Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕС")
ГИАП (улица Земляной вал, 50). Основан в 1931, современное название с 1943. Работы по созданию новых и усовершенствованию действующих производств аммиака, азотной кислоты, аммиачной селитры, метанола, капролактама, изоцианатов, карбамида. |
Нау́чно-иссле́довательский институ́т биомедицинской химии РАМН (Погодинская улица, 10). Организован в 1944 как Институт биологической и медицинской химии Академии медицинских наук СССР на базе Всесоюзного института экспериментальной медицины (современное название с 1992). Основные исследования по механизмам молекулярного узнавания в норме и патологии, проблемам генотерапии, созданию новых лекарственных средств. |
Нау́чно-иссле́довательский институ́т вирусоло́гии и́мени Д.И. Ивано́вского РАМН (улица Гамалеи, 16). Создан в 1944 на базе отдела вирусов Всесоюзного института экспериментальной медицины и Центральной вирусологической лаборатории Наркомздрава РСФСР. С 1950 имени Ивановского. Институт имеет клинику вирусных инфекций. Основные исследования по общей и медицинской вирусологии. На базе института функционирует Национальный центр по вирусным гепатитам, центры по герпесу, СПИДу, арбовирусам и респираторным вирусам. |
Нау́чно-иссле́довательский институ́т мо́зга РАМН (переулок Обуха, 5). Организован в 1928. Разрабатывает проблемы структурно-функциональных основ системной деятельности и механизмов пластичности мозга. При институте Музей эволюции мозга. |
ИТМиВТ (Ленинский проспект, 51). Организован в 1948 на базе лабораторий, выделенных из Энергетического института, Математического института и Института машиноведения АН СССР (см. Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова). Разрабатывает высокопроизводительные вычислительные машины и комплексы, а также программное обеспечение к ним. В составе института экспериментальные лаборатории, конструкторские отделы, опытное производство. В 1953-74 институт возглавлял академик С.А. Лебедев, под руководством которого были созданы первая в СССР электронная цифровая вычислительная машина «МЭСМ», а также ряд ЭВМ общего назначения и др. Его имя присвоено институту в 1975. |
НИИОПС (2-я Институтская улица, 6). Создан в 1931; современное название - с 1956. Исследования в области механики грунтов, оснований и фундаментов зданий и сооружений; разработка новых методов расчётов и проектирования подземных сооружений; изучение динамики и сейсмостойкости фундаментов. |
ЭНИМС (5-й Донской проезд, 21 б). Создан в 1933 на базе НИИ станков и инструментов и Центрального КБ по станкостроению. Разрабатывает теоретические основы станкостроения, новые конструкции металлорежущих станков. |
Нау́чный центр акуше́рства, гинеколо́гии и перинатоло́гии РАМН (улица Академика Опарина, 4). Создан в 1979 на базе Всесоюзного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения СССР (улица Еланского, 2), основанного в 1944. Разрабатывает проблемы физиологии и патологии беременности и родов, перинатальной охраны плода и новорождённого, искусственного оплодотворения, снижения гинекологической заболеваемости. В составе Центра 26 научных подразделений и клинические отделения. Является основной базой для подготовки научных кадров и повышения квалификации врачей в области акушерства и гинекологии. М.Я. |
Научный центр психического здоровья РАМН (Загородное шоссе, 2). Организован в 1981 на базе Института психиатрии Академии медицинских наук СССР (создан в 1944), первым директором которого (до 1952) был В.А. Гиляровский. В состав Центра входят НИИ клинической психиатрии (4 клинических отделения и 9 лабораторий) и НИИ профилактической психиатрии (4 клинических отделения и 2 лаборатории), а также 2 самостоятельных отдела и 4 лаборатории. Основные направления научных исследований: комплексная клинико-биологическая разработка вопросов возникновения, систематики, диагностики, лечения и профилактики эндогенных психических заболеваний и пограничных психических расстройств. Разрабатываются также и внедряются в клиническую практику новые методы диагностики и лечения психических заболеваний и новые организационные формы обслуживания больных с пограничными психическими расстройствами. На базе районного диспансера открыто гериатрическое отделение. В 1995 в Центре работали свыше 200 научных сотрудников, в том числе 30 докторов наук. Ведётся подготовка научных кадров. |
Нау́чный центр серде́чно-сосу́дистой хирурги́и и́мени А.Н. Ба́кулева РАМН (Ленинский проспект, 8). Создан в 1991 на базе Института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева (основан в 1956). В состав центра входят: Институт кардиохирургии имени Бакулева, Институт коронарной патологии с сосудистой хирургией, Институт экспериментальной сердечно-сосудистой хирургии. Разрабатывает методы хирургического лечения врождённых пороков сердца, кардиомиопластики и др. На базе центра работает кафедра сердечно-сосудистой хирургии Российской медицинской академии постдипломного образования. М.Я. Яровинский. |
Нау́чный центр хирурги́и РАМН (Абрикосовский переулок, 2). Создан в 1980 на базе Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии Министерства здравоохранения СССР по инициативе академика Б.В. Петровского. Разрабатывает операции на сердце и сосудах, проблемы лёгочной хирургии, пересадки органов, микрохирургии, гипербарической оксигенации, ультразвуковой, лазерной и рентгеноэндоваскулярной хирургии, медицинской техники и др. При Центре работают Межведомственный научный совет по хирургии при Президиуме РАМН, Музей хирургии. М.Я. |
Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро). «Нахи́мовский проспе́кт» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1983. Архитекторы Л.Н. Попов, В.И. Клоков, С.В. Волович, Г.С. Мун. Выходы по подземным переходам на Нахимовский проспект, Азовскую, Сивашскую и Фруктовую улицы. Станция односводчатой конструкции, с 4 рядами кессонов, в которые вмонтированы светильники. Стены облицованы белым мрамором. На гранитном ковре пола установлены скамейки с информационными указателями. Тема оформления станции «Русские флотоводцы и история русского флота» (художник А.М. Мосийчук). |
«Национа́ль» (Тверская улица, 1), гостиница, памятник архитектуры. Гостиница построена в 1903 (архитектор А.И. Иванов) на средства Варваринского акционерного общества домовладельцев. В облике шестиэтажного здания сочетаются декоративные приёмы неоренессанса и модерна. Майоликовые пейзажные панно между окнами верхнего этажа выполнены на принадлежавшем С.И. Мамонтову керамическом заводе «Абрамцево»; первоначальное панно на угловом аттике (по эскизу П.В. Кузнецова) было заменено ныне существующим, изображающим индустриальный пейзаж (И.И. Рерберг). С 1918 была 1-м Домом Советов. В марте 1918 здесь в № 107 жил В.И. Ленин (мемориальная доска). С конца 20-х гг. вновь работает как гостиница. В 1994 1996 проведены реставрация и реконструкция «Националя». М.В. Нащокина. |
Нащо́кин Павел Воинович (1801, Москва - 1854, там же), коллекционер, друг А.С. Пушкина. Учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее. В 1819 - 1823 на военной службе. Выйдя в отставку, поселился в Москве. Пушкин останавливался в квартирах Нащокина в Гагаринском переулке, 4 (в 1831), на улице Остоженке, 18 (в 1833, дом не сохранился), в свой последний приезд в Москву весной 1836 - на квартире в Воротниковском переулке, 12 (мемориальная доска). Собирал фарфор, бронзу, монеты, гравюры, произведения итальянских и голландских художников и др. Среди друзей и знакомых Нащокина - Н.В. Гоголь и К.П. Брюллов. По заказу Нащокина в 30-х гг. изготовлен макет одной из его квартир (в том числе «Пушкинской комнаты») со всем убранством, размером 2,5x2 м (так называемый Нащокинский домик; хранится во Всероссийском музее Пушкина, Петербург). Похоронен на Ваганьковском кладбище. |
Не́вский Пётр см. Емельянов Пётр Елисеевич |
См. Неглинная. |
См. Неглинная. |
См. Неглинная. |
Негли́нная (Неглимна, Неглинна, Неглинка), река в центральной части Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина 7,5 км. Начинаясь из Пашенского болота близ Марьиной рощи и пересекая центральную часть города с севера на юг (текла по современным улицам Стрелецкой, Новосущёвской, Достоевского, 3-му Самотёчному переулку, Самотёчному скверу, Самотёчной площади, Цветному бульвару, Трубной площади, Неглинной улице, Театральной площади, Манежной площади, Александровскому саду, вдоль Кремлёвской стены), река имела большое значение для жизни города. В начале XVI в. водами Неглинной был заполнен ров вдоль Кремлёвской стены. На реке соорудили каменные плотины, образовав цепочку из 6 связанных между собой прудов, которые использовали для разведения рыбы и для тушения пожаров. По берегам Неглинки располагались мельницы, кузницы, бани и мастерские. Имелось 4 моста: Воскресенский (его фрагменты обнаружены при археологических раскопках на Манежной площади в 1994), 3-пролётный Кузнецкий, древнейшие Троицкий и Петровский (обнаружен при переустройстве сцены Малого театра). Неглинная принимала справа ручей из Бутырского пруда, ручей из Антроповых ям, р. Белую и Успенский вражек, слева р. Напрудную и ручей из Даева пруда. В середине XVIII в. в связи с ростом населения и развитием промышленности вода в Неглинной, уже сильно загрязнённая, дурно пахла; часть прудов, которые назывались Самотёкой, решено было спустить. В 181719 Неглинную на протяжении 3 км заключили в трубу (отсюда название Трубной площади). Однако коллекторы нередко загрязнялись, не вмещая всего объёма воды, особенно в половодье и в паводки, что приводило к затоплению прилегающих улиц. К 1966 создано второе устье: сооружён коллектор (длиной около 1 км, диаметром до 4 м), протянувшийся от Театральной площади под улицами Никольской и Варваркой, который сливает воды Неглинки в Москву-реку (почти на 1 км ниже старого устья), в районе гостиницы «Россия». В 1970-х гг. проложено новое русло (длиной свыше 900 м) от Трубной площади до улицы Охотный ряд. С Неглинной связаны названия Неглинной улицы и 13-го Неглинных переулков, улицы Кузнецкий мост, а также Занеглименья. |
Неглинная улица в начале XX в. Москва. Негли́нная у́лица (до 1922 Неглинный проезд), между Театральным проездом и Трубной площадью. Возникла в 1819 после заключения р. Неглинной в подземный коллектор. По плану императрицы Екатерины II намечалось «урегулировать» эту местность: заключить Неглинную в открытый канал, по берегам устроить бульвары для гулянья. В 178991 реку перевели из естественного русла в канал, берега которого укрепили «диким камнем»; вдоль канала устроили бульвары, впоследствии ставшие частью улицы. Тогда же появился д. 9/7, перестроенный в 1820-х гг. и в 1881 (архитектор А.Е. Вебер). В 1822 к владениям вдоль улицы от Театрального проезда до Рахмановского переулка прирезали по 810 саженей земли, что сузило этот участок улицы; далее, от Рахмановского переулка до Трубной площади, остался бульвар. В 1822 на углу Неглинной улицы и Пушечной улицы построено здание Военно-сиротского училища (д. 6; с 1863 Театральная школа, затем Театральное училище имени М.С. Щепкина). Неглинная улица часто затоплялась из-за разливов заключённой в трубу р. Неглинной во время половодий и сильных дождей; земельные участки продавали здесь в рассрочку по низким ценам, но с требованием застроить их каменными домами. В 1820-х гг. вся местность была застроена большей частью двухэтажными домами. В XIX в. Неглинная улица стала одной из главных торговых улиц Москвы: здесь построены Голофтеевский, Солодовниковский и Петровский пассажи. Здание Сандуновских бань (д. 14, существовали с 1808) полностью перестроено в 189496 (архитектор Б.В. Фрейденберг), тогда же построены мавританский дворик и новый корпус бань (остальную часть дома занимали торговые помещения и комфортабельные квартиры). Здесь же разместился нотный магазин при издательстве П.И. Юргенсона. В 1860-х гг. в конце улицы открылся ресторан Оливье «Эрмитаж»; в д. 20 располагались дешёвые номера Ечкина, сдававшиеся преимущественно студентам Московского университета. Облик улицы в основном определяют магазины и доходные дома конца XIX начала XX вв. (д. 8, 188892, архитектор А.С. Каминский; д. 10, пристройка по Неглинной улице, 1876, архитектор Каминский; д. 12, банк, 189395, архитектор К.М. Быковский, барельефы скульптор А.М. Опекушин, боковые корпуса 192729, архитектор И.В. Жолтовский при участии Г.П. Гольца). Неглинную улицу пересекает улица Кузнецкий мост; слева на неё выходят улица Петровские линии и Рахмановский переулок, справа Пушечная улица, Сандуновский переулок, Звонарский переулок, Нижний Кисельный переулок, которые круто поднимаются к Рождественке. И.Л. Давыдова. Неглинная улица. Москва. |
Музей-квартира А. В. Неждановой. Москва. Нежда́нова Антонина Васильевна (1873, деревня Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы, 1950, Москва), певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936), Герой Труда (1925). Из семьи учителей. В 18991902 обучалась в Московской консерватории (класс вокала У. Мазетти). В 190234 солистка Большого театра, пела с Л.В. Собиновым, Ф.И. Шаляпиным, Н.А. Обуховой. Была замечательной камерной певицей, участвовала в Исторических концертах С.Н. Василенко. Постоянным аккомпаниатором Неждановой был её муж Н.С. Голованов. Преподавала с 1936 в Оперной студии Большого театра, затем в Оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского; в 194345 и 194750 профессор Московской консерватории (оперному классу которой в 1951 присвоено имя Неждановой). Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Именем Неждановой в 196293 называлась улица (Брюсовский переулок, ныне Брюсов переулок); на доме № 7, где жила Нежданова, мемориальная доска; в 1951 здесь был открыт Музей-квартира Неждановой, в 1952 Вокально-творческий кабинет имени Неждановой. Литература: А.В. Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А.В. Нежданова, 2 изд., М., 1976. М.Е. |
Нейга́уз Генрих Густавович (1888, Елисаветград Херсонской губернии - 1964, Москва) пианист, педагог, народный артист РСФСР (1956). В детстве занимался под руководством отца - Густава Вильгельмовича, основателя музыкальной школы в Елисаветграде, в 1910-14 обучался в Берлине и Вене, в 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию. С 1922 в Москве. Творчество Нейгауза, полное вдохновенных порывов и тонкого лиризма, принадлежит к романтической традиции в фортепьянном исполнительстве. Репертуар Нейгауза включал музыку разных эпох и стилей (от И.С. Баха до Д.Д. Шостаковича), но наиболее близко ему было творчество Л.ван Бетховена, Ф. Шопена, И. Брамса и А.Н. Скрябина. Среди партнёров Нейгауза по камерным выступлениям - скрипачи П. Коханский и М.Б. Полякин, певица Н.П. Рождественская, квартет имени Бетховена. С 1922 преподавал в Московской консерватории (профессор, в 1935-37 директор). В ноябре 1941 был арестован, до августа 1942 находился в заключении, затем выслан в Свердловск, позднее вернулся в Москву. Создатель одной из авторитетнейших фортепьянно-исполнительских и педагогических школ (из его класса вышли Э.Г. Гилельс, С.Т. Рихтер, Я.И. Зак, Т.Д. Гутман, В.В. Горностаева, А.И. Ведерников, Е.А. Малинин, С.Г. Нейгауз). Нейгауз - автор книг «Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога» (1958) и «Размышления, воспоминания, дневники...» (1975). Среди близких друзей Нейгауза - деятели искусства и литературы, в их числе художник Р.Р. Фальк, поэт Б.Л. Пастернак. В Москве жил в Трубниковском переулке, 21, на Метростроевской улице (ныне Остоженка), 16, на Комсомольском проспекте, 27. Отец С.Г. Нейгауза. Литература: Дельсон В.Ю., Г. Нейгауз, М., 1966; Г. Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы, М., 1992. |
Нейга́уз Станислав Генрихович (1927, Москва - 1980, Париж) пианист, педагог, народный артист РСФСР (1978). Сын Г.Г. Нейгауза. Вырос в семье отчима - Б.Л. Пастернака. Занимался музыкой с 1933 в школе Гнесиных у В.В. Листовой, затем в консерваторском училище и в Московской консерватории (класс В.С. Белова). На последних двух курсах консерватории и в аспирантуре учился под руководством отца (с 1957 его ассистент), позднее вёл собственный класс (с 1975 профессор). Утончённый художник-лирик, Нейгауз снискал известность как замечательный интерпретатор музыки романтиков, прежде всего Шопена и Скрябина. Часто выступал в дуэте с отцом, много гастролировал в СССР и за рубежом. Жил в подмосковном Переделкине, на даче Пастернака. Литература: Ст. Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы, М., 1988. |
Некро́поль у Кремлёвской стены́ Первое захоронение на Красной площади было произведено 10 ноября 1917 по решению Московского военно-революционного комитета. В двух братских могилах были похоронены 238 красногвардейцев и солдат, участвовавших в Октябрьском вооруженном восстании 1917. Позднее здесь же были похоронены секретарь Московского комитета большевистской партии В.М. Загорский, другие жертвы теракта в здании МК, жертвы взрыва в помещении Дорогомиловского совета, нарком почт и телеграфа В.Н. Подбельский, американский журналист Дж. Рид, секретарь МК Ф. Артём (Сергеев), дипломат и литератор В.В. Воровский, дипломат П.Л. Войков и др. В 1924 центром Некрополя стал Мавзолей В.И. Ленина. За Мавзолеем, у подножия Сенатской башни, находятся могилы Я.М. Свердлова, Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, М.И. Калинина, А.А. Жданова, И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Будённого, М.А. Суслова, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко с надгробными памятниками. В 192584 в Кремлёвской стене, по обе стороны от Сенатской башни, устанавливались урны с прахом деятелей КПСС и зарубежных коммунистических партий, государственных, военных и политических деятелей, деятелей науки и культуры. В 1967 в Александровском саду у Кремлёвской стены открыт мемориал Могила Неизвестного солдата. |
Неме́цкая слобода́ находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй (отсюда другое название слобода Кукуй). Возникла в середине XVI в., заселена пленными из Ливонии и выходцами из Западной Европы («немцами» отсюда название). Население занималось главным образом ремёслами и мукомольным промыслом (мельницы на Яузе). В начале XVII в. Немецкая слобода разорена войсками Лжедмитрия II. Возродилась в середине XVII в. на берегу Яузы, выше устья р. Чечеры, как Новоиноземская (Новонемецкая) слобода. Заселена иностранными офицерами, служившими в русской армии, среди которых были будущие сподвижники Петра I П. Гордон и Ф.Я. Лефорт, а также купцами и владельцами ремесленных заведений. В Немецкой слободе часто бывал Пётр I. Сохранился комплекс Лефортовского дворца. На берегу Яузы во второй половине XVII в. была открыта одна из первых в Москве мануфактур Шёлковая мануфактура А. Паульсена. В 1701 Я.Г. Грегори открыл в Немецкой слободе первую в Москве частную аптеку (отсюда название Аптекарского переулка). С начала XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается дворцами знати (Слободской дворец и др.). На берегу Яузы находились Шёлковая фабрика П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др. После пожара 1812 бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 Бауманская улица). С середины XIX в. название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово. Литература: Богоявленский С.К., Московская Немецкая слобода, «Известия АН СССР. Серия истории и философии», 1947, т. 4, № 3. |
Неме́цкий клуб основан в 1819 на Пушечной улице (д. 9) проживавшими в Москве иностранцами. С 1870 в члены клуба принимали без различия национальности. В середине XIX в. Немецкий клуб посещали до 62 тыс. человек в год. В 1891 здесь устраивались спектакли Общества искусства и литературы, на которых впервые выступил в качестве режиссёра К.С. Станиславский (мемориальная доска). С началом первой мировой войны Немецкий клуб переименован в Московский славянский клуб (прекратил существование в 1918). Впоследствии в здании помещался Клуб союза коммунальников, с 1938 Центральный дом работников искусств. |
Неме́цкое кла́дбище см. Введенское кладбище |
В. И. Немирович-Данченко. Немиро́вич-Да́нченко Владимир Иванович (1858, Озургеты, Грузия, 1943, Москва), режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра, народный артист СССР (1936). В 187679 учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. Автор повестей, романов, пьес. С 1870-х гг. выступал как театральный критик; в 1890-х гг. его пьесы «Новое дело», «Золото», «Цена жизни» и др. ставились в Москве. В 1898 совместно с К.С. Станиславским создал Художественный общедоступный театр (МХТ). Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра, был инициатором включения в репертуар пьес А.П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др. Вместе со Станиславским поставил пьесы «На дне» Горького (1902), «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901) и «Вишнёвый сад» (1904) Чехова; одна из его лучших работ «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903). Ставя русскую классику (190617), Немирович-Данченко находил тончайшие приёмы сценической выразительности («Борис Годунов» А.С. Пушкина, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина). После 1917 активно работал с драматургами над созданием нового репертуара. Поставил «Пугачёвщину» К.А. Тренёва (1925), «Блокаду» Вс.В. Иванова (1929), «Половчанские сады» Л.М. Леонова (1939). Значительным вкладом в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937), постановки «Грозы» Островского (1934), «Горя от ума» А.С. Грибоедова (1938). Поставил также пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (1940) и «Враги» (1935, с М.Н. Кедровым), а в 1940 осуществил новую постановку «Трёх сестёр», ставшую легендой театра. До конца жизни возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем. В 1919 Немирович-Данченко организовал при МХТ музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко). Мемуары «Из прошлого» (2 изд., М., 1938). Государственная премия СССР (1942, 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Немировича-Данченко присвоено школе-студии МХАТ, театру (Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Именем Немировича-Данченко в 194393 называлась улица (Глинищевский переулок), где в 193843 он жил (д. 5/7; мемориальная доска); в 1944 в доме открыт Музей-квартира. Литература: Виленкин В.Я., Вл.И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко, М., 1962; Соловьева И., Немирович-Данченко, М., 1979. |
Мост в Царицыне. Архитектор В. И. Баженов. Москва. неого́тика псевдоготика, направление в русской архитектуре XVIIIXIX вв., возрождающее характерные черты средневековой готики. В московских неоготических постройках В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (Петровский подъездной дворец, садово-парковый ансамбль в Царицыне) живописно сочетаются готические детали (стрельчатые арки) и мотивы русского допетровского зодчества (тонкие колонки, бочкообразные фронтоны, зубчатые завершения стен и башен и т.д.); особенно типичны для этих зданий сочные цветовые контрасты красного кирпича стен и белокаменного декора. Неоготические формы характерны для некоторых московских зданий конца XIX начала XX вв.: католических (костёл Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице), лютеранских (кирха Петра и Павла в Старосадском переулке), англиканских (церковь Апостола Андрея в Вознесенском переулке) храмов, а также для архитектуры некоторых частных особняков (дом Морозовой на Спиридоновке) и производственных сооружений (Товарищество А.А. Левенсон). |
Стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом - рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 1930-40-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.). Е.Е. Андреева. |
Ломбард на Большой Бронной улице. Архитектор И. П. Машков. Москва. неоклассици́зм неоклассика, стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 193040-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.). Е.Е. Андреева. |
Музей народного искусства. Архитекторы С. У. Соловьёв, В. Н. Башкиров. Москва. неору́сский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. 1910-х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему «русского стиля», неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). В проектировании построек участвовали художники: С.В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 190507, совместно с архитектором Н.К. Жуковым), В.М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 190005). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 190204), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 190708). С середины 1900-х гг. неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 190812, архитектор А.В. Щусев) либо «накладывают» русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 191416, архитектор В.А. Покровский). Литература: Борисова Е.А., Неорусский стиль, в книге: Борисова Е.А., Каждан Т.П., Русская архитектура конца XIX начала XX веков, М., 1971; Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977; ее же, Русская архитектура 1830 1910-х годов, 2 изд., М., 1982. М.А. |
Александринский дворец в Нескучном. Москва. Неску́чное усадьба (Ленинский проспект, 1420). Получила название по увеселительной усадьбе князя Н.Ю. Трубецкого, находившейся на этом месте в середине XVIII в. (сохранились часть регулярного парка и кирпичная беседка «Охотничий домик»). В 182642 на территории Нескучного и соседних усадеб по берегу Москвы-реки, купленных Дворцовым ведомством, возведён ныне существующий ансамбль императорской резиденции, включивший многие уже существовавшие постройки. Его центром стал Александринский дворец, к которому со стороны Калужской улицы вела парадная подъездная аллея, начинающаяся от белокаменных ворот с монументальными пилонами, увенчанными аллегорическими скульптурными группами «Изобилие» (1835). Парадный двор обрамляют Фрейлинский и Кавалерский корпуса (конец XVIII в. 1830-е гг.), небольшая, но монументальная Гауптвахта в стиле ампир с четырёхколонным дорическим портиком (1836, все постройки Е.Д. Тюрин), в центре размещён чугунный фонтан, ранее находившийся на Лубянской площади (скульптор И.П. Витали). В основе Александринского дворца бывший усадебный дом П.А. Демидова, выстроенный в стиле барокко в 1756. В конце XVIII начале XIX вв. перестроен в стиле зрелого классицизма, вероятно, тогда же получил нарядное и изящное оформление главного фасада, центр которого выделен ризалитом и 4 парами стройных колонн. В 1826 интерьеры декорированы в стиле ампир, по эскизу О.И. Бове сооружена металлическая парадная лестница. После того как дворец был куплен для императора Николая I и стал называться Александринским, в 1830-е гг. по проектам Тюрина были проведены некоторые переделки в духе позднего ампира. Среди других построек: Манеж (начало XIX в. 1830-е гг., Тюрин); Чайный домик (180406), особую гармоничность которому придают колонны большого ордера, сочетающиеся в оформлении центрального ризалита с глубокой лоджией и балконом с чугунной ампирной решёткой; простой и изящный купольный павильон (Ванный домик, конец XVIII в.), поэтически расположенный на берегу пруда; романтический Грот (конец XVIII в.) из больших валунов. Парк (Нескучный сад), имевший развитую регулярную террасную планировку, был в 1834 перестроен в пейзажный, в нём частично сохранились мостики над оврагами (182030-е гг.) и павильоны. М.В. Нащокина. |