Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Яблочкина Александра Александровна

Я́блочкина Александра Александровна (1866, Петербург — 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкова выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкова избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкова (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочковой присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.

Сочинения: 75 лет в театре, [3 изд.], М., 1977.

Литература: Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.

Язвенка

Я́звенка Царицынский ручей, река, правый приток р. Городни, на юго-востоке Москвы. Длина около 5 км. Площадь бассейна около 10 км2. Берёт начало вне города, к западу от Каширского шоссе, пересекает МКАД и течёт вдоль Шипиловского проезда и улицы Баженова. В прошлом принимала слева Бирюлёвский ручей, впадающий теперь в Верхний Царицынский пруд. Долина глубоко врезана и живописна, объявлена в 1991 памятником природы. Сохранились участки суходольных лугов и болот.

На берегах находились деревня Орехово и село Царицыно.

Якиманка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Яковлев Александр Сергеевич

Бюст А. С. Яковлева.

Бюст А. С. Яковлева.

Москва.

Я́ковлев Александр Сергеевич (1906, Москва - 1989, там же), авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник авиации (1946), Герой Социалистического Труда (1940, 1957). После окончания в 1931 Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского работал на Московском авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского, где в 1932 сформировал конструкторское бюро лёгкой авиации. С 1935 главный конструктор, в 1956-84 генеральный конструктор, в 1940-44 одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева создано более 100 типов самолётов, в том числе широко известные учебные самолёты (УТ-1, УТ-2, Як-11, Як-18, Як-52), бомбардировщики (Як-4, Як-28), истребители (Як-1, Як-3, Як-9, Як-15, Як-25), первые отечественные самолёты вертикального взлёта и посадки (Як-36 и Як-38), спортивные самолёты (Як-18П, Як-50, Як-55), реактивные пассажирские самолёты (Як-40, Як-42) и др., а также вертолёт Як-24 («летающий вагон»). На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Яковлева присвоено в 1990 Московскому машиностроительному заводу «Скорость». В сквере на Ленинградском проспекте в 1976 установлен бюст Яковлева (скульптор М.К. Аникушин, архитектор А.А. Заварзин).

Якунчиковы

Яку́нчиковы предприниматели, благотворители, меценаты, выходцы из г. Касимова. В первой четверти XIX в. приписались к московскому купечеству. Основателем торгово-промышленного дела был Василий Иванович (1827—1909). В молодости долго жил и учился в Великобритании. В 1864 приобрёл у князя А.А. Щербатова и купца Скуратова две бумагопрядильные фабрики в Малой Наре, близ Наро-Фоминска. С 1865 возглавил образованное для владения ими Товарищество Воскресенской мануфактуры (правление в Москве, на Варварке, в доме Купеческого общества). В.И. Якунчиков владел также кирпичными заводами в селе Черёмушки Московского уезда и с 1876 в селе Одинцово Звенигородского уезда Заводы выпускали разнообразный кирпич: ручной формовки, машинный, колодезный, сводчатый, карнизный и др. По инициативе В.И. Якунчикова в Москве проложена улица Петровские линии; на ней находились магазины основанного им в 1875 Товарищества Петровских торговых линий в Москве, жилые дома, гостиница «Ампир» (ныне «Будапешт»; архитектор Б.В. Фрейденберг, в 1897 фасад перестроен архитектором К.К. Гиппиусом). Коммерции советник, член Московского совета торговли и мануфактур, выборный московского купечества и Московского биржевого общества, председатель совета Московской практической академии коммерческих наук (Покровский бульвар, 5—7), почётный член Московского коммерческого училища (улица Остоженка, 38), член Общества любителей коммерческих знаний, председатель Московского общества обучения ремёслам детей всех сословий, член Комитета для оказания вспомоществования семействам убитых, умерших от ран и изувеченных воинов русско-турецкой войны 1877—78 (1877—86). Один из строителей Московской консерватории, любитель музыки, на домашних концертах в его доме (Средний Кисловский переулок, 10/7) бывали А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Рубинштейн, А.Н. Скрябин, П.И. Чайковский. Собирались также художники: зять В.И. Якунчикова В.Д. Поленов и другие члены Мамонтовского кружка, художественный критик С.Г. Голоушев; в 1899—1903 у него жил художник С.Г. Судейкин, в 1908 — скульптор С.Т. Конёнков.

Старший сын В.И. Якунчикова от первого брака с Е.В. Алексеевой — Владимир Васильевич (1855—1916), действительный статский советник, директор правлений Товарищества Воскресенской мануфактуры и Товарищества Петровских торговых линий в Москве. Пайщик МХТ, член Комитета по созданию Музея изящных искусств. Субсидировал поездки русских художников в Италию для снятия копий для Музея изящных искусств. Один из устроителей отдела русского искусства на Всемирной выставке 1900 в Париже. Собрал ценную библиотеку книг по искусству. Его жена Мария Фёдоровна (урождённая Мамонтова) (1864—1951), племянница С.И. Мамонтова, попечительница 2-го Сущёвского начального женского училища, Иверской общины сестёр милосердия, член Дамского благотворительного тюремного комитета. Создавала рисунки для керамической артели «Абрамцево», автор рисунка керамического фриза для своего дома (построен в 1902, архитектор В.Ф. Валькот, Мёртвый, ныне Пречистенский, переулок, 10). Занималась организацией художественных промыслов, после смерти Е.Д. Поленовой руководила кустарно-резчицкой и вышивальной мастерской в Абрамцеве.

Дочери В.И. Якунчикова от второго брака с З.Н. Мамонтовой были одарёнными художницами. Мария Васильевна (по мужу Вебер) (1870 — 1902), училась в Московском училище ваяния, живописи и зодчества, занималась живописью и декоративно-прикладным искусством, входила в «Мир искусства». Успешно работала в разных техниках: живописи, пастели, темперы, гуаши, выжигания. Её работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Вера Васильевна (по мужу Вульф) (1871 — 1923), училась музыке и живописи, работала в оригинальной технике аппликации по ткани в жанрах портрета, пейзажа, интерьера и натюрморта. Её панно близки по колориту и тематике картинам В.Э. Борисова-Мусатова, другу семьи Якунчиковых. Многие её работы также хранятся в ГТГ. После 1917 жила в Тарусе, где создала Музей Борисова-Мусатова.

Н.А. Филаткина.

Якушин Михаил Иосифович

Яку́шин Михаил Иосифович (1910, Москва - 1997, там же), заслуженный мастер спорта (1940), заслуженный тренер СССР (1957). В детстве и юности жил на Самотёчной улице близ известной в начале века спортивной площадки «Унион» (впоследствии «Буревестник», ныне спорткомплекс «Олимпийский»). В 1920-30-е гг. выступал за московские футбольные команды «Унион», «Моссовет», «Совторгслужащие», СКИГ (Союз кооперации и госторговли); один из лучших нападающих. В составе московской команды «Динамо» (1936-40) провёл 87 матчей в чемпионатах СССР и забил 40 голов, чемпион СССР (1935, 1936, 1937, 1940). Окончил землеустроительные курсы, потом Высшую школу тренеров при Московском институте физкультуры. С 1937 играющий тренер команды «Динамо» по хоккею с мячом. С 1944 тренер футбольной команды «Динамо», совершившей под его руководством триумфальное турне по Великобритании (1945) и ставшей шестикратным чемпионом СССР (1944-60). В 1967-68 возглавлял сборную команду СССР по футболу. Один из лучших футбольных тренеров в истории отечественного спорта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения: Вечная тайна футбола, М., 1988.

Якушкин Иван Дмитриевич

Яку́шкин Иван Дмитриевич (1793, село Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии - 1857, Москва), декабрист. Учился в пансионе А.Ф. Мерзлякова, в 1808-11 в Московском университете. Участник Отечественной войны 1812. Служил в Петербурге. Один из основателей «Союза спасения». В начале 1817 переведён в Москву. На совещаниях у А.Н. Муравьёва и М.А. Фонвизина в сентябре 1817 (так называемый «Московский заговор» 1817) выступил с предложением убить императора Александра I. Был одним из учредителей и руководителей «Союза благоденствия» в Москве. В 1818 вышел в отставку в чине капитана. Инициатор и организатор Московского съезда декабристов 1821. 15-16 декабря 1825, в связи с подготовкой восстания в Петербурге, организовал совещания московских декабристов у М.Ф. Митькова, на которых выступил с предложением поднять восстание среди расквартированных в Москве войск. Арестован 9 января 1826. В 1826 сослан на каторгу в Сибирь. После амнистии (1856) жил в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище. На могиле Якушкина в 1951 установлен памятник. В 1978 именем Якушкина названа улица в Отрадном.

Сочинения: Записки, статьи, письма, М., 1951.

Ямское поле

Ямско́е по́ле местность между современными Ленинградским проспектом, улицами Бутырский вал и Нижняя Масловка. Территория Ямского поля в конце XVI—XVII вв. принадлежала Тверской-Ямской слободе (отсюда название). Во второй половине XIX в. стало промышленным районом, здесь был сооружён ряд промышленных предприятий, в том числе фабрика велосипедов «Дукс», Табачная фабрика товарищества «С. Габай» (ныне «Ява») и др. С 30-х гг. XX в. Ямское поле застраивается жилыми домами.

Ямщики

Ямщики́ Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. Ямская повинность отбывалась либо всеми жителями населённых мест (посадов, уездов) с выбором старост и целовальников, собиравших со всего посадского и уездного населения деньги на ярыжек (низший служитель полиции для рассылки разных приказаний), которые поставлялись от общин на год с подводами, либо отрабатывалась специально выбранными ямщиками, которые поселялись правительством на особых землях — в ямских слободах. В этом случае из Москвы (ближайшего города) воевода высылал служилого или приказного человека для устройства яма (селение из 2—3 изб, конюшен и сараев или почтовая станция на почтовом тракте, где меняли почтовых лошадей), отстоявшего от другого на 40—50 вёрст. После этого ямщик получал от общины или правительства помощь «для дворового и лошадиного поставления» в виде денежной суммы и определённого количества овса, ржи и сена; иногда община платила ямщикам годовое жалованье, правительство освобождало от податей (налогов). Ямщики жили слободами и владели своей пашней, которую делили на равные паи; частные землевладельцы обязаны были уступать часть земли под ямские дворы и пашню. Ямщики должны были держать по три мерина. Ямщики занимались также перевозкой кладей, на что правительством были установлены правила и определены размеры грузов, число подвод и т.д. Большинство ямских слобод позже слилось с городской территорией, утратило свой самостоятельный характер. В Москве было несколько таких слобод, названия которых сохранились в наименованиях Тверских-Ямских улиц, Николоямской улицы, улиц Ямского поля и др.

Янгель Михаил Кузьмич

Я́нгель Михаил Кузьмич (1911, деревня Зырянова, ныне в Нижнеилимском районе Иркутской области, -1971, Москва), конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Окончил Московский авиационный институт (1937). В 1936-44 в ОКБ Н.Н. Поликарпова, в 1944-48 в ОКБ Ар.И. Микояна и В.М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности. В 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор. Создал новое направление и свою школу в разработке ракет и ракет-носителей различного назначения. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Янгеля названа улица (улица Академика Янгеля) в Чертанове. На здании МАИ - мемориальная доска.

Яншин Михаил Михайлович

Я́ншин Михаил Михайлович (1902, Смоленск — 1976, Москва), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1955). В 1922 поступил в школу 2-й Студии МХТ; в 1924 вместе с основным составом студии был принят в МХАТ. Открытием таланта Яншина стал спектакль «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, где он сыграл Лариосика. Среди других лучших ролей: Доктор Гаспар («Три толстяка» Ю.К. Олеши, 1930), сэр Питер Тизл («Школа злословия» Р. Шеридана, 1940), Градобоев («Горячее сердце», 1945), Маргаритов («Поздняя любовь», 1949), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1973), Франтишек Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника, 1973). Лирический юмор и скрытый драматизм сделали Яншина одним из наиболее «чеховских» актёров. Среди ролей: Ферапонт и Чебутыкин («Три сестры», 1946), Телегин («Дядя Ваня», 1947), Симеонов-Пищик («Вишнёвый сад», 1958), Сорин («Чайка», 1960). Оставаясь актёром МХАТа, Яншин возглавлял Московский театр лесной промышленности (1934—39), в 1937—41 руководил театром «Ромэн». В 1950—63 главный режиссёр Московского драматического театра имени К.С. Станиславского. Снимался в фильмах: «Свадьба» (1944), «Шведская спичка» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955) и др. Государственная премия СССР (1975). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1955—74 жил Яншин (Тверская-Ямская улица, 56), — мемориальная доска.

Литература: М.М. Яншин. Статьи, воспоминания, письма, М., 1984.

«Яр»

«Яр» московский ресторан, открыт в 1826 на улице Кузнецкий мост французом Т. Яром. В 1830-х гг. филиал «Яра» был открыт в Петровском парке (ныне Ленинградский проспект, 32). Вскоре ресторан на Кузнецком мосту был закрыт, и «Яром» стал называться бывший филиал. В «Яре» пели лучшие московские цыганские хоры, в том числе хор Ильи Соколова («Соколовский хор»). С середины XIX в. «Яр» стал одним из самых модных московских ресторанов. С 1925 в здании «Яра» размещался кинотехникум, с 1930 — Государственный институт кинематографии (с 1934 ВГИК; см. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова), с конца 30-х гг. — Центральный дом ГВФ (Дом лётчика); в годы Великой Отечественной войны — Клуб ВВС. В 1950—52 здание перестроено для гостиницы «Советская» (ныне «Отель Советский»).

Ярон Григорий Маркович

Яро́н Григорий Маркович (1893, Петербург — 1963, Москва), артист оперетты, режиссёр, либреттист, народный артист РСФСР (1940). Отец Ярона — газетчик (упомянут в письмах А.П. Чехова и в журнальном варианте его рассказа «Сон репортёра»), позже известный переводчик либретто оперетт, мать — оперная певица Э.Я. Мелодист. Обучался в театральной школе А.С. Суворина в Петербурге (одновременно с М.А. Чеховым). В Москве впервые побывал в 1910 вместе с Театром фарса В.А. Казанского, выступал в театре «Аквариум». С 1918 в Москве. В 1918—21 работал в театре оперетты Е.В. Потопчиной (Никитский театр в доме княгини Шаховской, с 1920 назывался ТЕРЕВСАТ — Театр революционной сатиры), тогда же сыграл одну роль и в Театре имени В.Э. Мейерхольда. В 1920 началась дружба Ярона с В.В. Маяковским. С 1919 параллельно работал на эстраде как конферансье. С 1921 работал в Театре оперетты, среди лучших ролей: Гробовщик («Женихи» И.О. Дунаевского), граф Кутайсов («Холопка» Н.М. Стрельникова), Пеликан («Принцесса цирка» И. Кальмана). Осуществил постановку оперетт «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова (1937) и «Сильва» Кальмана (1941). В 1927—39 и 1942—45 художественный руководитель Московского театра оперетты (ныне «Московская оперетта»). С 1924 снимался в кино, в этом же году вступил и в труппу Большого театра; с 1928 в Московском мюзик-холле; постоянно выступал на радио с лекциями, по заказу Радиокомитета осуществил постановки оперетт в Колонном зале. Позже часто выступал на телевидении, в том числе с популярнейшим циклом передач о творчестве И. Кальмана.

Ярон был пропагандистом оперетты, блестящим комиком, мастером опереточного «каскада» и импровизации.

В Москве жил в Малом Кисловском переулке, затем на Петровке (в одной коммунальной квартире с Т.Я. Бах). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

О.С. Лебедева.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал.

Ярославский вокзал.

Москва.

Яросла́вский вокза́л связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль Москва — Владивосток, длина 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР; принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево — Мытищи (с 1978). Построен в 1862 на Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади недалеко от Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала для Ярославской железной дороги. В 1902—04 Ф.О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л.Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—66 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м2) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система. Ярославский вокзал — крупнейший вокзал столицы, с которого ежесуточно отправляется около 300 пар поездов, а также выполняется значительный объём пригородных перевозок пассажиров.

Ярославское шоссе

Яросла́вское шоссе́ между проспектом Мира и МКАД, на северо-востоке Москвы. Названо в начале XIX в. и начиналось от бывшей Крестовской заставы (ныне Рижская площадь). Возникло в XII в. как дорога на Переславль-Залесский, Ярославль, с конца XIV в. — в Троице-Сергиев монастырь (отсюда прежнее название — Троицкая дорога). С XV в. вдоль дороги в селах Алексеевском, Ростокино и др. строились великокняжеские и царские путевые дворцы. В XVII в. в районе современного Ярославского шоссе были вотчины князей Черкасских, Хованских, Пожарских и др. (Свиблово, Леоново, Медведково). В конце XVIII — начале XIX вв. Ярославская дорога была шоссирована. В XIX в. в районе Ярославского шоссе строились полукустарные заводы, текстильная фабрика и др., в Лосиноостровском (ныне Бабушкин) — дачи. В 1930-х гг. в связи с постройкой ВСХВ Ярославское шоссе реконструировано. В 1957 отрезок в 6 км от Рижского вокзала до Окружной железной дороги включён в проспект Мира.

Ясенево

Ясенево.

Ясенево.

Москва.

Я́сенево местность на юго-западе Москвы. Соседствует на востоке с Битцевским лесом, на севере с Узким, на западе с Тёплым Станом, на юге примыкает к МКАД, за которой расположена усадьба Знаменское-Садки. Название — от бывшего села, известного с XIII в. До конца XVI в. и во второй половине XVII в. вотчина московских великих князей и царей, в 1690—1790 владение бояр, затем князей Лопухиных, с 1800 князей Гагариных, от которых оно после смерти князя С.И. Гагарина (1862) перешло к его дочери М.С. Бутурлиной, а в 1902 к её сыновьям. В 1751 в Ясеневе была заложена каменная церковь Петра и Павла, затем сооружены господский дом и два флигеля. В первой трети XIX в. усадьба была перестроена. В середине XIX в. князь С.И. Гагарин завёл в Ясеневе образцовый сад и тонкорунных овец. В 1924 дом сгорел. Во второй половине 1970-х гг. по проекту архитекторов Г.К. Игнатьева и Л.А. Шитовой на основе сохранившегося фундамента выстроен дом, имитирующий вид, который он имел в середине XVIII в. Сохранился усадебный регулярный парк XVIII—XIX вв. С 1960 Ясенево в черте Москвы, с середины 1970-х гг. район массовой застройки (проект архитекторов Я.Б. Белопольского, Ф.М. Гашевского, А.Г. Рочегова). Основная магистраль — Новоясеневский проспект. Станции метро «Ясенево», «Битцевский парк».

Литература: Белопольский Я., Громченко Ю., Ясенево. Планировка и застройка нового крупного жилого района, «Строительство и архитектура Москвы», 1972, № 10; Ионов И.Н., Ясенево, М., 1982; Коробко М.Ю., Ясенево, в книге: Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы, М., 1996.

Церковь Петра и Павла в усадьбе Ясенево.

Церковь Петра и Павла в усадьбе Ясенево.

Москва.

«Ясенево»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Я́сенево» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1990. Архитекторы Н.И. Шумаков, Г.С. Мун, Н.В. Шурыгина. Выходы со станции — по подземным переходам на Новоясеневский проспект. В отделке станционного зала использованы крупноразмерная зелёная керамическая чечевицеобразная ячеистая плитка, серый мрамор. Пол выложен тёмным гранитом.

Ясеневский лесопарк

Я́сеневский лесопа́рк на юго-западе Москвы, между Голубинской улицей, проездом Карамзина и МКАД. Площадь 25 га. Вдоль северо-восточной границы в глубокой долине протекает р. Битца. Основа лесного массива — 100—120-летние дубняки волосистоосоковые и зеленчуковые с подлеском из лещины, жимолости и др.; значительна доля березняков, есть липняки. Флора Ясеневского лесопарка включает более 190 видов, среди которых 4 вида папоротников, сныть, медуница, копытень, вороний глаз и др., а также особо охраняемые в Москве ландыш майский, колокольчики. В лесопарке обитает около 50 видов наземных позвоночных животных, в том числе крот, землеройки, полёвки, заяц-беляк и др., гнездятся большой пёстрый дятел, большая синица, лазоревка, поползень, певчий дрозд и многие другие.

Место отдыха жителей окрестных микрорайонов. Ближайшая станция метро — «Ясенево».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Ясли

Я́сли см. детские сады и ясли

Яснов Михаил Алексеевич

Ясно́в Михаил Алексеевич (1906, село Горы, Дмитровского уезда Московской губернии — 1991, Москва), государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1976). Из крестьянской семьи. С 12 лет рабочий. В 1925 окончил рабфак при МГУ. В 1928—30 в Красной Армии. В 1930—38 работал в строительных организациях Москвы (начало стройконторы, управляющий трестом строительства набережных). В 1938—49 заместитель председателя Мосгорисполкома. В годы Великой Отечественной войны возглавлял оперативную группу Моссовета по строительству Можайской линии обороны столицы, специальное Управление Моссовета по строительству оборонительных сооружений, аварийно-восстановительную службу города. В 1949 заместитель министра городского строительства СССР. В 1950—56 Яснов — председатель Мосгорисполкома. В период его пребывания на этом посту началась работа над новым Генеральным планом реконструкции Москвы, создавались домостроительные комбинаты и заводы железобетонных изделий; в 1953 было завершено строительство Кольцевой линии метрополитена. В 1950—54 председатель Совета Союза ВС СССР. С 1952 член ЦК КПСС. В 1956—57 председатель, в 1957—66 первый заместитель председателя СМ РСФСР. В 1966—85 председатель Президиума ВС РСФСР, в 1967 — 1985 заместитель председателя Президиума ВС СССР.

Н.В. Тепцов, А.Н. Пономарёв.

Яуза

Река Яуза в конце XIX в.

Река Яуза в конце XIX в.

Москва.

Я́уза самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки). Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.

Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г. Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.

На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.

На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень.

Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Река Яуза.

Река Яуза.

Яузская больница

Я́узская больни́ца см. Двадцать третья городская клиническая больница

Яузская улица

Яузская улица.

Яузская улица.

Москва.

Я́узская у́лица на востоке центра Москвы; начинается у площади Яузские ворота, переходит в Верхнюю Радищевскую улицу. Название — от р. Яузы. Возникла в XVIII в., отделяла Серебряники от бывшей Кошельной слободы, связывала Кремль с Заяузьем, являясь продолжением Солянки. Композиционный центр Яузской улицы — колокольня церкви Троицы в Серебряниках (1756—68). В конце XVIII в. на левой стороне Яузской улицы находилась усадьба; главный дом пострадал при пожаре 1812, в 1816 был частично восстановлен (дома 1—3). В 1798—1802 была построена усадьба И.Р. Баташева (д. 9_11). В 1930-х — начале 40-х гг. при реконструкции Большого Устьинского моста и постройке Астаховского моста Яузская улица расширена.

Яузские ворота

Я́узские воро́та площадь; ограничена Яузской улицей, Устьинским проездом и Устьинской набережной; имеет треугольную форму. Образовалась после сноса ворот Белого города; расширена при постройке Большого Устьинского моста в 1938 и при частичном сносе застройки по Устьинскому проезду в 1970-х гг. В центре площади Яузские ворота — сквер с памятным обелиском «Пограничникам Отечества» (1997, архитекторы В.В. Кочергина, В.В. Алёшина, скульпторы В.А. Суровцев, С.М. Суровцева).

И.Л. Давыдова.

Яузский бульвар

Яузский бульвар.

Яузский бульвар.

Москва.

Я́узский бульва́р между Покровским бульваром и площадью Яузские ворота, часть Бульварного кольца. Повышение внешней части бульвара, разбитого в 1823, объясняется наличием здесь остатка вала Белого города. Поскольку к моменту устройства Яузского бульвара в 1820-х гг. территория у Яузских ворот уже была частично застроена, аллея дошла только до Петропавловского переулка, а дальше образовался более узкий и неозеленённый Яузский проезд. Близость к важному транспортному узлу сделала этот район привлекательным для знатных и состоятельных владельцев: в XVIII в. здесь существовали усадьбы Колычевых, Юсуповых, Головиных, Лопухиных, князя Г.А. Потёмкина, княгини Н.С. Щербатовой (владение, главный дом во дворе, 1757). Застройка чётной стороны сохранилась с XVIII — начала XIX вв. (за исключением участков 2—8, застроенных огромным д. 2/16, 1936—41, архитектор И.А. Голосов, скульптор А.М. Лавинский, и д. 14а — ЖСК «Квартирохозяин», 1929—39, архитектор Г. Разумов). Дом 10 — флигель усадьбы (конец XVIII в.; в 1875—78 его снимала семья Брюсовых); д. 12 (1820-е гг.); д. 14 (1817); д. 16 (начало XIX в.). На противоположной стороне камерный масштаб застройки поддерживают д. 1/2 — дом причта церкви Николая Чудотворца в Воробьине (1911, архитектор Д.Е. Виноградов); д. 9 — лечебница О.Г. Шимана (1897, архитектор С.Ф. Воскресенский); д. 11 (1857); д. 15 — доходный дом и особняк чаеторговца Филиппова (1902, 1906, архитектор А.В. Красильников). С ними резко контрастируют д. 13 — ранее самый высокий на Бульварном кольце (1908, архитектор Г.П. Евланов), и д. 3, типовой 14-этажный, один из самых высоких в настоящее время (1968).

В посадках преобладают липы; имеются также клёны, тополя, акации. Особенности рельефа и изогнутость придают Яузскому бульвару особую привлекательность. С внутренней стороны на бульвар выходит Петропавловский переулок, с внешней — Малый Николоворобинский переулок.

И.Л. Давыдова.

Яузский мост

Я́узский мост см. Астаховский мост

Яхонтов Владимир Николаевич

Я́хонтов Владимир Николаевич (1899, Седльце, Польша, — 1945, Москва), артист эстрады. С 1918 учился в театральном училище при МХТ, затем в студии Е.Б. Вахтангова. В 1924—26 актёр Театра имени В.Э. Мейерхольда. В 1922 начал выступать на эстраде как чтец, исполняя произведения русской литературы. В 1927 вместе с режиссёрами Е.Е. Поповой и С.И. Владимирским создал эстрадный театр одного актёра «Современник» (существовал до 1935), репертуар которого составляли художественно-политические композиции — фрагменты из произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров: «Петербург» («Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Медный всадник» А.С. Пушкина, 1927); вечер классической шутки — «Да, водевиль есть вещь!» («Домик в Коломне» Пушкина, «Коляска» Гоголя, «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова, 1929); «Евгений Онегин» Пушкина (1930), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1932). Одна из выдающихся работ Яхонтова — композиция по роману Достоевского «Идиот» («Настасья Филипповна», 1933). Огромное влияние на творчество Яхонтова оказал В.В. Маяковский. В 1931 Яхонтов выступил с композицией «Вечера Маяковского».

Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определяли своеобразие исполнительского стиля Яхонтова.

Сочинения: Театр одного актера, М., 1958 (вступительная статья И. Андроникова).

Литература: Крымова Н., В. Яхонтов, М., 1978.

Яшин Лев Иванович

Я́шин Лев Иванович (1929, Москва — 1990, там же), спортсмен, заслуженный мастер спорта (1957), Герой Социалистического Труда (1990). Жил в Сокольниках, на Миллионной улице. В 16 лет дебютировал в футбольной команде г. Тушино на первенстве Московской области. В 1949—70 вратарь московской команды «Динамо» (рекордсмен клуба по числу игр в чемпионатах СССР — 326 матчей); пятикратный чемпион СССР (1954, 1955, 1957, 1959, 1963) и трёхкратный обладатель Кубка СССР (1953, 1967, 1970). Провёл 78 матчей за сборную СССР; чемпион Олимпийских игр (1956) и Европы (1960); участник трёх чемпионатов мира (1958, 1962, 1966). Одним из первых в мировой вратарской практике стал играть по всей штрафной площадке, руководить действиями защитников. В 1963 признан лучшим футболистом Европы и удостоен приза «Золотой мяч» (первым из советских футболистов). Включён в сборную команду мира (матч сборная Англии — сборная мира, 1963). В 1971 в Лужниках проведён матч сборной мира с «Динамо» (Москва), посвящённый окончанию спортивной карьеры Яшина. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Горянов Л., Новеллы о вратаре, М., 1973.

Предыдущая страница