Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВВЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВВЕ")

Вавилов Николай Иванович

Вави́лов Николай Иванович (1887, Москва — 1943, Саратов), генетик, селекционер, географ, общественный деятель, академик АН СССР (1929), первый президент (1929—35) ВАСХНИЛ. Брат С.И. Вавилова. Из семьи крупного московского коммерсанта. По окончании (1911) Московского сельскохозяйственного института (ныне ТСХА) работал там же на кафедре частного земледелия, одновременно преподавал на Голицынских высших сельскохозяйственных курсах. В 1917—21 профессор агрономического факультета Саратовского университета. В 1921—40 работал в Ленинграде и Москве (с 1930). В Ленинграде руководил Отделом прикладной ботаники и селекции, который в 1924 был реорганизован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В Москве возглавлял (1930—33) Генетическую лабораторию АН СССР, а затем (1933—40) организованный на базе этой лаборатории Институт генетики АН СССР. Организовал и провёл более 60 ботанико-агрономических экспедиций в страны Средиземноморья, Северо-Восточной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Собрал крупнейшую в мире (свыше 200 тыс. образцов) коллекцию семян культурных и дикорастущих растений (хранится в ВИРе), заложил основы госсортоиспытаний полевых культур. Вавилов обосновал научные принципы селекции растений. Создал учение об иммунитете растений (1919), сформулировал (1920) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Мужественно защищал генетику в борьбе с «учением» Т.Д. Лысенко. Президент Всесоюзного географического общества (1931—40). Премия имени В.И. Ленина (1926). Репрессирован (1940), умер в заключении.

Имя Вавилова носят Общество генетиков и селекционеров, ВИР (с 1965), Институт общей генетики (с 1983). АН СССР учредила премию (1965) и золотую медаль (1968) имени Вавилова. На здании, где Вавилов работал в 1943—40 (Ленинский проспект, 33), — мемориальная доска.

Литература: Н.И. Вавилов. Очерки, воспоминания, материалы, М., 1987; Бойко В., Виленский Е., Н.И. Вавилов, М., 1987.

Вавилов Сергей Иванович

Вави́лов Сергей Иванович (1891, Москва — 1951, там же), физик, общественный деятель, академик (1932), президент (с 1945) АН СССР. Брат Н.И. Вавилова. Окончил Московский университет (1914), преподавал в нём (1918—32; с 1929 профессор), одновременно работал в Институте физики и биофизики. С 1934 возглавил Физический институт АН СССР (ФИАН). Труды по физической оптике, люминесценции. Под руководством Вавилова в 1934 открыт новый механизм излучения (так называемое излучение Черенкова — Вавилова, за это открытие его участникам в 1958 присуждена Нобелевская премия). Идеи Вавилова легли в основу нелинейной оптики. В 1949—51 главный редактор Большой советской энциклопедии. Государственная премия СССР (1943, 1946; 1951 и 1952 посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Вавилова названа улица в районе Ленинского проспекта (бывший проезд Донского монастыря, Свалочное шоссе и 1-й Академический проезд). На доме, где жил Вавилов (улица Фадеева, 3), и старом здании ФИАН (Миусская площадь, 9) — мемориальные доски.

Литература: Келер В., С. Вавилов, М., 1975; С.И. Вавилов. Очерки и воспоминания, 3 изд., М., 1991.

Вавилон

Вавило́н ручей в центральной части Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина около 2,7 км. Беря начало из колодца под названием Вавилон (близ Новодевичьего монастыря), протекал через Лужники, по болотистой местности Кочки. Пересекал современные трассы Комсомольского проспекта и Малого кольца Московской железной дороги. Видимо, занимал в нижнем течении старицу Москвы-реки, так как протекал параллельно современной Фрунзенской набережной. В связи с осушением и застройкой территории в начале XIX в. перехвачен городской дренажной и водосточной сетью.

Ваганьковский ручей

Ручей в центре Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина около 5 км (заключён в коллектор). Площадь бассейна 4 км2. Берёт начало в районе Хорошёвского шоссе (где в прошлом был сток воды с Ходынской водокачки), протекает под территорией Ваганьковского кладбища, пересекая Звенигородское шоссе, Шмитовский проезд, территорию ПКиО «Красная Пресня», Краснопресненскую набережную, впадает в Москву-реку неподалёку от Ермаковского ручья. Постоянное течение было только в низовье. Сохранились пруды на Красногвардейском бульваре и Мантулинской улице.

Ваганьковское кладбище

Ваганьковское кладбище. Могила С. А. Есенина.

Ваганьковское кладбище.

Могила С. А. Есенина.

Москва.

Вага́ньковское кла́дбище (улица Сергея Макеева, 15), в северо-западной части Москвы, в районе площади Краснопресненская застава. Основано в 1771 во время эпидемии чумы близ Нового Ваганькова (отсюда название). Современная площадь 50 га. Было одним из крупнейших московских кладбищ. Комплекс построек у входа образует архитектурный ансамбль в стиле московского ампира. Церковь Воскресения Словущего построена в 1819—24 (архитектор А.Г. Григорьев); её стройная 3-ярусная колокольня, завершённый ротондой четверик храма гармонично сочетаются с небольшими зданиями богадельни и гостиницы, возведёнными в 1820—22 (архитектор А.Ф. Элькинский) по сторонам от входа. На Ваганьковском кладбище похоронены декабристы А.П. Беляев, М.А. Бестужев, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.Ф. Фролов; составитель словаря русского языка В.И. Даль; художники В.И. Суриков, А.К. Саврасов, В.В. Пукирев, В.А. Тропинин; композиторы А.Н. Верстовский, С.С. Гулак-Артемовский; актёр П.С. Мочалов; учёные К.А. Тимирязев, П.К. Штернберг, Н.Ф. Филатов, историк Москвы И.Е. Забелин и др. На Ваганьковском кладбище — братские могилы участников Бородинского сражения 1812, жертв Ходынской катастрофы, Декабрьского вооруженного восстания 1905. 20 октября 1905 на Ваганьковском кладбище состоялись похороны Н.Э. Баумана. На Ваганьковском кладбище могилы дипкурьера Т.И. Нетте (героя стихотворения В.В. Маяковского), матроса А.Г. Железнякова, поэта С.А. Есенина, писателя Ю.Н. Тынянова и др. Здесь похоронены около 50 Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Над братской могилой воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал. На Ваганьковском кладбище — могилы артистов В.С. Высоцкого и А.А. Миронова. Здесь похоронены последние Герои Советского Союза Д.А. Комарь, И.М.Кричевский, В.А. Усов, погибшие во время августовских событий 1991.

Литература: Белявский М.Т., Волкова Г.В., Памятники Великой Отечественной войны на Красной Пресне, «Вестник МГУ. Серия История», 1971, № 6; Артамонов М.Д., Ваганьково, М., 1991.

Вазузская гидротехническая система

Имени 60-летия Октября

предназначена для передачи воды из бассейна р. Вазузы (отсюда название системы) в р. Рузу и далее к водозаборам Рублёвской водопроводной станции и Западной водопроводной станции. В маловодный год расход воды 17 м3/с. В состав Вазузской гидротехнической системы входят Вазузское водохранилище объёмом 540 млн. м3 (полезный объём 428 млн. м3), две насосные станции для перекачки воды в водохранилище на р. Яузе (приток р. Гжать) объёмом 290 млн. м3 (полезный объём 130 млн. м3). Третья насосная станция перекачивает воду из Яузского водохранилища в Верхнерузское водохранилище, вода из которого передаётся по открытым каналам (Гжать - Яуза и Яуза - Руза). В систему входят три ГЭС, сопутствующие сооружения (дороги, ЛЭП и пр.).

В.Г. Гейнц.

Вазузская гидротехническая система имени 60-летия Октября

Вазу́зская гидротехни́ческая систе́ма имени 60-летия Октября предназначена для передачи воды из бассейна р. Вазузы (отсюда название системы) в р. Рузу и далее к водозаборам Рублёвской водопроводной станции и Западной водопроводной станции. В маловодный год расход воды 17 м3/с. В состав Вазузской гидротехнической системы входят Вазузское водохранилище объёмом 540 млн. м3 (полезный объём 428 млн. м3), две насосные станции для перекачки воды в водохранилище на р. Яузе (приток р. Гжать) объёмом 290 млн. м3 (полезный объём 130 млн. м3). Третья насосная станция перекачивает воду из Яузского водохранилища в Верхнерузское водохранилище, вода из которого передаётся по открытым каналам (Гжать — Яуза и Яуза — Руза). В систему входят три ГЭС, сопутствующие сооружения (дороги, ЛЭП и пр.).

В.Г. Гейнц.

Вайнберг Мечислав Самуилович

Ва́йнберг Мечислав Самуилович (1919, Варшава — 1996, Москва), композитор, народный артист РСФСР (1980). Родился в бедной семье музыканта. В 1939 окончил Варшавскую консерваторию; осенью того же года, после разгрома Польши, спасаясь от фашистов, бежал в СССР. С 1943 Вайнберг постоянно жил в Москве, где создал практически все свои произведения; здесь они исполнены впервые. В январе 1953, в разгар антиеврейской кампании (так называемое дело врачей), Вайнберг был арестован как зять С.М. Михоэлса и как «прибывший из-за границы». Через несколько месяцев, во многом благодаря вмешательству Д.Д. Шостаковича, обратившегося к руководству страны, Вайнберг был освобождён из заключения. В музыке Вайнберга органично слились традиции трёх национальных культур — польской, русской и еврейской. Автор свыше 150 сочинений (от сложнейших оперных и симфонических партитур до детских песен или сопровождения к цирковому номеру), музыки к 70 фильмам (художественным и мультипликационным; среди них: «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Последний дюйм», «Бег иноходца», «Тегеран-43», «Винни-Пух», «Афоня», «Каникулы Бонифация»). Создал 26 симфоний (в том числе 4 камерные), симфонические увертюры, фантазии, поэмы, рапсодии, инструментальные концерты и камерные ансамбли различных составов, 4 кантаты и Реквием для сопрано, хора и оркестра (1967). Из семи написанных Вайнбергом опер (в том числе «Мадонна и Солдат», 1975) в Москве поставлены: «Любовь Д'Артаньяна» (1974, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), «Поздравляем!» (по Шолом-Алейхему; 1983, Камерный музыкальный театр), вызвавшая европейский резонанс опера «Портрет» (по Н.В. Гоголю; 1983, в 1984—85 шла в студенческом театре ГИТИСа), «Идиот» (по Ф.М. Достоевскому; 1991, Камерный музыкальный театр). Самая крупная из театральных работ Вайнберга — опера «Пассажирка» (1968; создана по заказу Большого театра) — в разгар репетиций в Пражском национальном театре по негласному указанию из Москвы была снята со сцены. Государственная премия СССР (1990). В Москве жил на Студенческой улице, 44/28. Похоронен на Домодедовском кладбище.

Литература: Никитина Л.Д., Симфонии М. Вайнберга, М., 1972.

А.В. Медведев.

Валовая улица

Вало́вая у́лица (до начала XX в. часть улицы Зацепский вал), часть Садового кольца между улицей Зацепский вал и Добрынинской площадью. Возникла в 1816—20 после сноса Земляного вала (отсюда название). Застройка улицы — в основном 1940—50-х гг. (д. 2—6 и др., архитекторы Н.Д. Колли, И.Н. Кастель, Т.Г. Заикин и др.). В 60-х гг. в конце Валовой улицы сооружён транспортный тоннель. На Валовой улице — Первая Образцовая типография. Вблизи — станции метро «Павелецкая» и «Добрынинская».

Валуев Пётр Степанович

Валу́ев Пётр Степанович (1743-1814), главноначальствующий Кремлёвской экспедицией, действительный тайный советник (1798). Сын картографа и инженера генерал-майора С.М. Валуева. Служил в придворном ведомстве. В 1800 оказался в опале, уволен от службы и удалён из Петербурга. После вступления на престол императора Александра I назначен главноначальствующим Кремлёвской экспедицией. При Валуеве в Москве построено здание Оружейной палаты, перестроены Потешный и Слободской дворцы, благоустроены Пресненские пруды, сделавшиеся после этого модным местом гуляния москвичей. По указанию Валуева в Кремле были уничтожены здания, «помрачавшие своим неблагообразным видом прочие великолепнейшие здания», в том числе Сретенский собор, дворец Бориса Годунова, Гербовая башня и др. Валуев участвовал в составлении и издании трудов: «Историческое описание древнего российского музея» (ч. 1, М., 1807) и «Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлечённые о селе Коломенском» (М., 1809).

Валы

Первоначально укрепления Земляного города. С образованием на их месте в конце XVIII - начале XIX вв. Садового кольца - название ряда составивших его улиц: Крымский вал, Коровий вал (ныне Добрынинская улица), Валовая улица, Зацепский вал, Земляной вал. Во второй половине XIX в. возник ещё ряд улиц по линии Камер-Коллежского вала: Бутырский вал, Золоторожский вал и др.

Варварка

Варварка (в 1933-90 улица Разина), одна из трёх основных улиц Китай-города. Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. Вероятно, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской (по церкви Варвары, д. 2), в XVII в. иногда Покровской (по церкви Покрова, известной как церковь Георгия на Псковской горе). В XV в. близ Варварки поселились купцы-сурожане - выходцы из генуэзской колонии в Крыму, позднее - псковичи. Близ церкви Георгия находился двор Андрея Кобылы - родоначальника Романовых. После строительства стен Китай-города перспектива Варварки стала замыкаться башней Варварских ворот. С середины XVI в. улица активно застраивалась: появились Купеческий и Английский дворы, каменные церкви, монастырские подворья, боярские дворы. Напротив церкви Варвары находились Панский (польский) двор, Старый Денежный (Монетный) двор. На дворе бояр Романовых основан Знаменский монастырь (д. 8-12). В 1640-60-х гг. на месте Панского двора поставлен один из Гостиных дворов, напротив находились Нижние торговые ряды с деревянными лавками. В XVII в. церковь Георгия на Псковской горе (д. 12; 1657) и церковь Максима Блаженного (д. 4; 1698) были перестроены, Варварка замощена брёвнами; торговая и жилая застройка оставалась деревянной и в XVIII в. В конце XVIII в. весь квартал между Варваркой и Ильинкой занял Старый Гостиный двор (д. 3; 1791 - 1805, 1825-30, архитектор Дж. Кваренги, О.И. Бове и др.), напротив него в 1796-1804 построено классицистическое здание церкви Варвары (д. 2, архитектор Р.Р. Казаков). В башне Варварских ворот была устроена часовня иконы Боголюбской Богоматери, проезд в воротах закрыт (улица Варварка оставалась проезжей, так как в Китайгородской стене были сделаны проломные ворота). В конце XVIII в. Варварку «урегулировали», расширив и очистив от ветхих зданий. После пожара 1812 большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне. В конце XIX в. на Варварку вышел боковой фасад Средних торговых рядов, обращённых к Красной площади (д. 1; 1890-92, архитектор Р.И. Клейн), построено здание Варваринского акционерного общества (д. 7; 1891, архитектор Клейн) и Торговый дом Морозовых (д. 9; 1896, архитектор А.В. Иванов). После 1917 Варварка была занята учреждениями и складами. После сноса в 1934 Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площади Варварские ворота). В 1960-х гг. уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры. На Варварку выходят Хрустальный, Рыбный, Никольский и Ипатьевский переулки. Справа на месте Максимовского, Псковского, Кривого переулков построено здание гостиницы «Россия».

И.Л. Давыдова.

Варварские ворота

Варварские ворота (площадь) (в 1924-90 площадь Ногина), между Китайгородским и Лубянским проездами, в центральной части Москвы. Образовалась в 1820-х гг. у одноименных ворот Китай-города. В XIV в. в районе площади построена церковь Всех Святых на Кулишках в память воинов, погибших на Куликовом поле. В 30-х гг. XVI в. с западной стороны современной площади сооружены стена Китай-города и башня с Варварскими воротами; фрагмент башни ворот (1534-38) сохранился в подземном переходе. В конце XVI - нач. XVII вв. местность, прилегающая к воротам, была занята лавками, у Китайгородской стены, между Ильинскими и Варварскими воротами, размещался Конный торг. Южнее церкви Всех Святых находились сады и Васильевский луг. В конце XVIII - начале XIX вв. на небольшой площади у Варварских ворот торговали съестными припасами. В 1872-76 на площади находился общедоступный театр. В 1912-13 построен «Деловой двор» (д. 2/5, архитектор И.С. Кузнецов), единственное крупное здание на площади. На Варварские ворота выходят улицы Варварка, Солянка. В 1992 северная часть площади, прилегающая к Ильинскому скверу, была выделена в Славянскую площадь.

И.Л. Давыдова.

Варенцов Николай Александрович

Варенцо́в Николай Александрович (1862—1947, Москва), предприниматель, инженер-механик, благотворитель. Из рода переславль-залесских и московских купцов Варенцовых, торговавших с начала XIX в. москательным товаром и чаем. Зять Н.А. Найдёнова; вторым браком был женат на О.Ф. Перловой из семьи чаеторговцев Перловых. Потомственный почётный гражданин. С 1872 учился в Московском коммерческом училище, затем в Императорском Техническом училище (окончил в 1885). В 1889—1905 член правления Московского торгово-промышленного товарищества, занимался оптовой торговлей хлопком, шерстью, каракулем. Директор правления Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества (основано в 1884, правление в Москве в Старом Гостином дворе). Способствовал утверждению среднеазиатского хлопка на российском рынке. В 1889—97 директор правления Товарищества мануфактур Н. Разорёнова и М. Кормилицына (предприятие в Кинешме, правление в Москве в Юшковом переулке, в доме Шуйского подворья), затем до 1918 председатель правления Большой Кинешемской мануфактуры. Жил в Москве в 1890—1918 в собственной усадьбе (Токмаков переулок, 21; ныне в здании размещается Общество купцов и предпринимателей России), в 1920—40 — на улице К. Маркса, 25 (ныне Старая Басманная улица). Владел имением Бутово в Московском уезде (ныне в черте Москвы). Член Попечительского совета гимназии Ежовой, член Дамского комитета Попечительского общества о тюрьмах, учреждённого Е.А. Тучковой. После 1917 Варенцов неоднократно арестовывался. В годы НЭПа организовал Товарищество по оптовой торговле тканями (закрыто в 1924). Был консультантом ВСНХ по хлопководству и организации хлопкоперерабатывающих предприятий. Автор неопубликованных воспоминаний (по 1939) о торгово-промышленном мире России рубежа XIX—XX вв., о династиях купцов и предпринимателей Бахрушиных, Морозовых, Найдёновых, Перловых, Хлудовых и др., о деятельности фирм, банков, предприятий Москвы и других городов, уклада жизни купеческого сословия, событиях Революции 1905—07 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.

В.А. Любартович.

Варламов Александр Владимирович

Варла́мов Александр Владимирович (1904, Симбирск — 1990, Москва), джазовый композитор и дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А.Е. Варламова и двоюродный внук актёра К.А. Варламова; мать Варламова была оперной певицей. С 1922 в Москве; поступил в ГИТИС на актёрское отделение (учился вместе с Э.П. Гариным и Н.П. Охлопковым); увлёкшись джазом, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных. Обучался у Ф.М. Гнесина (композиция), а также у Р.М. Глиэра, Д.Р. Рогаль-Левицкого. Окончательный поворот творческих интересов Варламова к джазу произошёл после гастролей в Москве американского джаз-бэнда «Шоколадные ребята» и ансамбля Ф. Уитерса и С. Беше — в 1930 Варламов собрал свою группу «Первоксэ» («Первый вокальный квартет современной эстрады»). После получения диплома дирижёра Варламов организовал оркестр, первый концерт которого состоялся 20 мая 1934 в Зелёном театре Центрального дома Красной Армии, затем выступления продолжились в эстрадном театре сада «Эрмитаж» и на других открытых площадках Москвы (солировала Целестина Коол — афроамериканка, получившая советское гражданство). В 1938 Варламов возглавил Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (с которым выступил в «живом» эфире в одной из первых телепередач, 1939), в 1940 — Государственный джаз-оркестр СССР, позднее организовал «Мелоди-оркестр»; записал 10 танцевальных пьес на грампластинки в Доме звукозаписи; пел сам, но анонимно, так как рассматривал голос как инструментальную партию. В 1941 Варламов был арестован и заключён в лагерь; организовал там эстрадный оркестр. В 1955 реабилитирован. По возвращении в Москву своего оркестра не имел, для записей использовал группу музыкантов из оркестра Всесоюзного радио. Творчество Варламова заметно повлияло на отечественную джазовую исполнительскую школу. Автор свыше 350 пьес для эстрадного оркестра и свыше 50 песен («Ты поверь, ты пойми», «Пой мне», «Счастьем жизнь полна», «Уходит вечер», «Край мой любимый» и др.), музыки к спектаклям драматического театра, к кинофильмам («Степан Разин», 1937, «Парень из тайги», 1939) и мультфильмам (около 60). В последние годы жил на улице Лескова, 10.

Литература: Баташев А., Советский джаз, М., 1972.

О.С. Лебедева, А.Н. Баташев.

Варламов Александр Егорович

Варла́мов Александр Егорович (1801, Москва — 1848, Петербург), композитор, педагог, певец (тенор), дирижёр. Вошёл в историю русской музыки как мастер романса. Из семьи титулярного советника, получившего личное дворянство. Обучался в Придворной певческой капелле в Петербурге. Расцвет творчества Варламова приходится на «московский период» (1832—44; жил в Скатертном переулке и на Воздвиженке, 20). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А. Шаховского «Рославлев» (1832) и работа в театральных жанрах способствовали сближению Варламова с московской художественной интеллигенцией (М.С. Щепкин, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилёв, поэт Н.Г. Цыганов, певец А.О. Бантышев и др.). С 1832 помощник капельмейстера, с 1834 «композитор музыки» при оркестре Императорских московских театров. Наиболее значительная работа Варламова — музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1837) — создана по заказу П.С. Мочалова. В Москве поставлены балеты Варламова «Забавы султана» (1834) и «Хитрый мальчик и людоед» (1837), но центральное место в творчестве Варламова московского периода занимают романсы и песни (более 100, в том числе «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные»), изданные в 1833—35. Успехом пользовались и концертные выступления Варламова-певца. Издал одно из первых методических пособий по вокалу — «Полная школа пения» (М., 1840; последнее издание — М., 1953).

Литература: Листова Н.А., А. Варламов, М., 1968.

А.С. Виноградова.

Варсанофьева Вера Александровна

Варсано́фьева Вера Александровна (1890, Москва — 1976, там же), геолог и геоморфолог, профессор (1925), первая женщина в СССР, получившая звание доктора геолого-минералогических наук (1935). Из семьи военного. Окончила Высшие женские курсы (1914); ученица геолога А.П. Павлова. Преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1916—20). В 1925—29 профессор 2-го МГУ, в 1930—56 — МГПИ имени В.И. Ленина. В 1942—76 вице-президент Московского общества испытателей природы. Основные труды посвящены жизни гор, происхождению и строению Земли. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Варсонофьевский переулок

Варсоно́фьевский переу́лок между улицами Рождественка и Большая Лубянка. Получил название в XVIII в. по Вознесенскому Варсонофьевскому монастырю что на Рву (известен с XVI в.). При монастыре находился «убогий дом», куда свозили тела умерших «дурной смертью» — странников, бездомных, погибших насильственной смертью, которых хоронили затем на монастырском кладбище. В 1605 по приказу Лжедмитрия I в Варсонофьевском монастыре похоронены убитые по его же повелению жена и сын Бориса Годунова, сюда перенесли из Архангельского собора Кремля и останки самого Годунова (затем перезахоронены в Троице-Сергиевом монастыре). Каменный собор (1709—30) после упразднения монастыря в 1764 стал приходской церковью (д. 5, снесён в 1931). Владение № 7 в середине XVIII в. принадлежало генерал-майору М.Л. Измайлову (сохранились палаты XVIII в.); главный дом усадьбы был перестроен и надстроен двумя этажами; торцом к переулку поставлен жилой дом (архитектор П.П. Скоморошенко). В конце XIX — начале XX вв. переулок почти полностью застроен многоэтажными доходными домами, среди них — д. 6 (1896, архитектор Л.Н. Кекушев), где в разное время жили композитор А.Н. Скрябин, архитектор И.В. Жолтовский, д. 4 (1900), где жила балерина Е.В. Гельцер.

И.Л. Давыдова.

«Варшавская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Варша́вская» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1969. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлова. Павильоны расположены на Варшавском шоссе. Один из выходов связан переходом с железнодорожной платформой Коломенское. В облицовке колонн станционного зала использован розовый мрамор. Стены выложены голубой керамической плиткой, украшены силуэтными изображениями Варшавы из кованого чёрного металла (авторы Х.М. Рысин, А.Я. Лапинь, Д.Я. Бодниек). Пол выложен серым гранитом.

Варшавское шоссе

Варша́вское шоссе́ между Большой Тульской улицей и МКАД, на юге Москвы. Названо в связи с постройкой в 40-х гг. XIX в. шоссе Москва — Варшава (через Подольск), с 1950 включило улицы Верхние Котлы и Нижние Котлы и Серпуховское шоссе. В XIV в. в районе современного Варшавского шоссе было известно село Котёл (см. Котлы). Со второй половины XIX в. район предприятий лёгкой промышленности: в 1867 построены «Даниловская мануфактура», в 1884 — Даниловская камвольно-прядильная фабрика. В советское время в районе Варшавского шоссе шло промышленное и массовое жилищное строительство — Волхонка-ЗИЛ, Чертаново и др. Станции метро «Варшавская», «Нагатинская».

Василенко Владимир Харитонович

Василе́нко Владимир Харитонович (1897, Киев — 1987, Москва), терапевт, один из основоположников гастроэнтерологии в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1957). Окончил Киевский медицинский институт (1922). С 1923 на преподавательской и научной работе в различных институтах медицинского профиля в Киеве. С 1943 главный терапевт Северо-Кавказского и 1-го Украинского фронтов. С 1944 заведующий кафедрой терапии Львовского медицинского института. С 1948 заведующий кафедрой пропедевтической терапии 1-го Московского медицинского института (ныне в помещении кафедры установлен бюст Василенко работы скульптора Л.Е. Кербеля, создан мемориальный кабинет). Одновременно (с 1948) работал в 4-м Главном управлении при Министерстве здравоохранения СССР (с 1950 главный терапевт) и возглавлял созданный им Всесоюзный НИИ гастроэнтерологии (1967—74). Председатель Московского терапевтического общества (1969—87). Основные труды по вопросам сердечно-сосудистой патологии и гастроэнтерологии, методологическим проблемам медицины. Создал научную школу гастроэнтерологов. В 1953 был репрессирован по так называемому делу врачей. Государственная премия СССР (1979). Жил на Новослободской улице, 57/65. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Василенко Сергей Никифорович

Василе́нко Сергей Никифорович (1872, Москва — 1956, там же), композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1940). Из дворянской семьи. В 1895 окончил юридический факультет Московского университета, в 1901 — Московскую консерваторию (ученик С.И. Танеева, М.М. Ипполитова-Иванова, В.И. Сафонова); с 1906 преподавал там же композицию и инструментовку (с 1907 профессор), среди учеников — А.В. Александров, Н.С. Голованов. Автор 9 опер (в том числе впервые поставлены в Москве «Сын Солнца», 1929, «Суворов», 1942), 8 балетов («Иосиф Прекрасный», 1925; «Лола», 1943; «Мирандолина», 1949, и др.), 5 симфоний, свыше 10 симфонических поэм и сюит, свыше 200 романсов, музыки к театральным постановкам. Заметное место в музыкальной жизни Москвы заняли проводившиеся Василенко в 1907—17 циклы общедоступных «Исторических концертов», в которых звучала музыка XII—XX вв.; цены на абонементы были предельно низкими; расходы покрывались частично из личных средств композитора. В 1925 Василенко — один из инициаторов создания музыкальной редакции Всесоюзного радио. Государственная премия СССР (1947). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Василенко (Брюсов переулок, 7), — мемориальная доска.

Сочинения: Воспоминания, М., 1979.

М.П. Рахманова.

Василий I

Васи́лий I (1371, Москва — 1425, там же), великий князь московский с 1389. Сын великого князя Дмитрия Донского и Евдокии, дочери князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича. Стал великим князем по завещанию отца, без санкции Золотой Орды, но вступал на престол в присутствии ханского посла Шихмата. В 1391 женился на литовской княжне Софье Витовтовне. Присоединил к Московскому великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и другие города. В 1395 Василий I возглавил русское войско, отражая нападение эмира Тимура, разорившего земли Рязанского княжества и захватившего Елец. В Москве собралось множество беженцев; во главе обороны Москвы был поставлен дядя великого князя — Владимир Андреевич Храбрый. Из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери. На месте встречи иконы на Кучковом поле была возведена церковь, в 1397 заложен Сретенский монастырь. Во время осады Москвы в 1408 войском правителя Золотой Орды Едигея, разорившего территорию Московского великого княжества, Василий I покинул столицу и «отъехал» в Кострому, вероятно, для сбора рати; обороной Москвы руководил Владимир Андреевич Храбрый. Получив выкуп в 3 тыс. рублей, Едигей снял осаду. Во время княжения Василия I город дважды страдал от сильных пожаров (1390, 1395). По указу Василия I в 1405 в Кремле построен Благовещенский собор, ставший придворным. На великокняжеском дворце в 1405 Лазарем Сербиным были установлены первые в Москве часы с боем.

Василий II Тёмный

Васи́лий II Тёмный (1415—62), великий князь московский с 1425. Сын великого князя московского Василия I и Софьи Витовтовны. После смерти старших братьев стал возможным претендентом на московский стол. В годы малолетства Василия II государством управляли великая княгиня Софья Витовтовна, митрополит Фотий, боярин И.Д. Всеволожский. Во время междоусобной войны 1425—53 между Василием II и его дядей Юрием Дмитриевичем, а затем и сыновьями последнего Василием Косым и Дмитрием Шемякой Москва несколько раз переходила из рук в руки. Во время свадьбы Василия II с серпуховской княжной Марией Ярославной в феврале 1433 вспыхнула ссора Василия II с галицкими князьями; войско Василия II было разбито в сражении на р. Клязьме (25 апр. 1433), Василий II бежал из Москвы, которую занял князь Юрий Дмитриевич. Недовольство политикой Юрия Дмитриевича привело к отъезду многих служилых людей из города к Василию II, находившемуся в Коломне. Вскоре Юрий Дмитриевич вынужден был покинуть Москву. После нового поражения Василия II в битве 20 марта 1434 и недельной осады Москвы. 31 марта город был снова занят сторонниками князя Юрия Дмитриевича, однако после его скорой смерти (5 июня 1434) наследником московского престола объявил себя Василий Косой. Месяц спустя, «побрав злато и серебро, казну отца своего и градский запас весь», Василий Косой ушёл в Кострому. Василий II вновь вступил в Москву и в январе 1435 разбил войско Василия Косого. В 1436 по приказу Василия II был схвачен приехавший в Москву Дмитрий Шемяка, а войско Василия Косого было разбито на р. Черехе, сам Василий Косой был привезён в Москву и 21 мая 1436 ослеплён. В 1439, когда под стенами Москвы «безвестно» появилось войско хана Улу-Мухаммеда, Василий II покинул город, оставив наместником Юрия Патрикеева, и отправился на Волгу; Улу-Мухаммед сжёг московские посады и после десятидневной осады города отступил, взяв полон. Во время похода на Казань в июле 1445 раненый Василий II был взят в плен; власть в Москве перешла к Дмитрию Шемяке. Вскоре после этого в городе вспыхнул пожар, уничтоживший почти все деревянные строения; погибло около 2 тыс. человек, начались волнения горожан. В октябре 1445 Василий II был отпущен из плена и прибыл в Москву в сопровождении татар; Дмитрий Шемяка бежал в Углич, где собрал войско, и 12 февраля 1446 захватил Москву; Василий II был схвачен в Троице-Сергиевом монастыре, доставлен в Москву, ослеплён (отсюда прозвище Тёмный) и сослан в Углич. Но уже в декабре 1446 Василий II вновь занял Москву, в начале 1450 нанёс решающее поражение Дмитрию Шемяке. В 1451 к Москве подступило татарское войско: московские посады были сожжены, но Кремль устоял. Москва и позже неоднократно страдала от пожаров (в 1453 сгорел Кремль; пожар 1457 уничтожил почти треть города).

При Василие II были ликвидированы Дмитровский, Галицкий, Можайский, Серпухово-Боровский уделы, к Москве присоединены Нижегородское княжество, часть ярославских земель, города Венёв, Тешилов, Ржев и др., усилилась зависимость Суздальского княжества от Москвы. Укрепляя власть, Василий II сделал соправителем (не позже 1448) своего сына Ивана (см. Иван III). Расширил состав Государева двора включением детей боярских, служилых князей. По настоянию Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона. В Москве были построены церкви Введения Богородицы на Симоновом подворье (1458), Похвалы Богородицы (1459), Богоявления (в Кремле, на подворье Троице-Сергиева монастыря), Иоанна Предтечи (1460, у Боровицких ворот) и др.

Е.И. Куксина.

Василий III

Васи́лий III (1479, Москва — 1533, там же), великий князь владимирский и московский, государь Всея Руси (с 1505). Сын Ивана III и Софьи Палеолог. Женился (1505) на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода. Под власть Василия III перешли Псков (1510), Рязань (1521), в результате русско-литовских войн начала XVI в. в состав государства вошёл Смоленск (1514). В договоре (1514) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом I Василий III был назван царём.

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства. Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной. Алевиз Фрязин (Миланец) в Кремле в 1499—1508 возвёл каменные палаты (ныне — нижние яруса Теремного дворца). В 1508—16 прорыт ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади, выложенный по дну и откосам известняком и кирпичом. В 1508 освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Новая волна строительства последовала после успешного завершения Смоленской войны (1514). Весной 1514 в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове, Благовещения на Старом Хлынове, Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, Варвары против Панского двора и др. После присоединения Пскова в Москве было переселено 300 семейств псковичей (на Варварку, близ церкви Георгия Великомученика). В 1524 в память присоединения Смоленска по указу Василия III был основан Новодевичий монастырь. Размах строительства на Большом посаде и участие в нём купцов свидетельствовали об усилении Москвы как торгового и ремесленного центра.

В 1521 Москва подверглась нападению крымских татар. Василий III покинул Москву и отправился в Волоколамск, послав за подмогой в Серпухов. Москва не была взята татарскими войсками, Мухаммед-Гирей, захватив огромный полон, отступил при приближении новгородских и псковских полков. Для защиты от татарских набегов земель к югу и востоку от Москвы началось сооружение Большой засечной черты (1521). В первой половине 20-х гг. вспыхнул конфликт между Василием III и московским боярством: Василий III подвергся осуждению за трусость, проявленную во время набега крымцев, а также за насильственное пострижение (1525) Соломонии и женитьбу (1526) на Елене Глинской. В 1527 на Москву совершил набег крымский хан Ислам-Гирей. Собрав рать в Коломенском, Василий III занял оборону в 20 км от р. Оки. Москва, Коломна и другие города пять дней находились на осадном положении. Перейдя Оку, русские войска разгромили войско хана на р. Осётр.

В последние годы правления Василия III в Москву были построены церкви Преображения (на великокняжеском дворе), Георгия на Фроловских воротах, Бориса и Глеба на Арбате. В 1530 освящена церковь Параскевы Пятницы, в 1532 в Кремле заложена четырёхъярусная звонница с храмом Воскресения, освящена церковь Вознесения в Коломенском.

Е.И. Куксина.

Василий Шуйский

Васи́лий Шу́йский (1552—1612, Варшава), царь в 1606—10. Сын князя И.А. Шуйского из рода нижегородско-суздальских князей. Участвовал в дворцовой борьбе против царя Бориса Годунова. В 1582—83 находился под стражей, в 1587 сослан в Галич. С 1591 вновь вошёл в Боярскую думу. Возглавлял правительственную комиссию по расследованию дела о смерти в Угличе царевича Дмитрия (1591). В начале 1605 участвовал в военных действиях против Лжедмитрия I. После смерти Бориса Годунова был вызван в Москву, где после восстания 1 июня 1605 в числе первейших бояр встречал Лжедмитрия I и передал ему государственную печать и ключи от казны. Вскоре арестован за участие в заговоре против Лжедмитрия I и приговорён к смерти, однако был помилован и возвращён ко двору. Вновь организовал заговор, в результате которого 17 мая 1606 в Москве вспыхнуло восстание против поляков, Лжедмитрий I убит заговорщиками. На Земском соборе 19 мая 1606 Василий Шуйский был избран царём. 1 июня 1606 венчался на царство в Успенском соборе. Для пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия в Москву из Углича по указанию Василия Шуйского были доставлены останки царевича. Из Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиев монастырь были перенесены останки Годуновых (Бориса, его жены Марии и сына Фёдора). Правление Василия Шуйского проходило в обстановке борьбы за власть боярских группировок, восстания И.И. Болотникова, действий отрядов Лжедмитрия II, поляков и шведов. В период осады Москвы войском Болотникова и отрядами И. Пашкова и П.П. Ляпунова (1606) Василию Шуйскому удалось привлечь на свою сторону дворян. Уложение 1607 способствовало сплочению правящей верхушки и подавлению восстания Болотникова. В ходе борьбы с Лжедмитрием II Василий Шуйский заключил договор со Швецией, согласно которому за наём шведских войск уступал королю часть территории Российского государства. Последний год правления Василия Шуйского был отмечен частыми волнениями горожан, заговорами против царя. 17 февраля 1609 попытку поднять горожан на восстание предприняли князь Р. Гагарин, воевода Г. Сумбулов и Г. Грязной. Твёрдая позиция патриарха Гермогена привела к провалу замысла, заговорщики и около 300 горожан бежали в Тушино. Вскоре был раскрыт заговор, во главе которого стоял боярин И. Крюк-Колычев. Поражение правительственных войск под Клушином от армии польского короля Сигизмунда III 24 июня 1610 привело к падению правительства Василия Шуйского. 17 июля 1610 Василий Шуйский был свергнут с престола, насильно пострижен в монахи и заключён в Чудов монастырь. В сентябре 1610 Василий Шуйский вместе с двумя братьями был выдан гетману С. Жолкевскому и увезён в Речь Посполиту. Умер в плену. В 1635 его останки были перезахоронены в Архангельском соборе Кремля.

Литература: Скрынников Р.Г., Лихолетье. Москва в XVI—XVII веках, М., 1988; Абрамович Г.В., Князья Шуйские и российский трон, Л., 1991.

Е.И. Куксина.

Васильевский луг

Васи́льевский луг название в XIV—XVIII вв. местности в восточной части современного центра Москвы, на левом берегу Москвы-реки. На севере соседствовал с Кулишками, на западе — с Зарядьем, на востоке примыкал к р. Яузе. Низменная местность затоплялась во время половодий, в XIV—XV вв. использовалась как пастбище для выпаса великокняжеских табунов. В 30-х гг. XVI в. вдоль западной оконечности Васильевского луга сооружена Китайгородская стена (в современном Китайгородском проезде, сохранился фрагмент). По северной стороне Васильевского луга проходила дорога в Заяузье (по современной улице Солянке). В конце XVI в. Васильевский луг вошёл в состав Белого города. В XVIII в. здесь построен Воспитательный дом. С конца XVIII в. название исчезает.

Васильевский спуск

Васи́льевский спуск проезд вдоль Кремлёвской стены от Красной площади к Кремлёвской набережной. Назван по храму Василия Блаженного (собор Покрова что на Рву). Первоначально территория Васильевского спуска до рва у Кремлёвской стены была застроена частными дворами (главным образом духовенства). Васильевский спуск образовался в результате реконструкции Красной площади после пожара 1812, когда был засыпан ров, снесена отводная стрельница Константино-Еленинских ворот Кремля, расчищен и выровнен спуск, но сохранялась застройка от собора Покрова что на Рву к берегу Москвы-реки. В 1909 по Васильевскому спуску были проложены трамвайные пути. В 1936 в связи со строительством нового Москворецкого моста вся застройка на Васильевском спуске была уничтожена, и он стал транспортным проездом. На Васильевском спуске проводятся концерты под открытым небом, спортивные мероприятия, праздничные гулянья, митинги.

И.Л. Давыдова.

Васильевы

Васи́льевы (однофамильцы; псевдоним Братья Васильевы), кинорежиссёры. Георгий Николаевич (1899, Царицын - 1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в московской театральной студии «Молодые мастера». С 1924 редактор-монтажёр на студии «Госкино». Сергей Дмитриевич (1900, Москва - 1959, Ленинград), народный артист СССР (1948). В 1924 окончил Ленинградский институт экранного искусства. С 1924 Васильевы работали в кино вместе. Первый их фильм - «Подвиг во льдах» (1928, документальный). Васильевы создали фильм «Чапаев» (1934), в котором подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры, а также фильмы «Волочаевские дни» (1937), «Оборона Царицына» (1942, первая серия), «Фронт» (1943) - последняя их совместная работа. Государственная премия СССР (1941, 1942). Сергей Дмитриевич поставил фильмы «Герои Шипки» (1955) и «Дни Октября» (1958). Похоронены на Новодевичьем кладбище. На доме, где родился и жил Сергей Дмитриевич (2-я Бауманская, 3, во дворе), - мемориальная доска.

Васнецов Аполлинарий Михайлович

А.М. Васнецов.

А.М. Васнецов.

"Московский Кремль при Дмитрии Донском".

1922.

Москва.

Васнецо́в Аполлинарий Михайлович (1856, село Рябово, ныне в Кировской области — 1933, Москва), живописец. В 1878 жил в Москве в семье брата, В.М. Васнецова. у которого учился живописи, встречался с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. С 1882 был знаком с С.И. Мамонтовым, сблизился с «абрамцевской средой художников». С 1891 постоянно жил в Москве, с 1900 академик Академии художеств, преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ (1901—18). Член-учредитель и председатель Союза русских художников. Увлёкся московским городским пейзажем, перейдя от его «современного», непосредственно открывающегося взгляду художника облика («Московский Кремль. Соборы», 1894, Третьяковская галерея) к историческому («Москва середины XVII века. Москворецкий мост и Водяные ворота», «Москва конца XVII века. На рассвете у Воскресенских ворот», 1900, ГТГ). Васнецов — создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, которые органически «обрамляют» живую яркую пестроту разноликой уличной толпы, доносящей до зрителя подлинный «аромат» жизни древнего города («Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке», «На крестце в Китай-городе», обе — акварель, 1902, ГТГ; «Базар. XVII век», 1903, ГИМ). Васнецов выступил с рядом историко-бытовых картин из жизни Москвы для издания И.Н. Кнебеля «Картины из русской истории» (М., 1908—09), в 1910 написал раздел «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря. В эскизах театральных декораций активно использовал яркие, жизненные картины Москвы и московского быта (к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, находятся в ГТГ, к опере «Опричник» П.И. Чайковского, находятся в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, все — 1911). Васнецов выступил также с серией драматически выразительных произведений, запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение исторической эпохи («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», 1913, ГТГ). Богатая фантазия Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого сочетались с обширными знаниями по истории и археологии Москвы. Много работал в фондах Исторического музея, использовал фрагменты планов-чертежей XVII в. («Сигизмундова» плана, А. Олеария, А. Мейерберга и др.), изучал предметы этнографии и народное деревянное зодчество, тщательно анализировал архивные данные, описания городских построек, изображения Москвы на древнерусских иконах, миниатюрах, гравюрах XVII в. С 1900 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества, с 1900 член Комиссии по сохранению древних памятников, в 1914—28 сделал 40 докладов по археологии и истории архитектуры Москвы. В 1918—28 председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. В 1926—27 осуществлял надзор за земляными работами в Москве, особое внимание уделял раскопкам укреплений Белого города, его проездных ворот (Берсеневских, Яузских, Сретенских и др.) и башен. Выпустил альбом автолитографий «Древняя Москва» (1922). С 1917 по заказу Московского коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) создавал серию художественно ярких и исторически документальных картин-акварелей с изображениями Москвы XII—XIX вв. («Московский Кремль при Иване Калите», 1921, «Лубяной торг на Трубе», «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке», 1926, все в Музее истории Москвы). В доме, где Васнецов жил с 1904 (Фурманный переулок, 6), в 1965 открыт Музей-квартира (произведения художника, мебель, выполненная по его эскизам, личные вещи, материалы о художественной, научной, общественной деятельности).

Васнецовы похоронены на Введенском кладбище.

Литература: Беспалова Л.А., А.М. Васнецов, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957; Москва в творчестве А.М. Васнецова. Сборник статей, М., 1986.

Е.М. Ивановская, Т.А. Гатова.

Васнецов Виктор Михайлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вася Удалой

Ва́ся Удало́й см. Иванов В.Н.

Ватагин Василий Алексеевич

Вата́гин Василий Алексеевич (1883, Москва — 1969, там же), скульптор и график, анималист, народный художник РСФСР (1964), действительный член Академии художеств СССР (1957). Учился на естественном отделении Московского университета (1902—07), в те же годы посещал частные художественные студии. Член Московского товарищества художников (1909—1924), Общества русских скульпторов (1926—32). В своём творчестве, основанном на сочетании знаний естествоиспытателя и интуиции художника, стремился к точной и острой передаче природы животного, его характерной повадки. Много работал для московских музеев — Антропологического, Дарвиновского (скульптуры: «Кроманьонец», 1920, портреты Т. Гексли, 1924, Ч. Дарвина, 1928, профессора М.А. Мензбира, 1935, и др.), Зоологического (серия скульптур, воссоздающих облик первобытного человека, живописное панно «Развитие жизни на земле»; все — 1931—58). Как график иллюстрировал «Зоогеографический атлас» под редакцией Мензбира (1912), выходившие в московских издательствах книги Э. Сетона-Томпсона, Р. Киплинга, Дж. Лондона, В.В. Бианки и др.

Сочинения: Воспоминания. Записки анималиста. Статьи, М., 1980.

Вахтангов Евгений Багратионович

Вахта́нгов Евгений Багратионович (1883, Владикавказ — 1922, Москва), режиссёр, актёр, педагог. Учился на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1911 окончил театральную школу А.И. Адашева и был зачислен сотрудником в МХТ. Вахтангов становится помощником К.С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода, вскоре названного «системой Станиславского». С 1911 вёл экспериментальные занятия по «системе» с группой молодёжи театра, составившей ядро организованной в 1912 1-й Студии МХТ (открыта в 1913, с 1924 2-й МХАТ), поставил здесь «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). Одновременно Вахтангов вёл педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, продолжал руководить любительскими кружками. В практике Вахтангова осуществлялись идеи студийности (этического «оправдания театра» как творчества жизни), правила безупречной дисциплины и корпоративной ответственности, ненависть к лицедейству. Среди молодёжных коллективов, где в 1912—22 преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской»), где в 1913 он начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б.К. Зайцева (с 1917 Московская драматическая студия под руководством Е.Б. Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр имени Евгения Вахтангова). В 1919 начался новый этап творчества Вахтангова. В спектаклях, поставленных по произведениям старой драматургии, Вахтангову удалось воплотить трагизм исторического слома эпох. Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В.Э. Мейерхольда постановки Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития искусства режиссуры. Сохраняя общие законы искусства переживания и органику актёрского существования в образе, Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка. Итоговой стала для Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он стремился раздвинуть границы бытового и психологического правдоподобия на сцене. Реализуя новую программу, дал второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921, 3-я Студия), чеховскую «Свадьбу» (1920, 3-я Студия), «Эрика XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я Студия). В каждой из постановок с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в «Гадибуке» Анского (студия «Габима»). Лебединая песня Вахтангова — «Принцесса Турандот» по К. Гоцци, ставшая классикой. Среди учеников Вахтангова — Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов, Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В доме, где жил Вахтангов в 1918—22 (Денежный переулок, 12; мемориальная доска), в 1923 открыта мемориальная квартира. Именем Вахтангова называлась в 1924—93 улица (Большой Николопесковский переулок) в районе Арбата.

Литература: Захава Б., Вахтангов и его студия, 2 изд., М., 1926; Симонов Р.Н., С Вахтанговым, М., 1959; Е. Вахтангов. Сборник, М., 1984.

Введенские горы

Введе́нские го́ры Лефортовский холм, возвышенная местность на левом берегу Яузы. Один из «семи холмов» Москвы. Представляет собой высокую (до 145 м) надпойменную террасу с крутыми склонами, изрезанными многочисленными оврагами. На севере ограничена долиной р. Хапиловки, при впадении которой в Яузу располагалось село Семёновское (в XVII в. — Введенское). В «Описании императорского столичного города Москвы» (1782) упоминается «слобода Семёновская с Введенскими горами, где часть главной госпитали стоит». На юге местности протекал ручей Лефортовский; на его правом берегу в 1771 открылось Немецкое кладбище, где хоронили лютеран и католиков (ныне Введенское кладбище). В XIX в. местность слилась с Лефортовом.

Введенский Борис Алексеевич

Введенский Борис Алексеевич (1893, Москва - 1969, там же), радиофизик, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1963). Окончил Московский университет (1915), работал в различных научно-исследовательских учреждениях Москвы. В 1927-35 во Всесоюзном электротехническом институте, в 1941-44 в Физическом институте АН СССР. В 1944-53 председатель секции по научной разработке проблем радиотехники и электроники АН СССР. Основные труды по изучению распространения радиоволн УКВ-диапазона. В 1951-69 главный редактор Большой советской энциклопедии. Государственная премия СССР (1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Введенского в 1970 названа улица в Беляеве-Богородском.

Предыдущая страница Следующая страница