Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 9, "КУЗ"-"КУЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 9, "КУЗ"-"КУЧ")

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Кузнецо́в Павел Варфоломеевич (1878, Саратов — 1968, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897—1903) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, К.А. Коровина, мастерскую которого на Земляном валу начал посещать с 1897. В МУЖВЗ объединил вокруг себя тесный студенческий кружок, куда входили М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин, будущие участники выставки и художественного объединения «Голубая роза», главным организатором которых был Кузнецов. С 1902—03 начал сближаться с московскими символистами, возглавляемыми В.Я. Брюсовым, и журналом «Весы», стремился в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите своих работ найти образную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», темпера, 1905, ГТГ). В начале 1905 сотрудничал с редакцией журнала «Искусство», с 1906 — журнала «Золотое руно», для которого выполнял графические работы, в 1907—09 работал над декоративной отделкой виллы Н.П. Рябушинского «Чёрный лебедь» в Петровском парке (сгорела в 1914 вместе с многочисленными произведениями Кузнецова, приобретёнными Рябушинским). В 1907 регулярно посещал собрания общества «Свободная эстетика», испытал сильное влияние А. Белого. Участвовал в выставках «Мира искусства», Союза русских художников, «Золотого руна». По впечатлениям поездки в заволжские степи в 1913—14 исполнил яркие, красочные эскизы росписей Казанского вокзала, претворившие мотивы среднеазиатского быта в сказочно-поэтической форме («Сбор плодов», «Азиатский базар», частное собрание в Москве), тогда же оформил драму древнеиндийского классика Калидасы «Сакунтала» в Камерном театре; работая в тесном творческом контакте с А.Я. Таировым, создал оригинальные декорации и бутафорию, органично выразившие пантеистический смысл пьесы. В 1917—18 Кузнецов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1916—29 в МУЖВЗ — Вхутеине, в 1945—48 в МВХПУ. В 1924—31 председатель общества «Четыре искусства». Кузнецов создал ряд поэтических видов Москвы: «На Красной площади», 1920, Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусств; «Старая Москва», «Городской пейзаж», оба — 1920-е гг., частное собрание в Москве; «Москва-река», конец 1930-х гг., «На Красной площади», конец 1940-х гг., оба — Саратовский художественный музей; «Городской натюрморт», 1947, собственность семьи художника.

Литература: Будкова Л.А., Сарабьянов Д.В., П. Кузнецов. Альбом, М., 1975; Русакова А., П. Кузнецов, Л., 1977.

Кузнецовка

Правый приток р. Шмелёвки, на юге Москвы. Длина 2,5 км. Площадь бассейна 3 км2. Входит в город близ бывшего села Зябликово и впадает восточнее Воронежской улицы. Принимает слева у Гурьевского проезда живописный Горбутанский овраг. Долина не застроена и частично залесена, объявлена в 1991 памятником природы (как часть объекта «Ручей Шмелёвка»).

«Кузница»

«Кузница» (Староконюшенный переулок, 33), литературное объединение (1920-31). Основано небольшой группой поэтов, выделившихся в феврале 1920 из московского Пролеткульта. «Кузница» - первое творческое объединение профессиональных «пролетарских» писателей. Среди организаторов «Кузницы» - ведущие сотрудники пролеткультовского журнала «Гудки». Вначале их еженедельные «четверги» проходили в доме на Тверской площади (в здании кондитерского магазина Абрикосова; не сохранилось) и на Тверском бульваре, 25 (дом Герцена). С марта 1920 «кузнецы» собирались на «четверги» в Староконюшенном переулке, приглашая представителей других литературных групп. Для встреч была выделена комната-клуб «кузнецов» в общежитии, где они жили коммуной. В мае 1920 объединение, насчитывавшее уже 150 писателей, начало издавать журнал «Кузница». В том же году в объединение вступили широко известные в 1920-х гг. Н.Н. Ляшко, А.С. Неверов, А.С. Новиков-Прибой, С.И. Малашкин, Ф.В. Гладков, В.Т. Кириллов и М.П. Герасимов. В августе 1921 журнал «Кузница», первоначально задуманный как издание учебного характера, был объявлен центральным органом союза пролетарских писателей, однако вышло всего два номера. В 1924-25 «Кузница» выпускала в Москве двухмесячный «Рабочий журнал», в конце 1920-х гг. - «Журнал для всех», журнал «Пролетарский авангард». В 1928 «Кузница» на правах самостоятельного члена вошла во Всесоюзное объединение ассоциации пролетарских писателей, а в 1931 влилась в РАПП.

Литература: Шестаковский А.Ф., Староконюшенный переулок, 33, М., 1990.

К.В. Стародуб.

Кузьминки

1) местность на юго-востоке Москвы, между платформами Вешняки Рязанского направления и Люблино Курского направления Московской железной дороги. Название - от бывшего села и усадьбы Кузьминки. Известна с начала XVII в. как вотчина Симонова монастыря, после постройки в 1716 церкви Влахернской Богоматери официальное название - село Влахернское. В 1820-1917 владение князей Голицыных. С середины XIX в. дачная местность. С 1960 в черте Москвы. К северу от Кузьминок проходит Волгоградский проспект, территория между ним и Рязанским проспектом с середины 50-х гг. - район массового жилищного строительства Новые Кузьминки (руководитель проекта застройки - архитектор В.А. Бутузов). Основная улица - Академика Скрябина. Вблизи - станция метро «Кузьминки».

Литература: Журавлёв А.М., Новые Кузьминки, в книге: Новые районы Москвы, М., 1960.

2) усадьба на юго-востоке Москвы. Основана А.Г. Строгановым в начале XVIII в., с 1820 принадлежала Голицыным. Планировка в своих главных чертах сложилась в середине XVIII в., когда было выделено пространство парадного двора, окружённого с востока и юга регулярным садом, с прямой подъездной аллеей, со служебными строениями по сторонам от неё. В конце XVIII в. заложен пейзажный парк, центром ансамбля стал Верхний пруд, вдоль которого расположились все основные постройки: усадебный дом, так называемая Померанцевая оранжерея, церковь Влахернской Богоматери, Египетский павильон.

«Кузьминки»

станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966. Архитектор Л.А. Шагурина, соавтор М.Н. Корнеева. Сооружена по типовой схеме. Выходы со станции по подземным переходам под Волгоградским проспектом к Зеленодольской улице и улице Маршала Чуйкова. В отделке станционного зала использован светлый мрамор. Путевые стены облицованы кремовой керамической плиткой, украшены барельефами из алюминия с изображениями животных (автор Г.Г. Дервиз). Пол выложен серым и красным гранитом.

Кузьминские пруды

На юго-востоке Москвы, в Кузьминках, на территории Кузьминского лесопарка, в пойме р. Пономарки. Устроенный в конце XVIII - начале XIX вв. на территории усадьбы Кузьминки каскад из четырёх прудов занимает площадь 30 га. Самый большой пруд - Верхний Кузьминский (площадь 15 га, средняя глубина 2,5 м); другие пруды - Нижний Кузьминский, Шибаевский и Щучий. Дно прудов песчаное, пологое. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. На Кузьминских прудах обитают водоплавающие птицы. На северном берегу Нижнего пруда - песчаный пляж.

Кузьминский лесопарк

Кузьми́нский лесопа́рк один из самых крупных в Москве лесных массивов. Расположен в её юго-восточной части. Площадь 1189 га (227 га в Люберецком районе Московской области). С востока на запад северную часть Кузьминского лесопарка пересекает р. Пономарка (Чурилиха), на которой имеется система прудов. Ниже прудов несколько родников. На южной окраине лесного массива находятся два небольших озера. В северной части Кузьминского лесопарка на площади 375 га создан (1977) парк культуры и отдыха «Кузьминки», основную часть которого (270 га) занимает бывшая усадьба князей Голицыных.

Среди большого числа высоковозрастных деревьев два — дуб и лиственница — объявлены памятниками природы. К юго-востоку от Верхнего Кузьминского пруда почти на 4 км простирается лесной массив, где преобладают (более 70%) сосняки. Это самый большой в городе и разнообразный по возрастному составу массив сосновых лесов. В южной части Кузьминского лесопарка значительные площади занимают березняки, а в пойме Пономарки произрастают старые черноольшаники. Сосняк с елью к югу от Верхнего Кузьминского пруда и долина р. Пономарки с черноольшаниками объявлены памятниками природы (1991).

Среди трав в Кузьминском лесопарке встречаются особо уязвимые в условиях Москвы ландыш майский, колокольчики персиколистный и широколистный, а также купена лекарственная, нивяник, незабудка болотная; здесь сохранился давно ставший редкостью в городе можжевельник.

В Кузьминском лесопарке обитает более 100 видов наземных позвоночных животных. Сюда заходят лось и кабан, обычны крот, рыжая полёвка, лесная и полевая мыши, заяц-беляк и белка, зимой можно увидеть следы лисицы, ласки, горностая, хорька. Лесопарк богат птицами, типичными для хвойного леса: желна, королёк, синицы московка и гаичка, чиж, снегирь, малая мухоловка, пеночка теньковка и др. Регулярно гнездятся хищные птицы, а также сова неясыть.

Кузьминский лесопарк — популярное место отдыха москвичей. Ближайшая станция метро — «Кузьминки».

Кукуй

Куку́й Кокуй, Чечёрка, ручей на востоке Москвы, левый приток р. Чечёры. Имел длину около 1 км. Начинался у полотна Рязанского направления Московской железной дороги в районе Нижней Красносельской улицы, пересекал Елоховский проезд, Аптекарский переулок и впадал в р. Чечёру в районе Доброслободской улицы. С застройкой территории русло засыпано, а воды ручья перехвачены городской дренажной и водосточной сетью. В XVII — начале XVIII вв. на берегах Кукуя располагались Немецкая слобода (в просторечии — слобода Кукуй) и сельцо Елохово.

Кулешов Лев Владимирович

Кулешо́в Лев Владимирович (1899, Тамбов — 1970, Москва), режиссёр, теоретик кино, педагог, народный артист РСФСР (1969), доктор искусствоведения (1946). Учился в МУЖВЗ. В кино с 1916, работал художником на киностудии А.А. Ханжонкова. После 1917 снимал хроникальные сюжеты, руководил документальными съёмками в Москве и других городах. В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе, получившую название «Коллектив Кулешова». В неё входили А.С. Хохлова (жена режиссёра), В.И. Пудовкин, Б.В. Барнет и др. «Коллектив Кулешова» ставил так называемые фильмы без плёнки — пластические этюды, в которых отрабатывались новые приёмы режиссёрской организации пространства и актёрского исполнения. Кулешов разработал свою теорию монтажа, объявив его первоосновой нового искусства. Среди фильмов: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Весёлая канарейка» (1929), «Великий утешитель» (1933). В 1944 совместно с Хохловой снял фильм «Мы с Урала». В последующие годы Кулешов целиком сосредоточился на педагогической деятельности. В разные годы был директором ВГИКа, заведующим кафедрой режиссуры, руководителем (совместно с Хохловой) творческой мастерской (с 1939 профессор). В 1941 опубликовал капитальный труд «Основы кинорежиссуры», переведённый на многие иностранные языки. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: 50 лет в кино, М., 1975 (совместно с А.С. Хохловой).

Литература: Левидов М.Ю., Л. Кулешов, М., 1927; Громов Е., Л.В. Кулешов, М., 1984.

Кулижки

Название в XIV-XVII вв. местности в восточной части Белого города (в районе современной площади Варварские ворота, Славянской площади, Солянки и прилегающих переулков). В XIV в. - восточная окраина Москвы, через которую пролегала дорога на Владимир и Коломну. В 1380 через Кулишки прошла на Куликово поле русская рать. В честь воинов, павших в Куликовской битве, была заложена церковь Всех Святых на Кулишках (существующее здание - XVI-XVII вв.). В XVI в. на Кулишках был основан Ивановский монастырь (на Ивановской горке). В XVII в. на Кулишках селились представители знати (сохранились палаты бояр Шуйских, 1660-70, перестроены в конце XVIII - начале XIX вв.; Подкопаевский переулок, 5/2), строились церкви (сохранились церковь Николы в Подкопае, 1629, перестроена в 1700 и 1858, там же, д. 15, и церковь Трёх святителей на Кулишках, 1670-74, перестроена в 1770; Малый Трёхсвятительский переулок, 4-6). На Кулишках располагались соляной (отсюда название улицы Солянки) и рыбный торги.

Литература: Миллер П.Н., «Кулишки», в книге: Старая Москва, в. 2, М., 1914; Ганешин А.В., Ивановская горка в Москве, в книге: Памятники отечества, кн. 3, М., 1977.

Кулишки

Кули́шки Кулижки, название в XIV—XVII вв. местности в восточной части Белого города (в районе современной площади Варварские ворота, Славянской площади, Солянки и прилегающих переулков). В XIV в. — восточная окраина Москвы, через которую пролегала дорога на Владимир и Коломну. В 1380 через Кулишки прошла на Куликово поле русская рать. В честь воинов, павших в Куликовской битве, была заложена церковь Всех Святых на Кулишках (существующее здание — XVI—XVII вв.). В XVI в. на Кулишках был основан Ивановский монастырь (на Ивановской горке). В XVII в. на Кулишках селились представители знати (сохранились палаты бояр Шуйских, 1660—70, перестроены в конце XVIII — начале XIX вв.; Подкопаевский переулок, 5/2), строились церкви (сохранились церковь Николы в Подкопае, 1629, перестроена в 1700 и 1858, там же, д. 15, и церковь Трёх святителей на Кулишках, 1670—74, перестроена в 1770; Малый Трёхсвятительский переулок, 4—6). На Кулишках располагались соляной (отсюда название улицы Солянки) и рыбный торги.

Литература: Миллер П.Н., «Кулишки», в книге: Старая Москва, в. 2, М., 1914; Ганешин А.В., Ивановская горка в Москве, в книге: Памятники отечества, кн. 3, М., 1977.

Культурный слой

Культу́рный слой археологический термин для обозначения слоя земли, содержащего следы деятельности человека: остатки древних укреплений, жилых и хозяйственных построек, ремесленных мастерских; мостовые, колодцы, водоотводные сооружения, погребения, клады, древние вещи и др. Культурный слой распространён на всей территории Москвы, достигая (в зависимости от рельефа местности, длительности и интенсивности заселения) толщины от нескольких сантиметров до 20 метров (в оврагах, руслах засыпанных рек, на склонах). В древнем центре (Кремль, Китай-город) в среднем 6—8 м, в Белом городе и Земляном городе до 4 м, на периферии Москвы менее 1 м. В центральной части Москвы археологически выявлены три основных горизонта культурного слоя: XI—XIV, XIV—XVII и XVII—XX вв. Два нижних горизонта (XI—XVII вв.) влажные, хорошо сохраняют дерево и другие органические остатки. Культурный слой охраняется государством. В результате археологических исследований изучена история возникновения и роста Москвы, а также открыт культурный слой древних сёл, позднее вошедших в состав города, и поселений предшествующих эпох, вплоть до каменного века.

Литература: Пассек Т.С., Культурный слой древней Москвы, в книге: По трассе первой очереди Московского метрополитена, [М.-Л.], 1936; Котлов Ф.В., Культурный слой г. Москвы и его инженерно-геологическая характеристика, в книге: Очерки гидрогеологии и инженерной геологии Москвы и ее окрестностей, М., 1947; Рабинович М.Г., Культурный слой центральных районов Москвы, в книге: Древности Московского Кремля, М., 1971; Панова Т.Д., Культурный слой Московского Кремля, «Вестник МГУ. Серия 8. История», 1990, № 3.

А.Г. Векслер.

«Культурный центр. Театр Романа Виктюка»

«Культу́рный центр. Теа́тр Рома́на Виктюка́» Открылся в 1990 премьерой второй редакции пьесы Ж. Жене «Служанки» (первая была поставлена в театре «Сатирикон» в 1988), но фактически существовал задолго до этого: Р.Г. Виктюк ставил спектакли на разных сценах, сотрудничая с Театром на Таганке, МХАТом, «Современником», Театром имени Евг. Вахтангова, Театром имени Моссовета и др. Постановочное изобилие спектаклей, их сценический блеск, роскошь, изысканная чувственность и избыточная манерность рождают своеобразный принцип «многосерийности», когда каждый последующий спектакль кажется продолжением предыдущего. Выбор репертуара определяется пристрастиями режиссёра к экстраординарным ситуациям и зачастую к аномальным человеческим чувствам: «М. Баттерфляй» Д.-Г. Хуана, «Лолита» В.В. Набокова, «Рогатка» и «Полонез Огинского» Н. Коляды, «Фердинандо» А. Руччелло (все — 1994), «Любовь с придурком» В. Франчески (1995), «Священные чудовища» Ж. Кокто (1996), «Философия в будуаре» (по произведениям маркиза Д.А.Ф. де Сада, 1996).

Театр не имеет постоянного помещения, спектакли идут на разных сценических площадках. В труппе в разные годы работали: С.В. Маковецкий, И.Ю. Метлицкая, Е.З. Шифрин, Н.Н. Добрынин, Э.Г. Зиганшина, Л.Н. Погорелова, О.Н. Исаев и др.

Н.Н. Суслович.

Куников Цезарь Львович

Ку́ников Цезарь Львович (1909, Ростов-на-Дону - 1943), майор (1942), Герой Советского Союза (1943, посмертно). Окончил МВТУ, затем был директором НИИ тяжёлого машиностроения, редактором московской газеты «Машиностроение». В Великую Отечественную войну в морской пехоте, командир отряда Новороссийского оборонительного района. В ночь на 4 февраля 1943 высадился со штурмовым отрядом в районе Мысхако (южнее Новороссийска), где был захвачен плацдарм, сыгравший важную роль в освобождении Новороссийска. Погиб в бою. Именем Куникова в 1978 названа площадь (площадь Цезаря Куникова на углу Садовой-Черногрязской улицы и улицы Покровки).

Кунцево

Ку́нцево местность на западе Москвы. Соседствует на севере с Крылатским, на востоке с Мазиловом, на юго-востоке с Давыдковом, на юге ограничена р. Сетунью, на западе примыкает к МКАД. Название — по бывшему селу, известному с середины XV в.; в XVII в. вотчина князей Милославских, с 1690 — Нарышкиных. В XVII — начале XIX вв. в Кунцеве бывали царь Алексей Михайлович, императрица Екатерина II, прусский король Фридрих-Вильгельм III. В 1865 усадьбу Кунцево приобрёл купец и меценат К.Т. Солдатёнков, две другие части бывшего владения Нарышкиных — купцы Солодовников и Шалапутин. Архитектурный ансамбль усадьбы в общих чертах сложился к концу XVIII в., когда на возвышенном месте был выстроен деревянный дом в стиле раннего классицизма, в 1820 — 1830-х гг. дополненный оформившими пространство парадного двора флигелями в стиле ампир. Пейзажный парк на высоком берегу Москвы-реки сформировался в конце XVIII в. и делится на две части — верхнюю, окружавшую комплекс главного дома с оранжереей, и нижнюю, в которой выделялись мраморная скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину» (возможно, работы П. Трискорни), по преданию подаренная императрицей Екатериной II Льву Нарышкину, и каменный грот со «Святым колодцем» (не сохранился). После того как усадьба перешла к Солдатёнкову, главный дом в 1874 был перестроен в кирпиче, но с сохранением основных форм прежней постройки. В 1913 на месте барочного храма 1744 выстроена церковь Знамения Богородицы в неорусском стиле (архитектор С.У. Соловьёв). Фасад дома и пространство перед ним украшали ныне утраченные скульптуры и монументы (статуи Юноны и Юпитера, итальянские копии с античных оригиналов, мраморный обелиск перед домом и гранитная колонна близ оранжереи). На территории парка — Кунцевское городище. С середины XIX в. Кунцево — дачная местность. В 1890-х гг. здесь был открыт летний театр, была так называемая «Чайная роща». В конце XVIII — первой половине XX вв. в Кунцеве жили и работали историки Н.М. Карамзин, Т.Н. Грановский, писатели Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, художники В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, поэты В.В. Маяковский, Э.Г. Багрицкий и др. В конце XIX в. Кунцево с окрестностями и соседнее село Спасское стали промышленным районом. В Кунцеве были открыты суконная фабрика Саксе (1899) и фабрика ремней, клеёнок и непромокаемых тканей (1887, позднее перешла к Товариществу Реддавей). В Спасском были шерстоткацкая фабрика и мануфактура ковровых изделий. В 1926 Кунцево стало городом Московской области (сначала районного, затем областного подчинения), в его состав вошло село Спасское. В 1917 в Кунцеве было 2 тыс. жителей, в 1957 — свыше 120 тыс. В 1930 — 1940-х гг. в Кунцеве были построены и реконструированы многие промышленные предприятия: Ткацко-отделочная фабрика, Кунцевская фабрика имени В.П. Ногина, завод «Электрощит», Игольно-платинный завод имени КИМ, механический завод и др. В 1941 в Кунцеве были сформированы истребительные батальоны, вошедшие в состав Московского народного ополчения. С 1960 в черте Москвы. Район массовой жилой застройки. Проект планировки и застройки Кунцева разработан под руководством архитектора В.Г. Гельфрейха (архитекторы М.В. Адрианов, А.В. Афанасьев, В.П. Соколов, М.А. Чесаков и др.). Основные магистрали — Можайское шоссе, Рублёвское шоссе, Молодогвардейская улица. Название сохраняется в наименовании станции Белорусского направления Московской железной дороги, станции метро «Кунцевская», Кунцевской улицы. Сохранилась (на территории бывшего села Спасского) церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (1675; перестроена в 1809, пристроены трапезная и колокольня).

Литература: Забелин И.Е., Кунцево и древний Сетунский стан, М., 1873; Кунцево за 40 лет Советской власти, Кунцево, 1957.

П.И. Руднев, М.В. Нащокина.

«Кунцевская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ку́нцевская» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1965. Архитектор Р.И. Погребной. Сооружена из унифицированных конструкций наземного типа. Лёгкие остеклённые вестибюли находятся по обе стороны Рублёвского шоссе, вблизи Молдавской и Малой Филёвской улиц в Кунцеве. В отделке станционного зала и стен лестниц использован белый мрамор.

Кунцевское городище

Ку́нцевское городи́ще археологический памятник, одно из древнейших укреплённых поселений на территории Москвы. Находится в районе Кунцева, на западной окраине парка Кунцево-Фили, занимает высокий мыс между двумя оврагами на правом, высоком берегу Москвы-реки. Сохранились земляные валы, рвы, террасы на склонах. Впервые упомянуто в Межевой описи села Кунцево 1649. В XIX в. изучалось З.Я. Доленга-Ходаковским и И.Е. Забелиным. В 1919—23 небольшие раскопки производил В.А. Городцов. Основные исследования (руководитель А.Г. Векслер) проведены в 1960—73 Музеем истории и реконструкции Москвы. Ранние напластования культурного слоя (VI—V вв. до н.э. — VII—VIII вв. н.э.) относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь существовал посёлок патриархального рода. Раскопками открыты остатки жилых и хозяйственных наземных построек столбовой конструкции, а также системы укреплений из линий частокола. Многочисленные находки характеризуют хозяйство и быт скотоводов, охотников, ранних земледельцев и рыболовов. Найдены инструменты для литья цветного металла, металлические украшения, изделия из кости, глины, железа. В XI—XIII вв. Кунцевское городище населяли вятичи, занимавшиеся пашенным земледелием и скотоводством. Обнаружены орудия труда, предметы быта и ремесла, характерные племенные украшения. В XIII—XVI вв. на верхней площадке Кунцевского городища в районе села стояла деревянная, затем каменная церковь Покрова Богородицы что на Городище. В зоне бывшего церковного кладбища найдены белокаменные резные надгробия, монеты, металлические кресты и образки. Поселение с церковью на территории Кунцевского городища было разорено, вероятно, в годы Смуты начала XVII в.

Литература: Забелин И.Е., Кунцево и древний Сетунский стан, М., 1873; Векслер А.Г., Террасы Кунцевского городища в Москве, в сборнике: Памятники древнейшей истории Евразии, М., 1975.

А.Г. Векслер.

Кунцевское кладбище

Кунцевское кладбище (Дорогобужская улица, 1). Современная площадь 13 га. Возникло в конце XVII в. как кладбище села Спасского на Сетуни, до 20-х гг. XX в. называлось Сетуньским кладбищем. В 70-х гг. XVII в. здесь построена церковь Спаса на Сетуни. В 1920-х гг. вошло в черту г. Кунцево (отсюда современное название), ныне филиал Новодевичьего кладбища. На Кунцевском кладбище в 1975 сооружён мемориал над братской могилой воинов, погибших в Великую Отечественную войну и умерших в московских госпиталях.

Купеческая биржа

Купе́ческая би́ржа (улица Ильинка, 6). Первоначально здание, выстроенное в 1836—39 М.Д. Быковским в формах позднего классицизма, отличалось небольшими масштабами и строгим оформлением, имело открытые арочные проходы и наружную галерею. С увеличением объёмов торговых операций возникла потребность в расширении внутренней площади Купеческой биржи, что было сделано при её перестройке в 1873—75 А.С. Каминским, заложившим арочные проёмы боковых ризалитов, надстроившим здание и придавшим ему более крупный масштаб, соразмерный характеру формирующейся новой застройки Ильинской площади, большую представительность и торжественность. Уничтожив малофункциональную наружную галерею главного фасада, Каминский выделил его центр монументальной лоджией с двумя пилястрами и стройными ионическими колоннами и поместил в поле её фронтона и по сторонам от неё массивные скульптурные рельефы. По площади новое здание превышало прежнее более чем в два раза и вмещало до 1150 человек.

М.В. Нащокина.

Купеческое собрание

Купе́ческое собра́ние Открыто в 1804 (в 1786—96 Купеческий клуб), помещалось на Ильинке, с 1839 — на Большой Дмитровке, 17 (перестроен). В первой половине XIX в. членами Купеческого собрания могли быть не только купцы, но и профессора, врачи, художники. С 1859 доступ в клуб некупцам был ограничен. С 1879 в члены Купеческого собрания принимали без различия «званий и состояний». Купеческое собрание было одним из центров общественной и культурной жизни города и одновременно известнейшим карточным клубом. Здесь устраивались балы, маскарады, концерты, литературные вечера. 26 февраля 1856 московское купечество чествовало здесь героев обороны Севастополя. К 1913 собрание насчитывало 1166 членов. В 1909 Купеческое собрание переехало в собственный дом на улице Малая Дмитровка (д. 6, архитектор И.А. Иванов-Шиц). В декоре главного фасада, совмещающем черты неоклассицизма и модерна, выделяется лоджия с шестиколонным ионическим портиком. В январе 1918 Купеческое собрание прекратило существование. Впоследствии в здании помещалась Совпартшкола, затем — Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. С 1938 в здании — Театр имени Ленинского комсомола (ныне театр «Ленком»).

Литература: Московское купеческое собрание. Исторический очерк, М., 1914.

Куприн Александр Васильевич

Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск, ныне Воронежской области, - 1960, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). С 1904 - в Москве, занимался в частной студии К.Ф. Юона, в 1906-10 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина, Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака. Один из организаторов «Бубнового валета», в 1910-16 участвовал во всех его выставках. В 1918-52 преподавал в различных художественных вузах Москвы: в 1918-19 ассистент Коровина во Вхутемасе, с 1922 профессор его театрально-декоративного, с 1925 керамического отделений, с 1928 в Текстильном институте, с 1929 профессор по кафедре живописи, с 1932 - по кафедре композиции. Член объединения «Московские живописцы» (с 1925), Общества московских художников (с 1928, с 1932 член президиума общества). В 1910-х - начале 1920-х гг. писал преимущественно натюрморты, декоративно-красочные, отличающиеся острым проникновением в предметный мир («Натюрморт со статуэткой», 1919, ГТГ). В московских пейзажах конца 1910-х гг. Куприн энергически усиливал характерную для Москвы цветовую живописность неровных и приземистых, как бы наползающих друг на друга построек с иногда вклинивающимися в их массив силуэтами церквей («Москва. Пейзаж с церковью», 1918, «Городской пейзаж с каланчой», 1919, оба - ГРМ). В 1920 - начале 1930-х гг. периодически работал на натуре в окрестностях Москвы, выбирая камерные сельские мотивы, с большой проникновенностью раскрывал живописную красоту этих тихих местечек («Дерево на берегу реки. Дорогомилово», «Задворки. Крылатское», оба - 1923, «Вязы в Коломенском», 1931, «Село Коломенское. Улица. Вечер», 1933, все - в собрании семьи художника); воссоздал глубоко эмоциональный образ старой Москвы. В начале 1930-х гг. исполнил серию пейзажей с видами Кремля, соединив в них широту пространственного видения городской панорамы с особой осязательностью передачи конкретных примет московской зимы [«Зима. Москва (Этюд из окна)», 1931, «Москва. Зима. Дом правительства», «Кремль. Старый Каменный мост и Дом правительства», оба - 1932, все - в собрании семьи художника]. Выдающийся мастер индустриального пейзажа, Куприн с большим красочным размахом и жизненной динамикой изобразил впечатляющее зрелище плавки металла на московских заводах («Металлоафферный завод в Москве», ГТГ, «Завод "Серп и Молот" в Москве. Литьё стали», собрание семьи художника, обе - 1931).

Литература: Кравченко К.С., А.В. Куприн, М., 1973; [Володарский В.] А.В. Куприн [Альбом], М., 1977; [Полевой В.М.] А.В. Куприн [Альбом], 2 изд., М., 1984.

Куприн Александр Иванович

Купри́н Александр Иванович (1870, г. Наровчат Пензенской губернии — 1938, Ленинград), писатель. Детство и юность (1874—90) провёл в Москве. С 1874 жил с матерью во Вдовьем доме (создан в 1803; Садовая-Кудринская улица, 1; Баррикадная улица, 2; описан в рассказе Куприна «Святая ложь»). С 1876 воспитывался в Александровском сиротском училище — Разумовском пансионе (Гороховская улица, ныне улица Казакова, 18). В 1880—87 учился во 2-м кадетском корпусе в Лефортове (1-й Краснокурсантский проезд, 3—5), изображённом Куприным в автобиографичной повести «Кадеты», в 1888—90 — в 3-м Александровском военном училище на Арбатской площади (угол улицы Знаменки и Гоголевского бульвара), описанном им в романе «Юнкера», где изображены также Химки, Николаевский вокзал, Лефортово, Знаменка, каток на Чистых прудах и другие места Москвы. В пору учёбы в училище в московской газете «Русский сатирический листок» Куприн напечатал свой первый рассказ «Последний дебют». После окончания училища бывал в Москве наездами, посещал телешовские «среды» (Покровский бульвар, 18) и «Столешники» дяди Гиляя — В.А. Гиляровского (Столешников переулок, 9). Жизнь Куприна после выхода в отставку в 1894 была связана в основном с Киевом, а во второй половине 1890-х гг. приняла, по его словам, «калейдоскопический характер». В 1919—37 был в эмиграции. Возвращаясь в Ленинград, Куприн проездом остановился в Москве весной 1937 в гостинице «Метрополь».

«Куранты»

«Кура́нты» историко-краеведческий альманах. Выходил в издательстве «Московский рабочий» (Чистопрудный бульвар, 8) в 1983—89 (выпуски 1—3). Публиковал материалы по истории, искусству и о современной культурной жизни Москвы. Имел рубрики: «Вехи истории», «Края Москвы, края родные», «Каменная летопись», «Памятники», «В музеях и библиотеках столицы», «Архивы, документы и свидетельства», «Мемуары», «Московская мозаика» и др.

Курганы

Курга́ны земляные насыпи над древними могилами. На территории современной Москвы — погребальные памятники восточнославянского племени — вятичей XII—XIII вв. Зафиксировано около 70 групп курганов, располагающихся главным образом на правобережье Москвы-реки (см. археологические памятники и находки). Первые раскопки курганов произведены в 1838 А.Д. Чертковым. Значительное число курганов в XIX в. было раскопано, уничтожено при застройке и кладоискательских поисках. В начале XX в. работами А.А. Спицына материалы курганов были систематизированы и отнесены к вятичам. Обобщение и классификация курганного материала принадлежат А.В. Арциховскому (1930). Курганы раскопаны у платформы Яуза, в местностях Зюзино, Черёмушки, Фили, Матвеевское, Коньково, Очаково, Царицыно, Борисово, Орехово и др. Курганы сохранились в Царицыне, Филях, Конькове, Узком, Чертанове и др., в основном на территории лесопарков. Количество курганов в могильниках различно (от нескольких курганов до десятков). Насыпи преимущественно полушаровидной формы, средняя высота 1,5 — 2 м. В них встречаются остатки тризны — угли от костра, кости животных, разбитая посуда. Мужские погребения обычно содержат железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, изредка серебряные бляшки от поясного набора, конские удила, кресала, скобели и др. Женщин хоронили в праздничном (свадебном) племенном уборе (бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, ажурные бронзовые перстни, разнообразные браслеты). В погребениях встречаются остатки тканей (льняных и шерстяных) местного производства и привозных шёлковых, кожаная обувь. Находки свидетельствуют о развитии деревенского ремесла (изделия ювелиров, гончаров, кузнецов, кожевников), об экономических связях сельского округа с городом, о международной торговле. Захоронения под курганами в древнерусских городах прекратились с введением христианства, но сельское население продолжало хоронить умерших по старому языческому обряду. Материалы из курганов — ценный исторический источник, характеризующий не только этнический состав и физический тип населения, но также экономику, культуру и социальный строй первоначального населения Москвы.

Литература: Арциховский А.В., Курганы вятичей, М., 1930; Формозов А.А., Следопыты земли московской, М., 1988.

А.Г. Векслер.

Курнаков Николай Семёнович

Курнако́в Николай Семёнович (1860, Нолинск Вятской губернии — 1941, посёлок Барвиха Московской области), химик, академик АН СССР (академик Петербургской Академии наук с 1913). Окончил Петербургский горный институт (1882). Работал в Москве с 1934 в Институте общей и неорганической химии (ИОНХ) АН СССР (директор в 1934—41), одновременно преподавал в МГУ. Создатель научной школы, основоположник физико-химического анализа. Организатор металлургических и галургических производств. Премия имени В.И. Ленина (1928), Государственная премия СССР (1941). Жил на Сретенском бульваре, 6/1. Именем Курнакова назван в 1944 ИОНХ, на здании которого мемориальная доска (Ленинский проспект, 31).

«Курская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ку́рская» 1) станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта 13 марта 1938. Архитектор Л.М. Поляков. Вестибюль находится в здании на углу площади Курского вокзала и улицы Земляной вал. В облицовке пилонов использован светло-серый мрамор в сочетании с декоративными деталями из золочёного металла; стены покрыты белой глазурованной плиткой и чёрным мрамором. В 1950 в центре зала открыты две лестницы, ведущие в подземный переход.

2) Станция метро Кольцевой линии. Открыта 1 января 1950. Архитекторы Г.А. Захаров, З.С. Чернышёва. Вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. Облицовка колонн и стен выполнена из светлого мрамора; пол выложен чёрным и красным гранитом. В оформлении станционного зала использованы оригинальные светильники, размещённые в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Выходы с эскалаторов объединены вестибюлем, облицовка которого выполнена из тёмно-красного, чёрного, светло-серого и золотисто-розового мрамора. Вестибюль соединён переходами с залами ожидания и платформами вокзала, с выходом на улицу Казакова.

Курский вокзал

Курский вокзал.

Курский вокзал.

Москва.

Ку́рский вокза́л В 1860-х гг. для Курской железной дороги был построен пассажирский вокзал. В 1896 сооружено новое здание (архитектор Н.П. Орлов), причём в правом крыле его разместился пассажирский вокзал и Нижегородской железной дороги (отсюда прежнее название — Курско-Нижегородский вокзал), ранее находившийся за Покровской (Абельмановской) заставой. Реконструирован в 1938 (архитектор Г.И. Волошинов). В 1972 возведено новое здание вокзала при сохранении старых помещений с колоннадой и богатой лепкой внутри (главный архитектор Волошинов). Здание (высота 15 м) стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. В помещении Курского вокзала могут одновременно разместиться 11 тыс. человек. В центре зала — эскалаторы, доставляющие пассажиров в подземный зал с камерами хранения. К нему примыкают вестибюли станций метро «Курская» (радиальной и кольцевой). С двух островных платформ прямо с площади по подземным переходам можно пройти к перронам и в здание вокзала.

Курский вокзал — крупнейший в Москве; дальние поезда уходят на Украину (в том числе в Крым), на Кавказ, в Нижний Новгород и др. также статью Площадь Курского вокзала

Курчатов Игорь Васильевич

Курча́тов Игорь Васильевич (1903, г. Сим Уфимской губернии — 1960, Москва), физик, академик (1943), член Президиума (с 1946) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Окончил университет в Симферополе (1923). Работал в Физико-техническом институте в Ленинграде. С 1943 в Москве, где основал и возглавил Институт атомной энергии (с 1960 имени Курчатова). Первые работы по сегнетоэлектричеству, затем по физике атомного ядра (ядерные реакции, искусственная радиоактивность, открытие ядерной изомерии искусственных радиоизотопов). Участвовал в разработке противоминной защиты кораблей. Под руководством Курчатова созданы первый в Москве циклотрон, первый в Европе ядерный реактор, ядерная и термоядерная бомбы, сооружена первая в мире атомная электростанция. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1942, 1949, 1951, 1954). Урна с прахом в Кремлёвской стене. В Москве имя Курчатова носят улица и площадь вблизи Института атомной энергии; перед зданием института — памятник Курчатову (скульптор И.М. Рукавишников, архитекторы М.И. Богданов и М.Н. Круглов). На территории института в доме, где жил Курчатов, — мемориальный музей.

Курьяново

Курья́ново местность на юго-востоке Москвы, на левом берегу Москвы-реки, в её излучине. Соседствует на северо-востоке с Батюнином, на юго-востоке с Марьином. Название — от бывшей деревни. С 1960 в черте Москвы. В Курьянове находятся Курьяновская и Новокурьяновская станции аэрации (статью Курьяновские станции аэрации). В 50-х гг. на месте деревни построен посёлок для работников станций (авторы проекта: архитекторы В.Н. Бровченко, Ю.С. Бочков, инженер Р.С. Фейгельман и др.), с 80-х гг. — район массовой жилой застройки. Название сохранилось в наименовании 1—4-й Курьяновских улиц, Курьяновского бульвара, 1—2-го Курьяновских проездов.

Курьяновские станции

Аэрации Расположены на юго-востоке Москвы, в Курьянове. Первая очередь Курьяновских станций аэрации введена в эксплуатацию в 1950. К 1994 общая пропускная способность станций составила 3125 тыс. м3 в сутки. Имеется третья технологическая ступень, на которой осуществляется углублённая очистка 1500 тыс. м3 сточных вод в сутки, часть доочищенных сточных вод хлорируется и используется на ряде промышленных предприятий Москвы.

В.Г. Гейнц.

Курьяновские станции аэрации

Курья́новские ста́нции аэра́ции Расположены на юго-востоке Москвы, в Курьянове. Первая очередь Курьяновских станций аэрации введена в эксплуатацию в 1950. К 1994 общая пропускная способность станций составила 3125 тыс. м3 в сутки. Имеется третья технологическая ступень, на которой осуществляется углублённая очистка 1500 тыс. м3 сточных вод в сутки, часть доочищенных сточных вод хлорируется и используется на ряде промышленных предприятий Москвы.

В.Г. Гейнц.

Кусевицкий Сергей Александрович

Кусеви́цкий Сергей Александрович (1874, Вышний Волочёк — 1951, Бостон), дирижёр, контрабасист, издатель. Из семьи провинциального музыканта. В 1908 сформировал в Москве первый постоянный симфонический оркестр (существовал до весны 1916) и в 1909 организовал абонементные симфонические концерты (так называемые концерты Кусевицкого; название сохранялось до 1919). Концерты проходили по средам в зале Благородного собрания (сезон 1915/16 — в помещении театра Незлобина, оставшись единственным функционирующим оркестром Москвы). С 20 сентября по 1 октября 1911 оркестр исполнил подряд все 9 симфоний Л. ван Бетховена. Репертуар Кусевицкого включал и новейшие произведения, главным образом П.И. Чайковского; под управлением Кусевицкого состоялись премьера симфонической поэмы «Прометей» А.Н. Скрябина (2 марта 1911) и первое в России концертное исполнение музыки балета «Весна священная» И.Ф. Стравинского (5 февраля 1914). В сезоне 1912/13 Кусевицкий организовал «Симфоничие утра по общедоступным ценам» (дневные воскресные концерты историко-просветительской направленности), продолжением которых стали концерты летнего сезона, проходившие в Сокольниках.

В 1909 Кусевицкий основал совместно с женой — Натальей Константиновной (урождённая Ушкова; 1881—1942) «Российское музыкальное издательство» (после 1917 оно функционировало за границей до 1938) и музыкальный магазин (находились на Кузнецком мосту, 6).

После Октябрьской революции Кусевицкий фактически возглавлял концертную жизнь Москвы. В помещении цирка Саламонского организовал цикл «Утра музыки и поэзии для народа» (с участием К.Д. Бальмонта, Андрея Белого, М.А. Волошина), а также концерты в Большом театре и в консерватории. В Москве Кусевицкий имел дом в Малом Глазовском переулке (позднее улица Луначарского, 8).

С 1920 — за границей.

В 1995 в Рахманиновском зале Московской консерватории прошёл I Международный конкурс контрабасистов «Памяти Кусевицкого».

Литература: Астров А., Деятель русской музыкальной культуры С.А. Кусевицкий, Л., 1981.

М.В. Есипова.

Кусково

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кутафья башня

Кутафья башня Кремля.

Кутафья башня Кремля.

Москва.

Кута́фья ба́шня башня Кремля. Построена в начале XVI в. для защиты моста через р. Неглинную к Троицкой башне. Имела два боевых яруса (перекрытие между ними уничтожено в 1780), на верхней площадке — бойницы навесного боя для обстрела противника у подножия башни. Ажурный декоративный верх надстроен в 1685. Первоначально была окружена рвом с перекинутыми через него подъёмными мостами, ведшими в боковые ворота (сохранились щели для цепей подъёмного моста). Сквозной проезд на Манежную улицу сделан в 1867, тогда же были заложены боковые арочные проёмы и сооружена кордегардия с южной стороны (разобрана с восстановлением боковых проёмов в период реставрации 1974—77). Высота башни 13,5 м.

Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Кутузовская изба»

«Кутузовская изба»

"Кутузовская изба".

Москва.

«Куту́зовская изба́» изба крестьянина Андрея Фролова (в бывшей деревне Фили), где 1 сентября 1812 происходил военный совет под руководством М.И. Кутузова, на котором было принято решение об оставлении Москвы. В 1850 семья Фроловых была переселена; изба сохранялась как исторический памятник. В 1868 она сгорела, в 1887 отстроена на частные пожертвования и превращена в музей. С 1962 филиал музея-панорамы «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, 38). В 1977 в «Кутузовской избе» открыта экспозиция, посвящённая М.И. Кутузову.

Литература: Володин П.М., Кутузовская изба, 7 изд., М., 1977.

«Кутузовская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Куту́зовская» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1958. Архитекторы Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной. Вестибюли из остеклённых металлических конструкций находятся по обе стороны Кутузовского проспекта. В отделке станционного зала использованы цветной пластик, керамическая плитка.

Кутузовский проспект

Кутузовский проспект.

Кутузовский проспект.

Москва.

Куту́зовский проспе́кт (до 1957 Новодорогомиловская улица, часть Можайского шоссе и улицы Кутузовская слобода), от набережной Тараса Шевченко до пересечения с Рублёвским и Аминьевским шоссе; его продолжением является Можайское шоссе, на западе Москвы. Назван по имени М.И. Кутузова. Первоначально часть современного Кутузовского проспекта была дорогой на Можайск, с XV в. — на Смоленск и другие города. С созданием в 1742 Дорогомиловской заставы Камер-Коллежского вала были разграничены Дорогомиловская улица и Можайская дорога. В XIX в. вблизи дороги возникло Дорогомиловское кладбище, на котором в братской могиле были похоронены герои 1812 (см. Братская могила). Во время Отечественной войны 1812 в районе современного Кутузовского проспекта состоялся военный совет в Филях под руководством Кутузова. В 1875 в районе современного Кутузовского проспекта построен Трёхгорный пивоваренный завод (д. 8, корп. 2). В 1903—08 Можайское шоссе пересекла Окружная железная дорога со станцией Кутузово. Застройка трассы современного Кутузовского проспекта началась со второй половины 30-х гг. (архитекторы И.З. Вайнштейн, В.М. Муравьёв, С.А. Ильинская и др.), продолжалась в 40—50-х гг. (архитекторы З.М. Розенфельд, А.В. Гурский, Д.Н. Чечулин, Л.Г. Голубовский, А.Р. Корабельников и др.). В 1957 построена гостиница «Украина». В 1959 на Кутузовском проспекте у площади Дорогомиловская застава проложен транспортный тоннель. В 1963 часть Кутузовского проспекта между Садовым кольцом и Калининским мостом включена в проспект Калинина (ныне улица Новый Арбат). 9 мая 1977 открыт обелиск «Москва — город-герой». В 50—70-х гг. создан мемориальный комплекс, в который входят Музей-панорама «Бородинская битва», «Кутузовская изба», памятник Кутузову; на площади Победы — Триумфальная арка. Станция метро «Кутузовская».

Кучково поле

Кучко́во по́ле местность на севере центральной части Москвы, между современными Лубянской площадью и Сретенскими воротами (по другой версии, между Сретенскими воротами и Чистыми прудами). Название известно с XIV в., связано с именем полулегендарного боярина С.И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы. В 1397 на Кучковом поле построен Сретенский монастырь. В XII—XV вв. через Кучково поле проходила дорога на Владимир (позднее улица Большая Лубянка). Название «Кучково поле» исчезает в XVI—XVII вв.

Предыдущая страница Следующая страница