Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕС"-"НОВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕС"-"НОВ")

Нескучный сад

Неску́чный сад ныне часть ЦПКиО имени М. Горького от Зелёного театра до Окружной железной дороги (ныне — «Третье кольцо»); примыкает к Нескучному дворцу. Спускаясь террасами к Москве-реке, занимает площадь 59,3 га. Образован слиянием 3 усадебных парков и садов, принадлежавших в XVIII в. князьям Голицыным, князьям Трубецким и Демидовым. Скупленные в 1830-х гг. для строительства 1-й Градской и Голицынской больниц, а также Мещанского училища (ныне Московский институт стали и сплавов), все усадьбы были объединены в имение «Нескучное» и перешли в собственность царской семьи. В 1830 в саду построили «Воздушный театр», кулисами для которого служила живая природа. Усадебные парки и сады (в том числе ботанический сад П.А. Демидова — один из лучших в Европе) получили название Нескучный сад. Сохраняя регулярную планировку XVIII в., развивалась пейзажная часть Нескучного сада. В зелёных насаждениях (средний возраст 60 лет) многочисленны тополь, липа, дуб, клён, берёза; разбиты цветники.

В 1923 частично на территории Нескучного сада была открыта Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. В 1928 терр. выставки и Нескучный сад были объединены в ЦПКиО имени М. Горького. В 1947 построена ротонда в честь 800-летия Москвы (архитектор А.В. Власов). Нескучный сад — один из самых живописных уголков Москвы, популярное место народных гуляний и отдыха.

Несмеянов Александр Николаевич

Несмея́нов Александр Николаевич (1899, Москва — 1980, там же), химик, академик (1943), президент (1951—61) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1969, 1979). Окончил МГУ (1922). Работал там же (с 1922; профессор с 1935, декан химического факультета в 1945—48, ректор в 1948—51) и одновременно в Научно-исследовательском институте удобрений и инсектофунгицидов (1930 — 1934), Институте органической химии АН СССР (1935—54; директор в 1939—54). С 1954 директор Института элементоорганических соединений (ИНЭОС) АН СССР. Академик-секретарь Отделения химических наук АН СССР (1946—48), академик-секретарь Отделения общей и технической химии АН СССР (1961—75). Председатель Комитета по Ленинским и Государственним премиям СССР (1947—61) в области науки и техники. Основные труды по химии металлоорганических соединений. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Несмеянова названа улица (улица Академика Несмеянова) в районе Ленинского проспекта. Его имя присвоено в 1980 ИНЭОС, перед зданием которого (улица Вавилова, 28) установлен памятник Несмеянову (скульптор О.К. Комов). На здании химического факультета МГУ — мемориальная доска.

Нестеров Михаил Васильевич

Не́стеров Михаил Васильевич (1862, Уфа — 1942, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в МУЖВЗ (1877—81 и 1884—86) у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.М. Прянишникова, в петербургской Академии художеств (1881—84) у П.П. Чистякова. В 1886—89 и с 1911 жил в Москве. В ранний период творчества писал жанровые картины в духе передвижников, работал над историческими темами, уделяя основное внимание изображению быта допетровской Руси («Избрание Михаила Фёдоровича на царство», 1886, ГТГ), выполнял многочисленные заказы московского издателя А.Д. Стулина на книжные иллюстрации, в том числе к «Сказкам» А.С. Пушкина, «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, к историческому сочинению П.В. Спицина «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» (1886). В конце 1880-х гг. сблизился с С.И. Мамонтовым и его семьёй, много работал на натуре в окрестностях Москвы, в том числе в Абрамцеве, где сделал множество подготовительных этюдов к своим наиболее значительным произведениям религиозно-этического содержания — «Пустынник» (1888—89) и «Видение отроку Варфоломею» (1889—90, оба — в ГТГ). В 1908—11 Нестеров выполнил росписи Марфо-Мариинской обители, в композиции «Путь к Христу» в трапезной храма Покрова обратился к теме духовных исканий, стремился раскрыть глубину и особенность национальных форм христианской веры. Собирательный образ народа, складывающийся из совокупности многочисленных исторических и социальных типов, дан в последнем крупном многофигурном произведении Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916, ГТГ). В поздний период творчества Нестеров создал лирические по своему звучанию пейзажи («Река Москва», 1927, Башкирский художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа), галерею портретов известных московских учёных, мыслителей, художников (двойной портрет С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского «Философы», 1917; портреты: В.М. Васнецова, 1925; П.Д. Корина и А.Д. Корина, 1930; А.Н. Северцова, 1934; С.С. Юдина, 1935; В.И. Мухиной, 1940; все — в ГТГ). Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1920—42 жил и работал Нестеров (переулок Сивцев Вражек, 43), — мемориальная доска.

Сочинения: Давние дни. Встречи и воспоминания, 2 изд., М., 1959; Из писем, Л., 1968.

Литература: Никонова И.И., М.В. Нестеров, 2 изд., М., 1984.

Е.М. Ивановская.

Нижегородская улица

Нижегоро́дская у́лица (до 1922 часть Рязанского шоссе), между площадью Абельмановская застава и Окружной железной дорогой, на востоке Москвы. Возникла во второй половине XIX в. в связи с промышленным и железнодорожным строительством. В 1860-х гг. здесь была построена товарная станция Нижегородской железной дороги (отсюда название). В 50—70-х гг. район массового жилищного строительства.

Нижние Котлы

Ни́жние Котлы́ см. Котлы

Нижний Кисловский переулок

Один из Кисловских переулков, между Воздвиженкой и Большим Кисловским переулком. Первоначально соединял Большой Кисловский переулок с проездом вдоль стены Белого города. По левой стороне между переулком и улицей Воздвиженкой находилась усадьба Долгоруких и владение церкви Ризоположения. После пожара 1812 здесь образовался пустырь, где в 1860-70-х гг. находились зверинец и цирк. В 1874 на участке построен жилой дом (д. 5, архитектор А.О. Вивьен, перестроен в 1980-х гг.). Дом 4, поставленный с отступом от красной линии улицы, относится к послепожарной застройке (1817, пристройка - 1891). Дом 6 построен по заказу статского советника П.Ф. Секретарёва (1860) для частного театра, где впервые выступил под псевдонимом Станиславский К.С. Алексеев. С 1892 в доме размещалась водолечебница А.А. Корнилова. В д. 8 (1898, архитектор В.П. Загорский) жили драматурги В.В. Вишневский и Б.С. Ромашов, актриса О.Л. Книппер-Чехова.

И.Л. Давыдова.

Никитин Николай Васильевич

Ники́тин Николай Васильевич (1828, Москва — 1913, там же), архитектор. Учился в Московском кремлёвском училище у Ф.Ф. Рихтера. Занимался изучением древних архитектурных памятников Москвы, выполнял обмеры и описания церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково, близ Коломенского. Работал в Московском археологическом обществе (председатель в 1879—94), разрабатывал проекты реставрации московских зданий. Отражая интерес славянофилов и представителей «русского стиля» к народному искусству, выстроил «Погодинскую избу», продемонстрировав тонкое понимание деревянного зодчества и декоративной выразительности крестьянской резьбы. Участвовал в организации архитектурного отдела Политехнической выставки 1872, выполнил конкурсный проект Политехнического музея (корпус естественно-исторического отдела в «русском стиле», не осуществлён). Строил большие доходные дома с протяжёнными фасадами, в декоре которых соединял мотивы западноевропейской архитектуры и «русского стиля» (дом на углу Большого Черкасского (статью Черкасские переулки) и Старопанского переулков, 1874). По проектам Никитина в 1900—10 осуществлялась отделка залов Исторического музея.

«Никитинские субботники»

Е. Ф. Никитина.

Е. Ф. Никитина.

«Ники́тинские суббо́тники» литературно-художественный кружок (1914—33), организованный литературоведом Е.Ф. Никитиной в её квартире (Газетный переулок, 3, кв. 7; с 1930 — Тверской бульвар, 24, кв. 8) по инициативе профессоров Московского университета И.Н. Розанова, П.Н. Сакулина и А.Н. Веселовского. Среди участников — студенты-выпускники Московского университета и Высших женских курсов, писатели и литературоведы различных творческих ориентаций, в том числе Ю.И. Айхенвальд, Л.П. Гроссман, Л.М. Леонов, А.С. Новиков-Прибой, Б.А. Пильняк, П.С. Романов, А.С. Неверов, Л.Н. Сейфуллина, В.М. Инбер, И.Л. Сельвинский, Д.Д. Благой, К.И. Чуковский, К.Л. Зелинский, Н.К. Гудзий, Н.К. Пиксанов, А.В. Луначарский, а также артисты В.И. Качалов, Е.Н. Гоголева, М.М. Блюменталь-Тамарина, А.А. Яблочкина, И.М. Москвин и художники К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Кукрыниксы. С 1922 при кружке существовало одноименное кооперативное издательство, которое в 1931 слилось с издательством «Федерация»; издавало альманах «Свиток» (№ 1—4, 1922—26), литературоведческие и литературные сочинения (всего около 300 книг). В архиве «Никитинских субботников» сохранились собранные Никитиной около 160 тыс. документов по литературе и искусству, 16 тыс. портретов, шаржей и карикатур, 2 тыс. фотоснимков. В 1957 Никитина передала архив в дар государству, в 1962 в последней её квартире по Вспольному переулку, 14, был открыт филиал Литературного музея.

Литература: Корн Р., Никитинские субботники, «Вопросы литературы», 1964, № 12.

Никитников переулок

Ники́тников переу́лок (до 1922 Грузинский переулок, по церкви Грузинской Богоматери в Никитниках), между Ипатьевским переулком и Старой площадью. В XVII в. в Никитникове переулке находился двор богатейших московских купцов, выходцев из Ярославля Никитниковых, от построек которого сохранилась церковь Троицы (Грузинской Богоматери; д. 3, 1634—52). В здании церкви — филиал Государственного исторического музея.

Никитские ворота

Ники́тские воро́та площадь в центре Москвы. Сформировалась в конце XVIII — начале XIX вв. на месте Никитских ворот Белого города; на неё выходят Никитский и Тверской бульвары и Малая Никитская улица; Большая Никитская улица пересекает северную сторону площади. Основными её градостроительными акцентами служат церкви Феодора Студита (Никитский бульвар, 25а) и «Большое Вознесение» (Большая Никитская улица, 38). Церковь Феодора Студита была собором монастыря, основанного для патриарших слуг у ворот Белого города (1620-е гг.); д. 25 по Никитскому бульвару (1928) отгородил храм от бульвара, а расчистка территории при реставрации в 1980-х гг. открыла вид на церковь с площади.

И.Д.

Никитский бульвар

Никитский бульвар.

Никитский бульвар.

Москва.

Ники́тский бульва́р (в 1950—93 Суворовский бульвар), между площадями Арбатские ворота и Никитские ворота, часть Бульварного кольца. Устроен после 1812. Начало Никитского бульвара с замыкавшей его гостиницей (начало XIX в.) в 1960-х гг. было поглощено транспортным тоннелем, поэтому нумерация домов начинается с д. 5 и 6. Почти все владения по внутренней стороне, по переписи 1826, принадлежали знати: д. 6 (конец XVIII—XIX вв.) — директору Императорских театров Ф.Ф. Кокошкину; д. 8а (начало XIX в., перестроен в 1877, архитектор А.И. Вивьен) — графине Н.О. Головкиной (ныне Центральный Дом журналиста); д. 8 (1820-е гг., перестроен в 1889 и 1930—40-х гг.; здесь жила певица А.В. Нежданова, в 1918—30 размещалось издательство братьев Сабашниковых) и д. 10 (1830-е гг.) — княгине В.В. Голицыной; д. 12а — городская усадьба (главный дом — начало XVIII в. — 1787, архитектор Е.С. Назаров, перестройка дома и усадьбы для П.М. Лунина в 1818—22, архитектор Д.И. Жилярди; с 1821 Коммерческий, затем Государственный банк, с 1984 Музей Востока). На нечётной стороне сохранились: д. 7—7а (1752, перестроен в 1804—08 и 1820-е гг.) — усадьба В.А. Плохова, позднее А.И. Талызина, графов Толстых; ныне мемориальный музей Н.В. Гоголя, проведшего у Толстых последние годы жизни (в 1959 во дворе дома установлен памятник работы скульптора Н.А. Андреева, до 1952 стоявший на Арбатской площади в начале Пречистенского бульвара; на фасаде дома — серая гранитная доска с бронзовым барельефным портретом писателя, 1952, скульптор Е.А. Рудаков); д. 11 (1820-е гг., достройки — 1834, 1846, 1884) — княжон Голицыных. Фронт застройки этой стороны в основном образован многоэтажными домами начала XX в. и советского периода: д. 5 (1913, архитектор Л.В. Стеженский, надстройка — 1940); д. 13 (1910, архитектор К.К. Кайзер) — Общества распространения практических знаний между образованными женщинами; д. 15 (1911, архитектор А.С. Гребенщиков); д. 9 (1936—37, архитектор Е.Л. Иохелес) — дом Главсевморпути (так называемый Дом полярника); д. 17—23 (1971, архитектор Э.С. Акопов); д. 25 (1928) — дом работников табачной промышленности. На фасаде д. 9 установлены две доски в память о живших там полярниках Г.А. Ушакове (1965, скульптор В.М. Кураев, архитектор Л.П. Шатилова) и М.П. Белоусове (скульптор М.А. Неймарк, архитектор В.А. Голубев). На чётной стороне многоэтажным домам вторит д. 12 (1914, архитектор Б.М. Нилус, достройка — 1920).

И.Л. Давыдова.

Никитский монастырь

Женский монастырь, основанный в XVI в. боярином Н.Р. Захарьиным-Юрьевым, дедом царя Михаила Фёдоровича, на месте церкви Никиты у Ямского двора. После его основания Волоцкая улица (или Новгородская) стала называться Большой Никитской. В 1684 опустошён пожаром, в 1764 зачислен по штату в 3-й класс. Сильно пострадал в 1812, был восстановлен на частные пожертвования. В начале XX в. монастырь владел 33 десятинами земли, в нём жили 24 монахини и 29 послушниц. В архитектурном ансамбле Никитского монастыря выделялись собор Никиты Мученика (около 1536), небольшая церковь Димитрия Солунского (середина XVII в., до 1767 приходская), монументальная многоярусная колокольня над Святыми воротами (поздний классицизм, 1861-68, архитектор М.Д. Быковский). В 1920-х гг. на колокольне часто звонил звонарь-виртуоз К.К. Сараджев, считавший подбор её колоколов замечательным. Упразднён в середине 1920-х гг., постройки разобраны к 1933; сохранился корпус келий (XVII-XVIII вв., Большой Кисловский переулок, 10). В 1935 на его месте построено здание электроподстанции метрополитена (Большая Никитская улица, 7, архитектор Д.Ф. Фридман).

Никитский переулок

Ники́тский переу́лок (в XIX в. Долгоруковский, по фамилии владельца одного из участков, в 1920—92 улица Белинского), идёт параллельно Моховой улице, между Большой Никитской улицей и Тверской улицей. Назван по Никитскому монастырю. Большинство строений по переулку принадлежало Московскому университету. На чётную сторону выходят боковой фасад Зоологического музея (д. 2/6, 1892—1902, архитектор К.М. Быковский) и здание химической лаборатории (д. 2, 1836; перестроено в 1883, архитектор А.С. Каминский), где открыт мемориальный кабинет-библиотека Н.Д. Зелинского. На фасаде установлены мемориальные доски с барельефами Зелинского (скульптор И.В. Крестовский, архитектор Д.К. Навалишин) и А.Н. Северцова (скульптор В.В. Герасимов, архитектор В.А. Орбачевский). После пожара 1812 университет размещался в домах на участке 5. В доходном доме (№ 5, конец XIX в.) жили преподаватели университета, в том числе антрополог Д.Н. Анучин, литературовед А.К. Дживелегов. Далее, до Тверской улицы, в конце XVIII — начале XIX вв. располагались здания университетского Благородного пансиона. В 1927 на углу переулка и Тверской улицы построено здание Центрального телеграфа (архитектор И.И. Рерберг). В 1980 построена Международная телексная станция (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, В.И. Уткин и др.).

И.Л. Давыдова.

Николаев Иван Сергеевич

Николаев Иван Сергеевич (1901, Воронеж - 1979, Москва), архитектор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972), академик Академии архитектуры СССР (1956). Учился в МВТУ (1920-25) у А.А. и В.А. Весниных, А.В. Кузнецова. В 1923 участвовал в проектировании 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Представитель конструктивизма, член ОСА (с 1925). Разрабатывал тип экспериментальных домов-коммун, отличавшихся подчёркнутой строгостью внешнего облика и внутренней планировки, чётким разграничением жилой и общественных зон, утрированно аскетическими формами «рациональной технологии быта» (ныне студенческие общежития на улице Орджоникидзе, 8/9, 1928-30, на Котельнической набережной, 21, 1930-33). Получил известность как один из основоположников современного индустриального строительства, мастер функциональных и новых в конструктивном отношении построек. Осуществлял строительство комплекса Всесоюзного электротехнического института на Красноказарменной улице (под руководством Кузнецова), лаборатории шерсти и хлопка Текстильного института, второй очереди корпусов ЦАГИ (все - в 1929). С 1932 участвовал в генеральной планировке Москвы. Преподавал с 1925 в МВТУ, МИСИ, Московском архитектурном институте (в 1958-70 ректор), автор многочисленных трудов по градостроению и архитектуре промышленных зданий, исследователь творческих методов работы древнерусских зодчих.

Сочинения: Творчество древнерусских зодчих, М., 1978; Профессия архитектора, М., 1984.

Николаевские казармы

Николаевские казармы (с 1918 Октябрьские казармы) (Хорошёвское шоссе), шесть трехэтажных зданий, расположенных фасадами на Ходынское поле (отсюда разговорное - Ходынские казармы). Построены в 1898-99 для 1-й Гренадерской артиллерийской бригады (3 здания) и 1-го Донского казачьего полка (3 здания). В 1917 в Николаевских казармах размещалась 1-я Западная артиллерийская бригада, с 1918 - различные воинские части. Одно из зданий (перестроенное и переоборудованное) занимает типография газеты «Красная Звезда» (Хорошёвское шоссе, 38).

Николаевский дворец

Никола́евский дворе́ц Малый Николаевский дворец, в Кремле, рядом с Чудовым монастырем (ныне утрачен). Занимал территорию бывшего боярского двора, принадлежавшего первоначально князю Юрию Ивановичу Дмитровскому, брату Ивана III, затем князю Юрию Васильевичу, брату Ивана IV Грозного, с 1564 боярину Ивану Шереметеву Большому, после него боярину Борису Ивановичу Морозову. С 1677 перешёл в собственность Чудова монастыря. По указу Синода 1744 служил резиденцией главы Московской епархии.

Новый архиепископский дворец был выстроен в 1775 по проекту М.Ф. Казакова в стиле зрелого классицизма, отличался простотой и благородством облика, ясностью пропорций, чётким ритмом членящих фасады пилястр; угол здания был оформлен стройной полуротондой с 4 колоннами тосканского ордера. В комплекс дворца входила домовая церковь Петра и Павла. В 1817 дворец был передан Дворцовому ведомству, стал служить местом пребывания царской семьи во время посещений Москвы. С 1818 в нём неоднократно останавливался Николай I, что обусловило появление нового названия — Малый Николаевский дворец. В 1826 здесь состоялась встреча Николая I с только что доставленным в Москву из Михайловского А.С. Пушкиным. В 1851 задумывалась перестройка Николаевского дворца в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона, но было выстроено только парадное шатровое крыльцо. В 1874—78 под руководством Н.А. Шохина проводилась реставрация Николаевского дворца, тогда же были открыты остатки кремлёвского рва времён Ивана I Калиты и фрагменты древних зданий. В 1929 Николаевский дворец был снесён одновременно со строениями Чудова и Воскресенского монастырей.

Николаевский (Никольский) греческий монастырь

Никола́евский (Нико́льский) гре́ческий монасты́рь основан в конце XIV в. под названием Никола Старый, Никола Большие главы. Видимо, первоначально находился между современными Богоявленским проездом и Ветошным переулком, по соседству с Богоявленским монастырем. Позднее занимал территорию на нечётной стороне Никольской улицы, между Заиконоспасским монастырем и Печатным двором. В середине XVI в. передан для временного пребывания греческим монахам (отсюда название), в 60-х гг. XVII в. пожалован им навечно за привезённую в Москву копию иконы Иверской Богоматери, которая позднее была установлена в часовне у Воскресенских ворот Китай-города. В начале XVIII в. монастырь был перестроен на средства князей Кантемиров, в нём находилась их усыпальница, там же был похоронен поэт А.Д. Кантемир. В начале XX в. монастырь полностью перестроен (архитектор К.Ф. Буссе). В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт, в 1935 снесён Никольский собор; сохранились здание келий и Никольская часовня. От названия монастыря происходят наименование Никольской улицы и название Никольской башни Кремля.

Николаевский Фёдор Иосифович

Никола́евский Фёдор Иосифович (1880, Москва — 1951, там же), военный дирижёр, кларнетист, один из основоположников отечественной военной музыки, заслуженный артист РСФСР (1933), полковник (1943). В 1899 окончил Московскую консерваторию (класс И. Фридриха). В 1898—1903 солист оркестра Частной русской оперы С.И. Мамонтова, в 1904—10 — «Оперы С.И. Зимина», в 1910 — 1948 — оркестра Большого театра; параллельно с работой в театре в 1914—17 военный капельмейстер 210-го Бронницкого полка, в 1918—24 возглавлял лучшие военные оркестры Москвы, с 1924 художественный руководитель и главный дирижёр Образцово-показательного оркестра МВД СССР. В формировании исполнительского искусства Николаевского важное значение имело длительное творческое общение с С.В. Рахманиновым, М.М. Ипполитовым-Ивановым, В.И. Суком, Н.С. Головановым и др. Образцово-показательный оркестр под управлением Николаевского завоевал широкую известность; на многих творческих соревнованиях оркестр занимал первые места. 50 лет работы в симфонических оркестрах, 40 лет дирижёрской деятельности Николаевского являли собой редкий образец сочетания различных граней его дарования. Последние годы Николаевский жил на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка), 40. На похороны Николаевского (Введенское кладбище) прибыл весь «тысячетрубный» военный оркестр Московского гарнизона, чтобы исполнить траурный марш и государственный гимн.

Х.М. Хаханян.

Николай I

Памятник императору Николаю I в Кузьминках.

Памятник императору Николаю I в Кузьминках.

Москва.

Никола́й I (1796, Царское Село — 1855, Петербург), император (с 1825), третий сын императора Павла I. До воцарения командовал гвардейской бригадой, затем дивизией, был главным инспектором инженерной части. Вступил на престол после внезапной смерти старшего брата Александра I, отречения от престола наследника Константина и подавления восстания декабристов. Коронационные торжества проходили в Москве в августе — сентябре 1826. Николай I остановился в Петровском дворце; коронация проходила в Успенском соборе Кремля 22 августа 1826. В царствование Николая I завершилось восстановление Москвы после пожара 1812 (по указанию Николая I в память императора Александра I, «восстановившего Москву из пепла и развалин», построены Триумфальные ворота, 1826) и начались работы по реализации новой программы планировки и застройки Москвы (архитекторы М.Д. Быковский, К.А. Тон). Расширились границы центра города и прилегающих к нему улиц, реставрированы памятники Кремля, в том числе Арсенал, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 — пушки (всего 875), отбитые у «Великой армии»; построено здание Оружейной палаты (1844—51). В 1839 состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя. Главная постройка в Москве при императоре Николае I — Большой Кремлёвский дворец (1839—49), освящение которого состоялось 3 апреля 1849 в присутствии государя и всей императорской фамилии. Улучшению водоснабжения города способствовало строительство «Алексеевского водопроводного здания», заложенного в 1828. В 1829 «на каменных быках и устоях» возведён постоянный Москворецкий мост. Большое значение для Москвы имело строительство Николаевской железной дороги (Петербург — Москва; движение поездов началось в 1851).

Николай II

Император Николай II.

Император Николай II.

Никола́й II (1868, Царское Село — 1918, Екатеринбург), император (с 1894). Сын Александра III. Николай II прибыл в Москву в 1894, сопровождая гроб Александра III; в это же время было выбрано место близ храма Христа Спасителя для установки памятника «царю-миротворцу», создававшегося на всенародные пожертвования и освящённого в мае 1912. Во время коронационных торжеств, проходивших в Москве, 18 мая 1896 разыгралась Ходынская трагедия. В царствование Николая II в Москве в 1903—08 была построена Окружная железная дорога, которая охватывала Москву кольцом протяжённостью 54 км. Москва застраивалась доходными домами в 8—10 этажей. Планы строительства метрополитена, рассматривавшиеся в 1902 и 1912, были прерваны первой мировой войной. 19 февраля 1911 в связи с 50-летием освобождения крестьян на Миусской площади был заложен собор во имя Святого Александра Невского. В августе 1912 Николай II после празднования 100-летия Отечественной войны 1812 в Бородине прибыл в Москву на юбилейные празднества. 21 февраля 1913 в Москве начались торжества, посвящённые 300-летию дома Романовых. В память этого события в бывшей вотчине Романовых селе Покровском (в Покровской общине сестёр милосердия) была оборудована больница. В марте 1913 в митрополичьих покоях Чудова монастыря была открыта выставка церковно-исторических памятников. На «романовские» торжества Николай II вместе с семьёй прибыл в мае 1913, был встречен у Спасских ворот Кремля крестным ходом во главе с митрополитом Макарием. Из-за неизлечимой болезни наследника престола цесаревича Алексея большую роль в окружении Николая II и императрицы играли многочисленные знахари и авантюристы, большим влиянием пользовался «старец» Г.Е. Распутин. В борьбе с революционным движением правительство Николая II принимало жёсткие карательные меры (генерал-губернатор Ф.В. Дубасов подавил Декабрьское вооружённое восстание 1905 в Москве). В августе 1915 Николай II занял пост Верховного главнокомандующего. Поражение на фронтах, разруха в тылу, засилье временщиков вызвали недовольство всего общества. 2 марта 1917 Николай II отрёкся от престола, 8 марта был арестован. Расстрелян в Екатеринбурге вместе с семьёй и приближёнными лицами.

Николо-Архангельское кладбище

Нико́ло-Арха́нгельское кла́дбище одно из крупнейших московских кладбищ (современная площадь 64 га). Находится близ посёлка Никольско-Архангельское Балашихинского района Московской области (платформа Никольское Горьковского направления Московской железной дороги). Открыто в 1960. В 1973 близ кладбища сооружён крематорий.

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь в начале XX в.

Николо-Перервинский монастырь в начале XX в.

Москва.

Нико́ло-Пере́рвинский монасты́рь мужской монастырь (Шоссейная улица, 82). Основан к юго-западу от города, предположительно, в XV в., документально известен с 1623. Каменное строительство началось с середины XVII в. и особенно развернулось к концу столетия, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. Построенный в 1696—1700 Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского) относится к характерному для московской архитектуры второй половины XVII в. типу ярусных храмов; оригинально его объединение крытой галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней, расположенной к северо-востоку от собора. Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов, её интерьер с созданными в 1750—60-х гг. барочными росписями и золочёной лепниной (по преданию, выполнена В.В. Растрелли) получил название «золотая комната». В 1733—35 над Водяными воротами (XVII в.) монастырской ограды построена церковь Толгской Богоматери, декор которой (овальные окна в фигурных обрамлениях, небольшие раковины в наличниках) свидетельствует о переходе московских зодчих от московского барокко к архитектурным формам собственно барокко. В 1775 в монастыре открыли духовное училище — Перервинскую семинарию. Большие доходы в XVIII—XIX вв. монастырь получал от приписанных к нему московских часовен — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверской у Воскресенских ворот Китай-города. В период обновления монастыря (1834—36) были перестроены или вновь построены его многочисленные жилые и хозяйственные постройки (архитектор М.И. Бове). В 1904—08 построен в тяжеловесно-сухих формах «русско-византийского стиля» монументальный собор Иверской Богоматери (архитектор П.А. Виноградов). Закрыт в 1920-х гг. В 1991 возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Собор Иверской Богоматери Николо-Перервинского монастыря.

Собор Иверской Богоматери

Николо-Перервинского монастыря.

Москва.

Никольская башня

Никольская башня Кремля.

Никольская башня Кремля.

Москва.

Нико́льская ба́шня проездная башня Кремля, на восточной стене, выходит на Красную площадь близ Исторического музея. Построена в 1491 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, название — от бывшего Николаевского (Никольского) Греческого монастыря. Квадратная в плане, имела три боевых яруса, верхняя площадка и отводная стрельница — бойницы навесного боя (машикули). По бокам отводной стрельницы — каменные бастионы (срыты в начале XIX в.; см. бастионы XVIII века). Увенчана шатром в конце XVIII в., в 1806 перестроена по проекту архитектора К.И. Росси в неоготическом стиле. В 1812 верх Никольской башни взорван отступавшими французами, восстановлен в 1816 по проекту архитектора О.И. Бове. Башня сильно пострадала от артиллерийского огня в октябре 1917 и была восстановлена архитектором Н.В. Марковниковым. В 1935 на башне установлена звезда. Реставрирована в 1946—50 и 1973—74. Современная высота до звезды 67,1 м, со звездой 70,4 м.

Никольская улица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Никольский единоверческий монастырь

Нико́льский единове́рческий монасты́рь мужской монастырь, основанный в 1866 единоверцами (сторонниками объединения старообрядчества и официальной православной церкви) Преображенского кладбища. В ансамбль бывшего Никольского единоверческого монастыря (улица Преображенский вал, 25) входят: церковь Николы с колокольней (1790-е гг., 1857), надвратная церковь (конец XVIII в.), братский корпус (1801), колокольня Никольского единоверческого монастыря (1876—79, архитектор Ф.И. Горностаев). Упразднён после 1917.

Никольский переулок

Нико́льский переу́лок между двумя основными магистралями Китай-города — Ильинкой и Варваркой. С середины XVIII в. назывался Юшков переулок (по фамилии одного из домовладельцев — генерал-полицмейстера Юшкова), с 1928 — проезд Владимирова (по имени большевика М.К. Владимирова), с 1992 — Никольский переулок (по церкви Николая Чудотворца «Красный звон», 1858, д. 9а). Первый храм на этом месте упоминается в XVI в. В конце XIX — начале XX вв. в переулке появились торговые и конторские здания: Варваринское акционерное общество (д. 11), главным фасадом выходящее на Варварку; Шуйское подворье на месте усадьбы Юшкова (д. 4, 1875, архитектор А.С. Каминский) и д. 9 (1913), отмеченный чертами модерна и неоклассики.

Никольское

Нико́льское местность на юго-западе Москвы, на р. Самородинке. Соседствует на западе с Очаковом, на юге с Никулином, на северо-востоке с Раменками. Название — от бывшей деревни. С 1960 в черте Москвы, с начала 70-х гг. район массового жилищного строительства. Близ Никольского сооружена Олимпийская деревня. Основная улица — улица Лобачевского.

Никон

Ни́кон (в миру Никита Минин, Минов, Минич) (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался в Москву. После смерти в младенчестве троих детей его жена постриглась в московском Алексеевском монастыре, Никон ушёл в Соловецкий монастырь. В 1635 принял постриг в Анзерском скиту. В 1641 вместе с настоятелем скита ездил в Москву для сбора средств на церковное строительство и был представлен царю Михаилу Фёдоровичу. Позже, после нескольких лет подвижничества, избран игуменом Кожеозерского монастыря (1643). Летом 1646 прибыл в Москву для сбора милостыни, был тепло встречен царём Алексеем Михайловичем и его духовником Стефаном Вонифатьевичем. По настоянию царя и благословению патриарха Иосифа назначен архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. По поручению царя принимал челобитные, что принесло ему известность и авторитет в народе. Сблизился с «Кружком ревнителей древлего благочестия» (Вонифатьев, Иван Неронов, Аввакум и др.). Стараниями Никона 13 октября 1648 в Москву привезена из Константинополя копия с иконы Иверской Богоматери, находящейся в Иверском монастыре на Афоне. С 1649 митрополит Новгородский и Великолуцкий. В 1651 по совету Никона в Успенский собор были перенесены останки патриарха Гермогена из Чудова монастыря и Иова из Старицы. В 1652 убедил царя перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в московский Успенский собор. После смерти патриарха Иосифа Вонифатьев отказался от патриаршества в пользу Никона, который после долгих уговоров согласился стать патриархом, потребовав от царя и бояр почитать его «как архипастыря и отца верховнейшего», не вмешиваться в дела церкви, считать решения патриарха не подлежащими обсуждению. 25 июня 1652 назначен на всероссийское патриаршество. В 1654 по инициативе Никона созван Поместный собор, принявший решение об исправлении богослужебных книг по древнегреческим и древнеславянским рукописям. В распоряжение патриарха был передан московский Печатный двор, где в 1653—56 публиковались «Правленные» или вновь переведённые богослужебные книги. На созванных им церковных соборах 1656 было узаконено троеперстие как крестное знамение, обсуждались проблемы перехода в православие униатов и католиков. В период русско-польской войны 1654—67, во время военных походов Алексея Михайловича Никон фактически управлял государством. Усиление власти патриарха и распространение её на мирские дела вызвали недовольство со стороны бояр и иерархов церкви, видевших в Никоне «чернеца от мужиков». Во второй половине 50-х гг. XVII в. началось охлаждение дружеских отношений между царём и патриархом. Разрыв произошёл в июле 1658. Отслужив литургию в Успенском соборе 10 июля 1658, Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. 16 января 1664 Никон попытался вернуться на патриаршество: явился в Успенский собор, стал на патриаршее место, благословил местоблюстителя патриаршего престола Иону, духовенство и прихожан. Царь же приказал ему возвратиться в Воскресенский монастырь. Церковный собор 1666—67, подтвердив проведённые Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Обряд низложения был совершён 12 декабря 1666 в Чудовом монастыре, 13 декабря Никон под конвоем был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. В 1681 царь Фёдор Алексеевич разрешил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге Никон скончался.

Литература: Лебедев Л., Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности, в книге: Богословские труды, т. 23—24, М., 1982—83.

А.А. Ольшевская, С.Н. Травников.

Никулин Юрий Владимирович

Нику́лин Юрий Владимирович (1921, г. Демидов Смоленской губернии — 1997, Москва), артист цирка и кино, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1990). В 1939—46 служил в Красной Армии, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1950 закончил Студию разговорных жанров и клоунады при Московском цирке; как клоун-ковёрный работал под руководством Карандаша, с 1951 — в дуэте с М.И. Шуйдиным (1922—83). Более 30 лет эта пара пользовалась большой популярностью; Никулин в ней представлял маску флегматичного, внешне простоватого, но «себе на уме» человека. В напоминающем эту маску образе Балбеса Никулин снимался в эксцентричных кинокомедиях «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967). Одновременно в фильмах «Когда деревья были большими» (1962), «Ко мне, Мухтар!» (1965) проявились драматическое дарование артиста, умение раскрыть в роли сложную гамму психологических состояний. Простотой и сдержанностью манеры отмечена его игра в фильмах «Двадцать дней без войны» (1977) и «Чучело» (1984), лиричностью и человеческой непосредственностью — внешне комедийно-гротескные роли в фильмах «Бриллиантовая рука» (1969) и «Старики-разбойники» (1972). Широкой известностью пользуются «анекдоты от Никулина», бывшего ценителем, собирателем и искусным рассказчиком образцов этого жанра; вёл на телевидении популярную передачу «Белый попугай». С 1983 художественный руководитель, директор Московского цирка на Цветном бульваре (ныне — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Почти серьёзно..., 3 изд., М., 1989.

Литература: Дунина С., Ю. Никулин, М., 1982.

Никулина Надежда Алексеевна

Нику́лина Надежда Алексеевна (1845, Москва — 1923, там же), актриса. С 1863, по окончании Московского театрального училища (ученица И.В. Самарина), в труппе Малого театра. С первых шагов обнаружила яркое комедийное дарование, наполняла роли заразительной весёлостью, неподдельной наивностью, лукавой женственностью. Творчество Никулиной высоко оценил А.Н. Островский, создав для неё роль Верочки в пьесе «Шутники» (1864); в дальнейшем драматург назначал Никулиной роли почти в каждой новой пьесе и сам проходил их с ней: царица Анна («Василиса Мелентьева», 1868); Варвара («Гроза»), Лебёдкина («Поздняя любовь»), Купавна («Снегурочка»; все — 1873); Поликсена («Правда хорошо, а счастье лучше», 1876), Софья («Невольницы», 1880), Смельская («Таланты и поклонники», 1881), Коринкина («Без вины виноватые», 1884) и др. С наибольшей полнотой талант Никулиной раскрылся в образе Глафиры («Волки и овцы», 1875), в котором причудливо переплелись психологическая достоверность и сатира. Перейдя на роли пожилых героинь, Никулина играла преимущественно роли комедийного плана: Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1882), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1886), Толбухина («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, 1891), Анна Ефимовна («Золото» Вл.И. Немировича-Данченко, 1895) и др.

С начала 1880-х гг. жила в собственном доме в Калошином переулке, 8. С 1914 Никулина на сцене не выступала по болезни.

И.В. Родионова.

Нищенка

Ни́щенка (Гравороновка, Граворна), река на востоке Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина около 11 км (частично заключена в коллектор). Площадь бассейна 85,7 км2. Берёт начало в юго-западной части Измайловского лесопарка, протекает на поверхности близ Малого кольца Московской железной дороги, вдоль 1-го и 2-го Грайвороновских переулков, пересекает Нижегородскую улицу и Волгоградский проспект. Устье находится в районе Печатников, чуть ниже Перервинской плотины, где сооружены два пруда-отстойника. Принимала справа р. Хохловку, слева — сток с Хлудовского пруда и р. Чурилиху (которая часто рассматривается как главная река по отношению к Нищенке). Через Нищенку перекинут Остаповский 1-й мост. Река сильно загрязнена нефтепродуктами, хлоридами и др.

Новая Басманная улица

Новая Басманная улица.

Новая Басманная улица.

Москва.

Но́вая Басма́нная у́лица (в 1918—22 улица Коммуны), между площадью Красные ворота и площадью Разгуляй, к востоку от Садового кольца. Возникла в 1640-х гг. В конце XVII в. называлась Капитанской слободой, здесь жили офицеры солдатских полков. В конце XVII в. на улице была построена деревянная церковь Петра и Павла, заменённая в 1705—23 каменной. Название Новая Басманная улица закрепилось в начале XVIII в. (от Басманной слободы). В 1726 здесь находилась каразейная мануфактура Р. Воронина. Во второй половине XVIII в. на улице стало селиться дворянство; в 1793 владельцы домов на ней — князья Голицыны, Куракины, Трубецкие, дворяне Нарышкины, Головины, Еропкины, Лопухины и др. На месте полкового Житного (затем Фуражного) двора стоял Запасный царский дворец (д. 2), построенный после пожара 1753 (в 1900-х гг. надстроен), до Октябрьской революции здесь размещался Институт благородных девиц, ныне Министерство путей сообщения. Напротив д. 2 находилась Сенная площадь. С 1782 на Новой Басманной улице (современный д. 29) находился «Басманный частный дом» — полицейская часть. Во время пожара 1812 все деревянные дома на улице сгорели; уцелели 12 каменных домов. До пожара 1812 на месте 1-го Басманного переулка стоял дом купца П. Бабушкина (открытый в 1760-х гг. против их дома переулок назывался Бабушкиным). На углу 1-го Басманного переулка в 1826 стоял дом, в котором жила М.М. Денисьева, мать Льва, Алексея и Василия Алексеевичей Перовских (внебрачные сыновья графа А.К. Разумовского). В д. 26, на углу Бабушкина переулка, в середине XIX в. находилось сиротское училище, с 1876 — Басманная больница. В д. 20 (не сохранился) в 1820-х гг. жил П.Я. Чаадаев. В конце XIX — начале XX вв. построен дом Стахеевых (д. 14). В 1870-х гг. улицу перерезала соединительная ветка Курской и Николаевской железных дорог. Через глубокую выемку над железнодорожными путями переброшен мост. На бывшей Сенной площади в 1882 был устроен сквер, где в начале XX в. была биржа сезонных рабочих (позже в сквере была установлена скульптура, изображающая крестьянина, пришедшего в Москву на заработки; скульптор И.Д. Шадр).

«Новая опера»

«Но́вая о́пера» московский муниципальный (первый в России) музыкальный театр. Основан в 1991, художественный руководитель — дирижёр Е.В. Колобов. Главная творческая идея театра — осуществлять постановки не шедших до сих пор на российской сцене классических опер, а также создавать оригинальные трактовки знакомых произведений. Так, впервые в России были поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Валли» А. Каталани. В экспериментальном ключе трактована опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, созданы необычные спектакли «Россини» и «О, Моцарт, Моцарт!» (по произведениям В.А. Моцарта, Н.А. Римского-Корсакова и А. Сальери). Театр также представляет оперы в концертных исполнениях («Сила судьбы» Верди, «Демон» А.Г. Рубинштейна), часто выступает с концертными (хоровыми и симфоническими) программами. Театр имеет собственное здание, построенное специально для него на улице Каретный ряд (сад «Эрмитаж»). Ранее спектакли шли на сценах различных московских театров, репетиции — на сцене бывшего кинотеатра «Зенит».

О.В. Русанова.

Предыдущая страница Следующая страница