Москва. Энциклопедический справочник.
Образование

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Образование

Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились первые образцы московского летописания. Здесь же готовились писцы. Для исправления христианских книг приглашались иностранные учёные - продолжатели греко-византийских традиций образованности. Монастырские библиотеки хранили и распространяли по Руси многие памятники средневековой литературы, в том числе учительной, риторической, медицинской и др. В 1506 в Чудовом монастыре было открыто патриаршее училище, готовившее богословов, священников и др. В 1650 в Андреевском монастыре основана школа Ртищевского братства, где наставником был Епифаний Славинецкий. В XV-XVI вв. возникли и частные школы письма и чтения; практиковалось домашнее обучение детей князей, бояр, знатных горожан. С распространением книгопечатания регулярно стали издаваться азбуки, часословы, Псалтырь и др.

В XVII в. появились государственные школы: подьяческая в Спасском монастыре (1665; руководитель Симеон Полоцкий и с 1682 - Сильвестр Медведев); через неё в Москве стали известны традиции западнорусской учёности, труды Львовской и Киевской братских школ. Школа, созданная в Богоявленском монастыре и сразу после открытия (1685) переведённая в Спасский монастырь, руководимая учёными-греками братьями Лихудами, положила начало Славяно-латинской академии. Профессиональное обучение в интересах государственной службы осуществляли приказы. С конца XVII в. открывались школы для детей иностранцев. Петром I основаны первые профессиональные учебные заведения: Навигацкая (1701), артистическая (1701), «разноязычная» (1701; на улице Покровке), госпитальная (1707; в Лефортове), инженерная (1712) школы. Для общей начальной подготовки, обучения грамоте и счёту были учреждены цифирные школы.

После перенесения столицы в Петербург Москва сохранила значение общероссийского культурного и образовательного центра. Здесь работали крупнейшие учебные заведения: Славяно-греко-латинская академия и с 1755 - Университет с академической гимназией, благородным пансионом (1779), учительской семинарией (1779), типографией, издававшей просветительскую и учебную литературу. В 1764 учреждён Воспитательный дом; при нём организованы ремесленные мастерские, коммерческое училище (1773, в 1800 переведено в Петербург), первые балетные классы и др. Среди профессиональных учебных заведений появились Юнкерская школа (1730), Землемерная школа (1779) при Межевой канцелярии.

В 1786 учреждены государственные начальные школы - Главное народное училище (курс обучения 5 лет; с 1788 размещалось на улице Варварке в нескольких домах, в том числе в здании Юстиц-коллегии) и 6 малых народных училищ (2 года обучения). Педагогическое руководство училищами возлагалось на университет; административные дела отнесены к ведению Приказа общественного призрения. Для детей дворян, государственных чиновников и офицеров разрешалось открывать частные пансионы. В 1802 основан Екатерининский институт благородных девиц под патронажем Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ).

С созданием общегосударственной системы учебных заведений (1803) в качестве начальных организованы годичные приходские и двухгодичные уездные училища. В курс начального образования включены «начала закона Божиего и нравоучения», чтение, письменный счёт (в приходских училищах), а также Священная история, чтение книги «О должностях человека и гражданина», грамматика, география, всеобщая и российская история, геометрия, физика, рисование (в уездных училищах). Среднее образование давала Московская губернская гимназия, созданная на базе Главного народного училища (1804). Начальные училища и гимназия считались до 1828 преемственными учебными заведениями, позже рассматривались как дающие законченное образование по «потребностям каждого состояния». Для подготовки учителей гимназий при университете открыт педагогический институт (1804-59). Был образован Московский учебный округ во главе с попечителем, назначаемым правительством. Педагогическим центром округа стал университет. Помимо московской в округ входили 8 других центральных губерний с 10 гимназиями и 40 уездными училищами (1807).

Учебные заведения Москвы, пострадавшие от пожара 1812, были быстро восстановлены. В 30-40-х гг. открылись 3 новые гимназии, в том числе реальная. В числе средних учебных заведений появились кадетские корпуса, размещённые в Екатерининском дворце в Лефортове (1824, 1837), Дворянский институт (1833-50; преобразован в 3-й кадетский корпус). Из Екатерининского женского института выделилось мещанское училище (1842; основано как отделение в 1804). Были основаны новые женские институты: Елизаветинский (1825; ныне на улице Радио, 10а), Николаевский сиротский (1837; в здании Воспитательного дома). К 30-м гг. XIX в. в Москве насчитывалось 3 уездных и 12 приходских училищ. В 1839 попечитель учебного округа С.Г. Строганов инициировал утверждение «Положения о городских начальных училищах в Москве», согласно которому для открытия и содержания школ привлекались дополнительные городские и частные средства. По инициативе Московского купеческого общества созданы мещанские училища - мужские (1835) и женские (1845) с четырёхлетним курсом; при некоторых фабриках открылись школы для детей рабочих (к середине XIX в. - 5). Работали православные епархиальные женские училища (с 1843). Русские учащиеся поступали и в немецкое училище при евангелической церкви Петра и Павла (Петроверигский переулок), французское училище Святой Екатерины при католической церкви (улица Малая Лубянка). Заметно выросло число профессиональных учебных заведений. В XVIII в. воссоздано коммерческое училище ВУИМ (получило название Демидовского). При поддержке Московского купеческого общества открыта (на основе частного училища К.И. Арнольда) Практическая академия коммерческих наук (1806; Покровский бульвар, 5). С 1817 работала театральная школа. В 1825 основана школа рисования, с 1844 получившая статус среднего учебного заведения и название Строгановское училище. На основе мастерских Воспитательного дома в 1826 созданы ремесленные классы, в 1830 реорганизованные в Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ). В 1822 Московское общество сельских хозяев учредило Земледельческую школу на Бутырском хуторе. В 1845 в вуз преобразована Землемерная школа, ставшая Межевым институтом. Правами вуза с 1848 пользовался Лазаревский институт восточных языков (основан в 1815 как армянское училище). В середине XIX в. в Москве насчитывалось свыше 120 различных учебных заведений (свыше 14 тыс. учащихся).

Положение образования радикально изменилось во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное образование в государственных школах в 1864 отнесено к ведению Дирекции училищ Московской губернии. По Положению 1872 уездные училища преобразованы в городские с шестилетним курсом (этих государственных начальных школ в Москве было 8). В 1912 их сменили высшие начальные училища (4 года обучения на базе одноклассного училища). После реформы городского самоуправления в начале 60-х гг. XIX в. в Московской городской думе создана училищная комиссия, а в управе - отделение, ведавшее школами, библиотеками, сиротскими домами и т.п. В 70-х гг. развернул работу Московский комитет грамотности (основан в 1845 при Московском обществе сельских хозяев), объединивший усилия общественности в разработке программ начального обучения, методик и т.п. В Москве осуществлялся курс на создание значительного муниципального сектора начального образования. Первые 5 городских казённых школ открылись в 1867, а к концу XIX в. их насчитывалось свыше 150. В 1900 Городская дума приняла решение о достижении общедоступности начального обучения в объёме четырёхлетнего курса (3-4 часа ежедневных занятий 6 раз в неделю; без домашних заданий). К 1914 муниципальная сеть охватывала свыше 150 мужских и около 170 женских начальных школ (всего около 64 тыс. учащихся). Систему государственных и муниципальных начальных учебных заведений в 1880-х гг. дополнили церковно-приходские школы (к 1914 свыше 130; 6 тыс. учащихся) и множество частных. Начальные общеобразовательные школы, курсы и т.п. открыли Московское отделение Русского технического общества (в том числе Пречистенские курсы), общества народных университетов, воспитательниц и учительниц и др. В 1914 начальным обучением было охвачено, по некоторым оценкам, свыше 80 тыс. человек. Во второй половине XIX в. появились общественные благотворительные и частные детские сады и воспитательные группы. Для подготовки учителей начальной школы открылись учительский институт (1871; Большая Полянка, 60), учительские семинарии (1860; в Воспитательном доме). Педагогов выпускала также московская учительская семинария военного ведомства (1863, женская учительская семинария). К 1914 в Московском учебном округе насчитывалось 8 учительских институтов и 24 учительские семинарии, среди которых выделялись земская (в селе Поливаново близ Подольска), Тверская имени П.П. Максимовича.

Система среднего образования, находившаяся в ведении правительства, в 60-х гг. XIX в. стала расширяться. Новые мужские гимназии создавались на основе уже действовавших параллельных классов. В 1862 появились государственные женские (мариинские) гимназии. В начале 60-х гг. право открытия гимназий получили общества и частные лица; основной сферой их интересов стало женское среднее образование. Большинство частных гимназий использовало учебные программы Министерства народного просвещения. С 1872 открывались реальные училища, в том числе частные. К 1914 насчитывалось: свыше 20 мужских гимназий, в том числе 12 государственных; свыше 15 реальных училищ (3 государственных); 3 кадетских корпуса (в 1873-82 военные гимназии); 10 коммерческих училищ с правами средних учебных заведений. Среднее образование давали 7 женских институтов (6 дворянских), около 60 женских гимназий (в том числе 6 государственных), а также другие женские учебные заведения. Средним образованием в Москве было охвачено около 40 тыс. человек.

Частная инициатива играла решающую роль в развитии начального профессионального образования. К 1914 среди 60 учебных заведений этого направления выделялись 13 городских ремесленных и рукодельных школ (мужских и женских), содержавшихся при поддержке Городской думы, а также несколько частных училищ с общеобразовательными и специальными курсами: имени Г. Шелапутина (на Миусской площади) и К.Т. Солдатёнкова Московского купеческого общества (на Донской улице).

В подготовке специалистов для городского хозяйства Москвы значительная роль принадлежала средним профессиональным училищам, созданным Московским биржевым обществом (промышленное училище, Александровское коммерческое училище и др.), Обществом распространения технических знаний (техническое и др.). В 1914 в средних профессиональных училищах насчитывалось свыше 6 тыс. учащихся. В высшей школе появились учебные заведения, организованные обществами, и частные: Сельскохозяйственная академия (1865), Консерватория (1866), Высшие женские курсы профессора В.И. Герье (1872), Археологический институт (1907). В высшее учебное заведение было реорганизовано государственное Техническое училище (бывшее МРУЗ, 1868, ныне Технический университет). Статус государственных учебных заведений получили Лазаревский институт восточных языков (1872), Катковский лицей (1872). К 1914 высшее образование получило свыше 30 тыс. человек.

В 1905 образовалась московская организация Всероссийского учительского союза (ВУС), выдвигавшего как профессиональные, так и политические требования (в 1908-17 не действовал): демократизация школы, защита профессиональных интересов учителей от произвола администрации школ и учебного округа. Руководство ВУСа не приняло Октябрьскую революцию; почти все московские учителя (около 4 тысяч) в декабре 1917 участвовали в политической забастовке против советской власти.

После публикации Наркомпросом в конце 1918 «Основных принципов единой трудовой школы» - документа советского правительства, в котором были учтены многие профессиональные требования учителей, стало налаживаться сотрудничество педагогов с Наркомпросом и его органами. В Москве были созданы научные учреждения педагогического профиля - Академия социального воспитания (1919-24; переименована в Академию коммунистического воспитания); экспериментальные станции по начальному образованию под руководством С.Т. Шацкого (1919) и др. Прежние училища и гимназии реорганизованы в преемственные трудовые школы 1-й (4-5 лет обучения) и 2-й (4 года) ступеней. В 1920 создан Отдел народного образования (МОНО) при Московском совете, ведавший московской сетью учебных заведений, дошкольных учреждений, детских домов и т.п. В Наркомпросе в сотрудничестве с педагогами были разработаны новые учебные программы для школ 1-й и 2-й ступеней. С 1922 действовала городская пионерская организация. Открыт педагогический факультет (1924) во 2-м МГУ; подготовка учителей велась и на курсах при МВТУ, Сельскохозяйственной академии, Вхутемасе и др. В 1927 возобновилось строительство школьных зданий.

В 1930/31 учебном году в Москве осуществлено всеобщее начальное обучение (4 года) детей в возрасте 8 лет и старше. Для учащихся открыты внешкольные учреждения - станции юных техников, натуралистов и др., дома детского творчества. В обычай вошёл массовый летний отдых учащихся в загородных пионерских лагерях. В 30-х гг. Москва стала центром высшего педагогического образования. Крупные вузы: МГПИ (ныне Педагогический университет), МОПИ (ныне Педагогический университет), индустриально-педагогический (1923-42), вечерний (1932-33), городской (1933-60), иностранных языков (ныне Лингвистический университет), дефектологический и др. В середине 30-х гг. реализован семилетний всеобуч; основную часть школ Москвы составляли неполные и полные средние школы. Строительство по типовым проектам (с 1935) ускорило возведение школьных зданий и позволило избежать занятий в три смены. В 1938/39 учебном году насчитывалось 84 начальных, 69 семилетних и свыше 470 средних (десятилетних) школ (свыше 608 тыс. учащихся). С середины 30-х гг. в централизованную систему высшей и средней специальной школы вошло свыше 130 московских техникумов, училищ и т.п. и свыше 80 московских вузов (свыше 132 тыс. учащихся, в том числе 94 тыс. студентов; см. также Высшие учебные заведения). В 1940 организовано свыше 80 училищ (ремесленных и железнодорожных) и 17 школ ФЗО системы Государственных трудовых резервов (свыше 50 тыс. учащихся).

Осенью 1941 многие учебные заведения, детские дома были эвакуированы из Москвы, но уже в конце декабря 1941 возобновились прерванные в сентябре - октябре занятия в школах. С 1943 началось возвращение учебных заведений. В 1943 учреждена Академией педагогических наук РСФСР. В 1944 в Москве работало свыше 450 школ; в последующее десятилетие эта сеть почти удвоилась, 3/4 школ были средними. В конце 50-х гг. развернулось массовое строительство школ, детских садов и др. по типовым проектам с использованием индустриальных технологий. В 1959 в Москве осуществлён восьмилетний всеобуч в единой, трудовой, политехнической школе. Ремесленные училища реорганизованы (1959) в городские профессионально-технические для окончивших 8 или 10 классов. В 70-80-х гг. проводился курс на всеобщее среднее образование молодёжи в школах, средних ПТУ (основан в 1969) и средних специальных учебных заведениях. Из-за усложнения учебных программ, схематизации и политизации обществоведческого школьного курса ухудшались условия учебной деятельности школьников и педагогического труда учителей.

С начала 90-х гг. система образовательных учреждений реформируется. В базовой и средней школе используются вариативные программы, учитывающие склонности, интересы и учебные возможности учащихся. Внешкольные учреждения ориентируются не только на организацию досуга, но и на оказание дополнительных образовательных услуг. Система педагогических вузов Москвы пополнилась городским Педагогическим университетом (1995). Дифференцировались типы и виды образовательных учреждений (их свыше 30). Открываются образовательные центры, оказывающие психологические консультации родителям и медицинские услуги детям, школы полного дня, центры семейного образования, надомного обучения и др. Большинство выпускников базовых школ продолжает образование в средних и профессиональных учебных заведениях. С 1994 разрабатываются региональные стандарты образования, предусматривающие различные формы организации обучения, использование альтернативных учебных программ и методик. В 1996 правительством Москвы утверждена специальная программа для возрождающихся лицеев и гимназий. Для экспериментальной проверки учебных курсов и новых технологий обучения организованы 18 городских школ-лабораторий, сотрудничающих с вузами, НИИ Российской Академии образования и др. Москва оказывает помощь учебниками русскоязычным школам в некоторых республиках РФ и за её пределами. В 1995 в ведение муниципальных органов переданы учреждения профессионального образования, в том числе профессиональные колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища. В них развёрнута подготовка по новым специальностям производства, коммерческой деятельности и др. Создаются учебно-производственные комплексы на базе предприятий. Для подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются учебные и рабочие места. Получили развитие негосударственные образовательные учреждения (около 400 дошкольных, школьных и т.п.).

Открылись армянский и азербайджанский центры дополнительного образования, международные культурно-образовательные центры и т.д. (всего около 40). Работают русско-корейская, русско-литовская и другие школы.

В 1995/96 учебном году в Москве действовало свыше 1300 дневных общеобразовательных школ (свыше 1 млн. учащихся); в школах было занято свыше 56 тыс. учителей (около 80% с высшим образованием); работало свыше 30 вечерних школ (около 15 тыс. учащихся). В Москве действовало свыше 100 внешкольных учреждений. Для организации летнего отдыха в Подмосковье было открыто около 500 лагерей на 450 тыс. мест. В системе профессионального образования - свыше 180 ПТУ, лицеев, колледжей и др. (свыше 80 тыс. учащихся), свыше 140 средних специальных учебных заведений (свыше 104 тыс. учащихся). В вузах Москвы занимались свыше 450 тыс. студентов.

В начало словаря