1863, село Клепенино Тверской губернии - 1956, Москва), геолог и географ, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Горный институт в Петербурге (1886). С 1921 в Москве. В 1921-29 профессор Московской горной академии. В 1930-39 председатель Комиссии (Комитета) по изучению вечной мерзлоты. С 1939 директор Института мерзлотоведения АН СССР. В 1942-46 академик-секретарь Отделения геолого-географических наук АН СССР. Научные исследования и многочисленные экспедиции были посвящены изучению геологического строения Сибири (в том числе обоснованию «древнего темени» Азии), её полезным ископаемым, тектонике, мерзлотоведению. Автор научно-фантастических романов («Плутония», 1924; «Земля Санникова», 1926), научно-приключенческой повести «В дебрях Центральной Азии» (1951) и др. Премия имени В.И. Ленина (1926), Государственная премия СССР (1941, 1950). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Обручева в 1965 названа улица в районе Ленинского проспекта.

Обухова Надежда Андреевна

Обу́хова Надежда Андреевна (1886, Москва — 1961, Феодосия), певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1937). Из дворянской семьи (её предок — Е.А. Баратынский). Обучалась в Московской консерватории (класс вокала У. Мазетти; по фортепьяно занималась у Ф.К. Гедике). В 1916 — 1943 солистка Большого театра (считалась лучшей на русской сцене исполнительницей партии Кармен в одноименной опере Ж. Бизе). С 1912 выступала и как камерная певица, пользовавшаяся исключительной популярностью во всех сферах общества. Её огромный репертуар включал произведения русских и зарубежных классиков, русские народные песни. А.В. Нежданова приглашала Обухову для совместных выступлений. Высоко ценили её искусство К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз. В годы Великой Отечественной войны Обухова оставалась в Москве, продолжая выступления, в том числе на Всесоюзном радио. Весной 1942 пела для тяжелобольного М.В. Нестерова, мечтавшего создать портрет певицы. Акварель Нестерова — Обухова в образе Марфы (из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского) — была подарена ей художником за несколько дней до его кончины. Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме (так называемый дом Большого театра) в Брюсовом переулке, где в 1936—61 жила Обухова, — мемориальная доска.

Литература: Н.А. Обухова. Воспоминания. Статьи. Материалы, М., 1970; Поляновский Г., Н.А. Обухова, 2 изд., М., 1986.

М.В. Есипова.

Общество братьев Бромлей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общество Верхних торговых рядов

О́бщество Ве́рхних торго́вых рядо́в Общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве (акционерное), фирма, владевшая крупнейшим в России торговым пассажем, построенным ею на месте старых Верхних торговых рядов. Устав общества подготовлен комитетом (создан в 1886 по инициативе городского головы Н.А. Алексеева) и утверждён в 1888. Правление — в доме Купеческого общества в Юрковом переулке на Ильинке. Председатель подготовительного комитета и правления общества — А.Г. Кольчугин.

Открытие состоялось 2 декабря 1893. Магазин предназначался для розничной и оптовой торговли. Представлял собой 3 продольных пассажа, соединявших улицы Никольскую и Ильинку, пересечённых под прямым углом 3 поперечными пассажами (каждое здание — трёхэтажное). Они образовали 4 ряда внутренних проходов, перекрытых застеклёнными металлическими фермами конструкции инженера В.Г. Шухова. Площадь торговых помещений около 4,2 тыс. кв. саженей. Магазин отличался высокой технической оснащённостью: центральное отопление, автономная электростанция, 9 грузовых лифтов и пр.

Помещения в новых Верхних торговых рядах у общества арендовали свыше 160 фирм и частных лиц. В них проходили выставки и концерты; после 1917 размещались государственные учреждения (до 1921 и с 1930-х гг.), в 1921 открыт первый советский универмаг, в 1953 — Государственный универсальный магазин (ГУМ).

Литература: Размадзе А.С., Торговые ряды на Красной площади в Москве, К., 1893; Путеводитель по Верхним торговым рядам, М., 1902; Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977; Бондаренко И.А., Красная площадь Москвы, М., 1991; Палтусова И., Крупнейший пассаж России, «Мир музея», 1993, № 6.

И.Н. Палтусова.

Общество искусства и литературы

Создано в Москве в 1888 К.С. Станиславским при участии Ф.П. Комиссаржевского, А.Ф. Федотова, Ф.Л. Сологуба. Первоначально размещалось в здании бывшего «Пушкинского театра» на Тверской улице. Общество устраивало выставки и спектакли, при нём было организовано училище с драматическими и музыкальными классами, во главе которых стояли Федотов и Комиссаржевский. 8 декабря 1889 на первом «исполнительском вечере» были сыграны «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, сцены из «Годуновых» Федотова и «Жорж Данден» Мольера (режиссёр Федотов, художники Сологуб и К.А. Коровин). В 1890 из-за материальных затруднений Общество сузило свою деятельность; переехало на Поварскую улицу (д. 13), взяв на себя обязанность регулярно (1 раз в неделю) давать спектакли и устраивать вечера в старом помещении, которое занял Русский охотничий клуб. Из Общества ушли Федотов и Комиссаржевский, умер Сологуб. В 1891 главой Общества стал Станиславский, председателем - Г.Н. Федотова; с 1894 оно собиралось на квартире Станиславского. Училище прекратило существование, работал только драматический кружок. В его составе были актёры М.Ф. Андреева, М.П. Лилина, А.Р. Артём, Н.Г. Александров, Г.С. Бурджалов, В.В. Лужский, А.А. Санин, Е.М. Раевская, художники В.Д. Поленов, В.А. Симов, Ф.Н. Наврозов. Среди лучших спектаклей: «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1891), «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1895), «Самоуправцы» А.Ф. Писемского (1895), «Отелло» (1896) и «Много шума из ничего» (1897) У. Шекспира, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана (1898). Впервые в истории русского театра из группы любителей возникла постоянная труппа. В 1898 с группой ведущих актёров Станиславский перешёл во вновь организованный Московский Художественный театр.

М.С. Иванова.

Общество любителей российской словесности

ОЛРС

литературно-научное общество при Московском университете (1811-1930, с перерывом в 1837-57). В числе председателей Общества были М.Н. Загоскин, А.С. Хомяков, М.П. Погодин, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков, Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, Н.И. Стороженко, П.Д. Боборыкин, Алексей Н. Веселовский, А.Е. Грузинский, П.Н. Сакулин. Активными его членами в разное время являлись А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Я.П. Полонский, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, А.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.Я. Брюсов и др. Общество опубликовало «Труды ОЛРС» (ч. 1-20, 1812-21), «Сочинения в прозе и стихах» (ч. 1-7, 1822-28), «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (ч. 1-4, 1863-66), «Песни, собранные П.В. Киреевским» (в. 1-10, 1860 - 1874; новая серия, в. 1-2, 1911-29). После 1917 при Обществе были созданы комиссии: Пушкинская, историко-литературная и современной литературы; изданы сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1-2, 1924-30).

Общество московских художников

ОМХ

Возникло в 1927 в результате объединения членов художественных группировок «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие». Среди учредителей были С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь, А.Д. Древин, К.К. Зефиров, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.А. Осмёркин, М.С. Родионов, В.В. Рождественский, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк; первый председатель - Грабарь, с 1929 - Лентулов. Члены ОМХ, ядро которого составили бывшие участники объединения «Бубновый валет», стремились передавать материальное многообразие мира с помощью пластического объединения цвета и формы, энергичного мазка. В 1928-29 Общество пополнилось членами московских художественных группировок «Цех живописцев», «Бытие», «Четыре искусства», «Жар-цвет» и др. (среди них - А.И. Кравченко, Н.П. Крымов, А.В. Фонвизин, А.В. Шевченко). В 1928 были организованы художественно-производственные мастерские, в которых изготовлялись политические плакаты, открытки, репродукции, выполнялись заказы на росписи общественных зданий, оформление рабочих клубов и массовых шествий. ОМХ провело две отчётные (1928, 1929) и несколько передвижных выставок в московских рабочих клубах, его члены участвовали в передвижных выставках, организованных Наркомпросом, и в выставке советского искусства в Нью-Йорке. ОМХ постоянно подвергалось нападкам со стороны официозных группировок (АХРР, «Октябрь» и др.) и Наркомпроса, в 1930 потребовавшего провести в ОМХ «классовую дифференциацию» и «чистку рядов». В 1931 Общество практически распалось, окончательно ликвидировано в 1932.

Литература: Меледина М.В., Общество московских живописцев (ОМХ), в сборнике: Советское искусствознание, в. 24, М., 1988.

Общество Московского научного института

В память 19 февраля 1861 года основано учёными, покинувшими в 1911 Московский университет в знак протеста против политики министра просвещения Л.А. Кассо. Было первым в России общественным начинанием в интересах раскрепощения науки от административно-бюрократического произвола властей. Устав Общества утверждён 16 апреля 1912; первое собрание его состоялось 10 мая 1912. Основные задачи Общества: способствовать разработке научных вопросов по всем отраслям знания; оказывать содействие лицам, желающим производить научные исследования в какой-либо области; устраивать для этой цели научные учреждения, в том числе лаборатории, кабинеты, музеи, библиотеки и т.п. Член Общества должен был внести не менее 50 рублей (стоимость одного пая); членами института избирались только научные деятели. Учредителями Общества наряду с москвичами А.А. Бахрушиным, Н.Д. Зелинским, П.Н. Лебедевым были И.П. Павлов, И.И. Мечников и др. Среди избранных в учёный совет Общества были Н.М. Кулагин, А.А. Мануйлов, П.А. Минаков, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.Д. Шервинский, А.А. Эйхенвальд. Председателем правления был избран юрист А.И. Геннерт. С конца октября 1912 проходили систематические заседания учёного совета и правления Общества.

В первую очередь предполагалось создать физическую и биологическую лаборатории, а также учреждение отделения общественных наук с издательским фондом. В 1916 основан Институт экспериментальной биологии во главе с Н.К. Кольцовым, в 1917 - Физиологический институт во главе с М.Н. Шатерниковым. В январе 1917 был открыт Физический институт (на Миусской площади, рядом с Народным университетом имени А.Л. Шанявского) во главе с П.П. Лазаревым. В августе 1918 организована Центральная контрольная станция сывороток и вакцин (с 1919 - Институт контроля сывороток и вакцин). В последующем на базе Общества создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ).

Ю.А. Шилинис, И.Е. Карнеева.

Общество Московского научного института в память 19 февраля 1861 года

О́бщество Моско́вского нау́чного институ́та в память 19 февраля 1861 года основано учёными, покинувшими в 1911 Московский университет в знак протеста против политики министра просвещения Л.А. Кассо. Было первым в России общественным начинанием в интересах раскрепощения науки от административно-бюрократического произвола властей. Устав Общества утверждён 16 апреля 1912; первое собрание его состоялось 10 мая 1912. Основные задачи Общества: способствовать разработке научных вопросов по всем отраслям знания; оказывать содействие лицам, желающим производить научные исследования в какой-либо области; устраивать для этой цели научные учреждения, в том числе лаборатории, кабинеты, музеи, библиотеки и т.п. Член Общества должен был внести не менее 50 рублей (стоимость одного пая); членами института избирались только научные деятели. Учредителями Общества наряду с москвичами А.А. Бахрушиным, Н.Д. Зелинским, П.Н. Лебедевым были И.П. Павлов, И.И. Мечников и др. Среди избранных в учёный совет Общества были Н.М. Кулагин, А.А. Мануйлов, П.А. Минаков, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.Д. Шервинский, А.А. Эйхенвальд. Председателем правления был избран юрист А.И. Геннерт. С конца октября 1912 проходили систематические заседания учёного совета и правления Общества.

В первую очередь предполагалось создать физическую и биологическую лаборатории, а также учреждение отделения общественных наук с издательским фондом. В 1916 основан Институт экспериментальной биологии во главе с Н.К. Кольцовым, в 1917 — Физиологический институт во главе с М.Н. Шатерниковым. В январе 1917 был открыт Физический институт (на Миусской площади, рядом с Народным университетом имени А.Л. Шанявского) во главе с П.П. Лазаревым. В августе 1918 организована Центральная контрольная станция сывороток и вакцин (с 1919 — Институт контроля сывороток и вакцин). В последующем на базе Общества создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ).

Ю.А. Шилинис, И.Е. Карнеева.

Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова

Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова

учреждено в Москве 25 мая 1881 во время 50-летнего юбилея научной и общественной деятельности Н.И. Пирогова. Среди членов-учредителей - А.Я. Кожевников, А.А. Остроумов, Н.В. Склифосовский (председатель), А.Б. Фохт, В.Д. Шервинский, Ф.Ф. Эрисман. Оформилось как Московско-Петербургское общество русских врачей в 1883. С 1885 по 1913 Пироговское общество созвало 12 Пироговских съездов, в том числе 4 в Москве. В 1905 в Москве состоялся внеочередной съезд по борьбе с холерой, принявший также политическую резолюцию, призывавшую врачей «сорганизоваться для ... борьбы ... против бюрократического строя до полного его устранения и за созыв Учредительного собрания». В 1914-19 Пироговское общество провело 5 чрезвычайных Пироговских съездов (4 в Москве) и 7 Пироговских совещаний в Москве, которые носили острый политический характер. На 5-м Пироговском съезде (1893-94) учреждён постоянный исполнительный орган Общества - правление с местопребыванием в Москве. При нём работали комиссии: по школьной гигиене; врачебно-продовольственная; по общественной медицине, санитарии и борьбе с эпидемиями; санитарной статистике; по изучению малярии, самоубийств, туберкулёза и др. Регулярно издавались доклады правления и комиссий, дневники и труды съездов и совещаний. Периодическим органом в 1895-1908 был «Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова» (впоследствии, с перерывами, журнал «Общественный врач»). На заседании чрезвычайного Пироговского съезда 22 ноября 1917 большинство членов правления Пироговского общества приняли политическую резолюцию, осуждавшую октябрьский переворот. В связи с декретом СНК РСФСР от 15 февраля 1918 «Об упразднении Центрального врачебно-санитарного совета» чрезвычайное Пироговское совещание по вопросам врачебно-санитарного дела (13-15 марта 1918 в Москве) признало его актом, «крайне вредно отражающимся на работе общественной медицины», и приняло резко оппозиционную политическую резолюцию. 16-17 мая 1918 состоялся Пироговский съезд по вопросам профессионального объединения врачей. В апреле 1919 чрезвычайный Пироговский съезд в Москве обсудил проблемы врачебно-санитарного дела на местах и борьбы с эпидемиями. 9 мая 1922 на Пироговском совещании в Москве председатель Учёного медицинского совета Л.А. Тарасевич отметил, что деятельность Пироговского общества всё более восстанавливается. Однако в связи с ликвидацией земских и городских самоуправлений общественная медицина и её всероссийское представительство в виде Пироговского общества утратили свою социальную и организационную базы. Наркомздрав РСФСР лишил Пироговское общество и финансовой базы, включив все его финансы в свою смету. В результате в 1922 Пироговское общество и его журнал «Общественный врач» прекратили своё существование.

Ю.А. Шилинис, И.Е. Карнеева.

Общество станковистов

О́бщество станкови́стов см. Общество художников-станковистов (ОСТ)

Общество художников-станковистов

ОСТ

творческое объединение московских художников (1925-32). Создано группой выпускников Вхутемаса. В ОСТ входили Д.П. Штеренберг (председатель), П.В. Вильямс, Б.И. Волков, А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.Г. Тышлер, Н.А. Шифрин, А.А. Лабас, С.А. Лучишкин и др. Ставили целью создание «активного революционного искусства», отражение типических явлений современной действительности. Для произведений «остовцев», посвящённых в основном темам индустриализации, спорта, жизни города, характерны острота и лаконичность формы, динамика композиции, чёткость рисунка. Сыграло важную роль в развитии станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства. В Москве были организованы выставки в 1925, 1926, 1927 и 1928. В 1931 от общества откололись 2 группы художников, образовавших объединение ОСТ-14 и ОСТ-20.

Литература: Костин В., ОСТ (Общество станковистов), Л., 1976.

Общие сведения

Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения - субъект Российской Федерации, центр Московской области. В Москве находятся резиденции Президента Российской Федерации, Федерального собрания, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Прокуратуры Российской Федерации. В Москве размещены представительства субъектов Российской Федерации, а также дипломатические представительства иностранных государств.

Москва расположена на 55°45’ северной широты и 37°37’ восточной долготы, в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Волги и Оки, в подзоне хвойно-широколиственных лесов.

Москва - один из крупнейших мегаполисов мира. Её территория (без г. Зеленограда и других населённых пунктов, подчинённых Московской мэрии) составляет 994,0 кв. км (1996), в том числе 878,7 кв. км - в пределах Московской кольцевой автодороги (МКАД). Население 8,8 млн. человек (1995).

В административном отношении Москва делится на 10 административных округов: Центральный, Северный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Южный, Юго-Западный, Юго-Восточный, Западный, Восточный и Зеленоградский. В административных округах 128 районов (1996).

Объединение современных архитекторов

ОСА

творческое объединение (1925-31). Создано москвичами - архитектурной группой ЛЕФ: А.А. Весниным, М.О. Барщем, А.К. Буровым, М.И. Синявским, П.А. Красильниковым, а также М.Я. Гинзбургом, К.С. Мельниковым, Я.А. Корнфельдом и др.; позже вошли Г.М. Орлов, И.А. Голосов, И.И. Леонидов и др. Выступали под лозунгами конструктивизма и функционализма, пропагандировали рациональность и функциональную обоснованность архитектурной композиции, использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства. По проектам членов объединения в Москве построено свыше 100 зданий. Председатель ОСА - А.А. Веснин. Издавало журнал «Современная архитектура» (1926-30). ОСА на правах сектора вошло в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО).

Литература: Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения, М., 1970, с. 65-105.

Обыденная Церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка Обыденная.

Церковь Илии Пророка Обыденная.

Москва.

Обы́денная Це́рковь Илии́ Проро́ка Ильи Обыденного (2-й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с ополчением под командованием князя Д.М. Пожарского, ставка которого размещалась неподалёку; восстановлена в 1612. Во второй половине XVII в. храм особо почитался царской фамилией, совершавшей частые «выходы» на службы, отправлявшиеся патриархом. Ныне существующее здание возведено в 1702—06, предположительно, по проекту И.П. Зарудного думным дьяком Г.Ф. Деревниным. Тип храма (восьмерик на четверике с узким барабаном главки, 3-частный алтарь) и скромный декор фасадов восходят к традициям московского барокко. В 1819 была выстроена трапезная с приделами Петра и Павла, Симеона и Анны (архитектор Ф.К. Соколов), в 1866—68 — паперть и 3-ярусная шатровая колокольня (архитектор И.С. Каминский). Значительный вклад на обновление храма сделала семья Третьяковых. В интерьере церкви — резной барочный иконостас начала XVIII в. с иконами конца XVII в., писанными мастерами круга С.Ф. Ушакова (храмовая икона «Огненное восхождение Илии Пророка», «Спас Нерукотворный», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи» и др.). В храме сохраняются иконы из разрушенной церкви Константина и Елены в Кремле, Зачатьевского монастыря и пасхальные облачения из храма Христа Спасителя.

Литература: Григорович А., О церкви Святого пророка Илии что на Остоженке в Москве..., М., 1898; Козаржевский А., Храм Илии Обыденного в 20—30-х гг., «Московский журнал», 1992, № 5.

Е.Е. Андреева.

Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного

Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного (2-й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с ополчением под командованием князя Д.М. Пожарского, ставка которого размещалась неподалёку; восстановлена в 1612. Во второй половине XVII в. храм особо почитался царской фамилией, совершавшей частые «выходы» на службы, отправлявшиеся патриархом. Ныне существующее здание возведено в 1702-06, предположительно, по проекту И.П. Зарудного думным дьяком Г.Ф. Деревниным. Тип храма (восьмерик на четверике с узким барабаном главки, 3-частный алтарь) и скромный декор фасадов восходят к традициям московского барокко. В 1819 была выстроена трапезная с приделами Петра и Павла, Симеона и Анны (архитектор Ф.К. Соколов), в 1866-68 - паперть и 3-ярусная шатровая колокольня (архитектор И.С. Каминский). Значительный вклад на обновление храма сделала семья Третьяковых. В интерьере церкви - резной барочный иконостас начала XVIII в. с иконами конца XVII в., писанными мастерами круга С.Ф. Ушакова (храмовая икона «Огненное восхождение Илии Пророка», «Спас Нерукотворный», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи» и др.). В храме сохраняются иконы из разрушенной церкви Константина и Елены в Кремле, Зачатьевского монастыря и пасхальные облачения из храма Христа Спасителя.

Литература: Григорович А., О церкви Святого пророка Илии что на Остоженке в Москве..., М., 1898; Козаржевский А., Храм Илии Обыденного в 20-30-х гг., «Московский журнал», 1992, № 5.

Е.Е. Андреева.

Овер Александр Иванович

Ове́р Александр Иванович (1804, Тульская губерния — 1864, Москва), терапевт и хирург, один из основоположников клинико-патолого-анатомического направления в отечественной медицине. Из семьи французского эмигранта. Окончив гимназию в Москве, учился в Московской медико-хирургической академии и Московском университете; ученик М.Я. Мудрова. В 20 лет получил диплом врача и совершенствовался по хирургии, терапии и патанатомии главным образом в Страсбурском университете и в клиниках Парижа, где слушал лекции европейских знаменитостей Ф. Бруссе, Г. Дюпюитрена, Р. Лаэннека. В 1830—31 участвовал в борьбе с эпидемией холеры в Москве как старший врач временной Басманной больницы; затем в течение трёх лет в качестве экстерна продолжал патолого-анатомические исследования в Московском военном госпитале и хирургическую практику в Новоекатерининской больнице (под руководством профессора А.И. Поля). С 1839 профессор терапевтической клиники Московской медико-хирургической академии, а после её закрытия (1842) профессор одноименной клиники Московского университета (с 1846 — факультетская терапевтическая клиника на Рождественке, на 60 коек; считалась самой благоустроенной в Европе); одновременно старший врач Градской больницы (с 1833), инспектор московских больниц гражданского ведомства (с 1851) и медицинский инспектор московских учреждений императрицы Марии (1864). В 1847—52 опубликовал (на латинском языке) атлас (т. 1—4), основанный на материалах двадцатилетних клинико-анатомических сопоставлений, который был удостоен высших научных наград ведущих западноевропейских стран. Вместе с Ф.И. Иноземцевым, А.И. Полем и М.В. Рихтером подготовил реформу преподавания на медицинском факультете Московского университета (выделение госпитальных клиник, 1845). В 1850-х — первой половине 1860-х гг. самый популярный московский врач-диагност. Был первым учителем Г.А. Захарьина. Похоронен на Введенском кладбище.

В.И. Бородулин.

Овчинная слобода

Овчи́нная слобода́ Овчинники, находилась в Замоскворечье, на правом берегу старицы Москвы-реки (ныне Водоотводный канал), к востоку от Пятницкой улицы, в пределах Земляного города. Известна с XVII в. как дворцовая слобода Конюшенного двора, население — скорняки, выделывавшие овчины (отсюда название). Сохранились церковь Михаила Архангела и палаты (Средний Овчинниковский переулок, 7 и 10). От названия Овчинной слободы происходят наименования набережной и переулков.

Овчинники

Находилась в Замоскворечье, на правом берегу старицы Москвы-реки (ныне Водоотводный канал), к востоку от Пятницкой улицы, в пределах Земляного города. Известна с XVII в. как дворцовая слобода Конюшенного двора, население - скорняки, выделывавшие овчины (отсюда название). Сохранились церковь Михаила Архангела и палаты (Средний Овчинниковский переулок, 7 и 10). От названия Овчинной слободы происходят наименования набережной и переулков.

Овчинников Юрий Анатольевич

Овчи́нников Юрий Анатольевич (1934, Москва — 1988, там же), химик и биохимик, основатель отечественной школы химиков-биооргаников, академик (1970), вице-президент (с 1974) АН СССР, академик ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда (1981). С 1952 студент, а затем аспирант химического факультета Московского университета. С 1960 работал в Институте химии природных соединений АН СССР (с 1970 — Институт биоорганической химии имени М.М. Шемякина, с 1992 — имени Шемякина и Овчинникова), где в 1963 стал заведующим лабораторией химии белка, а в 1970 директором. Одновременно в 1972—84 заведовал лабораторией химии белка в Институте белка АН СССР, в 1975 создал и возглавил кафедру биоорганической химии на биологическом факультете Московского университета, а в 1982 стал заведующим кафедрой физико-химической биологии и биотехнологии Московского физико-технического института (МФТИ). Основные труды посвящены изучению физико-химических основ функционирования биологических мембран, строения и путей синтеза различных физиологически активных веществ. Под руководством Овчинникова была расшифрована первичная структура ряда белков, с помощью методов генетической инженерии получены биологически важные белки (интерфероны, инсулин человека), используемые в медицинской практике, и др. Возглавлял ряд межведомственных и академических научных советов. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1982). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мемориальные доски — на здании, где работал Овчинников (улица Миклухо-Маклая, д. 16/10), и на доме, где он жил (Звенигородская улица, д. 14).

Огарёв Николай Платонович

Памятник Н. П. Огарёву.

Памятник Н. П. Огарёву.

Москва.

Огарёв Николай Платонович (1813, Петербург — 1877, Гринвич, Великобритания), поэт, публицист, революционный деятель. С 1820-х гг. жил в Москве. Был связан тесной дружбой со своим дальним родственником А.И. Герценом; в 1827 во время прогулки по Воробьёвым горам оба дали друг другу клятву бороться против самодержавия (памятный знак, 1978). С 1830 вольнослушатель, с 1832 студент нравственно-политического отделения Московского университета; одновременно служил в Московском архиве Министерства иностранных дел; сотрудничал в журнале Н.И. Надеждина «Телескоп». В доме № 23/16 по Большой Никитской улице (мемориальная доска), где жил Огарёв, собирался кружок друзей его и Герцена (В.В. Пассек и Д.В. Пассек, Н.Х. Кетчер, А.Х. Лахтин, Н.М. Сатин, М.Н. Носков; статью Кружок Герцена — Огарёва). С лета 1833 за Огарёвым был установлен секретный надзор полиции. Огарёва арестовали в 1834, содержали в Петровских казармах, а в апреле 1835 выслали в Пензу. В 1839—46 снова в Москве. Вместе с Герценом Огарёв был дружен с М.С. Щепкиным; общался с С.Т. Аксаковым и его сыновьями, с В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым, профессорами Московского университета (Т.Н. Грановским и др.). В идейной борьбе 1840-х гг. примыкал к радикальному крылу западников, вместе с Герценом и Белинским полемизировал со славянофилами. Самым близким после своего дома для Огарёва был дом Герцена на Сивцевом Вражке (д. 25). Находясь с 1856 в эмиграции (Великобритания, Швейцария), Огарёв никогда не забывал любимой им Москвы (стихотворения «Выпьем, что ли, Ваня», «Студент», «Грановскому», «Героическая симфония Бетховена», «На Новый год»). Прах Огарёва в 1966 был перевезён в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Огарёва в 1920—93 называлась улица (Газетный переулок) в центральной части Москвы; перед старым зданием Московского университета в 1922 установлен памятник Огарёву (скульптор Н.А. Андреев).

Литература: Путинцев В.А., Н.П. Огарёв. Жизнь, мировоззрение, творчество, М., 1963; Конкин С.С., Н. Огарёв, 2 изд., Саранск, 1982.

К.В. Стародуб.

Огнёв Сергей Иванович

Огнёв Сергей Иванович (1886, Москва — 1951, там же), зоолог, популяризатор науки, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Из семьи биолога, профессора Московского университета И.Ф. Огнёва. Интерес к естественным наукам проявил в гимназические годы, тогда же познакомился с М.А. Мензбиром — своим будущим учителем. В 1905 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, после его окончания (1910) оставлен на кафедре зоологии, с которой была связана вся его дальнейшая педагогическая и научная деятельность (с 1930 профессор). Одновременно работал в Зоологическом музее Московского университета (в 1917—27 хранитель). Огнёв подготовил многочисленные кадры учёных в области орнитологии, биогеографии, морфологии, экологии; основал и возглавил московскую школу териологов — специалистов по млекопитающим; его учениками были А.А. Формозов, С.С. Туров и др. Основные труды по систематике и фаунистике млекопитающих, фауне птиц, истории биологии, в том числе многотомная монография «Звери СССР» (Государственная премия СССР, 1942). Работал в Совете по заповедникам, в Комитете по делам охоты. С 1913 действительный член Московского общества испытателей природы (в 1941—51 вице-президент, с 1946 почётный член). Среди научно-популярных произведений Огнёва — «Жизнь степей», «Жизнь леса» (Государственная премия СССР, 1951). Похоронен на Пятницком кладбище.

«Огни Москвы»

«Огни́ Москвы́» Музей истории городского освещения (Армянский переулок, 3). Открыт в 1984 на базе постоянной выставки «250 лет освещения Москвы». Расположен в архитектурном памятнике XVII в. — каменных палатах стольника царя Алексея Михайловича И.И. Протопопова. Создан сотрудниками Мосгорсвета, прослеживает историю развития городского освещения в Москве с конца царствования Бориса Годунова. В 4 залах на стендах и в альбомах 500 фотографий, оригиналы и копии архивных документов и 200 натуральных образцов уличных фонарей — первых «светцов» (свечных), «конопляных» (с фитилём в конопляном масле), спиртовых, керосиновых, газовых, газокалильных, электрических, ртутных, натриевых. Несколько экспонатов дают представление о том, как обслуживались уличные фонари московскими фонарщиками, а также о современном пульте управления, зажигающем по вечерам более 250 тыс. «огней Москвы».

О.В. Песков.

Огородная слобода

Огородники

находилась в северо-восточной части Земляного города, между Мясницкой улицей и Покровкой. В XVII в. эта территория была занята дворцовыми огородами и дворами огородников (отсюда название). Со второй половины XVII в. на территории Огородной слободы селились купцы, представители высшего духовенства, знати (сохранились палаты боярина Волкова).

Огородники

См. Огородная слобода.

Одинцов Виктор Петрович

Одинцо́в Виктор Петрович (1876, Уфа — 1938, Москва), офтальмолог. В 1897 за участие в студенческом движении исключён из Московского университета; в 1904 Окончил медицинский факультет Мюнхенского университета; работал земским врачом. С 1918 профессор и директор глазной клиники 1-го МГУ. Труды по патологической анатомии глаза, экспериментальной и клинической офтальмологии. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Одинцова присвоено (1938) клинике глазных болезней 1-го Московского медицинского института (ныне — Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова).

Ожегов Сергей Иванович

О́жегов Сергей Иванович (1900, посёлок Каменное Тверской губернии, ныне г. Кувшиново Тверской области, — 1964, Москва), языковед, лексикограф. Из семьи инженера. Окончил (1926) Ленинградский университет. Продолжил выпуск незаконченного академического «Словаря русского языка» Я.К. Грота и А.А. Шахматова. В 1936 переехал в Москву для работы над «Толковым словарём русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (заместитель главного редактора); с 1939 научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР (с 1952 заведующий сектором современного русского языка и культуры речи). С 1937 преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). Ожегов был членом Комиссии Моссовета по наименованию учреждений и улиц Москвы, Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, научным консультантом Всероссийского театрального общества, Гостелерадио; членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации», 1956, и т.п.). Автор знаменитого однотомного «Словаря русского языка» (1949), выдержавшего свыше 20 изданий. С 1930-х гг. Ожегов — постоянный автор, редактор или рецензент практически каждого серьёзного лексикографического издания, в том числе первого орфоэпического словаря «Русское литературное ударение и произношение» (1955), «Словаря языка Пушкина» (1956—61). В его наследии выделяется «Словарь к пьесам А.Н. Островского» (в соавторстве с Н.С. Ашукиным, В.А. Филипповым; пробный тираж в 20 экземпляров — 1948, репринт — 1993) — своеобразная энциклопедия живой, сочной и выразительной московской речи, быта и нравов Замоскворечья второй половины XIX в. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Скворцов Л.И., С.И. Ожегов, М., 1982; Бельчиков Ю.А., «Словарь русского языка» С.И. Ожегова в контексте его научной деятельности, «Родной язык», 1995, № 4.

Ю.А. Бельчиков.

Озеленение

Озелене́ние Система озеленения является важнейшей частью планировочной структуры Москвы. Наибольшее влияние на её формирование оказали Генеральные планы реконструкции Москвы (1935, 1971) и разработанная на их основе Генеральная схема озеленения (1975). Генеральным планом 1935 намечалось соединить крупные парки и окраинные лесные массивы (Воробьёвы горы и ЦПКиО имени М. Горького, Сокольники, Измайловский и Останкинский леса) с центром города с помощью вновь созданных озеленённых территорий вдоль рек Москвы, Яузы, Неглинной. Планировалась организация новых парков, скверов, бульваров во всех районах столицы. В предвоенные годы открылась хорошо озеленённая ВСХВ (ныне ВВЦ), на берегу Химкинского водохранилища был заложен парк Северного речного вокзала. В 1945 в Останкине открылся Ботанический сад АН СССР. В 50-х гг. на Воробьёвых горах создан парковый ансамбль МГУ, в Лужниках — крупный спортивный парк. В честь VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957) заложен Парк Дружбы (метро «Речной вокзал»). В 60—70-х гг. возникли новые (в основном прогулочные) парки (Парк Победы, Парк имени 50-летия Октября), скверы и бульвары в Измайлове, Бескудникове, Кузьминках, Чертанове и других районах.

В Генеральном плане 1971 схема озеленения столицы предусматривала образование единой непрерывной системы городских лесов и озеленённых территорий: широкие клинья зелёных насаждений, начинающиеся в лесах Лесопаркового защитного пояса Москвы, должны были проникать глубоко в город и соединяться в его центре цепью парков, садов, скверов и бульваров. Эта схема не была реализована в связи с тем, что многие предназначенные под озеленение территории оказались застроенными. Среди крупных объектов зелёного строительства этого периода — парк в Нагатинской пойме, водоохранная зона Москвы-реки в Строгине, парк в Гольянове и др. Большие площади в разных районах города были благоустроены и озеленены к Олимпиаде-80. В конце 1980-х — первой половине 90-х гг. созданы парки в Садовниках и вокруг Борисовских прудов, завершено строительство Парка Победы.

Озеленённые территории Москвы подразделяются на территории общего пользования (парки городские, районные, детские, спортивные, выставочные; сады, скверы, бульвары), ограниченного пользования (внутриквартальное озеленение, озеленённые участки детсадов, школ и других учебных заведений, лечебных, научно-исследовательских и других учреждений, предприятий), специального назначения (санитарно-защитные зелёные зоны, полосы отвода линий электропередач, автодорог, железных дорог, кладбища, питомники декоративных и плодовых растений, цветочные хозяйства и др.). Для озеленения города используется большое число видов деревьев и кустарников, чаще липы мелколистная и крупнолистная, тополи бальзамический и канадский, разные виды ясеней, клён остролистный, берёза, конский каштан, ель колючая, лиственница сибирская, редко сосна обыкновенная и ель европейская, а также различные спиреи, боярышники, жимолости, карагана древовидная, кизильник блестящий, барбарис и др.

Всего в Москве около 90 парков, 14 садов, более 400 скверов и 160 бульваров. Их общая площадь 6560 га (1995).

И.К. Бахтина.

Озернинское водохранилище

На западе Московской области. Заполнено в 1967 в результате строительства на р. Озерне гидроузла, который состоит из земляной плотины (длиной 995 м), двухпролётного водосброса, трубопровода и ГЭС. Максимальный объём 144 млн. м3, полезный - около 140 млн. м3. Площадь акватории 23,1 км2. Длина 19,2 км, ширина до 2 км; наибольшая и средняя глубина 20,5 м и 6,2 м. Озернинское водохранилище имеет многолетнее регулирование стока. Ледостав сохраняется с середины ноября до середины апреля. Для водоснабжения Москвы из Озернинского водохранилища подаётся по рекам Озерне, Рузе и Москве к Рублёвскому гидроузлу в среднем 4,5 м3/с воды. Используется также как место отдыха и спортивного рыболовства.

Литература: Водохранилища Москворецкой водной системы, в. 6, М., 1985.

Озеров Николай Николаевич

О́зеров Николай Николаевич (1887, село Спас-Утешенье Рязанского уезда, ныне Рязань, — 1953, Москва), певец, педагог, народный артист РСФСР (1937). Из семьи священника. Отец Н.Н. Озерова. Обучался в Рязанском духовном училище, затем в семинарии, в 1905—07 в Казанском университете (на медицинском и юридическом факультетах), с 1907 в Московском университете. Брал частные уроки, занимался в оперном классе Императорского Русского музыкального общества (1909—13). Служил в судебной палате. В 1912 дебютировал как певец в Малом зале Московской консерватории. В 1917 выступал в московском оперном театре «Алтар» («Малая опера»; основан режиссёром П.С. Олениным), в 1918 — в театре Московского Совета рабочих депутатов (бывшая «Опера С.И. Зимина»), в 1919 — в театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919—46 солист Большого театра (среди лучших партий — Герман в «Пиковой даме» П.И. Чайковского) и одновременно (до 1924) — Музыкальной студии при МХАТе (руководитель Вл.И. Немирович-Данченко). Выступал и как камерный певец. С 1931 педагог вокала Большого театра, с 1935 возглавлял Оперную студию театра (среди учеников — С.Я. Лемешев). В 1944—53 общественный директор Дома актёра. В 1947—53 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор). Автор статей по вопросам вокального искусства, воспоминаний о Ф.И. Шаляпине. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Слетов В., Н.Н. Озеров, М.-Л., 1951.

М.В. Есипова.

Ойстрах Давид Фёдорович

О́йстрах Давид Фёдорович (1908, Одесса — 1974, Амстердам), скрипач, педагог, дирижёр, народный артист СССР (1953). Из семьи музыкантов. В 1926 окончил Одесскую консерваторию. С 1928 в Москве. С середины 1930-х гг. получил мировую известность (1-я премия на Международном конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе, 1937). Выступал как солист (один из лучших исполнителей концертов для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича) и ансамблей — в сонатном дуэте с Л.Н. Обориным, позднее с С.Т. Рихтером, в трио с Обориным и С.Н. Кнушевицким. Играл на скрипке работы А. Страдивари. С 1934 преподавал в Московской консерватории (с 1939 профессор, с 1950 заведующий кафедрой скрипки). Среди учеников — Г.М. Кремер, В.А. Климов, Л.А. Исакадзе, О.В. Крыса, В.А. Пикайзен, О.М. Каган, С.И. Снитковский. С 1958 возглавлял жюри I — V Международных конкурсов имени П.И. Чайковского. Ойстраху посвящены и впервые им исполнены концерты для скрипки с оркестром Н.Я. Мясковского (1939), А.И. Хачатуряна (1941), Шостаковича (два концерта и соната; 1955, 1967, 1968). Автор ряда скрипичных каденций и транскрипций. С 1961 выступал и как дирижёр. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1943). Жил на улице Чкалова (ныне Земляной вал), 14—16 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище (памятник работы Л.Е. Кербеля).

Литература: Ямпольский И., Д. Ойстрах, 2 изд., М., 1968; Д.Ф. Ойстрах. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма, М., 1978; Юзефович В.А., Д. Ойстрах. Беседы с И. Ойстрахом, 2 изд., М., 1985.

В.Ю. Григорьев.

«Окна РОСТА»

«О́кна РО́СТА» «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919—22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих магазинов (отсюда название «Окна»), затем вывешивались на улицах, площадях, вокзалах Москвы. В создании «Окон РОСТА» участвовали художники М.М. Черемных (заведующий художественным отделом РОСТА), И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. Большинство текстов к «Окнам РОСТА» написано В.В. Маяковским, который выступал и как художник. Плакаты рисовались и затем размножались с помощью трафарета в 50—300 экземпляров. В «Окнах РОСТА» использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой, лаконизмом изобразительных средств, раскрашивались в 2—3 цвета. До середины 1922 было выпущено около 1600 «Окон РОСТА», освещавших положение на фронтах Гражданской войны и другие события в жизни страны.

«Окна сатиры РОСТА»

Агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919-22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих магазинов (отсюда название «Окна»), затем вывешивались на улицах, площадях, вокзалах Москвы. В создании «Окон РОСТА» участвовали художники М.М. Черемных (заведующий художественным отделом РОСТА), И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. Большинство текстов к «Окнам РОСТА» написано В.В. Маяковским, который выступал и как художник. Плакаты рисовались и затем размножались с помощью трафарета в 50-300 экземпляров. В «Окнах РОСТА» использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой, лаконизмом изобразительных средств, раскрашивались в 2-3 цвета. До середины 1922 было выпущено около 1600 «Окон РОСТА», освещавших положение на фронтах Гражданской войны и другие события в жизни страны.

«Окна ТАСС»

Агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги воинов Красной Армии и партизан. Развивали традиции «Окон РОСТА». Над созданием плакатов работали художники П.П. Соколов-Скаля (руководитель редакции «Окон ТАСС»), Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), М.М. Черемных и др., поэты Демьян Бедный, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак и др. Мастерская художников находилась на улице Кузнецкий мост, 11. Первый плакат выпущен 27 июня 1941. Всего за войну издано около 1500 плакатов (большинство тиражом 1000 экземпляров). «Окна ТАСС» выставлялись на оживлённых улицах и площадях Москвы. В 1942 ряду участников «Окон ТАСС» была присуждена Государственная премия СССР.

Предыдущая страница Следующая страница