Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Л" (часть 1, "Л"-"ЛЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "Л"-"ЛЕН")

«Л. Кноп»

Торговый дом, одна из наиболее крупных в Российской империи торговых, промышленных и кредитных фирм. Учреждена в 1894 в Москве в форме полного товарищества с капиталом 1 млн. рублей, в основном семейная собственность Кнопов и Прове. Совладельцы: И.К. Прове (управляющий делами фирмы с 1865, в 1894-1901 глава торгового дома), А.Л. Кноп, Ф.Л. Кноп и Р.Р. Ферстер (старший кассир торгового дома). В 1901-16 фирмой руководил А.Л. Кноп. Главная контора первоначально находилась в здании Московского купеческого банка (улица Ильинка, 14), с 1913 - в «Деловом дворе» на современной Славянской площади. В зданиях Московского купеческого банка и Московского купеческого общества (Старая площадь, 2) находились также торговый, машинный и электротехнический отделы, комиссионное отделение, контора и склад технических принадлежностей, склад электрических принадлежностей.

Фирма ведёт своё начало от основанного в 1852 Л.Г. Кнопом единоличного предприятия. Она оказывала техническое содействие и финансовую помощь в строительстве большого числа российских прядильно-ткацких и ситценабивных фабрик, в том числе Товарищества Измайловской мануфактуры и Товарищества Даниловской мануфактуры в Москве, снабжала бумагопрядильные фабрики всеми видами египетского, американского, а затем и среднеазиатского хлопка. В 1890-х гг. фирма имела собственную банкирскую контору в Москве. В России закупки фирмой «Л. Кноп» среднеазиатского хлопка отчасти финансировал Московский купеческий банк. Торговый дом «Л. Кноп» состоял членом совета Московского учётного банка, личными униями был связан с Московским купеческим банком, Московским торговым банком, Московским частным коммерческим банком и банком «Юнкер И.В. и Ко».

В 1916 в связи с развернувшейся во время первой мировой войны кампанией «борьбы с немецким засильем» торговый дом «Л. Кноп» преобразован в торгово-промышленное товарищество на паях «Волокно». Пайщики: бывшие «товарищи» торгового дома, а также И.А. Баранов, Н.А. Второв, Н.Н. Коншин, Н.Д. Морозов, председатель правления А.Л. Кноп. В 1918 предприятия товарищества «Волокно» на территории России национализированы.

С.В. Ильин.

Лавочкин Семён Алексеевич

Лавочкин Семён Алексеевич (1900, Смоленск - 1960, Москва), авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1943, 1956). В Москве с 1920. Окончил МВТУ (1927). Работал в ряде самолётостроительных КБ, затем в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939 главный конструктор, а с 1956 генеральный конструктор. Под руководством Лавочкина в 1940-43 созданы истребители ЛаГГ-3 (совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы созданы серийные и экспериментальные истребители, в том числе Ла-160 (1947) - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, и Ла-176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Под руководством Лавочкина создан также ряд образцов ракетной техники. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Лавочкин (Тверская улица, 19), - мемориальная доска. Имя Лавочкина присвоено (1960) Государственному машиностроительному заводу (с 1974 НПО имени Лавочкина). В 1965 именем Лавочкина названа улица в районе Химки-Ховрино. В 1971 в Москве установлен бюст Лавочкина.

Лаврентьев Михаил Алексеевич

Лаврентьев Михаил Алексеевич (1900, Казань - 1980, Москва; похоронен в Новосибирске), математик и механик, академик (1946), вице-президент АН СССР (1957-75), Герой Социалистического Труда (1967). Инициатор создания Сибирского отделения АН СССР и его председатель (1957-75). Окончил МГУ (1922); в 1921-39 и в 1948-57 работал в Москве, с 1933 профессор МГУ (в 1946 один из основателей физико-технического факультета, на базе которого создан в 1951 Московский физико-технический институт). В 1949-52 директор основанного им в Москве Института точной механики и вычислительной техники АН СССР (см. Научно-исследовательский институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева (ИТМиВТ)). Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946, 1949). РАН учредила именную премию Лаврентьева.

Лавровская Елизавета Андреевна

Лавровская Елизавета Андреевна (по мужу княгиня Цертелева) (1845, по другим данным - 1849, г. Кашин Тверской губернии - 1919, Москва), певица (контральто), педагог. Из семьи чиновника, в 1857 переехавшей в Москву. Обучалась (по протекции князя С.М. Голицына) в московском Елизаветинском институте (1861-64), затем окончила Петербургскую консерваторию. Гастролировала в Европе (при материальной поддержке великой княгини Елены Павловны). Совершенствовалась у П. Виардо. Пела в петербургском Мариинском театре, в 1890-91 - в московском Большом театре. Выступала и как камерная певица. Была первой исполнительницей ряда романсов (в том числе посвящённых ей) А.С. Аренского, С.В. Рахманинова, С.И. Танеева и др. 15 мая 1883 в Грановитой палате Кремля участвовала в премьере (исполнила сольную партию) кантаты «Москва» П.И. Чайковского (композитор посвятил Лавровской 6 романсов и вокальный квартет «Ночь»; известно, что Лавровская подала композитору мысль о создании оперы на сюжет романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). В 1888 по предложению Чайковского приглашена на должность профессора Московской консерватории, где преподавала до 1919, воспитав плеяду крупных исполнителей. Лавровская была дружна с И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским (состояла с ним в переписке). Портреты Лавровской создали И.Н. Крамской и В.Е. Маковский.

Литература: Соколов Н., «Краса русской оперы», «Советская музыка», 1970, № 12; Яковлева А., О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской, в сборнике: Вопросы вокальной педагогики, в. 6, Л., 1982.

М.В. Есипова.

Лавровский Леонид Михайлович

Лавровский Леонид Михайлович (настоящая фамилия Иванов) (1905, Петербург - 1967, Париж), артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1965). Окончил Ленинградское хореографическое училище. Работал в Ленинграде, Ереване, в 1944 - 1964 (с небольшими перерывами) главный балетмейстер Большого театра. Для Лавровского были характерны приверженность к классическому танцу и драматическим пантомимным эпизодам, стремление на основе синтеза этих начал раскрывать образные характеристики героев. Наиболее полно особенности искусства Лавровского проявились в его лучшей работе - балете «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (1940; Государственная премия СССР, 1947), вошедшем в историю балетного театра как одно из самых ярких воплощений шекспировской темы. Лавровский ставил балеты на музыку симфонических произведений: «Паганини» (1960), «Классическая симфония» Прокофьева (1966) и др. Возобновил «Жизель» А.Адана (1944), создал новую редакцию «Раймонды» А.К. Глазунова (1945). Среди постановок - «Вальпургиева ночь» (из оперы «Фауст» Ш. Гуно, 1949), «Красный мак» Р.М. Глиэра (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (1954), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1961), «Память сердца» А. Баланчивадзе (1967). В 1957-64 Лавровский - главный балетмейстер московского ансамбля «Балет на льду» (поставил программы «Зимняя фантазия», «Снежная симфония», 1959). В 1948-67 преподавал на балетмейстерском отделении ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1964-67 художественный руководитель Московского хореографического училища. Автор статей по балету. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лаврушинский переулок

Лавру́шинский переу́лок между Кадашевской набережной и Большим Толмачёвским переулком, на юге центра Москвы, в северной части Замоскворечья. Назван в XVIII в. по фамилии домовладелицы Лаврушиной. В XVII в. находился на территории Кадашевской слободы (сохранились палаты XVII в. — д. 4). В XVIII—XIX вв. Лаврушинский переулок застраивался домами купцов, фабрикантов и др. В 50-х гг. XIX в. П.М. Третьяков в своём доме (ныне д. 10) начал создавать художественную коллекцию (см. Третьяковская галерея). В начале XX в. на средства, завещанные Третьяковыми, сооружён д. 3 для вдов и сирот русских художников (архитектор Н.С. Курдюков), в 1922—49 в нём жил художник Г.К. Савицкий (мемориальная доска). В 1936 построены дома 5 (архитектор А.К. Чалдымов) и 15 (архитектор К.И. Джус). В 1937 возведён многоэтажный жилой д. 17 (архитектор И.И. Николаев), в котором жили многие писатели.

Ладовский Николай Александрович

Ладовский Николай Александрович (1881, Москва - 1941, там же), архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1934). В 1915-17 учился в МУЖВЗ, с 1920 преподавал во Вхутемасе - Вхутеине, затем в Московском архитектурном институте. С 1918 работал в Архитектурной мастерской Моссовета, в 1919 вошёл в комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза при отделе изобразительного искусства Наркомпроса, в 1921 организовал Рабочую группу архитекторов Института художественной культуры, занимавшуюся изучением проблем архитектурной формы, конструкции, пространства и психологии восприятия. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (1928), творческий лидер рационализма; одним из первых решительно высказался за использование новых форм, свободных от стилизации и эклектики. Участник многих конкурсов, в том числе на проекты Зелёного города (1930, первая премия), Дворца Советов (1931), генерального плана Москвы (1932). Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию. Основные постройки: жилой дом на Тверской улице (д. 6, 1928-31, с В.С. Колбиным), наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (1935), перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»; 1934-35).

Литература: Хан-Магомедов С.О., Н. Ладовский, М., 1984.

Лажечников Иван Иванович

Лажечников Иван Иванович (1790, г. Коломна Московской губернии - 1869, Москва), писатель, один из создателей русского исторического романа. Выходец из семьи богатого и образованного купца; получил основательную домашнюю подготовку под руководством гувернёра, приглашённого по рекомендации Н.И. Новикова. В 1806 поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, в 1810 - в канцелярию московского гражданского губернатора. С 15 лет начал публиковаться в московских журналах («Вестник Европы», «Аглая»). В сентябре 1812, сбежав из дома, вступил прапорщиком в Московское ополчение, с декабря 1812 - в Московском гренадерском полку, участвовал во многих сражениях, был адъютантом ряда военачальников; в 1819 вышел в отставку и в том же году избран членом Вольного общества любителей российской словесности и Общества любителей российской словесности при Московском университете. Служил по Министерству народного просвещения в Пензенской губернии, в Казани. В 1826 вернулся в Москву, где, увлёкшись изучением русской древности, выпустил свой первый исторический роман «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» (1831 - 1833). В 1831 поступил на службу в Твери, но постоянно наезжал в Москву, часто посещая салон Т.П. Пассек (Остоженка, 29), где собирались В.И. Даль, М.Н. Загоскин, Ф.Н. Глинка и др. Завоевал широкий читательский успех романами «Ледяной дом» (впервые отдельно издан в Москве, 1835) - из времени царствования Анны Ивановны, и «Басурман» (М., 1838) - из истории Московского государства в конце XV в.; к 1840 относится создание незавершённого романа «Колдун на Сухаревой башне» - о князе И.А. Долгоруком. Писал также стихотворные исторические трагедии (в том числе «Опричник» - из эпохи Ивана IV Грозного, по её мотивам - одноименная опера П.И. Чайковского). Недолго прослужив в Витебске, Лажечников в 1854 вновь подал в отставку и возвратился в Москву. Жил в Москве (за исключением 1856-58, проведённых на службе в петербургском Цензурном комитете) на Садовой-Кудринской улице (д. 17), Конюшковской улице (д. 4), Плющихе (д. 23), Поварской улице (д. 11). 3 мая 1869 в помещении Московской городской думы (улица Воздвиженка, 6) Артистический кружок отметил 50-летие литературной деятельности Лажечникова. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Литература: Опульский А.И., И жизнь и перо на благо отечества, М., 1968 (библ.); Молева Н.М., Литературные тропы Москвы, М., 1997.

Н.М. Молева.

Лазарев Пётр Петрович

Ла́зарев Пётр Петрович (1878, Москва — 1942, Алма-Ата), физик, биофизик и геофизик, академик АН (1917). Окончил медицинский факультет Московского университета (1901); в 1903 сдал экстерном экзамены за курс физико-математического факультета и до 1911 работал в университетской лаборатории П.Н. Лебедева; после его смерти возглавил в 1912 физическую лабораторию в Народном университете имени А.Л. Шанявского. В 1917 директор первого в России Физического института, а затем Государственного биофизического института (название института менялось). С 1938 директор Биофизической лаборатории. Положил начало биофизическим исследованиям в СССР. Был организатором исследований Курской магнитной аномалии.

Литература: П.П. Лазарев, М., 1958.

Лазаревский институт восточных языков

ЛИВЯ

учебное заведение, центр армянской культуры в России. Открыто в 1815 как частное училище на средства и во владениях семьи Лазаревых, которые по уставу стали его попечителями. В 1827 получило название Институт восточных языков. В 1835 он приравнен к правительственным гимназиям. В 1841 открыто отделение для детей армянского духовенства, в 1843 - казённокоштное (готовило административных чиновников для Закавказья; принимались армянские юноши из бедных семей и сироты). По уставу 1848 институт получил права высшего учебного заведения. Его полная программа сочетала российское среднее и высшее образование с изучением армянской и восточных культур. ЛИВЯ состоял из гимназических (6 лет обучения) и лицейских (3 года) классов. Лицейские в середине XIX в. преобразованы в специальные классы с преподаванием по программе восточного факультета Петербургского университета; ЛИВЯ, таким образом, приобрёл значение и одного из востоковедческих центров России. По уставу 1872 институт перешёл в ведение Министерства народного просвещения. Учащиеся делились на пансионеров (большинство), полупансионеров и приходящих. Уставы института традиционно поощряли самостоятельность учащихся в освоении знаний, состязательность в занятиях. В учебном заведении преподавали А. Аламдарян и другие деятели армянского просвещения и науки, педагоги Московского университета А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, Г.И. Кананов, А.Е. Крымский и др. ЛИВЯ имел хорошо оборудованные кабинеты, коллекции (археологическую, нумизматическую, минералогическую и др.) и библиотеку, пополнявшиеся дарами выпускников и преподавателей. При институте была типография, печатавшая на армянском языке книги и журнал «Юсисапайл» (издатели - профессора ЛИВЯ С.Назарянц и М.Налбандян); её книги на русском языке знакомили читателей с армянской культурой. В ЛИВЯ учились И.С. Тургенев, В.Г. Лидин, К.С. Станиславский, армянские поэты В. Терян, С. Шахазиз и др., создатель арменоведческой школы М. Эмин и др. Среди выпускников ЛИВЯ: востоковеды Б.В. Миллер, В.А. Гордлевский, филологи Н.А. Ашмарин, Н.К. Дмитриев, Р.О. Якобсон, Д.Н. Ушаков и др. Закрыт в 1918.

Помещался в бывшей усадьбе Лазаревых (Армянский переулок, 2). В 1758 Л.Н. Лазаревым (отцом И.Л. Лазарева) приобретена усадьба с двухэтажными каменными зданиями, включёнными в структуру главного дома и флигелей при строительстве нового комплекса зданий в стиле классицизм на рубеже XVIII-XIX вв. Художественную целостность и единство ансамбль приобрёл при его реконструкции в стиле ампир, когда главный дом в глубине парадного двора и боковые флигеля по линии улицы получили строгую и изящную ордерную декорацию (автор проекта неизвестен, строительство в 1815-23 вёл Т.Г. Простаков, при участии крепостного архитектора Лазаревых И.М. Подьячева). Центр главного здания украшает шестиколонный ионический портик, на центральной оси ансамбля поставлены монументальные белокаменные пилоны въездных ворот (первоначально увенчанные фигурами лежащих львов) и ампирный памятник-обелиск Лазаревым (1822, до 1914 находился в саду усадьбы). В 1840-х гг. боковые флигеля были соединены с домом переходами (архитектор А.Г. Григорьев). В 1828 Х.Е. Лазарев приобрёл соседнее владение с палатами конца XVII в. и флигелями середины XVIII в., в 1850 перестроенными в формах ампира (архитектор П.А. Григорьев) и присоединёнными к северному флигелю в качестве Типографского корпуса. В 1970-80-х гг. ансамбль реставрирован. В главном доме сохранилась отделка интерьеров, частично переделанная в 1840-х и 1890-х гг., в том числе оформление центрального зала парадной анфилады с парными ионическими колоннами и кариатидами. Восстановлен облик палат конца XVII в., с характерным для того времени нарядным декором; на торцевой части, выходящей в переулок и зрительно связанной с ансамблем усадьбы, сохранён ампирный декор. Уцелела первоначальная планировка палат, с просторными помещениями, сгруппированными вокруг трёх сеней и коридора; в нижнем этаже, перекрытом в основном сомкнутыми сводами, находились, как полагают, не только хозяйственные, но и конторские помещения. В здании ЛИВЯ, принадлежащем посольству Республики Армении в Российской Федерации, открыт музей русско-армянских связей, демонстрируются документы, археологические находки, связанные с историей строительства и реставрации ансамбля.

Литература: Базиянц А.П., Лазаревский институт восточных языков, М., 1959; Амирханян А., Тайны дома Лазаревых, М., 1992.

Д.В. Игнатьев, М.В. Нащокина.

Лазаревы

Ла́заревы армянский дворянский род, предприниматели и меценаты. Родоначальник — Лазарь Назарович Лазарян (1700—1782), в середине XVIII в. переселившийся из Исфахана (Персия) в Москву, скупил ряд дворов между Маросейкой и Мясницкой улицей и расселил в них многочисленных сородичей и слуг (отсюда название Армянского переулка). Екатерина II в 1744 возвела Лазаревых в дворянство. После чего они купили несколько деревень, где основали шёлковые и бумажные фабрики (крупнейшая в селе Фряново, ныне посёлок Московской области). Его сыновья: Иван (Ованес) Лазаревич (1735—1801), завещал своё состояние на устройство училища для детей бедных армян; Иоаким (Овагим) Лазаревич (1744—1826), в 1815 открыл в своём доме армянское училище (Армянский переулок, 2), преобразованное позднее в Лазаревский институт восточных языков. Многочисленные представители семейства Лазаревых похоронены в церкви Воскресения на Армянском кладбище.

Лакшин Владимир Яковлевич

Лакши́н Владимир Яковлевич (1933, Москва — 1993, там же), писатель, литературный критик, историк литературы. Из актёрской семьи. Дед Лакшина — известный в Москве врач — С.А. Чайковский. Окончил филологический факультет МГУ (1955). В 1958—61 преподаватель филологического факультета МГУ, в 1961—62 заведующий отделом критики «Литературной газеты». С 1962 член редколлегии, в 1967—70 заместитель главного редактора журнала «Новый мир». После разгрома редакции «Нового мира» — консультант журнала «Иностранная литература» (1970 — 1986), заместитель главного редактора журнала «Знамя» (1987 — 1989). С 1991 главный редактор журнала «Иностранная литература».

В «Новом мире» опубликованы статьи Лакшина о творчестве А.И. Солженицына, М.А. Булгакова, получившие огромный резонанс среди интеллигенции Москвы и других городов СССР и вызвавшие ожесточённую полемику в печати. Публикации Лакшина стали одной из главных причин разгона редакции «Нового мира» и отставки А.Т. Твардовского с поста главного редактора. Литературная и культурная жизнь Москвы была постоянной сферой интересов Лакшина. Многочисленные статьи и публикации Лакшина посвящены деятельности писателей-москвичей (А.С. Пушкин, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой и др.), истории московских театров (Малый, МХАТ, «Современник», Театр имени Евг. Вахтангова). В мемуарах Лакшина запечатлена духовная атмосфера Москвы 1950—80-х гг.; значительный интерес представляют его воспоминания о Е.С. Булгаковой, Н.К. Гудзий, О.Л. Книппер-Чеховой, С.Я. Маршаке, И.С. Соколове-Микитове, Твардовском, М. Щеглове). Особое место в творческом наследии Лакшина занимают телевизионные фильмы о Пушкине, А.Н. Островском, Л.Н. Толстом, Чехове, А.А. Блоке, Булгакове, Твардовском, в которых запечатлены многие уголки Москвы, связанные с их деятельностью. Во второй половине 1980-х гг. Лакшин активно выступал в защиту духовных ценностей русской культуры, добивался действенных мер по сохранению культурных гнёзд провинциальной России (Щелыково, Ясная Поляна и др.).

С 1967 жил на Красноармейской улице, 21. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Толстой и Чехов, 2-е изд., М., 1975; А.Н. Островский, М., 1976; Биография книги, М., 1979; Вторая встреча. Воспоминания и портреты, М., 1984; Интервью и беседы с Львом Толстым, М., 1985; Театр Островского, М., 1985; М., 1987; Пять великих имён, М., 1988; Открытая дверь. Воспоминания, портреты, М., 1989; Пути журнальные. Из полемики 60-х годов, М., 1990; Судьбы: От Пушкина до Блока. Телевизионные опыты, М., 1990; «Новый мир» во времена Хрущёва. Дневник и попутное (1953—64), М., 1991; Берега культуры, М., 1994.

Ламм Павел Александрович

Ламм Павел Александрович (1882, Москва — 1951, посёлок Николина Гора Московской области), музыковед, пианист, педагог, доктор искусствоведения (1944). В 1896 — 1900 и 1904 учился в Москве у Ф.Э. Лерчера (фортепьяно) и А.Т. Гречанинова (теория музыки), в 1900—01 — на юридическом факультете Боннского и Кёльнского университетов. В 1912 окончил Московскую консерваторию (класс фортепьяно Н.Е. Шишкина). В 1906—12 выступал как аккомпаниатор певицы М.А. Олениной-д'Альгейм, в том числе в рамках концертов основанного ею «Дома песни» (был его действительным членом). До 1917 концертировал как пианист. В 1912—18 сотрудник Российского музыкального издательства, созданного С.А. Кусевицким. В 1918—23 возглавлял Государственное музыкальное издательство. В 1924—30 действительный член Государственной академии художественных наук, в 1927—30 член-корреспондент Института истории искусств. В 1944—48 работал в Комиссии по источниковедению и текстологии Научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории В 1919—51 преподавал в консерватории, в том числе вёл класс камерного ансамбля (с 1939 профессор). В 20—30-х гг. получил известность «кружок Ламма» — творческое содружество музыкантов, проводивших в доме Ламма музыкальные вечера. Участниками кружка были наряду с музыкантами-любителями композиторы и исполнители А.Н. Александров, А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзер, В.А. Золотарёв, К.Н. Игумнов, Г.Л. Катуар, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Оборин, А.А. Оленин, К.С. Сараджев, С.Е. Фейнберг, В.Я. Шебалин и др. Фактическим главой кружка был Н.Я. Мясковский (посвятил Ламму 7-ю симфонию, 1922). В переложении Ламма для 2 фортепьяно в 8 рук звучала русская и западноевропейская музыка, впервые исполнялись многие новые симфонические произведения, в том числе все 27 симфоний Мясковского (Ламм переложил для фортепьяно все его симфонические произведения), 3-я симфония С.В. Рахманинова (1938, за 5 лет до исполнения в симфоническом концерте), 4-я симфония Д.Д. Шостаковича (середина 30-х гг., за 25 лет до исполнения в симфоническом концерте), ряд произведений С.С. Прокофьева, Шебалина. Ламм работал над восстановлением авторского текста оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», неоконченных опер «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» А.П. Бородина, оперы П.И. Чайковского «Воевода» (сохранились авторские эскизы и оркестровые голоса). С конца 20-х гг. помогал Прокофьеву в составлении полных партитур его опер «Семён Котко», «Война и мир», балета «Золушка». До 1921 жил на Покровской улице (ныне Бакунинская улица), затем — в здании консерватории. Похоронен на Введенском кладбище.

О.В. Фраёнова.

Ландау Лев Давидович

Ланда́у Лев Давидович (1908, Баку — 1968, Москва), физик, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1954). Окончил ЛГУ (1927). С 1937 в Москве, в Институте физических проблем (ИФП) АН СССР. Одновременно (с 1947) профессор МГУ. Получил фундаментальные результаты во многих областях физики. Предложил теорию колебаний электронной плазмы, ввёл понятие комбинированной чётности, построил феноменологическую теорию сверхпроводимости (совместно с В.Л. Гинзбургом), теорию ферми-жидкости, двухкомпонентного нейтрино и др. Создал в Москве самую крупную отечественную школу физиков-теоретиков, организовал в ИФП теоретический семинар, многие участники которого стали сотрудниками Института теоретической физики АН СССР (носит имя Ландау). Классический курс теоретической физики, созданный Ландау совместно с Е.М. Лифшицем (Ленинская премия, 1962), переведён на все основные языки мира. Нобелевская премия (1962), Государственная премия СССР (1946, 1949, 1953). В 1962 получил тяжёлые травмы в автокатастрофе, был трижды выведен из состояния клинической смерти (в Институте имени Н.В. Склифософского). Похоронен на Новодевичьем кладбище. (надгробный памятник работы Э.И. Неизвестного). На здании ИФП, где жил и работал Ландау (Воробьёвское шоссе, 2), — мемориальная доска.

Литература: Бессараб М.Я., Ландау. Страницы жизни, 4 изд., М., 1990.

Лансере Евгений Евгеньевич

Лансере́ Евгений Евгеньевич (1875, Павловск — 1946, Москва), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Вместе со своей сестрой Зинаидой (в замужестве Серебряковой) получил начальное художественное образование в доме отца — скульптора Е.А. Лансере. В 1892—98 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, в частных художественных академиях в Париже. Работал в области станковой и книжной графики, сценографии, монументальной живописи. Преподавал в Московском архитектурном институте (1934—38). В Москве с 1934, жил в Милютинском переулке, 20/2 (мемориальная доска). Монументально-декоративные произведения Лансере отмечены динамизмом композиции (майоликовое панно «Метростроевцы» на станции метро «Комсомольская», 1935); богатством пространственных ракурсов, пышностью обрамлений они напоминают барочные живописные плафоны XVII —XVIII вв.: росписи Казанского вокзала (1933—34, 1945—46) и гостиницы «Москва» (1937). В Малом театре оформлял спектакли «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1924) и «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1938). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1934 жил и работал Лансере (ныне улица Малая Лубянка, 20/2), — мемориальная доска.

Литература: Боровский А., Е.Е. Лансере, Л., 1975.

Лашин Георгий Иванович

Ла́шин Георгий Иванович (1920, село Секретарка Пензенской губернии - 1946), лётчик, Герой Советского Союза (1945), старший лейтенант. В Советской Армии с 1940. В Великую Отечественную войну участвовал в боях на 3-м Украинском фронте в бомбардировочной авиации, совершил 183 боевых вылета. Погиб в авиационной катастрофе. На здании школы № 212, где учился Лашин (4-й Новомихалковский проезд, 9а), - мемориальная доска.

Ле Корбюзье Шарль Эдуар

Ле Корбюзье Шарль Эдуар (Le Corbusier) (настоящая фамилия Жаннере, Jeanneret) (1887, Ля Шо-де-Фондс, Швейцария - 1965, Кап-Мартин, Франция), французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Уроженец Швейцарии. Один из основоположников современной архитектуры. В Москве по его проекту (с участием Н.Д. Колли) выстроено здание Центросоюза (1928-30; Мясницкая улица, 39). Участвовал в конкурсах на проекты Дворца Советов (1931), плана реконструкции Москвы. Считая её радиально-кольцевую структуру и исторически сложившийся облик не соответствующими потребностям и новому содержанию растущего города, предложил свой утопический проект, согласно которому предполагалось сохранить лишь наиболее выдающиеся архитектурные ансамбли (Кремль, Красную площадь), саму же Москву выстроить заново как гигантский город-сад, состоящий из небоскрёбов.

Лебедев Пётр Николаевич

Ле́бедев Пётр Николаевич (1866, Москва — 1912, там же), физик, основатель первой школы физиков в Москве. Учился в МВТУ. Профессор Московского университета (1900—11), где организовал физическую лабораторию. После выхода в 1911 из университета в отставку в знак протеста против политики министра просвещения Л.А. Кассо работал в Народном университете имени А.Л. Шанявского. Получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Фундаментальные работы Лебедева — экспериментальное обнаружение давления света на твёрдые тела (1899) и газы (1907). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Лебедева носит Физический институт РАН, здесь установлен памятник Лебедеву (1960, скульптор Н.В. Давыдкин, архитектор Ю.И. Гольцев). Памятник Лебедеву перед зданием физического факультета МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор А.К. Глебов). Именем Лебедева названа (1956) улица в районе Ломоносовского проспекта. На здании МГУ (Моховая улица, 11) — мемориальная доска.

Литература: Лукомская А.М., П.Н. Лебедев, М.-Л., 1950; Дуков В.М., П.Н. Лебедев, 2 изд., М., 1956.

Лебедев Сергей Алексеевич

Ле́бедев Сергей Алексеевич (1902, Нижний Новгород - 1974, Москва), учёный в области электротехники и вычислительной техники, академик АН СССР (1953), академик АН УССР (1945), Герой Социалистического Труда (1956). В 1928 окончил МВТУ. В 1928-46 работал во Всесоюзном электротехническом институте. С 1952 профессор Московского физико-технического института, в 1953-74 директор Института точной механики и вычислительной техники АН СССР (с 1975 Научно-исследовательский институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева (ИТМиВТ)). Под руководством Лебедева созданы первая советская ЭВМ «МЭСМ», а также ряд универсальных высокопроизводительных ЭВМ «БЭСМ». Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1950, 1969). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Лебедев (Новопесчаная улица, 21), - мемориальная доска.

Лебедева Сарра Дмитриевна

Ле́бедева Сарра Дмитриевна (1892, Петербург — 1967, Москва), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Училась в Петербурге в Школе рисования, живописи и скульптуры М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда (1910—15). С 1925 в Москве. Создала галерею портретных образов, отличающихся психологизмом, предельной выразительностью тонко подмеченных и пластически заострённых индивидуальных черт. Портреты Лебедевой раскрывают облик и неповторимую характерность многих выдающихся и ярких личностей («В.П. Чкалов», гипс, 1936, ГРМ), особенно из среды московской творческой интеллигенции («В.И. Мухина», «С.М. Михоэлс», оба — гипс, 1939; «О.Л. Книппер-Чехова», бронза, 1940; «А.Т. Твардовский», бронза, 1943; «Б.Л. Пастернак», рельеф, гипс, контррельеф, известняк, 1961 — 63; все — в ГТГ).

Лебедев-Кумач Василий Иванович

Ле́бедев-Кума́ч Василий Иванович (1898, Москва — 1949, там же), поэт. Родился в семье сапожника. В 1919—21 учился на историко-филологическом факультете МГУ, одновременно работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА». С 1922 сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестьянской газете», газете «Гудок», журналах «Красноармеец», «Крокодил». С 1929 принимал участие в создании театральных обозрений для «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов. Автор текстов популярных песен к фильмам «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга» (музыка И.О. Дунаевского), а также песен «Москва майская» («Утро красит нежным светом/Стены древнего Кремля...»), «Широка страна моя родная» и др. До 1910 жил на Пятницкой улице, 6 (мемориальная доска), в 20—30-х гг. — в 3-м Павловском переулке, 4, в 1937—49 — на улице Горького, 64 (ныне 1-я Тверская-Ямская улица, 36; мемориальная доска). Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

К.В. Стародуб.

«Лебедь»

«Ле́бедь» микрорайон на Ленинградском шоссе, севернее его пересечения Окружной железной дороги. Построен в 1968—74 по проекту архитекторов А.Д. Меерсона, Е.В. Подольской, И.И. Фёдорова, А.В. Репетий, инженеров Б.И. Ляховского, Д.А. Морозова, Т.Б. Жухавецкой, при участии А.В. Торгашева. Расположение многофункционального экспериментального комплекса в сложной градостроительной ситуации — между магистралью, большим сосновым лесопарком Покровское-Глебово-Стрешнево и на берегу Химкинского водохранилища — предопределило его свободно обозреваемую эффектную высотную объёмно-пространственную композицию: группу многоэтажных зданий, поднятых над объединяющим их плоским одноэтажным блоком обслуживания, органично связанных с природным окружением и отвечающих уровню комфорта начала 70-х гг.

Т.А. Гатова.

Лебяжий переулок

Лебя́жий переу́лок между Боровицкой площадью и улицей Ленивкой. Назван по Лебяжьему пруду на р. Неглинной, где разводили лебедей для царского стола. В 1740-х гг. северную сторону переулка занимала усадьба царевны Екатерины Ивановны, племянницы Петра I, южную — усадьба Н.Зотова [в начале XIX в. новый владелец усадьбы, сенатор А.В. Алябьев, перестроил главный дом (Кремлёвская набережная, 1/9)]. В конце XIX в. усадьба Екатерины Ивановны разделена на небольшие застроенные участки, в усадьбе Зотовых—Алябьевых находился водочный завод. В 1889 построено здание винного подвала Протопопова (д. 9/2, архитектор С.С. Эйбушитц), в 1913 архитектор С.М. Гончаров объединил старые строения в доходный дом, украшенный майоликовыми панно (д. 1).

И.Л. Давыдова.

Леваневский Сигизмунд Александрович

Леване́вский Сигизмунд Александрович (1902, Петербург - 1937), лётчик, один из первых семи Героев Советского Союза (1934). Окончил Севастопольскую школу лётчиков (1925). С 1933 в полярной авиации. В 1934 участвовал в спасении челюскинцев. В 1936 совершил перелёт США - Москва. Погиб при перелёте из Москвы в США через Северный полюс. Именем Леваневского в 1936 названа улица в Лианозове.

Левашёв Василий Яковлевич

Левашёв Василий Яковлевич (1667 - 1751, Москва), московский главнокомандующий (1744-51), генерал-аншеф. Военную службу начал солдатом в 1696. Участник Азовских походов 1695-96 Петра I, Северной войны 1700-21, персидского похода 1722-1723, русско-шведской войны 1741-43. Согласно указу 25 сентября 1744 в Москве началась интенсивная раздача пустующих участков, что способствовало быстрой застройке города. В 1745-50 проходила разборка стен Белого города. В 1745 был издан сенатский указ о починке в городах каменных и деревянных зданий, стен и башен. Недостаток в Москве кровельного железа и черепицы заставил правительство издать специальное постановление «О крытии в Москве домов тёсом и гонтом». От жителей Москвы требовали покраски деревянных крыш. В связи с частыми пожарами (только в мае 1748 в Москве было шесть пожаров, в результате которых сгорело «дворов 12227, покоев 2440, да разломано 27. Да людей мужеска полу 49, женска 47») были введены круглосуточные караулы полиции, дано указание порох хранить только в специально обуродованных каменных погребах и др. Похоронен в церкви Воздвижения Креста на улице Воздвиженке.

Левитан Исаак Ильич

Левита́н Исаак Ильич (1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, — 1900, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1873—85) у А.К. Саврасова, с 1882 у В.Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891; с 1897 академик Академии художеств. В бытность учеником МУЖВЗ Левитан близко сошёлся с К.А. Коровиным, М.В. Нестеровым, архитектором Ф.О. Шехтелем, Н.П. Чеховым, с его братом А.П. Чеховым, ставшим ближайшим другом художника на всю жизнь (в 1885 Левитан написал портрет Чехова, ныне в ГТГ). Сильно нуждаясь в деньгах (в 1876—79 Левитан был освобождён от платы за учение «ввиду крайней бедности» и отличных успехов), для заработка в 1881—82 делал рисунки жанрового и сказочно-фантастического содержания для иллюстрированного журнала «Москва» (где также сотрудничали братья Чеховы), в начале 80-х гг. иллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль» (М., 1882). В 1885—86 совместно с Коровиным писал декорации спектаклей Частной русской оперы С.И. Мамонтова («Виндзорские кумушки», «Фауст», «Алая роза» по эскизам Поленова, «Русалка», «Снегурочка» по эскизам В.М. Васнецова, «Жизнь за царя» по собственным эскизам). В конце 80-х гг. посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Пейзажист по призванию, глубоко чувствующий и лирически-проникновенно раскрывающий неповторимую прелесть и спокойное величие русской природы, Левитан практически не писал городских пейзажей. За исключением ныне утраченного «Вида Симонова монастыря», упоминаемого Нестеровым, Москва присутствует только в произведении «Иллюминация Кремля» (1896, Днепропетровский художественный музей). Левитан, по воспоминаниям родственников, когда наступала весна, «совершенно преображался,... волновался, его тянуло за город», хотя на это стремление порой накладывались вынужденные обстоятельства в связи с неоднократными распоряжениями правительства, запрещавшими евреям жить в Москве (1879, 1892). В конце 70-х гг., много работая в окрестностях Москвы, художник создал свой особый вариант «пейзажа настроения», в котором облик и состояние природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души («Осенний день. Сокольники», 1879, ГТГ). Работая в Останкине, запечатлел фрагменты усадебного дома и парка («Аллея», 1880, ГТГ; «Останкино», начало 80-х гг., ГРМ), но в основном увлекался поэзией камерных уголков леса или скромных «деревенских задворок». В последних работах Левитана возникает исполненный величия и драматизма образ вечного бытия природы («Над вечным покоем», 1894, ГТГ); своеобразным итогом художественных исканий Левитана стала незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, ГРМ). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1892—1900 жил Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, во дворе), — мемориальная доска. Именем Левитана в 1928 названа улица в посёлке Сокол.

Литература: Алпатов М., И.И. Левитан, М., 1945; И.И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; И.И. Левитан. Каталог выставки, М., 1960; Федоров-Давыдов А.А., И.И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1966; Петров В., И.И. Левитан, СПб., 1992.

Е.М. Ивановская.

Левитов Александр Иванович

Леви́тов Александр Иванович (1835, село Доброе Лебедянского уезда Тамбовской губернии — 1877, Москва), писатель, мастер бытового очерка. Сын дьячка. Учился в Медико-хирургической академии в Петербурге, был отчислен за «неуспехи», жил в Вологде и других городах, в 1860 поселился в Москве. Благодаря знакомству с А.А. Григорьевым начал работать помощником секретаря редакции журнала «Русский вестник», однако из-за отказа опубликовать в журнале его очерк «Ярмарочные типы» оставил эту службу. С 1861 печатался в журналах «Зритель», «Современник», «Библиотека для чтения» и др. Жил на Сивцевом Вражке (д. 26), Арбате (д. 6), с 1862 на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре (д. 21). Часто бывал у издателя «Зрителя» С.П. Колошина (Новинский бульвар, 2). В 1864 предпринял попытку издания собственного журнала. Неудача вынудила Левитова отказаться от городской квартиры (Тверская улица, 30) и переехать в Давыдково. В числе немногих его друзей — Г.И. Успенский. Сдав ещё в 1864 (по протекции М.П. Погодина) экзамены на звание учителя, преподавал в Ряжском уездном училище (1866), женском училище и двух частных пансионах в Москве (1867) и др., был секретарём редакции газеты «Московские губернские ведомости» (1866), помощником начальника станции на Николаевской железной дороге (1869) и т.п. Ему приходилось постоянно менять своё нищенское жильё (флигелёк близ Ваганьковского кладбища, флигель д. 18 по Мерзляковскому переулку). В очерках Левитов описывал быт московских улиц, жизнь городских низов: «Московские "комнаты снебилью"», «Нравы московских девственных улиц», «Московские норы и трущобы», «Московские уличные картины», «Уличные картинки — ребячьи учители» и др., запечатлевая множество речевых пластов — профессиональный и кабацкий жаргон, язык простонародья и т.п. Подвергался цензурным преследованиям. Умер от чахотки в московской университетской клинике (Рождественка, 11). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Струков А.Ф., А.И. Левитов, Липецк, 1960.

Н.М. Молева.

Легран Николай Николаевич

Легран Николай Николаевич (1741, Париж - 1798, Москва), архитектор. С 1773 преподавал архитектуру в Московском университете. С 1779, по рекомендации В.И. Баженова и К.И. Бланка, академик архитектуры. В 1774 назначен архитектором при Отделении для сочинения генерального плана и проекта об улучшении строения Москвы. Будучи умелым организатором, быстро и оперативно скоординировал работу многих архитекторов, среди которых был Баженов. Генеральный план, завершённый и одобренный в 1775, предусматривал создание нового административного центра вокруг Кремля и Китай-города с системой взаимосвязанных парадных площадей и кольцевых проездов, прокладку на месте разрушенных стен Белого города второй кольцевой магистрали, благоустройство Москвы-реки, строительство набережных и водоотводных каналов. Сам Легран проектировал «прошпекты» и фасады для нового оформления города. Возвёл ориентированное на Москву-реку масштабное, в целый квартал, здание Кригскомиссариата, одно из первых сооружений в Москве в стиле раннего классицизма (1778-80). Другие постройки Леграна: церкви Успения на Могильцах и на Лазаревском кладбище (обе - 1791). С 1791 Легран - московский городской архитектор, утверждал проекты на постройку зданий.

Е.М. Ивановская.

Лемешев Сергей Яковлевич

Ле́мешев Сергей Яковлевич (1902, деревня Старое Князево Тверской губернии — 1977, Москва), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950). Родился в крестьянской семье. В 1914 окончил церковно-приходскую школу, обучался сапожному делу в Петербурге, после 1917 в Твери занимался в общеобразовательной школе 1-й ступени и одновременно посещал уроки в музыкальной школе. В 1921—25 учился в Московской консерватории (класс пения Н.Г. Райского). С 1924 работал в Оперной студии под руководством К.С. Станиславского. Гастролировал, работал в театрах Свердловска, Харбина, Тбилиси. В 1931—56 ведущий солист Большого театра в Москве; дебютировал в партиях Берендея («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) и Джеральда («Лакме» Л. Делиба); в 1972, в своё 70-летие, исполнил на сцене театра партию Ленского.

Лемешев — выдающийся камерный певец. Особое место в репертуаре занимали русские народные песни и вокальная лирика Чайковского (в 1938—39 исполнил все его романсы). Выступал и в качестве оперного режиссёра, среди постановок — «Вертер» Ж. Массне (1957, Большой театр). В 1951—61 заведующий кафедрой оперной подготовки, в 1969—71 заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории. Исполнил главную роль в фильме «Музыкальная история» (1940). Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был художественным руководителем его вокальной группы. Лемешева называли «певучей душой России». Популярность Лемешева была огромна; выступления его привлекали толпы поклонников. Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Лемешев (Тверская улица, 25/9), — мемориальная доска.

Сочинения: Путь к искусству, 3 изд., М., 1982; Из биографических записок. Статьи. Беседы. Письма, М., 1987.

Литература: Грошева Е., С.Я. Лемешев, М., 1960.

А.С. Яковлева.

Ленивка

Улица между улицей Волхонкой и Пречистенской набережной. Названа по Ленивому торжку (рынку), находившемуся в конце XVII в. вблизи этой улицы. В 1687-93 на неё вышел первый каменный мост через Москву-реку - Всехсвятский, после чего улица приобрела значение важной транспортной артерии, связывающей центр Москвы с Замоскворечьем. В 1770-х гг. всю нечётную сторону Ленивки занимала усадьба В.В. Нарышкина (в начале XIX в. разделена на два владения). В д. 3, принадлежавшем А.Ф. Грибоедову (дяде А.С. Грибоедова), в 1833-56 жил художник В.А. Тропинин. Дом 4 (около середины XVIII в.) в 1880-х гг. принадлежал Г. Хлудову, владельцу бань в Театральном проезде; во дворе дома была установлена водокачка, подававшая воду в эти бани. После строительства в 1938 Большого Каменного моста на новом месте, ближе к Моховой и Манежной улицам, Ленивка стала небольшим проездом от Волхонки к набережным.

И.Л. Давыдова.

Ленин Владимир Ильич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал (бывший Николаевский, Октябрьский). Связывает Москву с Петербургом, Петрозаводском, Мурманском, а также с Таллином, Хельсинки. Построен в 1844-51 на Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади по проекту архитектора К.А. Тона для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851; является точной копией Московского вокзала в Петербурге. Первый столичный вокзал с 1856 стал называться Николаевским, в связи с переименованием железной дороги с 1924 - Октябрьским. 25 октября 1917 на телеграфе вокзала было принято сообщение о революционных событиях в Петербурге.

Здание Ленинградского вокзала сочетает строгость, несколько монотонную регулярность и симметрию композиционного построения в духе позднего классицизма с декоративными деталями, воспроизводящими формы древнерусского зодчества. Чётко выделенная в силуэте двухэтажного здания венчающая ярусная часовая башенка подчёркивает его центральную ось, так же, как и главный перспективный арочный портал. В комплекс вокзальных построек входило здание Московской таможни (1844-52), которому Тон придал подчёркнуто деловой, «официальный» облик, используя суховато прорисованный ордерный декор. Интерьеры вокзала были заново отделаны в 1950 по проекту А.Н. Душкина. В 1977 Ленинградский вокзал реконструирован с сохранением внешнего облика. Между Москвой и Петербургом курсируют экспрессы «Красная стрела», «Аврора», «Русская тройка». Ежесуточно Ленинградский вокзал принимает и отправляет 43 пары поездов дальнего следования и 110 пар пригородных электропоездов, в том числе современный скоростной электропоезд ЭР200. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

М.В. Нащокина.

Предыдущая страница Следующая страница