Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВИН")

Введенское кладбище

Введенское кладбище.

Введенское кладбище.

Москва.

Введе́нское кла́дбище «Введенские горы» (Наличная улица, 1), на востоке Москвы, в районе Лефортова. Площадь 20 га. Основано в 1771 в период эпидемии чумы, названо по местности Введенские горы. В XVIII—XIX вв. называлось также Немецким (Иноверческим; в XVIII—XIX вв. здесь хоронили иностранцев — «немцев»). Кирпичная стена сооружена в конце XIX в., решённая в формах неоготики часовня — в 1911. Изначально на Введенском кладбище хоронили главным образом лиц католического и лютеранского вероисповеданий. Сюда в XIX в. перенесены из Немецкой слободы останки генералов Ф.Я. Лефорта и П. Гордона. На Введенском кладбище похоронены архитектор Ф. Кампорези, врач Ф.П. Гааз, биолог К.Ф. Рулье, филолог А.Н. Веселовский, библиограф Н.М. Лисовский, издатель И.Д. Сытин, художники В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, инженер и архитектор И.И. Рерберг, литературовед М.М. Бахтин, писатель М.М. Пришвин, артисты А.К. Тарасова, М.П. Максакова, учёные М.А. Мензбир, М.И. Авербах, К.А. Круг, Н.В. Устюгов и др. Сохранились братская могила воинов наполеоновской армии 1812 и братская могила немецких солдат первой мировой войны. За годы Великой Отечественной войны создано несколько братских могил советских воинов, в память о которых установлен гранитный обелиск. На Введенском кладбище были похоронены французские лётчики авиаполка «Нормандия — Неман», погибшие в боях на советско-германском фронте (в 50-х гг. их останки перевезены во Францию). На Введенском кладбище похоронены дважды Герой Советского Союза С.И. Кретов, свыше 40 Героев Советского Союза (генералы В.Н. Кошуба, И.Т. Спирин и др.) и Героев Социалистического Труда (Е.Е. Никонов, Н.А. Преображенский, Э.А. Сатель и др.). В 60-х гг. территория расширена, построена стена-колумбарий.

Литература: Белявский М.Т., Память нужна живым, «История СССР», 1972, № 3; Артамонов М., Введенские горы, М., 1993.

Ввц

ВВЦ см. Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).

Вгбил

См. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы

Вгик

Вгик (ВГИК) (улица Вильгельма Пика, 3). Основан в 1919 как Госкиношкола. Её организаторами и первыми педагогами были артист В.Р. Гардин, художник и режиссёр Л.В. Кулешов. С 1922 Государственные мастерские киноискусства, с 1925 техникум кинематографии, с 1930 институт. Официальное название менялось. Современный статус и название с 1992. Профессорами института были С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Кулешов, М.И. Ромм, И.А. Савченко, Г.М. Козинцев, С.А. Герасимов (его имя присвоено институту в 1985), Э.К. Тиссэ, А.Д. Головня, Б.И. Волчек, Р.Л. Кармен, А.М. Згуриди, И.П. Иванов-Вано. Созданная ими система художественного образования предусматривает гуманитарную и искусствоведческую подготовку, практическую работу в творческих мастерских и съёмочных группах на учебной киностудии. ВГИК готовит также киноведов, творческих работников телевидения, организаторов кинопроизводства. Среди выпускников института: режиссёры А.А. Тарковский, А.С. Кончаловский, Н.С. Михалков, Э.Г. Климов, Э.А. Рязанов, С.И. Ростоцкий, К.Г. Муратова; сценаристы А.М. Володин, В.С. Фрид, Г.Ф. Шпаликов, В.И. Мережко; писатель и актёр В.М. Шукшин; операторы В.И. Юсов, В.Д. Нахабцев, И.М. Слабневич, П.Т. Лебешев, многие артисты и художники кино и телевидения. В институте начинался творческий путь в искусстве Ю.Г. Ильенко (Украина), В. Жалакявичюса (Литва), С. Параджанова и Т. Абуладзе (Грузия), Э. Лотяну (Молдавия) и др.

В составе института свыше 20 кафедр, научно-исследовательский сектор и ряд лабораторий, обширная фильмотека, научная библиотека. Свыше 1,5 тыс. студентов (1995). Педагогическую и научную работу ведут свыше 200 преподавателей, в том числе свыше 20 докторов и около 100 кандидатов наук.

«ВДНХ»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«ВДНХ» (до 1959 «ВСХВ»), станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1958. Архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Гохарь-Хармандарян, И.Г. Таранов, Ю.А. Черепанов, авторы художественного оформления З.М. Ветрова, Н. Мастеропуло. Вестибюль находится на проспекте Мира, недалеко от главного входа Всероссийского выставочного центра. В облицовке станционного зала использован светлый мрамор. Пол выложен красным и серым гранитом.

Вдовий дом

Вдовий дом.

Вдовий дом.

Москва.

Вдо́вий дом (Баррикадная улица, 2), одно из важных общественных сооружений «послепожарной» Москвы, характерный образец стиля ампир. Построен в 1818—23 Д.И. Жилярди как масштабное и строгое по своему облику здание с монументальным римско-дорическим ордером в качестве отделки. В состав правого крыла здания включена часть старого (Инвалидного) дома середины XVIII в. (с 1772 перестраивался, в том числе И.Д. Жилярди в конце 1780-х гг.; сгорел в 1812), два выступа которого хорошо видны со стороны двора. Разновременность правой и левой частей скрыта надстройкой третьго этажа и главным композиционным элементом, который «держит» фасад протяжённого здания, — мощным восьмиколонным портиком-лоджией с гладкими стволами большого дорического ордера и венчающим их фронтоном. Ныне в здании размещается Академия последипломного образования врачей. Большой сад Вдовьего дома присоединён к территории Зоопарка.

Ведель Артемий Лукьянович

Ве́дель Артемий Лукьянович (1767, по другим сведениям, 1770 или 1772, Киев — 1808, по другим сведениям, 1806 или 1810, там же), композитор, автор духовной музыки, регент. Выходец из мещанского сословия. Обучался в Киевской духовной академии, руководил её капеллой. Услышав редкий по красоте тенор Веделя, московский генерал-губернатор П.Д. Еропкин пригласил его в Москву, поручив ему управление капеллой (1783—93) и определив на службу в Сенатскую канцелярию. С 1794 в Киеве. Сочинения Веделя — яркие образцы украинского искусства, отличающиеся лиризмом и искренностью, пользовались огромной популярностью и составляли неотъемлемую часть музыкальной духовной атмосферы московских храмов на протяжении всего XIX в. При жизни сочинения Веделя не издавались, но в списках расходились по всей России, многие копии хранятся в московских архивах. Автор 30 одночастных церковных песнопений, 2 литургий, Всенощного бдения, циклов ирмосов из канона Богородице, на Рождество Христово, на Пасху. Особую популярность имело песнопение (мужское трио) «Покаяния отверзи ми двери», про которое современники писали, что его «поёт вся Русь».

А.С. Лебедева-Емелина.

Ведерников Анатолий Иванович

Веде́рников Анатолий Иванович (1920, Харбин — 1993, посёлок Клязьма Московской области), пианист, педагог, заслуженный артист РСФСР (1983). Из семьи служащего (заведующего писчебумажным отделом магазина). С 6 лет обучался игре на фортепьяно у В. Дилон, у которой окончил и Высшую школу музыки в Харбине (1933), начав карьеру как вундеркинд: концертировал в Китае и Японии (брал уроки у знаменитого пианиста Л. Сироты). Вернувшись в Россию, с 1936 обучался в Московской консерватории у Г.Г. Нейгауза (окончил в 1947). С 1942 солист Москонцерта. Артистическая карьера пианиста в СССР была приостановлена тем, что его родители вскоре после приезда были репрессированы (как и родственники его жены). Дружба с С.Т. Рихтером, совместного выступления с ним (40—50-е гг.) во многом способствовали становлению и развитию художественной индивидуальности обоих. Ведерников был первым исполнителем ряда произведений современных композиторов, например, 4-го концерта С.С. Прокофьева (первое исполнение в России), а также второй (собственной) редакции его 5-й сонаты, 2-й сонаты Г.И. Уствольской. Творческие отношения связывали Ведерникова с Прокофьевым, поручавшим ему делать переложения и инструментовку своих произведений. С 1958 Ведерников преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1980 профессор Московской консерватории. Сфера художественных интересов Ведерникова простиралась от произведений композиторов эпохи барокко до современных ему авторов, наивысшие его достижения — в интерпретациях сочинений И.С. Баха, Л. ван Бетховена, С. Франка, К. Дебюсси и композиторов XX в. — И.Ф. Стравинского, Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. С 60-х гг. выступал также в ансамблях с Н.Г. Гутман, О.М. Каганом, Ф.П. Лузановым, Т.И. Курасовой. Жил на улице Марины Расковой, 3.

И.В. Карпинский.

«Ведомости»

«Ве́домости» первая русская печатная газета. Издавалась по указу Петра I. Первый номер вышел 16 декабря 1702 (по другим сведениям, 2 января 1703). До 1711 «Ведомости» печатались в Москве на Печатном дворе, затем попеременно в Москве и Петербурге. Название газеты варьировалось: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости о военных и иных делах...» и др. Тираж и периодичность также менялись (от 1 до 70 номеров в год тиражом от нескольких десятков до 4 тыс. экз.). В «Ведомостях» публиковались сообщения о победах армии и флота (реляции; автором многих был Пётр I), сведения об успехах промышленности, торговли, просвещения, иностранная информация. Редакторами «Ведомостей» были: Ф. Поликарпов, с 1711 М. Аврамов, с 1719 Б. Волков. В 1727 газета была передана в ведение Петербургской Академии наук и в 1728—1917 выходила под названием «Санкт-Петербургские ведомости».

Литература: Томсинский С.М., Первая печатная газета России (1702—1727 гг.), Пермь, 1959.

Великий посад

См. Большой посад.

Вельтман Александр Фомич

Ве́льтман Александр Фомич (1800, Петербург — 1870, Москва), прозаик, поэт, автор трудов по истории, археологии, фольклору, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854). Сын шведского дворянина, принявшего русское подданство в 1786. С 1803 жил в Москве, учился сначала дома, затем в московских пансионах Плеско (1808), Гейдена, Благородном университетском (с 1811), братьев Терликовых (окончил в 1816). В 1813 совместно с соучениками написал трагикомедию «Пребывание французов в Москве». В 1816 поступил в Московское училище колонновожатых, во время пребывания в училище опубликовал часть составленного им курса «Начальные основания арифметики» (1817). Осенью 1817 был произведён в прапорщики и выпущен из училища. В 1831 вышел в отставку в чине полковника, поселился в Москве и решил посвятить себя литературе. С 1830 в журнале «Московский телеграф» Н. Полевого печатался роман Вельтмана «Странник», в Москве вышли его поэмы «Беглец» и «Муромские леса» (обе — 1831), романы «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека» (1833), «Кащей бессмертный» (1833), «Лунатик. Случай» (1834; описаны события войны 1812) и др. Вельтман занимался также журнальной деятельностью: в 1836—37 издавал иллюстрированный альманах «Картины света», в 1839—40 сотрудничал в «Галатее», в 1841 — в «Прибавлениях к "Московским губернским ведомостям"», в 1849—50 редактировал «Москвитянин» М.П. Погодина. С 1833 действительный член Общества любителей российской словесности, в 1836 член Общества истории и древностей российских. По протекции М.Н. Загоскина получил (1842) место помощника директора (с 1852 до смерти — директор) Оружейной палаты. Вельтман опубликовал важнейшие исторические документы, издал популярные исторические книги «Достопамятности Московского Кремля» (1843), «Московская Оружейная палата» (1844).

Дом Вельтмана «у Покрова в Левшине» (Большой Левшинский переулок, 8/1) в 1830 — 1860-х гг. был одним из известных литературных центров Москвы, на знаменитые вельтмановские «четверги» собиралось разнородное по литературным интересам и взглядам общество: Погодин, Н.В. Берг, В.И. Даль, Загоскин, В.В. Пассек, Н.Ф. Щербина и др.; среди ближайших друзей и знакомых Вельтмана были также А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Ф.Н. Глинка, И.Е. Забелин, Л.А. Мей, В.Ф. Одоевский и др. Последние годы жизни Вельтман посвятил эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского», объединившей пять романов: «Саломея» (1848), «Чудодей» (1856), «Воспитанница Сара» (1862), «Счастье-несчастье», «Последний в роде и безродный» (осталась неизданной), в которых даны картины московской жизни. Похоронен в Алексеевском монастыре.

Вельяминов-Зернов Пётр Иванович

Вельями́нов-Зерно́в Пётр Иванович (годы рождения и смерти неизвестны), московский вице-губернатор (март 1726 - ноябрь 1738). Из дворянского рода Вельяминовых-Зерновых, служивших в боярах, стольниках, окольничих, воеводах. В 1725 в чине полковника определён на службу в Коллегию иностранных дел, назначен комендантом и асессором в Московскую сенатскую контору. Возглавлял Московскую губернию до прибытия в апреле 1727 А.Л. Плещеева и после увольнения последнего (около 1730) до назначения нового генерал-губернатора Г.П. Чернышёва (сентябрь 1731). В 1731 руководил ремонтом Оружейной палаты, контролировал строительство нового Каменного моста. В 1734 в связи с неурожаем ему была поручена раздача хлеба в Москве: вызвал недовольство Сената тем, что «раздавал хлеб неимущим». Уволен от должности «за старостью».

Веневитинов Дмитрий Владимирович

Веневи́тинов Дмитрий Владимирович (1805, Москва — 1827, Петербург), поэт, литературный критик. Родился в старинной дворянской семье. Московский дом Веневитиновых находился в самом центре города, вблизи Мясницкой улицы, на первом изломе Кривоколенного переулка (ныне Кривоколенный переулок, 4). Построенный в 1760-х гг., он был приобретён отцом поэта, гвардии прапорщиком В.П. Веневитиновым (1803). Веневитинов рано потерял отца и был воспитан матерью Анной Николаевной (урождённая княжна Оболенская; 1782—1841). В 1822 записался вольнослушателем в Московский университет, где посещал курсы лекций А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, Х.И. Лодера, М.Г. Павлова. В 1823 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел (Колпачный переулок, 9). Тогда же примкнул к литературно-философскому кружку «Общество любомудрия», членами которого уже состояли многие его друзья и сослуживцы (В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев), и вскоре стал его бессменным секретарём. Увлечение Веневитинова немецкой философией в значительной степени способствовало философской ориентации кружка, прекратившего своё существование после восстания декабристов (1825). Уже первое выступление в печати — критический разбор первой главы «Евгения Онегина» — принесло Веневитинову известность. В сентябре 1826 после возвращения из ссылки А.С. Пушкин возобновил знакомство с Веневитиновым, который приходился ему четвероюродным братом и вместе с которым посещал популярные в 1800-х гг. в Москве детские праздники, устраивавшиеся в «доме-комоде» князей Трубецких (улица Покровка, 12; см. Дом Апраксиных—Трубецких). 25 сентября и 16 октября 1826 Пушкин читал у Веневитиновых «Бориса Годунова», а 13 октября присутствовал у них на чтении «Ермака» А.С. Хомяковым. Веневитинов активно содействовал сближению Пушкина с молодыми московскими литераторами и привлечению его к сотрудничеству в журнале М.П. Погодина «Московский вестник», одним из наиболее деятельных участников которого был он сам. В 1824—26 Веневитинов — постоянный посетитель литературных и музыкальных вечеров в салоне З.А. Волконской (Тверская, 14), глубокое и неразделённое чувство к которой явилось одной из причин отъезда Веневитинова из Москвы в Петербург в октябре 1826. Сформировавшийся в московской литературной среде Веневитинов ощущал себя и воспринимался современниками как писатель московской школы. Похоронен в Москве, в Симоновом монастыре; в 1930 его прах перенесён в Новодевичий монастырь.

Литература: Пятковский А.П., Д.В. Веневитинов. Биографический очерк, в книге: Веневитинов Д.В., Полное собрание сочинений, СПб., 1862; Стратен В.В., Д.В. Веневитинов и «Московский вестник», «Известия ОРЯС», 1925, т. 29; Белоусов И., Писательские гнезда, М., 1930; Волович Н.М., Пушкинская Москва, М., 1996.

В.А. Невская.

Венчание на царство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вербицкий Всеволод Алексеевич

Верби́цкий Всеволод Алексеевич (1896, Москва — 1951, там же), актёр и спортсмен. Сын московской писательницы и драматурга А.А. Вербицкой (урождённая Зябловой) (1861, Воронеж — 1928, Москва). Начал играть в теннис в подмосковном Останкине, выиграл первенство среди детей (1904). В 17 лет стал чемпионом Московской лаун-теннисной лиги в парном разряде (1913). С 1916 актёр МХАТа. В 1920-х гг. один из сильнейших теннисистов страны. Обладал врождённым чувством мяча; один из пионеров игры по восходящему мячу. Чемпион Москвы (1918, 1925, 1926) в различных разрядах и СССР (1927) в парном разряде.

Вербный торг «Верба»

Весенний базар на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали ветвями вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, живыми и бумажными цветами, сладостями, книгами. Составной частью Вербного торга были «вербные катания» на лошадях, народные гулянья. В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; символ въезда Иисуса Христа в Иерусалим), раздававшего с Лобного места вербы и вайи (листья папоротника) царю, архиереям, боярам, окольничим и думским дьякам. В 1870-х гг. с началом строительства здания Исторического музея Вербный торг был перенесён на Смоленский рынок. После 1917 прекратил существование.

Вересаев Викентий Викентьевич

Вереса́ев Викентий Викентьевич (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) (1867, Тула — 1945, Москва), прозаик, публицист, поэт-переводчик. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, в 1894 закончил медицинский факультет Дерптского университета.

В Москву Вересаев, уже известный автор «Записок врача» (1901), переехал в августе 1903. Был членом литературного кружка «Среда», сблизился с А.П. Чеховым, М. Горьким, Н.Д. Телешовым, Л.Н. Андреевым, печатался в сборниках Горького «Знание». Во время русско-японской войны 1904—05 был мобилизован из Москвы в действующую армию, в августе 1904 — декабре 1905 врач военно-полевого госпиталя. В 1911—12 по инициативе Вересаева было организовано объединявшее писателей «Среды» товарищеское «Книгоиздательство писателей в Москве», которое он возглавлял до 1918, редактируя выпускаемые издательством сборники «Слово». В августе 1914 Вересаев вновь мобилизован в армию, служил полковым врачом в Коломне, в конце 1914—17 заведовал военно-санитарным отрядом Московского железнодорожного узла. После Февральской революции Вересаев — председатель Художественно-просветительской комиссии Московского совета рабочих депутатов. Вересаев опубликовал в Москве романы о жизни российской, в том числе московской, интеллигенции «В тупике» (1923—24), «Сёстры» (1933). Активно занимался переводами античных авторов (Гомер, Гесиод), выпустил также документальные книги: «Пушкин в жизни» (1925—26), «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (т. 1—2, 1937); издал автобиографическую книгу «Воспоминания» (1936) о своём детстве и студенческих годах, о встречах с В.Г. Короленко, Н.М. Михайловским, Чеховым, Андреевым, Толстым и «Невыдуманные рассказы о прошлом» (1941) — лаконичные зарисовки отдельных эпизодов дореволюционной жизни России, в том числе Москвы. Жизнь Москвы изображена также в рассказе «Марья Петровна» (сборник «Слово», кн. 4, 1915). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1963 именем Вересаева названа улица (бывшая Почтовая) в Кунцеве. На доме, где с 1921 жил Вересаев (Шубинский переулок, 2/3), — мемориальная доска.

Литература: Нольде В.М., Вересаев. Жизнь и творчество, Тула, 1986.

Е.А. Цурганова.

Вернадский Владимир Иванович

Верна́дский Владимир Иванович (1863, Петербург — 1945, Москва), учёный, академик АН СССР (академик Петербургской Академии наук с 1912). Окончил Петербургский университет (1885). В Москве в 1890—1911 и с 1934. Приват-доцент (1890) и профессор (1898—1911) Московского университета. Основатель и директор (с 1927) Биогеохимической лаборатории [ныне Институт геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) РАН имени Вернадского]. Один из основоположников геохимии, генетической минералогии, биогеохимии. Создал учения о биосфере и ноосфере. Исследования по науковедению и философии естествознания. Создатель научной школы. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Вернадского в 1956 назван проспект на Юго-Западе. Его имя присвоено Геологическому музею. На старом здании МГУ, в котором работал Вернадский (Моховая улица, 11), — мемориальная доска; в ГЕОХИ (улица Косыгина, 47) — мемориальный кабинет.

Литература: Прометей, в. 15, М., 1988; Гумилевский Л., Вернадский, 3 изд., М., 1988.

«Вернисаж»

«Верниса́ж» (улица Беговая, 5), драматический театр. Основан в 1989 группой артистов московских театров во главе с В.В. Лепко и Ю.В. Непомнящим, одним из учредителей театра стал Дом актёра. Сначала «Вернисаж» существовал как антреприза, на его сцене играли только приглашённые артисты. Постоянная труппа сложилась в 1995. «Вернисаж» не является государственным театром и не имеет дотации. Творческий стиль театра в достаточной мере консервативен — он испытывает тяготение к традициям русской психологической театральной школы, хотя на репертуаре это сказывается весьма парадоксально: «Играем Бергмана» (по «Сценам супружеской жизни» И. Бергмана, инсценировка Непомнящего, 1989), «За закрытой дверью» Ж.П. Сартра (1990), «Нельская башня» А. Дюма-отца (1991), «Она тебя нежно целует» Ф. Саган (1992). В разное время на сцене театра играли Лепко, А.А. Васильев, Ю.Н. Смирнов, Ю.М. Авшаров, Т.В. Бестаева.

Театр расположен в здании бывшего кинотеатра «Темп», где в 1990 была произведена реконструкция.

Н.Н. Суслович.

Верстовский Алексей Николаевич

Версто́вский Алексей Николаевич (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии генерал-губернатора Д.В. Голицына, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830 инспектор репертуара, в 1848—60 управляющий. Возглавлял единую в то время драматическую и музыкальную труппу (Большого и Малого театров). Был известен в литературных кругах. С 1829 член Общества любителей российской словесности; в 1833 экстерном окончил Московский университет. Большинство водевилей Верстовского (в 1824—28 работал совместно с драматургом А.И. Писаревым) и шесть опер (в том числе «Пан Твардовский», 1828, «Аскольдова могила», 1835; обе — на либретто М.Н. Загоскина) были поставлены в Большом театре. В 1860 вышел в отставку и был избран почётным членом Императорского Русского музыкального общества, которому завещал все свои музыкальные рукописи. В 1830—50-х гг. жил в Староконюшенном переулке, с 1861 — в Хлебном переулке. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Доброхотов Б.В., А.Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М.-Л., 1949; его же, А.Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила», М., 1962.

А.С. Виноградова.

Верхние Котлы

Ве́рхние Котлы́ см. Котлы.

Верхние торговые ряды

Верхние торговые ряды в начале 1880-х гг.

Верхние торговые ряды в начале 1880-х гг.

Москва.

Ве́рхние торго́вые ряды́ (Красная площадь, 3/2). Выстроены в 1890—93 на месте прежних, перестроенных О.И. Бове после 1812. На проект Верхних торговых рядов был объявлен конкурс (подано 23 проекта), который выиграли архитектор А.Н. Померанцев и инженер В.Г. Шухов. Прогрессивное для своего времени сооружение сочетает конструкцию из железа и стекла (перекрытия-дебаркадеры) с отвечающим духу эпохи русским стилем. Являясь неотъемлемой частью ансамбля Красной площади, здание развёрнуто параллельно Кремлёвской стене. Архитектор мастерски сочетал функциональные требования с решением градостроительных задач. Занимающие целый квартал ряды состоят из 3 протяжённых пассажей (в них размещалось более тысячи магазинов), связанных между собой поперечными проходами. На площади проходам соответствуют 3 заглублённых подъезда, составляющие основу композиции главного фасада. Над центральной частью поставлены две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея (1874—83, архитектор В.О. Шервуд). Внешний и внутренний декор воспроизводит детали архитектуры XVII в. После 1917 в рядах размещались различные учреждения; по окончании реставрации в 1953 в нём открылся Государственный универсальный магазин (ныне АО «ГУМ»).

Е.Е. Андреева.

Верхние торговые ряды (ГУМ).

Верхние торговые ряды (ГУМ).

Москва.

Верхняя Радищевская улица

Верхняя Радищевская улица (до 1919 Верхняя Болвановская улица), между Яузской улицей и Таганской площадью, на юго-востоке центральной части Москвы. Названа по имени А. Н. Радищева. Возникла в XVII-XVIII вв. в Заяузье, в Болвановской слободе, где изготовлялись «болванки» для пошива головных уборов (отсюда прежнее название улицы). В 1712 построена церковь Николая Чудотворца на Болвановке (д. 20, архитектор О. Д. Старцев). В конце XVIII в. сооружены д. 1 (пристройки XIX в.) и д. 13 (фасад 1875). В начале XIX в. построены дома 14, 17 и 18. В сквере между домами 14 и 18 установлен мраморный бюст Радищева.

Верхоспасский собор

Верхоспасский собор в Кремле.

Верхоспасский собор в Кремле.

Москва.

Верхоспа́сский собо́р собор в Кремле, построен в 1635—36 (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Л.М. Ушаков, Т. Шарутин) как домовая церковь русских царей. Входит в комплекс Теремного дворца (находится в его верхнем ярусе). С жилыми помещениями дворца соединён так называемой Верхоспасской площадкой, перекрываемой золочёной кованой решёткой (отсюда другое название собора — Спас за золотой решёткой). Внутри Верхоспасского собора примечательны многоярусный иконостас (иконы конца XVII в. работы Ф. Зубова и др.), деревянная позолоченная резьба середины XVIII в., в средней части — серебряные чеканные иконы (1778), частично вскрытые современной реставрацией росписи (1666—1667 и 1670, С.Ф. Ушаков и др.), изразцовые печи (реставрированы в XIX в.). Общий карниз и крыша с 11 главами (1681—82, О.Д. Старцев; изразцы на шейках глав работы И. и М. Шаровых) соединяют Верхоспасский собор с церквами Воскресения Словущего и Распятия.

Веселовский Алексей Николаевич

Веселовский Алексей Николаевич (1843, Москва - 1918, там же), историк литературы и культуролог. Окончил Александринский сиротский кадетский корпус (1860), историко-филологический факультет Московского университета (1863). Дебютировал в московском журнале «Русский вестник» статью «Музыка у славян» (1866). С 1871 заведующий иностранным отделом журнала «Беседа». В начале 70-х гг. вёл иностранный отдел в газете «Неделя», с 1883 выступал в газете «Русские ведомости» и другой московской периодике. С 1881 профессор Лазаревского института восточных языков и Московского университета, где в 1872 вместе с профессором Н.И. Стороженко основал кафедру всеобщей литературы. На основе прочитанных здесь и на Высших женских курсах в Москве (1876-88) лекций возникла «История новейшей русской литературы» (литографированное издание; последнее издание - М., 1918). В конце жизни преподавал в Народном университете имени А.Л. Шанявского и в театральной школе при Малом театре. В 1901-06 председатель Общества любителей российской словесности; с 1906 почётный академик по разряду изящной словесности. Автор фундаментальных работ по истории европейского театра (в том числе «Этюдов о Мольере», за которую в 1879 получил степень доктора истории всеобщей литературы). Сторонник идей культурно-исторической школы и сравнительно-исторического метода в литературоведении, признающих взаимовлияние русской и западной культуры. Свои основные труды («Западное влияние в новой русской литературе», 1881-82; «Этюды и характеристики», 1894; «А.С. Грибоедов. Биография», 1918) Веселовский впервые опубликовал в Москве. Веселовский жил на Чистых прудах в доме Балашёвой, был постоянным посетителем «воскресений» Н.И. Стороженко (Оружейный переулок, дом Байдаковых). Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Сакулин П., А.Н. Веселовский, в сборнике: Научные известия, сб. 2, М., 1922.

Е.А. Цурганова.

Веселовский Степан Борисович

Веселовский Степан Борисович (1876, Москва - 1952, там же), историк, археограф, академик АН СССР (1946). Из дворян. В 1902 окончил юридический факультет Московского университета. До 1907 занимался историей западноевропейской философии и права. Одновременно (с 1903) изучал архивные документы по социальной и экономической истории Русского государства XVII в. В 1908-12 преподавал в частной гимназии Л.И. Поливанова. С 1908 изучал экономику и финансы Русского государства XVI-XVII вв. Результатом этой работы стали исследования «Азартные игры как источник дохода Московского государства в XVII веке» (1909), «Кабацкая реформа 1652 года» (1914). С 1912 сотрудник Московского археологического института. С 1936 работал в Институте истории АН СССР. Веселовскому принадлежит большое число работ по истории феодального землевладения, крестьянства и народных движений, а также работы в области вспомогательных исторических дисциплин. Среди них: «Акты подмосковных ополчений и Земского собора 1611-13 гг.» (1911), «Сметы военных сил Московского государства 1661-63 гг.» (1911), «Сошное письмо. Исследование по истории кадастра и посошного обложения Московского государства» (т. 1-2, 1915-16; в качестве приложения к этой работе опубликовал «Акты писцового дела», т. 1-2, 1913-17), «Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (1929), «Феодальное землевладение в северо-восточной Руси» (1947). Итоги многолетнего изучения истории заселения и освоения территории ближнего Подмосковья представлены в очерках, вошедших в книге «Подмосковье» (1955). Веселовский был членом ОИДР (с 1907), Русского военно-исторического (с 1909), Московского археологического и Историко-родословного (с 1914), Московского нумизматического (с 1915) обществ, ряда губернских археографических комиссий. Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения: Род и предки А.С. Пушкина в истории, М., 1990.

Литература: Кобрин В.Б., Аверьянов К.А., С.Б. Веселовский. Жизнь. Деятельность. Личность, М., 1989.

Ю.А.

Веснины

Архитекторы, братья, работавшие в тесном содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов (ОСА) (1925). Леонид Александрович (1880, Нижний Новгород - 1933, Москва). Учился в петербургской Академии художеств (1901-09) у Л.Н. Бенуа. Профессор МВТУ (1923-31), Московского архитектурного института (МАРХИ) (1932-33); среди учеников - М.Г. Бархин, Л.Б. Великовский, И.И. Ловейко, Н.Х. Поляков. Работал преимущественно в области градостроительства, выстроил посёлок при паровозостроительном заводе в Москве (1920-22). Виктор Александрович (1882, Юрьевец, ныне Ивановской области - 1950, Москва), академик АН СССР (1943), первый президент Академии архитектуры СССР (1939-49), председатель Организационного бюро Союза архитекторов (1932-39). Учился в петербургском Институте гражданских инженеров (1901 - 1912). Профессор МВТУ (1923-31), московского Вхутемаса - Вхутеина (1921-30). Работал в области промышленной архитектуры (Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья имени Н.М. Федоровского (ВИМС) в Замоскворечье, 1925-29, с соавторами). Александр Александрович (1883, Юрьевец - 1959, Москва), почётный член Академии строительства и архитектуры СССР. Учился в петербургском Институте гражданских инженеров (1901-12), а также в художественных студиях К.Ф. Юона, Я.Ф. Ционглинского (1907-11), В.Е. Татлина (1912-13) в Москве. Входил в ЛЕФ (1924), был председателем ОСА (1925-31), ответстветственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926-30). Преподавал во Вхутемасе - Вхутеине (1921-30), МАРХИ (до 1936). Работал также как театральный художник в Камерном, Малом театрах, театре В.Э. Мейерхольда и др.

Первые совместные работы Весниных выполнены в духе неоклассицизма [доходный дом И.Е. Кузнецова на Мясницкой улице, 1910; особняк Арацкого на 1-й Мещанской улице (современный проспект Мира), 1913]; конторские, торговые и промышленные здания отличают черты рационализма (Почтамт; банк Юнгера на Кузнецком мосту, 1913; конюшни заводчика А.И. Манташева при Московском ипподроме, 1913-14).

Принципиально новые идеи в развитие архитектуры внесли конкурсные проекты Весниных, основанные на выразительных возможностях сопоставления простых геометрических объёмов, применении новых материалов и конструкций - железобетонного каркаса, стекла и др. (Дворец труда, 1922, 3-я премия; здание московского отделения газеты «Ленинградская правда», 1924; дом акционерного общества «Аркос», 1924; Центральный телеграф, 1925; Дворец Советов, 1932 и 1933; Наркомтяжпром, 1934). Веснины возглавили направление конструктивизма, в своих работах уделяли основное внимание функциональным требованиям, логически организовывали архитектурные объёмы зданий, исходя из характера и назначения внутренних пространств, использовали павильонный принцип, сочетание отдельных корпусов, соединённых переходами, добивались впечатляющей зрительной выразительности объёмно-пространственного решения и силуэта. Основные постройки: Клуб общества политкаторжан на Поварской улице (1931-34, ныне Театр киноактёра), Дворец культуры ЗИЛ, универмаг на Красной Пресне (1927) и др. Похоронены на Новодевичьем кладбище. Именем Л.А. Веснина в 1933-93 назывался Денежный переулок в районе Арбата; на доме, где жили Веснины (там же, д. 12), - мемориальная доска.

Литература: Ильин М.А., Веснины, М., 1960; Чиняков А.Г., Братья Веснины, М., 1970; Астафьева-Длугач М.И., Л., В. и А. Веснины, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Ветеринарная академия Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина

Ветеринарная академия Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина (улица Академика Скрябина, 23). Основана в 1919 как Московский ветеринарный институт (МВИ; Пименовский переулок). В 1925 он объединён с Московским зоотехническим институтом (основан в 1920; Смоленский бульвар) и назывался Московским зооветеринарным институтом (МЗВИ; размещён в Черёмушках). В 1948 на базе МЗВИ и Военно-ветеринарной академии (основан в 1938; в 1929-38 факультет в составе МЗВИ) создана Московская ветеринарная академия (МВА). В 1973 ей присвоено имя академика Скрябина, свыше 50 лет преподававшего в этом вузе. Его развитие связано также с научно-педагогическими школами, созданными член-корреспондентом АН СССР П.Н. Кулешовым, академиком ВАСХНИЛ М.Ф. Ивановым, профессорами С.Н. Вышелесским, А.Р. Евграфовым, И.Е. Мозговым и др. Современный статус и название с 1992. Ведёт подготовку специалистов по ветеринарии, зоотехнии, генетике, биохимии и биотехнологии (5 факультетов), преподавателей средних учебных заведений сельскохозяйственного профиля; имеются также факультеты повышения квалификации и подготовительный для иностранных учащихся. В составе вуза: научный отдел с 6 лабораториями, 12 музеев; учебно-опытное хозяйство, ветеринарные клиники и профилактический центр, библиотека (свыше 70 тыс. единиц хранения). Свыше 3,5 тыс. студентов (1995). Научно-педагогический персонал - свыше 350 профессоров и преподавателей, в том числе свыше 50 докторов и свыше 200 кандидатов наук. В 1919-95 академия подготовила свыше 40 тыс. специалистов.

Ветошный переулок

Ветошный переулок (в 1957-91 проезд Сапунова, по имени Е.Н. Сапунова, участника Октябрьской революции в Москве), связывает Никольскую улицу с Ильинкой. Проходит параллельно Красной площади. Назван в XIX в. по выходившему на него ранее Ветошному ряду Верхних торговых рядов. Чётная сторона Ветошного переулка образована задним фасадом Верхних торговых рядов, на нечётной - фасад Ветошного ряда (д. 15, 1890, архитектор А.Н. Померанцев). Фактически переулок является частью торговых рядов - дополнительным открытым проездом-пассажем. По нечётной стороне от Никольской улицы размещаются здания подворий, построенные в 1870-х гг. архитектором А.Н. Стратилатовым: Шевалдышевское (д. 1-5), Пантелеевское (д. 7, д. 9), Казанское (д. 11), Мещаниново (д. 13).

«Вечерняя Москва»

Независимая народная газета. Основана в декабре 1923 как орган Моссовета, впоследствии орган городского комитета Коммунистической партии и Моссовета. С 1990 современный статус; издаётся АО «Концерн "Вечерняя Москва"». Выходит ежедневно. Освещает жизнь Москвы, в том числе в приложениях-вкладышах «Градские вести» и «Московия». Имеет несколько приложений: газеты «Вечерний клуб», «Рекламное приложение», «Сударушка» и др. Адрес редакции неоднократно менялся. В 40-70-х гг. редакция находилась по адресу Чистопрудный бульвар, 8; со второй половины 70-х гг. - на улице 1905 года, 7.

Вешняки

Местность на востоке Москвы. Соседствует на севере с Владычином, на северо-западе с Кусковом, на юге с Выхином, на востоке примыкает к МКАД. Известна с XIV в. как урочище, с XV в. как слобода великокняжеских бортников (сборщиков мёда диких пчёл). В 1577-1646 селом владели Шереметевы, при них в 1645 построена каменная церковь Успения в Вешняках. С 1648 село принадлежало Одоевским и Черкасским, с 1743 - снова Шереметевым. В 1880-х гг. становится дачным посёлком. В годы Великой Отечественной войны в Вешняках располагалась Центральная женская снайперская школа. С 1960 в черте Москвы. С 1969 часть района массового жилищного строительства Вешняки-Владычино. Основные улицы: Вешняковская, Молдагуловой, Снайперская.

Вешняки-Владычино

Вешняки́-Влады́чино территория массовой застройки на востоке Москвы, включающая бывшего сёла Вешняки и Владычино. С 1960 в черте Москвы. С 1969 район массового жилищного строительства (руководитель проекта архитектор В.В. Лебедев). Здесь впервые в Москве построены криволинейные в плане дома типов «дом-кольцо» и «дом-волна» большой протяжённости. Основные улицы: Вешняковская, Молдагуловой, Снайперская, Старый Гай, Реутовская, Косинская.

Литература: Симбирцев В., Вешняки-Владычино, «Строительство и архитектура Москвы», 1972, № 10; Журавлёв А., Вешняки-Владычино, в сборнике: Архитектурное творчество СССР, в. 2, М., 1974.

Видновский лесопарк

Ви́дновский лесопа́рк расположен в южной части Лесопаркового защитного пояса. Общая площадь 1377 га, из них 23 га — в границах Москвы, в Орехове-Борисове. Создан в 1951. Лесной массив Видновского лесопарка, состоящий из 10 обособленных участков, отличается разнообразием видового состава. Преобладающие породы: берёза, сосна, дуб. Встречаются ель, лиственница, осина и др. Средний возраст большей части деревьев 60 лет, дубов — 80 лет.

Викторенко Владимир Иосифович

Викторенко Владимир Иосифович (1919, деревня Соловьёвка Смоленской губернии - 1945), артиллерист, Герой Советского Союза (1945), младший лейтенант. В Москве с 1935. Работал слесарем на заводе сантехоборудования. Героически погиб в рукопашном бою при защите плацдарма на западном берегу р. Одер. В честь Викторенко на заводе сантехоборудования установлен барельеф. Именем Викторенко в 1965 названа улица (бывший 1-й проезд Аэропорта).

Вильямс Василий Робертович

Вильямс Василий Робертович (1863, Москва - 1939, там же), почвовед, академик АН СССР (1931), академик ВАСХНИЛ (1935). Родился в семье инженера. С юных лет зарабатывал репетиторством, в частности давал уроки К.С. Станиславскому. В 1883 окончил реальное училище и поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева). После окончания академии (1887) работал в крупнейших лабораториях Европы, в том числе у Л. Пастера. По возвращении в Москву (1891) преподавал в Петровской академии, с 1894 бессменно возглавлял кафедру общего земледелия и почвоведения (впоследствии почвоведения); в 1922-25 ректор академии. Основные труды посвящены развитию учения В.В. Докучаева о почве. Вместе с известным русским почвоведом П.А. Костычевым стал основоположником агрономического земледелия, создал теорию единого почвообразовательного процесса, разработал травопольную систему земледелия. По его инициативе организованы Луговой институт (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт кормов) и Почвенно-агрономический музей (оба - имени Вильямса; см. Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева). Возглавил работы по устройству под Москвой Люберецких и Люблинских полей орошения. Премия имени В.И. Ленина (1931). Похоронен на территории академии, где в 1947 ему установлены памятник (скульптор С.О. Махтин, архитектор И.А. Француз) и бюст (скульптор Махтин). В 1968 учреждена золотая медаль имени Вильямса, присуждаемая за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

Литература: Крупениковы И. и Л., В.Р. Вильямс, М., 1952.

Виноградов Александр Павлович

Виноградов Александр Павлович (1895, Петербург - 1975, Москва), геохимик, академик (1953), вице-президент (1967-75), академик-секретарь Отделения наук о Земле (1963-67) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1949, 1975). Окончил Военно-медицинскую академию (1924) и Ленинградский университет (1925). В Москве с 1934. Директор Лаборатории геохимических проблем (1945-47), организатор и директор (с 1947) Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) АН СССР. Основал и возглавил первую отечественную кафедру геохимии (МГУ, 1953). Основные труды в области биогеохимии, геохимии океана, геохронологии, космохимии. Премия имени В.И. Ленина (1934), Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1949, 1951 - дважды). С 1954 жил на набережной Максима Горького, 4/22. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании ГЕОХИ (улица Косыгина, 47) - мемориальная доска, там же - мемориальный кабинет.

Предыдущая страница Следующая страница