Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕС")

Научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза

ГИАП

(улица Земляной вал, 50). Основан в 1931, современное название с 1943. Работы по созданию новых и усовершенствованию действующих производств аммиака, азотной кислоты, аммиачной селитры, метанола, капролактама, изоцианатов, карбамида.

Научно-исследовательский институт биомедицинской химии РАМН

Нау́чно-иссле́довательский институ́т биомедицинской химии РАМН (Погодинская улица, 10). Организован в 1944 как Институт биологической и медицинской химии Академии медицинских наук СССР на базе Всесоюзного института экспериментальной медицины (современное название с 1992). Основные исследования по механизмам молекулярного узнавания в норме и патологии, проблемам генотерапии, созданию новых лекарственных средств.

Научно-исследовательский институт вирусологии имени Д.И. Ивановского РАМН

Нау́чно-иссле́довательский институ́т вирусоло́гии и́мени Д.И. Ивано́вского РАМН (улица Гамалеи, 16). Создан в 1944 на базе отдела вирусов Всесоюзного института экспериментальной медицины и Центральной вирусологической лаборатории Наркомздрава РСФСР. С 1950 — имени Ивановского. Институт имеет клинику вирусных инфекций. Основные исследования по общей и медицинской вирусологии. На базе института функционирует Национальный центр по вирусным гепатитам, центры по герпесу, СПИДу, арбовирусам и респираторным вирусам.

Научно-исследовательский институт мозга РАМН

Нау́чно-иссле́довательский институ́т мо́зга РАМН (переулок Обуха, 5). Организован в 1928. Разрабатывает проблемы структурно-функциональных основ системной деятельности и механизмов пластичности мозга. При институте — Музей эволюции мозга.

Научно-исследовательский институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева

ИТМиВТ

(Ленинский проспект, 51). Организован в 1948 на базе лабораторий, выделенных из Энергетического института, Математического института и Института машиноведения АН СССР (см. Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова). Разрабатывает высокопроизводительные вычислительные машины и комплексы, а также программное обеспечение к ним. В составе института экспериментальные лаборатории, конструкторские отделы, опытное производство. В 1953-74 институт возглавлял академик С.А. Лебедев, под руководством которого были созданы первая в СССР электронная цифровая вычислительная машина «МЭСМ», а также ряд ЭВМ общего назначения и др. Его имя присвоено институту в 1975.

Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений имени Н.М. Герсеванова

НИИОПС

(2-я Институтская улица, 6). Создан в 1931; современное название - с 1956. Исследования в области механики грунтов, оснований и фундаментов зданий и сооружений; разработка новых методов расчётов и проектирования подземных сооружений; изучение динамики и сейсмостойкости фундаментов.

Научно-исследовательский экспериментальный институт металлорежущих станков

ЭНИМС

(5-й Донской проезд, 21 б). Создан в 1933 на базе НИИ станков и инструментов и Центрального КБ по станкостроению. Разрабатывает теоретические основы станкостроения, новые конструкции металлорежущих станков.

Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН

Нау́чный центр акуше́рства, гинеколо́гии и перинатоло́гии РАМН (улица Академика Опарина, 4). Создан в 1979 на базе Всесоюзного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения СССР (улица Еланского, 2), основанного в 1944. Разрабатывает проблемы физиологии и патологии беременности и родов, перинатальной охраны плода и новорождённого, искусственного оплодотворения, снижения гинекологической заболеваемости. В составе Центра 26 научных подразделений и клинические отделения. Является основной базой для подготовки научных кадров и повышения квалификации врачей в области акушерства и гинекологии.

М.Я.

Научный центр психического здоровья РАМН

Научный центр психического здоровья РАМН (Загородное шоссе, 2). Организован в 1981 на базе Института психиатрии Академии медицинских наук СССР (создан в 1944), первым директором которого (до 1952) был В.А. Гиляровский. В состав Центра входят НИИ клинической психиатрии (4 клинических отделения и 9 лабораторий) и НИИ профилактической психиатрии (4 клинических отделения и 2 лаборатории), а также 2 самостоятельных отдела и 4 лаборатории. Основные направления научных исследований: комплексная клинико-биологическая разработка вопросов возникновения, систематики, диагностики, лечения и профилактики эндогенных психических заболеваний и пограничных психических расстройств. Разрабатываются также и внедряются в клиническую практику новые методы диагностики и лечения психических заболеваний и новые организационные формы обслуживания больных с пограничными психическими расстройствами. На базе районного диспансера открыто гериатрическое отделение. В 1995 в Центре работали свыше 200 научных сотрудников, в том числе 30 докторов наук. Ведётся подготовка научных кадров.

Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН

Нау́чный центр серде́чно-сосу́дистой хирурги́и и́мени А.Н. Ба́кулева РАМН (Ленинский проспект, 8). Создан в 1991 на базе Института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева (основан в 1956). В состав центра входят: Институт кардиохирургии имени Бакулева, Институт коронарной патологии с сосудистой хирургией, Институт экспериментальной сердечно-сосудистой хирургии. Разрабатывает методы хирургического лечения врождённых пороков сердца, кардиомиопластики и др. На базе центра работает кафедра сердечно-сосудистой хирургии Российской медицинской академии постдипломного образования.

М.Я. Яровинский.

Научный центр хирургии РАМН

Нау́чный центр хирурги́и РАМН (Абрикосовский переулок, 2). Создан в 1980 на базе Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии Министерства здравоохранения СССР по инициативе академика Б.В. Петровского. Разрабатывает операции на сердце и сосудах, проблемы лёгочной хирургии, пересадки органов, микрохирургии, гипербарической оксигенации, ультразвуковой, лазерной и рентгеноэндоваскулярной хирургии, медицинской техники и др. При Центре работают Межведомственный научный совет по хирургии при Президиуме РАМН, Музей хирургии.

М.Я.

«Нахимовский проспект»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Нахи́мовский проспе́кт» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1983. Архитекторы Л.Н. Попов, В.И. Клоков, С.В. Волович, Г.С. Мун. Выходы по подземным переходам на Нахимовский проспект, Азовскую, Сивашскую и Фруктовую улицы. Станция односводчатой конструкции, с 4 рядами кессонов, в которые вмонтированы светильники. Стены облицованы белым мрамором. На гранитном ковре пола установлены скамейки с информационными указателями. Тема оформления станции — «Русские флотоводцы и история русского флота» (художник А.М. Мосийчук).

«Националь»

«Национа́ль» (Тверская улица, 1), гостиница, памятник архитектуры. Гостиница построена в 1903 (архитектор А.И. Иванов) на средства Варваринского акционерного общества домовладельцев. В облике шестиэтажного здания сочетаются декоративные приёмы неоренессанса и модерна. Майоликовые пейзажные панно между окнами верхнего этажа выполнены на принадлежавшем С.И. Мамонтову керамическом заводе «Абрамцево»; первоначальное панно на угловом аттике (по эскизу П.В. Кузнецова) было заменено ныне существующим, изображающим индустриальный пейзаж (И.И. Рерберг). С 1918 была 1-м Домом Советов. В марте 1918 здесь в № 107 жил В.И. Ленин (мемориальная доска). С конца 20-х гг. вновь работает как гостиница. В 1994 — 1996 проведены реставрация и реконструкция «Националя».

М.В. Нащокина.

Нащокин Павел Воинович

Нащо́кин Павел Воинович (1801, Москва - 1854, там же), коллекционер, друг А.С. Пушкина. Учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее. В 1819 - 1823 на военной службе. Выйдя в отставку, поселился в Москве. Пушкин останавливался в квартирах Нащокина в Гагаринском переулке, 4 (в 1831), на улице Остоженке, 18 (в 1833, дом не сохранился), в свой последний приезд в Москву весной 1836 - на квартире в Воротниковском переулке, 12 (мемориальная доска). Собирал фарфор, бронзу, монеты, гравюры, произведения итальянских и голландских художников и др. Среди друзей и знакомых Нащокина - Н.В. Гоголь и К.П. Брюллов. По заказу Нащокина в 30-х гг. изготовлен макет одной из его квартир (в том числе «Пушкинской комнаты») со всем убранством, размером 2,5x2 м (так называемый Нащокинский домик; хранится во Всероссийском музее Пушкина, Петербург). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Невский Пётр

Не́вский Пётр см. Емельянов Пётр Елисеевич

Неглимна

См. Неглинная.

Неглинка

См. Неглинная.

Неглинна

См. Неглинная.

Неглинная

Негли́нная (Неглимна, Неглинна, Неглинка), река в центральной части Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина 7,5 км. Начинаясь из Пашенского болота близ Марьиной рощи и пересекая центральную часть города с севера на юг (текла по современным улицам Стрелецкой, Новосущёвской, Достоевского, 3-му Самотёчному переулку, Самотёчному скверу, Самотёчной площади, Цветному бульвару, Трубной площади, Неглинной улице, Театральной площади, Манежной площади, Александровскому саду, вдоль Кремлёвской стены), река имела большое значение для жизни города.

В начале XVI в. водами Неглинной был заполнен ров вдоль Кремлёвской стены. На реке соорудили каменные плотины, образовав цепочку из 6 связанных между собой прудов, которые использовали для разведения рыбы и для тушения пожаров. По берегам Неглинки располагались мельницы, кузницы, бани и мастерские. Имелось 4 моста: Воскресенский (его фрагменты обнаружены при археологических раскопках на Манежной площади в 1994), 3-пролётный Кузнецкий, древнейшие Троицкий и Петровский (обнаружен при переустройстве сцены Малого театра). Неглинная принимала справа ручей из Бутырского пруда, ручей из Антроповых ям, р. Белую и Успенский вражек, слева — р. Напрудную и ручей из Даева пруда.

В середине XVIII в. в связи с ростом населения и развитием промышленности вода в Неглинной, уже сильно загрязнённая, дурно пахла; часть прудов, которые назывались Самотёкой, решено было спустить.

В 1817—19 Неглинную на протяжении 3 км заключили в трубу (отсюда название Трубной площади). Однако коллекторы нередко загрязнялись, не вмещая всего объёма воды, особенно в половодье и в паводки, что приводило к затоплению прилегающих улиц. К 1966 создано второе устье: сооружён коллектор (длиной около 1 км, диаметром до 4 м), протянувшийся от Театральной площади под улицами Никольской и Варваркой, который сливает воды Неглинки в Москву-реку (почти на 1 км ниже старого устья), в районе гостиницы «Россия». В 1970-х гг. проложено новое русло (длиной свыше 900 м) от Трубной площади до улицы Охотный ряд.

С Неглинной связаны названия Неглинной улицы и 1—3-го Неглинных переулков, улицы Кузнецкий мост, а также Занеглименья.

Неглинная улица

Неглинная улица в начале XX в.

Неглинная улица в начале XX в.

Москва.

Негли́нная у́лица (до 1922 Неглинный проезд), между Театральным проездом и Трубной площадью. Возникла в 1819 после заключения р. Неглинной в подземный коллектор. По плану императрицы Екатерины II намечалось «урегулировать» эту местность: заключить Неглинную в открытый канал, по берегам устроить бульвары для гулянья. В 1789—91 реку перевели из естественного русла в канал, берега которого укрепили «диким камнем»; вдоль канала устроили бульвары, впоследствии ставшие частью улицы. Тогда же появился д. 9/7, перестроенный в 1820-х гг. и в 1881 (архитектор А.Е. Вебер). В 1822 к владениям вдоль улицы от Театрального проезда до Рахмановского переулка прирезали по 8—10 саженей земли, что сузило этот участок улицы; далее, от Рахмановского переулка до Трубной площади, остался бульвар. В 1822 на углу Неглинной улицы и Пушечной улицы построено здание Военно-сиротского училища (д. 6; с 1863 — Театральная школа, затем Театральное училище имени М.С. Щепкина). Неглинная улица часто затоплялась из-за разливов заключённой в трубу р. Неглинной во время половодий и сильных дождей; земельные участки продавали здесь в рассрочку по низким ценам, но с требованием застроить их каменными домами. В 1820-х гг. вся местность была застроена большей частью двухэтажными домами. В XIX в. Неглинная улица стала одной из главных торговых улиц Москвы: здесь построены Голофтеевский, Солодовниковский и Петровский пассажи. Здание Сандуновских бань (д. 14, существовали с 1808) полностью перестроено в 1894—96 (архитектор Б.В. Фрейденберг), тогда же построены мавританский дворик и новый корпус бань (остальную часть дома занимали торговые помещения и комфортабельные квартиры). Здесь же разместился нотный магазин при издательстве П.И. Юргенсона. В 1860-х гг. в конце улицы открылся ресторан Оливье «Эрмитаж»; в д. 20 располагались дешёвые номера Ечкина, сдававшиеся преимущественно студентам Московского университета. Облик улицы в основном определяют магазины и доходные дома конца XIX — начала XX вв. (д. 8, 1888—92, архитектор А.С. Каминский; д. 10, пристройка по Неглинной улице, 1876, архитектор Каминский; д. 12, банк, 1893—95, архитектор К.М. Быковский, барельефы — скульптор А.М. Опекушин, боковые корпуса — 1927—29, архитектор И.В. Жолтовский при участии Г.П. Гольца).

Неглинную улицу пересекает улица Кузнецкий мост; слева на неё выходят улица Петровские линии и Рахмановский переулок, справа — Пушечная улица, Сандуновский переулок, Звонарский переулок, Нижний Кисельный переулок, которые круто поднимаются к Рождественке.

И.Л. Давыдова.

Неглинная улица.

Неглинная улица.

Москва.

Нежданова Антонина Васильевна

Музей-квартира А. В. Неждановой.

Музей-квартира А. В. Неждановой.

Москва.

Нежда́нова Антонина Васильевна (1873, деревня Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы, — 1950, Москва), певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936), Герой Труда (1925). Из семьи учителей. В 1899—1902 обучалась в Московской консерватории (класс вокала У. Мазетти). В 1902—34 солистка Большого театра, пела с Л.В. Собиновым, Ф.И. Шаляпиным, Н.А. Обуховой. Была замечательной камерной певицей, участвовала в Исторических концертах С.Н. Василенко. Постоянным аккомпаниатором Неждановой был её муж — Н.С. Голованов. Преподавала с 1936 в Оперной студии Большого театра, затем в Оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского; в 1943—45 и 1947—50 профессор Московской консерватории (оперному классу которой в 1951 присвоено имя Неждановой). Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Именем Неждановой в 1962—93 называлась улица (Брюсовский переулок, ныне Брюсов переулок); на доме № 7, где жила Нежданова, — мемориальная доска; в 1951 здесь был открыт Музей-квартира Неждановой, в 1952 — Вокально-творческий кабинет имени Неждановой.

Литература: А.В. Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А.В. Нежданова, 2 изд., М., 1976.

М.Е.

Нейгауз Генрих Густавович

Нейга́уз Генрих Густавович (1888, Елисаветград Херсонской губернии - 1964, Москва) пианист, педагог, народный артист РСФСР (1956). В детстве занимался под руководством отца - Густава Вильгельмовича, основателя музыкальной школы в Елисаветграде, в 1910-14 обучался в Берлине и Вене, в 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию. С 1922 в Москве. Творчество Нейгауза, полное вдохновенных порывов и тонкого лиризма, принадлежит к романтической традиции в фортепьянном исполнительстве. Репертуар Нейгауза включал музыку разных эпох и стилей (от И.С. Баха до Д.Д. Шостаковича), но наиболее близко ему было творчество Л.ван Бетховена, Ф. Шопена, И. Брамса и А.Н. Скрябина. Среди партнёров Нейгауза по камерным выступлениям - скрипачи П. Коханский и М.Б. Полякин, певица Н.П. Рождественская, квартет имени Бетховена. С 1922 преподавал в Московской консерватории (профессор, в 1935-37 директор). В ноябре 1941 был арестован, до августа 1942 находился в заключении, затем выслан в Свердловск, позднее вернулся в Москву. Создатель одной из авторитетнейших фортепьянно-исполнительских и педагогических школ (из его класса вышли Э.Г. Гилельс, С.Т. Рихтер, Я.И. Зак, Т.Д. Гутман, В.В. Горностаева, А.И. Ведерников, Е.А. Малинин, С.Г. Нейгауз). Нейгауз - автор книг «Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога» (1958) и «Размышления, воспоминания, дневники...» (1975). Среди близких друзей Нейгауза - деятели искусства и литературы, в их числе художник Р.Р. Фальк, поэт Б.Л. Пастернак.

В Москве жил в Трубниковском переулке, 21, на Метростроевской улице (ныне Остоженка), 16, на Комсомольском проспекте, 27. Отец С.Г. Нейгауза.

Литература: Дельсон В.Ю., Г. Нейгауз, М., 1966; Г. Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы, М., 1992.

Нейгауз Станислав Генрихович

Нейга́уз Станислав Генрихович (1927, Москва - 1980, Париж) пианист, педагог, народный артист РСФСР (1978). Сын Г.Г. Нейгауза. Вырос в семье отчима - Б.Л. Пастернака. Занимался музыкой с 1933 в школе Гнесиных у В.В. Листовой, затем в консерваторском училище и в Московской консерватории (класс В.С. Белова). На последних двух курсах консерватории и в аспирантуре учился под руководством отца (с 1957 его ассистент), позднее вёл собственный класс (с 1975 профессор). Утончённый художник-лирик, Нейгауз снискал известность как замечательный интерпретатор музыки романтиков, прежде всего Шопена и Скрябина. Часто выступал в дуэте с отцом, много гастролировал в СССР и за рубежом. Жил в подмосковном Переделкине, на даче Пастернака.

Литература: Ст. Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы, М., 1988.

Некрополь у Кремлёвской стены

Некро́поль у Кремлёвской стены́ Первое захоронение на Красной площади было произведено 10 ноября 1917 по решению Московского военно-революционного комитета. В двух братских могилах были похоронены 238 красногвардейцев и солдат, участвовавших в Октябрьском вооруженном восстании 1917. Позднее здесь же были похоронены секретарь Московского комитета большевистской партии В.М. Загорский, другие жертвы теракта в здании МК, жертвы взрыва в помещении Дорогомиловского совета, нарком почт и телеграфа В.Н. Подбельский, американский журналист Дж. Рид, секретарь МК Ф. Артём (Сергеев), дипломат и литератор В.В. Воровский, дипломат П.Л. Войков и др. В 1924 центром Некрополя стал Мавзолей В.И. Ленина. За Мавзолеем, у подножия Сенатской башни, находятся могилы Я.М. Свердлова, Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, М.И. Калинина, А.А. Жданова, И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Будённого, М.А. Суслова, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко с надгробными памятниками. В 1925—84 в Кремлёвской стене, по обе стороны от Сенатской башни, устанавливались урны с прахом деятелей КПСС и зарубежных коммунистических партий, государственных, военных и политических деятелей, деятелей науки и культуры. В 1967 в Александровском саду у Кремлёвской стены открыт мемориал — Могила Неизвестного солдата.

Немецкая слобода

Неме́цкая слобода́ находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй (отсюда другое название — слобода Кукуй). Возникла в середине XVI в., заселена пленными из Ливонии и выходцами из Западной Европы («немцами» — отсюда название). Население занималось главным образом ремёслами и мукомольным промыслом (мельницы на Яузе). В начале XVII в. Немецкая слобода разорена войсками Лжедмитрия II. Возродилась в середине XVII в. на берегу Яузы, выше устья р. Чечеры, как Новоиноземская (Новонемецкая) слобода. Заселена иностранными офицерами, служившими в русской армии, среди которых были будущие сподвижники Петра I П. Гордон и Ф.Я. Лефорт, а также купцами и владельцами ремесленных заведений. В Немецкой слободе часто бывал Пётр I. Сохранился комплекс Лефортовского дворца. На берегу Яузы во второй половине XVII в. была открыта одна из первых в Москве мануфактур — Шёлковая мануфактура А. Паульсена. В 1701 Я.Г. Грегори открыл в Немецкой слободе первую в Москве частную аптеку (отсюда название Аптекарского переулка). С начала XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается дворцами знати (Слободской дворец и др.). На берегу Яузы находились Шёлковая фабрика П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др. После пожара 1812 бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). С середины XIX в. название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Литература: Богоявленский С.К., Московская Немецкая слобода, «Известия АН СССР. Серия истории и философии», 1947, т. 4, № 3.

Немецкий клуб

Неме́цкий клуб основан в 1819 на Пушечной улице (д. 9) проживавшими в Москве иностранцами. С 1870 в члены клуба принимали без различия национальности. В середине XIX в. Немецкий клуб посещали до 62 тыс. человек в год. В 1891 здесь устраивались спектакли Общества искусства и литературы, на которых впервые выступил в качестве режиссёра К.С. Станиславский (мемориальная доска). С началом первой мировой войны Немецкий клуб переименован в Московский славянский клуб (прекратил существование в 1918). Впоследствии в здании помещался Клуб союза коммунальников, с 1938 — Центральный дом работников искусств.

Немецкое кладбище

Неме́цкое кла́дбище см. Введенское кладбище

Немирович-Данченко Владимир Иванович

В. И. Немирович-Данченко.

В. И. Немирович-Данченко.

Немиро́вич-Да́нченко Владимир Иванович (1858, Озургеты, Грузия, — 1943, Москва), режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра, народный артист СССР (1936). В 1876—79 учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. Автор повестей, романов, пьес. С 1870-х гг. выступал как театральный критик; в 1890-х гг. его пьесы «Новое дело», «Золото», «Цена жизни» и др. ставились в Москве. В 1898 совместно с К.С. Станиславским создал Художественный общедоступный театр (МХТ). Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра, был инициатором включения в репертуар пьес А.П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др. Вместе со Станиславским поставил пьесы «На дне» Горького (1902), «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901) и «Вишнёвый сад» (1904) Чехова; одна из его лучших работ — «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903). Ставя русскую классику (1906—17), Немирович-Данченко находил тончайшие приёмы сценической выразительности («Борис Годунов» А.С. Пушкина, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина). После 1917 активно работал с драматургами над созданием нового репертуара. Поставил «Пугачёвщину» К.А. Тренёва (1925), «Блокаду» Вс.В. Иванова (1929), «Половчанские сады» Л.М. Леонова (1939). Значительным вкладом в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937), постановки «Грозы» Островского (1934), «Горя от ума» А.С. Грибоедова (1938). Поставил также пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (1940) и «Враги» (1935, с М.Н. Кедровым), а в 1940 осуществил новую постановку «Трёх сестёр», ставшую легендой театра. До конца жизни возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

В 1919 Немирович-Данченко организовал при МХТ музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко). Мемуары «Из прошлого» (2 изд., М., 1938). Государственная премия СССР (1942, 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Немировича-Данченко присвоено школе-студии МХАТ, театру (Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Именем Немировича-Данченко в 1943—93 называлась улица (Глинищевский переулок), где в 1938—43 он жил (д. 5/7; мемориальная доска); в 1944 в доме открыт Музей-квартира.

Литература: Виленкин В.Я., Вл.И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко, М., 1962; Соловьева И., Немирович-Данченко, М., 1979.

Неоготика

Мост в Царицыне. Архитектор В. И. Баженов.

Мост в Царицыне.

Архитектор В. И. Баженов.

Москва.

неого́тика псевдоготика, направление в русской архитектуре XVIII—XIX вв., возрождающее характерные черты средневековой готики. В московских неоготических постройках В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (Петровский подъездной дворец, садово-парковый ансамбль в Царицыне) живописно сочетаются готические детали (стрельчатые арки) и мотивы русского допетровского зодчества (тонкие колонки, бочкообразные фронтоны, зубчатые завершения стен и башен и т.д.); особенно типичны для этих зданий сочные цветовые контрасты красного кирпича стен и белокаменного декора. Неоготические формы характерны для некоторых московских зданий конца XIX — начала XX вв.: католических (костёл Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице), лютеранских (кирха Петра и Павла в Старосадском переулке), англиканских (церковь Апостола Андрея в Вознесенском переулке) храмов, а также для архитектуры некоторых частных особняков (дом Морозовой на Спиридоновке) и производственных сооружений (Товарищество А.А. Левенсон).

Неоклассика

Стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом - рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 1930-40-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.).

Е.Е. Андреева.

Неоклассицизм

Ломбард на Большой Бронной улице. Архитектор И. П. Машков.

Ломбард на Большой Бронной улице.

Архитектор И. П. Машков.

Москва.

неоклассици́зм неоклассика, стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом — рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 1930—40-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.).

Е.Е. Андреева.

Неорусский стиль

Музей народного искусства. Архитекторы С. У. Соловьёв, В. Н. Башкиров.

Музей народного искусства.

Архитекторы С. У. Соловьёв, В. Н. Башкиров.

Москва.

неору́сский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. — 1910-х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему «русского стиля», неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). В проектировании построек участвовали художники: С.В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905—07, совместно с архитектором Н.К. Жуковым), В.М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900—05). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902—04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907—08). С середины 1900-х гг. неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908—12, архитектор А.В. Щусев) либо «накладывают» русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914—16, архитектор В.А. Покровский).

Литература: Борисова Е.А., Неорусский стиль, в книге: Борисова Е.А., Каждан Т.П., Русская архитектура конца XIX — начала XX веков, М., 1971; Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977; ее же, Русская архитектура 1830 — 1910-х годов, 2 изд., М., 1982.

М.А.

Нескучное

Александринский дворец в Нескучном.

Александринский дворец в Нескучном.

Москва.

Неску́чное усадьба (Ленинский проспект, 14—20). Получила название по увеселительной усадьбе князя Н.Ю. Трубецкого, находившейся на этом месте в середине XVIII в. (сохранились часть регулярного парка и кирпичная беседка «Охотничий домик»). В 1826—42 на территории Нескучного и соседних усадеб по берегу Москвы-реки, купленных Дворцовым ведомством, возведён ныне существующий ансамбль императорской резиденции, включивший многие уже существовавшие постройки. Его центром стал Александринский дворец, к которому со стороны Калужской улицы вела парадная подъездная аллея, начинающаяся от белокаменных ворот с монументальными пилонами, увенчанными аллегорическими скульптурными группами «Изобилие» (1835). Парадный двор обрамляют Фрейлинский и Кавалерский корпуса (конец XVIII в. — 1830-е гг.), небольшая, но монументальная Гауптвахта в стиле ампир с четырёхколонным дорическим портиком (1836, все постройки — Е.Д. Тюрин), в центре размещён чугунный фонтан, ранее находившийся на Лубянской площади (скульптор И.П. Витали). В основе Александринского дворца — бывший усадебный дом П.А. Демидова, выстроенный в стиле барокко в 1756. В конце XVIII — начале XIX вв. перестроен в стиле зрелого классицизма, вероятно, тогда же получил нарядное и изящное оформление главного фасада, центр которого выделен ризалитом и 4 парами стройных колонн. В 1826 интерьеры декорированы в стиле ампир, по эскизу О.И. Бове сооружена металлическая парадная лестница. После того как дворец был куплен для императора Николая I и стал называться Александринским, в 1830-е гг. по проектам Тюрина были проведены некоторые переделки в духе позднего ампира. Среди других построек: Манеж (начало XIX в. — 1830-е гг., Тюрин); Чайный домик (1804—06), особую гармоничность которому придают колонны большого ордера, сочетающиеся в оформлении центрального ризалита с глубокой лоджией и балконом с чугунной ампирной решёткой; простой и изящный купольный павильон (Ванный домик, конец XVIII в.), поэтически расположенный на берегу пруда; романтический Грот (конец XVIII в.) из больших валунов. Парк (Нескучный сад), имевший развитую регулярную террасную планировку, был в 1834 перестроен в пейзажный, в нём частично сохранились мостики над оврагами (1820—30-е гг.) и павильоны.

М.В. Нащокина.

Предыдущая страница Следующая страница