Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Юго-восточный административный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юго-Запад

Ю́го-За́пад общее название района массовой жилой застройки между Можайским шоссе на северо-западе и Варшавским шоссе на юго-востоке. Рельеф (около 80 м над уровнем Москвы-реки) и благоприятная роза ветров делают Юго-Запад наиболее удобной зоной для жилищного строительства. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 намечалась застройка территории от Кунцева на западе до Ленина-Дачного на юге. Освоение Юго-Запада начато с середины 1940-х гг. Сооружено здание Университета на Воробьёвых горах, проложены и застроены Ленинский, Вернадского, Ломоносовский, Университетский проспекты, ставшие основными магистралями Юго-Запада. В 50-х гг. начато массовое строительство в Черёмушках, в 60—70-х гг. оно продолжалось на территории бывших сёл и деревень: Матвеевское, Раменки, Очаково, Тёплый Стан, Зюзино, Ясенево, возникли жилые массивы Коньково-Деревлёво, Беляево-Богородское, Тропарёво, Чертаново.

«Юго-Западная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ю́го-За́падная» станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1963. Архитектор Я.В. Татаржинская. Сооружена по типовому проекту. Выходы выполнены в виде остеклённых павильонов (4), расположенных на проспекте Вернадского и улице 26 Бакинских комиссаров. Колонны станционного зала облицованы светлым мрамором, стены — глазурованной керамической плиткой, пол выложен серым гранитом.

Юго-Западный административный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юго-западный лесопарк

Ю́го-за́падный лесопа́рк расположен на юго-западе Москвы по обе стороны Ленинского проспекта, между улицами Лобачевского, Обручева, Академика Волгина, Миклухо-Маклая и районом Тропарёво. Площадь 102 га. Вдоль северо-восточной границы протекает р. Самородинка (памятник природы, с 1991), на которой создан пруд. Территорию пересекают три глубокие балки. Преобладают берёзовые насаждения, значительна доля сосновых культур, есть небольшие участки дубрав. Флора насчитывает более 120 видов. Среди лесных растений — осока волосистая, зеленчук, медуница, вороний глаз, копытень и др., из особо охраняемых в Москве видов — ландыш и купальница. Здесь обитает около 35 видов наземных позвоночных животных, в том числе землеройки, полёвки, белка, гнездятся дрозд рябинник, пересмешка, иволга, соловей, пеночки, славки и другие птицы.

Место отдыха жителей окрестных районов. Ближайшая станция метро — «Юго-Западная».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Юдин Сергей Сергеевич

Ю́дин Сергей Сергеевич (1891, Москва — 1954, там же), хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии), академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К.С. Станиславским, О.О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе), с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни — главный хирург Института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.

Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В.Н. Шамовым). Среди учеников Юдина — известные хирурги Д.А. Арапов, Б.С. Розанов, П.И. Андросов.

Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М.В. Нестеров, П.Д. Корин, А.И. Лактионов, Кукрыниксы, В.И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А.Е. Корнейчука «Платон Кречет».

Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М.П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н.В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), — мемориальная доска с барельефом Юдина работы М.П. Оленина.

Сочинения: Избранные произведения, кн. 1—3, М., 1960—62; Размышления хирурга, М., 1968.

Литература: Симонян К.С., Путь хирурга, М., 1963; Нувахов Б.Ш., Шилинис Ю.А., Сигаев В.В., С. Юдин. Этюды биографии, М., 1991.

Ю.А. Шилинис.

Юдина Мария Вениаминовна

Ю́дина Мария Вениаминовна (1899, Невель Витебской губернии — 1970, Москва), пианистка, педагог. Из семьи врача. С 1912 обучалась в Петербургской консерватории, изучала также игру на органе, контрапункт и дирижирование, занималась на историко-филологическом факультете Петроградского университета (1921—22). В Москве выступила впервые в ноябре 1928 в Большом зале Московской консерватории с оркестром под управлением Н.С. Голованова. С этого времени играла в столице постоянно. Переселилась в Москву в 1934. Концертировала, выступала на радио (особенно часто в годы Великой Отечественной войны). В 1936—51 профессор Московской консерватории (вела класс камерного пения), в 1944—60 — Института имени Гнесиных (класс камерного ансамбля).

Необычным для своего времени был репертуар пианистки: музыка эпохи барокко, сочинения Ф. Шуберта, И. Брамса, особенно велики заслуги Юдиной в пропаганде музыки XX в., в том числе сочинений И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, К. Шимановского, П. Хиндемита, Э. Кшенека, А. Веберна, Б. Мартину, Б. Бартока. Многосторонний талант Юдиной, глубокие познания в области литературы, философии, изобразительного искусства проявлялись в её разнообразных художественных начинаниях — концертной постановке оперы «Орестея» С.И. Танеева (1938), издании песен Шуберта с эквиритмическими переводами, цикле лекций-концертов «Романтизм — истоки и параллели» (1966). Среди близких друзей Юдиной — поэты Б.Л. Пастернак, С.Я. Маршак и Н.А. Заболоцкий, художники В.А. Фаворский и Л.А. Бруни, музыковед Б.Л. Яворский, философ А.Ф. Лосев (общение с Юдиной вдохновило его на создание философских повестей «Встреча», «Трио Чайковского», романа «Женщина-мыслитель»).

Жила на Беговой улице (д. 1а, корпус 5), на Новом шоссе (дачный кооператив профессоров Тимирязевской академии «Соломенная сторожка»), на Ростовской набежной (д. 3). Похоронена на Введенском кладбище.

Литература: М.В. Юдина. Статьи, воспоминания, материалы, М., 1978.

С.В. Грохотов.

Южин Александр Иванович

Ю́жин Александр Иванович (настоящая фамилия Сумбатов) (1857, село Кукуевка Тульской области — 1927, Ницца), актёр, драматург, театральный деятель, народный артист Республики (1922), почетный академик Российской Академии наук (1917). Учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1882 в Малом театре. Одновременно пробовал силы в драматургии, соединяя зоркость и остроумие современных наблюдений с романтической трактовкой характеров: «Листья шелестят» (1881), «Муж знаменитости» (1884), «Цепи» (1888), «Закат» (1899), «Измена» (1903). Как актёр Южин отстаивал репертуар Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго. Лирический пафос его ранних ролей — Дюнуа («Орлеанская дева», 1884) и Мортимер («Мария Стюарт», 1886) Шиллера, Дон Санчо («Звезда Севильи» Лопе де Веги, 1886) — вскоре сменился утверждением силы воли и духа: Карл V («Эрнани», 1889) и Рюи Блаз («Рюи Блаз», 1891) Гюго, маркиз Поза («Дон Карлос» Шиллера, 1894), посадник Глеб («Посадник» А.К. Толстого, 1918). Величественность и масштаб отличали роли шекспировских честолюбцев — Яго, Ричарда III, Макбета. Среди последних ролей: Репетилов (1911) и Фамусов (1917) в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Болингброк («Стакан воды» Э. Скриба, 1915), Телятев («Бешеные деньги», А.Н. Островского, 1917). Твёрдость эстетических убеждений, ясность целей, ум и крепкая воля организатора позволили Южину добиться подъёма Малого театра, руководство которым он принял в 1909, в пору упадка. С 1918 председатель Совета, с 1919 председатель Дирекции, затем директор и почётный директор театра. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Южина в 1927—93 назывался Большой Палашевский переулок. На доме, где в 1892—1927 жил Южин (там же, 5/1), — мемориальная доска.

Сочинения: Пьесы, М., 1961; Записки. Статьи. Письма, 2 изд., М., 1951.

Литература: Эфрос Н.М., А.И. Южин, М., 1922; Филиппов В.А., Актер Южин, М.-Л., 1941; Чхиквишвили Д.И., А.И. Сумбатов-Южин. Жизнь и творчество, Тбилиси — М., 1982.

«Южная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ю́жная» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1983. Архитектор В.А. Черемин. Выходы по подземным переходам к Сумской, Кировоградской и Днепропетровской улицам. Станция односводчатая. В отделке стен использован мрамор тёплых и холодных тонов. Тема оформления — «Природа Подмосковья». На белом фоне стен выделяются мраморные вставки с рисунком, имитирующим льющуюся воду. Торцевые стены зала украшены мозаичными панно «Времена года», гармонично сочетающимися с мраморными вставками. В центре подземного зала установлены скамейки для пассажиров и световые табло. В сводчатом потолке размещены декоративные светильники.

Южное Измайлово

Ю́жное Изма́йлово местность на востоке Москвы, к северу от шоссе Энтузиастов, близ его пересечения с МКАД. На юге соседствует с Ивановским, на севере и западе примыкает к Измайловскому лесопарку (отсюда название). С 1960 в черте Москвы, с середины 70-х гг. район массового жилищного строительства. Основные улицы — Челябинская, Магнитогорская.

Южный административный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Южный порт

Ю́жный порт в статье речные порты.

Южный речной вокзал

Южный речной вокзал.

Южный речной вокзал.

Москва.

Ю́жный речно́й вокза́л расположен на левом берегу Нагатинской поймы, в месте спрямления русла Москвы-реки, вблизи Южного речного порта и станции метро «Коломенская». Построен в 1985 (архитектор А.М. Рухлядев) взамен временного здания, находившегося на противоположном берегу с 1972 на дебаркадере. Двухэтажное здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. Южный речной вокзал наряду с Северным речным вокзалом — речные ворота столицы.

Л.Ч.

Юон Константин Фёдорович

К. Ф. Юон.

К. Ф. Юон.

Юо́н Константин Фёдорович (1875, Москва — 1958, там же), живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947), первый секретарь правления СХ СССР (1956—58). Учился в МУЖВЗ (1892—98) у К.А. Савицкого, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, в 1898—1900 работал в мастерской В.А. Серова. В 1900—17 преподавал в собственной студии, среди учеников — А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, Н.Д. Колли. В 1952—55 профессор МХИ. Один из организаторов Союза русских художников (1903). В 1948—50 директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с И.Е. Забелиным, А.М. Васнецовым. Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной», акварель, 1900, ГТГ). В ранний период творчества Юон тонко воспроизвёл в своих картинах особую непринуждённость московского жизненного уклада, острохарактерные сцены ночной Москвы («Ночь. Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908; «Тройка у Старого Яра. Зима», частное собрание, «Ночь. Тверской бульвар», ГТГ, обе — 1909, все — акварель, белила, карандаш). Особенно художника увлекали декоративная цветная красочность и живописность древних архитектурных памятников, которую он раскрывал в органичном единстве с пестротой, разнообразием, сложной ритмикой современной ему городской жизни («Москворецкий мост. Зима», 1911, «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе — 1916; все — акварель, белила, в ГТГ). В 1940-х гг. воссоздал в своих картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев («Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная галерея; «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде», обе — 1944, ГТГ). Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ). В 1950-х гг. писал интерьеры Останкинского дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали, декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского дворца», 1956, Останкинский дворец-музей). Тонкое понимание древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского для «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже, 1913—14, ныне в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре, 1940, ныне в ГТГ). С 1918 Юон — художник Малого театра (в 1945—47 главный художник); в оформлении пьес А.Н. Островского широко использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 1920—21). Оформлял спектакли «Ревизор» Н.В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1933—34). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил и работал Юон (улица Земляной вал, 14—16), — мемориальная доска.

Сочинения: Москва в моем творчестве, М., 1958; Об искусстве, т. 1—2, М., 1959.

Литература: [Ромашкова Л.], К. Юон [Альбом], M., 1973; К.Ф. Юон. 1875—1975, M., 1976; Осмоловский Ю., К.Ф. Юон, М., 1982.

Юргенсон Пётр Иванович

Юргенсон Пётр Иванович (1836, Ревель - 1903, Москва), музыкальный деятель, основатель крупнейшей в России нотоиздательской фирмы. Из семьи шкипера рыбачьего судна. В молодости работал приказчиком в петербургских музыкальных магазинах Ф. Стелловского и А. Битнера; в 1859 стал заведующим нотным отделом музыкальной фирмы братьев Шильдбахов в Москве. С начала 1860-х гг. близкий друг Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского (который был крёстным отцом сына Юргенсона - Бориса) и член группировавшегося вокруг них кружка московских музыкальных деятелей; в течение 30 лет был активным членом Московской дирекции Императорского Русского музыкального общества. 10 августа 1861 Юргенсон открыл свой музыкальный магазин на углу улицы Большая Дмитровка и Столешникова переулка (в конце 1880-х гг. переехал на Неглинную улицу). Тогда же начал издавать ноты, а с 1866 книги о музыке; в 1867 основал собственную нотопечатню. Зимой 1881/82 Юргенсон купил особняк в Хохловском переулке, к которому в 1895 был пристроен трёхэтажный корпус для нотопечатной фабрики. В 1870-1903 фирма Юргенсона приобрела около 20 более мелких музыкально-издательских фирм. Юргенсон выпускал свои издания большими тиражами по общедоступным ценам. Юргенсон приобрёл и перестроил под нотопечатню и магазин здание на Неглинной улице (д. 10). К 1911 в нём работало около 100 рабочих, изготовлявших в год около 8 тыс. гравированных досок, с которых печаталось до 18 млн. листов-оттисков. В 1903 при главном нотном магазине была создана первая бесплатная нотная читальня.

Юргенсон выпустил первые в России полные собрания фортепианных сочинений Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, издал все сонаты Л. ван Бетховена, клавиры опер Р. Вагнера, Дж. Верди и др., был первым и практически единственным издателем сочинений Чайковского, в издательстве Юргенсона вышли собрания сочинений А.А. Алябьева, А.С. Аренского, многие произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина и др. Большое значение имела инициатива Юргенсона в области издания духовной музыки (что до 1879 являлось исключительной привилегией петербургской Придворной певческой капеллы). Всего до 1912 фирмой было выпущено в свет 28 партитур опер и балетов, 300 партитур оркестровых произведений, 150 оперных клавиров, 2200 духовно-музыкальных композиций, свыше 2000 светских хоров, более 200 книг о музыке. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря.

После кончины Юргенсона главой дела стал его сын Борис Петрович (1868 - 1935). В 1891 он окончил юридический факультет Московского университета. После национализации издательства (на базе его создано издательство «Музыка») в 1918 возглавил нотную секцию Музыкального отдела Наркомпроса, работал в Музыкальном секторе Госиздата. Составил тематический указатель сочинений Чайковского, перевёл на русский язык Музыкальный словарь («Musiklexikon», 1900) Х. Римана, издал ряд работ по истории нотопечатания.

В помещении бывшего главного магазина нотоиздательства Юргенсона на Неглинной улице, 14, и ныне располагается магазин «Ноты».

М.П. Рахманова.

Юрий Данилович

Юрий Данилович (конец 70-х - начало 80-х гг. XIII в. - 1325), князь московский (с 1303), старший сын Даниила Александровича. Присоединил к московским владениям Можайск, Переяславль (1304), «тое же зимы ... князя Константина убил Рязанского» и присоединил Коломну. Вёл борьбу с Тверью, главным соперником был князь Михаил Ярославич, получивший в Орде ярлык на великое княжение. В 1307 Михаил Ярославич приходил «ратию к Москве», но безуспешно; 25 августа 1308 произошёл бой у самых стен Москвы, но тверичи вынуждены были уйти, «града не взяша». В 1315 Юрий Данилович побывал в Орде, надеясь получить ярлык на великое княжение, породнился с ханом Узбеком, женившись на его сестре. В 1317 Юрий Данилович вернулся на Русь с татарским войском (во главе с Кавдыгаем) и подступил к Твери. В 40 км от Твери был разбит; его брат Борис Данилович и жена попали в плен. После смерти в Орде Михаила Ярославича (сентябрь 1318) Юрий Данилович стал великим князем. В 1325 убит в Орде Дмитрием, сыном Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца.

Е.И. Куксина.

Юрий Долгорукий

Юрий Долгорукий (конец 90-х гг. XI в. - 1157), князь суздальский и великий князь киевский (1149-51, 1155-57), сын Владимира Всеволодовича Мономаха (прозвище Долгорукий получил за постоянное вмешательство в южнорусские дела). После смерти Владимира Мономаха (1125) стал полностью самостоятельным князем; Суздаль стал столицей Ростово-Суздальского княжества. В пограничных областях княжества Юрий Долгорукий строил крепости: Дубна, Кснятин (вероятно, Тверь), в центре - Переяславль, Юрьев-Польский, Дмитров и др. С начала 30-х гг. боролся за Переяславль и Киев. В годы его правления в летописях впервые упоминается (под 1147) Москва. В 1156 Юрий Долгорукий укрепил Москву деревянными стенами и рвом. В 1149 Юрий Долгорукий разбил войска Изяслава Киевского и овладел Киевом, но в 1151 вынужден был вернуться в Суздаль. В 1155 Юрий Долгорукий вновь занял Киев; пытаясь закрепиться на юге, Юрий Долгорукий раздал своим сыновьям южные княжения. На пиру у киевского боярина Петрила был, по-видимому, отравлен. В 1954 Юрию Долгорукому как основателю Москвы открыт памятник на Советской (ныне Тверской) площади (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектор В.С. Андреев). Изображение Юрия Долгорукого вычеканено на лицевой стороне медали «В память 800-летия Москвы», учреждённой в 1947.

Е.И. Куксина.

Юрлов Александр Александрович

Ю́рлов Александр Александрович (1927, Ленинград — 1973, Москва), хоровой дирижёр, педагог, народный артист РСФСР (1970). Детство провёл с матерью в Ленинграде, где учился в музыкальной школе. В конце Великой Отечественной войны А.В. Свешников перевёз истощённого блокадой мальчика в Москву и поселил в хоровом училище, по окончании которого Юрлов поступил в его же класс на дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории; в 1953 Юрлов окончил аспирантуру. В 1949—54 хормейстер Государственного хора русской песни под управлением А.В. Свешникова (ныне Государственный академический русский хор). С 1958 художественный руководитель и главный дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы (с 1973 — имени Юрлова). С 1971 председатель Всероссийского хорового общества и профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (где организовал отделение по подготовке народных хоров, 1966; ныне Российская академия музыки). В числе первых произведений, исполненных в 1958 капеллой Юрловым, — кантата П.И. Чайковского «Москва». В репертуаре капеллы были и другие произведения о Москве: оратория И.Г. Болдырева «Москва — наш дом» (1970), песня «Москва майская» Дм.Я. Покрасса (1960). Государственная премия СССР (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

О.С. Лебедева.

Юсупов Николай Борисович

Юсу́пов Николай Борисович (1750 — 1831, Москва), князь, государственный деятель, сенатор (с 1788), действительный статский советник (1796), член Государственного совета (с 1823). Слушал лекции в Туринском университете. В 1783—88 на дипломатической службе в Италии, Франции, Испании, Великобритании. В 1791—99 директор императорских театров, одновременно (с 1792) возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы. В 1796—99 руководил Эрмитажем. В 1802—11 совершил путешествие по Европе. В 1811 поселился в Москве. Возглавлял Экспедицию кремлёвского строения; восстанавливал после французского разорения памятники Кремля, Оружейную палату, где в 1814 создал общедоступный музей. Юсупов собрал огромную коллекцию картин (свыше 600 полотен), скульптур, произведения прикладного искусства и богатую библиотеку. Перевезя коллекцию в Москву, часть её разместил в усадьбе в Большом Харитоньевском переулке (д. 21), основную часть — в усадьбе Архангельское, которое он приобрёл в 1810 и перестроил. В Архангельском были устроены «залы Тьеполо», 2 салона Г. Робера, «комната Грёза», «антиковый зал» (с произведениями Рембрандта), «портретная». В 1827 Юсупов подготовил иллюстрированный каталог (включал 540 картин). В собрании Юсупова были образцы фарфора всех заводов России, а также фарфор частного завода в усадьбе Архангельское. Юсупову принадлежали образцы скульптуры I—III вв., а также многочисленные копии с античных произведений. В библиотеке хранилось свыше 20 тыс. книг XV—XIX вв., в том числе значительное собрание инкунабулов. Широкой известностью пользовался крепостной театр Юсупова. После смерти Юсупова его собрание унаследовал сын Борис Николаевич (часть коллекции он вывез в Петербург). В 1919 юсуповское собрание национализировано и послужило основой для создания Музея-усадьбы «Архангельское».

Н.М. Полунина.

Юсупов Феликс Феликсович

Юсу́пов Феликс Феликсович (1856 - 1928, Рим), князь, с 1891 также граф Сумароков-Эльстон, генерал-лейтенант Свиты Его императорского величества (1915), генерал-адъютант, главноначальствующий над Москвой (5 мая - 3 сентября 1915). Воспитывался в Пажеском корпусе. Участник русско-турецкой войны 1877-78. С 1886 адъютант великого князя Сергея Александровича. С 1896 на различных командных должностях. Осенью 1914 назначен командующим Московским военным округом. С мая 1915 главны1 начальник округа и главноначальствующий над Москвой. Указ от 21 мая предоставлял ему право разрешать дела по генерал-губернаторскому управлению в подведомственных учреждениях, а также производить выдачу и расходование кредитов. Одной из первых мер Юсупова было распоряжение полиции и базарным смотрителям об усилении надзора за нормировкой цен на производимые продукты. В связи с высочайшим указом о порядке высылки из Москвы подданных воюющих с Россией государств Юсупов 23 мая 1915 докладывал министру внутренних дел Н.А. Маклакову о том, что «высылаются исключительно лица, заподозренные по агентурным данным в причастности к шпионажу...». 27 - 29 мая 1915 в Москве произошли беспорядки, в ходе которых были разгромлены магазины, промышленные предприятия, квартиры частных лиц. В связи с этими событиями в Москве был введён комендантский час (с 10 вечера до 5 утра); принимались меры, исключавшие возможность повышения цен на жильё и продукты первой необходимости, запрещались изготовление и реализация спиртных напитков и др. 24 июля Юсупов подготовил и представил председателю Совета министров И.Л. Горемыкину записку с требованием предоставить ему дополнительные полномочия для укрепления власти, в том числе о наделении главноначальствующего правом объявления Москвы на военном положении и др. Продолжение своей деятельности Юсупов ставил в зависимость от выполнения поставленных условий. Его требования были отклонены. 25 августа 1915 Юсупов подал прошение об отставке; 3 сентября Юсупов был уволен с поста главноначальствующего (исполнял свои обязанности до середины сентября). После участия Ф.Ф. Юсупова (младшего) в убийстве Г.Е. Распутина Юсупов был выслан в курское имение Ракитное, куда прибыли и его родные. После Октября 1917 Юсуповы выехали за границу.

Литература: Юсупов Ф.Ф., Перед изгнанием: 1887-1919, М., 1993.

О.В. Кузовлева.

Юсуповы

Княжеский род, потомки ногайского хана Юсуфа (умер в 1555), младшие сыновья которого Иль-мурза и Ибрагим-мурза были высланы в 1563 их дядей ногайским князем Измаилом в Россию, где получили в кормление г. Романов с уездом. Потомок Иль-мурзы Сеюш-мурза (умер в 1656), служилый татарский князь, участник военных действий на южной границе России в 30-40-х гг. Его сын Абдул-мурза (в крещении Дмитрий, умер в 1694), участник русско-турецкой войны 1676-81, в 1682 («Хованщина») активно поддерживал правительство против князей Хованских. Григорий Дмитриевич (1676-1730), сенатор (с 1726), генерал-аншеф (1730), глава Военной коллегии при Петре I, участник Азовских походов 1695-96; в 1718 один из участников Верховного суда по делу царевича Алексея. Ему в 1727 по указу Петра I перешёл принадлежащий ранее П. Шафирову дворец в Москве (Большой Харитоньевский переулок, 21). Борис Григорьевич (1695 - 1759), сенатор (с 1736), тайный советник (с 1740), в 1741 президент Коммерц-коллегии, директор Шляхетского корпуса в 1750 - 1759. Из рода Юсуповых - Николай Борисович (1750-1831), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), коллекционер, меценат. Род Юсуповых в мужском поколении пресёкся со смертью в 1891 его внука Николая Борисовича. С 1891 граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон, женатый на Зинаиде Николаевне Юсуповой (последней представительнице этого рода), получил право именоваться князем Юсуповым графом Сумароковым-Эльстоном.

Литература: Юсупов Н.Б., О роде князей Юсуповых, ч. 1-2, СПб., 1866-67.

Юткевич Сергей Иосифович

Юткевич Сергей Иосифович (1904, Петербург - 1985, Москва), режиссёр, художник, теоретик кино, народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), доктор искусствоведения (1941). В 1921-23 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда и во Вхутемасе. Как художник и режиссёр работал в мастерской Н.М. Фореггера, в Театре Революции, в Малом театре, в Театре сатиры («Баня», 1953, и «Клоп», 1955, совместно с В.Н. Плучеком). С 1960 художественный руководитель Студенческого театра МГУ («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, 1964, и др.). В кино с 1924. Фильмы: «Златые горы» (1931), «Встречный» (1932, совместно с Д.М. Эрмлером), «Человек с ружьём» (1938), «Отелло» (1956), «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966), «Сюжет для небольшого рассказа» (1970) и др. В 1962 совместно с А.Г. Карановичем поставил мультфильм «Баня», применив разработанный им метод киноколлажа, в котором были соединены актёры, документальные кадры, куклы и рисованная мультипликация. В фильме «Маяковский смеётся» (1976) продолжил эксперимент. Восстановил фильмы «Бежин луг» С.М. Эйзенштейна (с Н.И. Клейманом, 1967) и «Барышня и хулиган» (с участием В.В. Маяковского) для телевидения (1968). В 1982 поставил в Московском музыкальном камерном театре «Балаганчик» и «Незнакомку» А.А. Блока. В 1982 на Международном кинофестивале в Венеции получил Юбилейную премию за вклад в киноискусство. С 1929 преподавал во ВГИКе (с 1940 профессор). Государственная премия СССР (1941, 1947, 1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Юткевич (Глинищевский переулок, 5/7), - мемориальная доска.

Литература: Долинский М., Связь времен, М., 1976.

В.И. Божович.

Предыдущая страница Следующая страница